Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Обоснование численности медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исходя из того, что показатель «случай госпитализации» гораздо более близок конечным результатам деятельности, расчеты затрат рабочего времени врачебного персонала можно предложить проводить не по отношению к койкодням, как в настоящее время рекомендуется делать в стационарах, а к случаям госпитализации, что возможно осуществить с учетом длительности лечения. Применение этого подхода на практике… Читать ещё >

Содержание

  • 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ ПЕРСОНАЛА
    • 1. 1. Теоретические положения определения численности и система социально-экономических нормативов в здравоохранении
    • 1. 2. Подходы к решению проблемы определения затрат и результатов труда медицинских работников
    • 1. 3. Социально-экономические интересы и численность медицинского персонала
  • 2. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОТРЕБНОСТЬ ЧИСЛЕННОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
    • 2. 1. Количественные факторы
    • 2. 2. Качественные факторы
    • 2. 3. Необходимость сочетания качественных и количественных параметров для обоснования численности медицинского персонала
  • 3. РЕАЛИЗАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ НОВОГО ПОДХОДА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА
    • 3. 1. Методика и техника формирования нормативной базы определения численности (на примере лечебного отделения стационара)
    • 3. 2. Результативность методики на основании анкетного опроса
    • 3. 3. Рекомендации по совершенствованию базы расчета численности медицинского персонала.¦

Обоснование численности медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Здравоохранение, являясь сложной социальноэкономической системой и отраслью народного хозяйства, призвано обеспечивать реализацию важнейшего социального принципасохранение и улучшение здоровья граждан, оказание им высококвалифицированной лечебнопрофилактической помощи.

Здравоохранение как вид человеческой деятельности превращается в крупнейшую отрасль хозяйства по численности занятых в ней работников и масштабам используемых ресурсов (материальных, кадровых, финансовых). В 1997 году совокупный бюджет здравоохранения, складывающийся из расходов на эти цели в бюджетах всех уровней и отчислений на страховую медицину, составил 3,4% валового внутреннего продукта (ВВП). Результаты опросов населения показывают, что затраты на услуги отрасли, осуществляемые непосредственными потребителями, достигают почти 3% ВВП. Таким образом, доля здравоохранения в валовом внутреннем продукте составляет около 6%, что превышает долю многих других отраслей. К тому же существует и теневая медицина, масштабы которой оцениваются в 0,9% ВВП [110].

Формируя общественное здоровье, воздействуя на потенциал рабочей силы, занятой во всех отраслях народного хозяйства, здравоохранение предоставляет другим отраслям народного хозяйства и обществу услуги, в значительной степени компенсирующие негативные последствия их функционирования. Поэтому можно говорить не только об услугах, но и здоровье как факторе производства. Компенсационные функции здравоохранения обеспечивают снижение общей заболеваемости и смертности, удлиняют период трудовой активности людей.

Являясь составной частью непроизводственной сферы, здравоохранение таким образом решает социальные и экономические задачи, связанные с качеством жизни человека и его благосостоянием, реализацией социальных гарантий, формированием трудового потенциала общества.

Развитие здравоохранения определяется воздействием экономиче.

1*" -1 ских, экологических и социальных регуляторов, причем приоритет принадлежит социальным регуляторам, так как прогресс общества ориентирован на человека, его потребности, благосостояние и благополучие, а в конечном счете — на охрану здоровья нации, творческую реализацию ее возможностей. В связи с этим экономикосоциальные проблемы здравоохранения должны изучаться комплексно.

Эффективность здравоохранения нельзя отразить какимлибо одним показателем: она должна отражать совокупность параметров, включающих оценку конечных результатов деятельности медицинских учреждений с учетом лечебных, санитарнопрофилактических, социальных и экономических аспектов.

Медицинскую эффективность характеризуют качество и результативность диагностических исследований, проведения лечебных и профилактических мероприятий. Социальный аспект эффективности представлен комплексом показателей, отражающих воздействие здравоохранения на уровень жизни населения (удовлетворение потребностей человека в здоровье и медицинских услугах), оздоровление условий труда, обеспечение санитарноэпидемиологических норм и т. д.

Экономические аспекты эффективности предполагают оценку вклада здравоохранения в экономику страны, включающую такие показатели, как валовый общественный продукт, национальный доход общества и др. Экономическую эффективность характеризуют также качественные результаты использования различных ресурсов отраслитрудовых, материальных, финансовых.

Переход к рыночным отношениям требует разработки новых подходов к оценке эффективности функционирования объектов здравоохранения, создания гибкого механизма экономических отношений в сфере охраны здоровья людей, опирающегося на социальноэкономические регуляторы отрасли. При этом экономические аспекты развития здравоохранения должны быть органично увязаны с медикобиологическими и социальными проблемами.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что необходимо увеличение затрат на поддержание и укрепление здоровья общества, которое является социальноэкономической категорией, оказывающей непосредственное влияние на эффективность труда, а также улучшение деятельности медицинских работников на основе коренного преобразования имеющихся подходов к организации их труда и совершенствования системы управления. Решить эти задачи невозможно без разработки новых подходов к определению численности медицинского персонала, так как:

— в системе обязательного медицинского страхования включение той или иной численности персонала в расчет стоимости оказания медицинской помощи, во многом определяет финансовые потребности учреждений здравоохранения;

— расчет численности медицинского персонала, наряду с определением средней оплаты труда, является основой планирования фонда оплаты труда;

— обоснованное формирование численности работников позволяет создать действенную систему стимулирования качественного, высокопроизводительного труда.

Основным недостатком большинства существующих в настоящее время методологических подходов к определению численности медицинского персонала лечебных отделений стационара является применение в качестве базы расчета показателя «койко-место» для всех категорий медицинских работников.

Однако этот показатель не отражает реальный объем работы некоторых категорий медицинского персонала лечебных отделений стационара, например, врачебного, т.к. не позволяет учесть разницу в затратах труда по поводу конкретного заболевания и состояния больного. Кроме того, не ориентирует деятельность этой категории работников на достижение конечных результатов. щ Настоящая диссертация посвящена разработке подходов к определению численности медицинского персонала, которые учитывают не только реальный объем, но и качественные характеристики выполняемой ими работы, что позволяет ориентировать деятельность медицинских работников на достижение конечных результатов и, следовательно, служит решению поставленной перед экономической наукой важной и актуальной проблемы: расчет трудовых ресурсов здравоохранения и исследование путей улучшения их использования.

Для реализации этой цели в работе были поставлены следующие задачи: разработать новые подходы к определению базы расчета численности медицинского персоналаразработать методику определения численности медицинского персонала лечебных отделений стационара, которая учитывает не только реальный объем, но и качественные характеристики выполняемой им работы, что позволяет ориентировать деятельность медицинских работников на достижение конечных результатовоценить результативность разработанной методики при помощи анкетного опроса пациентовразработать рекомендации по совершенствованию базы расчета численности медицинских работниковразработать предложения по корректировке прямого (аналитического) метода определения трудозатрат врачебного персонала.

Предметом исследования является процесс обоснования численности медицинского персонала лечебных отделений стационара.

Объектом исследования является труд медицинских работников лечебно — профилактических учреждений.

Теоретической и методологической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных ученых в области экономики и социологии труда. В диссертации использованы концепции и основные положения работ авторов наиболее значимых для нашей темы: Б.М. Ген-кина, В. А. Гаврилова, A. JI. Маргулиса, И. В. Полякова, Ю. М. Житникова, В. М. Шиповой, М. М. Кузьменко, В. В. Баранова, Ю. В. Шиленко и др. В работе также использовались законодательные и нормативные акты, постановления и законы Правительства Российской Федерации о развитии здравоохранения, ведомственные приказы по штатам лечебнопрофилактических учреждений, статистические данные о развитии сферы здравоохранения и сравнение их с другими отраслями. Методология исследования базируется в первую очередь на анализе целевой функции здравоохранения и накладываемых на нее ограничениях, одновременном рассмотрении как субъектов, так и объектов деятельности по оказанию медицинских услуг, на сравнительном анализе данных существующих как в научной литературе, так и в нормативных материалах, изучении фактических данных о деятельности отделений, оказывающих больничную помощь, характеристик поступающих больных и технологии лечения.

Для решения поставленных в диссертации задач автор использовал методы сравнительного анализа, экспертных оценок, анкетирования, суммарный и аналитическирасчетный методы.

Выводы основаны на данных экспертных оценок, анкетирования, статистической информации Российского НИИ травматологии и ортопедии им. Р. Р. Вредена.

Научная новизна исследования заключается в разработке методологических подходов и методики обоснования численности медицинских работников лечебных отделений стационара.

Основные научные результаты, составляющие новизну исследования, заключаются в следующем: разработан дифференцированный подход к определению базы расчета численности медицинских работников в зависимости от направленности их трудовой деятельностивпервые обосновано использование в качестве базы определения численности ряда медицинских работников показателя «число законченных случаев оказания медицинской помощи», позволяющего, с одной стороны, установить более тесную связь с конечными результатами труда медицинского персонала, а с другой — использовать его для проведения финансовых расчетов в системе медицинского страхованияпредложен метод экспертных оценок для определения коэффициента трудоемкости функций, используемого при расчете численности медицинского персонала, на трудозатраты которого, влияет не только число койко-мест, но и число случаев госпитализациипроизведен расчет численности врачебного персонала лечебных отделений стационара с учетом трудоемкости работ по клиникостатистическим группам (КСГ) — определена результативность предложенной методики на основании анкетирования пациентовобоснована возможность использования показателя «длительность операции» в качестве базы для расчетов численности медицинского персонала хирургических отделенийвыявлена целесообразность определения трудозатрат врачебного персонала в расчете на один случай госпитализации и ввода индексов тяжести заболеваний, объективных характеристик пациентов, экологической обстановки и климатических факторов в данные расчеты.

Теоретическое значение диссертации состоит в том, что в ней доказана необходимость разработки и разработаны методологические подходы по совершенствованию расчета численности медицинского персонала, а также — методик определения численности медицинского персонала лечебных отделений стационара, которая учитывает не только реальный объем, но и качественные характеристики выполняемой им работы, что позволяет ориентировать деятельность медицинских работников на достижение конечных результатов.

Практическое внедрение результатов исследования. Методика, предложенная в диссертации, по определению численности медицинского персонала лечебных отделений стационара, принята к использованию в Российском НИИ травматологии и ортопедии им. P.P. Вредена, клинической больнице с поликлиникой МО РАН Российской Академии Наук, НИИ онкологии им. Петрова Н. Н. и может применяться в любых других лечебнопрофилактических учреждениях.

Диссертация включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы и четыре приложения.

выводы:

— использование отраслевых нормативов численности персонала по профилю отделения приводит к усредненному определению численности, в нашем конкретном случае разница составила 5,25 ставки,.

— занижение численности врачебного и среднего медицинского персонала приводит к увеличению нагрузки на работников, что прежде всего отражается на лечебном процессе: уменьшается время осмотров больного, число проводимых манипуляций вплоть до полного их сокращения, что в конечном итоге влияет на качество проводимого лечения,.

— в случае усредненного определения численности, зависимость трудовой нагрузки определенной категории медицинского персонала от числа случаев госпитализации, приводит к отсутствию заинтересованности у работников в более интенсивном лечении больных,.

— обоснованный расчет численности является основой планирования обоснованного фонда оплаты труда, что позволяет стимулировать качественный, высокопроизводительный труд.

Необходимо также отметить, что внедрению данного методического подхода для определения численности персонала, должна предшествовать большая подготовительная аналитическая и организационная работа: -проведение экспертного опроса,.

— анализ статистических данных о работе лечебных отделений. В частности, должны быть учтены следующие основные моменты: -реальные и предполагаемые потоки больных в данное ЛПУ, с учетом вида заболевания,.

— уровень обращаемости (госпитализации),.

— фактическая и предполагаемая структура КСГ для каждого лечебного отделения стационара.

3.2. Результативность методики на основании анкетного опроса.

Для выяснения степени удовлетворения медицинским обслуживанием на лечебных отделениях, нами был проведен пилотажный опрос пациентов с помощью анкетирования двух аналогичных отделений травматологии и ортопедии им. Р. Р. Вредена, выполнявшееся в условиях, обеспечивающих анонимность. Численность медицинского персонала первого отделения была рассчитана согласно предложенной нами методики (1 отд.), второгосогласно ведомственных приказов по штатам ЛПУ (2 отд.). Анкетным опросом были охвачены все пациенты, выписанные в течение трех месяцев из вышеуказанных отделений.

В разработанную анкету были включены вопросы, которые касались трех основных аспектов: удовлетворенности состоянием здоровья пациентов к моменту выписки из стационара, удовлетворенности работой обслуживающего персонала (среднего и младшего), удовлетворенности оказанным лечением (приложение 4).

Анкетирование показало, что на первом отделении улучшение здоровья отмечают 70% опрошенных, 28% не замечают улучшений и только у 2% оно ухудшилось. В то же время на втором отделении 50% пациентов высказываются положительно об улучшении здоровья только, 40% не наблюдают улучшений и 10% отмечают ухудшение (таблица 3.2.1).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Одной из ключевых проблем здравоохранения в условиях рынка является способность государства обеспечить конституционное право личности на охрану здоровья и получение гарантированной медицинской помощи в нужных объеме и качестве.

Современное состояние экономики России, как никогда раньше требует глубоко научных, теоретически осмысленных и взвешенных решений.

Острота проблемы усиливается в связи с углублением экономического кризиса и острым дефицитом государственного бюджета, нарастанием негативных тенденций в здоровье нации.

Все это предъявляет повышенные требования к работам методологического характера в области определения численности медицинского персонала, т.к. здравоохранение характеризуется высокой трудоемкостью работ и услуг, то есть значительными затратами труда на единицу его результата.

На примере здравоохранения можно сделать следующие выводы:

1) необходима разработка новых методологических подходов к определению численности медицинских работников, т.к. применение в качестве базы расчета показателя «койкоместо» для всех категорий медицинского персонала лечебных отделений ошибочно. Этот показатель не отражает реальный объем работы некоторых категорий медицинского персонала лечебных отделений стационара, например, врачебного, т.к. не позволяет учесть разницу в затратах труда по поводу конкретного заболевания и состояния больного. Кроме того, не ориентирует деятельность этой категории работников на достижение конечных результатов. Необходимость пересмотра нормативной базы по труду, ориентированной только на профиль отделения, а не на отдельные заболевания или группы, обусловлена также все большим использованием при расчетах стоимостных показателей МЭС, позволяющих соединить качественные и количественные, экономические и социальные стороны медицинской деятельности. Важно еще отметить следующее, что в современных условиях невозможно изолированное определение численности работников медицинских учреждений, нужно учитывать баланс социальноэкономических интересов работодателей и медицинских работников, который позволит обеспечить рост социальноэкономической эффективности, ликвидацию экономических и социальных конфликтов;

2) целесообразно использовать в качестве основы определения численности медицинских работников показатель «число законченных случаев оказания медицинской помощи.», т.к. данный показатель связан с конечными результатами деятельности медицинских учреждений, а не произведенными ими затратами, прямо соотноситься с качеством оказываемых медицинских услуг и на базе его может осуществляться финансирование деятельности медицинских учреждений. ЗСОМП как единица финансирования, представляет собой единство временной оценки (продолжительность оказания медицинской помощи), документального оформления (признание подлежащим оплате) и стоимостного выражения (стоимость оказанных услуг). Он дает возможность уравновесить два реально существующих стремления: склонность врача ускорить лечение и желание пациента получить качественное лечение. Таким образом, данный показатель отвечает всем требованиям, предъявляемых к показателю, используемому в качестве основы определения численности медицинских работников;

3) дифференцированный подход к определению базы расчета численности медицинского персонала лечебных отделений стационара является отличительной особенностью предлагаемой в диссертационном исследовании методики. Базой для расчетов численности выступает непосредственно либо число койкомест, либо число случаев госпитализации, либо одновременно и число койкомест, и число случаев госпитализации. Классификация производится на основании анализа должностных инструкций и экспертных оценок. При определении численности врачебного персонала отделений стационара учитываются такие качественные характеристики, как: вид проводимого лечения (оперативный, консервативный), особенности заболеваний (осложненные, неосложненные), классификация случаев госпитализации по конкретным КСГ. Данная методика позволяет учитывать не только реальный объем, но и качественные характеристики выполняемой медицинским персоналом работы, что позволяет ориентировать деятельность медицинских работников на достижение конечных результатов;

4) классификация работников по учету основного объекта их трудовой деятельности может и должна быть использована как основа расчета их численности. Целесообразно дальнейшее уточнение этой классификации, что предполагает конкретизацию объекта, на который направлена трудовая деятельность работников. Необходимо сделать уточнения в соответствии с ролью отдельных категорий персонала ЛПУ в ходе оказания медицинских услуг в различных условиях. Предлагается использовать показатель «длительность операции» в качестве базы для расчета численности медицинского персонала хирургических отделений, т.к. распределение операций по их длительности позволяет одновременно учитывать качественные и количественные характеристики предоставляемых медицинских услуг. Каждой группе операций, имеющих одинаковый профиль, но различающихся по длительности, могут быть поставлены в соответствие определенные затраты труда медицинского персонала, что дает возможность для преодоления характерного для медицинских учреждений стремления к включению в расчеты более высоких показателей затрат времени, поскольку от их величины в конечном счете зависит величина вознаграждения;

5) исходя из того, что показатель «случай госпитализации» гораздо более близок конечным результатам деятельности, расчеты затрат рабочего времени врачебного персонала можно предложить проводить не по отношению к койкодням, как в настоящее время рекомендуется делать в стационарах, а к случаям госпитализации, что возможно осуществить с учетом длительности лечения. Применение этого подхода на практике, требует проведения большого числа фотохронометражных наблюдений, что весьма затруднительно, поэтому при расчетах используются статистические данные. Основным условием их устойчивости и достоверности выступает малая изменяемость тяжести заболеваний (травм) и объективных характеристик пациентов (в частности, их возраста). Кроме того, следует учитывать состояние экологической обстановки и климатические факторы. Исходя из вышеизложенного, необходимо, при существенных изменениях этих характеристик, использовать в расчетах поправочные коэффициенты: индекс тяжести заболеваний, индекс объективных характеристик пациентов, индекс экологической обстановки и климатических факторов. Каждый из этих индексов может быть рассчитан как произведение частных индексов, отражающих сложную структуру факторов, формирующих их уровень, по имеющимся уже в литературе подходам к принципам их расчета;

6) социальноэкономическая эффективность медицинской помощи определяет ее результативность. Потому целесообразно проводить анкетирование пролеченных больных с целью установления степени их социальной удовлетворенности проведенным медицинским лечением.

В заключении хочется отметить, что внедрение ОМС, появление рынка медицинских услуг ставит по-новому вопросы формирования численности медицинского персонала, следствием чего должно явиться улучшение доступности и качества медицинской помощи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон о медицинском страховании граждан в РСФСР, М., 1991.
  2. Приказ МЗ РФ от 22.12.98 № 374 «О введении классификатора „Простые медицинские услуги.“»
  3. Приказ МЗ РФ от 09.10.98 № 302/87 «О мерах по реализации постановления Правительства РФ от 11.09.98 № 1096 „Об утверждении Программы государственных Гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью.“»
  4. Приказ МЗ РФ от 20.09.93 № 222 «О мерах по реализации основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.»
  5. Приказ МЗ РФ от 09.04.98 № 110 «Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения.»
  6. Приказ МЗ РФ от 20.03.92 № 93 «О мерах по выполнению Закона РФ „О медицинском страховании граждан в РФ.“»
  7. Постановление Правительства РФ «Типовой договор обязательного медицинского страхования работающих граждан"//Финансовая газета- № 10, 1992 .
  8. Постановление Госкомтруда СССР от 14.11.90 № 429 «О концепции совершенствования организации и нормировании труда в условиях перехода к рыночной экономике».
  9. Актуальные проблемы организации контроля качества и повышения эффективности медицинского обслуживания за рубежом. МЗ СССР, ВНИИМИ, Вып. З, М., 1988, 76 с.
  10. В.А. Качество- основной критерий состояния и перспектив кардиологической помощи населения. //Здравоохранен. Российск. Федер. 1989 — № 2 — С. 16−21.
  11. П.Балмасов А. А. Социальные проблемы медицины и здравоохранения //Актовая речь. Л.: ЛенГЙДУВ, 1989 — 24 с.
  12. И.Д. О показателях для оценки качества и эффективности работы врачей, медицинских учреждений и органов здравоохранения.//Сов. Здравоохранен. 1968 — № 10 — С.30−34.
  13. А.Я. и др. Человек и социальное развитие: Вопросы и ответы. М.: Политиздат, 1989 — 320с.
  14. .П., Королев И. А. О смертности населения России от неестественных причин// Здравоохран. Российск. Федер. 1993.- № 7, — С. 1517.
  15. Г. И. О количественных методах определения эффективности и качества деятельности здравоохранения.// Здравоохран. Российск. Федер., 1986. № 4 — С. 25.
  16. П.Г. Хозяйственный механизм: идеи и реальности. М.: Политиздат, 1989. — 100 с.
  17. Н.Н. Здравоохранение Великобритании: некоторые проблемы и решения. //Здравоохран. Российск. Федер. 1991. — № 8 — С. 25.
  18. Ф.Е. Новые подходы в развитии здравоохранения Великобритании.// Здравоохран. Российск. Федер. 1991. — № 5 — С. 23.
  19. М.М. Некоторые вопросы разработки системы контроля качества медицинской помощи.// Здравоохран. Российск. Федер. 1989. -№ 2 — С. 32.
  20. М.М. Опыт разработки «шкалы качества» для оценки лечебной работы в стационарных отделениях педиатрического профиля// Здравоохран. Российск. Федер. 1988. — № 1 — С. 38.
  21. А.И. Управление здравоохранением на уровне региона в условиях рыночных отношений.// Здравоохран. Российск. Федер. 1993. -№ 5 — С.З.
  22. Э.С. Система комплексной оценки деятельности врача.// Здравоохран. Российск. Федер. 1988. — № 12 — С.З.
  23. В.А. Нормы труда, вопросы ценообразования и оплаты труда медицинских работников.// Здравоохран. Российск. Федер. 1991. -№ 3 -С.15.
  24. В.А. Экономика труда в здравоохранении Экономика здравоохранен.//- 1998. — № 12 — С.35−38.
  25. .М., Петроченко П. Ф., Бухалков М. И. Нормирование труда М.: Экономика, 1985 — 272с.
  26. .М. Экономика и социология труда. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1999, 384с.
  27. И.А. О некоторых проблемах внедрения медицинского страхования.// Здравоохран. Российск.Федер.- 1995. — № 4 — С. 17.
  28. И.А. О стоимости содержания самостоятельных поликлиник и поликлинических отделов.// Здравоохран. Российск. Федер. -1998. -№ 10.-С.10−14.
  29. М.А. Совершенствование планирования расходов на содержание больниц.// Сов. Здравоохранен. 1966.- № 6.-С.5−12.
  30. И.А. Медицинское страхование проблемы и перспективы. //Здравоохран. Российск. Федер. — 1994. — № 3 — С. 12.
  31. И.Н., Милешко В. П. Медицинские кадры России.// Пробл. соц. гиг. и ист. мед. 1996. — № 2-С.30−33.
  32. Д.В. Оценка деятельности учреждений здравоохранения// Здравоохранен. Российск. Федер. 1990. — № 2 — С. 18.
  33. Е.В. Социально-экономические основы механизма хозяйствования в социально-культурном комплексе: Автореф. Д-ра эконом, н. М.: МГУ, 1994.- 20 с.
  34. Е.Н. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере услуг. М.: МГУ, 1991.- 107 с.
  35. Ю.М., Шилова В. М. Нормирование труда медицинского персонала. Состояние, проблемы, перспективы.// Здравоохран. Российск. Федер. 1997.- № 9.- С.7−12.
  36. Г. Г., Файбушевич С. И. Управление кадрами на предприятии (персональный менеджмент). СПб: Изд-во СПб университета экономики и финансов, 1992.- 73с.
  37. И.А. Научно- методическое обоснование программы подготовки медицинского учреждения к работе в условиях обязательного медицинского страхования. Дисс. к. м.н., СПб, 1994.
  38. И.А. Организационно- экономическая и финансовая модель деятельности стационара в современных условиях Экономика здравоохранения. -М., 1998. — № 4 — С.39−41.
  39. Здравоохранение Кемеровской области в условиях эксперимента (Учебно методические рекомендации)/ Под ред. проф. Г. Н. Царик. Кемерово, 1989. t
  40. В.М. Как измеряется производительность труда в США. М., 1990.
  41. Н.Р. Социальная и экономическая эффективность здравоохранения.- Саратов, изд-во Саратовского Университета, 1985.-80 с.
  42. Инструкция по использованию нормативов по труду и анализу деятельности вспомогательной лечебно- диагностической службы, 94 с. -Москва, ВНИИ им. Н. А. Семашко, 1989.
  43. Инструкция по нормированию труда врачей амбулаторного приема, 66 с. Москва, ВНИИ им. Н. А. Семашко, 1989.
  44. Информационно методические материалы по курсу «Экономика и управление здравоохранением в новых условиях хозяйствования.» — ЛДНТП, 1991.
  45. В.И. Новый хозяйственный механизм и страховая медицина: социально- экономические параллели. Экономика здравоохранения (материалы расширенного пленума научного Совета). — Ижевск, 1990.
  46. Ф.Н. Методические подходы к некоторым проблемам оплаты труда работников в условиях ОМС.- Экономика здравоохранения .М., 1998. -№ 12.-С.28−34.
  47. Ф.Н. Методологические основы перехода к новой системе планирования Экономика здравоохранения. -М., 1999. — № 1 — С.38−44.
  48. Кардиологическая помощь: проблемы качества. Под ред. В. А. Алмазова. Ставрополь, 1989.
  49. Качество труда. БСЭ 3-е изд., т. 11, С. 552.
  50. С.Е. Экономическая эффективность охраны здоровья. -Здравоохран. Российск. Федер. -М., 1986. № 4 — С. 44.
  51. В.М. Оценкам населением организации мед. помощи в городской поликлинике. Здравоохран. Российск. Федер. -М., 1990. — № 9 -С.18.
  52. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере. /Под ред. И. М. Шеймана, Л. И. Якобсон. М.: Наука, 1995.- С.9−150.
  53. Л.А. Значение экспертной оценки качества труда при разработке норм нагрузки участкового врача терапевта. Здравоохран. Российск. Федер. -М., 1988. — № 7 — С. 37.
  54. Н.В., Шапиро К. И. Конъюктурный обзор состояния травматолого- ортопедической помощи населению СПб СПб, 1999.
  55. В.П. Проблемы труда и заработной платы в здравоохранении- Экономика здравоохранения. -М., 1998. -№ 3.- С.5−11.
  56. В.П. Состояние финансирования здравоохранения. -Экономика здравоохранения. -М., 1996. № 1 — С. 10−19.
  57. Н.А. Проблемы методологии прогнозирования потребности в ресурсах здравоохранения в условиях перехода экономики к рынку Экономика здравоохранения. -М., 1998. — № 3 — С. 12−18.
  58. Н.А. Социальная защита личности в условиях формирования новых экономических отношений в здравоохранении. -Здравоохран. Российск. Федер. -М., 1993. № 11 — С. 5.
  59. Л.Л. О механизме хозяйствования в здравоохранении и формировании его фондов. Здравоохран. Российск. Федер. -М., 1991. — № 4 -С.6.
  60. М.М., Баранов В. В. Здравоохранение в условиях рыночной экономики. М., 1994. 304с.
  61. В.З. К оценке качества медицинской помощи в новых условиях хозяйствования. Здравоохран. Российск. Федер. -М., 1991. — № 3 -С.5.
  62. В. 3., Гришин В. В., Шамшурина Н. Г. и др. Экономика здравоохранения. Учебное пособие. -М., 1996.
  63. А.А. Рыночная экономика: маркетинговые основы управления, организации и финансирования национальной системы охраны здоровья. Самарский дом печати, 1996. — 111 с.
  64. А. Л. Об оценке качества и эффективности медицинской помощи. Здравоохран. Российск. Федер. -М., 1990. — № 3 -С.20.
  65. Медико- социальные проблемы охраны здоровья на этапе перехода к страховой медицине. (Материалы конференции 26−27 мая 1992.) СПб, 1992, 192с.
  66. Медико-экономическое обоснование территориальной программы ОМС: Методические рекомендации. М.: НИИ им. Н. А. Семашко РАМН, 1996.-C.3−30.
  67. Медицинские объединения: организация, экономика, самоуправление (Уч. пособие). М., издание МЗ СССР, 1988.
  68. Менеджмент в сфере услуг. /Под ред. В. Ф. Уколова. М.: Луч, 1995.- С.6−7.
  69. Методика расчета дифференцированных нормативов оплаты за пролеченного больного: Методические материалы. М.: НИИ им. Н. А. Семашко РАМН, 1997.-С.2−9.
  70. Методические материалы по нормированию труда медицинского персонала больничных учреждений Москва, ВНИИ им. Н. А. Семашко, 1996.
  71. Методические рекомендации «Организация работы травматолого-ортопедической службы России в новых экономических условиях хозяйствования.» СПб- Самара, 1992.
  72. В.П., Корнилов Н. В., Шапиро К. И., Эпштейн Г. Г. Стандарты объема медицинской помощи при хирургическом лечении дегенеративно- дистрофических заболеваний суставов Травматология и ортопедия России. — СПб., 1998. — № 3. — С .75−77.
  73. Московские городские стандарты стационарной медицинской помощи для взрослого населения. Под ред. Н. Ф. Плавунова. М.: Пресса, 1997.- С.300−301.
  74. М.Г. Нормирование труда и заработная плата при капитализме. -М., 1971.
  75. М.И., Годионенко В. Н., Чиркова А. В. Нормирование труда. СПб., 1995. 202с.
  76. В.П., Денисов В. Н., Финченко Е. А. Проблемы организации и управления судебно-медицинской службы. Новосибирск: Наука, 1996.-С.9−23.
  77. Нормирование труда медицинского персонала (инструкция по проведению нормативно- исследовательских работ) 130 с .- Москва, ВНИИ им. Н. А. Семашко, 1987.
  78. Обязательное медицинское страхование: организация и финансирование /В.В.Гришин, В. Ю. Семенов и др.- под. ред. д.м.н., профессора И. В. Полякова.- М.: 1995. 168 с.
  79. Основные официальные документы по вопросам разработки и реализации федеральных и региональных целевых программ: Сборник. Издание официальное. М.: ИИЦ Минздрава России, 1997.- С. 110−111.
  80. Осторожно: «кардиологическая» эпидемия! Петербургские страницы. — 1998.- Август. — № 19, — С. 8.
  81. А. Медицинское страхование. Вопросы экономики. -М., 1992. -№ 11 -С.81.
  82. В.А. Финансово- экономические аспекты деятельности центров здоровья. Здравоохран. Российск. Федер. -М., 1992, — № 5-С.8
  83. Г. А. Экономика и планирование здравоохранения. М.: Моск. Университет, 1976.-376с.
  84. Примерные должностные инструкции персонала стационара. М., 1983.
  85. Просвещение пациента: Учебное пособие. Б.м.: Венера-Пресс, 1996.
  86. И.В. О системе единого государственного здравоохранения в России. Здравоохран. Российск. Федер. -М., 1993. -№ 5 — С. 4.
  87. И.В. Страховая медицина- возможность и перспектива. -Экономика здравоохранения (материалы расширенного Пленума научного Совета). -Ижевск, 1990.- С-18.
  88. А.В. Система обязательного медицинского страхования в регионе: Социал. экон. характеристика. — Новосибирск: Наука, 1997.-С. 122−123.
  89. М.П. Хозяйственный механизм в здравоохранении и страховая медицина. Экономика здравоохранения (материалы расширенного Пленума научного Совета). — Ижевск, 1990. — С-68.
  90. Руководство по проблемам гарантии качества в службе крови. -Женева: ВОЗ, 1995.- 49−58 с.
  91. Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения. Под ред. Ю. П. Лисицына. Москва, 1987. — 432 с.
  92. Сборник ведомственных приказов по штатам лечебно-профилактических учреждений. -М., Издательство ГРАНТЪ, 1998. 376 с.
  93. Сборник нормативно-методических документов по переводу на новые условия хозяйствования учреждений здравоохранения.-М., т. 1, МЗ СССР, 1989.
  94. В.Ю. Программа обязательного медицинского страхования в условиях реформы государственной системы здравоохранения. Здравоохран. Российск. Федер. -М., 1993. — № 11 — С.З.
  95. Семья- врач- медсестра. М.: Изд-во РУДН, 1996.- С.116−117.
  96. Г. В., Барабаш А. П., Шапиро К. И. Эпидемиология травм и заболеваний опорно двигательной системы./ Под ред. Заслуженного деятеля науки РФ, д. м.н., профессора Т. Д. Зыряновой. — Иркутск, ИрГТУ, 1998. -78 с.
  97. ЮЗ.Симбирцев С. А. Первичная мед. помощь в Финляндии. -Здравоохран. Российск. Федер. -М., 1993. № 4 — С. 28.
  98. Ю4.Скрипник Н. Н. Нормирование и сокращение издержек производства. Соц. труд. — М., 1990. — № 5 — С.102−106.
  99. Словарь русского языка. М., т.2,Институт языкознания АН СССР, 1958.
  100. Юб.Случанко И. С. Статистическая информация в управлении учреждениями здравоохранения. М., Медицина, 1983. — 192с.
  101. Совершенствование системы здравоохранения с использованием мониторинга здоровья населения/ Р. А. Хальфин, С. П. Ермаков, Т. Н.
  102. , С. Н. Волков. Екатеринбург: Изд-во «Екатеринбург», 1997.-С.69−89.
  103. М.П. К методике оценки деятельности стационарных учреждений. Здравоохран. Российск. Федер. -М., 1986. — № 5 — С. 16.
  104. Социальная сфера России: Статистический сборник. М.: ГК РФ по статистике, 1996, — С. 105−108.
  105. Старые мифы о белом халате// Известия. 3 июня 1998, — № 100(25 200)
  106. Стоимость больничной помощи: Методика расчета по стандартам объема. Подгот.: В. М. Шипова. М.: НИИ им. Н. А. Семашко РАМН, 1996.49 с.
  107. Страховая медицина и рыночные отношения: учебное пособие/Кашин В.И., Бойко А. Т.: Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск, 1993. 137с.
  108. Сфера услуг: новая концепция развития/ Рутлайзер В. М., Арбузова Т. И. и др. М. — Экономика, 1990. — 159с.
  109. В.В. Эксперт качества мед. помощи и его роль в системе современного здравоохранения. Здравоохран. Российск. Федер. -М., 1995. — № 1 — С. 12.
  110. П. Экономический образ мышления. М. Новости, 1992.704с.
  111. Пб.Черемных Е. Н. Моделирование целевых ориентаций населения в потреблении благ и услуг социальной сферы. А/р дисс.. к. э. н, — М.: ЦЭМИ РАН, 1993.- С. 12.
  112. Г. И. Управление учреждением здравоохранения в новых условиях хозяйствования на примере больницы. Здравоохран. Российск. Федер. -М., 1991. — № 6 — С. 6.
  113. Чиновники против налогоплательщиков/ Известия. 14 апреля 1998.- № 68 (25 168).
  114. Г. Ю. Перспективы развития мед. страхования в России. Здравоохран. Российск. Федер. -М., 1992. — № 8 — С. 6.
  115. И.М. Бюджетно-страховая система здравоохранения. Основные характеристики и методы построения М., Реформы в здравоохранении, 1992. 127с.
  116. Ю.В. Экономика здравоохранения как наука. -Здравоохран. Российск. Федер. -М, 1993. № 3 — С.23−26.
  117. В.М. Нормирование труда и стоимость больничной помощи// Здравоохранение. М., 1997.- № 5.- С. 149−158.
  118. В.М., Гаврилов В. А., Маргулис A.JI. Нормирование труда медицинского персонала. Инструкция по проведению нормативно-исследовательских работ. -М., 1987.
  119. В.М. Нормирование труда медицинского персонала.- М.: Агар, 1997.- С.7−96.
  120. В.М. Нормирования труда среднего и младшего медицинского персонала. М, Издательство ГРАНТЪ, 1998. — 136 с.
  121. В.М. Основы нормирования труда в здравоохранении (учебное пособие)/ Под ред. академика РАМН О. П. Щепина. М, Издательство ГРАНТЪ, 1998. — 320 с.
  122. О.П. Новый хозяйственный механизм в здравоохранении: состояние и перспективы. Здравоохран. Российск. Федер. -М., 1991. — № 6 -С.З.
  123. Дж. Р., Берман Б. Материалы, М. Экономика, 1990.
  124. Экономика и социологи я труда. Под ред. Б. Ю. Сербиновского и В. А. Чуланова. Ростов — на — Дону, 1999. — 512с.
  125. Экономика труда /Под ред. Г. Р. Погосяна и Л. И. Жукова. -М., 1991.
  126. Competetive Health Care in Europe. Future Prospects.Ed. by A. Casparie etal Aldershat, 1990, p. l 12.
Заполнить форму текущей работой