Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование готовности будущих педагогов дошкольного образования к применению методов интерактивного обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Решение проблемы создания позитивного взаимодействия субъектов учебной деятельности связано с поиском вариантов использования конкретных интерактивных методов и форм обучения (С.А. Бизяева, A.M. Болгова, Т. Н. Добрынина, О. А. Ким, Н. Е. Седова и др.). Определенную роль в нашей работе играют современные подходы к организации интерактивного обучения (ЛХ Гейхман, ИМ Горбаченко, И. А. Горяинова, И… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. НАУЧНаПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
    • 1. 1. Теоретические основы интерактивного обучения как дидактической категории
    • 1. 2. Педагогические условия формирования готовности будущих педагогов дошкольного образования к применению методов интерактивного обучения
    • 1. 3. Место формирования готовности к применению методов интерактивного обучения в процессе современной подготовки будущего педагога дошкольного образования
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
    • 2. 1. Выявление уровня готовности будущих педагогов дошкольного образования к применению методов интерактивного обучения
    • 2. 2. Апробация процессуальной модели формирования готовности студентов по специальности 50 703 «Дошкольная педагогика и психология» к применению методов интерактивного обучения
    • 2. 3. Оценка результатов работы по формированию готовности будущих педагогов дошкольного образования к применению методов интерактивного обучения
  • Выводы по второй главе

Формирование готовности будущих педагогов дошкольного образования к применению методов интерактивного обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В соответствии с современными условиями развития и запросами всех сфер общества происходит существенная модернизация содержания и структуры педагогического образования. Происходящие изменения направлены на повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников педагогических учебных заведений на рынке труда, обеспечение преемственности на всех уровнях профессионального образования, углубление его фундаментальности и усиление практической направленности.

Современному дошкольному образованию необходимы специалисты, способные к работе в новых социально-экономических условиях, к реализации своего профессионального творческого потенциала. К категории педагогов дошкольного образования относятся воспитатели, заведующие дошкольными образовательными учреждениями, старшие воспитатели, специалисты отделов дошкольного образования окружных управлений образования, преподаватели дошкольной педагогики и психологии.

Подготовка специалистов дошкольного образования осуществляется на двух уровнях: в средних профессиональных учебных заведениях и в вузах.

Среднему профессиональному образованию принадлежит особая роль, так как выпускник должен быть готов к реализации требований по модернизации дошкольного образования, обозначивших переход к развивающей парадигме подготовки детей к обучению в школе, предполагающих уход от учебно-дисциплинарной модели обучения и перспективу замены фронтальных занятий на диалоговые формы и методы работы с детьми.

В подготовке воспитателей центральное место занимает личность преподавателя дошкольной педагогики и психологии, который является носителем традиций, профессионально-ценностных ориентиров, актуального опыта. Современный преподаватель педагогического колледжа должен быть способным к импровизации на учебном занятии, уметь организовать учебный диалог, создать атмосферу успеха, творчества, взаимодействия, использовать современные педагогические технологии, ориентироваться в образовательных тенденциях, видеть перспективы, заражать студентов собственной активной жизненной позицией.

В связи с этим большое значение приобретает готовность педагогов дошкольного образования к применению разнообразных коммуникационных педагогических технологий, в основу которых положены интерактивные содержание, методы и формы обучения.

Проблемы подготовки педагогических кадров и, в частности, формирования готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности нашли широкое отражение в психолого-педагогической литературе.

Учеными разрабатывается современная методология подготовки педагогов к профессиональной деятельности (Г.Л. Ильин, B.JI. Матросов, А. И. Пискунов, М. В. Рыжаков, В.А. Сластенин).

В рамках обозначенной проблемы широкий пласт научных исследований освещает вопросы готовности студентов к профессиональной деятельности как результату подготовки. Внимание уделяется диагностике и контролю готовности будущего педагога, ее критериям и уровням (JI.B. Антропова, В. И. Виноградов, JI.M. Гура, А. В. Назарова, B.C. Лазарев и др.). Важное место занимают работы по формированию различных составляющих готовности (Н.В. Калинина, Г. А. Кручинина, Е. А. Пырьев, Л. А. Филимонюк, С. В. Шмелева и др.) и готовности студентов к разнообразным видам профессиональной деятельности (Л.И. Бердешева, И. О. Гилева, В. Ш. Масленникова, Н. А. Русакова, А.С. Хов-рина, ОК. Шишкина и др.). Исследователями решаются вопросы технологии формирования профессиональных умений будущих педагогов (Е.В. Андриен-ко, Н. И. Мешков, Н. А. Мисливец и др.).

Для нашего исследования значимы труды, посвященные проблемам подготовки и готовности специалистов дошкольного образования к профессиональной деятельности (JI.M. Волобуева, JI.A. Григорович, Т. И. Ерофеева, МБ. Зацепина, С. А. Козлова, М. В. Лазарева, Г. П. Новикова, JI.B. Поздняк, ОПР^цыно-ва, ВИ Дцшжо и др.). Наибольшую важность приобретают исследования подготовки специалистов для средней профессиональной школы и, в частности, по дошкольной педагогике и психологии (Н.А. Морева, Л. Г. Семушина и др.).

Эффективная работа педагогических кадров в современном детском саду, колледже и вузе невозможна без организации паритетного диалога всех субъектов учебно-воспитательного процесса.

Решение проблемы создания позитивного взаимодействия субъектов учебной деятельности связано с поиском вариантов использования конкретных интерактивных методов и форм обучения (С.А. Бизяева, A.M. Болгова, Т. Н. Добрынина, О. А. Ким, Н. Е. Седова и др.). Определенную роль в нашей работе играют современные подходы к организации интерактивного обучения (ЛХ Гейхман, ИМ Горбаченко, И. А. Горяинова, И. А. Дмитриева, ЛХ Заинутдино-ва, МВ. Кларин, Е. В. Коротаева, А. В. Кошарный, А. С. Молчанов, Н. Г. Суворова, В. В. Чистов и др.), в которых данный тип обучения предстает либо как средство, либо как условие развития познавательной активности обучаемых, либо как дидактический элемент современных информационных технологий, либо как фактор педагогического взаимодействия субъектов учебного процесса.

Анализ представленных выше научных трудов позволяет сделать вывод, что в современной образовательной практике имеет место стихийное использование отдельных методов интерактивного обучения.

Все вышеизложенное позволяет выделить противоречие между потребностью современного дошкольного образования в педагогических кадрах, способных применять методы интерактивного обучения в своей работе, и отсутствием научно обоснованной модели формирования готовности таких специалистов.

Названное противоречие подтверждает актуальность данного исследования и предоставляет возможность сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия формирования готовности будущих педагогов дошкольного образования к применению методов интерактивного обучения.

Социально-педагогическая значимость, важность теоретического обоснования и практического решения обозначенной проблемы, а также наличие научных предпосылок для ее изучения определили выбор темы исследования: «Формирование готовности будущих педагогов дошкольного образования к применению методов интерактивного обучения».

Цель исследования: разработка и научное обоснование педагогических условий формирования готовности будущих педагогов дошкольного образования к применению методов интерактивного обучения.

Объект исследования — профессиональная подготовка студентов в высшем учебном заведении к работе в системе современного дошкольного образования.

Предмет исследования — процесс формирования готовности будущих педагогов дошкольного образования к применению методов интерактивного обучения.

В основе диссертационного исследования лежит гипотеза о том, что процесс формирования готовности будущих педагогов дошкольного образования к применению методов интерактивного обучения будет эффективным, если:

• организовано взаимодействие субъектов обучения на основе паритетного диалога, который содействует творческому овладению профессиональными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для работы педагога дошкольного образования;

• разработана и реализована процессуальная модель формирования готовности будущих педагогов дошкольного образования к применению методов интерактивного обучения.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы интерактивного обучения как дидактической категории.

2. Выделить педагогические условия формирования готовности будущих педагогов дошкольного образования к применению методов интерактивного обучения.

3. Осуществить анализ современного состояния проблемы формирования готовности будущих педагогов дошкольного образования к применению методов интерактивного обучения.

4. Обосновать, разработать и апробировать процессуальную модель формирования готовности будущих педагогов дошкольного образования к применению методов интерактивного обучения.

5. Экспериментально проверить эффективность выявленных педагогических условий формирования готовности будущих педагогов дошкольного образования к применению методов интерактивного обучения.

Методологическую основу исследования составили: исследования по обновлению процесса обучения в отечественной средней и высшей школах (АА Вербицкий, Ю. А. Дмитриев, Г. Л. Ильин, С. А. Козлова, М. В. Лазарева, Н. А. Морева, Г. П. Новикова, О. П. Радынова, Л. Г. Сему шина, Д. В. Черни лев-ский и др.) — ведущие теории профессиональной подготовки студентов педагогических вузов (OA Абдуллина, С. К. Бондырева, Л. В. Горюнова, А. А. Кузнецов, В. Л. Макросов, AM Новиков, М. В. Рыжаков, В. А. Сластенин, В. П. Симонов и др.) — методологические основы готовности к деятельности (В.П. Зинченко, М. И. Дьяченко, Н. Д. Левитов, B.C. Мерлин, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов, А. А. Понукалин, Д. Н. Узнадзе и др.), теоретико-практические исследования по формированию готовности студентов к профессиональной деятельности (КМ Ду-рай-Новакова, ГАКручинина, АИ Мищенко, В. А. Сластенин и др.) — концептуальные основы теории деятельности (Л.С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), современные теории профессионально-педагогической деятельности (А.А. Деркач, АПБеляева, ИА Зимняя, Е. А. Климов, А. К. Маркова и др.) — теория активизации личности в обучении (И.Я. Лернер, М. И. Махмутов, П. И. Пидкасистый, М. Н. Скаткин, Д. И. Фельдштейн и др.) — методология современных подходов в образовании: синергетического (ВМ. Андреев, ЕН. Князева, С. В. Кульневич, С. П. Курдюмов, С. С. Шевелева и др.) — личностно-ориентированного (Д.А. Белухин, Е. В. Боцдэревская, О. С. Газман, В. В. Сериков, Е. Н. Шиянов, И. С. Якиманская и др.) — контекстного (А.А. Вербицкий, Т.Д. Ду-бовицкая) — ведущие положения теории диалога (М.М. Бахтин, В. В. Виноградов, Ю. Н. Емельянов, М. С. Каган, Л. П. Якубинский и др.) — основные положения теории педагогического взаимодействия (М.Т. Громкова, В. К. Дьяченко, Е. А. Леванова, В. А. Маликова, В. А. Петровский, В. П. Симонов и др.) — фундаментальные исследования педагогического общения как вида профессиональной деятельности преподавателя (А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, А. В. Мудрик др.) — психологические основы интерактивного обучения (Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — основные положения теории ишеракшвнош обучения (JLK. Гейхман, М. В. Кларин, Е. В. Коротаева и др.).

Сочетание теоретического и практического характеров работы обусловило выбор методов исследования:

• методы теоретического анализа: анализ философской, социологической, культурологической и психолого-педагогической литературы, сравнительно-сопоставительный, моделирование, прогнозирование процесса и результата формирования готовности будущих педагогов дошкольного образования к применению методов интерактивного обучения;

• диагностические: анкетирование, экспресс-опрос;

• обсервационные: включенное наблюдение за деятельностью студентов вуза;

• праксиометрические: изучение и обобщение педагогического опыта работы преподавателей средних профессиональных учебных заведений, педагогический эксперимент, изучение и анализ деятельности студентов.

Экспериментальная база исследования: ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», факультет дошкольной педагогики и психологиипедагогические колледжи №№ 5, 13, 15 г. Москвы.

Этапы исследования

Первый этап (2005—2006), подготовительный. Изучение степени разработанности и анализ проблемы исследования, определение теоретико-методологической базы исследования, выявление сущностных характеристик основных понятий диссертационной работы. Построение гипотезы, определение направления исследования согласно сформулированным задачам. Разработка процессуальной модели формирования готовности будущих педагогов дошкольного образования к применению методов интерактивного обучения. Подготовка программы спецкурса «Интерактивные методы в образовании» и разработка интерактивных занятий психолого-педагогического практикума по дисциплине «Педагогика среднего профессионального образования».

Второй этап (2006;2009), экспериментальный. Выбор базы для экспериментальной работы, составление программы эксперимента, подбор диагностических методик, проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента, анализ их результатов. Внедрение результатов исследования в образовательную практику педагогических колледжей и вузов.

Третий этап (2009;2010), обобщающий. Обработка и систематизация исследовательских материалов работы. Стилистическая правка текста диссертации. Формулирование выводов исследования.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, состоят в том, что:

— представлен целостный анализ состояния проблемы формирования готовности будущих педагогов дошкольного образования к применению методов интерактивного обучения;

— теоретически обоснована и апробирована процессуальная модель формирования готовности будущих педагогов дошкольного образования к приме-нершю методов интерактивного обучения;

— определены педагогические условия, способствующие формированию готовности будущих педагогов дошкольного образования к применению методов интерактивного обучения.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— спроектирована научно обоснованная процессуальная модель формирования готовности будущих педагогов дошкольного образования к применению методов интерактивного обучения, дана содержательная характеристика ее компонентов (мотивационно-ценностный, когнитивно-операционный, личностный);

— выявлены, обоснованы и апробированы педагогические условия, способствующие формированию готовности студентов к применению методов интерактивного обучения.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе:

— раскрыто содержание понятия «готовность педагогов дошкольного образования к применению методов интерактивного обучения»;

— обоснованы и осуществлены теоретико-методологические подходы к изучению и моделированию процесса формирования готовности будущих педагогов дошкольного образования к применению методов интерактивного обучения;

— определен и обоснован критериально-диагностический аппарат оценки эффективности реализации модели формирования готовности будущих педагогов дошкольного образования к применению методов интерактивного обучения.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что:

— содержащиеся в нем теоретические положения и выводы нашли отражение в работе дошкольных образовательных учреждений, колледжей и вузов и способствовали повышению уровня готовности будущих педагогов дошкольного образования к применению методов интерактивного обучения;

— внедрена в образовательную практику средних профессиональных и высших учебных заведений процессуальная модель формирования готовности будущих педагогов дошкольного образования к применению методов интерактивного обучения;

— разработан спецкурс «Интерактивные методы в образовании»;

— разработана система интерактивных занятий психолого-педагогического практикума;

— разработано информационно-предметное обеспечение спецкурса и психолого-педагогического практикума, включающее УМК по спецкурсу, систему мультимедийных презентаций по содержанию лекций, дидактический инструментарий мониторинга качества знаний, умений и навыков.

Апробированные разработки в полном или модифицированном виде могут быть использованы в практике подготовки бакалавров и магистров педагогики, в системе послевузовского образования как элективный курс для аспирантов, в системе дополнительного профессионального образования преподавателей колледжа разных сфер профессиональной деятельности, в работе специалистов дошкольного образования.

Достоверность и обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечивается отбором методологических подходов и принципов, использованием комплекса общенаучных и педагогических методов научной работы, релевантным цели, задачам и специфике исследованиясопоставимостью полученных результатов данным аналогичных исследованийисходными методологическими позициями автора, разнообразием привлеченных фактов и источников, проверкой и взаимопроверкой знаний об объекте изучения, полученных в ходе исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Интерактивное обучение способствует более эффективному усвоению студентами учебной информации, развитию коммуникативной компетенции и особенностей личности, необходимых педагогу дошкольного образования. Это обеспечивается тем, что:

— методы интерактивного обучения моделируют содержание педагогической деятельности;

— овладение знаниями, умениями и навыками происходит в процессе равноправного диалогического общения в атмосфере доверия, понимания;

— участники оказывают друг другу поддержку;

— содержание учебного материала стимулирует к совместному поиску и творческому решению учебных проблем.

2. Готовность будущих педагогов дошкольного образования к применению методов интерактивного обучения — это сложное структурное личностное образование, ядро которого составляет мотивационно-ценностное отношение к организации взаимодействия и паритетному диалогу субъектов обучения, а также синтез знаний об интерактивном обучении, умений применять методы интерактивного обучения на занятиях и психологических качеств личности, необходимых для осуществления такого обучения.

3. Эффективность формирования готовности будущих педагогов дошкольного образования к применению методов интерактивного обучения достигается соблюдением совокупности следующих педагогических условий:

— организация взаимодействия субъектов обучения на основе паритетного диалога, реализуемого с помощью создания комфортного учебного пространства и принятия педагогом роли фасилитатора, обеспечивающих рефлексию интеллектуальной и коммуникативной деятельности обучаемых;

— реализация разработанной процессуальной модели формирования готовности будущих педагогов дошкольного образования к применению методов интерактивного обучения, включающей три взаимосвязанных компонента (мотиваци-онно-ценностный, когнитивно-операционный и личностный) и осуществляемой посредством спецкурса «Интерактивные методы в образовании», а также занятий психолого-педагогического практикума.

Апробация и внедрение результатов исследования. Итоги исследования обсуждались на заседаниях кафедры дошкольной педагогики факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ (2005;2009 гг.). Автор участвовала в региональных (Мурманск — 2005, 2009 гг.) — межвузовских (Москва -2006 г.) — Всероссийских (Коломна — 2006 г., Челябинск — 2006 г.) — международных (Москва — 2007, 2010 гг., Чита — 2010 г.) научно-практических конференциях, а также в научных сессиях МПГУ (2005—2010 гг.). Основные результаты получили одобрение слушателей мастер-классов на российских образовательных форумах «Школа 2005», «Школа 2006», «Школа 2009», «Школа 2010». Нашли практическое применение на занятиях курсов повышения квалификации практических работников дошкольного образования (г. Люберцы Московской области — 2007 г., Москва — 2010 г.), в практике работы педагогических колледжей №№ 10, 16 г. Москвы, экспериментальной площадки факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ (МДОУ ЦРР — д/с № 45 «Мечта», г. Серпухов Московской области). Отражены в инновационных образовательных проектах МПГУ «Углубление фундаментальных научных основ подготовки педагогических кадров», «Формирование актуальной профессиональной компетенции педагогов».

Основные идеи и научные результаты отражены в публикациях по теме исследования.

Структура и объем диссертации

определяются последовательностью и взаимообусловленностью этапов исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (220 источников) и 10 приложений. Текст рукописи иллюстрирован 27 таблицами, 5 рисунками.

Выводы по второй главе:

Констатация уровня готовности будущих педагогов дошкольного образования к применению методов интерактивного обучения по уровню развития каждого из ее компонентов позволила выявить, что в экспериментальной и контрольной группах преобладал средний и выше среднего уровни готовности к применению методов интерактивного обучения. Это позволило сформулировать цель формирующего этапа эксперимента, как повышение уровня готовности студентов специальности 50 703 «Дошкольная педагогика и психология» к применению методов интерактивного обучения в педагогическом колледже.

Реализация этой цели осуществлялась через апробацию процессуальной модели формирования готовности будущих педагогов дошкольного образования к применению методов интерактивного обучения. Анализ и оценка занятий, проводимых студентами экспериментальной группы в ходе преддипломной практики, показал, что большинство студентов освоили программу интерактивного обучения и продемонстрировали высокий уровень умений, навыков, качеств, необходимых педагогу, реализующему методы интерактивного обучения.

Результаты контрольного эксперимента показали эффективность предложенной процессуальной модели. Положительные изменения уровня готовности студентов к применению методов интерактивного обучения в экспериментальной группе оказались существенно выше, чем в контрольной. Студенты экспериментальной группы стали более широко, чем студенты предыдущих выпускных курсов, использовать методы интерактивного обучения на занятиях со студентами колледжа в ходе преддипломной педагогической практики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведенного исследования научно обоснована, теоретически доказана, экспериментально проверена и подтверждена гипотеза, решены все поставленные задачи.

Сформулированы следующие выводы, подтверждающие эффективность проделанной работы:

1. Изучение теоретических основ интерактивного обучения позволило трактовать его как процесс совместного познания студентами учебной информации в диалогическом взаимодействии друг с другом и с педагогом. Установлено, что своеобразием интерактивного обучения выступает его ориентация на взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся над активностью педагога в процессе обучения.

Определены базовые характеристики интерактивного обучения — взаимодействие, общение и диалог, способствующие продуктивному усвоению учебной информации, развитию коммуникативной компетенции и особенностей личности, необходимых педагогу дошкольного образования. Моделирование содержания педагогической деятельности и стимулирование совместного поиска информации в процессе равноправного диалогического общения обеспечивались опорой на синергетический, личностно-ориентированный, контекстный подходы, базирующиеся на принципах сотрудничества и проблемности обучения.

2. Выделены условия формирования готовности будущих педагогов дошкольного образования к применению методов интерактивного обучения:

— организация взаимодействия субъектов обучения на основе паритетного диалога, реализуемого с помощью создания комфортного учебного пространства и принятия педагогом роли фасилитатора, обеспечивающих рефлексию интеллектуальной и коммуникативной деятельности обучаемых;

— реализация специально разработанной процессуальной модели, стимулирующей рефлексивное самоопределение студентов, творчество, эмпатию, самостоятельность, уверенность в себе, личностное отношение к процессу обучения, мотивацию к инициативному и творческому освоению учебного материала.

3. Изучение и анализ современного состояния проблемы формирования готовности будущих педагогов дошкольного образования к применению методов интерактивного обучения позволили выделить мотивационно-ценностный, когнитивно-операционный и личностный компоненты готовности, отражающие отношение к организации взаимодействия и паритетному диалогу субъектов обучения, а также синтез знаний об интерактивном обучении, умений применять интерактивные методы на занятиях и психологических качеств личности, необходимых для осуществления такого обучения.

4. Обоснована, разработана и апробирована процессуальная модель формирования готовности будущих педагогов дошкольного образования к применению методов интерактивного обучения. Центральными компонентами модели выступили элективный спецкурс «Интерактивные методы в образовании» и интерактивные занятия психолого-педагогического практикума, вюиочение которых в учебный процесс обусловлено инновационностью содержания, а также творческим характером деятельности студентов и преподавателя. Эффективность реализации спецкурса и практикума обеспечивало их информационно-предметное обеспечение, включающее УМК по спецкурсу, систему мультимедийных презентаций по содержанию лекций, дидактический инструментарий мониторинга качества знаний, умений и навыков.

5. Осуществление обучения на основе содержания разработанной модели и организация взаимодействия субъектов учебного процесса позволили подготовить будущих педагогов дошкольного образования к применению методов интерактивного обучения:

— студенты показали умения переносить полученные знания об особенностях преподавания в среднем профессиональном учебном заведении и методических основах интерактивного обучения в реальную практическую деятельность в колледже;

— осуществляли учебное диалоговое общение с учащимися колледжа;

— применяли на занятиях дискуссию, мозговой штурм, тренинг, игры, метод проектов, дебаты.

Экспериментальным путем выявлены и оценены уровни готовности будущих педагогов дошкольного образования к применению методов интерактивного обучения. Установлено, что использованная система диагностических методик, разработанных и научно обоснованных взаимосвязанных критериев, показателей и уровней проявления готовности по мотивационно-ценностному, когнитивно-операционному и личностному компонентам позволяла максимально учесть специфику готовности будущих педагогов дошкольного образования к реализации методов интерактивного обучения в колледже.

Показана динамика возрастания уровня готовности по мере усвоения знаний, умений и навыков, полученных студентами в ходе спецкурса «Интерактивные методы в образовании» и занятий психолого-педагогического практикума.

Апробация разработанной процессуальной модели показала эффективность проведенного исследования. Действенность результатов подтвердили высокие качественные и количественные показатели эксперимента, данные внедрения результатов исследования в образовательную практику дошкольных учреждений, педагогических колледжей и вузов.

Предметом дальнейших исследований может стать детальная разработка технологии интерактивного обучения с учетом компетентностного подхода к подготовке педагогов дошкольного образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса/Ш.А. Амонашвили. Минск.: Изд-во Университетское, 1990.-251 с.
  2. , Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка / Ш. А. Амонашвили. М.: Знание, 1980. — 96 с.
  3. , Ш. А. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования / Ш. А. Амонашвили, В. И. Загвязинский // Педагогика. -2000.-№ 2.-С. 11−16.
  4. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. JI.: ЛГУ, 1968.-339 с.
  5. , Б.Г. Избранные психологические труды : в 2 т. / — М.: Педагогика, 1980.-Т. 1.-512 с.
  6. , В.И. Педагогика / В. И. Андреев. Казань: ЦИТ, 2000. -608с.
  7. , Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: Наука, 1994.-324 с.
  8. , Е.В. Подготовка учителя к самоактуализации в педагогической деятельности : автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. В. Андриенко. — М., 1994.- 16 с.
  9. , Л.В. Теоретические основы формирования готовности учителя к педагогической деятельности в адаптивной школе : моногр. / Л. В. Антропова. М.: Прометей, 2002. — 243с.
  10. , С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1980. -368 с.
  11. , А.Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. — М.: Изд-во МГУ, 1990.-367 с.
  12. , Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения / Ю.К. Ба-банский. М.: Знание, 1978. — 48 с.
  13. , М. А. Школа-парк: как построить школу без классов и уроков / М. А. Балабан. М.: Первое сентября, 2001. — 208 с.
  14. , С.Н. Основы профессионально-педагогического общения / С. Н. Батракова. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1986. — 80 с.
  15. , М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1986. — 306 с.
  16. , В.П. Подготовка студентов к педагогическому регулированию взаимодействия детей раннего и дошкольного возраста со сверстниками : автореф. дис.. д-ра пед. наук: / В. П. Белкина. Ярославль., 2000. — 42 с.
  17. , Д.А. Личностно-ориентированная педагогика : учеб. пособие / Д. А. Белухин. М.: Изд-во МПСИ, 2005. — 439 с.
  18. , А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки : метод, пособие / А. П. Беляева. М.: Высш. шк., 1991. — 152 с.
  19. , В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Бес-палько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  20. , С.А. Игровые формы интерактивного обучения как средство развития познавательного интереса студентов: дис.. канд. пед. наук: / С. А. Бизяева. Ярославль, 2007. — 123 с.
  21. Бим-Бад, Б. М. Педагогическая антропология: учеб. пособие / Б.М. Бим-Бад. М.: Изд-во УРАО, 1998. — 576 с.
  22. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. М.: Дрофа, 2003. — 528 с.
  23. , П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения : В 2 т. / П. П. Блонский. М.: Педагогика, 1986. — Т. 2. — 400 с.
  24. , Г. Общество как символическая интеракция / Г. Блумер // Современная зарубежная социальная психология. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. С.173−179.
  25. , Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. Ростов-н/Д.: ТЦ Учитель. — 560 с.
  26. , Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. — Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического ун-та, 2000. 352 с.
  27. , Н.Ю. Становление экзистенциальных ценностей будущих учителей в процессе интерактивного обучения : дис.. канд. пед. наук. / Н. Ю. Бондаренко. Ростов-на-Дону, 2006. — 128 с.
  28. , С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства : избр. тр. / С. К. Бондырева. — М.: МО-ДЭК, 2003.-352 с.
  29. , М. Веление духа. Избранные произведения: статьи. Путь человека. Я и Ты / сост., ред., Н. Файнгольца / М. Бубер. Иерусалим: Изд-во Р. Портной, 1990. — 288 с.
  30. , С.К. Профессиональная подготовка педагогических кадров в системе «педучилище-вуз» // Многоуровневое высшее педагогическое образование. Омск, 1994. — Вып.6. — С. 47−49.
  31. , А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. — М.: Высш. шк., 1991. — 207 с.
  32. , В.И. Психодиагностическое обеспечение формирования психологической готовности личности к профессиональной деятельности : ав-тореф. дис.. канд. психол. наук: / В. И. Виноградов. М., 1996. — 20 с.
  33. , М.И. Педагогический потенциал интерактивных технологий обучения как фактор развития коммуникативной компетенции студентов : дис.. канд. пед. наук: / М. И. Винокурова. Иркутск, 2007. — 167 с.
  34. , JI.C. Проблемы развития психики / JI.C. Выготский / под ред. A.M. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. — Т. 3. — 368 с.
  35. , О.С. Неклассическое образование: от авторитарной педагогики к педагогике свободы / О. С. Газман / ред.-сост. А. Зверев, А. Тубельский. М.: МИРОС, 2002. — 296 с.
  36. , П.Я. Введение в психологию: учеб. пособие для вузов / П. Я. Гальперин. М.: Книжный дом «Университет», 1999. — 332 с.
  37. , JI.K. Интерактивное обучение общению. Подход и модель / JI.K. Гейхман. — Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2002. — 260 с.
  38. , С.Н. Как вести себя на тренинге? / С. Н. Гладышев // Обучение и карьера. М., 2005. — № 35. — С.70.
  39. , И.М. Методы моделирования процесса обучения и разработки интерактивных обучающих курсов: дис.. канд. техн. наук / И. М. Горбаченко. — Красноярск, 2001. 224 с.
  40. , JI.B. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России : дис.. д-ра пед. наук / JI.B. Горюнова. Ростов-на-Дону, 2006. — 427 с.
  41. , И.А. Формирование познавательной деятельности студентов с использованием методов активного обучения в высшем учебном заведении : дис.. канд. пед. наук / И. А. Горяинова. Ставрополь, 2005. — 208 с.
  42. , М.В. Диалоговая технология обучения как средство формирования профессионального интереса студентов к педагогической деятельности : дис.. канд. пед. наук: / М. В. Гулакова. Ставрополь, 2000. — 164 с.
  43. , JI.M. Педагогические основы формирования социально-психологической готовности студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности : автореф. дисс.. канд. пед. наук / JI.M. Гура. Хабаровск, 1994. — 16 с.
  44. , А.Б. Активные методики — залог успеха / А. Б. Гутников, А. Н. Иоффе // Гражданское образование — путь к демократическому обществу. СПб.: РГПУ — 1999. — С. 110−123.
  45. , А.Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права: кн. для преподавателя / А. Б. Гутников, В. Н. Пронькин, Н. Элиас-берг СПб: Ин-т права имени принца П. Г. Ольдебургского — 2000. — Т. 1. — 320 с.
  46. , В.В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. -М.: Академия, 2004. 288 с.
  47. , А.А. Акмеологические основы развития профессионала / А. А. Деркач. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004. — 752 с.
  48. , Д. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве / Д. Джонсон., Р. Джонсон., Э. Джонсон-Холубек. СПб.: Экономическая школа, 2001. -256 с.
  49. , Д. Тренинг общения и развития / Д. У. Джонсон. М.: Издательская группа «Прогресс», 2000. — 248 с.
  50. , Т.П. Учебный диалог как средство формирования личностно ориентированного знания : автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. П. Дикун. -Оренбург, гос. пед. ун-т. Оренбург, 1999. — 19 с.
  51. , И.А. Повышение эффективности обучения средствами интерактивных информационных технологий (на примере изучения курса «педагогика»): дис.. канд. пед. наук / И. А. Дмитриева. Таганрог, 2005. — 147 с.
  52. , Т.Н. Педагогические условия применения интерактивных форм обучения в педагогическом вузе : дис.. канд. пед. наук / Т. Н. Добрынина. Новосибирск, 2003. — 203 с.
  53. Дурай-Новакова, К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: дис.. докт. пед. наук / К.М. Дурай-Новакова. М., 1983. — 353 с.
  54. , В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие / В. К. Дьяченко. М.: Педагогика, 1989. — 160 с.
  55. , М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. — Минск: БГУ, 1976 176 с.
  56. , Ю.Н. Обучение паритетному диалогу : учеб. пособие / Ю. Н. Емельянов. Л.: ЛГУ, 1991. — 107 с.
  57. , Г. Н. Формирование готовности к профессионально-педагогической деятельности будущих мастеров производственного обучения : дис.. д-ра пед. наук / Г. Н. Жуков. Екатеринбург: ПроСофт-М, 2005 — 423 с.
  58. , Ю.М. Эффективность делового общения / Ю. М. Жуков. М.: Знание, 1988. — 64 с.
  59. , А.Л. Концептуальные представления о совместной деятельности / А. Л. Журавлев // Социальная психология в трудах отечественных психологов СПб.: Изд-во Питер, 2000. — С. 185−196.
  60. , Ю.М. Очерки теории психической регуляции поведения / Ю. М. Забродин. М.: Магистр, 1997. — 208 с.
  61. , В.И. О стратегических ориентирах развития образования на современном этапе / В. И. Загвязинский. Образование и наука, 1999, № 1. — С. 32−40.
  62. , В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. — М.: Академия, 2001.- 192 с.
  63. , JI.X. Теоретические основы создания и применения дидактических интерактивных программных систем по общетехническим дисциплинам : автореферат дис.. докт. пед. наук: / JI.X. Зайнутдинова. М., 1999.-42 с.
  64. Закон РФ «Об образовании» // «Ведомости СНД и ВС РФ», 30.07.1992, N30, ст. 1797, «Российская газета», N 172,31.07.1992.
  65. , JI.B. Избранные педагогические труды / JT.B. Занков. — М.: Дом педагогики, 1999. 608 с.
  66. , И.А. Коммуникативная культура студента (к проблеме формирования) / И. А. Зимняя, И. А. Мазаева. М., Ижевск: Изд-во Удм. гос. уни-верс., 2002. — 42 с.
  67. Зимняя, И. А Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта / И. А. Зимняя, Б. Н. Боденко, Т. А. Кривченко. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 67 с.
  68. , И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов / И. А. Зимняя. М.: Издательская корпорация Логос, 2000. — 384 с.
  69. , А.О. Философские основания педагогической деятельности : автореф. дисс.канд. филос. наук / А. О. Зоткин. Томск, 1997. — 18 с.
  70. Игры, Обучение, Тренинг, Досуг.: в 4 кн. / под ред. В.В. Петрусин-ксого. — М.: Новая школа, 1994. 368 с.
  71. , Г. Л. Научно педагогические школы: проективный подход / Г. Л. Ильин. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.-51 с.
  72. , М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
  73. , В.Б. Устойчивое развитие. Игры и упражнения: материалы к тренингам для обществ, орг. и учреждений образования /В.Б. Калинин, Т. Д. Гайворон. Обнинск: АсЭкО, 2002. — 54 с.
  74. , Н.В. Эмоциональная готовность учителя к профессиональной деятельности как условие успешной адаптации к социальной роли / Н. В. Калинина // Проблемы адаптации учителя к профессиональной деятельности. -Ульяновск: УИПК ПРО, 1998. С. 39−47
  75. Кан-Калик, В. А. Грамматика общения / В.А. Кан-Калик. М.: Роспе-дагентство, 1995. — 108 с.
  76. , М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. М.: Наука, 1997. — 223 с.
  77. , М.В. Интерактивное обучение инструмент освоения нового опыта / М. В. Кларин. // Педагогика. — 2000. — № 7. — С. 12−18.
  78. , М.В. Корпоративный тренинг от, А до Я : науч.- практ. пособие / М. В .Кларин. М.: Изд-во ДЕЛО, 2000. — 224 с.
  79. , М.В. Технология обучения: идеал и реальность / М. В. Кларин. Рига: Эксперимент, 1999. — 180 с.
  80. , Е.Н. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. М.: Наука, 1994. — 236 с.
  81. , Г. М. Теория и практика профессионального педагогического самообразования / Г. М. Коджаспирова. М.: Альфа, 1993. — 120 с.
  82. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: приказ МО РФ от 11.02.2002 № 393 // Учительская газета 2002. — № 31.
  83. , С.Г. Интерактивное обучение / С. Г. Корниенко // Специалист. -М., 2005. -№ 10.-С. 21−26.
  84. , Е.В. Интерактивное обучение организация учебных диалогов / Е. В. Коротаева // Рус. яз. в шк. 1999. — № 5. — С. 3−8.
  85. , Е.В. Погружение в общение / Е. В. Коротаева // Директор школы. — 2000, № 1. С. 50−56.
  86. , Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия / Е. В. Коротаева. М.: Профит Стайл, 2007. — 224 с.
  87. , Е.В. Технология обучения в интерактивном режиме / Е. В. Коротаева // Мир образования образование в мире. — 2003. — № 4. — С. 132— 143.
  88. , Р.И. Педагогические условия организации комфортной учебной деятельности студентов вуза : дис.. канд. пед. наук / Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2004. 274 с.
  89. , В.И. Особенности формирования педагогического мастерства преподавателя среднего специального учебного заведения : авто-реф. дис.. канд. пед. наук / В. И. Коцубинский. Краснодар, 2000. — 22 с.
  90. , А.В. Формирование интерактивной самостоятельности подростков : дис.. канд. пед. наук / А. В. Кошарный. Белгород: Изд-во Бел-гор. гос. ун-т., 1997 — 211 с.
  91. , Г. А. Готовность будущего учителя к использованию новых информационных технологий обучения / Г. А. Кручинина. М: Изд-во МПГУ, 1996. — 176 с.
  92. , А.А. Новая структура и содержание образования на старшей ступени школы / А. А. Кузнецов, JI.O. Филатова. М.: Новая школа, 2005. — 127 с.
  93. , В.П. Профессиональная подготовка студентов в педагогическом вузе (научно-методический и организационно-педагогический аспекты): дис.. докт. пед. наук / В. П. Кузовлев. М., 1999 — 453 с.
  94. , Н.В. Методы исследования педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. — 114 с.
  95. , Н.В. Педагогические задачи / Н. В. Кузьмина // Основы вузовской педагогики: учебн. пособие. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1972 — С. 9598.
  96. , Ю.Н. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя / Ю. Н. Кулюткин. Самара: Изд-во СамГПУ, 2002. -399 с.
  97. , С.В. Педагогика личности от концепций до технологий : учеб.-практич. пособие / С. В. Кульневич. Ростов-на-Дону: Т. ц. Учитель, 2001.- 160 с.
  98. , В.Н. Межличностное общение : учебник для вузов / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Поголыпа. СПб.: Питер, 2001. — 544 с.
  99. , С.П. Синергетика и прогнозы будущего / С.П. Курдю-мов, С. П. Капица, Г. Г. Малинецкий. М.: Наука, 1997 — 288 с.
  100. , B.C. Критерии и уровни готовности будущего-педагога к исследовательской деятельности / B.C. Лазарев // Педагогика. — 2006. № 2. -С. 51−59.
  101. , Е.А. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия / Е. А. Леванова, А. Г. Волошина, В. А. Плешаков, А. Е. Соболева, И. О. Телегина. СПб.: Питер, 2006. — 208 с.
  102. , М.М. Технологии профессионального педагогического образования : учеб. пособие / М. М. Левина. М.: Академия, 2001. — 272 с.
  103. , А.А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев. М.: Знание, 1979.-48 с.
  104. , А.А. Психология общения / А. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1997.-365 с.
  105. , А.Н. Проблема деятельности в психологии / Избр. псих, произв.: в 2 т. / А. Н. Леонтьев. -М.: Педагогика, 1983. Т.2. — С.136−166.
  106. , О.М. Деятельностная взаимооценка как условие становления инновационной образовательной модели : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / О. М. Леонтьева. Москва, 2000. — 220 с.
  107. , И .Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1974.-64 с.
  108. , И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1990. — 186 с.
  109. , И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я. Лернер.- М.: Знание, 1980. 96 с.
  110. , П.С. Инновационные технологии повышения интерактивности профильного обучения / П. С. Лернер // Школьные технологии. М., 2004.- № 6. -С. 155−168.
  111. , П.С. Концепция интерактивного учебника сред, шк./ П. С. Лернер, О. Д. Палло, В. В. Гудимов // Школьные технологии. 2002. — № 5. — С. 101−105.
  112. , Х.И. Групповая работа на уроке / Х. И. Лийметс. — М, 1975. -95 с.
  113. , М.И. Проблема онтогенеза общения / М. И. Лисина. М.: Педагогика, 1986.-144 с.
  114. , В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия / В. Я. Ляудис // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М.: АПН СССР, НИИОП, 1980. — С.37−52.
  115. , А.С. Сочинения : в 7 т. / А. С Макаренко. М., 1958. -Т. 5.-350 с.
  116. , В.А. Теория и практика профессионального взаимодействия психолога и педагога : моногр. / В. А. Маликова. — Оренбург: Изд-во ОГ-ПУ, 1999.-235 с.
  117. , Н.В. Обучение педагогов с помощью интерактивных методов / Н. Мальцева, JI. Карунова. // Дошкол. воспитание. 2003. — № 3. — С. 90−93.
  118. , А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М.: Международный гуманитарный фонд Знание, 1996. — 308 с.
  119. , A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / A.M. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. — 168 с.
  120. , М.И. Теория и практика проблемного обучения / М. И. Махмутов. Казань: Тат. кн. изд-во, 1972. — 365 с.
  121. , Р. Социальная теория и социальная структура. Социальная структура и аномия / Р. Мертон. // Социологические исследования. — 1992. -№ 2−4. С. 56−79, 89−85, 54−65.
  122. Метод активизации возможностей личности и коллектива в развитии // 25 лет спустя: Юбилейный сб. ст. — М.: НОЦ Школа Китайгородской, 2000. 173 с.
  123. , Н.И. Становление учебно-профессиональной -мотивации студентов в процессе подготовки педагогических кадров в университете : ав-тореф. дис.. д-ра психол. наук / Н. И. Мешков. СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. гос. ун-т. — 1993. — 31 с.
  124. , Е.В. Педагогическое взаимодействие в образовательном пространстве: Методологические основы профессиональной подготовки учителя: моногр. / Е. В. Мещерякова. Волгоград: Перемена, 2001. — 323 с.
  125. Мид, Дж. Интернационализованные другие и самость // Американская социологическая мысль / Дж. Мид / под ред. В. И. Добренькова. М., 1994.-С. 224−227.
  126. , Н.А. Некоторые аспекты совершенствования профессионально-педагогических умений в подготовке будущего учителя / Н. А. Мисливец // Вопросы технологии профессиональной деятельности. — Белгород, 1995. -С. 19−26.
  127. , А.И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса : дисс.. докт. пед. наук / А. И. Мищенко. М., 1992. — 378 с.
  128. , А.С. Педагогические информационные инновации как способ изменения качества образования: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. С. Молчанов. Ставрополь. 2001. — 15 с.
  129. , Н.А. Конструирование содержания и технология подготовки преподавателей средних педагогических профессиональных учебных заведений / Н. А. Морева. М.: Зеркало, 2007. — 260 с.
  130. , Н.А. Основы педагогического мастерства : учеб. пособие / Н. А. Морева. М.: Просвещение, 2006. — 320 с.
  131. , Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н. А. Морева. М.: Академия, 1999. — 304 с. -
  132. , Н.А. Педагогика среднего профессионального образования : учебник для студ. Вузов: в 2 т. / Н. А. Морева // Дидактика. М.: Академия, 2008.-Т. 1.-432с.
  133. , Н.А. Технологии профессионального образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. А. Морева. М.: Академия, 2008. -432 с.
  134. , Н.А. Тренинг педагогического общения: учеб. пособие для вузов / Н. А. Морева. М.: Просвещение, 2003. — 304 с.
  135. , Дж. Социометрия : Экспериментальный метод и наука об обществе / Дж. Морено. М.: Академический проект, 2004. — 315 с.
  136. , Т.А. Формирование педагогической рефлексии как основы профессионального становления будущего учителя : дисс.. канд. психол. наук / Т. А. Морозова. Тула: Изд-во ТГПУ, 2003. — 177 с.
  137. , А.В. Соотношение категории общения с другими педагогическими категориями / А. В. Мудрик // Психолого-педагогические проблемывзаимодействия учителя и учащихся. М., АПН СССР, НИИОП, 1980. — С. 916.
  138. , А.В. Формирование готовности выпускников вузов к профессиональной деятельности : автореф. дис.. канд. пед. наук / А. В. Назарова. Тула: ПроСофт, 2006. — 23 с.
  139. , Т.С. Педагогические технологии новый этап эволюции? / Т. С. Назарова // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 20−27.
  140. , JI. С. Психологическая структура готовности оператора к экстремальным действиям / JI.C. Нерсесян, В. Н. Пушкин // Вопросы психологии. 1969.-№ 5. — С. 24−31.
  141. , Н.Д. Подготовка будущего учителя к педагогическому творчеству / Н. Д. Никандров, В.А. Кан-Калик // Сов. педагогика. 1990. № 6. -С. 105−108.
  142. , A.M. Методология / A.M. Новиков, Д. А. Новиков. М.: Синтег, 2007. — 668 с.
  143. , A.M. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития / A.M. Новиков. — М: Эгвес, 2000. — 272 с.
  144. , В. Введение в общую дидактику / В. Оконь. М.: Высш. шк., 1990.-382 с.
  145. , Т. С. Современные способы активизации обучения Текст.: учеб. пособие / Т. С. Панина, JT. Н. Вавилова. -М.: Академия, 2006. 176 с.
  146. Педагогическая практика студентов факультета дошкольного образования: учеб. пособие / под ред. JI.M. Волобуевой, В. И. Ядэшко. М.: Академия, 1999.-224 с.
  147. Педагогический словарь / под ред. И. А. Каирова и др. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — Т. 1. — 774 с.
  148. , JI.A. Методы и средства интерактивного взаимодействия студентов и преподавателей в Интернет-обучении : дис. .канд. пед. наук / JI.A. Пескова. Улан-Удэ: ПроСофт, 2006. — 112 с.
  149. , Л.Г. Теория и практика построения непрерывного образования (на примере курса математики для дошкольников, начальной школы и 56 классов средней школы) / Л. Г. Петерсон. М.: УМЦ Школа 2000., 2001. -256 с.
  150. , В.А. Психология адаптивной активности. / В. А. Петровский. М.: ТОО Горбунок, 1992. — 224 с.
  151. , П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. Теоретико-экспериментальное исследование / П. И. Пидкасистый. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  152. , А.И. Педагогическое образование: концепция, содержание, структура / А. И. Пискунов // Педагогика. 2001. — № 3. — С. 41−47.
  153. , Л.В. Подготовка организатора дошкольного воспитания в системе высшего педагогического образования : дисс.. канд. пед. наук / Л. В. Поздняк. М.: 1984. — 208 с.
  154. , В.М. Методологические проблемы разработки понятийной системы педагогики / В. М. Полонский. // Магистр. — 2000. № 1. — С. 3853.
  155. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеразвивающих учреждений / под ред. П. И. Пидкасистого. Ростов н/Д.: Феникс, 1998.-544 с.
  156. , А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте / А. Ц. Пуни. М.: ФиС, 1993 — 136 с.
  157. , Е.А. Психологическая готовность молодежи к педагогической деятельности : автореф. дис.. канд. психол. Наук / Е. А. Пырьев. СПб, 1993.- 19 с.
  158. , Р.С. Интерактивные технологии обучения как средство развития творческих способностей студентов : автореф. дис. .канд. пед. наук / Р. С. Рафикова. Казань, 2007. — 12 с.
  159. , И.П. Технология развития педагогического творчества. Принципы и методы организации педагогической деятельности / И. П. Раченко. — Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1997. — 6 цикл. — 53 с.
  160. А. Большой толковый психологический словарь / А.Ребер. М.: Вече, 2001.-559 с.
  161. Российская педагогическая энциклопедия М.: БСЭ, 1993. — Т. 1. — 608 с.
  162. , С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубенштейн. — М.: Педагогика, 1989.-T.I. -488 с.
  163. , М.В. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации / М. В. Рыжаков // Стандарты и мониторинг в образовании. — 1999 — № 4.-С. 20−23.
  164. , Л.Г. Преподавание курса дошкольной педагогики в педагогическом училище: Пособие для преподавателей и студентов. / Л. Г. Семушина, Б. Р. Борщанская, Н. С. Подлесская. -М.: Просвещение, 1990. 125 с.
  165. , Л.Г. Разработка методики контроля готовности к профессиональной деятельности студентов вузов / Л. Г. Семушина // Среднее профессиональное образование. 2003. — № 10 — С. 2−6.
  166. , Л.Г. Рекомендации по внедрению современных технологий обучения / Л. Г. Семушина // Специалист. М., 2005 — №№ 9, 10. — С. 25−27.
  167. , Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2002. — 208 с.
  168. , В.П. Диагностика степени обученности учащихся : учеб.-справоч. пособие / В. П. Симонов. М.: МПА, 1999. — 45 с.
  169. , М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1965. — 96 с.
  170. , В.А. Готовность педагога к инновационной деятельности / В. А. Сластенин // Педагогическое образование и наука: науч.-метод. журн. -М., 2006. — № 1.-С. 32−37.
  171. , В.А. Доминанта деятельности / В. А. Сластенин // Нар. образование, 1997. № 9. — С. 41−42.
  172. , В.А. Преподавание педагогических дисциплин на технологическую основу / В. А. Сластенин // Тезисы Всесоюз. науч.-практ. Конф. — М.: Прометей, 1991. — С. 3 — 5.
  173. , В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. М.: Изд-во Магистр, 1997. — 224 с.
  174. , A.M. Методы активного обучения / А. М. Смолкин. М.: Высшая школа, 1991. — 176 с.
  175. , С.Л. Педагогика для всех / С. Л. Соловейчик. М.: Первое сентября, 2000. — 496 с.
  176. , Э.В. Технология игровой деятельности в процессе профессиональной подготовки учителя // Вопросы технологии профессиональной деятельности / Э. В. Стадникова. Белгород, 1995. — С. 56−59.
  177. , Н.Г. Интерактивное обучение новые подходы / Н. Г. Суворова // Учитель. 2000. -№ 1. — С 25−27.
  178. , В.А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. -Киев: Радянська школа, 1974. 288 с.
  179. , Е.Ю. Диалогизация учебного процесса как средство активизации познавательной деятельности учащихся / Е. Ю. Тепишкина. // Нач. шк. 2003. — № 2. — С. 45−48.
  180. , И.В. Исследование особенностей формирования профессионально значимых качеств учащихся в условиях модульного обучения : дис.. канд. пед. наук / И. В. Травин. Кострома: ПроСофт-М, 2003. — 192 с.
  181. , Д.Н. Общее учение об установке / Узнадзе Д. Н. // Психологические исследования. — 1966. — С. 140−183.
  182. , С.Н. Педагог-психолог в современном обществе: от образования к профессиональной творческой самореализации / С. Н. Усова // Вестник ТГГПУ. 2007. — № 1 (8). — С. 112−118.
  183. , С.М. Интерактивная педагогическая технология как фактор повышения уровня обученности учащихся : дис.. канд. пед. наук / С. М. Уткин. СПб, 2000. — 223 с.
  184. , А.А. Собрание сочинений : в 5 т. / А. А. Ухтомский. Л.: ЛГУ. — 1954. — Т.5−232 с.- 1946. -Т.4- 232 с. — 1950.-Т.1, -330 с.
  185. , Д.И. Психология развития человека как личности : изб. труды в 2 т. / Д. И. Фельдштейн. М., Воронеж: МОДЭК, 2005. — Т.2. — 456 с.
  186. , Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов М.: изд-во Института психотерапии, 2002. — 496 с.
  187. , JI.A. Готовность к конструктивно-проективной деятельности как результат профессионального становления будущего педагога : автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. А. Филимонюк. Ставрополь, 1999. -26 с.
  188. , К. Технология ведения тренинга / К. Фопель. М.: Генезис, 2007.- 267 с.
  189. , Г. А. Виды общения в обучении / Г. А. Цукерман. Томск, 1993.-269 с.
  190. , Т.JI. Новые подходы к высшему педагогическому образованию практических работников образовательных учреждений / Т. Л. Чепель, Т. Д. Яковенко / под ред. И. С. Ладенко // Образование и культура. Ежегодник. -Новосибирск, 1996 С. 22−32.
  191. , В.В. Использование вероятностных моделей обучения в интерактивных технологиях : дис.. канд. пед. наук (защ., утв.) / В. В. Чистов. -М., 2004.-169 с.
  192. , М.А. Тренинг для тренеров на 100%: Секреты интенсивного обучения / М. А. Чуркина, Н. В. Жадько. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. -246 с.
  193. , В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков. — М.: Наука, 1982. — 185 с.
  194. , С.Т. Избранные педагогические сочинения / С. Т. Шацкий. М.: Педагогика, 1980. — Т. 1. — 430 с.
  195. , С.С. Открытая модель образования (синергетический подход) / С. С. Шевелева. М.: Магистр, 1997. — 47 с.
  196. , Н.Л. Формирование профессионально-педагогической культуры преподавателя колледжа : автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. Л. Шеховская. М., 1997. — 24 с.
  197. , Т. Социальная психология / Т. Шибутани. Ростов-на/Д: Феникс, 1999. — 539 с.
  198. , Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы / Е. Н. Шиянов. М.: МПГУ, 1991.-206 с.
  199. , С.В. Информационно-коммуникационная готовность студентов к профессиональной деятельности : автореф. дис.. д-ра пед. наук: / С. В. Шмелева. Калининград, 2004. — 41 с.
  200. , Г. П. Система педагогических исследований (методологический анализ) / Г. П. Щедровицкий // Педагогика и логика. — М.: Касталь, 1992.-416 с.
  201. , П.Г. Очерки по философии образования (статьи и лекции) / П. Г. Щедровицкий. М.: Педагогический центр Эксперимент, 1993. — 156 с.
  202. , Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д. Б. Эльконин. М.: Междунар. пед. акад., 1995.-224 с.
  203. , И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  204. , Л.П. О диалогической речи // Русская речь / под ред. Л. В. Щербы. — М.: Педагогика, 1976 г. С 96−195.
  205. , В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде / под ред. В. И. Панова. М.: Молодая гвардия, 1997. -176 с.
  206. Большая Советская Энциклопедия электронный ресурс.: http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article.
  207. , А.В. Применение интерактивных методов обучения в курсе «Основы правоведения» в 9 классе / А. В. Вевель: электронный ресурс. 76313s012.edusite.ru/p 11 aal .html.
  208. , A.M. Образование 2.0: взгляд педагога / A.M. Гольдин // Компьютерра online. 2009. — февраль: электронный ресурс. http ://www. computerra.ru/readitori al/393 364.
  209. Государсгвеиный образовательный стандарт высшего профессионального образования, специальность 30 900 «Дошкольная педагогика и психология»: электронный ресурс. http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/listsearch.plx?substr=30 900.
  210. Ким, О. А. Использование интерактивных методов обучения в учебно-воспитательном процессе / О. А. Ким: электронный ресурс. http://www.ziyonet.uz/ru/library/book/2690/libid/70 100.
  211. Общая психология электронный ресурс. // Словарь http://slovari.yandex.ru/dict/psychlex2/article/PS2/ps2−0115.html.
  212. , П.Д. К вопросу об активном обучении электронный ресурс. / П. Д. Рабинович, Н. В. Сальникова, А. С. Тарасов. -http://www.rabinovitch.ru/public/activnoe2006−04−21 .doc.
Заполнить форму текущей работой