Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование умений анализа и интерпретации постмодернистской прозы в классах с углубленным изучением литературы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Личный вклад автора состоит в изучении состояния литературного образования старшеклассников, определении уровня сформированности их аналитических и интерпретационных умений, обосновании целесообразности использования в обучении школьников разных видов литературоведческого анализа в зависимости от специфики произведений, в разработке и апробации методической системы обучения старшеклассников… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ПРОЗЫ В
  • КЛАССАХ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Принцип профильной дифференциации в изучении литературы в школе
    • 1. 2. Произведения русских постмодернистов как объект изучения в современной школе
  • ГМва-, 11. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ПРОЗЫ В СОВРЕМЕННЕЙ ШКОЛЕ. У
    • 2. 1. Специфика восприятия и анализа ^ < постмодернистских произведений старшеклассниками. Результаты констатирующего эксперимента
    • 2. 2. Приемы обучения старшеклассников ан, ализу и интерпретации постмодернистских произведений. Обучающий и контрольный эксперименты

Формирование умений анализа и интерпретации постмодернистской прозы в классах с углубленным изучением литературы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Главной задачей изучения литературы в школе, как отмечено в «Обязательном стандарте основного общего образования», является воспитание читателя, способного ориентироваться в многообразии литературы различных культурно-исторических эпох и объективно оценивать тексты художественного словесного творчества с идейно-эстетических позиций. Однако современная практика школьного литературного образования, ориентированная главным образом на изучение русской классическои’литературы и оставляющая без должного внимания < ' 1 > < I { ' 0 современный этап в развитии отечественной словесности, не способна в полном объеме решить «эту задачу. При изучении литературы в старших классах средней школы необходимо создать у школьников целостное представление о литературном процессе, включающем в себя все многообразие творческих методов, направлений и течений — от реалистических до постмодернистских. Достижение поставленной цели I немыслимо без обновления содержания образования. В силу сказанного 7 поиск путей сближения образовательной практики с многообразием.

1 к литературного материала, находящегося за рамками официальных учебников и программ по литературе, представляется одним из важнейших направлений развития отечественной методической науки.

Анализ содержания школьных программ, по которым ведется V',) преподавание в современной школе, приводит к выводу о том, что провозглашаемая модернизация литературного образования сводится к очередному сокращению" учебных часов с одновременным повышением требований к качественным характеристикам будущих выпускников. Изучение литературы XX века в школе в большинстве случаев заканчивается произведениями конца 1980;х гг. — периода начала «перестройки», в силу чего огромный пласт русской литературы рубежа ХХ-ХХ1 веков остается не освоенным. По этой причине выпускники школ неплохо знают литературу прошлого, но слабо владеют информацией о новейшей литературе и о писателях-современниках.

Изучение состояния литературного образования старшеклассников позволяет констатировать наличие следующих противоречий:

• между требованиями к знаниям выпускников по новейшей русской литературе и реальным качеством их литературного образования;

• между требованиями к уровню сформированности И, ПЛ. ч аналитических, интерпретационных умений старшеклассников и их неспособностью объективно оценивать и истолковывать произведения.

• 'Я I'! ! современных писателей, в особенности — постмодернистского направления;

•1 ¦> ¦ /К ' ' ¦. | !' 11, ?1 1: • ч ¦

• между существующим интересом школьников к оригинальным произведениям современной литературы и отсутствием реальной.

НС.1'!. ' возможности их изучения по утвержденным школьным программам;

4 I.

• между желанием учителей изучать постмодернистскую прозу со I старшеклассниками и отсутствием разработанной методической системы, современных учебно-методических материалов.

I ?1. ч.

Многие теоретику литературы (И. Ильин,, М. Липовецкий, Г. Нефагина,.

М. Эпштейн, М. Берг и др.) перспективы дальнейшего развития русской литературы связывают (с постмодернизмом, поэтому школьное освоение данной художественной системы в курсе современной литературы представляется важным и образовательно оправданным. Изучение в школе новейшей литературы, в" том числе постмодернистского характера, позволит сформировать у учащихся объективное представление о закономерностях развития отечественного литературного процесса рубежа ХХ-ХХ1 веков.

Учителю на уроках литературы необходимо стремиться не только к формированию новых — литературоведческих компетенций, связанных с анализом и интерпретацией текста, но и воспитывать у школьников эстетический вкус с учетом общечеловеческих ценностей, учить их ориентироваться во всем' многообразии современной литературы и отличать достойные произведения от низкокачественных. Современному школьнику 4 следует знать наиболее ярких представителей русского постмодернизма, таких как Л. Петрушевская, В. Пелевин, Л. Улицкая и др., полноправных участников литературной жизни, создавших жизнеспособные и эстетически значимые произведения, уделивших внимание важным проблемам, заставивших посмотреть на мир другими глазами, многое переосмыслить.

Таким образом, актуальность нашего диссертационного исследования обусловлена, во-первых, возросшим интересом к изучению литературы постмодернизма в школьном образованииво-вторых, недостаточной.

•'•МН'Ч" «изученностью произведении писателеи-постмодернистовв-третьих, отсутствием в методической науке монографического исследования, посвященного изучению’произведений писателей-постмодернистов в школе. Создание оригинальной методической системы, способной решить наиболее сложные для сегодняшнего состояния методики образовательные задачи, а именно — сформировать у учащихся представление о постмодернизме и его основных художественных принципах, научить их правильно понимать и давать объективную оценку произведениям постмодернистского плана, представляется исключительно значимым в современном школьном 1 '' образовании.

Объект исследования — методы и приемы организации учебной • < и • деятельности старшеклассников по изучению современной русской прозы.

Предмет исследования — инструменты учебно-методического сопровождения обучения школьников анализу и интерпретации постмодернистских текстов.

Гипотеза исследования. Умения школьников анализировать и адекватно интерпретировать произведения постмодернистской прозы, выявлять их эстетическую значимость будут сформированы у учащихся при соблюдении следующих условий:

— при постепенном и поэтапном формировании знаний о феномене постмодернизма как литературного направления, его философской основе, принципах, жанрово-стилевых особенностях;

— при обращении на уроках к разным видам и типам анализа произведений (герменевтическому, культурологическому, системно-целостному) в. зависимости от идейно-художественных особенностей;

— при обязательном учете читательских интересов, психологических и интеллектуальных особенностей восприятия учащимися литературы постмодернизма;

— при стимулировании самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, методической поддержке интереса школьников к произведениям данного литературного направления;

• (>с м *.

— при организации работы по выявлению интеграционных, преемственных связей ' между русской классической и современной литературой.

Цель исследования — разработать и научно обосновать методику изучения постмодернистской прозы в классах с углубленным изучением литературы. I.

Для достижения цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

1. Изучить труды ученых — философов, литературоведов, педагогов, психологов и методистов — по теме исследования, разработать теоретическую базу формирования у школьников умений анализа и интерпретации постмодернистских произведений.

2. Проанализировать содержание литературного образования старшеклассников в аспекте обозначенной проблемы (программы, учебники, учебные пособия, методические рекомендации, используемые в практике работы школы).

3. Выявить состояние изучения русской постмодернистской прозы в классах, изучающих литературу на профильном и базовом уровне.

4. Разработать методическую систему изучения произведений постмодернистской прозы с учетом ее художественно-эстетической специфики в классах с изучением литературы на профильном уровне. 6.

5 Экспериментально проверить эффективность предложенной методической системы — выявить динамику уровня сформированности у старшеклассников умений анализа и интерпретации постмодернистских произведений.

В диссертации использовались следующие методы исследования:

— метод теоретического изучения (анализ научной литературы, школьных программ, учебников, учебно-методических пособий, методических рекомендации);

— методы эмпирического исследования (наблюдение за учебным процессом, «беседы с учителями, учащимисяпроведение констатирующего и обучающего экспериментов);

— метод статистического анализа (качественно-количественный анализ проведенных исследовании)'.

Диссертационное^исследование включало опытно-экспериментальную работу, проведенную нами в три этапа в течение 3-х лет: I.

2008;2009 гг. 1 «(ориентировочно-поисковый) этап.

Цель данного этапа — определение актуальности, практической значимости работы, 'формирование гипотезы исследования, проведение констатирующего эксперимента в МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов N2 8», МОУ «Гимназия № 12», МОУ «Гимназия № 19», МОУ «СОШ № 22», «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов 30», МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 36», >>

I • I.

МОУ «СОШ № 40″, МОУ,"Луховский лицей» г. о. Саранск.

2009;2010 гг. 2 (теоретико-поисковый) этап.

Цель этапа — разработка теоретико-категориального аппарата исследованияпроведенйе обучающего (формирующего) и контролирующего.

N ¦ о экспериментов в гуманитарных и общеобразовательных классах МОУ «СОШ (с углубленным изучением отдельных предметов № 8», МОУ «Гимназия.

12″, МОУ «Гимназия № 19», МОУ «СОШ № 22», МОУ «СОШ с.

11. углубленным изучением отдельных предметов № 30″, МОУ «СОШ с 7 углубленным изучением отдельных предметов № 36», МОУ «СОШ № 40», МОУ «Луховский лицей» г. о. Саранскапробация предложенной учебно-методической системыформирование итогов промежуточных этапов эксперимента.

2010;2011 гг. 3 (экспериментально-обобщающий) этап. Цель этапа — анализ достоверности полученных результатов исследования, проверка выдвинутой гипотезы, внедрение результатов г Оч! I 1 исследования в образовательно-воспитательную деятельность.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. В диссертации 1 разработана методика изучения произведений постмодернистской прозы с учетом возрастных и читательских интересов школьников. Определено содержание литературного образования старшеклассников в аспекте поставленной проблемы, доказана необходимость монографического изучения в старших классах творчества.

V ' современных писателей-постмодернистов — Л. Петрушевской, Л. Улицкой,.

1 1.

Т.Толстой, В. Пелевина," В. Маканина на основных уроках, а также на.

I I факультативах и элективных курсах. Впервые теоретически обоснована и экспериментально доказана целесообразность обращения при изучении постмодернистской прозы к герменевтическому, культурологическому, системно-целостному анализу в зависимости от идейно-эстетического своеобразия изучаемых произведений и целей формирования умений анализа. ' ' гг чЫ’Л.

Теоретическая > значимость исследования заключается в решении научно-методической проблемы обучения старшеклассников, изучающих литературу на профильном уровне, анализу и интерпретации постмодернистской прозы, сложной для восприятия, ассоциативной, допускающей множество интерпретацийв определении принципов отбора изучаемого материала (учет художественно-эстетической ценности произведений и знаковости имен писателей в национальном сознанииактуальность проблематикиналичие высокого воспитательного потенциала;

1 >< о соответствие читательским интересам и возрастным особенностям учащихсяприсутствие значимых черт эстетики постмодернизма) — в разработке методической системы изучения постмодернистской прозы (вводный урок о постмодернизме как ведущем направлении мировой литературыурок-обзор о специфике русского постмодернизмамонографическое изучение произведений постмодернизма с использованием различных видов анализа: герменевтического, культурологического, системно-целостногоурокобобщение об особенностях литературного процесса рубежа XX — XXI веков) — в организацийэффективной учебно-познавательной деятельности учащихся, ориентированной на комментированное аналитическое чтение, перечитывание текста, выявление реминисценции, аллюзии и установление их функционального значения, определение скрытых от читателя авторских оценок, авторской позиции и замысла произведенияв использовании обновленных форм оценки литературоведческих и коммуникативных компетенций старшеклассников (оценка способности самостоятельно формулировать в устнои’и письменной форме аргументированные выводы на основе материала прослушанной лекции, писать обоснованные отзывы о фильме — экранизации изучаемого произведения, составлять и использовать в подпроцессе анализа разнообразные виды комментариев и культурологические справки, осуществлять разные виды анализа и интерпретации).

Практическая значимость исследования заключается в использовании разработанных автором программ и методических рекомендаций по изучению постмодернистских текстов в обучении старшеклассников, способствующих формированию необходимого уровня их знаний и литературоведческих компетенций в области анализа и интерпретации произведений, шести муниципальных образовательных учреждений г. о. Саранск1 (МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 8», МОУ «Гимназия № 12», МОУ «Гимназия № 19», МОУ.

М) ! 1.

СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 30″, МОУ «СОШ <. I • Н)|< с углубленным изучением отдельных предметов № 36», МОУ «Луховский лицей»).

Личный вклад автора состоит в изучении состояния литературного образования старшеклассников, определении уровня сформированности их аналитических и интерпретационных умений, обосновании целесообразности использования в обучении школьников разных видов литературоведческого анализа в зависимости от специфики произведений, в разработке и апробации методической системы обучения старшеклассников анализу и интерпретации постмодернистской прозы: Вводный урок: «Постмодернизм как одно из ведущих направлений в мировой литературе" — Урок-обзор: «История становления и развития русского литературного постмодернизма (основные концепцией1 имена)" — Монографическое изучение произведений постмодернизма с использованием различных видов анализа: «Трагедия как фарс в рассказе Л. Петрушевской «Дама с собаками» (герменевтический анализ)" — «Психологическое исследование человеческих взаимоотношений в рассказе Л. Улицкой «Пиковая Дама» (культурологический анализ)»;

Судьба женщины в рассказе Т. Толстой «Соня» (системно-целостный анализ)" — Урок-обобщение: «Особенности литературного процесса рубежа XX — XXI веков».

Экспериментальная база исследования. Все виды эксперимента проводились на базе муниципальных образовательных учреждений разного типа и вида г. о. Саранск: МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 8», МОУ «Гимназия № 12», МОУ «Гимназия № 19», МОУ «СОШ № 22», МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 30», МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 36», МОУ «СОШ № 40», МОУ «Луховский лицей».

Методологическая основа исследования.

Литературоведческой базой исследования послужили работы известных отечественных и зарубежных литературоведов (Р. Барт,.

I.

Дж. Батлер, Б. Гройс, Ф. Джеймсон, Д. Затонский, И. П. Ильин, В. Курицын,.

Н. Л. Лейдерман, Ж. Ф. Лиотар, М. Н. Липовецкий, Дж. Лодж, Г. Н. Нефагина, И. С. Скоропанова, К. Степанян, Д. Урнов, Л. В. Чернец, С. Чупринин, М. Н. Эпштейн и др.), в которых рассматриваются проблемы возникновения постмодернистского мышления, выделяются характерные черты эпохи постмодерна, определяются особенности влияния данного литературного направления на общелитературный процесс.

Научно-методические идеи о принципах и путях анализа и.

С м интерпретации художественных произведении и видах уроков по.

1 С !-С1Р • есовременнои литературе рассматривались в контексте разработок ученых Ч Ч И ' 1 методистов Л. С. Айзермана, Г. И. Беленького, Т. Г. Браже, А. Б. Есина, С.'А. Голубкова, Ионина, Н. И. Кудряшова, М. Г. Качурина,.

В. Г. Маранцмана, Д. Молдавской, В. П. Полухиной, 3. Я. Рез, 3. С. Смелковой и др. к.

Состояние изучения в школе художественных произведений постмодернистского 'характера рассматривалось нами в контексте работ известных отечественных методистов, занимавшихся проблемами ь? «», преподавания современной литературы, таких как Н. В. Егорова, 1 1 1 1.

Т. А. Калганова, Й.'В. Каленова, М. Б. Ладыгин, Б. А. Ланин, I I.

В. Г. Маранцман, Г. А. Обернихина, С. С. Орищенко и др., разрабатывавших теоретические вопросы, программы и учебно-методические пособия для ведения элективных курсов. о.

Апробация материалов исследования. Материалы диссертационного исследования представлены в сборниках научных трудов, трех публикациях, входящих в Перечень научных изданий, определенных ВАК Министерства.

1 ! образования и науки Российской Федерации, материалах научно-практических конференций разного уровня: международныхГуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании (17 декабря 2010 г., Уфа) — 'всероссийских с международным участием — Диалог литературы и культуры^интеграционные связи — «Надькинские чтения» (2829 апреля 2010 года,'' Саранск) — Педагогическое образование: новое время.

1 К|! новые решения — «Осовские педагогические чтения» (24−25 ноября 2010 г., Саранск) — всероссийских — Молодежь и наука: проблемы современного образования (20−21 апреля 2009 г., Саранск) — Наука и молодежь (23−24 сентября 2009 г., Елабуга) — Социально-гуманитарное знание и общественное развитие (12 ноября 2009 г., Саранск) — Взаимодействие вуза и школы в преподавании отечественной литературы: Художественный текст как предмет изучения в школе и вузе" (29−30 марта 2010 г., Ярославль) — Язык и литература в поликультурном пространстве: теоретические и прикладные аспекты — «46-е Евсевьевские чтения» (19−20 мая 2010 г., Саранск).

Достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечивается адекватностью исходных методологических П положений, опорой на современные психолого-педагогические подходы и философские основания, а также использование многоаспектной методики исследования.

На защиту выносятся следующие основные положения:

— I (.

1. Изучение постмодернистских произведений представляется важным и необходимым в школьном литературном образовании, поскольку многие из них обладают эстетической значимостью и определенным нравственным потенциалом, зримо отражают противоречия во взаимоотношениях людей на рубеже ХХ-ХХ1 веков. Для того чтобы старшеклассники в полном объеме могли представить особенности развития литературы данного периода, необходимо не только обзорное, но и монографическое изучение творчества отдельных писателей, создающих произведения в русле постмодернизма.

2. Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют, что большинство старшеклассников постмодернистские произведения не читаетнеобходимые знания о постмодернизме как литературном направлении у них не сформированы, представления об особенностях постмодернистской прозы минимальныпроизведения постмодернистского характера воспринимаются с большим трудом, что обусловлено как.

12 спецификой постмодернистского текста, так и отсутствием у школьников системных знаний о постмодернизмеподходы к интерпретации школьниками смысла произведения однотипныспособность к использованию теоретико-литературных понятий в качестве инструмента анализа художественных произведений у старшеклассников не выработанавопрос о постмодернизме как литературном направлении не является объектом внимания учителей.

3. Результаты экспериментального обучения свидетельствуют о том, что предлагаемые нами для изучения на профильном уровне произведения писателей-постмодернистов В. Пелевина, Л. Петрушевской, Л. Улицкой, Т. Толстой" и других содействуют развитию способности адекватного восприятия и оценки художественных текстов, совершенствованию коммуникативной, читательской и литературоведческой компетенций старшеклассников, развивают их образное и ассоциативное мышление, творческую активность.

4. Эффективному формированию у школьников умений анализа и интерпретации постмодернистской прозы способствуют такие виды анализа, как герменевтический, культурологический и системно-целостный. Обращение к герменевтическому анализу целесообразно при изучении произведений, характеризующихся обилием реминисценций и аллюзий, наличием множества скрытых смыслов и «темных» мест, обусловливающих необходимость их истолкования (например, рассказа Л. Петрушевской «Дама с собаками»). При этом основными приемами обучения выступают: многократное перечитывание учащимися текста, выявление реминисценций и аллюзий, установление их характера и функций, сравнения на разных уровнях осмысления текста, сопоставления разных точек зрения литературоведов на произведение.

5. Культурологический анализ особенно необходим при работе над произведениями, содержащими в себе обилие культурологической информации, к примеру, такими, как рассказ Л. Улицкой «Пиковая дама». 1 13.

Обращение к данному виду анализа позволяет сформировать у школьников следующие умения: определять и оценивать проблемы, свойственные конкретной исторической эпохевыявлять и правильно интерпретировать отраженные в произведениях историко-культурные фактыраскрывать на основе сравнения произведений разных эпох их типологические и индивидуальные особенностипостигать духовную атмосферу культурной эпохи и авторскую модель мира. При этом важно использовать такие приемы работы, как создание учащимися культурологической справки, включающей в себя сведения из области философии, искусства, этики, эстетики, религии и историисоставление культурологического комментария на основе работы со справочной, энциклопедической литературой, материалами, опубликованными в средствах массовой информации, музейными экспонатами и т. д.

6. В процессе изучения постмодернистской прозы существует необходимость и в системно-целостном анализе произведений, позволяющем рассмотреть произведение с разных сторон, проанализировать историю создания произведения и его жанровую спецификукомпозицию (архитектонику, структуру) и ее основные элементыпространственно-временную организацию произведения, систему образовэлементы интертекста, определяющие связь анализируемого произведения с другими произведениями русской и мировой литературыособенности языка (лексический состав, изобразительно-выразительные средства и их функциональная роль) — идейно-эстетическое содержание (идейный мир) произведения. Такая разновидность анализа особенно целесообразна при изучении произведений, в которых значимыми представляются все элементы произведения в их взаимосвязи, характеризующихся специфическим художественным миром, в частности, рассказа Т. Толстой «Соня», отличающегося изображением (в противовес традиции социалистического реализма воспевать поэзию труда и подвига) «энергии любви и сострадания», метафорически сконцентрированной в детали — «брошка — эмалевый голубок».

7. Теоретическая разработка проблемы и результаты эксперимента привели нас к выводу о том, что наиболее значимыми факторами, определяющими выбор вида анализа, являются: художественная специфика изучаемого произведениязадачи формирования умений анализа и интерпретациивозрастные и индивидуальные особенности, интересы учащихсяцели формирования читательских и литературоведческих компетенций, решаемые учителем-словесником на данном этапе обучения.

8. Возросший в процессе экспериментального обучения (в среднем на 25%) уровень знаний учащихся о постмодернизме как литературном направлении и положительная динамика обученности школьников анализу и интерпретации постмодернистского текста, а именно умению: а) использовать при разборе произведения литературоведческий аппаратб) объективно воспринимать содержание текста и определять авторскую позициюв) находить в произведении черты сложного взаимодействия литературной традиции и новаторства писателя, общность в произведениях разных исторических периодов и творческих методов (сравнивать, сопоставлять, формулировать объективные выводы) — г) интерпретировать постмодернистское произведение с учетом его художественной спецификид) понимать основные тенденции развития современной литературыподтвердили правильность выдвинутой гипотезы и предложенной методической системы.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе диссертационного исследования были выявлены литературоведческие и методические основы изучения современной русской прозы в классах с углубленным изучением литературы, на основе чего предложена методическая система изучения постмодернистской прозы в современной школе.

Проведенная работа свидетельствует, что наиболее эффективной формой изучения в школе новейшей русской литературы являются факультативы и курсы по выбору (элективные курсы), обеспечивающие более глубокое знание предмета и расширяющие общекультурный кругозор учащихся. Они ориентированы на целостное рассмотрение современной русской прозы конца XX — начала XXI вв., формирование литературоведческих компетенций у старшеклассников при обращении к творчеству писателей-современников. При этом умение видеть своеобразие художественного произведения, его традиционность и новаторство, стремление осмыслить произведение в литературном, историко-культурном и историко-социальном контексте, в его историко-литературных и историко-художественных связях и составляет цель профильного дифференцированного образования.

Введение

факультативных и элективных курсов ориентирует учащихся на более полное и глубокое изучение литературы как учебного предмета.

Предлагаемые современным школьникам элективные курсы не лишены недостатков. Несовершенство их программ обусловлено в большей мере тем, что в них мало материала о постмодернизме и его основных особенностяхне обозначена система понятий и терминов, которые присущи каждому постмодернистскому текстудля монографического изучения предложены не всегда соответствующие возрастным особенностям и образовательно-воспитательным целям обучения текстыэлективные курсы направлены главным образом на читательскую интерпретацию постмодернистской прозы, а не на выработку аналитических умений. Все это в определенной.

156 мере мешает формированию у школьников полноты знаний о специфике современной русской литературы.

Важной составляющей современного литературного процесса является постмодернизм — направление в русской литературе конца 1960;x-l990-х гг., составляющее самостоятельное ответвление мировой литературы. Русская проза конца XX века представляет собой сложную систему стилевых течений, тенденций, феноменов, которые развиваются, трансформируются, т. е. находятся в динамичном состоянии. Постмодернистская литература в настоящее время востребована в культурном пространстве современного общества. Основная эстетическая функция постмодернизма заключается в том, что он стремится подвести итоги развития общества и показать, в какой точке развития находится человечество на данный момент. Современная литература не заканчивается 50−80 гг. XX века, она продолжает активно развиваться. Однако этот процесс не находит должного отражения в действующих программах, учебниках, методических рекомендациях, поурочных планах, о чем свидетельствует их анализ. Современная литература, в том числе постмодернистская, изучается чаще всего обзорно или ориентирована на самостоятельное изучение учащимися.

Теоретический анализ обозначенной проблемы и проведенное экспериментальное обучение показало, что в школьную программу целесообразно включить изучение творчества таких писателей, как JI. Петрушевская, В. Пелевин, JT. Улицкая, А. Битов, В. Маканин, Т. Толстая. Эти и другие писатели в своих рассказах пытаются показать актуальные проблемы, продолжают разработку характерной для русской классической литературы проблемы положения человека в окружающем мире, интерпретируя ее в русле жизненных ценностей современности. Актуальность проблематики произведений и неординарность подходов к ее трактовке, побуждение читателя к сотворчеству, совместному решению своего рода жизненных «ребусов» представляются весьма существенными при обучении современных школьников литературе как учебному предмету.

Специфические особенности постмодернистской прозы при монографическом изучении произведений Л. Петрушевской, Л. Улицкой, Т. Толстой обусловливают обращение к таким видам анализа, как герменевтический, культурологический, системно-целостный.

Литература

последних десятилетий сложна для восприятия, поэтому применение герменевтического анализа при рассмотрении рассказа Л. Петрушевской позволит учащимся правильно понять смысл на основе включения его в систему культурных ориентиров, интерпретировать значение всех элементов произведения в их взаимосвязи.

При изучении рассказа «Пиковая Дама» Л. Улицкой целесообразно применение культурологического анализа, так как он осуществляется преимущественно на основе выявления реминисценций и аллюзий, что позволяет сформировать у школьников умения определять и оценивать проблемы, свойственные конкретной исторической эпохе, выявлять и правильно интерпретировать историко-культурные факты, отраженные в литературных произведениях. При использовании данного вида анализа важно давать учащимся культурологическую справку, включающую в себя сведения из области философии, искусства, этики, эстетики, религии и истории, что способствует более глубокому пониманию изучаемого литературного явления.

Применение системно-целостного анализа, использованного нами при изучении рассказа Т. Толстой «Соня», позволяет рассмотреть произведение с разных сторон: образы главных героев, пространственно-временную организацию, анализ содержательной стороны рассказа, художественных средств, что позволяет учащимся глубже освоить особенности постмодернистской прозы.

Экспериментальные данные свидетельствуют, что предложенная методическая система изучения постмодернистской прозы позволяет сформировать у учащихся необходимые умения, связанные с анализом текстов, а именно: выявлять тематику и проблематику, давать объективную.

158 характеристику персонажам, выявлять сюжетно-композиционные особенности и их функциональную роль, правильно оценивать пространственно-временную организацию произведений, определять жанрово-стилевую специфику и функции использованных писателем художественных средств. Все сказанное в конечном итоге способствует обучению школьников объективной интерпретации постмодернистских текстов.

Апробированная система уроков позволяет добиться значительных результатов в преподавании современной литературы, в частности литературы постмодернизма, при решении следующих образовательных задач:

— сформировать у учащихся представление о современном литературном процессе и о постмодернизме как одном из ведущих направлений в мировой литературе;

— подготовить читателя, способного ориентироваться во всем многообразии современных художественных текстов;

— решить проблемы, возникающие между запросами учащихся, готовых к изучению постмодернистских текстов, и существующим положением в школе;

— приблизить учащихся к современной действительности.

Адекватное восприятие и оценка старшеклассниками общеобразовательных школ и классов с углубленным изучением литературы постмодернистской прозы доказывает, что знакомство с современной русской литературой последних десятилетий необходимо расширить и постараться перевести ее изучение из разряда обзорных тем в монографические.

Низкие результаты проведенного в начале исследования констатирующего эксперимента сменились положительной динамикой после проведения обучающего эксперимента, что полностью подтвердило правильность выдвинутой в начале исследования гипотезы. Результаты.

159 проведенного контролирующего эксперимента показали, что учащиеся эмоционально восприняли предложенный им образовательный материал и сами уроки, что свидетельствует о значительных психолого-педагогических возможностях школьников в освоении понятия «постмодернизм»: они высоко ее оценивают с эмоциональной точки зрения, вызывает у них определенный интерес и предмет изображения — человек на фоне современной действительности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А. Размышления о гуманитарном образовании : международная гуманитарная школа / А. Адамский // Новые ценности образования: культурные модели школ. 1997. — Вып. № 7. — С. 157−164.
  2. , М. Возможность высказывания / М. Айзенберг // Знамя. 1994. -№ 6. — С. 216−224.
  3. Анализ художественного произведения: художественное произведение в контексте творчества писателя: книга для учителя / Е. И. Анненкова и др. — под ред. М. Л. Семановой. М.: Просвещение, 1987. — 175 с.
  4. , Л. К. Модель выпускника-гимназиста профильного класса / Л. К. Артемова // Педагогика. 2004. — № 9. — С. 53−57.
  5. , И. С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе / И. С. Артюхова // Педагогика. 2004. — № 2. — С. 25−35.
  6. , А. В. Значение принципа дифференциации и перспективы его внедрения в образование и другие области науки и практики / А. В. Атемасов // Инновации в образовании. 2010. -№ 2. — С. 13−18.
  7. , Ю. К. Оптимизация процесса обучения / Ю. К. Бабанский М.: Педагогика, 1977. — 215 с.
  8. , Р. Избранные работы : семиотика, поэтика. / Р. Барт. М.: Прогресс, 2001. — 616 с.
  9. , Дж. Тендерное беспокойство / Дж. Батлер // Антология тендерной теории. Минск: Наука, 2000. — С. 125−202.
  10. , Р. В. Специфика обучения в профильной школе: содержание и процесс / Р. В. Бессонов, О. П. Околелов // Педагогика. 2006. -№ 7. — С. 23−29.
  11. , Т. Г. Целостное изучение эпического произведения: пособие для учителя / Т. Г. Браже. 2-е изд., перераб. — СПб.: Глагол, 2000. -335 с.
  12. , П. Городок в табакерке: Проза Татьяны Толстой /
  13. П. Вайль, А. Генис // Звезда. 1990. — № 8. — С. 147−150.163
  14. , Г. А. Филологическое образование в профильной школе / Г. А. Воронина. М.: Вентана-Граф, 2006. — 372 с.
  15. , Е. В. Профильное обучение: модели организации, управленческое и методическое сопровождение / Е. В. Воронина. М.: «5 за знания», 2006. — 256 с.
  16. , Л. И. Современная проза в выпускном классе : кн. для учителя / Л. И. Вуколов. М.: Просвещение, 2002. — 173 с.
  17. , Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. М.: Искусство, 1987. — 625 с.
  18. Гадамер, Х.-Г. Актуальность прекрасного / Х.-Г. Гадамер. М.: Искусство, 1991. — 367 с.
  19. , Ю. 3. Внимание: одаренные дети / Ю. 3. Гильбух. М.: Знание, 1991. -79 с.
  20. , Ю. 3. Как не убить талант? / Ю. Гильбух, Л. Кондратенко, С. Коробко // Народное образование. 1991. — № 4. — С. 1518.
  21. , Н. К. Еще раз о дифференцированном обучении в старших классах общеобразовательной школы / Н. К. Гончаров // Советская педагогика. 1963. — № 2. — С. 39−50.
  22. , Б. Русский авангард по обе стороны черного квадрата / Б. Гройс // Вопросы философии. 1990. -№ 11. — С. 15−21.
  23. , Б. Утопия и обмен / Б. Гройс. М.: Наука, 1994. — 245 с.
  24. , Н. И. Нищета философии постмодернизма / Н. И. Губанов // Философия и общество. 2007. — № 1. — С. 54−68.
  25. , Ф. Постмодернизм, или Логика культуры позднего капитализма // Философия культуры постмодерна / Сост. и ред. А. Усманова.- Минск: Наука, 1996. 245 с.
  26. , Ф. Теории постмодерна / Ф. Джеймсон //
  27. Искусствознание.-2001.-№ 1.-С. 111−122.165
  28. , В. М. Постмодернистская философия искусства : истоки и современность / В. М. Дианова. СПб.: Петрополис, 2005. — 240 с.
  29. , А. Дама с камелиями : Роман / А. Дюма. М.: Восхождение, 1991. — 192 с.
  30. , В. И. Опыт введения предпрофильной подготовки и профильного обучения в муниципальное образовательное пространство / В. И. Зотов, М. С. Цаплина, Л. А. Пронченко // Инновации в образовании. -2006.-№ 4.-С. 148−454.
  31. , Н. Гибель богов / Н. Иванов. М.: Наука, 1993. — 245 с.
  32. , И. П. Постмодернизм: словарь терминов / И. П. Ильин- Ин-т науч. информации по обществ, наукам РАН. М.: Интрада, 2001. — 384 с.
  33. , И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм / И. П. Ильин. М.: Интрада, 1996. — 255 с.
  34. , Л. Г. Композиционный анализ художественного текста. Теория. Методология. Алгоритмы обратной связи / Л. Г. Кайда М.: Флинта, 2000, — 152 с.
  35. , М. Е. Анализ произведений русской классики: школьный курс: кн. для учителя, старшеклассника, абитуриента / М. Е. Каплан. М.: Новая школа, 1997. — 143 с.
  36. , Т. «Но страшно мне: изменишь облик ты.» / Т. Касаткина // Новый мир. 1996. — № 4. — С.212−219.
  37. , А. Г. Проблема выбора: элективные курсы в школе / А. Г. Каспржак. М.: Новая школа, 2004. — 344 с.
  38. , Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну / Н. Б. Кириллова. М.: Академический Проспект, 2006. — 448 с.
  39. , А. М. Стандарт, инновационность и преемственность / А. М. Кондаков // Педагогика. 2009. — № 4. — С. 14−18.
  40. Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла 10−11 кл.: Кн. для учителя / под ред. А. Б. Малюшкина. М.: Сфера, 2003. — 66 с.
  41. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011−2015 гг. (утв. распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р) // Вестник образования. 2011. — № 6. — С. 13−33.
  42. , Н. О. Очерки по методике анализа художественного произведения / Н. О. Корст. -М.: Учпедгиз, 1963. 279 с.
  43. , Н. Б. Как организовать профильный продуктивный класс в школе / Н. Б. Крылова // Школьные технологии. 2003. — № 2. — С. 32−39.
  44. Б. А. Ланин. 3-е изд. испр. и доп. -М.: ЭКСМО, 2007. — 512 с.
  45. , А. М. Автор образ — читатель / А. М. Левидов. — 2-е изд., доп. — Л.: Наука, 1983. — 225 с.
  46. , А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. -4-е изд. М.: Сов. писатель, 1981. — 235 с.
  47. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар. М.: Наука, 1998.-245 с.
  48. , М. Специфика русского постмодернизма / М. Липовецкий // Знамя. 1995. — № 8. — С. 193−198.
  49. , М. Трагедия и мало ли еще что / М. Липовецкий // Новый мир. 1994. — № 10. — С. 229−232.
  50. A. Н. Николюкина- Ин-т научн. информации по общественным наукам РАН-М.: НПК Интелвак- 2003. 1600 стб.
  51. , Дж. Думают / Д. Лодж / Перевод с англ. Д. Кротовой. -М.: Изд-во Эксмо, 2003. 457 с.
  52. , Н. Б. Париж со змеями (Введение в эстетику постмодернизма) / Н. Б. Маньковская. М.: ИНФРА-М, 1995. — 320 с.
  53. , Н. Б. Эстетика постмодернизма / Н. Б. Маньковская. СПб.: Алетейя, 2000. — 347 с.
  54. , В. Г. Анализ художественного произведения и читательское восприятие школьников / В. Г. Маранцман. Л.: Наука, 1988. -178 с.
  55. , Г. П. Программа элективного курса «Введение в интерпретацию художественного текста» / Г. П. Маркова // Учительская газета. 2007. — № 15.-С 19−22.
  56. , М. А. Дифференциация образования в средней школе с производственным обучением / М. А. Мельников // Связь обучения струдом в средней школе и с дифференцированным обучением. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.-С. 105−163.
  57. , А. И. Постмодернизм. Энциклопедия /
  58. A. И. Мерцалова. Минск: Наука, 2001. — 325 с.
  59. Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения / под ред. С. Н. Чистяковой. М.: Наука, 2003. — 83 с.
  60. , В. Л. Дифференцированное обучение в средней школе /
  61. B. Л. Монахов, В. А. Орлов, В. В. Фирсов // Советская педагогика. 1990. -№ 8. -С. 15−23.
  62. , Г. Л. Русская проза конца XX века: учеб. пособие / Г. Л. Нефагина. М.: Флинта: Наука, 2003. — 320 с.
  63. , Н. А. Филологический анализ текста: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н. А. Николина. М.: Академия, 2003. -256 с.
  64. Новейший философский словарь. Постмодернизм / Науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. Минск: Современный литератор, 2007. — 816 с.
  65. Педагогическая энциклопедия: В 2-х т. / Под ред. И. А. Каирова, Ф. Н. Петрова. М.: Советская энциклопедия, 1964. — Т.1. — 912 с.
  66. , В. О. Синий фонарь: рассказы / В. О. Пелевин. М.: Текст, 1991.-317 с.
  67. , Л. С. По дороге бога Эроса: Повести, рассказы / Л. С. Петрушевская. М.: Олимп — ППП (Проза. Поэзия. Публицистика), 1993.-336 с. С. 114−116.
  68. , О. В. Особенности формирования познавательного интереса школьников в процессе предпрофильной подготовки по предметам гуманитарного цикла / О. В. Петунин, Л. В. Трифонова // Инновации в образовании. 2005. — № 6. — С. 65−70.
  69. , И. А. Типология школьного анализа эпических произведений в старших классах: дисс. д-ра пед. наук / И. А. Подругина. -М.: МПГУ, 2000. 370 с.
  70. Постмодернизм. Энциклопедия / Науч. ред. и сост. А. А. Грицанов, М. А. Можейко. Минск: Интерпрессервис: кн. дом, 2001. — 1040 с.
  71. Проблемы анализа художественного произведения в школе. Методические рекомендации для студентов / отв. ред. О. Ю. Богданова. М.: Владос, 1996.- 175 с.
  72. , И. Л. Улицкая. Сонечка (рецензия) / И. Прусакова // Нева. 1993.-№ 1.-С. 175−182.
  73. , И. Погружение во тьму / И. Прусакова // Нева. 1995. — № 8. — С. 186−191.
  74. , В. П. Постмодернизм: истоки, становление, сущность / В. П. Ратников // Философия и общество. 2002. — № 4. — С. 120−132.
  75. , Н. В. Основы анализа художественного текста: учеб. пособие / Н. В. Рябинина. М.: Флинта, Наука, 2009. — 272 с.
  76. , М. Н. Проблемы современной дидактики / М. Н. Скаткин. -М.: Педагогика, 1980. 167 с.
  77. , В. А. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов- под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. — 576 с.
  78. Современная западная философия: словарь / сост. и отв. ред. В. С. Малахов, В. П. Филатов. М.: ТОО Остожье, 1998. — 544 с.
  79. , Ю. П. Интертекстуальность как лингвистическая проблема / Ю. П. Солодуб // Филологические науки. 2000. — № 2. — С. 4561.
  80. , К. Назову себя Цвайшпацирен? (любовь, ирония и проза развитого постмодернизма) / К. Степанян // Знамя. 1993. — № 11. — С. 184−194.
  81. , К. Реализм как заключительная стадия постмодернизма / К. Степанян // Знамя. 1992. — № 9. — С. 231−238.
  82. , Р. История западного мышления / Р. Тарнас. М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. — 530 с.
  83. , Т. Н. Река Оккервиль. Рассказы / Т. Н. Толстая. М.: Изд. дом Подкова, 2004. — 464 с.
  84. , В. И. Анализ художественного текста: учеб. пособие / В. И. Тюпа. 2-е изд., доп. — М.: Академия, 2007. — 336 с.
  85. , JI. С. Первые и последние: Рассказы / JI. С. Улицкая. -М.: Изд-во Эксмо, 2005. С. 87−157.
  86. , А. И. Учебный план средней школы в контексте современной образовательной парадигмы / А. И. Уман, М. А. Федорова // Инновации в образовании. 2008. — № 12. — С. 4−33.
  87. , Д. М. Джеймс Джойс и современный модернизм / Д. М. Урнов // Современные проблемы реализма и модернизма. М.: Сов. писатель, 1965. — С. 95−165.
  88. , Н. А. Контрапункт интертекстуальности. Интертекст в мире текстов / Н. А. Фатеева. М.: Академия, 2000. — 223 с.
  89. , В. М. Модернизация российского образования / В. М. Филиппов // Педагогика. 2004. — № 3. — С. 3−11.
  90. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. М.: ИНФРА-М, 1997. — 576 с.
  91. , Д. Приближаясь к проблеме постмодернизма / Д. Фоккема // Искусствознание. 2002. -№ 3. — С. 121−135.
  92. , И. Культурная (социальная) антропология / И. Хассан / Перевод с англ. Э. А. Орлова М.: Академический проект, 2004. — С. 375 395.
  93. , М. В. Культуроведческий подход к изучению художественного текста в школе: программа курса по выбору / М. В. Черкезова, Е. А. Бородкина- МГПИ им. М. Е. Евсевьева. Саранск, 2003.- 12 с.
  94. , В. Ф. Русская словесность в дореволюционной школе / В. Ф. Чертов. М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1994. — 130 с.
  95. , А. П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. / А. П. Чехов. 2-е изд., стер. -М.: Наука, 2008. — Т. 10. — С. 130−145.
  96. , Н. И. Учителю о дифференцированном обучении / Н. И. Шахмаев. М.: АПН СССР, 1989. — 231с.
  97. , М. Н. Истоки и смысл русского постмодернизма / М. Н. Эпштейн // Звезда. 1996. — № 8. — С. 176−186.
  98. , П. М. Психология художественного восприятия / П. М. Якобсон. М.: Искусство, 1964. — 86 с.
Заполнить форму текущей работой