Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экономическое регулирование структурных преобразований в топливно-энергетическом комплексе: На материалах России и Казахстана

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В начале XXI века в развитии российской и казахстанской экономики начался новый этап, который характеризуется ростом ВВП и промышленного производства, покупательной способности населения, производственных инвестиций, доходов бюджета и золотовалютных резервов. Начато реальное осуществление налоговой, судебной, пенсионной, жилищно-коммунальной реформ и реформы естественных монополий. Однако… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Государственная структурная политика и ее особенности в топливно- энергетическом комплексе 1.1 .Объективная необходимость и формы государственной структурной политики
    • 1. 2. Энергетическая безопасность и методы ее обеспечения
    • 1. 3. Энергосбережение и методы его стимулирования
  • ГЛАВА 2. Регулирование ресурсно-отраслевой структуры ТЭК 2.1 .Основные тенденции развития ресурсно-ртраслевой структуры ТЭК
    • 2. 2. 0. рганизационно- экономический механизм управления
  • ГЛАВА 3. Рыночное реформирование электроэнергетики
    • 3. 1. Формирование конкурентного рынка в электроэнергетике
    • 3. 2. Развитие единой энергосистемы макрорегиона

Экономическое регулирование структурных преобразований в топливно-энергетическом комплексе: На материалах России и Казахстана (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Россия и Казахстан — самые большие по территории страны СНГ, члены ЕврАзЭС, формирующие единое экономическое пространство в Евразии. К числу их конкурентных преимуществ на мировом рынке относятся богатство топливно-энергетических ресурсов (нефть, газ, уголь, гидроэнергия, топливо для АЭС) и геополитическое положение между европейским и восточноазиатским центрами экономического развития.

В начале XXI века в развитии российской и казахстанской экономики начался новый этап, который характеризуется ростом ВВП и промышленного производства, покупательной способности населения, производственных инвестиций, доходов бюджета и золотовалютных резервов. Начато реальное осуществление налоговой, судебной, пенсионной, жилищно-коммунальной реформ и реформы естественных монополий. Однако сложившаяся в 1990;х гг. рентная, сырьевая экономика не превратилась еще в производительную и конкурентоспособную на мировом рынке постиндустриальную информационную экономику, основанную на знаниях, стабильную и устойчивую к неблагоприятным внешним воздействиям, социально ориентированную, т. е. гарантирующую минимальные социальные стандарты и возможности самостоятельного экономического существования для всех категорий граждан.

Высокие темпы прироста ВВП в России и Казахстане в 2000;2005 гг. (6−9%) во многом связаны с развитием топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Значение традиционной энергетики, основанной на нефти, газе и угле, сохраняется. Прогнозы об исчерпании их запасов, а также о резком падении цен, о замещении углеводородного сырья термоядерной энергетикой не оправдываются. По современным прогнозам в ближайшие 20 лет спрос на все типы энергоносителей увеличится в 1,5 раза, в т. ч. в развивающихся странах, прежде всего, в Китае, с которым Россия и Казахстан имеют протяженную общую границу — в 1,9 раза. Все это делает весьма актуальным исследование роли ТЭК в развитии экономики России и Казахстана.

Роль ТЭК в постиндустриальной экономике исследована в работах А. Алимбаева, Н. Байкова, Л. Бляхмана, О. Вишняковой, К. Дуненбаева, О. Евстигнеева, Г. Клейнера, К. Кажамуратова, Р. Каренова, Ю. Кудинова, Д. Львова, В. Покровского, С. Примбетова, Н. Федоренко, Е. Ясина и ряда других авторов. Однако единой точки зрения по вопросам стратегического планирования и путях реформирования ТЭК еще не выработано. Одни авторы ориентируются на сохранение роли ТЭК в качестве ведущего сектора национальной экономики, другие — на полное изъятие природной ренты для развития высокотехнологичной экономики. Сохраняется противопоставление регулирующей роли государства в реформировании ТЭК либерально-рыночным методом хозяйствования. Это обусловило актуальность темы диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является развитие теоретических основ государственного регулирования структурных преобразований в топливно-энергетическом комплексе и разработка предложений по рационализации ресурсно-отраслевой структуры ТЭК России и Казахстана в условиях продолжающихся рыночных реформ. Цель работы конкретизируют следующие задачи исследования: -уточнить содержание, цели и основные направления структурных реформ, выявить специфические особенности и сформулировать критерии эффективности государственной структурной политики в ТЭК в условиях перехода к постиндустриальной информационной экономике;

— обосновать и систематизировать систему показателей энергетической безопасности национальной экономики и евразийского макрорегиона, проанализировать методы ее обеспечения;

— раскрыть роль энергосбережения как ключевого звена управления ТЭК и фактора его конкурентоспособности на энергетическом рынке;

— определить основные тенденции развития и разработать предложения по оптимизации ресурсно-отраслевой структуры ТЭК России и Казахстана, связанные с изменением технологической структуры нефтегазового, угольного и электроэнергетического комплексов;

— уточнить основные цели и разработать предложения по созданию организационного-экономического механизма управления ТЭК России и Казахстана на базе формирования единой энергосистемы (ЕЭС).

Предмет исследования — топливно-энергетические комплексы России и Казахстана, функционирующие на принципах единой транснациональной энергетической инфраструктуры в рамках общего экономического и правового поля стран СНГ и ЕврАзЭС.

Объект исследования — государственное и межгосударственное экономическое регулирование структуры ТЭК как способ повышения конкурентоспособности энергетической составляющей экономик России и Казахстана на евразийском экономическом пространстве.

Методологической и теоретической основой исследования является институциональная теория экономического развития, рассматривающая государство как важнейший социальный институт инновационной рыночной экономики. Ряд положений этой концепции представлен в работах зарубежных (Дж.Бъюкенен, Дж. Гелбрейт, Дж. Стиглиц, Д. Норт и др.) и отечественных экономистов.

Научная новизна результатов исследования состоит в следующем: -уточнено определение содержания целей, основных направлений и критерия эффективности структурных реформ в ТЭК, определяющих характер рыночных процессов в отрасли и экономике в целом;

— обоснована необходимость и раскрыто содержание основных направлений государственной и межгосударственной структурной политики, направленной на интеграцию ТЭК с высокотехнологичными секторами экономики и производством знаний;

— уточнено и развито определение энергетической безопасности на региональном, национальном и интернациональном уровнях в рамках ЕврАзЭС, предложена система показателей энергетической безопасности, выявлена их связь с энергосбережением как наиболее инвестиционно привлекательной областью деятельности в ТЭК;

— определены основные тенденции развития ресурсно-отраслевой структуры ТЭК России и Казахстана, связанные с энергосбережением и новыми технологиями добычи, комплексной и экологичной переработки нефти, газа и угля, транспортировки и потребления энергоресурсов, изменением структуры энергетического баланса, увеличением доли возобновляемых источников и малой энергетики, воссозданием ЕЭС Евразии;

— уточнены цели и сформулированы предложения по созданию и развитию организационного-экономического механизма управления ЕЭС.

Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке предложений по оценке прогрессивности структуры ТЭК, повышению роли открытой добычи угля в топливно-энергетическом балансе, совершенствованию структуры эксплуатационных затрат энергетических предприятий, повышению ресурса оборудования и техническому перевооружению предприятий ТЭК, которые могут быть использованы при модернизации ТЭК и создании на рыночной основе единой энергосистемы России и Казахстана.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании направлений развития структурной политики в топливно-энергетическом комплексе с применением разработанных автором подходов к его экономическому регулированию на межгосударственном уровне для повышения эффективности функционирования отрасли и экономики в целом.

Статистической базой работы послужили данные Статкомитета СНГ, Статслужб России и Казахстана, ряда научных центров этих и других стран, а также собственные исследования автора на предприятиях и организациях ТЭК Центрального Казахстана.

Рекомендации по использованию результатов исследования. Результаты исследования могут быть использованы при разработке и практической реализации концепции единого энергетического пространства России и Казахстана, в ходе структурных реформ электроэнергетики обеих стран. Материалы диссертации могут быть также использованы при подготовке курсов лекций по дисциплинам «Экономика предприятия», «Экономика ТЭК», «Государственное регулирование экономики».

Апробация результатов исследования проведена на Международной конференции «Молодые ученые — 10-летию независимости Казахстана» (Астана, 2001 г.), Международной конференции Карагандинского государственного университета им. Е. А. Букетова (Караганда, 2003 г.), научных семинарах в Институте рыночных отношений Академии наук Казахстана (в 1998, 1999, 2000, 2002 гг.) и в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена (2005 г.). По теме диссертации опубликованы 9 работ общим объемом 1.5 п. л. Имеется акт о внедрении результатов диссертационных исследований в организации «Казэнергоинвест» .

На защиту выносятся следующие основные положения:

— характеристика особенностей государственной структурной политики в ТЭК в условиях перехода к постиндустриальной информационной экономике;

— определение содержания структурной реформы в широком и узком смысле, целей, критериев эффективности и основных направлений структурной реформы в ТЭК;

— обоснование целесообразности включения в состав ТЭК не только отраслей добывающих, преобразующих и транспортирующих энергоресурсы, но и промышленной, а также коммунальной энергетики, с соответствующим пересмотром критерия эффективности развития ТЭК;

— система показателей энергетической безопасности на региональном, национальном и макрорегиональном уровне;

— предложения по оптимизации ресурсно-отраслевой структуры ТЭК на основе перспективного топливно-энергетического баланса и схем снабжения энергоресурсами;

— концепция организационно-экономического механизма регулирования электроэнергетики на базе создания единого экономического и правового пространства России, Казахстана и других стран ЕврАзЭС.

Цели и задачи исследования определили структуру диссертации, состоящей из введения, трех глав, заключения, приложений (11) и библиографии (112 наименований, из них 6 на иностранном языке). Общий объем работы 182 страницы, включая приложения. Основной текст содержит 8 таблиц, 12 диаграмм и графиков.

1. Структура экономики — совокупность пропорций (относительная значимость и величина элементов экономической системы) и отношений между элементами системы. Выделяется институциональная, социальная, отраслевая, территориальная, технологическая структурные классификации. В диссертации уточнены взаимосвязи структурной реформы в широком смысле слова, включающей все эти направления, и реформы отраслевой структуры, направленной на изменение пропорций и отношений между горнодобывающим и другими, особенно высокотехнологичными секторами экономики. Структура экономики наилучшим образом может быть раскрыта на основе выводов институциональной теории, согласно которой экономическое развитие определяет не только динамика денежной массы или поведение обособленных производителей, но прежде всего социальные институты данного общества — действующую в конкретных исторических условиях совокупность социально-экономических правил, над которыми индивиды или группы в основном не властны. Механизмы, обеспечивающие их выполнение и нормы поведения, структурируют экономические отношения и повторяющиеся взаимоотношения между людьми. Структурная политика — комплекс мер государства по изменению пропорций и отношений в экономической системе с учетом их взаимодействия, направлена на формирование социально-ориентированной конкурентоспособной экономики. При этом особенно важна роль Урало-Сибирского региона, который в тесном сотрудничестве с Казахстаном, может стать стержнем новой геоэкономической стратегии на стыке ЕС и Южной Азии, позволяющей регионам России и Казахстана преодолеть топливно-сырьевую специализацию.2. В диссертации обоснована целесообразность включения в ТЭК не только добывающих, преобразующих и транспортирующих энергоресурсы отраслей, но также промышленную и коммунальную энергетики, а также производство возобновляемых видов энергии. Соответственно критерием эффективности развития ТЭК является не рост производства и экспорта энергоресурсов, а увеличение добавленной стоимости и ВВП в расчете на единицу расхода ресурсов. Цели государственной структурной политики при этом включают: преимущественное развитие производств, ориентированных на удовлетворение конечных потребностей, использующих не только природные, но и интеллектуальные конкурентные преимущества России, Казахстана и других стран СНГразвитие импортозамещающих производств, развитие научно технического потенциала на базе широкой международной кооперацииэкспортная ориентация преимущественно на конечную продукцию, с высокой добавленной стоимостьюразвитие машиностроения и других высокотехнологичных отраслей с учетом требований сохранения окружающей среды и рационального использования сырьевых ресурсов на базе развития единого экономического пространства и преодоления противопоставления ТЭК высокотехнологичной экономикеповышение качества жизни населения до среднеевропейского уровня.3. В диссертации рассмотрено соотношение различных слагаемых национальной безопасности и роль энергетической безопасности. Она не сводится к надежности поставок, а включает также достижение энерговооруженности труда и энергоемкости ВВП, гарантирующих конкурентоспособность экономики, эффективный баланс энергоресурсов, обеспеченность прироста их добычи увеличением разведанных запасов, достаточность и безопасность инфраструктуры, обеспечивающей доставку энергии внутренним и внешним потребителям, конкурентоспособность основных компаний ТЭК на мировом рынке. Проведен анализ уровней и тенденций изменения энергетической безопасности России и Казахстана в условия глобализации.4. Энергосбережение, как показано на конкретных расчетах, намного эффективнее, чем экстенсивное расширение добычи энергоресурсов. Его стимулирование связано с реформой естественных монополий, повышением цен на энергоресурсы до уровня реальных контролируемых государством издержек, дифференциацией налогов в зависимости от условий добычи и транспортировки энергоресурсов, а также использования экологических и энергосберегающих технологий. Важное значение имеет административный запрет на использование неэкологического оборудования, государственное финансирование НИОКР и развития энергетической инфраструктуры. Исследованы основные направления и методы энергосбережения в современных условиях, процедура формирования региональной системы энергосбережения.5. Ресурсно-отраслевая структура ТЭК характеризует структуру производства энергоресурсов и их потребления различными секторами хозяйства. С учетом мирового баланса энергоресурсов и энергетической стратегии России на период до 2020 г. на основе балансового и системного подхода анализируется воздействие роста затрат на все виды энергоресурсов, повышения цен на нефть, роста экологических ограничений, сближения замыкающих затрат на добычу угля, атомную и возобновляемые виды энергии на структуру ТЭК. Предложены пути оптимизации топливно энергетических балансов и схем снабжения энергоресурсами с помощью разложения оценки инфлюенты экономии энергоресурсов по уровням в промышленности в отраслевом и региональном направлениях. Исследованы оценки инфлюент замещения одних видов энергоресурсов другими, позволяющие учесть основные факторы повышения эффективности использования энергоресурсов в промышленности, рационализации схем снабжения потребителей энергоресурсами, выявить резервы энергосбережения в промышленности. Выявлены тенденции развития угольного комплекса России и Казахстана (рост добычи открытым способом, концентрация подземной добычи на минимальном числе рентабельных и более безопасных шахт, увеличение добычи коксующихся углей, а также их обогащения), перспективы развитиия нефтегазового комплекса (увеличение роли нефти и газа как неэнергетического сырья и потребления моторного топлива в нестационарной энергетике, формирование мирового рынка сжиженного газа, изменение соотношения экспорта и внутреннего потребления, увеличение добычи в отдаленных регионах и из труднодоступных запасов).Уточнены перспективы развития атомной, ветровой, солнечной и водородной энергетики, использования биоресурсов и гидроэнергоресурсов, тенденции изменения электробаланса стран СНГ. ТЭК представляет собой объект государственного управления в силу своего особого значения для национальной безопасности, экологии, государственной собственности на природные ресурсы и особой роли естественных монополий. Как показывает мировой опыт, дерегулирование энергетики приводит к негативным последствиям. В диссертации развита концепция профаммно-целевого управления ТЭК с помощью перспективного энергетического баланса, регулирования цен, согласования тарифов и анализа издержек естественных монополий, отделения монопольной транспортной сети от конкурентных сфер производства и сбыта энергоресурсов. Уточнена классификация форм государственного регулирования структуры ТЭК.

6. Обобщен опыт формирования конкурентного рынка в электроэнергетике, включая создание оптового рынка электрической мощности и электроэнергии, организацию коммерческого учета электрической мощности, электрической и тепловой энергии, выделение системного оператора, энергопроизводящих, энергопередающих и энергоснабжающих организаций, формирование розничного рынка электроэнергии. Государственное регулирование электроэнергетики включает лицензирование, регулирование цен (тарифов), демонополизацию и приватизацию объектов энергетики, надзор за надежностью, безопасностью и экономичностью производства, передачи, распределения и потребления энергии с установлением общеобязательных правил, стандартов и нормативов. Развитие конкуренции предполагает свободный выбор поставщиков розничными потребителями, формирование балансирующего и спот рынка, рыночный механизм ценообразования и прозрачный механизм отношений между участниками рынка с участием уполномоченного государством регулирующего органа и некоммерческих общественных организаций и ассоциаций юридических лиц. С этих позиций анализируется перспективная модель конкурентного оптового рынка электроэнергии,.

7. Обоснована необходимость создания наднациональных органов и транснациональных корпораций для управления единой энергетической системой макрорегиона, включающего государства СНГ с общей энергетической, транспортной и коммуникационной инфраструктурой. Исследованы пути развития сотрудничества России и Казахстана в ТЭК при создании единого экономического и правового пространства, в т. ч. в сфере разработки и освоения новых технологий подземной и открытой добычи угля, разведки, добычи, транспортировки и переработки нефти и газа, сооружения дальних энергосетей, парогазовых электростанций, развития экспорта электроэнергии как конечного продукта ТЭК с более высокой добавленной стоимостью.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Энергетическая стратегия России на период до 2020 Г.-С.24−30
  2. Закон РФ о недрах (редакция 2005 г.).-С.15−18
  3. Закон Республики Казахстан об электроэнергетике: (1999) // Ведомости Парламента Республики Казахстан.- 1999 г.- С.451−464.
  4. Концепция дальнейшего развития рыночных отношений в электроэнергетике Республики Казахстан от 18 февр. 2004 Г.-С.7
  5. Программа развития электроэнергетики до 2030 года: Утв. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 9 апр. 1999 г.-С.87−90
  6. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.- 2003 г.-С. 129−226Монографии и статьи
  7. А.А. Топливно-энергетические ресурсы Казахстана // Геология Казахстана.-2001 .-№ 3−4.-С.86−92.
  8. А.Е. Методы оценки прогрессивной технологической структуры // Сб. статей Института рыночных отношений МН-АН РК: «Регион: социально-экономические аспекты реформирования». — 1998.- № 4.-С.217−223
  9. А.Е. Значение и роль энергетики в развитии хозяйства Казахстана // Сб. трудов института рыночных отношений МОН РК: «Социально-экономические проблемы региона». — 1999.-№ 5.-С.271−277
  10. А.Е., Каргин Е. Б., Давлетбаева Н. Б. О развитии энергетики региона // Сб. трудов института рыночных отношений МОН РК «Социально-экономические проблемы региона». — 2000.- № 6.-С.324−329
  11. А.Е., Давлетбаева Н. Б., Хасенов К. Г., Яковлев М. М. Место и роль угля в топливно-энергетическом балансе страны // Сб. трудов института рыночных отношений МОН РК «Социально-экономические проблемы региона». — 2001.- № 7.-С.285−295
  12. А.Е. О проблемах электроэнергетики // Сб. тр. Межд. Конференции «Молодые ученые 10- летию независимости Казахстана». -Астана.- 2001.-С.36−39
  13. Асенова А. Е Анализ эксплутационных затрат на энергетических предприятиях Центрального Казахстана / / Сб. трудов института рыночных отношений МОН РК «Социально-экономические проблемы региона». — 2002.-№ 8.-С.320−325
  14. А.Е., Баттаков К. С., Мукашев Б. Н. Некоторые проблемы технического перевооружения топливно-энергетического комплекса Казахстана// Проблемы современной экономики .- 2003.- № 3−4.-С.135−136
  15. А.Е. Продление ресурса оборудования тепловых электростанций Центрального Казахстана как этап техническогоперевооружения // Сб. трудов института рыночных отношений МОН РК «Социально-экономические проблемы региона». — 2002.- № 8.-С.325−330
  16. А.Е. Анализ факторов, определяющих величину основных составляющих себестоимости продукции в энергетике // Вестник Карагандинского Государственного университета.- 2003.- № 2.-С.186−192
  17. К. Экономический потенциал Казахстана в условиях высокого уровня иностранных инвестиций //Вопросы экономики.- 2003.-№ 8.-С.87−90
  18. Л. Проблемы структурной перестройки экономики // Экономист.- 2000.- № 1.-С.47−52
  19. А.А. Государственное регулирование экономики.-Алматы.-1999.-С.56
  20. А.А. Научно-технический прогресс, динамика эффективности.- Алматы.- 1991.-С.210
  21. Ахметжанов Б. А Реструктуризация промышленности Казахстана в условиях перехода к рынку: Методология и проблемы (на примере угольной отрасли).- Алматы.-1998.-С.253
  22. А.А., Мукашев Г. В. Интенсификация использования топливно-энергетических Ресурсов.- Алматы.-1989.-С.43
  23. Н.М. Инвестиции в отрасли ТЭК и естественные монополии //МЭМО.- 1992.- № 1.-С.130−134
  24. Л.С. Структурные реформы в России: реальность и мифы // Проблемы современной экономики.- 2004.- № 1.-С.40−49
  25. И.П. Лекции по курсу «Экономика предприятия и предпринимательства». — СПб.- 2002.-С.38−41
  26. С. Россия на пути устойчивого развития // Вопросы экономики.- 2004.-№ 2.-С.114−118
  27. Ю.М. Проблемы развития ТЭК России // Экономист.-1992.- № 2.-С.24−33
  28. А. Путь России к процветанию в постиндустриальном мире // Вопросы экономики.- 2003.- № 5.-С.188−192
  29. Дж. Сочинения.- М.-1997.-С.245−249
  30. А.С. Особенности структуры энергопотребления в Республике Казахстан // Транзит. Экономика.- 2002.-№ 4−5.-С.53−57
  31. О.Н. Проблемы оптимизации топливно-энергетического потенциала региона // Проблемы современной экономики.- 2002.-№ 3−4.-С.110−115
  32. Газовая промышленность и энергетика: меры регулирования и реформы // Вопросы экономики.- 2002.- № 2.-С.39−40
  33. Е.Т. Государство и эволюция.- М.-1995.-С.86−89
  34. Е. Восстановительный рост и некоторые особенности современной экономической системы в России // Вопросы экономики.- 2003.-№ 5.-С.226−237
  35. Н.П. К вопросу об устойчивом развитии экономик стран СНГ // Проблемы современной экономики.- 2002.- № 3−4.-С.90−95
  36. А. Факторы роста российской экономики и перспективы технологического обновления // Вопросы экономики.- 2004, — № 5.-С.57−59
  37. Дж. Новое индустриальное общество.- М.-1969.-С.254−258
  38. Государственная политика в промышленном комплексе России и его трансформация в период реформ // Вопросы экономики.- 2002.- № 6.-С.92−98
  39. Государственное регулирование экономики в современных условиях.-М.-1997.-Ч. 1 .-С.76−84
  40. В.А., Баринов В. А. Рыночная экономика и системы управления в электроэнергетике // Электрические станции.- 2001.-№ 6.-С.132−144
  41. В. Экономическая власть и институциональная теория // Вопросы экономики.- 2004.-№ 3.-С.86−95
  42. А.Ф. Электроэнергетика России на рубеже XXI века.-М.2002.-С.242−252
  43. В.Д. Энергетика Казахстана: движение к рынку.-Алматы.- 1998.-С.400
  44. К.Д. О повышении эффективности энергетической отрасли // Энергетика и топливные ресурсы Казахстана.- 2000.-№ 1.-С.З-7
  45. К.Д. Резервы энергетического потенциала // Промышленность Казахстана.- 2002.- № 4.-С.14−17
  46. К.Д. Электроэнергетика независимого Казахстана: некоторые итоги и перспективы // Энергетика и топливные ресурсы Казахстана.- 2001.-№ 5.-С.7−20
  47. К.Д. Энергетика Казахстана и пути ее интеграции в мировую экономику.-Алматы.-1996.-С.530
  48. ЕБРР. Реформы регулирования электроэнергетического сектора в странах с переходной экономикой // Экономика и топливные ресурсы Казахстана.- 2003.- № 11 .-С.44−60
  49. Э.М., Евстигнеев Р. Субфедеральные аспекты глобализации от неолиберального к синергическому типу // Вопросы экономики.- 2003 .-№ 5 .-С. 16−1849а. Еремин А. Наступит ли «энергетический голод»? // Мысль, — 2004.-№ 2.-С.12−19
  50. Н. СНГ: интеграционно-дезинтеграционные факторы, сценарий развития и тенденции регионализации // Российский экономический журнал.- 2001.-№ 9.-С.9−12
  51. Р.С. Минерально-сырьевой комплекс Казахстана в условиях рыночной экономики.- Алматы: РИО ВАК Республики Казахстан.-2002.-С.296
  52. К.Х., Кравцов А. Г., Арыков Е. М. и др. Научно-технические приоритеты в структурной перестройке промышленности Казахстана (формирование, оценка и экономический механизм при переходном периоде).- Алматы: ИРК.- 1996.-С.175
  53. Г., Петросян Д., Беченов А. Еще раз о роли государства и государственного сектора в экономике // Вопросы экономики.-2004.-№ 4.-С.27−33
  54. М.И. Экономическая интеграция стран СНГ: проблемы и перспективы // Российский экономический журнал.- 2001.-№ 1.-С.67−73
  55. С. СНГ: Интеграционное взаимодействие // Экономист.- 2002.- № 2.-С.23−27
  56. Р. Институты, политика и экономический рост // Вопросы экономики.- 2004.- № 7.-С.69−74
  57. Концепция дальнейшего развития рыночных отношений в электроэнергетике Казахстана.- Астана.- 2002.-С.34−52
  58. В.Я., Яковлев Ю. В. Управление межотраслевыми производственными комплексами: тенденции и перспективы.- Архангельск.-2003.-С.271
  59. Ю.С. Экономические проблемы развития ТЭК Российской Федерации.- М.1996.- Ч.1.-С.216
  60. А. Некоторые аспекты развития энергетики республики Казахстан // Энергетика и топливные ресурсы Казахстана.- 2002.-№ 6.-С.75
  61. .К. Проблемы региональной энергетики ЕТЭК и возможные пути их решения.- Екибастуз.-2002.-С.57
  62. А. Топливно-энергетический комплекс: проблемы и решения // Евраз. Сооб-во: об-во, политика, культура.- 2002.-№ 4.-С.46−51
  63. Э. Глобальная реструктуризация, знания и обучение // Вопросы экономики.- 2004.-№ 8.-С.24−30
  64. P.M. Институциональный анализ государственного регулирования //Вестник СпбГУ. сер.5.- 2001.-№ 2.-С.37−44
  65. Н.В. Экономический анализ природы государственной власти // Вестник СпбГУ. сер.5.- 2004.-№ 1.-С.61−70
  66. Микроэкономические предпосылки экономического роста / Сб. статей.- М. ЦЭМИ РАН.- 1999.-С.160
  67. Новая парадигма развития России (коллективное исследование проблем развития)/ под ред. В. А. Колтюга., В. М. Матросова, — М. МГУК.-1999.-С.439
  68. П. Экономика развития: модели становления рыночной экономики.- М.- 2001.-С.156−169
  69. Р. Теория общественного выбора // Вопросы экономики.-2003.- № 5.-С.92−94
  70. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики.- М.-1997.-С.156−160
  71. Г. Проблемы топливно-энергетического комплекса и перспективы его развития в Южно-Казахстанской области // АльПари.-2001.- № 5−6.-С.12−13
  72. Г. А. К вопросу об энергетической стратегии Южного Казахстана // Энергетика и топливные ресурсы Казахстана, — 2002.-№ 9.-С.29−31
  73. С. Региональная энергетическая интеграция надежная основа будущих инвестиций // АльПари.- 2000.- № 1.-С. 18−20
  74. П.Д. Основы управления государственной собственностью в России, проблемы теории и практики.- М, — Экономика.-2000.-С.223
  75. А. Вектор экономического развития.-М.-2003.-С.114
  76. В.Н. Энергия, технический прогресс и экономический рост: принципы экодинамики.- М.-1993.-С. 152
  77. А. Россия в 2000 -2004 гг.: на пути к государственному капитализму? // Вопросы экономики.- 2004.-№ 4.-С.115−117
  78. Я. Макроэкономическая нестабильность в постсоциалистических странах.-М.-1997.-С.104−106
  79. Россия и СНГ в новейших интеграционных процессах// Проблемы теории и практики управления.-2003.-№ 1.-С.59−64
  80. Рыночные реформы в секторе электроэнергетики Казахстана.-2003.-№ 11.-С.26−32
  81. Г. Основные проблемы и перспективы развития энергетического рынка в странах Таможенного союза//Транзит. Экономика .-2000.-№ 2.-С.110−115
  82. М. Государственный капитализм или авторитарный режим: к вопросу о сущности «социалистической рыночной экономики» в Китае // Вестник СПбГУ. сер.5.-2003.-№ 3.-С.71−86
  83. В.В. Крупные интегрированные корпорации в региональной экономике.- СПб. Изд-во НПК «РОСТ». -2004.- С.186
  84. В.В. Социальная ответственность крупных корпораций: мировой опыт и реалии Татарстана.- СПб. Изд-во НПК «РОСТ». — 2003.-С.256
  85. СНГ и страны мира: стат. Сборник. Статкомитет СНГ.- М. 2004.С.18
  86. В., Ященко А. Глобализация, профсоюзы и ТНК в реформируемой России (на примере нефтегазового комплекса).- М.-2002.-С.260
  87. В.Ж. Глобализация: первые тенденции.- М.- 2003.-С.290
  88. С.Ф. Государство как субъект регулирования ВЭД в глобальной среде функционирования // Вестник СПбГУ.- сер5.-2000.-№ 3.-С.42−44
  89. О. О выборе стратегической макроэкономической политики // Вопросы экономики .-2004.-№ 8.-С.38−40
  90. М.Г. Опыт Энергетической хартии: пример Казахстана // Энергетика и топлив. ресурсы Казахстана.- 2002.-С.53−56
  91. С.Н. Комплексная автоматизация систем энергоснабжения // Энергосберегающие технологии Прииртышья: Сб. тр. Междунар.научн.-практ.конф.-Павлодар.-2001 .-С.42−43
  92. Темирбаев Д. Ж Локальные энергосистемы с использованием технологии газификации угля // Новости науки Казахстана: Науч.-техн.сб.-Алматы.- 2001.- Вып.4.-С.89
  93. А. Энергетика Казахстана в XXI веке // Вестн. Ун-та «Кайнар». — 2002.-№ 1 .-С.36−45
  94. А.С. Развитие энергетического комплекса на новой технической базе III Промышленность Казахстана.- 2002.-№ 2.-С.24−25
  95. Т.В. Корректный учет текущих и капитальных затрат по бизнес единицам // Нефть, газ и бизнес // 2004.-№ 1.-С.20−26
  96. А., Мариупский Б., Вильковский И. Утилизация попутных газов и возобновление энергетических ресурсов // Энергетика и топливные ресурсы Казахстана .- 2003.-№ 11.-С. 15−18
  97. А. О некоторых проблемах становления оптового рынка электроэнергии в Казахстане// Энергетика и топливные ресурсы Казахстана .-2003.-№ 10.-С.58−60
  98. К.Б. Концепция устойчивого развития и перспективы развития возобновляемых источников энергии в Казахстане // Новости науки Казахстана.- Алматы.- 2002.- Вып.1.-С.38−39
  99. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы // Под ред. Д. С. Львова, А. Г. Поршнева.-М.-2002.- С.702
  100. Н.П. Россия: уроки прошлого и лики будущего.-М.-2000.-С.489
  101. И. Слон и блоха. Будущее крупных корпораций и малого бизнеса.- М.- 2004.- С.204
  102. Н.А. Электронный бизнес проявление глобализации условие эффективной интеграции национальных хозяйств. // Проблемы совр. экономики. 2004, № '/г, С.79−80.
  103. Я.К. Некоторые вопросы развития энергетики в Западно-Казахстанской области // Энергетика и топливные ресурсы Казахстана.-2002.-№ 7.-С.49−52
  104. Л.И. Программы, проекты, проблемы // Нефть, газ и бизнес.- 2004.-№ 1.-С.5−10
  105. И. Экономическая интеграция государств содружества: возможности и перспективы // Вопросы экономики.- 2003.-№ 1.- С. 122−134
  106. Е., Яковлев А. Конкурентоспособность и модернизация национальной экономики // Вопросы экономики 2004.-№ 7.-С.246−255
  107. Sayer A., Walker R. The new social economy. Cambridge. 1994.-P.54−67
  108. Reich R. The Work of nations. Preparing for 21 st centuiy capitalism. -NY. 1992.-P.32−39
  109. Kuboniwa, Masaaki. A comparative analysis of Russian industrial structure // Hitotsubashi j. Of economics /- Tokyo.1995.-Voi.36.- P.171−180
  110. Strategies for measuring industrial structure and growth / Dep. for econ. and social information and policy analysis, Stat. Div.-NY: United Nations, 1994-VIII, 95.- (Studies in methods- Ser. F, N65).-P.76−79
  111. Kuttner R Free market are great, but not for electricity // Busines Week, 2002, 14.10., P. 34
Заполнить форму текущей работой