Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Конституционно-правовое регулирование информационной безопасности личности в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы получили апробацию: в публикациях авторав обсуждении диссертации на заседаниях кафедры конституционного и муниципального права Российского государственного торгово-экономического университетав выступлениях с докладами на научно-практических конференциях, проходивших в 2003;2005 г. г. в Российском… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В РФ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
    • 1. Информационная безопасность личности: понятие и содержание
    • 2. Конституционно-правовое закрепление информационной безопасности личности в РФ
  • ГЛАВА II. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ В РФ
    • 1. Полномочия органов государственной власти в области обеспечения информационной безопасности личности и некоторые аспекты их деятельности
    • 2. Конституционно-правовые проблемы обеспечения информационной безопасности личности в РФ
    • 3. Основные направления совершенствования конституционно-правового регулирования информационной безопасности личности в РФ

Конституционно-правовое регулирование информационной безопасности личности в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, которая активно влияет на состояние политической, экономической, военной и других составляющих безопасности России. Появление проблем в конституционно-правовом регулировании информационной безопасности связано с одной из характерных особенностей современного этапа научно-технического прогресса: чрезвычайно быстрым и практически повсеместным распространением новейших информационных технологий и средств коммуникации.

Исследование вопросов информационной безопасности в конституционном праве России обусловлено изменением характера правового воздействия на информационные отношения в обществе. Возникает необходимость рассмотрения данной проблемы через призму защиты жизненно важных интересов личности. К сожалению, существующее конституционно-правовое регулирование информационной безопасности личности далеко от совершенства. Причины кроются в наличии значительного количества противоречивых нормативно-правовых актов в рассматриваемой области, дублировании одних и тех же положений различными нормативно-правовыми актами, несоответствии нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции РФ и федеральному законодательствув отсутствии систематизации данного законодательства.

Задачи создания эффективной системы информационной безопасности были определены в общих чертах еще в начале 90-х годов. В 1993 году была подготовлена Концепция правовой информатизации России. На её основе был принят основополагающий до недавнего времени в рассматриваемой области закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 года. За последнее время появилось большое количество нормативно-правовых актов по информационным вопросам, но из них лишь немногие относятся к области информационной безопасности и при этом касаются лишь общих положений ее обеспечения.

Неурегулированность правоотношений, связанных с обеспечением информационной безопасности, формированием и использованием информационных ресурсов страны, реализацией права всех субъектов на информацию, защитой интересов пользователей и собственников информационных ресурсов, приводит к серьезным негативным последствиям, поскольку вопросы информационной безопасности представляют собой не только теоретическую проблему, но и тесно связаны с объективной реальностью информационного воздействия.

Необходимость развития законодательства в области информационной безопасности определена в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, одобренной Президентом РФ 9 сентября 2000 года.

В настоящее время перед наукой конституционного права стоит задача выработки путей обеспечения конституционными средствами авторитета и могущества государства, развития информационной и других сфер, исходя из национальных интересов, защиты прав и свобод граждан, эффективного противостояния внутренним и внешним угрозам национальной безопасности.

Представляется, что достижение целей укрепления национального информационного потенциала, обеспечивающего должный уровень обороноспособности России, ее территориальную целостность и суверенитет, возможно лишь при условии создания системы конституционно-правовых мер регулирования информационной безопасности личности в Российской Федерации.

Изложенные обстоятельства в их совокупности предопределили выбор темы диссертантом.

Степень разработанности темы. В последние годы интенсивное развитие получили исследования проблем в информационной сфере, в частности, большой вклад в рассматриваемую область внесли следующие отечественные ученые: Г. Т. Артамонов, Ю. М. Батурин, И. Л. Бачило, А. Б. Венгеров,.

Г. В. Емельянов, В. А. Копылов, В. Н. Лопатин, М. М. Рассолов, И. М. Рассолов, А. А. Стрельцов, А. Д. Урсул, А. А. Фатьянов, А. П. Фисун и др.1.

Вопросы состояния и развития законодательства, национальные интересы в информационной сфере, угрозы информационной безопасности, организационная структура системы обеспечения информационной безопасности явились предметом исследования следующих ученых в области информационной безопасности: А. Н. Агамова, О. А. Гаврилова, Т. В. Закупень, Ю. Г. Просвирника, Ю. А. Тихомирова и др.2.

Вопросы статуса субъектов обеспечения информационной безопасности, организации деятельности государственных органов по управлению процессом обеспечения информационной безопасности на федеральном уровне, уровне субъектов Федерации представлены в работах: А. Б. Агапова, А. Б. Анл топольского, А. В. Морозова, А. С. Пиголкина, В. П. Шерстюка и др.

Отдельные проблемные аспекты обеспечения информационной безопасности государства, регулирования международных информационных отношений и международного информационного обмена освещены в трудах О. В. Богданова, Е. В. Ермишиной, Ю. М. Колосова, А. В. Крутских, С.А. Ма-линина, В. Ф. Петровского и др.4.

Проведенный автором анализ научных трудов позволяет констатировать, что до сих пор в юридической науке не было комплексных исследова.

1 Фатьянов А. А. Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации. — М.: «Юрист», 2001; Дзлиев М. И., Урсул А. Д. Основы обеспечения безопасности России. М.: Экономика. 2003; Аносов.

В.Д., Стрельцов А. А. Проблемы формирования региональной политики информационной безопасности России. / Безопасность информационных технологий. — 1998. — № 1- Рассолов И. М. Право и Интернет. Теоретические проблемы. — М.: Издательство НОРМА, 2003 и др.

2 Просвирник Ю. Г. Информационное законодательство: современное состояние и пути совершенствования. — Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2000; Конституционное законодательство России. /Под ред. Ю. А. Тихомирова. М.: Городец.1999; Закупень Т. В. Правовые и организационные аспекты формирования информационного пространства государств-участников СНГ. — М.: «Молодая гвардия», 1998 и др.

3 Агапов А. Б. Основы государственного управления в сфере информатизации в Российской Федерации. — М.: «Юристь», 1997; Антопольский А. А. Правовое регулирование информационных объектов. «Проблемы информатизации». 1999, № 3 и др.

4 Ермишина Е. В. Международный обмен информацией: правовые аспекты. Международные отношения. -М. 1988; Крутских А. В., Сафронова И. Л. Международное сотрудничество в области информационной безопасности, Москва. 2003 и др. ний, в которых проблемы обеспечения информационной безопасности личности рассматривались бы в конституционно-правовом аспекте.

Объектом исследования являются общественные отношения в области информационной безопасности, направленные на обеспечение информационной защищенности интересов личности в Российской Федерации от внутренних и внешних угроз.

Предметом исследования являются конституционно-правовые нормы российского законодательства, международно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения в области информационной безопасности личности.

Цели и задачи исследования. Цели настоящей работы состоят в том, чтобы на основе общетеоретических положений юридической науки и анализа действующего законодательства определить и изучить актуальные проблемы конституционно-правового регулирования информационной безопасности личности в Российской Федерации и выработать на этой основе предложения по его совершенствованию.

В рамках достижения указанных целей были поставлены следующие задачи:

1) определить понятие информационной безопасности личности на основе изучения теоретических положений российских и зарубежных ученых и анализа законодательства в области обеспечения информационной безопасности;

2) провести анализ норм Конституции России, федерального законодательства об обеспечении информационной безопасности личности, а также выявить особенности правового регулирования информационной безопасности личности в субъектах Федерации и в странах СНГ;

3) определить уровни конституционно-правового регулирования обеспечения информационной безопасности личности;

4) выявить принципы, положенные в основу законодательства в области обеспечения информационной безопасности личности;

5) наметить основные направления совершенствования конституционно-правового регулирования информационной безопасности личности;

6) предложить пути разрешения основных правовых проблем в области обеспечения информационной безопасности личности.

Теоретическая и методологическая основа диссертационного исследования. Теоретической основой исследования послужили труды ведущих ученых в области теории государства и права, конституционного права: С. С. Алексеева, М. В. Баглая, А. Б. Венгерова, О. Е. Кутафина, В. А. Лебедева, М. М. Рассолова, Б. Н. Топорнина, Б. С. Эбзеева и др. В ходе исследования автор опирался на разработки ученых и практиков в области информации, информатизации и информационной безопасности.

В диссертационном исследовании использовались новейшие положения естественных, социально-экономических наук, исторический и современный опыт обеспечения информационной безопасности личности, общества и государстваматериалы различных периодических научных изданий, научно-практических конференций и семинаров, труды ученых в области конституционного и информационного права.

Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания (диалектический, исторический, анализ и синтез) и частнонауч-ные методы (системно-структурный анализ, функциональный, сравнительный, нормативный).

Для исследования становления и развития основных понятий в области обеспечения информационной безопасности личности, развития правового регулирования отношений применялся исторический метод.

Сравнительный метод использовался для выявления научных подходов к проблеме определения понятий «информация» и «информационная безопасность».

Нормативный метод применялся для анализа положений нормативно-правовых актов в области информационной безопасности личности, а также для формулирования предложений автора по совершенствованию конституционно-правового регулирования рассматриваемой области.

Помимо названных методов в работе использовались и другие общие и частнонаучные методы, применение которых способствовало более полному и всестороннему изучению предмета исследования.

Нормативную базу работы составили: Конституция Российской Федерации 1993 года, Концепция национальной безопасности Российской Фе.

1 2 дерации, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, а также федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативно-правовые акты, международные правовые акты, зарубежное законодательство в области информационной безопасности, включая законодательство государств — участников СНГ, а также законодательство субъектов Российской Федерации.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что оно является комплексным исследованием конституционно-правового регулирования информационной безопасности личности в Российской Федерации. Дано юридическое определение понятия «информационная безопасность личности" — выявлены принципы, которые должны быть положены в основу конституционно-правового регулирования информационной безопасности личности в Российской Федерациипредложены пути решения некоторых аспектов проблем обеспечения информационной безопасности личности, связанные с реализацией права на информацию, вопросами защищенности персональных данных, установлением критериев для отнесения информации к служебной тайнесформулированы предложения по совершенствованию конституционно-правового регулирования информационной безопасности личности в Российской Федерации.

1 Утверждена указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300, «Российская газета», № 247,26.12.1997.

2 Утверждена Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г. № Пр-1895, «Российская газета», № 187,28.09.2000.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Вывод о том, что с правовой точки зрения под информационной безопасностью личности следует понимать совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе защиты ее конституционных прав и свобод от угроз в информационной сфере.

2. Необходимо внесение поправки в статью 72 Конституции России о совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, которую необходимо дополнить пунктом «п»: деятельность в сфере информатизации и связи. Суть указанной поправки заключается в закреплении в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов деятельности в сфере информатизации и связи, исключает ее из предмета ведения субъектов Федерации. Это обусловлено необходимостью создания механизма согласования деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации в области обеспечения информационной безопасности личности. Поскольку сейчас Конституцией России задачи обеспечения безопасности отнесены к ведению Федерации, а вопросы информатизации, развития информационных инфраструктур отнесены к ведению субъектов Российской Федерации, то каждый субъект Федерации самостоятельно определяет как объекты обеспечения информационной безопасности, так и механизмы ее правового регулирования.

3. Необходимо разработать и законодательно закрепить механизм реализации права личности на доступ к информации о деятельности органов государственной власти, который должен стать основой для формирования гражданского общества, поскольку в существующих нормативно-правовых актах, предписывающих органам власти предоставлять информацию в обязательном порядке, указанный механизм отсутствует. Создание механизма свободного получения гражданами такой информации, даст обществу реальную возможность контроля за государственной властью, позволит определить насколько эффективно органы различных ветвей государственной власти выполняют свои обязанности, обеспечить прозрачность их деятельности и будет способствовать снижению коррупции.

4. Обоснование необходимости создания и нормативного урегулирования процедуры регламентирующей порядок отнесения документов к служебной информации как условия реализации в полной мере права личности на информацию. Это не позволит органам власти необоснованно относить документы к разряду служебной тайны. При законодательном закреплении данной процедуры обязательно нужно отразить следующее: определение понятия служебной тайныустановление четкого перечня сведений, относящихся к служебной тайнесоздание прозрачной процедуры отнесения сведений к служебной информацииопределение должностных лиц в каждом органе власти, уполномоченных засекречивать информациюпорядок участия гражданского общества в контроле за соблюдением конфиденциальности и засекречиванием сведенийсоздание федерального органа, осуществляющего контроль за обеспечением защиты служебной тайны и раскрытием сведений, отнесенных к ней.

5. Вывод о том, что следует внести соответствующие изменения и дополнения в закон «О персональных данных"1, направленные на защиту от несанкционированного использования государством или частными лицами информации о личности, а также связанные с механизмом реализации указанного права и эффективным правоприменением данного закона:

• установить четкий, закрытый перечень персональных данных, в том числе биометрических;

• исключить положение (пункт 4 статьи 13), предусматривающее возможность создания государственного регистра населения как противоречащее Конституции РФ (ст. 23, 24, ч. 3 ст. 56);

• ввести норму общественного контроля за сбором, обработкой и распространением персональных данных, а также принять отдельный федераль.

1 Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ, «Российская газета» № 165 от 29.07.2006. ный закон об уполномоченном органе по защите прав субъектов персональных данных, закрепляющий его независимость.

6. В Доктрине информационной безопасности РФ1 введено понятие «противоправные информационно-психологические воздействия». Такие воздействия рассматриваются, прежде всего, как серьезные угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности. Сознание людей все в большей степени подвергается агрессивным информационным воздействиям, что в ряде случаев наносит ущерб психическому и нравственному здоровью граждан, разрушает моральные нормы жизни общества. В ходе анализа действующего законодательства обоснован вывод о том, что нет детально разработанной нормативно-правовой базы, регламентирующей обеспечение безопасности психики человека, духовной жизни общества и интересов государства в данной области, что делает актуальным разработку рамочного законопроекта об информационно-психологической безопасности, который будет носить общий характер и должен послужить основанием для подготовки и принятия в будущем ряда других законов, а также внесения изменений в нормативно-правовые акты уже существующие в этой области. Указанный законопроект должен установить основные понятия, используемые в данной областифункции государственной системы обеспечения информационно-психологической безопасности, ее структурупринципы обеспечения информационно-психологической безопасностиопределить субъектов ее обеспечения и объекты информационно-психологической безопасности.

Теоретическое и практическое значение результатов диссертационного исследования.

Теоретическое значение состоит в том, что в работе содержатся уточненное определение информационной безопасности, позволяющие расширить теоретические взгляды на правовую природу и содержание указанного понятияпринципы, положенные в основу конституционно-правового регу.

1 Утверждена Президентом РФ 09.09.2000 № Пр-1895, «Российская газета», № 187, 28.09.2000. лирования информационной безопасности личностикомплексный анализ конституционно-правового регулирования отношений в области информационной безопасности личности. Результаты данного исследования могут быть использованы для дальнейших теоретических разработок в области правового обеспечения информационной безопасности личности в РФ. Материалы диссертации могут быть использованы в качестве основы для дальнейших научных исследований в области обеспечения информационной безопасности личности.

Практическое значение работы состоит в использовании полученных результатов при разработке новых нормативно-правовых актов, формировании и развитии конституционно-правового регулирования обеспечения информационной безопасности личности. Материалы исследования могут найти применение в процессе преподавания конституционного права, спецкурсов по конституционному праву «О праве личности на информацию», «О неприкосновенности частной жизни в условиях развития информационных технологий» и др.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы получили апробацию: в публикациях авторав обсуждении диссертации на заседаниях кафедры конституционного и муниципального права Российского государственного торгово-экономического университетав выступлениях с докладами на научно-практических конференциях, проходивших в 2003;2005 г. г. в Российском государственном торгово-экономическом университете: ежегодной научно-практической конференции аспирантов и студентов «Реализация прав человека в торгово-экономической и социальной сферах» (декабрь 2003 г.) — международной научно-практической конференции «Национальные традиции в торговле, экономике, политике и культуре» в рамках Васильевских чтений (октябрь 2005 г.) — международной научно-практической конференции «Экономика, государство и общество в XXI веке» в рамках Румянцевских чтений (апрель 2005 г.).

Структура и объем диссертации

определены целью, задачами, объектом и предметом исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя 5 параграфов, заключения, списка использованных нормативно-правовых актов и литературы, а также списка сокращений.

В заключение работы представляется полезным обобгцить результаты.

исследования и сформулировать на этой основе ряд положений и выводов. 1. Информационная безопасность личности — это совокупность общест венных отношений, складываюп]-ихся в процессе заш: иты ее конституцион ных прав и свобод от внутренних и внешних угроз в информационной сфере. 2. Анализ конституционно-правового регулирования обеспечения ин формационной безопасности личности в РФ показывает, что основная часть.

правовых норм, регулируюш-их отношения в рассматриваемой области, за крепляется нормативно-правовыми актами федерального уровня, что, види мо, обусловлено отнесением вопросов безопасности, а также федеральной.

информации и связи к ведению РФ.

3. Дальнейшее развитие конституционно-правового регулирования.

обеспечения информационной безопасности личности в РФ должно строить ся с учетом принципа законностипринципа приоритета прав личности в ин формационной сферепринципа правового равенства всех участников про цесса информационного взаимодействияпринципа формирования и приме нения норм международного права как составной части правовой системы.

РФпринципа соблюдения баланса жизненно важных интересов личности,.

общества и государствапринципа неотвратимости наказанияпринципа за щиты от воздействия вредной информациипринципа взаимной ответствен ности личности, общества и государства за обеспечение информационной.

безопасностипринципа информационной открытости. 4. Проведенный анализ положений Конституции РФ, затрагивающих.

область информационной безопасности, связанную с обеспечением прав и.

свобод человека и гражданина в информационной сфере, подтверждает, что в.

Основном законе государства содержится значительное количество норм, со ставляющих основу правового регулирования информационной безопасности.

личности. Конституция РФ, занимая высщее место в системе правового регу лирования информационной безопасности, содержит нормы, непосредствен 185 но посвященные проблемам информационной безопасности личности и нор мы, которые создают правовые предпосылки для регулирования отношений в.

указанной области. Конституционные положения по вопросам информаци онной безопасности личности конкретизируется в актах федерального уровня.

и органов государственной власти субъектов РФ.

5. Конституционно-правовые нормы, образующие правовое закрепление.

общественных отнощений, связанных с обеспечением информационной.

безопасности личности, регулируют данные отношения в области прав чело века и гражданина: на доступ к информациина неприкосновенность частной.

жизнина информацию с ограниченным доступомна объекты интеллекту альной собственностина защиту от воздействия недоброкачественной ин формации. 6. Анализ федерального законодательства в рассматриваемой области.

позволяет сделать вывод, что его структура во многом определяется основ ными направлениями защиты информационных прав и свобод личности. 7. Современное состояние конституционно-правового регулирования.

информационной безопасности личности в РФ характеризуется: дублирова нием, противоречивостью, декларативностью, наличием большого количест ва «белых пятен», несоответствием нормативно-правовых актов субъектов.

РФ Конституции РФ и федеральному законодательству. 8. Используя подход к определению структуры законодательства, пред ложенный Кутузовым В. И. и Раимовой А. Т., правовые нормы, составляющие.

конституционно-правовое регулирование информационной безопасности,.

можно систематизировать по вертикали (видам нормативно-правовых актов).

и по горизонтали (отраслям законодательства).' Следовательно, молено выде лить следующие уровни конституционно-правового регулирования инфор мационной безопасности личности:

' Кутузов В. И., Раимова А. Т. Основы информационного законодательства. — М: Едиториал УРСС, 2004. — «По вертикали» — уровень международно-правовых актов, уровень.

нормативно-правовых актов РФ, которые можно подразделить на уровень.

конституционного регулирования, уровень законов (федеральных конститу ционных, федеральных и законов РФ), уровень указов Президента РФ, уро вень постановлений Правительства РФ, ведомственных нормативно правовых актов и уровень законодательства субъектов РФ.

«По горизонтали», учитывая многогранность общественных отношений.

в области информационной безопасности, можно сделать вывод о том, что в.

систему данного законодательства включаются нормы, содержащиеся в нор мативно-правовых актах конституционного, административного, граждан ского, трудового, уголовного и ряда других отраслей законодательства. Конституционно-правовое обеспечение информационной безопасности.

личности в РФ образуется совокупностью норм Конституции РФ, федераль ного законодательства, законодательства субъектов РФ и международных.

договоров РФ, регулирующих защищаемые от угроз общественные отноше ния в информационной сфере, а также общественные отношения в области.

функционирования субъектов обеспечения информационной безопасности:

органов государственной власти, общественных организаций и граждан, уча ствующих в решении задач обеспечения информационной безопасности РФ.

9. Первоочередной проблемой развития конституционно-правового ре гулирования общественных отношений в рассматриваемой области является.

принятие нормативно-правовых актов, нанравленных на практическое осу ществление целого ряда уже закрепленных конституционно-правовых норм,.

связанных с реализацией права на информацию, установлением критериев.

для отнесения информации к служебной тайнепроблемой обеспечения ин формационно-психологической безопасности. 10. Задача систематизации законодательства об информационной безо пасности становится актуальной, поскольку растет количество несистемати зированных разрозненных нормативно-правовых актов, многие из которых на практике уже не действуют, однако не отменены официалъно, актов, пере крывающих друг друга и нередко содержащих противоречивые нормы. 11. Государственно-правовая система обеспечения информационной.

безопасности личности является составной частью общей системы нацио нальной безопасности страны и строится на основе разграничения полномо чий органов законодательной, исполнительной и судебной власти в рассмат риваемой области, а также предметов ведения федеральных органов государ ственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

12. При соверщенствовании конституционно-правового регулирования.

информационной безопасности личности необходимо учитывать: выявлен ные недостатки, его принципы, закрепленные в уже действующем законода тельстве об информационной безопасности, систематизацию существующих.

нормативно-правовых актов в данной области, ориентированных, прелсде.

всего, на обеспечение прав и свобод личности. 13. Необходимо внести поправку в Конституцию РФ, которая заключа ется в переносе деятельности в сфере информатизации и связи из предмета.

ведения субъектов РФ в предмет совместного ведения РФ и ее субъектов. Это обусловлено необходимостью разработать механизм согласования дея тельности федеральных органов государственной власти и органов государ ственной власти субъектов РФ в области обеспечения информационной.

безопасности личности. Поскольку сейчас Конституцией РФ задачи обеспе чения безопасности отнесены к ведению РФ, а вопросы информатизации,.

развития информационных инфраструктур отнесены к ведению субъектов.

РФ, следовательно, на региональном уровне каждый субъект РФ самостоя тельно определяет как объекты обеспечения информационной безопасности,.

так и механизмы ее правового регулирования. 14. Конституция РФ декларирует доступ граждан к информации о дея тельности органов власти, формально такого рода возможности открывает.

закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информа ции». Проблема заключается в том, чтобы идею доступа воплотить в эффективные правовые и организационные формы, адекватные российской право вой системе и нынешнему состоянию российского общества. Право на ин формацию реализуется государственными и общественными структурами,.

юридическими и физическими лицами, следовательно, трудно создать один.

системообразующий нормативно-правовой акт, в котором были бы преду смотрены и общие, и специфические условия права на информацию для все го разнообразия субъектов. Идея законопроекта о доступе граждан или полу чении гражданами информации о деятельности органов государственной.

власти более прагматична. При его разработке необходимо обязательно.

учесть следующее:

• разработка должна строится на соблюдении основных нринципов.

обеспечения права на доступ к информации;

• должен регулировать доступ к информации органов власти и совер шенно не касаться никакой другой информации;

• необходимо закрепить положение о верховенстве данного закона над.

другими правовыми актами, принятыми до и после него, если указанные.

нормативно-нравовые акты не содержат конкретных исключений, касающих ся применения данного закона;

• институт доступа граждан к информации должен быть сопряжен с.

уже существующим законодательством о государственной и коммерческой.

тайне;

в должен устанавливать возможность доступа к документам, отражаю щим деятельность органов государственной власти, независимо от их формы;

• должен быть предусмотрен четкий и ясный механизм защиты от слу чаев злоупотребления правом;

в необходимо отразить: кто возьмет на себя расходы, связанные с осу ществлением права граждан на получение информации;

• должна быть закреплена презумпция открытости информации, при чем не только провозглашена как принцип, но и реализована как правовой механизм: в способах получения информации, и в механизме доказывания.

своего права на информацию;

• необходимо закрепить в законопроекте идею гармонизации феде ральных и региональных законов. 15. Закон о доступе к информации о деятельности органов государст венной власти будет реально работать только после принятия закона о слу жебной тайне, который жестко регламентирует процедуру отнесения доку ментов к служебной информации, установит четкие критерии ее закрытия и.

не позволит органам власти относить к разряду служебной тайны документы.

необоснованно. Проект закона о служебной тайне должен быть направлен на.

обеспечение максимальной открытости государства и свободного обмена.

информацией в обществе. В нем обязательно нужно отразить следующее: оп ределить понятие служебной тайныустановить четкий перечень сведений,.

которые могут снабжаться грифом «ДСП" — создать прозрачную процедуру.

отнесения сведений к служебной информацииопределить должностных лиц.

в каждом органе власти, уполномоченных засекречивать информациюотра зить порядок участия гражданского общества в контроле за соблюдением.

конфиденциальности и засекречиванием сведенийсоздать федеральный ор ган, который будет осуществлять контроль за обеспечением защиты служеб ной тайны и раскрытием сведений, отнесенных к ней. 16. В закон «О персональных данных» необходимо внести изменения и.

дополнения, связанные с:

• установлением в законе перечня государственных органов,.

должностных лиц и организаций, которые вправе иметь в своем распоряже нии информацию о частной жизни личности;

• запретом кому бы то ни было, кроме этих субъектов, собирать,.

хранить и разглащать информацию о частной жизни граждан, в том числе и.

умерших;

• установлением в законе исчернывающего перечня персональных.

данных- • установлением в законе списка должностей, которые будут яв ляться публичными, то есть не требующими получения разрешения на их.

упоминание в СМИ от лиц их занимающих;

• исключением из закона нормы, предоставляющей возможность.

создания государственного регистра населения;

• внесением изменений в закон, связанных с обеспечением незави симости уполномоченного органа, осуществляющего функции по контролю и.

надзору в сфере информационных технологий и связи;

в установлением конкретных мер юридической ответственности за.

вторжение в частную жизнь посредством неправильного (противозаконного).

использования документов и информации органами государственной власти.

и органами местного самоуправления. 17. Конституция РФ является основным нормативно-правовым актом,.

определяющим границы безопасного состояния индивидуального, группово го и общественного сознания. Обеспечение информационно психологической безопасности — это относительно новое и ещё недостаточно.

законодательно урегулированное направление информационной безопасно сти. Это делает актуальным внесение изменений в действующие нормативно правовые акты, позволяющие реализовать правовые запреты по охране и за щите прав и законных интересов граждан и общества в этой области, а также.

разработку приемлемого проекта федерального закона «Об информационно психологической безопасности», направленного на формирование правовой.

основы обеспечения безопасности психики человека, духовной жизни обще ства и интересов государства. Указанный законопроект должен установить.

принципы обеспечения информационно-психологической безопасности, оп ределить субъектов ее обеспечения и объекты информационно психологической безопасности, а также основные понятия, используемые в.

данной области. Законопроект должен закрепить структуру, функции госу дарственной системы обеспечения информационно-психологической безо пасности.18. В качестве первоочередных мероприятий необходимых для совер шенствования конституционно-правового регулирования информационной.

безопасности личности в РФ, также должны быть следуюш-ие:

• разработка, на основе анализа процессов развития информационной.

сферы, и принятие новых нормативно-правовых актов, устраняюп^их пробе лы и дублирование, и повышаюших качество и эффективность конституци онно-правового регулирования информационных отношений;

• разработка современной концепции нормативно-правового регулиро вания информационной безопасности;

• согласование действуюших и вновь разрабатываемых нормативно правовых актов по вопросам информационной безопасности с нормативно правовыми актами других отраслей законодательства;

• обеспечение приоритета федерального законодательства и совер шенствование на этой основе законодательства субъектов РФ в ин формационной сфере в ходе координации федерального законодательства и.

законодательства субъектов Федерации в области информационной безопас ности;

• создание единообразного базового понятийного аппарата;

в объединение усилий государств в области обеспечения информацион ной безопасности на основе двухсторонних и многосторонних договоров и.

активное участие в разработке международного законодателъства в области.

информационной безопасности;

• совершенствование правового регулирования деятельности различных.

министерств и ведомств в части формирования конститупионно-правовой.

основы обеспечения информационной безопасности. Положения данного диссертационного исследования могут служить от правным моментом для дальнейших исследований проблем конституционно правового регулирования информационной безопасности личности в РФ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, Рим.// Собрание законодательства РФ от 8 января 2001 г., № 2, ст. 163.
  2. Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 года, (пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.).
  3. Конвенция, учреждающая Всемирную Организацию Интеллектуаль- ной Собственности от 14 июля 1967 года, Стокгольм.
  4. Конвенция о защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных от 28 января 1981 года, Страсбург.// Сборник между-народно-правовых документов «Нравачеловека». — 1999, — 833.
  5. Конвенция о защите частных лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера от 28 января 1981 года. Совет Европы.//Сборник международно-правовых документов «Нрава человека».- 1999.-С.828.
  6. Окинавская Хартия глобального информационного общества от 22 июля 2000 года. // «Динломатический вестник», №. 8, август 2000 г.
  7. Евразийская Патентная конвенция от 9 сентября 1994 года, Москва.// Собрание законодательства РФ от 13 мая 1996 г., № 20, ст. 2323.
  8. Соглашение об обмене правовой информацией от 21 октября 1994 го- да между государствами — участниками Содружества Независимых Госу-дарств //Бюллетень международных договоров, 1995 г., № 2, с. 34.
  9. Решение «О концепции формирования информационного про- странства Содружества Независимых Государств» от 18 октября 1996 года.193Москва // Информационный вестник Совета глав государств и Совета главправительств СНГ «Содружество», 1996 г., № 4, с. 87.
  10. Постановление ВС РФ от 22.11.1991 № 1920−1 «О декларации прав и свобод человека и гражданина» // «Ведомости СНД РСФСР и ВСРСФСР», 26.12.1991, № 52, ст. 1865.
  11. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».// «Российская газета» № 245 от23.12.1997.
  12. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 г. № 1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». // «Рос-сийская газета», 04.03.1997, № 43−44 (1653−1654), 15
  13. Федеральный закон от 21.10.1994 г. № 15-ФЗ «Гражданский ко- декс Российской Федерации» (часть первая) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст.3301.
  14. Федеральный закон от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ «Гражданский ко- декс Российской Федерации» (часть вторая) //СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
  15. Федеральный закон от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ «Уголовный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — 2954.
  16. Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ «Налоговый ко- декс Российской Федерации» (часть первая) // СЗ РФ. — 1998. — Х" 31. — Ст.3824.
  17. Федеральный закон от 05.08.2000 >Го 117-ФЗ «Налоговый кодекс Российской Федерации» (часть вторая) // СЗ РФ. — 2000. — № 32. — Ст. 3340.194
  18. Федеральный закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ «Уголовно- процессуальный кодекс Российской Федерации» //СЗ РФ. — 2001. — № 52 (ч.1).-Ст. 4921.
  19. Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 3.
  20. Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных нравонарушениях» // СЗ РФ. — 2002. — № 1(ч.1).-Ст. 1.
  21. Федеральный закон от 27.07.2006 Х2 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // «Российская газе-та», № 165, 29.07.2006.
  22. Федеральный закон от 27.07.2006 JVe 152-ФЗ «О нерсональных данных» // «Российская газета» № 165 от 29.07.2006.
  23. Закон Российской Федерации от 27.12.1991 г. Ш 2124−1 «О сред- ствах массовой информации"//"Ведомости СНД РФ и ВС РФ». — 1992. — № 7.-Ст. 300.
  24. Закон Российской Федерации от 05.03.1992 г. № 2446−1 «О безо- насности» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. — 1992. — № 15. Ст. 769- САПП РФ.1993.-№ 32.-Ст. 15.
  25. Закон Российской Федерации от 23.09.1992 г. № 3523−1 «О пра- вовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз дан-ных"// «Российская газета». — № 229, — 20.10.1992 г.
  26. Закон Российской Федерации от 23.09.1992 г. № 3526−1 «О пра- вовой охране топологий интегральных микросхем» // Ведомости СНД РФ иВС РФ. — 1992. — № 42. Ст. 2325
  27. Патентный закон Российской Федерации от 23.09.1992 г. № 3517- 1 // «Ведомости СНД РФ и ВС РФ». -1992. — № 42. — Ст.2319.
  28. Закон Российской Федерации от 09.07.1993 г. № 5351−1 «Об ав- торском нраве и смежных правах» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. — 1993. -№ 32. — Ст. 1242.195
  29. Закон Российской Федерации от 21.07.1993 г. № 5485−1 «О госу- дарственной тайне» // СЗ РФ. — 1997. — № 41. — Ст.822О.
  30. Федеральный закон от 14.06.1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубли- кования и вступления в силу федеральных конституционных законов, феде-ральных законов, актов палат Федерального Собрания» // СЗ РФ. — 1994.-№ 8.-СТ. 801.
  31. Федеральный закон от 29.12.1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» // «Российская газета». — 17.01.1995. — 6−8.
  32. Федеральный закон от 29.12.1994 г. Ш 78-ФЗ «О библиотечном деле"//СЗРФ.-1995.-№ 1.-Ст. 2.
  33. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. Ш 126-ФЗ «О связи» // «Российская газета» от 10 июля 2003 г. № 135.
  34. Федеральный закон от 20.02.1995 г. Но 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации"// СЗ РФ. — 1995. — № 8. — Ст. 609.
  35. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности"// «Российская газета». — 12.04.1995 г.- J4572.
  36. Федеральный закон от 27.05.1996 г. № 57-ФЗ «О государствен- ной охране"// СЗ РФ. — 1996. — № 22. — Ст. 2594.
  37. Федеральный закон от 04.07.1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в ме- ждународном информационном обмене"// СЗ РФ. — 1996. — № 28.- Ст. 3347.
  38. Федеральный закон от 25.07.1998 г. Ш 130-ФЗ «О борьбе с тер- роризмом"// СЗ РФ. -1998. — № 31. — Ст. 3808.
  39. Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой свя- зи» // «Российская газета». — 22.07.1999 г. — № 140. — 4
  40. Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих прин- ципах организации законодательных (представительных) и исполнительныхорганов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ.- 1999.-№ 42.-Ст. 5 005 196
  41. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // «Российская газета» от 16 января 2003 г. № 6.
  42. Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // «Российская газета». — 10.08.2001 г. -№ 153−154.-С. 36.
  43. Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной циф- ровой подписи» // «Российская газета». — 12.01.2002 г. — № 6. — 8.
  44. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерче- ской тайне» // «Российская газета» от 5 августа 2004 г. М 166.
  45. Указ Президента Российской Федерации от 11.01.1993 г. № 11 «О порядке опубликования международных договоров Российской Федерации"//САППРФ.-1993.-№ 3.-Ст. 182.
  46. Указ Президента Российской Федерации от 31.12,1993 г. № 2334 «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию» // САПП РФ.-1994.-К2 2.-Ст. 74.
  47. Указ Президента Российской Федерации от 05.04.1994 г. № 662 «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов» //САПП РФ.-1994. -№ 15.-Ст. 1173.
  48. Указ Президента Российской Федерации от 30,11.1995 г. Ш 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» //СЗРФ.-1995.-№ 49.-Ст. 4775.197
  49. Указ Президента Российской Федерации от 6 октября 2004 г. № .286 «Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственнойтайны» // «Российская газета» от 8 октября 2004 г. № 222.
  50. Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. № 927 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» //"Российская газета» от 21 июля 2004 г. № 154.
  51. Указ Президента Российской Федерации от 7 августа 2004 г. № 1013 «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации» // СЗРФ.-2004.-№ 32.-Ст. 3314.
  52. Указ Президента Российской Федерации от 06.03.1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» // СЗРФ.-1997.-№ 10.-Ст. 1127.
  53. Указ Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. Ш 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» //"Российская газета» от 15 августа 2003 г. № 161.
  54. Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1085 «Вопросы Федеральной слул-сбы по техническому и экспортному кон-тролю» // СЗ РФ. — 2004. — № 34. — Ст. 3541.198
  55. Указ Президента Российской Федерации от 10.01.2000 № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ.-2000.-№ 2.-Ст. 170.
  56. Указ Президента Российской Федерации от 10.08.2000 № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространстваРоссийской Федерации"//С3 РФ. — 2000. — № 33. — Ст. 3356.
  57. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 09.09.2000 г. № ПР-1895// «Российская газета». — 28.09.2000. — № 187.
  58. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.02.1996 г. Ш 226 «О государственном учете и регистрации баз и банковданных» // СЗ РФ. -1996. — № 12. — Ст. 1114.
  59. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.1999 г. № 180 «О порядке регулирования и использования на телеком-муникационном рынке России глобальных систем подвижной персональнойспутниковой связи» // СЗ РФ. — 1999, — № 8. — Ст. 1034.
  60. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 г. № 65 «О Федеральной целевой программе «Электронная Россия2002−2010 гг.» //СЗ РФ. — 2002. — № 5. — Ст. 531. Монографии и статьи из периодической печати
  61. А.Б. Основы федерального информационного права Рос- сии. — М.: «Экономика», 1995.
  62. А.Б. Основы государственного управления в сфере ин- форматизации в Российской Федерации. — М.: «Юристъ», 1997.
  63. А.Б. Современное состояние и перспективное развитие информационного законодательства России: Тез. докл. Андрианов В. В. Тех-нология защиты в принципах организации информационных систем. Конфи-дент.//3ащита информации. -1998. — № 3.
  64. .В. Защита прав и свобод человека и гражданина в ин- формационной сфере // Системы безопасности, № 1, 2002.200
  65. .В., Пак П.Н., Хорст В. П. Расследование преступлений в сфере компьютерной информации. — М.: 0 0 0 Издательство «Юрлитин-форм», 2001.
  66. В.Д., Лепский В. Е. Исходные посылки проблематики ин- формационно-психологической безопасности / Проблемы информационно-психологической безопасности. // М.: Институт психологии РАП, 1996.
  67. В.Д., Стрельцов А. А. Проблемы формирования регио- нальной политики информационной безопасности России.//Безопасность ин-формационных технологий. — 1998. — Ш1.
  68. В.Д., Стрельцов А. А. О доктрине информационной безо- пасности Российской Федерации.// «Информационное обгцество». -1997. -№ 2−3.
  69. А.Б. Проблемы государственного регулирования информационной деятельности .//Информационные ресурсы России. -1998.-№ 3.
  70. Г. Право на доступ к информации: опыт мониторинга. Центрально-черноземный центр защиты прав СМИ. 2003.
  71. М.В. К вопросу о понятии «информационная безопас- ность» // Информационное общество. 1997. Х» 4−6.
  72. А.Ф., Климов В. Н. Автоматизированная система управления процессом разработки законов.// ПТИ. -1997. — Сер.1. — № 10.
  73. А.Л., Вус М.А., Рябчук В. Н. Государственная тайна в Российской Федерации//Вопросы защиты информации. — 2002.
  74. И.Л. Информация как объект отношений, регулируемых Гражданским кодексом РФ // ПТИ. — Серия 1. — 1999. — № 5.
  75. И.Л. Законодательное регулирование информатизации в Российской Федерации.//ПТИ. -1992. — Сер.1 -№ 10−11.201
  76. И.Л. О собственности на информацию. Законодательные проблемы информатизации общества./Труды ИЗиСП. — М., 1992. -№ 52.
  77. И.Л., Сергиенко Л. А. Анализ законодательства Россий- ской Федерации в области информации и информатизации.// НТИ. — 1993. -Сер.1-№ 8.
  78. И.Л. Состояние нормативно-правового обеспечения ин- формационной безопасности.// НТИ. — 1995. — Сер.1 — JNo 8.
  79. И.Л. Информация как предмет правоотношений.// НТИ. — 1997.-Сер.1-№ 9.
  80. И.Л. Правовые проблемы формирования государствен- ных научных, научно-технических и информационных ресурсов.//НТИ. -1997.-Сер.1-№ 10.
  81. И.Л. Информация — объект права.//НТИ. — 1999. — Сер.1 — № 8.
  82. Бачило И. Л. Информационное право. Роль и место в системе права Российской Федерации. //"Государство и нраво». — 2001. — N9.2.
  83. И.Л. Организационно-правовые условия обеспечения ин- формационной безопасности. Нраво — Информация — Безопасность, АльманахРоссийского юридического журнала, 2001, № 1.
  84. В.В. Нроблемы охраны интеллектуальной собственности.// НТИ. — ВИНИТИ -1997. — Сер.1 — № 1.
  85. Н.Г. Интернет и неприкосновенность частной жизни. Нраво — Информация — Безопасность, Альманах Российского юридическогол<�урнала, 2001,№ 1.
  86. В.Н., Степанов В. Е., Красой Н. И., Бармин Л. В., Лисов ОМ. Информационное противоборство — новая глобальная опасность для че-ловечества. // Вопросы зашиты информации № 4, 1999.
  87. А. П. Электронный документ: правовая форма и дока- зательство в суде.- М., 2000.
  88. А.Г. Противодействие компьютерным преступлениям: правовые основы международного сотрудничества. — 0 0 0 Издательство"Юрлитинформ», 2002.
  89. А.В., Копылов В. А. Информационное законодатель- ство и информационная безопасность.//НТИ. — 1996. — Сер. 1 — № 7.
  90. А.В., Копылов В. А. О формировании и реализации государственной политики в области правового обеспечения вхождения Рос-сии в информационное обш-ество Сб. НТИ, М. 1997 № 10.
  91. Вус М.А., Войтович Н. А., Гусев B.C. Россия на пороге информа- ционного обш: ества//Россия на пороге информационного обш-ества. Материа-лы семинара 22 апреля 1997 г. СПб., 1997.
  92. О.А. Законодательство России об информации и ин- форматизации.// «Правовая информатика». — 1997. — Вып.2.
  93. О.А. Основы правовой информатики. — М:. ИГП РАН, 1998.ПО. Гаврилов О. А. Информатизация правовой системы России. Тео-ретические и практические проблемы. — М.: Юридическая книга, 1998.
  94. О. В. Мошенничество в сотовых сетях // Заш-ита информа- ции. Конфидент, № 5, 2001.203
  95. В.А., Малюк А. А. Проблемы информационной безопасности и пути их решенияУ/Проблемы информатизации высшей шко-лы. — 1998.-№ 1−2.
  96. .М. Проблемы российского информационного зако- нодательства (в оценке отечественных и западных специалистов) (по мате-риалам международного семинара).//ПТИ. — ВИНИТИ. — 1996. -Сер.1- № 11−12.
  97. П.К. Практика информационной войны.//Вопросы запди- ты информации. -1998. — № 1−2.
  98. Гриняев Понятийный аппарат США «размывает» российскую концепцию. Доктрина информационной безопасности страдает отсутствием чет-ких формулировок // Независимое военное обозрение № 36 (209) 29.09.2000.
  99. В.В. «Безопасность информационных технологий. Ме- тодология создания систем защиты». Издательство «ДиаСофт», Киев, 2003.
  100. Г. В., Лепский В. Е., Стрельцов А. А. Проблемы обес- печения информационно-психологической безопасности России//Информационное общество. 1999. № 3.
  101. Е.В. Международный обмен информацией: правовые аспекты. Международные отношения. — М. 1988.
  102. А.С. Персональные данные как составная часть информа- ционной безопасности Российской Федерации: проблемы нормативно-правового регулирования. // Сборник научных статей аспирантов и соискате-лей РГТЭУ. Выпуск № 3 — М.: Изд-во РГТЭУ, 2004.
  103. А.С. Правовые аснекты информационной безопасности: новые подходы // Национальные интересы № 2 (37), 2005. — М.: 2005.
  104. А.С. Процедура отнесения информации к служебной тайне как основа создания механизма реализации права на доступ к информации о деятельно-сти органов государственной власти в РФ// Современное право. 2006, № 9 (1).
  105. И.М. Проблемы безопасности в Интер- нет.//Безопасность информационных технологий. — 1998. — Хе 1.
  106. И.И. Информационная война — что это такое? //Защита информации. — «Конфидент». — 1996. — № 4.
  107. Т.В. Основные направления и принципы формирования законодательства в области информации, информатизации и информацион-ной безопасности.// «Правовая информатика». — М., 1997. -Вып.2.205
  108. Т.В. Правовые и организационные аспекты формирова- ния информационного пространства государств-участников СПГ. — М.: «Мо-лодая гвардия», 1998.
  109. В.Б. Информация и информационные технологии в про- цессе законотворчества.// НТИ. — М., 1999. — Сер. 1 — JVb 8.
  110. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы раз- вития. Под ред. И. Л. Бачило. Юрист, М., 1998.
  111. О.А., Ясенев В. П. Информационная безопасность и ан- титеррористическая деятельность современного государства: проблемы пра-вового регулирования и варианты их решения. — Н. Новгород: Фин. фак-тНПГУ, 2001.
  112. Конституционное законодательство России. /Под ред. Ю. А. Ти- хомирова. М.: Городец, 1999.
  113. В.А. Вопросы информационного законодательства //Сб. НТИ. Сер.2. 1995, № 6.
  114. В.А. О структуре и составе информационного законо- дательства.// Государство и право. — 1996. — № 6.
  115. В.А. Информация как объект правового регулирова- ния.//НТИ.-1996.-Сер. 1-№ 8.
  116. В.А. Нормативно-правовое обеспечение вхождения России в ипформационное общество // Сб. Проблемы информатизации, 1997,№ 4.
  117. В.А. О модели гражданского оборота информации // НТИ.-Серия 1.-1999.-№ 5.
  118. В.А. Информация как объект гражданского права: про- блемы дополнения Гражданского кодекса Российской Федера-ции//Информационные ресурсы России. — 1998. — № 5.
  119. В.А. О системе информационного права // НТИ. — Серия 1.-2000.-№ 4.206
  120. А.В. «Борьба с нреступлениями, совершаемыми с ис- пользованием сети Интернет». VI-я международная конференция «Право иИнтернет» от 08.10.2004. М.: МОО ВПП ЮПЕСКО «Информация для всех», 2004.
  121. П.У. Правовая методология информационных процес- сов и информационной безоиасности: монография.//"Право — Информация -Безопасность» — Екатеринбург: УрГЮА, 2001. — № 1.
  122. П.У. Системный нодход правового обеспечения ин- формационной безопасности. Право и политика, № 2, 2001.
  123. П.У. Проблемы предупреждения преступлений в ин- формационной сфере: межотраслевые аспекты. Российский юридическийжурнал, № 1,2004.
  124. В.Д., Минаев В. А. Компьютерные преступления и ин- формационная безопасность. — М.: Повый Юрист, 1998.
  125. В.П. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство: монография./Санкт-Петербургский университетМВД России./ - СПб.: Фонд «Университет», 2000.
  126. В.Н. Политика и право при обеспечении информацион- но-психологической безопасности. Журнал «Право и политика» № 10, 2001.
  127. А.В., Петренко А. И., Фролов Д. Б. Государственная ин- формационная нолитика в условиях информационно-психологической вой-ны. — М.: Горячая линия — Телеком, 2003.
  128. И.С. Правовые аспекты регулирования сети Интер- нет.//Информационные ресурсы России. -1997. — № 1.
  129. А.В. Вопросы законодательства в сфере информацион- ной безопасности. Доклад. Конференция Совета Безопасности РоссийскойФедерации «Информационная безопасность регионов России» 13 октября1999, г. Санкт-Петербург.207
  130. А.В. Некоторые соображения по поводу «Доктрины информационной безопасности РФ» // Научно-техническая информация. Се-рия 1: Организация и методика информационной работы, № 4, 2000.
  131. Ю.А. Информационная политика России: проблемы и перспективы. — М.: ЗАО «Растере», 1998.
  132. Ю.А. Информация и власть. М.: Мысль, 2000.
  133. Ю.А. Нраво на информацию как концептуальная осно- ва формирования информационного законодательства.//НТО. — 2001. -№ 12.
  134. Н.Н., Яковлев А., Пархоменко Н. Г. Правовые ас- пекты проблем обеспечения информационной безопасности.- В сб. Материа-лы V Международной научно-нрактической конференции «Информационнаябезопасность». -Таганрог: ТРТУ, 2003.
  135. И.Л. Личные тайны (человек и власть). — М.: Институт государства и права Российской Академии наук, 1998.
  136. В.М., Маршавин Р. А., Ляпунов СИ. Глобальный бизнес и информационные технологии. Современная практика и рекомендации. — Фи-нансы и статистика, 2001.
  137. Ю.Г. Информационное законодательство: современ- ное состояние и пути совершенствования. — Воронелс: Издательство Воро-нежского государственного университета, 2000.
  138. И.М. Право и Интернет. Теоретические проблемы. — М.: Издательство НОРМА, 2003.
  139. А. Комментарий к Федеральному закону «Об информа- ции, информационных технологиях и о защите информации»// Законодатель-ство и практика масс-медиа. — М.: Выпуск 10, 2006.
  140. Сборник материалов 5-й Всероссийской конференции «Инфор- мационная безопасность России в условиях глобального информационногообщества». Под общей редакцией члена-корреспондента РАЕН А. В. Жукова.- М.: Редакция журнала «Бизнес + безопасность», 2003.208
  141. СИ. Электронные библиотеки и правовые проблемы охраны авторских прав. Право-Информация-Безопасность, Альманах Россий-ского юридического журнала, 2001, № 1.
  142. СИ. Электронный документ как продукт технологи- ческого процесса документирования информации и объект правового регу-лирования // Государство и право, М., 2003, № 1.
  143. СИ. Анализ международного опыта правового обеспе- чения информационной безонасности//Право, Информация, Безопасность. -2001.
  144. А.К., Волчинская Е. К. Защита персональных данных: Опыт правового регулирования. — М.: Галерия, 2001.
  145. Г. Л., Черешкин Д.С, Вертинская О. Н., Костюк В. И., Са- востицкий Ю. А. Путь России к информационному обш-еству (предпосылки, индикаторы, проблемы, особенности). — М.: 1997.
  146. Г. Л., Зараковский Г. М., Розин В. М., Войскунский А. Е. Информационно-психологическая безопасность (определение и анализ пред-метной области). // М.: Институт системного анализа РАИ, 1997.
  147. Социально-экономическая природа информационного продукта и информационного ресурса. Под ред. Плахотной Д. Г., М. Изд-во МГУ, 1992.
  148. А.А. Актуальные проблемы обеспечения информаци- онной безонасности. Вестник ПРИОР. Москва. Ш 5/6 (13/14), май-июнь 2003.
  149. А.А. Принципы и структура правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.//Право — информация- безопасность. — 2001. — № 1.
  150. А.А. Обеспечение информационной безопасности России. Теоретические и методологические основы / Под. Ред. В.А. Садовни-чего и В. П. Шерстюка. М.: МЦИМО, 2002.
  151. В.М. Логические основания общей теории права: в 2-х томах. Том 1. — М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2000.209
  152. И.Д. Правовая информация: законодательные про- блемы //Проблемы информатизации. 1995, № 1.
  153. Л.К. Правовые цроблемы использования Интернет в России.// Российское право. — 1999. — № 7/8.
  154. Ю.А. Правовой режим информационных процессов: Национальное законодательство и международное сотрудничество.// НТИ. -1993.-Сер.1-№ 7.
  155. Д.С. О государственной программе построения ин- формационного общества//Информационное общество, 1999, № 1.
  156. А.А. Становление глобального информационного обще- ства: проблемы и перспективы. — М.: 2003.
  157. Е.В. Право и информатика: коэволюция и интеграция. — М.: Диалог-МГУ, 1998.
  158. P.O. Право как средство социального управления. — М.: Наука, 1988.
  159. В. Такова виртуальная реальность // Опасность и безо- пасность, 1996, № 6.
  160. А.В., Селетков Н. Мировые информационные ре- сурсы. — СПб.: Питер, 2004.
  161. Шевердяев Право на доступ к информации в России: пробле- мы теории и законодательства. ТАСИС, 2003.
  162. К. Работы по теории информации и кибернетики: Пер. с англ./Под. ред. Р. Л. Добрушина, О. Б. Лупанова.- М.: Иностр. лит., 1963.
  163. В.П. Проблемы правового обеспечения информацион- ной безопасности Российской Федерации. Право-Информация-Безопасность, Альманах Российского юридического журнала, 2001, № 1.
  164. В.П. «Проблемы информационной безопасности в со- временном мире». Доклад на конференции «Математика и безопасность ин-формационных технологий» (МаБИТ-03, Москва, МГУ, 23 —24 октября 2003 г.).210
  165. А.А. Тайна и нраво (основные системы ограничения на доступ к информации в российском праве): монография. — М.: МИФИ, 1999.
  166. Г. Г. Информационная безонасность общества // Со- циально-нолитический журнал. 1996. № 5.
  167. А.Д. Информационная стратегия и безопасность в концеп- ции устойчивого развития // Научно-техническая информация. Серия 1: Ор-ганизация и методика информационной работы. 1996. № 1.
  168. А.В. Экологическая информация и секретность: как пре- одолеть противоречия? //Зеленый мир. 1996, № 23.Учебники, учебные пособия, словари, диссертации, авторефераты
  169. А.Н., Шмелев А. А. Нравовое регулирование обеспечения информационной безопасности: Учебное пособие. — М.: НЦПИ, 2002.
  170. М.В. Конституционное право РФ. Учебник для юридиче- ских вузов и факультетов. Изд. 2-е, изм. и доп. — М.: НОРМА — ИНФРА-М, 1999.
  171. И.Л. Информационное нраво: Основы практической ин- форматики. Учебное пособие. — М.: Издание г-на Тихомирова М. Ю., 2001.
  172. И.Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное пра- во. Учебник для вузов под ред. Топорнина Б. Н. — СНб.: «Юридический центрПресс», 2001.
  173. А.Б. Теория государства и права. — М., 1999.
  174. Ф.С. Информатика. Новый систематизированный толковый словарь-справочник (Введение в современные информационные ителекоммуникационные технологии в терминах и фактах). — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ФИЗМАТЛИТ, 2003.
  175. О.А. Курс правовой информатики. Учебник для вузов. — М.: НОРМА, 2000.
  176. Г. В., Стрельцов А. А. Информационная безопасность России. Ч. 1. Основные понятия и определения. Учебное пособие. / Под общ.ред. проф. А. А. Прохожева. — М.: РАГС при Президенте РФ, 1999.211
  177. Информатика в терминах и онределениях российского законода- тельства./ Под ред. Никитова В. А. — М.: Славянский диалог, 2000.
  178. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть. Под общ. ред. Председателя Верховного Суда В. М. Лебе-дева. — М.: Группа ИНФРА-М-НОРМА, 1996.
  179. Комментарий к Федеральному закону «Об информации, инфор- матизации и защите информации». Под редакцией И. Л. Бачило, А.В. Волоки-тина, В. А. Копылова, Б. В. Кристального, Ю. А. Писневича. М., 1996.
  180. В.А. Информационное право: Учебник. — 2-е изд., пере- раб. и доп. — М.: Юристъ, 2002.
  181. Л.П. Информация как объект правовой защиты. — М.: «Гелиос», 1998.
  182. О.Е., Копылов В. А. Проблемы становления информаци- онного права в России // Сб. ПТИ. Сер. 1. 1999. №.S.
  183. В.Н. Информационная безопасность в системе государ- ственного управления. Теоретические и организационно-правовые пробле-мы: Автореф. дис. канд. юридич. наук. — СПб.- 1997.
  184. В.П. Концепция развития законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности. — М.: Издание ГосударственнойДумы.М.- 1998.
  185. В.М. Свобода массовой информации в Интернете. Пра- вовые условия реализации // Фонд защиты гласности. — М.: Галерея, 2005.
  186. B.C. Философия нрава: Учебник для вузов. — М.: Изда- тельская группа ПОРМА-ИНФР А, 1999.
  187. В.А., Апт Л.Ф., Ветров А. Г., Орлов Е. И. «Информатика в терминах и определениях российского законодательства», МЦ 2000.
  188. СИ. Словарь русского языка. Издание 22-е, стереотип- ное. М., 1990.212
  189. В.В., Моргунов Е. А. Комментарий к Федеральному за- кону «Об информации, информатизации и защите информации». — М.: Юс-тицинформ, 2004.
  190. Ю.А. Пнформационная безопасность и средства массо- вой информации: Учебное пособие. Издательство «ИМПЭ им. А. Грибое-дова». Москва. 2004 г.
  191. Правовая реформа: конценции развития российского законода- тельства./Под ред. Окунькова Л. А. — М.: Институт законодательства и срав-нительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 1995.
  192. Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации: Паучно-методическое пособие./ Отв. ред. А. С. Пиголкин. — М.: ИздательствоНОРМА, 1998.
  193. В.П. Теория нрава и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. — М.: Новый Юрист, 1999.
  194. М.М., Элькин В. Д., Рассолов И. М. Правовая информа- тика и управление в сфере предпринимательства. — М.: «Юристь», 1998.
  195. М.М. Информационное право: Учебное пособие. — М.: «Юристь», 1999.
  196. Российское законодательство: проблемы и перспективы./Под ред. Окунькова Л. А. — М.: БЕК, 1995.
  197. Словарь русского языка, т. III, Русский язык. Полиграфресурсы. М., 1999.
  198. Советский энциклопедический словарь. / Гл. ред. Прохоров. — Изд. 4 испр. и дополн. — М.: Советская энциклопедия, 1989.
  199. СВ. Теоретико-правовые аспекты обеспечения безо- пасности Российской Федерации. Диссертация на соискание ученой степенидоктора юридических наук. — СПб., 1994.
  200. Е.А., Корнеев И. К. Информационная безонасность и защита информации: Учеб. Пособие. — М.: ИПФРА-М., 2001.21:
  201. В.М. Теория государства и права: Учебник. — М.: Юриди- ческий дом «Юстицинформ», 2001.
  202. Теория государства и нрава. Курс лекций / Под ред. Н.И. Мату- зова и А. В. Малько. — М: Юристь, 1999.
  203. Уфимцев Ю. С, Ерофеев Е. А. Информационная безопасность России. Издательство «Экзамен». М., 2003.
  204. А.А. Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации. Учебное пособие. — М.: «Юрист», 2001.
Заполнить форму текущей работой