Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Конституционно-правовые вопросы обеспечения экологической безопасности в современной России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мозависимость этой сферы с развитием государственности. Усиление экологической напряженности в пространстве Российского государства привело к обострению комплекса социальных проблем, связанных, прежде всего, с обеспечением достойной среды обитания человекапроблемы экономической сферы обусловлены значительными потерями экологических ресурсовкультурная составляющая характеризуется отсутствием… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования обеспечения экологической безопасности: конституционный аспект
    • 1. 1. Обеспечение экологической безопасности: понятие, сущность и содержание
    • 1. 2. Конституционно-правовые принципы обеспечения экологической безопасности
    • 1. 3. Экологическая безопасность в структуре конституционно-правового порядка России
    • 1. 4. Приоритеты конституционно-правового регулирования, направленные на обеспечение экологической безопасности
  • ГЛАВА 2. Конституционные основы обеспечения экологической безопасности в деятельности органов публичной власти
    • 2. 1. Конституционно-правовые способы обеспечения экологической безопасности
    • 2. 2. Определение и реализация основных направлений национальной политики в сфере обеспечения экологической безопасности
    • 2. 3. Обеспечение экологической безопасности в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления
    • 2. 4. Актуальные направления совершенствования конституционно-правового регулирования в сфере обеспечения экологической безопасности

Конституционно-правовые вопросы обеспечения экологической безопасности в современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. В современных условиях глобализирующегося мира на конституционном пространстве России обеспечение экологической безопасности является одной из фундаментальных проблем. Обострение экологической напряженности в российском обществе требует повышенного внимания к проблеме обеспечения экологической безопасности личности, общества и государства на основе приоритета экологизации общественного развития в системе конституционных ценностей.

В широком понимании указанный приоритет, учитывающий взаимосвязь и взаимодополняемость конституционных форм экологической деятельностиохраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности, представляет собой экологически ориентированную организацию правовой, политической, экономической, социальной, научной, культурной и иных важнейших общественных сфер, нацеленную на безопасное и устойчивое развитие личности, общества и государства.

На фоне сохранения традиционных и возникновения новых угроз личности, обществу и государству реализация конституционных начал экологической безопасности приобретает значение основного условия государственного развития и относится к числу приоритетных направлений экологической функции Российского государства. Обладая обширной внутренней структурой, государство координирует жизнь общества, гарантирует основные ценностные конституционные ориентиры — посредством совершенствования правовой базы, проведения системной государственной экологической политики, согласованного функционирования специальных организационно-правовых формирований в области обеспечения экологической безопасности, для реализации своих властных полномочий, поддержки институтов гражданского общества. Такой комплексный подход позволит достичь поставленных целей в решении экологических проблем.

Конституция Российской Федерации закрепляет правовые средства, обеспечивающие реальную защиту населения от экологических угроз и потерь. Соз ставляя предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, обеспечение экологической безопасности развивается через совокупность определенных институтов, в основу деятельности которых заложены конституционно-правовые приоритеты обеспечения национальной безопасности.

Действенным способом обеспечения экологической безопасности выступают конституционные экологические права личности, требующие создания условий для их эффективной реализации, а также формирования механизма их защиты. Конституционная обязанность государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина в экологической сфере выполняет роль важного связующего звена в данном процессе и призвана содействовать реализации интересов индивида. Вместе с тем обострение экологической ситуации в российском обществе, сопровождающееся ослаблением смыла конституционно-правовой категории «достойная жизнь и развитие человека» в условиях соответствующей проработки социально-экологических стандартов жизни, приводит к пересмотру стратегических приоритетов в экологической политике государства и в законодательной деятельности.

Проблема обеспечения экологической безопасности не раз поднималась в выступлениях Президента Российской Федерации. На заседании Президиума Государственного Совета по вопросам экологической безопасности в 2011 году Д. А. Медведев подчеркнул необходимость отказа «от прежней философии отношения к экологическим проблемам"1. В частности, глава государства отметил особую роль участия региональных властей в поддержании должного уровня экологической безопасности, а также указал на необходимость гармонизации национального и международного законодательства в целях обеспечения экологической безопасности.

1 Официальный сайт Президента России: Заседание Президиума Госсовета по вопросам экологической безопасности 9 июня 2011 г. [Электронный ресурс]. URL: http://xn~ 80aebe3cdmfdkg. xn~dlabbgf6aiiy.xn~plai81 (дата обращения: 01 августа 2011 г.).

В связи с этим дальнейшая разработка конституционных основ и институциональных факторов обеспечения экологической безопасности относится к актуальным проблемам конституционного права.

Степень научной разработанности темы исследования. Исследуемая тема имеет комплексный характер, ее различные аспекты легли в основу научных изысканий специалистов многих наук: юриспруденции, экологии, социологии, экономики.

Общетеоретической базой исследования послужили научные работы отечественных специалистов в области конституционного права, таких, как С. А. Авакьян, М. В. Баглай, Н. С. Бондарь, В. В. Борисова, JI.H. Буркова, Н. В. Бутусова, Д. С. Велиева, Н. В. Витрук, М.В. Глинич-Золотарева, С. А. Глотов, A.B. Должиков, Т. В. Заметана, Г. Н. Комкова, И. Н. Маланыч, М. В. Пресняков, Ж. И. Овсепян, О. Г. Румянцев, Н. М. Чепурнова и другие.

Важную значимость для разработки темы диссертационного исследования имел анализ научных трудов российских правоведов: С. С. Алексеева, М. И. Байтина, В. И. Леушина, А. Б. Лисюткина, Л. В. Ращупкиной, В. А. Сапуна, О. И. Цыбулевской.

Широко представлены проблемы, связанные с обеспечением экологической безопасности, в работах С. Л. Байдакова, В.И. Данилова-Данильяна, М. А. Лапиной, В. Н. Лопатина, Г. П. Серова.

Обращался автор диссертационного исследования и к научным трудам представителей экологического, земельного, природоресурсного права: И. Л. Абалкиной, А. Л. Бажайкина, С. А. Боголюбова, М. М. Бринчука, М. И. Васильевой, H.H. Веденина, Н. Д. Вершило, А. К. Голиченкова, H.A. Духно, Н. Г. Жаворонковой, Н. В. Кичигина, О. С. Колбасова, В. И. Лисина, Г. А. Мисник, Г. А. Моткина, Г. В. Чубукова и других представителей указанных отраслевых направлений.

Существенный вклад в разработку различных аспектов исследуемой проблемы внесли специалисты в области экологии, экономики, социологии, такие, как C.B. Ермасов, A.B. Рачипа, M.B. Калинникова, A.B. Михайленко, К. У. Мязитов, Н. Ф. Реймерс, A.B. Яблоков.

Необходимо отметить проведенные конституционно-правовые диссертационные исследования, затрагивающие те или иные аспекты проблем обеспечения экологической безопасности. В кандидатской диссертации М. В. Майдановой «Конституционные основы обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации» (Москва, 2002) представлен правовой анализ конституционной охраны экологических прав граждан как одного из направлений, способствующих обеспечению экологической безопасности. В докторской диссертации H.A. Чертовой «Конституционно-правовые основы обеспечения экологической безопасности Российской Федерации: на опыте северных регионов» (Москва, 2007) рассматриваются вопросы обеспечения экологической безопасности конкретных субъектов Российской Федерации. Докторская диссертация Д. С. Велиевой «Конституционно-правовые основы экологической безопасности в Российской Федерации» (Саратов, 2011) раскрывает сущность, значимость и содержание экологической безопасности.

Вместе с тем в современной юридической литературе комплексное исследование конституционно-правовых вопросов обеспечения экологической безопасности не проводилось. За рамками проведенных исследований остались аспекты, настоятельно требующие обобщающего освещения: определение сущности и значения обеспечения экологической безопасностианализ конституционно-правовых принципов и приоритетов обеспечения экологической безопасностивыделение конституционно-правовых способов обеспечения экологической безопасности. Анализ разработанных подходов к обсуждаемой проблеме подтверждает актуальность и востребованность представленной темы. Указанные обстоятельства определяют формулирование цели и задачи диссертационного исследования.

В диссертационной работе решена научная задача: разработка теоретических положений и выработка рекомендаций по совершенствованию российского законодательства в области обеспечения экологической безопасности.

Цель диссертационного исследования состоит в комплексном анализе понятия, сущности и содержания обеспечения экологической безопасностиформулировании теоретических положений и практических предложений, способствующих конституционно-правовому обеспечению экологической безопасности в современной России.

Достижение данной цели обусловило постановку и решение следующих задач диссертационного исследования:

— исследовать теоретико-правовые основы обеспечения экологической безопасности;

— проанализировать конституционно-правовые принципы обеспечения экологической безопасности;

— определить особенности институционализации экологической безопасности в структуре конституционного правопорядка России;

— представить систему стратегических приоритетов конституционно-правового регулирования Российской Федерации в области обеспечения экологической безопасности;

— выделить конституционные и отраслевые способы обеспечения экологической безопасности;

— исследовать проблемы формирования национальной политики в сфере обеспечения экологической безопасности;

— проанализировать участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в деятельности по обеспечению экологической безопасности;

— рассмотреть сущность и содержание экологического страхования в системе конституционно-правовых средств обеспечения экологической безопасности личности, общества и государства.

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, вовлеченных в конституционно-правовое пространство обеспечения экологической безопасности в современной России.

Предметом исследования выступает нормативное закрепление обеспечения экологической безопасности в российском законодательстве.

Нормативную основу исследования составляют Конституция Российской Федерации, международные правовые акты, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, подзаконные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Федерации.

Эмпирической основой исследования послужили материалы судебной и правоприменительной практики, статистические данные, информация о деятельности органов публичной власти, материалы периодической печати и данные, размещенные в сети Интернет, по теме диссертации.

Теоретическую основу исследования составили научные труды ученых по вопросам конституционного, экологического и природоресурсного права, работы экологов, рискологов, социологов и других специалистов, связанные с исследованием экологических проблем национальной безопасности.

Методологическая основа исследования. Обеспечение экологической безопасности является сложным и неоднородным институтом в методологическом аспекте. В связи с этим в диссертационном исследовании использован комплекс общенаучных и частнонаучных методов познания.

Диалектический метод позволил рассмотреть категориальный ряд конституционно-правового института обеспечения экологической безопасности, сопутствующие ему правовые категории общественной и правовой жизни в их взаимосвязи.

Логический метод дал возможность выделить нормативный аспект регулирования обеспечения экологической безопасности и придать формальную определенность ее институциональным средствам.

Применение историко-правового метода познания способствовало изучению эволюции теоретических и практических аспектов конституционно-правового регулирования обеспечения экологической безопасности, а также оценке перспектив развития.

Системно-структурный метод познания помог исследованию тенденций, возникающих при взаимодействии современного российского общества с окружающей средой, позволил обосновать приоритеты обеспечения экологической безопасности.

Институциональный метод лег в основу изучения деятельности институтов, участвующих в обеспечении экологической безопасности.

Применение перечисленных методов содействовало комплексному и конкретному рассмотрению объекта диссертационного исследования, анализу теоретического, практического и нормативного материала, а также дало возможность сформулировать предложения и рекомендации по совершенствованию конституционно-правовых основ обеспечения экологической безопасности.

Научная новизна диссертации определяется тем, что это первое комплексное исследование конституционных основ обеспечения экологической безопасности в современной России. На основе анализа российского законодательства, правоприменительной практики рассматриваются сущность, содержательные характеристики обеспечения экологической безопасности, включая институциональный и функциональный аспекты, исходя из чего формулируются предложения по решению конкретных проблем и совершенствованию законодательства в данной сфере.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Российское государство является основным гарантом обеспечения экологической безопасности, поскольку конституционно-правовое регулирование экологических отношений определяет стратегические приоритеты охраны жизненно важных интересов личности, общества и государства. Обеспечение экологической безопасности осуществляется в рамках правовых институтов, составляющих основу конституционно-правового обеспечения национальной безопасности. При этом основной стратегической целью государства в сфере обеспечения экологической безопасности является жизнь и здоровье граждан как конституционно-значимой ценности.

2. Конституционные принципы экологической безопасности представляют собой закрепленные в Основном законе нормативно-руководящие идеи, выражающие основные направления обеспечения жизненно важных интересов личности, общества и государства в экологической сфере. Они закрепляют политику государства в данной сфере и выполняют регулятивную функцию.

В работе сформулировано авторское определение конституционного принципа экологической справедливости, под которым понимается нормативно-ценностный регулятив, обеспечивающий баланс конституционных экологических прав и обязанностей в интересах настоящего и будущих поколений.

3. Экологическая безопасность как состояние защищенности может рассматриваться в качестве определенного конституционного правопорядка. Экологический правопорядок охватывает сферу взаимодействия общества и природы, основывается на правовых нормах, обеспечивающих экологическую безопасность граждан. В свою очередь, экологическая безопасность распространяется на структурные уровни экологического правопорядка, выраженные в конституционных предписаниях, и является организационным, правовым и информационным ядром экологического правопорядка. Автор выделяет основные особенности конституционной институционализации экологической безопасности в структуре экологического правопорядка, ее структурные уровни, элементы.

4. Аргументируется, что конституционные ценности, и прежде всего, жизнь и здоровье человека, оказывают воздействие на формирование стратегических приоритетов экологической безопасности. В работе предложено определение понятия «стратегические приоритеты экологической безопасности», которое трактуется как доминантные позиции, образующие особую область сосредоточения системы обеспечения национальной безопасности (силы и средства), направленные на преодоление кризисных тенденций (угроз и рисков), препятствующих реализации национальных интересов в сфере экологической безопасности. Автор выдвигает модель нового стратегического приоритета экологической безопасности, нацеленную на ликвидацию негативных экологию ческих последствий хозяйственной деятельности на основе государственной стратегии по реабилитации зон экологического неблагополучия.

5. Обеспечение экологической безопасности подразумевает формирование и последовательную системную реализацию национальной политики в рассматриваемой сфере. Предложено определение национальной политики в сфере обеспечения экологической безопасности как составной части национальной политики государства, официально признанной системы взглядов (экономических, социальных, экологических, политических, идеологических), направленной на развитие стратегий по охране окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности, соблюдение интересов настоящего и будущих поколений и устойчивое развитие общества и государства.

6. В целях эффективной реализации конституционных полномочий органов публичной власти в сфере обеспечения экологической безопасности, автором предлагается система организационно-правовых мер, включающая в себя: восстановление в структуре Правительства Российской Федерации Департамента по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасностивыделение структурного органа по охране окружающей среды, осуществляющего экологический надзор и контроль за всеми компонентами природной средывосстановление муниципального экологического контроля, с утверждением перечня объектов, подлежащих муниципальному экологическому контролю, и закреплением возможности обладания имуществом, необходимым для реализации данной цели.

7. В работе аргументируется необходимость развития института экологического страхования с целью обеспечения экологической безопасности, направленного на защиту имущественных и индивидуальных интересов граждан при наступлении экологически неблагоприятных ситуаций и экологических рисков. По мнению автора, экологическое страхование может стать эффектив.

11 ным способом обеспечения конституционного права на возмещение экологического вреда.

8. В целях совершенствования конституционно-правового обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации автор считает необходимым разработку и принятия:

— Экологической доктрины, определяющую цели, направления, задачи и принципы проведения в РФ единой государственной экологической политики на долгосрочный период, утвержденную указом Президента РФ. Данный документ должен содержать основные направления деятельности органов публичной власти и общественных институтов по охране окружающей природной среды, обеспечению рационального использования природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности человека, общества и государства;

— федерального закона «Об экологической безопасности», направленного на достижение благоприятного состояния окружающей среды с целью обеспечения жизненно важных интересов личности, общества и государства в условиях возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий;

— государственной стратегии реабилитации зон экологического неблагополучия Российской Федерации на долгосрочную перспективу в целях восстановления благоприятного состояния окружающей среды, обеспечения экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны здоровья граждан.

Теоретическая значимость исследования состоит в проведении автором комплексного исследования конституционно-правовых основ обеспечения экологической безопасности в современной России, которое может способствовать осуществлению последующих исследований в рассматриваемой сфере.

Практическая значимость исследования заключается в предложенных автором конкретных мерах по развитию и совершенствованию конституционно-правового законодательства в сфере обеспечения экологической безопасности. Диссертантом обоснована необходимость конституционно-правовой ре.

12 формы в сфере организации деятельности органов, обеспечивающих экологическую безопасность. Изложенные в исследовании рекомендации и предложения могут быть полезными в правоприменительной и правотворческой деятельности органов государственной власти, а также служить ориентиром в деятельности по обеспечению экологической безопасности природопользователя-ми, общественными организациями и гражданами.

Практический интерес диссертационного исследования состоит также в возможности применения его результатов в процессе преподавания курсов «Конституционное право Российской Федерации», «Экологическое право», «Правовые основы природопользования», спецкурса «Конституционные основы экологической безопасности», а также в процессе экологизации учебных дисциплин различных специальностей. Результаты диссертационного исследования могут оказать положительное влияние на формирование современного понимания конституционных основ обеспечения экологической безопасности.

Апробация результатов диссертационного исследования. Полученные выводы исследования используются автором в процессе преподавания учебных дисциплин «Экологическое право», «Правовые основы природопользования» в Саратовском государственном университете имени Н. Г. Чернышевского, а также в учебном курсе «Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами» в НОУДПО «Приволжский центр повышения квалификации и профессиональной аттестации в строительстве и ЖКХ».

Результаты диссертационного исследования были представлены в сообщениях и докладах на Всероссийской научно-практической конференции «Национальная безопасность России» (Саратов, 2003) — региональной научно-практической конференции — школе молодых ученых «Актуальные проблемы социального и производственного менеджмента» (Саратов, 2003) — Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы национальной безопасности России» (Саратов, 2004) — межвузовской научно-практической конференции.

Трансформационное общество: проблемы, их решения и перспективы разви.

13 тия" (Саратов, 2005) — научно-практической конференции «Социально-правовые гарантии прав и законных интересов граждан в Российской Федерации» (Оренбург, 2006) — межвузовской научной конференции «Региональная власть: политико-правовые аспекты реализации и осуществления» (Ростов н/Д, 2007) — Всероссийской научно-практической конференции, посвященной стабильности и эффективности Конституции (Саратов, 2008) — международном конституционном форуме, посвященном 15-летию Саратовской областной Думы и 100-летию Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, «Конституционный принцип справедливости: проблемы реализации» (Саратов, 2009) — международной научно-практическая конференции «Современное социально-экономическое развитие: проблемы и перспективы» (Волгоград, 2010) — международном конституционном форуме «Участие граждан в управлении делами государства: проблемы правового регулирования и реализации в условиях модернизации России» (Саратов, 2010) — Всероссийской научно-практической заочной конференции «Современные проблемы экологического права и природоохранного законодательства: вопросы теории и практики» (Чебоксары, 2010) — межрегиональной научно-методической конференции «Инновации в науке и образовании» (Волгоград, 2010) — II международной научно-практической заочной конференции «Экологическая безопасность и устойчивое развитие территорий» (Чебоксары, 2011), международном конституционном форуме «Конституционная юстиция в политической и правовой системах России», посвященному 20-летию Конституционного Суда РФ (Саратов, 2011).

Структура диссертационного исследования определяется сформулированной целью и поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, восьми параграфов, заключения и библиографического списка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного исследования установлено, что экологическая безопасность содержит три нормативно-правовых аспекта. Во-первых, представляется как принцип организации правовой деятельности по защите природной среды и раскрывается в конституционно-правовых требованияхво-вторых, экологическая безопасность распространяется в правоотношениях по защите конституционного требования создания для благоприятной среды жизнедеятельности людей и реализации экологических прав человекав-третьих, выступает как особый правовой институт, где утверждается нормативная база по регулированию норм конституционного и экологического права и формируется совокупность государственных и общественных организаций, призванных реа-лизовывать стратегии охраны природы в интересах общества и человека.

Для развития отраслевого законодательства весомую роль имеют конституционные принципы, которые находят свое выражение в правотворческой и правоприменительной деятельности, связанной с природопользованием, охраной окружающей среды, обеспечением экологической безопасности в целях защиты конституционных прав и устойчивого развития личности, общества и государства. Обеспечение экологической безопасности является гарантией реализации экологических прав личности, устойчивого развития общества и государства. Экологическая безопасность приобретает значение уникальной мировой ценности. С учетом этого, подчеркнем значимость конституционного принципа экологической справедливости, под которым понимается нормативно-ценностный регулятив, обеспечивающий баланс конституционных экологических прав и обязанностей в интересах настоящего и будущих поколений.

Экологическая безопасность, выражая правовые принципы, правоотношения и институт, становится правовой основой становления и функционирования экологического правопорядка в структуре конституционного правопорядка, способствует институализации новых правовых практик в условиях рыночной экономики и традиционных процессов в российском обществе. Одним из направлений развития экологического правопорядка выступают правовые механизмы институализации экологического риска, направленные на совершенствование гражданско-правовой ответственности предприятий, учреждений, юридических и физических лиц в сфере природопользования. Конституционно-правовое обоснование безопасности становится одним из источников устойчивого функционирования экологического правопорядка, который охватывает сферу взаимодействия общества и природы, регулирует общественные отношения по охране окружающей среды, природопользованию, основывается на правовых нормах, обеспечивающих экологическую безопасность личности, общества и государства.

В современной системе стратегических приоритетов обеспечения национальных интересов в сфере экологической безопасности ведущими являются следующие: совершенствование институциональной структуры, усиливающей роль гражданского обществаразвитие технического и ресурсного потенциалов, что не в полной мере согласуется с политикой демократического правового государства, направленной на соблюдение конституционных экологических прав личности. Необходимо обратить внимание на иные актуальные направления по ликвидации опасных экологических последствий хозяйственной деятельности и правовому обоснованию территорий экологического неблагополучия.

Комплексный анализ нормативных актов по экологической безопасности позволяет, обосновать правовое регулирование данных направлений и важнейшие составные элементы конкретных форм экологической безопасности. Конкретное содержание направления экологической безопасности рассмотрено на примере отраслевого законодательства по использованию атомной энергии и радиационной безопасности населения. Правовое решение проблемы защиты населения от радиационного излучения предполагает комплексный подход, в котором нормы отраслевого права дополняются привлечением норм конституционного права.

В процессе сложного переходного периода институты власти устранились от комплексного подхода к решению экологических проблем, игнорируя взаи.

200 мозависимость этой сферы с развитием государственности. Усиление экологической напряженности в пространстве Российского государства привело к обострению комплекса социальных проблем, связанных, прежде всего, с обеспечением достойной среды обитания человекапроблемы экономической сферы обусловлены значительными потерями экологических ресурсовкультурная составляющая характеризуется отсутствием экологического мировоззрения, что в совокупности наталкивает на проблему результативности политической системы. В современных условиях Президент Российской Федерации, выступая в качестве субъекта осуществления государственной власти, гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина, открывает новые горизонты для формирования экологической политики государства и стремительного движения по пути устойчивого развития экологично ориентированного государства в целях благополучия своих граждан.

Рассматривая общие конституционные механизмы деятельности государства по осуществлению экологической безопасности, которые реализуются в действиях федеральных министерств, других органов исполнительной власти и воплощаются в правовых инициативах по защите окружающей среды со стороны органов публичной власти, следует отметить, что для эффективной реализации конституционных полномочий органов публичной власти в сфере обеспечения экологической безопасности, необходима система организационно-правовых мер, включающая в себя: восстановление в структуре Правительства Российской Федерации Департамента по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасностивыделение структурного органа по охране окружающей среды, осуществляющего экологический надзор и контроль за всеми компонентами природной средывосстановление муниципального экологического контроля, с утверждением перечня объектов, подлежащих муниципальному экологическому контролю, и закреплением возможности обладания имуществом, необходимым для реализации данной цели.

В целях обеспечения экологической безопасности, необходимо развитие института экологического страхования, направленного на защиту имущественных и индивидуальных интересов граждан при наступлении экологически неблагоприятных ситуаций и экологических рисков. Развитие обязательного и добровольного экологического страхования предполагает совершенствование правового пространства конституционного взаимодействия государственных органов власти, бизнес структур и гражданских объединений по сохранению благоприятной окружающей среды и создания динамичной системы управления рискогенными территориями. Необходима разработка понятийного аппарата страхования экологических рисков с ориентацией на конституционное право. Страхование экологических рисков дает возможность применять конституционные нормы, единые государственные методы в отношении к различным видам экологического страхования, учитывать степень защищенности экологических прав и свобод российских граждан.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (ред. от 28 декабря 2010 г.) // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712- 2011. № 1. Ст. 1.
  2. О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244−1 (ред. от 11 июля 2011 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1991. № 21. Ст. 699- СЗ РФ. 2011. № 29. Ст. 4297.
  3. Об образовании: Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266−1 (ред. от 18 июля 2011 г.) // Российская газета. 31 июля 1992 г. № 172- 25 июля 2011 г. № 16.
  4. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612−1 (ред. от 08 мая 2010 г.) // Российская газета. 17 ноября 1992 г. № 248- 12 мая 2010 г. № 100.
  5. Об организации страхового дела в Российской Федерации: Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015−1 (ред. от 18 июля 2011 г.) // Российская газета. 12 января 1993 г. № 6- СЗ РФ. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4584.
  6. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (ред. от 29 декабря 2010 г.) // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4552- 2011. № 1. Ст. 54.
  7. Об особо охраняемых природных территориях: Федеральный закон от 14 марта 1995 года № ЗЗ-ФЗ (ред. от 18 июля 2011 г.) // СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024- 2011 № 30(ч.1). Ст. 4590.
  8. Об использовании атомной энергии: Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ (ред. от 19 июля 2011 г.) // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4552- 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4596.
  9. Об экологической экспертизе: Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ (ред. от 19 июля 2011 г.) // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4556- 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4596.
  10. О радиационной безопасности населения: Федеральный закон от 09 января 1996 г. № 3-ФЗ (ред. от 19 июля 2011 г.) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 141- 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4596.
  11. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 19 октября 2011 г.) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410- 2011. № 43. Ст. 5972.
  12. О финансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных объектов: Федеральный закон от 03 апреля 1996 г. № 29-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 15. Ст. 1552.
  13. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 21 июня 2011 г.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954- 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4601.
  14. О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности: Федеральный закон от 05 июля 1996 г. № 86-ФЗ (ред. от 19 июля 2011 г.) // СЗ РФ. 1996. № 28. Ст. 3348- 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4596.
  15. О промышленной безопасности опасных производственных объектов: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ (ред. от 19 июля 2011 г.) // СЗ РФ 1997. № 30. Ст. 3588- № 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4596.
  16. О безопасности гидротехнических сооружений: Федеральный закон РФ от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ (ред. от 18 июля 2011 г.) // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3589- 2011. №. 30 (ч. 1). Ст. 4590.
  17. Об отходах производства и потребления: Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ (ред. от 19 июля 2011 г.) // СЗ РФ. 1998. № 26. Ст. 3009- 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4596.
  18. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (ред. от 19 июля 2011 г.) // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650- 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4596.
  19. Об охране атмосферного воздуха: Федеральный закон от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ (ред. от 19 июля 2011 г.) // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2222- 2011. № 30 (ч. 2). Ст. 4596.
  20. О качестве и безопасности пищевых продуктов: Федеральный Закон от 02 января 2000 г. № 29-ФЗ (ред. от 19 июля 2011 г.) // СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 150- 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4596.
  21. Об утверждении Федеральной программы развития образования: Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ (ред. от 26 июня 2006 г.) // СЗ РФ. 2000. № 16. Ст. 1639- 2007. № 27. Ст. 3213.
  22. О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории: Федеральный закон от 10 июля 2001 г. № 92-ФЗ (ред. от 30 декабря 2008 г.) // СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2947- 2009. № 1. Ст. 17.
  23. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10 января 2002 г. (ред. от 19 июля 2011 г.) № 7-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133- 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4596.
  24. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЭ (ред. от 25 июля 2011 г.) // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822- 2011. № 31. Ст. 4703.
  25. О безопасности: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2.
  26. Устав о дисциплине работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии: Федеральный закон от 08 марта 2011 г. № 35-Ф3 //СЗРФ. 2011. № 11. Ст. 1504.
  27. Об охране окружающей среды в Саратовской области: Закон Саратовской области от 28 июля 2006 г. № 82-ЗСО (ред. от 26 октября 2010 г.) // Саратовская областная газета. Специальное приложение. 04 августа 2006 г. № 21- СЗ Саратовской области. 2010. № 30.
  28. Об Общественной палате Саратовской области: Закон Саратовской области от 9 ноября 2007 г. № 243-ЭСО (ред. от 27 сентября 2011 г.) // Саратовская областная газета. 2007. № 215 (1989) — СЗ Саратовской области. 2011. № 27.
  29. Об экспертном Совете при Совете министров Правительстве Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 24 июня 1993 г. № 947 // СЗ РФ. 1993. № 26. Ст. 2421
  30. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608 //СЗРФ. 1996. № 18. Ст. 2117.
  31. О Государственном совете Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 01 сентября 2000 г. № 1602 (ред. от 12 марта 2010 г.) // СЗ РФ. 2000. № 36. Ст. 3633- 2010. № 11. Ст. 1195.
  32. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 314 (ред. от 22 июня 2010 г.) // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945- 2010. № 26. Ст. 3331.
  33. Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов: Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 (ред. 13 мая 2010 г.) // СЗ РФ. 2008. № 18. Ст. 2003- 2010. № 20. Ст. 2432.
  34. Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 (ред. от 24 мая 2011 г.) // СЗ РФ. 2008. № 20. Ст. 2290- 2011. № 22. Ст. 3155.
  35. О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики: Указ Президента РФ от 04 июня 2008 г. № 889 // СЗ РФ. 2008. № 23. Ст. 2672.
  36. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.
  37. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 //СЗ РФ. 2010 г. № 5. Ст. 502.
  38. Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: Указ Президента РФ от 23 июня 2010 № 780 // СЗ РФ. 2010. № 27. Ст. 3445.
  39. Вопросы Экспертного совета при Совете Министров Правительстве Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 1993 г. № 693 // СЗ РФ. 1993. № 31. Ст. 2845.
  40. О первоочередных мерах по выполнению Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальского протокола по веществам, разрушающих озоновый слой: Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 1995 г. № 526 // СЗ РФ. 1995. № 23. Ст. 2230.
  41. О координационных и консультативных органах, образованных Правительством: Постановление Правительства РФ от 15 мая 1998 г. № 443 // СЗ РФ. 1998. № 20. Ст. 2158.
  42. О Правительственной комиссии по природопользованию и охране окружающей природной среды: Постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2000 г. № 138 (ред. от 05 января 2001 г.) // СЗ РФ. 2000. № 8. Ст. 969- 2001. № 3. Ст. 241.
  43. О Федеральной целевой программе «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года»: Постановление Правительства РФ от 29 августа 2001 г. № 637 (ред. от 27 декабря 2010 г.) // СЗ РФ. 2001. 39. Ст. 3769- 2011. № 2.-Ст. 336.
  44. Экологическая доктрина Российской Федерации: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р // СЗ РФ. 2002. № 36. Ст. 3510.
  45. О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 29 мая 2008 г. № 404 (ред. от 29 августа 2011 г.) // СЗ РФ. 2008. № 42. Ст. 4825- 2011. № 36. Ст. 5149.
  46. О структуре Аппарата Правительства Российской Федерации: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2004 г. № 520-р (ред. от 03 февраля 2010 г.) // СЗ РФ. 2004. № 18. Ст. 1780- 2010. № 6. Ст. 687.
  47. Российской Федерации от 11 марта 1996 г. № 7-П // СЗ РФ. 1996. № 14. Ст. 1550.
  48. По делу о толковании отдельных положений ст. 107 Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 № 10-П // СЗ РФ. 1996. № 18. Ст. 2253.
  49. По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 2-П // СЗ РФ. 1999. № 6. Ст. 866.
  50. E.H., Зенюкова О. В., Сухова Е. А. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»: Постатейный. М. 2006. 480 с. (Комментарий).
  51. А.Н. Ответственность за экологические правонарушения (теоретические основы). Саратов. 2005. 92 с.
  52. С.А. Конституционное право России: Учебный курс. 2-е изд., перераб. и доп. — В 2 т. Т. 2. — М.: Юристъ, 2007. — 778 с.
  53. Г. И., Бринчук М. М., Серов Г. П. и др. Экологическое право России. Учебник. М. 1997. 474 с.
  54. С. С. Теория прав. Харьков, 1994. 224 с.
  55. М.В. Конституционное право Российской Федерации. Изд-во НОРМА. Москва. 2007. 790 с.
  56. С.Л., Серов Г. П. Правовое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности. М.: «Анкил», 2003. — 464 с.
  57. М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонима-ние на грани двух веков). Саратов: СГАП, 2001. — 416 с.
  58. B.C. Состояние окружающей среды Саратовской области и перспективы ее оздоровления // Развитие непрерывного экологического образования в Саратовской области. Материалы научно-практической конференции. Саратов. 2008. 223 с.
  59. БондарьН.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. М., 2005. 592 с.
  60. Л.Н., Чепурнова Н. М. Экологические права человека в Российской Федерации (конституционно-правовые вопросы) М.: Юристъ, 2006. -181 с.
  61. Н.В. Российское государство как субъект конституционно-правовых отношений: вопросы теории / Науч. ред. С. А. Авакъян. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2005. 198 с.
  62. М.И. Региональная экологическая политика. Правовые аспекты. М., Центр экологической политики России, М. 2001. 117 с.
  63. ВелиеваД.С. Экологическая безопасность в России: конституционно-правовое исследование / под ред. В. Т. Кабышева. Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П. А. Столыпина, 2011. — 204 с.
  64. Вершило H Д. Эколого-правовые основы устойчивого развития / Под. ред. MM Бринчука. М. 2008. 320 с.
  65. Homo institutius- Человек институциональный: монография. / под ред. д-ра экон. наук О. В. Иншакова. Волгоград. 2005. 854 с.
  66. Глинич-Золотарева М. В. Теория и практика федерализма: системный подход / М.В. Глинич-Золотарева- науч. ред. Н.М. Добрынин- Ин-т проблем освоения севера Сиб. отд-ния РАН, Тюмен. гос. ун-т, Ин-т государства и права. Новосибирск: Наука, 2009. 639 с.
  67. С.А. Социальная политика и социальная безопасность: конституционно-правовые аспекты взаимодействия и реализации: Монография / Центр прав человека и ювенальной юстиции РГСУ. М.: НИЦ *Инженер*, 2007. -429 с.
  68. В.Г., Моткин Г. А., Петрунин В. А. Терещенко Г. Ф., Шаталов A.A., Швецова-Шиловская Т.Н. Научно-методические аспекты анализа аварийного риска. М.: Экономика и информатика, 2002. 260 с.
  69. Данилов-Данильян В. И, Залиханов М. И., Лосев КС. Экологическая безопасность. Общие принципы и российский аспект. М. 2001. 332 с.
  70. H.A. Экологический правопорядок: понятие, структура управления, способы защиты. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та путей сообщения, 2000. 319 с.
  71. C.B., Ермасова Н. Б. Страхование: Учебник. 3-е изд. М.: Изд-во Юрайт- Высшее образование. 2010. 613 с.
  72. Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. М. 2001.-204 с.
  73. М.В. Экологическое общество: проблемы становления (социологический анализ). Саратов. 2004. 236 с.
  74. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Окунько-eaJI.A. М.: Издательство БЕК, 1994. — 668 с.
  75. Конституционное право России: учебник IA.E. Постников, В Д. Мазаев, Е. Е. Никитин и др.- под ред. А. Е. Постникова. М.: Проспект. 2008. — 504 с.
  76. Конституционное право Российской Федерации: учебник / Г. Н. Комкова, Е. В. Колесников, М. А. Кулушева. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт- ИД Юрайт, 2010. — 384 с.
  77. М.Н. Право на развитие и экологическая безопасность развивающихся стран: (Международно-правовые вопросы). М.: Изд-во Экон. 2000. -388 с.
  78. МатюхинА.А. Государство в сфере права: институциональный подход. Алматы: Высшая школа права «Адилет», 2000. 589 с.
  79. Г. А. Социальное государство в России: декларация или норма закона. Социальное государство: концепция и сущность. М., 2004. 280 с.
  80. .И. Система высших органов государственной власти в России (диалектика конституционно-правовых основ с начала XX по начало XXI в.). -Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2006. 592 с.
  81. Правовая жизнь в современной России: теоретико-методологический аспект / Под ред. Н. И. Матузова и A.B. Малько. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2005. — 528 с.
  82. Правоведение: учебник / A.B. Малько и др.- под ред. A.B. Малько. 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2006. — 400 с.
  83. М. В. Конституционная концепция принципа справедливости / под ред. Г. Н. Комковой. М.: ДМК Пресс, 2009. 397 с.
  84. Приоритеты национальной экологической политики России. М. 1999. -111с.
  85. Т.М. Конституционная доктрина Российской Федерации: науч. издание / Т.М. Пряхина- науч. ред. В. О. Лучин. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2006. — 323 с.
  86. Н.Т. Ответственность по экологическому праву. Саратов. 1991. Разгилъдиев Н. Т., Сосновщенко Г. Н. Лишение прав хозяйственной и иной деятельности за экологические правонарушения. Саратов. 2005. 164 с.
  87. РачипаА.В. Обыденное правосознание населения среднего города России: социоструктурный аспект. Ростов-на-Дону. Изд-во СКНЦ ВШ. 2004. 576 с.
  88. РевичБ.А., Сидоренко В. Н. Экономические последствия воздействия загрязненной окружающей среды на здоровье населения. Пособие по региональной экологической политике / под. ред. В. М. Захарова, С. Н. Бобылева. — М.: Акрополь, ЦЭПР, 2007. 56 с.
  89. О.Г. Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления) / О. Г. Румянцев. М.: Юрист, 1994. — 285 с.
  90. Ю.А., Дюжиков Е. Ф. Страхование. Учебное пособие. М. 2006. -312 с.
  91. Современное экологическое право в России и за рубежом: / Сб. науч. трудов. ИНИОН РАН, Ин-т гос. и права РАН. М. 2001. — 184 с.
  92. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и A.B. Малько. Саратов: СВШ МВД РФ, 1995. 560 с.
  93. Теория государства и права / под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М., 2001. 570 с.
  94. Е.А. Президент Российской Федерации гарант прав и свобод человека и гражданина / Под ред. проф. Г. Н. Комковой — Саратов: Изд-во Са-рат. Ун-та, 2008. — 196 с.
  95. Т.А., Селиванова Н. В., Ильина М. Е. Экологический менеджмент: Учебное пособие. М. 2005. 320 с.
  96. A.B., Нестеренко В. Б., Нестеренко A.B. Чернобыль: последствия катастрофы для человека и природы. СПб: Наука, 2007. -Ъ1вс.
  97. О.Н. Экологическая культура. Очерки взаимодействия науки и практики. Москва. Наука. 2007.- 271 с.
  98. Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухорева, В. Е. Крутских. М. 2002. 704 с.
  99. Глобалистика. Энциклопедия. М. 2003. 1328 с.
  100. Глобалистика: Международный междисциплинарный энциклопедический словарь / Гл. ред.: И. И. Мазур, А. Н. Чумаков. М. — СПб. — Н.-Й.: ИЦ «ЕЛИ-МА», ИД «Питер», 2006. — 1160 с.
  101. А.К. Экологическое право России: словарь юридических терминов. М.: Городец, 2008. 204 с.
  102. H.A., Мязитов К. У. Спутник эколога: Справочник по экологии и природопользованию. Саратов. 1997. 315 с.
  103. Конституционное право. Энциклопедический словарь. Отв. ред. и рук. авт. колл. С. А. Авакъян. М.: Издательство НОРМА, 2001. — 688 с.
  104. Новая философская энциклопедия в 4-х томах. М.: «Мысль». 2001. Т.З. -692 с.
  105. Политология: Энциклопедический словарь / общ. ред. и сост. Ю. И. Аверьянов. М.: Изд.-во Моск. коммерч. ун-та. 1993. 352 с.
  106. Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М. 1990. 637 с.
  107. Юридический энциклопедический словарь. М. 1987. 528 с. 1. Авторефераты диссертаций
  108. А.Н. Современные проблемы реализации конституционных норм в Российской Федерации: автореф. дис.канд. юрид. наук. Москва, 2008. 22 с.
  109. М.А. Координация в системе государственного и муниципального управления охраной окружающей среды Российской Федерации: автореф. дис.докт. юрид. наук, Москва, 2011. 38 с.
  110. ВелиеваД.С. Конституционно-правовые основы обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации: автореф. дис.докт. юрид. наук. Саратов, 2011.-48 с.
  111. A.B. Конституционные критерии допустимости ограничения основных прав человека и гражданина в Российской Федерации: автореф. дис.канд. юрид. наук. Тюмень, 2003. 22 с.
  112. Н.Г. Эколого-правовые проблемы обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: авто-реф. дис. доктор, юрид. наук. Москва, 2007. 51 с.
  113. И.А. Экологическое законодательство России: теория и практика систематизации: автореф.дис.докт. юрид. наук. Москва, 2007. -46 с.
  114. М.В. Конституционные основы обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации: автореф. дис.. канд. юрид. наук. Москва, 2002. 22 с.
  115. A.B. Управление природопользованием рекреационных территорий (на материалах Кавказских минеральных Вод): автореф. дис.канд. экон. наук. Ставрополь, 2006. 23 с.
  116. Е.И. Государственно-правовые технологии обеспечения экологической безопасности современной России: автореф. дис.канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2007. 22 с.
  117. Л.В. Экологический правопорядок: Общетеоретический анализ: автореф. дис.канд. юрид. наук. Владимир, 2006. 26 с.
  118. H.A. Меджународно-правовые аспекты управления в сфере охраны окружающей среды: авторф.дис. докт. юрид. наук. Москва, 2010. 39 с.
  119. H.A. Конституционно-правовые основы обеспечения экологической безопасности Российской Федерации: на опыте северных регионов: автореф. дис. д-ра юрид. наук. Москва, 2007. 52 с.
  120. Статьи в сборниках и периодической печати
  121. С.О. Основные направления формирования системы правового обеспечения региональной безопасности // Законодательство и экономика. 2002. № 12.
  122. А.П. Конституционные основы природопользования и охраны окружающей среды в России: вопросы теории // Аграрное и земельное право. 2007. № 8.
  123. Т. Законность и национальная безопасность // Законность. 2008. № 5.
  124. A.C. Анализ критерия разумности и справедливости при определении размера компенсации морального вреда // Бизнес в законе. 2009. № 5.
  125. Н.В. Конституционные ценности основа развития современного российского общества Электронный ресурс. URL: http://vestnik.uapa.ru/issue/2009/01/02/ (дата обращения 01 мая 2011 г.).
  126. В.В. Законодательное обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в экологической сфере // Экологическое право. 2000. № 1.
  127. С.А. Право и единая государственная экологическая политика // Журнал российского права. 2011. № 3.
  128. С.А. Соотношение федерального и регионального законодательства в области охраны окружающей среды // Журнал российского права. 2003. № 2.
  129. A.JI. Теоретические проблемы правового регулирования // Право и политика. 2002. № 8.
  130. С.Н. Экология и экономика: взгляд в будущее // Экологическое право. 2001. № 2.
  131. H. С. Конституционная безопасность личности, общества, государства: постановка проблемы в свете конституционного правосудия, обеспечения справедливости, равенства и прав человека // Законодательство и экономика. 2004. № 4.
  132. Н.С. Нормативно-доктринальная природа решений Конституционного Суда РФ как источников права // Журнал российского права. 2007. № 4.
  133. О.В. Конституционная экономика и правовые позиции Конституционного Суда РФ // Право и политика. 2006. № 10.
  134. М.М. Благоприятная окружающая среда важнейшая категория права // Журнал российского права. 2008. № 9. С. 37.
  135. М.М. О понятийном аппарате экологического права // Государство и право. 1998. № 9.
  136. М.М. Охранять окружающую среду или обеспечивать экологическую безопасность? // Государство и право. 1994. № 8−9.
  137. М.М., Дубовик О. Л. Федеральный закон «Об охране окружающей среды»: теория и практика // Государство и право. 2003. № 3.
  138. М.М., Яковлева O.A. Особенности компенсации морального вреда, причиненного радиационным загрязнением окружающей природной среды (по материалам судебного дела) // Государство и право. 1998. № 3.
  139. H.H. Экологическая безопасность как институт экологического права // Журнал российского права. 2001. № 12.
  140. Д. С. К вопросу о формировании концептуальных основ экологической безопасности в Российской Федерации // Современное право. 2008. № 12.
  141. Д.С., Пресняков М. В. Социальное партнерство: новые подходы к решению экологических проблем // Экологическое право. 2008. № 6.
  142. Вершило H Д. Экологическая функция российского государства в контексте устойчивого развития // Экологическое право. 2005. № 4.
  143. Н.В. Социально правовой механизм реализации конституционныхправ и свобод граждан // Конституционный статус личности в СССР. М., 1980.220
  144. В.Г. Конституционные основы социального государства // Журнал российского права. 2004. № 8.
  145. В.Г. О методологических основах правового регулирования проблем безопасности Российской Федерации // Журнал российского права. 2005. № 9.
  146. С.Д. Охрана природных ресурсов как принцип конституционного строя России // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 2.
  147. В.В. Обеспечение экологической безопасности в Российской Федерации как перспективный приоритетный национальный проект // Юрист. 2010. № 5.
  148. К. К. Конституционно-правовое регулирование права на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации // Аграрное и земельное право. 2009. № 5.
  149. O.A. Современное состояние системы экологического страхования в Российской Федерации // Экономика природопользования. 2005. № 5.
  150. H.A., Ивакин В. И. Понятие и виды юридической ответственности // Государство и право. 2000.№ 6.
  151. A.A. Охрана окружающей среды как конституционно-правовая категория: понятие и содержание // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2009. № 3 (20).
  152. Т.Ж. О статусе регионального права в системе правовых норм Российской Федерации (некоторые вопросы и проблемы) // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 2.
  153. ТВ. Принципы российского федерализма и императивные нормы международного права: вопросы соотношения // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 8.
  154. A.B. Политика в рамках права: «правила игры» для Президента // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 2.
  155. У.Г., СандаловаЕ.С., МоткинГ.А. Проблемы и перспективы сертификации продукции // Экология и промышленности России. 2002. № 8.
  156. H.A. Отражение конституционных норм в экологическом законодательстве России: проблемы законодательной техники // Журнал Российского права. 2003. № 5.
  157. JI.A. Радиобиология и радиационная медицина проблемы регламентации ионизирующих излучений // Медицинская радиология и радиационная безопасность. 1998. № 1.
  158. О. Экологическое страхование: полезно, необходимо, неизбежно // Федеральный вестник экологического права. 2001. № 4.
  159. Н.В. Законодательное обеспечение экономического механизма охраны окружающей среды // Журнал российского права. 2008. № 10.
  160. Н.В. Об экологическом страховании в Российской Федерации // Журнал российского права. 2002. № 10.
  161. О.С. Концепция экологической безопасности (юридический аспект) // Государство и право. 1998. № 12.
  162. Г. H. Реализация Конституции Российской Федерации путь к построению эффективного государства // Конституционные чтения: межвуз. сб. науч. трудов. Саратов. 2009. Вып. 10. Ч. 1.
  163. М.Н., Якушева Е. А. К 10-летию Арктического совета // Экологическое право. 2006. № 3.
  164. Н.В. Некоторые аспекты диагностики экологического сознания: от теории к практике // На пути к устойчивому развитию России. 2004. № 29.
  165. Н., Сергеев И. Экологическое страхование как фактор устойчивости регионального развития // Страховое дело. № 11.
  166. Э.Л. О государственном суверенитете в современном мире // Журнал российского права. 2006. № 3.
  167. В.Э. Определение общественной выгоды при реализации проектов экологической реконструкции города // Экономика природопользования. 2007. № 2.
  168. А.Б. К понятию законности // Правоведение. 1993. № 5.
  169. Линге ИИ, Мелихова Е. Н., Губанов ВЛ. Смертность населения в России и атомная энергетика как фактор риска // Энергетика. 1999. № 1.
  170. В.Н. Экологическая безопасность: проблемы конституционной законности // Государство и право. 2004. № 2.
  171. Т. Риск и право в истории американского государства // THESIS. 1994. Вып. 5.
  172. И.Н. Институт государственной стратегии в конституционном праве // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 13.
  173. В.А. Баланс интересов в сфере обеспечения безопасности: понятие и механизм государственно-правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 18.
  174. В.А. Влияние категории «интерес» на конституционно-правовые отношения в сфере обеспечения безопасности // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 6.
  175. М.Ю. Нормативно-правовое регулирование риска в экологической сфере: состояние и перспективы // Управление риском. 2005. № 2.
  176. Д.А. Россия, вперед! // Российская газета от 11 сентября 2009 г. № 4995.
  177. В.И. О правовом статусе межведомственных комиссий Совета Безопасности Российской Федерации // Юридический мир. 2009. № 10.
  178. Г. А. Экологическое страхование: понятие, функции, основные элементы // Экологическое право. 2006. № 6.
  179. H.H. Экологическое образование и экологизация образования // Экология и жизнь. 2010. № 8.
  180. Г. А. Политико-экономические барьеры в развитии экологического страхования // Экологическое право. 2006. № 3.
  181. С. Б. О «собственных» полномочиях органов местного самоуправления // Журнал российского права. 2010. № 12.
  182. С.А. Организационные основы президентской власти в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 7.
  183. В.Л. Справедливость как социальная норма // Мир человека: нормативное измерение: сб. науч. трудов. Саратов. 2009.
  184. Т. В. Система правового обеспечения экологического механизма охраны окружающей среды // Экологическое право. № 3. 2001.
  185. Ю.Н. Экологическая компонента национальной безопасности России // Журнал российского права. 2011. № 8.
  186. Ю.Н. Экологическая сфера и ее международно-правовой статус // Журнал российского права. 2010. № 3.
  187. H.A. Взаимодействие государственных органов и частных субъектов в сфере управления // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 10.
  188. М.В. Материалы «Круглого стола» в ИЗиСП: Право человека на экологическую безопасность // Журнал Российского права. 2003. № 1.
  189. М. О роли экологических интересов общества в развитии системы государственного управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования // Право и экономика. 2006. № 12.
  190. Пономарев М. В. Правовые проблемы государственного, муниципального и иных видов экологического контроля // Экологическое право. 2008. № 4.
  191. Правовое обеспечение экологической безопасности в Российской Федерации (Материалы «круглого стола») // Государство и право. 1998. № 6.
  192. E.H. Управление безопасностью в природно-техногенной сфере на основе концепции риска: региональный уровень // Управление риском. 2002. № 4.
  193. Проект «Развитие общественного диалога и сотрудничества в области экологического менеджмента в промышленном секторе Российской Федерации»: Материалы семинара по экологическому менеджменту.- Гусь Хрустальный, 2000.
  194. КБ. Безопасность техносферы // Право и безопасность. 2008. № 2 (27) Электронный ресурс. URL: http://dpr.ru/pravo/pravo2312.htm (дата обращения 01 мая 2011 г.)
  195. JI.B. Правопорядок в экологической сфере // Закон и право. 2006. № 9.
  196. Т.В. Понятие «наилучшая существующая технология» в праве зарубежных стран // Экологическое право. 2009. № 4.
  197. С.Н. Концептуальные проблемы экологической безопасности и государственная экологическая политика (правовой аспект) // Экологическое право. 2010. № 5.
  198. В. А. Уровни нормативности источников российского права // Источники права: проблемы теории и практики. Сборник науч. статей. М., 2008.
  199. Я.П. и др. Международная практика экологической сертификации // Инженерная экология. 2000. № 4.
  200. Я.Ю. Поручения Президента: анализ инструмента дискреционной власти Электронный ресурс. URL: http://yaroslav-startsev.narod.ru/porutch.pdf (дата обращения 01 мая 2011 г.)
  201. К.А. Государственно-правовая стратегия как категория современной юридической науки // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 8.
  202. A.C. Глобальная экологическая безопасность международно-правовой аспект // Советское государство и право. 1989. № 1.
  203. А.Г. Страхование экологических рисков // Страховое дело. 2006. № 12.
  204. ХарабетК.В. Некоторые вопросы устойчивого развития государства и предупреждения правонарушений в свете Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Российская юстиция. 2009. № 7.
  205. Ю. С. Экологическая конституция Земли: концептуальные подходы // Государство и право. 2008. № 6.
  206. Н.В. Экологическая политика современной России: от императивов к аргументам // Вестн. Росс, ун-та дружбы народов. Сер. Политология. 2003. № 4.
  207. A.B. Ядерное оружие себя исчерпало // Независимое военное обозрение. 1997. № 3.1. Информационные ресурсы
  208. Официальный сайт Президента Российской Федерации http://www.kremlin.ru
  209. Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации http://www.duma.gov.ru.
  210. Официальный сайт партии Единая Россия http://www.edinros.ru.
  211. Сайт Региональное законодательство http://www.regionz.ru.
  212. Официальный сайт Председателя Правительства Российской Федерации В. В. Путина http://premier.gov.ru.
  213. Официальный сайт «Российская газета» http://www.rg.ru.
  214. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ http://www.gks.ru.
  215. Сайт «Открытая Электронная Газета» http://forum-msk.org.
  216. Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации http://www.council.gov.ru.
  217. Сайт «РИА Новости» http://rian.ru.
  218. Электронный фонд нормативных документов Кодекс http://docs.kodeks.ru.
  219. Официальный сайт Фонда «Общественное мнение» http://www.fom.ru.
  220. Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации http:// http://www.mnr.gov.ru.
  221. Официальный сайт Центра охраны дикой природы http://www.biodiversity.ru/.
  222. Официальный сайт общероссийской общественной организации «Зеленый патруль» http://www.greenpatrol.ru.
  223. Официальный сайт Новости Саратовской Губернии sarnovosti.ru.
  224. Сайт Репортер СМИ http://redcollegia.ru.
  225. Официальный сайт Администрации МО «г. Саратов» http ://www. saratovmer.
  226. Сайт «Все о страховании» http://ins-info.ru.
Заполнить форму текущей работой