Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Религиозные организации как социально-духовный фактор преодоления наркомании в современных условиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Подводя итог проведенной работе, необходимо отметить, что участие религиозных организаций в борьбе с наркоманией не является панацеей в решении данной проблемы. Как отмечалось ранее, специалисты, работающие в области наркологии в течении длительного времени, не склонны преувеличивать успехи деятельности религиозных реабилитационных центров. Так, в цитированном ранее источнике красноярские… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. Методологические аспекты изучения религии ' ^
    • 2. Религиозная организация как субъект религиозной деятельности
    • 3. Диалектическая связь религиозных потребностей и деятельности религиозных организаций
    • 4. Место потребности в социальной мотивации религиозной деятельности
  • Глава 2. СООДАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРКОМАНИИ
    • 1. Социальная обусловленность религиозной деятельности, направленной на преодоление наркомании
    • 2. Деятельность религиозных организаций по социальной реабилитации бывших наркоманов: особенности и причины
    • 3. Реабилитационная деятельность религиозных организаций в Красноярском крае: опыт и проблемы

Религиозные организации как социально-духовный фактор преодоления наркомании в современных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13.

§ 1. Методологические аспекты изучения религии J.

§ 2. Религиозная организация как субъект религиозной деятельности.

§ 3. Диалектическая связь религиозных потребностей и деятельности религиозных организаций.

§ 4. Место потребности в социальной мотивации религиозной деятельности.

Глава 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРКОМАНИИ 87.

§ 1. Социальная обусловленность религиозной деятельности, направленной на преодоление наркомании 87.

§ 2. Деятельность религиозных организаций по социальной реабилитации бывших наркоманов: особенности и причины.

§ 3. Реабилитационная деятельность религиозных организаций в Красноярском крае: опыт и проблемы ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

126 148.

СПИСОК СОКРАЩЕНИИ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 171.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Актуальность темы

исследования. Российские реформы постсоветского периода принесли результат, не удовлетворяющий большинство населения страны. Так, например, по данным социологических исследований, основную массу интеллигенции не удовлетворяют ни социалистическое прошлое, ни капиталистическое настоящее нашего общества1. Стремление преодолеть существующие проблемы характерно сегодня для различных объединений российских граждан. Религиозные организации в современной России, объединяющие в своих рядах немалую часть населения страны, стремятся участвовать в решении актуальных социальных проблем. В настоящее время только в Красноярском крае органами Л юстиции зарегистрировано 239 религиозных организаций. Условием активного стремления религиозных объединений участвовать во всех сферах жизни общества является устранение ограничений права на свободу совести3, осуществившееся в процессе развития российского законодательства девяностых годов.

К числу проблем, в решении которых стремятся принять участие и религиозные организации, относится и проблема наркомании. Глубокое.

1. См.: Осинский И. И. Интеллигенция и будущее России // Интеллигенция в процессе поиска Россией будущего: Материалы международной научной конференции. Улан-Удэ, 26−27 июня 2003 г. — В 3 ч. — Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2003. — Ч. 1. — С. 11.

2. См.: Вагина Т. В. О работе органов юстиции с общественными и религиозными организациями // Духовность. Нравственность. Правопорядок. — Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2003. — С. 121.

3. «Свобода совести на современном этапе ее развития определяется как личная свобода каждого в определении своих убеждений и осуществлебнии на их основе поведения, которое не противоречит действующему в обществе праву (либо иной общеобязательной нормативной системе) и согласуется со свободой других лиц». — См.: Тетерятников Н. Ю. Теоретико-правовые аспекты свободы совести: Автореферат дис. .канд. Юрид. наук. -Екатеринбург, 2002. — С. 7. проникновение наркотизма в современное общество обусловлено утратой традиционных ценностей. «Размывание границ между порочным и правильным, больным и здоровым, всегда имеет нежелательные и пагубные социокультурные последствия"1.

Достижение духовного и социального благополучия в обществе возможно при условии, когда наука (без участия которой невозможны необходимые преобразования2) будет ориентироваться на бескомпромиссный поиск истины, на человеческие ценности, способствуя консолидации всех здоровых сил общества. Не случайно, многие религиозные организации сегодня считают социально важным делом заботу об общественной нравственности и здоровье населения. «На современном этапе важным представляется участие традиционных конфессий России в решении общественных проблем (противодействие пьянству, наркомании и другим, социально опасным порокам), сохранение и защита общественной нравственности. В связи с этим заслуживает внимания практика заключения договоров о сотрудничестве рядов субъектов Российской Федерации с региональными подразделениями традиционных религий России в сфере духовно — нравственного и патриотического воспитания граждан"3.

1. Горбач Н. А. Вопросы социального партнерства в решении проблем профилактики наркомании // Социальное партнерство: проблемы развития. Материалы краевого научно-практического семинара «От конфронтации к социальному партнерству и демократическому обществу» 17 апреля 2002 г. — Красноярск: Комитет труда администрации Красноярского края, 2002. — С. 69.

2. Мантатов В. В., Мантатова JI.B. Ответственность науки и научной интеллигенции в информационную эпоху // Интеллигенция в процессе поиска Россией будущего: Материалы международной научной конференции. Улан-Удэ, 26−27 июня 2003 г. — В 3 ч. — Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2003. — Ч. 1. — С. 72.

3. Володина Н. В. Взаимоотношения государства и религиозных объединений в секуляризованном обществе (Философско — правовой анализ): Автореф. дис. д. философ, н.

Наркомания как социальный недуг обусловлена комплексом причин, в числе которых деформация нравственных, духовных и культурных ценностей. «Давно известно, что размывание нравственных основ общества прямо связано с уничтожением его духовной силы"1. Религия обладает арсеналом социально-психологических средств воздействия на человека и общество, которые накоплены с древнейших времен и обладают способностью корректировать значимые качества личности, оказывая влияние на ее мировоззренческую и потребностно-мотивационную стороны. (Не стоит забывать, что такое воздействие может быть как положительным, так и отрицательным2).

Л.Н.Митрохин отметил, что в целом место и роль религии в системе культуры и общества является актуальной проблемой, для научного освоения которой необходимы новые подходы3. Далеко не полно исследованы и социально-философские аспекты религии как социального явления в условиях современного мира. Среди проблем, нуждающихся в дальнейшем научном изучении, находится и новая для России проблема деятельности религиозных организаций в лечебно-реабилитационной помощи наркозависимым.

Опыт реабилитационной работы, накопленный отечественными и зарубежными специалистами, довольно разнообразен. Например, можно упомянуть систему преодоления наркотической зависимости, использующуюся.

— М.: Академия управления МВД России, 2004. — С. 39 — 40.

1. Наркомания в Ррссии: состояние, тенденции и пути преодоления: Пособие для педагогов и родителей / Под общ. Ред. А. Н. Горанского. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — С. 313.

2. См.: Фридман JI.C., Флеминг Н. Ф., Роберте Д. Х., Хайман С. Е. Наркология: Пер. с англ. -2-е изд., испр. — М.- СПб.: «Издательство БИНОМ» — «Невский Диалект», 2000. — С. 23.

3. См.: Митрохин Л. Н. Философия религии: новые перспективы // Вопросы философии. -2003,-№ 8.-С. 18−36. в центре «Затерянный мир"1 (предназначена для работы с наркозависимыми учашимися школ) — использование необычных способов воздействия на личность, например, путешествий3 и др. Но если опыт психотерапевтических, психологических, наркологических начинаний подобного рода неплохо проанализирован и обобщен в современной науке, то деятельность российских религиозных организаций в сфере реабилитации является сравнительно новым явлением. Оценка его эффективности, систематичное изучение его особенностей, социально-философское постижение смысла такой работы — еще только предстоит осуществить.

Степень научной разработанности проблемы. Методологические проблемы изучения религии как социального явления и религиозной деятельности раскрываются в трудах В. И. Гараджи, К. Маркса, Л. М. Митрохина,.

A.А.Радугина, А. Д. Сухова, Д. М. Угриновича, Ф. Энгельса, И. НЛблокова и др. В изучение функций религии в жизни общества и личности значительный вклад внесли исследования П. Бергера, В. И. Гараджи, В. И. Колосницына,.

B.А.Соснина, И. Н. Яблокова и др. Функциональные аспекты религиозной деятельности рассматривались в работах К. Барта, П. Бергера, М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, Дж.М.Йингера, Н. Лукмана, Р. Мертона, Т. Нибура и др.

1. См.: Эффективная вторичная реабилитация наркотической зависимости на базе Центра «Затерянный мир"// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. -1999. -№ 1.-С. 92−93.

2. См.: Логинова Л. Г. Общегосударственная система профилактики (злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде // Внешкольник. — 2000. — № 7−8. — С. 46−47.

3. См.: Сиберг Ч. Приговоренные к природе // Московский психотерапевтический журнал. -2002.-№ 3,-С. 111−123.

Проблемы деятельностных особенностей индивидуальной религиозности, социальной психологии религиозного коллектива исследовались в работах В. Р. Букина, Е. К. Дулумана, В. И. Колосницына, Б. А. Лобовика, В. П. Москальца, Н. И. Носовича, М. Г. Писманика, М. А. Поповой, В. А. Романца и др.

Весьма плодотворным оказалось применение деятельностного подхода (значительная роль в его развитии принадлежит трудам Г. С. Батишева, Ю. В. Громыко, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, В. С. Швырева, Э. Г. Юдина и др.5) к изучению различных социальных явлений (в том числе к изучению религиозной организации как особого социального образования и потребностно-мотивационной сферы личности).

Проблема потребностей пронизывает всю историю европейской философии от античности до наших дней. Отдельные аспекты данной проблемы рассматривались в творческом наследии Аристотеля, Г. Гегеля, Р. Декарта, Сократа, Л. Фейербаха, Эпикура и др. Проблема религиозной мотивации деятельности в отечественной науке XIX века рассматривалась в трудах Т. Буткевича, А. Введенского, С. С. Глаголева, М. П. Рождественского, Н. Соколова и др.- в зарубежной науке Х1Х-ХХ веков — В. Джемсом, Г. Гефдингом, М. Гюйо, Т. Рибо, Э. Фроммом и др.

1. См.: Батищев Г. С. Неисчерпаемые возможности и границы применимости категории деятельности // Деятельность: теории, методология, проблемы. — М.: Наука, 1990; Громыко Ю. В. Деятельностный подход: новые линии исследований // Вопросы философии. — 2001. -№ 2. — С. 116−123- Лекторский В. А. Деятельностный подход: смерть или возрождение? // Вопросы философии. — 2001. — № 2, — С. 56−65- Швырев B.C. О деятельностном подходе к истолкованию «феномена человека» (попытка современной оценки) // Вопросы философии. — 2001. — № 2. — С. 107−115- Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. — М.: Наука, 1975.

В минувшем веке так же многое было сделано в области изучения потребностей. Наиболее значительными в этом направлении были исследования В. А. Иванникова, А. Н. Леонтьева, А. Г. Маслоу, А. А. Миголатьева, Н. И. Сарджвеладзе, П. В. Симонова, С. Г. Спасибенко, В. А. Туева и др.

Непосредственно проблема религиозных потребностей исследовалась в работах Т. А. Бажан, В. В. Павлюка, И. А. Малаховой, Д. М. Угриновича, Ю. В. Шарова и др. Немалое количество работ посвящено проблемам религиозного сознания, религиозного опыта.

Вместе с тем, специфика проявления социальных функций религии в современном обществе, их непосредственная связь с потребностями человека изучены явно недостаточно. Отсюда вытекает необходимость конкретно-научного изучения и социально-философского осмысления специфики и перспектив участия религиозных организаций в решении актуальных проблем российского общества.

Религиозные организации, имеющие значительный духовный потенциал, могут сыграть важную роль в борьбе с наркоманией и ее социальными последствиями. Тем не менее, научных комплексных разработок по данной проблеме: о формах, методах и эффективности деятельности религиозных организаций в данной сфере явно недостаточно. Отсутствуют комплексные междисциплинарные диссертационные и монографические исследования, научно-практические и методологические разработки и рекомендации по данной проблеме, в которых ощущается острая практическая потребность1.

1. Михеев Р. И., Владимиров Д. А. Роль религиозных организаций в предупреждении преступлений (социальный аспект) // Религиозные организации и государство: перспективы взаимодействия: Материалы конф. 22−23 февраля 1999 г. — М.: Изд-во «Рудомино», 1999. — С. 103.

Объектом исследования выступает религиозная деятельность как особый социальный феномен.

Предмет исследования — деятельность религиозной организации в сфере преодоления наркомании в современном обществе.

Гипотеза исследования. Так как религия — социальное явление, формой существования которого выступает религиозная организация, то в преодолении наркомании и решении других социальных проблем религиозная организация может участвовать благодаря действию социальных функций религии: мировоззренческой, интегрирующей, регулирующей, коммуникативной. В процессе реализации важнейших социальных функций религии создается сплоченная организация верующих, в которой действуют особые нравственные стандарты, создается особое коммуникативное пространство и особым образом регулируется поведение. Условием успешной социальной реабилитации личности бывшего наркомана является включение его в такую среду.

Цель и задачи исследования

Цель исследования — социально-философский анализ деятельности религиозных организаций в сфере социальной реабилитации бывших наркоманов.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

— изучить методологические аспекты исследования религии как социального явления;

— проанализировать особенности религиозной организации как субъекта религиозной деятельности;

— выявить взаимосвязь религиозных потребностей и деятельности религиозных организаций;

— рассмотреть место и роль религиозной потребности в социальной мотивации религиозной деятельности;

— определить социальную обусловленность религиозной деятельности, направленной на преодоление наркомании, выяснить ее направления и причины;

— изучить опыт и проблемы реабилитационной деятельности религиозных организаций в Красноярском крае.

Методологической основой исследования является диалектико-материалистический метод, в рамках которого применялись общенаучные и частнонаучные методы. Для решения обозначенных в исследовании задач использовались системный, структурно-функциональный, деятельностный, аксиологический подходы. Автором изучены и использованы в работе труды отечественных и зарубежных ученых, которые внесли значительный вклад в изучение социальной природы религии, специфики и мотивации религиозной деятельности.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

1) Установлено, что для изучения роли религиозных объединений в борьбе с наркоманией методологически целесообразно рассматривать религию в качестве социального явления. Изучение новых для российского общества религиозных явлений и процессов предполагает рассмотрение религии в качестве особого социального института, занимающего определенное место в социокультурном пространстве, выполняющего в жизни общества и личности специфические функции.

2) Выявлено, что религиозная организация как субъект религиозной деятельности, характеризуется сплоченной средой, обладает особой системой ценностей, традициями общения, стереотипами поведения, является важнейшим условием осуществления деятельности в сфере профилактики наркомании и реабилитации бывших наркоманов, предполагая кардинальные социально-мировоззренческие перемены в жизни реабилитируемого.

3) Обосновано, что мировоззренческая, интегрирующая, регулирующая, коммуникативная функции религии обеспечивают гармоничное включение личности в сплоченный, организованный коллектив с особой системой ценностей, в котором четко регламентированы правила поведения, определены ролевые обязанности его членов. Религия — как социальное явление — способна формировать у личности комплекс потребностей, направленных как на религиозные, так и на внерелигиозные цели. В частности, участие верующих в борьбе с наркоманией (профилактика наркомании, социальная реабилитация бывших наркоманов) обеспечивается как религиозными мотивационно-потребностными основаниями (достижение личностью определенных «заслуг» перед сверхъестественным), так и мирскими (помощь другим в обретении здоровья и здорового образа жизнипотребность «быть включенным в группу», быть востребованным и др.).

4) Доказано, что сплоченная религиозная организация, обладающая особой системой ценностей, традициями, стереотипами поведения, является важнейшим условием осуществления деятельности по реабилитации бывших наркоманов, предполагающей кардинальные социально-мировоззренческие перемены в жизни реабилитируемого.

5) Установлено, что инициативы религиозных организаций в сфере профилактики наркомании и социальной реабилитации бывших наркоманов объективно востребованы современным обществом в силу тех социальных особенностей религиозных организаций, которые создают условия для успешного воздействия на общество и на личность бывших наркоманов.

6) Выяснены основные виды деятельности религиозных организаций в деле преодоления наркомании в обществе и их причины, обусловленные социальными особенностями религии как социального явления и религиозной организации. На основе проведенного автором совместно с ГУВД Красноярского края исследования деятельности религиозных организаций в сфере социальной реабилитации бывших наркоманов, выявлены причины, осложняющие деятельность религиозных организаций в этой сфере: а) разобщенность усилий и несовпадение интересов различных религиозных объединений в реабилитационной и профилактической деятельностиб) различное понимание сути реабилитационного процесса (В частности религиозные организации неодинаково определяют необходимость участия в лечебно-реабилитационных мероприятиях представителей официальной медицины и, прежде всего, наркологов) — в) недостаток средств на полноценную организацию и осуществление реабилитационных мероприятийг) отсутствие соответствующей законодательной базы, регламентирующей деятельность реабилитационных центров, созданных религиозными организациямид) отсутствие единой государственной политики в сфере сотрудничества с религиозными организациями, занимающимися профилактикой наркомании и реабилитационной работойе) отсутствие единой и эффективной государственной программы спасения молодежи от наркозависимости. Разработаны предложения для оптимизации деятельности религиозных организаций в сфере социальной реабилитации бывших наркоманов.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут служить основанием для осуществления дальнейших исследований социальных аспектов религии, религиозной деятельности и ее мотивации. Материалы и выводы диссертационной работы могут быть использованы для разработки методологических вопросов изучения религии и ее места в социуме, а также для исследований в области проблем наркомании.

Материалы диссертации могут быть использованы в подготовке и осуществлении учебного процесса по дисциплинам «Философия»,.

Религиоведение", «Профилактика наркомании».

Апробация работы. Содержание и основные положения диссертационного исследования были изложены диссертантом в докладах на научных конференциях, в публикациях по теме работы.

Структура диссертации определяется целью и задачами проведенного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих семь параграфов, заключения и списка использованной литературы.

ВЫВОДЫ:

1. Инициативы религиозных организаций в деятельности по социальной реабилитации бывших наркоманов в своей основе обусловлены потребностью общества в преодолении наркомании и возвращению к полноценной жизни молодых людей, освобождающихся от наркотической зависимости и ее пагубных последствий.

2. Прослеживается обоюдный интерес государственных, научных, общественных организаций, с одной стороны, и религиозных объединений, с другой, к совместной деятельности в преодолении наркомании. Одной из причин, побуждающих религиозные организации активно участвовать в решении насущных социальных проблем, является нравственный потенциал религиозных движений, гражданская культура и ответственность их последователей.

3. Общественное мнение в целом благоприятно для широкого использования возможностей религиозных организаций в данной сфере, тем не менее, очевидно настороженное отношение к их участию в борьбе с наркоманией и недоверие к бескорыстию их мотивов (одной из причин этого является — недостаточная информированность населения).

4. Основными видами деятельности религиозных организаций в деле борьбы с наркоманией являются: 1) социальная реабилитация бывших наркоманов и 2) профилактика наркомании, что обусловлено самой социальной природой религии. (Реабилитация бывших наркоманов возможна благодаря мировоззренческой, интегрирующей, регулятивной и коммуникативной функциям, осуществляемым религией в обществе.).

5. Соответствующие возможности религии реализуются в условиях сплоченной религиозной организации, которая действительно способна действенно регулировать поведение личности, создавать ситуации постоянного и «правильного» взаимодействия и общения, осуществлять кардинальные изменения личности, пытающейся освободиться от наркотической зависимости.

6. Суть религиозной реабилитации — включение бывшего наркомана в сплоченную, ориентирующуюся на высокие нравственные стандарты среду, которая сумеет сформировать у личности новое мировоззрение и социально приемлемые навыки деятельности в социуме. Поэтому, условием осуществления подобных социальных инициатив является сама религиозная организация — сплоченная, дисциплинированная, структурированная группа, способная выполнить роль той среды, в которой возможна эффективная социальная реабилитация бывшего наркомана.

7. Эффективное участие религиозных организаций в борьбе с наркоманией осложнено рядом проблем: а) разобщенность усилий и несовпадение интересов различных религиозных объединений в реабилитационной и профилактической деятельностиб) различное понимание сути реабилитационного процесса (В частности религиозные организации неодинаково определяют необходимость участия в лечебно-реабилитационных мероприятиях представителей официальной медицины и, прежде всего, наркологов) — в) недостаток средств на полноценную организацию и осуществление реабилитационных мероприятийг) отсутствие соответствующей законодательной базы, регламентирующей деятельность реабилитационных центров, созданных религиозными организациямид) отсутствие единой государственной политики в сфере сотрудничества с религиозными организациями, занимающимися профилактикой наркомании и реабилитационной работойе) отсутствие единой и эффективной государственной программы спасения молодежи от наркозависимости.

8. Религиозная реабилитация может успешно дополнять традиционные медицинские возможности общества, но ни в коем случае не монополизировать эту сферу деятельности. В решении проблемы наркомании должны быть задействованы и правовые, и медицинские, и культурные, и религиозные, и прочие рычаги социального воздействия. Необходимо участие государства в осуществлении поддержки и контроля за подобной деятельностью, имеющей несомненные перспективы. (Например, успешное лечение в государственных и частных наркологических клиниках может быть органично дополнено реабилитационными возможностями соответствующих центров, принадлежащих общественным и религиозным организациям).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Борьба с наркоманией — дело, имеющее общенациональное значение. Ценна каждая инициатива, которую проявляют граждане нашей страны в этой сфере. Изучение новых для российского общества религиозных явлений и процессов предполагает рассмотрение религии в качестве особого социального института, занимающего определенное место в социокультурном пространстве, выполняющего в жизни общества и личности специфические функции. Выявлено, что мировоззренческая, интегрирующая, регулирующая, коммуникативная функции религии обеспечивают гармоничное включение личности в сплоченный, организованный коллектив, в котором четко регламентированы правила поведения, определены ролевые обязанности.

В ходе анализа проблемы потребностей установлено, что религия — как социальное явление — способна формировать у личности комплекс потребностей, направленных как на религиозные, так и на внерелигиозные цели. В частности, участие верующих в деятельности по реабилитации бывших наркоманов обеспечивается как религиозными причинами (достижение личностью определенных «заслуг» перед сверхъестественным), так и мирскими (помощь другим в обретении здоровья и здорового образа жизнипотребность «быть включенным в группу», быть востребованным).

Сплоченная религиозная организация, обладающая особой системой ценностей, традициями, стереотипами поведения, является важнейшим условием осуществления деятельности по реабилитации бывших наркоманов, предполагая кардинальные социально-мировоззренческие перемены в жизни реабилитируемого.

Инициативы религиозных организаций в сфере профилактики наркомании и социальной реабилитации бывших наркоманов востребованы современным обществом. Более того, прослеживается обоюдный интерес государства и общественности, с одной стороны, и религиозных организаций, с другой, — к совместному сотрудничеству в решении данной проблемы. Стремление религиозных организаций к борьбе с наркоманией обусловлено самой социальной природой религии. В частности, возможность успешной реабилитации бывших наркоманов осуществляется благодаря интегрирующей, регулятивной и коммуникативной функциям религии, действие которых реализуется в условиях сплоченной религиозной организации.

Деятельность религиозных организаций в сфере социальной реабилитации бывших наркоманов осложнена рядом обстоятельств. В их числе: а) разобщенность усилий и несовпадение интересов различных религиозных объединений в реабилитационной и профилактической деятельностиб) различное понимание сути реабилитационного процесса (В частности религиозные организации неодинаково определяют необходимость участия в лечебно-реабилитационных мероприятиях представителей официальной медицины и, прежде всего, наркологов) — в) недостаток средств на полноценную организацию и осуществление реабилитационных мероприятийг) отсутствие соответствующей законодательной базы, регламентирующей деятельность реабилитационных центров, созданных религиозными организациямид) отсутствие единой государственной политики в сфере сотрудничества с религиозными организациями, занимающимися профилактикой наркомании и реабилитационной работойе) отсутствие единой и эффективной государственной программы спасения молодежи от наркозависимости. Кроме того, недостаточное сотрудничество религиозных организаций с органами здравоохранения, отсутствие должного учета реабилитационно-профилактических мероприятий являются причиной недостатка объективной информации об истинной эффективности соответствующей деятельности. Это мешает обществу объективно оценить достоинства и недостатки подобных инициатив.

Прослеживается настороженное отношение некой части населения к начинаниям религиозных организаций в данной сфере. В некоторой степени, это обусловлено тем, что не всегда ясны истинные мотивы реабилитационной работы: ведется ли таковая исключительно с целью бескорыстного нравственного преобразования общества или же с целью банального расширения рядов религиозной организации (причем, не за счет проблемных наркоманов, а за счет их благополучных родственников).

Подводя итог проведенной работе, необходимо отметить, что участие религиозных организаций в борьбе с наркоманией не является панацеей в решении данной проблемы. Как отмечалось ранее, специалисты, работающие в области наркологии в течении длительного времени, не склонны преувеличивать успехи деятельности религиозных реабилитационных центров. Так, в цитированном ранее источнике красноярские специалисты приводят оценки деятельности некоторых религиозных реабилитационных центров. По оценке специалистов, в случае такой реабилитации «происходит подмена одной зависимости (наркотической, алкогольной) на другую (религиозную). Тем самым, социальные связи с обществом ограничиваются сугубо религиозной сферой. Существование реабилитационных центров, принадлежащих религиозным организациям сталкиваются с рядом трудностей: отсутствуют стационарные условия, центры располагаются в приспособленных помещениях, наблюдается нарушение санитарно-гигиенических норм проживания людей, нестабильность источников средств существования центров, необследованность реабилитируемых по медицинским показаниям, большая текучесть среди них и фактическое насаждение религиозной психологии согласно вероучения той или иной конфессии"1.

Успешной такая борьба может быть лишь при условии объединения усилий не только официальной медицины, сил охраны порядка, но и широкой демократической общественности нашей страны. Деятельность религиозных организаций в этом плане сложно оценить однозначно. Тем не менее, очевидна необходимость, во-первых, подробного научного изучения того опыта, и тех ошибок, которые имеют место в данной сферево-вторых, поддержки народных инициатив на государственном уровне. В качестве конкретных задач, решение которых способствовало бы развитию полезных начинаний религиозных организаций, стоит назвать следующие:

1. Необходимо осуществить междисциплинароное научное изучение реабилитации бывших наркоманов силами религиозных организаций.

2. Так как инициативы религиозных организаций в деле борьбы с наркоманией достойны государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях должна быть разработана система поощрения (грантов) для наиболее перспективных начинаний в этой сфере. (Таким образом, может быть полностью или частично решена проблема материального обеспечения наиболее эффективной реабилитационной деятельности).

3. Для этого потребуется разработать единую систему критериев оценки деятельности реабилитационных центров, которая бы учитывала сам процесс и характер помощи, предоставляемой центрами, ее эффективность и социальные последствия.

1. Харитонова JI.П., Кулакова И. И., О. Ю. Кутумова, Рафиков Р. Г. О практике медико-социальной реабилитации больных наркоманией в крае и мерах по привлечению к этой работе негосударственных организаций и религиозных объединений// Алкоголизм, наркомания, безнадзорность и беспризорность как негативные проявления, требующие принятия эффективных мер со стороны общества и государства: Материалы в III съезду общественного движения «Сибирский народный Собор». — Красноярск: б.и., 2003. — С. 62.

4. Участие организации в конкурсе на получение гранта должно означать что: 1) организация-соискатель предоставляет государственному учреждению, объявившему конкурс, подробные сведения о своей деятельности (сведения о месте, где осуществляется реабилитациясоставе сотрудников центра и необходимые данные о нихиспользуемых методикаххарактере взаимодействия со специалистамисведения о лицах, прошедших реабилитациюреальных результатах реабилитационных мероприятийхарактере участия родственников в реабилитационном процессе и т. д.) — 2) все предоставленные сведения должны быть детально проверены конкурсной комиссией- 3) такие проверки должны осуществлять специалисты из медицинских и правоохранительных учреждений.

5. Необходимо обеспечить сотрудничество реабилитационных центров с органами здравоохранения (так как успешное лечение в наркологических клиниках может быть органично дополнено реабилитационными возможностями соответствующих центров, принадлежащих общественным и религиозным организациям).

6. Наконец, необходим единый порядок согласования деятельности реабилитационных центров с органами охраны порядка и местными администрациями (такая поддержка особенно необходима, например, для защиты интересов реабилитационных центров и их пациентов).

Проблема лечебно-реабилитационной деятельности религиозных и общественных организаций в деле борьбы с наркоманией является актуальной научной проблемой, решение которой могло бы не только внести свой вклад в борьбу с опасным недугом современного общества, но и способствовать гражданскому согласию в решении общих для страны проблем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.Я. Наркотизм в России: Основные тенденции и меры противодействия/ Под ред. В. П. Сальникова. — СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 1998. — 175 с.
  2. Е.С. О природе эстетической потребности. —Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1973. 128 с.
  3. Д. Теперь и духовенство взялось за наркоманов// «Парламентская газета». -2002. 3 октября (№ 1069).
  4. К. Г. Церковь и демократическая культура: проблема адаптации и конфликта// Вопросы философии. — 2002. № 6. С. 67 -76.
  5. К. Христианская община и гражданская община// Вопросы философии. 2001. — № 11. — С. 158- 168.
  6. Г. С. Неисчерпаемые возможности и границы применимости категории деятельности // Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Наука, 1990. — 15−48 с.
  7. Бестужев Лада И. В. Диалог между религиями: Возможен ли? Нужен ли? // Вопросы философии. — 2002. — № 4 — С. 60−66.
  8. Н. внутренний опыт в деле религиозного познания// Вера и разум. 1909. -№ 19−20. — С. 1−22.
  9. .Ф. Империя Муна.- М.: Политиздат, 1990.- 351с.
  10. А.И. Социальная среда и проблемы атеистического воспитания: Опыт исследования взаимоотношений школы и религиозной семьи. М.: Педагогика, 1985. — 152 с.
  11. В. Психология верующих и атеистическое воспитание. М.: Мысль, 1969.-230 с.
  12. Т. Учение теистов о религии и ее сущности // Вера и разум. 1903. -№ 21. — С.523−550.
  13. С. Русская Церковь и императорская власть: Очерки поистории Православной Российской Церкви 1900−1917 годов. Т. 1. — М.: б.и., 1998.-582 с.
  14. А. Психологии веры. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Собственная типогр., 1899.- 84 с.
  15. А. Религиозное сознание язычества. М.: Университетская типогр., 1902.-751 с.
  16. Н. В. Взаимоотношения государства и религиозных объединений в секуляризованном обществе (Философско правовой анализ): Автореф. дис. д. философ, н. — М.: Академия управления МВД России, 2004. — 45 с.
  17. В Ижевске будет создана комиссия, которая объединит все структуры, занимающиеся профилактикой наркомании и СПИДа// http://www.med2000.ru.
  18. Д. Понятие социального института // Регион. Экономика, политика, идеология. 1999. — № 1−2. С. 56−71.
  19. В.И. Социология религии. М.: Аспект Пресс, 1996. — 238 с.
  20. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. Т. 1. — М.-Л., 1929. — 340 с.
  21. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.-Л., 1935. — 421 е.
  22. Г. Философия религии. 2-е изд.- СПб.: Изд-ние Т-ва «Общественная польза», 1912.- 386 с.
  23. Э. Социология: Учебник 90-х годов (Реферированное издание). — Челябинск: Уральское отд-ние Советской социологической ассоциации, 1991. 276 с.
  24. Главы протестантских Церквей России совещались в Москве// http://txt.newsru.com/religy/23jul2002/protestantru.html.
  25. С.С. Сверхъестественное откровение и естественное богопознание вне истинной церкви // Вера и разум. 1899. -№ 10. — С. 289−324.
  26. Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. -М.: Соцэкгиз, 1936. — 504 с.
  27. П. Система природы, или о законах мира физического и мира духовного / Пер. П.Юшкевича. М.: Соцэкгиз, 1949. — 456 с.
  28. А. Врач и священник у постели больного// :www.narod-party.ru/news.asp7news id=1543 (24 января 2003 г.).
  29. Л. О работе с общественными и религиозными объединениями// Местное время. Выпуск № 79 (9809). — 2001. — 16 апреля.
  30. Ю. В. Деятельностный подход: новые линии исследований//Вопросы философии. 2001. -№ 2. — с. 116 — 123.
  31. М. Безверие будущего: социологическое исследование. С.-Пб., 1908. -518 с.
  32. Р. Рассуждения о методе// Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1950. — С.305.
  33. В. Многообразие религиозного опьгга. М.: Изд-ние журнала «Русская мысль», 1910. — 518 с.
  34. А. Б. Пути реабилитации алкоголиков и наркоманов// Свет во тьме: Сб. статей Красноярск: издательство «Кларетианум», 2002. — С. 41−47.
  35. Доступ к пастве// Известия.Ру: 23 января 2003 года. -http://www. atheism.ru/archi ve/text/917.phtml.
  36. Э. О разделении общественного труда. М.: Канон +, 1996. 430 с.
  37. Ю. Д. Представления об истине, Добре и Красоте как основа взаимопонимания конфессий// Философские науки. 2003. -№ 9. -С. 86−94.
  38. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.-223 с.
  39. Р.А. Духовные потребности советского рабочего. -Саратов: Изд-во Саратов ун-та, 1975. 236 с.
  40. М.В., Затеев В. И. Теория социальной стратификации Питирима Сорокина: Сущность, современные интерпретации. — Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 1998. 122 с.
  41. В.А. Анализ потребностно-мотивационной сферы с позиции теории деятельности // Мир психологии. 2003. — № 2. — С. 139 145.
  42. Н.В. Социальные проблемы изучения потребностей. -Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1975. 135 с.
  43. Иеромонах Анатолий (Берестов) Возращение в жизнь. М.: Изд-во Душепопечительского центра во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского, 2001.-223 с.
  44. Дж. М. Функциональный подход к религии // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. М.: Аспект Пресс, 1996. — С. 166−170.
  45. Н.И. К проблеме взаимодетерминации способов бытия человека // Философские науки. 2003. — № 8. — С. 125−138.
  46. М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. -М.: Политиздат, 1974. 328 с.
  47. Л.Н. Духовные потребности и деятельность личности // Философские науки. 1976. — № 1.
  48. М. Заседание организационного комитета антинаркотической акции «Поезд в будущее»// http://aen.ru/ru/story.php?id=tape&articIe=5810. (02.12.2003г.).
  49. Ким Н. Церковь против наркомании (03.10.2001)// http://tv2.tomsk.ni/news/2001/l 0/03/1 002 113 107.html.
  50. О. Церковная жизнь // Журнал Московской Патриархии. 1998. -№ 1.-С. 12−15.
  51. JI.H. Духовные потребности и деятельность личности // Философские науки. 1976. — № 1. — С. 9−16.
  52. В.И. Религиозное отчуждение. Свердловск: Изд-во Уральского унта, 1987. — 179 с.
  53. М.С. О понятии социального института. // Введение в социологию. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 23−37.
  54. О. Курс положительной философии. СПб., 1899. 371 с.
  55. Н.В. О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций : Информационно-аналитический материал // Аналитический вестник.- Серия «Оборона и безопасность». Вып. 28.- М., 1996.- 15 с.
  56. И.А. Религии и церкви в современном мире. М.: Советская Россия, 1961. — 190 с.
  57. Е.С. Проблема потребностей в свете работ классиков марксизма-ленинизма // Ученые записки ЛГУ. Серия «Философские науки», — 1959. — Вып. 16. — С. 3−13.
  58. И.А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. — М.: Изд-во «Отчий дом», 2000. 462 с.
  59. В.А. Религия и церковь в Советском государстве. М.: Политиздат, 1981. — 263 с.
  60. П. Искушение потусторонним: Пер. с англ. М.: Академический проект, 1999. — С. 601.
  61. Н.В. Методологический аспект проблемы потребностей: Автореф.дис. канд.филос.наук. М., 1973. — С. 18 е.
  62. В.А. Деятельностный подход: смерть или возрождение? // Вопросы философии. 2001. — № 2. — С. 56−65.
  63. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  64. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: Изд-во Московского ун-та, 1971. — 40 с.
  65. .А. Религиозное сознание и его особенности. Киев: Наукова думка, 1986 — 247 с.
  66. А. М. Личность. Профессионал. Руководитель. Социологические и социально-психологические аспекты в оценкезначимых качеств развития и самоактуализации работников. — Красноярск: Изд-во КГТУ, 2000. 378 с .
  67. Л. Г. общегосударственная система профилактики (злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде) // Внешкольник-2000.-№ 7−8 С. 46−47.
  68. И. Пути богов. М.: Политиздат, 1984. — 248 с.
  69. B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1983.
  70. Е. К борьбе с наркоманией и ВИЧ активно подключились религиозные организации Башкортостана// Башинформ. -18 июня 2002. http://districts.pravda.ru/districts/2003/9/33/226/11460ADVENTIST.
  71. И.А. Религиозная потребность: Понятие и сущность // Вопросы научного атеизма. Вып. 26. — М.: Мысль, 1980. -С. 197−208.
  72. А.В., Степанов Е. И. Потребности человека: Методологические проблемы комплексного наследования // Вопросы философии. 1986. — № 4. — С. 54−69.
  73. К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Госполитиздат, 1956. — 689 с.
  74. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.-Т. 3.-С. 7−544.
  75. А. Г. Мотивация и личность: пер. с англ. СПБ.: Евразия, 1999.-487 с.
  76. Материалисты Древней Греции: Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М.: Госполитиздат, 1955. — 239 с.
  77. С. Социальная программа российских мусульман: к партнерству и взаимопониманию// Религия и право. 2001. — № 3. (Интернет-версия журнала на сайте Славянского правового центра).
  78. Н. Б. Язык и религия. М.: Агентство «ФАИР», 1998. -350 с.
  79. А.А. О человеческих потребностях //Социально-политический журнал (Социально-гуманитарные знания). 1998. — № 6. — С. 45−56.
  80. JI. Н. Философия религии: новые перспективы // Вопросы философии 2003. № 8. — С. 18−36.
  81. JI.H. Философия религии: (Опыт истолкования Марксова наследия). М.: Республика, 1993. — 416 с.
  82. Н.Н. Социализм и разумные потребности личности. М.: Политиздат, 1982. — 191 с.
  83. В.П. Религиозный культ: Особенности функционирования и пути преодоления. Киев: Наукова думка, 1987. -116 с.
  84. Мусульмане Пензенской области осудили исламский экстремизм // NEWSru.com: Религия и общество (http://vmw.newsru.com).
  85. Мы имеем силу противостоять наркомании: Ответы архиепископа Ташкентского и Среднеазиатского Владимира (14 января 2004 г.) //http://www.narkotiki.ru/christianity 1819.html.
  86. Наркомания в России: состояние, тенденции и пути преодоления: Пособие для педагогов и родителей / под общ. ред. А. Н. Гранского. М.: Изд — во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. -352 с.
  87. Д.Д. Особенности социализации личности в авторитарных институтах России 90-х годов. Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 1999. — 256 с.
  88. В.Г. Социология личности: Теория и опыт исследования. Красноярск: изд-во Красноярского ун-та, 1989. — 194 с.
  89. О.Ф. Индивидуальность: на грани реального и идеального. Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2001.- 160 с.
  90. К.И. Критика антропологического обоснования религии. -М.: Изд-во Московского ун-та, 1989. С. 165.
  91. Д. В. Христианское учение о человеке// Человек. 2000. -№ 6.-С. 97- 108.
  92. Обзор, подготовленный информационным центром АГТРК «Поморье"/ Правда Севера (Архангельская обл. газета). 04.07.2001. -http://www.pravdasevera.ru/2001/07/04/5-prn.shtml.
  93. И.И. Интеллигенция и будущее России // Интеллигенцияв процессе поиска Россией будущего: Материалы международной научной конференции. Улан-Удэ, 26−27 июня 2003 г. В 3 ч. — Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2003. — Ч. 1. — С. 5−11.
  94. Основные положения социальной программы российских мусульман // http://www.archipelag.ru/text/5 84. htm (Сайт «Русский архипелаг).
  95. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Общественные общероссийские чтения «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви»: Информационный бюллетень. М.: 2001. — № 2 (ноябрь). — С. 17−121.
  96. В.В. Психология современных верующих и атеистическое воспитание: Социально-психологические исследования. Львов: Вища школа, изд-яопри Львовском ун-те, 1976. — 220 е.
  97. А. Человеческие качества / Пер. с англ. О. В. Захаровой. 2-е изд.-М.: Прогресс, 1985.-312 с.
  98. Пилотный проект Всероссийской антинаркотической акции «Поезд в будущее» // http://www.vzov.ru/2003/10/10.htm.
  99. М.Г. Личность и религия. М.: Наука, 1976. — 152 с.
  100. Платон. Диалоги. -М.: Мысль, 1986. 607 с.
  101. Положение о координационной антинаркотической Комиссии Центрального федерального округа // http ://www.cfopolpred.ru/sovet/?id=6#dtop.
  102. Д. Потребность как категория исторического материализма: автореф. дис. канд.филос.наук. М., 1973.-21 с.
  103. Помощь наркозависимым: пути взаимодействия священнослужителей и специалистов: Материалы семинара 10−16 января 2002 г. СПб.: б.г., 2002. — 30 с.
  104. М.А. Критика психологической апологии религии. М.: Мысль, 1973.261 с.
  105. А.А., Шахнович М. И. Психозы и религия. Л.: Медицина, Ленинградское отд-ние, 1967.-96 с.
  106. . Ф. Социальная психология и история. М. Наука, 1979. 232 с.
  107. Представители религиозных объединений Тувы вошли в состав «Российского сибирского народного собора» // Благовест-инфо. 7 августа 2002 г. — AGNUZ.
  108. Пресс-релиз Комитета общественных связей при Правительстве г. Москвы.- http://www.mosportal.ru/kos/12/kos 12 111 27 narkotiki.htm.
  109. Пресс-релиз Православно-Исламском Диалога по проблемам преодоления наркомании и иных форм зависимости (20.03.2003 г.)// Сайт Уполномоченного по правам человека в Пермской обл. http://uppc.perm.ru/news/200 303 201 048 481 408.shtml.
  110. Е.М. Социальный институт. // Социологический словарь. Минск: Книга, 1991. С. 311−312.
  111. Протестанты — граждане России: изгои в своем Отечестве? Пресс-релиз 1.10.03 г. // Славянский правовой центр.
  112. С.С. Взаимосвязь преодоления религиозных интересов и формирования атеистического сознания и поведения личности: Автореф.дис. Канд.филос.наук. Киев, 1983. — С. 16.
  113. А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: Курс лекций.- М.: Центр, 2000.- 304 с.
  114. Р.Г. Вопросы межэтнических религиозных и миграционных отношений в Красноярском крае (Информационный бюллетень № 3). Красноярск: Изд-во «Кларетианум», 2003. — 70 с.
  115. Резолюция III Съезда межрегионального общественного движения «Сибирский Народный Собор» (2−4 октября 2003 года, г. Чита) // Офиц. Сайт Сибирского федерального округа (06.11.2003 13:43).
  116. Религиозные деятели против наркомании // Соб. инф.)
  117. Религиозные конфессии Иркутской области объединились в борьбе против наркомании// ИТАР-ТАСС (19 декабря 2001 г.) / Православие.Ки.
  118. Религиозные организации области создадут общество по борьбе с наркоманией // сайт «Ротари Интеренешнл в России». http://www.i3 8 .ru/index.pht?event= 1 &unic-4427.
  119. Религиозные организации могут помочь в борьбе с наркоманией, считает главный нарколог Петербурга // Новости Петербурга. -300online.RU, 26.06.2003.
  120. Религия и общество: Хрестоматия по социологии / Сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. М.: Аспект Пресс, 1996. — 775 с.
  121. Т. Психология чувств. СПб.: Изд-ние Ф. Павленкова, 1898. — 479 с.
  122. М.П. Христианская апологетика. СПб.: Изд-ние И. Л. Тузова, 1893.-Т. 1.-427 с.
  123. Ф.М. Свобода совести в СССР. М.: Мысль, 1961.-158 с.
  124. В.Ф. Наш духовный мир. 2-е изд., перераб. и дополн. — JL: Лениздат, 1987.- 158 с.
  125. О.О. Потребности и потребление // Преподавание истории и обществознания в школе. 2000. — № 2. — с. 2 — 9.
  126. Самарская область. Стартует европейский проект помощи наркозависимым // http://www.arnews.ru/news/83 616.html.
  127. С. И., Нечипуренко В. И., Полонская «И. Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов на Дону: «Феникс», 1996. — 669 с.
  128. Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси: Мецниереба, 1989. — 204 с.
  129. Е. Пока не поздно // Медицинский вестник (Российская врачебная газета). № 1−2- 20 января 2003 г.
  130. . Лучше молиться чем колоться // «Комсомольская правда» в Перми. 21 октября 2003 г.
  131. Ю.И. Как возникло человечество. М.: Наука, 1966. — 542 с.
  132. Ч. Приговоренные к природе// Московский психотерапевтический журнал. 2002. — № 3. — С. 111−123.
  133. П. В. Лекции о работе головного мозга. Потребностно -информационная теория высшей нервной деятельности. М.: Изд-во
  134. Ин-т психологии РАН», 1998. 98 е., илл., табл.
  135. П.В. Междисциплинарная концепция человека. М.: Знание, 1989. -64 с.
  136. П.В., Ершов П. М. Темперамент, характер, личность. М., 1984.- 161 с.
  137. П.В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. М.: Наука, 1989. — 359 с. 148. «Служба коммуникации ОВЦС МП». http://www.russian-orthodox-church.org.ru.
  138. П. Вера: социально-психологический этюд. СПб., 1908. — 98 с.
  139. Д. Спаси мя, грешного!. // Рязанские ведомости. 2001. — 2 ноября.
  140. В. А. Психология религии: Американский опыт// Психологический журнал. 2002. — № 2. — С. 118−127.
  141. В. А. Психология религии: американский опыт//Психологический журнал. 2002. — Т. 23. — № 2. — С. 118 — 127.
  142. . Этика// Избранные произведения. В 2-х т. — Т. 1. — М.: Госполитиздат, 1957. — С. 359−618.
  143. СПИД наступает// «Якутия" — региональная газета 24 января 2001 г. http://www.sakha.rU/sakha/smi/gazeta/yakutia/n29296/l 0−11 .htm.
  144. А.Д. Религия как общественный феномен: Философские проблемы исследования. 2-е изд. — М.: Мысль, 1973. — 144 с.
  145. Г. С. Проблема духовной потребности. М.: Наука, 1979. -192 с.
  146. Н.Ю. Теоретико-правовые аспекты свободы совести: Автореферат дис.. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2002. — 22 с.
  147. А. Н. Закрепленное в сознании стремление к быстрому удовлетворению потребностей в форме закрепления// Сознание ифизическая реальность. 2002. — № 4. — С. 37 — 46.
  148. С.А. Еще раз о религии как социальном явлении (ответ моим критикам) // Советская этнография. 1981. — № 1. — С. 51−65.
  149. С.А. Ранние формы религии и их развитие. М.: Политиздат, 1990.-621 с.
  150. Токвиль Алексис де. Демократия в Америке / Пер. с франц. М.: Прогресс, 1994. — 554 с.
  151. В.И. Сократ и мы: Разные очерки на одну и ту же тему. -2-е изд. М.: Политиздат, 1986. — 383 с.
  152. В. Южный округ: политика созидания// Copyright © 2001, редакция газеты «Ставропольская правда».
  153. В.А. Потребности и их роль в механизме действия социальных законов: Автореф.дис. канд.филос.наук. М., 1978. — 31 с.
  154. В. Межрегиональная духовно-просветительская конференция «Здоровье нации область социального партнёрства Государства, Церкви и общества»// http://tau.ur.ru/forum/forumposts.asp?TID=142&PN=l.
  155. Д.М. Введение в религиоведение. М.: Мысль, 1985.270 с.
  156. Д.М. Психология религии. М.: Политиздат, 1986. — 352 с.
  157. А.К. Духовная жизнь общества. М.: Политиздат, 1980.271 с.
  158. JI. Сущность христианства // Избранные философские произведения. — В 2-х т. М.: Госполитиздат, 1955. — Т. 2. — 942 с.
  159. JI. М. Родовые потребности и их роль в жизни людей и народов/ТЖурнал прикладной психологии. 2001. — № 4. — С. 38 — 45.
  160. JI. С., Флеминг Н. Ф., Роберте Д. X., Хайман С. Е. Наркология: Пер. с англ. 2е изд., испр. — М.-СПб.: «Издательство
  161. БИНОМ» «Невский Диалект», 2003. — 421 с.
  162. Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989.-С. 143−221.
  163. Н.С., Спасибенко С. Г. Становление разумных потребностей личности. М.: Изд-во «Знание», 1987. — 64 с.
  164. Г. и др. Хорошего держитесь: Церкви и религиозные объединения в Российской державе, Советском Союзе и независимых государствах, возникших после его распада/ Под ред. Г. Чернер. / Пер. с нем. X.: Майдан, 1998. — 358 с.
  165. В. Мы за здоровый образ жизни!// «Самарские известия» № 58. — 30 августа 2001 г.
  166. B.C. О деятельностном подходе к истолкованию «феномена человека» (попытки современной оценки) // Вопросы философии. -2001. -№ 2. -С. 107−115.
  167. Я. Элементарные понятия социологии/ Пер. м польск.- М.: Прогресс, 1969. 240 с.
  168. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1979. -391 с.
  169. Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии. 1988. -№ 1.-С. 133−153.
  170. И.Н. Социология религии. М.: Мысль, 1979. — 182 с.
Заполнить форму текущей работой