Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Институт связи с общественностью в военном управлении Российской Федерации: проблемы становления и повышения эффективности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анникова В. А. Информационная политика в системе властных отношений: региональный аспект: Автореф. дис. канд. полит, наук. — М.:РАГС, 2001; Безгодова О. В. «Паблик рилейшпз» в системе политического управления современной России: тенденции развития: Автореф. дис. канд. полит, наук. — М.:РАГС 1997; Векслер А. Ф. Связь с общественностью исполнительной власти современной России: особенности… Читать ещё >

Содержание

  • РАЗДЕЛ I.
  • Институт связи с общественностью в военном управлении: сущность, содержание и основные функции
  • РАЗДЕЛ II.
  • Современное состояние и проблемы функционирования института связи с общественностью в военном управлении Российской Федерации
  • РАЗДЕЛ III.
  • Основные направления совершенствования института связи с общественностью в военном управлении Российской Федерации

Институт связи с общественностью в военном управлении Российской Федерации: проблемы становления и повышения эффективности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Особенность нынешнего этапа развития нашей страны связана с поиском оптимальных путей преобразования государственного управления. Сегодня органы государственной власти все больше вынуждены действовать в условиях равенства или паритета прав' и обязанностей с различными субъектами общественных отношений. Директивный, в недавнем прошлом, жестко административный вариант отношений с общественностью сменяется демократическим, при котором граждане и их объединения перемещаются с пассивных на активные позиции взаимодействия с властью. Лауреат Нобелевской премии Д. Гэлбрейт так охарактеризовал этот процесс: «Человек хочет быть услышанным».1.

История и современная практика убедительно свидетельствует, что задачи военной политики довольно сложно решать без наличия достаточно мощной поддержки общества. Соответственно перед государственной властью, органами военного управления сегодня отчетливо стоит проблема построения гибкой и открытой системы взаимодействия с общественностью (политическими партиями, движениями, союзами, ассоциациями, иными общественными и религиозными организациями, средствами массовой информации, депутатским корпусом, различными социальными общностями). Уже только это обстоятельство выявляет настоятельную потребность в появлении демократических институтов, способствующих взаимодействию армии и гражданского общества. Несомненно, одним из таких является институт связи с общественностью («паблик рилейшнз»).2.

Актуальность исследования определяется следующими обстоятельствами:

1 Galbraith D. The Anatomy of Power. L., 1984. P. 83.

2 В зарубежной практике они носят название «паблик рилейшнз» — ПР (Public Relations — PR). Мы также будем пользоваться этим термином и его обозначением как синонимом связи с общественностью.

— во-первых, становлением и упрочением демократических начал в отношениях Российского государства и гражданского общества, в том числе, связанных с обороной и военной безопасностью страны. За последние пятнадцать лет существенно изменились содержание и формы военно-гражданских отношений. Это во многом обусловило становление института связи с общественностью в военном управлении и в свою очередь вызвало потребность научного осмысления его места и роли в современных условиях;

— во-вторых, возросшим вниманием со стороны российского общества к проблемам Вооруженных Сил. Люди хотят и имеют право знать: насколько обеспечена военная безопасность страны, каков уровень правопорядка и нравственности в воинских коллективах, чего можно ожидать от тех или иных изменений в военной организации и многое другое. Чтобы удовлетворить интерес общественности по этим вопросам необходимо организовать постоянные коммуникации между субъектами военного управления и различными сегментами внутренней и внешней среды армии (широкая общественность, средствами массовой информации, госструктуры, бизнес, представители общественные и религиозные организации, а также военнослужащие ветераны, члены их семей и т. д.);

— в-третьих, нынешним состоянием военно-гражданских отношений, которые недостаточно развиты и транспарентны. Многие стороны жизнедеятельности Вооруженных Сил все еще остаются излишне закрытыми для внимания и контроля со стороны общества. Такое положение дел неблагоприятно сказывается на доверии населения к Вооруженным Силам;

— в-четвертых, широким и разнонаправленным распространением информации о Вооруженных Силах России. При этом различные источники нередко содержат информацию, которая не только не соответствует официальной точке зрения органов военного управления, но и реальной действительности. Для того, чтобы избежать подобных ситуаций нужны теоретические и прикладные разработки противодействия этому негативу. Сегодня требуется такая организация коммуникации, которая способствовала бы повышению доверия общественности к информации, исходящей от органов военного управления, что невозможно без опоры на принципы и технологии «паблик рилейшнз»;

— в-пятых, расширением взаимодействия органов военного управления с зарубежной общественностью, прежде всего в связи с участием российских войск в антитеррористической борьбе, а также в миротворческих операциях. Необходимо изучение и обобщение опыта, накопленного в сфере общественных коммуникаций военного управления зарубежных стран.

Степень научной разработанности проблемы. Возникновение феномена связи с общественностью как вида практической деятельности, учебной дисциплины и направления научного поиска относится к началу XX века, хотя отдельные элементы этого феномена имеют более глубокие исторические корни. На сегодняшний день «связи с общественностью» — это бурно развивающаяся сфера деятельности, которой уделяется значительное внимание в зарубежных и отечественных исследованиях.

Анализ научной литературы показывает, что весь накопленный научный материал можно условно разделить на три основные группы источников.

В первую группу следует отнести научную литературу, в которой анализируются общая теория и практика связи с общественностью в различных областях деятельности.1 В них раскрывается сущность, структура, а также основы организации связи с общественностью, а также характеризуются ос.

1 Блажнов Е. А. Паблик рилейшнз. Приглашение в мир цивилизованных рыночных и общественных отношений. — М., 1994; Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? / Пер. с англ. М., 1990; Буари Филипп А. Паблик рилейшнз, или стратегия доверия / Пер. с фр. — М., 2001; Доти Д. И. Паблисити и паблик рилейшнз / Пер. с англ. — М., 1996; Карпухин О. И., Макаревич Э. Ф. Формирование масс:. Природа общественных связей и технологии «паблик рилейшнз»: Опыт историко-социологического исследования. — Калининград, 2001; Катлин, Скотт, М., Сентер Ален X., Брум Гелен М. Паблик рилейншнз. Теория и практика. — М., 2003; Кузнецов В. Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии. — М., 2005; Лебедева Т. А. Искусство обольщения. Паблик рилейшнз по-французски. Концепции. Практика. -М., 1996; Невзлин Л. Б. «Паблик рилейшнз» — кому это нужно? — М., 1993; Ньюсом Д., Терк Ван Слайк Д., Крукеберг Д. Все о PR. Теория и практика паблик рилейшнз / 7-е изд. Пер. с англ. — М., 2001; Пашенцев Е. Н. Связи с общественностью: мировая практика и современная Россия. — М., ИТРК РСПП, 2000; Почепцов Г. Г. Паблик рилейншнз для профессионалов. — М., 2003; Самые успешные PR-кампании в мировой практике / Пер. с англ. — М., 2002 и др-. ТульчинскиИ Г. Л. Public relations: репутация, влияние, связи с прессой и общественностью, спонсорство. — СПб., 1994; Управление общественными отношениями / Под общ. ред. B.C. Комаровского. — М., 2003; Шишкина М. А. Паблик рилейншнз в системе социального управления — Спб., 2002; Яковлев И. П. Паблик рилейшнз в организациях. — СПб., 1994. новные технологии связи с общественностью.

Ко второй группе источников следует отнести литературу, в которой выявляется специфика связи с общественностью в политике и государственном управлении.1 В этих работах анализируются место, роль и особенности связи с общественностью в политике и государственном управлении, проблемы институционализации в современных условиях. Кроме того, в них уделяется значительное внимание проблемам совершенствования и повышения эффективности служб связи с общественностью в политико-административном управлении органов государственной власти.

И, наконец, третью группу источников составляет литература, в которой затрагиваются аспекты информационной деятельности органов военного управления, так или иначе связанные со становлением и функционированием института связи с общественностью в военной сфере. Исключение здесь являются работы Ужанова А. Е. и Парфенова Г. В., которых проблемы связи с общественностью рассматриваются в качестве предмета исследования. Вместе с тем эти исследования являются сугубо социологическими и не отражают политическое содержание связи с общественностью органов военного управления.2 г.

Анникова В. А. Информационная политика в системе властных отношений: региональный аспект: Автореф. дис. канд. полит, наук. — М.:РАГС, 2001; Безгодова О. В. «Паблик рилейшпз» в системе политического управления современной России: тенденции развития: Автореф. дис. канд. полит, наук. — М.:РАГС 1997; Векслер А. Ф. Связь с общественностью исполнительной власти современной России: особенности, механизмы и проблемы функционирования: Автореф. дис. канд. полит, наук. — М.:РАГС, 2000; Жарникова Э. Б. Совершенствование деятельности служб по связям с общественностью региональных органов власти Российской Федерации в процессе выработки политико-административных решений: Автореф. дис. канд. полит, наук. — М.:РАГС, 2001; Коло-тий И. А. Становление служб по связям с общественностью органов федеральной власти России: проблемы институционализации и повышения эффективности: Автореф. дис. канд. полит, наук. -М.:РАГС, 2004; Костеева М. А. Роль корпоративных связей с общественностью в управлении кли-ентно-ориеитированной организацией (социологический анализ): Автореф. дис. канд. социол. наук. — М.:РАГС, 2001; Ольшанский Д. В. Политический PR. — СПб., 2003; Савинова О. Н. Связи с общественностью в органах регионального управления. — Н. Новгород, 1997; Сипяева И. М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности. — М., 1998; Связи с общественностью в политике и государственном управлении / Под общ. ред. B.C. Комаровского. — М.: РАГС, 2001; Тучков С. М. Паблик рилейшпз в политическом процессе современной России: Автореф. дис. канд. полит, наук. — М.:МГУ, 2001; Устинович Е. С. Связи с общественностью в государственном управлении Германии. — Киев, 2003.

2 Бровко С. А. Военно-гражданские отношения: содержание, типология и особенности в России: Автореф. дис. канд. филос. наук. — М.:ВУ, 1997; Брега А. В. Информационное обеспечение военно-политической деятельности государства: Автореф. дис. канд. филос. наук. — М.: ВУ,.

Всесторонний анализ представленных источников, свидетельствует, что в особое внимание исследованию институту связи с общественностью уделяется в сфере экономики, социального и государственного управления. К сожалению, что же касается сферы военного управления, то анализ проблем, связанных с институтом связи с общественностью, в основном, проводится в контексте вопросов информационного обеспечения военной деятельности и не более, как частная информационная технология. Вне рамок изучения остается анализ особенностей и возможностей функционирования и развития института связи с общественностью, как. необходимого условия эффективного военного управления. Таким образом, очевиден пробел в научном осмыслении места и роли института связи с общественностью в военном управлении.1.

Объектом исследования выступает институт связи с общественностью в военном управлении как элемент военно-гражданских отношений.

Предметом исследования является процесс институционализации связи с общественностью в системе военного управления Российской Федерации и направления его совершенствования.

Основная цель исследованиясостоит в осуществлении комплексного политологического исследования специфики и проблем становления.

2000; Вачаев С. П., Мухин В. Г. Военная печать в условиях перехода к демократическим формам государственного управления. — М.:ГА ВС, 1994; Герасимов А. В. Общественное мнение и военная политика. — М.:ГА ВС, 1994; Гуманитарные аспекты строительства Вооруженных Сил: военно-теоретический труд / Рук. авт. кол. В. П. Суставов. — М.:ВУ, 1997; Карпов С. И. Проблемы взаимодействия органов военного управления с общественными структурами Вооруженных Сил.-М.:ГА ВС, 1993; Организация информирования общественности о жизни и деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации /Под общей редакцией Н. А. Дерябина. — М.: Редакционно-издательский центр ГШ ВС РФ, 2003; Прудников J1.A. Политические технологии как фактор формирования имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации: Автореф. дис. канд. полит, наук. -М.:ВУ, 2004; Поздняков А. И. Информационное противоборство в жизни общества и в современных войнах: тенденции и перспективы развития. — М.:ВАГШ, 1998; Прилепский В. Ю. Информация как фактор формирования политического сознания военнослужащих ВС РФ: Автореф. дис. полит, наук. — М.:ВУ, 2001; Скок А. С. Социальные технологии в системе управления военной организацией. — М. ВУ, 1997; Ужанов А. Е. Система «Public relation» (связей с общественностью) в Вооруженных Силах: сущность, проблемы функционирования, пути формирования: Автореф. дис. канд. социол. наук. — М.:РАГС 1997; Шаталов А. Ф. Информационное обеспечение деятельности органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации: Автореф. дис. канд. социол. наук. — М.:ВУ, 2000.

1 Употребляя понятие «военное управление» автор ограничивает его рамками только военного управления Вооруженными Силами Российской Федерации. института связи с общественностью в военном управлении Российской Федерации, также возможностей повышения эффективности его функциониi рования.

Достижение указанной цели предусматривает решение следующих задач:

— выявление структурных компонентов института связи с общественностью в военном управлении;

— исследование состояния и специфики функционирования этого института;

— анализ организационных, коммуникационных и технологических проблем и возможностей института связи с общественностью в системе военного управления;

— определение приоритетных путей совершенствования института связи с общественностью в военном управлении.

Теоретико-методологическую основу исследования составили концептуальные идеи и положения политической и социологической науки в области отношений государства и общества посредством политических коммуникаций, формирования общественного мнения и политических технологий, а так же труды, посвященные военно-гражданским отношениям и проблемам институционализации связи с общественностью в военной организации России.

Исследование проводилось на основе сочетания теоретических и эмпирических методов. В диссертации использовались сравнительный, системно-функциональный и деятельностный подходы.

Эмпирическую основу диссертации составили нормативно-правовые акты, регулирующие социально-политическую деятельность в информационном пространстве Россииэтические кодексы различных ассоциаций «паблик рилейншнз" — открытые служебные документы государственных организаций, ведомств, в том числе и Министерства обороны по организации связи с общественностью, а также результаты социологических исследований ВЦИОМ, ФОМ и РОМИР, материалы отечественной и зарубежной печати, публикации в Интернет, отражающие различные аспекты связей с общественностью в сфере военно-гражданских отношений.

Научная новизна состоит в следующем.

1. В определении понятия «институт связи с общественностью в военном управлении», политологическом обосновании его сущности и содержания.

2. В осуществлении анализа процесса институционализации и практики организации связи с общественностью в военном управлении.

3. В выявлении специфики функционирования института связи с общественностью в военном управлении.

4. В обосновании путей совершенствования института связи с общественностью в военном управлении, способствующих улучшению военно-гражданских отношений.

Положения, выносимые на защиту.

• Обоснование политической природы, содержания и функций института связи с общественностью в военном управлении.

• Характеристика процесса институционализации и современного состояния связи с общественностью в военном управлении.

• Результаты исследования специфики функционирования института связи с общественностью в военном управлении.

• Обоснование направлений развития и совершенствования института связи с общественностью в военном управлении.

Теоретическая значимость исследования. Диссертационное исследование дополняет и углубляет теоретические представления о месте и роли института связи с общественностью в органах военного управления. Способствует выработке стратегии развития и дальнейшей институционализации связи с общественностью в Вооруженных Силах. Кроме того, диссертация может служить основой дальнейших научных поисков по рассматриваемой проблеме.

Практическая значимость исследования. Выводы, полученные в процессе исследования, а также рекомендации концептуального, структурно-функционального, организационно-технического и методического плана могут быть использованы органами военного управления Российской Федерации в создании полновесной и дееспособной системы связи с общественностью. И тем самым повысить эффективность деятельности военных кадров по линии военно-гражданских отношений.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы Министерством обороны Российской Федерации в выработке концепции военно-гражданских отношений, мероприятиях по формированию положительного имиджа Вооруженных Сил, повседневной практике ПР-деятельности органов военного управления, а также для разработки спецкурса «Теория и практика связей с общественностью военно-гражданских отношениях» и подготовке специалистов в области взаимодействия с общественностью.

Апробация работы. Основные теоретические положения и практические выводы диссертации апробированы в выступлениях автора перед профессорско-преподавательским составом кафедры политологии Военного университета, на межкафедральных семинарах, в процессе проведения занятий по политологии с курсантами и политологии военного управления со слушателями Военного университета, в публикации по теме исследования:

Чабан О. Я. Институт связи с общественностью в Вооруженных Сил России как объект политологического анализа // Сборник научных статей адъюнктов Военного университета. — М.:ВУ, 2005. — С. 54−72. — 1.1 п.л.

Выводы по разделу:

1. Острота и сложность решения задач военного управления в Российской Федерации в современных условиях актуализируют роль и значение института по связям с общественностью. Его развитие и совершенствование предполагает широкий комплекс мер организационного, кадрового, этического, коммуникативного и технологического характера.

2. Основными направлениями совершенствования института связи с общественностью являются: совершенствование организации деятельности структур связей с общественностью (организационное направление) — совершенствование методов и практик взаимодействия с общественными и государственными партнерами (коммуникативное направление) — совершенствование применение технологий ПР-деятельности (технологическое направление). Особое место занимает совершенствование системы подготовки квалифицированных специалистов по связи с общественностью для органов военного управления, а также формирования у офицерского состава знаний и навыков в отношениях с общественностью. Кроме того, необходимо обобщение и использование в практике связи с общественностью зарубежный и отечественный опыт организации, методологии и технологий реализации заI дач связи с общественностью, разработку критериев оценки их эффективности в мирное и военное время.

3. Устойчивое взаимодействие с общественными партнерами Вооруженных Сил становится сегодня существенным фактором эффективного функционирования органов военного управления, обеспечивая общественную поддержку армии, как в мирных, так и в экстремальных ситуациях.

В условиях резкого возрастания информационно-технологических возможностей влияния на население со стороны отечественных и зарубежных средств массовой коммуникации актуальна проблема материального, нормативного, кадрового, технологического обеспечения и социально-политической поддержки развития института связи с общественностью военного управления современными средствами реализации активных информационных мероприятий.

Заключение

.

Проведенное исследование позволяет сделать ряд обобщающих выводов и практических рекомендаций, которые могут реально способствовать развитию института связи с общественностью в военном управлении как необходимого элемента отношений Вооруженных Сил и гражданского общества.

1. Связи с общественностью в военном управлении являются институтом, посредством которого осуществляется комплекс мер (исследовательских, организационных, информационных, рекламных, лоббистских), направленных на глубокое и всестороннее развитие отношений гражданского общества (партий, общественных и религиозных организаций, политических и общественных лидеров, органов власти и управления) с Вооруженными Силами. Основной его целью является достижение открытых, благожелательных и цивилизованных отношений партнерства между армией и обществом.

Функционирование института «связи с общественностью» в военном управлении есть важный элемент построения субординационных и координационных связей военно-гражданских отношений. Основными его направлениями являются: работа со средствами массовой информации (отношения с широкой общественностью), отношения с населением, с военнослужащими и членами их семей, отношения с государством и местными органами управления, с общественными и религиозными организациями, управление кризисом.

2. Институт связи с общественностью в военном управлении может быть представлен в виде специализированной системы норм и отношений с общественностью. Он имеют следующие институциональные признаки: набор специальных социальных норм и предписаний, регулирующих их функционированиесистему типовых действий, которые сложились в определенную социальную технологию реализации стоящих задачформализована нравственная и правовая основа их деятельностиопределенные материальные, организационные, технологические и иные ресурсы.

Кроме того, связи с общественностью предполагают наличие обязательные каналы коммуникации взаимодействия с общественностью посредством:

— периодической печати (пресс-рилейшнз);

— радио-, теле-, иные электронные средства массовой информации;

— ведомственных средств массовой коммуникации;

— общественных структур, имеющих собственную политику по отношению к Вооруженным Силам;

— руководителей органов представительной и исполнительной власти в лице специальных групп, агентств, комитетов, комиссий «давления» (лобби);

— аналитиков, изучающих общественное мнение, деят ельность общественных структур, прогнозирование тенденций развития военно-гражданских отношений.

По мнению автора, информационные коммуникации должны осуществляться в рамках связи с общественностью, представляя собой единую систему сил и средств, осуществляющих непрерывное и полное обеспечение общественности информацией о военной, внутренней и внешней политике государства, жизни и деятельности Вооруженных Сил.

3. Институт связей с общественностью в военном управлении специфичен в организационно-структурном, кадровом и технико-технологическом плане. Организация связи с общественностью в военном управлении предполагает введение собственных органов управления, штатных подразделений и должностных лиц, подготовку и привлечение квалифицированных специалистов, наличие собственной материально-технической базы и финансовых средств.

Важно при этом придерживаться реалистичного подхода к поэтапному и последовательному развитию связей с общественностью в военном управлении, по возможности избегая обострения внутриведомственных противоречий, прежде всего между системами морально-психологического и информационного обеспечения и воспитательной работы.

4. Актуальными проблемами функционирования института связей с общественностью в военном управлении России на сегодня являются: недостаточно четкое нормативно-правового регулирование функционирования института связи с общественностью военномотносительно низкое качество мероприятий структур связей с общественностью органов военного управления, особенно в кризисных ситуацияхнедостаточная материально-техническая базаслабая система подготовки специалистов в области информации и связей с общественностьюотносительно слабые возможности лоббирования интересов военного ведомства в органах государственной власти.

5. Диссертант предлагает развернуть фундаментальные, широкомасштабные теоретические и прикладные исследования военно-гражданских отношений с целью всестороннего анализа общественных настроений, установок и стереотипов, распространенных в общественном сознании в отношении к армии. Данные исследования могут стать аналитической основой формирования стратегии связи с общественностью в интересах изменения имеющегося негатива общественного мнения относительно военной службы и создания позитивного имиджа Вооруженных Сил.

6. Связи с общественностью в военном управлении имеют свою специфику, которая определяется тем, что Вооруженные Силы являются: а) относительно «закрытой» организацией, в связи с чем информация о их жизнедеятельности, как правило, носит «дозированный» характер. Кроме того, в этом контексте, большое значение приобретают вопросы, связанные с секретностью и сохранения военной тайныб) в организационно-структурном плане связи с общественностью представляют сложную собой иерархию, опосредованную самой многоуровневостью военного управленияв) в виду особой социальной значимости Вооруженных Сил и проявления к ним повышенного интереса со стороны различных сегментов общественности, органы военного управления взаимодействуют с довольно широким спектром социальных и политических акторовг) сам характер функционирования института связи с общественностью опосредован иерархической структурой военного управления, которая к тому же определяет степень их институцио-нализациид) значительное место в функционировании института связи с общественностью в военном управлении занимают кризисные ПР, что обусловлено самим предназначением и характером военной деятельности.

7. Интересен для решения проблем институционального развития связей с общественностью военного управления России зарубежный опыт. Он должен использоваться в отечественной практике развития связи с общественностью военном управлении в аспекте оптимизации организационной структуры, совершенствования их технологий с учетом менталитета и политических особенностей населения и военнослужащих России, современных тенденций и факторов российской действительности.

При адаптации зарубежного опыта важно видеть особенности, пути формирования в военной организаций и в структуре управления силовых ведомств информационной и социологической подсистем связей с общественностью. Информационно-технологическую основу связей с общественностью в военной организации автор представляет через совокупность таких подсистем, как военная печать, военное телерадиовещание, военно-рекламная структура, пресс-службы и пресс-центры. Целью всей системы является обеспечение непрерывной циркуляции трех информационных потоков, направленных на российскую общественность, на военнослужащих и на зарубежную общественность.

8. По-прежнему актуальной остается проблема поддержки военных средств массовой коммуникации государственными дотациями. При этом необходимо продолжать находить источники их внебюджетного финансирования, предоставлять право военным редакциям вести рекламную деятельность, стремиться к обновлению нормативно-правовой базы.

Анализ функционирования института связи с общественностью в военном управлении позволяет утверждать, что между ними нет пока должной нормативно-правовой согласованности, нет организационно-штатной оптимизации. Можно говорить и о недостаточном качестве производимой информационной продукции, слабой материально-технической базе, отсутствии финансовой самостоятельности и системы подготовки квалифицированных специалистов в области информации и связей с общественностью.

Рекомендации научно-теоретического характера связаны с дальнейшей теоретической разработкой проблем связанных с исследованием института связи с общественностью в военной сфере. Перспективными направлениями соответствующих научных изысканий, по мнению автора, являются следующие:

— Технологии «связи с общественностью» в формирование имиджа высшего Вооруженных Сил Российской Федерации;

— институт связи с общественностью в борьбе с политическим терроризмом;

— институт связи с общественностью органов военного управления и его роль в лоббистской деятельности;

— основные направления и пути формирования института связи с общественностью в военной организации;

— роль технологий связи с общественностью в формировании внутри-армейской культуры;

— информационная политика и связи с общественностью;

— связи с общественностью в информационно-политическом противоборстве;

— роль Интернета в формировании репутации военной службы;

— институт связей с общественностью в обеспечении военной безопасности страны;

— коммуникативная компетентность военных и политических кадров в военно-гражданских отношениях;

— роль военной рекламы в формировании патриотических ценностей;

— политологический анализ места и роли военной печати в функционировании Вооруженных сил;

— место и роль политического консультирования в связях с общественностью органов военного управления;

— место и роль стратегий связи с общественностью в кризисных ситуациях;

— опыт зарубежных стран по организации связей с общественностью в военных структурах;

Рекомендации практического характера можно объединить в две основные группы.

Первую группу рекомендаций составляют предложения, которые могут быть учтены органами высшего военного управления России. Диссертант считает целесообразным:

— улучшить координацию деятельности Министерства обороны с другими министерствами и ведомствами в отношениях с общественностью;

— выделить фиксированные статьи расходов в МО РФ на деятельность по развитию института связи с общественностью в военно-управленческой деятельности;

— создать в составе военно-научного комитета Генерального штаба ВС РФ научно-исследовательскую группу по изучению отечественного и зарубежного опыта связей с общественностью военных структур;

— разработать кодекс и принципы деятельности государственных и негосударственных СМИ по освещению непредвиденных кризисных ситуаций, возникающих в Вооруженных Силах;

— организовать систему мониторинга военно-гражданских отношений;

— разработать систему мероприятий по формированию положительного имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации за рубежомt.

— ввести должность офицера по связям с общественностью во всех соединениях ВС РФ;

— учредить центр подготовки военных и гражданских журналистов и телеоператоров для работы в зонах боевых действий и в условиях чрезвычайных ситуаций.

— организовать в Военном университете Министерства Обороны подготовку военных кадров по специальности «Связи с общественностью».

Вторая группа — это рекомендации по использованию материалов ис следования в учебном и воспитательном процессе. Основными из них являются:

— в рамках командирской и общественно-государственной подготовки регулярно проводить мероприятия по повышению политической компетентности офицерского состава и формированию у них навыков грамотного построения отношений с общественностью;

— при организации воспитательного процесса в Вооруженных Силах активно использовать современные технологии организации связи с общественностью, формировании такой внутриармейской культуры, которая поло1 жительно сказывалась бы на престиже военной службы и имидже военнослужащих в обществе.

— в высших военно-учебных заведениях, осуществляющих подготовку офицеров для органов воспитательной работы Вооруженных Сил ввести учебный курс — «Организация связи с общественностью». Таким образом, проведенное исследование, как представляется, имеет определенное теоретическое и практическое значение для деятельности по гармонизации военно-гражданских отношений, формированию гражданской и политико-управленческой культуры военных кадров, совершенствование теории и практики военного управления в свете происходящих в российском обществе процессов становления развитого гражданского общества и проблем демократизации государственного управления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. М, 1999.
  2. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // Собрание законодательства Российской Федерации, — 1995. № 33. — Ст.3340.
  3. Федеральный закон «О внешней разведке"// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 3. — Ст. 143.
  4. Закон Российской Федерации «О государственной тайне"// Российская газета.-1993.-21 сентября.
  5. Федеральный Закон «Об информации, информатизации и защите информации// Собрание законодательства Российской Федерация. 1995. -№ 88. — Ст.609.
  6. Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» II Ведомости Федерального собрания Российской Федерации. № 3. — 1995. -Ст.206.
  7. Федеральный закон «О рекламе"// Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. — № 30. — Ст.2864.
  8. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. — № 39. -Ст.4465. ••
  9. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. — № 7. — Ст. 300.
  10. Федеральный закон «О статусе военнослужащих"// Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. -№ 22. — Ст.2331.
  11. Федеральный закон «Об обороне» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 23. — Ст.2750.
  12. Федеральный закон «Об общественных объединениях"// Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. — № 21. — Ст. 1930.
  13. Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» // Российская газета. 1997. — 3 августа.
  14. Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене"// Российская газета. 1996. — .11 июля.
  15. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4524−1 «О федеральных органах правительственной связи и информации» (с изм. и доп. от 24 декабря 1993 и 7 ноября 2000 г.).
  16. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации// Утверждена Указом Президента Российской Федерации 9 сентября 2000 г. № Пр-1895.
  17. Положение об Управлении администрации Президента Российской Федерации по обеспечению деятельности совещательных и консультативных органов при Президенте РФ// Собрание законодательства Российской Федерации. 1998 -№ 17. — Ст.1912.
  18. Положение об Управлении Президента Российской Федерации по связям общественностью// Собрание законодательства Российской Федерации. -1996. № 46. — Ст.4881.
  19. Положение об Управлении пресс-службы Президента Российской Федерации// Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. — № 17. -Ст.1913.
  20. Положение об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996.-№ 46.-Ст.4881.
  21. Дополнения и изменения в Положение об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан, введенные Указом Президента РФ от 21 апреля 1998 г. № 426// Собрание законодательства
  22. Российской Федерации. 1998. -№ 17. -Ст.1910.
  23. Положение о порядке учреждения и условиях деятельности иностранных культурно-информационных центров на территории Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. — № 31. -Ст.3133.
  24. Положение о принципах и системе общественного контроля за соблюдением журналистами положений Кодекса профессиональной этики российского журналиста // Право и этика в работе журналиста. Екатеринбург, 1996.
  25. Правила аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. -№ 21. — Ст.3342.
  26. Указ Президента Российской Федерации № 2093 от 5.12.1993 г. «О защите свободы массовой информации в Российской Федерации».
  27. Указ Президента Российской Федерации № 2255 от 22.12.1993 г. «О совершенствовании государственного управления в сфере массовой информации».
  28. Приказы и директивы министра обороны РФ, руководителей других силовых ведомств военной организации Российской Федерации.
  29. Приказ Министра обороны № 477 от 12 декабря 1990 г. «О введении в действие Положения об Управлении информации Министерства обороны СССР».
  30. Приказ Министра обороны РФ № 6 от 4 января 1993 г. «О введении в действие Положения об отделе международной информации и рекламы Министерства обороны РФ (Агентство «Интервоенинформ» МО РФ)».
  31. Приказ Министра обороны РФ № 119 от 4 марта 1993 г. «Об обеспечении деятельности Центральной телевизионной и радиовещательной студии Министерства обороны Российской Федерации».
  32. Приказ Министра обороны РФ № 370 от 15 июня 1993 г. «О введении в действие Положения об Управлении информации и печати Министерства обороны РФ».
  33. Приказ Министра обороны РФ № 372 от 15 июня 1993 г. «О введении в действие Положения о помощнике министра обороны РФ по связям с общественностью и прессой».
  34. Приказ Министра обороны РФ № 65 от 28 февраля 1994 г. «О введении в действие Положения о Военном информационно-рекламном направлении Министерства обороны РФ (Агентстве «Военинформ»)».
  35. Приказ Министра обороны РФ № 75 от 5 марта 1994 г. «О введении в действие Положения о пресс-центре вида Вооруженных Сил РФ, округа, группы войск, флота, рода войск». ¦¦
  36. Приказ Министра обороны РФ № 415 от 21 ноября 1996 г. «О введении в действие Положения о Пресс-службе Министерства обороны РФ».
  37. Приказ Министра обороны РФ № 457 от 14 декабря 1997 г. «Об утверждении Положения о Пресс-службе Министерства обороны РФ».
  38. Директива министра обороны РФ №Д-21 от 24 декабря 1997 г. «Об упорядочении работы с представителями средств массовой информации».1831
  39. Приказ ФПС РФ от 10 января 2000 г. № 18 «Об утверждении Правил аккредитации российских журналистов при Федеральной пограничной службе Российской Федерации».
  40. . М. Редакционно-издательский центр ГШ РФ, 2003. — с. 107−121.
  41. Диссертационные исследования
  42. О.М. Ценности военной службы и проблемы повышения ее престижности, а Вооруженных Силах Российской Федерации: Дис. .канд. филос. наук. М.: ВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1996.
  43. О.Ананьева С. Е. Формирование имиджа руководителя в государственной службе: Дис. .канд. социол. наук. М.: РАГС, 1996.
  44. О.В. «Паблик рияейшнз» в системе политического управления современной России: тенденции развития: Дис. .канд. полит, наук. М.: РАГС, 1997.
  45. О.Белозёров В. К. Информационное обеспечение военной политики ФРГ: опыт и возможности его использования в России: Дис. .канд. полит, наук. М.: ВУ, 2003.
  46. О.Бровко С. А. Военно-гражданские отношения: содержание, типология и особенности в России: Дис. .канд. филос. наук. М.: ВУ, 1997.
  47. А.Ф. Связь с общественностью исполнительной власти современной России: особенности, механизмы и проблемы функционирования: Дис. канд. полит, наук. М.: РАГС, 2000. .
  48. Э.Б. Совершенствование деятельности служб по связям с общественностью региональных органов власти Российской Федерации в процессе выработки политико-административных решений: Автореф. дис. канд. полит, наук:. М.: РАГС, 2001.
  49. С.В. Лоббизм как институт политического представительства интересов в современной России: Дис. канд. полит, наук. М.: РАГС, 1997.
  50. С.И. Проблемы взаимодействия органов военного управления с общественными структурами ВС России: Дис. .канд. филос. наук. М.: ГА ВС, 1993.
  51. .В. Государственная информационная политика в деятельности ФПС России: Дис. .докт. филос. наук. М.: ВУ, 1998.
  52. И.А. Становление служб по связям с общественностью органов федеральной власти России: проблемы институционализации и повышения эффективности: Дис. канд. полит, наук: М.: РАГС, 2004.
  53. М.А. Роль корпоративных связей с общественностью в управлении клиентно-ориентированной организацией (социологический анализ): Дис. канд. полит, наук: М.: РАГС, 2001.
  54. А.В. Информация в системе военной политики государства: Дис. .докт. полит, наук. М-: ВУ, 2003.
  55. А.И. Роль военной печати в формировании общественного мнения в Вооруженных Силах СССР: Дис.канд. филос. наук М.: ВПА. 1987.
  56. JI.B. Массовые информационные процессы в ВС России: Дис.докт. филос. наук. М.: ВУ, 1998.
  57. В.А. Американская система «паблик рилейшнз» как средство идейно-политической зашиты интересов господствующего класса: Дис. .канд. филос. наук. Киев, 1986.
  58. В.Г. Общественное мнение в воинском коллективе и его использование в воспитательном процессе (социологический анализ на примере БВ ВМФ РФ): Дис. .канд. социол. наук. М.: ВУ, 1996.
  59. П.В. Духовные ценности военнослужащих российской армии в современных условиях (социально-философский анализ): Дис. .канд. филос. наук. М.: ГА ВС, 1995.
  60. А.Г. Общественное мнение и его роль в формировании готовности советской молодежи к защите завоеваний социализма: Дис.. канд. филос. наук. М.: ВПА, 1986.
  61. Н.Д. Психологические операции в современных войнах: опыт, военно-политические цели и содержание: Дис. .канд. воен. наук. М.: ВАГШ, 1994.
  62. В. Ю. Информация как фактор формирования политического сознания военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации: Дис. .канд. полит, наук. М.: ВУ, 2003.
  63. JI.A. Политические технологии как фактор формирования имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации: Дис. канд. полит, наук. -М.:ВУ, 2001.
  64. С.В. Психологические аспекты политического влияния «коммуникативных стратегий»: Дис. .канд. полит, наук. М.: Институт США и Канады, 1997.
  65. В.В. Политическое содержание менталитета личности военнослужащих: проблемы исследования и формирования: Дис. .канд. филос. наук. М.: ВУ, 1996.
  66. О.Н. Власть и общество: деятельность служб по связям с общественностью в российских региональных органах управления: Дис. в виде науч. доклада на соиск. уч. степени д-ра. полит, наук: М.: РАГС, 1998.
  67. В.А. Информационное обеспечение процессов функционирования военно-организационных систем: Дис. .канд. филос. наук. М.: ВУ, 1995. .
  68. В.А. Политическая культура средств массовой информации: Дис.канд. филос. наук. М.: РАГС, 1995.
  69. А.С. Социальные технологии в системе управления военной организацией: на примере Вооруженных Сил Российской Федерации: Дис. .докт. социол. наук. М.:ВУ, 1997.
  70. В.И. Социально-политические аспекты рекламной деятельности предприятий оборонного комплекса РФ: Дис.. .канд. филос. наук. -М, 1996.
  71. С. М. Паблик Рилейшнз в политическом процессе современной России: Дис. канд. полит, наук: — М.: МГУ, 2001.
  72. А.Е. Система «Public relations» (связей с общественностью) в Вооруженных Силах: сущность, проблемы функционирования, пути формирования: Дис. .канд. социол. наук. М.: РАГС, 1998.
  73. П.А. Армия в системе социальных институтов общества (методологический анализ): Дис. .канд/филос. наук. Киев, 1991.
  74. В.В. Военно-политическое сознание общества (социально философский анализ): Дис. .докт. филос. наук. — М.: ГА ВС, 1992.
  75. А.Ф. Информационное обеспечение деятельности органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации: Дис. .канд. социол. наук. М.: ВУ, 2000.
  76. Ф.Б. Система безопасности Российской Федерации и роль Вооруженных Сил в ее обеспечении: Дис. .канд. филос. наук. М., 1994.
  77. Научные монографии, книги и учебники
  78. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.
  79. B.JI. Против клеветы и домыслов: сущность, методы, практика контрпропаганды. М., 1970.
  80. В.Г. Социальная информация. М.: Наука, 1994.
  81. В.И., Парфёнов В. Г. Актуальные проблемы общественного мнения военнослужащих: Учебное пособие. М.: ВУ, 1998.
  82. Баркеро Кабреро, Хосе Даниэль. Связи с общественностью в мире финансов: ключ к успеху: Пер. с исп. М.: Дело, 1996.
  83. С.И. Что такое «паблик рилейшнз»? // Монополии слова. -М., 1972.
  84. Э. Паблик рилейшнз. М.: Наука, 1994.
  85. Е.А. «Паблик рилейшнз». М., 1994.
  86. Е.А. Паблик рилейшнз' «PR»: приглашение в мир цивилизованных рыночных и общественных отношений: Учебное пособие для деловых людей. -М.:Има-пресс, 1994.
  87. Ю.Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? М.: Новости, 1990.
  88. П.Богомолова Н. И. Доктрина «человеческих отношений» идеологическое оружие монополий. — М.: Мысль, 1972.
  89. Буари Филипп А. Паблик рилейшнз, или стратегия доверия / Пер. с фр. -М., 2001.
  90. С.П., Мухин В. Г. Военная печать в условиях перехода к демократическим формам государственного управления. М.: ГА ВС, 1994.
  91. М.Викентьев И. Л. Средства рекламы и «паблик рилейшнз». СПб., 1995.
  92. А.В. Общественное мнение и военная политика. М.: ГА ВС, 1994.
  93. Н.П. Роль радио и телевидения в укреплении единства армии и народа в условиях совершенствования социализма. М., 1989.
  94. В.М., Комаровский B.C. Связь с общественностью в органах государственной службы. М.: РАГС, 1996.
  95. М.Г. Общественное мнение: история и современность. М.: Политиздат, 1988.
  96. Гражданский контроль Вооруженных Сил России: Материалы дискуссии. М.: Ассоциация «Мир и согласие», 1994.
  97. А.А. Средства массовой информации постсоветской России. М.: Рос. ун-т, дружбы народов, 1996.
  98. Е.В. Психологические технологии как средство формирования имиджа организации. М., 1995.
  99. Гуманитарные аспекты строительства Вооруженных Сил: военно-теоретический труд/ Рук. авт. кол. В. П. Суставов. М.: ВУ, 1997.23.3аренок Н. Н. Культура управления. Минск, 1990.
  100. К.Х. Идеология национальной безопасности. (Методология проблемы). М.: Информационно-аналитический центр Российского союза предприятий безопасности (РСПБ), 1997.
  101. Катлин, Скотт, М., Сентер, Ален X., Брум, Гелен, М. Паблик рилейншнз. Теория и практика. М., 2003
  102. С.И. Проблемы взаимодействия органов военного управления с общественными структурами Вооруженных Сил. М.: ГА ВС, 1993.
  103. М.И. Общественно-политические объединения и формирование политической элиты в России (1990 1997). — М.:ИСПИ РАН, 1998.
  104. B.C. Связь с общественностью «паблик рилейшнз» государственной власти и управления. Алматы, 1997.
  105. B.C. Политика: возможность современных технологий. -М.: Изд-во РАГС, 1998.
  106. Э.В., Абрамов Р. Н. Связи с общественностью: Учебное пособие для высшей школы /Под общей ред. С. Д. Резника М.: Академический проект, 2004.
  107. М.В. Армия и демократическая реформа // Политическая теория: тенденции и проблемы. М.: Луч, 1994.
  108. Т. Паблик рилейшнз. Корпоративная и политическая режиссура: Модели, система ценностей, каналы СМИ. М.: Изд-во МГУ, 1999.
  109. Г. Психология народов и касс. СПб., 1886.
  110. И.К. Сущность, содержание и условия осуществления военной реформы в Российской Федерации: Учебное пособие. М.: РАГС, 1997.
  111. Т.Б., Ножин Н. А. Диалог с западным партнером как проблема «паблик рилейщнз»: Учебное пособие. М.: РАГС, 1997.
  112. Министерство обороны США: организационная структура, функциональные обязанности основных должностных лиц. М., 1996.
  113. А.Г. Обитатели миража. PR специального назначения. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
  114. Л.Б. Паблик рилейшнз. Кому это нужно? М., 1993.
  115. Д., Терк ВанСлайк Д., Крукеберг Д. Все о PR. Теория и практика-паблик рилейшнз / 7-е изд. Пер. с англ. М., 2001.
  116. Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем. Функциональная теория измерения // Американская социологическая мысль: тексты/ Под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994.
  117. В.Г. Технология изучения общественного мнения военнослужащих //Социальные технолбгии в системах управления: Сб. научных докладов. М.: ВУ, 1997.
  118. Е.Н. Связи с общественностью: мировая практика и современная Россия. М., ИТРК РСПП, 2000.
  119. В.Н. Общественные связи и отношения. Ростов н/Д, 1978.
  120. А.И. Информационное противоборство в жизни общества и современных войнах: тенденции и перспективы развития. -М.:ВАГШ, 1998.
  121. По чепцов Г. Г. Имиджмейкер. Паблик рилейшнз для политиков и бизнесменов. Киев, 1995.
  122. Г. Г. Паблик рилейншнз для профессионалов. М., 2003
  123. Г. Г. Паблик рилейшнз, или Как успешно управлять общественным мнением. М.: Центр, 1998,
  124. Г. Г. Спин-доктор. М.: РИП-Ходдинг, 1999.
  125. Г. Г. Теория и практика коммуникации (от речей президентов до переговоров с террористами). М.: Центр, 1998.
  126. Л.Г. Новые профессии: специфика «паблик рилейшнз» в условиях России// Анализ систем на пороге XXI века: теория и практика. -М&bdquo- 1996.
  127. Рахимов О. Х-А. Моральная регуляция воинской деятельности. М.: ГАВС, 1994.
  128. Реклама военной службы/Под, общ. ред. А. Ф. Шаталова М.: Вое-нинформ, 1994.
  129. Р. Реальность в рекламе. М., 1983.
  130. Ф.Ф., Филиппов А. В. Психологические аспекты управления.- М., 1974.
  131. Связи с общественностью в политике и государственном управлении / Под общ. Ред. д-ра филос. наук B.C. Комаровского. М., 2001.
  132. А.С. Социальные технологии в системе управления военной организацией. М.: ВУ, 1997.
  133. Тульчинский Г. Л. Public relations: репутация, влияние, связи с прессой иобщественностью, спонсорство. СПб., 1994.
  134. Е.С. Связи с общественностью в государственном управлении Германии. Киев, 2003.
  135. О.А. Практика менеджера паблик рилейшнз: М., 1993.
  136. Философия войны / Под общ. ред. А. Б. Григорьева М., 1995.
  137. А.Н. Креативные технологии «паблик рилейшнз», — М., 1998.
  138. В.М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния. М., 1994.
  139. М.А. Паблик рилейншнз в системе социального управления— Спб.: Изд-ва «Паллада-медиа» и СЗРЦ «РУСИЧ», 2002.
  140. И.П. Паблик рилейшнз в организациях. СПб., 1994.
  141. Е.В. Возможности телекоммуникаций в России. М., 1996.
  142. Публикации в периодических изданиях:
  143. Адарчев О. Информационные операции в военных конфликтах
  144. Независимое военное обозрение. 1997. — 2 августа.
  145. JI. Пентагон в паутине Интернета//Независимое военное обозрение.^ 1 (28).-1996.
  146. К. Система воспитательной работы в Вооруженных Силах ФРГ// Информационно-методический сб. ЦВСППИ, № 2(9). М., 1994.
  147. А. Что такое «паблик рилейшнз»?// Правда. -1991.-5 июля.
  148. И.И. О взаимосвязи природы человека с общественными отношениями и деятельностью//• Вестник Московского университега. Серия 7. Философия.- 1992. № 6.
  149. Вуд Л. Б. Пять наиболее распространенных в ПР ошибок и как их избежать // Информационный бюллетень РАСО, № 3(13). М., 1994.
  150. В. Солдаты в дефиците// Независимое военное обозрение. -№ 8.- 2001.-2−15 марта.
  151. Г. Военно-рекламная деятельность бундесвера// Информ.-метод, сб., № 2(9). М., 1994.
  152. А. Рыба гниет с боеголовки. Государство делает вид, что платит, военные, что служат // Новая газета № 14(1039) 2005.- 24−27 февраля.
  153. Ю.М. Информация как средство организации и дезорганизации // Соц.-полит. журнал. 1994. -№ 6.j
  154. П.Дергилев А., Мохов В. Реформа нужна, но не с коммерческим уклоном // Независимое военное обозрение. 2001. -№ 13.
  155. И.М. Манипулирование как система способов идеологического и социально-психологического воздействия// Советник. -1997.-№ 1.
  156. А. Прыжок на Восток. НАТО проводит широкое информаци-онноеобеспечение расширения альянса// Красная звезда. 1997. — 2 апреля.
  157. А. Паблик рилейшнз не просто возможность хорошо зарабатывать // Информ. бюллетень РА-СО. — 1994. — № 3(13),
  158. Кул ев С. Связи с общественностью никого не порочат// Комсомольская правда. 1992. — 11 февраля.
  159. С., Чупров С. Информационная работа в иностранных армиях: обзор опыта// Информ.-метод. сб. ЦВСПГГИ, № 3(6) М., 1993.
  160. Материал по проблемам информационно-воспитательной работы в ВС РФ // Информационно-аналитический сб. ГУВР ВС РФ. 1998. — № 3- 2000. — № 5.
  161. Ю. Они заботятся об имидже армии. Служба по связям с общественностью вооруженных ейл США// Красная звезда. 1997. — 23 сентября.
  162. А.Г., Парфёнов В. Г., Тюриков А. Г. Общественное мнение молодежи г. Москвы об отношении к военной службе в ВС РФ, причины и факторы уклонения 'от нее: Аналитический отчет по НИР «Призыв-98». М., 1998.
  163. Н. Психологические операции: цели, задачи, содержание (по опыту локальных войн и конфликтов)// Военная мысль. 1994. — 4 апреля.
  164. В., Докучаев А. Прозрачность открытой армии // Красная звезда, 1997, — 10 октября.
  165. А. Реклама военной службы за рубежом // Информ.-метод. сб.ЦВСППИ. 1994. — № 1(8).
  166. А. Я выбираю службу в армии (или Несколько слов о военно-профессиональной ориентации молодежи за рубежом)/ Ин-форм.-метод. сб. ЦВСППИ.-1992.-№ 3.
  167. Г., Цыгичко В., Черешкин Д. Оружие, которое может быть опаснее ядерного/ /Независимое военное обозрение. 1997. — № 25.
  168. В. Бороды главпуровских бояр в ожидании Петра. ГУВР ВС РФ по-прежнему держится за модель венной печати советского периода// Независимое военное обозрение. 2001. — № 13.
  169. В. Военная печать: реформа давно назрела// Независимое военное обозрение. 2001. — № 9.
Заполнить форму текущей работой