Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Институт авторства в культуре английского романтизма: На материале творчества У. Вордсворта

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, становление социальных аспектов писательской роли утвердило автономное положение литератора, его независимость от аристократического патронажа, но вместе с тем поставило его в зависимость от нового (причем, не менее непредсказуемого и капризного, нежели вельможа) патрона в лице публики. Автор оказался на перепутье, поскольку публика стала для него источником независимости и вместе… Читать ещё >

Содержание

  • ВСТУПЛЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. КАТЕГОРИЯ АВТОРА В РОМАНТИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКЕ
    • 1. 1. переосмысление роли автора в творческом процессе. произведение как отражение личности автора и его биографии
    • 1. 2. Автор и читатель. Романтическое искусство «живого чтения»
  • ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ ЗАКОНА ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ В АНГЛИИ: ОТ ПАТЕНТНОЙ СИСТЕМЫ И ПРИВИЛЕГИЙ К ЗАЩИТЕ АВТОРСКИХ ПРАВ
    • 2. 1. Патентная система и Компания издателей (Stationers' Company)
    • 2. 2. Закон королевы Анны 1710 года и вопрос об авторских правах
    • 2. 3. Борьба издателей за литературную собственность в 1735−74 гг
    • 2. 4. Дискуссии о литературной собственности и понятие «оригинального гения»
    • 2. 5. Закон об авторском праве 1814 года
  • ГЛАВА 3. ИСТОРИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ПИСАТЕЛЕЙ
    • 3. 1. XVI-XVII вв.: предпосылки профессионализации
      • 3. 1. 1. Переход от рукописного к печатному способу производства
      • 3. 1. 2. Рождение периодической печати и энциклопедический бум концаXVII в
    • 3. 2. XVIII век. Формирование статуса профессионального писателя
      • 3. 2. 1. Д. Дефо как первый писатель-профессионал
      • 3. 2. 2. Авторы и издатели. Специфика авторского поведения А. Поупа и его роль в упрочении статуса писателя
      • 3. 2. 3. Литературная карьера доктора Джонсона и кризис патронажной системы
      • 3. 2. 4. «Автор по профессии» Оливер Голдсмит
      • 3. 2. 5. Роман как средство профессионализации писателей
      • 3. 2. 6. Судьба поэзии в эпоху становления рыночных отношений
      • 3. 2. 7. Расширение читательских кругов и рост читательской активности в XV1I1 веке
    • 3. 3. XIX век. Статус профессионального литератора в Англии в эпоху романтизма
      • 3. 3. 1. Судьба немодного автора (невозможность профессии для У. Блейка)
      • 3. 3. 2. В. Скотт иДж. Г. Байрон как издательские феномены эпохи
      • 3. 3. 3. Место журналистики в литературной карьере Р. Саути, или как стать настоящим профессиональным писателем
      • 3. 3. 4. Периодическая печать как средство профессионализации писателей
    • 3. 4. Защита авторских прав: общественные организации и государственные институты Англии в XVIII—XIX вв.
      • 3. 4. 1. 1735−1749 гг.: «Общество по содействию познанию»
      • 3. 4. 2. Литературный фонд (1790г. — сер. Х1Хв.)
      • 3. 4. 3. Идея государственного и общественного патронажа в эпоху романтизма
  • ГЛАВА 4. УИЛЬЯМ ВОРДСВОРТ. КАРЬЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЛИТЕРАТОРА В АНГЛИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
    • 4. 1. Предисловие к сборнику «Лирические баллады»: от «Анонса» 1798 года до «Дополнительного эссе» 1815 года
    • 4. 2. «От
  • ИМЕНИ ВСЕХ АВТОРОВ»: У. ВОРДСВОРТ В ПАРЛАМЕНТСКОЙ КАМПАНИИ 1837−42ГГ
  • В таком виде Закон об авторском праве просуществовал в Великобритании вплоть до 1911 года
    • 4. 3. Участие Уильяма Вордсворта в ежегоднике «Кипсек» («The Keepsake», 1829)
    • 4. 4. История литературной репутации Уильяма Вордсворта

Институт авторства в культуре английского романтизма: На материале творчества У. Вордсворта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

16 Там же, с. 209.

17 А. Виала. Рождение писателя: социология литературы классического века// НЛО, № 35. Заметим, что в качестве методологической основы своих размышлений исследователь воспользовался социологией полей, разработанной Пьером Бурдье. По словам Виала, «социология литературного поля стремится поместить текст в рамки всей совокупности процессов, обеспечивающих его признание или непризнание как литературного» .

18 Б. Эйхенбаум. О литературе. С. 432 (Комментарии).

19 Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. — М.: Наследие, 1994. продемонстрировать изменчивость и историческую подвижность таких категорий, как «автор», «авторское право», «читатель», наконец, «литература», а также проследить связь между литературным рядом и социально-экономическими и юридическими условиями бытования литературы. В качестве материала нашего исследования мы избрали тот период в истории английской литературы, когда интересующие нас параметры (автор, социальный статус литератора, место литературы в обществе, читательская аудитория и т. д.) подверглись принципиальным изменениям в связи с серьезными трансформациями в социально-экономической сфере, что привело к становлению писательской профессии и образованию литературного рынка в современном понимании. Мы имеем в виду вторую половину XVIII — начало XIX вв., период, на который указывал Мишель Фуко в статье «Что такое автор?» (1969), когда говорил о моменте решающего культурного перелома и необходимости проблематизации категории авторства20.

Научная новизна исследования определяется тем, что в отечественном литературоведении ранее не предпринималось попыток комплексного анализа института авторства на материале английской литературы во всем многообразии исторических, юридических и социально-экономических аспектов. На избранном нами материале мы попытаемся продемонстрировать связь между литературой и сферой социальной истории и права.

Категория автора, одна из центральных в поэтике, начинает играть определяющую роль в эпоху романтизма. Именно во второй половине XVIIIначале XIX в. произошли существенные сдвиги в европейском культурном сознании, которые привели к формированию нового понятийного аппарата в философии и к отходу от традиционалистского канона в литературе. За этими изменениями стоит целый комплекс социально-экономических преобразований, связанных с завершением буржуазных революций в Европе,.

20 Интересно, что именно эта статья Фуко послужила идейным толчком для Вудманси и многих других исследователей института авторства. модернизацией, выдвижением среднего класса и зарождением основных институтов современной культуры.

В эстетике в результате этих процессов категория Автора приходит на смену доминантам господствовавшей до сих пор риторической поэтики -21.

Стилю и Жанру. Переосмысляется само понимание творческого процесса и определяющей роли в нем автора-создателя, «оригинального гения», который творит, исходя из себя самого, не нуждаясь при этом ни в какой посторонней силе (будь то божественное вдохновение или сформированное традицией ожидание аудитории). Творящий субъект предстает теперь как бесконечная энергия, которая находит воплощение в конечных объектаххудожественных произведениях. Все эти факторы способствуют укреплению автороцентристской модели, в рамках которой создатель художественного произведения из посредника между Богом и людьми или ловкого ремесленника превратился в альфу и омегу творческого процесса.

Однако наряду с вопросами литературной «технологии» (Б. Эйхенбаум), возникает проблема социального статуса писателя («как быть писателем» в изменившихся социально-экономических условиях), поскольку как раз в это время «писатель все больше теряет прямую зависимость от патрона и явно.

22 профессионализируется". Тогда же формируется новое понимание литературной деятельности как труда, в противовес представлениям предыдущей эпохи, когда писательство считалось приятным способом заполнения досуга.

Одновременно складываются новые условия и формы литературной работы и развивается литературный рынок. Рост читательской активности во второй половине XVIII века способствовал ускорению процесса профессионализации писательского труда, поскольку с расширением аудитории возможность жить на литературные гонорары становилась более.

21 Аверинцев С. С, Андреев МЛ., Гаспаров МЛ., Гринцер П. А., Михайлов A.B. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. — М.: Наследие, 1994. — С. 3−38.

22 Эйхенбаум Б. Литературный быт// Эйхенбаум Б. О литературе. — М., 1987. — С. 428−437. реальной. Сходную роль сыграли всевозможные периодические издания, которые начали появляться в Англии в XVIII столетии. Сотрудничество в журналах и газетах не раз выручало из очередного финансового кризиса таких известных литераторов, как Сэмюэль Джонсон, Генри Филдинг, а позднее Роберта Саути, С. Т. Кольриджа, Чарльза Диккенса и многих других.

Значительную роль в упрочении положения писателей сыграло юридическое оформление прав автора, признание за ним статуса собственника. Неслучайно Фуко в упомянутой выше статье непосредственно связывает возникновение самого понятия авторства с тем историческим моментом, когда «для текстов был установлен режим собственности, когда были изданы строгие законы об авторском праве». Сам Фуко определяет этот исторический момент концом XVIII — началом XIX века, поскольку именно в это время в странах Западной Европы (прежде всего, в Англии и во Франциив Германии это произошло гораздо позднее по причине государственной раздробленности и неоднородности законодательства по данному вопросу, что повлекло за собой процветание пиратства) интенсифицируется законотворческая деятельность в области авторского права при непосредственном участии самих писателей. Это свидетельствует о возросшем самосознании писателя — профессионала, который, с одной стороны, был готов нести ответственность за все им написанное, а с другой, претендовал на доходы от реализации созданного им произведения на книжном рынке.

Таким образом, изучение института авторства представляется неполным без учета его исторических и социокультурных аспектов. Целью данной работы является интердисциплинарный анализ принципиальных изменений в институте индивидуального авторства в эпоху романтизма. Чтобы обнаружить специфические черты, характерные для этого периода, необходимо восстановить его предысторию. С этой целью мы попытались проследить историю профессионализации писателей, их восприятия в обществе и самовосприятия, а также рассмотреть различные модели авторского поведения, типичные для того или иного автора (шире — эпохи), что было бы невозможно без анализа ряда других социальных ролей и профессий, без которых не существует ни одна развитая литературная система. Речь идет об издателях (книгопродавцах), читателях и критиках, чьим взаимоотношениям с писателями и посвящена глава об истории литературной профессии.

В качестве основного героя нашей диссертации выступает один из крупнейших представителей английского романтизма — поэт Уильям Вордсворт (1770−1850). Будучи крупным автором первой половины XIX века, Вордсворт являлся активным поборником авторских прав. В своей борьбе за улучшение юридических прав автора поэт использовал все имевшиеся в его распоряжении средства: сочинял стихи о несправедливом отношении к собственническим правам писателей, помещал письма в газетах, вел активную агитацию среди своих знакомых писателей и политиков, наконец, обращался с петициями в парламент, настаивая на необходимости защиты прав литераторов и их наследников. В переписке поэта, которую мы собираемся подвергнуть самому детальному анализу, содержится богатейший материал по истории литературного быта (отношения с издателями, с коллегами по цеху гонорары, взаимоотношения с публикой и критикой, юридический статус писателя, вопрос об авторском праве и многое другое). Кроме собственно поведенческих манифестаций Вордсворта, непосредственно связанных с его становлением как литераторапрофессионала, особый интерес для нас представляют теоретические разработки поэта, где он описал свою литературную практику: обозначил свойственное ему понимание функции поэзии, сформулировал и обосновал теорию «простого языка», а также определил роль Поэта в его отношениях с читателем. ъ Фуко М. Что такое автор? // Фуко М. Воля к истине / Пер. С. Табачниковой. — М., 1996. — С. 23.

В свою очередь, Диккенс и Бальзак, чьи литературные карьеры мы собираемся рассмотреть в главах, отнесенных в Приложение к диссертации, относятся к типу окончательно сформировавшегося профессионального писателя, который живет исключительно на свои литературные доходы.

Таким образом, мы попытаемся продемонстрировать все преимущества междисциплинарного подхода в изучении института авторства во всем многообразии связанных с ним теоретических, исторических и социально-экономических аспектов.

Заключение

.

На основе анализа английской культурной ситуации, мы пришли к выводу, что наступление XIX века ознаменовалось концом эпохи относительного равновесия между запросами аудитории и тем, что предлагали ей литераторы. Возник характерный для романтического восприятия мира конфликт между творческой личностью и толпой. Писатель, который пытался жить на литературные заработки, оказался перед выбором: согласовывать свое вдохновение с запросами публики или творить, не обращая внимания на вкусы толпы.

В эпоху романтизма авторы столкнулись с необходимостью совмещать высокий статус вдохновенного гения с торговой стороной писательской профессии. Экспансия рыночных отношений в литературный мир повлекла за собой маргинализацию авторов, чьи сочинения не были ориентированы на коммерческий успех (пример томуневозможность литературной профессии для У. Блейка). С другой стороны, оформление основных институтов, способствовавших окончательной социализации литераторов (расцвет периодики, гонорар, расширение читательских кругов, критика, дальнейшее укрепление юридического статуса автора и т. д.), привели к повышению и упрочению статуса писателя, укреплению его общественной роли и финансового благополучия. Прежде всего, это касалось модных писателей, которые вместе с популярностью обретали денежный достаток (Скотт, Байрон, Мур, позднее Диккенс).

Таким образом, становление социальных аспектов писательской роли утвердило автономное положение литератора, его независимость от аристократического патронажа, но вместе с тем поставило его в зависимость от нового (причем, не менее непредсказуемого и капризного, нежели вельможа) патрона в лице публики. Автор оказался на перепутье, поскольку публика стала для него источником независимости и вместе с тем рабства. С одной стороны, он приветствовал рождение публики, которую необходимо было завоевать в жесткой конкурентной борьбе с другими представителями литературной профессии, с другой, он боялся этого многоликого, а потому безликого, патрона. Расширение читательских кругов (а существование профессионального писателя невозможно при отсутствии широкого потребителя) стало причиной смены вкусовых доминант, демократизации литературы и упрощения ее идейного содержания, прежде всего, в журнальных жанрах и в так называемом библиотечном романе. Снижение общего уровня литературной продукции объясняется сменой ее основного социального заказчика: место аристократии занял новый потребитель из среднего класса, что не могло не повлиять на уровень литературного творчества. Таким образом, уже в первой трети XIX века определились основные составляющие оппозиции, определившей развитие словесной культуры последующих десятилетий как конфликт массовой и элитарной литературы, ближайшее свое выражение нашедший в движении сторонников «чистого искусства» .

Писатели романтического поколения безуспешно пытались соблюсти равновесие между представлениями о вдохновенном художнике и рыночными условиями литературного труда. В противном случае, отказ от социализации приводил писателя к маргинализации и отчуждению от широкой читательской аудитории. Профессионализация писательского труда освободила автора от аристократического патронажа, способствовала повышению общественного статуса и улучшению материального положения, но только при условии адаптации писателя к новым социально-экономическим реалиям литературной профессии.

В результате рассмотрения многообразного материала по биографии и творчеству У. Вордсворта, мы пришли к выводу, что поэт представлял собой переходный тип профессионального литератора, поскольку помимо собственно литературных заработков, у него имелись дополнительные источники дохода (сначала полученное им в молодости наследство, затем жалованье в должности сборщика налогов и, наконец, государственная пенсия, полученная им в старости). К тому же, в отличие от своих друзей Кольриджа и Саути, Вордсворт не сотрудничал в периодических изданиях, что объясняется его устойчивой неприязнью к журналам и обозрениям, сохранившейся со времен нападок рецензентов на его сборник «Лирические баллады». Несмотря на то, что Вордсворт принадлежит к переходному типу, его авторское поведение характеризуется уверенностью и агрессивностью настоящего профессионала.

Вместе с тем, поэту не удалось окончательно избавиться от инерции джентльменской этики, согласно которой истинный джентльмен не должен был сам зарабатывать на жизнь, чтобы избежать «клейма профессионализма». Отчасти с этими представлениями связано сложное отношение Вордсворта к участию в таких чисто коммерческих предприятиях, каким был иллюстрированный альманах «Кипсек». Поэт вынужден был каким-то образом совместить благородную роль джентльмена с активной позицией профессионального литератора. Чтобы примирить эти роли, необходимо было повысить социальный статус литератора. С этой целью Вордсворт стал принимать самое деятельное участие в парламентской кампании 1837−42 гг. по реформированию закона об авторском праве. Он выступал за бессрочность копирайта, справедливо полагая, что если авторские права перейдут в собственность писателей и.

976 их наследников, то литераторы «возвысятся в глазах публики. В результате, в 1842 году, отчасти благодаря активной деятельности Вордсворта, был принят новый закон об авторском праве, предусматривающий 42-летний срок защиты литературной собственности.

976 The Letters of William and Dorothy Wordsworth. Vol. VI, p. 636.

На основе предпринятого нами междисциплинарного анализа института авторства во всем многообразии связанных с ним теоретических, исторических и социально-экономических аспектов, мы пришли к следующим выводам:

1) Профессионализация писателей непосредственно связана с изменениями в социально-экономической и культурной сфере. Толчком к окончательному закреплению социальных, институциональных аспектов писательской профессии служит оформление институтов зрелого буржуазного общества, городской жизни и массовой культуры, в результате чего происходит автономизация литературной сферы, появляются литературный рынок и ряд социальных ролей, его обслуживающих (издатели, книготорговцы, критики и т. д.), возникает сеть литературных коммуникаций (журналы, газеты, библиотеки, читательские и дискуссионные клубы), расширяются читательские круги и укрепляется юридический статус литератора в качестве исключительного владельца авторских прав.

2) Принципиальные изменения в социальном бытии литературы совпали с существенными сдвигами в сфере эстетики, связанными с выдвижением категории Автора как оригинального гения и независимого творца уникальных произведений.

3) Оформление профессионального статуса писателя происходит синхронно в ряде европейских стран и приходится на 30−40-е гг. XIX в.

0*77.

Вордсворт, Диккенс — в Англии, Бальзак — во Франции). Эти неслучайные совпадения свидетельствуют об уникальности данного исторического периода, когда в жизни европейского общества происходят кардинальные изменения одновременно в социальной, юридической и собственно литературной сфере.

977 О профессиональной карьере Диккенса и Бальзака см. Приложение.

4) Профессионализация писателей непосредственным образом связана с юридическим оформлением прав автора и признанием за ним статуса собственника.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Английская лирика первой половины XVII века / Составление, общая редакция А. Н. Горбунова. М.: Издательство Московского университета, 1989.
  2. Английская поэзия в русских переводах. М.: Прогресс, 1981.
  3. Дж.Г. Дневники. Письма. М.: Наука, 1963.
  4. П. С. Опыт об общественных установлениях в их отношении к новым идеям // Там же / Пер. с фр. В. А. Мильчиной. С. 70−93.
  5. О. Монография о парижской прессе // Бальзак О. Изнанка современной истории: Избранное / Пер. с фр., сост. и примеч. В. А. Мильчиной. М.: Независимая газета, 2000. — С. 329−436.
  6. О. Очерки. Письма // Бальзак О. Собрание сочинений в 24-х томах.-М., 1960. Т. 23.
  7. О. Письмо французским писателям XIX века // Бальзак О. Собрание сочинений в 24-х томах. М., 1960. Т. 24.
  8. У. Избранная лирика / Составление, предисловие и комментарии Е. Зыковой. М.: Радуга, 2001.
  9. О. Гражданин мира, или Письма китайского философа, проживающего в Лондоне, своим друзьям на Востоке / Пер. с англ. и сост. А. Г. Ингера. М.: Наука, 1974.
  10. Д. Счастливая куртизанка или Роксана / Пер. с англ. Т. М. Литвиновой. М.: Наука, 1993.
  11. Европеец. Журнал И. В. Киреевского. 1832. М.: Наука, 1989. — 536 с.
  12. Западная поэзия конца XVIII- начала XIX веков. М.: Лабиринт, 1999.
  13. Из истории английской эстетической мысли XVIII века. М.: Искусство, 1982.
  14. И. Критика способности суждения. М.: Искусство, 1994. — 367 с.
  15. Д. Стихотворения. Л.: Наука, 1986.
  16. С.Т. Избранные труды. М.: Искусство, 1987.
  17. С.Т. Стихи / Под ред. А. А. Елистратовой и А. И. Горбунова. -М.: Наука, 1974.
  18. Д. Два трактата о правлении // Локк Д. Сочинения в трех томах. -М.: Мысль, 1985. Т. III.
  19. Д. Ареопагитика // Корабли мысли. Зарубежные писатели о книге, чтении, библиофилах. Рассказы, памфлеты, эссе. М.: Книга, 1980. — С. 25−45.
  20. Т.Л. Четыре века поэзии И Пикок Т. Л. Аббатство кошмаров. Усадьба Грилла. М.: Наука, 1988. — С. 237−249.
  21. Дж. Письма / Составление, предисловие, перевод и примечания А. Ливерганта. М.: Текст, 2000.
  22. У. Ярмарка тщеславия. В двух томах. Минск, 1956.
  23. Г. История Тома Джонса найденыша. М.: ОГИЗ, 1947.
  24. Ф., Юм Д., Смит А. Эстетика. -М.: Искусство, 1973. 479 с.
  25. У. Мое первое знакомство с поэтами П Кольридж С.Т. Стихи. Дополнения М., 1974. — С. 188−201.
  26. П. Б. Письма. Статьи. Фрагменты. М.: Наука, 1972.
  27. Ф. Об отношении изобразительных искусств к природе // Шеллинг Ф. Сочинения. М.: Мысль, 1998. — С. 893−937.
  28. Шефтсбери. Солилоквия, или Совет автору // Шефтсбери. Эстетические опыты. М.: Искусство, 1975. — С. 331−456.
  29. Ф. Критические фрагменты. Фрагменты. О философии // Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В двух томах. М.: «Искусство», 1983. Т. I.
  30. Эстетика немецких романтиков. М.: Искусство, 1987. — 736 с.
  31. Источники на иностранных языках.
  32. Barrett Elizabeth to Mr. Boyd / Ed. by Barbara P. McCarthy. L., 1955.
  33. Browning R. Bishop Blougram’s Apology // The Works / With an Introduction by Dr. Tim Cook, and Bibliography. The Wordsworth Library, 1994. — P. 437−448.
  34. Browning R. The Lost Leader // The Works of Robert Browning / With an Introduction by Dr. Tim Cook, and Bibliography. The Wordsworth Poetry Library, 1994.-P. 208.
  35. G. G. «Famous in My Time». Byron’s Letters and Journals. 18 101 812 // Byron’s Letters and Journals / Ed. by Leslie A. Archand. -Cambridge- Massachusetts: Harvard University Press, 1973. Vol. II. 298 p.
  36. Bulwer-Lytton E. England and the English // Bulwer-Lytton E. The Complete Works. Leipzig, 1834. Vol. II. — 506 p.
  37. Burke P. A Treatise on the Law of Copyright, in Literature, the Drama, Music, Engraving and Sculpture- and also in Designs for Ornamenting Articles of Manufacture Including the Recent Statutes on the Subject. L., 1842.
  38. Carlyle T. The Condition of England // The Portable Victorian Reader / Ed. with an Introduction by Gordon S. Haight. Penguin Books, 1977. — P.48−53.
  39. Claims of Literature: The Origin, Motives, Objects, and Transactions of the Society for the Establishments of a Literary Fund. L., 1802. — 278 p.
  40. Coleridge J. T. A Memoir of Rev. John Keble. Oxford- L., 1869.
  41. Coleridge S. T. Biographia Literaria or Biographical Sketches of my Literary Life and Opinions / Ed. with an introduction by G. Watson. L.- N.Y., 1956.-303 p.
  42. De Quincey T. The English Mail Coach II De Quincey T. Works. -Edinburgh: Adam and Charles Black, 1863. P. 287−352.
  43. De Quincey T. Recollections of the Lakes and the Lake Poets. Penguin Books, 1970.
  44. Disraeli B. Vivian Grey. By the Earl of Beaconsfield. L.: Longmans, Green, and Co., 1892. — 487 p.
  45. Disraeli I. Curiosities of Literature / Ed. with a Memoir and Notes, by his Son, the Earl of Beaconsfield. In three Volumes. Vol. I. L., 1881.
  46. Disraeli I. Miscellanies of Literature // Disraeli I. Literary Miscellanies. Quarrels of Authors. Calamities of Authors. The Literary Character. L.: Edward Moxon, 1840. — P. 49−63.
  47. Duppa R. An Address to the Parliament of Great Britain, on the Claims of Authors to their Own Copy Right // The Pamphleteer. № 3. 1813.
  48. Enfield W. Observations on Literary Property. L., 1774.
  49. Field Barron. Memoirs of Wordsworth / Ed by Geoffrey Little. Sydney University Press, 1975. — 142 p.
  50. Gillies R. P. Memoirs of a Literary Veteran- Including Sketches and Anecdotes of the Most Distinguished Characters from 1794 to 1849. In 3 volumes. L., 1851. Vol. III. — 339 p.
  51. Godson R. A Practical Treatise on the Law of Patents for Inventions and of Copyright- with an Introductory Book on Monopolies- Illustrated with Notes of the Principal Cases. -L., 1823.
  52. Hazlitt W. On Genius and Common Sense // Hazlitt W. Table Talk or Original Essays by William Hazlitt. London&Toronto., n.d. — P. 31−50.
  53. Hazlitt W. On the Aristocracy of Letters // Ibid. P. 205−214.
  54. Hazlitt W. On Criticism // Ibid. P. 214−226.
  55. Hazlitt W. On familiar Style // Ibid. P. 242−48.
  56. Hazlitt W. On Patronage and Puffing // Ibid. P. 289−302.
  57. The Keepsake for 1828. L., 1827. — 312 p.
  58. The Keepsake for 1829. Ed. By F. M. Reynolds. L., 1829. — 360 p.
  59. Kingsley C. Cheap Clothes and Nasty // The Portable Victorian Reader / Ed. with and Introduction by Gordon S. Haight. Penguin Books, 1977. — P. 115−127.
  60. Lewes G.H. Principles of Success in Literature. Boston- N.Y.- Chicago: Allyn and Bacon, 1917. — 163 p.
  61. Lockhart J.G. Life of Sir Walter Scott begun by Himself and Continued by J.G. Lockhart. Edinburgh: Adam and Charles Black, North Bridge, 1853.
  62. Macaulay T. B. Speeches on Copyright // Macaulay T. B. Speeches of Lord Macaulay Corrected by Himself. L.: Longmans, Green, Reader, and Dyer, 1865.-P. 109−122.
  63. A Proposed New Law of Copyright- of the Highest Importance to Authors, and to the Inhabitants of Great Britain and Ireland: in a Letter Addressed to Mr. Sergeant Talfourd, M.P. by a Friend of Author. L., 1838.
  64. Robinson H. C. Henry Crabb Robinson on Books and Writers. In 3 vols / Ed. by Edith J. Morley. L., 1938.
  65. Southey R. Inquiry into the Copyright Law II Quarterly Review, № 21. 1819. P. 196−213.
  66. Southey R. Letters. A Selection / Edited with an Introduction and Notes by Maurice H. Fitzgerald. L., N.Y., Toronto & Melbourne, 1812.
  67. Spedding J. Publishers and Authors. L., 1867.
  68. Statutes of the United Kingdom of Great Britain and Ireland, 5 and 6 Victoria. L.: Her Majesty’s Printers, 1842.
  69. Talfourd T.N. Three Speeches. In Favour of a Measure for an Extention of Copyright. L., 1840.
  70. Tegg T. Remarks on the Speech of Sergeant Talfourd, on Moving for Leave to Bring in a Bill to Consolidate the Laws Relating to Copyright, and to Extend the Term of its Duration. L., 1837. — 23 p.
  71. Wordsworth C. The Early Wordsworthian Milieu. A Notebook of Christopher Wordsworth with a Few Entries by William Wordsworth / Ed. by Z.S. Fink. Oxford, 1958.
  72. Wordsworth W. A Critical Anthology / Ed. by G.P. McMaster. -Harmondsworth, 1974. 552 p.
  73. Wordsworth Dorothy and William. The Letters of Dorothy and William Wordsworth / Ed. by E. de Selincourt. The Early Years, 1787−1805. -Oxford, 1935. The Middle Years in Two Volumes. Oxford, 1937. The Later Years in Three Volumes. — Oxford, 1939.
  74. Wordsworth W. Letters of W. Wordsworth. A New Selection / Ed. by Alan G. Hill. Oxford: Oxford University Press, 1984.
  75. Wordsworth W. The Poetical Works of William Wordsworth / Ed. from the manuscripts with textual and critical notes by E. De Selincourt. 4 vols. -Oxford: Clarendon Press, 1940−47.
  76. Wordsworth W. The Prose Works in 3 Volumes / Ed. by W.J.B. Owen and J.W. Smyser. Oxford, 1974.
  77. Wordsworth W. The Works of William Wordsworth. The Wordsworth Poetry Library, 1994.
  78. Young E. Conjectures on Original Composition. In a Letter to the Author of Sir Charles Grandison. -L.: L. Millar and R. And J. Dodsley, 1759.
  79. Young E. Conjectures on Original Composition. Manchester, 1918.
  80. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. — С. 9−226.
  81. Т. На пути к Человеческой комедии // Оноре де Бальзак. Денди и творец. Исследования, материалы каталог выставки, альбом. М., 1997. -С. 43−52.
  82. О. Б. Восприятие Озерной школы в России // Вестник Московского университета. Серия Филология. М., 1981. № 6. — С. 5962.
  83. К., Кун Г. История эстетики. В 2-х книгах. М.: Издательская группа «Прогресс», 2000.
  84. Т., Тренин В., Никитин М. Словесность и коммерция. Книжная лавка А. Ф. Смирдина / Под ред. В. Б. Шковского и Б. М. Эйхенбаума. -М.: Аграф, 2001.-304 с.
  85. Д. Сэр Вальтер Скотт и его мир / Предисловие, перевод и комментарии В. Скороденко. М.: Радуга, 1987. — 175 с.
  86. В.Г. Скрывшие свое имя (из истории анонимов и псевдонимов). М.: Наука, 1977. — 312 с.
  87. А. История, одетая в роман. Вальтер Скотт и его читатели. -М.: Книга, 1988. -316 с.
  88. Н. Я. Английский романтизм. Проблемы эстетики. М.: Наука, 1978.-206 с.
  89. В. М. Английский предромантизм // Там же. С. 149 174.
  90. В. М. Уильям Блейк // Там же. С. 175−187.
  91. В. М. Байрон // Там же. С. 188−244.
  92. Ю.М. Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века // Лотман Ю. М. Избранные статьи в трех томах. Таллинн: Александра, 1992. Т. I. — С. 248−268.
  93. Ю.М. О Хлестакове // Там же. С. 337−364.
  94. М. Джентльмен // Рыцарь и буржуа. Исследование по истории морали. М.: Прогресс, 1987. — С. 127−156.
  95. X. Вальтер Скотт / Перевод с английского, предисловие и комментарии В. Скороденко. М.: Молодая гвардия, 1978. — 303 с.
  96. Ц. Теории символа / Пер. с фр. Б. Нарумова. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. -408 с.
  97. М. Порядок дискурса // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М.: Касталь, 1996. — С.47−97.
  98. Ф. Книговедение. Исторический обзор книжного дела. М.: Высшая школа, 1982. — 295 с.
  99. Abrams М.Н. The Mirror and the Lamp: Romantic Theory and the Critical Tradition. L.- Oxford- N.Y.: Oxford University Press, 1971.- 401 p.
  100. Altick R.D. The English Common Reader. A Social History of the Mass Reading Public 1800−1900. Chicago: The University of Chicago Press, 1957. — 430 p.
  101. Atto C. The Society for the Encouragement of Learning // The Library. 4th ser. Vol. XIX. № 3 (December 1938). P. 263−288.
  102. Author / Publisher Relations during the 18th and 19th centuries / Ed. by R. Myers and M. Harris. Oxford: Oxford Polytechnic Press, 1983. — 175 p.
  103. Aydelotte W.O. Parties and Issues in early Victorian England // The Journal of British studies. Vol. V. № 2. May 1966. P. 95−114.
  104. Bauer N.S. Wordsworth: a Reference to British Criticism. Boston, 1978.
  105. Birrell A. Copyright in Books. -L., 1899.
  106. Blanshard F. Portraits of Wordsworth. L., 1959. — 208 p.
  107. Bonham-Carter V. The Evolution of Authorship as a Business, 15 001 800 // Bonham-Carter V. Authors by Profession. L., 1987. — P. 11−32.
  108. Books and their Readers in 18th century England / Ed. by Rivers I. -Leicester- N.Y., 1982. — 267 p.
  109. Brook T. Cross Examinations of Law and Literature. — Cambridge: Cambridge University Press, 1987. — 300 p.
  110. Burke S. The Death and Return of the Author. Criticism and Subjectivity in Barthes, Foucault and Derrida. Edinburgh University Press, 1999. — 258 P
  111. Cantor P.A. Creator and Creation: Myth Making and English Romanticism. — Cambridge: Cambridge University Press, 1984. — 223 p.
  112. Cohen B.A. Law of Copyright. With an Appendix of Statutes. L.: Jordan & Sons, Ltd., 1896.-207 p.
  113. Collins A.S. The Profession of Letters. A Study of the Relation of Author to Patron, Publisher, and Public, 1780−1832. N.Y.: E.P. Dutton&Company, 1929.-279 p.
  114. The Construction of Authorship. Textual Approbation in Law and Literature / Ed. M. Woodmansee and P. Jaszi. Durham- L.: Duke University Press, 1994. — 462 p.
  115. Cross N. The Common Writer: Life in the 19th century Grub Street. -Cambridge, 1985.-272 p.
  116. Cruse A. The Englishman and His Books in the Early Nineteenth Century. L.- Bombay- Sidney: George G. Harrap & Company Ltd., 1930. -301 p.
  117. Cruse A. The Victorians and Their Books. L.: George Allen&Unwin Ltd, 1935.-444 p.
  118. Curtis J. R. Wordsworth’s Experiments with Tradition: the Lyric Poems of 1802.-Ithaca- L., 1971.-227 p.
  119. Curtis J.R. Matthew Arnold’s Wordsworth // The Mind in Creation: Essays on English Romantic Literature / Ed. by J. Douglas Kneale. -Montreal, 1992. P. 44−57.
  120. Curtius E.R. European Literature and the Latin Middle Ages / Translated from German by W.R. Task. -L.: Routledge&Kegan Paul, 1979.
  121. Day A. Romanticism, the New Critical Idiom. -L., 1996. 217 p.
  122. DeMaria R., Jr. The Ideal Reader: A Critical Fiction // PMLA. Vol. 93. № 3 (May 1978). P. 463−474.
  123. Docherty T. On Modern Authority: the Theory and Condition of Writing 1500 to the Present Day. Brighton: Harvester, 1987. — 310 p.
  124. Eagleton T. The Function of Criticism: From the Spectator to Post-Structuralism. L.: Verso, 1985. — 133 p.
  125. Eagleton T. The Ideology of Aesthetic. Oxford- Cambridge: Basil Blackwell, 1990.-426 p.
  126. Eilenberg S. Mortal Pages: Wordsworth and the Reform of Copyright // Eilenberg S. Strange Power of Speech: Wordsworth, Coleridge and Literary Possession. N.Y.- Oxford: Oxford University Press, 1992. — P. 192−212.
  127. Eisenstein E. The Printing Press as an Agent of Change. Cambridge: Cambridge University Press, 1980.
  128. Erickson L. The Economy of Literary Form: English Literature and the Industrialization of Publishing, 1800−1850. Baltimore- L.: Johns Hopkins University Press, 1996. — 289 p.
  129. Ewart K. Copyright. Cambridge, 1952. — 18 p.
  130. Fay E.A. Becoming Wordsworthian. A Performative Aesthetics. The University of Massachusetts Press, 1995. — 279 p.
  131. Feather J. P. Publishers and Pirates. British Copyright Law in Theory and Practice, 1710 1775. Part I // Publishing History. The Social, Economic and Literary History of Book, Newspaper and magazine Publishing. -Cambridge, 1987. Vol. XXII. P. 21−32.
  132. Frye N. A Study of English Romanticism. N.Y., 1968. — 180 p.
  133. Galperin W. H. Revision and Authority in Wordsworth: The Interpretation of Career. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1989.-255 p.
  134. Garber F. Wordsworth and the Poetry of Encounter. Urband: University of Illinois Press, 1971.- 195 p.
  135. Gill S. Copyright and the Publishing of Wordsworth, 1850−1900 // Literature in the Marketplace: 19 -century British publishing and reading practices. Cambridge, 1995.
  136. Gill S. William Wordsworth. A Life. Oxford- N.Y.: Oxford University Press, 1990.- 513 p.
  137. Gill S. Wordsworth and the Victorians. Oxford, 1998.
  138. Goldstein P. Copyright’s Highway: from Gutenberg to the Celestial Jukebox. N.Y.: Hill and Wang, 1996. — 261 p.
  139. Graff G. Professing Literature: An Institutional History. Chicago, 1987.
  140. Greenbie M.L.B. Wordsworth’s Theory of Poetic Diction. N.Y., 1977. -187 p.
  141. Greenblatt S. Towards a Poetics of Culture // The New Historicism / Ed. by H. Aram Veeser. N.Y., L.: Routledge, 1989. — p. 1−14.
  142. Gross J. The Rise and the Fall of the Man of Letters. Aspects of English Literary Life since 1800. L.: Weidenfeld andNicolson, 1969. — 322 p.
  143. Hartman G.H. Wordsworth’s Poetry, 1987−1814. New Haven- L.: Yale University Press, 1965. — 418 p.
  144. Hayden J.O. The Romantic Reviewers. 1802−1824. L.: Routledge&Kegan Paul, 1969. — 330 p.
  145. Heath W. Wordsworth and Coleridge: A Study of their Literary Relations in 1801−1802.-Oxford, 1970.
  146. Hepburn J. The Author’s Empty Purse and the Rise of the Literary Agent. -Oxford, 1968.- 135 p.
  147. Hobsbaum P. The Essential Wordsworth // Hobsbaum P. Tradition and Experiment in English Poetry. L., 1979. — P. 180−205.
  148. Holub R.C. The Rise of Aesthetics in the Eighteenth Century // Comparative Literature Studies. Vol. XV. № 3 (September 1978). P. 271 283.
  149. Jacobus M. Tradition and Experiment in Wordsworth’s Lyrical Ballads. -Oxford: Clarendon Press, 1976. 293 p.
  150. Kaplan B. An Unhurried View of Copyright. N.Y.: Columbia University Press, 1967.
  151. Kernan A. Printing Technology, Letters and Samuel Johnson. Princeton, 1987. -357 p.
  152. Klancher J.P. English Romanticism and Cultural Production // The New Historicism / Ed. by H. Aram Veeser. N.Y., L.: Routledge, 1989. — P. 7788.
  153. Klancher J.P. The Making of English Reading Audiences, 1790−1832. -Madison: University of Wisconsin Press, 1987. 210 p.
  154. Laurenson D.T., Swingewood A. The Sociology of Literature. L.: MacGibbon and Kee, 1972. — 281 p.
  155. Leavis Q.D. Fiction and the Reading Public. L.: Chatto&Windus, 1965.345 p.
  156. Lough J. Writer and Public in France from the Middle Ages to the Present Day. Oxford, 1978.- 435 p.
  157. Manning P.J. Wordsworth in the Keepsake, 1829 // Literature in the Marketplace. Cambridge Studies in the 19th century Literature and Criticism. — Cambridge: Cambridge University Press, 1999.
  158. McCarthy T.J. Relationships of Sympathy. The Writer and the Reader in British Romanticism. -L.: Scolar Press: Gower House, 1997. 171 p.
  159. McFarland T. The Originality Paradox // McFarland T. Originality and Imagination. Baltimore and L.: The Johns Hopkins University Press, 1985. -P. 1−30.
  160. Merriam H.G. Edward Moxon: Publisher of Poets. New York: Columbia University Press, 1939. — 222 p.
  161. Montrose L.A. Professing the Renaissance: The Poetics and Politics of Culture // The New Historicism / Ed. by H. Aram Veeser. N.Y.- L.: Routledge, 1989. — P. 15−36.
  162. Moorman M. William Wordsworth: A Biography. 2 vols. L.- Oxford: Clarendon Press, 1957−65.
  163. Mumby F.A. Publishing and Bookselling. L.: Jonathan Cape, 1974. -232 p.
  164. Murphy P. Poetry as an Occupation and an Art in Britain, 1760−1830. -Cambridge University Press, 1993. 270 p.
  165. Noyes R. Wordsworth and the Copyright Act of 1842: Addendum // PMLA. Vol. LXXVI. № 4 (September 1961). P. 380−83.
  166. O' Donnel B. He Passion of Meter: A study of Wordsworth’s Metrical Art. Kent- Ohio- L.: Kent State University Press, 1995. — 290 p.
  167. Nowell-Smith S. International Copyright Law and the Publisher in the Reign of Queen Victoria. Oxford, 1968.
  168. Oates J.C.T. Cambridge University and the Reform of the Copyright Act, 1805−1813 II The Library. 5th ser. Vol. XXVII (December 1972). P. 275−92.
  169. Owen W.J.B. Wordsworth as Critic. Toronto, 1971.
  170. Owen W.J.B. Costs, Sales, and Profits of Longman’s Editions of Wordsworth // The Library. 2nd ser. (1957). P. 93−107.
  171. Owen W.J.B. Letters of Longman and Co. to Wordsworth, 1814−36 // The Library. 5th ser. (1954). P. 25−34.
  172. Parrish S.M. The Art of the Lyrical Ballads. Cambridge- Massachussetts: Harvard University Press, 1973.
  173. Parsons I. Copyright and Society // Essays in the History of Publishing / Ed. by Briggs A. L., 1974. — P. 29−60.
  174. Patterson L.R. Copyright in Historical Perspective. Vanderbilt University press, 1968. — 264 p.
  175. Peek K.M. Wordsworth in England: Studies in the History of his Fame. -New York, 1969.-276 p.
  176. Pinion F.B. A Wordsworth Companion. Survey and Assessment. L.: MacMillan, 1994.
  177. Piper D. The Image of the Poet: British Poets and their Portraits. -Oxford, 1982.
  178. Plant M. The English book trade. An Economic History of the Making and Sale of Books. L., 1965.
  179. Posner R. The Regulation of Literature by Law // Law and Literature: Misunderstood Relation. Cambridge- L., 1988. — P. 319−353.
  180. Pricket S. Wordsworth and Coleridge: the Lyrical Ballads. L., 1975. -64 p.
  181. Print and the People, 1819−1851 / Ed. By Louis J.-L., 1976. 368 p.
  182. Reader R.M. Wordsworth and the Beginnings of Modern Poetry. L.: Barnes & Noble Books, 1981.- 245 p.
  183. Reader W.J. Professional Men: The Rise of the Professional Classes in the 19th century England. L., 1966. — 248 p.
  184. Renier A. Friendship’s Offering: An Essay on the Annuals and Gift Books of the 19th century. L., 1964. — 25 p.
  185. Rose M. Authors and Owners: the Invention of Copyright. Cambridge, 1993.- 176 p.
  186. Ross T. The Emergence of «Literature»: Making and Reading the English Canon in the Eighteenth Century // ELH. Vol. VXIII. № 2 (Summer 1996). P. 397−422.
  187. Saintsbury G. History of Criticism and Literary Taste in Europe. In 3 vols. Edinburgh- L., 1900−1904.
  188. Saunders D. Authorship and Copyright. L.- N.Y.: Routledge, 1992.
  189. Saunders J.W. The Profession of English Letters. L.- Toronto, 1964. -266 p.
  190. Scrutton T.E. An Examination of the Principles which should Regulate Literary and Artistic Property in England and Other Countries. L., 1883.
  191. Schoenfield M. The professional Wordsworth. Law, Labor and the Poet’s Contract. Athens, 1996.
  192. Siskin C. The Historicity of Romantic Discourse. N.Y., 1988.
  193. Siskin C. The Work of Writing. Literature and Social Change in Britain 1700−1830. Baltimore and London: The Johns Hopkins University Press, 1999.-285 p.
  194. Stillinger J. Multiple Authorship and the Myth of Solitary Genius. -N.Y., 1991.-259 p.
  195. Tillotson G. Criticism in the 19th century. Hamden, 1967. — 283 p.
  196. Tompkins J.P. The Reader in History: the Changing Shape of Literary Response // Reader Response Criticism: from Formalism to Post-Structuralism / Ed. by Tompkins J.P. — Baltimore Johns Hopkins University Press, 1980.-P. 201−232.
  197. Ward J.P. Wordsworth’s Language of Men. L.: — Barnes&Noble Books, 1984.
  198. Williamson D. Authorship and Criticism. Sydney, 1989. — 95 p.
  199. Wittkower R. Genius: Individualism in Art and Artists // Dictionary of the History of Ideas. -N.Y, 1973. Vol. II. P. 297−312.
  200. Woodmansee M. The Author, Art, and the Market: Rereading the History of Aesthetics. -N.Y., 1994. 200 p.
  201. Zall P.M. Wordsworth and the Copyright Act of 1842 // PMLA. Vol. LXX. № 1 (March 1955). P. 132−144.4661. Интернет ресурсы
  202. Boswell J. Life of Johnson, http://www.gutenberg.net/
  203. Byron G.G. The Blues: A Literary Eclogue. http://omega.cc .umb .edu/~fayen g/byblues .htm 1
  204. Bromwich D. Of the Mule Breed. http://www/irb.co.uk/v20ni0/brom2Qi0.htm
  205. Eilenberg S. Copyright’s Rhetoric and the Problem of Analogy in the British1 8th — century Debates, http://www.rc.umd.edu/praxis/law/eilenberg/sebg.htm
  206. Johnson S. Life of Swift. http//www.gutenberg.net/
  207. The Keepsake. 1829. http://www.rc.umd.edu/editions/contemps/lel/keepsake.htm
  208. Knox V. On Novel Reading. http://www.english.upenn.edu/~Etexts/knox.htm/
  209. Mill J.S. Autobiography. http://socserv2.socsci.mcmaster.ca/~econ/ugcm/3 i 13/mill/auto
  210. Wordsworth W. Advertisement. http://www.english.uperm.edu/~mgamer/Romantic/lbprose.htm l#advertisement
Заполнить форму текущей работой