Институт авторства в культуре английского романтизма: На материале творчества У. Вордсворта
Таким образом, становление социальных аспектов писательской роли утвердило автономное положение литератора, его независимость от аристократического патронажа, но вместе с тем поставило его в зависимость от нового (причем, не менее непредсказуемого и капризного, нежели вельможа) патрона в лице публики. Автор оказался на перепутье, поскольку публика стала для него источником независимости и вместе… Читать ещё >
Содержание
- ВСТУПЛЕНИЕ
- ГЛАВА 1. КАТЕГОРИЯ АВТОРА В РОМАНТИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКЕ
- 1. 1. переосмысление роли автора в творческом процессе. произведение как отражение личности автора и его биографии
- 1. 2. Автор и читатель. Романтическое искусство «живого чтения»
- ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ ЗАКОНА ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ В АНГЛИИ: ОТ ПАТЕНТНОЙ СИСТЕМЫ И ПРИВИЛЕГИЙ К ЗАЩИТЕ АВТОРСКИХ ПРАВ
- 2. 1. Патентная система и Компания издателей (Stationers' Company)
- 2. 2. Закон королевы Анны 1710 года и вопрос об авторских правах
- 2. 3. Борьба издателей за литературную собственность в 1735−74 гг
- 2. 4. Дискуссии о литературной собственности и понятие «оригинального гения»
- 2. 5. Закон об авторском праве 1814 года
- ГЛАВА 3. ИСТОРИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ПИСАТЕЛЕЙ
- 3. 1. XVI-XVII вв.: предпосылки профессионализации
- 3. 1. 1. Переход от рукописного к печатному способу производства
- 3. 1. 2. Рождение периодической печати и энциклопедический бум концаXVII в
- 3. 2. XVIII век. Формирование статуса профессионального писателя
- 3. 2. 1. Д. Дефо как первый писатель-профессионал
- 3. 2. 2. Авторы и издатели. Специфика авторского поведения А. Поупа и его роль в упрочении статуса писателя
- 3. 2. 3. Литературная карьера доктора Джонсона и кризис патронажной системы
- 3. 2. 4. «Автор по профессии» Оливер Голдсмит
- 3. 2. 5. Роман как средство профессионализации писателей
- 3. 2. 6. Судьба поэзии в эпоху становления рыночных отношений
- 3. 2. 7. Расширение читательских кругов и рост читательской активности в XV1I1 веке
- 3. 3. XIX век. Статус профессионального литератора в Англии в эпоху романтизма
- 3. 3. 1. Судьба немодного автора (невозможность профессии для У. Блейка)
- 3. 3. 2. В. Скотт иДж. Г. Байрон как издательские феномены эпохи
- 3. 3. 3. Место журналистики в литературной карьере Р. Саути, или как стать настоящим профессиональным писателем
- 3. 3. 4. Периодическая печать как средство профессионализации писателей
- 3. 4. Защита авторских прав: общественные организации и государственные институты Англии в XVIII—XIX вв.
- 3. 4. 1. 1735−1749 гг.: «Общество по содействию познанию»
- 3. 4. 2. Литературный фонд (1790г. — сер. Х1Хв.)
- 3. 4. 3. Идея государственного и общественного патронажа в эпоху романтизма
- 3. 1. XVI-XVII вв.: предпосылки профессионализации
- 4. 1. Предисловие к сборнику «Лирические баллады»: от «Анонса» 1798 года до «Дополнительного эссе» 1815 года
- 4. 2. «От
- 4. 3. Участие Уильяма Вордсворта в ежегоднике «Кипсек» («The Keepsake», 1829)
- 4. 4. История литературной репутации Уильяма Вордсворта
Институт авторства в культуре английского романтизма: На материале творчества У. Вордсворта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
16 Там же, с. 209.
17 А. Виала. Рождение писателя: социология литературы классического века// НЛО, № 35. Заметим, что в качестве методологической основы своих размышлений исследователь воспользовался социологией полей, разработанной Пьером Бурдье. По словам Виала, «социология литературного поля стремится поместить текст в рамки всей совокупности процессов, обеспечивающих его признание или непризнание как литературного» .
18 Б. Эйхенбаум. О литературе. С. 432 (Комментарии).
19 Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. — М.: Наследие, 1994. продемонстрировать изменчивость и историческую подвижность таких категорий, как «автор», «авторское право», «читатель», наконец, «литература», а также проследить связь между литературным рядом и социально-экономическими и юридическими условиями бытования литературы. В качестве материала нашего исследования мы избрали тот период в истории английской литературы, когда интересующие нас параметры (автор, социальный статус литератора, место литературы в обществе, читательская аудитория и т. д.) подверглись принципиальным изменениям в связи с серьезными трансформациями в социально-экономической сфере, что привело к становлению писательской профессии и образованию литературного рынка в современном понимании. Мы имеем в виду вторую половину XVIII — начало XIX вв., период, на который указывал Мишель Фуко в статье «Что такое автор?» (1969), когда говорил о моменте решающего культурного перелома и необходимости проблематизации категории авторства20.
Научная новизна исследования определяется тем, что в отечественном литературоведении ранее не предпринималось попыток комплексного анализа института авторства на материале английской литературы во всем многообразии исторических, юридических и социально-экономических аспектов. На избранном нами материале мы попытаемся продемонстрировать связь между литературой и сферой социальной истории и права.
Категория автора, одна из центральных в поэтике, начинает играть определяющую роль в эпоху романтизма. Именно во второй половине XVIIIначале XIX в. произошли существенные сдвиги в европейском культурном сознании, которые привели к формированию нового понятийного аппарата в философии и к отходу от традиционалистского канона в литературе. За этими изменениями стоит целый комплекс социально-экономических преобразований, связанных с завершением буржуазных революций в Европе,.
20 Интересно, что именно эта статья Фуко послужила идейным толчком для Вудманси и многих других исследователей института авторства. модернизацией, выдвижением среднего класса и зарождением основных институтов современной культуры.
В эстетике в результате этих процессов категория Автора приходит на смену доминантам господствовавшей до сих пор риторической поэтики -21.
Стилю и Жанру. Переосмысляется само понимание творческого процесса и определяющей роли в нем автора-создателя, «оригинального гения», который творит, исходя из себя самого, не нуждаясь при этом ни в какой посторонней силе (будь то божественное вдохновение или сформированное традицией ожидание аудитории). Творящий субъект предстает теперь как бесконечная энергия, которая находит воплощение в конечных объектаххудожественных произведениях. Все эти факторы способствуют укреплению автороцентристской модели, в рамках которой создатель художественного произведения из посредника между Богом и людьми или ловкого ремесленника превратился в альфу и омегу творческого процесса.
Однако наряду с вопросами литературной «технологии» (Б. Эйхенбаум), возникает проблема социального статуса писателя («как быть писателем» в изменившихся социально-экономических условиях), поскольку как раз в это время «писатель все больше теряет прямую зависимость от патрона и явно.
22 профессионализируется". Тогда же формируется новое понимание литературной деятельности как труда, в противовес представлениям предыдущей эпохи, когда писательство считалось приятным способом заполнения досуга.
Одновременно складываются новые условия и формы литературной работы и развивается литературный рынок. Рост читательской активности во второй половине XVIII века способствовал ускорению процесса профессионализации писательского труда, поскольку с расширением аудитории возможность жить на литературные гонорары становилась более.
21 Аверинцев С. С, Андреев МЛ., Гаспаров МЛ., Гринцер П. А., Михайлов A.B. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. — М.: Наследие, 1994. — С. 3−38.
22 Эйхенбаум Б. Литературный быт// Эйхенбаум Б. О литературе. — М., 1987. — С. 428−437. реальной. Сходную роль сыграли всевозможные периодические издания, которые начали появляться в Англии в XVIII столетии. Сотрудничество в журналах и газетах не раз выручало из очередного финансового кризиса таких известных литераторов, как Сэмюэль Джонсон, Генри Филдинг, а позднее Роберта Саути, С. Т. Кольриджа, Чарльза Диккенса и многих других.
Значительную роль в упрочении положения писателей сыграло юридическое оформление прав автора, признание за ним статуса собственника. Неслучайно Фуко в упомянутой выше статье непосредственно связывает возникновение самого понятия авторства с тем историческим моментом, когда «для текстов был установлен режим собственности, когда были изданы строгие законы об авторском праве». Сам Фуко определяет этот исторический момент концом XVIII — началом XIX века, поскольку именно в это время в странах Западной Европы (прежде всего, в Англии и во Франциив Германии это произошло гораздо позднее по причине государственной раздробленности и неоднородности законодательства по данному вопросу, что повлекло за собой процветание пиратства) интенсифицируется законотворческая деятельность в области авторского права при непосредственном участии самих писателей. Это свидетельствует о возросшем самосознании писателя — профессионала, который, с одной стороны, был готов нести ответственность за все им написанное, а с другой, претендовал на доходы от реализации созданного им произведения на книжном рынке.
Таким образом, изучение института авторства представляется неполным без учета его исторических и социокультурных аспектов. Целью данной работы является интердисциплинарный анализ принципиальных изменений в институте индивидуального авторства в эпоху романтизма. Чтобы обнаружить специфические черты, характерные для этого периода, необходимо восстановить его предысторию. С этой целью мы попытались проследить историю профессионализации писателей, их восприятия в обществе и самовосприятия, а также рассмотреть различные модели авторского поведения, типичные для того или иного автора (шире — эпохи), что было бы невозможно без анализа ряда других социальных ролей и профессий, без которых не существует ни одна развитая литературная система. Речь идет об издателях (книгопродавцах), читателях и критиках, чьим взаимоотношениям с писателями и посвящена глава об истории литературной профессии.
В качестве основного героя нашей диссертации выступает один из крупнейших представителей английского романтизма — поэт Уильям Вордсворт (1770−1850). Будучи крупным автором первой половины XIX века, Вордсворт являлся активным поборником авторских прав. В своей борьбе за улучшение юридических прав автора поэт использовал все имевшиеся в его распоряжении средства: сочинял стихи о несправедливом отношении к собственническим правам писателей, помещал письма в газетах, вел активную агитацию среди своих знакомых писателей и политиков, наконец, обращался с петициями в парламент, настаивая на необходимости защиты прав литераторов и их наследников. В переписке поэта, которую мы собираемся подвергнуть самому детальному анализу, содержится богатейший материал по истории литературного быта (отношения с издателями, с коллегами по цеху гонорары, взаимоотношения с публикой и критикой, юридический статус писателя, вопрос об авторском праве и многое другое). Кроме собственно поведенческих манифестаций Вордсворта, непосредственно связанных с его становлением как литераторапрофессионала, особый интерес для нас представляют теоретические разработки поэта, где он описал свою литературную практику: обозначил свойственное ему понимание функции поэзии, сформулировал и обосновал теорию «простого языка», а также определил роль Поэта в его отношениях с читателем. ъ Фуко М. Что такое автор? // Фуко М. Воля к истине / Пер. С. Табачниковой. — М., 1996. — С. 23.
В свою очередь, Диккенс и Бальзак, чьи литературные карьеры мы собираемся рассмотреть в главах, отнесенных в Приложение к диссертации, относятся к типу окончательно сформировавшегося профессионального писателя, который живет исключительно на свои литературные доходы.
Таким образом, мы попытаемся продемонстрировать все преимущества междисциплинарного подхода в изучении института авторства во всем многообразии связанных с ним теоретических, исторических и социально-экономических аспектов.
Заключение
.
На основе анализа английской культурной ситуации, мы пришли к выводу, что наступление XIX века ознаменовалось концом эпохи относительного равновесия между запросами аудитории и тем, что предлагали ей литераторы. Возник характерный для романтического восприятия мира конфликт между творческой личностью и толпой. Писатель, который пытался жить на литературные заработки, оказался перед выбором: согласовывать свое вдохновение с запросами публики или творить, не обращая внимания на вкусы толпы.
В эпоху романтизма авторы столкнулись с необходимостью совмещать высокий статус вдохновенного гения с торговой стороной писательской профессии. Экспансия рыночных отношений в литературный мир повлекла за собой маргинализацию авторов, чьи сочинения не были ориентированы на коммерческий успех (пример томуневозможность литературной профессии для У. Блейка). С другой стороны, оформление основных институтов, способствовавших окончательной социализации литераторов (расцвет периодики, гонорар, расширение читательских кругов, критика, дальнейшее укрепление юридического статуса автора и т. д.), привели к повышению и упрочению статуса писателя, укреплению его общественной роли и финансового благополучия. Прежде всего, это касалось модных писателей, которые вместе с популярностью обретали денежный достаток (Скотт, Байрон, Мур, позднее Диккенс).
Таким образом, становление социальных аспектов писательской роли утвердило автономное положение литератора, его независимость от аристократического патронажа, но вместе с тем поставило его в зависимость от нового (причем, не менее непредсказуемого и капризного, нежели вельможа) патрона в лице публики. Автор оказался на перепутье, поскольку публика стала для него источником независимости и вместе с тем рабства. С одной стороны, он приветствовал рождение публики, которую необходимо было завоевать в жесткой конкурентной борьбе с другими представителями литературной профессии, с другой, он боялся этого многоликого, а потому безликого, патрона. Расширение читательских кругов (а существование профессионального писателя невозможно при отсутствии широкого потребителя) стало причиной смены вкусовых доминант, демократизации литературы и упрощения ее идейного содержания, прежде всего, в журнальных жанрах и в так называемом библиотечном романе. Снижение общего уровня литературной продукции объясняется сменой ее основного социального заказчика: место аристократии занял новый потребитель из среднего класса, что не могло не повлиять на уровень литературного творчества. Таким образом, уже в первой трети XIX века определились основные составляющие оппозиции, определившей развитие словесной культуры последующих десятилетий как конфликт массовой и элитарной литературы, ближайшее свое выражение нашедший в движении сторонников «чистого искусства» .
Писатели романтического поколения безуспешно пытались соблюсти равновесие между представлениями о вдохновенном художнике и рыночными условиями литературного труда. В противном случае, отказ от социализации приводил писателя к маргинализации и отчуждению от широкой читательской аудитории. Профессионализация писательского труда освободила автора от аристократического патронажа, способствовала повышению общественного статуса и улучшению материального положения, но только при условии адаптации писателя к новым социально-экономическим реалиям литературной профессии.
В результате рассмотрения многообразного материала по биографии и творчеству У. Вордсворта, мы пришли к выводу, что поэт представлял собой переходный тип профессионального литератора, поскольку помимо собственно литературных заработков, у него имелись дополнительные источники дохода (сначала полученное им в молодости наследство, затем жалованье в должности сборщика налогов и, наконец, государственная пенсия, полученная им в старости). К тому же, в отличие от своих друзей Кольриджа и Саути, Вордсворт не сотрудничал в периодических изданиях, что объясняется его устойчивой неприязнью к журналам и обозрениям, сохранившейся со времен нападок рецензентов на его сборник «Лирические баллады». Несмотря на то, что Вордсворт принадлежит к переходному типу, его авторское поведение характеризуется уверенностью и агрессивностью настоящего профессионала.
Вместе с тем, поэту не удалось окончательно избавиться от инерции джентльменской этики, согласно которой истинный джентльмен не должен был сам зарабатывать на жизнь, чтобы избежать «клейма профессионализма». Отчасти с этими представлениями связано сложное отношение Вордсворта к участию в таких чисто коммерческих предприятиях, каким был иллюстрированный альманах «Кипсек». Поэт вынужден был каким-то образом совместить благородную роль джентльмена с активной позицией профессионального литератора. Чтобы примирить эти роли, необходимо было повысить социальный статус литератора. С этой целью Вордсворт стал принимать самое деятельное участие в парламентской кампании 1837−42 гг. по реформированию закона об авторском праве. Он выступал за бессрочность копирайта, справедливо полагая, что если авторские права перейдут в собственность писателей и.
976 их наследников, то литераторы «возвысятся в глазах публики. В результате, в 1842 году, отчасти благодаря активной деятельности Вордсворта, был принят новый закон об авторском праве, предусматривающий 42-летний срок защиты литературной собственности.
976 The Letters of William and Dorothy Wordsworth. Vol. VI, p. 636.
На основе предпринятого нами междисциплинарного анализа института авторства во всем многообразии связанных с ним теоретических, исторических и социально-экономических аспектов, мы пришли к следующим выводам:
1) Профессионализация писателей непосредственно связана с изменениями в социально-экономической и культурной сфере. Толчком к окончательному закреплению социальных, институциональных аспектов писательской профессии служит оформление институтов зрелого буржуазного общества, городской жизни и массовой культуры, в результате чего происходит автономизация литературной сферы, появляются литературный рынок и ряд социальных ролей, его обслуживающих (издатели, книготорговцы, критики и т. д.), возникает сеть литературных коммуникаций (журналы, газеты, библиотеки, читательские и дискуссионные клубы), расширяются читательские круги и укрепляется юридический статус литератора в качестве исключительного владельца авторских прав.
2) Принципиальные изменения в социальном бытии литературы совпали с существенными сдвигами в сфере эстетики, связанными с выдвижением категории Автора как оригинального гения и независимого творца уникальных произведений.
3) Оформление профессионального статуса писателя происходит синхронно в ряде европейских стран и приходится на 30−40-е гг. XIX в.
0*77.
Вордсворт, Диккенс — в Англии, Бальзак — во Франции). Эти неслучайные совпадения свидетельствуют об уникальности данного исторического периода, когда в жизни европейского общества происходят кардинальные изменения одновременно в социальной, юридической и собственно литературной сфере.
977 О профессиональной карьере Диккенса и Бальзака см. Приложение.
4) Профессионализация писателей непосредственным образом связана с юридическим оформлением прав автора и признанием за ним статуса собственника.
Список литературы
- Английская лирика первой половины XVII века / Составление, общая редакция А. Н. Горбунова. М.: Издательство Московского университета, 1989.
- Английская поэзия в русских переводах. М.: Прогресс, 1981.
- Байрон Дж.Г. Дневники. Письма. М.: Наука, 1963.
- Балланш П. С. Опыт об общественных установлениях в их отношении к новым идеям // Там же / Пер. с фр. В. А. Мильчиной. С. 70−93.
- Бальзак О. Монография о парижской прессе // Бальзак О. Изнанка современной истории: Избранное / Пер. с фр., сост. и примеч. В. А. Мильчиной. М.: Независимая газета, 2000. — С. 329−436.
- Бальзак О. Очерки. Письма // Бальзак О. Собрание сочинений в 24-х томах.-М., 1960. Т. 23.
- Бальзак О. Письмо французским писателям XIX века // Бальзак О. Собрание сочинений в 24-х томах. М., 1960. Т. 24.
- Вордсворт У. Избранная лирика / Составление, предисловие и комментарии Е. Зыковой. М.: Радуга, 2001.
- Голдсмит О. Гражданин мира, или Письма китайского философа, проживающего в Лондоне, своим друзьям на Востоке / Пер. с англ. и сост. А. Г. Ингера. М.: Наука, 1974.
- Дефо Д. Счастливая куртизанка или Роксана / Пер. с англ. Т. М. Литвиновой. М.: Наука, 1993.
- Европеец. Журнал И. В. Киреевского. 1832. М.: Наука, 1989. — 536 с.
- Западная поэзия конца XVIII- начала XIX веков. М.: Лабиринт, 1999.
- Из истории английской эстетической мысли XVIII века. М.: Искусство, 1982.
- Кант И. Критика способности суждения. М.: Искусство, 1994. — 367 с.
- Ките Д. Стихотворения. Л.: Наука, 1986.
- Кольридж С.Т. Избранные труды. М.: Искусство, 1987.
- Кольридж С.Т. Стихи / Под ред. А. А. Елистратовой и А. И. Горбунова. -М.: Наука, 1974.
- Локк Д. Два трактата о правлении // Локк Д. Сочинения в трех томах. -М.: Мысль, 1985. Т. III.
- Мильтон Д. Ареопагитика // Корабли мысли. Зарубежные писатели о книге, чтении, библиофилах. Рассказы, памфлеты, эссе. М.: Книга, 1980. — С. 25−45.
- Пикок Т.Л. Четыре века поэзии И Пикок Т. Л. Аббатство кошмаров. Усадьба Грилла. М.: Наука, 1988. — С. 237−249.
- Свифт Дж. Письма / Составление, предисловие, перевод и примечания А. Ливерганта. М.: Текст, 2000.
- Теккерей У. Ярмарка тщеславия. В двух томах. Минск, 1956.
- Фильдинг Г. История Тома Джонса найденыша. М.: ОГИЗ, 1947.
- Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А. Эстетика. -М.: Искусство, 1973. 479 с.
- Хэзлитт У. Мое первое знакомство с поэтами П Кольридж С.Т. Стихи. Дополнения М., 1974. — С. 188−201.
- Шелли П. Б. Письма. Статьи. Фрагменты. М.: Наука, 1972.
- Шеллинг Ф. Об отношении изобразительных искусств к природе // Шеллинг Ф. Сочинения. М.: Мысль, 1998. — С. 893−937.
- Шефтсбери. Солилоквия, или Совет автору // Шефтсбери. Эстетические опыты. М.: Искусство, 1975. — С. 331−456.
- Шлегель Ф. Критические фрагменты. Фрагменты. О философии // Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В двух томах. М.: «Искусство», 1983. Т. I.
- Эстетика немецких романтиков. М.: Искусство, 1987. — 736 с.
- Источники на иностранных языках.
- Barrett Elizabeth to Mr. Boyd / Ed. by Barbara P. McCarthy. L., 1955.
- Browning R. Bishop Blougram’s Apology // The Works / With an Introduction by Dr. Tim Cook, and Bibliography. The Wordsworth Library, 1994. — P. 437−448.
- Browning R. The Lost Leader // The Works of Robert Browning / With an Introduction by Dr. Tim Cook, and Bibliography. The Wordsworth Poetry Library, 1994.-P. 208.
- Byron G. G. «Famous in My Time». Byron’s Letters and Journals. 18 101 812 // Byron’s Letters and Journals / Ed. by Leslie A. Archand. -Cambridge- Massachusetts: Harvard University Press, 1973. Vol. II. 298 p.
- Bulwer-Lytton E. England and the English // Bulwer-Lytton E. The Complete Works. Leipzig, 1834. Vol. II. — 506 p.
- Burke P. A Treatise on the Law of Copyright, in Literature, the Drama, Music, Engraving and Sculpture- and also in Designs for Ornamenting Articles of Manufacture Including the Recent Statutes on the Subject. L., 1842.
- Carlyle T. The Condition of England // The Portable Victorian Reader / Ed. with an Introduction by Gordon S. Haight. Penguin Books, 1977. — P.48−53.
- Claims of Literature: The Origin, Motives, Objects, and Transactions of the Society for the Establishments of a Literary Fund. L., 1802. — 278 p.
- Coleridge J. T. A Memoir of Rev. John Keble. Oxford- L., 1869.
- Coleridge S. T. Biographia Literaria or Biographical Sketches of my Literary Life and Opinions / Ed. with an introduction by G. Watson. L.- N.Y., 1956.-303 p.
- De Quincey T. The English Mail Coach II De Quincey T. Works. -Edinburgh: Adam and Charles Black, 1863. P. 287−352.
- De Quincey T. Recollections of the Lakes and the Lake Poets. Penguin Books, 1970.
- Disraeli B. Vivian Grey. By the Earl of Beaconsfield. L.: Longmans, Green, and Co., 1892. — 487 p.
- Disraeli I. Curiosities of Literature / Ed. with a Memoir and Notes, by his Son, the Earl of Beaconsfield. In three Volumes. Vol. I. L., 1881.
- Disraeli I. Miscellanies of Literature // Disraeli I. Literary Miscellanies. Quarrels of Authors. Calamities of Authors. The Literary Character. L.: Edward Moxon, 1840. — P. 49−63.
- Duppa R. An Address to the Parliament of Great Britain, on the Claims of Authors to their Own Copy Right // The Pamphleteer. № 3. 1813.
- Enfield W. Observations on Literary Property. L., 1774.
- Field Barron. Memoirs of Wordsworth / Ed by Geoffrey Little. Sydney University Press, 1975. — 142 p.
- Gillies R. P. Memoirs of a Literary Veteran- Including Sketches and Anecdotes of the Most Distinguished Characters from 1794 to 1849. In 3 volumes. L., 1851. Vol. III. — 339 p.
- Godson R. A Practical Treatise on the Law of Patents for Inventions and of Copyright- with an Introductory Book on Monopolies- Illustrated with Notes of the Principal Cases. -L., 1823.
- Hazlitt W. On Genius and Common Sense // Hazlitt W. Table Talk or Original Essays by William Hazlitt. London&Toronto., n.d. — P. 31−50.
- Hazlitt W. On the Aristocracy of Letters // Ibid. P. 205−214.
- Hazlitt W. On Criticism // Ibid. P. 214−226.
- Hazlitt W. On familiar Style // Ibid. P. 242−48.
- Hazlitt W. On Patronage and Puffing // Ibid. P. 289−302.
- The Keepsake for 1828. L., 1827. — 312 p.
- The Keepsake for 1829. Ed. By F. M. Reynolds. L., 1829. — 360 p.
- Kingsley C. Cheap Clothes and Nasty // The Portable Victorian Reader / Ed. with and Introduction by Gordon S. Haight. Penguin Books, 1977. — P. 115−127.
- Lewes G.H. Principles of Success in Literature. Boston- N.Y.- Chicago: Allyn and Bacon, 1917. — 163 p.
- Lockhart J.G. Life of Sir Walter Scott begun by Himself and Continued by J.G. Lockhart. Edinburgh: Adam and Charles Black, North Bridge, 1853.
- Macaulay T. B. Speeches on Copyright // Macaulay T. B. Speeches of Lord Macaulay Corrected by Himself. L.: Longmans, Green, Reader, and Dyer, 1865.-P. 109−122.
- A Proposed New Law of Copyright- of the Highest Importance to Authors, and to the Inhabitants of Great Britain and Ireland: in a Letter Addressed to Mr. Sergeant Talfourd, M.P. by a Friend of Author. L., 1838.
- Robinson H. C. Henry Crabb Robinson on Books and Writers. In 3 vols / Ed. by Edith J. Morley. L., 1938.
- Southey R. Inquiry into the Copyright Law II Quarterly Review, № 21. 1819. P. 196−213.
- Southey R. Letters. A Selection / Edited with an Introduction and Notes by Maurice H. Fitzgerald. L., N.Y., Toronto & Melbourne, 1812.
- Spedding J. Publishers and Authors. L., 1867.
- Statutes of the United Kingdom of Great Britain and Ireland, 5 and 6 Victoria. L.: Her Majesty’s Printers, 1842.
- Talfourd T.N. Three Speeches. In Favour of a Measure for an Extention of Copyright. L., 1840.
- Tegg T. Remarks on the Speech of Sergeant Talfourd, on Moving for Leave to Bring in a Bill to Consolidate the Laws Relating to Copyright, and to Extend the Term of its Duration. L., 1837. — 23 p.
- Wordsworth C. The Early Wordsworthian Milieu. A Notebook of Christopher Wordsworth with a Few Entries by William Wordsworth / Ed. by Z.S. Fink. Oxford, 1958.
- Wordsworth W. A Critical Anthology / Ed. by G.P. McMaster. -Harmondsworth, 1974. 552 p.
- Wordsworth Dorothy and William. The Letters of Dorothy and William Wordsworth / Ed. by E. de Selincourt. The Early Years, 1787−1805. -Oxford, 1935. The Middle Years in Two Volumes. Oxford, 1937. The Later Years in Three Volumes. — Oxford, 1939.
- Wordsworth W. Letters of W. Wordsworth. A New Selection / Ed. by Alan G. Hill. Oxford: Oxford University Press, 1984.
- Wordsworth W. The Poetical Works of William Wordsworth / Ed. from the manuscripts with textual and critical notes by E. De Selincourt. 4 vols. -Oxford: Clarendon Press, 1940−47.
- Wordsworth W. The Prose Works in 3 Volumes / Ed. by W.J.B. Owen and J.W. Smyser. Oxford, 1974.
- Wordsworth W. The Works of William Wordsworth. The Wordsworth Poetry Library, 1994.
- Young E. Conjectures on Original Composition. In a Letter to the Author of Sir Charles Grandison. -L.: L. Millar and R. And J. Dodsley, 1759.
- Young E. Conjectures on Original Composition. Manchester, 1918.
- Бахтин М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. — С. 9−226.
- Бодэн Т. На пути к Человеческой комедии // Оноре де Бальзак. Денди и творец. Исследования, материалы каталог выставки, альбом. М., 1997. -С. 43−52.
- Вайнштейн О. Б. Восприятие Озерной школы в России // Вестник Московского университета. Серия Филология. М., 1981. № 6. — С. 5962.
- Гилберт К., Кун Г. История эстетики. В 2-х книгах. М.: Издательская группа «Прогресс», 2000.
- Гриц Т., Тренин В., Никитин М. Словесность и коммерция. Книжная лавка А. Ф. Смирдина / Под ред. В. Б. Шковского и Б. М. Эйхенбаума. -М.: Аграф, 2001.-304 с.
- Дайчес Д. Сэр Вальтер Скотт и его мир / Предисловие, перевод и комментарии В. Скороденко. М.: Радуга, 1987. — 175 с.
- Дмитриев В.Г. Скрывшие свое имя (из истории анонимов и псевдонимов). М.: Наука, 1977. — 312 с.
- Долинин А. История, одетая в роман. Вальтер Скотт и его читатели. -М.: Книга, 1988. -316 с.
- Дьяконова Н. Я. Английский романтизм. Проблемы эстетики. М.: Наука, 1978.-206 с.
- Жирмунский В. М. Английский предромантизм // Там же. С. 149 174.
- Жирмунский В. М. Уильям Блейк // Там же. С. 175−187.
- Жирмунский В. М. Байрон // Там же. С. 188−244.
- Лотман Ю.М. Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века // Лотман Ю. М. Избранные статьи в трех томах. Таллинн: Александра, 1992. Т. I. — С. 248−268.
- Лотман Ю.М. О Хлестакове // Там же. С. 337−364.
- Оссовская М. Джентльмен // Рыцарь и буржуа. Исследование по истории морали. М.: Прогресс, 1987. — С. 127−156.
- Пирсон X. Вальтер Скотт / Перевод с английского, предисловие и комментарии В. Скороденко. М.: Молодая гвардия, 1978. — 303 с.
- Тодоров Ц. Теории символа / Пер. с фр. Б. Нарумова. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. -408 с.
- Фуко М. Порядок дискурса // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М.: Касталь, 1996. — С.47−97.
- Функе Ф. Книговедение. Исторический обзор книжного дела. М.: Высшая школа, 1982. — 295 с.
- Abrams М.Н. The Mirror and the Lamp: Romantic Theory and the Critical Tradition. L.- Oxford- N.Y.: Oxford University Press, 1971.- 401 p.
- Altick R.D. The English Common Reader. A Social History of the Mass Reading Public 1800−1900. Chicago: The University of Chicago Press, 1957. — 430 p.
- Atto C. The Society for the Encouragement of Learning // The Library. 4th ser. Vol. XIX. № 3 (December 1938). P. 263−288.
- Author / Publisher Relations during the 18th and 19th centuries / Ed. by R. Myers and M. Harris. Oxford: Oxford Polytechnic Press, 1983. — 175 p.
- Aydelotte W.O. Parties and Issues in early Victorian England // The Journal of British studies. Vol. V. № 2. May 1966. P. 95−114.
- Bauer N.S. Wordsworth: a Reference to British Criticism. Boston, 1978.
- Birrell A. Copyright in Books. -L., 1899.
- Blanshard F. Portraits of Wordsworth. L., 1959. — 208 p.
- Bonham-Carter V. The Evolution of Authorship as a Business, 15 001 800 // Bonham-Carter V. Authors by Profession. L., 1987. — P. 11−32.
- Books and their Readers in 18th century England / Ed. by Rivers I. -Leicester- N.Y., 1982. — 267 p.
- Brook T. Cross Examinations of Law and Literature. — Cambridge: Cambridge University Press, 1987. — 300 p.
- Burke S. The Death and Return of the Author. Criticism and Subjectivity in Barthes, Foucault and Derrida. Edinburgh University Press, 1999. — 258 P
- Cantor P.A. Creator and Creation: Myth Making and English Romanticism. — Cambridge: Cambridge University Press, 1984. — 223 p.
- Cohen B.A. Law of Copyright. With an Appendix of Statutes. L.: Jordan & Sons, Ltd., 1896.-207 p.
- Collins A.S. The Profession of Letters. A Study of the Relation of Author to Patron, Publisher, and Public, 1780−1832. N.Y.: E.P. Dutton&Company, 1929.-279 p.
- The Construction of Authorship. Textual Approbation in Law and Literature / Ed. M. Woodmansee and P. Jaszi. Durham- L.: Duke University Press, 1994. — 462 p.
- Cross N. The Common Writer: Life in the 19th century Grub Street. -Cambridge, 1985.-272 p.
- Cruse A. The Englishman and His Books in the Early Nineteenth Century. L.- Bombay- Sidney: George G. Harrap & Company Ltd., 1930. -301 p.
- Cruse A. The Victorians and Their Books. L.: George Allen&Unwin Ltd, 1935.-444 p.
- Curtis J. R. Wordsworth’s Experiments with Tradition: the Lyric Poems of 1802.-Ithaca- L., 1971.-227 p.
- Curtis J.R. Matthew Arnold’s Wordsworth // The Mind in Creation: Essays on English Romantic Literature / Ed. by J. Douglas Kneale. -Montreal, 1992. P. 44−57.
- Curtius E.R. European Literature and the Latin Middle Ages / Translated from German by W.R. Task. -L.: Routledge&Kegan Paul, 1979.
- Day A. Romanticism, the New Critical Idiom. -L., 1996. 217 p.
- DeMaria R., Jr. The Ideal Reader: A Critical Fiction // PMLA. Vol. 93. № 3 (May 1978). P. 463−474.
- Docherty T. On Modern Authority: the Theory and Condition of Writing 1500 to the Present Day. Brighton: Harvester, 1987. — 310 p.
- Eagleton T. The Function of Criticism: From the Spectator to Post-Structuralism. L.: Verso, 1985. — 133 p.
- Eagleton T. The Ideology of Aesthetic. Oxford- Cambridge: Basil Blackwell, 1990.-426 p.
- Eilenberg S. Mortal Pages: Wordsworth and the Reform of Copyright // Eilenberg S. Strange Power of Speech: Wordsworth, Coleridge and Literary Possession. N.Y.- Oxford: Oxford University Press, 1992. — P. 192−212.
- Eisenstein E. The Printing Press as an Agent of Change. Cambridge: Cambridge University Press, 1980.
- Erickson L. The Economy of Literary Form: English Literature and the Industrialization of Publishing, 1800−1850. Baltimore- L.: Johns Hopkins University Press, 1996. — 289 p.
- Ewart K. Copyright. Cambridge, 1952. — 18 p.
- Fay E.A. Becoming Wordsworthian. A Performative Aesthetics. The University of Massachusetts Press, 1995. — 279 p.
- Feather J. P. Publishers and Pirates. British Copyright Law in Theory and Practice, 1710 1775. Part I // Publishing History. The Social, Economic and Literary History of Book, Newspaper and magazine Publishing. -Cambridge, 1987. Vol. XXII. P. 21−32.
- Frye N. A Study of English Romanticism. N.Y., 1968. — 180 p.
- Galperin W. H. Revision and Authority in Wordsworth: The Interpretation of Career. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1989.-255 p.
- Garber F. Wordsworth and the Poetry of Encounter. Urband: University of Illinois Press, 1971.- 195 p.
- Gill S. Copyright and the Publishing of Wordsworth, 1850−1900 // Literature in the Marketplace: 19 -century British publishing and reading practices. Cambridge, 1995.
- Gill S. William Wordsworth. A Life. Oxford- N.Y.: Oxford University Press, 1990.- 513 p.
- Gill S. Wordsworth and the Victorians. Oxford, 1998.
- Goldstein P. Copyright’s Highway: from Gutenberg to the Celestial Jukebox. N.Y.: Hill and Wang, 1996. — 261 p.
- Graff G. Professing Literature: An Institutional History. Chicago, 1987.
- Greenbie M.L.B. Wordsworth’s Theory of Poetic Diction. N.Y., 1977. -187 p.
- Greenblatt S. Towards a Poetics of Culture // The New Historicism / Ed. by H. Aram Veeser. N.Y., L.: Routledge, 1989. — p. 1−14.
- Gross J. The Rise and the Fall of the Man of Letters. Aspects of English Literary Life since 1800. L.: Weidenfeld andNicolson, 1969. — 322 p.
- Hartman G.H. Wordsworth’s Poetry, 1987−1814. New Haven- L.: Yale University Press, 1965. — 418 p.
- Hayden J.O. The Romantic Reviewers. 1802−1824. L.: Routledge&Kegan Paul, 1969. — 330 p.
- Heath W. Wordsworth and Coleridge: A Study of their Literary Relations in 1801−1802.-Oxford, 1970.
- Hepburn J. The Author’s Empty Purse and the Rise of the Literary Agent. -Oxford, 1968.- 135 p.
- Hobsbaum P. The Essential Wordsworth // Hobsbaum P. Tradition and Experiment in English Poetry. L., 1979. — P. 180−205.
- Holub R.C. The Rise of Aesthetics in the Eighteenth Century // Comparative Literature Studies. Vol. XV. № 3 (September 1978). P. 271 283.
- Jacobus M. Tradition and Experiment in Wordsworth’s Lyrical Ballads. -Oxford: Clarendon Press, 1976. 293 p.
- Kaplan B. An Unhurried View of Copyright. N.Y.: Columbia University Press, 1967.
- Kernan A. Printing Technology, Letters and Samuel Johnson. Princeton, 1987. -357 p.
- Klancher J.P. English Romanticism and Cultural Production // The New Historicism / Ed. by H. Aram Veeser. N.Y., L.: Routledge, 1989. — P. 7788.
- Klancher J.P. The Making of English Reading Audiences, 1790−1832. -Madison: University of Wisconsin Press, 1987. 210 p.
- Laurenson D.T., Swingewood A. The Sociology of Literature. L.: MacGibbon and Kee, 1972. — 281 p.
- Leavis Q.D. Fiction and the Reading Public. L.: Chatto&Windus, 1965.345 p.
- Lough J. Writer and Public in France from the Middle Ages to the Present Day. Oxford, 1978.- 435 p.
- Manning P.J. Wordsworth in the Keepsake, 1829 // Literature in the Marketplace. Cambridge Studies in the 19th century Literature and Criticism. — Cambridge: Cambridge University Press, 1999.
- McCarthy T.J. Relationships of Sympathy. The Writer and the Reader in British Romanticism. -L.: Scolar Press: Gower House, 1997. 171 p.
- McFarland T. The Originality Paradox // McFarland T. Originality and Imagination. Baltimore and L.: The Johns Hopkins University Press, 1985. -P. 1−30.
- Merriam H.G. Edward Moxon: Publisher of Poets. New York: Columbia University Press, 1939. — 222 p.
- Montrose L.A. Professing the Renaissance: The Poetics and Politics of Culture // The New Historicism / Ed. by H. Aram Veeser. N.Y.- L.: Routledge, 1989. — P. 15−36.
- Moorman M. William Wordsworth: A Biography. 2 vols. L.- Oxford: Clarendon Press, 1957−65.
- Mumby F.A. Publishing and Bookselling. L.: Jonathan Cape, 1974. -232 p.
- Murphy P. Poetry as an Occupation and an Art in Britain, 1760−1830. -Cambridge University Press, 1993. 270 p.
- Noyes R. Wordsworth and the Copyright Act of 1842: Addendum // PMLA. Vol. LXXVI. № 4 (September 1961). P. 380−83.
- O' Donnel B. He Passion of Meter: A study of Wordsworth’s Metrical Art. Kent- Ohio- L.: Kent State University Press, 1995. — 290 p.
- Nowell-Smith S. International Copyright Law and the Publisher in the Reign of Queen Victoria. Oxford, 1968.
- Oates J.C.T. Cambridge University and the Reform of the Copyright Act, 1805−1813 II The Library. 5th ser. Vol. XXVII (December 1972). P. 275−92.
- Owen W.J.B. Wordsworth as Critic. Toronto, 1971.
- Owen W.J.B. Costs, Sales, and Profits of Longman’s Editions of Wordsworth // The Library. 2nd ser. (1957). P. 93−107.
- Owen W.J.B. Letters of Longman and Co. to Wordsworth, 1814−36 // The Library. 5th ser. (1954). P. 25−34.
- Parrish S.M. The Art of the Lyrical Ballads. Cambridge- Massachussetts: Harvard University Press, 1973.
- Parsons I. Copyright and Society // Essays in the History of Publishing / Ed. by Briggs A. L., 1974. — P. 29−60.
- Patterson L.R. Copyright in Historical Perspective. Vanderbilt University press, 1968. — 264 p.
- Peek K.M. Wordsworth in England: Studies in the History of his Fame. -New York, 1969.-276 p.
- Pinion F.B. A Wordsworth Companion. Survey and Assessment. L.: MacMillan, 1994.
- Piper D. The Image of the Poet: British Poets and their Portraits. -Oxford, 1982.
- Plant M. The English book trade. An Economic History of the Making and Sale of Books. L., 1965.
- Posner R. The Regulation of Literature by Law // Law and Literature: Misunderstood Relation. Cambridge- L., 1988. — P. 319−353.
- Pricket S. Wordsworth and Coleridge: the Lyrical Ballads. L., 1975. -64 p.
- Print and the People, 1819−1851 / Ed. By Louis J.-L., 1976. 368 p.
- Reader R.M. Wordsworth and the Beginnings of Modern Poetry. L.: Barnes & Noble Books, 1981.- 245 p.
- Reader W.J. Professional Men: The Rise of the Professional Classes in the 19th century England. L., 1966. — 248 p.
- Renier A. Friendship’s Offering: An Essay on the Annuals and Gift Books of the 19th century. L., 1964. — 25 p.
- Rose M. Authors and Owners: the Invention of Copyright. Cambridge, 1993.- 176 p.
- Ross T. The Emergence of «Literature»: Making and Reading the English Canon in the Eighteenth Century // ELH. Vol. VXIII. № 2 (Summer 1996). P. 397−422.
- Saintsbury G. History of Criticism and Literary Taste in Europe. In 3 vols. Edinburgh- L., 1900−1904.
- Saunders D. Authorship and Copyright. L.- N.Y.: Routledge, 1992.
- Saunders J.W. The Profession of English Letters. L.- Toronto, 1964. -266 p.
- Scrutton T.E. An Examination of the Principles which should Regulate Literary and Artistic Property in England and Other Countries. L., 1883.
- Schoenfield M. The professional Wordsworth. Law, Labor and the Poet’s Contract. Athens, 1996.
- Siskin C. The Historicity of Romantic Discourse. N.Y., 1988.
- Siskin C. The Work of Writing. Literature and Social Change in Britain 1700−1830. Baltimore and London: The Johns Hopkins University Press, 1999.-285 p.
- Stillinger J. Multiple Authorship and the Myth of Solitary Genius. -N.Y., 1991.-259 p.
- Tillotson G. Criticism in the 19th century. Hamden, 1967. — 283 p.
- Tompkins J.P. The Reader in History: the Changing Shape of Literary Response // Reader Response Criticism: from Formalism to Post-Structuralism / Ed. by Tompkins J.P. — Baltimore Johns Hopkins University Press, 1980.-P. 201−232.
- Ward J.P. Wordsworth’s Language of Men. L.: — Barnes&Noble Books, 1984.
- Williamson D. Authorship and Criticism. Sydney, 1989. — 95 p.
- Wittkower R. Genius: Individualism in Art and Artists // Dictionary of the History of Ideas. -N.Y, 1973. Vol. II. P. 297−312.
- Woodmansee M. The Author, Art, and the Market: Rereading the History of Aesthetics. -N.Y., 1994. 200 p.
- Zall P.M. Wordsworth and the Copyright Act of 1842 // PMLA. Vol. LXX. № 1 (March 1955). P. 132−144.4661. Интернет ресурсы
- Boswell J. Life of Johnson, http://www.gutenberg.net/
- Byron G.G. The Blues: A Literary Eclogue. http://omega.cc .umb .edu/~fayen g/byblues .htm 1
- Bromwich D. Of the Mule Breed. http://www/irb.co.uk/v20ni0/brom2Qi0.htm
- Eilenberg S. Copyright’s Rhetoric and the Problem of Analogy in the British1 8th — century Debates, http://www.rc.umd.edu/praxis/law/eilenberg/sebg.htm
- Johnson S. Life of Swift. http//www.gutenberg.net/
- The Keepsake. 1829. http://www.rc.umd.edu/editions/contemps/lel/keepsake.htm
- Knox V. On Novel Reading. http://www.english.upenn.edu/~Etexts/knox.htm/
- Mill J.S. Autobiography. http://socserv2.socsci.mcmaster.ca/~econ/ugcm/3 i 13/mill/auto
- Wordsworth W. Advertisement. http://www.english.uperm.edu/~mgamer/Romantic/lbprose.htm l#advertisement