Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Личностные детерминанты процесса профессионального становления менеджеров в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выпускники должны обладать адекватным уровнем социального воображения, что выражается в реалистичном восприятии себя как профессионала. Социальный интеллект будущего менеджера должен характеризоваться навыками системного мышления и умением применять системный подход к решению различных проблем и ситуаций. Высокий уровень социально-перцептивных способностей может характеризоваться выработкой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Особенности современного процесса подготовки специалистов в области управления в условиях высшего профессионального образования
    • 1. 1. Современная модель эффективного менеджера в науке и практике управления I q
    • 1. 2. Специфика процесса формирования профессионального эффективного менеджера
    • 1. 3. Значимость формирования адекватных представлений о профессии и личности менеджера в процессе подготовки специалистов в области управления в вузе
    • 2. 1. Анализ социально-психологических подходов к изучению личности и характеристика социально-значимых личностных качеств менеджера
    • 2. 2. Условия и факторы формирования социально-значимых личностных детерминант в процессе профессионального становления менеджеров
  • Глава 2. Социально-психологические аспекты процесса профессионально-личностного становления менеджеров в вузе
    • 2. 3. Обоснование внедрения комплексного применения социально-психологических методов диагностики в систему совершенствования образовательных технологий ^
  • Глава 3. Разработка и внедрение личностно-ориентированного подхода в процесс профессионального становления менеджеров в вузе
    • 3. 1. Описание процедуры и методов социально-психологического исследования, характеристика экспериментальной выборки i о
    • 3. 2. Анализ результатов исследования и их сопоставление с концептуальными представлениями о личности эффективного менеджера
    • 3. 3. Рекомендации по использованию результатов социально-психологической диагностики в системе управления качеством образовательной деятельности вуза

Личностные детерминанты процесса профессионального становления менеджеров в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Начало XXI века в России характеризуется беспрецедентным ростом спроса на высшее образование наряду со всё большим осознанием его решающего значения для социально-культурного и экономического развития страны. Неотъемлемое условие обновления общества — освоение людьми новых социальных навыков и ролей, развитие культуры социального поведения граждан с учетом открытости общества, его быстрой информатизации, роста динамики изменений. Большую роль в этом играет модернизация системы высшего профессионального образования.

Среди концептуальных приоритетов развития и совершенствования системы образования отмечаются:

• облегчение социализации в рыночной среде через формирование социально-ответственной личности посредством освоения молодыми поколениями основных социальных навыков, практических умений в области экономики и социальных отношений;

• обеспечение социальной мобильности в обществе через освоение молодым поколением возможностей быстрой смены социальных и экономических ролей;

• поддержка вхождения новых поколений в глобализированный мир, открытое информационное сообщество и др.

Решение существующих проблем и задач требует структурного, содержательного и методологического обновления всей системы высшего образования, повышения его качества и соответствия структуре потребностей рынка труда. Особое внимание необходимо уделить поиску методов повышения эффективности подготовки специалистов в области управления, так как ключевым фактором роста социально-экономического потенциала любого государства является эффективное управление.

Проблема качественной подготовки высококвалифицированных менеджеров весьма актуальна для России. Деятельность специализированных вузов должна быть нацелена на опережающий уровень подготовки мобильных и конкурентоспособных менеджеров XXI века с учетом современных мировых тенденций и главного критерия качества подготовки специалистов — их профессиональной востребованности и конкурентоспособности.

Вышесказанное обусловливает острую практическую необходимость изучения одного из сложных объектов процесса социально-психологического воздействия в рамках реализации образовательных программ в вузах по подготовке управленческих кадров, которым является личность будущего специалиста, в контексте модернизации системы образования в условиях развития рыночной экономики в России.

Социально-психологические характеристики будущего специалиста в области менеджмента в значительной степени определяют успешность его адаптации и социализации на этапе начала самостоятельной трудовой деятельности. Это определяет привлекательность и целесообразность изучения социально-психологических особенностей личности будущего специалиста в рамках формирования системы управления качеством менеджмент-образования с целью повышения конкурентоспособности вуза в современных условиях модернизации общества и системы образования.

Гипотеза исследования состоит в том, что одним из главных компонентов качества процесса профессиональной подготовки управленческих кадров в условиях современного высшего профессионального образования является совокупность социально-значимых личностных характеристик будущих менеджеров, влияющих на успешность их профессионально-трудовой деятельности.

Цель исследования — структурировать модель успешного будущего менеджера с учётом социально-значимых личностных характеристик, а также определить социально-психологические условия и факторы воздействия на процесс формирования у будущих специалистов в области управления адекватных представлений о профессиональной деятельности во время подготовки в вузе.

Цель исследования конкретизирована в следующих задачах:

— на основании анализа научно-теоретических, нормативных и периодических источников информации выявить роль и значение формирования адекватных представлений о профессиональной деятельности и личности менеджера в процессе профессиональной подготовки специалистов в области управления в условиях высшего профессионального образования;

— доказать, что комплексное применение социально-психологических методов диагностики по выявлению у будущих специалистов в области управления социально-значимых личностных характеристик и актуальных представлений о профессии с целью их сопоставления с концептуальными представлениями о личности эффективного менеджера может являться действенным инструментом повышения качества образовательных технологий;

— на основании экспериментального исследования выявить реальные психологические портреты будущих специалистов в области управления, сопоставить их с современной моделью эффективного менеджера и предложить конкретные рекомендации по использованию результатов социально-психологической диагностики для совершенствования процесса профессиональной подготовки менеджеров в вузе.

Объектом исследования является процесс профессионального становления менеджеров, соответствующий современному специализированному образованию управленческих кадров. Предмет исследования — изучение социально-значимых личностных детерминант (личностных ориентаций) будущих специалистов в области менеджмента как результата социально-психологического воздействия в ходе образовательного процесса в вузе.

Теоретической базой исследования послужили современные научно-теоретические разработки по социальной психологии, социологии и психологии управления, управлению персоналом и менеджментунаучно-методические рекомендации по проблемам образования в области управленияметодологические разработки и рекомендации в области социальной психологиипериодические издания по вопросам управления карьерой и профессиональной подготовкинормативно-правовые источники, затрагивающие вопросы управления и модернизации образования и др.

Методология исследования основывается на использовании таких научных методов как метод теоретического анализа и синтеза, системный и структурный анализ, социально-психологические методы диагностики, статистический и сравнительный анализ, классификация и др.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: систематизированы требования к молодым специалистам в области управления, на основе которых разработана модель успешного молодого менеджера с учетом его личностных особенностейопределена взаимосвязь профессиональных требований и личностных особенностей будущих менеджеров, влияющая на успешность адаптации к профессионально-трудовой деятельностивыявлены основные показатели качества подготовки менеджеров в вузе и обосновано применение социально-психологических методов диагностики в качестве инструментов оценки и корректировки образовательных технологий с целью повышения их эффективности.

Практическая значимость полученных результатов определяется возможностью использования в образовательной деятельности вуза выявленных социально-психологических особенностей личности менеджера как показателей качества профессиональной подготовки, а также адаптации молодых специалистов.

Система качества образования в вузах может опираться на выявленную в данной работе модель будущего специалиста с учетом его социально-значимых характеристик, а также использовать социально-психологические методы диагностики в качестве инструментов оценки и корректировки образовательных технологий.

Учет описанных в работе способов совершенствования образовательных технологий и специфики их применения в рамках обучения управленческих кадров позволит вузам оптимизировать процесс профессиональной подготовки выпускников, повышая их успешность и конкурентоспособность.

Апробация работы. Основные идеи диссертационного исследования были представлены на Международной научно-практической конференции «Реформирование системы управления на современном предприятии» (Пенза, 2001), I Межвузовской конференции преподавателей ФРИДАС и Филиала ГУУ (Обнинск, 2001), Всероссийской научной конференции «Управление организационным поведением в условиях современного российского предприятия» (Набережные Челны, 2001), Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления — 2001» (Москва, 2001), II ежегодной Межвузовской конференции преподавателей ФРИДАС и Филиала ГУУ (Обнинск, 2002), Межрегиональной научно-практической конференции «Качество образования. Проблемы и перспективы взаимодействия вузов Санкт-Петербурга с регионами России в контексте модернизации образования» (Санкт-Петербург, 2002).

Внедрение результатов исследования. Результаты исследования использованы Отделом качества образования Филиала ГУУ в городе Обнинске в практической деятельности. Кроме того, они применены автором диссертации при разработке учебных программ и преподавании дисциплин «Основы менеджмента», «Основы консалтинга» и др., а также в организации и проведении активных форм внеаудиторной работы со студентами.

Так, в настоящее время рекомендации по совершенствованию процесса профессиональной подготовки менеджеров реализуются автором в следующих формах:

Осуществление кураторства над командой SIFE Филиала ГУУ в городе Обнинске в рамках Международного движения «SIFE: Студенты в свободном предпринимательстве».

Организация и координирование деятельности студенческого информационно-исследовательского (консультационного) центра на базе Франко-Российского института делового администрирования и Филиала ГУУ в городе Обнинске.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и выводов. Работа содержит 165 страниц основного текста. Представлено 45 рисунков, 10 таблиц, 7 приложений, отражающих содержание методов исследования и результаты диагностики в виде таблиц с первичными данными, а также сущность практических рекомендаций.

Библиография содержит 152 наименования, из них 108 — на русском языке, 44 — на иностранном.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного исследования сделаны следующие выводы.

Модель современного эффективного менеджера характеризуется тем, что специалист в области управления для результативной реализации своих профессиональных функций и комплекса ролей, обусловленных содержанием и спецификой профессиональной деятельности, безусловно должен учитывать особенности функциональной среды и тенденций ее развития, но главное, обладать устойчивыми профессионально-значимыми личностными качествами, определяющими успешность его деятельности.

Требования к современному менеджеру, обусловленные существующей экономической ситуацией: способность планировать деятельность организации с учетом будущего развития рынков (глобальный стратег) — высокая адаптивность поведенияспособность к инновационному мышлениюумение применять современные методы и технологииспособность работать в команденаличие лидерских качеств и умение ими пользоватьсяспособность к самообучению и саморазвитию.

В структуре современных требований к менеджерам доминируют управленческие и экономические знания, техническая компетентность не обязательна, если она не является областью профессиональных знаний руководителя.

Личностные качества обусловливают успешность управленческой деятельности и выступают в связи с этим в качестве функции способностей. Среди личностных качеств, которые высоко ценились и ценятся сегодня выделяют: ум, креативность, энергичность, уверенность в себе, стремление к достижениям и упорство в достижении цели, принципиальность и решительность, честность и справедливость, общительность, высокую требовательность к себе и другим, умение уважать подчиненных и считаться с их мнением, чувство долга и ответственности., эмоциональная стабильность и стрессоустойчивость.

В модели современного эффективного менеджера необходимо четко различать общие профессиональные (технологические) требования и личностные характеристики, обусловливающие успешную реализацию профессиональных функций в реальных условиях работы, при этом необходимо учитывать, что основополагающую роль в эффективной деятельности играют личностные детерминанты.

Эффективный менеджер должен являться социально и профессионально компетентной личностью, обладающей четкой личной определенностью и направленностью.

Адекватность личностного состояния будущего менеджера, то есть обладание в достаточно развитой степени социально-значимыми личностными характеристиками управленца-профессионала, определяется доминированием именно реалистических форм отражения в сочетании с ориентацией на социально должное, на усвоенные и личностно переработанные системы социальных норм и ценностей.

С этой точки зрения, социальная идентичность принадлежит к механизмам, регулирующим поведение будущего управленца. Результат сравнения себя с другими служит отправной точкой для построения специалистом профессионально-трудового поведения в той или иной ситуации.

Менеджмент-образование является специфическим видом образования, что выдвигает особые требования к выпускникам, специалистам, прошедшим профессиональную подготовку в вузе. Сопоставляя модели эффективного менеджера и выпускника, наблюдаем, что модель выпускника является некой проекцией модели эффективного менеджера. Отличие заключается в том, что объективно у выпускника нет значительного активного опыта осуществления профессиональной деятельности в реальных условиях к моменту завершения обучения. Но при этом, по модели у него должны быть, прежде всего, сформированы адекватные реалистические представления о профессии и личности менеджера.

Эффективный менеджер должен являться социально и профессионально компетентной личностью, обладающей личной определенностью и направленностью. Это определяет перечень социально-значимых личностных характеристик будущих менеджеров.

Выпускники должны обладать адекватным уровнем социального воображения, что выражается в реалистичном восприятии себя как профессионала. Социальный интеллект будущего менеджера должен характеризоваться навыками системного мышления и умением применять системный подход к решению различных проблем и ситуаций. Высокий уровень социально-перцептивных способностей может характеризоваться выработкой и эффективным применением механизмов саморегуляции выпускника, что обеспечивает ему понимание других людей и дает в руки инструмент влияния. Будущему менеджеру должны быть присущи развитые коммуникативные качества, обеспечивающие ему как адаптацию, так и дальнейшее самостоятельное развитие в социальной среде. Он должен уметь доверять, но не быть излишне доверчивым и подверженным влияниюобладать способностями и навыками командной работы. Социальная направленность личности успешного будущего менеджера должна определяться в значительной степени мотивацией достижений в самореализации и самоутверждении. Менеджеру должна быть свойственна самоосознаваемость — представление «Я-образа» в его социально-психологических составляющих. Социальная ответственность будущего менеджера выражается высокой степенью общественной интегрированное&trade-. Он должен обладать навыками приспособления к новым социальным условиям, группам, иметь ориентиром активное самоутверждение в профессионально-трудовой деятельности.

Главными непосредственными факторами формирования социально-значимых личностных детерминант в процессе профессионального становления менеджеров являются: 1) материальные, психологически значимые факторы социальной среды, сопровождающие жизнь человека- 2) социально-психологические факторы среды- 3) фактор собственной социальной активности человека.

Процесс и результаты социализации более успешны при следующих основных социально-психологических условиях: свобода выбора личностью самосоциализации в сочетании с ответственностью за последствия выборавыбор доступно-напряженного психологического пути социализацииповышение уровня осознанности выбора путей и способов самосоциализациивключение социализирующейся личности в постепенно расширяющуюся и интенсифицирующуюся активность по освоению социального опытарегулирование процесса социализации созданием благоприятной социальной среды там, где влияния на личность имеют решающий характеробеспечение динамичности жизни социализирующейся личности, повышения уровня ее социальной зрелости, участия в активной борьбе за достижение общественно значимых результатов.

Качество результата образования, как завершенного, так и поэтапно формирующегося, не может характеризоваться только наличием необходимых знаний, навыков и умений. Формирование социально-значимых личностных детерминант будущих менеджеров должно быть одной из основных задач процесса профессиональной подготовки менеджеров в вузе, чему может способствовать личностно-ориентированный подход к образовательной деятельности.

В центре внимания личностно-ориентированного образования — личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный выбор в разнообразных ситуациях. Результат обучения фиксируется в виде комплексного изменения личности, относящегося к ее способности занять определенную социальную, производственную и экономическую нишу в качестве производителя и потребителя.

Таким образом, механизм профессионально-личностного становления менеджеров в вузе предстает как специфическая организация личностного образовательно-развивающего пространства будущего специалиста, в котором он выступает как субъект профессиональной подготовки, саморазвития и самосовершенствования, а вуз обеспечивает предпосылки такого формирования, так как значимость адекватных представлений у выпускника о профессии менеджера является одним из факторов его профессиональной компетентности и успешности, а значит и конкурентоспособности высшего учебного заведения.

Технологии личностной ориентации предполагают применение таких методов и средств, которые будут способствовать выявлению соответствия целей и задач процесса профессиональной подготовки особенностям обучающихся. Это определяет использование различных способов и приемов, позволяющих отслеживать и корректировать действенность процесса личностно-профессиональной подготовки, результативность применения разнообразных современных и мощных средств обучения, пересмотра содержательной составляющей образовательных программ. Прежде всего, такими инструментами в рамках концепции личностно-ориентированного обучения являются методы социально-психологической диагностики.

Применение социально-психологических методов диагностики по выявлению личностных характеристик и актуальных представлений о профессии и сопоставление их с концептуальными представлениями о модели современного эффективного менеджера может являться одним из действенных инструментом повышения качества образовательных технологий, используемых в процессе профессиональной подготовки менеджеров в вузе.

Проведенное экспериментальное исследование показало что, в процессе обучения адекватные представления о себе в профессии формируются у студентов, имеющих активный опыт работы по специальности. В случае отсутствия у студентов практики адекватные представления, способствующие эффективности адаптации к профессии, затруднены (особенно у девушек).

При этом необходимо учитывать, что результаты проведенной диагностики не показатель профессиональной пригодности, а являются всего лишь инструментом адаптации будущих менеджеров к профессионально-трудовой деятельности.

На основе полученных результатов, сделан вывод что, для повышения эффективности подготовки менеджеров в вузе необходимо создавать благоприятные условия для практического освоения профессиональной деятельности. Автором предложены способы решения задачи повышения эффективности профессиональной подготовки менеджеров в вузе: организация и проведение летних производственных практик для студентов всех курсовсовершенствование образовательных технологий и корректировка учебного курса «Введение в специальность» с учетом метода практикующего наученияорганизация непрерывного практического применения теоретических знаний в период обучения (развитие международного молодежного движения «SIFE: Студенты в свободном предпринимательстве», организация партнерства предприятий и вузов и др.).

Можно по-разному осваивать область профессиональной деятельности, по-разному изучать тот предмет, знания которого определяют успех этой деятельности. Можно изучать управление только лишь на уровне рецептуры, практических рекомендаций, технических приемов и обобщенного опыта. Как показали проведенные исследования, практический результат такого обучения низок. Динамика жизни, сложность возникающих проблем, факторы качества управления и критерии его эффективности требуют большего, чем знание рецептов и позитивный опыт.

Сегодня необходимо понимать проблемы управления глубоко, перспективно, системно, иметь фундаментальные знания, которые не стареют продолжительный период времени, которые формируют установку на самостоятельное мышление, иной тип использования знаний, которые делают менеджера не исполнителем рекомендаций, а творцом практической концепции и стратегии управления.

По словам А. Г. Поршнева, ректора ГУУ, вуз должен обеспечить качественный сдвиг в развитии подготовки молодых управленцев, учитывая особую актуальность и значимость менеджмент-образования для России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. — Москва-Воронеж, 2000.
  2. B.C. Социальная идентичность личности. — в кн. Социальная психология: хрестоматия. М., 1999.
  3. B.C., Коротков Э. М. Введение в специальность «Менеджмент организации». М., 2004.
  4. Г. Предприятие будущего: структура, методы и стиль руководства. М., 1997.
  5. Г. М. Социальная психология. М., 2003.
  6. В. Стратегическая эффективность управленческих решений. — Проблемы теории и практики управления. 1996, № 5. с. 117, 122.
  7. А.Г., Ковальчук М. А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии. в кн. Социальная психология: хрестоматия. — М., 1999.
  8. Т.Ю. Управленческие технологии: проблемы организационного развития. — в кн. Социальная психология в современном мире. / Под ред. Андреевой Г. М., Донцова А. И. М., 2002.
  9. С.А., Белинская Е. П. Развитие представлений о понятии «социальная идентичнсоть» — в кн. Социальная психология: хрестоматия. — М., 1999 г.
  10. Ю.Балашов В. В., Кормишова А. В., Старостин Ю. Л., Тышковский А. В. ВУЗ и профессиональная ориентация молодежи. / Под ред. Ю. Л. Старостина. М.: ГУУ, 1999.
  11. Г. А. Понятие адаптации и ее значение для психологии личности. -Вопросы психологии, 1989, № 1.
  12. А.В. Личность делового человека. Социально-психологичесий аспект. М., 2003.
  13. Е.П. Исследования личности: традиции и перспективы. в кн.
  14. Социальная психология в современном мире. М., 2002.
  15. Е.Г. Системы управления персоналом. Обнинск, 1997.
  16. Н.П., Велесько С. Е., Ройш П. Менеджмент персонала 2000. -Минск, 1998.
  17. М.Р. Социальная психология. М., 2001.
  18. Ю.С., Глухов В. В., Федоров М. П., Федотов А. В. Управление развитием вуза.-СПб., 1997.
  19. А.А. Оценка менеджеров. М., 2000.
  20. О.С. Управленческая парадигма XXI века. В кн. Методическое пособие по преподаванию конкретных ситуаций. / По ред. Наумова А. И. — М., 1997.
  21. О.С. Роль и место внеаудиторной работы в обучении менеджменту. В кн. Методическое пособие по преподаванию конкретных ситуаций. / По ред. Наумова А. И. — М., 1997.
  22. П. Искусство менеджмента. Новые идеи мира хаотических перемен. — М., 1993. с. 34
  23. Н. Вопросы управления. Проблемы теории и практики управления, -1991, № 4. с.114
  24. В.Н., Тышковский А. В., Филиппов А. В. Организационно-психологическая модель проведения групповой дискуссии. — Психологический журнал, 1990. № 2.
  25. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., 1991.
  26. Д., О’Доннелл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. — М.1991. с.137−160.
  27. М.В. Нужны ли Вам такие сотрудники? Москва, 1997.
  28. П. Эффективный управляющий. -М.1994. с.8−41.
  29. Дубовская. Социализация в изменяющемся мире. в кн. Социальная психология в современном мире. / Под ред. Андреевой Г. М., Донцова А. И. -М, 2002.
  30. Э., Мизла М. Управленческие информационные системы.
  31. Проблемы теории и практики управления. 1999, № 2. с.114
  32. О.И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности. М., 1979.
  33. Кле М. Психология подростка М., 1991 г.
  34. Э.М. Качество образования: формирование, факторы и оценка, управление. М., 2002.
  35. Э.М. Концепция менеджмента-М.:Дека, 1998. С. 212.
  36. Ю.Д. Архитектоника организационного поведения. М., 2003.
  37. Ю.Д. Сценарии организационного консультирования. М., 2000.
  38. И.К. Социально-психологические факторы адаптированности личности: автореферат кандидатской диссертации. М., 1980.
  39. Н.П. Теория и практика самоменеджмента. Киев, 2002.
  40. С.А. Личность и организация. — в кн. Социальная психология в современном мире. / Под ред. Андреевой Г. М., Донцова А. И. М., 2002.
  41. М.И., Курбатова М. Б. Современные персонал-технологии — М., 2003.
  42. Д. Социальная психология. СПб., 1998.
  43. Д. Поведение и установки. — в кн. Социальная психология: хрестоматия. М., 2003.
  44. Е.М. Производительность труда «белых воротничков». М., 1989.
  45. А. Самоактуализация в кн. Психология личности. Тексты — М., 1982.
  46. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.1998. с.48
  47. Методическое пособие по преподаванию конкретных ситуаций. / Под ред. Наумова А. И. -М., 1997.
  48. Методологические проблемы социальной психологии. / Под ред. Шороховой Е. В. -М., 1975.
  49. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг. / Под ред. Жукова Ю. А. — М., 2004.
  50. . Управление будущего: предпосылки и тенденции. Экономист, — 1995, № 4.
  51. .З. Управление знаниями. М., 2003.
  52. Модульная программа для менеджеров. Модуль 1. «Как работать с модульной программой» (Зобов A.M., Наумов. А.И., Филинов Н.Б.). — М.: «ИНФРА-М», 1999.
  53. Модульная программа для менеджеров. Модуль 16. «Управление человеческими ресурсами» (Мордовии С.К.). -М.: «ИНФРА-М», 1999.
  54. Модульная программа для менеджеров. Модуль 3. «Общее управление организацией: принципы и процессы» (Рук. авт. коллектива Румянцева З.П.). -М.: «ИНФРА-М», 1999.
  55. В.В. Социальная психология: феномен и наука. М., 2003.
  56. Организационное поведение в таблицах и схемах. / Под ред. Латфуллина Г. Г., Громовой О. Н. М., 2002.
  57. Э., Рэй М. Коучинг в обучении: практические методы и техники. -СПб., 2003.
  58. .Д. Социальная психология СПб., 1999.
  59. JI.A. Гуманистический контекст психологической помощи. — в кн. Социальная психология в современном мире. / Под ред. Андреевой Г. М., Донцова А. И. -М., 2002.
  60. . Избранные психологические труды. -М., 1969.
  61. А.Г. Роль Государственного Университета Управления в организации и развитии подготовки управленческих кадров. Вестник Университета, 1999, № 1.
  62. А. Человек и труд. 1995, № 3. с. 108−109.
  63. Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1999.
  64. Психология менеджмента. / Под ред. Никифорова Г. С. СПб., 2000.
  65. Психология: комплексный подход. / Под ред. Айзенка М. Минск, 2002.
  66. В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. -М., 2003.
  67. С.Д., Игошина И. А., Резник B.C. Введение в специальность «Менеджмент организации» / Под общ. Ред. Короткова Э. М., Резника С. Д. -М., 2004.
  68. Ю.Г. Интерактивное самообучение. — М., 2004.
  69. В.А. Психология управления М., 2002.
  70. О.В. Маркетинг образовательных услуг. Маркетинг в России и за рубежом. — 1999 г, № 1
  71. Т., Воутилайнен Э., Поренне П., Нессинен Й. Управление по результатам. -М., 1995.
  72. Дж.Г. Способы разрешения конфликтов. Вып.2 Киев, 1991.
  73. К., Кутасова Т. Навыки руководителя: результаты анализа управленческой структуры. Проблемы теории и практики управления. -1997, № 3. с.91
  74. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М., 1995.
  75. Н. Социология. М., 1994.
  76. Н. Социализация: основные проблемы и направления исследований. в кн. Социальная психология: хрестоматия. -М., 2003.
  77. В. Менеджмент как искусство. — Проблемы теории и практики управления. 1998, № 4
  78. А.В. Зрелая личность: понятийный анализ. М., 1992.
  79. В.А., Красникова Е. А. Социальная психология. — М., 2004.
  80. Социальная психология. / Под ред. Проф. Столяренко A.M. М., 2001.
  81. Социальная психология в современном мире. / Под ред. Андреевой Г. М., Донцова А. И. М., 2002.
  82. Социальная психология личности в вопросах и ответах. / Под ред. Лобунской В. А. М., 1999.
  83. Социальная психология личности. / Под ред. Шороховой Е. В., Бобневой М.И.-М., 1979.
  84. Студенты в свободном предпринимательстве. SIFE-Россия, 2000.
  85. И.Р. Психология взаимоотношений. — Екатеринбург, 1999.
  86. О.А. Социальные изменения и изменение социальных установок. — в кн. Социальная психология в современном мире. / Под ред. Андреевой Г. М., Донцова А. И. М., 2002.
  87. А.В. Ожидания и профессиональный выбор. М., 2000.
  88. Управление персоналом организации. Практикум. / Под ред. Кибанова, А .Я. М.: ИНФРА-М, 1999.
  89. Управление персоналом: карьера (обзор журнала) — 2000, № 7.
  90. Управление персоналом. / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. -М., 2000.
  91. Управление персоналом: образование (обзор журнала) — 2000, № 5.
  92. Управление персоналом: образование (обзор журнала) — 2001, № 4.
  93. Э.П. Личность в психологии и менеджменте. М., 2003.
  94. А. Общее и промышленное управление. М., 1923. с. 83−84.
  95. Л., Петросян Д. Хозяйственный руководитель-менеджер? — Проблемы теории и практики управления. 1995, № 3.
  96. Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. М., 2002.
  97. Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону, 1998.
  98. П.Н. Современная социальная психология. — М., 1999.
  99. Э. Идентичность, юность и кризис. М., 1996.
  100. Эффективный менеджер. Книга 1. Управление собой. МЦДО «Линк», 1992.
  101. Эффективный менеджер. Книга 6. Руководство Вашим коллективом. — МЦДО «Линк», 1992.
  102. Эффективный менеджер. Книга 7. Структура организаций. МЦДО «Линк», 1992.
  103. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. в кн. Социальная психология: хрестоматия. — М., 2003.
  104. Ackerman, P.L. Predicting individual differences in complex skill acquisition: Dynamics of ability determinants. Journal of Applied Psychology, 77, 1992.
  105. В., & Mael, E. Social identity theory and the organization. Academy of Management Review, 1989.
  106. Barnard C. The function of the executive. Cambridge, MA: Harvard Univer. Press, 1938.
  107. A., & Aldag, R. The self in organizations: a conceptual review. Academy of Management Review, 1981
  108. Buchanan, B. Building organizational commitment: The socialization of managers in work organizations. Administrative Science Quarterly, 19, 1977.
  109. Chao, G.T., O’Leary-Kelly, A.M., Wolf, S., Klein, H.J., & Gardner, P.D. Organizational socialization: Its content and consequences. Journal of Applied Psychology, 79,1994.
  110. Clark, C.S., Dobbins, G.H., & Ladd, R.T. Exploratory field study of training motivation: Influence of involvement, credibility, and transfer climate. Group of Organization Management, 18, 1993.
  111. Deci E.L. Intrinsic motivation. New York: Plenum, 1975.
  112. Etzioni A. A comparative analysis of complex organizations. Glencoe, IL.: Free Press, 1961.
  113. Feldman, D.C. The multiple socialization of organization members. Academy of Management Review, 6, 1981.
  114. , M., & Stasson, M. The role of desires, self-perceptions, and perceived control in the prediction of training session attendance. Journal of Applied Psychology, 20, 1990.
  115. Gecas V. The self-concept. Annual Review of Sociology, 1982.
  116. Gist, M., Rosen, В., & Schwoerer, C. The influence of training method and trainee age on the acquisition of computers skills. Personnel Psychology, 41, 1988.
  117. , W.D., & Klimovski, RJ. Entry into training programs and its effect on training outcomes: A field experiment.. Academy of Management Journal, 30, 1987.
  118. Jewell, N.N. Contemporary industrial/organizational psychology, 2000.
  119. Jones, G.R. Psychological orientation and the process of organizational socialization: An interactionist perspective. Academy of Management Review, 8, 1983.
  120. Jung C.G. Psychological types. Princeton, NJ: Princeton Univer. Press, 1971.
  121. Karl, K.A., O’Leary-Kelly, A.M., & Martocchio, J.J. The effect of feedback and self-efficacy on performance in training. Journal of Organizational Behavior, 14, 1993.
  122. D., & Kahn R.L. The social psychology of organizations. New York: Wiley, 1987.
  123. Katz, D. The motivational basis of organizational behavior. Behavioral science, № 9
  124. Kegan R. The evolving self. Cambridge, MA: Harvard Univer. Press, 1982.
  125. Kelman H.C. Compliance, identification, and internalization: processes of attitude. Journal of Conflict Resolutions, 1958.
  126. Kohlberg L. Collected papers on moral education. Cambridge, MA: Central for Moral Education, 1976.
  127. Loevinger J. Ego development. San Francisco, С A: Josscy-Bass, 1976.
  128. E., & Latham G. Goal setting: a motivational technique tbat works. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1984.
  129. Louis, M.R. Surprise and sense-making: What newcomers experience in entering unfamiliar organizational settings. Administrative Science Quarterly, 25, 1980.
  130. Maslow A. Motivation and personality. New York: Harper & Row, 1954.
  131. McClelland D.C. The achieving society. Princeton, NJ: Van Nostrand, 1961.
  132. Mitchell, T.R., Hopper, H., Daniels, D., George-Falvy, J., & James, L.R. Predicting self-efficacy and performance during skill acquisition. Journal of Applied Psychology, 79,1994.
  133. , R.F., & Brantner, T.M. What enhances or inhibits learning a new job: A basic career issue. Journal of Applied Psychology, 77, 1992.
  134. Noe, R.A., & Schmitt, N., he influence of trainee attitudes on trainingeffectiveness: Test of a model. Personnel Psychology, 39, 1986.
  135. , C., & Kozlowski, S.W. Organizational socialization as a learning process: The role of information acquisition. Personnel Psycholody, 45,1992.
  136. Piaget J. Intellectual evolution from adolescence to adulthood. Human Development, 1972.
  137. Porter L.W., Lawler E.E., III, &Hankman, J.R., Behavior in organizations. New York: McGraw-Hill, 1975.
  138. Quinnones, M.A. Pretraining context effects: Training assignment as feedback. Journal of Applied Psychology, 80,1995.
  139. Ree, M.J., Caretta T.R., & Teachout, M.S. Role of ability and prior job knowledge in complex training performance. Journal of Applied Psychology, 80, 1995.
  140. Saks, A.M. The relationship between the amount and helpfulness of entry training and work outcomes. Human Relations, 49, 1996.
  141. Schein, E.H. Career Dynamics: Matching individual and organization needs, Reading, MA: Addision-Wesly, 1978.
  142. R., & Williams, R. Self theory: an integrative theory of work motivation. Journal of Occupational Psychology, 1982.
  143. Sullivan J. Self theories and employee motivation. Journal of Management, 1989.
  144. Tannenbaum, S.I., Cannon-Bowers, J.A., Salas, E., & Mathieu, J.E. Factors that infience training effectiveness: A conceptual model and longitudinal analysis. U.S. Naval Training Systems Center Technical Reports, Technical Report 93−011, 1993.
  145. Van Maanen, J., & Shein, E. H. Toward a theory of organizational socialization. In B.M. Staw (Ed.). Research in organizational behavior (Vol.1). Greenwich, CT: JAI, 1979.
  146. Vroom V.H. Work and motivation. New York: Wiley, 1964.
  147. Т., & Coffey I., Interpersonal Diagnosis, Theories of Personality Investigation, New York, 1969.
  148. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры. fhttp. V/www.kbsu.ru/Generallnfo/xxia.htm')
  149. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, Министерство образования РФ, 17.03.2000 г.
  150. Концепция «Модернизация образования» — Институт образовательной политики «Эврика», Федеральная экспериментальная площадка (http://archive. 1 september.ru/fep/docum/modern.htmn
  151. Письмо от 03.08.2000 г. N 14−55−484ин/15, Министерство Образования Российской Федерации, «Рекомендации по организации практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования».
  152. Рамки приоритетных действий, направленных на реформу и развитие высшего образования (http://www.kbsu.ru/GeneralInfo/xxia.htm)
  153. Федеральный Закон № 51-ФЗ от 15.03.2000, Государственная Дума РФ, «Федеральная программа развития образования».6/'Of
  154. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ1. На правах рукописи
  155. Баталова Татьяна Валентиновна
  156. ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ1. МЕНЕДЖЕРОВ В ВУЗЕ
  157. Специальность 19.00.05 «Социальная психология»
Заполнить форму текущей работой