Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Влияние системных компонент психической регуляции профессиональной деятельности на эффективность труда руководителя

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гипотеза исследования заключается в том, что эффективность труда руководителя в различных профессиональных сферах детерминирована спецификой проявления и взаимосвязи системных компонент психической регуляции осуществляемой им деятельности, таких как рефлексивность, регулятивная способность, мотивация достижения, мотивация аффилиации, мотивация профессионального самосовершенствования, общая… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Современные теоретико-методологические подходы к изучению детерминант труда руководителя в структуре психической регуляции его профессиональной деятельности
    • 1. 1. Психическая регуляция профессиональной деятельности 15 в контексте современных психологических подходов
    • 1. 2. Механизмы психической регуляции профессиональной 39 деятельности руководителя
    • 1. 3. Компонентный состав механизма психической регуляции 52 профессиональной деятельности руководителя
  • Выводы по первой главе

Глава 2. Специфика проявления и взаимосвязь системных 68 компонент психической регуляции труда руководителя в контексте эффективности осуществляемой им профессиональной деятельности как предмет эмпирического исследования

2.1. Методы и методики сбора и обработки экспериментальных данных по выявлению специфики проявления и взаимосвязи системных компонент психической регуляции труда руководителя в контексте эффективности осуществляемой им профессиональной деятельности

2.2. Исследование специфики проявления и взаимосвязи 98 системных компонент психической регуляции труда руководителя в контексте эффективности осуществляемой им профессиональной деятельности

2.2.1. Выраженность и взаимосвязь системных компонент 98 психической регуляции профессиональной деятельности руководителя

2.2.2. Структурно-типологические взаимосвязи системных 108 компонент психической регуляции труда руководителя различных профессиональных сфер

2.2.3. Влияния системных компонент психической регуляции 123 профессиональной деятельности на эффективность труда руководителей в различных профессиональных сферах

Выводы по второй главе

Влияние системных компонент психической регуляции профессиональной деятельности на эффективность труда руководителя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема поиска теоретических и практических инноваций в организации управления производством в условиях системного кризиса российской экономики, возникшего в результате форсированного перехода страны на рыночные отношения, предопределяет необходимость научно обоснованного выявления и описания социально-психологических феноменов, реально включенных в совместную производственную жизнедеятельность трудовых коллективов. Изменение экономической и социокультурной ситуации в России вызвало трансформацию представлений о целях и функциях управления. Сложилась ситуация, при которой руководитель вынужден выполнять свои функциональные обязанности в условиях неизвестных ранее экономических, социальных и психологических факторов, вызванных переходом к декларируемой рыночной экономике, отсутствием количественно и качественно обоснованной концепции развития кадрового потенциала. Общество испытывает потребность в управленце-профессионале, способном как к проектированию развивающих систем и ситуаций, так и к саморазвитию, профессиональному и личностному росту.

В отечественной (А.Г.Ананьев, И. Г. Велков, Р. Б. Гительмахер, А. А. Деркач, А. Л. Журавлев, Ю. М. Забродин, А. В. Карпов, А. И. Китов, Е. А. Климов, Б. Б. Коссов, Б. Ф. Ломов, Г. М. Мануйлов, В. В. Новиков, Н. Н. Обозов, А. Л. Свенцицкий, В. Д. Шадриков и др.) и зарубежной (Л. Берталанфи, Д. Клиланд, Т. Питерс, Р. Уотермен, Дж. Тернер, Р. Эшби и др.) психологии выполнен большой объем исследований, в которых показано значение психологических особенностей личности руководителей для управленческой деятельности. Несмотря на большое внимание к этой проблеме, она по-прежнему сохраняет свою актуальность как в теоретическом, так и практическом аспекте изучения. Личностные особенности эффективно работающих руководителей изучены недостаточно. В свою очередь, практика управленческой деятельности свидетельствует о том, что профессионально важные качества личности руководителя, бесспорно, существуют, так как существуют эффективно и недостаточно эффективно работающие руководители, в чем важную роль играют именно личностные свойства. При этом наибольший интерес, по нашему мнению, проявляется к исследованиям психологической структуры личности руководителей в контексте «раскрытия» механизма психической регуляции их профессиональной деятельности и индивидуальной управленческой концепции, специфически проявляющейся в различных профессиональных сферах. Выделение в качестве респондентов исследования руководителей в таких сферах, как производство и образование, заслуживает особого внимания, так как в настоящее время руководители производственной сферы уже накопили практический опыт эффективной профессиональной деятельности в условиях бизнеса и рыночных условиях развития общества, в то время как в образовательном пространстве, призванном быть приоритетным в развитии общества, еще не выстроены даже основания для оказания образовательных услуг в условиях рынка. Руководители сферы образования по-прежнему управляют коллективами в условиях сметного бюджетного финансирования и системы оплаты труда по единой тарифной сетке, что сдерживает развитие системы, обусловливает ее стагнацию. Реализация национального проекта «Образование», изменение системы оплаты труда педагогическим и управленческим кадрам неизбежно влекут за собой вхождение образовательных учреждений в конкурентные рыночные отношения. Так же как и руководители производственной сферы, руководители сферы образования будут зависимы от результата своей профессиональной деятельности. В то же время в условиях выживания производства руководители вынуждены добиваться результата любой ценой, порой не учитывая реальных потребностей исполнителей, что негативно сказывается на специфике управленческого взаимодействия. Учет специфики проявления и взаимосвязи системных компонент психической регуляции профессиональной деятельности руководителей производственной и образовательной сфер позволяют формировать те личностные качества, которых «не хватает» руководителям в той или иной профессиональной сфере для эффективной совместной деятельности всего трудового коллектива и для дальнейшего развития общества в целом.

Кроме этого, в нынешних общественно-политических и экономических условиях возникло противоречие между новыми требованиями, объективно предъявляемыми обществом к управлению (в самом широком смысле), и отсутствием реальных инновационных концепций, моделей, которые помогли бы обеспечить оптимальное развитие названных явлений. Данное противоречие предопределило актуальность и необходимость более рельефного исследования влияния системных компонент психической регуляции профессиональной деятельности на эффективность труда руководителей в различных профессиональных сферах.

Объект исследования: профессиональная деятельность руководителя.

Предмет исследования: особенности влияния системных компонент психической регуляции профессиональной деятельности на эффективность труда руководителей (на примере производственной и образовательной сфер).

Цель исследования: выявить и всесторонне раскрыть влияние системных компонент психической регуляции профессиональной деятельности на эффективность труда руководителей в различных профессиональных сферах.

Достижение поставленной цели предполагает решение комплекса взаимосвязанных задач:

1. Проведение анализа современных теоретико-методологических подходов к изучению детерминант труда руководителя в структуре психической регуляции его профессиональной деятельности.

2. Раскрытие сущности механизма психической регуляции профессиональной деятельности руководителя.

3. Теоретическое обоснование состава системных компонент психической регуляции профессиональной деятельности руководителя.

4. Комплексное исследование специфики проявления и взаимосвязи системных компонент психической регуляции труда руководителя в контексте эффективности осуществляемой им профессиональной деятельности.

5. Верификация сформулированного теоретического положения о психологической детерминированности эффективности труда руководителя (производственной и образовательной сфер) спецификой проявления и взаимосвязи системных компонент психической регуляции осуществляемой им деятельности.

6. Разработка рекомендаций по использованию полученных в ходе исследования результатов.

Гипотеза исследования заключается в том, что эффективность труда руководителя в различных профессиональных сферах детерминирована спецификой проявления и взаимосвязи системных компонент психической регуляции осуществляемой им деятельности, таких как рефлексивность, регулятивная способность, мотивация достижения, мотивация аффилиации, мотивация профессионального самосовершенствования, общая направленность, удовлетворенность работой, удовлетворенность взаимодействием, способность к управленческому взаимодействию, способность оценки окружающих, социальный интеллект, способность оценки себя в настоящем, способность оценки своей перспективы.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили личностно-деятельностный, аксиологический, акмелогический, антропологический и культурологический подходы, а также:

• принципы субъектно-деятельностного подхода (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Ю. М. Забродин, Д. Н. Завалишина, В. В. Знаков, Е. А. Климов, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, C.JI. Рубинштейн);

• принципы системно-структурного подхода к исследованию психических явлений и процессов (А.Я Анцупов, А. В. Карпов, Б. Ф. Ломов, В. Д. Шадриков, А.И. Шипилов);

• общеметодологические принципы, сформулированные в социальной психологии (Г.М. Андреева, А. А. Бодалев, A.JI. Журавлев, В. А. Мазилов, В. В. Новиков, В. Е. Семенов и др.);

• принципы личностно-ориентрованного подхода (А.Г. Асмолов, И. В. Дубровина, Н. В. Клюева, В. Я. Ляудис, А.Б.Орлов);

• идея об интегральных характеристиках деятельности (C.JI. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Н. Ф. Добрынин, В. Н. Мясищев и др.);

• идеи ученых-исследователей социологического, психолого-педагогического и социально-психологического обеспечения педагогической и управленческой деятельности в образовании (М.М.Кашапов, Н. В. Клюева, М. С. Комаров, В. С. Лазарев, М. И. Рожков, Н. И. Шевандрин и др.);

• концептуальные положения об управлении человеческими ресурсами (А.Я. Анцупов, Ю. М. Забродин, М. И. Дьяченко, Е. А. Климов, А. К. Маркова, В. В. Козлов, А. В. Карпов, А. И. Пригожин, и др-);

• психологические теории лидерства (И.Д. Ладанов, Е. С. Яхонтова, В. М. Шепель, А. Г. Маслоу, Ф. Фидлер, Р. Блейк, Дж. Моутон, Р. Л. Дафт, К. Левин и др.);

• взгляды отечественных ученых на проблемы социально-психологического взаимодействия (Г.М.Андреева, А. Л. Журавлев, В. В. Новиков, Н. Н. Обозов, Ю. М. Забродин, Г. С. Никифоров, В. А. Бодров, Ю. К. Стрелков, А. В. Карпов, В. П. Сальницкий, С. Н. Махновец, Е. М. Муравьев и др.).

Многогранность предмета исследования, характер выдвинутых научных задач обусловили выбор следующих методов исследования: сравнительный и ретроспективный анализ, анкетирование, беседа, обобщение независимых характеристик, тестирование, метод анализа продуктов деятельности, метод экспертной оценки, методы использования и формирования субъектных факторов деятельности (методы самоопределения, поиска индивидуального стиля деятельности и путей адаптации в коллективе).

Использовались также такие методы статистической обработки экспериментальных данных, как корреляционный и регрессионный анализ, распознавание образов, факторный анализ. Сочетание различных методов и процедур исследования позволяет дополнять, контролировать, агрегировать данные, полученные в процессе применения каждого метода. Исследовательская методология выполняла не только диагностическую, но и социализирующую, адаптивную и корригирующую функции.

Достоверность полученных результатов и обоснованность выводов обеспечивались применением современных эмпирических процедур в соответствии с целью и задачами исследования, а также применением адекватных статистических методов обработки данных.

В исследовании принимали участие более 300 человек — руководители предприятий малого и среднего бизнеса, а также руководители бюджетных учреждений сферы образования.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем вскрыты системные компоненты труда руководителя (такие как рефлексивность, регулятивная способность, мотивация достижения, мотивация аффилиации, мотивация профессионального самосовершенствования, общая направленность, удовлетворенность работой, удовлетворенность взаимодействием, способность к управленческому взаимодействию, способность оценки окружающих, социальный интеллект, способность оценки себя в настоящем, способность оценки своей перспективы), являющиеся детерминантами эффективности осуществляемой им деятельности.

Выявлена регрессионная зависимость между системными компонентами психической регуляции и интегральным показателем эффективности профессиональной деятельности руководителя. В результате синтезирована математическая модель для расчета интегрального показателя эффективности деятельности руководителя.

Эмпирически обоснованы базирующиеся на системных компонентах психической регуляции профессиональной деятельности критерии эффективности как руководителя предприятия малого и среднего бизнеса, так и руководителя бюджетного учреждения сферы образования.

Теоретическое значение исследования заключается, во-первых, в обосновании положения о психологической детерминированности эффективности труда руководителя спецификой проявления и взаимосвязи системных компонент психической регуляции осуществляемой им деятельности в различных профессиональных сферахво-вторых, в феноменологическом описании специфики влияния системных компонент психической регуляции профессиональной деятельности на эффективность труда руководителей в различных профессиональных сферахв-третьих, обосновано положение о том, что эффективность деятельности руководителя обусловлена уровнем персонификации таких ее детерминант, как рефлексивность, регулятивная способность, мотивация достижения, мотивация аффилиации, мотивация профессионального самосовершенствования, общая направленность, удовлетворенность работой, удовлетворенность взаимодействием, способность к управленческому взаимодействию, способность оценки окружающих, социальный интеллект, способность оценки себя в настоящем, способность оценки своей перспективы.

Практическое значение исследования состоит в следующем:

• разработанная методика изучения системных компонент труда руководителя в структуре психической регуляции его профессиональной деятельности позволяет расширить возможность использования результатов исследования для научной организации труда, построения алгоритма индивидуальной траектории профессиональной карьеры и повышения эффективности деятельности в новых, постоянно меняющихся условиях;

• содержание диссертационной работы явилось основой для разработки учебных спецкурсов по психологии труда, психологии управления, социальной психологии, рассчитанных как на студентов высших учебных заведений, так и на слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров и психологов.

Положения, выносимые на защиту. Проведенное диссертационное исследование позволило выявить влияние системных компонент психической регуляции профессиональной деятельности на эффективность труда руководителей в различных профессиональных сферах и сформулировать следующие положения, выносимые на защиту:

• Системные компоненты психической регуляции профессиональной деятельности являются базовыми детерминантами эффективности труда руководителя. Они представляют собой интегративное психологическое образование, включающее в себя рефлексивность, регулятивную способность, мотивацию достижения, мотивацию аффилиации, мотивацию профессионального самосовершенствования, общую направленность, удовлетворенность работой, удовлетворенность взаимодействием, способность к управленческому взаимодействию, способность оценки окружающих, социальный интеллект, способность оценки себя в настоящем, способность оценки своей перспективы.

• Структура взаимосвязи системных компонент психической регуляции профессиональной деятельности руководителя имеет различную выраженность, и ее основу составляет индивидуально вариативный профиль, характеризующий различные стороны профессиональной деятельности и ее видение окружающими.

• Эффективность профессиональной деятельности руководителя достигается уровнем персонификации психологических детерминант, которые проявляются в выраженности таких системных компонент психической регуляции, как рефлексивность, мотивация достижения, социальный интеллект, способность оценки себя в настоящем, способность к управленческому взаимодействию.

• Эффективность труда руководителя в различных профессиональных сферах обусловлена спецификой проявления и взаимосвязи системных компонент психической регуляции осуществляемой им деятельности. Различия степени выраженности структурных элементов психической регуляции профессиональной деятельности руководителей производственной сферы и сферы образования статистически значимо проявляются в таких компонентах, как регулятивная способность, мотивация аффилиации, мотивация профессионального самосовершенствования, деловая направленность, удовлетворенность взаимодействием, способность оценки своей перспективы.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Работа является результатом исследований, выполненных автором самостоятельно в 2002 — 2006 г.

Содержание диссертационного исследования было обсуждено на двух российских (2004 г., 2005 г.), пяти региональных (2004;2005 г. г.) научно-практических конференциях.

Результаты исследования используются при проведении лекционных и практических занятий со слушателями семинаров и курсов в Тверском областном институте усовершенствования учителей, изложены в публикациях автора.

Основные положения диссертации частично реализованы в практике деятельности образовательных учреждений и предприятий Тверской области и могут быть рекомендованы к распространению в других регионах России.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Текст диссертации изложен на 156 страницах, иллюстрирован 3 рисунками, 13 таблицами и дополнен.

Результаты исследования полностью подтвердили выдвинутую в диссертационной работе гипотезу и позволили сформулировать следующие теоретические выводы и практические рекомендации.

Теоретические выводы.

1. Описание общих и индивидуальных закономерностей психической регуляции профессиональной деятельности руководителей целесообразно осуществлять в рамках представленной в исследовании психологической модели, обусловливающей специфику их трудовой деятельности.

2. В модели психологической регуляции профессиональной деятельности руководителя выделяются подструктуры сфер регулятивнооценочной, мотивационной, эмоциональной, когнитивной и коммуникативной, представленные такими компонентами, как рефлексивность, регулятивная способность, мотивация достижения, мотивация аффилиации, мотивация профессионального самосовершенствования, общая направленность (на себя, на взаимодействие, на задачу), удовлетворенность работой, удовлетворенность взаимодействием, социальный интеллект, способность оценки себя в настоящем, способность оценки своей перспективы, способность к управленческому взаимодействию, способность оценки окружающих, которые рассматриваются как системные факторы механизма психической регуляции профессиональной деятельности.

3. Изучение специфики труда руководителя выявило закономерности структурно-функциональных связей системных компонент психической регуляции, которые позволили глубже понять механизмы формирования психической регуляции профессиональной деятельности руководителя как в производственной, так и в образовательной сферах. Рефлексивность, регулятивная способность, мотивация достижения, направленность на задачу, удовлетворенность работой, социальный интеллект, способность оценки своей перспективы наиболее выражены у эффективных руководителей производственной сферы, нежели у эффективных руководителей сферы образования, и наименее выражены по таким компонентам, как: мотивация аффилиации, мотивация профессионального самосовершенствования, направленность на себя, направленность на взаимодействие, удовлетворенность взаимодействием, способность оценки себя в настоящем, способность к управленческому взаимодействию, способность оценки окружающих.

4. Эффективность профессиональной деятельности руководителя определяется сформированностью механизмов психической регуляции во взаимосвязи его когнитивных, коммуникативных, мотивационных и регулятивно-оценочных коррелят. При этом негативно сказываются на эффективности деятельности доминирование мотивов избегания неудач (у руководителей образовательной сферы), страх отвержения (у руководителей производственной сферы). А социальный интеллект значимо влияет на эффективность работы руководителя и взаимосвязан со способностью оценки себя в настоящем, способностью оценки своей перспективы и способности оценки окружающих.

5. Системные компоненты психической регуляции профессиональной деятельности руководителя являются психологическими детерминантами эффективности и позволяют отражать и оценивать все события, происходящие в контексте осуществляемой им деятельностиформировать последовательность целенаправленных действий соответственно тем или иным условиям управленческого процессавыбирать способ реализации сформированной последовательности управленческих действийосуществлять последовательные действия в практическом отношении.

Практические рекомендации.

1. Выявленные феномены и описанные механизмы взаимодействия тех или иных компонент, влияющих на профессиональную деятельность руководителя, позволяют оптимизировать методы психологического управления (в том числе коррекции) как функционального, так и эволюционного (развивающего) — как с помощью действий внешних факторов, так и с помощью внутренних факторов.

2. Практически ориентированный исследователь приобретает еще одну аналитическую схему оптимизации управления. Как он ею воспользуется, зависит от него самого и от тех практических задач, в решение которых он включен, будь то индивидуальная консультативная работа или участие в разработке организационно-управленческих проектов. При этом рефлексивность, мотивация достижения, социальный интеллект, способность оценки себя в настоящем, способность к управленческому взаимодействию могут служить индикаторами способа психической регуляции их профессиональной деятельности и поведенческой специфики эффективности управленческой деятельности.

3. Содержание диссертационной работы может служить основой для разработки учебных спецкурсов по психологии труда, психологии управления, социальной психологии, рассчитанных как на студентов высших учебных заведений, так и на слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров и психологов.

Кроме того, полученные эмпирические данные открывают ряд возможных теоретических исследований в области углубленного изучения особенностей психической регуляции руководителя, особенностей его профессиональной деятельности и формирования гражданской и профессиональной карьеры, с одной стороны, и изучения индивидуальных психических функций, с другой. Таким образом, эмпирическая база данного исследования является пропедевтикой дальнейших теоретических и прикладных исследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова — Славская К. А. Стратегия жизни. — М., 1991. 299 с.
  2. Абульханова Славская К. А. Категория деятельности в Советской психологии // Психологический журнал.- 1980.-Т.1 .-N4.- С. 11−28.
  3. Абульханова Славская К. А. О путях построения типологии личности //Психологический журнал.- 1983.-T.4.- N 1.-С. 14−29.
  4. Абульханова Славская К. А. Типология активности личности //Психологический журнал.- 1985.- т.6.- N 5.-С. 3−18.
  5. Адаптированный модифицированный вариант личностного вопросника Р. Кеттела: Методические рекомендации.- М., 1985.- 33 с.
  6. В.Н. Структура импульсивного и рефлексивно-волевого стиля действования // Вопросы психологии. 1988.-N З.-С. 132−138.
  7. М.К. Изучение индивидуальных различий по интеллекту //Вопросы психологии, — 1977.-N 2. -С. 86−92.
  8. .Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980., т. 1.232 е.- т. 2. 288 с.
  9. .Г. О проблемах современного человекознания.- М., 1977.-215 с.
  10. .Г. Человек как предмет познания.- Л., 1986.- 176 с.
  11. А. Психологическое тестирование: В 2 кн. М., 1982. -316с.
  12. О.С. Основы методологии: Учебное пособие / О.С. Анисимов- Российская академия менеджмента и агробизнеса- Кафедра методологии. -М.: Б.И., 1994. 306 е., Т.1.
  13. П.К. Философские аспекты теории функциональных систем.-М, 1978.-248 с.
  14. Л.И. Методологические принципы и проблемы психологии // Психологический журнал.- 1982, — N2. -С. 3−17.
  15. Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работе Абрагама Маслоу // Вопросы психологии.- 1973.- N 4.-С. 173−180.
  16. Т.И. Категория возможности и действительности в психологии личности // Категории материалистической диалектики в психологии.- М., 1988. -С. 99−119.
  17. Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М., 1977.-234 с.
  18. Т.И. Проблема способностей: личностный аспект // Психологический журнал.- 1984, — T.5.-N3. -С. 46−55.
  19. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.-С. 158.
  20. В.Г. Категории формы и содержания в психологии //Категории материалистической диалектики в психологии. -М., 1988. -С. 138 153.
  21. В.Г. О диалектике детерминации психологического развития // Принцип развития в психологии. М., 1978. -С. 21−38.
  22. В.Г. О диалектике детерминации психологического развития //Принцип развития в психологии. М., 1979. -С. 19−35.
  23. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М., 1984. 104 с.
  24. А.Г. Психология индивидуальности. -М., 1986.-342 с.
  25. Т.Ф. Антиципация в структуре действий разного смысла //Психологический журнал.- 1988.-т.9.-N3. -С. 121−131.
  26. Н.А., Курганский М. А. Уровень притязаний как метод исследования личности // Диагностика психических состояний в норме и патологии.- Л., 1980. -С. 140−148.
  27. Бестужев Лада И. В. Поисковое социальное прогнозирование: Перспективные проблемы общества. Опыт систематизации. — М., 1984.-271 с.
  28. И.М. Общие основы рефлексологии человека. М., 1928.- 142 с.
  29. В.М. Онтогенез мозга / М-во здравоохранения СССР. Гос. ин-т по изучению мозга им. В. М. Бехтерева. Л.: Тип. Им. Ворошилова, 1949. — 447 с.
  30. А.А. Личность и общение. -М., 1983. 271 с.
  31. Е. М. Гуревич К.М. Психологическая диагностика в школьной профориентации // Вопросы психологии. 1988.- N1 .-С.77−82.
  32. .С. О механизмах целеполагания //Вопросы психологии.1977,-N2-С. 121−124.
  33. А.В. Деятельность, действие и психическое как процесс // Вопросы психологии. -1984.- N 5. -С. 17−29.
  34. А.В. О категориях непрерывное и прерывное, качество и количество в психологии. // Категории материалистической диалектики в психологии.- М., 1988.- С. 120−137.
  35. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психологической диагностике. — Киев, 1989.-199 с.
  36. Р. Игры в которые играют боссы. Пер. с англ. М.: Гранд: Фаир-пресс, 1999. 166с.
  37. Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 200 с.
  38. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -М., 1990.-285 с.
  39. Вопросы психологии познавательной деятельности учащихся // Межвузовский сборник научных трудов. М., 1986. -181 с.
  40. Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т.- М., 1982, — T.3.-C.5−313
  41. Т.М. Самооценка как метод изучения личности: Тезисы докладов конференции по проблемам патопсихологии.- М., 1972. -С.105−117.
  42. .С., Пруха Я. Дидактическая прогностика. Киев, 1979. — 240 с.
  43. Р. Б. Социально-перцептивные процессы в управлении. Дисс. в виде научн. докл. .докт. психол. наук. Л., 1992. 55 с.
  44. А.Д. Психологические вопросы профессионального отбора личного состава.// Военная мысль. -1980. -№ 3. -С.62−69.
  45. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное са-мопределение молодежи. -Киев, 1988. 144 с.
  46. Е.И. Критерии продуктивности жизни. Жизнь как творчество: Социально-психологический анализ. Киев, 1985, -С. 256−265.
  47. Е. И. Панина Н.В. К построению системы показателей стиля жизни личности: Теоретические и методологические проблемы. Киев, 1982 — С.268−286.
  48. Э.А. Комплексное исследование способностей: К 90-летию Б. М. Теплова // Вопросы психологии.- 1986.- N 5.
  49. Е.Н. Опыт конструирования диагностического критериально ориентированного теста //Вопросы психологии.- 1985.--N5.-C. 133−139.
  50. В.М., Кривец Е. В., Кутенко В. И. Предвидение и планирование // Методологические проблемы социального предвидения, — Киев- 1977. -С. 149−173.
  51. К.М. Психологическая диагностика. М., 1981.- 232 с.
  52. В.В. Нерешенные проблемы теории деятельности // Психологический журнал, 1992, том 13, № 2, с. 34−36.
  53. Т. М. Орлова Э.А. Ситуационная концепция социально-культурной динамики как инструмент прогнозного социального проектирования //Прогнозное социальное проектирование в условиях ускорения научно-технического прогресса, кн.1- М., 1987. -С.9−32.
  54. В.Н. Психологическая диагностика способностей: Теоретические основы. -Саратов.1990. 295 с.
  55. В.Н. Психология общих способностей. М., 1995.
  56. Дьюн Джон. Психология и педагогика мышления. М.: Лабиринт, 1999.- 188 с.
  57. М.И. Формирование психологической готовности сотрудников к выполнению учебно-боевых задач // Коммунист Вооруженных Сил. 1973. — № 6. — с. 34−39.
  58. Жизненный путь личности: Вопросы теории и методологии социально-психологического исследования. -Киев, 1987. 279 с.
  59. А.Л. Психология совместной деятельности.- М.:Институт психологии РАН.-2005.-639 с.
  60. Ю.М. " Модель личности «в психодиагностике, -кн. 1. М., 1994, — 190 с.
  61. Ю.М. и др. Статистические и семантические проблемы конструирования и адаптации многофоакторных личностных тест-опросников // Психологический журнал. -1987. -N 8. -С. 79−89.
  62. Ю.М. Психология личности и управление человеческим ресурсом. М., 2002.- 359 с.
  63. Ю.М. Системный анализ психических (функциональных) состояний в деятельности человека //Проблемы диагностики и управления состоянием человека-оператора: Тезисы научн. сообщ. Всесоюз. конф. -М, 1984. -С. 5−9.
  64. Ю.М., Сосновский Б. А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека //Вопросы психологии. 1989. -N6. -С.100−108.
  65. Н.Д., Ломов Б. Ф., Понамаренко В. А. Образ в системе психической регуляции.-М., 1986. 196 с.
  66. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. -М., 1986. 222 с.
  67. В.П. Аффект и интеллект в образовании. М.: Триволта, 1995.-63 с.
  68. В.П. Образ и деятельность. М.: Воронеж: Изд-во ин-та практической психологии, 1997. — 608 с.
  69. Е.В. Личность и саморегуляция поведения //Экспериментальные исследования по проблемам общей и социальной психологии и дифференциальной психофизиологии.- М., 1979. -С. 24−27.
  70. В.А. К сущности волевого поведения //Психологический журнал. 1985. т.6.-№ 3. -С. 47−55.
  71. В. А. Эйдман Е.В. Структура волевых качеств по данным самооценки //Психологический журнал. -1990. -т.11. N3. -С.39−49.
  72. Е.П. Дифференциальная психофизиология. 2-е изд., доп. -СПб.: Питер, 2001.-454 с.
  73. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. — 508 с.
  74. Е.П. Психология воли. СПб: Питер, 2000. — 280 с.
  75. Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. — 749 с.
  76. История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России: Сб. научных трудов. / Под ред. Б. Ф. Ломова, Е. А. Будиловой, В. А. Кольцовой.- М., 1990. 214 с.
  77. В.К. Волевая регуляция как проблема формы деятельности: Тезисы Всесоюзной конференции молодых ученых. 10−14 мая -Симферополь, 1983. -С. 166−171.
  78. В.К. Классификация волевых качеств //Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Тезисы Всесоюзной конференции молодых ученых. 10−14 мая Симферополь, 1983. -С.175−181.
  79. В.К. Актульные аспекты теории воли // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Тезисы второго Всесоюзного семинара молодых ученых. 19−24 мая 1986. -Симферополь, 1986. -С. 120−124.
  80. А.В. Психология менеджмента: Учеб. пособие для студентов ВУЗов. М.: Гардарики, 1999. — 582 с.
  81. А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности.-М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. 424с.
  82. А.В. Психология принятия управленческих решений. Под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Юристъ, 1998. — 435 с.
  83. Категории материалистической диалектики в психологии. / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М. 1988. — 244 с.
  84. Ф. Изучение способностей на пути к когнитивной диагностике интеллекта //Психологический журнал. -1984. -т.5 -N4.-С.43−52.
  85. Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. М., 1974.
  86. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969.- 277 с.
  87. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности, — М, 1980.-254 с.
  88. А.Г. Азбука дипломатии. 6-е изд., перераб и доп. М.: Интерпракс, 1993. — 239 с.
  89. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988. — 193 с.
  90. В.И., Дружинин В. М. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки // Психологический журнал.- 1982.-Т.З -N 6. -С. 35−44.
  91. И.Н. Личность как система конструктов. //Системные исследования: Ежегодник. 1975. М., 1976. -С. 128−146.
  92. В.А. Возможные меры когнитивных стилей //Когнитивные стили: Тезисы научно-практического семинара. -Таллинн, 1986. -С.32−37.
  93. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах,-Минск, 1976. -350 с.
  94. Кон И. С. Категория «Я» в психологии //Психологический журнал. -1981 -T.2.-N3.-C. 25−38.
  95. А.А. Психологические основания типологии индивидуальных стилей жизни //Стиль жизни личности: Теоретические и методологические проблемы. -Киев, 1982 .-С.165−200.
  96. П.Г. Экономика и организация научно-исследовательской деятельности: Стенограмма курса лекций/ МГПИ. М., 1987−1988 гг.
  97. И.С., Поляков В. Г. Интеллект управления и консультирования. Новосибирск: Наука, 1992. — 176 с.
  98. Л.Г. Акмеологические основы оптимальной управленческой деятельности командира полка. М.: РВСН, 1994. — 160 с.
  99. Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. 281 с.
  100. Н.С. Умственные способности и возраст.- М., 1971. 234 с.
  101. А.Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов. М.: МГУ, 1993.- 121 с.
  102. А.Б., Чернышова О. Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития: Хрестоматия. М.: Радикс, 1995. — 444 с.
  103. А.Н. Деятельность, сознание, личность, — М., 1975. 304 с.
  104. В.А. Формула человека: контуры фундаментальной психологии. -М.: Прогресс, 1991. 107 с.
  105. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.- Л., 1983.-254 с.
  106. Личностный дифференциал: Метод, рекомендации / Сост. Е. Ф. Бажин, A.M. Эткинд. -Л., 1983.- 23 с.
  107. Н.А. Жизненный путь человека как проблема психологии //Вопросы психологии. -1985. -N 1. -С. 103−109.
  108. Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь //Принцип развития в психологии. -М, 1978. -С. 156−172.
  109. Н.А., Семенова В. Е. Биографический метод и контект-анализ // Методологические и методические проблемы контект-анализа. -М., Л., 1973.-С. 104−106.
  110. .Ф. О путях развития психологии // Вопросы, психологии.-1978.-N 5.-С. 31−43.
  111. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М., 1991. — 297 с.
  112. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.- М., 1984,-306 с.
  113. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1986.- 286 с.
  114. .Ф. Психические процессы и общение //Методологические проблемы социальной психологии.-М., 1975. -С. 151−164.
  115. .Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности,-М., 1980.-226 с.
  116. Лучшие психологические тесты. Петрозаводск, 1992. — 318 с.
  117. В.М., Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А., Серова Л. К. Методы психодиагностики в спорте. -М., 1984. 190 с.
  118. А. Самоактуализация //Психология личности: Тексты.-М., 1982. -С. 108−117.
  119. A.M. Основные направления исследования психологии мышления и творчества //Психологический журнал.- 1984. -N1.-С.9−17.
  120. С.Н. Системные факторы формирования жизненных, профессиональных планов и психической регуляции учебной деятельности подростка. Тверь: ТвГУ, 2001. — 179 с.
  121. С.Н. Современные теоретико-методологические подходы к изучению механизма психологической регуляции учебной деятельности субъекта // Сборник научных трудов. Москва-Тверь: ЧуДо, 2002. — С.22−44.
  122. С.Н. Психологические основы регуляции учебной деятельности подростка.- Тверь: ТОИУУ, 2000. 172 с.
  123. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1968.- 168 с.
  124. Дж., Галантер Е., Прибрам Е. Планы и структура поведения.-М., 1965.-238 с .
  125. Ю.А. Саморегуляция личности и трудовая активность личности //Вопросы психологии.- 1988. -N3. -С. 71−78.
  126. Е.М. Исследовательский подход в деятельности директора школы. Тверь, 1997.
  127. Е.М. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной деятельности персонала органов управления образованием. Тверь: Чу До, 2002. 200 с.
  128. Е.М. Рекомендации по организации управленческой деятельности администрации школы. Тверь, 1998.
  129. В. В. Социально-психологические проблемы управления производственным коллективом. Автореф. дисс. .докт. психол. наук. М.-1980. 41 с.
  130. В. В., Забродин Ю. М. Психологическое управление производственной организацией (Книга для советского менеджера и практического психолога). М., 1992. 245 с.
  131. В. В., Марченко В. В. История возникновения и становления социальной психологии предпринимательства. Ярославль: МАПН и ЯрГУ, 1998.
  132. К. Психологическая теория строения и развития личности //Психология формирования и развития личности. -М. 1981.-С.66.
  133. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. -М., 1987.- 150 с.
  134. Опросник терминальных ценностей (ОтеЦ) / Сост. Никольская Н. И., ХотееваЕ.А.- Калуга, 1999. 28 с.
  135. Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза: Дис.докт. псих. наук. М., 1984.- 360 с.
  136. Перре-Клемон А. Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. -М.: Педагогика, 1991. -245 с.
  137. А.В. Личность, деятельность, коллектив. М., 1982.255 с.
  138. А.В. «Решетка противосостояния позиций» как принцип диагностики уровня развития межличностных отношений //Вопросы психологии .-1985. -N3.-C.32−38.
  139. . Избранные психологические труды: Пер. с англ. и фр. / Жан Пиаже- Вступ. ст. В. А. Лекторского и др. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 680 с.
  140. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (Опыт лучших компаний). Пер. с англ./ Общ. ред. А. И. Евенко. М.: Прогресс, 1986. 423 с.
  141. К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. — 255 с.
  142. К.К. Проблемы способностей. М., 1972. — 244 с.
  143. Я.А. Фазы творческого процесса //Исследование проблем психологии творчества. -М., 1983. -С.3−18.
  144. Л.А. Когнитивные стили и их диагностика: Метод, рекомендации.- М., 1988. 34 с.
  145. В.И., Федотова Е. О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности. //Вопросы психологии.-1984. -N3.-C. 151−157
  146. Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика /Под ред. В. В. Сталина, А. Г. Шмелева. -М., 1984. 286 с.
  147. А.С. Исследование по психологии установки. -Тбилиси, 1967.- 312 с.
  148. Принцип системности в психологических исследованиях /Под ред. Д. Н. Завалишиной, В. А. Барабанщикова.- М., 1990. 184 с.
  149. Психологическая диагностика. / Под ред. К. М. Гуревича.- М., 1981. -С. 232.
  150. Психология развивающейся личности/Под ред. А. В. Петровского. -М., 1987.-239 с.
  151. Рабочая книга по прогнозированию /Отв. ред. И. В. Бестужев -Лада. М., 1982.-430 с.
  152. Л.А. Развитие прогнозирования как познавательной способности личности. Л., 1985.- 87 с.
  153. В. Е. Отношение к руководителю как фактор эффективности управленческого взаимодействия в молодежном производственном коллективе. Автореф. дисс. .канд. психол. наук. М., 1989. 18 с.
  154. Е.А. Общение как условие развития личности //Психология формирования и развития личности. М., 1981. -С.177−197.
  155. Е.С. и др. Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии. М., 1990. — 149 с.
  156. СЛ. Проблемы общей психологии. М., 1973 — 226 с.
  157. В.М. Индивидуальность человека и проблемы развития задатков // Наука и человек. М., 1990.-С. 119−129.
  158. В.М., Парилис С. Э. Темперамент и своеобразие когнитивной системы личности //Психологический журнал.- 1999. -N 1.-С.118−123.
  159. Ю.Р. Проблемы измерения социально-психологической структуры ценностных ориентаций. М., 1982. — 107 с.
  160. В. И. Исаев Е.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для ВУЗов / В. И. Слободчиков, Е.И. Исаев- Под общ. ред. В. Г. Щур. -М.: Школьная пресса, 2000. 416 с.
  161. Соколова Е. Г. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. ~М., 1989.-214 с.
  162. .А. Мотив и смысл. М., 1993. — 198 с.
  163. Способности и склонности: Комплексные исследования. /Под ред. Э. А. Голубевой. М, 1989. — 199 с.
  164. Л.П. Проблемы становления личности. М., 1987. — 134 с.
  165. Стиль жизни личности: теоретические и методологические проблемы. Киев, 1982. — 372 с.
  166. В.В. Мотивация и самосознания //Мотивация личности. -М., 1982. -С.58−67.
  167. В.В. Самосознание личности. М., 1983. — 285 с.
  168. Г. В. Основы математической статистики для психологов. М., 1972. — 250 с.
  169. Г. В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1976. 120 с.
  170. Дж. Социальное влияние. Пер. с англ. СПб.: Питер, 2003. 256 с.
  171. Управление человеческими ресурсами / Под ред. М. Пула, М. Уорнера. СПб.: Питер, 2002. 1200 с.
  172. .М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. -535 с.
  173. .М. Избранные труды. В 2 т. М. 1985. т.1 — 329 с. т.2 -360 с.
  174. Д.Н. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969. — 213 с.
  175. Е.С. Мотивационный анализ поведения личности во временном аспекте. М., 1988.- 210 с.
  176. С.Н., Юклянюк В. В. Потребности, мотивы и эмоции личности. Тверь: Чу До, 2001. 138 с.
  177. С.Н., Юклянюк В. В. Психология профессии (монография). Тверь: ЧуДо, 2000. 200 с.
  178. Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. -М., Изд-во Института Психотерапии. 2005.-490с.
  179. JI.H. Согласование ценностных ориентаций руководителя и персонала как фактор управления предприятием малого бизнеса. Автореф. дисс. .канд. экон. наук. СПб., 1994. 15 с.
  180. Фрейд 3. Психология анализа и анализ человеческого «Я». М. 1925.-44 с.
  181. X. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986. т.1 — 406 с. т.2−391 с.
  182. М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М.А. Холодная- РАН- Ин-т психологии- Межвуз. сб. по проблемам интеллектуального развития личности. М.: Томск: Изд-во Томского ун-та, 1997. — 392 с.
  183. Человек-знаковая система. / Сост. С. Н. Левиева. М. 1988. 351 с. -(Мир профессий)
  184. Человек-природа. / Сост. С. Н. Левиева. М., 1985. — 383 с. (Мир профессий).
  185. Человек-техника / Сост. В. Е. Гаврилов.- М., 1987. 350 с. — (Мир профессий).
  186. Человек-человек. / Сост. Р. Д. Каверина. М. 1986. С. 300. — (Мир профессий)
  187. И.И. Проблема самосознания в технологии. М., 1977. -144 с.
  188. Е.П. Восприятие руководителя партнерами по деловому общению. Автореф. дисс. .канд. психол. наук. Ярославль, 1998. 22 с.
  189. В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. 320 с.
  190. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982. 187 с.
  191. Г. П. Избранные труды. -М.: Б.И., 1995. 759 е.: ил.
  192. Г. П. Оргуправленческое решение: идеология, методология, психология: Курс лекций. М.: Правда Севера, 2000. -384 с.
  193. Г. П. Философия. Наука. Методология. М.: Шк. Культ. Политики, 1997. — 656 с.
  194. Юнг К. Психологические типы. Томск, 1993. — 104 с.
  195. Baltes Р.В., Reese H.W. Jipsitt J.P. Life-span developmental psychologi // Anmal Review of Psychologi 1980 — V 31. -p. 165−110.
  196. Burke K.A. Motorec of Motives. Los Angeles, 1969. -p. 340.
  197. Carrol M., Buss R. Fame attributions and the feeling of knowing // Austral. J. psychol. -1988. -V. 40. -Nl. -p.130−135
  198. Cattell R.B., Dreger R.M. Handbook for the sixteen Personality Factor Questionnaire. Illinois: Champaing, 1970. — 700 p.
  199. Eysenck H.J. The biologikal basis of personality. Springfields: C.C. Thomas, 1967.-370 p.
  200. Gottl J.T., Klinberg S.L., The present of things future. N. Y., 1974. -290 P
  201. Granich L. An analysis of motivation//Psychol. Tev. 1932.-V.39.-N 3. -p.150−152
  202. Gronbach L.Y. Drenth P.J.B. (Eds) Mental test a culturel adaptation. The Hagus, 1972. -280 p
  203. Kelli G.A. Theory of Personalyti. The Psychology of Personal Constructs. N. Y, 1963, -189 p.
  204. Lewin К. Field theory in social sciense. Selected theoretical papers. London, 1952.-260 p.
  205. Madsen K.B. Modern theories of motivation. A comparative metascientivie study. Copenhagen, 1974. 320 p.
  206. Maslow A. Joward Psychology of Being. N. Y., 1968. 240 p.
  207. Maslow A. Motivation and Personality. N. Y., 1954. — 441 p.
  208. Mehrabian A. Measures of achieving tendency // Educational and psychologikal measurement. -1969. -Vol. 2. -p.160−175
  209. Mehrabian A., Ksionsky S. A Theori of Affilation. Lexington, Mass., 1974,-264 p.
  210. Nuttin J. Motivation, planning, and action. A velational theory of behavior dynamics. Hillsdale, 1984. -p.230−239.
  211. Nuttin J. Motivation et perspectives d’avenir Leuven, 1980. — 290 p.
  212. Peters R.S. The concept of motivation. London, 1967. 300 p.
  213. Promin R. Behavioral genetics and temperament // Temperamental differences in infants and yuong children / Eds R. Porter, G. Lawrenson. L.: Pitman Bocks, 1982, p. 155−167.
  214. Rosenblum L.A. Affektive maturation and the mother-infant velationship // M. Lewis, L.A. Roaenblum (eds) The development of affect. -N. Y., 1978.-290 p.
  215. Rushton J. Race differences in behaviour: a review and evolutionary analysis // Personality and individual differences. -198. -V. 9. N 6. -P 1009−1024.
  216. Simon H.A. Reason in human affaira. Stanfort, 1983. -p.l 15 .
  217. Thomas H. Future time perspective and the problem of cognition motivation interaction // Cognition in human motivation and learning. -Leuven., 1981.-p.261−274.
Заполнить форму текущей работой