Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Правила ведения психологической сессии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разделение личных и профессиональных отношений. Одно время в зарубежной психологии дискутировался, и весьма активно, вопрос о возможности вступления специалиста и клиента в личные отношения и влиянии данных отношений на процесс терапии. Общий вывод дискуссии представляет собой редкий образец единодушия: данного события необходимо избегать, а если это произошло, процесс терапии прервать… Читать ещё >

Правила ведения психологической сессии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • 1. Уделять до восьмидесяти процентов времени на сбор информации. Только обладая полной информацией о проблеме, специалист может поставить правильный психологический диагноз, выявить источник проблемы, подобрать адекватные меры психологического воздействия.
  • 2. Перед тем как исследовать способы решения проблемы, необходимо изучить индивидуальные особенности клиента, систему ценностей и убеждений, социальные условия его жизни.
  • 3. Специалист должен помнить: никогда в процессе психологической помощи перед ним не стоит задача «расколоть» или «переиграть» клиента. Он должен только помочь человеку познать себя и мощь своего духа: «Внушите человеку сознание того, что он есть, и он скоро научится быть тем, чем он должен быть» (Фр. Шеллинг).
  • 4. Психолог должен встретиться с клиентом в его, а не своем мире. Поясним данную мысль. Объективной истины не существует. Весь мир — это своего рода гипотеза: Эвклидова геометрия включает в себя три пространства; Эйнштейн добавил четвертое — время как измерение; в современной теории суперсимметрии уже восемь, одиннадцать, двадцать одно измерение (струн и суперструн); дискретные множества расходятся в бесконечность, и в результате возникающей картины мы можем наблюдать, как человеческая мысль, встречаясь с бесконечностью, настойчиво стремится ограничить ее, приспособив для понимания человеческим разумом, — извечное противоречие между субъективизмом, называемом объективностью, и реально существующей Вселенной, ничего не знающей об этих «постулатах» и не желающей знать. Поэтому цель психолога не в «подгонке» под некий стандарт, усредненное понятие нормы мира клиента, а постижение данного мира во всем его многообразии. Проблема определяется как проблема самим человеком и, следовательно, существует как таковая только в его мире. Постигнув мир клиента, специалист найдет и разумные способы помощи ему. Если этого не произойдет, то специалист будет решать не проблемы клиента, а свои.
  • 5. Предложение клиенту истолкования его исповеди специалистом должно происходить в предположительной, а не безапелляционноутвердительной форме. Кроме того, что безапелляционный тон может нарушить раппорт, вызвать негативные чувства в клиенте по отношению к специалисту, «включить» систему психологической защиты, он является проявлением невоспитанности.
  • 6. Возражения клиента на высказывания специалиста о сути его проблемы, способы ее решения не всегда являются сигналом неверного толкования. Они могут быть проявлением защитной реакции в том случае, если специалист прав, а также попыткой проверки клиентом своих сомнений (сомнения как завуалированная просьба, обращенная к специалисту, доказать его, специалиста, правоту).
  • 7. Разделение личных и профессиональных отношений. Одно время в зарубежной психологии дискутировался, и весьма активно, вопрос о возможности вступления специалиста и клиента в личные отношения и влиянии данных отношений на процесс терапии. Общий вывод дискуссии представляет собой редкий образец единодушия: данного события необходимо избегать, а если это произошло, процесс терапии прервать, перенаправив клиента к другому специалисту. Что же касается оказания помощи родным и близким, то здесь единого мнения нет. Разумнее каждую подобную ситуацию рассматривать отдельно.

Для того чтобы поддерживать психическое здоровье на должном уровне, необходимо обладать психологической культурой. Понятие «психологическая культура» включает в себя «заботу о своем психическом здоровье, умение выходить из психологических кризисов самому и помогать близким людям»[1].

Основу психологической культуры составляют:

  • 1) самопознание и самооценка;
  • 2) стремление к познанию других людей;
  • 3) умение управлять своим поведением, эмоциями в процессе общения.

Все три компонента присутствуют в структуре психически здоровой личности, т. е. личности, обладающей психическим здоровьем.

Психическое здоровье — «состояние душевного благополучия, характерное отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности. Содержание понятия не исчерпывается медицинскими и психологическими критериями, в нем всегда отражены общественные и групповые нормы и ценности, регламентирующие духовную жизнь человека»[2]. Условием психического здоровья является благополучие, ощущаемое человеком на всех уровнях (физическом, психическом, духовном, социальном). Противоположным состоянием психическому здоровью является психическая болезнь. Промежуточным — пограничные расстройства.

К основным критериям психического здоровья относят:

  • 1) саморегуляцию поведения в соответствии с выбранными целями;
  • 2) адекватность поведенческих реакций силе внешнего раздражителя;
  • 3) соответствие эмоционально-волевой и познавательной сфер биологическому возрасту;
  • 4) социальную адаптивность;
  • 5) наличие здоровой рефлексии.

Возможно выделить следующие уровни психического здоровья:

  • 1) креативный;
  • 2) адаптивный;
  • 3) дезадаптивный.

Психологическое здоровье — «динамическая совокупность психических свойств индивида, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи»[3].

Уровни психического здоровья

Таблица 2

№.

Уровни психического здоровья.

Характеристика.

1.

Креативный.

Стойкость к средовым воздействиям, активное творческое отношение к действительности, осознанность и целенаправленность предпринимаемых усилий.

2.

Адаптивный.

Адаптированность к социуму сопровождается повышенным уровнем тревожности.

3.

Дезадаптив;

ный.

Внутренние проблемы не решаются. Нарушенный баланс, между внутренним миром и внешним, пытаются восстановить при помощи ассимилятивного стиля поведения (приспособление в ущерб своим интересам) или аккомодативного (агрессивно-наступательный, в ущерб интересам других).

Таким образом, ключевым словом для описания психологически и психически здорового человека является понятие «гармония», а центральной характеристикой — саморегулируемость, понимаемая как возможность адекватного приспособления субъекта к благоприятным и неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Основным способом поддержания психического и психологического здоровья в массах является психопрофилактика — область медицинской психологии, основная задача которой заключается в предоставлении «специализированной помощи практически здоровым людям для предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также для облегчения острых психотравматических реакций»1.

Выделяют несколько уровней психопрофилактики, каждому из которых соответствуют свои цели и методы.

Уровни психопрофилактики

Таблица 3

Уровни психопрофилактики.

Цели психопрофилактики.

Методы психопрофилактики.

Первичный.

Предупреждение.

Информирование населения (статьи, брошюры, выступления специалистов по радио и телевидению).

Вторичный.

Профилактика неблагополучной динамики уже имеющихся расстройств.

Массовые обследования населения для выявления групп риска и профилактической работы с ними.

Третичный.

Предупреждение рецидивов.

Психологическая поддержка психически здоровых людей («телефоны доверия», консультативные центры).

1 Еникеев М. И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. — М., 2002. — С. 470.

  • [1] Еникеев М. И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. — М., 2002. —С. 175.
  • [2] Там же.
  • [3] Там же. С. 458.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой