Правила ведения психологической сессии
![Реферат: Правила ведения психологической сессии](https://gugn.ru/work/6580495/cover.png)
Разделение личных и профессиональных отношений. Одно время в зарубежной психологии дискутировался, и весьма активно, вопрос о возможности вступления специалиста и клиента в личные отношения и влиянии данных отношений на процесс терапии. Общий вывод дискуссии представляет собой редкий образец единодушия: данного события необходимо избегать, а если это произошло, процесс терапии прервать… Читать ещё >
Правила ведения психологической сессии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 1. Уделять до восьмидесяти процентов времени на сбор информации. Только обладая полной информацией о проблеме, специалист может поставить правильный психологический диагноз, выявить источник проблемы, подобрать адекватные меры психологического воздействия.
- 2. Перед тем как исследовать способы решения проблемы, необходимо изучить индивидуальные особенности клиента, систему ценностей и убеждений, социальные условия его жизни.
- 3. Специалист должен помнить: никогда в процессе психологической помощи перед ним не стоит задача «расколоть» или «переиграть» клиента. Он должен только помочь человеку познать себя и мощь своего духа: «Внушите человеку сознание того, что он есть, и он скоро научится быть тем, чем он должен быть» (Фр. Шеллинг).
- 4. Психолог должен встретиться с клиентом в его, а не своем мире. Поясним данную мысль. Объективной истины не существует. Весь мир — это своего рода гипотеза: Эвклидова геометрия включает в себя три пространства; Эйнштейн добавил четвертое — время как измерение; в современной теории суперсимметрии уже восемь, одиннадцать, двадцать одно измерение (струн и суперструн); дискретные множества расходятся в бесконечность, и в результате возникающей картины мы можем наблюдать, как человеческая мысль, встречаясь с бесконечностью, настойчиво стремится ограничить ее, приспособив для понимания человеческим разумом, — извечное противоречие между субъективизмом, называемом объективностью, и реально существующей Вселенной, ничего не знающей об этих «постулатах» и не желающей знать. Поэтому цель психолога не в «подгонке» под некий стандарт, усредненное понятие нормы мира клиента, а постижение данного мира во всем его многообразии. Проблема определяется как проблема самим человеком и, следовательно, существует как таковая только в его мире. Постигнув мир клиента, специалист найдет и разумные способы помощи ему. Если этого не произойдет, то специалист будет решать не проблемы клиента, а свои.
- 5. Предложение клиенту истолкования его исповеди специалистом должно происходить в предположительной, а не безапелляционноутвердительной форме. Кроме того, что безапелляционный тон может нарушить раппорт, вызвать негативные чувства в клиенте по отношению к специалисту, «включить» систему психологической защиты, он является проявлением невоспитанности.
- 6. Возражения клиента на высказывания специалиста о сути его проблемы, способы ее решения не всегда являются сигналом неверного толкования. Они могут быть проявлением защитной реакции в том случае, если специалист прав, а также попыткой проверки клиентом своих сомнений (сомнения как завуалированная просьба, обращенная к специалисту, доказать его, специалиста, правоту).
- 7. Разделение личных и профессиональных отношений. Одно время в зарубежной психологии дискутировался, и весьма активно, вопрос о возможности вступления специалиста и клиента в личные отношения и влиянии данных отношений на процесс терапии. Общий вывод дискуссии представляет собой редкий образец единодушия: данного события необходимо избегать, а если это произошло, процесс терапии прервать, перенаправив клиента к другому специалисту. Что же касается оказания помощи родным и близким, то здесь единого мнения нет. Разумнее каждую подобную ситуацию рассматривать отдельно.
Для того чтобы поддерживать психическое здоровье на должном уровне, необходимо обладать психологической культурой. Понятие «психологическая культура» включает в себя «заботу о своем психическом здоровье, умение выходить из психологических кризисов самому и помогать близким людям»[1].
Основу психологической культуры составляют:
- 1) самопознание и самооценка;
- 2) стремление к познанию других людей;
- 3) умение управлять своим поведением, эмоциями в процессе общения.
Все три компонента присутствуют в структуре психически здоровой личности, т. е. личности, обладающей психическим здоровьем.
Психическое здоровье — «состояние душевного благополучия, характерное отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности. Содержание понятия не исчерпывается медицинскими и психологическими критериями, в нем всегда отражены общественные и групповые нормы и ценности, регламентирующие духовную жизнь человека»[2]. Условием психического здоровья является благополучие, ощущаемое человеком на всех уровнях (физическом, психическом, духовном, социальном). Противоположным состоянием психическому здоровью является психическая болезнь. Промежуточным — пограничные расстройства.
К основным критериям психического здоровья относят:
- 1) саморегуляцию поведения в соответствии с выбранными целями;
- 2) адекватность поведенческих реакций силе внешнего раздражителя;
- 3) соответствие эмоционально-волевой и познавательной сфер биологическому возрасту;
- 4) социальную адаптивность;
- 5) наличие здоровой рефлексии.
Возможно выделить следующие уровни психического здоровья:
- 1) креативный;
- 2) адаптивный;
- 3) дезадаптивный.
Психологическое здоровье — «динамическая совокупность психических свойств индивида, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи»[3].
Уровни психического здоровья
Таблица 2
№. | Уровни психического здоровья. | Характеристика. |
1. | Креативный. | Стойкость к средовым воздействиям, активное творческое отношение к действительности, осознанность и целенаправленность предпринимаемых усилий. |
2. | Адаптивный. | Адаптированность к социуму сопровождается повышенным уровнем тревожности. |
3. | Дезадаптив; ный. | Внутренние проблемы не решаются. Нарушенный баланс, между внутренним миром и внешним, пытаются восстановить при помощи ассимилятивного стиля поведения (приспособление в ущерб своим интересам) или аккомодативного (агрессивно-наступательный, в ущерб интересам других). |
Таким образом, ключевым словом для описания психологически и психически здорового человека является понятие «гармония», а центральной характеристикой — саморегулируемость, понимаемая как возможность адекватного приспособления субъекта к благоприятным и неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
Основным способом поддержания психического и психологического здоровья в массах является психопрофилактика — область медицинской психологии, основная задача которой заключается в предоставлении «специализированной помощи практически здоровым людям для предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также для облегчения острых психотравматических реакций»1.
Выделяют несколько уровней психопрофилактики, каждому из которых соответствуют свои цели и методы.
Уровни психопрофилактики
Таблица 3
Уровни психопрофилактики. | Цели психопрофилактики. | Методы психопрофилактики. |
Первичный. | Предупреждение. | Информирование населения (статьи, брошюры, выступления специалистов по радио и телевидению). |
Вторичный. | Профилактика неблагополучной динамики уже имеющихся расстройств. | Массовые обследования населения для выявления групп риска и профилактической работы с ними. |
Третичный. | Предупреждение рецидивов. | Психологическая поддержка психически здоровых людей («телефоны доверия», консультативные центры). |
1 Еникеев М. И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. — М., 2002. — С. 470.