Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Государственное регулирование рынка алкогольной продукции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С целью решения проблем на рынке вина путем улучшения качества вина, а также его доступности для изменения структуры потребления, диссертантом предложено сделать экономически невыгодным импорт некачественных вин и виноматериалов в РФ путем изменения ставок таможенных пошлин на ввозимое вино (снизить на 10%) и виноматериал (увеличить на 15%). Данное мероприятие на первом этапе может привести… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
    • 1. 1. Сущность и понятия государственного регулирования рынка алкогольной продукции
    • 1. 2. Основные формы, методы и особенности государственного регулирования рынка алкогольной продукции
    • 1. 3. Таможенно-тарифное регулирование как элемент системы государственного регулирования рынка алкогольной продукции
  • ГЛАВА II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ И СИСТЕМЫ ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РФ
    • 2. 1. Рынок алкогольной продукции РФ на современном этапе
    • 2. 2. Формирование и развитие механизма государственного регулирования рынка алкогольной продукции в РФ
    • 2. 3. Содержание и особенности таможенно-тарифного регулирования рынка алкогольной продукции в РФ
  • ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РФ
    • 3. 1. Стратегии развития государственного регулирования рынка алкогольной продукции

    3.2. Совершенствование таможенно-тарифного регулирования как элемента комплексной государственной политики на рынке алкогольной продукции 136 3.3 Социально-экономическая эффективность перспективной системы регулирования рынка алкогольной продукции 144

    ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 157

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Государственное регулирование рынка алкогольной продукции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется высокой степенью нерешенности ряда принципиальных для экономической и социально-экономической жизни общества проблем. Движение мировых держав к единому сообществу характеризуется возрастанием роли государства, а также управлением и регулированием национального хозяйства. Особенно это касается тех отраслей, которые обеспечивают продовольственную безопасность, здоровье нации и основные вливания в бюджет государства.

Рынок алкогольной продукции характеризуется несколькими особенностями: с одной стороны — это удовлетворение потребностей населения в специфичном продукте, чрезмерное употребление которого, в том числе фальсифицированного, приводит к негативным социально-экономическим последствиям, с другой — за счет получаемых доходов от оборота алкогольной продукции государство формирует значительную долю поступлений в бюджет страны.

Специфика рынка алкогольной продукции вызывает необходимость активного государственного вмешательства в процессы регулирования производства, потребления, спроса и предложения этой продукции.

Анализ государственного регулирования рынка алкогольной продукции показал, что рынок не в состоянии регулировать, ограничивать спрос на алкогольную продукцию, ее потребление. С позиций же социальной справедливости крайне важно ограничение спроса и чрезмерного потребления такого жизненно вредного блага (dis-merit goods) как алкогольная продукция, но, к сожалению, в течение всей истории основная цель государственного регулирования алкогольной продукции — фискальная.

Существует ряд причин, обусловливающих необходимость активного вмешательства государства и в процесс формирования предложения алкогольной продукции, ценообразования на нее, регулирования процессов распределения и перераспределения доходов от ее производства и реализации. В России особенно значима проблема государственного регулирования рынка алкогольной продукции по нескольким специфическим причинам. Во-первых, — это социально-экономическая проблема алкоголизации населения (потребляется 15−17 литров чистого спирта на человека в год), роста смертности от алкоголизма (36,5 тысяч человек в год) в нашей стране. Во-вторых, — это недопоступление акцизов в бюджет государства в связи с высоким уровнем производства и оборота нелегальной алкогольной продукции, уровень которой на январь 2009 г. составлял 4050%. В-третьих, — это недоиспользование потенциала отечественных производителей алкогольной продукции, общая дезинтеграция внутреннего алкогольного рынка страны. В-четвертых, — это несовершенство нормативно-правовой базы государственного регулирования рынка алкогольной продукции.

Надежное функционирование рынка алкогольной продукции, важнейшего сектора экономики страны — это основа развития экономики РФ в целом, и в первую очередь — это выполнение государством своих социально-экономических задач.

В настоящее время главным недостатком действующей системы государственного регулирования рынка алкогольной продукции является возникшая на основе противоречий в законодательстве РФ неопределенность методической базы и организационной структуры. В результате возникает необходимость совершенствования действующей системы государственного регулирования рынка алкогольной продукции в РФ в условиях проводимых преобразований, защиты здоровья населения, а также использование комплекса инструментов, методов и мер с целью контроля за качеством производимой и реализуемой готовой алкогольной продукции и сырья, максимального сокращения доли нелегального рынка алкогольной продукции и потерь бюджета РФ.

Действующий в настоящее время механизм государственного регулирования рынка алкогольной продукции в РФ в целом снижает его результативность. Кроме произведенной на территории РФ на рынке алкогольной продукции в обороте находится также импортируемая продукция. Удельный вес импортной алкогольной продукции в 2000 — 2008 гг. составил 55−60% от объема ее продаж на внутреннем рынке, при загрузке производственных мощностей российских предприятий на 45−50%. Что также указывает на необходимость модернизации такого инструмента государственного регулирования рынка алкогольной продукции как таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности.

Отмеченное позволяет подчеркнуть, что совершенствование механизма государственного регулирования рынка алкогольной продукции имеет большое теоретическое и практическое значение для баланса интересов государства, производителей и потребителей, нуждается в глубоком исследовании, чем определяется актуальность темы, выбранной для диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы и методы исследования.

Проблеме государственного регулирования экономики и сельскохозяйственного производства посвящен ряд трудов и публикаций. Весомый вклад в институциональный анализ государственного регулирования экономики внесли Дж.М. Кейнс, Г. Клейнер, Н. Кондратьев, Р. Коуз, А. Маршалл, П. Самуэльсон, А. Смит, А. Пигу, А. Шаститко, И. Шумпетер и др. Проблеме государственного регулирования рынка и его составных элементов, а также теоретическим и методологическим основам, инструментам и механизмам регулирования посвящены труды и публикации большого количества отечественных и зарубежных ученых. Весомый вклад внесли экономисты XIX — XX вв. Особенно следует отметить, что теоретические и практические аспекты функционирования и развития рынков сельскохозяйственной продукции и продовольственного рынка в целом широко освещены в работах Л. И. Абалкина Т.А. Агаповой, Ю. И. Агирбова, А. И. Алтухова, В. М. Баутина, И. Н. Буздалова, А. С. Булатова, Р. С. Гайсина, A.M. Гатаулина, В. А. Добрынина, С. А. Киселева, Н. Я. Коваленко,.

Н.Д. Кондратьева, В. П. Коровкина, В. А. Клюкача, В. З. Мазлоева, А. Ф. Серкова, Е. В. Серовой, И. Г. Ушачева, А. Н. Хитрова, Л. Г. Ходотова, В. В. Шайкина, Г. И. Шмелева и др.

Развитие рынка алкогольной продукции и его государственное регулирование с учетом его влияния на социально-экономическое состояние России на протяжении последних столетий постоянно, с различной степенью интенсивности, находилось в центре внимания государства, духовенства и научной общественности. В XIX и XX вв. этой проблема нашла отражение в исследованиях Ю. И. Агирбова, П. В. Березина, В. И. Дмитриева, В. И. Дробиза, В. И. Дэйчмана, Г. Г. Заиграева, М. А. Кауфмана, А. В. Немцова, А. С. Первушиной, С. И. Прыжкова, В. А. Ребрикова, А. И. Рыбакова, С. И. Соколова, М. Т. Стрельцовой, С. Г. Струмилина и других авторов.

Вместе с тем, отмеченное позволяет подчеркнуть, что в условиях развивающихся рыночных отношений теоретическая и практическая значимость проблемы развития рынка алкогольной продукции и его эффективного государственного регулирования недостаточно разработана. Возникает необходимость в глубоком изучении, поиске новых, изменении и усилении уже имеющихся инструментов, методов и мер государственного регулирования рынка алкогольной продукции.

Все это определило своевременность и необходимость избранной темы для диссертационного исследования, а также отраслевой и народнохозяйственной значимости.

Цели и задачи исследования. Целью работы является разработка и обоснование предложений по совершенствованию основных направлений и мер государственного регулирования рынка алкогольной продукции.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

— исследовать теоретические основы государственного регулирования рынка алкогольной продукции;

— раскрыть сущность, содержание и условия функционирования рынка алкогольной продукции;

— обобщить и уточнить содержание понятия государственное регулирование рынка алкогольной продукции;

— выявить и обобщить причины особого регулирующего воздействия государства на рынок алкогольной продукции;

— изучить действующую в разные периоды систему государственного регулирования рынка алкогольной продукции, ее результативность;

— раскрыть сущность, содержание и значение таможенно-тарифного регулировнаия рынка алкогольной продукции;

— разработать предложения и рекомендации по совершенствованию основных приоритетных направлений и мер государственного регулирования рынка алкогольной продукции в РФ;

— разработать и обосновать предложения по регулированию и формированию спроса и структуры потребления алкогольной продукции.

Объект исследования. В качестве объекта исследования выступает рынок алкогольной продукции в Российской Федерации.

Предметом исследования выступает система мер государственного регулирования рынка алкогольной продукции в РФ.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования явились научные труды ведущих отечественных и зарубежных ученых по теории, концепции государственного регулирования рыночной экономики и рынка алкогольной продукции, научные разработки и рекомендации ассоциаций-участников рынка алкогольной продукции России, результаты научно-исследовательских учреждений и центров. Информационной основой послужили нормативно-правовые документы РФ, данные Госкомстата СССР и РФ, МЭРТ, МСХ, справочные материалы национальной алкогольной ассоциации, аналитические и социологические материалы, приводимые в официальных отчетах и научных публикациях, а также личные наблюдения диссертанта.

В процессе исследования для выполнения поставленных задач использовались следующие методы: аналитический, экономикостатистический, экономико-математический, монографический, социологический, корреляционно-регрессионный, системного анализа, методы экспертных оценок и другие.

Научная новизна исследования:

1. Обобщено и уточнено понятие «государственное регулирование рынка алкогольной продукции», которое включает в себя особую целевую направленность, особое сочетание экономических, социальных и правовых инструментов и методов регулирования спроса и предложения, направленных на решение социальных и экономических проблем с тенденцией к усилению контроля со стороны государства.

2. Выявлены и систематизированы причины социально-экономического и экономического характера необходимости особого регулирующего воздействия государства на рынок алкогольной продукции, основными из которых является увеличение объема потребления и спроса на некачественную продукцию, создающую угрозу для здоровья и жизни населения страны, существование и развитие «теневого» рынка алкогольной продукции, недопоступление вследствие этого налогов в бюджет и другие.

3. Предложена и обоснована периодизация развития системы государственного регулирования рынка алкогольной продукции: выявлены специфические периоды его эволюции в переходной экономике России, раскрыты тенденции и особенности его государственного регулирования в каждом периоде.

4. Разработаны и обоснованы предложения по регулированию спроса и потребления алкогольной продукции, включающие в себя снижение установленной государством цены на водку, произведенную в странемеры по минимизации цен на качественное вино с целью вытеснения крепкой алкогольной продукции из структуры потребленияустановление ряда мероприятий запретительного характера, которые будут способствовать сокращению потребления суррогатов и нелегального алкоголя, замещению потребления крепких спиртных напитков качественным вином, снижению масштабов алкоголизации населения.

5. Выдвинуты и обоснованы рекомендации по введению государственной монополии на производство и реализацию спирта и импорт вина на основе разработанной балансовой модели государственного регулирования рынка алкогольной продукции.

Практическая значимость заключается в использовании конкретных рекомендаций, изложенных в работе, по совершенствованию государственного регулирования рынка алкогольной продукции в РФ с целью совершенствования: направлений и мер борьбы с производством нелегальной алкогольной продукциипрограмм снижения масштабов алкоголизации населения и изменения структуры потребления алкогольной продукциив учебном процессе в учебных заведениях.

Апробация и публикация результатов. Основные положения и отдельные результаты диссертационного исследования обсуждались на научных и научно-практических международных и всероссийских конференциях. По теме диссертации опубликовано 8 научных работ, общим объемом 3,57 п.л.

Объем и структура работы. Структура диссертации предопределена целью исследования, отражает логику реализации поставленных задач и состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, библиографического списка использованной литературы, приложений. Диссертация изложена на 178 страницах и содержит 28 таблиц, 4 рисунка, 7 приложений на 38 страницах. Библиографический список насчитывает 200 источников.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

В рамках настоящего диссертационного исследования автором были поставлены задачи всестороннего комплексного изучения механизма государственного регулирования рынка алкогольной продукции в РФ с учетом оптимального соотношения стратегических интересов потребителей, государства и участников бизнес-процесса.

Решение этих задач достигалось обеспечением внутренней связи и законченности логического построения диссертационного исследования в целом: от теоретических положений до практических рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования рынка алкогольной продукции в РФ.

В рамках проведения исследования всесторонне изучен исторический и современный опыт регулирования в России, СССР и РФ и сделан вывод о неэффективности существующей системы государственного регулирования рынка алкогольной продукции с точки зрения поставленных задач и существующих проблем.

В результате проведения анализа исторического и современного опыта государственного воздействия на рынок алкогольной продукции выявлены определенные тенденции, проявившиеся в развитии рынка алкогольной продукции и имеющие высокую социально-экономическую значимость, неэластичности потребления продукции, необходимости проведения государством комплексной алкогольной политики.

Подробно изучен и обобщен опыт ряда развитых стран в области государственного регулирования рынка алкогольной продукции, определена возможность его применения в условиях отечественного рынка.

На основании обобщения изученной литературы сделаны выводы о необходимости разработки стратегии и совершенствование ранее использованной системы государственного регулирования, учитывающей все инструменты, методы и меры, способствующих сокращению ущерба для здоровья населения, легализации алкогольного рынка и обеспечению развития внутреннего производства.

Рынок алкогольной продукции имеет свою специфику, которая вызывает необходимость активного государственного вмешательства в процессы регулирования производства, потребления, спроса и предложения этой продукции. С позиций социальной справедливости крайне важно ограничение спроса и чрезмерного потребления алкогольной продукции.

В России особенно значима проблема государственного регулирования рынка алкогольной продукции по нескольким специфическим причинам: социально-экономическая проблема алкоголизации населения и рост смертности от алкоголизманедопоступление акцизов в бюджет государства в связи с высоким уровнем производства и оборота нелегальной алкогольной продукциинедоиспользование потенциала отечественных производителей алкогольной продукции, общая дезинтеграция внутреннего алкогольного рынка странынесовершенство нормативно-правовой базы государственного регулирования рынка алкогольной продукции.

Проведен анализ современного состояния рынка алкогольной продукции в РФ, выявлена и обоснована периодизация формирования и развития механизма государственного регулирования рынка алкогольной продукции в РФ. Обоснована и разработана модель государственной монополии как инструмента, направленного решение в первую очередь социально-экономических задач.

В ходе исследования раскрыто значение, обобщены, структурированы и систематизированы понятия «алкоголь» и «алкогольная продукция» в зависимости от различных принципов и в соответствии с нормативно-правовой базой РФ, раскрыты особенности алкогольной продукции, определяющие специфику рынка этой продукции.

Проведенный анализ динамики возможного среднедушевого объема потребления алкогольной продукции в РФ позволил выявить, что за период с 1980 по 2008 гг. потребление легально произведенной водки и вина сократилось на 31,7% и 65,1% соответственно, вместе с увеличение потребления нелегально произведенной продукции на 50%. Пороговое значение потребления абсолютного алкоголя на душу населения превышено более чем в 2 раза. Все это ведет к резкому обострению социально-экономических проблем, к нарушению экономической безопасности России.

В ходе исследования выявлен эффект прямой перекрестной эластичности спроса на алкогольную продукцию. Ограничение реализации алкогольной продукции или повышение цен на нее не снижает спрос и потребление, наоборот, увеличивает спрос и потребление, но уже нелегальных некачественных заменителей этой продукции. На основе использования данного вывода сегментирован рынок алкогольной продукции, выявлен физический объем каждого сегмента, систематизированы по основным видам продукции и ценам факторы, способствующие вытеснению или замене одним видом продукции другой.

В ходе исследования выявлены тенденции в динамике потребления и конъюнктуры рынка пива: увеличение доли пива в структуре производства алкогольной продукции (до 82%), существенное увеличение объема рынка пива (за последние 12 лет в 5,5 раза), увеличилось потребление пива на душу населения в 5,3 раза, потребление пива молодежью возросло, что свидетельствует о развитии в России пивного алкоголизма.

Выявлены и систематизированы основные факторы, оказывающие влияние на производство, импорт и потребление алкогольной продукции, выявлены изменения в структуре производства алкогольной продукции: увеличилась доля вина из легального импортного виноматериала (до 44,4%), доля вина из отечественного виноматериала понизилась до 15,5%, доля вина из неучтенного виноматериала составила 40,1%,.

Проведенное исследование позволило сделать ряд выводов в области таможенно-тарифного регулирования импорта алкогольной продукции: а) действующий таможенный тариф является весьма либеральным в сравнении со странами — основными торговыми партнерамиб) существующая сегодня ставка таможенной пошлины на импорт виноматериала в 5% бессмысленна, ничего не регулирует и составляет огромное препятствие для бизнеса с точки зрения таможенного администрирования.

С целью решения проблем на рынке вина путем улучшения качества вина, а также его доступности для изменения структуры потребления, диссертантом предложено сделать экономически невыгодным импорт некачественных вин и виноматериалов в РФ путем изменения ставок таможенных пошлин на ввозимое вино (снизить на 10%) и виноматериал (увеличить на 15%). Данное мероприятие на первом этапе может привести к сокращению объемов производства и потребления отечественной продукции, увеличению объемов ее импорта, но главное — позволит сократить ввоз в страну некачественного и небезопасного вина и виноматериала, увеличить объем легально произведенного вина, виноматериала при сокращении их нелегального производства, легализовать импорт вина и виноматериалов, сократить потери бюджета государства.

Разработаны основные положения Концепции алкогольной политики, направленные на решение в первую очередь социально-экономических, а потом и экономических проблем на рынке алкогольной продукции, для достижения целей которой необходима скоординированная по содержанию и времени работа по реализации изложенных в концепции мер как единой системы.

Для совершенствования государственного регулирования рынка алкогольной продукции необходимо использование всех методов государственного регулирования с целью максимального усиления государственного контроля в силу особенностей и важности данного рынка с социальной точки зрения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РФ от 21.05.1993 N 5003−1 (ред. от 28.06.2009) «О таможенном тарифе»
  2. Закон Российской Империи о виноградном вине от 24 апреля 1914 г.
  3. Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (принят ГД ФС РФ 19.07.1995)
  4. Федеральный закон от 28.07.2004 № 86-ФЗ «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» // Российская газета, 31.07.2004, № 162.
  5. Федеральный закон от 21.07.2005 № 114-ФЗ «О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» // Российская газета, 28.07.2005, № 163.
  6. Федеральный закон от 21.07.2005 № 107-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» // Российская газета, 28.07.2005, № 163.
  7. Закон об акцизах Федеральный закон «Об акцизах» от 6 декабря 1991 г. № 1993−1 (в редакции Федерального закона от 7 марта 1996 года№ 23-ФЗ).
  8. Федеральный закон № 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» Принят Государственной Думой 9 февраля 2005 года.
  9. Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации № 47 от 1 марта 2002 г. «О порядке оформления лицензий на ввоз алкогольной продукции отдельных наименований»
  10. Приказ ГТК РФ № 1170 от 15.12. 2000 г. (ред. от 09.06.2001 г.) «О вывозе и ввозе алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.12.2000 г. № 2511) // Российская газета, 2001, 13 января, 18 июля.
  11. Приказ Федеральной таможенной службы от 3 июля 2009 г. № 1229 «О внесении изменений в приказ ФТС России о 5 сентября 2007 г. № 1079 „Об утверждении Правил подтверждения о фиксации сведений об алкогольной продукции.“.
  12. Письмо Государственного таможенного комитета Российской Федерации № 01−06/16 176 от 16 апреля 2003 г. „О ввозе на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции в соответствии с таможенным режимом магазина беспошлинной торговли“.
  13. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.1996 № 1132 „О Федеральной службе России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию“ //Российская газета, 30.10.1996, № 189.
  14. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 г. № 1030 „О введении государственной регистрации этилового спирта и спиртосодержащих растворов из пищевого сырья“ (СЗ РФ. 1997. № 34. С. 3971- 1998. № 37. Ст. 4634- 1999. № 36. Ст. 4401- 2002. № 8. Ст. 848).
  15. Постановление Правительства РФ № 1159 от 06.10.98 г. „Об усилении государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции“ // Российская газета, 1998, 13 октября. п. З
  16. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.04.2003 № 212 „О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками нового образца“ // Российская газета, 16.04.2003, № 73.
  17. Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 N 786 (ред. от1511.2006) „Об акцизных марках для маркировки алкогольной продукции“ (вместе с „Требованиями к образцам акцизных марок для маркировки алкогольной продукции“)
  18. Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ от 28.02.2007 № 7 „Об усилении надзора за производством и оборотом алкогольной продукции“.
  19. Постановление Правительства РФ от 25 августа 2006 г. N 522 о ЕГАИС.
  20. Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 N 786 (ред. от 20.02.2010) „Об акцизных марках для маркировки алкогольной продукции“.
  21. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР „О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения“ от 16.05.1985 № 2458-Х1.
  22. Указ Президента РФ от 29.08.1994 N 1787 (ред. от 01.08.2003) „О внесении таможенных платежей по подакцизным товарам в федеральный бюджет“
  23. Указ Президента Российской Федерации № 14 от 10 января 1998 г. „О государственном комитете Российской Федерации по обеспечению монополии на алкогольную продукцию“
  24. Указ Президента Российской Федерации от 06.10.1998 № 1199 ФЗ „Об усилении государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции“ // Российская газета, 07.10.1998, № 190.
  25. Целевая программа ведомства „Развитие виноградарства и виноделия Российской Федерации на 2008−2010 годы“, утвержденной Приказом
  26. Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 8 апреля 2008 г. № 195. Система „Гарант“.
  27. Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. № 6 — 1997.
  28. В.А. Управленческий механизм обеспечения продовольственной безопасности. М.: МСХА. — 1999.
  29. Ю.И. Экономические проблемы агропромышленного и регионального плодоовощного производства в условиях перехода к рынку. — М.: Изд-во типографии ООО „Агент“, 1997. — 252 с.
  30. Ю.И., Мухаметзянов P.P., Леснов А. П. Рынки сельскохозяйственной продукции. Учебное пособие. — М.: Изд-во РГАУ -МСХА, 2005.-345 с.
  31. Ю.И., Мухаметзянов P.P. Рынок картофеля и плодоовощной продукции. Учебное пособие. М.: Изд-во МСХА, 2001. — 82 с.
  32. Аграрная политика: Учеб. пособие для студентов вузов по агроэкон.спец. / А. П. Зинченко, В. И. Назаренко, В. В. Шайкин. Под ред. А. П. Зинченко. М.: КолосС, 2004. — 304 с.
  33. A.M., Таблицы исчисления среднегодовых темпов роста, прироста и снижения, М.: Статистика, 1967. с. 5.
  34. Алкогольная катастрофа и возможности государственной политики в преодолении сверхсмертности в России / Отв.ред. Д. А. Халтурина, А. В. Коротаев. М.: ЛЕНАНД, 2008. — 376 с.
  35. К. Мнение о системе тарифа в России, СПб.: 1816 56 с.
  36. И. Р. Зябкин В.Д. Основные направления стабилизации винодельческого производства // Виноград и вино России. 1996 — № 5. с.20−21.
  37. В.М. Аграрная наука России на пороге XXI века: (Состояние и проблемы) // ВНИЭСХ. М., 1999. — с.250−278.
  38. В.М. Роль Минсельхоза России в развитии инновационной деятельности в АПК. М.: ФГПУ. Росинформагротех, 2003.
  39. Р. Политическая экономия: в 2-х томах Т 2. Пер. с фр. — М.: международные отношения, 1995 — 752 с.
  40. A.M. Основные направления вывода виноделия России из кризисного положения и дальнейшего его развития (на правах рукописи). М.: 1997.
  41. В.А. Виноделие и право. Нужен ли России Закон о вине? М.: ООО „Ваш полиграфический партнер“, 2009. — 392 с.
  42. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. — 5-е изд. доп. И перераб. М.: Институт новой экономики, 2002. — с. 1280.
  43. Д.Н. Итоги винной монополии и задачи будущего. СПб.: Тип. „Самокат“, 1908. — 151 с.
  44. Н.А. Формирование стабилизационного механизма аграрного рынка. М.: Энциклопедия российских деревень, 2000.
  45. И.Н., Крылатых Э. Н., Никонов А. А. и др. Аграрные отношения: теория, историческая практика, перспективы развития. М.: Наука, 1993.
  46. И., Фрумкин Б. Государственное регулирование аграрного сектора в условиях рыночных преобразований // Вопросы экономики. 1993. — № 9. — с. 117−127.
  47. С.Ю. Лекции о народном и государственном хозяйстве, Спб:
  48. Типография АО Брокгауз-Ефронь. 1912 184 с.
  49. Высочайше утвержденное положение о водках, производимых из Российских виноградных вин и винограда. 9 июля 1819 г.// Полное собрание законов Российской империи, собрание 1-е: В 45 т. Т. 36, № 17 876. Спб., 1830.
  50. Высочайше утвержденное Положение о питейном сборе. 4 июля /26 июля/ 1861 г. // Полное собрание законов Российской империи. 2-е собр. СПб., 1863. Т. 36. № 37 197.
  51. Р.С. Механизм формирования и развития конъюнктуры рынка продовольствия (вопросы теории и методологии). М.: ТАРУС АЛЬФА, 1998. 154 с.
  52. Р.С. Эволюция аграрного рынка: закономерности, особенности, формы государственного регулирования / Автореферат дисс. док. экономии, наук.-М.: 1998.
  53. Р.С., Кирюшин О. И., Кучкин В. Г. Экономика (экономическая теория). Учеб. пособие. М.: МСХА, 2006.- 373 с.
  54. В.Ф., Яковенко П. Г., Курчаев И. И. Экономическая эффективность управления и хозяйственных решений. М., 1981. 324 с.
  55. A.M. Экономическая теория: толковый терминологический словарь. -М.: Колос, 1998. 248 с.
  56. С.Ю. Политика экономического роста и интересы России // Пути стабилизации России / Под ред. Г. Б. Клейнера. М.: Информэлектро, 1999, с. 138.
  57. С. Теневая экономика в современной России иной путь и третья сила // Российский экономический журнал № 4. 1997. с.19−20.
  58. А. Экономические механизмы регулированияагропромышленного производства // Экономист. — 1998. — № 6.
  59. ГОСТ 5963–67 „Спирт этиловый питьевой 95%-ный. Технические условия“.
  60. ГОСТ Р 51 355−99 „Водки и водки особые. Общие технические условия“.
  61. ГОСТ Р 51 618−2000 „Коньяки российские. Общие технические условия“.
  62. ГОСТ 7190–93 „Изделия ликеро-водочные. Общие технические условия“.
  63. ГОСТ 12 712–80 „Водки особые. Технические условия“.
  64. Государственные финансы России: XIX первая четверть XX века / Под ред. Караваевой И. В. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2003.
  65. Государственное регулирование экономики / О. Г. Балашова, Т. П. Кормишина, Е. С. Машинистова, С.В. Устинов- ГУУ. М.: ЗАО „Финстатинформ“, 1999. с. 59.
  66. Государственное регулирование рыночной экономики. Учебник, — под общей редакцией В. И. Кушлина, Н. А. Волгина. М.,"Экономика» 2000.
  67. М. О. Основы питейной монополии в России. Пернов, 1897.
  68. С.В. Таможенно-тарифное регулирование рынка алкогольной продукции // Международный сельскохозяйственный журнал. 2009. № 4, с. 51−52.
  69. С.В. Состояние рынка алкогольных напитков и пива в РФ // Инновационное развитие сельского хозяйства. Сборник научных трудов — М.: ГНУ ВИАПИ имени А. А. Никонова, 2009. — с.60−67.
  70. С.В. Необходимость государственного регулирования рынка алкогольной продукции в России // Приоритетные направления развития АПК Сборник научных трудов М.: ГНУ ВИАПИ имени А. А. Никонова, 2009. — с.14−20.
  71. С.В. Необходимость государственного регулирования рынка вина в России // Научные труды международной научно-практической конференции ученых МАДИ (ГТУ), РГАУ МСХА, ЛНАУ. 20−21 января 2010. Т. З Мировая экономика. M.-JL: 2010 — с.130−134.
  72. В.И., Бурмистров В. Н., Экономико-правовые вопросы государственного регулирования и организации внешней торговли. М. «Экономика». — 2001
  73. Н., Козаченко В., Гайдук В. Государственное регулирование сельскохозяйственного производства за рубежом и в России // Международный сельскохозяйственный журнал, 1998. № 4.
  74. Л. И. Очерк деятельности комиссии по вопросу об алкоголизме за 15 лет (1898−1913). СПб., 1913. — 163 с- Казённая продажа вина. — СПб., 1900.
  75. А.В. Актуальные проблемы регулирования производства и оборота алкогольной продукции и пути их решения. — М.: «Компания Спутник +», 2003.
  76. А.В. Государственное регулирование производства и оборота алкогольной продукции / Диссертация канд. экон. наук. — М.: 2003.
  77. А.В. Пути совершенствования государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции. М.: «Компания Спутник +», 2002.
  78. В.К. «Критические исследования о потреблении алкоголя в России» под ред. Г. Н. Сорвиной. М.: SPSL, «Русская панорама», 2001 с. 367
  79. В.А. Проблемы выхода агропромышленного комплекса из кризиса / В. А. Добрынин, А. С. Иванов // экономика с.-х. и перерабатывающих предприятий. — 1997. № 7. — с. 54−56
  80. В.А. Актуальные проблемы экономики агропромышленного комплекса: Учеб.пособие. М.: Изд-во МСХА, 2001. с. 402
  81. Доклад о состоянии здравоохранения в мире 2004: изменить ход истории. Женева, Всемирная организация здравоохранения, 2004.
  82. Доклад по проблеме алкоголя в Европейском регионе ВОЗ. Исходный документ к основам политики в отношении алкоголя в европейском регионе ВОЗ. Копенгаген, Европейское региональное бюро ВОЗ, 2005.
  83. JI.B. Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы // Маркетинг в России и за рубежом. 2003 № 4. с. 48−52
  84. Заблуждения протекционизма / У. Самнер, Я. А. Новиков. М.: ООО «Социум», ЗАО «Издательство «Экономика». 2000 — 254 с.
  85. Г. Г., Мурашов А. В. Актуальные вопросы борьбы с самогоноварением. М. 1990, с. 7.
  86. А.Г. Приоритеты, институты и механизмы выхода аграрной сферы из кризиса в XXI веке, М.: Институт экономики РАН, 2000. — 208 с.
  87. А.П. Структурная политика и использование производственного потенциала в сельском хозяйстве // АПК: Экономика и управление. № 2 1996
  88. JI. Переход к рынку, борьба мнений. М.: В.О. «Наука», 1993 с. 130.
  89. История экономических учений / Под. ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Учеб.пособие. -М.: ИНФРА-М, 2000. 784 с.
  90. В.Г. Проблема алкогольного рынка России // Производство спирта и ликероводочных изделий, 2003 г. № 4 с. 3−8.
  91. А.П. О восстановлении государственной монополии на производство и реализацию алкоголя. Сб. Нелегальный рынок алкоголя.1. М.: 1997.
  92. М.А. Основы международного маркетинга. Учебное пособие. — М.: Изд-во МСХА, 2003, 79 с.
  93. М.А. Социально-экономическая стратегия регулированиярынка алкогольной продукции в России. М.: Институт экономики РАН, 2006.-c.303.
  94. М.А. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД в России (на примере рынка продовольственной продукции). М.: Изд-во МСХА, 2004.
  95. Д.М. Общая теория занятости, процента и денег / Пер. с англ. Под общей редакцией и пред. А. Г. Миляковского и И. М. Осодяй. — М.: Прогресс, 1978−494 с.
  96. Ю.Г. История таможни государства Российского. М.: Автор, 1995−288 с.
  97. Г. Современная экономика России как «экономика физических лиц» //Вопросы экономики. 1996. № 4. С 81−95
  98. Н.Я., Сорокин B.C. Сельскохозяйственные рынки: Учеб. пособие для студентов эк. фак-та по направлению «Аграрная политика». — М: Изд-во МСХА, 1998. 525 с.
  99. И. Акцизы оптом и в розницу // Российская бизнес-газета. -2005.-№ 507.
  100. Концепция развития виноградарства и виноделия в Российской Федерации. // Виноград и вино России. 1993. — № 2 с. 2−6
  101. В.П., Незадоров А. Н. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности АПК России. — М.: Издат. МСХ. 2002.
  102. Краткий экономический словарь / Под ред. Ю. А. Беликаа. М.: Политиздат, 1989. — с. 399.
  103. А.А. Преступления XX века против здоровья человека (научное расследование: экология, питание, здоровье) 1997 с. 5−80.
  104. В.И. Экономика и ее государственное регулирование. В кн.: Экономика: проблемы государственного регулирования. М.: РАГС, 1996.
  105. А.И. Экономическое регулирование внутреннего рынка. Изд-во «Экономика», 1994, с. 6.
  106. А.А. Спиртовое производство России на пороге XXI века // пищевая промышленность, 2000, № 7, с. 52−54.
  107. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т.: пер. с англ. Т.1. М.: АО «Римол», 1993. — 400 е., стр.61
  108. В.А. и др. Интенсификация спиртового производство — Киев: Техника, 1983 с. 127.
  109. К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т.23.М., 1960.
  110. Д.И. Толковый тариф или исследование о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 г. Вып. I. Спб.
  111. Методические рекомендации о порядке применения акцизов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ. Приложение № 2 к письму ГТК РФ от 19.12.2000 г. № 01−06/36 991.
  112. Методы экономических исследований в агропромышленном производстве. Под. ред. акад. РАСХН Боева В. Р. — М.: Россельхозакадемия. -1999.
  113. Министерство торговли и промышленности Сравнительное обозрение таможенных тарифов 1891 и 1903 гг. по европейской торговли. Спб.: 1914.
  114. Министерство торговли и промышленности Сравнительное обозрение таможенных тарифов 1903 и 1915 гг. по европейской торговли. Спб.: 1917.
  115. Мировая экономика и международные экономические отношения. -Ростов-на-Дону: «Феникс». 2000.
  116. Народное хозяйство РСФСР за 60 лет. М., Статистика, 1977, с. 137. Сельское хозяйство России. Госкомстат. 1995, с. 69. Сельское хозяйство, охота и лесоводство в России. 2004. Росстат. М: 2004, с.67
  117. А.В. Алкогольная ситуация в России /Доклад по политике в области общественного здоровья № 2 / Под ред. А. К. Демина. Российская Ассоциация общественного здоровья, Фонд «Здоровье и окружающая среда». М: 1995. с. 126.
  118. А.В., Терехин А. Т. Размеры и диагностический состав алкогольной смертности в России. Наркология. № 12. 2007
  119. Николай Герасименко Журнал «РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ» № 4. 2009 г.
  120. А.В. Антиалкогольные кампании XX века в России / Журнал «Вопросы истории», Ноябрь 2008, № 11, с. 67−78.
  121. В.А. Толковый словарь «Термины рыночной экономики». -М.: Изд-во «Наука», 1994. 233 с.
  122. В.Е. Таможенные пошлины: методические обоснования и расчеты: Монография в.Е. Новиков, Т. П. Голяшева: ГТК России РТА.
  123. В.П. Интеграционные сообщества и Россия // Внешнеэкономический бюллетень. № 3 -2001.
  124. А.Е. Государственное регулирование АПК и таможенный механизм формирования рынка продовольствия в РФ / диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М.: российская таможенная академия, 1998.
  125. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В, Виноградова. — 4-е изд. Дополненное. М.: Азбуковник, 1999. с. 689.
  126. В. Основные принципы экономической политики. М., 1995
  127. А.Н. Издержки и перспективы реформы в России: институциональный подход. Истоки. Вып. З.М., 1998.-е. 149−151
  128. В.Г. Акцизы и проблемы государственного регулирования рынка алкогольной продукции // Финансы. 2004. № 2. С. 34.
  129. А.Г. Государственное регулирование сельского хозяйства (современные тенденции в отечественной практике) М.: 1988 с. 148.
  130. Политическая экономия. Под. ред. A.M. Румянцева. — М.: «Советская энциклопедия», 1980.
  131. Политэкономия (История экономических учений, экономическая теория, мировая экономика) Учебник для вузов / Под. Ред. Валового Д. В. Москва ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез» 1999.
  132. А.В., Кучкин В. Г. и др. Маркетинг. — М.: КолоосС, 2005. -500 с.
  133. В.Ю. Государственное регулирование внешней торговли России в условиях перехода к рыночной экономике: проблемы и перспективы. М.: РИО РТА, 1997. — 356 с.
  134. Производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции в РФ в 2003 г. М., Госкомстат России, 2004, с. 184−185, 190
  135. Т.Ю. Рыночные отношения в современной экономике. Экономическое развитие современной цивилизации: курс лекций. — Ставрополь: Изд-во Ставр. краевого ИУУ, 1993 с.54
  136. В.А. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. М.: Институт экономики РАН. — 1997.
  137. Решение практических задач: Прил. к учеб. пособ. к семинарам по рыночному анализу / Гатаулин A.M., Ахметов Р. Г., Стратонович Ю. Р. Под ред. A.M. Гатаулина. М.: Изд-во МСХА, 1999. — 48 с.
  138. Е.В. Государственное регулирование рынка импортных подакцизных товаров в Российской Федерации и пути его совершенствования (на примере алкогольной продукции) / Дис. канд. экон. наук.-М.: 2000.
  139. Российский статистический ежегодник, Росстат, М., 2008.
  140. Российский статистический ежегодник, Росстат, М., 2009.
  141. Н.Ю., Шешукова Т. Г. Развитие государственной монополии на алкогольную продукцию//Современные проблемы управления экономики и права: Сборник научных трудов, ЗУИЭиП, Пермь, 1999. С.210−219.
  142. Э., Урусов В. Ценовое и финансово-кредитное регулирование в АПК // АПК: экономика и управление. 1999. — № 4. — С. 45−49.
  143. П. Экономика. М.: МГП «Алгон», ВНИИСИ, 1992. в 2-х томах. 750 с.
  144. В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности: Учеб. пособие для студентов и слушателей вузов, обучающихся по специальности «Таможенное дело» М.: Экономисть, 2004 — с. 155.
  145. Сельскохозяйственные рынки / В. В. Шайкин, Р. Г. Ахметов., Н. Я. Ковленко и др. -М.: Колос, 2001. 264 с.
  146. А.Ф. регулирование продовольственного рынка в России // Экономика с.х. России, 1997 № 9 с. 27.
  147. Системный анализ экономики рынка: Учеб. пособие. / Под ред. К. В. Павлова, М. И. Шишкина. Ижевск, 2000. с. 364.
  148. Р.Ю., Муртазаева Р. Н. Механизм взимания водочного акциза как инструмент регулирования рынка // производство спирта и ликероводочных изделий, 2004 № 1 с. 9.
  149. Словарь терминов рыночной экономики / А. Ф. Ионова, М. А. Комаров, М. М. Максимцев и др.- под ред. В. М. Питерского. М.: недра, 1994. — 336 с.
  150. Современное управление. Энциклопедический справочник. М.: Издатцентр, 1997.
  151. В.М. Государство и экономика. М.: Изд-во Финансовой академии при правительстве РФ, 1996.
  152. Состояние и меры по развитию АПК РФ. М.: МСХ. 2004, с.75
  153. Состояние и меры по развитию агропромышленного комплекса и рыболовства РФ. МСХ, 2005, с.78
  154. В.К. Государственное регулирование рыночной экономики. М.: МЮИ МВД РФ, 1998. 384 с.
  155. JI.E., Казанцев С. К., Паршина Е. А. и др. Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности // Внешнеэкономическая деятельность предприятия / Под ред. проф. JI.E. Стровского. 3-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — с.524−579. — 847 с.
  156. Таможенные ведомости / Бюллетень таможенной информации октябрь 2009/10. Федеральная таможенная служба, М.: ЗАО «РОСТЭК-Таможинформ».
  157. Таможенные новости № 7 (128) 2009. СПб: ООО «Типографский комплекс «ДЕВИЗ».
  158. Таможенная территория мира / Деп. по международным, экономическим и социальным вопросам Нью-Йорк ООн: 1989 — с. 28.
  159. Ю.А. Курс административного права и процесса. М.: 1998. -с. 581.
  160. С.П. Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли: зарубежный опыт и российская практика / Российская таможенная академия С.-Петербург филиал имени В. Б. Бобкова.
  161. И.Г. Основные направления агропродовольственной политики России в условиях интеграционных мировых процессов в проблемы подъема и развития агропродовольственного комплекса России в современных условиях. М.: 2002 с. 265.
  162. Филосовский энциклопедический словарь / Под ред. Л. Ф. Ильичева. — М.: Сов. Энциклопедия, 1983. с. 621.
  163. М.И. Винная монополия в России, 2005.
  164. Э.Р. Рынок алкогольной продукции России: векторы и концепция развития. М.: Прометей, 2002. — 354 с.
  165. Э.Р. Экономические закономерности и концепция развития рынка алкогольной продукции / Автореф. дисс. докт. экон. наук. М.: 2002.
  166. А.Ф., Мхитарьян К. Р. Товароведение и экспертиза вкусовых и алкогольных товаров. Ростов-на-Дону: Изд. центр «МарТ», 2000. С. 4.
  167. Ю.В. Тернистый путь России в мировую экономику // РЭЖ — № 1 1996.
  168. Экономика отрасли. / Под ред. А. С. Пелик. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.-448 с.
  169. Экономическая безопасность России: Общий курс (под ред. В.К. Сенчагова), М., Дело, 2005, с. 83−84.
  170. Экономика отрасли. Под ред. А. С. Пелик. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.-550 с.
  171. Экономическая теория (учебник для вузов). // под редакцией проф. В. Д. Камаева., 2-е изд., М.: Владос, ИМПЭ, 1998. 625 с.
  172. Эффективность государственного управления / Пер. с англ. Общая ред. Батчикова С. А. и Глазьева С. Ю. М.: А.О. «Консалтбанкир», 1998.
  173. Atanassov В. Wine in Russia today, 2008 Вино в России сегодня, 2008. //. 05.05.2008.
  174. Babor Т. et al. Alcohol: no ordinary commodity. Research and policy Алкоголь: неординарный товар. Исследование и политика. Oxford: University Press, 2003.
  175. Edwards G. et al. Alcohol policy and the public good Алкогольная политика и общественная польза. Oxford University Press, 1994.
Заполнить форму текущей работой