Использование корригирующих методик в профессиональном обучении артистов балета
База исследования. Базой для нашего исследования явились педагогические наблвдения в хореографических училищах г. г. Москвы, Алма-Аты, а также за рубежом: в Египте — в Каирском высшем балетном институтев Кампучии — б Королевском университете изящных искусств в Пном-Пенев Польше — в Гданьском балетной школе. За эти годы нам приходилось работать с детьми всех возрастных групп, но чаще всего это… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ПРИНЦИПЫ ПОДХОДА К ИССВДОВАНИЮ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЕ БАЛЕШОЙ ОСАНКИ
- 1. Осанка — качественный показатель профессионализма в балетном искусстве
- 2. Факторы, влияющие на формирование балетной осанки ¦
- 3. Анатомо-физиологические ж психологические особенности детей школьного возраста и их значение для практики обучения артистов балета
- ГЛАВА II. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНШ БАЛЕШОЙ ОСАНКИ (на материалах экспериментального исследования)
- 1. Характеристика наблвдаемых групп: отбор детей, изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка, распределение учащихся на группы и подгруппы
- I. Отбор детей для обучения хореографии, П. Изучение индивидуальных анатомо-физио-логяческих и психологических особенностей учащихся и распределение их на группы и подгруппы
- 2. Построение урока классического танца... ПО
- 3. Краткая характеристика упражнений и движений, применяемых для формирования балетной осанки. ¦
- I. Характеристика вспомогательных упражнений подготовительной части урока
- II. Общая характеристика движений основной части урока — классического экзерсиса.. 130 Ш. Характеристика упражнений заключительной части урока *.".*
- 4. Этапы формирования балетной осанки
- I. Первый этап
- II. Второй этап
- III. Третий этап
- ЗУ, Четвертый этап
- V. Пятый этап
- VI. Шестой этап ¦
- УП, Седьмой этан
- ЗАКЛЮЧЕН!
Использование корригирующих методик в профессиональном обучении артистов балета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Црограмма КПСС и решения ХХУ и ХХУ1 съездов партии выдвигают как первоочередную задачу воспитание нового человека нашего общества, физически и духовно гармонически развитого, способного решать сложные проблемы строительства развитого социалистического общества. Искусство, в том числе и классический балет, как одна из форм духовной жизни лвдей, играет в этом значитежьную роль.
Классический балет — одна из составных частей советского сценического искусства, ценнейшее достояние всей нашей духовной культур. В балете мы познаем красоту человеческого тела в неисчерпаемом многообразии его пластической выразительности. Как и всякое подлинное искусство, балет приобщает лвдей к прекрасному, развивает у них художественный вкус, духовно обогащает их.
В советском балете накоплен большой опыт художественного отражения жизни, созданы выдающиеся произведения, по идейной глубине и художественной силе поставившие его в один рад с непреходящими по своей духовной ценности творениями мирового искусства.
Достижения советского балета социально и исторически обусловлены. Они определяются, в первую очередь, коренными изменениями в мировоззрении советских художников, благотворным воздействием советского общественного строя, повседневным идейно-политическим партийным руководством в области искусства.
Русский балет как национальная школа сложился более двух столетий назад, использовав в процессе становления достижения других балетных школ, в частности, итальянской и французской. Педагоги приглашались в Россию из Италии и Франции. Несомненно это способствовало формированию русской балетной школы. Но в то же врешшеобходшо отметить и своеобразную природу русского исполнительного искусства. Известный советский балетовед-педагог Н. Эльяш, исследуя истоки русского балета и давая характеристику нашей отечественной школе классического танца, пишет, что «поэтические устремления всегда были характерны для русского балетного искусства» и приводит слова A.C. Пушкина, который дал полное и точное определение сути русского балета — «русской Терпсихоры душой исполненный полет» .1.
Наши первые выдающиеся русские танцовщицы и танцовщики Евгения Колосова, Авдотья Истошна, Екатерина Санковская, Тимофей Буликов, Андрей Нестеров определили стиль и манеру русской школы, которую утвердили и затем совершенствовали прославленные русские артисты Анна Павлова, Екатерина Гельцер, Галина Уланова, Марина Семенова, Наталья Дудинская, Майя Плисецкая, Раиса Стручкова, Екатерина Марксимова, Ирина Колпако-ва, Наталья Бессмертнова, Алексей Ермолаев, Константин Сергеев, Владимир Васильев и другие.
О её традициях и особенностях старейший советский хореограф-педагог Р. Захаров говорит- «Самое основное и характерное в традицях русского классического балета — его содержательность, выразительность и одухотворенность» .2.
Критическое использование совокупности лучших традиций прошлого, связь с действительностью пороадают в балетном искусстве принципиально новые элемента. Неустанные творческие искания наших балетмейстеров, композиторов, актеров, привели т х Эльяш Н. Образы танца. — М.- Знание, 1970, с. 93.
2 Захаров Р. Записки балетаейстера. — М.: Искусство, 1976, с. 104, к небывалому обогащению тем, сюжетов и образов хореографического спектакля. Эпос и лирика, героика и драма нашли отражение в лучших балетах советских композиторов.
Пройдя испытания временем, русская школа классического танца стала ведущей в мире* Её первостепенное положение безусловно определила постановка хореографического образования, существующая в Советском Союзе" К концу 70-х годов в нашей стране функционируют 20 хореографических училищ, кроме того, при некоторых театрах оперы и балета имеются балетные студии. Подготавливаемые ш кадры артистов балета обеспечивают 42 профессиональные балетные труппы, которые работают в двадцати пяти союзных и автономных национальных республиках. вИмен-но школы способствовали высокой профессионализации советскоО го многонационального балета, вето < академичности". В этом большую роль, несомненно, сыграло наличие в стране высококвалифицированных кадров педагогов хореографии, многие из которых получили основательную педагогическую подготовку в Государственном институте театрального искусства им. А. В. Луначарского и в Ленинградской государственной консерватории им. H.A. Римского-Корсакова и стали педагогами классического танца.
Выдающийся советский педагог А. Я. Ваганова о значении классического танца говорила следующее: «Классический танец и классический экзерсис — это тот фундамент, на котором зидцетр ся все здание хореографического искусства». Уроки классического танца в связи с этим являются главным профилирующим предметом хореографических училищ, которому дети обучаются.
1 Эдьяш Н. Балет народов СССР. — И.: Знание, 1977, с. 13. р Ваганова А. Я. Статьи, воспоминания, материалы. — Л.: Искусство, 1958, с. 65. на протяжении всех лет пребывания в училищепоэтому от постановки преподавания этого предмета во многом зависит формирование будущего артиста балета, его танцевальные возможности и срок «артистической жизни» .
Классический танец сам по себе постоянно развивается и обогащается, особенно это заметно на данном этапе. Происходящая быстрая эволюция современного балета — усложнение техники классического танца, а также включение элементов гимнастики и акробатики требуют еще более высокого профессионализма исполнителей как в художественно-сценическом плане, так и в плане владения сложнейшей техникой танца. Так, например, талантливый балетмейстер Ю. Григорович в спектаклях «Каменный цветок», «Легенда о любви», «Спартак» гармонично вписывает в традиционную классику элементы гимнастики и акробатки. Широко используют эти элементы и балетмейстеры В. Василёв, Н. Касаткина, О. Виноградов, В. Васильев и др.
Поэтому современный балетный театр предъявляет еще более строгие требования к физической и профессиональной подготовке артистов балета. Будущий артист балета должен не только иметь крепкое здоровье, но и обладать комплексом профессиональных данных. В связи с этим подбор кандидатов для обучения классическому танцу связан с большими трудностями. Как известно, в хореографические училища довольно часто принимаются дети с теми или иными отклонениями как в отношении профессиональных данных, так и осанки, которые затрудняют квалифи-цировенную подготовку будущего артиста балета.
Педагогический опыт и многолетние наблюдения автора свидетельствуют, что отдельные недостатки физического развития могут быть успешно скорригированы в детском возрасте соответствующими приемами и введением дополнительных вспомогательных корригирующих упражнений. Так возникла научная гипотеза, определившая цель и задачи исследования.
Дель работы — совершенствование методов преподавания классического танца путем создания системы вспомогательных корригирующих упражнений, как дополнительных к основному методуклассическому экзерсису и направленных на исправление недостатков в физическом развитии и улучшение профессиональных данных детей на первом году обучения их в хореографическом училище.
Обучение классическому танцу — длительный и многоступенчатый процесс, и с точки зрения подготовки и воспитания артиста балета он представляет собой некую систему, состоящую из ряда взаимосвязанных элементов (подсистем). В качестве таких элементов выступают общеобразовательная, общефизическая и профессиональная подготовка (в том числе эстетическое и музыкальное воспитание), Каждый из этих элементов обладает некоторой автономностью, но успех и эффективность образования и воспитания артиста балета зависит от правильного и умелого сочетания всех этих элементов в педагогическом процессе. Причем на разных ступенях (этапах) образования значение (влияние) и удельный вес того или иного элемента может быть неодинаковым. Поэтому на кавдш конкретном этапе хореографического образования детей необходимо выделить элементы, имеющие наибольшее значение и четко определить стоящую перед педагогом задачу по воспитанию артистов балета.
Поставив перед собой цель — повысить эффективность методов преподавания классического танца путем создания системы вспомогательных корригирующих упражнений, мы постарались органически включить их в число главных элементов обучения детей хореографии. Основой для этого явилось представление о Формировании профессиональной балетной осанки как ведущего звена в подготовке детей в начальных классах хореографических училищ и важности в её формировании комплексного подхода, что мы и определили как основную задачу.
Термин «балетная осанка** использован по аналогии с термином, применяемым в анатомии и спорте, где осанка определят ется как «одно из положений тела» или как «правильная осанка, зависящая от гармонического развития мышц всего тела» .^ Следует сказать, что примерно так же понимали «осанку» классики хореографии. К. Блазис в работе «Искусство танца» еще в 1830 г. писал: «Красивая походка и красивая осанка (подчеркнуто нами — Т.В.) — качества весьма полезные, так как они составляют первое достоинство хорошего танцовщика» .^.
Однако в хореографии до настоящего времени понятию «балетная осанка» не придавалось первостепенного значения. Оно не получило четкого определения как в теоретическом, так и в практическом плане, не было выявлено конкретное содержание этого понятия. Хореографы интуитивно начали расчленять это понятие на целый ряд элементов, как-то: равновесие (апломб), выворотность ног, координация движений. Не выявлено содержание этого понятия и в программах для хореографических училиц по обучению классическое танцу, где под правильно сформированной осанкой подразумевается постановка корпуса, ног, рук Жванщкий М. Ф. Движения человеческого тела (анатомические очерки). — М.: ФиС, 1938, с. 185.
2 Щлемин А. М, Методика занятий основной гимнастикой с детьми школьного возраста. — В кн.: Гимнастика. — М.: ФиС, 1971, с. 161.
3 Блазис Карло. Искусство танца. — В кн.: Классики хореографии. — М.- л.: Искусство, 1937, с, 137, и головы.
Балетная осанка как осанка человека вообще — понятие комплексное. Б основе понятия «балетная осанка» лежит общее представление о «нормальной» (правильной) или «физиологической» осанке человека, существующее в анатомии и предполагающее гармоническое строение человеческого тела, симметричность его частейв правильной осанке вертикальная ось тела (или линия тяжести тела) оканчивается впереди голеностопных суставовна середине площади опоры. В ¡-отличие от обычной осанки человека балетная осанка формируется в особом режиме: в выворотном положении ног.
Как теоретическое понятие — профессиональная осанка артиста балета — используется впервые и может быть определена как выработанная в соответствии с профессиональными требованиями манера держать тело (или динамический стереотип2 правильной позы тела) в статике и динашке. Она определяет пластичность и художественную выразительность движений ж поз, способствую-щихсозданию сценического хореографического образа.
В формировании балетной осанки участвует весь организм тренируемого, й бййетная осанка выступает не только как нечто внешнее, не только как идеальное телосложение с точки зрения эстетики, но ж как необходимое условие (предпосылка) освоения всего комплекса сложных движений, обязательных для будущего артиста балета. Сформированная балетная осанка с характ.
Общий центр тяжести тела расположен в области таза примерно на уровне второго-четвертого крестцовых позвонков.
2 «Динамический стереотип — физиологическая форма целостной деятельности больших полушарий головного мозга высших животных и человека, выражающаяся в фиксированном (стереотипном) порядке осуществления ими условно рефлекторных действий.». Словарь иностр. слов, 7-е изд. м.: Русский язык, 1980, с. 484.
— II верной ей выработанной выворотностью ног обеспечивает устойчивость тела, достигаемую путем координированной работы мышц всех частей тела. В таком понимании балетная осанка выступает как фундамент, определяющий физическое развитие ребенка, его способность к освоению и совершенствованию техники классического танца, и который закладывается на уроках классического танца в первые годы обучения, И чем успешнее удается решить эзу задачу, тем лучше осваивается дальнейший курс обучения в хореографическом учебном заведении.
Современные высокие требования театра к исполнительскому мастерству артистов балета определили первоетепенность задачи совершенствования хореографического образования, творческого осмысления значения подходов к профессиональному обучению и воспитанию артистов балета. Педагоги-хореографы ищут новые методы, которые способствовали бы оптимальному раскрытию и развитию способностей детей. В практику преподавания урока классического танца в последнее время стала вводиться так называемая «разминка* или разогрев | перед классическим экзерсисом и введены дополнительно уроки гимнастики.
Многолетняя педагогическая практика дала обширный материал для набладений и привела к мысли о необходимости систематизации и обобщения имеющихся достижений для разработки наиболее рациональных приемов формирования балетной осанки у детей в возрасте от — 9 до II лет.
При этом обяаательно учитываются:
I) возрастные анатомо-физиологические и психологические особенности детей шадвего школьного возраста и конкретно каждого учащегося- 2) особенности общефизической подготовленности детей и каждого учащегося в отдельности- 3) соблюдение всех современных гигиенических требований для детей этого возраста.
Исходя из цели совершенствования методов преподавания классического танца в первый год обучения и в связи с основной задачей — формирование балетной осанки, мы поставили следующие частные задачи теоретической и практической значимости:
I) изучить и проанализировать состояние профессиональных данных и осанки детей в возрасте 9 — II лет при их поступлении в хореографическое училище и в процессе их обучения классическому танцу- 2) разработать для введения в хореографическую подготовку вспомогательные корригирующие упражнения и дополнительные методические приемы- 3) изучить и испытать комплекс специальных вспомогательных кооригируицих упражнений: а) для улучшения профессиональных данных, б) для исправления недостатков в осанке- 4) подобрать и испытать дополнительные методические приёмы к классическому экзерсису, которые могут быть применены для исправления недостатков в осанке- 5) проанализировать и ввделить основные этапы в формировании балетной осанки у учащихся на первом году обучения- 6) изучить возможность использования эффекта полученных данных в массовой хореографической подготовке детей.
Актуальность теш исследования определяется возросшими требованиями к артистическому мастерству и физической подготовленности артиста балета (введение в классический танец новых элементов, близких к акробатическим движениям, усложнение и сов@$шештшвавие классического танца) — с одной стороны, и сокращением срока обучения в хореографическом училище до 8 лет — с другой стороны, а также насущными потребностями расширения приёма детей в профессиональные учебные заведения и в связи с расширением сети самодеятельных балетных коллективов.
Источниками исследования явились произведения классиков марксизма-ленинизма по общим вопросам искусстварешения съездов и конференций партии и постановления правительства о воспитательной роли искусствалитература по эстетике, искусст воведению, истории балетакроме того, важными источниками послужили специальная литература по методике преподавания классического танца* и работы по нормальной анатомии и физио-" логии человека, лечебной физкультуре, художественной и спортивной гимнастике, а также по педагогике, психологии и др.2.
Вопросам методики преподавания классического танца и хореографического искусства посвящен целый ряд работ как советских специалистов, так и зарубежных авторов. Основополагающим трудом является книга А. Я. Вагановой «Основы классического танца», вышедшая впервые в свет в 1934 г. В этой книге Ваганова обобщила многовековой опыт преподавания классического танца. В 60-х — 70-х годах появился ряд методических пособий и учебников, в которых совершенствуются методы А. Я. Вагановой по преподаванию классического танца и в настоящее время создана довольно стройная система обучения классическому танцу. Большое значение в ней придается постановке тела (постановке корпуса, ног, рук и головы), выработке выворотности ног, координации движений, устойчивости тела и другим факторам. Каждый из современных педагогов хореографии старается выработать эти.
1 Ваганова А. Я., 1934; Базарова Н. и Мей В. 1964; Костро-вицкаягВ. и Писарев А", 1968; «шрасов Н.й., 1970; Базарова Н., 1975; и др.
2 Ивашщкий М. Ф., 1938, 1956, 1961: Башкиров П. Н., 1962: Гурфинкель B.C., Коц Я. М., Шик I.E., 1965; Арестов Ю. М., 1970; Чаклин В. Д., Абальмасова Е. А., 1973; Путилова A.A., Лихварь.
А.Г., 1975; Властовский В. Г., 1976; Миронова 3.G., Баднин И. А., 1976; <�Гапп&гУ, 1956; 5рс, гае^е, 1956; Андронеску А., 1970 (пер.) — и др. d качества у учеников, однако до сих пор не выделено наиболее важное звено в системе обучения детей на первом этапе, не подчеркивается значение формирования балетной осанки, как основной задачи, хотя о необходимости освоения её отдельных элементов говорится многими авторами. Нужно также сказать, что изданные руководства посвящены общим вопросам преподавания классического танца и ориентированы на обучение способных к хореографии детей и в них не описываются вспомогательные приёмы обучения с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей*-детей младшего школьного возраста и индивидуальных физических способностей и возможностей каждого учащегося в отдельности, т. е. не указываются подходы к основное методу обучения — классическому экзерсису и не приводятся вспомогательные упражнения для детей, требующих индивидуального обучения. Не освещены также вопросы, связанные с современными представлениями об осанке человека и методы формирования балетной осанки.
Научная новизна настоящего исследования состоит в том, что это — первый опыт обобщения методических приёмов обучения классическому танцу детей на основе комплексного подхода (обязательное использование вспомогательных корригирующих упражнений и дополнительных приемов к существующему традиционному методу — классическому экзерсису — с учетом индивидуальных ана-томо-физиологических и психологических особенностей детей), а также выделения наиболее важного этапа в системе подготовки артиста балета — начального периода обучения — и его ведущего звена на первом году пребывания в хореографическом училищеформирование балетной осанки. Кроме того, нами сделана попытка ввделения и анализа специфических для балета факторов, влияющих на формирование балетной осанки как одного из видов профессиональных осанок, а также введено понятие «балетная осанка» и предложено научное его определение.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при преподавании классического танца на первом году обучения в хореографических училищах, балетных студиях, школах, кружках и т. п., что позволит облегчить формирование балетной осанки, а это, в свою очередь, ускорит освоение программы классического таща и тем самым даст возможность расширить круг детей, принимаемых для обучения хореографии.
Методы исследования. Основным методом наших исследований бил метод педагогического наблюдения, который предполагал наблюдение за детьми с момента отбора в хореографическое училище (студию, школу), а в процессе занятий с ними, фиксирование этих наблюдений в дневниках и в разработанных нами анкетах профессиональных данных и состояния осанки, а также фотографирование" Одновременно был использован метод ретроспективного анализа хореографической подготовки обучаемых нами детей, в связи с чем мы не прерывали связей со своими учениками и после того, как они закончили обучение в хореографическом училище, наблюдали за их формированием как артистов балета (в Москве, Алма-Ате, в Гданьске ПНР и др.).
По мере разработки темы исследования совершенствовались и методы работы. Мы стали использовать также метод педагогического эксперимента, вводя в учебно-воспитательный процесс обучения детей хореографии новые элементы (физические упражнения, новые методические приемы) и фиксируя результаты*.
База исследования. Базой для нашего исследования явились педагогические наблвдения в хореографических училищах г. г. Москвы, Алма-Аты, а также за рубежом: в Египте — в Каирском высшем балетном институтев Кампучии — б Королевском университете изящных искусств в Пном-Пенев Польше — в Гданьском балетной школе. За эти годы нам приходилось работать с детьми всех возрастных групп, но чаще всего это были дети младших групп, в отборе которых мы принимали непосредственное участие. В связи с тем, что в ряде случаев мы не имели возможности обучать детей с первого класса и принимали классы на среднем и старшем этапах обучения, в ходе работы нам приходилось уделять много внимания исправлению физических недостатков обучающихся и заниматься подбором соответствующих вспомогательных упражнений. Впоследствии же, когда была сформулирована цель исследования — разработка и совершенствование методок и приёмов преподавания классического танца при обучении детей в возрасте 9−11 лет — базой нашего исследования явились Алма-Атинское и Гданьское (Польша) хореографические училища, — где была собрана основная часть материала, представленная в этой работе.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе — «Принципы подхода к исследованию процесса формирования балетной осанки» рассматриваются вопросы комплексного понимания осанки человека, исходя из представления об осанке как о социально-биологическом явлении, в общем плане анализируется ряд её аспектов, а именно: анатомо-физиоло-го-психологический, инструментально-технологический, эстетический и социально-педагогический. Выделены и рассматриваются с позиций хореографии факторы, характеризующие балетную осанку как профессиональную для артиста балета, среда которых главным показателем выступает устойчивость тела (апломб), определяемая (достигаемая) координацией движений, на что в свой очередь влияют режим (условие), в котором находится тело артиста балета (выворотное положение ног), и его форма (пропорции). Обсуждаются вопросы возможности и степени управляемости этими факторами, оказывающими влияние на формирование балетной осанки. Ставится вопрос об обязательном подходе в педагогической практике при формировании балетной осанки с позиций биофизиологических особенностей детского организма. Предложены определения балетной осанки".
Вторая глава — «Методика формирования балетной осанки» построена на материалах экспериментального исследования. Показано использование комплексного подхода при формировании балетной осанки с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей детей младшего школьного возраста, а также управляемости основных факторов, могущих воздействовать на формирование балетной осанки. В связи с этим предлагается система вспомогательных к традиционному методу (классическому экзерсису) корригирующих, подготовительных и подводящих упражнений, которые направлены на исправление нарушений в осанке и улучшение профессиональных данных, что облегчает постановку корпуса, ног, рук и головы в классическом экзерсисе, т. е. ускоряет выработку динамического стереотипа правильной в профессиональном понимании позы тела. В конце главы описываются этапы формирования балетной осанки на первом году обучения детей хореографии.
Диссертация изложена на 180 страницах машинописи, приведено 5 таблиц и 16 иллюстраций, список литературы содержит 210 наименований. Приложение дается в отдельном томе на 48 страницах, в нем представлено 75 иллюстраций.
Результаты исследования использованы и как подтвердившие положительный эффект внедрены в практику преподавания уроков классического танца в ряде хореографических училищ (Алма-Ата, Гданьске ПНР, Воронеже), а также в школе эстетического воспитания детей в Академгородке поселка Черноголовки Московской области.
Проведенным нами исследованием решается лишь часть сложной проблемы подготовки мастеров балетного искусства, которая ждет дальнейшей разработки. И в связи с этим привлечение и использование данных других наук таких, как нормальная анатомия, физиология, психология человека и др., расширяют возможности для совершенствования хореографического образования, и в том числе для совершенствования и оптимизации педагогического процесса на уроках классического танца, и создают дополнительные предпосылки для повышения эффективности формирования балетной осанки — основы хореографического воспитания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Исследование особенностей профессиональной осанки артиста балета (балетной осанки) и процесса ее формирования позволили выяснить роль и взаимосвязь ряда факторов, от которых она зависит, таких как: пропорциональность тела, выворотность ног, координация движений, устойчивость. Причем степень устойчивости тела находится в непосредственной зависимости от телосложения (пропорций тела), наличия выворотности ног и владения нервно-мышечно-двигательной координацией. Пропорциональное телосложение облегчает артисту балета совершенствовать координацию движений и через нее добиться необходимой ддя балета устойчивости тела (апломба) в танцевальных движениях и позах с характерным для них выворотном положении ног. Перечисленные качества балетной осанки позволяют артисту балета овладеть многообразной и сложной техникой классического танца. При этом в понятие «балетная осанка» как профессиональной осанки артиста вкладывается несколько иной смысл, чем, например, в спорте, хотя в основе ее лежит также представление о «нормальной» или «физиологической» осанке человека, существующее в медицине. В отличие от обычной осанки человека профессиональная осанка артиста балета формируется в особом усложненном режиме: в выворотном положении ног.
Формирование балетной осанки — процесс длительный, продолжающийся в течение всех лет обучения хореографии, но ее основы закладываются в детском возрасте. Как показало экспериментальное исследование, анатомо-физиологические и психологические особенности детей в возрасте 9−11 лет являнэтся благоприятным для развития двигательных функций и, в том числе, профессиональных данных.
Данные исследования позволяют говорить о целесообразности применения на уроках классического танца комплексного подхода в формировании балетной осанки: сочетание традиционного метода — классического экзерсиса — с системой вспомогательных к нему корригирующих упражнений, которые облегчают и ускоряют процесс формирования балетной осанки.
Использование подобранного и проверенного при повторых экспериментах комплекса вспомогательных корригирующих упражнений позволяет утверждать возможность улучшения профессиональных данных и корригирования у художественно одаренных детей некоторых физических недостатков. Поэтому при приеме детей в хореографические училища порою можно пренебречь теми дефектами в физическом развитии, которые еще в первой функциональной стадии и могут быть скоррегированы.
Для более целенаправленного индивидуализированного использования вспомогательных корригирующих упражнений приобретает значение учет состояния осанки у детей путем введения единой карты профессионального обследования, так как существующие карты не позволяют проводить анализ процесса формирования на уроках классического танца балетной осанки.
Приобретает значение внесение некоторых изменений в программы хореографических училищ по классическому танцу 1-го года обучения, где подчеркнуть важность в профессиональной подготовке будущего артиста балета формирования балетной осанки.
В целях отбора и привлечения к обучению хореографии художественно одаренных детей является целесообразным создание в хореографических училищах для детей 7−9 лет подготовительных групп.
Список литературы
- ЭНГЕЛЬС Ф. Положение рабочего класса в Англии. В кн.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд.- т.2, с. 339.
- ЭНГЕЛЬС Ф. Анти-Дюринг. В кн.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд., т. 20, с. 305.
- ЛЕНИН В. И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме. Полн. собр. соч., 5-ое изд., т. 41, с. 33.
- ЛЕНИН В.И. О пролетарской культуре. Полн. собр. соч., 5-ое изд., т. 41, с. 336−337.
- Вопросы идеологической работы. Сборник важнейших решений КПСС .1954−1961. М.: ГосПолитиздат, 1961, 327 с.
- Материалы ХХП съезда КПСС. М.: Госполитиздат, 1961, 464 с.
- Материалы ХХШ съезда КПСС: М.: Госполитиздат, 1966, 304 с.
- Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976, 256 с.
- Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981, 223 с.
- ЛУНАЧАРСКИЙ A.B. Воспитание нового человека. Л.: Прибой, 1928, 48 с.
- Апломб. Словарь иностранных слов. 3-е изд. М.: Иностр. национал ьн. словарь, 1949, с. 59.
- Апломб. Словарь иностранных слов. 7-е изд. М.: Русский язык, 1980, с. 48.
- АРЕСТОВ Ю. М. Исследование полового созревания детей и подростков мужского пола в аспекте физического воспитания. Автореф. канд.дисс., М., 1970, 22 с.
- АСАФЬЕВ Б.В. 0 балете. Статьи. Рецензии, Фоспоминания. Сост. А. Н. Дмитриев. Л.: Музыка, Лен. отд., 1974. 296 с.
- БАЗАРОВА Н.П., МЕЙ В. П. Азбука классического танца. Л.- М., Искусство, 1964. 208 с.
- БАЗАРОВА Н. П. Классический танец. Методика обучения в четвертом и пятом классах. X: Искусство, 1975. 182 с.
- БАНКИРОВ П. Н. Учение о физическом развитии человека. М.: МГУ, 1962. 340 с.
- БАХРАХ И.И., ДОРОХОВ Р. Н. Физическое развитие школьников 8 17 лет в связи с индивидуальными темпами роста и формирования организма. — В кн.: Медицина, подросток и спорт. Смоленск: Смоленский гос.инст. физв, 1975, с. 39−47.
- БАХРУШИН Ю. А. История русского балета. 3-е изд. М.: Просвещение, 1977. 286 с.
- Бахчисарайский фантан. Сб. статей под ред. А.Бродского. М.: Изд. Гос. Муз. театра им. нар. арт. респ. Вл.И.Немировича-Данченко, 1936. 91 с.
- БИРЮК Е. В. Исследование функций равновесия тела и пути ее совершенствования при занятиях художественной гимнастикой. Автореф. канд. дисс. Киев, 1971. 29 с.
- БЛОК Л. Д. Возникновение и развитие техники классического танца. Архив ГУМ им. А. А. Бахрушина (рукопись). Инв. 1 236 646.
- БОБРОВА Г. А. Художественная гимнастика в школе. Москва: Физк. и спорт, 1978, 208 с.
- БОГДАНОВ-БЕРЕЗОВСКИЙ В.М. А. Я. Ваганова. М.- Л.: Искусство, 1956, 108 с.
- БОРИСОГЛЕБСКИЙ М. Материалы по истории русского балета. JI.: Ленинград, гос. хореогр. училище, 1938, 380 с.
- Бояджиев Г. Н. Вопросы о классицизме. ХУП век. В кн.: Ренессанс, барокко, классицизм. М.: Наука, 1966, с. 290−340.
- Бюллетень методического кабинета хореографического училища ГАБТ СССР, № 2 (Сб. статей на правах рукописи). М., 19 581 959, 170 с.
- Бюллетень методического кабинета,.®- 3 (Сб. статей на правах рукописи). М., i960, 240 с.
- ВАГАНОВА А. Я. Основы классического танца. Л.: Огиз-Гихл, 1934, 192 с.
- ВАГАНОВА А.Я. (статьи, воспоминания, материалы). Сб., Л.- М.: 1958, 342 с.
- ВАНСЛОВ В. В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. М.: Искусство, 1968, 301 с.
- ВАНСЛОВ В. В. Статьи о балете. М.: Музыка, Лек. отд., 1980, 191 с.
- ВАСИЛЬЕВА-РОЖДЕСТВЕНСКАЯ М.В. Историко-бытовой танец. М.: Искусство, 1963, 390 с.
- Вопросы воспитания балетмейстеров в театральном вузе. Сб. научных трудов ГИЖ. М., 1980, 183 с.
- ВЛАСТОВСКИЙ В. Г. Акселерация роста и развития детей. М.: МГУ, 1976, 279 с.
- Всё о балете. Сост. Е. Я. Суриц. М.- Л.: Музыка, 1966, 453 с.
- ГАБОВИЧ М. М. Душой исполненный полет (об искусстве балета). М.: Молодая Гвардия, 1968, 173 с.
- ГАБОВИЧ Михаил. Статьи. Воспоминания о М. М. Габовиче. М.: Искусство, 1977, 237 с.
- ГАЛЬПЕРИН С. И. Анатомия и физиология человека (возрастные особенности с основами школьной гигиены). 2-е изд. 1.: Высшая школа, 1974, 468 с.
- ГАСТЕВ А. К. Как надо работать. (Практическое введение в науку организации труда). М.: Экономика, 1966, 472 с.
- Гимнастика. Под общей ред. канд. нед. наук А. Т. Брыкина. М.: Физк. и спорт, 1971, 348 с.
- ГЛУШКОВСКИЙ А. П. Воспоминания балетмейстера. Л.- М.: Искусство, 1940, 247 с.
- Г0Н0БЕЛИН Ф. Н. Психология. М.: Просвещение, 1973, 240 с.
- ГРМГОРОВ С. Балетное искусство и О. В. Федорова 2-я. Опыт с десятью портретами. М., 1914, 77 с.
- ГРИВИДКАС В. Искусство танца. Автореф. канд. дисс. М., 1967. 17 с.
- ГУРФИНКЕЛЬ B.C., K0II Я.М., ШИК МЛ. Регуляция позы человека. М.: Наука, 1965. 256 с.
- ГУСЕВ A.C., СЕРГЕЕВ D.M. Анатомия. (С основами гистологии и эмбриологии). 2-е изд. М.: Медицина, 1970. 296 с.
- ДШБО H.A. Основы медицинского отбора. Л., Ленинградское хореографическое училище, 1941, 55 с.
- ДЕНИСКЙНА В. Е. Исследование двигательного качества прыгучести у художественных гимнасток различного возраста и квалификаций и обоснование методики ее развития. Автореф. канд. дисс. М., 1973. 23 с.
- ДОНСКОЙ Д. Д. Биомеханика. М.: Просвещение, 1975, с. 239.
- ДОРОХОВ Р.Н. и КРАВПОВА Т. А. Возрастная динамика скоростно-силовых возможностей детей и подростков обоего пола. В кн.: Медицина, подросток и спорт. Смоленск: Смоленский госуд. инст. физкульт., 1975, с. I08-II5.
- ДОРОХОВ Р.Н., БАХРАХ И. И. Физическое развитие детей школьного возраста. В кн.: Медицина, подросток и спорт. Смоленск: Смоленский гос.инст. физкульт., 1975, с. 5−39.
- ДОБРОВОЛЬСКАЯ Г. Н. Танец. Пантомима. Балет. JI.: 1, 1975. 182 с.
- ДОБРОВОЛЬСКАЯ Г. Н. Федор Лапухов. Л.: Искусство, 1976. 319 с.
- Ежегодник Московского академического хореографического училища, 1961, II 4, 1963. 127 с.
- ЕРЕМЕЕВ А. Ф. Происхождение искусства. М: Молодая Гвардия, 1970. 272 с.
- ЕРМОЛАЕВ Алексей. Сб. статей. Ред. сост. М. А. Чурова. М.: Искусство, 1974. 231 с.
- ШОРНИЦКАЯ М. Я. Народные танцы Якутии. М.: Наука, 1966. 168 с.10РНШШЯ М. Я. Состояние и задачи изучения хореографического искусства в СССР. М.: Наука, 1973. 23 с.
- ЗАХАРОВ Р. В. Искусство балетмейстера. М.: Искусство, 1954. 428 с.
- ЗАХАРОВ Р. В. Записки балетмейстера. М.: Искусство, 1976, 351 с.
- ЗАХАРОВ Р. В. Слово о танце. М.: Молодая Гвардия, 1977, 169 с.
- ЗАХАРОВ Р. В. Жизнь в танце. М.: Советская Россия, 1982, 240 с.
- ЖУКОВ A.C. Исследование координационных способностей и методов их совершенствования у юных гимнастов. Автореф. канд. дисс. М., 1968, 16 с.
- ИВАНШКИЙ М. Ф. Движения человеческого тела (анатомические очерки). М.: Физк. и спорт, 1938, 246 с.
- ИВАНШКИЙ М. Ф. Анатомия человека. М.: Физк. и спорт, 1963, 116 с.
- ИВАНШКИЙ М. Ф. Анатомия человека. (Учебник для институтов физической культуры). М.: Физк. и спорт, 1965, т.1, 520 с.
- ИВАНЩКИЙ М. Ф. Анатомия человека. М.: Физк. и спорт, 1969, 280 с.
- ИВАНОВ И.О. и ШИПЗМАРЕВА Е. С. Воспитание движения актера. М.: Гос. изд-во худ. литерат., 1937, 468 с.
- ИВАНОВ С. М. Врачебный контроль и лечебная физкультура. М.: Медицина, 1970, 472 с.
- ИВАНОВА С. Г. Марина Семенова. М.: Искусство, 1965, 195 с.
- ИВАНОВСКИЙ Я. П. Бальный танец ХУ1-Х1Х вв. Л.- М.: Искусство, 1948, 215 с.
- ИЛЬИЧЕВА М. А. Ирина Колпакова. Л.: Искусство. Ленингр. овд., 1974, 172 с.
- КАГАН М. С. Морфология искусства. Л.: Искусство. Ленингр. отд., 1972, 440 с.
- КАЛИНИНА И. Ф. Возрастные изменения моторных и вегетативных функций при профессиональном обучении хореографическому искусству. Автореф. канд. дисс, Калинин, 1970, 27 с.
- КАРСАВИНА Т. П. Театральная улица. Л.: Искусство, Ленингр. отд., 197I, 247 с.
- Классический танец. Программа для хореографических училищ по специальности № 2108 «Артист балета» (8 лет обучения). М., 1967, 29 с.
- Классики хореографии. Л.- М.: Искусство, 1937, 357 с.
- КОЛОВАРСКИЙ П. Б. Ориентация и отбор одаренных детей для профессионального обучения хореографии. Автореф. канд. дисс. М., 1974, 19 с.
- КОНСТАНТИНОВА М. Е. Екатерина Максимова. М.: Искусство, 1982,261 с.
- КОРОЛЕВА Э. А. Ранние формы танца. Кишинев: Штиница, 1977, 216 с.
- К0СТР0ВИЦКАЯ B.C. Слитные движения. Методическое пособие для преподавателей хореографических училиц. М.: Сов. Россия, 1961, 55 с.
- К0СТР0ВИЦКАЯ B.C. 100 уроков классического танца. Л.: Искусство, Ленингр. отд., 1972, 240с.
- К0СТР0ВИЦКАЯ B.C., ПИСАРЕВ A.A. Школа классического танца. Л.: Искусство, Ленингр. отд., 1968, 262 е.- 2-ое изд., 1976, 271 с.
- КОТЖЬНИКОВА Е. Г. Биомеханика хореографических упражнений. Учебное пособие. Л.: ЛГИК, 1980, 95 с.
- КРАС0ВСКАЯ В. М. Русский балетный театр от возникновения до середины XII века. Л.- М.: Искусство, 1958, 309 с.
- КРАСОВСКАЯ В. М. Русский балетный театр. Л.- М.: Искусство, 1963, 533 с.
- КРАСОВСКАЯ В. М. Русский балетный театр начала XX века. I. Хореографы. Л.: Искусство, Ленингр. отд., 1971, 526 с.
- КРАСОВСКАЯ В. М. Русский балетный театр начала XX века. 2. Танцовщики. Л.: Искусство, Ленингр. отд., 1972, 456 с.
- КРАСОВСКАЯ В. М. История русского балета. Л.: Искусство, Ле-нингр. отд., 1978, 231 с.
- КРАСОВСКАЯ В. М. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории от истоков до середины ХУШ века. Л.: Искусство, Ленингр. отд., 1979, 295 с.
- КРУТЕЦКИЙ В. А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976, 303 с.
- КРУШШИЙ В. А. Основы педагогической психолог&trade-. М.: Просвещение, 1972, 255 с.
- КУСКОВ Иван. Танцевальный учитель. СПб, 1794, 45 с.
- ЛАФАЕГ П. Очерки по истории культуры. М.- Л., 1926, 239 с.
- Ленинградский балет сегодня. Сб. статей. Вып. 2, Л.- М.: Искусство, 1968, 288 с.
- Лечебная физическая культура. Под общ. ред. С. Н. Попова. М.: Физк и спорт, 1978, 256 с.
- ЛОПУХОВ Ф. В. Шестьдесят лет в балете. Воспоминания и записки балетмейстера. М.: Искусство, 1966, 367 с.
- ЛОПУХОВ Ф. В. Хореографические откровенности. М.: Искусство, 1972, 215 с.
- ЛУКЬЯНОВА Е. А. Дыхание в хореографии. М.: Искусство, 1979, 184 с.
- ЛЬВОВ-АНОХИН Б. А. Галина Уланова. М.: Искусство, 1964, 50 с.
- ЛЬВОВ-АНОХИН Б. А. Новое в советском балете (на московских и ленинградских сценах). М.: Знание, 1966, 63 с.
- ЛЬВОВ-АНОХИН Б. А. Галина Уланова. В кн.: Мастера музыки и балета. Герои социалистического труда. М., 1978, с. 187 204.
- МАРЙУС Петипа. Материалы. Воспоминания. Статьи. Соот. и авт. примеч. А.Нехендзи. Л.: Искусство, 1971, 476 с.
- МАЧШСКИЙ В. И. Гимнастика, исправляющая осанку. М.: Медицина, 1964, 95 с.
- МАКСИН А. Изучение балетных танцев. М., 1839, 46 с.
- МЕССЕРЕР A.M. Уроки классического танца. М.: Искусство, 1967, 552 с.
- МШЮВ30Р0ВА М. С. Анатомия и физиология человека. М.: Медицина, 1972, 231 с.
- МИРОНОВА З.С., БАДНИН И. А. Повреждения и заболевания опорно-двигательного аппарата у артистов балета. М.: Медицина, 1976, 320 с.
- МИХАЙЛОВ М. М. Молодые годы Ленинградского балета. Л.: Искусство, 1978, 150 с.
- МОРШ В., ТАРАСОВ Н., ЧЕКРЫГИН Д. Методика классического тренажа. М.- Л., 1940, 183 с.
- МОТЫЛЯНСКАЯ P.E., СТОГОВА Л.И., ИОРДАНСКАЯ Ф. А. Физическая культура и возраст. М.: Физк. и спорт, 1967, 280.
- Музыка и хореография современного балета. Сб. Статей. Л.: Музыка, 1974, 294 с.
- Музыка и хореография современного балета. Сб. статей. Вып. 2. Сост. Г. Д. Кремшевская. Л.: Музыка, Ленингр. отд., 1977, 240 с.
- НАДЕЩША E.H., ЭЛЬЯШ Н. И. Большой балет. М.: Знание, 1964, 86 с.
- НИКИФОРОВА A.B. Обучение хореографии при несообразных ногах. -В кн.: Профессиональное обучение хореографии и психофизиологические особенности подростка. Тезисы. Пермь, 1981, с. 30.
- ОЖЕГОВ С. И. Осанка. Словарь русского языка. М.: Советск. энцикл. 1964, с. 449.
- Осанка. Словарь русского языка. М.: Иностр. и наоиональн. сло-вар., 1958, т. 2, с. 879.
- Основы эстетического воспитания. Учебное пособие под ред. Л. К. Дремова. М.: Высш. школа, 1975, 827 с.
- Общая психология. Под ред. В. В. Богословского, А. Г. Ковалева, А. А. Степанова, С. Н. Шебалина. 2-е изд. М.: Просвещение, 1973, 352 с.
- ПАХ0М0ВА Л. А. Хореография и фигурное катание. М.: Физк. и спорт, 1980, 96 с.
- Педагогика. Под ред. С. П. Баранова, Т. В. Воликовой, В.А.Слас-тенина. М.: Просвещение, 1976, 152 с.
- ПОПОВА Е. Я. Основы обучения дыханию в хореографий. М.: Искусство, 1968, 39 с.
- ПЛАТОН. Законы. Полн. собр. соч., Пг., 1923, т. Х1У, с. 1−240.
- ПРИВЕС М.Г., ЛЫСЕНКО Н.К., БУЖОВИЧ В. И. Анатошя человека. Изд. 6-е. JI.: Медицина, 1968, 812 с.
- ПРОХОРОВА В. В. Константин Сергеев. Л.: Искусство, Ленингр. отд•, 1975, 246 с.
- ПУТМОВА A.A., ДИХВАРЬ А. Т. Сколиозная болезнь. Киев: Здоровья, 1975, 174 с.
- ПШЕНИЧНАЯ Г. Н. Исследование способностей сохранения равновесий и методов их совершенствования. Автореф. канд. дисс. М., 1969, 15 с.
- Равновесие. Словарь русского языка. М.: Иностр. и национальн. словар., 1959, т. 3, с. 774.
- Равновесие тела, или баланс. ЕйЭ, 2-е изд., 1962, т. 27, стб. 684−687.
- РОЗИН Е. Ю. Исследование развития мышечной силы в связи с изучением ее прогностической значимости для отбора в ДШ. Автореф. канд. дисс. М., 1971, 32 с.
- РОСЛАВЛЕВА Н. П. Майя Плисецкая. М.: Искусство, 1966, 125 с.
- СЕРГЕЕВ Константин. Сборник статей. М.: Искусство, 1978, 206 с.
- СЕРЕБРЕННИКОВ H.H. Поддержка в дуэтном танце. Л.: Искусство, Ленингр. отд., 1979, 151 с.
- СИДОРОВ A.A. Современный танец. М.: Первина, 1922, 63 с.
- ШЩ0Р0ВА B.C. Скульптура древней Индии. М., Искусство, 1971, 87 с.
- СЛОНИМСКИЙ Ю. И. Советский балет. Материалы к истории Советского балетного театра. М.- Л.: Искусство, 1950, 367 с.
- СЛОНИМСКИЙ Ю. И. Дидло. Вехи творческой биографии. Л.- М.: Искусство, 1958, 262 с.
- СЛОНИМСКИМ Ю. И. Тщетная предосторожность. Л.: Гос. муз. издат., 1961, 67 с.
- СЛОНИМСКИЙ Ю. И. Семь балетных историй. Рассказ сценариста. Л.: Искусство, 1967, 258 с.
- СЛОНИМСКИЙ Ю.И. В честь танца. М.: Искусство, 1968, 370 с.
- СОБИНОВ Б.М., СУВОРОВ Н. Поддержка в танце. М.: Искусство, 1962, 152 с.
- Советский балетный театр. 1917−1967. Сб. статей под ред. В. М. Красовской. М.: Искусство, 1976, 376 с.
- ООЛЛЕРТйНСКИЙ И. И. Статьи о балете. М.- Музыка, 1973, 208 с.
- СОЛОВЬЕВ Н. В. Мария Тальони. СПб.: 1912, 49 с.
- Спортивная гимнастика. Общ. ред. М. Л. Украна. М.: Физк. и спорт, 304 с.
- Стереотип динамический. Словарь иностранных слов, 7-е изд. М.: Русский язык, 1980, с. 484.
- ТАРАСОВ Н. И. Классический танец. Школа мужского исполнительства. М.: Искусство, 1971, 193 с.
- ТЕР-ОВАНЕСЯН A.A. Педагогические основы физического воспитания. М.: Физк. и спорт, 1978, 104 с.
- ТЕХШИРОВ Василий Дмитриевич. Артист, балетмейстер, педагог. Сб. под общ. ред. П. Ф. Аболимова. Составители: JE.jBI.Абрикосова-Тихомирова и Н. П. Рославлева. М.: Искусство, 197I, 392 с.
- ИСАЧЕНКО Т. С. Народный танец. М.: Искусство, 1954, 682 с.
- УРАЛЬСКАЯ В. М. Эстетические проблемы взаимовлияния народного и профессионального искусства. Автореф. канд. дисс. М., 1969, 29 с.
- Устойчивость. Словарь русского языка. М.: Иностр. и национальн. словар., 1961, т. 4, с. 716.
- ФАЙЕР Ю.Ф. 0 себе, о музыке, о балете. М.: Советский композитор, 1974, 573 с.
- ФАРФЕЛЬ B.C., ШУРЫШЕВ H.A., ЯДОВКЕР Г. М. К методике измерения гибкости. В кн.: Гимнастика. М.: Физк, и спорт, 1977, вып. 2, с. 51−58.
- ФАРФЕЛЬ B.C., КОД Я. С. Физиология человека. М.: Физк. и спорт, 1970, 343 с.
- ФИЛИН В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. М.: физк. и спорт, 1974, 232 с.
- ФОКИН М. М. Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи, письма. Л.- М.: Искусство, 1962, 640 с.
- ХОЛФШ С.С., ИВАНИШИЙ М.Ф. (составители). Методическое пособие по приему в хореографические училища. М., 1963, 49
- ХУДЕКОВ С. Н. История танцев, ч. I, СПб., 1913. 308 с.
- ХУДЕКОВ С. Н. История танцев, ч. П, СПб., 1914, 380 с.
- ХУДЕКОВ С. Н. История танцев, ч. Ш, Пг., 1915, 400 с.
- ЧАЮШН В.Д. и АБАЛЬМАСОВА Е. А. Сколиоз и кифозы. М.: Медици-- на, 1973, 225 с.
- ЧЕБУРЕЕВ B.C., СОЛОВЬЕВ В. В. Тенденции в изыенении возраста, роста и веса у сильнейших гимнастов шра. В кн.: Гимнастика. М.: Физк. и спорт, 1977, в. I, с. 41−46.
- ЧЙКИН С. Я. Физическое совершенствование человека. М.: Медицина, 1976, 120 с.
- ЧУДНОВСКИЙ М. А. Викторина Кригер. М.: Искусство, 1964, 119 с.
- ШАЦКИЙ С. Г. Опыт Педагогической деятельности. М.: Педагогика, 1976, 120 с.
- ШВАРЦ И. Е. Новый прием в релаксопедии. В кн.: Тезисы Третьей республиканской научно-практической конференции по комплексной проблеме: «Профессиональное обучение хореографии и психофизиологические особенности подростка». Пермь, 1977, с. 31−32.
- ШЕРБО А.Б., ДЖОЛИ Д. Н. Красота воспитывает человека. Киев, Редянська школа, 1977, 103 с.
- ШЛЕМЙН А. М. Методика занятий основной гимнастикой с детьми школьного возраста. В кн.: Гимнастика. М.: Физк. и спорт, 197I, с. 158−175.
- ШУМИЛОВА Э. И. Национальное своеобразие балета. М.: Знание, 1976, 47 с.
- ШУШКИНА 3. Ритмика. М.: Музыка, 1967, 79 с.
- ЩАДРШ В. М. Психологические основы формирования двигательного навыка. Казань: Казан, ун-т, 1978, 176 с.
- ЭЛЬЯШ Н. И. Зрителю о балете. М.: Знание, 1963, 47 с.
- ЭЛЬЯШ Н. И. Русская Терпсихора. М.: Сов. Россия, 1965, 228 с.
- ЭЛЬЯШ* Н. И. Образы танцев. М.: Знание, 1970, 235 с.
- ЭЛЬЯШ Н. И. Пушкин и балетный театр. М., 1970, 343 с.
- ЭЛЬЯШ Н. И. Авдотья Истомина. JI.: Искусство, Ленингр. отд., 197I, 187 с.
- ЭЛЬЯШ Н. И. Балет народов СССР. М.: Знание, 1977, 166 с.
- ЮСИМ М. Н. Некоторые результаты наблюдений за развитием координационных способностей у учащихся младших классов. В кн.: Профессиональное обучение хореографии и психологические особенности подростка. Тезисы. Пермь, 1981, с. 22.
- ЯКОВЛЕВ В. Г. Воспитание физических качеств у детей школьного возраста. Теор. и практ. физич. культура, 1965, № 9, с, 9−15.
- ЯРМ0Л0ВИЧ Л. И. Элементы классического танца и связь их с музыкой. Л.- М.: Музыка, 1952, 137 с.
- Adis L. ) АДИС Л. Гимнастика театрального танца: пер. с фр. под ред. Л. Д. Блок. В кн.: Классики хореографии. М.- Л.: Искусство, 1937, с. 195−219.
- Andronescu А. ) АНДРОНЕСКУ А. Анатомия ребенка: пер. с рум. -Бухарест: Меридиан, 1970, 363 с.
- Baril Jacques. Dietiojmaire de Dan®e Paris. Ed. du Seul 1964, p. 43−44.
- Beamond Cwond, Idzikowski Stanislav) БОМОНТ К. и ИДЗИКОВСКИЙ С. Учебник по теории и практике классического театрального танца, I960, 1 3, с. 58−81.
- Burnonwii а. ) Бурнонвиль А, Моя театральная жизнь: дер. с датск. К. М. Жизаревой. В кн.: Классики хореографии. М.- Л., 1937, с. 249−327.
- Biasic с. ) Блазис К. Полный учебник танца: пер. с франц. О. Н. Брошниовской. В кн.: Классики хореографии: М.- Л., 1937, с. 95−101.
- Kirstein Lincoln). The classik ballet. Basic technique and terminology. New York Knopf 1952
- Жотегге G. ) Новерр Ж. Письма о танце: пер. с франц. М.- Л., Искусство, 1965, 375 с.
- Pavlova А. ) Анна Павлова, Ред. сост. А. Г. Франке: пер. с англ. М.: Иностр. лит., 1956, 191 с.
- Sparger Celia. Anatomy and ballet. A handbook for teachers of ballet. London, Adam Charles Black, 1970. 96 p.
- Tanner J.M. Education and physical growth: Implications of the study of children’s growth for educational theory a practica, London etc.: Hodder a. Stoughton, 1978. 194 p.61
- Государственный ордена Трудового Красного Знамени и ордена Дружбы Народов институт театрального искусства им. А.В.Луначарского1. ВАСИЛЬЕВА Тамара Ивановна
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРИГИРУЮЩИХ МЕТОДИК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ АРТИСТОВ БАЛЕТА1700.01 Театральное искусство)