Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Сравнительный анализ картин «Натюрморт с кубком из перламутровой раковины» Виллема Калфа, 1661г. и «Натюрморт с часами» Антонио де Переда-и-Сальгадо, 1652г. из ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва

Реферат Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Занавес на заднем плане замыкает пространство стола и также несет в себе аллегорический смысл. Как эмблема театра он придает изображению парадность, торжественность; как метафора он напоминает о параллелях между человеческой жизнью и сценой. Отделяя реальную действительность от мира иллюзорного, он сообщает об окончании действия и ассоциируется с концом пути, и в этом контексте, все предметы… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Анализ произведения Виллема Калфа «Натюрморт с кубком из перламутровой раковины»
  • 2. Анализ полотна Антонио Переда-и-Сальгадо «Натюрморт с часами»
  • Заключение
  • Список литературы

Сравнительный анализ картин «Натюрморт с кубком из перламутровой раковины» Виллема Калфа, 1661г. и «Натюрморт с часами» Антонио де Переда-и-Сальгадо, 1652г. из ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По сравнению с голландским полотном, линия горизонта несколько завышена и предметы воспринимаются как будто сверху.

На первый взгляд, изображенные предметы кажутся неподвижными и статичными, но в их расстановке художник задает некую скрытую жизнь, движение. Чуть сдвинутый к краю блюда белый фаянсовый кувшин; диагональное расположение сосудов, утрачивающих четкость очертаний по мере удаления в глубину; разноориентированность раковин, демонстрирующих свой причудливый облик с разных сторон. Художник также показывает разные типы времени, его измерения и ритмы. Так, часы отмеряют время суток, плоды орехов и скорлупа — смену сезонов, кольца раковин — годичные циклы. А все вместе говорит об неумолимой, разрушительной работе времени.

Занавес на заднем плане замыкает пространство стола и также несет в себе аллегорический смысл. Как эмблема театра он придает изображению парадность, торжественность; как метафора он напоминает о параллелях между человеческой жизнью и сценой. Отделяя реальную действительность от мира иллюзорного, он сообщает об окончании действия и ассоциируется с концом пути, и в этом контексте, все предметы натюрморта рассматриваются как герои сцены. Они закончили свое выступление, над ними вращается стрелка часов, указующая и направляющая на сумрачное пространство, как вход в иную реальность.

В отличие от голландского натюрморта принцип плоскостной статической уравновешенной композиции испанского полотна сочетается с четкостью форм предметов и их предельной объемностью. Кажущаяся простота построения связана с точно выверенным ритмом предметных очертаний, созвучием красок и форм.

Торжественный строй натюрморта необычайно целостен. Трактовка предметов в сравнении с голландским натюрмортом более обобщенная, но не в ущерб их материальности. Хорошо освещенный массивный глиняный кувшин, который покоится на широком блюде, осязаемо материален и весом. А вот предметы, следующие за ним, выявляются легким мерцающим светом, становясь все более легкими и невесомыми. А уж тонкий прозрачный бокал почти растворяется на фоне красного занавеса.

Колористическое решение картины строится на изысканном сопоставлении насыщенного красного и пепельно-серого тонов. Преобладает локальный колорит и эти цвета присутствуют во всех предметах. Они звучат в главных эмблемах картины: красно-малиновом занавесе — олицетворении земного величия и холодно-серой мраморной плите — знаке небытия и вечности.

С великолепным мастерством художник передает материальные и фактурные особенности предметов, подчеркивая их своеобразие и пластическую красоту. Этот подход сближает его с голландским мастером. Испанский художник также тщательно выписывает все мельчайшие подробности изображаемого, и тоже считается мастером колорита.

Важным отличием испанского натюрморта от голландского выступает его отрешенность от повседневности. Предметы выступают самоценными героями полотна и человек им не нужен. В испанском натюрморте нет никаких намеков на «невидимое присутствие человека», свойственное для голландской школы.

Таким образом, произведение испанского художника Антонио Переда-и-Сальгадо «Натюрморт с часами» демонстрирует своеобразный подход к барочному натюрморту. Выбранный тип художественного обобщения можно было бы охарактеризовать как живописно-пространственный метод с элементами линейно-плоскостного. Открытая форма и передача «временности» мгновения сочетаются с относительной глубинностью и значительной опорой на линию. При всей материальности предметов, их образ более обобщен, а потому символическое начало натюрморта звучит гораздо ярче и отчетливее.

Заключение

Зачастую, к натюрморту относятся с известной степенью предвзятости, не считая его высокой живописью. Однако именно в этом жанре решаются такие специфичные задачи живописи как использование той или иной цветовой гаммы, пространственное расположение предметов, игра света и т. п.

Способность голландских художников передавать богатство материального мира высоко ценилась на всем протяжении дальнейшего развития европейской живописи. Однако для них самих, это мастерство всегда шло вкупе с вкладываемым тайным смыслом. Для голландцев XVII столетия натюрморты были насыщены символами, предлагая пищу не только для глаз, но и для ума. Через свои полотна они передавали современникам мысли об обманчивости земного благоденствия, толкая на философские размышления о смысле человеческой жизни.

Таков натюрморт Виллема Калфа. За всей декоративностью и мастерством исполнения в нем таится символическое послание к зрителям. Насыщая краски, добиваясь их внутреннего свечения и мерцания, мастер создает ощущение загадочной и таинственной жизни предметов, которую можно заметить, но не объяснить. Притягательность и неповторимость этого натюрморта заключается в его окончательной неразгаданности. Он хранит свои секреты и по сей день.

В натюрморте Антонио Переда-и-Сальгадо предметы словно запечатлены на каменной плите. Они тоже слагаются в своеобразное послание современникам и потомкам, в котором художник размышляет о смысле жизни и судьбе всего земного. Отметим, что исследователи испанского искусство зачастую сравнивали натюрморты этого мастера с египетскими письменами и называли их «иероглифико».

Проведенный сравнительный анализ «Натюрморта с кубком из перламутровой раковины» Виллема Калфа и «Натюрморта с часами» Антонио Переда-и-Сальгадо еще раз подтвердил своеобразие голландской и испанской живописных школ. Из общих черт следует выделить их символическую насыщенность, одинаковый предметный состав, широкое использование колористических возможностей, а также базирование на итальянской технике живописи.

Из отличий — различные композиционные схемы (треугольник и прямоугольник), пространственные построения (световоздушная перспектива и плановая, линейная), своеобразие использования света для выявления объема предмета.

В целом, изучение особенностей построения натюрмортов различных живописных школ представляет особый интерес для исследователей, поскольку натюрморт для мастеров является своеобразной экспериментальной лабораторией для оттачивания техники письма. Натюрморт не ограничивает художественную фантазию мастера: он остается свободным в выборе и компоновке предметов, что делает этот жанр особо привлекательным для художников.

Алпатов М. В. Этюды по истории западноевропейского искусства. — М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1963. — 423 с.

Анализ и интерпретация произведения искусства: Учебник / Под ред. Н. А. Яковлевой. — М.: Высшая школа, 2005. — 555 с.

Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства / Пер. Г. Е. Крейдлин. — М.: Прометей, 1994. — 352 с.

Беда Г. В. Живопись: Учебник для студентов педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1986. — 192 с.

Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств: проблема эволюции стиля в новом искусстве. — М.: В. Шевчук, 2002. — 330 с.

Виппер Б. Р. Становление реализма в голландской живописи XVII в. — М.: Искусство, 1957. — 336 с.

Виппер Б. Р. Очерки голландской живописи эпохи расцвета. — М.: искусство, 1962. — 250 с.

Виффен Валерии: Как научиться рисовать натюрморт. Пособие по рисованию / пер. с англ. И. Гиляровой. — М.: Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2001. — 64 с.

Власов В. Г. Стили в искусстве. Т. I. Словарь. — СПб: Кольна. — 672 с.

Власов В. Г. Стили в искусстве. Т. II. — СПб: Кольна, 1996. — 544 с.

Волков Н. Н. Композиция в живописи. — М.: Искусство, 1977. — 263 с.

Габричевский А. Г. Морфология искусства. — М., 2002. — 864 с.

Иогансон Б. В. Как понимать изобразительное искусство. — М.: Знание, 1960. — 64 с.

Кантор А. М. Предмет и среда в живописи. — М.: Советский художник, 1981. — 127 с.

Левина И. М. Искусство Испании XVI—XVII вв. — М.: Искусство, 1966. — 266 с.

Линник И. В. Голландская живопись XVII в. и проблемы атрибуции картин. — Л.: Искусство, 1980 — 247 с.

10. Мастера искусства об искусстве. В 7 томах. Т.1−5 / Под общ. ред. А. А. Грубера. — М.: Искусство, 1963 — 1969.

Прус И. Е. Западноевропейское искусство XVII века. — М.: Искусство, 1974. — 384 с.

Пучков А.С., Триселев А. В. Методика работы над натюрмортом: Учебное пособие для студентов художественнографических факультетов педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1982. — 160 с.

Ротенберг Е. И. Западноевропейское искусство XVII в. — М.: Искусство, 1971. — 102 с.

Ротенберг Е. И. Голландское искусство XVII в. — М.: Искусство, 1972. — 390 с.

Сапего И.Г. К вопросам анализа произведений искусства // Искусство. 1977. — № 10. — С. 12 — 29.

Сербина Н. В. Предмет и межпредметное пространство в живописном произведении: автореферат. дис. канд.

искусствоведения. -Екатеринбург, 2011. — 24 с.

Успенский Б. А. Семиотика искусства. — М.: Языки русской культуры, 1995. — 360 с.

Шорохов, В. Е. Основы композиции: учебное пособие. — М.: Просвещение, 1979. — 303 с. Чернов Д. В. Время, человек и природа в западноевропейской пейзажной живописи XVI — XVII веков. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.artlib.ru/index.php?id=23&sid=1&iid=581&idp=0

26. Официальный сайт ГМИИ им. А. С. Пушкина. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.arts-museum.ru/

Виффен Валерии: Как научиться рисовать натюрморт. Пособие по рисованию / пер. с англ. И. Гиляровой. — М.: Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2001. — С.

2.

Кантор А. М. Предмет и среда в живописи. — М.: Советский художник, 1981. — С.

5.

Алпатов М. В. Этюды по истории западноевропейского искусства. — М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1963. — С.

186.

Виппер Б. Р. Становление реализма в голландской живописи XVII в. — М.: Искусство, 1957. — С. 34.

Прус И. Е. Западноевропейское искусство XVII века. — М.: Искусство, 1974. — С.

302.

Власов В. Г. Стили в искусстве. Т.

I. Словарь. — СПб: Кольна. — С. 478.

Виппер Б. Р. Очерки голландской живописи эпохи расцвета. — М.: Искусство, 1962. — С.

12.

Ротенберг Е. И. Западноевропейское искусство XVII в. — М.: Искусство, 1971. — С.

87.

Власов В. Г. Стили в искусстве. Т. I. Словарь. -

СПб: Кольна. — С. 514.

Официальный сайт ГМИИ им. А. С. Пушкина. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.arts-museum.ru/

Ротенберг Е. И. Голландское искусство XVII в. — М.: Искусство, 1972. — С.

13.

Ротенберг Е. И. Голландское искусство XVII в. — М.: Искусство, 1972. — С. 61.

Там же. — С.62

Кантор А. М. Предмет и среда в живописи. — М.: Советский художник, 1981. — С. 76.

Кантор А. М. Предмет и среда в живописи. — М.: Советский художник, 1981. — С. 77.

Там же. — С.77

Анализ и интерпретация произведения искусства: Учебник / Под ред. Н. А. Яковлевой. — М.: высшая школа, 2005. — С.

4.

Успенский Б. А. Семиотика искусства. — М.: Языки русской культуры, 1995. — С.

213.

Линник И. В. Голландская живопись XVII в. и проблемы атрибуции картин. — Л.: Искусство, 1980 — С.

7.

Там же. — С.48

Алпатов М. В. Этюды по истории западноевропейского искусства. — М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1963. — С.

223.

Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств: проблема эволюции стиля в новом искусстве. — М.: В. Шевчук, 2002. — С.

98.

Там же. — С.

100.

Виппер Б. Р. Очерки голландской живописи эпохи расцвета. — М.: Искусство, 1962. — С.

35.

Алпатов М. В. Этюды по истории западноевропейского искусства. — М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1963. — С.

225.

Левина И. М. Искусство Испании XVI—XVII вв. — М.: Искусство, 1966. — С.

14.

Власов В. Г. Стили в искусстве. Т. I. Словарь. -

СПб: Кольна. — С. 489.

Прус И. Е. Западноевропейское искусство XVII века. — М.: Искусство, 1974. — С. 277.

Прус И. Е. Западноевропейское искусство XVII века. — М.: Искусство, 1974. — С. 11.

Там же. — С. 13

Левина И. М. Искусство Испании XVI—XVII вв. — М.: Искусство, 1966. — С.

7.

Левина И. М. Искусство Испании XVI—XVII вв. — М.: Искусство, 1966. — С. 171.

Ротенберг Е. И. Западноевропейское искусство XVII в. — М.: Искусство, 1971. — С. 68.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. В. Этюды по истории западноевропейского искусства. — М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1963. — 423 с.
  2. Анализ и интерпретация произведения искусства: Учебник / Под ред. Н. А. Яковлевой. — М.: Высшая школа, 2005. — 555 с.
  3. Р. Новые очерки по психологии искусства / Пер. Г. Е. Крейдлин. — М.: Прометей, 1994. — 352 с.
  4. Г. В. Живопись: Учебник для студентов педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1986. — 192 с.
  5. Г. Основные понятия истории искусств: проблема эволюции стиля в новом искусстве. — М.: В. Шевчук, 2002. — 330 с.
  6. . Р. Становление реализма в голландской живописи XVII в. — М.: Искусство, 1957. — 336 с.
  7. . Р. Очерки голландской живописи эпохи расцвета. — М.: искусство, 1962. — 250 с.
  8. Виффен Валерии: Как научиться рисовать натюрморт. Пособие по рисованию / пер. с англ. И. Гиляровой. — М.: Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2001. — 64 с.
  9. В. Г. Стили в искусстве. Т. I. Словарь. — СПб: Кольна. — 672 с.
  10. В. Г. Стили в искусстве. Т. II. — СПб: Кольна, 1996. — 544 с.
  11. Н. Н. Композиция в живописи. — М.: Искусство, 1977. — 263 с.
  12. А.Г. Морфология искусства. — М., 2002. — 864 с.
  13. .В. Как понимать изобразительное искусство. — М.: Знание, 1960. — 64 с.
  14. А.М. Предмет и среда в живописи. — М.: Советский художник, 1981. — 127 с.
  15. И. М. Искусство Испании XVI—XVII вв.. — М.: Искусство, 1966. — 266 с.
  16. И. В. Голландская живопись XVII в. и проблемы атрибуции картин. — Л.: Искусство, 1980 — 247 с.
  17. Мастера искусства об искусстве. В 7 томах. Т.1−5 / Под общ. ред. А. А. Грубера. — М.: Искусство, 1963 — 1969.
  18. И. Е. Западноевропейское искусство XVII века. — М.: Искусство, 1974. — 384 с.
  19. А.С., Триселев А. В. Методика работы над натюрмортом: Учебное пособие для студентов художественно- графических факультетов педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1982. — 160 с.
  20. Е. И. Западноевропейское искусство XVII в. — М.: Искусство, 1971. — 102 с.
  21. Е. И. Голландское искусство XVII в. — М.: Искусство, 1972. — 390 с.
  22. И.Г. К вопросам анализа произведений искусства // Искусство. 1977. — № 10. — С. 12 — 29.
  23. Н.В. Предмет и межпредметное пространство в живописном произведении: автореферат. дис. канд.искусствоведения. -Екатеринбург, 2011. — 24 с.
  24. .А. Семиотика искусства. — М.: Языки русской культуры, 1995. — 360 с.
  25. , В.Е. Основы композиции: учебное пособие. — М.: Просвещение, 1979. — 303 с. Чернов Д. В. Время, человек и природа в западноевропейской пейзажной живописи XVI — XVII веков. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.artlib.ru/index.php?id=23&sid=1&iid=581&idp=0
  26. Официальный сайт ГМИИ им. А. С. Пушкина. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.arts-museum.ru/
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ