Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Факторы и принципы эффективной деятельности предприятий туристского комплекса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для этого необходимо использовать пути адаптации стандартов обучения к региональным и отраслевым специализациям, создания региональной туристской палаты созданной в рамках регионального отделения союза российской турииндустрии обладающей интегрирующей функцией и способной концентрироваться на отдельных элементах, включающих в себя: учебно-тренинговые центры, выполняющие задачи по переподготовке… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты эффективной деятельности предприятий туристского комплекса
    • 1. 1. Туристский комплекс: содержание, структура и роль в 15 экономической системе
    • 1. 2. Сущность эффективной деятельности предприятий туристского 41 комплекса
    • 1. 3. Способы измерения эффективной деятельности предприятий 58 туристского комплекса
  • Глава 2. Анализ факторов эффективной деятельности предприятий 85 туристского комплекса Краснодарского края
    • 2. 1. Классификация факторов эффективной деятельности 85 предприятий туристского комплекса
    • 2. 2. Оценка влияния основного капитала, человеческих ресурсов и 105 финансовых ресурсов на эффективную деятельность предприятий туристского комплекса
    • 2. 3. Анализ воспроизводства человеческих ресурсов для предприятий туристского комплекса Краснодарского края
  • Глава 3. Принципы эффективной деятельности предприятий туристского комплекса
    • 3. 1. Концепция эффективной деятельности предприятий 15 6 туристского комплекса
    • 3. 2. Обоснование основных принципов эффективной деятельности 177 предприятий туристского комплекса

Факторы и принципы эффективной деятельности предприятий туристского комплекса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Процесс рыночных преобразований экономики России влияет на деятельность туристского комплекса, целевой функцией которого является предоставление услуг отдыха, лечения и развлечений, ядром которого являются не только туризм как сфера приложения труда и капитала по производству и реализации услуг определенного свойства, но и ряд сопутствующих отраслей, участвующих в межотраслевом разделении труда и повышающих качество, разнообразие услуг, которые предоставляются потребителю.

Развитие туристского комплекса характеризуется устойчивой тенденцией роста объема услуг в целом, но функционирование основных объектов туристского комплекса, которые непосредственно связаны с обслуживанием туристов, остается на низком уровне и это значительно влияет на эффективность деятельности предприятий комплекса, которые оказываются в кризисных условиях хозяйствования. В современных условиях, возможно, выделить основную проблему совершенствования теории эффективности — это характер взаимодействия условий, ресурсов и факторов в процессе воспроизводства туристских услуг.

Позиции ведущих экономистов об эксплуатации факторов производства остаются актуальными, но новое видение перспектив развития факторной системы, заставляет разнообразить взгляды на общую картину эволюционирующей экономики. Эволюционный подход не означает отказ от наследия экономической науки, независимо от ее ветвей, течений и направлений, он предполагает критическую переработку этого наследия, отбор лучшего, полезного для движения вперед на основе накопления исследовательского опыта. Эволюционный подход означает признание общества живым организмом высшего вида реального мира, обладающим ядром саморазвития.

Это обстоятельство актуализирует комплекс задач по нейтрализации существующих узких мест в туристской отрасли для чего необходимо интенсифицировать исследования по определению «ядра» туристской отрасли и ее периферии. Несомненно, суть эффективного развития ф туристской отрасли надо искать в генетической структуре факторов этой деятельности для обеспечения эффективного функционирования предприятий туризма, которое находится во взаимосвязи между, с одной стороны применяемыми факторами производства туристских услуг, элементами ресурсной базы и элементами инфраструктуры, а с другой стороны результатами деятельности туристских организаций.

Важность рассматриваемой проблемы, ее практическая значимость, необходимость адекватного поиска системы эффективного ^ функционирования туристских предприятий, способного повысить конкурентоспособность отрасли, и обоснование принципов эффективной деятельности, которые позволят туристскому бизнесу конкурировать на мировом уровне, обуславливает особую актуальность темы исследования.

Степень разработанности проблемы. Многие теоретические аспекты развития и функционирования предприятий туристской сферы нашли отражение в трудах зарубежных и отечественных ученых: В. Азара, В. Архангельского, И Балабанова, Е. Богданова, Д. Боуэна, Н. Волошиной, В. Гуляева, М. Жуковой, А. Здорова, И. Зорина, Н. Кабушкина, Г. Карповой, * В. Квартальнова, К. Купера, Ф. Котлера, М. Маринина, Н. Мироненко, М.

Морозова, Г. Папиряна, В. Сапруновой В. Сенина, С. Фишера, Д. Флетчера, А. Чудновского, JI. Якобсона, Г. Яковлева и др.

Важное значение для диссертационного исследования имели работы современных российских и зарубежных ученых, посвященных, проблемам развития теории эффективности: Г. Азоева, Л. Басовского, Г. Беккера, А. Блинова, Р. Браймера, П. Друкера, Б. Литвак, В. Леонтьева, Б. Мильнера, С. Меньшикова, Н. Моисеевой, А. Мэдисона, Л. Клименко, Н. Князевской, В. Л Палия, Е. Филипповского, А. Хоскинга, И. Шапкина, Л. Шмаровой, А.

Чернышева и др.

Вместе с тем проблема установления основных факторов и обоснования принципов развития и эффективного функционирования предприятий туристского комплекса еще не получила необходимого отражения в экономической литературе. Это обстоятельство обусловило выбор темы диссертационного исследования, постановку его цели и задач.

Цель исследования (подход к проблеме, достижения теоретических результатов и получение практических результатов): Целью данной работы является обоснование воспроизводственного подхода к исследованию эффективной деятельности предприятий туристского комплекса, определение основных факторов данной деятельности и раскрытие принципов управления эффективной деятельностью предприятий применительно к условиям современного этапа экономики России.

Реализация данной цели предполагает решение комплекса взаимосвязанных задач:

— определить содержание, структуру и роль туристского комплекса в экономической системе современной России;

— раскрыть сущность эффективной деятельности предприятий туристского комплекса;

— установить способы измерения эффективности деятельности предприятий туристского комплекса;

— классифицировать факторы эффективной деятельности предприятий туристского комплекса;

— оценить влияние основного капитала, финансовых и человеческих ресурсов — как факторов эффективной деятельности предприятий туристского комплекса;

— проанализировать воспроизводство человеческих ресурсов для предприятий туристского комплекса Краснодарского края;

— разработать концепцию эффективной деятельности предприятий туристского комплекса в условиях современного этапа развития экономики России;

— обосновать основные принципы эффективной деятельности предприятий туристского комплекса.

Предметом исследования явились факторы и принципы эффективной деятельности предприятий туристского комплекса на современном этапе развития экономики России. Предметная область исследования находится в рамках специальности 08.00.05 в пределах разделов:

15. Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (сфера услуг).

15.105. Факторы, влияющие на размещение и эффективность деятельности предприятий сферы услуг.

15.109. Механизм повышения эффективности и качества услуг 15.117. Повышение эффективности использования рыночных инструментов в сфере услуг.

Объектом исследования выступают механизмы хозяйствования и управления предприятий туристского комплекса Краснодарского края.

Эмпирическая база исследования представлена статистическими данными о функционировании сектора туризма экономики России и туристского комплекса Краснодарского края, опубликованными в официальных статистических изданиях, материалами финансовой и другой отчетности предприятий туризма, нормативными документами, регламентирующими деятельность предприятий и процесса воспроизводства человеческих ресурсов для туристского комплекса.

Теоретикометодологическая основа и методическая база исследования. Теоретической и методологической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых, фундаментальные концепции в области экономики, исследовавшие систему факторов эффективности деятельности предприятий туризма, рационального использования туристских ресурсов и воспроизводственной составляющей для сферы услуг.

Методологической основой диссертационной работы послужили подходы к исследованию экономических отношений, развивающихся в русле теории воспроизводства и эволюционной теории, системно-функционального, факторного, финансового и статистического анализа, а также специальные методы экспертных и прогнозных оценок, построение классификаций и определение темповых характеристик субъектов туристской деятельности.

Информационной и нормативно-правовой базой обеспечения достоверности полученных в работе выводов и рекомендаций стали данные, содержащиеся в трудах российских и зарубежных ученых по проблемам развития отраслевой инфраструктуры, туристских организаций, кадрового потенциала туристской сферызаконы Российской Федерации, указы Президента и постановления Правительства РФматериалы научных конференцийданные Департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского краястатистические данные федеральных и региональных органов, первичная отчетность ряда краевых туристских организаций, а также Интернет-ресурсы.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования состоит в предположении о наличии комплекса факторов определяющих эффективность деятельности предприятий туристского комплекса. Выявление таких факторов и установление доминирующего фактора позволяет определить конкретные направления повышения эффективности деятельности данного комплекса с учетом природы, специфики экономических отношений предприятий туристского комплекса. Доминирующим фактором эффективности деятельности предприятий выступает человеческий фактор, включающий квалифицированную рабочую силу и человеческий капитал данной сферы. Доминирующая роль человеческого фактора обусловливает состав комплекса и принципы управления эффективной деятельности предприятий туристского комплекса.

Основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту:

1. Туристский комплекс представляет собой целостную хозяйственную систему, целевой функцией которой является предоставление услуг отдыха, лечения и развлечений. Способ комбинирования указанных услуг определяет характер конкретных туристских организаций. Туристский комплекс как хозяйственная система обладает своим набором факторов производства, своей ресурсной базой и собственной инфраструктурой. Видовым отличием туристского комплекса является высокая зависимость факторов производства, ресурсной базы и инфраструктуры от территориальной дислокации и связанных с ней природных факторов.

2. Сущность эффективной деятельности предприятий туристского комплекса представляет собой способ взаимосвязи между, с одной стороны применяемыми факторами производства, элементами ресурсной базы и элементами инфраструктуры, а с другой стороны результатами деятельности туристских организаций. Результаты деятельности туристских организаций оцениваются рынком, поэтому эффективность использования факторов производства, элементов ресурсной базы и инфраструктуры может быть выражена через прирост рыночной стоимости произведенных и реализованных услуг. Для измерения эффективности деятельности организаций туристского комплекса целесообразно использовать подходы современной эволюционной теории, выделяющей ядро развития хозяйственной системы и ее переферию. Эффективность решающим образом зависит от ядра развития.

3 Для измерения эффективности деятельности организаций туристского комплекса можно использовать два подхода: оценку эффективности на основе отнесения прибыли организации к факторам обусловившим ее получениеоценку эффективности на основе отнесения всего объема выручки к факторам обусловившим данную выручку. Комбинирование двух данных подходов позволяет дать разностороннюю оценку эффективности. При получении прибыли или выручки следует использовать расширительный подход, предложенный в рамках современной трактовки производственной функции.

4. Факторы эффективной деятельности предприятий туристского комплекса можно классифицировать по нескольким основным признакам: внешнему или внутреннему характеру факторов по отношению к туристской организацииприродному, техногенному или социальному происхождению факторовпринадлежности факторов к глобальному уровню мирового хозяйства, уровню национальной экономики, макрорегиону, региону и местному хозяйствуперспективному характеру факторов или принадлежности их к остаткам прошлых хозяйственных отношений.

Для оценки эффективности деятельности предприятий туристского комплекса в современных условиях развития экономики России наиболее целесообразна классификация факторов эффективной деятельности по признаку их принадлежности к ядру развития туристской организации.

5. Туристский комплекс Краснодарского края представляет собой хозяйственную систему узкими местами, которой выступают: недостаточное развитие общеэкономической инфраструктуры в части транспорта, связи и системы общественного питания туристов, а также специальной инфраструктуры туристского комплекса в части жилищно-коммунального комплекса туристских организаций, специальных сооружений для оказания туристских услугнедостаточностью инвестиционных потоков, обусловленных факторами сезонности, наличием высоких инвестиционных рисков, отсутствием квалифицированного персоналанизким уровнем развития маркетинговых технологий и информационного обеспечения деятельности туристских организацийвысоким уровнем физического и морального износа основного капиталанедостаточностью оборотного капитала.

6. В хозяйственной системе туристского комплекса необходимо сформировать такое ядро развития, которое будет способно нейтрализовать существующие узкие места в развитии туристского комплекса и обеспечить эффективное развитие его в условиях дефицита инвестиционных ресурсов. Таким ядром развития может быть механизм расширенного воспроизводства квалифицированной рабочей силы и человеческого капитала туристского комплекса на основе создания системы непрерывного образования и повышения квалификации персонала.

7. Механизм эффективной деятельности предприятий туристского комплекса может быть построен на основе реализации следующего алгоритма: формирование концепций ускоренного развития туристских организаций на основе развития их человеческого фактораповышения инвестиционной привлекательности туристских организаций, обладающих квалифицированным человеческим факторомпривлечения дополнительных инвестиций в целях обновления основного капитала и совершенствования инфраструктуры туристских организацийповышения качества предоставляемых туристских услугповышения доходности деятельности туристских организаций.

8. Исходя из наличия функциональной зависимости между квалификацией персонала туристских организаций, качеством и эффективностью их деятельности необходимо сформировать систему непрерывного образования и повышения квалификации персонала туристских организаций с участием следующих элементов: образовательных учреждений высшего профессионального образования в части факультетов и кафедр ведущих подготовку персонала туристского комплексаконсалтинговых организаций и учебных центров, специализирующихся на повышении квалификации туристского персонала, временных творческих групп, анализирующих квалификационный уровень и занимающихся программами подготовки персонала туристских организацийслужбами по работе с персоналом самих туристских организаций.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в обосновании воспроизводственного подхода к исследованию эффективной деятельности предприятий туристского комплекса, определении доминирующего фактора влияющего на функционирование предприятий туризма, обеспечивающего возрастание роли сферы туристских услуг в экономической системе, а также обосновании концепции и базовых принципов эффективной деятельности предприятий туристского комплекса.

Элементы научной новизны состоят в следующем:

— определены обстоятельства, выделяющие туристский комплекс как самостоятельный сектор народного хозяйства, выполняющий сложноинтегрированные общественные функции в общей территориально-локализованной системе управления и стимулирующий развитие других отраслей хозяйства региона, базирующихся на общем ресурсном потенциале, технологической и социальной инфраструктуре.

— раскрыта сущность эффективной деятельности туристского комплекса, которая характеризуются системой определенных экономических показателей, отражающих количественный объем реализации туристских услуг и их качественную сторону — это объем туристского потокасостояние и развитие материально-технической базыпоказатели финансово-экономической деятельностипоказатели развития международного туризма.

— установлены способы измерения эффективности деятельности предприятий туристского комплекса, в которых показатели эффективности играют роль критериев сравнения альтернатив в процессе хозяйственной деятельности. Уровень эффективности складывается из определенной системы расчетов, которые показывают динамику качественных показателей использования ресурсов и их относительную экономию, что позволяет определить эффект и оценить влияние на него отдельных факторов.

— уточнена классификация факторов деятельности предприятий туристского комплекса, которая дает возможность моделировать хозяйственную деятельность и осуществлять комплексный поиск внутрихозяйственных резервов с целью повышения эффективности производства. Вокруг системы факторов образуется своя система ресурсов, представляющих собой доступные потенциальные факторы, первоначально освоенные хозяйственными субъектами предметы природы и общества, которые могут быть вовлечены в производственные процессы.

— на основе анализа факторов деятельности предприятий туризма Краснодарского края установлено, что в сложных условиях экономического развития, целью повышения эффективности деятельности туристского комплекса является решение проблем заключающихся в интеграции принципов инвестиционной привлекательности предприятий туристского комплекса, развития инфраструктуры, человеческого фактора, специального туристского образования, современных образовательных технологий и стратегического подхода.

— на основе анализа воспроизводства человеческих ресурсов определено, что налаживание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для сферы туризма является главным звеном для эффективного функционирования туристского комплекса. Важность этого процесса в последнее время становится очевидной, так как наличие высококвалифицированных кадров влияет на капитализацию предприятия и является одним из факторов обеспечивающих лидерство в конкурентной борьбе. разработана концепция эффективной деятельности предприятий туризма, предполагающая создание конкурентоспособного туристского комплекса мирового уровня, привлекающего различные сегменты туристов России и других стран. Эффективность туристских предприятий повысится путем развития человеческого фактора, создания условий для инвестиционной привлекательности туристских организаций, обладающих квалифицированным человеческим фактором и развития инфраструктуры при поддержании экологии и культурного наследия региона. — обоснованы принципы эффективной деятельности предприятий туристского комплекса на основе выявленного доминирующего фактора, включающего в себя квалифицированную рабочую силу, способную адаптироваться к быстро меняющимся условиям и человеческий капитал, обладающий творческим потенциалом. Следовательно, идеология человеческих ресурсов и содержание профессионального туристского образования должны строиться не как адаптивные, максимально приспособленные к условиям рынка, а как конструктивные, качественно преобразующие.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Теоретическая значимость работы состоит в углублении научного знания о содержании, структуре и роли туристского комплекса в экономической системе, обосновании теоретических подходов к эффективности функционирования предприятий данного комплекса, что позволило разработать концепцию деятельности предприятий туристского комплекса.

Теоретические выводы исследования могут быть использованы в качестве рекомендаций исполнительным органам государственной власти края, руководителям организаций туризма и структурам по подготовке специалистов для туристской сферы. Основные теоретические выводы могут быть также использованы в целях совершенствования содержания, структуры и методики преподавания ряда дисциплин высшей школы: «Экономика и предпринимательство в СКС и туризме», «Менеджмент туризма и гостеприимства», а также спецкурса «Трудоустройство в условиях рыночной экономики».

Апробация и публикации. Основные положения, выводы и практические рекомендации, полученные в ходе исследования, были апробированы в докладах, выступлениях соискателя на международных, межрегиональных и вузовских научно-практических конференциях, а также на научно-практических семинарах в городах Сочи, Краснодаре в 2005;2006 годах. Основные результаты диссертационного исследования нашли отражение в 5 научных публикациях соискателя общим объемом 2,9 п. л.

Объем и структура диссертационной работы. Исследование состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка использованных источников.

Результаты исследования показали, что наиболее опытными и перспективными работниками являются менеджеры под номерами четыре и пять. Их оценки, соответственно, 4,9 и 4,8. Менеджеры под номерами два и три проигрывают вследствие небольшого опыта (4,1 и 4,05). Бухгалтер (4,0) имеет достаточные опыт и профессиональные знания. На этой должности работник не контактирует с клиентами, поэтому для эффективной работы предприятия этой оценки достаточно.

Посредством оценки результатов деятельности фирма, прежде всего, определяет способности своих менеджеров. Затем, на основе анализа содержания работы, руководство устанавливает — какие способности и навыки требуются для выполнения обязанностей на всех линейных и штабных должностях в организации.

На данном предприятии применяется метод ротации по службе. Перемещая руководителя низового звена, из отдела в отдел на срок от трех месяцев до одного годаорганизация знакомит нового руководителя со многими сторонами деятельности.

В результате молодой менеджер познает разнообразные проблемы различных отделов, уясняет необходимость координации, неформальную организацию и взаимосвязь между целями различных подразделений.

В сложных условиях социально-экономического развития управление туристским комплексом является ключевым звеном при решении многих проблем, с которыми столкнулась Россия в начале третьего тысячелетия.

Особенность заключается в том, что проявляется интегрированное выражение принципов рыночного экономического управления, человеческого фактора, профессионализма, специального управленческого образования, современных информационных технологий, антикризисного управления и стратегического подхода.

Краснодарский край может построить стратегию и программу развития туризма, используя мировой опыт развития туристических направлений и ключевые факторы успеха зарубежных курортов.

Многие проблемы предприятия проистекают из-за недостатков управления. Решение этих проблем определяется пониманием концепции необходимой профессионализации.

Методологической основой управления стимулированием на предприятии должен стать системный подход к внутрифирменному использованию человеческого фактора. Он подразумевает, что подсистема управления персоналом тесно взаимодействует с другими подсистемамифинансовой, инновационной, инвестиционной, стратегического планирования, производственной, сбытовой.

Финансовый ресурсный потенциал сферы туристских услуг Краснодарского края составляют федеральные, региональные, муниципальные и частные инвестиции, используемые для сооружения и функционирования объектов СТУ, научно-технического и кадрового обеспечения, а также собственные средства предприятий и затраты потребителей на получение комплекса туристских услуг.

В целях решения проблем развития туристского комплекса Краснодарского края в 2003 году была принята краевая целевая программа «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края на 2003—2010 годы» (первый этап — 2003—2005 годы).

Реализация мероприятий первого этапа Программы, в частности активная рекламная кампания, маркетинговая и коммуникационная политика, решение проблем, связанных с эксплуатацией существующих пляжей, инженерной инфраструктурой, позволила создать систему планомерного формирования территорий курортов как объекта налогооблагаемой базы и увеличить количество отдыхающих в 2005 году до 10 миллионов человек (ожидаемый прогноз на 2008 год — 13,4 миллиона человек).

Одним из показателей влияющих на состояние финансового потенциала являются финансовые результаты деятельности туристских фирм края. На основании статистических данных, полученных в результате финансового анализа деятельности 170 туристских фирм (33% от общего числа туристских фирм в крае), за 2002 год туроператорами и туристскими агентами реализовано 67,700 путевок на сумму 188,8 млн руб. Продажи путевок только в 2005 году возросли на 10% по следующим причинам:

— увеличился рост закупки путевок и общее количество продаж благодаря деятельности местных и инорегиональных туристских фирм, которые заместили часть рынка, несмотря на то что Фонд соцстраха закупил путевок в 2005 году значительно меньшеповысилась платежеспособности населения;

— усилилась реклама курортов Краснодарского края на российском рынке услуг;

— отсутствовали природные катаклизмы в течение анализируемого периода.

Заключение

.

Имеющиеся в экономической литературе трактовки понятия туристского комплекса, функционирующего в рыночных условиях хозяйствования, отличаются друг от друга по подходам к оценке самого понятия туризма, а также по обоснованию функций туристского комплекса: производственной, распределительной и социальной.

Эти функции обуславливают развитие туризма в регионе при наличии следующих факторов: туристских ресурсовразвитой инфраструктуры регионаквалифицированных кадровроста численности населения и реальных доходовизменения структуры потребительского спроса и перераспределения собственности в регионах.

На основе обобщения различных подходов к содержанию туристского комплекса нами определены следующие существенные характеристики функционирования данного хозяйственного субъекта как самостоятельной отрасли народного хозяйства:

— все виды предприятий, входящих в туристский комплекс, выполняют сложноинтегрированные общественные функции;

— сфероотраслевая совокупность вышеуказанных предприятий имеет общую территориально-локализованную систему управления;

— все предприятия туристского комплекса обладают сходным характером воздействия на другие отрасли хозяйства региона (строительство, транспорт, сельское хозяйство и др.), стимулируя их развитиепредприятия туристского комплекса региона базируются на общем ресурсном потенциале, технологической и социальной инфраструктуре.

Максимальная эффективность функционирования туристского комплекса возможна только при условии рационального использования его ресурсного потенциала. Данная экономическая функция тесно взаимосвязана с финансовыми, материально-техническими, трудовыми и другими ресурсами.

Обоснование необходимости рационального использования ресурсного потенциала строится на основе изучения современного состояния туристского рынка, анализа роли сферы туристских услуг в экономике региона, особенностей туристского потребления и специфики производимого продукта, его воздействия на другие отрасли народного хозяйства.

Приоритетными направлениями в развитии и функционировании туристского комплекса являются:

— правильный выбор состава ресурсов;

— оценка величины элементов ресурсной базы;

— эффективное использование ресурсов.

Ядро развития туристской отрасли составляет идея использования человеческих ресурсов, которые решающим образом повысят эффективность деятельности предприятий туристского комплекса, выраженную через прирост рыночной стоимости произведенных и реализованных услуг.

Правильная оценка эффективности туризма позволит активно воздействовать на текущее состояние и тенденции развития туристского комплекса, устанавливать их размеры, отслеживать и корректировать неуправляемые процессы и явления, составлять прогнозы и планы развития комплекса.

Эффективная деятельность предприятий туризма — это процесс, в ходе которого происходит своеобразный «обмен» ресурсов, используемых для туризма, на некоторый полезный эффект.

В результате этого обмена организация за приобретенную для себя пользу (прибыль) «расплачивается» определенным количеством ресурсов (финансовых, трудовых, информационных и других).

Использование расширительного подхода, предложенного в рамках современной трактовки производственной функции, позволило выделить группу факторов влияющих на увеличение прибыли туристского предприятия, и соотнести выручку туристского предприятия с группой факторов обусловивших эту выручку.

Методика оценки эффективности деятельности предприятий туристского комплекса складывается из определенной системы расчетов, которые показывают динамику качественных показателей использования ресурсов и их относительную экономию, что позволяет определить эффект, полученный благодаря интенсивному использованию ресурсов и оценить влияние на него отдельных факторов.

На основе анализа данных о функционировании объектов туристской отрасли произведена классификация факторов, которая позволит решить важную проблему — очистить основные показатели деятельности предприятий туризма от влияния случайных и побочных факторов с тем, чтобы показатели, принятые для оценки эффективности, объективно отражали достижения.

Ценность комплексной классификации факторов состоит в том, что на ее основе можно моделировать хозяйственную деятельность, осуществлять комплексный поиск внутрихозяйственных резервов с целью повышения эффективности деятельности предприятия.

Современная экономическая ситуация позволяет говорить об особой привлекательности Краснодарского края для потенциальных инвесторов. Особые природно-климатические и историко-культурные ресурсы края позволяют ему быть востребованным как для отдыха, так и для лечения, вместе с тем исследование выявило факторы, сдерживающие инвестиционные потоки в сектор туризма.

В работе приведены оценки качества транспортного обслуживания, которые позволяют сделать вывод о том, что уровень комфорта иу обслуживания сильно отстает от зарубежного, и это является существенным негативным фактором развития туристской отрасли.

Специальная инфраструктура туристского комплекса в части жилищно-коммунального комплекса туристских организаций тоже имеет недостатки, что выражается в частых перебоях воды, нехваткой канализационных мощностей, глубоководных выпусков и наличием незаконных свалок.

В ходе анализа деятельности предприятий туристского комплекса были выявлены факторы низкой заинтересованности работы туроператоров в пространстве Краснодарского края и отмечено, что одной из основных задач маркетинговой политики должно стать формирование представления о крае как о современном престижном курорте.

Анализ кадрового потенциала туристских организаций в Краснодарском крае показывает, что работники в своем большинстве не имеют высшего специального образования. Рост туристской активности требует увеличения квалифицированных кадров, чтобы удовлетворить спрос потребителей на туристские услуги. ф Несомненно, что от скоординированной работы всех компонентов комплекса зависит увеличение одного из показателей, влияющего на состояние финансового потенциала туристских предприятий — финансовых результатов их деятельности.

Основная задача совершенствования государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в области сервиса и туризма заключается в создании профессионально-образовательного базиса подготовки квалифицированных кадров для li индустрии туризма, что в дальнейшем позволит повысить качество кадрового потенциала данной сферы.

В связи с этим, возникает необходимость проведения мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка в кадрах различной квалификации с учетом прогнозирования подготовки выпускников по направлению — туризм.

На постиндустриальной стадии развития общества с экономикой рыночного типа производительные силы человека реализуются в форме человеческого капитала, где расширенное воспроизводство формирует ядро эффективной деятельности предприятий туризма — креативный потенциал людей, позволяющий им партнерски участвовать в обновлении экономических отношений, получать индивидуальную выгоду от своего вклада в развитие экономической системы.

Несоответствие между объективно обусловленным ростом значения эффективности использования человеческих ресурсов и состоянием этой работы в действительности предопределяет необходимость нахождения способов разрешения сложившихся в данной области проблем и противоречий.

Обобщение результатов влияния основного капитала, человеческих и финансовых ресурсов предприятий туристского комплекса, воспроизводства человеческих ресурсов для отрасли позволяет обосновать вывод о том, что основой концепции эффективной деятельности предприятий туристского комплекса является подход, ориентированный на:

— развитие человеческого фактора;

— развитие инфраструктуры;

— создание условий для инвестиционной привлекательности туристских организаций.

Несомненно, что в совокупности это будет способствовать повышению благосостояния региона в целом.

Разработанная концепция эффективной деятельности предприятий туризма в Краснодарском крае предполагает создание конкурентоспособного комплекса мирового уровня для различных сегментов туристов из России и других стран вносящего вклад в консолидированный финансовый результат.

Основой Концепции эффективной деятельности предприятий туризма является профессионализм кадров туристской индустрии, через совершенствование базового туристского образования.

Для этого необходимо использовать пути адаптации стандартов обучения к региональным и отраслевым специализациям, создания региональной туристской палаты созданной в рамках регионального отделения союза российской турииндустрии обладающей интегрирующей функцией и способной концентрироваться на отдельных элементах, включающих в себя: учебно-тренинговые центры, выполняющие задачи по переподготовке и повышению квалификации специалистов отрасли и адаптированные к постоянно возрастающим требованиям со стороны туристов, соответствующие современным стандартам обученияконсалтинговый центр, решающий вопросы функциональной зависимости между квалификацией персонала туристских организаций, качеством и эффективностью их деятельности в постоянно меняющемся мире рыночной экономики.

Повышение эффективности туристского комплекса является основной целью развития отрасли, обобщение результатов анализа факторов эффективности туристского бизнеса позволила обосновать принципы эффективной деятельности предприятий туризма, которые заключаются в следующем: обусловленности системы использования человеческих ресурсов целями предприятия;

— первичности системы использования человеческих ресурсов;

— экономичности;

— прогрессивности обслуживания;

— продуктивности;

— прибыльности;

— комплексности;

— перспективности;

— оптимального соотношения образовательных ориентаций;

— научности;

— прозрачности;

— следование оптимальной стратегии.

Данные принципы эффективной деятельности предприятий туристского комплекса, основанные на оптимальном сочетании и равновесии факторов воздействующих на продуктивность выполняемых операций, способствуют повышению показателей функционирования, как отдельного хозяйствующего субъекта, так и экономики России в целом. Щ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии (приложение к постановлению Министерства труда РФ от 17 мая 1999 г., № 8) //Туризм. Экономика и учет. №№ 5(23), 6(24), 2000.
  2. Концепция развития туризма в РФ на период до 2005 г. утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 954-р.
  3. Постановление главы администрации Краснодарского края от 07.08.1996 года «О признании отдельных территорий Краснодарского края курортами местного значения».
  4. Пояснительная записка к проекту постановления Законодательного Собрания
  5. Федеральная целевая программа «Юг России».
  6. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-Ф3 Об основах туристской деятельности в Российской Федерации.
  7. Д. Российские туристские разделы в Internet.// Туринфо. -№ 10.1998.
  8. В.И. Проблемы и программы туристско- рекреационного использования природного и культурного потенциала в регионах России. -М.: Наука, 1995 .
  9. В.И. Экономика и организация туризма. М.: Наука, 1995.
  10. В.Н., Гончарова И. В., Клебанов А. И., Малахаткина Н.Д.
  11. B.C., Борисов Д. А. Некоторые вопросы управления организациями типа «холдинг» //Менеджмент в России и за рубежом. -2000.-№ 4. С.52-
  12. А.Ю. Международный туризм.- М.: Аспект Пресс, 2001.
  13. А.Ю. Экономика и территориальная организация международного туризма,— М.: Аспект Пресс, 1996.
  14. Ю.П., Гапоненко А. Л. Муниципальный и региональный менеджмент. -М.: Финансы и статистика, 1995.
  15. Ю.П., Падучин А. Н. Регион: теория и практика устойчивого развития. М.: Финансы и статистика, 1998.
  16. М.М., Татаринов А. А., Трусов А. Д. Экономические проблемы развития рекреационных регионов. М.: Экономика, 1997.
  17. В.К., Степанюк JI.H., Остроумова В. И. Правовое регулирование туристской деятельности М.: Бухгалтерский учет, 1996.
  18. В.И., Лукаишна И. С., Трунев А. А. Оценка природных рекреационных ресурсов города Б.Сочи. Социально-экономические и экологические проблемы рекреации и туризма // Сочи: НИЦ РАН, ВИНИТИ, 31.05.93 № 1445-В93,1993.
  19. В.Н. Эффективность функционирования экономики региона. Межрегиональные товаропотоки и товарная специализация регионов. М.: РАГС, 1998.
  20. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник. 4-е изд., доп. и перераб. — М.: Финансы и статистика, 2002.
  21. И.Т., Балабанов А.И, Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 2002.
  22. Р. Политическая экономия: В 2-х тт. Т.1: Пер. с фр. — М.: Международные отношения, 1995.
  23. С.И. Прогнозирование инвестиций и оценка развития. -Краснодар: ИМСИТ, 2000.
  24. М.Б. Введение в туризм СПб.: Герда, 2004.
  25. Ю.В., Швандар В. А. Оценка эффективности бизнеса и инвестиций. М.: Финансы, ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
  26. Е.И., Кострюкова О. Н., Орловская В. П., Фенин П. М. Планирование на предприятиях туризма: СПб.: Бизнес-пресса, 2003.
  27. Е. И. Методические аспекты экономической оценки природно- рекреационных ресурсов. Сочи: РИО, 1995.
  28. К. Системный комплекс «Алеан»: быстро, удобно и выгодно // Туризм. 1999.-№ 7.- с.ЗЗ.
  29. А.Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 1999.
  30. В. И., Степанова М. В. Экономическая география России. -М.: ИНФРА-М., 2000.
  31. .Л. Стратегия медико-экономического развития курортных регионов в системе обеспечения здоровья населения РФ.- С-Пб.: Изд-во С-ПбГУЭФ, 1998.
  32. Н.И. Правовое регулирование туристской деятельности. М.: Финансы и статистика, 1998 .
  33. Л.П. Туризм, гостеприимство, сервис М.: Аспект Пресс, 2002.
  34. А.Л., Полянский В. Г., Развитие региона: цели, закономерности, методы управления. -М.: Финансы и статистика, 1999.
  35. А.Л., Алисов А. Н., Демченко О. В., Казарин В. Н. Стратегия развития города: Современные подходы и технологии. М.: Финансы и статистика, 1999.
  36. А.Л., Панкрухин А. П. Общий и специальный менеджмент. М.: РАГС, 2000.
  37. А.А. Логистика в туризме. М.:Финансы и статистика, 2004.
  38. И.Н. Менеджмент: Учебник 2-е изд.- перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. — 501с.
  39. А.В., Мезенцев А. Г. Курортно-рекреационное хозяйство (региональный аспект). М.: Наука, 1991.
  40. Д.В., Нарский В. А. Некоторые аспекты концепции управления туристско-рекреационной сферой в новых экономических условиях. Социально-экономические проблемы развития курортов России. Сочи: РИО СГУТиК, 2000.
  41. А.А., Струкова Е. Б. Экономика природопользования . М.: Аспект Пресс, 1995.
  42. Госкомстат России Краснодарский краевой комитет статистики «Туризм и отдых в Краснодарском крае» Аналитическая записка Департамент развития курортной сферы и туризма Администрации Краснодарского края. Краснодар: ООП Крайкомстата, 2005.
  43. Грани интеграции: Сборник научных статей /Сост. Е. Г. Русскова. -Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2005.
  44. В.Г. Новые информационные технологии в туризме М.: Приор, 1998.
  45. В.Г. Организация туристской деятельности. М.: Нолидж, 1996.
  46. Гуляев В. Г. Туризм: Экономика и социальное развитие М.: Финансы и статистика, 2003. — 304с.
  47. А. Букерель Ф. Академия рынка: маркетинг. М.: Экономика, 1993 .
  48. Е.В. Маркетинг туристских услуг. Минск: БГУ, 1996 .
  49. Департамент комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края. Итоги курортного сезона 2005 год (по данным краевого комитета статистики). Краснодар, 2006
  50. Департамент комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края. Итоги курортного сезона 2003 год (по данным краевого комитета статистики). Краснодар, 2004.
  51. Детский отдых на Кубани // научно-популярное издание. Краснодар: Северный Кавказ, 2002.
  52. А.А. Регион в едином рыночном пространстве России. -Ростов-на-Дону, 1995.5 7. Дулыциков Ю. С. Региональная политика и управление. М.: Pare, 1997.
  53. М.Р., Петрова Е. В., Румянцев В. Н. Общая теория статистики. -М.: Наука 1996.
  54. И.П. Эффективность затрат в непроизводственную сферу: Методы и практика определения капитальных вложений. М.: Наука, 1981.
  55. С.В., Путрик Ю. С. Предпосылки развития сферы туризма в малых и средних городах и зонах их влияния. М.: Наука, 1995 .
  56. А.С. Стратегический маркетинг в туризме: Теория и практика. СПб.: Гуманитарный университет профсоюзов, 2003.
  57. А.Б. Экономика туризма: Учебник.М.: Финансы и статистика, 2004.
  58. И.В. Маркетинг персонала. М.: Советский спорт, 1997.
  59. И.В. Экономические аспекты стимулирования деятельности отечественных производителей туристского продукта// Теория и практика физической культуры. 1999. -№ 11.
  60. И.В., Квартальнов В. А. Энциклопедия туризма. М.: Финансы и статистика, 2000.
  61. Г. И., Ильина Е. Н. Основы туристской деятельности. М.: Советский спорт, 2003.
  62. В.Д. Реформы и противоречия системы управлениям. М: Экономика, 1996.
  63. В.Г., Батурин Л. А., Бутов В. И., Уварова Г. Г., Ходарев С. В., Элланский Ю. Г. Экономика социальной сферы. Ростов н/Д: МарТ, 2001.
  64. Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности. М.: Финансы и статистика, 2002.
  65. Инвестиционный климат регионов России: опыт оценки и пути улучшения. М.: ТПП РФ, «Альфа-Капитал», 1997 (работа выполнена сотрудниками ИЭ РАН) —
  66. Д.К. Маркетинг, управление качеством гостиничных услуг. -М.: Интел универсал, 2000.
  67. Н.И. Менеджмент туризма. Мн.: БГЭУ, 1999. — 644с.
  68. Н.И., Дурович А. П. Организация туризма. Мн.: Новое знание, 2003.
  69. . Деловая стратегия. М.: Экономика, 1991.
  70. Г. А. Практика туристского бизнеса. СПб.: Герда, 2000.
  71. JI.В. Управление человеческими ресурсами: Учебник -М.:ИНФРА-М, 2005.
  72. В.А., Волощин Н. И. Менеджмент туризма: Туризм как объект управления М.: Финансы и статистика, 2002.
  73. В.А., Зорин И. В. Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы М.: Финансы и статистика, 2002.
  74. В. А Менеджмент туризма. М.: РМАТ 1998.
  75. В. А. Методика и педагогика профессионального обучения и подготовки специалистов для целей туризма в России. М.: РМАТ 1997.
  76. В. А. Туризм и отраслевые системы. М.: Финансы и статистика, 2001.
  77. В.А. Иностранный туризм.- М.: Финансы и статистика, 1999.
  78. В.А. Педагогика и туризм: — М.: Советский спорт, 2000.
  79. В.А. Теория и практика туризма. М.: Финансы и статистика, 2003.
  80. В.А. Туризм, экскурсии, обмены: Современная практика. -М.: Наука, 1993.
  81. В.А. Туризм, экскурсии, обмены: Современная практика. -М.: Наука, 1993.
  82. В.А. Туризм:. -М.: Финансы и статистика, 2001.
  83. В.Э., Сухов Р. А. Производственный учет в туристических организациях. М.: Дашков и К, 2000.
  84. Т.И. Внутренний контроль в санаторно-курортных организациях. М.: Финансы и статистика, 2002.
  85. А. И. Маркетинговый анализ. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
  86. В.М. Туристская рента. М.: Финансы и статистика, 1998.
  87. А. Международный туризм в России в начале 21 века// Отель.-2003.-№ 3.
  88. Е.В. Рекреационное ресурсоведение/М.: РМАТ, 1999 г.
  89. Ф. Основы маркетинга. Новосибирск: Наука, 1992.
  90. Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2002.
  91. Кубань в цифрах: Стат. Сб./Краснодарский краевой комитет государственной статистики. Краснодар, 2005.
  92. О.А. Принятие решений в организациях— М.: Советский спорт, 1999.
  93. К., Флетчер Д., Гильберт Д., Ванхилл С. Т., Богданов Е. Экономика туризма: теория и практика. Т.1. «Экономика и управление предприятием туризма и гостиничного хозяйства». СПб.: Олимп, 2001.
  94. Курс экономики: Учебник / Под. ред. Б. А. Райзберга. ИНФРА — М, 1997.
  95. A.M., Сурнин B.C. Реформирование экономики: региональные аспекты. 4.2,Региональный маркетинг и тенденции его развития. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996.
  96. И.В., Коссов В. В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа. Учебно-справочное пособие. М.: Издательство БЕК, 1996.
  97. В.К. Мировая экономика. М .'.Экономика, 2000.
  98. Г. М. Размещение туристских ресурсов и стратегия управления их развитием. М.: Экономика 1995.
  99. М. М. Туристские формальности и безопасность в туризме. -М.: Финансы и статистика, 2002.
  100. Маркетинговое исследование, ГУП «Краснодарский краевой социологический центр» —"Комплексное изучение проблем развития курортно-рекреационного комплекса Краснодарского края", 2004 г.
  101. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т.26, ч. 1.
  102. М.В. Указ. Соч. С. 24
  103. С.Б. Муниципальный менеджмент. М.: Экономика, 1995.
  104. С.М. Новая экономика. Основы экономических знаний. -М.: Междунар. отношения, 1999.
  105. Микроэкономика. Теория и российская практика.: Учебник/Под ред. А. Г. Грязновой и А. Ю. Юданова. М.: КноРус, 1999.
  106. П., Роберте Д. Экономика, организация и менеджмент: в 2-х т. /СПб.: Экономическая школа, СПбГУЭиФ, 1999.
  107. С.В. Введение в специальность Гостиничный и туристский бизнес Учебное пособие. Краснодар: Издательство ЮИМ, 2006, -101с.
  108. Н.А., Галенская J1.H. Менеджмент в социально-культурной сфере. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000.
  109. Н.К. Стратегическое управление туристской фирмы. М.: Финансы и статистика, 2001 .
  110. М.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: Учебник. М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  111. И. Оборот туристских услуг, облагаемый НДС // Туризм: экономика и учет. 2002. — № 8.
  112. И., Нелюбин В., Ракитский Б. Санаторно-курортный комплекс России на пути реформирования //Вопросы экономики 1995.
  113. В.А., Берлин С. И., Елецкий Ю. Б., Никонова Н. И. Разработка методики комплексного анализа экономического потенциала рекреационного региона. Краснодар: Наука Кубани, 2003.
  114. Г. П. Микроэкономика. Макроэкономика: в 2-х т./СПб.: Издательство Михайлова В. А., СпбГУ, 1997.
  115. С. В. Использование природной среды в сфере рекреационной деятельности и туризма. М.: Финансы и статистика 1991.
  116. . Кипарис старый и новый символ Сочи // Туризм. — 2000. -№ 8.
  117. . Курорты Краснодарского края: что ждет нового отдыхающих в 2004 году //Торговая газета. 2004.- № 35.
  118. Г. А. Менеджмент в индустрии гостеприимства: Отели и рестораны. М.:Экономика 2000.
  119. Г. А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 1999.
  120. Г. А. Экономика туризма. М: Финансы и статистика, 1998.
  121. А.В. Анализ зарубежного опыта управления и стимулирования развития туристской индустрии. М.: Экономика, 1995.
  122. А.С. Комплексное изучение проблем развития курортно-рекреационного комплекса Краснодарского края.
  123. Р.Ю. Маркетинг и маркетинговые исследования в России // Маркетинг. 1988.- № 1.
  124. Приобретение путевок в санаторий за счет средств социального страхования //Туризм. Экономика и учет. № 7(25) 2000.
  125. Л.Ю. Туризм как экономический приоритет. М.: Новый век 2003.
  126. В .В. Минерально-сырьевые ресурсы в стратегии развития Российской экономики // Зеленый мир. 2000. — № 14.
  127. .М. Экономическая оценка земельных ресурсов и эффективности инвестиций: М.: Филинъ, 1997.
  128. .А. Курс экономики ИНФРА- М, 1997.
  129. Рыночная конкуренция и предпринимательство: проблемы истории, теории и практики: Тез. докл. науч. практ. конф.-Чебоксары, 1996
  130. А.А. «Ближний» туризм Краснодарцев: справочно-информационное издание Краснодар: Северный Кавказ, 2000.
  131. Санаторно-курортная деятельность как отрасль экономики государства // Курортные ведомости. 2001. — № 6.
  132. В. Туризм: Эволюция. Структура. Маркетинг. М.: Финансы и статистика, 1997.
  133. Сборник «Инвестиционный потенциал курортно-туристского комплекса Краснодарского края» Краснодар 2004.
  134. B.C. Организация международного туризма. М.: Финансы и статистика, 2001.
  135. И.И. Региональная политика и управление .-Чебоксары: Волго-Вят. регион, центр «Ассоц. содействия вузам», 1997.- 247 с.
  136. А.Ф. Основы экономической теории. Краснодар: КГАУД999.
  137. Соболева Е. А Статистика туризма: статистическое наблюдение. М.: Финансы и статистика, 2004 .
  138. Социально-экономическая программа развития на Юге России индустрии паркового досуга и местного туризма // Вестник КИМПиМ 2002. № 1.
  139. Сфера туризма: этапы развития, экономика и управление: Уч. пособие -М.: Пресс-сервис, 1998.
  140. А.А. Методология оценки и анализа экономики рекреационно-туристского региона. Сочи: РИО СГУТиК, 1998.
  141. В.А., Корнеев В. И., Куликов В. П., Безматерных Л. Э. Интегративная оценка системы адаптации и имеющихся факторов риска как метод объективизации эффективности санаторно-курортного лечения//Вопросы курортологии. 1997. — № 3 .
  142. Туризм в России: Стат. сб. /Госкомстат России. М., 2003.
  143. Туризм в цифрах 2003: Стат. Сб./ Госкомстат России- М., 2003.
  144. Туризм в цифрах 2004: Стат. Сб./ Госкомстат России- М., 2004.
  145. Туризм в цифрах. 2005: Стат.сб./ Госкомстат России- М., 2005.
  146. В.Ф. Механизмы управления развитием региона. М: 2001.
  147. А.Д. Переход России к устойчивому развитию. М.: Тендем, 1998 г.
  148. Учебно-методические материалы заседания совета УМО учебных заведений РФ в области туризма / В. К. Романович, Н. И. Ковалева, Г. И. Илюхина, М. В. Сосенко М.:МГУС, 2005. С.44
  149. Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. -2-е изд., доп. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. -416с.
  150. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. М.: «Дело ЛТД», 1993.
  151. А., Ревазов В. Инвестиционный климат регионов России и пути его улучшения// Вопросы экономики, № 9 (сентябрь) 1999.
  152. , Т.С. Экономика природопользования. М.: МГУ, 1991.
  153. Ю.М. Туристский бизнес. М.: Мир деловой книги, 1997.
  154. А. Д. Гостиничый и туристский бизнес: М.: Тендем, ЭКМОС, 1999.
  155. А.Д. Туризм и гостиничное хозяйство М.: ЮРКНИГА, 2003.
  156. А.Д. Управление индустрией туризма: учебное пособие. -2-е изд. / А. Д. Чудновский, М. А. Жукова, B.C. Сенин. М.: КШРУС, 2005.
  157. А.Д., Жукова М. А. Менеджмент туризма: — М.: Финансы и статистика, 2002.
  158. ШумейкоВ.Ф. Российские реформы и федерализм. М.: Финансы и статистика, 1995.
  159. В.И. Новый подход к управлению: крупные объединения. Москва 1990.
  160. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: Учебник .М.: Издательский центр «Академия», 2004. С. 153
  161. Экономика Северо-кавказкого региона на пути к устойчивому развитию в рыночных условиях Краснодар: ИМСИТ, 2003.
  162. Экономика фирмы: / Учебник Под общ. Ред. Проф. Н. П. Иващенко. -М.: ИНФРА-М, 2006.
  163. Эффективность и качество работы в непроизводственной сфере. М: Экономика, 1984.
  164. Экономические методы управления в отраслях социально-культурных услуг. М: Экономика, 1991.
  165. Юг России в перекрестье напряжений: Материалы Всероссийской научной конференции.: В2ч./Редкол.: О.В. Иншаков- М.М. Гузев- Н. Н. Лебедева. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2004.
  166. Г. В. Технологии управления предприятиями курортных и туристских услуг. Сочи: РИО, 1997
  167. Г. В., Винокуров Б. Л., Быков А. Т. Проблемы формирования систем управления санаторно-курортными комплексами. -Сочи, 1998.
  168. Г. В., Винокуров Б. Л., Быков А. Т. Проблемы формирования систем управления санаторно-курортными комплексами.-Сочи: РИО, 1998.
  169. Л.И. Эффективность и качество работы в непроизводственной сфере. М., Экономика, 1996.
  170. Л.И. Механизм хозяйствования в непроизводственной сфере. М., Изд-во МГУ, 1998
  171. Л.И. Государственный сектор экономики. Экономическая теория и политика. М., ГУВШЭ, 2000.
  172. Якобсон Бремя государства и экономическая политика: либеральная альтернатива. Экспертный институт М. 2002.
  173. Г. А. Экономика и статистика туризма— М.: РДЛ, 2004.
  174. Е.Р. Есть мнение.(вновь о проблемах и перспективах развития санаторно-курортной отрасли) // Курортные ведомости № 2, 2000 г.
Заполнить форму текущей работой