Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Концепция и методология формирования и управления региональным университетским комплексом

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В такой сложной мезоэкономической системе, которой является региональный университетский комплекс, актуальной проблемой является разработка и реализация функциональных и операционных стратегий его развития, что требует обоснования и использования концепций управления подразделениями регионального университетского комплекса. Причем в зависимости от стадии жизненного цикла услуги (сочетания… Читать ещё >

Содержание

Глава 1. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИКРО-, МЕЗО- И МАКРОСИСТЕМ ОБУЧЕНИЯ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМ ИССЛЕДОВАНИЯ. 1.1. Терминологические аспекты проблемы исследования ЩГ деятельности регионального университетского комплекса.

1.2. Состояние и основные тенденции развития микро-, мезо- и макросистем обучения Российской Федерации.

1.3. Анализ результатов деятельности региональных университетских комплексов в Российской Федерации.

Выводы по главе 1.

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ РЕГИОНАЛЬНЫМ УНИВЕРСИТЕТСКИМ КОМПЛЕКСОМ.

2.1. Предпосылки стратегического планирования деятельности регионального университетского комплекса.

2.2 Особенности управления деятельностью регионального университетского комплекса.

2.3. Анализ проблем управления региональным университетским комплексом.

Выводы по главе 2.

Глава 3. СОЗДАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ J УНИВЕРСИТЕТСКИМ КОМПЛЕКСОМ.

3.1. Концепция интегрально-целевого управления.

3.2. Принципы управления региональным университетским комплексом.

3.3. Разработка интегрально-целевого метода управления деятельностью регионального университетского комплекса.

3.4. Математические основы интегрально-целевого метода управления.

Выводы по главе 3.

Глава 4. ИССЛЕДОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ФОРМИРОВАНИИ УПРАВЛЯЮЩИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ В

СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ.

4.1. Содержание маркетинговых исследований сферы

I образовательных услуг.

4.2. Анализ основных подходов к исследованию рынка услуг в сфере образования.

4.3. Применение маркетинговых инструментов в формировании управляющих воздействий.

Выводы по главе 4.

Глава 5. УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫМ УНИВЕРСИТЕТСКИМ КОМПЛЕКСОМ НА РАЗЛИЧНЫХ СТАДИЯХ ЕГО

ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА.

5.1. Предпосылки формирования регионального университетского™ комплекса.

5.2. Проектирование регионального университетского комплекса.

5.3. Организация управления региональным университетским комплексом.

Выводы по главе 5.

Глава 6. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОРЕНБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА КАК РЕГИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА.

6.1. Характеристика системы обучения Оренбургской области. щ

6.2. Основные направления совершенствования деятельности регионального университетского комплекса.

6.3. Этапы формирования Оренбургского государственного университета.

6.4. Анализ перспектив развития Оренбургского государственного университета как регионального университетского комплекса.

Выводы по главе 6.

Концепция и методология формирования и управления региональным университетским комплексом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Становление и постепенное совершенствование рыночных отношений в Российской Федерации, демократизация общественной жизни, появление различных форм собственности создали конкурентную среду как в производственной, так и непроизводственной сферах деятельности. Новые формы собственности потребовали изменения во взглядах на содержание процессов управления, поиска концепций и методологий, отвечающих современным этапам развития как общества в целом, так и отдельных предприятий и организаций.

Образовательная сфера не является исключением и, адаптируясь в новых условиях функционирования, приобретает новые формы в своем совершенствовании. В результате появляются ранее не известные образовательные структуры, отличающиеся от прежних слиянием нескольких форм собственности, объединением различных по своей целевой направленности организаций, зависимостью, как от рыночной конъюнктуры, так и от бюджетных государственных ассигнований. Стремление к созданию адекватных современному уровню развития общества образовательных учреждений, необходимость в выработке условий для стабильного развития региона, увеличившаяся взаимозависимость между научными, образовательными и производственными структурами предопределяют содержание новой платформы, на которой должны создаваться новейшие методы и инструменты для их управления.

Такой платформой, согласно постановлению Правительства Российской Федерации «Об университетских комплексах» от 17 сентября 2001 г. № 776, является объединение учебных заведений и соответствующей инфраструктуры с получением интегрированных комплексов. В соответствии с данным постановлением объединение осуществляется «.с целью повышения эффективности и качества образовательного процесса, использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки специалистов и проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, культуры, техники и социальной сферы на базе университета может создаваться университетский комплекс, объединяющий образовательные учреждения, которые реализуют образовательные программы различных уровней, иные учреждения и некоммерческие организации или выделенные из их состава структурные подразделения» .

В соответствии с данным постановлением Министерством образования Российской Федерации разработаны рекомендации от 9.11.2001г. № 17−55−99 ин/ 17−11, в которых отражены задачи, принципы и порядок формирования и функционирования университетских комплексов. Очевидно, что практическая реализация предложенных рекомендаций, имеющих общий характер, предполагает предварительное создание соответствующей теории и методологии управления процессами предоставления образовательных услуг в новых условиях. Разработка основ такого управления в силу разнохарактерности и различий в целевой направленности объединяемых в одно целое образовательных и иных структур, должна осуществляться в соответствии с требованиями системного подхода, широко применяемого для решения сложных социально-экономических задач.

Следует отметить, что в настоящее время созданы теоретические основы, обеспечивающие реальное использование идей системного подхода к синтезу сложных систем. Это, прежде всего работы классиков системного анализа JL фон Берталанфи, Н. Винера, У. Росса Эшби, Ст. Вира, М. Месаровича, А. Акоффа, И. Пригожина и Р. Тома. Среди отечественных ученых определяющую роль в процессе исследований по системному анализу и синтезу сыграли работы В. И. Арнольда, Н. Н. Моисеева, И. В. Прангишвили, В. Н. Садовского, А. И. Уемова и др.

Необходимость приведения существующих методов формирования и управления мезосистемами предоставления услуг в сфере обучения (региональными университетскими комплексами) современным требованиям рыночной экономики, практическая их востребованность учебными заведениями различного типа и, в тоже время, отсутствие целостной научно обоснованной методологии для интеграции образовательных, научных и производственных структур, ориентированной на поддержание стабильности в регионе, обусловили выбор темы диссертации, предмет, объект и содержание проведенного исследования.

Объединение различных предприятий и организаций в нашей стране происходило и ранее, о чем свидетельствует достаточное количество научных публикаций. Однако интеграция учебных, научных, производственных и иных структур, чьи целевые установки имеют разную направленность, в условиях конкуренции происходит впервые. Формирование новых взглядов на управление образовательными учреждениями, функционирующих в рыночных условиях, накопление и обобщение опыта их работы, появившаяся возможность классификации и анализ просчетов, а также и успехов, имеющих место в процессе выполнения постановления Правительства РФ «Об университетских комплексах», позволяют приступить к системному решению проблемы создания учебных учреждений нового типа.

Следует отметить, что в настоящее время разработан ряд теоретических и методологических подходов, способствующих проведению работ в данном направлении. Например, в фундаментальных работах М. Месаровича приводится требование к объединяемым объектам, заключающееся в максимальной сбалансированности их противоречивых целей. Однако не указывается, каким образом это требование можно реализовать.

В работах отечественных ученых, посвященных системному синтезу (например, Б. М. Смирнов, С. В. Валдайцев, А.А. Румянцев) речь идет об интеграции науки и образования. Однако в них не исследуется проблема управления процессом получения системного эффекта, получаемого не только в результате интеграции образовательных и научных организаций, но и производственных и других вспомогательных учреждений.

В отличие от уже известных работ в диссертации предлагается в качестве идеологической основы увеличения системного эффекта выбрать программно-целевое планирование и управление.

Кроме классических работ в области системного анализа и синтеза изучались также результаты исследований в области экономики систем обучения (Багаутдиновой Н. Г., Бляхмана Л. С., Воронина А. А., Глухова В. В., Дайновского А. Г. и др.), в области управления системами обучения (Базилевича Л. А., Бочарова Е. Н., Верхолы А. П., Галагана А. И., Гневко В. А., Садовничего В. А. и др.), в области маркетинга на рынке услуг в сфере обучения (Бравермана А. А., Данько Т. П., Зиннурова У. Г., Панкрухина А. П. и др.), в области развития региональных систем обучения (Борликова Г. М., Гаврикова А. Л., Ефремова Л. Г., Загвязинского В. И. и др.), в области научной и инновационной деятельности систем обучения (Атояна В. Р., Валуева С. А., Викторова А. Д. и др).

Анализ научных результатов, полученных у этими и другими авторами, показал, что в настоящее время, пока отсутствует развитая методология управления столь сложной структурой, какой является региональный университетский комплекс. Вместе с тем, данный комплекс серьезно влияет на стабильность региона, что должно обязательным образом учитываться в процессе управления им. Учет социальной составляющей в процессе принятия решений, а также и иных значимых факторов — один из важнейших критериев оценки качества вновь создаваемой методологии. В известных автору научных публикациях эта сторона проблемы проработана крайне мало.

На начальной стадии своего развития находятся также и теоретические основания создания учебных учреждений нового типа. Эти основания должны содержать концепцию в форме сжато выраженной идеи, и принципы, следуя которым можно достигнуть главную цель управления комплексом.

Очевидно, как концепция, так и принципы должны быть согласованы с требованиями фундаментальных законов системного подхода. По мнению автора, выполнению данного требования в научной литературе уделяется недостаточно внимания.

В состав теоретических оснований должен входить также и математический аппарат, с помощью которого можно получить управленческие предписания. Известные подходы к формированию решений ориентированы в основном на промышленность, связь, торговлю и иные сферы деятельности. Научных публикаций, в которых решается проблема получения управляющих воздействий на отдельные структурные подразделения регионального университетского комплекса, сегодня недостаточно.

Неразвитыми в настоящее время являются и рыночные инструменты, применяемые в процессе управления образовательной сферой. Понятия маркетинга и логистики достаточно трудно входят в практику управления вообще и управления учебными заведениями в частности. Систематизация и обобщение опыта, касающегося использования рыночных рычагов управления, учет особенностей функционирования в конкурентной среде таких сложных социально-экономических систем, как региональный университетский комплекс из-за своей незначительной проработки рассматриваются в настоящей диссертации в качестве одного из приоритетных направлений.

Цель и задачи исследования

Цель исследования состоит в создании теоретико-методологических основ формирования и управления региональным университетским комплексом в конкурентной среде, обеспечивающих его эффективное функционирование и устойчивое развитие за счет получения максимального системного интеграционного эффекта. Системный интеграционный эффект должен быть получен в результате объединения образовательных, научных, производственных и вспомогательных структур, входящих в состав регионального университетского комплекса.

Для достижения данной цели в диссертации потребовалось поставить и решить следующие задачи:

1. Проанализировать перспективы развития систем предоставления услуг в сфере обучения на международном уровне с учетом современных тенденций развития мировой экономики.

2. Проанализировать основные тенденции и перспективы развития региональных университетских комплексов, функционирующих в рыночных условиях на территории Российской Федерации.

3. Сформулировать проблемы формирования и развития региональных университетских комплексов, действующих в конкурентной среде.

4. Разработать концепцию и принципы управления региональными университетскими комплексами, ориентированных на поддержание устойчивости функционирования, создания базиса для своего развития и способствующих стабильности в регионе.

5. Разработать методологию управления региональными университетскими комплексами, которая позволяет создавать и использовать I системный интеграционный эффект.

6. Создать теоретическую базу для формирования управляющих воздействий на отдельные структурные подразделения интегрированных комплексов и разработать математический аппарат, обеспечивающий в сочетании с современными информационными технологиями трансформацию целей управления в средства и достижения.

7. Исследовать и выявить особенности логистического и маркетингового подходов к анализу рынка услуг в сфере обучения.

8. Исследовать и разработать общую схему формирования регионального университетского комплекса и выделения этапов функционирования учебно-научно-производственного комплекса, главным из которых является перспективное планирование.

Объектом исследования являются системы управления образовательными, научными и производственными учреждениями, которые входят в состав регионального университетского комплекса, а также экономические, организационные и другие связи между ними и рынком образовательных услуг.

Предметом исследования является системный интеграционный эффект, получаемый в результате объединения образовательных, научных и производственных подразделений в целях повышения эффективности их функционирования и поддержания устойчивого развития.

Правовую и методическую базу исследования составили законы и нормативные документы, такие как постановление Правительства Российской Федерации «Об университетских комплексах» от 17 сентября 2001 г. № 776, и рекомендации Министерства образования Российской Федерации от 9.11.2001г. № 17−55−99 ин/17−11, определяющие порядок формирования и функционирование университетских комплексов. Использовались также Гражданский кодекс РФ, часть вторая (в ред. от 17 декабря 1999 г. № 213-ФЭ), Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2000 г. № 168-ФЗ), положения и инструктивные материалы, устанавливающие финансовые отношения образовательных учреждений с вышестоящими органами. В качестве исходных данных для исследования послужили материалы ряда отечественных региональных университетских комплексов, отражающие их статистические характеристики за несколько лет. Кроме того, использовались данные из статистических сборников Российской Федерации и Оренбургской области, а также бухгалтерская и иная отчетность Оренбургского государственного университета, что обеспечило объективную основу для получения выводов в диссертации.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, касающиеся фундаментальных законов и закономерностей системного анализа и синтеза, теории управления организационно-экономическими системами, методов экономико-математического моделирования и прогнозирования, а также теории экономики, маркетинга и логистики. Использовались также труды ведущих научных школ в области управления высшей школой, её реформирования и развития в условиях рыночных отношений, позволившие раскрыть проблемы современной высшей школы, выявить сущность связей между учебными заведениями и окружающей рыночной средой, представить эти связи с помощью экономико-математических методов.

Новизна научных результатов, полученных автором в ходе исследования, заключается в том, что на основе системного подхода к анализу формирования взаимосвязей между структурными элементами новых образовательных учреждений, а также между этими учреждениями и рынком услуг в сфере обучения разработаны концепция и методология получения системного интеграционного эффекта, используемого в соответствии с целями руководства для поддержания стабильного функционирования регионального университетского комплекса. Теоретические основы включают в себя концепцию и принципы управления комплексом, а методология — специально разработанный метод и его научное обоснование, предназначенный для получения управляющих воздействий на отдельные структурные подразделения.

Научная новизна полученных результатов состоит в следующем:

— в результате анализа терминологии, используемой в теории управления системами обучения, внесены уточнения и дополнения в основные понятия, что обеспечило разработку непротиворечивых определений таких базовых терминов как «региональный университетский комплекс», «учебно-научно-производственный комплекс», «маркетинг рынка услуг в сфере обучения» и др. Введенные определения позволили выявить ряд особенностей процесса предоставления услуг в сфере обучения, сформулировать организационные, экономические и методологические проблемы формирования и функционирования образовательных структур нового типа;

— в соответствии с основными положениями системного анализа и синтеза, обеспечивающих объединение организаций с различными целевыми установками, получены основные этапы формирования и функционирования учебно-научно-производственного комплекса в конкурентной среде;

— сформулирована концепция и принципы управления региональным университетским комплексом, которые позволяют получить максимальный интеграционный эффект за счет объединения образовательных, научных, производственных и вспомогательных структур;

— научно обоснована и разработана методология управления региональным университетским комплексом, содержащая специально созданный интегрально-целевой метод для формирования управляющих воздействий на отдельные структурные подразделения комплекса в соответствии с целями управления и внешними (рыночными) обстоятельствами;

— в соответствии с основными положениями системного анализа и синтеза, обеспечивающие объединение организаций с различными целевыми установками, получены этапы формирования и функционирования учебно-научно-производственного комплекса в конкурентной среде;

— разработана методика маркетингового и логистического исследования рынка образовательных услуг, результаты которого используются для определения перспективного спроса населения региона на образовательные услуги;

— предложены организационно-методические положения, позволяющие с учетом функционирования на рынке услуг в сфере образования двух субъектов: поставщика (учебного заведения) и потребителя (физического лица) разработать укрупненную схему функционирования учебно-научно-производственного комплекса;

— создан специальный математический аппарат, обеспечивающий расчет системы иерархически соподчиненных экономических показателей, отражающих фактическое финансово-хозяйственное состояние регионального университетского комплекса;

— создан математический аппарат, который, в соответствии с принципом резолюции логического программирования, предназначен для получения управляющих воздействий на отдельные структурные подразделения регионального университетского комплекса;

— развит и адаптирован к специфике управления региональным университетским комплексом математический метод, который позволяет цели, стоящие перед его руководством, трансформировать в ресурсы, необходимые для их достижения;

— разработан математический метод анализа рынка образовательных услуг, позволяющий определить ограничения на плату за обучение, а также выяснить перспективный спрос населения региона на образовательные услуги в конкурентной среде.

Разработанные в диссертации теоретические и методологические основы, используемые для формирования и управления региональным университетским комплексом, являются дальнейшим развитием приемов системного анализа и синтеза сложных образовательно-научно-производственных структур. Основные положения диссертации могут служить теоретической платформой для научно-обоснованного формирования и анализа перспектив развития систем обучения различного типа, которая в соответствии с конкретными условиями внешней среды, обеспечивает требуемый уровень конкурентоспособности образовательных комплексов и стабильности их функционирования.

Представленные в диссертации концепция и принципы могут быть использованы в качестве теоретической основы для синтеза различных по своей целевой направленности предприятий и организаций, оценка эффективности которых осуществляется в несоизмеримых единицах или различных шкалах.

Практическая значимость результатов исследования состоит в создании методик, внедрение которых в практику управления позволяет не только определить фактическое финансово-хозяйственное состояние комплекса, но и сформировать конкретные управляющие воздействия на структурные подразделения в виде экономических, образовательных, организационных и других показателей. Значения этих показателей могут использоваться в качестве инструмента для достижения главной цели, стоящей перед руководством регионального университетского комплекса.

Полученные в диссертации выводы, рекомендации и экономико-математические методы, обеспечивают руководство комплекса системным эффектом, выражаемом в форме дополнительной прибыли, повышении качества образования, повышения эффективности функционирования научных, производственных и вспомогательных подразделений.

Логика проведения исследования, а также полученные результаты представлены на рис. А.

Терминологические аспекты исследования.

Анализ тенденций развития систем обучения.

Зарубежные системы обучения.

Российские системы обучения.

Региональные университетские комплексы.

Постановка проблем исследования.

Проблемы исследования рынка услуг в сфере обучения I.

Теоретико-методологические основы управления интегрированными системами обучения.

Обоснование подходов к исследованию рынка.

Теоретический анализ тенденций развития рынка.

Разработка методики исследования рынка.

Концепция структурно-целевого управления.

Принципы целевого управления образовательными комплексами.

Интегральноцелевой метод управления образовательными комплексами.

Маркетинговые инструменты в формировании управляющих воздействий.

Проблемы формирования регионального университетского комплекса и его подразделений I.

Этап дивергенции проектирования регионального университетского комплекса.

Этап конвергенции проектирования регионального университетского комплекса.

Организация деятельности регионального университетского комплекса.

Апробация результатов исследования.

Рис. А. Логико-структурная схема проведения диссертационного исследования.

Выводы по главе 6.

Таким образом, материал шестой главы диссертационной работы позволил:

1) охарактеризовать систему обучения Оренбургской области и выявить основные тенденции ее развития;

2) выделить перспективные направления совершенствования деятельности региональных университетских комплексов;

3) проанализировать основные тенденции развития Оренбургского государственного университета как регионального университетского комплекса;

4) сформулировать проблемы развития регионального университетского комплекса;

5) разработать рекомендации по дальнейшему развитию Оренбургского государственного университета как регионального университетского комплекса и др.

Заключение

.

Основными результатами диссертационного исследования являются: а) авторские определения терминов:

— «система образования» и «система обучения», необходимость введения которых обусловлена целесообразностью разграничения функций спроса и предложения услуг в сфере обучения потребителей и обеспечения качества данных услуг в соответствии с потребностями физических и юридических лиц;

— «структура системы обучения», отличающегося уникальностью элементов данной системы и характером взаимосвязи между ними в соответствии с изменением факторов внешней среды потребителя услуг сферы обучения;

— «маркетинг» и «маркетинг на рынке услуг в сфере обучения потребителей», отражающие специфику деятельности предприятий и организаций в рыночных условиях с акцентом на два основных признака, отличающих эти два вида деятельности от им подобных: «горизонт планирования деятельности объекта управления» и «тип хозяйствующего субъекта" — региональный университетский комплекс», «сеть учебных заведений», «учебно-научно-производственный комплекс», в которых отражены аспекты функционирования системы обучения потребителей в рыночных условиях, особенности эволюций концепций управления учебными заведениями, современные тенденции развития систем обучения потребителей как в Российской Федерации, так и за ее пределамиб) концепция и принципы управления региональным университетским комплексом, позволяющие получить максимальный интеграционный эффект за счет объединения образовательных, научных, производственных и вспомогательных структурв) методология управления региональным университетским комплексом, предназначенная для объединения организаций с различными целевыми установками и обеспечивающая формирование и функционирование учебно-научно-производственного комплекса в конкурентной средег) математический аппарат, необходимый для расчета системы иерархически соподчиненных экономических показателей, отражающих фактическое финансово-хозяйственное состояние регионального университетского комплексад) математический аппарат, который на основе трансформации целей управления в ресурсы предназначен для получения управляющих воздействий на отдельные структурные подразделения регионального университетского комплексае) метод анализа рынка образовательных услуг, позволяющий определить ограничения на плату за обучение, а также выяснить перспективный спрос населения региона на образовательные услуги в конкурентной средеж) организационно-методические положения, позволяющие с учетом функционирования на рынке услуг в сфере образования двух субъектов: поставщика (учебного заведения) и потребителя (физического лица) разработать укрупненную схему функционирования учебно-научно-производственного комплексаз) методика исследования рынка услуг в сфере обучения потребителей, основу которой составляют: анализ динамики изменения основных рыночных факторов: потребностей, спроса, предложения, выявление основных тенденций развития данного рынка, сетевое планирование деятельности службы маркетинга, последовательно реализующей маркетинг потребителей и использующей механизм обратной связи с потребителем услуг в сфере обучения потребителейи) методика обоснования концепции управления подразделениями регионального университетского комплекса, особенностями которой являются:

— ориентация на состояние основных рыночных факторов: потребностей, спроса и предложения;

— учет типа учебного заведения (автономное учебное заведение, филиал, институт, факультет);

— выявление особенностей вида и организационной структуры данных типов учебных заведенийк) структура процесса организации управления региональным университетским комплексом, отражающая маркетинговые и логистические аспекты управления системой обучения потребителей в рыночных условиях.

Результаты диссертационного исследования позволили сделать следующие выводы:

1) в условиях рыночных отношений меняются аналитические подходы к выявлению проблем развития учебных заведений и сущности основных понятий, связанных с деятельностью систем обучения потребителей;

2) реализация нового взгляда на управление региональным университетским комплексом требует разграничения понятий «система образования», связанного с конкретным потребителем, и «система обучения», соответствующего различным типам и объединениям учебных заведений. В условиях рынка достижение целей данных учебных заведений может быть обеспечено за счет реализации мероприятий, обеспечивающих адекватность системы обучения различным системам образования;

3) теория и методология формирования регионального университетского комплекса предопределяется осознанием его сущности, структуры и места в социально-экономических процессах отдельных регионов и стран, концепцией управления данным комплексом и совокупностью предпосылок, обеспечивающих его эффективное функционирование;

4) качество любого социально-экономического процесса определяется результатами стратегической деятельности организаций, основанной на разработке и реализации концепций управления данными организациями. Исходя из этого, в рыночных условиях большинство хозяйствующих субъектов могут обеспечить требуемый уровень конкурентоспособности за счет осуществления двух основных видов деятельности: проектирования и формирования системы, эффективно удовлетворяющей потребности физических и юридических лиц, и обеспечения приемлемого уровня ее функционирования на рынке. Основываясь на признаке типа данной системы, можно сформулировать новую концепцию, принципы и методологию управления учебными заведениями, которые требует использования собственного математического аппарата;

5) концепция и принципы управления региональным университетским комплексом должны содержать главное, ради чего он создается — гарантию эффективности функционирования всех составляющих его составных частей;

6) синтез интегрируемых образовательных, научных и производственных структур осуществим, так как выполняется одно из главных требований системного подхода — подобие (условная изоморфность или гомоморфность) их управленческих структур;

7) достижение целей функционирования регионального университетского комплекса возможно на основе получения интеграционного эффекта, состоящего из экономического, образовательного, научного, производственного и социального эффектов. Расчет должен базироваться на специально разработанном аппарате приведения всех эффектов к единой шкале измерения.

8) рыночные условия хозяйствования требуют от организаций постоянного контроля потребностей физических и юридических лиц, что может быть достигнуто на основе соответствующих маркетинговых исследований. Проведенный анализ показал, что их качественное проведение возможно на основе маркетингового и логистического подходов, сущностью которых является использование методов, соответственно, синтеза и анализа рыночных факторов;

9) логика исследования позволила придти к выводу о том, что маркетинговая деятельность учебного заведения должна основываться на анализе сочетания основных рыночных факторов: потребностей, спроса и предложения. Данный анализ позволяет определить этапы маркетингового поведения организации, когда, с одной стороны, обеспечивается эффективное воздействие организации на потребителя услуг в сфере обучения, а с другой — можно добиться экономии ресурсов за счет использования обратной связи с данными потребителями;

10) в такой сложной мезоэкономической системе, которой является региональный университетский комплекс, актуальной проблемой является разработка и реализация функциональных и операционных стратегий его развития, что требует обоснования и использования концепций управления подразделениями регионального университетского комплекса. Причем в зависимости от стадии жизненного цикла услуги (сочетания основных рыночных факторов: потребностей, спроса и предложения) возможны уникальные комбинации данных стратегий в рамках единого образовательного пространства региона. Это требует серьезных аналитических подходов к организации деятельности региональных университетских комплексов, что послужило основой для разработки соответствующего теоретического и методологического аппарата;

11) поскольку теория и методология проектирования, формирования и оптимизации сложных мезоэкономических систем в настоящее время сформированы не полностью, в ходе исследования удалось разработать ряд положений, учитывающих специфику систем обучения потребителей в рыночных условиях. При этом раскрыта сущность и описано содержание этапов дивергенции и конвергенции проектирования регионального университетского комплекса, позволяющих создать основу для формирования устойчивых мезоэкономических систем обучения потребителей в рамках единого образовательного пространства в условиях глобализации экономических процессов в мире;

12) для обеспечения устойчивого функционирования учебных заведений необходим не только стратегический план их формирования, но и развития, в связи с чем в диссертационном исследовании разработана структура процесса организации управления региональным университетским комплексом, основу которой составляют концептуальные подходы менеджмента, маркетинга и логистики;

13) проведенные теоретические и методологические исследования позволили обосновать и приступить к последовательной реализации стратегии формирования и развития Оренбургского государственного университета на период до 2006 года. Результаты диссертационного исследования могут быть рекомендованы для внедрения региональным университетским комплексам, создаваемым на территории Российской Федерации и ближнего зарубежья;

14) дальнейшее проведение исследования должно быть направлено на совершенствование теоретических и методологических положений, связанных с функционированием системы региональных университетских комплексов наряду с малыми учебными заведениями в рамках единого образовательного пространства при сохранении приемлемого уровня конкуренции на рынке услуг в сфере обучения потребителей и обеспечении требуемого качества данных услуг, являющегося основой для достижения потребителем поставленных целей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Н. Организационно-экономические основы интеграции учебных заведений в региональной системе образования: Дис.. д-ра экон. наук / Р. Н. Авербух.- СПб., 1999.- 252 с.
  2. Е. А. Разработка системы интегрированных маркетинговых коммуникаций вуза: Дис.. канд. экон. наук / Е.А. Авсиевич-Красноярск, 2000.-213 с.
  3. Автоматизация управления вузом / А. Я. Савельев, Ю. Б. Зубарев, В. Е. Коваленко, Т. А. Колоскова.-М.: Радио и связь, 1984 175 с.
  4. Автоматизированное управление обучением (дисциплины химико-технологического профиля): Метод, пособие / Л. Я. Терещенко, А. М. Кутепов, С. Г. Майоркин М.: Высш. шк., 1991 — 235 с.
  5. В. Чего не нужно делать: (о перспективах развития отечественной высшей школы) / В. Айнштейн // Высшее образование в России.- 2000.- № 2.- С. 43−46.
  6. Н. Б. Организация подготовки управляющих высшей квалификации: Дис.. канд. экон. наук / Н.Б. Акатов- Екатеринбург, 2000.- 179 с.
  7. Р. Планирование в больших экономических системах / Р. Акофф. — М.: Советское радио, 1972- 223 с.
  8. Н. И. Модели и методы стратегического интегрированного управления социально-экономическими системами. Автореф. дис.. д-ра экон. наук / Н. И. Александров СПб., 19 981. Л 22 с.
  9. Ю. С. Организация управления образованием в США / Ю. С. Алферов // Социально-политический журнал- 1998.- № 3.-С. 179- 193.
  10. Ф. Высшее образование и WTO: безумие глобализации / Ф. Альтбах // Alma mater (Вестник высшей школы).- 2001.- № 6.-С. 39−42.
  11. О. Д. Технология бизнеса: маркетинг / О. Д. Андреева.— М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997.-224 с.
  12. Е. JI. Современные социально-экономические аспекты и методы развития системы высшего образования: Дис.. канд. экон. наук / E.JI. Аношкина.- Пермь, 2000 184 с.
  13. И. Стратегическое управление / И. Ансофф- М.: Экономика, 1989.- 519 с.
  14. С. Индикаторный анализ развития системы высшего образования / С. Арженовский // Высшее образование в России.- 1999.-№ 5.- С. 16−22.
  15. О. Н. Механизм управления внебюджетной деятельностью государственного вуза: Дис.. канд. экон. наук / О. Н. Арзякова — Екатеринбург, 2000 268 с.
  16. Н. Научно-технический потенциал высшей школы / Н. Артамонов // Высшее образование в России.- 2000.- № 2.- С. 47−52.
  17. М. В. Управление муниципальной образовательной системой: Опыт Сибирского региона / М. В. Артюхов // Педагогика.-1999.- № 5.- С. 14−18.
  18. С. И. Некоторые исходные положения теории обучения в высшей школе / С. И. Архангельский // Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей школы: Сб.- Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1974.- С. 3−6.
  19. В. Р. Организация инновационной деятельности в российских технических вузах: Дис.. д-ра экон. наук / В. Р. Атоян Саратов, 1998.- 327 с.
  20. В. Маркетинг образовательных услуг / В. Афанасьев, В. Черкасов // Маркетинг.- 1999.- № 5.- С. 68−75.
  21. JI. А. Моделирование организационных структур / JI.A. Базилевич.- Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1978 160 с.
  22. В. И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования в Европе / В.И. Байденко- М.: Российский новый университет, 2003.- 128 с.
  23. А. В. Обоснование путей и механизмов совершенствования хозяйственно-экономической деятельности вуза: Дис.. канд. экон. наук / А. В. Балашов Ижевск, 1998 — 176 с.
  24. Н. Ю. Регионализация образовательной системы: Из опыта Нижегородской области / Н. Ю. Бармин, В. А. Глуздов, JI.B. Загренова // Педагогика.- 1999.- № 2.- С. 13−17.
  25. Н. Колледж и вуз: опыт интеграции / Н. Бахарев, А. Гордеев // Высшее образование в России.- 1999.- № 1.- С. 69−70.
  26. В. В. Образование в России: Словарь- справочник / В.В. Бегун-М.: Флинта: Наука, 2001.- 109 с.
  27. Берталанфи J1. Общая теория систем — критический анализ / JI. Берталанфи // Исследования по общей теории систем- М.: Прогресс, 1969.- С. 23−82.
  28. А. X. Организационно-экономические принципы развития образовательных услуг в российской экономике: Дис.. канд. экон. наук / А. Х. Бжихатлова Нальчик, 2000 — 211 с.
  29. Бир С. Мы и сложность современного мира / С. Бир. М.: Знание, сер. Математика, кибернетика. 1976, № 11, С. 7−20.
  30. Бир С. Мозг фирмы: Пер. с англ. / С. Бир. М.: Радио и связь, 1 993 416 с.
  31. Бир С. Кибернетика и управление производством./ С. Бир. М.:Наука, 1965.-388 с.
  32. JI. С. Перестройка экономического мышления / JI.C. Бляхман М.: Политиздат, 1990 — 271 с.
  33. Е. И. Методология нового хозяйственного механизма в высших учебных заведениях в условиях рынка / Е. И. Богачев М.: Исслед. центр Гособразования СССР по проблемам качества подготовки специалистов, 1990.-32 с.
  34. И. Образование и национальная безопасность России / И. Болотин, Б. Митин // Высшее образование в России.- 1997.- № 1.-С. 14−18.
  35. Большая советская энциклопедия / М.: Советская энциклопедия. -1973.-Т.13.- 608 с.
  36. Н. Образовательная стратегия: вопросы и проблемы / Н. Бондаренко, Ю. Ветров // Высшее образование в России.- 2001.-№ 3.- С. 15−24.
  37. Г. М. Интегрирующая функция университета в национально-региональной системе непрерывного образования: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / Г. М. Борликов Элиста: ВГПУ, 2002.-51 с.
  38. Г. М. Университет в современном образовательном пространстве: ориентация на личность специалиста / Г. М. Борликов — Волгоград: Перемена, 2001- 345 с.
  39. В. И. Государственно-общественное управление образованием: каким ему быть / В. И. Бочкарев // Педагогика.- 2001.-№ 3.- С. 9 13.
  40. А. А. Маркетинг в российской экономике переходного периода: Методология и практика / А.А. Браверман— М.: ОАО Экономика: ТОО Комаркт ЛТД, 1997.- 639 с.
  41. Л. М. Государственный и частный сектор высшего образования в Бразилии / Л. М. Бухарева // Педагогика.- 2000.- № 5.-С. 98- 103.
  42. Т. Ю. Развитие методов экономического управления вузом: Дис.. канд. экон. наук / Т. Ю. Бухарина СПб., 1999.- 180 с.
  43. Ш. 3. Концептуальные основы функционирования высшей школы в транзитивной экономической системе / Ш. З. Валиев СПб.: СПбГУЭФ, 2001.- 269 с.
  44. С. А. Организационное обеспечение систем управления научными исследованиями вуза: Монография / С.А. Валуев- М.: Высшая школа, 1983- 112 с.
  45. А. П. Оптимизация процесса обучения в вузе / А.П. Верхола-Киев: Выща шк., 1979 176 с.
  46. А. Д. Организация научно-исследовательской деятельности в вузе в переходный период: Дис.. д-ра экон. наук / А. Д. Викторов — М., 1998.-262 с.
  47. А. Д. Организация научно-исследовательской деятельности в вузе в переходный период / А. Д. Викторов.- СПб.: СПбГУЭФ, 1 997 142 с.
  48. Н. Кибернетика / Н. Винер М.: Советское радио, 1966 — 326 с.
  49. В. Государственный вуз в рыночной экономике / В. Владимиров // Высшее образование в России.- 1997.- № 4.- С. 6−13.
  50. В. Организационная структура российских вузов / В. Владимиров // Высшее образование в России.- 2001.- № 5.- С. 5−11.
  51. В. Г. Методические основы совершенствования системы подготовки менеджеров среднего звена для предприятийстроительного комплекса: Дис.. канд. экон. наук / В. Г. Возников.-М., 1999.- С. 112−117.
  52. Т. М. Управление внебюджетной деятельностью вузов: Дис. канд. экон. наук/Т.М. Волкова.-М., 1999- 177 с.
  53. Вопросы взаимосвязи образования и самообразования студентов: Темат. сб. науч. тр. / Под ред. Г. Н. Серикова- Челябинск: ЧПИ, 1987.- 148 с.
  54. А. А. Формирование организационно-экономического механизма высшей школы в условиях становления рыночной экономики: Дис. д-ра экон. наук / А. А. Воронин.- М., 2001 311 с.
  55. А. А. Экономика высшего образования в новых условиях /
  56. A.А. Воронин.- М.: НИИВО, 1999.- 323 с.
  57. В. П. Хозрасчет в экономике высшего учебного заведения /
  58. B.П. Воронов.- Саратов: Изд-во Саратов, гос. ун-та, 1987 122 с.
  59. Г. Какой мы видим реформу технического образования / Г. Воронцова // Alma mater (Вестник высшей школы).- 2001.- № 4.1. C.47−48.
  60. Вуз и рынок: В 3 кн. Кн. 1: Коммерческая деятельность в системе высшей школы России М., 1992.
  61. Вуз и рынок: В 3 кн. Кн. 2: Международные связи и внешнеэкономическая деятельность вузов России М., 1993 — 412 с.
  62. Вуз и рынок: В 3 кн. Кн. 3: Конверсия, наука, образование М., 1 993 408 с.
  63. Вульфсон Б. JL Высшее образование на Западе на пороге XXI века: успехи и нерешенные проблемы / Б. Л. Вульфсон // Педагогика.- 1999.-№ 2.- С. 84−95.
  64. Высшее и среднее образование в Российской Федерации: Стат. справ.-М.: ЦОС НИИВО, 2000.- 100 с.
  65. Высшее образование в Российской Федерации / Под ред. В. М. Филиппова.- М.: НИИВО, 2000.- 156 с.
  66. Высшее техническое образование: взгляд на перестройку / В. Е. Шукшунов, В. В. Ленченко, Е. М. Тарасов М.: Высшая школа, 1990.- 117 с.
  67. Л. Вуз как автономная система / Л. Вязовский // Высшее образование в России.- 1999.- № 2.- С. 110.
  68. А. Л. Региональный университетский комплекс: от концепции до ее воплощения / А. Л. Гавриков СПб: СЗАГС, 2001.— 181 с.
  69. А. М. Логистика: Учеб. для высш. и сред. спец. учеб. заведений / A.M. Гаджинский.- М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1998 228 с.
  70. А. И. Подготовка инженерных кадров для промышленных производств будущего за рубежом / А. И. Галаган // Социально-гуманитарные знания 2001.- № 1.- С. 173−192.
  71. А. И. Университеты в региональных экономических и управленческих структурах США, стран Западной Европы и Японии / А. В. Галаган.- М.: НИИВО, 1994.- 125 с.
  72. Д. М. Организация и управление / Д. М. Гвишиани.- М.: Наука, 1972.-536 с.
  73. В. Речи директора гимназии / В.Гегель.- М., 1967 79 с.
  74. В. В. Современное высшее образование: функции, реализация, перспективы / В.В.Герчикова- Под ред. В. 3. Когана-Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1988 163 с.
  75. Г. Частное высшее образование в странах Восточной Центральной Европы / Г. Гисецки // Alma mater (Вестник высшей школы).- 1999.- № 10.- С. 41−42.
  76. Г. Д. Новая Россия: общее образование и образующееся общество / Г. Д. Глейзер // Педагогика.- 2000.- № 6.- С. 3−12.
  77. В. А. Особенности менеджмента учебных заведений в современных условиях / В. А. Гневко.- СПб: Ин-т управления и экономики, 2002.- 351 с.
  78. В. В. В поисках совершенства управления: Рук. для высш. управленческого персонала /В.В. Гончаров М.: МП Сувенир, 1993.
  79. В. Образование в условиях региональных отношений: Зарубежный опыт / В. Гореев, Ю. Кудрявцев- М.: Исслед. центр подготовки специалистов, 1994.
  80. А. К вопросу о реформировании высшей школы / А. Горшков // Высшее образование в России.- 1999.- № 5.- С. 10−12.
  81. JI. Статистика образования: принципы модернизации / J1. Гохберг, Н. Ковалева // Высшее образование в России.- 2002.- № 2.-С. 21−27.
  82. А. Г. Основы региональной экономики: Учеб. для вузов / А. Г. Гранберг.- М.: ГУ ВШЭ, 2000.- 495 с.
  83. Греханкина J1. Ф. Региональный компонент в структуре образования / Л. Ф. Греханкина // Педагогика.- 1999.- № 8.- С. 30−34.
  84. Э. Н. Введение в философию образования / Э. Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинов- М.: Издательская корпорация «Логос», 2000.- 224 с.
  85. И. А. Управление системой профессионального образования в условиях становления рыночной экономики: региональный аспект: Дис.. канд. экон. наук / И. А. Гущина Апатиты, 1999 — 157 с.
  86. Л. Н. Интеграция вузовской науки и производства / Л. Н. Давыденко, Е. М. Воробьева Минск.: Университетское, 1987. -155 с.
  87. А. Г. Экономика высшего образования / А. Г. Дайновский.-М.: Экономика, 1976 156 с.
  88. Т. П. Управление маркетингом (методологический аспект): Учеб. пособие / Т. П. Данько.- М.: ИНФРА-М, 1997.- 280 с.
  89. Дик В. В. Методология формирования решений в экономических системах и инструментальные среды их поддержки / В. В. Дик. — М.: Финансы и статистика. 2000. — 300 с.
  90. О. В. Современные методы и технология обучения в техническом вузе: Метод. пособие / О. В. Долженко,
  91. B.JL Шатуновский.-М.: Высшая школа, 1990 191 с.
  92. О. Социокультурные предпосылки становления новой парадигмы образования / О. Долженко // Alma mater (Вестник высшей школы).- 2000.- № 10.- С. 24−30, 52.
  93. С. А. Экономика образования переходного периода /
  94. C.А. Дятлов.- СПб.: СПбГУЭФ, 1995.- 160 с.
  95. А. Прогноз (о перспективах образования в России) /
  96. A. Егоршин // Высшее образование в России.- 2000.- № 4.- С. 17−29.
  97. Э. Высшая школа Латинской Америки / Э. Ермольева // Высшее образование в России.- 1999.- № 5.- С. 119−129.
  98. Э. Г. Развитие высшего образования в Латинской Америке / Э.Г. Ермольева// Педагогика.- 1999.- № 3.- С. 109−117.
  99. В. И. Финансово-экономические отношения в образовании /
  100. B.И. Ерошин // Педагогика.- 1999.- № 3.- С. 54−61.
  101. Л. Г. Стратегия управления развитием высшего образования в республиках-субъектах Российской Федерации: Дис.. д-ра. экон. наук / Л. Г. Ефремов.- СПб., 2000.- 324 с.
  102. Л. Г. Стратегическое управление развитием национальных университетов / Л. Ефремов // Alma mater (Вестник высшей школы).-1999.- № 2.-С. 19−21.
  103. В. А. Экономика народного образования / В. А. Жамин,
  104. C.Л. Костанян М.: Просвещение, 1986 — 336 с.
  105. Е. Н. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере услуг/Е.Н. Жильцов.-М.: МГУ, 1991.- 192 с.
  106. В.М. Информационное обеспечение АСУ / В. М. Жеребин. -М.: Наука, 1975.-200 с.
  107. В. И. Российское образование: проблемы и перспективы развития / В. И. Жуков М.: Финстатинформ, 1998 — 175 с.
  108. ЮЗ.Жураковский В. Высшая техническая школа на рубеже веков / В. Жураковский, В. Приходько, И. Федоров // Высшее образование в России.- 1999.- № 1.- С. 3−11.
  109. В. И. Проектирование региональных образовательных систем / В. И. Загвязинский // Педагогика.- 1999.- № 5.- С. 8−13.
  110. .Н. Открытое образование стратегия XXI века для России / Ж. Н. Зайцева, Ю. Б. Рубин, JI.F. Титарев, В. П. Тихомиров,
  111. A.В. Хорошилов, B.JI. Усков. В. М. Филиппов // Под общ. ред.
  112. B.М.Филиппова и В. П. Тихомирова. М.: Изд-во МЭСИ, 2000. -356 с.
  113. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Рос. Газета. — 1992. 31 июля- Бюллетень Ком. по высш. шк. — 1993. — № 1. — С. 1−44- Основные кодексы и законы Российской Федерации. — С.-Пб., 2002.
  114. И.В. Захаров, Е. С. Ляхова М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1994−240 с.
  115. Г. Е. Образование: научные подходы к исследованию / Г. Е. Зборовский // Социологические исследования. 2000.- № 6.-С. 21−29.
  116. НО.Зиннуров У. Г. Маркетинг в деятельности вузов / У. Г. Зиннуров — Уфа: Изд-во УГАТУ, 1993.- С. 226.
  117. ПЗ.Зуев А. А. Высшая школа в новых условиях хозяйствования / А. А. Зуев, А. А. Воронин.- М., 1990.- 134 с. 114.3 у.е.в А. А. Инновации и конкурентоспособность / А. Зуев, Л. Мясникова // РИСК.- 2002.- № 2.- С. 96−103.
  118. Н. М. США: управление наукой и нововведениями / Н. М. Иванов, С. Р. Колупаева.- М.: Наука, 1991.- 220 с.
  119. Нб.Иванцевич Дж. Человеческие ресурсы управления / Дж. Иванцевич. А. А. Лобанов.- М.: Дело, 1993.- 304 с.
  120. Г. От педагогической парадигмы к образовательной / Г. Ильин // Высшее образование в России.- 2000.- № 1.- С. 64−69.
  121. И. В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве / И. В. Ильинский СПб.: СПбГУЭФ, 1996.- 163 с.
  122. Инновации в российском образовании: Высшее профессиональное образование (опыт создания университетских комплексов).— М.: Изд-во МГУП, 2001.- 104 с.
  123. Инновационный менеджмент: Учеб. для вузов / Под ред С. Д. Ильенковой.- М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1997.- 327 с.
  124. В. Е. Подготовка педагогических кадров в вузах России /
  125. B.Е. Иноземцева // Педагогика.- 2000.- № 6.- С. 57−64.
  126. Т. Л. Экономические основы функционирования государственного сектора высшей школы: Дис.. канд. экон. наук / Т. Л. Ищук.- Томск, 2000.- 225 с.
  127. Е. В. Высшая школа в системе непрерывного образования / Е. В. Калинкин Минск: Высшая школа, 1990 — 142 с.
  128. П. Либерализация элитного образования / П. Карабущенко // Alma mater (Вестник высшей школы).- 2000.- № 10.1. C. 10−11,23.
  129. В. По поводу оценки качества / В. Качалов, Б. Прудковский // Высшее образование в России.- 1999.- № 2.- С. 54−58.
  130. Н. Р. Инновации в управлении государственным вузом при подготовке специалистов для промышленности: Дис.. канд. экон. наук / Н. Р. Кельчевская Екатеринбург, 1999 — 237 с.
  131. В. Г. Объективная необходимость: История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России /
  132. B.Г. Кинелев.- М.: Республика, 1995.- 328 с.
  133. А. Трудности роста / А. Киринюк, К. Кирсанов, Е. Семченко // Высшее образование в России.- 1999.- № 1.- С. 37−40.
  134. А. Ф. Непрерывная интеграционная подготовка студентов в структуре университетского комплекса: Концептуальные и институциональные аспекты образования / А. Ф. Киселев, Ю. В. Чеботаревский // Высшее образование сегодня.- 2002.- № 12,1. C. 20−23.
  135. В. 3. О реформе образования в Китае / В. З. Клепиков // Педагогика.- 2001.- № 9.- С. 67−69.
  136. Ю. Н. Управление подготовкой в высшей школе специалистов для предпринимательской деятельности: Дис.. д-ра экон. наук / Ю. Н. Клещевский М., 1999 — 437 с.
  137. Д. Системный анализ и целевое управление / Д. Клиланд, В. Кинг М.: Советское радио, 1974 — 279 с.
  138. А. И. Маркетинговый анализ / А. И. Ковалев, В.В. Войленко-М.: Центр экономики и маркетинга, 1997, — 176 с.
  139. В.П. Университетский комплекс как основа подготовки кадров / В. П. Ковалевский // Высшее образование в России. 2003. -№ 1. — С. 134−139.
  140. В. П. Организация управления региональным университетским комплексом / В. П. Ковалевский //Интеграция образования.- 2002.- № 4.- С. 23−28.
  141. В. П. АСУ ВУЗ (концепция и основные положения) / В. П. Ковалевский, И. В. Парфенов.// Оренбург: ОрПИ. 1991- 30 с.
  142. В. П. Проблемы теории и методологии проектирования регионального университетского комплекса / В. П. Ковалевский // Университетское управление: практика и анализ. — 2002. № 2.- С. 2530.
  143. В. П. Теоретическое обоснование концепции управления учебным заведением в рыночных условиях / В. П. Ковалевский, А. П. Тяпухин // Вестник Оренбургского государственного университета.- 2001.- № 3.- С. 35−42.
  144. JI. Технический университет как форма университетского образования / JI. Коган // Alma mater (Вестник высшей школы).- 2000.-№ 12.- С. 16−18, 37.
  145. М. Б. ФРГ: образование и экономика / М.Б. Кольчугина-М.: Наука, 1973.-200 с.
  146. В. Е. Социально-экономическая эффективность сферы услуг /
  147. B.Е. Комаров, В. Д. Улановская М.: Наука, 1980 — 125 с. 145 .Концепция системной интеграции информационных технологий в высшей школе.- М.: Рос НИИСИ, 1993.- 72 с.
  148. В. Кадровая ситуация в высшей школе: тенденции и проблемы / В. Корольков // Высшее образование в России.- 2000.-№ 6.- С. 7−19.
  149. С. На пороге третьего тысячелетия / С. Костюкевич // Высшее образование в России.- 1999.- № 5.- С. 102−108.
  150. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. / Ф. Котлер- Общ. ред. и вступ. ст. Е. М. Пеньковой.- М.: Прогресс, 1993.- 736 с.
  151. И. По заказам предприятий / И. Кочанов // Высшее образование в России.- 2000.- № 2.- С. 80−81.
  152. Ю. Прогнозирование и стоимостной анализ рынка образовательных услуг / Ю. Краковский // Alma mater (Вестник высшей школы).- 2000.- № 9.- С. 38−40.
  153. И. И. Маркетинг на предприятии: Практ. пособие / И. И. Кретов.-М.: АО Финстатинформ, 1994 181 с.
  154. П. В. Реминисцентный анализ отчуждённых форм существования / П. В. Криночкин // Социально-экономическая роль образования: Сб. науч. тр.- Екатеринбург: УрЮИ МВД России, 1997.1. C. 25−30.
  155. В. С. Информационно-технологическое обеспечение оценки качества обучения на региональном уровне управления образованием: Дис.. канд. техн. наук / B.C. Крюков.- М., 2000 -211 с.
  156. JI. П. Проблемы управления высшей школы на современном этапе / Л.П. Кураков- М.: Республика, 1995.- 157 с.
  157. А. Ж. Взаимодействие общества, личности и государства в сфере образования: Автореф. дис.. д-ра филос. наук / А.Ж. Кусжанова-М., 1996.- 37 с.
  158. . Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива: Пер. с фр. / Ж. — Ж. Ламбен.- СПб.: Наука, 1996.- 589 с.
  159. Г. А. Экономика научного учреждения / Г. А. Лахтин- М.: Экономика, 1979.-207 с.
  160. В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / B.C. Леднев.- М.: Высш. шк., 1991.- 224 с.
  161. А. П. Россия и Казахстан: на пути к воссозданию единого образовательного пространства / А. П. Лиферов // Педагогика.- 2001.-№ 7.- С. 84−93.
  162. О. О. Организационно-экономический механизм предоставления дополнительных образовательных услуг: Дис.. канд. экон. наук / О. О. Ломакина М., 2000 — 137 с.
  163. И. Е. Формирование системы услуг дополнительного образования в условиях рынка труда: Дис.. канд. экон. наук / И. Е. Ломова.- СПб., 2001- 168 с.
  164. А. П. Государственное управление системой высшего образования в регионе: Монография / А. П. Лунев Астрахань: Изд-во Астрахан. пед. ун-та. 1999.-279 с.
  165. А. П. Совершенствование государственного управления системой высшего образования в регионе: Дис.. д-ра экон. наук / А. П. Лунев.- М., 2000.- 349 с.
  166. Н. Д. Развитие муниципальных систем управления образованием / Н. Д. Малахов // Педагогика.- 1998.- № 7.- С. 20−26.
  167. Е. А. Маркетинговые исследования рынка услуг в сфере высшего профессионального образования (по материалам
  168. Калининградской области): Дис.. канд. экон. наук / Е.А. Матвеева-Калининград, 1999.- 208 с.
  169. Т. Н. Организация профессиональной подготовки в Японии / Т. Н. Матрусова.- М.: ИВ РАН, 1999.- 167 с.
  170. И. Актуальные проблемы политики в области образования на современном этапе / И. Мельников // Alma mater (Вестник высшей школы).- 2000.- № 10.- С. 7−10.
  171. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учеб. пособие / Под ред. А. П. Егоршина.- Нижний Новгород: НИМБ, 2 001 624 с.
  172. М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури.-М.: Дело, 1993.-703 с.
  173. М. Теория иерархических многоуровневых систем / М. Месарович, Д. Мако. И Тахакара. М.: Мир, 1998. — 55 с.
  174. Методические основы оценки эффективности интеграции науки и высшего образования в России / Б. М. Смирнов, С. В. Валдайцев, А. А. Румянцев. МЦНТИ, 1998. — 55 с.
  175. . 3. Организация программно-целевого управления / Б. З. Мильнер.- М.: Наука, 1980.- 376 с.
  176. Мин Вэйфэнг. Современные тенденции развития высшего образования в Китае / Мин Вэйфэнг // Alma mater (Вестник высшей школы).-2001.- № 2.- С. 38-Ю.
  177. В. Б. Век образования / В.Б. Миронов- М.: Педагогика, 1990.- 176 с.
  178. А. И. Методология и методы управления развитием высшего профессионального образования региона: Дис.. д-ра экон. наук / А. И. Михайлушкин СПб., 1999 — 345 с.
  179. А. И. Реформирование высшего профессионального образования в обществе в переходный период / А.И. Михайлушкин-СПб.: СПбГИЭА, 1998.- 196 с.
  180. Модели управления учебным процессом вуза / И. П. Чучалин, В. 3. Ямпольский, В. Н. Чудинов- Томск: Изд-во Томе. гос. ун-та, 1992.- 178 с.
  181. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования / Е. Э. Смирнова, О. К. Кронинская JL: Изд-во ЛГУ, 1984.- 177 с.
  182. А. П. Инвестиции в человеческий капитал и социальная инфраструктура / А. П. Морова // Социологические исследования.-1998.- № 9.- С. 72−76.
  183. В. Ю. Предпринимательская деятельность и развитие делового образования / В. Ю. Морозов М., 1995 — 254 с.
  184. С. А. Системный метод организации университетского образования экономистов в условиях рыночной экономики: Дис.. канд. экон. наук / С. А. Мохначев Ижевск, 2000 — 230 с.
  185. П. А. Эффективность научной деятельности вузов / П. А. Мухин.-М.: Высш. шк., 1979.- 239 с.
  186. . Многоканальное финансирование / Б. Мысиков // Высшее образование в России.- 1999.- № 5.- С. 13−15.
  187. Л. И. Управление в сфере подготовки специалистов с высшим образованием: региональные аспекты / Л.И. Найденова-Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 1998.-228 с.
  188. С. Д. Национально-региональная система образования: Теория и практика / С. Д. Намсараев.— Улан-Удэ: Изд-во Улан-Удин, гос. ун-та, 1996.- 240 с.
  189. Некоторые проблемы реформирования высшей школы Германии: По материалам рос.- нем. семинара Союза ректоров, Москва, май, 1999: Обзор выступлений // Alma mater (Вестник высшей школы).- 1999.-№ 12.- С. 18−20.
  190. В. Малые образовательные структуры: шаг вперед или повторение пройденного / В. Никифорова // Alma mater (Вестник высшей школы).- 2000.- № 2.- С. 28−33.
  191. И. В. Экономические основы развития предпринимательской деятельности в высшей школе: Дис.. канд. экон. наук / И. В. Никулина М., 1999 — 169 с.
  192. А. М. Принципы построения системы непрерывного профессионального образования / A.M. Новиков // Педагогика.- 1998.-№ 3.-С. 11−17.
  193. О. А. Производственно-коммерческая логистика: Учеб. пособие / О. А. Новиков, А. И. Семененко.- СПб.: СПбГУЭФ, 1993. Ч. 1.-164 с. 1. Ч. 2.- 44 с.
  194. А. Г. Занятость в сфере обслуживания населения / А. Г. Новицкий.- М.: Мысль, 1987.- 269 с. 1920 стратегии научных исследований в системе высшей школы // Высшее образование в России.- 2001.- № 2.- С. 41−45.
  195. Ответ Твента: структура предпринимательского университета в Голландии / Подгот. О. Долженко // Allma mater (Вестник высшей школы).- 1999.- № 2.- С. 36−41.
  196. А. П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: Учеб. пособие / А. П. Панкрухин — М.: Интерпракс, 1995.-240 с.
  197. Н. Р. Методы управления деятельностью высшего учебного заведения как субъекта рынка образовательных услуг: Дис.. канд. экон. наук / Н. Р. Патлис.- СПб., 2000.- 244 с.
  198. Л. Н. Высшая школа США / Л.Н. Пивнева- Харьков: Харьков, гос. пед. ин-т, 1992 152 с.
  199. Т. В поисках эффективного управления / Т. Питере, Р. В. Уотерман М.: Прогресс — 421 с.
  200. Последипломное образование: потребности, проблемы, тенденции: Сб. науч. тр.- М.: НИИВО, 1992.-210 с.
  201. Г. С. Программно целевое планирование и управление / Г. С. Поспелов, В. А. Ириков. — JL: Наука, 1974. — 327 с.
  202. К. Международные провайдеры высшего образования в Индии / К. Поуэр // Alma mater (Вестник высшей школы).- 2001.- № 5.-С. 39−40.
  203. Т. П. Управление в иерархических производственных структурах / Т. П. Почасова, А. П. Лагода, В.Ф. Рудницкий- Киев: Наукова думка, 1989.- 184 с.
  204. Практика структурно-институциональных преобразований в системе высшего профессионального образования М.: МГУП, 2003.- 112 с.
  205. Практикум по логистике: Учеб. пособие / Под ред. Б. А. Аникина.- М.: ИНФРА М, 1999.- 270 с.
  206. И.В. Системный подход и общесистемные закономерности / И. В. Прангишвили. М.: СИНТЕГ, 2000. — 528 с.
  207. Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в вузах России: Аналитический доклад / Под ред. Л. Г. Ионина- М.: Логос, 2001— 320 с.
  208. В. Инвестиционный потенциал образования / В. Пузиков // Высшее образование в России.- 2001.- № 2.- С. 10−17.
  209. Т. И. Организационно-экономические основы совершенствования деятельности вуза (на примере строительных вузов): Дис.. канд. экон. наук / Т.И. Пузыренко- Новосибирск, 1996.- 124 с.
  210. Решение задач управления высшей школой с использованием математических моделей: Сб. науч. тр. / Отв. ред. В. Е. Коваленко.— М.: НИИВШ, 1990.- 134 с.
  211. Т. Н. Экономический механизм поддержки инновационного развития образовательной деятельности высшего учебного заведения: Дис.. канд. экон. наук / Т.Н. Роденкова-М., 2001.- 173 с.
  212. В. М. Объективная необходимость реформирования российского образования / В. М. Родин // Социально-политический журнал.- 1997.- № 3.- С. 145−152.
  213. А. Н. Логистика: Терминологический словарь. / А.Н. Родников-М.: Экономика, 1995.-251 с.
  214. А.Н. Советующие информационные системы в экономике / А. Н. Романов, Б. Е. Одинцов. М.: ЮНИТИ. 2000. — 487 с.
  215. И. Б. Организация и управление внебюджетной деятельностью государственного вуза: Дис.. канд. экон. наук / И. Б. Романова Ульяновск, 2000 — 182 с.
  216. Российская высшая школа: время перемен / А. С. Осиповский — М.: НИИ высшего образования М., 2000, — 207 с.
  217. Россия в цифрах. 2003. Краткий статистический сборник / Госкомстат России. М.: 2003. — 398 с.
  218. Российский статистический ежегодник. 2002: Стат. сб. / Госкомстат Росии. М.: 2002. — 690 с.
  219. Ф. Время экономистов / Ф. Русинов, М. Магомедов // Высшее образование в России.- 1999.- № 2.- С. 111−116.
  220. Е. И. Теория и практика государственного регулирования системы высшего профессионального образования в условиях современной России / Е. И. Рыбков.- СПб.: СПбГУЭФ, 2001.- 59 с.
  221. Ф. Нуждается в реформах: о содержании образовательных моделей / Ф. Рыжков, В. Томаков // Высшее образование в России.1999.-№ 1.- С. 43−46.
  222. Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий / Т. Саати. М.: Радио и связь, 1993. — 320 с.
  223. О. С. Наука. Образование. Рыночная экономика / О. С. Сабденов Алматы: БЫм, 1994.- 160 с.
  224. А. Инновационное образование и научные школы / А. Савельев // Alma mater (Вестник высшей школы).- 2000.- № 5.-С. 15−18.
  225. В. В поисках нового подхода к развитию образования и производительных сил в России / В. А. Садовничий // Alma mater (Вестник высшей школы).- 2000.- № 10.- С. 3−7.
  226. Самостоятельность и управление производственным портфелем предприятия / А. П. Градов. А. П. Вещуков, Н. JI. Вещукова- Рук. авт. коллектива А. П. Градов.- М.: Экономика, 1990 237 с.
  227. А. И. Предпринимательская логистика / А.И. Семененко-СПб.:СПбГУЭФ, 1994. Ч. 1. 124 с. Ч. 2. — 175 с.
  228. В. Вызовы современности / В. Семин // Alma mater (Вестник высшей школы).- 2001.- № 1.- С. 7−9.
  229. А. А. Совершенствование организационных структур обслуживания вузов в условиях перехода к рыночным отношениям: Дис.. канд. экон. наук / А. А. Сергеев М., 1995 — 188 с.
  230. В. И. Менеджмент в бизнес-логистике / В. И. Сергеев М.: Информационно-издательский дом Филинъ, 1997 — 772 с.
  231. М. И. Основы функциональной теории организации. Философский очерк / М. И. Сетров JL: Наука, 1972 — 164 с.
  232. Н. Я. Финансово-экономические основы функционирования государственных вузов: Дис.. канд. экон. наук / Н. Я. Синицкая М., 2000.- 166 с.
  233. Система высшего образования: информация, экономика, менеджмент: Учеб. пособие Омск: Омск. гос. пед. ун-т, 1998 — 182 с.
  234. Система подготовки инженерных кадров в вузе / Г. И. Денисенко, О. М. Беляк, В. В. Босый К.: Выща шк.: Изд-во при Киев. гос. ун-те, 1987.- 184 с.
  235. Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1992 1994. — М.: Эдиториал УРСС, 1996. — 396 с.
  236. М. И. Труд в непроизводительной сфере / М. И. Скаржинский М.: Мысль, 1968 — 206 с.
  237. П. Глобализация и университет / П. Скотт // Alma mater (Вестник высшей школы).- 2000.- № 4.- С. 3−8.
  238. В.В. Рынок деловых образовательных услуг и организационные формы подготовки кадров для предпринимательских структур: Дис.. канд. экон. наук/ В. В. Скрябин М., 2000.- 324 с.
  239. А. А. Введение в логистику / А.А. Смехов- М.: Транспорт, 1993.- 112 с.
  240. А. А. Основы транспортной логистики / А. А. Смехов М.: Транспорт, 1995.- 197 с.
  241. Е. Швейцария: направления педагогического поиска / Е. Смирнова // Педагогика.- 2001.- № 4.- С. 93−98.
  242. А. Ю. Организационный подход к изучению проблем вуза (зарубежный опыт) / А. Ю. Смоленцева // Социологические исследования.- 1999.- № 6.- С. 83−88.
  243. А. И. Япония: практика и перспективы развития / А.И. Соколов-М.: Наука, 1982.-216 с.
  244. Д. В. Теоретические и методологические предпосылки моделирования организационно-экономических структур хозяйственных систем / Д. В. Соколов.- Д.: Изд-во ЛГУ, 1986 — 134 с.
  245. Л. А. Управление стратегией организации: Автореф. дис.. д-ра экон. наук / Л. А. Соколов.- СПб.: СПбГУЭФ, 2001.- 40 с.
  246. Э. К вопросу о региональной политике государства в области высшего образования / Э. Соколов // Alma mater (Вестник высшей школы).- 1999.- № 12.- С. 8−10.
  247. JI. В. Организационно-экономический механизм производства образовательных услуг в вузе: Дис.. канд. экон. наук / Л. В. Соловьева.-СПб., 1999.- 195 с.
  248. В. А. Негосударственное высшее образование в России / В. А. Солоницын М.: Моск. открытый социол. ун-т, 1998 — 273 с.
  249. Сорбонна, Болонья, Прага / Подгот. О. Долженко // Alma mater (Вестник высшей школы).- 2000, — № 10.- С. 12−14.
  250. В. Н. Основы системного анализа: Учеб. пособие / В. Н. Спицнадель СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2000. -326 с.
  251. Статистические данные по системе образования // Материалы коллегии Минобразования России по итогам деятельности в 2002 г.— М.: Министерство образования РФ, 2002 32 с.
  252. Е. В. Формирование системы управления довузовского образования (на примере отдельного вуза): Дис.. канд. экон. наук / Е. В. Степанова.- СПб., 1998.- 239 с.
  253. А. И. Социогенетика: системотехника, общественный интеллект, образовательная генетика и мировое развитие / А. И. Субетто.- М.: Логос, 1994.- 380 с.
  254. Л. Б. Маркетинг потребительских товаров и услуг / Л. Б. Сульповар.- М.: МТИ, 1992.- 116 с.
  255. Л. Л. Дифференцированный подход к обучению в высшей школе США / Л. Л. Супрунова, А. В. Иванова // Педагогика.- 1998.-№ 11.- С. 15−18.
  256. И. М. Планомерность, планирование, план / ИМ. Сыроежин М.: Экономика, 1986 — 248 с.
  257. П. Возможный диалог по проблеме стратегического менеджмента в университете: Пер. с фр. // Alma mater (Вестник высшей школы).- 1999.- № 5.- С. 30−36.
  258. С. А. Высшее образование в перспективе XXI столетия / С .А. Тангян // Педагогика.- 2000.- № 2.- С. 3−10.
  259. JI. И. Образование в Великобритании / Л. И. Тарасюк, К. Н. Цейкович // Социально-политический журнал.- 1997.- № 3.-С. 153−168.
  260. Ю. Г. Образовательная система России: высшая школа / Ю. Г. Татур.- М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов: МГТУ им. Баумана, 1999 278 с.
  261. И. Л. Управление подготовкой и трудоустройством специалистов с высшим образованием в новых экономических условиях: Дис.. канд. экон. наук / И. Л. Тихомирова М., 1993−149 с.
  262. . Л. Стратегия маркетинга в системе высшего образования / Б. Л. Токарский.- Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2000.- 107 с.
  263. А. А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учеб для вузов: Пер. с англ. / А. А. Томпсон,
  264. A.Дж. Стрикленд- Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1998.- 576 с.
  265. В. Развитие системы образования и науки в регионе /
  266. B. Тонких // Педагогика.- 2000.- № 3.- С. 100−102.
  267. Э.А. Компьютерная поддержка принятия решений / Э. А. Трахтернгерц. М.: СИНТЕГ, 1998. — 376 с.
  268. Т. И. Теория и практика маркетинга в структуре непрерывного образования: Автореф.. д-ра пед. наук / Т. И. Третьякова Оренбург, 2001.- 40 с.
  269. А. П. Логистика и распределение ресурсов / А. П. Тяпухин // Конъюнктура товарных рынков: Прогнозно-аналитическое приложение к журналу РИСК.- 2002 № 1.- С. 119−124.
  270. А. П. Основы распределения продукции производственно-технического назначения: Учеб пособие / А. П. Тяпухин Оренбург: ИПКОГУ, 2001.-250 с.
  271. Университетское образование и регион: Тезисы докладов международной научно-методической конференции- Пермь: Пермский гос. ун-т, 2001 347 с.
  272. Университетское образование: Материалы третьей международной научно-методической конференции 22 23 апреля 1999 г. / Под ред. В. И. Волчихина, Р. М. Печерской.- Пенза: Приволжский дом знаний, 1999.- 255 с.
  273. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / Под ред. А. Н. Тихонова.- М.: Вита-Пресс, 1998. 256 с.
  274. И. О содержании, структуре и концепции современного инженерного образования / И. О. Федоров // Alma mater (Вестник высшей школы).- 2000.- № 2.- С. 9−13.
  275. А. В. Моделирование в управлении вузом / А.В. Федотов- Под ред. В. Р. Окорокова.- Л.: ЛГУ, 1985.- 115 с.
  276. С. К. Организационно-экономический механизм деятельности вуза в научно-технической сфере (региональный аспект): Дис.. канд. экон. наук / С. К. Фетисов.- М., 2000 196 с.
  277. К. Ф. Просвещенное общество: экономика с человеческим лицом / К. Ф. Флекснер М., 1994 — 301 с.
  278. X. Влияние рынка на профессиональное образование в Великобритании / X. Харпер, JL Гарднер // Педагогика.- 1998.- № 6.-С. 96−102.
  279. Р. Д. Торговля и менеджмент продаж: Пер. с англ. / Р. Д. Хисрик, Р.В. Джексон- М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996- 368 с.
  280. К. Принципы менеджмента: Управление в системе цивилизованного предпринимательства: Учеб. пособие / К. Ховард, Э. Короткое.- М.: ИНФРА-М, 1996.- 224 с.
  281. В. Как делать бизнес в Европе / В. Хойер М.: Прогресс, 1 990 253 с.
  282. А.Н. Теория спроса, предложения и рыночных структур /
  283. A.Н. Чеканский, H.JI. Фролова. М.: Экономический факультет МГУ, ТЭИС, 1999.-421 с.
  284. Ю. А. Высшее образование в рыночной экономике
  285. Ю. Чернецкий.- М.: АН СССР, 1991.- 288 с. 295. Черри К. О логике связи / К. Черри // Инженерная психология. М.:
  286. Прогресс, 1964. С. 226−269. 296. Черняк Ю. И. Системный анализ в управлении экономикой /
  287. В.Д. Философия образования и образовательные политики /
  288. B.Д. Шадриков. М.: Изд-во ЛОГОС, 1993. — 181 с.
  289. А. М. Экономика высшей школы: опыт, проблемы, пути становления / A.M. Шаммазов.- Уфа: Изд-во УГНТУ, 1998 435 с.
  290. С.С. Открытая модель образования (синергетический подход) / С. С. Шевелева, — М.: ИЧП Магистр, 1997.- 48 с.
  291. Е. В. Болонский процесс и российская система высшего образования / Е. В. Шевченко // Интеграция образования.- 2002.-№ 2/3.- С. 38−42.
  292. Ю. М. Теоретические и методические основы управления образовательными учреждениями в условиях рынка: Дис.. канд. экон. наук / Ю. М. Шепелин.- СПб., 1999.- 307 с.
  293. Е. В. Роль и задачи внебюджетного планирования вузов в условиях перехода к рынку: Сб. тез. докл / Е. В. Шестопалова.- М.: НИИВО, 1995.- С. 75−81.
  294. Л. Подготовка менеджеров образования / Л. Шипилина // Высшее образование в России.-1999.- № 6.- С. 26−33.
  295. Ю. В. Планирование и организация исследований в высшей школе / Ю. В. Шленов.- СПб.: СПбГУЭФ, 1995.- 168 с.
  296. Е. Е. Товарная политика вузов (маркетинговый подход): Автореф. дис.. канд. экон. наук/ Е. Е. Щербинина -Иркутск, 200 017 с.
  297. ЗЮ.Экономика и организация управления вузом: Учеб. / Под ред. В. В. Глухова.- СПб.: Лань, 1999.- 447 с.
  298. Экономика и финансы вуза в вопросах и ответах / Под ред. А. Ю. Загаровой, Е. П. Шубиной.- СПб.: СПбГТУ, 1998.- 72 с.
  299. Е. Г. Логистизация инновационных процессов в вузе и государственное финансовое обеспечение: Автореф. дис.. канд. экон. наук / Е. Г. Яблонская.- Саратов, 1999.- 27 с.
  300. Л. И. Экономические методы управления в социально-культурной среде / Л. И. Якобсон М.: Экономика, 1991.- 175 с.
  301. Е. В. Комплексное моделирование высшего учебного заведения / Е. В. Яковлев // Педагогика.- 2001.- № 2.- С. 32−36.
  302. И. П. Интеграция высшей школы с наукой и производством / И. П. Яковлев.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1987.- 126 с.
  303. Ф. Технология обучения в системе высшего образования / Ф. Янушкевич- Пер. с польск. О. В. Долженко- М.: Высш. шк., 1 986 135 с.
  304. Е. Г. Хозяйственные системы и радикальная реформа / Е. Г. Ясин М.: Экономика, 1989.- 319 с.
  305. Council of Europe, Council for Cultural Cooperation (CCC/1970): Permant Education. A Compendium of Studies. A. Contribution to the U. N’s International Educational Year, Strasboarg, 1970.
  306. Neqt O. Wir brauchen eine zweite gesamtdeutsche Bildungsreform // Gewerkschaftliche Monatschefte. Dusseldorf, 1993 — Jg. 44.- № 11.-p. 657- 668.
  307. Shet I., Gardner D., Garrett D. Marketing Theory: Evolution and Evaluation. John Wiley S Sons. Ins., 1988.
  308. Wheller D. Human Resource Development and Economic Growth in Developing Countries: A Simultaneous Model / World Bank Staff Working Parer no. 407.- Washington, D. C., 1980.
  309. Zaithaml V. A., Parasuraman A., Berry L. L. Delivaring Quality Service: Balancing Customer Perceptions and Expectations- The Free Press. A. Division of Macmillan. Inc. New York, 1990.
Заполнить форму текущей работой