Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Повышение потребительских свойств сверхнизкоуглеродистых автолистовых сталей путем оптимизации их химического состава и технологических параметров производства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработаны технологические рекомендации по производству сверхнизкоуглеродистых сталей (в том числе с ВН-эффектом) в холоднокатаном и горячеоцинкованном вариантах. Рекомендации использованы при выпуске опытных и промышленных партий горячеоцинкованных Ш-сталей в ОАО «ММК», сталей с ВН-эффектом различных классов прочности в ОАО «ММК» (горячеоцинкованный прокат) и ОАО «НЛМК» (холоднокатаный прокат… Читать ещё >

Содержание

  • Ц
  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Основные направления повышения потребительских свойств автолистовых ф сталей, в том числе на основе анализа мирового опыта
      • 1. 1. 1. Высокоштампуемые Ш-стали
      • 1. 1. 2. Высокопрочные Ш-стали 13 1.1.2.1 .Высокопрочные Ш-стали без упрочнения при сушке 16 1.1.2.2.Высокопрочные Ш-стали с упрочнением при сушке
      • 1. 1. 3. Перспективы развития
    • 1. 2. Металловедческие основы получения высоконггампуемых 24 ^ сверхнизкоуглеродистых сталей типа №

    Ф 1.2.1. Основные принципы оптимизации химического состава й формирования свойств сверхнизкоуглеродистых сталей для обеспечения наиболее высоких показателей штампуемости 24 1.2.2. Возможности и опыт производства высокоштампуемых сверхнизкоуглеродистых сталей по различным технологическим параметрам.

    1.2.2.1. Химический состав и закономерности выделения частиц.

    1.2.2.2. Расчет содержания элементов в П7 и сверхнизкоуглеродистых сталях. с1 1.2.2.3. Диаграмма выделения частиц (ДВЧ) в П7 и иЬС сталях.

    1.2.2.4. Температура нагрева сляба

    1.2.2.5. Температура конца прокатки

    1.2.2.6. Температура смотки

    1.2.2.7. Контролируемое охлаждение рулонов

    1.2.2.8. Холодная прокатка

    1.2.2.9. Рекристаллизационный отжиг

    1.2.2.10. Дрессировка

    1.3. Принципы получения и опыт производства автолистовых сталей с ВН-эффектом. 38 1.3.1. Металловедческие аспекты и опыт производства сверхнизкоуглеродистых сталей с ВН-эффектом

    1.3.2. Основные параметры технологии производства сверхнизкоуглеродистых сталей с ВН-эффектом.

    1.3.2.1. Выбор химического состава.

    1.3.2.2. Контроль серы, марганца и фосфора.

    1.3.2.3. Расчет содержания элементов внедрения в твердом растворе и в частицах.

    1.3.2.4. Горячая прокатка.

    1.3.2.5. Холодная прокатка.

    1.3.2.6. Рекристаллизационный отжиг в агрегатах непрерывного отжига (АНО).

    1.3.2.7. Дрессировка.

    1.4. Возможности повышения коррозионной стойкости автолистовых сталей путем оптимизации их химического состава и технологических параметров производства.

    1.5. Состояние вопроса и задачи исследования

    2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

    2.1. Химический состав исследованных сталей.

    2.2. Методика проведения термической обработки.

    2.3. Исследование состояния твердого раствора методом внутреннего трения.

    2.4. Методика исследования микроструктуры.

    2.5. Методика проведения механических испытаний.

    3. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ И СВОЙСТВ ГОРЯЧЕОЦИНКОВАННОЙ Ш-СТАЛИ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЦИКЛА. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО

    ОПТИМАЛЬНЫМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПАРАМЕТРАМ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМ НАИБОЛЕЕ ВЫСОКУЮ ШТАМПУЕМОСТЬ И

    ВЫПУСК ОПЫТНЫХ ПАРТИЙ ГОРЯЧЕОЦИНКОВАННОЙ Ш-СТАЛИ.

    3.1. Анализ типов частиц в Ш-стали, условий их выделения и растворения на разных этапах производства, их влияния на свойства металлопродукции.

    3.2. Разработка технологических рекомендаций по нагреву слябов, горячей прокатке и смотке в рулоны горячекатаных полос Ш-стали.

    3.3. Разработка технологических рекомендаций по оптимальным режимам термической обработки Ш-стали в колпаковых печах и в протяжной печи применительно к агрегату горячего цинкования. 93 3.3.1. Моделирование колпакового отжига.

    3.3.2. Моделирование режимов термообработки для агрегата горячего цинкования

    3.3.3. Исследование влияния температуры непрерывного отжига и степени обжатия при холодной прокатке на структуру и свойства Ш-стали производства ОАО «ММК».

    3.4. Выпуск опытных партий, горячеоцинкованной Ш-стали, комплексное исследование качества, в том числе, при переработке у потребителя.

    3.5. Выводы по главе 3.

    4. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА И

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ПРОИЗВОДСТВА СВЕРХНИЗКОУГЛЕРОДИСТЫХ СТАЛЕЙ С ВН-ЭФФЕКТОМ НА ИХ СТРУКТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И КОМПЛЕКС МЕХАНИЧЕСКИХ СВОЙСТВ. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРОИЗВОДСТВУ СВЕРХНИЗКОУГЛЕРОДИСТЫХ СТАЛЕЙ С ВН,-ЭФФЕКТОМ РАЗЛИЧНЫХ КЛАССОВ ПРОЧНОСТИ И ВЫПУСК ОПЫТНЫХ ПАРТИЙ МЕТАЛЛОПРОДУКЦИИ.

    4.1. Расчет химического состава сверхнизкоуглеродистых сталей с ВН-эффектом.

    4.1.1. Расчет содержания ниобия в Ш-сталях, микролегированных титаном совместно с ниобием или ниобием, для обеспечения ВН-эффекта.

    4.1.2. Расчет содержания титана в сталях, микролегированных титаном совместно с ниобием.

    4.1.3. Расчет температурных интервалов выделения сульфида марганца.

    4.1.4. Варианты химического состава сверхнизкоуглеродистых сталей с ВН-эффектом.

    4.2. Лабораторное исследование влияния параметров непрерывного отжига сверхнизкоуглеродистых сталей с ВН-эффектом на микроструктуру, состояние твердого раствора и комплекс механических характеристик в зависимости от химического состава стали и параметров горячей прокатки.

    4.2.1. Моделирование отжига применительно к возможностям агрегата горячего цинкования ОАО «ММК». Исследование структуры и свойств и разработка рекомендаций по оптимальным технологическим параметрам производства горячеоцинкованной стали с ВН-эффектом различных классов прочности.

    4.2.2. Моделирование термической обработки применительно к возможностям агрегата непрерывного отжига ОАО «НЛМК». Исследование структуры и свойств и разработка рекомендаций по оптимальным технологическим параметрам производства сталей с ВН-эффектом различных классов прочности, предназначенных для испытания в непокрытом варианте или для нанесения электроцинкового покрытия.

    4.3. Выпуск опытных партий горячеоцинкованной сверхнизкоуглеродистой стали с ВН-эффектом различных классов прочности в ОАО «ММК». Исследование качества, в том числе при переработке в ОАО «АвтоВАЗ».

    4.3.1. Выпуск, исследование и переработка опытной партии горячеоцинкованной стали с ВН-эффектом класса прочности К180.

    4.3.2. Выпуск, исследование и переработка опытной партии горячеоцинкованной стали с ВН-эффектом класса прочности К220.

    4.4. Выпуск опытных партий холоднокатаной сверхнизкоуглеродистой стали с

    ВН-эффектом различных классов прочности в ОАО «НЛМК». Исследование качества, в том числе при переработке в ОАО «АвтоВАЗ».

    4.4.1. Выпуск и исследование опытной партии холоднокатаной стали с ВН-эффектом класса прочности К180.

    4.4.2. Выпуск и исследование опытной партии холоднокатаной стали с ВН-эффектом классов прочности К220−240.

    4.4.3. Переработка и исследование качества металла опытных партий в ОАО «АвтоВАЗ».

    4.5.Выводы по главе 4.

    5. ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ КОРРОЗИОННУЮ СТОЙКОСТЬ ХОЛОДНОКАТАНЫХ АВТО ЛИСТОВЫХ СТАЛЕЙ.

    5.1 Разработка лабораторных методов коррозионных испытаний и исследование факторов коррозии автолистовых сталей.

    5.1.1. Разработка метода переменного погружения и анализ полученных результатов.

    5.1.2. Ранжирование сталей по группам коррозионной стойкости при использовании метода переменного погружения.

    5.1.3. Необходимость обеспечения чистоты стали повышенной коррозионной стойкости по коррозионно-активным неметаллическим включениям.

    5.2. Результаты комплексных коррозионных испытаний автолистовых сталей, легированных медью и фосфором, производства ОАО «Северсталь».

    5.2.1 Сравнительные коррозионные испытания сталей, легированных медью, производства ОАО «Северсталь» методом переменного погружения.

    5.2.2 Сравнительная оценка коррозионной стойкости автолистовых сталей в ОАО «АвтоВАЗ».

    5.3. Исследование влияния чистоты автолистовой стали по неметаллическим включениям на ее коррозионную стойкость.

    5.4. Выводы по главе 5. 180

    ВЫВОДЫ 181

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 183

    ПРИЛОЖЕНИЯ / / /

Повышение потребительских свойств сверхнизкоуглеродистых автолистовых сталей путем оптимизации их химического состава и технологических параметров производства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последнее время основными направлениями повышения потребительских свойств автолистовых сталей являются повышение прочности для снижения металлоемкости готовой продукции, улучшение штампуемости, а также обеспечение коррозионной стойкости.

Освоение в конвертерном производстве основных металлургических предприятий (ОАО «НЛМК», ОАО «ММК», ОАО «Северсталь») вакууматоров позволяет получать автолистовые стали со сверхнизким содержанием углерода, а ввод новых и совершенствование существующих агрегатов непрерывного горячего цинкования позволяет осваивать горячеоцинкованные автолистовые стали. При этом прямое заимствование химического состава и технологии из зарубежного опыта малоперспективно ввиду специфики состава отечественных сталей и оборудования предприятий.

Для получения автолистового проката предпочтительны сверхнизкоуглеродистые стали, свободные от атомов углерода и азота в твердом растворе, микролегированные титаном и/или ниобием, — IF-стали (Interstitial Free steels). Для повышения прочности (до предела текучести 260 Н/мм2) наиболее эффективно также использование холоднокатаного листа из сверхнизкоуглеродистых сталей, микролегированных титаном и ниобием, а также фосфором и бором. В них сочетается исходно низкий предел текучести (что валено для штампуемости) и существенное упрочнение (более 40 Н/мм2) от нагрева при сушке лакокрасочного покрытия (ЛКП) готового автомобиля — ВН-эффект. Физическая сущность ВН-эффекта (Bake Hardening effect) заключается в закреплении появляющихся в стали после штамповки детали дислокаций атомами углерода, подвижность которых в твердом растворе феррита резко повышается в результате нагрева при сушке ЛКП. Поэтому, для обеспечения определенного уровня ВН-эффекта необходимо строго нормировать и жестко контролировать на всех стадиях технологического процесса содержание элементов внедрения в твердом растворе. Кроме того, для сталей данного класса обеспечивается высокая адгезия различных типов защитных покрытий.

Одна из наиболее важных на сегодня проблем повышения коррозионной стойкости автомобиля может быть решена не только улучшением защитных покрытий, но и путем повышения коррозионной стойкости самой автолистовой стали.

Требуемый уровень потребительских свойств автолистовых сталей может быть достигнут только при оптимизации химического состава, микроструктуры и / технологических параметров производства на каждой стадии технологического передела, начиная с выплавки и заканчивая штамповкой и покраской.

Целью настоящей работы являлась оптимизация технологических параметров производства сверхнизкоуглеродистых автолистовых сталей, направленная на повышение штампуемости, прочностных характеристик и коррозионной стойкости.

Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:

1. Исследование формирования структуры и свойств на разных этапах производственного цикла.

— горячеоцинкованных Ш-сталей (ОАО «ММК»).

— сверхнизкоуглеродистых сталей с ВН-эффектом различных классов прочности в горячеоцинкованном и непокрытом вариантах (ОАО «ММК», ОАО «НЛМК»).

2. Разработка рекомендаций по оптимальным технологическим параметрам производства и выпуск опытных партий металлопродукции.

3. Исследование влияния химического состава и других технологических параметров производства автолистовых сталей на их стойкость против атмосферной коррозии с установлением факторов, обеспечивающих требуемый уровень коррозионной стойкости.

Научная новизна.

В результате проведенных исследований формирования структуры и свойств на всех стадиях технологического процесса изготовления автолистовых сверхнизкоуглеродистых сталей получены следующие новые результаты:

1. Применительно к возможностям оборудования ОАО «ММК» установлены факторы, определяющие уровень свойств горячеоцинкованного проката из сверхнизкоуглеродистых высокоштампуемых Ш-сталей, к которым относятся химический состав стали, режимы горячей прокатки и смотки полос в рулоны и температура отжига в агрегате цинкования. На базе электронномикроскопического анализа частиц в Ш-сталях, термодинамических расчетов и определения содержания примесей внедрения методом внутреннего трения, выданы рекомендации по оптимальным технологическим параметрам горячей прокатки и отжига, обеспечивающим чистоту твердого раствора по примесям внедрения, благоприятную зерен ну ю структуру и механические свойства. Так, для стали, содержащей 0,005−0,006% углерода, 0,004−0,005% азота, 0,007−0,010% серы, оптимальным является микролегирование титаном в количестве 0,030−0,050%, ниобием — 0,040−0,060%, а также обеспечение температуры конца прокатки в интервале 890−930°С, температуры смотки -700−740°С, температуры отжига 800−850°С.

2. Установлены оптимальные значения режимов горячей прокатки, непрерывного отжига и микролегирования сталей с ВН-эффектом, обеспечивающие наилучшее сочетание прочностных и пластических свойств для различных классов прочности. При ограничении содержания титана в стали уровнем связывания азота (< 3,43N), ВН-эффект после термической обработки в проходной печи (агрегате цинкования или непрерывного отжига) по оптимальным режимам достаточно стабильный и определяется соотношением между углеродом и ниобием. Легирование фосфором позволяет повысить величину ВН-эффекта.

3. Определены возможности повышения величины ВН-эффекта при постоянном химическом составе путем оптимизации режимов непрерывного отжига. Увеличение температуры отжига от 750 до 850 °C повышает ВН-эффект в среднем на 20 Н/мм2, что связано с повышением содержания углерода в твердом растворе из-за растворения частиц карбида ниобия. Увеличение скорости движения полосы в агрегате также повышает ВН-эффект, вследствие сохранения углерода в твердом растворе из-за высоких скоростей охлаждения. Когда схема непрерывного отжига предусматривает ускоренное охлаждение до комнатной температуры с последующим перестариванием, снижение температуры начала ускоренного охлаждения от 550 до 450 °C увеличивает ВН-эффект с 32−36 до 45−50 Н/мм2.

4. Коррозионными испытаниями в лабораторных условиях и в ОАО «АвтоВАЗ» установлены основные факторы коррозионной стойкости холоднокатаных автолистовых сталей: суммарное содержание углерода и кремния, содержание меди, а также чистота стали по коррозионно-активным неметаллическим включениям. При использовании сверхнизкоуглеродистых сталей возможно повышение коррозионной стойкости стали за счет снижения содержания углерода и кремния, микролегирования медью, а также оптимизации производства стали для обеспечения чистоты по коррозионно-активным неметаллическим включениям.

Практическая значимость работы состоит в следующем:

1. Разработаны технологические рекомендации по оптимальным параметрам производства сверхнизкоуглеродистых сталей, в том числе с ВН-эффектом, различных классов прочности в холоднокатаном и горячеоцинкованном вариантах.

2. Рекомендации работы использованы при выпуске опытных и промышленных партий сверхнизкоуглеродистых сталей, в том числе горячеоцинкованных IF-сталей в ОАО «ММК», сталей с ВН-эффектом различных классов прочности в ОАО «ММК» (горячеоцинкованный прокат) и ОАО «HJ1MK» (холоднокатаный прокат) для ОАО «АвтоВАЗ». При переработке металла в ОАО «АвтоВАЗ» отмечены высокий комплекс механических характеристик, соответствие требованиям нормативно-технической документации.

3. Предложены и опробуются в условиях ОАО «Северсталь» технологические рекомендации по повышению коррозионной стойкости автолистовых сталей путем оптимизации их химического состава и технологических параметров производства.

выводы.

1. Выполнен термодинамический анализ типов частиц в IF-сталях, их электронномикроскопическое исследование и измерение концентрации примесей внедрения в феррите методом внутреннего трения. Указан диапазон химического и фазового состава стали, обеспечивающий чистоту твердого раствора по примесям внедрения, формирование благоприятной зеренной структуры и высокого комплекса механических свойств.

2. Уровнем свойств горячеоцинкованного проката из сверхнизкоуглеродистых высокоштампуемых IF-сталей при возможностях оборудования ОАО «ММК» можно управлять за счет химического состава стали, режимов горячей прокатки и смотки полос в рулоны и температуры отжига в агрегате цинкования. При 0,005−0,006% углерода, 0,0040,005% азота, 0,007−0,010% серы в стали, оптимально введение 0,030−0,050% титана, 0,0400,060% ниобия и использование температуры конца прокатки 890−930°С, температуры смотки 700−740°С, температуры отжига 800−850°С.

3. Для сталей с ВН-эффектом установлены диапазоны микролегирования, режимов горячей прокатки и непрерывного отжига, оптимальные для различных классов прочности по сочетанию прочностных и пластических свойств. Если содержание титана в стали ограничено уровнем, требуемым для связывания азота (< 3,43N), величина ВН-эффекта после термической обработки на агрегате цинкования или агрегате непрерывного отжига достаточно стабильная и определяется соотношением между углеродом и ниобием. Легирование стали фосфором позволяет повысить прочность и величину ВН-эффекта.

4. Определены возможности повышения величины ВН-эффекта при постоянном химическом составе путем оптимизации режимов непрерывного отжига. Увеличение температуры отжига от 750 до 850 °C повышает ВН-эффект в среднем на 20 Н/мм2 из-за растворения частиц карбида ниобия и повышения содержания углерода в твердом растворе. ВН-эффект повышается с увеличением скорости движения полосы в агрегате, что связано с сохранением углерода в твердом растворе из-за ускорения охлаждения после отжига. В схеме непрерывного отжига с ускоренным охлаждением до комнатной температуры и последующим перестариванием снижение температуры начала ускоренного охлаждения от 550 до 450 °C увеличивает ВН-эффект с 32−36 до 45−50 Н/мм2.

5. На базе комплексных коррозионных испытаний в лабораторных условиях и в ОАО «АвтоВАЗ» установлены основные факторы коррозионной стойкости холоднокатаных автолистовых сталей: суммарное содержание углерода и кремния, содержание меди, а также чистота стали по коррозионно-активным неметаллическим включениям.

6. Разработаны технологические рекомендации по производству сверхнизкоуглеродистых сталей (в том числе с ВН-эффектом) в холоднокатаном и горячеоцинкованном вариантах. Рекомендации использованы при выпуске опытных и промышленных партий горячеоцинкованных Ш-сталей в ОАО «ММК», сталей с ВН-эффектом различных классов прочности в ОАО «ММК» (горячеоцинкованный прокат) и ОАО «НЛМК» (холоднокатаный прокат). При переработке металла в ОАО «АвтоВАЗ» отмечен высокий комплекс механических характеристик, соответствующий требованиям нормативно-технической документации.

У /.

Показать весь текст

Список литературы

  1. James' A., Rollin Е. and Hook Е. Interstitial Free Steels. Mechanical Working and Steel Processing IX, 1970, pp. 348−358.
  2. Takechi H. Development and Production of Interstitial Free Steel, Nippon Steel Corporation, April 1990, pp. 1−13.
  3. SenumaT. Physical Metallurgy for Producing Super Formable Deep Drawing Steel Sheets. In: Modem LC and ULC Sheet Steels for Cold Forming: Processing and Properties, Aachen, Germany, 30.03−1.04,1998, pp. 157−168. ¦
  4. SAE Specification J2329: Categorization-and Properties of Low Carbon Automotive. Steel Sheets, May (1997). -
  5. Takechi H. International. forum for Physical Metallurgy of IF Steels, ISIJ, Tokyo, (1994), p. l .
  6. SAE Specification J2340: Categorization and Properties of Dent Resistant High Strength and Ultra High Strength Automotive Sheet Steel, October (1999).
  7. Д. Перспективы развития высокопрочных сталей. Материалы международного семинара: «Современные достижения в металлургии и технологии производства сталей для автомобильной промышленности»., Москва, 2004, с. 71−83.
  8. Bhat S., Yan В., Chintamani J. and Bloom Т. Iron and Steelmaker, 22, September (1995), p. 33.
  9. Hua M., Garcia C.I. and DeArdo A.J. Met. Trans. A, TMS, 9 (1997), p. 1769.
  10. Pradhan R. International forum for Physical Metallurgy of IF Steels, ISIJ, Tokyo, (1994), p.165.
  11. Yasuhara E., Sakota K., Furukimi O. and Mega T. Proceedings111 Mechanical Working and Steel Processing Conference, ISS, (1996), p.409.
  12. Yamada M., Tokunada Y. and Yamamoto M. Tetsu-To-Hagane, ISIJ, 8 (1987), p. 1049.
  13. Takahashi N., Shibata M., Furono Y., Hayakawa H., Kakuta K. and Yamamoto Y. Metallurgy of Continuous Annealed Sheet Steel, TMS, (1982), p.133.
  14. A.H. «Strengthening of Grain Boundaries by Segregated Interstitials in Iron», Material Science & Technology, 6 (1990), p. 121. j t
  15. Girina O. and Bhattacharya D., Proceedings IF-Steels 2000, ISS, Pittsburgh, (2000), p.35.
  16. Ushioda K., Yoshinada N., Koyama K. and Akisue O. Application of Ultralow Carbon Steels to the Development of Superformable Sheet Steels. In: International Forum for Physical Metallurgy, of IF Steels, Tokyo, 1994, pp.227−243.
  17. Yakubovsky O., Fonstein N. and Bhattacharya D., unpublished work (2003).
  18. Rege J., Garcia C. and DeArdo A. Proceedings-39th Mechanical Working and Steel Processing Conference, ISS, (1997), p. 149.
  19. Hisamatsu Y. International Conference on Zinc and Zinc Alloy Coated Steel Sheet, Galvatech 89, Japan, (1989), p.3
  20. Cheng C., Rangarajan V., Franks L. and Ecuyer J.L. 2nd International Conference on Zinc and Zinc Alloy Coated Steel Sheet, Galvatech 92, Germany, (1992), p. 122.
  21. Cheng C. and Franks L. The Use and. Manufacture of Zinc and Zinc Alloy Coated Sheet Steel Products into the 21st Centure, Galvatech 95, Chicago, (1995), p.723.
  22. Shi M.F., Brindza J.A., Mitchel P.F., Bucklin P.J., Belanger P.J.and Prencipe J.M. SAE Technical Paper No.970 158, (1998),
  23. Belanger P.J., Singh J.P., Badgley P.F. and Redo L. Proceedings-IF 2000, ISS Pittsburgh, (2000), p.13. •
  24. Takechi H. Advances in Interstitial-Free and Bake-Hardening Steel Sheets for Automotive Applications. In: Microalloying'95, Conference Proceedings, Pittsburgh, June 11−14, 1995, p.71−80.
  25. W. Bleck, R. Bode, O. Maid and L. Meyer, Proceedings Symposium on High Strength Sheet Steels for the Automotive Industry, ISS, Baltimore, (1994), p.141.
  26. VanShick A., Vandershueren D., Vanderputte S. and Dilewijns J., Proceedings-39th Mechanical Working and Steel Processing Conference, ISS, (1997), p.225.
  27. Pichler A., Spindler H., Kurz T., Mandyczewsky R., Pimminger M. and Staiazny P. Proceedings-39lh Mechanical Working and Steel Processing Conference, ISS, (1997), p.63.
  28. Irie T., Satoh S., Yasuda A. and Hashimoto O. Metallurgy of Continuous Annealed Sheet Steel, TMS, (1982), p.155.
  29. Mitchell P. and Gladman M, Proceedings-39th Mechanical Working and Steel Processing Conference, ISS, (1997), p.37.
  30. Taylor K. and Speer J. Proceedings^"1 Mechanical Working and Steel Processing Conference, ISS, (1997), p.49.
  31. Girina O. and Bhattacharya O. Proceedings-41sl Mechanical Working and Steel Processing Conference, ISS, (1999).
  32. Pradhan R. SAE Technical Paper No. 910 290, SAE (1991)./
  33. KozimaN., Mizui N. and Tanioku T. Sumitomo Metals, No. 5,95 (1993), p.12.3 6. DeArdo A. Proceedings-IF Steels 2000, ISS, Pittsburgh, (2000), p. 131.
  34. Tamikana K., Hosoya Y. and Koike T. NKK Technical Review, 72 (1995).
  35. Tamikau Т., Hoboh Y., Okamoto A. and Mizui N. SAE Technical Paper No. 910 293, (1991).
  36. Z. Niemczura, I. Gupta, N. Hake and D. Bhattacharya, Proceedings-43st Mechanical Working and Steel Processing Conference, ISS, (2001), p. 185. .
  37. Akisue O., Ueda S., Yamada T. and Yamazaki K. Tetsu to — Hagane, 67 (1981), p.462.
  38. Okomoto A., Takeuchi K. and Takagi M. Sumitomo Search, 39, (1989), p.183.
  39. Fekete J. Personal Communication, General Motors Corp., (2002).
  40. ULSAB-AVC-Technical Transfer Dispatch #6, AISI, May (2001).
  41. Ultra Light Steel Auto Body (ULSAB)-Final Report, AISI, May (1998).
  42. George F. Comstock. Titanium in Iron and Steel. John Wiley & Sons, New-York, Chapman & Hall, LTD, London, 1949.
  43. Hutchinson W.B. and Ushioda K. Texture Development in Continuous Annealing. Scandinavian Journal of Metallurgy 13(1984), p.269−275.
  44. Tither G., Hua M., Garcia C.I. and DeArdo A.J. Precipitation Behavior and Solutes Effects in Interstitial-Free Steels. In: International Forum for Physical Metallurgy of IF Steels, Tokyo, 1994, pp. 293−322. / 1
  45. Hua- M., Garcia С J. and DeArdo A.J. Precipitation Behavior in Ultra-Low Carbon Steels Containing Titanium and Niobium, Metallurgical and Materials Transactions A, 1997, vol. 28A, pp. 1769−80.
  46. Ishiguro Y., Murayama Т., Chino A., Sato K. A precise Quantitative Analysis of Precipitates in Ti-bearing IF-Steel. In: 39th MWSP Conf. Proc., ISS, Vol. XXXV, 1998, pp.255−264.
  47. Leroy V., De Paepe A., Herman J.C. Ferritic Hot Rolling of Thin Gauge Hot Strips: Processing ¦ and Properties. In: Modem LC and ULC Sheet Steels for Cold Forming: Processing and
  48. Properties, Aachen, Germany, 30.03−1.04,1998, pp.51−60.
  49. Black W., Bode R., Hahn F. Interstitial-free Steels: Processing, Properties and Application. In: Metallurgy of Vacuum-Degassed Steel Products, 1990, pp. 73−90.
  50. B.B., Колпаков C.C., Пешков B.A., Шведов С. А. Влияние регулируемого охлаждения рулонов на структуру и травимость окалины Бюллетень «Черметинформация», .№ 1,1991, с. 60 62.
  51. Tetsu to hagane, vol. 72, № 5, 1986, p. 636−638.
  52. Matsudo K., Shimomura Т., Nozoe O. Effect of Carbide Morphology and Cold Reduction on the Mechanical Properties of Continuously Annealed Sheet Steel. In: Tetsu to hagane, vol. 60, 1974, p. S332.
  53. Walker E., Hudd R. Annealing Treatment of Extra Low and Ultra Low Carbon Steels. In: Modem LC and ULC Sheet Steels for Cold Forming: Processing and Properties, Aachen, Germany, 30.03−1.04,1998, pp. 211−224.
  54. Mizui N., Okamoto A. Recent Development in Bake-Hardenable Sheet Steel for Automotive Body Panels. Steel in Motor Vehicle Manufacture. In: International Conference, Wurzburg, 24 -26.09.1990, pp. 85−94.
  55. Asamura T. Recent Development of Modern LC and ULC Sheet Steels in Japan. In: Modern LC and ULC Sheet Steels for Cold Forming: Processing and Properties. International Symposium, Aachen, March 30 — April 1,1998, p. 1−14.
  56. Pradhan P., Taylor K. Status of ELC, ULC and IF Cold-Rolled Sheet Steel in the US Automotive Industry. In: Modern LC and ULC Sheet Steels for Cold Forming: Processing and Properties. International Symposium, Aachen, March 30 — April 1, 1998, p. 15−26.
  57. Pradhan R. Dent-Resistant Bake-Hardening Steels for Automotive Outer-Body Applications. Steel in Motor Vehicle Manufacture. In: International Conference, Wurzburg, 24 — 26. 09.1990, p. 60−74.
  58. Zijp J., van Stijn I., Roelofsen M. Processing and Application of Rephosphorized IF Steel. In: 39th MWSD Conference Proceedings, ISS, vol. XXXV, 1998, p. 31 -35.
  59. Pichler A., Mayr M., Hribernig G. et al. High Strength IF-Steels: Production Parameters and Properties. In: International Forum for Physical Metallurgy of IF Steels, May 10 — 11, 1994, Tokyo, p. 249−268.
  60. JI., Штрасбургер X., Щнейдер X. Микролегирование ниобием, ванадием, титаном, цирконием и бором и его влияние на свойства современных сталей для автомобилестроения. В: Автостали, материалы семинара, Москва, 19 -20.04.1988, с. 89 113.
  61. Hua M., Garcia C., DeArdo A. The Rational Design of High Performance Ultra-Low Carbon Sheet Steels. In: Modem LC and ULC Sheet Steels for Cold Forming. Processing and Properties. International Symposium, Aachen, March 30 — April 1,1998, p. 145−156.
  62. Meyer L., Bleck W., Miischenborn W. Product-Oriented IF steel Design. In: International Forum for Physical Metallurgy of IF Steels, May 10−11, 1994, Tokyo, p. 203−222.
  63. Engl В., Gerber T. Microalloyed, Vacuum Degassed High-Strength Steels with Special Emphasis on IF Steels. In: Steel Research 67, № 10,1996, p. 430−437.
  64. Engl В., Gerber T. Microalloyed, Vacuum Degassed High-Strength Steels with Special Emphasis on IF Steels. In: 39th MWSD Conference Proceedings, ISS, vol. XXXV, 1998, p. 315.
  65. Mizui N. Precipitation Control and Related Mechanical Property in Ultra-Low Carbon Sheet Steel. In: Modern LC and ULC Sheet Steels for Cold Forming: Processing and Properties. International Symposium, Aachen, March 30-April 1,1998, p. 169−178.
  66. Takechi H. Research on Metallurgical Behavior and Application of Modern LC and ULC Steels in Japan. In: Modern LC and ULC Sheet Steels for Cold Forming: Processing and Properties. International Symposium, Aachen, March 30-April 1, 1998, p. 133−144.
  67. Saito M., Uchida Y., Kittaka T. Formation Behavior of Alloy in Initial Stages of Galvanizing. -In: Tetsu to hagane, vol. 7,1991, p. 947−954.
  68. Lips К., Yang X., Mols К. The Effect of Coiling Temperature and Continuous Annealing on the Properties of Bake Hardenable IF Steels. In: Steel Research 67, № 9, 1996, p. 357−363.
  69. Christen J-L., Rubianes J.M., Col A. The Bake Hardening Steels for Automotive Outer Body Panels. Correlation between the BH Measurement and the Dent Resistant. In: Report of Sollac, 1996, p. 14−16.
  70. Elsen P., Hougardy P. On the Mechanism of Bake-Hardening. In: Steel Research 64, № 8/9, 1993, p. 431−436.
  71. Kozeschnik E., Buchmayr B. A Contribution to the Increase in Yield Strength during the Bake Hardening Process. In: Steel Research 68,1997, p. 224−230.
  72. Томашов Н: Д. Теория коррозии и защиты металлов. -М. АН СССР, 1959.
  73. В.О. Коррозия металлов, М.-Л. ОНТИ НКТП СССР, 1936.
  74. С.С. Металловедение. Т.З. (Специальные стали) — М. ОНТИ, 1935.
  75. Д.Л., Кузькина Т. А., Козыревич Н.П, Шебаленкова Е. К. Сталь, 1972, № 5, с. 1023−1027.
  76. Э. Специальные стали. Перевод с немецкого под редакцией А. С. Займовского и М. Л. Бернштейна. М. ГОСИНТИ. 1960.
  77. Takechi Н. Recent progress in technology for IF-Steels in Japan. International Forum for the Properties and Application of IF-Steels// IF-Steels 2003. p. 63−71.
  78. Г. А., Родионова И. Г., Бакланова О. Н. и др. Коррозионная стойкость стальных трубопроводов. Технология металлов, 2004, № 2, с. 24−27.
  79. И.И., Бейлин Ю.- Нисельсои Л., Родионова И. Г. Роль неметаллических включений при коррозии трубных сталей в нефтепромысловых средах. Научно-технический вестник ЮКОС, 2003, № 8, с. 3−6.
  80. Реформатская •RH.i Родионова И.Г.Ю Бейлин Ю. А. и др. Роль неметаллических включений и* микроструктуры в процессе локальной коррозии углеродистых и низколегированных сталей. Защита металлов, 2004, Т.40, № 5, с. 498−504.
  81. И.Г., Бакланова О. Н., Зайцев А. И. О роли неметаллических включений в ускорении процессов локальной коррозии нефтепромысловых трубопроводов из углеродистых и низколегированных сталей. Металлы, 2004, № 5, с. 13−18.
  82. Ю.Р. Коррозия и окисление металлов. М. Машгиз, 1962.
  83. Г. Коррозия металлов. Основы теории и практики. М. Металлургиздат, 1968.
  84. ГОСТ 9.401−91. Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Общие требования и методы коррозионных испытаний на стойкость к воздействию климатических факторов. М. ИПК изд. стандартов, 1998. с. 4−6.
  85. В.В. Теоретические основы коррозии металлов. JI. «Химия», 1973.
  86. Я.М., Флорианович Г. М., Петров П. С., и др. Коррозия реакторных материалов. Сборник статей под ред. Герасимова B.B. М. Атомиздат, 1960.
  87. И.Л. Атмосферная коррозия металлов. М. АН СССР, 1961.
  88. Ф. Коррозия защита от коррозии (коррозия металлов в промышленности), перевод с немецкого под редакцией H.H. Милютина, Л. «Химия», 1967.
  89. В.В. Методы исследования коррозии металлов. М. Металлургиздат, 1965.
  90. М.А., Питузов Ю. В., Головин С. А. Внутреннее трение в металлах и сплавах. М.: Металлургия, 1964,348с.
  91. М.А., Головин С. А. Внутрекнее трение и структура металлов. М.: Металлургия, 1976,288с.
  92. М.С. Метод внутреннего трения в металловедческих исследованиях. М.: Металлургия, 1991,428с.
  93. K.M., Пигузов Ю. В., Логвиненко Ю. С. Методика разделения результирующей кривой температурной зависимости внутреннего трения в случае наложения нескольких ^^релаксационных процессов. Заводская лаборатория, 1974, № 6, с. 729−733. .
  94. Wepner W., Yleihzeitige W. Ermittlung kleizner Kohlenstoff und Stickstoffgehalte im aEisen durch Doimpfungsmesser. Arhiv Eisenhuttenwesen. 1956,27, 7, pp. 449−455.
  95. Г. Измерение внутреннего трения. Сборник «Испытания металлов», под редакцией К. Нитцше, пер. с нем. М.: Металлургия, 1967, с. 314−329.
  96. С.А. Стереометрическая металлография. М.: Металлургия, 1970,376с.
  97. К. Химическая термодинамика материалов. М., Металлургия, 1989, 503 с.
  98. А.К., Горин А. Д. «Развитие производства проката для изготовления кузовов современных автомобилей ВАЗ». Кузнечно-штамповое производство. № 1,2003, с.15−18.
  99. А.Ф., Родионова И. Г., Горин А. Д. и др. «Опыт производства в ОАО „ММК“ горячеоцинкованного проката с ВН-эффектом». Сталь. № 12,2004, с. 90−92.
  100. В.В., Горин А. Д., Левенков В. В. и др. «Совершенствование производства автомобильного листа с электроцинковым покрытием». Сталь. № 7,2004, с. 86−88.
  101. Е.Х., Родионова И. Г., Горин А. Д. и др. «Возможности повышения класса прочности сверхнизкоуглеродистых сталей с ВН-эффектом», Металлург, 2006, с. 6770.
  102. Standard ASTM G 44−75, Alternate Immersion Stress corrosion Testing in 3,5% Sodium chloride solution
  103. И.Г., Глйнер Р. Е., Горин А. Д. и др. «Повышение стойкости против атмосферной коррозии автолистовых сталей путем оптимизации их химического состава и технологических параметров производства», Металлург, 2005, № 8, с. 46−52.
  104. Е.Х., Родионова И. Г., Горин А. Д. и др. «Повышение коррозионной стойкости углеродистых и низколегированных сталей для автомобилестроения путем оптимизации металлургической технологии», Металлург, 2006, № 2, с. 45−48-
Заполнить форму текущей работой