Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Выражение эмоций на лицах детей раннего возраста в домах ребенка в ситуации диадных отношений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенная нами работа и полученные по ее результатам выводы подчеркивают значимость исследования выражения эмоций на лицах детей младенческого и раннего возраста. На наш взгляд, наблюдение и анализ эмоциональной экспрессии ребенка способствует пониманию его состояния и позволяет максимально адекватно и эффективно участвовать в регуляции этого состояния. Такая работа особенно актуальна для… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Исследования выражения эмоций на лицах детей раннего возраста
    • 1. 1. Выражение эмоций у человека: история изучения вопроса
    • 1. 2. Выражение эмоций детьми младенческого и раннего возраста. Роль взрослого в эмоциональном развитии ребенка младенческого и раннего возраста
    • 1. 3. Выражение эмоций детьми из групп риска
    • 1. 4. Направления дальнейшего исследования
  • Глава 2. Организация и методы исследования
    • 2. 1. Современные методы изучения выражения эмоций на лицах
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Выборка
    • 2. 4. Экспериментальный материал
  • Глава 3. Выражение эмоций на лицах детей младенческого и раннего возраста, проживающих в доме ребенка, при взаимодействии с взрослыми
    • 3. 1. Выражение эмоций и характеристики поведения детей в связи с возрастом, особенностями развития и принадлежностью к дому ребенка
    • 3. 2. Возрастные изменения выражений эмоций и характеристик поведения детей в ситуациях взаимодействия и разлучения с взрослым
    • 3. 3. Выражение эмоций на лицах взрослых в связи с возрастом детей
    • 3. 4. Выражение эмоций на лицах детей и взрослых в связи с полом детей
  • Глава 4. Выражение эмоций и характеристики поведения детей второго года жизни, проживающих в доме ребенка и семье
    • 4. 1. Изучение интенсивности выражения эмоций и характеристик поведения детей
    • 4. 2. Изучение интенсивности выражения эмоций взрослых
    • 4. 3. Взаимосвязь интенсивности выражения эмоций у детей и взрослых в зависимости от ситуации
  • Обсуждение результатов

Выражение эмоций на лицах детей раннего возраста в домах ребенка в ситуации диадных отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Начиная с середины XX века за рубежом и с последней четверти XX века в России, проводятся исследования, направленные на изучение особенностей развития детей ранних возрастов, воспитывающихся в учреждениях. Во многом это произошло благодаря тому, что в мировой психологической науке сформировалось отношение к младенческому и раннему возрасту как к периоду, в котором закладываются основные предпосылки социально-эмоционального развития ребенка. В многочисленных исследованиях зарубежных авторов (Emde, Gaensbauer, Harmon, 1976; Izard, 1978; Spitz, 1965; Sroufe, 1979; Stechler & Carpenter, 1967; Kagan, 1978; Frodi, 1978; Sheffer, 1981; Emde, 1976; Klinnert, 1983; Fogel, 1993; Tronick, 1989; Stern, 1985; Hayes, 1984; Feldman, 2003; Bettes, 1988; Feldman et al., 1999; Rochat & Striano, 1999; Feldman, 2003; Toda & Fogel, 1993; Kopp, 1982, 1989; Campos, Campos & Barrett, 1989) подчеркивалась значимость ранних проявлений эмоций и эмоциональной экспрессии, а также их роль в развитии и формировании поведения младенца и ребенка раннего возраста. Вместе с тем, исследования У. Гольдфарба (Goldfarb, 1945, см. Мухамедрахимов, 1999), Р. Спитца (Spitz, 1949, см. Мухамедрахимов, 1999), Боулби (Bowlby, 1951) и Дж. Робертсона (Robertson, Bowlby, 1952, см. Мухамедрахимов, 1999) и других авторов (Chisholm at al., 1995; Chisholm, 1998; Fisher et al., 1997; Morison et al., 1995; Rutter, 1998; Tizard & Rees, 1975) продемонстрировали обусловленную институализацией задержку социально-эмоционального и когнитивного развития у детей, живущих в учреждениях социальной опеки.

К настоящему времени в Российской Федерации проведено довольно много исследований, посвященных материнской депривации и особенностям социального и эмоционального развития и общения детей, находящихся в домах ребенка. Основная специфика этих работ состоит в том, что, выполненные в рамках деятельностного подхода, они фокусируют свое внимание на функциях взрослого при организации основного ведущего типа деятельности в младенческий период — деятельности общения, а также на изучении состояния детей, проживающих в учреждениях (Лисина, 1974, 1986; Мазитова, 1976; Авдеева, 1982; Царегородцева, 1983; Сорокина, 1987; Харин, 1987; Мещерякова, 1982, 1993; Гордеева, 1995; Галигузова, 1996; Баз, Баженова, 1996; Смирнова, 1980, 1996 и др.). По этой причине работы отечественных авторов более сосредоточены на том, в какой мере удовлетворяется потребность в общении со взрослыми и сверстниками у детей, находящихся в учреждениях социальной опеки, и как это отражается на последующем интеллектуальном развитии. При этом собственно выражение эмоций на лицах детей рассматривалось как составляющая эмоционального состояния (говорилось об «общей эмоциональной подавленности») и не изучалось как самостоятельный феномен, отражающий специфику эмоционального опыта ребенка. Согласно нашим данным, также не проводилось исследований, направленных на сравнение особенностей выражения эмоций детьми, проживающими в домах ребенка и в семье. На наш взгляд, эта тема является очень важной, так как способность выражать разнообразные эмоции может свидетельствовать о позитивном опыте эмоционального взаимодействия ребенка с окружающими его людьми. Напротив, узость диапазона эмоций и низкая их интенсивность, по нашим представлениям, может быть тревожным сигналом эмоциональной обедненности, ненасыщенности жизни ребенка и являться фактором риска его дальнейшего социально-эмоционального развития.

В работах по изучению влияния эмоционального состояния матерей на особенности выражения эмоций их детьми было показано, что фактором риска эмоциональной адекватности ребенка может стать тревожность или депрессивность матери (Murray, 1980; Bushnell et al., 1989; Fild et al. 1984; Dunn, 1997; Hernandez-Reif et al., 2002; Mertesacker et al., 2004; Schmucker et al., 2005 и др.). Обследование эмоционального состояния ухаживающих за младенцами сотрудниц дома ребенка показало, что, по сравнению с матерями детей в возрасте до 10 месяцев, у них значительно более высокие показатели ситуативной тревожности и депрессивности. Находящиеся в доме ребенка младенцы чувствительно реагируют на состояние и психологические особенности ухаживающих за ними женщин и подстраиваются под них (Мухамедрахимов, 1999). Нарушения в эмоциональной сфере и личностные особенности сотрудниц дома ребенка влекут за собой изменение поведения взаимодействия по отношению к младенцам и нарушение характеристик взаимодействия со стороны младенцев. Данные свидетельствуют, что в процессе взаимодействия персонала дома ребенка с детьми, как и при взаимодействии депрессивных матерей со своими детьми (Beckwith, 1990; Fild, 1987), могут наблюдаться как глубокое влияние и распространение депрессии женщин на младенцев, так и гибкость, способность младенцев к адаптации (Мухамедрахимов, 1999).

Между тем, до сих пор не ясно, каким образом развиваются, изменяются выражения эмоций у детей, проживающих в младенческом и раннем возрасте в течение длительного времени в детском учреждении. На наш взгляд, информация о закономерностях изменения выражения эмоций у таких детей необходима для понимания особенностей формирования эмоций в раннем детстве, оценки состояния ребенка, его способностей адаптироваться к ситуации отсутствия близкого взрослого, а также способностей к взаимной эмоциональной адаптации детей разного пола и возраста к взаимодействующим с ними взрослым. Кроме того, знание закономерностей развития выражения эмоций может быть полезным для разработки направлений ранней помощи детям, находящимся в состоянии эмоциональной депривации.

Методологической основой данной работы является подход к развитию личности ребенка младенческого и раннего возраста в системе «ребенокблизкий взрослый» (Bowlby, 1969; Ainsworth, 1976; Sander, 1975; Klinnert, 1983; Tronick, 1989; Fogel, 1993; Feldman, 2003;). Данный подход предполагает изучение изменений, происходящих с ребенком, в связи с влиянием близкого взрослого (в частности, эмоциональных выражений, которые близкий взрослый адресует ребенку младенческого и раннего возраста), рассмотрения взаимного изменения эмоциональных выражений детей и их близких взрослых в процессе взаимодействия. Кроме того, в основу работы включены основные положения теории эмоционального контроля, предполагающие, что развитие ребенка неразрывно связано с использованием эмоций для регуляции взаимодействия с близким взрослым и, через влияние на взрослого, регуляции собственного эмоционального состояния (Emde, 1976; Stern, 1977; Frodi, 1978; Sheffer, 1981).

Цель настоящего исследования: изучить количественные и качественные характеристики выражения эмоций на лицах детей, воспитывающихся в домах ребенка, в ситуации взаимодействия и разлучения с близким взрослым.

Основные гипотезы исследования. Мы предполагали, что количественные и качественные параметры эмоций на лицах детей раннего возраста:

1) меняются в зависимости от возраста и пола ребенка;

2) отличаются в ситуациях присутствия и отсутствия близкого взрослого;

3) имеют специфические особенности у детей, проживающих в домах ребенка, по сравнению с детьми, проживающими в семьях.

Задачи исследования. В соответствии с целью и основными гипотезами исследования были сформулированы следующие задачи:

1) Изучить возрастную динамику выражения эмоций на лицах детей, проживающих в доме ребенка, в ситуациях присутствия и отсутствия близкого взрослого.

2) Проследить половые различия эмоционального реагирования детей.

3) Выявить взаимные изменения выражения эмоций у ребенка и взрослого в связи с увеличением возраста детей.

4) Определить особенности выражения эмоций детьми, проживающими в доме ребенка, по сравнению с детьми, проживающими в семьях.

Объект исследования: дети, воспитывающиеся в домах ребенка, и ухаживающие за ними взрослые, а также дети, проживающие в семье, и их матери.

Предмет исследования: выражение эмоций на лицах детей младенческого и раннего возраста, воспитывающихся в доме ребенка и семье, в ситуациях взаимодействия и разлучения с близким взрослым, а также выражение эмоций на лицах матерей и сотрудниц домов ребенка при взаимодействии с детьми.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Выражение эмоций на лицах детей младенческого и раннего возраста в доме ребенка при взаимодействии с близким взрослым изменяется в связи с возрастом и полом детей: с увеличением возраста происходит увеличение частоты и интенсивности проявления позитивных и уменьшение частоты и интенсивности негативных эмоцийпри взаимодействии со взрослыми девочки в большей степени, чем мальчики, используют выражения эмоций на лице.

2. Выражение эмоций в ситуациях взаимодействия и разлучения с близким взрослым отличается у детей младенческого и раннего возраста, воспитывающихся в разных условиях: дети, проживающие в семье и доме ребенка, вырабатывают разные стратегии эмоциональной адаптации к ситуациям взаимодействия и разлучения с близким взрослым.

3. Дети, проживающие как в доме ребенка, так и в семье, реагируют на кратковременное разлучение с близким взрослым и последующее воссоединение с ним изменением интенсивности эмоциональных выражений и характеристик поведения: при разлучении со взрослым у детей происходит уменьшение интенсивности позитивных и увеличение негативных эмоций, при воссоединении — увеличение позитивных и уменьшение негативных эмоций.

4. Диады «ребенок — мать» и «ребенок — сотрудница дома ребенка» отличаются друг от друга по интенсивности эмоций, проявляемых взрослыми в процессе взаимодействия с ребенком, а также степенью взаимосвязи эмоционального реагирования ребенка и взрослого. Научная новизна работы заключается в следующем:

— впервые проведено эмпирическое изучение изменения выражения эмоций на лицах детей младенческого и раннего возраста, проживающих в доме ребенка, в связи с их возрастом и полом;

— установлено, что интенсивность позитивного эмоционального тона, отдельных позитивных эмоций, проявляемых детьми из домов ребенка в ситуациях взаимодействия и разлучения с близкими взрослыми, увеличивается с возрастом, тогда как интенсивность негативного тона и отдельных негативных эмоций с возрастом уменьшается;

— выявлено, что выражение эмоций и поведение детей, проживающих в домах ребенка, связаны с их полом: в ситуациях взаимодействия со взрослыми девочки используют более интенсивные эмоции интереса, дистресса, гнева и негативного тона в целомв ситуации разлучения с взрослыми мальчики проявляют больше стереотипных действий;

— показано, что в ситуации взаимодействия с близким взрослым выражение эмоций у детей, воспитывающихся в доме ребенка, отличается по интенсивности и частоте проявления от выражения эмоций у детей, воспитывающихся в семье;

— обнаружено, что дети, проживающие как в семье, так и в доме ребенка, реагируют на разлучение и воссоединение с близким взрослым изменением выражения эмоций: для ситуаций разлучения характерно уменьшение интенсивности позитивных и увеличение негативных эмоций, для воссоединения — увеличение позитивных и уменьшение негативных эмоций;

— установлено, что характеристики выражения эмоций у сотрудниц домов ребенка при взаимодействии с детьми не зависят от возраста детей, однако связаны с их полом;

— выявлено, что матери и сотрудницы дома ребенка отличаются по интенсивности проявления эмоций в ситуациях взаимодействия с детьми: интенсивность радости, интереса, позитивного тона, печали выше у сотрудниц дома ребенкаинтенсивность удивления выше у матерей;

— показано, что диады «ребенок — мать» и «ребенок — сотрудница дома ребенка» отличаются друг от друга особенностями взаимосвязи характеристик эмоционального реагирования: в ситуации свободной игры взаимное эмоциональное реагирование ребенка и взрослого как в семье, так и в доме ребенка связано с выражениями позитивных эмоцийв ситуации воссоединения взаимность эмоционального реагирования ребенка и взрослого в семье наблюдается в выражении только позитивных эмоций, тогда как в доме ребенка — не только позитивных, но и негативных эмоций.

Теоретическая значимость исследования. Полученные результаты могут внести значительный вклад в понимание эмоционального развития детей младенческого и раннего возраста в системе «ребенок — близкий взрослый», в представления о развитии выражения эмоций в раннем возрасте и об основных стратегиях эмоциональной адаптации детей младенческого и раннего возраста к ситуации депривации, в теорию и практику психологии развития и общей психологии.

Практическая значимость исследования. Полученные данные могут составить основу при организации программ раннего вмешательства для детей, воспитывающихся в домах ребенка. Результаты могут быть полезны как для планирования индивидуальной и групповой работы с детьми, так и для тренировки эмоционального взаимодействия ребенка и взрослого. Кроме того, представляется возможным включить сведения о закономерностях развития эмоций в раннем возрасте в курсы повышения квалификации персонала дома ребенка с основной направленностью на выработку понимания особенностей эмоционального реагирования ребенка в процессе взаимодействия с близкими взрослыми, а также изменений выражения эмоций в ситуации разлучения с ними.

Апробация результатов. Основные результаты и положения диссертации представлены и обсуждены на аспирантских семинарах кафедры психологии развития СПбГУ. Материалы исследования докладывались на научно-практических конференциях «Психология XXI века» (Санкт-Петербург, 2004, 2006), «Ломоносов-2005» (Москва, 2005) «Ананьевские чтения» (Санкт-Петербург, 2005) — на семинарах-практикумах в рамках мероприятий «Зимняя психологическая школа» (Санкт-Петербург, 2004, 2005, 2006), «Летняя психологическая школа» (Сочи, 2005) — семинаре-практикуме, посвященном особенностям оценки эмоций на лицах детей младенческого и раннего возраста (Липецк, 2005). Проведенное исследование получило поддержку в форме гранта Министерства Образования РФ 2005 г. для организации научно-исследовательской работы аспирантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в ведении Федерального агентства по образованию (А04 — 1.4 -289), а также гранта РГНФ 2005 г. № 05−06−6 539а. Изучение детей и сотрудниц домов ребенка проводилось в рамках российско-американского проекта «Влияние социального окружения на психическое здоровье детей раннего возраста" — проект поддержан грантом 1 R01 HD39017−01 от Национального Института Здоровья Ребенка и Развития Человека США (the National Institute of Child Health and Human Development of the U.S. Public Health Service).

Внедрение. Результаты исследования внедрены в практику психологической работы с детьми и сотрудниками в одном из домов ребенка г. Санкт-Петербурга.

По теме исследования опубликовано 6 печатных работ.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, обсуждения результатов, заключения, основных выводов. Работа изложена на 213 страницах, содержит 31 таблицу, 49 рисунков, список.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ.

1. Особенности выражения эмоций и проявления поведения у детей младенческого и раннего возраста, воспитывающихся в домах ребенка, в ситуациях взаимодействия и разлучения с близким взрослым связаны с возрастом, полом, особенностями развития детей, а также с их принадлежностью к определенному дому ребенка.

2. Интенсивность позитивного эмоционального тона, отдельных позитивных эмоций, проявляемых детьми из домов ребенка в ситуациях взаимодействия и разлучения с близкими взрослыми, увеличивается с возрастом, тогда как интенсивность негативного тона и отдельных негативных эмоций с возрастом уменьшается: дети в домах ребенка с возрастом вырабатывают особую стратегию эмоционального поведения, для которой характерно угнетение негативных и увеличение использования позитивных эмоций.

3. Выражение эмоций и поведение детей, проживающих в домах ребенка, связаны с их полом: в ситуациях взаимодействия со взрослыми девочки больше, чем мальчики, используют выражение эмоций на лице — проявляют более интенсивные эмоции интереса, дистресса, гнева и негативного тона в целомв ситуации разлучения с взрослыми мальчики больше, чем девочки, проявляют дезадаптивное повеление — стереотипные действия.

4. Характеристики выражения эмоций у сотрудниц домов ребенка при взаимодействии с детьми не зависят от возраста детей, однако связаны с их полом: при взаимодействии с девочками сотрудницы проявляют более интенсивные позитивные (интерес, возбуждение, удивление) и негативные (дистресс) эмоции, используют большее количество позитивных и негативных эмоций, чем при взаимодействии с мальчикамитаким образом, между девочками и сотрудницами существует большая взаимосвязь выражения эмоций, тогда как мальчики испытывают большее «эмоциональное отчуждение».

5. Выражение эмоций в ситуациях взаимодействия и разлучения с близким взрослым отличается у детей из дома ребенка и семьи: в свободной игре у детей, воспитывающихся в семье, выше интенсивность позитивных эмоций (радость, возбуждение, позитивный тон, количество позитивных эмоций) и страха, тогда как у детей из домов ребенка — выше интенсивность печалив ситуации разлучения у детей из домов ребенка выше интенсивность интереса, в ситуации воссоединения — гнева и печалитаким образом, дети в семье и доме ребенка вырабатывают разные стратегии эмоциональной адаптации к ситуациям взаимодействия и разлучения с близким взрослым.

6. Дети, проживающие как в семье, так и в доме ребенка, реагируют на разлучение с близким взрослым уменьшением интенсивности и частоты проявления позитивных и увеличением интенсивности и частоты негативных эмоцийу детей из домов ребенка к этому добавляется увеличение интенсивности стереотипных действий — связанные с использованием эмоций стратегии адаптации к отсутствию близкого взрослого развиты у детей из дома ребенка в недостаточной степени.

7. В ситуации воссоединения с близким взрослым дети, воспитывающиеся в разных условиях, отличаются друг от друга: у детей из семьи наблюдается снижение интенсивности негативных эмоций (дистресс, печаль), в то время как у детей из дома ребенка интенсивность негативных эмоций (дистресс, печаль) и стереотипных действий сохраняется на том же уровне, что и в ситуации разлучения с взрослым — в семье присутствие взрослого после разлуки помогает ребенку справляться с негативными эмоциямив доме ребенка таких изменений в связи с возвращением взрослого не наблюдается.

8. В ситуациях свободной игры и воссоединения с ребенком матери и сотрудницы домов ребенка отличаются друг от друга интенсивностью проявляемых эмоций: интенсивность радости, интереса, позитивного тона, печали выше у сотрудниц дома ребенкаинтенсивность удивления выше у матерей.

9. Диады «ребенок — мать» и «ребенок — сотрудница дома ребенка» отличаются друг от друга особенностями взаимосвязи характеристик эмоционального реагирования: в ситуации свободной игры взаимное эмоциональное реагирование ребенка и взрослого как в семье, так и в доме ребенка связано с выражениями позитивных эмоцийв ситуации воссоединения взаимность эмоционального реагирования ребенка и взрослого в семье наблюдается в выражении только позитивных эмоций, тогда как в доме ребенка — не только позитивных, но и негативных эмоций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенная нами работа и полученные по ее результатам выводы подчеркивают значимость исследования выражения эмоций на лицах детей младенческого и раннего возраста. На наш взгляд, наблюдение и анализ эмоциональной экспрессии ребенка способствует пониманию его состояния и позволяет максимально адекватно и эффективно участвовать в регуляции этого состояния. Такая работа особенно актуальна для детей, проживающих в учреждениях, поскольку в настоящее время проблема эмоциональной доступности взрослого для них стоит довольно остро. Это связано со спецификой организации работы в медицинских учреждениях (домах ребенка), которая практически не позволяет ребенку иметь в своем окружении чувствительного и отзывчивого близкого взрослого. В связи с недостаточным количеством исследований в данной области, задачами настоящей работы стало проследить возрастную динамику выражения эмоций на лицах детей, проживающих в доме ребенка, в ситуациях присутствия и отсутствия близкого взрослогопроследить половые различия эмоционального реагирования детейизучить взаимные изменения выражения эмоций у ребенка и взрослого в связи с увеличением возраста детей (выяснить, способны ли дети и взрослые к «взаимной эмоциональной адаптации») — выявить особенности выражения эмоций детьми 2-го года жизни, проживающими в доме ребенка, по сравнению с особенностями выражения эмоций детьми 2-го года жизни, проживающими в семьях.

Используя видеозапись взаимодействия детей и взрослых в ситуациях свободной игры, разлучения, воссоединения и последующий анализ по методике оценки эмоций ребенка и взрослого, мы выяснили, что выражения эмоций на лицах детей младенческого и раннего возраста изменяются в зависимости от возраста и пола детей, зависят от эмоциональных выражений взаимодействующих с детьми взрослыхкроме того, дети, проживающие в домах ребенка и семье, отличаются друг от друга особенностями эмоциональных выражений и характеристик поведения, проявляемых в ситуации присутствия и отсутствия близкого взрослого. Полученные данные, на наш взгляд, чрезвычайно важны для психологии развития. Во-первых, они углубляют современные представления о возрастной динамике выражения эмоций, показывают возможность значительных изменений проявления эмоций на лице уже в период младенческого и раннего возраста. Во-вторых, доказывают, что существуют половые различия в выражении эмоций, а также что дети способны к эмоциональной адаптации к выражениям эмоций, проявляемых взрослыми при взаимодействии с ними, что, в свою очередь, подчеркивает необходимость рассмотрения ребенка в системе «ребеноквзрослый».

Одним из основных практических выводов настоящего исследования является то, что в условиях дома ребенка требуются дополнительные меры, чтобы характеристики эмоционального взаимодействия детей и взрослых приблизились к картине эмоционального обмена посредством эмоций, наблюдаемой в семье. Согласно полученным в нашей работе данным, эти меры могут быть сосредоточены вокруг работы с персоналом домов ребенка, направленной на углубление понимания эмоциональных сигналов детей, а также причин, вызывающих наблюдаемые эмоциональные выражения.

Наличие в социальном окружении детей, воспитывающихся в домах ребенка, чутких, внимательных к экспрессии детей взрослых позволит проводить профилактику эмоциональных нарушений детей и формировать адекватные программы помощи детям и сотрудницам дома ребенка, направленные на регуляцию эмоционального взаимодействия в парах «ребенок-взрослый».

В связи с выше изложенным, дальнейшими направлениями изучения выражения эмоций у детей раннего возраста в домах ребенка могут стать такие направления, как:

— изменение динамики выражения эмоций, способов эмоциональной реакции детей на разлучение и воссоединение в случае, если изменяется социальное окружение (у детей появляется близкий взрослый);

— изучение причин, по которым наблюдается специфика эмоциональных выражений у сотрудниц домов ребенка по сравнению с матерями;

— анализ выражения эмоций в изменяющихся ситуациях игры — разлучения — воссоединения у детей с особыми потребностями, а также особенности эмоциональных реакций взрослых при взаимодействии с такими детьми.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С. 3−12.
  2. Н.Н. Развитие образа себя у младенца: Автореф. канд. дис. -М., 1982.-22с.
  3. Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни // Вопросы психологии. 1996. — № 4. — С. 5−14.
  4. Н.Н., Мещерякова С. Ю. Психическая активность младенца // Мозг и поведение младенца. -М., 1993.-С. 167−216.
  5. Н.Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева JI.M. Ребенок младенческого возраста // Психическое развитие воспитанников детского дома. М.: Педагогика, 1990. — С. 23−99.
  6. Н.Н., Хаймовская Н. А. Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от особенностей их взаимодействия (в семье и Доме ребенка) // Психологический журнал. 1999. — № 1. — С. 39−49.
  7. .Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. -288с.
  8. Баз JLJL, Баженова О. В. Влияние супружеской коммуникации на развитие общения у ребенка первых двух лет жизни // Психологический журнал. 1996. — № 1. с. 97−109.
  9. Ю.Бардышевская М. К., Лебединский В. В. Этологическое изучение детей с явлениями эмоциональной депривации // Тезисы семинара «Социокогнитивное развитие ребенка». М., 1995. — С. 6−7.
  10. М.С. Развитие привязанности у эмоционально депривированных детей // Дефектология. 2006. — № 1. — С. 6−20.
  11. А.С. Возникновение психики в дородовый период: краткий обзор современных исследований. Психологический журнал. — 2000. -№ 6.-С. 51−56.
  12. А.С., Кощавцев Ф. Г., Соболева М. В. Зрительные предпочтения как проявление привязанности у детей первого года жизни // Вопросы психологии. 1996. — № 4. — С. 127−134.
  13. А.С., Кощавцев Ф. Г., Соболева М. В. Исследование зрительного предпочтения у новорожденных детей в ситуации выбора // Вопросы психологии. 1995. — № 3. — С. 114−118.
  14. А.С., Ляксо Е. Е. Психофизиологические основы формирования системы «мать-дитя» на ранних этапах онтогенеза // Физиология развития: теоретические и прикладные аспекты. М.: Изд-во Ин-та возрастной физиологии, 2000. — С. 14−29.
  15. Т. Психическое развитие младенца. М., 1985. — 320 с.
  16. В.И., Родионова М. С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. 1997. — № 6. -С. 38−47.
  17. Н.Д., Люсин Д. В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. 2000. — № 5. — С. 38−47.
  18. А. Психическое развитие ребенка. СПб.: Питер, 2001. — С. 3749,125−134.
  19. В.К. Психология эмоциональных явлений. Москва: Изд-во МГУ, 1976, С. 44−48.
  20. Д.В. Маленькие дети и их матери. -М.: Класс, 1998.-80 с.
  21. В. Психология душевных волнений // Психология эмоций. Тексты / Под. ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Издательство Московского университета, 1984. — С. 47−63.
  22. JI.C. Психология. Москва: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. -С. 154−159.
  23. JI.C. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собрание сочин., 6 т. Москва: Педагогика, 1982. — С. 416−436.
  24. JI.H. Проблема социальной изоляции детей // Вопросы психологии. 1996. — № 3. — С.101−115.
  25. А.А. Динамика связи между положительными и отрицательными эмоциями // Вопросы психологии. 2004. — № 3. — С. 51−63.
  26. О.В. Развитие языка эмоций у детей // Вопросы психологии. -1995,-№ 2.-С. 137−150.
  27. Н. Психология чувствований // Психология эмоций. Тексты. М.: Издательство Московского университета, 1984. / Под. ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — С. 64−82.
  28. Ч. Выражение эмоций у человека и животных. М., 2001. — 253 с.
  29. У. Психология. -М.: Педагогика, 1991. С. 367, 272−289.31 .Додонов Б. И. Эмоции как ценность. М., 1978. — С. 23−78.
  30. Иванова В.10. О психологическом взаимодействии близких взрослых и детей, проживающих в доме ребенка и семье // Дефектология. 2006. -№ 1. — С. 76−79.
  31. К. Психология эмоций / Перев. с англ. СПб.: Питер, 2002. — 464 с.
  32. Е.П. Эмоции и чувства СПб.: Питер, 2002. — 752 с.
  33. Н.Н. Особенности распознавания эмоций детей сотрудницами дома ребенка // Дефектология. 2006. — № 1. — С. 84−87.
  34. М.Ю., Косарева Н. А. Выражение эмоций на лицах детей и сотрудников дома ребенка в процессе их взаимодействия // Дефектология. 2006. — № 1. — С. 80−83.
  35. И.А. Проблема сиротства: реальность и ожидания // Дефектология. 2006. — № 1. — С. 3−5.
  36. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  37. М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет: Автореф. докт. дис. М., 1974.-36с.
  38. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. -144 с.
  39. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов пед. ун-тов и ин-тов / Ред.-сост. B.C. Мухина. -М.: Просвещение, 1991. -223с.
  40. Д.В. Эмпирический анализ категоризации эмоций // Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С. 50−60.
  41. Е.Е. Некоторые характеристики материнской речи, адресованные младенцам первого года жизни. Психологический журнал. — 2002. -№ 2.-С. 55−64.
  42. Г. Х. О развитии взаимоотношений с окружающими взрослыми у младенцев // Экспериментальные исследования по проблемам общей, социальной психологии и дифференциальной психофизиологии / Под ред. Голубевой, Ольшанского. М., 1976. — С. 15−31.
  43. С.Ю. Влияние общения со взрослым на психическое развитие младенца // Мозг и поведение младенца / Под ред. Адрианова. -М.: Ин-т психологии РАН. 1993. — С. 184−220.
  44. Ю.А. Социальное поведение и эмоциональная регуляция у воспитанников домов ребенка // Психолог в детском саду. 2003. — № 2. -С. 83−114.
  45. Мозг и поведение младенца / Под ред. Авдеевой Н. Н., Адрианова О. С., Боравовой А. И. и др. М.: ИПИ РАН, 1993. — 229 с.
  46. Р.Ж. Влияние опыта жизни в закрытых учреждениях на последующее развитие ребенка // Дефектология. 2006. — № 1. — С. 21−24.
  47. Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие (2-е издание). СПб.: Речь, 2003. — С. 43−62, 108−116.
  48. Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопр.психол. 1997.№ 6. С. 16−25.
  49. А.Х., Рязанова Е. И. Особенности эмоциональной сферы воспитанников и сотрудников детского дома // Психологический журнал. 1993.-№ 1.-С. 44−52.
  50. X., Папушек М, Солоед К. Значение невербального общения в младенческом возрасте для психического развития // Психологический журнал. 2000. — № 3. — С. 65−72.
  51. Ю.Ф., Солоед К. В. Развитие инициативности у детей 1 года жизни в условиях материнской депривации // Вопросы психологии. -2000,-№ 4. -С. 9−19.
  52. A.M., Толстых Н. Н. Дети без семьи. М.: Педагогика, 1990. -160 с.
  53. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А.Г. Рузской- Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1990. — 264с.
  54. Психоанализ в развитии: Сборник переводов / составители А. П. Поршенко, И. Ю. Романов. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — С. 59 108.
  55. Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и М. В. Фаликман. М.: ЧеРо, 2002. — 752с. (Серия: Хрестоматия по психологии)
  56. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 288 с.
  57. Н.К. Изучение самопринятия у детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях и в семье // Вопросы психологии. -2000.-№ 3.-С. 23−33.
  58. Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979.-С. 141.
  59. В. Кросскультурные исследования младенчества // Вопросы психологии. 1997. — № 5. — С. 118−129.
  60. С.JI. Основы общей психологии. СПб: Питер, 1999. — С. 551−583.
  61. С.Л. Проблемы общей психологии -М.: Педагогика, 1976. -252с.
  62. Н.В. Симбиотические аспекты отношений между матерью и ребенком // Вопросы психологии. 2000. — № 3. — С. 67−81.
  63. Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека. М.: Наука, 1992.- 142с.
  64. П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981. — С. 10−55, 140 190.
  65. Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М. И. Лисиной // Вопросы психологии. 1996. — № 6. — С. 76−88.
  66. Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1994. — № 6. — С. 5−16.
  67. Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопросы психологии. 1995. -№ 3.-С. 139−150.
  68. М.В. Имитационное поведение в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1995.-№ 4.-С. 108−115.
  69. А.И. Развитие эмоций в общении со взрослыми у детей первого года жизни: Автореф. канд. дис. М., 1987. — 19 с.
  70. Д.Н. Дневник младенца: Что видит, чувствует и переживает ваш малыш / Пер. с англ. М.: Генезис, 2001. — 192 с.
  71. Г. Г. Материнство: сравнительно-психологический подход // Психологический журнал. 1999. — № 5. — С. 81−88.
  72. Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240с.
  73. С.С. Становление общения детей первых трех лет жизни со взрослым: Автореферат канд. дис. Минск, 1988. — 20 с.
  74. Л.М. Возникновение и развитие контактов между младенцами: Автореф. канд. дис. М., 1983. — 20 с.
  75. Е.В. Возникновение знаковой функции на первом году жизни (сравнительный анализ улыбки и плача): Автореф. канд. дис. М., 1986. -23с.
  76. Р. Психоанализ раннего детского возраста. М.: ПЕР СЕ- Университетская книга, 2001. — С. 45−46, 99−101.
  77. Barrera М.Е., Maurer D. The perception of facial expressions by three-month-old // Child Development. -1981. Vol. 52, № 3. — pp. 203−206.
  78. Barwick M.A. Infant communication and the mother-infant relationship: the impotence of level of risk and construct measurement // Infant mental health journal. 2004. — Vol. 25 (3). — P. 240−266.
  79. Boccia M.L., Campus J.J. Maternal emotional signals social referencing and infant reaction to stranger: Manuscript submitted for publication. New Haven, Connecticut, 1986. — 376p.
  80. Calkins S.D. et al. Mothers' interactions with temperamentally frustrated infants // Infant mental health journal. 2004. — Vol. 25 (3). — P. 219−239.
  81. J.J., Campos R.G. & Barrett K.S. Emergent themes in the study of emotional development and emotional regulation // Developmental Psychology. 1989. — Vol. 25. — P. 394−402.
  82. Chisholm K. A three year follow-up of attachment and indiscriminate friendliness in children adopted from Romanian orphanages // Child Development. 1998. — Vol. 69. — P. 1092−1106.
  83. K., Carter M. C., Ames E. W. & Morison S. J. Attachment security and indiscriminately friendly behavior in children adopted from Romania orphanages // Development and Psychopathology. 1995. — Vol. 7. — P. 283 294.
  84. Cohn J. F, Tronick E.Z. Mother-infant face-to-face interaction: The secfuence of dyadic states at 3, 6 and 9 months // Developmental Psychology. 1987. — Vol. 23. — P. 68−77.
  85. Darwin C.R. The expression of emotions in man and animals. London, John Murray, 1872/Chicago, University of Chicago Press, 1965. — 465 p.
  86. Ekman P. Facial expression and emotion. Award Addresses, 1992. — 679 p.
  87. Ekman P., Davidson R.J. The Nature of Emotion. New York: Oxford Univercity Press, 1994. — 496 p.
  88. R.N., Gaensbauer T. J. & Harmon R.J. Emotional expression in infancy: A biobehavioral study. New York: International Universities Press. — 1976.-513 p.
  89. Fagan J.F., McGrath S.K. Infant recognition on memory and later intelligence//Intelligence. -1981. -Vol. 5, № 1. P. 121−130.
  90. Feldman R. Infant-mother and infant-father synchrony: the coregulation of positive arousal // Infant mental health journal. 2003. — Vol. 24 (1). — P. 123.
  91. Fild Т., Woodson R., Greenberg R., Cohen D. Discrimination and imitation of facial expressions by neonates // Science. 1982. — Vol. 218, № 4568. — P. 179−181.
  92. L., Ames E.W., Chisholm K. & Savoie L. Problems reported by parents of Romanian orphans adopted to British Colombia // International Journal of Behavioral Development. 1997. — Vol. 20. — P. 67−82.
  93. Fogel A. Mother-Infant interaction / ed. H.R.Schaffer. ACADEMIC PRESS, 1977.-398 p.
  94. Fogel A., Toda S. Infant response to the still-face situation at 3 and 6 months // Developmental psychology. 1993. — Vol.29. — № 3. — P. 532−538.
  95. Garner P.W. Child and family correlates of toddlers emotional and behavioral responses to a mishap // Infant mental health journal. 2003. -Vol.24 (6).-P. 580−596.
  96. Gianino A., Tronick E. The mutual regulation model: The infant’s self and interactive regulation and coping and defensive capacities // Stress and coping across development. 1998. — P. 47−68.
  97. Goldfarb W. Effects of psychological deprivation in infancy and subsequent stimulation // American Journal of Psychiatry. 1945. — Vol. 102.-P. 18−33.
  98. J., Muir D. & Tronick E. The effect of manipulating maternal behavior during an interaction on three- and six-month-olds' affect and attention // Child Development. 1988. — Vol. 59. — P. l 111−1124.
  99. Hernandez-Reif M. et al. Depressed mothers' newborns show longer habituation and fail to show face/voice preference // Infant mental health journal. 2002. — Vol. 23 (6). — P. 643−653.
  100. Izard C.E., Huebner R.R., Risser D., McGinnes G.C., and Dougherty L. M. The Young Infant’s Ability to Produce Discrete Emotion Expressions // University of Delaware: Developmental Psychology. 1980. — Vol. 16. — No. 2.- P. 132−140.
  101. Matias R., Cohn J.E. Are MAX-specified infant facial expressions during face-to-face interaction consistent with different emotions theory? // Developmental Psychology. 1993. — No. 29. — P. 524−531.
  102. Measuring emotions in infants and children, vol. 1 / Ed. By Caroll Izard. CAMBRIDGE UNIVERSITY PRESS, 1982. — 685 p.
  103. Measuring emotions in infants and children, vol. 2 / Ed. By Caroll Izard. CAMBRIDGE UNIVERSITY PRESS, 1986. — 673 p.
  104. Mertesacker B. et al. Predicting maternal reactivity/sensitivity: the role of infant emotionality, maternal depressiveness/anxiety, and social support. Infant Mental Health Journal. — 2004. — Vol.25 (1). — P. 47−61.
  105. Metzoff A.N., Moore M. K. Newborn infants imitate adult facial gestures // Child Development. 1983. — Vol. 54, № 6. — P. 701−709.
  106. S. J., Ames E.W. & Chisholm K. The development of children adopted from Romanian orphanages // Merrill-Palmer Quarterly. -1995.-Vol. 41. -P. 411−430.
  107. Mussen P.H., Conger J.J., Kagan J., Huston A.C. Child development and personality. New York, 1990. — 276 p.
  108. Nelson C.A., Horowitz F.D. The perception of facial expression and stimulus motion by 2-and-5-months-old infants using holographic stimuli // Child Development. 1983. — Vol. 54, № 6. — P. 868−877.
  109. Panksepp J. The long-term psychobiological consequences of infant emotions: prescriptions for the twenty-first century // Infant mental health journal. 2001. — Vol. 22 (1−2). — P. 132−173.
  110. Robertson J., Bowlby J. Responses of young children to separation from their mothers // Courrier of the International Children’s Centre. Paris, 1945.-P. 131−140.
  111. Rutter M. Developmental catch-up, and deficits, following adoption after severe global early privation // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1998. — Vol. 39 (4). — P. 465−476.
  112. Schmucker G., Brisch K-H et al. The influence of prematurity, maternal anxiety, and infants' neurobiological risk on mother-infant interactions // Infant Mental Health Journal. 2005. — Vol.26 (5). — P. 423 441.
  113. Sroufe L.A. Early relationships and the development of children // Infant mental health journal. 2000. — Vol. 21 (1−2). — P. 67−74.
  114. В., & Rees J. The effect of early institutional rearing on the behavior problems and affectional relationships of four-year-old children // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1995. — Vol. 27. — P. 61−73.
  115. Trad P., Shapiro Т., Herzig M., Bernstein D. Kiddie. Infant Descriptive Instrument for Emotional States (KIDIES) Use in children with Developmental Disorders // Child Adololecent Psychiatry. July, 1992. — P. 728−734.
  116. Tronick E. Stimulus control and the infants effective visual field // Perception and Psychophysiology. 1972. — Vol. 11, № 2. — P. 373−376.
  117. Woodworth R.S., Schlosberg H. Experimental psychology. New York: Holt., 1955.-576 p.
  118. Zeifman D.M. Predicting adult responses to infant distress: adult characteristics associated with perception, emotional reactions, and timing of intervention // Infant mental health journal. 2003. — Vol. 24 (6). — P. 597 612.
Заполнить форму текущей работой