Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Эмиссионная политика ОАО «Таш-Темир»

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В данной работе были рассмотрены как теоретические основы эмиссионной политики, так и была проведена практическая работа по разработке эмиссионной политики предприятия. Подводя итог данной работе можно сделать вывод, что привлечение собственного капитала из внешних источников путем дополнительной эмиссии акций является сложным и дорогостоящим процессом. Поэтому к данному источнику формирования… Читать ещё >

Эмиссионная политика ОАО «Таш-Темир» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭМИССИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
    • 1.1 Cущность и необходимость проведения эмиссионной политики
    • 1.2 Этапы эмиссионной политики
      • Выводы к первой главе
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ПРАКТИКА ЭМИССИОННОЙ ПОЛИТИКИ, НА ПРИМЕРЕ ОАО «ТАШ-ТЕМИР»
    • 2.1 Характеристика деятельности ОАО «Таш-Темир»
    • 2.2 Анализ и оценка эффективности эмиссионной политики ОАО «Таш-Темир»
      • Вывод к второй главе
  • ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВА ЭМИССИОННОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «ТАШ-ТЕМИР» В БУДУЩЕМ
    • 3.1 Проблемы в области эмиссионной политики ОАО «Таш-Темир»
    • 3.2 Возможности совершенствования эмиссионной политики ОАО «Таш-Темир»
      • Выводы к третьей главе
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

В настоящее время важнейшей проблемой структурной перестройки промышленности Кыргызстана является формирование инвестиционного потенциала для расширения и модернизации производственных мощностей предприятий.

Жизненно необходимо обновление производственных мощностей во многих отраслях промышленности. Продукция, выпускаемая предприятиями Кыргызской Республики, не может успешно конкурировать с иностранными аналогами, значительно повышаются издержки производства, снижается эффективность труда. Старение и падение эффективности производства уже сами по себе становятся факторами промышленного спада и сокращения прибыли предприятий.

Поиск надежных источников финансирования инвестиционных проектов, реализуемых в целях обновления основных фондов, а также пополнения оборотных средств, может стать экономическим базисом создания высокоэффективных и конкурентоспособных производств, а также позволит обеспечить сохранение наиболее ценных элементов накопленного научно-технического потенциала.

С развитием рыночных отношений появилось множество новых способов для финансирования инвестиционных проектов, например, эмиссия ценных бумаг, и теоретически расширились возможности по привлечению средств. В то же время предприятия лишились прежних источников финансирования; так, например, государственная поддержка предприятий в настоящее время сведена к минимуму. Однако многие источники, широко используемые компаниями в странах с развитой рыночной экономикой, продолжают оставаться недоступными для отечественных предприятий вследствие высокой стоимости привлечения данных источников, либо наличия инвестиционных ограничений.

В этой связи, предприятия сталкиваются с необходимостью поиска приемлемого источника финансирования, при этом важными моментами являются ограничения, которые имеют место при использовании того или иного способа финансирования, и стоимость привлекаемых ресурсов.

Акционерное общество — одна из организационно-правовых форм коммерческих организаций — субъектов хозяйственной деятельности, получившая широкое распространение в условиях рыночной экономики. Подавляющее большинство промышленных предприятий организовано в виде акционерного общества.

Акционерные общества обладают одним существенным преимуществом перед хозяйствующими субъектами других организационно-правовых форм, а именно: использование механизма эмиссии акций и облигаций позволяет, с одной стороны, быстро сконцентрировать значительные финансовые ресурсы для реализации крупных инвестиционных проектов, а с другой стороны, не обременять себя обязательствами перед кредиторами.

Эмиссия является эффективным инструментом решения финансовых и управленческих задач.

К числу важнейших задач, которые могут быть решены с помощью эмиссии корпоративных ценных бумаг относятся :

мобилизация ресурсов на осуществление инвестиционных проектов эмитента;

расширение и реконструкция производства;

увеличение собственного капитала общества-эмитента;

изменение структуры акционерного капитала;

погашение кредиторской задолженности путем предоставления кредиторам части выпущенных ценных бумаг;

реструктуризация задолженности организаций по платежам в бюджет.

В настоящее время идет процесс активного развития вторичного рынка корпоративных ценных бумаг компаний, так называемого, «второго эшелона». У банковских структур, иностранных инвесторов, инвестиционных и пенсионных фондов, большой части населения, появилось альтернативная возможность вложения средств, как с целью быстрого получения прибыли в процессе биржевых спекуляций, так и с целью получения доходов в долгосрочной перспективе в виде дивидендов и роста курсовой стоимости ценных бумаг.

Целью настоящей курсовой работы является разработка эмиссионной политики предприятия.

Исходя из цели, определим задачи работы:

— изучить теоретические основы эмиссии ценных бумаг и самофинансирования предприятий;

— проанализировать способы долгосрочного финансирования промышленных предприятий;

— дать рекомендации по проведению эмиссионной политики в ОАО «Таш-Темир».

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трех глав, поделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭМИССИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Cущность и необходимость проведения эмиссионной политики

Эмиссионная политика корпорации включает широкий спектр организационнотехнических, информационных, консультационных и иных процедур, входящих в сферу деятельности финансового директора.

Данная политика реализуется только в выпуске акций как основного источника формирования уставного (акционерного) капитала корпорации на фондовом рынке. Эмиссия корпоративных облигаций относится к управлению заемными средствами.

С позиции финансового права эмиссия ценных бумаг представляет собой последовательность действий эмитента по выпуску и размещению эмиссионных ценных бумаг. Стандартная процедура эмиссии включает следующие этапы Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? М.: Финансы и статистика, 2004.:

1. Принятие эмитентом решения о выпуске акций.

2. Регистрацию выпуска акций.

3. Для документарной формы выпуска — изготовление сертификатов акций.

4. Размещение акций. Эмиссионные ценные бумаги, выпуск которых не про шел регистрацию, размещению не подлежат.

5. Регистрацию отчета об итогах выпуска акций.

При регистрации проспекта эмиссии процедуру выпуска дополняют:

* подготовкой проспекта эмиссии;

* регистрацией проспекта эмиссии;

* раскрытием всей информации, содержащейся в проспекте эмиссии;

* раскрытием всей информации, содержащейся в отчете об итогах выпуска.

Раскрытие информации, содержащейся в отчете об итогах выпуска, осуществляют после регистрации данного отчета.

Размещают акции путем:

* распределения среди учредителей акционерного общества при его образовании;

* распределения среди акционеров общества;

* подписки;

* конвертации.

При учреждении акционерного общества учредителям оплачивают их акции по цене не ниже номинальной. Оплату дополнительных акций, размещаемых посредством подписки, осуществляют по цене, устанавливаемой Советом директоров (Наблюдательным советом) общества, но не ниже их номинальной стоимости. Цена размещения дополнительных акций акционерам общества при осуществлении ими преимущественного права их приобретения может быть ниже цены размещения для других лиц, но не более чем на 10% Бригхэм Ф., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс: В 2-х т. СПб.: Экон. шк., 2007.

Открытое акционерное общество (ОАО) может проводить размещение акций и эмиссионных ценных бумаг (префакций и корпоративных облигаций), конвертируемых в обыкновенные акции, путем открытой и закрытой подписки.

Закрытое акционерное общество (ЗАО) не вправе осуществлять размещение эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, посредством открытой подписки или другим способом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

Акционеры общества имеют преимущественное право приобретения размещаемых посредством открытой подписки дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, в количестве, пропорциональном числу принадлежащих им акций данной категории (типа). Акционеры общества, которые голосовали против или не принимали участия в голосовании по вопросу о размещении путем закрытой подписки акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, имеют преимущественное право приобретения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, размещаемых путем закрытой подписки, в количестве, пропорциональном числу при надлежащих им акций этой категории (типа).

Список лиц, имеющих преимущественное право приобретения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, составляют на основании данных реестра акционеров на дату принятия решения. Эмитент вправе начать размещение выпускаемых им акций только после регистрации их выпуска. В соответствии с Законом КР «О рынке ценных бумаг» от 24 июля 2009 года № 251 установлены следующие ограничения на фондовом рынке http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=28 679:

· запрещено рекламировать и (или) предлагать неограниченному кругу лиц ценные бумаги эмитентов, не раскрывающие информацию о них в объеме и порядке, определенных законодательством КР;

· условия заключаемых с инвесторами договоров, которые ограничивают их права по сравнению с правами, предусмотренными законодательством КР, являются недействительными;

· нарушения указанных положений профессиональными участниками являются основанием для аннулирования или приостановления действия их лицензий на осуществление профессиональной деятельности на фондовом рынке и (или) наложения штрафа;

· совершение владельцем ценных бумаг любых сделок с принадлежащими ему ценными бумагами до их полной оплаты и регистрации отчета об их выпуске запрещено;

· лица, подписавшие проспект эмиссии ценных бумаг, несут солидарную ответственность за ущерб, причиненный эмитентом инвестору вследствие содержащейся в проспекте недостоверной информации, вводящий в заблуждение инвестора.

Важное значение для развития рынка ценных бумаг имеет Закон КР «Об ограничении монополистической деятельности, развитии и защите конкуренции» от 15 апреля 1994 г. № 1487-XII, в котором регламентированы взаимоотношениями между участниками финансового рынка, направленные на создание в Кыргызстане нормальной конкурентной среды. В частности, этим законом запрещены действия финансовой организации, доминирующей на рынке финансовых услуг (фондовом, кредитном, страховом, лизинговом и иных рынках), которые препятствуют доступу на данный рынок другим финансовым организациям или негативно влияют на общие условия пре доставления финансовых услуг.

1.2 Этапы эмиссионной политики

Разработка эффективной эмиссионной политики включает ряд этапов Шевчук Д. И. Корпоративные финансы. Учебное пособие. Издательство: «ГроссМедиа». 2008. — 143 с.

Первый этап. Изучение возможностей эффективного размещения вновь эмитируемых акций (если акционерное общество нуждается в дополнительном притоке собственного капитала) предпринимается на основе предварительного анализа конъюнктуры фондового рынка и оценки инвестиционной привлекательности своих акций.

Анализ конъюнктуры рынка ценных бумаг (биржевого и внебиржевого) включает констатацию спроса и предложения, динамики уровня цен, объема продаж новых пакетов акций и ряда других показателей. Результатом подобного анализа является определение уровня чувствительности (реакции) фондового рынка на появление новой эмиссии акций и на возможности их реализации инвесторам. Оценка инвестиционной привлекательности собственных акций проводится с позиции учета перспектив развития отрасли, к которой относится эмитент, конкурентоспособности выпускаемой им продукции (оказываемых услуг), а также величины показателей финансовой устойчивости и ликвидности баланса по сравнению с параметрами аналогичных компаний-эмитентов. В процессе такой оценки устанавливают возможную степень инвестиционной привлекательности акций данной корпорации по сравнению с акциями других эмитентов.

В условиях фондового рынка Кыргызстана при неразработанности методов оценки курсов эмиссионных ценных бумаг наиболее предпочтителен фундаментальный анализ инвестиционной ситуации. Он предполагает выполнение трех условий http://www.rcb.ru/rcb/2005;21/7203/:

* изучение и анализ общей экономической ситуации;

* анализ отдельных сегментов фондового рынка;

* изучение финансового состояния отдельных акционерных компаний.

Для оценки потенциала собственных акций используют систему показателей:

Сумма дивидендов в расчёте на одну = общая сумма дивидендов по обыкновенным акциям. (1.1)

Соотношение между ценой обыкновенной акции = рыночная стоимость одной обыкновенной акции (1.2) и её доходностью чистая прибыль в расчёте на одну обыкновенную акцию

Соотношение между бухгалтерской и рыночной стоимостью = бухгалтерская стоимость одной обыкновенной акции одной обыкновенной рыночная стоимость одной обыкновенной акции (1.3)

В ходе анализа проводят сравнение значений этих показателей с теми данными, которые имеются по аналогичным акционерным компаниям, а также с их значениями за предыдущие периоды. Корпорация может привлекать капитал тремя основными способами: эмиссией акций; посредством получения кредитов и займов в различных формах; использовать собственные доходы.

Для определения общего размера мобилизованного корпорацией капитала используют показатель капитализации. Численно он равен сумме акционерного капитала и долгосрочных обязательств.

Акционерный капитал включает: номинальную стоимость обыкновенных и привилегированных акций; эмиссионный доход; стоимость акций, приобретенных корпорацией; резервный капитал и нераспределенную прибыль, направленную на увеличение акционерного капитала.

Отношение одного из элементов показателя капитализации (стоимости выпущенных в обращение обыкновенных и привилегированных акций, облигаций) к общей его величине позволяет установить коэффициенты капитализации. Они характеризуют уровень привлечения корпорацией тех или иных собственных и заемных источников финансовых ресурсов.

Коэффициенты капитализации вычисляют по формулам:

Коэффициент капитализации = стоимость обыкновенных привилегированных акций (1.4) акционерной общая величина капитализации пассива баланса собственности

Коэффициент капитализации по долгосрочным обязательствам = долгосрочные обязательства (займы) (1.5) общая капитализация пассива баланса

Корпорация, привлекающая капитал только через выпуск акций, имеет упрощенную структуру капитала (консервативную или умеренную). Те акционерные компании, которые значительную часть своих пассивов формируют за счет долгосрочных заемных средств, обладают агрессивной структурой капитала и обычно в ходе финансового анализа получают пониженный кредитный рейтинг. Уровень долгосрочной задолженности, превышающий 30—35% всех пассивов, обычно расценивают как рискованный Алексеев М. Ю. Рынок ценных бумаг. — М.: Финансы и статистика, 2002. С. 205.

Результаты фундаментального анализа оформляют в виде исследовательского отчета. Многие аналитики корпораций в первом разделе данных отчетов приводят основные показатели, характеризующие их деятельность, ключевые выводы, сделанные в ходе изучения, а также рекомендации относительно целесообразности купли-продажи эмиссионных ценных бумаг, выпускаемых этими акционерными компаниями.

Второй этап — определение целей эмиссии. В связи с высокой стоимостью собственного капитала, полученного из внешних источников, цели эмиссии должны быть достаточно обоснованными с позиций будущего развития компании-эмитента и возможностей значительного повышения курсовой стоимости его ценных бумаг. Главными целями, которыми руководствуются эмитенты, прибегал к данному источнику формирования собственного капитала, являются:

* реальное инвестирование, связанное с отраслевой и рациональной диверсификацией производственно-коммерческой деятельности (создание сети новых филиалов, дочерних фирм, новых производств и т. д.);

* необходимость значительного улучшения структуры капитала за счет повышения доли собственных средств в его общем объеме. Обеспечение на этой основе роста коэффициента финансовой независимости и снижение за счет данного фактора цены привлечения заемного капитала;

* предполагаемое поглощение других компаний с целью получения синергетического эффекта.

Синергетический эффект определяется дополнительными экономическими пре имуществами, которые возникают при успешном объединении фирм (их слиянии и поглощении). Эти преимущества появляются при рациональном использовании общего производственного и финансового потенциалов слившихся компаний, при взаимодополнении технологий и выпускаемой продукции, при использовании возможностей сокращения текущих издержек и других аналогичных факторов;

* иные цели, требующие быстрой мобилизации значительного объема собственного капитала.

Третий этап — определение объема эмиссии. При установлении объема эмиссии целесообразно исходить из ранее рассчитанной потребности в собственных финансовых ресурсах за счет внешних источников финансирования. Объем эмиссии акций определяют путем умножения количества выпускаемых акций на номинальную стоимость одной акции (в процессе одной эмиссии может быть установлен один вариант номинала акций).

Четвертый этап — установление номинала, видов и количества эмитируемых акций. Количество и номинальная стоимость приобретаемых (размещаемых) акционерным обществом акций фиксируется в его уставе. В этом документе могут быть определены количество и номинал акций, которые корпорация вправе разместить в дополнение к ранее эмитированным акциям (объявленные акции). По рядок и условия размещения объявленных акций также устанавливают в уставе. Изменение номинальной стоимости и количества акций, находящихся в обращении, допускается при увеличении (уменьшении) уставного капитала. Такое решение вправе принять общее собрание акционеров.

Пятый этап — оценка стоимости привлекаемого акционерного капитала. Подобную оценку осуществляют по двум параметрам:

* по прогнозному уровню дивидендов исходя из выбранного типа дивидендной политики;

* по расходам по выпуску и размещению акций (в среднегодовом исчислении).

Расчетную стоимость привлекаемого акционерного капитала сравнивают с его фактической средневзвешенной стоимостью (WАСС) и средним уровнем процентной ставки на рынке ссудного капитала. Только после этого принимают окончательное решение об эмиссии акций.

Шестой этап — изучение форм гарантированного размещения ценных бумаг (underwriting — «андеррайтинг»). Открытое размещение акций, как правило, производят с помощью финансового посредника (дилера), который организует первичную и повторную реализацию ценных бумаг эмитента на фондовом рынке. Андеррайтеры предоставляют компании-эмитенту следующий набор услуг Четыркин Е. М. Методы финансовых и коммерческих расчетов. М.: Финансы и статистика, 2005.:

* выбор способа эмиссии ценных бумаг;

* установление цен на новые ценные бумаги;

* продажа новых ценных бумаг и др.

В роли дилеров выступают коммерческие и инвестиционные банки, инвестиционные фонды и компании. Обычно андеррайтер выкупает для себя ценные бумаги эмитента по цене, которая ниже цены предложения, и тем самым принимает на себя риск по их реализации. Поскольку действия андеррайтеров сопряжены со значительным риском, то они предпочитают объединять усилия и образуют группу андеррайтеров, называемую синдикатом для диверсификации риска и облегчения реализации эмиссии.

Чтобы быстро и эффективно осуществлять открытое размещение эмитируемого объема акций, компания-эмитент:

* определяет состав финансовых посредников (андеррайтеров);

* согласовывает с ними цены начальной котировки акций и размер комиссионного вознаграждения дилеру;

* обеспечивает регулирование объема продажи акций, а также поддержание ликвидности размещенных ранее ценных бумаг на первоначальном этапе их обращения.

Взаимоотношения между эмитентом и андеррайтером регулируются договором о выпуске и размещении ценных бумаг. В нем указывают: вид андеррайтинга (твердое соглашение, максимум и минимум усилий по размещению ценных бумаг); размер вознаграждения посредника (спрэд Спред — это компенсация андеррайтеру за его услуги, которая выражается в разнице между ценой покупки и ценой продажи акций на фондовом рынке. Такая разница в цене составляет основное вознаграждение финансового посредника за его услуги.) и прочие условия.

Выводы к первой главе

Следовательно, эмиссионная политика корпорации направлена на быстрое и максимально выгодное привлечение дополнительного акционерного капитала для целей ее развития и укрепления позиций на товарном и финансовом рынках.

Основной целью эмиссионной политики является привлечение на фондовом рынке необходимого объема собственных финансовых средств в минимально возможные сроки. С учетом сформулированной цели эмиссионная политика предприятия представляет собой часть общей политики формирования собственных финансовых ресурсов, заключающейся в обеспечении привлечения необходимого их объема за счет выпуска и размещения на фондовом рынке собственных акций Ковалев В. В. Практикум по финансовому менеджменту. Конспект лекций с задачами. — М.: Финансы и статистика, 2007.

Таким образом, разработка эффективной эмиссионной политики предприятия охватывает следующие этапы (Рис. 1.1).

Следует подчеркнуть, что в условиях Кыргызстана привлечение дополнительного капитала за счет новой эмиссии акций — длительный и дорогостоящий процесс. Поэтому к данному источнику привлечения финансовых ресурсов прибегают только крупные акционерные компании, располагающие достаточными денежными ресурсами и имеющие широкую известность на фондовом рынке (например, компании топливно-энергетического комплекса, металлургической промышленности, связи, некоторых других отраслей хозяйства). Для большинства акционерных обществ Кыргызстана реального сектора экономики единственной возможностью выхода на фондовый рынок является доведение текущего финансового положения до соответствия требованиям, предъявляемым рынком, что позволит организовать обращение собственных эмиссионных ценных бумаг (акций и корпоративных облигаций). В современных условиях уставный капитал многих акционерных обществ во много раз ниже стоимости их чистых активов, что отдаляет перспективу выхода их ценных бумаг на фондовый рынок. Вследствие значительной недооцененности акций многие потенциальные эмитенты не рискуют выходить на рынок с новыми пакетами финансовых инструментов, что способно привести к не пропорциональному уменьшению доли действующих акционеров, лишив их контрольного пакета акций. Кроме того, потенциальные инвесторы часто не имеют объективной информации, позволяющей им правильно оценить инвестиционную привлекательность компаний-эмитентов, поскольку они заранее ориентированы на низкую стоимость (цену) их акций.

Рис. 1.1 Этапы формирования эмиссионной политики Существование многих предприятий в организационно-правовой форме акционерного общества при отсутствии присущей этой форме стратегии поведения на фондовом рынке (привлечение средств с этого рынка, расширение числа акционеров, установление прочных отношений с ними) лишает их возможности мобилизовать дополнительные финансовые ресурсы на цели развития производства.

Основной целью эмиссионной политики корпорации является привлечение с рынка ценных бумаг дополнительного объема денежных ресурсов в сжатые сроки и с минимальными транзакционными издержками. В соответствии с этой целью эмиссионная политика акционерного общества (корпорации) является частью общей инвестиционной политики в части привлечения дополнительного объема финансовых ресурсов за счет выпуска и размещения на фондовом рынке собственных акций.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ПРАКТИКА ЭМИССИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ТАШ-ТЕМИР»

2.1 Характеристика деятельности ОАО «Таш-Темир»

ОАО «Таш-Темир» это предприятие, основным видом деятельности которого является строительство и ремонт, осуществляемый в городе Бишкек. На рынке строительных услуг ОАО «Таш-Темир» находится 10 лет. За это время предприятие создало свою производственную базу, на территории которой были построены складские помещения, цеха для удовлетворения потребностей производства строительно-монтажных работ.

Помимо производства строительно-монтажных работ предприятие предлагает услуги по аренде помещений (павильонов) под оптовую торговлю на территории собственной производственной базы, где был организован оптовый рынок. ОАО «Таш-Темир» является дочерним предприятием Азат Домостроительная корпорация ДСК АО, которая занимается производством строительного оборудования и строительством зданий. Адрес: 720 031, Кыргызстан, Бишкек, ул. Кулатова, д. 8 т. (996 312) 42−78−22; 54−42−68 ф. 54−42−68

Предприятие было создано для осуществления текущего ремонта имеющихся, а также строительства новых производственных площадей Азат Домостроительная корпорация ДСК АО и его дочерних предприятий. Также ОАО «Таш-Темир» предоставляет услуги по ремонту крупных зданий (жилых домов, складских помещений, ангаров), офисов, строительству частных домов из кирпича (коттедж).

Управление и контроль за деятельностью предприятия осуществляет генеральный директор (рис. 2.1).

Рис. 2.1 Структура организации управления предприятием ОАО «Таш-Темир» имеет собственную производственную базу, на которой осуществляется:

— производство строительных материалов (пиломатериал и т. д.);

— изготовление изделий из дерева (двери, оконные блоки) и металла (металлические двери, ворота, решетки и т. д.);

— складирование строительных материалов приобретенных и собственных.

Основным подразделением в структуре предприятия является производственно-технический отдел. В его функции входит:

— составление и заключение договора с организацией заказчиком;

— составление проектно-сметной документации;

— непосредственное выполнение строительно-монтажных работ;

— сдача выполненных объемов работ заказчику;

— подписание акта выполненных работ.

Транспортный отдел выполняет доставку рабочих бригад, строительных материалов, оборудования и т. д. на строительные объекты.

На складе предприятия осуществляется: прием, хранение, выдача хозяйственного инвентаря и материалов.

Вспомогательным производством осуществляется выпуск строительных материалов (пиломатериал) и изделий из древесины (рамы, оконные блоки, двери и т. д.), металла (решетки, ограждения, ворота и т. д.) по заказу производственно-технического отдела для выполнения строительно-монтажных работ.

Отдел кадров ведет учет работников предприятия.

Бухгалтерией предприятия выполняется:

— учет финансово хозяйственной деятельности;

— сдача отчетности в налоговые и контролирующие органы.

Для анализа структуры собственного капитала, выявления причин изменения отдельных его элементов и оценки этих изменений за анализируемый период на основании данных финансовой отчетности составим таблицу 2.1.

Как видно из таблицы 2.1 за анализируемый период произошли значительные изменения в структуре собственного капитала. Если в 2010 г. он состоял на 94,50% из добавочного капитала и на 0,14% из уставного, то к концу 2011 г. его состав значительно расширился за счет остатка нераспределенной прибыли.

Таблица 2.1

Динамика структуры собственного капитала ОАО «Таш-Темир»

Источники капитала

Темп роста за 2009;2011 гг.

тыс. сом.

%

тыс. сом.

%

тыс. сом.

%

Уставный капитал

0,14

0,09

0,11

;

Добавочный капитал

94,5

60,83

74,99

;

Резервный капитал

;

;

;

;

;

;

;

Фонд социальной сферы

5,37

8,47

;

;

;

Нераспределенная прибыль прошлых лет

;

;

;

;

16,66

;

Нераспределенная прибыль отчетного года

;

;

30,61

24,91

21,86

Итого собственный капитал

;

;

;

126,01

Размер уставного капитала за анализируемый период не изменился и остался равным 83 тыс. сом., однако его удельный вес в составе источников собственного капитала снизился с 0,14% до 0,11%. Сумма добавочного капитала также осталась неизменной и равна 57 802 тыс. сом. Произошло снижение удельного веса добавочного капитала на 19,51%, за счет образования дополнительного источников формирования собственного капитала:

— нераспределенной прибыли отчетного года в размере 6358 тыс. сом.

— нераспределенной прибыли прошлых лет в размере 12 839 тыс. сом.

Эти дополнительные источники значительно повлияли на увеличение собственного капитала предприятия. Их удельный вес в структуре собственного капитала составил 8,25% и 16,66%.

Структура капитала анализируемого предприятия не несет в себе большого риска для инвесторов, так как предприятие работает преимущественно на собственном капитале.

Для того чтобы проанализировать состояние и движение собственного капитала необходимо составить аналитическую таблицу 2.2.

Таблица 2.2

Анализ движения собственного капитала ОАО «Таш-Темир»

Наименование статей

Коэффициент поступления

Коэффициент выбытия

Уставный капитал

;

;

;

;

;

;

Добавочный капитал

;

;

;

0,18

;

;

Резервный капитал

;

;

;

;

;

;

Фонды социальной сферы

1,02

;

;

;

0,21

;

Нераспределенная прибыль прошлых лет

;

;

2,78

;

0,21

1,61

Резервы предстоящих расходов

;

;

1,07

;

;

;

Оценочные резервы

;

;

;

;

;

;

Для расчета коэффициентов поступления и выбытия применялись формулы Теплова Т. В. Финансовый менеджмент: управление капиталом и инвестициями: учебник для вузов / Т. В. Теплова. М.: ГУ-ВШЭ, 2000. 504 с.:

Кп= Поступило/Остаток на конец года, Кв= Выбыло/ Остаток на начало года.

По данным таблицы 2.2 видно, что на предприятии практически отсутствует движение капитала. Значения коэффициентов выбытия значительно превышают значения коэффициентов поступления. Это говорит о том, что на предприятии заморожен процесс наращивания капитала. Наращивание средств происходило только по статье нераспределенная прибыль прошлых лет (+2,78).

Анализ собственных средств предприятия предполагает определение фактического размера средств и факторов, влияющих на их динамику.

По данным таблицы 2.3 видно, что за анализируемый период собственные оборотные средства предприятия выросли на 7262 тыс. сом. и составили в 2011 г. — 8079 тыс. сом. Положительный показатель собственных оборотных средств говорит об увеличении получаемой предприятием прибыли. Отрицательное влияние на сумму собственных оборотных средств оказало увеличение показателя незавершенного строительства на 11 264 тыс. сом.

Таблица 2.3

Расчет наличия собственного капитала ОАО «Таш-Темир»

Показатели

Абс. отклонение 2009;2011

Уставный капитал

;

Добавочный капитал

;

Резервный капитал

;

;

;

;

Фонды социальной сферы

;

— 3284

Нераспределенная прибыль прошлых лет

;

;

+12 839

Нераспределенная прибыль отчетного года

;

+6358

Итого источников собственных средств

+15 913

НМА

— 296

Основные средства

+13 833

Незавершенное строительство

+11 264

Прочие внеоборотные активы

;

;

;

;

Итого ВОА

+24 809

Собственные оборотные средства

+7262

Проведем анализ рентабельности капитала Рентабельность собственного капитала является одним из основных показателей эффективности функционирования предприятия, вся деятельность которого должна быть направлена на увеличение суммы собственного капитала.

По данным таблицы 2.4 видно, что в отчетном году увеличилась выручка от реализации (+122 091 тыс. сом.), себестоимость продукции (+132 793 тыс.сом.) и внереализационные доходы (+2452 тыс. сом.), но уровень рентабельности продаж по сравнению с 2007 г. упал на 13,5%, чистая рентабельность на 10,26%.

Деятельность организации в 2011 г. была убыточнее чем в 2009 г. Так как не малое влияние на предприятие оказал финансовый кризис.

Таблица 2.4

Динамика влияния отдельных факторов на рентабельность капитала ОАО «Таш-Темир»

Факторы, влияющие на рентабельность

Абс. отклонение 2009;2011 г. г.

Выручка от продажи

+122 091

Себестоимость

+132 793

Коммерческие расходы

;

;

;

;

Управленческие расходы

;

;

;

;

Рентабельность (убыточность) продаж

18,39

14,54

4,89

— 13,50

Проценты к получению

;

;

;

;

Проценты к уплате

;

;

;

;

Доходы от участия в других организациях

;

;

;

;

Прочие операционные доходы

;

;

;

;

Прочие операционные расходы

;

;

;

;

Прочие внереализационные доходы

+2452

Прочие внереализационные расходы

— 2173

Налог на прибыль

— 698

Чрезвычайные доходы

;

;

;

;

Чрезвычайные расходы

;

;

;

;

Чистая рентабельность (убыточность)

16,22

13,68

5,69

— 10,26

Кроме коэффициентов рентабельности продаж и чистой рентабельности для анализа собственного капитала используют следующие показатели:

1. рентабельность всего капитала;

2. рентабельность собственного капитала;

3. рентабельность финансовых вложений.

Различные показатели рентабельности представлены в таблице 2.5.

По данным таблицы 2.4. видно, что рентабельность уменьшились по всем показателям. Так на единицу проданной продукции, приходится 4,89% прибыли, что на 13,5% меньше чем в 2010 г. И только 5,96% прибыли остается у предприятия после выплаты налогов — на 10,25% меньше чем в 2009 г. На 11,53% уменьшился размер чистой прибыли, приходящейся на единицу выручки и составил 5,95%. Экономическая рентабельность показывает, что на предприятии снизилась эффективность использования имущества на 11,53%. Так же снизилась эффективность использования собственного капитала и составила 18,98% по сравнению с 2009 г. — 29,42%. На 1 сом. затрат приходится 5,15% прибыли от продаж. Произошло ухудшение в использовании капитала, вложенного в деятельность предприятия на длительный срок.

инвестиционный самофинансирование эмиссионный политика Таблица 2.5

Показатели рентабельности

Показатели

Абс. отклонение 2009;2011 гг.

Рентабельность продаж, %

18,39

14,54

4,89

— 13,5

Бухгалтерская рентабельность обычной деятельности, %

16,21

13,68

5,96

— 10,25

Чистая рентабельность, %

16,21

13,68

5,96

— 10,25

Экономическая рентабельность, %

24,37

25,37

12,84

— 11,53

Рентабельность собственного капитала, %

29,42

42,62

18,98

— 10,44

Затратоотдача, %

22,54

17,02

5,15

— 17,37

Рентабельность перманентного капитала, %

29,42

42,62

18,98

— 10,44

Рентабельность активов может повышаться при неизменной рентабельности продаж и росте объема реализации, опережающем увеличение стоимости активов, т. е. ускоренной оборачиваемости активов (ресурсоотдачей). И, наоборот, при неизменной ресурсоотдаче рентабельность активов может расти и за счет роста балансовой (до налогообложения) рентабельности.

Большое значение для организации имеет то, за счет каких факторов растет или снижается рентабельность активов. Потому что у разных организаций неодинаковы повышения рентабельности продаж и увеличения объема реализации.

Рентабельность продаж можно наращивать путем повышения цен или снижения затрат. Однако эти способы временны и недостаточно надежны. Наиболее последовательная политика организации, отвечающая целям укрепления ее финансового состояния, состоит в том, чтобы увеличивать производство и реализацию той продукции, необходимость которой определена путем улучшения рыночной конъюнктуры.

При анализе экономической рентабельности, безусловно, нужно принимать во внимание роль отдельных ее элементов. Но зависимость целесообразно строить не через оборачиваемость элементов, а через оценку структуры капитала в увязке с динамикой его оборачиваемости и рентабельности.

Для повышения рентабельности собственного капитала необходимо принимать во внимание три ключевые особенности этого показателя.

Связь между рентабельностью собственного капитала и рентабельностью активов (прибыль/убыток) отражает важное значение феномена задолженности.

Рентабельность собственного капитала равна отношению чистой прибыли (т.е. результата после финансовых расходов) к собственному капиталу.

На анализируемом предприятии деятельность финансируется только за счет собственного капитала, показатель задолженности равен нулю.

В таблице 2.6 показано влияние экономической рентабельности на рентабельность собственного капитала. По данным таблицы 2.6 видно, что доходность собственного капитала уменьшилась на 15,09%. Произошло это за счет снижения экономической рентабельности на 11,53%. Это оказало влияние на уменьшение рентабельности продаж на 13,5% и на уменьшение чистой рентабельности на 10,26%.

Таблица 2.6

Влияние коэффициента экономической рентабельности на рентабельность собственного капитала ОАО «Таш-Темир»

Показатели

Абс. отклонение 2009;2011

Прибыль от продаж, тыс. сом.

— 10 702

Проценты, тыс. сом.

Налог на прибыль, тыс. сом.

— 3211

Чистая прибыль, тыс. сом.

— 7491

Рентабельность собственного капитала, %

26,01

31,72

10,92

— 15,09

На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что ОАО «Таш-Темир» испытывает финансовые затруднения по причине недостатка собственных источников формирования капитала.

Для улучшения финансового состояния и совершенствования учета собственного капитала анализируемого предприятия разработаны следующие рекомендации:

— увеличить уставный капитал общества с целью повышения его финансовых гарантий;

— создать резервный фонд;

— усовершенствовать учет собственного капитала;

— чаще и в большем объеме использовать собственные финансовые ресурсы в процессе осуществления хозяйственной деятельности;

— использовать собственный капитал предприятия для осуществления инвестиционных проектов с целью получения максимальной прибыли;

— совершенствовать бухгалтерскую отчетность общества в целях возможности ее использования для финансового анализа всеми участниками рынка.

2.2 Анализ и оценка эффективности эмиссионной политики ОАО «Таш-Темир»

Открытое акционерное общество «Таш-Темир» начало свою работу в 2002 году. Форма собственности — частная, учредителями являются физические лица. В таблице 2.7 представлены необходимые данные для разработки эмиссионной политики.

Таблица 2.7

Исходные данные для анализа эмиссионной политики

1. Уставный капитал ОАО при учреждении

29 тыс. сом.

2. Номинальная стоимость акции

100 сом.

3. Прибыль к распределению

12,9 тыс. сом.

4. Тип эмиссии

Повторная

5. Прирост по дивиденду

0,29%

6. Коэффициент в

1,3

Первичный выпуск ценных бумаг При учреждении предприятия общим собранием акционеров было принято решение о выпуске акций (обыкновенных и привилегированных), которые были распределены между его участниками.

Уставный капитал ОАО «Таш-Темир» составляет 29 000 000 сом. Были выпущены акции двух видов: обыкновенные и привилегированные классические. Номинальная стоимость обыкновенных и привилегированных акций равна между собой и составляет 100 сом.

Размер уставного капитала определяется по формуле (2.1) Овсейчук М. Ф. Сидельникова Л.Б. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. — М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2007.:

УК=PN*№(2.1)

Чтобы определить общее количество акций необходимо уставный капитал поделить на номинальную стоимость акций:

где — количество акций, штук;

— уставный капитал, сом.;

— номинальная стоимость акции, сом.

Из 290 000 штук 232 000 — обыкновенные акции (80%), а 58 000 — привилегированные (20%). По привилегированным акциям ставка дивиденда составляет 20%.

Повторная эмиссия ценных бумаг Повторная эмиссия ценных бумаг осуществляется с целью финансирования инвестиционной и расширения производственно-хозяйственной деятельности акционерного общества. В таблице 2.8. представлены состав и структура акционерного капитала ОАО «Таш-Темир»

Таблица 2.8

Состав и структура акционерного капитала ОАО «Таш-Темир»

Показатель

Номинальная стоимость, сом.

Количество, штук

Объем выпуска, сом.

Доля в выпуске, %

Доля в УК, %

Акции первого выпуска

Обыкновенные

Привилегированные

В том числе: классические

Итого

;

100,00

50,00

Акции второго выпуска

Обыкновенные

Привилегированные

в том числе:

классические долевые кумулятивные

Итого

;

100,00

50,00

Всего

;

;

100,00

Уставный капитал увеличивается в 2 раза и теперь составляет 58 000 000 сом. Во втором выпуске выпущено 232 000 обыкновенных акций и 58 000 — привилегированных. Выпущены следующие виды привилегированных акций: классические (17 400 штук), долевые (29 000 штук), кумулятивные (11 600 штук). Привилегированные акции размещены среди топ — менеджеров предприятия.

Таким образом, всего выпущено 290 000 акций, из них 80% обыкновенных и 20% привилегированных. Согласно Закона КР «Об акционерных обществах http://www.bankir.kg/ruhome/general_bankiram/zakon/zakon_five» номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25 процентов от уставного капитала общества, и в нашем предприятии это требование выполняется. Номинальная стоимость акций — 100 сом. каждая. Собранием акционеров было решено установить фиксированный дивиденд по привилегированным акциям в размере 20%; данная ставка дивиденда закреплена в учредительных документах акционерного общества и является законодательной нормой. Проценты начисляются один раз в год и выплачиваются 31 декабря каждого года.

Также учетной политикой организации предусмотрено создание резервного фонда. Отчисления в него составляют 7% от чистой прибыли.

Вывод к второй главе

Итак, на сегодняшний день, предприятия стоят перед острой необходимостью модернизации, расширения и развития, перед необходимостью выпускать качественную и конкурентоспособную продукцию.

На эти цели нужны значительные средства, которые предприятиям предстоит привлекать используя свои силы и свои собственные источники, так как кредитные организации по разным причинам пока не в состоянии предоставить нужные суммы на длительный период времени, а уровень рентабельности производства пока не позволяет использовать банковские кредиты в качестве долгосрочного источника финансирования.

В силу того, что получаемой прибыли недостаточно, амортизационные фонды по ряду причин не выполняют своего назначения, самофинансирование становится серьезной проблемой, и одним из эффективных путей решения этой проблемы является механизм эмиссии ценных бумаг, который позволяет в разумные сроки привлечь необходимый объем средств по доступной цене.

Сегодня, оценивая перспективу финансирования своих будущих вложений, 40−50% предприятий в качестве реального источника средств видят собственные ресурсы и лишь 15−20% надеются на получение банковских кредитов. Банки же, опасаясь предоставлять кредиты, ссылаются на высокие кредитные риски.

Ключевая задача вторичной эмиссии заключается в обеспечении эффективных условий для притока инвестиций. Кроме того, существует целый комплекс задач, эффективное решение которых возможно с помощью эмиссии ценных бумаг.

Одна из важнейших характеристик эмиссии — ее эффективность, которую можно определить как вероятность привлечения с помощью эмиссии необходимых средств в запланированные сроки при издержках не превышающих планируемые. Эффективность эмиссии для эмитента прямо пропорционально зависит от объема эмиссии, срока обращения эмитируемых ценных бумаг и их ликвидности и обратно пропорционально зависит от уровня доходности ценных бумаг, от их надежности и от имеющихся финансовых обязательств эмитента.

Для разработки стратегии выхода предприятия «второго эшелона» на фондовый рынок выделено основные пять видов ценных бумаг: акции — простые и привилегированные, облигации — с дисконтом, с плавающим купоном, и с фиксированным купоном с различными сроками обращения.

В связи с этим, с учетом сложившейся ситуации на рынке ценных бумаг и в экономике страны в целом, предложена стратегия выхода предприятия «второго эшелона» на фондовый рынок с целью привлечения долгосрочного финансирования. Стратегия заключается в том, что на первом этапе проводится эмиссия облигаций со сроком обращения не более года и фиксированным купоном. Далее проводятся эмиссии облигаций с увеличением срока обращения и с переходом на плавающий купон. На втором этапе проводится эмиссия привилегированных акций и заключительным этапом является эмиссия обыкновенных акций.

По оценкам многих экспертов, в стране есть источник инвестиций, обладающий большим потенциалом — сбережения населения. Компаниям-эмитентам при проведении эмиссии и размещении своих ценных бумаг, необходимо ориентироваться не только на профессиональных участников рынка, но и на частных лиц. Это должно отразиться на размере номинала, на упрощении процесса покупки-продажи ценных бумаг, на дивидендной политике эмитента.

Эмиссия ценных бумаг должна быть хорошо просчитана и иметь конкретные цели и задачи, для чего должна быть разработана грамотная эмиссионная и дивидендная политика.

Эмиссия акций эффективна при большом объеме эмиссии и подходит, в основном, крупным, широко известным компаниям с хорошей репутацией и положительной кредитной историей.

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВА ЭМИССИОННОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «ТАШ-ТЕМИР» В БУДУЩЕМ

3.1 Проблемы в области эмиссионной политики ОАО «Таш-Темир»

Эмиссионная деятельность предприятия охватывает широкий спектр проблем, выходящих за рамки финансового менеджмента. Поэтому, рассматривая вопросы эмиссионной политики предприятия как формы привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников, мы введем ряд ограничений.

Во-первых, эмиссионная политика предприятия в рассматриваемом варианте будет ограничена вопросами эмиссии только акций — основного источника формирования собственного капитала на фондовом рынке.

Во-вторых, из перечня рассматриваемых вопросов будет исключено акционирование приватизируемых государственных предприятий. Их корпоратизация представляет собой лишь смену форм собственности с государственной на акционерную без дополнительного привлечения реального капитала.

В-третьих, мы ограничимся рассмотрением лишь финансовых аспектов эмиссионной политики, не затрагивая организационных и других ее вопросов (печатания бланков акций, регистрации выпуска, публикации эмиссионного проспекта и т. п.).

Привлечение собственного капитала из внешних источников путем дополнительной эмиссии акций является сложным и дорогостоящим процессом. Поэтому к данному источнику формирования собственных финансовых ресурсов следует прибегать лишь в крайне ограниченных случаях.

С позиции финансового менеджмента основной целью эмиссионной политики является привлечение 'на фондовом рынке необходимого объема собственных финансовых средств в минимально возможные сроки. С учетом сформулированной цели эмиссионная политики предприятия представляет собой часть общей политики формирования собственных финансовых ресурсов, заключающейся в обеспечении привлечения необходимого их объема за счет выпуска и размещения на фондовом рынке собственных акций.

На основе анализа проблем денежной эмиссии в ОАО «Таш-Темир» можно сделать следующие выводы. Эффективность эмиссионной деятельности и денежно-кредитной политики в целом напрямую зависит от организации финансовой системы, а не от «нехватки» или «излишка» ликвидности в каналах обращения (это — вторичная и во многом надуманная проблема), от наличия достаточно крупных финансовых институтов, реально опосредующих денежное обращение и готовых к ответственному сотрудничеству с денежными властями. Здесь целесообразно принятие ряда мер со стороны последних: в частности, «внесение изменений в законодательство о НБКР с целью ориентирования его на предотвращение кризисных ситуаций в банковской сфере, также внести ряд изменений и дополнений в работу Фондовой биржи. Суть эффективной эмиссионной политики заключается не в латании прорех сферы обращения, а в проведении в рамках коалиции партнеров — крупных финансовых институтов определенной стратегии в области финансовых потоков, что не сводится лишь к регулированию предложения денег.

Эмиссионную активность следует рассматривать как более действенный инструмент управления денежным хозяйством, чем процентную политику. Ее эффективность требует развития правовой и институциональной инфраструктуры вексельного обращения, а также дисконтной деятельности, связанной с учетом коммерческих бумаг (переводных векселей), имеющих банковский акцепт, и прямых банковских обязательств, если они сопряжены с финансированием инвестиционных проектов, среди участников которых есть первоклассные инвесторы, в том числе иностранные. Иначе говоря, эмиссионная активность должна быть привязана не к финансированию конкретных (инвестиционных) видов сделок, как-то предлагается в контексте идеи двойной денежной системы и так называемых «инвестиционных счетов?, а к определенному — инвестиционно-финансовому — типу рыночного поведения финансовых институтов.

Эмиссия против коммерческих бумаг внешне схожа с ультрамонетаристской (и родственной ей плановой советской) трактовкой эмиссии. Однако в действительности между ними существует принципиальная разница. В случае эмиссии против коммерческих бумаг (векселей) эмиссионная деятельность зависит не от потребностей сферы обращения как таковой, а от потребностей в кредите. Она имеет не формально-техническую, а кредитно-финансовую природу. Эмиссия против правительственных обязательств возможна, если эмиссионный банк приобретает их на вторичном рынке и принимает выставленные в их оплату чеки в счет резервных требований; тем самым эмиссионную деятельность, связанную с увеличением внутреннего госдолга, следует регулировать в комплексе с резервной политикой.

Ориентиры прироста денежной массы на базе эмиссии против госбумаг должны быть устойчивыми во времени и могут определяться исходя из расчетных параметров кривой Лаффера для инфляционного налога. Этот механизм, однако, может быть работоспособным только при условии налоговой реформы, которая должна исходить из расчетных параметров оптимального уровня налогообложения. Возможна также денежная эмиссия против увеличения официальных валютных резервов. Ее ориентиры устанавливаются исходя из допустимых значений предельного снижения валютного курса сом., то есть таких, при которых совокупный предельный проигрыш импортеров не будет превышать совокупный предельный выигрыш экспортеров Другим ориентиром снижения курса могла бы служить «компенсация за риск», то есть «курс возврата» отечественных капиталов из-за рубежа и/или «курс дедолларизации» сбережений. Этот ориентир, однако, хуже первого, поскольку существует опасность чрезмерного снижения курса, что может спровоцировать гонку цен на внутреннем рынке, а также потому, что при оценке его расчетной величины пришлось бы столкнуться с проблемой неопределенности.

3.2 Возможности совершенствования эмиссионной политики ОАО «Таш-Темир»

Рассмотрим возможности модернизации ОсОО «Таш-Темир» с помощью эмиссии облигаций.

На покупку нового оборудования предприятию требуется 200 тыс. сом. Объем реализации продукции предприятия — 300 тыс. сом. в год, затраты — 200 тыс. сом., из них условно-постоянные 60 тыс. сом. После модернизации оборудования в течение двух лет предполагается увеличить объем реализации в два раза — за счет роста производительности труда, снижения издержек на единицу продукции, выпуска конкурентоспособной продукции. Предполагается увеличение постоянных затрат до 90 тыс. сом. Предлагается финансирование проекта с помощью эмиссии облигаций на сумму 200 тыс. сом. ($ 6,5 тыс.).

Подберем оптимальный вариант для суммы эмиссии $ 7 тыс. Им является вариант с минимальной стоимостью привлеченных средств 26,1% годовых.

Соответственно, параметры облигационного займа будут следующие: срок обращения — 2 года; купонные выплаты — 24% годовых.

Рассмотрим возможность проведения такой эмиссии для ОсОО «Таш-Темир» с помощью анализа его денежных потоков.

Результаты представлены в виде таблицы 3.1 (в тыс. сом.):

Таблица 3.1

Анализ денежных потоков ОсОО «Таш-Темир»

Денежный приток

Базовый год

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

5-й год

Денежные средства на

141,4

68,4

243,4

418,4

начало периода

Валовая выручка

Средства от эмиссии

Денежный отток

Затраты

298,6

Налог на прибыль

Купонные выплаты

На погашение облигаций

Чистый денежный поток на конец периода

141,4

68,4

243,4

418,4

593,4

Дисконтированный поток

В затратах базового года учтены затраты на покупку оборудования (200 тыс. сом.), а в затратах 1-го года учтены затраты на организацию и проведение облигационного выпуска (3 тыс. сом.), налог на эмиссию (0,8% от 200 тыс. сом = 1,6 тыс. сом.) и вознаграждение андеррайтеру (2% от 200 тыс. сом. = 4 тыс. сом.).

Таким образом, вариант финансирования данного проекта ОсОО «Таш-Темир» с помощью эмиссии облигаций полностью себя оправдывает. Резкое падение прибыли на время выпуска облигаций из-за выплаты процентов и погашения облигаций, перекрывается на третий год ростом прибыли в 2,3 раза по отношению к базовому году. Кроме того, главным результатом является то, что предприятие полностью оснащено современным оборудованием, которое безотказно прослужит 10−15 лет.

При выпуске облигационного займа необходимо рассчитать следующие коэффиценты:

1. Коэффициент покрытия.

2. Коэффициент обслуживания долга.

1. При вычислении коэффициента покрытия используется значение валовой прибыли в качестве ориентировочной оценки реального потока денежных средств для выполнения обязательств по погашению долга. Наиболее широко применяющимся коэффициентом покрытия является коэффициент покрытия процента (КПП), который выражается следующей формулой:

где Пп — прибыль до уплаты процентов и налогов;

Проб — процент по облигациям.

Для ОсОО «Таш-Темир» данный коэффициент будет следующим:

в первый год КПП = 160 тыс. / 48 тыс. = 3,3

во второй год КПП = 230 тыс. / 40 тыс. = 5,8

Величина коэффициента покрытия процента находится в норме, так как нормальное значение данного коэффициента должно быть более трех.

2. Коэффициент покрытия процента ничего не говорит о возможности компании выплачивать основные суммы долговых обязательств — это юридический платеж по долговым обязательствам, как и неуплата процентных платежей. Следовательно, необходимо рассчитать коэффициент покрытия полной суммы долгового обязательства (КДО). Этот коэффициент определяется следующим образом:

где Пп — прибыль до уплаты процентов и налогов;

Проб — процент по облигациям;

Восн — выплаты основной суммы;

I — ставка налога.

Для ОсОО «Таш-Темир» коэффициент обслуживания долга составит:

230 / (48 + 200 / (1 — 0,24)) = 0,74

Нормальное значение данного коэффициента должно быть больше единицы. Но в данном случае это не критично, так как финансирование выплат основной суммы долга происходит за счет прибыли, полученной в предыдущем году.

Для сравнения, рассмотрим альтернативные варианты финансирования проекта ОсОО «Таш-Темир» с помощью эмиссии обыкновенных или привилегированных акций. Для нас важно оценить затраты, которые возникают в каждом варианте финансирования и их влияние на деятельность предприятия. Обозначим эти затраты как дополнительные финансовые обязательства (ДФО), так как они добавляются к тем, что уже есть на данный момент, и сравним их суммы для каждого варианта:

· За счет эмиссии 2 000 000 обыкновенных акций по цене 100 сом. каждая.

· За счет выпуска 2 000 000 привилегированных акций с дивидендом в размере 5%.

· За счет эмиссии облигаций.

При условии, что в настоящее время в обращении находятся 8 000 000 обыкновенных акций. Дивиденд по обыкновенным акциям объявлен в размере 1% годовых. Результаты представлены в виде таблицы 3.2.

Таблица 3.2

Альтернативные варианты финансирования проекта

Варианты

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

5-й год

ДФО1

10,5

11,2

11,4

ДФО2

ДФОЗ

8,5

9,5

В первых двух вариантах, дополнительными финансовыми обязательствами являются дивидендные выплаты, которые вместе с ростом прибыли будут каждый год увеличиваться.

Исходя из таблицы, вариант финансирования с помощью эмиссии обыкновенных акций (ДФО1) является оптимальным. Сумма обязательств компании увеличивается незначительно, тем самым не оказывая заметного влияния на стабильность работы, в отличие от варианта эмиссии привилегированных акций (ДФО2), при котором сумма ДФО возрастает более чем в два раза. И в отличие от варианта эмиссии облигаций (ДФОЗ), при котором ДФО вырастают в семь раз, тем самым, оказывая некое дестабилизирующее воздействие на текущую деятельность компании. Но при третьем варианте финансирования после погашения обязательств перед облигационерами, сумма ДФО возвращается на базовый уровень и это является несомненным преимуществом данного варианта перед другими, в которых ДФО — дивидендные выплаты будут с каждым годом увеличиваться.

Кроме того, разместить эмиссию облигаций для предприятия, у которого нет положительной кредитной истории и нет известности на рынке, несравнимо проще, чем заниматься размещением дополнительной эмиссии его акций. В силу того, что облигации являются ценными бумагами с более высокой степенью надежности, чем акции. Более того, отсутствует риск разводнения капитала и угроза потери контроля над управлением в результате скупки сторонними лицами контрольного или блокирующего пакета акций.

Таким образом, на сегодняшнем уровне развития рынка корпоративных ценных бумаг и общего состояния промышленных предприятий «второго эшелона», оптимальным для последних, является вариант долгосрочного финансирования с помощью эмиссии купонных бездисконтных облигаций объемом $ 3−10 тыс. на срок 2−4 года с фиксированной ставкой процента в диапазоне от 18 до 26% годовых и номиналом 1000 сом.

Выводы к третьей главе

Таким образом, приходим к выводу, что самым распространенным способом привлечения инвестиций акционерным обществом является дополнительная эмиссия акций.

Преимущества дополнительной эмиссии следующие:

· Отсутствие необходимости при второй и прочих эмиссиях вносить изменения в устав акционерного общества; достаточно один раз определить количество дополнительных акций, которые объявляются при учреждении общества;

· Возможность моделирования изменений уставного капитала акционерного общества при его учреждении;

· Представление полной свободы акционерному обществу в определении перспектив финансового развития;

· Расширение возможностей акционерного общества в реальном управлении и формировании акционерного капитала;

· Ускорение роста уставного капитала.

К недостаткам дополнительной эмиссии можно отнести:

· Практически полную свободу и бесконтрольность совета директоров в изменении состава собственников в том случае, если вопросы проведения дополнительной эмиссии отнесены к его компетенции;

· Субъективный подход при определении числа дополнительных акций, фиксируемых в уставе;

· Отсутствие методик, рекомендаций по оптимизации соотношения числа дополнительных и размещенных акций с учетом конкретного профиля, отраслевой принадлежности акционерного общества.

То, что пока многие предприятия попросту пренебрегают дополнительной эмиссией, свидетельствует об отсутствие у многих акционеров четкого представления о механизме ее осуществления. Дополнительная эмиссия является одним из способов привлечения дополнительных финансовых ресурсов акционерными обществами, весьма привлекательным методом финансирования, что обусловлено свободой выбора срока дополнительной эмиссии, ее объема, заинтересованностью инвесторов в реальном доступе к управлению капиталом.

Негативное отношение к дополнительной эмиссии связано с необходимостью тщательно готовить документы по ее проведению, большими организационными хлопотами и неопределенностью ее социально — экономических последствий для трудового коллектива и аппарата управления. Однако время и жесткие финансовые реалии настойчиво подводят многих акционеров — учредителей, владельцев акционерных обществ к мысли о приоритетности и необходимости проведения дополнительной эмиссии как способы, прежде всего привлечения дополнительных инвестиций. Специалисты считают, что больший эффект достигается при крупном размере дополнительной эмиссии. Это объясняется тем, что расходы на проведение эмиссии, рекламу, иные издержки, связанные с выпуском, перекрываются большим объемом привлеченных инвестиций.

Фактором, стимулирующим развитие практики дополнительных эмиссий, является создание ряда организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, объединение депозитариев, регистраторов, брокеров, дилеров, что значительно упрощает размещение дополнительных выпусков акций. Способствует проведению дополнительных эмиссий и становление инфраструктуры вторичного рынка ценных бумаг. Кроме того, снижение инвестиционной привлекательности других финансовых инструментов создает дополнительные условия для привлечения отечественных инвесторов на вторичный рынок. Следует отметить, что многие иностранные инвесторы также заинтересованы в приобретении (в результате размещения дополнительных акций) определенной части акционерного капитала целого ряда перспективных предприятий. Особый интерес к дополнительным эмиссиям акционерных обществ ряда отраслей проявляют банки и банковские ассоциации.

Многие акционерные общества испытывают трудности, связанные с нехваткой финансовых ресурсов. Отсюда неплатежи, недостаточный уровень обеспечения производства необходимыми материальными ресурсами, задержки выплат заработной платы. По оценкам специалистов многие предприятия не используют заемных средств. Заметим, что в большинстве случаев это происходит из-за невозможности выплачивать высокие проценты и низкой платежеспособности предприятий. С другой стороны, с усилением конкуренции предприятия теряют традиционные рынки сбыта. Конкуренты переманивают постоянных смежников, поставщиков более льготными условиями сотрудничества, устанавливают демпинговые цены. Ситуация усугубляется высокими экспортными тарифами и, как правило, низкой конкурентоспособностью отечественных товаров на мировом рынке. В этих условиях дополнительная эмиссия выступает одним из факторов поддержания конкурентных позиций предприятий.

К объективным факторам, сдерживающим проведение дополнительных эмиссий, относятся:

· Отсутствие свободных финансовых ресурсов для их проведения (требуются средства на рекламу, печатание акций, организацию эмиссии, подготовку проспекта эмиссии и его регистрацию и др.);

· Нехватка квалифицированных специалистов, способных грамотно обосновать и эффективно осуществить дополнительную эмиссию;

· Отсутствие четко определенного механизма проведения дополнительной эмиссии;

· Недостаточное предложение услуг по проведению дополнительных эмиссий из-за слабого развития региональной инфраструктуры рынка ценных бумаг;

· Неотрегулированность, противоречивость ряда законодательных и нормативных актов.

Ключевая задача дополнительной эмиссии — обеспечение эффективных условий для притока инвестиций. Вместе с тем непродуманная дополнительная эмиссия может привести к серьезным конфликтам в коллективе предприятия и острейшим социально — экономическим проблемам его развития. Как показывает практика, конфликты в трудовом коллективе при дополнительной эмиссии возникают из-за:

· Недостаточной информированности членов коллективов об условиях дополнительной эмиссии;

· Непродуманности организационных вопросов ее проведения;

· Отсутствие контроля;

· Игнорирование имеющегося опыта проведения дополнительных эмиссий;

· Неучета изменения законодательства и нормативных актов;

· Отсутствия рекламы;

· Недостаточного опыта организаторов;

· Неподготовленности экономического обоснования дополнительного выпуска.

Социально-экономические проблемы появляются, если:

· Не решены вопросы изменения размера уставного капитала;

· Не отрегулированы вопросы изменения номинальной стоимости акций;

· Не сбалансированы пропорции между номинальной и реальной рыночной стоимостью акций;

· Между стоимостью акций и стоимостью иных аналогичных ценных бумаг;

· Не отработан механизм возможной конвертации ценных бумаг;

· Не продумана дивидендная политика;

· Не согласованы вопросы учетной политики предприятия и условия дополнительной эмиссии;

· Не учтены особые мнения совета директоров (наблюдательного совета) и работников дополнительной исполнительной дирекции, интересы отдельных акционеров;

· Не определены социально — экономические перспективы развития предприятия;

· Не выявлены возможные социально — экономические последствия дополнительной эмиссии;

· Не установлены границы возможного финансового риска.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе были рассмотрены как теоретические основы эмиссионной политики, так и была проведена практическая работа по разработке эмиссионной политики предприятия. Подводя итог данной работе можно сделать вывод, что привлечение собственного капитала из внешних источников путем дополнительной эмиссии акций является сложным и дорогостоящим процессом. Поэтому к данному источнику формирования собственных финансовых ресурсов следует прибегать лишь в крайне ограниченных случаях. С позиции финансового менеджмента основной целью эмиссионной политики является привлечение на фондовом рынке необходимого объема собственных финансовых средств в минимально возможные сроки. С учетом сформулированной цели эмиссионная политика предприятия представляет собой часть общей политики формирования собственных финансовых ресурсов, заключающейся в обеспечении привлечения необходимого их объема за счет выпуска и размещения на фондовом рынке собственных акций.

На примере лизинговой компании ОАО «Таш-Темир» мы рассмотрели эмиссионную политику на практике. Одна из важнейших характеристик эмиссии — ее эффективность, которую можно определить как вероятность привлечения с помощью эмиссии необходимых средств в запланированные сроки при издержках не превышающих планируемые. Эффективность эмиссии для эмитента прямо пропорционально зависит от объема эмиссии, срока обращения эмитируемых ценных бумаг и их ликвидности и обратно пропорционально зависит от уровня доходности ценных бумаг, от их надежности и от имеющихся финансовых обязательств эмитента. И проведя расчеты можно сделать вывод, что данной компании эмиссионная политика эффективна.

Нормативная литература:

1. Гражданский кодекс Кыргызской Республики. Бишкек. Токтом. 2012.

2. Закон Кыргызской Республики О рынке ценных бумаг (В редакции Закона КР от 27 января 2006 года № 18)

3. Годовой статистический отчет биржи за 2010, 2011, 2012 год. www.bts.kg

4. Постановление Госкомиссии КР по ценным бумагам от 9 января 2002 года № 2 «Об утверждении Положения о профессиональной деятельности брокеров и дилеров на рынке ценных бумаг Кыргызской Республики»

5. Постановление Нацкомиссии по ценным бумагам от 30 декабря 1998 года № 63 «Об утверждении Положения о клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг в Кыргызской Республике»

6. Постановление Госкомиссии КР по ценным бумагам от 2 июля 2001 года № 31 «Об утверждении Положения о профессиональной деятельности инвестиционных консультантов на рынке ценных бумаг КР

Специальная литература:

1. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? М.: Финансы и статистика, 2004.

2. Берстайн Л. А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация. М.: Финансы и статистика, 2006.

3. Бланк И. А. Управление активами. — К.: «Ника-Центр», 2007.

4. Большаков С. В. Основы управления финансами: Учебное пособие. — М.: ИД ФКБПРЕСС, 2007.

5. Бясов К. Т. Основные аспекты разработки инвестиционной стратегии организации // Финансовый менеджмент. — 2003. — № 4. — с. 65−74.

6. Золотогоров В. П. Инвестиционное проектирование: Учебное пособие. — Мн.: ИП Перспектива, 2005.

7. Ковалев В. В. Практикум по финансовому менеджменту. Конспект лекций с задачами. — М.: Финансы и статистика, 2007.

8. Ковалев В. В. Финансовый анализ: Управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 2005.

9. Колтынюк Б. А. Инвестиции: Учебник. Изд-во: СПб.: Изд-во Михайлова В. А. 2003. — 848с.

10. Кукукина И. Г. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. — М.: Юристъ, 2000. — 133 с.

11. Леонтьев В. Е. Финансовый менеджмент: Учебник. М: Элит, 2005.

12. Литвин М. И. Управление оборотными средствами предприятия в рыночной экономике. — Липецк: 2006.

13. Мелкумов Я. С. Теоретическое и практическое пособие по финансовым вычислениям. М.: ИНФРА-М, 2006.

14. Миронов М. Г., Замедлина Е. А, Жарикова Е. В. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие. М.: Экзамен, 2004.

15. Нешитой А. С. Инвестиции. Учебник. Издательство: «Дашков и Кo». 2007. — 372с.

16. Финансы организаций (предприятий): Учебник для вузов / Н. В. Колчина, Г. Б. Поляк и др.; Под ред. проф. Н. В. Колчиной. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 368с.

17. Сергеев И. В., Веретенникова И. И. Организация и финансирование инвестиций: Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2004.

18. Овсейчук М. Ф. Сидельникова Л.Б. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. — М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2007.

19. Шевчук Д. И. Корпоративные финансы. Учебное пособие. Издательство: «ГроссМедиа». 2008. — 143 с.

20. Четошникова Л. А. Экономическая оценка инвестиций: учебно-методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы. — Барнаул: Изд-во АГАУ, 2006.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой