Идентичность человека в контексте проблемы начала жизни в биоэтике
![Диссертация: Идентичность человека в контексте проблемы начала жизни в биоэтике](https://gugn.ru/work/5372198/cover.png)
Использование вспомогательных репродуктивных технологий, обостренное внимание сообщества к моральной неоднозначности проблемы абортов, регулирования рождаемости, перспектива репродуктивного и терапевтического клонирования, допустимости либеральной евгеники через широкое распространение преимплантационной диагностики эмбрионов — эти и другие события, инициируемые медициной, создают своеобразный… Читать ещё >
Содержание
- ПЕРВАЯ ГЛАВА. Идентичность человека в меняющемся мире
- 1. 1. Философско-антропологические стратегии идентичности
- 1. 2. Тело как фактор конструирования идентичности
- 1. 3. Устранение тела в мерцающей идентичности
- ВТОРАЯ ГЛАВА. Биоэтика как разновидность антропологического знания
- 2. 1. Биоэтика в дискурсе современного антропологического кризиса
- 2. 2. Эпистемологические особенности биоэтики
- 2. 3. Концепты биоэтики
- ТРЕТЬЯ ГЛАВА. Антропологический смысл проблемы начала жизни в биоэтике
- 3. 1. Граница начала жизни как предмет согласования
- 3. 2. Идентификация человеческого в проблеме статуса эмбриона
- 3. 3. Преобразование форм любви, сексуальности и родительства в технологиях искусственного воспроизводства
- 3. 4. Идентичность человека в проекте либеральной евгеники
Идентичность человека в контексте проблемы начала жизни в биоэтике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования.
Использование вспомогательных репродуктивных технологий, обостренное внимание сообщества к моральной неоднозначности проблемы абортов, регулирования рождаемости, перспектива репродуктивного и терапевтического клонирования, допустимости либеральной евгеники через широкое распространение преимплантационной диагностики эмбрионов — эти и другие события, инициируемые медициной, создают своеобразный контекст бытия современного человека, характеризующийся системной проблематизацией его идентичности. За последние десятилетия в мире появился принципиально новый пласт проблем, — обозначим их как биоэтические, — который имеет беспрецедентный характер по охвату вовлеченных в их обсуждение. Без преувеличения можно говорить о том, что попытки клонирования могут быть сравнимы по значимости, разве что с появлением в нашей жизни инопланетян. Когда-то Кант говорил о невозможности ответить на вопрос о том, что такое человек, поскольку нет никакой другой сущности, которую можно было бы с ним сопоставить. Сегодня человек такую сущность пытается создать, экспериментируя со своим телом, органами, способом своего воспроизводства, своей самостью, границами своего существования, моральными порядками, которые определяли эти границы. Возникновение вопроса об идентичности человека в контексте биотехнологических преобразований поднимает глубинную метафизическую проблему о специфичности бытия человеком. Драматичные ситуации, изучаемые биоэтикой, неизменно возвращают нас к вопросу о том, кто мы как люди, какова основа нашего самоудостоверения, нашего равенства самим себе, т. е. идентичности. Мы живем в эпоху, когда общезначимые моральные оценки становятся результатом процедурных согласований, нравственный цензор в сознании человека утрачивает объективную основу, относительно которой устанавливаются критерии нашего выбора.
Сегодня мир глобальным делает не только глобальная экономика и коммуникация, но и глобальные проблемы экологии, ядерной угрозы, терроризма (в том числе и биотерроризма). Заметим, что все эти проблемы имеют определенный статус по отношению к человеку: касаются его как члена конкретного сообщества, потому и разрешаются на уровне (меж)государственного регулирования. Биоэтические проблемы обращены непосредственно к личностному моральному выбору, поэтому реакция на создаваемые биомедициной прецеденты совершенно иная. Конвенциональное решение об отключении жизнеподцерживающей аппаратуры у пациента, находящегося в коме или голосование по вопросу разрешить или запретить семейной паре зачать эмбрион с целью получения донорских клеток для лечения их ребенка, делают многих участниками гласного или неозвученного диспута по поводу вопроса о самом себе как человеке, о собственной природе. В рамках биоэтики сложились механизмы регулирования сложных коллизий, порождаемых новыми медицинскими технологиями, однако и их применение провоцирует дискуссии. Что с нами происходит, если мы начинаем достаточно произвольно устанавливать границы жизни в соответствии с моральными позициями, одержавшими верх в дебатах? Наука предоставила возможности человеку регулировать границы своей жизни, но не берется ответить на вопросы, встающие вслед за использованием новых возможностей. Постановка проблемы.
Моральные коллизии, которые возникают при применении новых технологий преобразования жизни, вовлекают философию с ее богатым концептуальным и методологическим арсеналом в новый антропологический поворот. В ситуации, когда моральные основания выбора в их конвенциональном варианте оказались под сомнением, задача философии заключается в том, чтобы снова обратиться к положению человека в мире и основаниям его самоопределения. Нужно исследовать трансформируемые в современных биотехнологиях структуры, которые лежат в основании нашей самоидентификации, способности быть самими собой, быть человеком и в качестве человека — быть.
Эти выводы могут быть рассмотрены как проблематичные. Однако ответ на главный вопрос данного исследования представляется обоснованным и раскрытым с достаточной степенью полноты. Привлечение разнообразных материалов в качестве аргументации выдвинутых положений показывает широкий контекст, в котором он рассматривался. Этот ответ можно сформулировать следующим образом. Вопрос об идентичности становится главным антропологическим вопросом вследствие стремительно меняющихся условий самопонимания человека, испытывающего влияние разнообразных практик преобразования его тела и его самосознания. Тождественность, обретаемая в опытах с Иным себе, демонстрирует способность человека допускать возможность существования в различных измерениях своего Я. Важно обозначить пределы, до которых модификации идентичностей возможны. Способность соблюдать меру была и остается мудрость человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Подводя итоги диссертационной работы, следует отметить, что анализ, обсуждаемых в биоэтике практик, связанных с началом жизни стал способом антропологического исследования трансформирующейся идентичности человека в мире биогенетических рисков.
В первую очередь были выявлены особенности философско-антропологического анализа идентичности в различных стратегиях осмысления сущности человека. Были выбраны концепции Дж. Локка и П. Рикера в качестве образцов, принадлежащих к различным стратегиям. В этих концепциях выделены такие основания самоидентификации как автономия, отношение к другому как проявление ответственности, телесность, нарратив и темпоральное единство как формы выражения целостности жизненной истории. Эти основания рассматриваются как релевантные для биоэтического анализа, поскольку представляют идентичность человека как единство тождества и различия, телесного и духовного, индивидуального и социального.
Отдельно рассмотрена роль телесности как фактора конструирования идентичности на основе темпорального единства жизненной истории человека и нарратива как формы выражения этого единства. Описание способов устранения тела, позволило выделить черты формирования идентичности в меняющемся мире и показать специфику кризиса идентичности в условиях наступления на телесное в самости человека.
На материале биоэтики было показано, как кризис идентичности преломляется в плюральных способах осмысления основного антропологического вопроса.
Предложенный вариант экспликации проблемы начала жизни в биоэтике в логике развития новых репродуктивных технологий, послужил способом исследования трансформации идентичности в узловой точке бытия человека — сфере его родо-видового воспроизводства.
Итак, теперь мы можем резюмировать основные результаты в изучении проблемы, которая была обозначена в начале исследования и зафиксировать особенности изменения идентичности человека в контексте биоэтической проблемы начала жизни в понятии «мерцающей идентичности».
1. В диссертации показано как вопрос об идентичности выступает квинтэссенцией фундаментальной проблемы единства человека. Выявленные в концепциях Локка и Рикера темпоральная структура жизненного опыта и роль Другого, с которым приходит в дискурс идентичности проблема моральной ответственности и подлинного Я, отражают целостный и одновременно дискретный характер идентичности человека.
2. Анализ тела как фактора конструирования идентичности позволил сделать вывод о том, как на основе представлений о теле формируется индивидуальный опыт и социальные связи, представляющие модусы самости. Изменение роли тела в самоидентичности происходит под влиянием различных техник, использующих живое тело как артефакт и объект для преобразования. Утрата тела выявляет феномен мерцающей идентичности — сложную, противоречивую, и в то же время, плодотворную ситуацию современного самопонимания человека.
3. В диссертационном исследовании показано, что биоэтика, возникает в ситуации кризисного состояния человека, порождаемого развитием биотехнологий. Обращаясь к предельным формам человеческого существования: смерти, рождения, болезни, преобразования тела, она становится разновидностью антропологического знания. Концепты биоэтики открывают возможность изучения трансформации оснований самоидентичности.
4. На примерах различных способов манипулирования в начале человеческой жизни было показано, что в современном обществе происходит конвенциональный пересмотр важнейших человеческих самоидентификациий и таких форм бытия человеком как граница начала жизни, статус доличностного существования, сексуальность, семейные связи, полоролевые стереотипы, контингентность природных свойств и равенство всех людей в этой контингентное&trade-.
5. Исследование проблемы начала жизни на материале биоэтики позволило сформулировать главный тезис диссертации: среди противоречивых и изменчивых образцов современного опыта биотехнологические манипуляции в сфере репродукции ускоряют трансформацию самопонимания человека через преобразование телесности, изменение социальных связей и формы познания человека как живой самости. Биоэтика фиксирует радикальное преобразование идентичности человека в связи с масштабным биотехнологическим вмешательством в процессы, связанные с началом жизни человека. Концепт «начала жизни» выявляет релятивный «мерцающий» характер конструирования идентичности человека.
Список литературы
- АбушенкоВ.Л. Идентичность.// Интернет ресурс. http://infolio.asf.ru/Philos/Postmod/identichnost.html
- Апель К-О. Понятие первичной взаимоответственности как предпосылка планетарной макроэтики./ Философия без границ. М., 2001
- Апель К.-О. Трансформация философии. М., 2001
- Арьес Ф. Человек в зеркале смерти. — М., 1992
- Бартко А.Н., Михайлова Е. Н. Биомедицинская этика. — М., 1995
- Бауман 3. Индивидуализированное общество. М., 2002
- Бек У. Общества риска. На пути к другому модерну. М., 2000
- Бергсон А. Материя и память.// Бергсон А. Собр. Соч. в 4-х т. Т.1. М., 1993
- Бергум В. Моральный опыт беременности.// Человек, 2000, № 2
- Бердяев А.Н. О назначении человека. -. М., 1993
- Беседкина Н. Предмет нормативно-правового регулирования зачатия и вынашивания плода.// Право и жизнь, 2005, № 84 (7)
- Биомедицинская этика. Под ред. Покровского Б. В. М., 1999
- Биотехнология и этика. Реф. обзор ИНИОН М., 1998
- Биоэтика: проблемы, трудности, перспективы. Материалы круглого стола.// Вопросы философии, 1992, № 10
- Биоэтика: реальность человека. Проблема человека в современной медицине и философской антропологии. Учебно — методическое пособие. М., 2005
- Биоэтика: принципы, правила, проблемы. Под ред. Юдина Б. Г. М., 1998
- Брек И. Священный дар жизни. М., 2004
- Бутовская М. Тайны пола. — Фрязино, 2004
- Вальденфельс Б. Мотив Чужого. Минск, 1999
- Введение в биоэтику. Под ред. Юдина Б. Г., Тищенко П. Д. М., 1998
- Верещагин В.Ю. Антропологическое знание: естественнонаучные и социогуманитарные аспекты.// Науки о человеке в современном мире. СПб, 2002, Ч. З
- Верещагин В.Ю. Лекции по философии человека. Ростов-на-Дону, 1998
- Вишневский АГ. Воспроизводство детей и общество. — М., 2002
- Власихин В. Крузены против департамента здравоохранения штата Миссури. Контрацептивы, аборт и кончина в коматозе по разрешению Верховного Суда США// Российская юстиция, 2000, № 10
- Воропай Т.С. В поисках себя: Идентичность и дискурс. Харьков, 1999
- Гарджикурбанова П.А. Страх и ответственность. Этика технологической цивилизации Ганса Йонаса.// Этическая мысль. Вып.4. М., 2003
- Гегель Энциклопедия философских наук. Соч. т. З, М., 1977
- Гидденс Э. Трансформация интимности. — СПб, 2004
- Гиренок Ф.И. Антропологические конфигурации философии.// Философия хозяйства. Альманах центра общественных наук экономического факультета МГУ — 2001, № 1
- Голод С. Сексуальность, тендер и семья.// Человек, 2004, № 4,5
- Гомьен Д., Харрис Д., Зваак J1. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М., 1999
- Губин В., Некрасова Е. Философская антропология. — М., 2000
- Гуревич П.С. Проблема целостности человека. М., 2004
- Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия. СПб., 1998
- Дуденкова И.В. Диссер.канд. филос.наук. М., 2002
- Дэниеле К. Что следует знать детям о своих родителях.// Человек, 2000, № 3
- Ефимов Ю.И., Верещагин В. Ю. Философия человека как проблема науки.// Науки о человеке в современном мире. СПб., 2002
- Жижек С. Возвышенный субъект идеологии. М., 1999
- Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII XX вв.). — М., 1997
- Иваева Э.А. Проблемы реализации репродуктивных прав человека в Российской Федерации на примере суррогатного материнства. Дисс. .канд. юрид. наук. М, 2004
- Исаев Д. Долг общества перед «особым» человеком.// Науки о человеке в современном мире. СПб., 2002
- Истомина Л.Б. Роль и значение медицинского права в сфере охраны здоровья населения.// Вестник новых медицинских технологий. 1999, № 2
- Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики технологической цивилизации. — М., 2004
- Киркегор С. Страх и трепет. М., 1993
- Клонирование человека.//Известия, 1998, № 10
- Клонирование человека. Вопросы этики. ЮНЕСКО, 2004
- Ковалев М.И. Право на жизнь и право на смерть.// Государство и право, 1992, № 7
- Кожев А. Идея смерти в философии Гегеля. М., 1998
- Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины: конвенция оправах человека и биомедицине. — Страссбург, 1996
- Коновалова JI.B. Прикладная этика. М., 1998
- Корсак К.С. К вопросу о нормативах ВРТ и участии РАРЧ в их разработке.// Проблемы репродукции, 2004, № 6
- Круткин B.JI. Онтология человеческой телесности. Ижевск, 1993
- Крылова Н.Е. Эвтаназия: уголовно-правовой аспект.// ВМУ, сер.11, право, 2002, № 2
- Курило Л.Ф. Право родиться// Человек, 1995, № 4
- Левинас Э. Избранное. Тотальность и бесконечность. — М., 2000
- Лейбниц Соч. в 4-х т., Т.1. М., 1982
- Летов О.В. Проблемы медицинской этики в 20 в.// Философия в XX веке. Сб. обзоров и рефератов в 2-х. ч., М., 2001
- Липовецки Ж. Эпоха пустоты. Эссе о современном индивидуализме. СПб., 2001
- Локк Д. Опыт о человеческом разумении. Соч. в 3-х т., т.1. — М., 1985
- Малахов В.М. Неудобства с идентичностью./ «Скромное обаяние расизма» и другие статьи. — М., 2001
- Макеева И.М. Социальные последствия и этические проблемы медицинских вмешательств в репродукцию человека. М., 2001
- Макинтайр А. После добродетели. — М., 2000
- Малеина М.Н. О праве на жизнь.// Государство и право, 1992, № 2
- Малеина М.Н. Человек и медицина в современном праве. М., 1995
- Медицина и права человека. М., 1992
- Медицина, этика, религия, право. М., 2000
- Мерло-Понти М. Око и дух. М., 1992
- Мерло-Понти М. Феноменология восприятия, СПб., 1999
- Мерло-Понти М. Знаки. СПб., 2001
- Михель Д.В. Тело. Территория. Технология. Саратов, 2000
- Михель Д.В. Воплощенный человек. Западная культура, медицинский контроль и тело. — Саратов, 2000
- Монин А. Душа генетически не обусловлена.// НГ-наука, 1997, № 1
- Мунье Э. Манифест персонализма. М, 1999
- Нанси Ж.-Л. Corpus. М., 1999
- Неретина С.С. Смерть как условие бессмертия: этические парадоксы.// Истина и благо: универсальное и сингулярное. М., 2002
- Никитаев В. Новый гуманизм: субъект против индивида (размышления над «Эрой индивида» Алена Рено)// Логос, 2003, № 3
- Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. М., 1994
- Огурцов А.П. Реальность культуры и культурный концепт.// Постижение культуры. -М., 2001
- Островская И.В. Медицинская этика. М., 2001
- О человеческом в человеке. — М, 1998
- Платон. Собр. соч. Т 1. М., 1994
- Поттер Р."Биоэтика мост в будущее". — Киев, 2002
- Православие и проблемы и биоэтики. — М, 2001
- Проблемы биоэтики./ Реферативный сб. ИНИОН. Под ред. Юдина Б. Г. М., 1993
- Проблема человека в западной философии. М., 1988
- Психология самосознания. Самара, 2003
- Пулмэн Д. Достоинство человека, боль и страдание.// Человек, 2001, № 3
- Радченко М.В. Г.С. Демидова Новые репродуктивные методики как причина конфликтов в брачно-семейных отношениях.// Судебно — правовая реформа. Итоги и перспективы. Оренбург, 2002
- Рено А. Эра индивида. К истории субъективности. -СПб., 2002
- Рикер П. Повествовательная идентичность.// Вопросы философии, 1998, № 7
- Рикер П. Время и рассказ. Т 1. М., 2000
- Розанов В. Уединенное. М., 1999
- Сальников В.П., Старовойтова О. Э., Никитина А. С. Биомедицинские технологии и право в третьем тысячелетии. М., 2003
- Сгречча Э., Тамбоне В. Биоэтика. — М., 2001
- Сеннет Р. Падение публичного человека. М., 2003
- Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. М., 2001
- Силуянова И.В. Искушение клонированием. Человек как подобие человека. М., 1998
- Силуянова И.В. Этика врачевания. Современная медицина и православие. М., 2001
- Смирнов С.А. О судьбе антропологии в философии XX века./ Науки о человеке в современном мире. СПб., 2002, 4.1
- Соболев Р.В. Этические аспекты исследований в репродуктивной медицине./Антология биоэтики. Киев, 2003
- Суббота Н.П., Грищенко В. И., Комарова Т. В. Создание «этического минимума» в биомедицине с позиций нормативных актов Украины./ Антология биоэтики, Львов, 2003
- Судо Жак Аборт// Интернет ресурс http://www.kcn.ru/religion/catholic/invitro
- Сухих Г., Репин В. Медицинская эмбриология: от вещества и клеток к существу личности./ Медицинская этика, религия и право. М., 1999
- Тищенко П.Д. Биовласть в эпоху биотехнологий. М., 2001
- Тищенко П.Д. Концепт и наука «другого модерна».// Постижение культуры. Вып. 11 -М., 2001
- Тищенко П.Д. Дано мне тело.// Человек, № 3, 1990
- Тищенко П. Д. Феноменология смерти и самоидентичность человекаА
- Тищенко П.Д. О философском смысле феноменов здоровья и болезнь/Здоровье человека как предмет социально-философского познания. М., 1989
- Тищенко П.Д. Феномен биоэтики// Вопросы философии, 1992, № 3
- Тульчинский Г. Л. Постчеловеческая персонология. СПб., 2002
- Трубина Е.Г. Рассказанное Я: проблема персональной идентичности в современной философии. Екатеринбург, 1995
- Трубина Е. Г. Рассказанное Я. Отпечатки голоса. Екатеринбург, 2000
- Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. — М., 1987
- Турен А. Возвращение человека действуещего. — М., 1998
- Уиклер Д. и др. На грани жизни и смерти. Краткий очерк современной биоэтики в США.- М&bdquo- 1989
- Ухтомский А.А. Заслуженный собеседник: этика, религия, наука. Рыбинск, 1997
- Фаврова О., Кулакова О. Биоэтичекие проблемы генной терапии.// Медицинское право и этика 2002, № 4
- Фихте И. Сочинения, т.1, — СПб., 1993
- Франкл В. Человек в поисках смысла. — М, 1993
- Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993
- Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее. — М., 2004
- Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. На пути к либеральной евгенике? — М&bdquo- 2002
- Хабермас Ю. Влечение другого. СПб., 2001
- Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000
- Хабермас Ю. Понятии индивидуальности./ О человеческом в человеке. М., 1998
- Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993
- Хоружий С. Герменевтика телесности в духовных традициях и современных практиках себя./ Междисциплинарные проблемы психологии телесности. М., 2004
- ХоружийС.С. К антропологической модели третьего тысячелетия.// Философия науки. Вып.8 М., 2002
- Хоружий С.С. Азбука истины// Искусство кино, 2004, № 9
- Хвостов В.М. Этика человеческого достоинства: критика пессимизма и оптимизма.- М., 1998
- Хен Ю. Евгенический проект: «рго» и «contra». — М., 2003
- Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности.// Вопросы философии, № 10, 1994
- Шевченко А.А. Соотношение биологического и когнитивного как предмет биофилософии.// Интерент ресурс http://www.vsma.as.ru/~alex/st5.html
- Швейцер А. Благоговение пред жизнью. М., 1992
- Шелер М. Избранные произведения. М., 1994
- Шибутани Т. «Я-концепция»/ Психология самосознания. — Самара, 2003
- Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис. М, 1996
- Юдин Б.Г. О человеке, его природе и будущем.// Вопросы философии. 2004, № 2
- Юдин Б.Г. Мораль, биология, право.// Вестник президиума РАН. 2001, № 9
- Юдин Б.Г. Статус эмбрионов человека.// Человек, 2004, № 2
- Ach J. Revalidierung der «Natiirlichkeit». Uber das Klonen von menschen.// Ethik und Unterricht Edition ethic kontrovers, 2002, № 10
- Barkhaus A. Korper und Identitat. Voriiberlegungen yu einer Phanomenologie des eigensinnigen Korpers./ Tanz Politik Identitat. — Hamburg, 2001
- Beck U., Beck-Gernscheim E. Das ganz normale der Liebe. — Frankfurt, 1990
- Berg G. Neue Reproduktionstechniken — zwischen Hilfe bei unfreiwilliger Kinderlosigkeit und Technisirung der Fortpflanzung./ Verkorperte Technik Entkorperte Frau.- Frankfurt New York, 2002
- Bundesarztekammer: Rechtlienien zur pranatalen Diagnostik von Krankheiten. Berlin, 1998
- Dreier H. Lebensschutz und Menschenwurde in der bioehtische Diskussion/ Bioehtik und Menschenwurde Miinster Hamburg — London, 2002
- Dreier H., Huber W. Bioethik und Menschenwurde: Ethik & Gesellschaft. Miinster, 2002
- Duden В. Der Frauenleib als Offentlicher Ort. Miinchen, 1991
- Duden B. Die Gene im Kopf der Fotus im Bauch. Historisches zum Frauenkorper. -Hannover, 2002
- Duwell M., Hubenthal C., Werner M. Handbuch Ethik. Stuttgart, 2002
- Duwell M., Mieth D. Ethik in der Humangenethik. Tubingen, 1998
- Engels E.-M. Die Herausforderung der Biotechniken fur Ethik und Antropologie./ Die biologische Machbarkeit des Menschen. Berlin, 2001
- Fox Keller E. Das Leben neu denken. Miinchen, 1998
- Genetische Diagnostik vor und warend der Schwangerschaft Nationaler Ethikrat — Berlin, 2003
- Gesetz zum Schutz von Embryonen (Embryonenschutzgesetz EschG).// In der Fassung der Bekanntmachung vom 13. Dezember 1990 — BGB1.1
- Gesetz zur Sicherstellung des Embryonenschutzes im Zusammenhang mit Einfuhr und Verwendung menschlicher embryonaler Stammzellen (Stammzellgesetz — StZG).// Bundesgesetyblatt Jahrhang, 2002 Teil 1, № 42
- Graumann S., Schneider I. Verkorperte Technik Entkorperte Frau /Biopolitik und Geschlecht Frankfurt — N-Y 2003
- Haker H. Die Schopfugen des Geschopfs./ Ethik in der Praxix Kontroversen. — Miinster — Hamburg London, 2003
- Haker H. Menschenwurde im Kontext der gagenwartigen bioethischen Debatte.// Die Philosophin, 2002, № 25
- Haker H. Genetiesche Beratung und moralische Entscheidungfindung. Tubingen, 1998
- Haker H. Moralische Identitat. Literarische Lebensgeschihten als Medium ethischer Reflexion. Tubingen, 1999
- Haker H. Ethik der genetischen Frtihdiagnostik. Sozialethische Reflexionen zur Verantvortung am Beginn des menschliechen Lebens. Paderborn, 2002
- Haker H. Prolegomena zum Selbst-Verhaltnis zwischen Cyberspace und genetischer Kontrolle./ Biofakte Versuch iiber den menschen zwieschen Artefakt und Lebenswesen. -Paderborn, 2003
- Haraway D. Die Neuerfindung der Natur. Primaten, Cyborg und Frauen. Frankfurt am Main — New York, 1995
- Jonas H. Lasst uns einen Menschen klonieren./ Jonas H. Technik, Medizin und Eugenik. Frankfurt am Main, 1985
- Kettner M. Neue Formen der verspaltene Elternschaft //Aus Politik und Zeitgeschichte. B. 27, 2001
- Koch H.G. Fortpflanzungsmedizin im europaischen Rectvergleich.// Aus Politik und Zeitgeschichte, B. 27,2001
- List E. Grenzen der Verfugbarkeit. Die Technik, das Subjekt und das Lebendige. Wien, 2001
- Maier B. Ethische Probleme der Pranataltherapie — Berlin, 1998
- Meyer T. Moderne Elternschaft — neue erwartungen, neue Anspriiche.// Aus Politik und Zeitgeschichte. В 22 23, 2002
- Nusslein-Volgardt K. Wann der mensch ein Mensch? Embryologie und Genetik im 19. und 20. Jahrhundert. — Heidelberg, 2003
- Paul-Morgan K. Schones neues Baby schone neue Mutter schone neue Welt// Die Philosophin 2002, № 25
- Schweidler W. Zur Analogie des Lebensbegriffs und ihrer bioethischen Relevanz. / Menschenleben — Menschenwiirde. Interdisziplinares Symposium zur Bioethik. Munster -Hamburg London, 2003, Band 3
- Stammzellenforscheung und therapeutisches Klonen. Vossenkuhl W. (Hrsg), Gottingen, 2002
- Stolz A. Grundrechtaspekte kiinstlicher Befruchtungmethoden/ Lebensbeginn durch Menschenhand Probleme kunstlicher Befruchtungstechnologien aus medizinischer, ethischer und juristischer Sicht. Graz, 1985
- Wie bestimmt man der «Moralischen status» von Embryonen?/ Lenzen W. (Hrsg.), -Paderborn, 2004
- Wiegerling K. Privatheit als submedialer Bereich vom totalitaren Anspruch der Medien./ Realitat maBgeschneidert — schone, neue Welt fur die Jugend? — Berlin, 2002
- Wimmer R. Zum verhaltnis von Anthropologic und Ethik/ Interdisziplinare Ethik. Grundlagen, Methoden, Bereiche. Freiburg (Schweiz) — Wien, 2001
- Woopen C. Praimplantationsdiagnostik und selektiver Schwangerschaftabbruch. — Frankfurt am Main, 1999
- Woopen C. Fortpflanzung zwischen Naturlichkeit und Kiinstlichkeit Zur ethischen und anthropologischen individueller Anfangsbedingungen.// Reproductionsmedizin 2002, № 5