Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Идентичность человека в контексте проблемы начала жизни в биоэтике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Использование вспомогательных репродуктивных технологий, обостренное внимание сообщества к моральной неоднозначности проблемы абортов, регулирования рождаемости, перспектива репродуктивного и терапевтического клонирования, допустимости либеральной евгеники через широкое распространение преимплантационной диагностики эмбрионов — эти и другие события, инициируемые медициной, создают своеобразный… Читать ещё >

Содержание

  • ПЕРВАЯ ГЛАВА. Идентичность человека в меняющемся мире
    • 1. 1. Философско-антропологические стратегии идентичности
    • 1. 2. Тело как фактор конструирования идентичности
    • 1. 3. Устранение тела в мерцающей идентичности
  • ВТОРАЯ ГЛАВА. Биоэтика как разновидность антропологического знания
    • 2. 1. Биоэтика в дискурсе современного антропологического кризиса
    • 2. 2. Эпистемологические особенности биоэтики
    • 2. 3. Концепты биоэтики
  • ТРЕТЬЯ ГЛАВА. Антропологический смысл проблемы начала жизни в биоэтике
    • 3. 1. Граница начала жизни как предмет согласования
    • 3. 2. Идентификация человеческого в проблеме статуса эмбриона
    • 3. 3. Преобразование форм любви, сексуальности и родительства в технологиях искусственного воспроизводства
    • 3. 4. Идентичность человека в проекте либеральной евгеники

Идентичность человека в контексте проблемы начала жизни в биоэтике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Использование вспомогательных репродуктивных технологий, обостренное внимание сообщества к моральной неоднозначности проблемы абортов, регулирования рождаемости, перспектива репродуктивного и терапевтического клонирования, допустимости либеральной евгеники через широкое распространение преимплантационной диагностики эмбрионов — эти и другие события, инициируемые медициной, создают своеобразный контекст бытия современного человека, характеризующийся системной проблематизацией его идентичности. За последние десятилетия в мире появился принципиально новый пласт проблем, — обозначим их как биоэтические, — который имеет беспрецедентный характер по охвату вовлеченных в их обсуждение. Без преувеличения можно говорить о том, что попытки клонирования могут быть сравнимы по значимости, разве что с появлением в нашей жизни инопланетян. Когда-то Кант говорил о невозможности ответить на вопрос о том, что такое человек, поскольку нет никакой другой сущности, которую можно было бы с ним сопоставить. Сегодня человек такую сущность пытается создать, экспериментируя со своим телом, органами, способом своего воспроизводства, своей самостью, границами своего существования, моральными порядками, которые определяли эти границы. Возникновение вопроса об идентичности человека в контексте биотехнологических преобразований поднимает глубинную метафизическую проблему о специфичности бытия человеком. Драматичные ситуации, изучаемые биоэтикой, неизменно возвращают нас к вопросу о том, кто мы как люди, какова основа нашего самоудостоверения, нашего равенства самим себе, т. е. идентичности. Мы живем в эпоху, когда общезначимые моральные оценки становятся результатом процедурных согласований, нравственный цензор в сознании человека утрачивает объективную основу, относительно которой устанавливаются критерии нашего выбора.

Сегодня мир глобальным делает не только глобальная экономика и коммуникация, но и глобальные проблемы экологии, ядерной угрозы, терроризма (в том числе и биотерроризма). Заметим, что все эти проблемы имеют определенный статус по отношению к человеку: касаются его как члена конкретного сообщества, потому и разрешаются на уровне (меж)государственного регулирования. Биоэтические проблемы обращены непосредственно к личностному моральному выбору, поэтому реакция на создаваемые биомедициной прецеденты совершенно иная. Конвенциональное решение об отключении жизнеподцерживающей аппаратуры у пациента, находящегося в коме или голосование по вопросу разрешить или запретить семейной паре зачать эмбрион с целью получения донорских клеток для лечения их ребенка, делают многих участниками гласного или неозвученного диспута по поводу вопроса о самом себе как человеке, о собственной природе. В рамках биоэтики сложились механизмы регулирования сложных коллизий, порождаемых новыми медицинскими технологиями, однако и их применение провоцирует дискуссии. Что с нами происходит, если мы начинаем достаточно произвольно устанавливать границы жизни в соответствии с моральными позициями, одержавшими верх в дебатах? Наука предоставила возможности человеку регулировать границы своей жизни, но не берется ответить на вопросы, встающие вслед за использованием новых возможностей. Постановка проблемы.

Моральные коллизии, которые возникают при применении новых технологий преобразования жизни, вовлекают философию с ее богатым концептуальным и методологическим арсеналом в новый антропологический поворот. В ситуации, когда моральные основания выбора в их конвенциональном варианте оказались под сомнением, задача философии заключается в том, чтобы снова обратиться к положению человека в мире и основаниям его самоопределения. Нужно исследовать трансформируемые в современных биотехнологиях структуры, которые лежат в основании нашей самоидентификации, способности быть самими собой, быть человеком и в качестве человека — быть.

Эти выводы могут быть рассмотрены как проблематичные. Однако ответ на главный вопрос данного исследования представляется обоснованным и раскрытым с достаточной степенью полноты. Привлечение разнообразных материалов в качестве аргументации выдвинутых положений показывает широкий контекст, в котором он рассматривался. Этот ответ можно сформулировать следующим образом. Вопрос об идентичности становится главным антропологическим вопросом вследствие стремительно меняющихся условий самопонимания человека, испытывающего влияние разнообразных практик преобразования его тела и его самосознания. Тождественность, обретаемая в опытах с Иным себе, демонстрирует способность человека допускать возможность существования в различных измерениях своего Я. Важно обозначить пределы, до которых модификации идентичностей возможны. Способность соблюдать меру была и остается мудрость человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итоги диссертационной работы, следует отметить, что анализ, обсуждаемых в биоэтике практик, связанных с началом жизни стал способом антропологического исследования трансформирующейся идентичности человека в мире биогенетических рисков.

В первую очередь были выявлены особенности философско-антропологического анализа идентичности в различных стратегиях осмысления сущности человека. Были выбраны концепции Дж. Локка и П. Рикера в качестве образцов, принадлежащих к различным стратегиям. В этих концепциях выделены такие основания самоидентификации как автономия, отношение к другому как проявление ответственности, телесность, нарратив и темпоральное единство как формы выражения целостности жизненной истории. Эти основания рассматриваются как релевантные для биоэтического анализа, поскольку представляют идентичность человека как единство тождества и различия, телесного и духовного, индивидуального и социального.

Отдельно рассмотрена роль телесности как фактора конструирования идентичности на основе темпорального единства жизненной истории человека и нарратива как формы выражения этого единства. Описание способов устранения тела, позволило выделить черты формирования идентичности в меняющемся мире и показать специфику кризиса идентичности в условиях наступления на телесное в самости человека.

На материале биоэтики было показано, как кризис идентичности преломляется в плюральных способах осмысления основного антропологического вопроса.

Предложенный вариант экспликации проблемы начала жизни в биоэтике в логике развития новых репродуктивных технологий, послужил способом исследования трансформации идентичности в узловой точке бытия человека — сфере его родо-видового воспроизводства.

Итак, теперь мы можем резюмировать основные результаты в изучении проблемы, которая была обозначена в начале исследования и зафиксировать особенности изменения идентичности человека в контексте биоэтической проблемы начала жизни в понятии «мерцающей идентичности».

1. В диссертации показано как вопрос об идентичности выступает квинтэссенцией фундаментальной проблемы единства человека. Выявленные в концепциях Локка и Рикера темпоральная структура жизненного опыта и роль Другого, с которым приходит в дискурс идентичности проблема моральной ответственности и подлинного Я, отражают целостный и одновременно дискретный характер идентичности человека.

2. Анализ тела как фактора конструирования идентичности позволил сделать вывод о том, как на основе представлений о теле формируется индивидуальный опыт и социальные связи, представляющие модусы самости. Изменение роли тела в самоидентичности происходит под влиянием различных техник, использующих живое тело как артефакт и объект для преобразования. Утрата тела выявляет феномен мерцающей идентичности — сложную, противоречивую, и в то же время, плодотворную ситуацию современного самопонимания человека.

3. В диссертационном исследовании показано, что биоэтика, возникает в ситуации кризисного состояния человека, порождаемого развитием биотехнологий. Обращаясь к предельным формам человеческого существования: смерти, рождения, болезни, преобразования тела, она становится разновидностью антропологического знания. Концепты биоэтики открывают возможность изучения трансформации оснований самоидентичности.

4. На примерах различных способов манипулирования в начале человеческой жизни было показано, что в современном обществе происходит конвенциональный пересмотр важнейших человеческих самоидентификациий и таких форм бытия человеком как граница начала жизни, статус доличностного существования, сексуальность, семейные связи, полоролевые стереотипы, контингентность природных свойств и равенство всех людей в этой контингентное&trade-.

5. Исследование проблемы начала жизни на материале биоэтики позволило сформулировать главный тезис диссертации: среди противоречивых и изменчивых образцов современного опыта биотехнологические манипуляции в сфере репродукции ускоряют трансформацию самопонимания человека через преобразование телесности, изменение социальных связей и формы познания человека как живой самости. Биоэтика фиксирует радикальное преобразование идентичности человека в связи с масштабным биотехнологическим вмешательством в процессы, связанные с началом жизни человека. Концепт «начала жизни» выявляет релятивный «мерцающий» характер конструирования идентичности человека.

Показать весь текст

Список литературы

  1. АбушенкоВ.Л. Идентичность.// Интернет ресурс. http://infolio.asf.ru/Philos/Postmod/identichnost.html
  2. Апель К-О. Понятие первичной взаимоответственности как предпосылка планетарной макроэтики./ Философия без границ. М., 2001
  3. Апель К.-О. Трансформация философии. М., 2001
  4. Ф. Человек в зеркале смерти. — М., 1992
  5. А.Н., Михайлова Е. Н. Биомедицинская этика. — М., 1995
  6. Бауман 3. Индивидуализированное общество. М., 2002
  7. Бек У. Общества риска. На пути к другому модерну. М., 2000
  8. А. Материя и память.// Бергсон А. Собр. Соч. в 4-х т. Т.1. М., 1993
  9. В. Моральный опыт беременности.// Человек, 2000, № 2
  10. А.Н. О назначении человека. -. М., 1993
  11. Н. Предмет нормативно-правового регулирования зачатия и вынашивания плода.// Право и жизнь, 2005, № 84 (7)
  12. Биомедицинская этика. Под ред. Покровского Б. В. М., 1999
  13. Биотехнология и этика. Реф. обзор ИНИОН М., 1998
  14. Биоэтика: проблемы, трудности, перспективы. Материалы круглого стола.// Вопросы философии, 1992, № 10
  15. Биоэтика: реальность человека. Проблема человека в современной медицине и философской антропологии. Учебно — методическое пособие. М., 2005
  16. Биоэтика: принципы, правила, проблемы. Под ред. Юдина Б. Г. М., 1998
  17. И. Священный дар жизни. М., 2004
  18. М. Тайны пола. — Фрязино, 2004
  19. . Мотив Чужого. Минск, 1999
  20. Введение в биоэтику. Под ред. Юдина Б. Г., Тищенко П. Д. М., 1998
  21. В.Ю. Антропологическое знание: естественнонаучные и социогуманитарные аспекты.// Науки о человеке в современном мире. СПб, 2002, Ч. З
  22. В.Ю. Лекции по философии человека. Ростов-на-Дону, 1998
  23. АГ. Воспроизводство детей и общество. — М., 2002
  24. В. Крузены против департамента здравоохранения штата Миссури. Контрацептивы, аборт и кончина в коматозе по разрешению Верховного Суда США// Российская юстиция, 2000, № 10
  25. Т.С. В поисках себя: Идентичность и дискурс. Харьков, 1999
  26. П.А. Страх и ответственность. Этика технологической цивилизации Ганса Йонаса.// Этическая мысль. Вып.4. М., 2003
  27. Гегель Энциклопедия философских наук. Соч. т. З, М., 1977
  28. Э. Трансформация интимности. — СПб, 2004
  29. Ф.И. Антропологические конфигурации философии.// Философия хозяйства. Альманах центра общественных наук экономического факультета МГУ — 2001, № 1
  30. С. Сексуальность, тендер и семья.// Человек, 2004, № 4,5
  31. Д., Харрис Д., Зваак J1. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М., 1999
  32. В., Некрасова Е. Философская антропология. — М., 2000
  33. П.С. Проблема целостности человека. М., 2004
  34. ., Гваттари Ф. Что такое философия. СПб., 1998
  35. И.В. Диссер.канд. филос.наук. М., 2002
  36. К. Что следует знать детям о своих родителях.// Человек, 2000, № 3
  37. Ю.И., Верещагин В. Ю. Философия человека как проблема науки.// Науки о человеке в современном мире. СПб., 2002
  38. С. Возвышенный субъект идеологии. М., 1999
  39. Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII XX вв.). — М., 1997
  40. Э.А. Проблемы реализации репродуктивных прав человека в Российской Федерации на примере суррогатного материнства. Дисс. .канд. юрид. наук. М, 2004
  41. Д. Долг общества перед «особым» человеком.// Науки о человеке в современном мире. СПб., 2002
  42. Л.Б. Роль и значение медицинского права в сфере охраны здоровья населения.// Вестник новых медицинских технологий. 1999, № 2
  43. Г. Принцип ответственности. Опыт этики технологической цивилизации. — М., 2004
  44. С. Страх и трепет. М., 1993
  45. Клонирование человека.//Известия, 1998, № 10
  46. Клонирование человека. Вопросы этики. ЮНЕСКО, 2004
  47. М.И. Право на жизнь и право на смерть.// Государство и право, 1992, № 7
  48. А. Идея смерти в философии Гегеля. М., 1998
  49. Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины: конвенция оправах человека и биомедицине. — Страссбург, 1996
  50. JI.B. Прикладная этика. М., 1998
  51. К.С. К вопросу о нормативах ВРТ и участии РАРЧ в их разработке.// Проблемы репродукции, 2004, № 6
  52. B.JI. Онтология человеческой телесности. Ижевск, 1993
  53. Н.Е. Эвтаназия: уголовно-правовой аспект.// ВМУ, сер.11, право, 2002, № 2
  54. Л.Ф. Право родиться// Человек, 1995, № 4
  55. Э. Избранное. Тотальность и бесконечность. — М., 2000
  56. Лейбниц Соч. в 4-х т., Т.1. М., 1982
  57. О.В. Проблемы медицинской этики в 20 в.// Философия в XX веке. Сб. обзоров и рефератов в 2-х. ч., М., 2001
  58. . Эпоха пустоты. Эссе о современном индивидуализме. СПб., 2001
  59. Д. Опыт о человеческом разумении. Соч. в 3-х т., т.1. — М., 1985
  60. В.М. Неудобства с идентичностью./ «Скромное обаяние расизма» и другие статьи. — М., 2001
  61. И.М. Социальные последствия и этические проблемы медицинских вмешательств в репродукцию человека. М., 2001
  62. А. После добродетели. — М., 2000
  63. М.Н. О праве на жизнь.// Государство и право, 1992, № 2
  64. М.Н. Человек и медицина в современном праве. М., 1995
  65. Медицина и права человека. М., 1992
  66. Медицина, этика, религия, право. М., 2000
  67. Мерло-Понти М. Око и дух. М., 1992
  68. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия, СПб., 1999
  69. Мерло-Понти М. Знаки. СПб., 2001
  70. Д.В. Тело. Территория. Технология. Саратов, 2000
  71. Д.В. Воплощенный человек. Западная культура, медицинский контроль и тело. — Саратов, 2000
  72. А. Душа генетически не обусловлена.// НГ-наука, 1997, № 1
  73. Э. Манифест персонализма. М, 1999
  74. Нанси Ж.-Л. Corpus. М., 1999
  75. С.С. Смерть как условие бессмертия: этические парадоксы.// Истина и благо: универсальное и сингулярное. М., 2002
  76. Никитаев В. Новый гуманизм: субъект против индивида (размышления над «Эрой индивида» Алена Рено)// Логос, 2003, № 3
  77. Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. М., 1994
  78. А.П. Реальность культуры и культурный концепт.// Постижение культуры. -М., 2001
  79. И.В. Медицинская этика. М., 2001
  80. О человеческом в человеке. — М, 1998
  81. Платон. Собр. соч. Т 1. М., 1994
  82. Поттер Р."Биоэтика мост в будущее". — Киев, 2002
  83. Православие и проблемы и биоэтики. — М, 2001
  84. Проблемы биоэтики./ Реферативный сб. ИНИОН. Под ред. Юдина Б. Г. М., 1993
  85. Проблема человека в западной философии. М., 1988
  86. Психология самосознания. Самара, 2003
  87. Д. Достоинство человека, боль и страдание.// Человек, 2001, № 3
  88. М.В. Г.С. Демидова Новые репродуктивные методики как причина конфликтов в брачно-семейных отношениях.// Судебно — правовая реформа. Итоги и перспективы. Оренбург, 2002
  89. А. Эра индивида. К истории субъективности. -СПб., 2002
  90. П. Повествовательная идентичность.// Вопросы философии, 1998, № 7
  91. Рикер П. Время и рассказ. Т 1. М., 2000
  92. В. Уединенное. М., 1999
  93. В.П., Старовойтова О. Э., Никитина А. С. Биомедицинские технологии и право в третьем тысячелетии. М., 2003
  94. Э., Тамбоне В. Биоэтика. — М., 2001
  95. Р. Падение публичного человека. М., 2003
  96. И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. М., 2001
  97. И.В. Искушение клонированием. Человек как подобие человека. М., 1998
  98. И.В. Этика врачевания. Современная медицина и православие. М., 2001
  99. С.А. О судьбе антропологии в философии XX века./ Науки о человеке в современном мире. СПб., 2002, 4.1
  100. Р.В. Этические аспекты исследований в репродуктивной медицине./Антология биоэтики. Киев, 2003
  101. Н.П., Грищенко В. И., Комарова Т. В. Создание «этического минимума» в биомедицине с позиций нормативных актов Украины./ Антология биоэтики, Львов, 2003
  102. Судо Жак Аборт// Интернет ресурс http://www.kcn.ru/religion/catholic/invitro
  103. Г., Репин В. Медицинская эмбриология: от вещества и клеток к существу личности./ Медицинская этика, религия и право. М., 1999
  104. П.Д. Биовласть в эпоху биотехнологий. М., 2001
  105. П.Д. Концепт и наука «другого модерна».// Постижение культуры. Вып. 11 -М., 2001
  106. П.Д. Дано мне тело.// Человек, № 3, 1990
  107. Тищенко П. Д. Феноменология смерти и самоидентичность человекаА
  108. П.Д. О философском смысле феноменов здоровья и болезнь/Здоровье человека как предмет социально-философского познания. М., 1989
  109. П.Д. Феномен биоэтики// Вопросы философии, 1992, № 3
  110. Г. Л. Постчеловеческая персонология. СПб., 2002
  111. Е.Г. Рассказанное Я: проблема персональной идентичности в современной философии. Екатеринбург, 1995
  112. Е. Г. Рассказанное Я. Отпечатки голоса. Екатеринбург, 2000
  113. Н.Н. Время человеческого бытия. — М., 1987
  114. А. Возвращение человека действуещего. — М., 1998
  115. Д. и др. На грани жизни и смерти. Краткий очерк современной биоэтики в США.- М&bdquo- 1989
  116. А.А. Заслуженный собеседник: этика, религия, наука. Рыбинск, 1997
  117. О., Кулакова О. Биоэтичекие проблемы генной терапии.// Медицинское право и этика 2002, № 4
  118. И. Сочинения, т.1, — СПб., 1993
  119. В. Человек в поисках смысла. — М, 1993
  120. Э. Психоанализ и этика. М., 1993
  121. Ф. Наше постчеловеческое будущее. — М., 2004
  122. Ю. Будущее человеческой природы. На пути к либеральной евгенике? — М&bdquo- 2002
  123. Ю. Влечение другого. СПб., 2001
  124. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000
  125. Ю. Понятии индивидуальности./ О человеческом в человеке. М., 1998
  126. М. Время и бытие. М., 1993
  127. С. Герменевтика телесности в духовных традициях и современных практиках себя./ Междисциплинарные проблемы психологии телесности. М., 2004
  128. ХоружийС.С. К антропологической модели третьего тысячелетия.// Философия науки. Вып.8 М., 2002
  129. С.С. Азбука истины// Искусство кино, 2004, № 9
  130. В.М. Этика человеческого достоинства: критика пессимизма и оптимизма.- М., 1998
  131. Хен Ю. Евгенический проект: «рго» и «contra». — М., 2003
  132. В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности.// Вопросы философии, № 10, 1994
  133. А.А. Соотношение биологического и когнитивного как предмет биофилософии.// Интерент ресурс http://www.vsma.as.ru/~alex/st5.html
  134. А. Благоговение пред жизнью. М., 1992
  135. М. Избранные произведения. М., 1994
  136. Т. «Я-концепция»/ Психология самосознания. — Самара, 2003
  137. Э. Идентичность. Юность и кризис. М, 1996
  138. .Г. О человеке, его природе и будущем.// Вопросы философии. 2004, № 2
  139. .Г. Мораль, биология, право.// Вестник президиума РАН. 2001, № 9
  140. .Г. Статус эмбрионов человека.// Человек, 2004, № 2
  141. Ach J. Revalidierung der «Natiirlichkeit». Uber das Klonen von menschen.// Ethik und Unterricht Edition ethic kontrovers, 2002, № 10
  142. Barkhaus A. Korper und Identitat. Voriiberlegungen yu einer Phanomenologie des eigensinnigen Korpers./ Tanz Politik Identitat. — Hamburg, 2001
  143. Beck U., Beck-Gernscheim E. Das ganz normale der Liebe. — Frankfurt, 1990
  144. Berg G. Neue Reproduktionstechniken — zwischen Hilfe bei unfreiwilliger Kinderlosigkeit und Technisirung der Fortpflanzung./ Verkorperte Technik Entkorperte Frau.- Frankfurt New York, 2002
  145. Bundesarztekammer: Rechtlienien zur pranatalen Diagnostik von Krankheiten. Berlin, 1998
  146. Dreier H. Lebensschutz und Menschenwurde in der bioehtische Diskussion/ Bioehtik und Menschenwurde Miinster Hamburg — London, 2002
  147. Dreier H., Huber W. Bioethik und Menschenwurde: Ethik & Gesellschaft. Miinster, 2002
  148. Duden В. Der Frauenleib als Offentlicher Ort. Miinchen, 1991
  149. Duden B. Die Gene im Kopf der Fotus im Bauch. Historisches zum Frauenkorper. -Hannover, 2002
  150. Duwell M., Hubenthal C., Werner M. Handbuch Ethik. Stuttgart, 2002
  151. Duwell M., Mieth D. Ethik in der Humangenethik. Tubingen, 1998
  152. Engels E.-M. Die Herausforderung der Biotechniken fur Ethik und Antropologie./ Die biologische Machbarkeit des Menschen. Berlin, 2001
  153. Fox Keller E. Das Leben neu denken. Miinchen, 1998
  154. Genetische Diagnostik vor und warend der Schwangerschaft Nationaler Ethikrat — Berlin, 2003
  155. Gesetz zum Schutz von Embryonen (Embryonenschutzgesetz EschG).// In der Fassung der Bekanntmachung vom 13. Dezember 1990 — BGB1.1
  156. Gesetz zur Sicherstellung des Embryonenschutzes im Zusammenhang mit Einfuhr und Verwendung menschlicher embryonaler Stammzellen (Stammzellgesetz — StZG).// Bundesgesetyblatt Jahrhang, 2002 Teil 1, № 42
  157. Graumann S., Schneider I. Verkorperte Technik Entkorperte Frau /Biopolitik und Geschlecht Frankfurt — N-Y 2003
  158. Haker H. Die Schopfugen des Geschopfs./ Ethik in der Praxix Kontroversen. — Miinster — Hamburg London, 2003
  159. Haker H. Menschenwurde im Kontext der gagenwartigen bioethischen Debatte.// Die Philosophin, 2002, № 25
  160. Haker H. Genetiesche Beratung und moralische Entscheidungfindung. Tubingen, 1998
  161. Haker H. Moralische Identitat. Literarische Lebensgeschihten als Medium ethischer Reflexion. Tubingen, 1999
  162. Haker H. Ethik der genetischen Frtihdiagnostik. Sozialethische Reflexionen zur Verantvortung am Beginn des menschliechen Lebens. Paderborn, 2002
  163. Haker H. Prolegomena zum Selbst-Verhaltnis zwischen Cyberspace und genetischer Kontrolle./ Biofakte Versuch iiber den menschen zwieschen Artefakt und Lebenswesen. -Paderborn, 2003
  164. Haraway D. Die Neuerfindung der Natur. Primaten, Cyborg und Frauen. Frankfurt am Main — New York, 1995
  165. Jonas H. Lasst uns einen Menschen klonieren./ Jonas H. Technik, Medizin und Eugenik. Frankfurt am Main, 1985
  166. Kettner M. Neue Formen der verspaltene Elternschaft //Aus Politik und Zeitgeschichte. B. 27, 2001
  167. Koch H.G. Fortpflanzungsmedizin im europaischen Rectvergleich.// Aus Politik und Zeitgeschichte, B. 27,2001
  168. List E. Grenzen der Verfugbarkeit. Die Technik, das Subjekt und das Lebendige. Wien, 2001
  169. Maier B. Ethische Probleme der Pranataltherapie — Berlin, 1998
  170. Meyer T. Moderne Elternschaft — neue erwartungen, neue Anspriiche.// Aus Politik und Zeitgeschichte. В 22 23, 2002
  171. Nusslein-Volgardt K. Wann der mensch ein Mensch? Embryologie und Genetik im 19. und 20. Jahrhundert. — Heidelberg, 2003
  172. Paul-Morgan K. Schones neues Baby schone neue Mutter schone neue Welt// Die Philosophin 2002, № 25
  173. Schweidler W. Zur Analogie des Lebensbegriffs und ihrer bioethischen Relevanz. / Menschenleben — Menschenwiirde. Interdisziplinares Symposium zur Bioethik. Munster -Hamburg London, 2003, Band 3
  174. Stammzellenforscheung und therapeutisches Klonen. Vossenkuhl W. (Hrsg), Gottingen, 2002
  175. Stolz A. Grundrechtaspekte kiinstlicher Befruchtungmethoden/ Lebensbeginn durch Menschenhand Probleme kunstlicher Befruchtungstechnologien aus medizinischer, ethischer und juristischer Sicht. Graz, 1985
  176. Wie bestimmt man der «Moralischen status» von Embryonen?/ Lenzen W. (Hrsg.), -Paderborn, 2004
  177. Wiegerling K. Privatheit als submedialer Bereich vom totalitaren Anspruch der Medien./ Realitat maBgeschneidert — schone, neue Welt fur die Jugend? — Berlin, 2002
  178. Wimmer R. Zum verhaltnis von Anthropologic und Ethik/ Interdisziplinare Ethik. Grundlagen, Methoden, Bereiche. Freiburg (Schweiz) — Wien, 2001
  179. Woopen C. Praimplantationsdiagnostik und selektiver Schwangerschaftabbruch. — Frankfurt am Main, 1999
  180. Woopen C. Fortpflanzung zwischen Naturlichkeit und Kiinstlichkeit Zur ethischen und anthropologischen individueller Anfangsbedingungen.// Reproductionsmedizin 2002, № 5
Заполнить форму текущей работой