Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Феномен тоталитаризма в контексте европейской культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, и либеральный дискурс, и революционно-" гошистский" исходят по сути из понятия свободы как чистой негативности. Различие между ними состоит, выражаясь метафорически, в длине окружности, ограничивающей «негативную» свободу. Если для Берлина границы «негативной» свободы поддаются рациональному определению и правовому контролю (достаточно определить те свободы, иначе говоря права… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Сравнительный анализ западноевропейских концепций тоталитаризма: идеологический и культурный контекст
    • 1. 1. Либеральная парадигма 12 тоталитаризма и проблемы метаязыка типологического описания социокультурных традиций
    • 1. 2. Концепция тоталитаризма в дискурсе 62 Франкфуртской школы: от «Диалектики Просвещения» к «Одномерному человеку»
    • 1. 3. Семантика без онтологии: тоталита- 94 ризм как языковой феномен
  • Глава 2. Западноевропейские концепции 122 тоталитаризма и специфика русской системы ценностей
    • 2. 1. Культурно-историческое значение 122 концепта «договор». «Договор» и «дар» как две социокультурные модели
    • 2. 2. Идея «договора» как доминанта 152 западноевропейского культурного сознания и ее религиозно-догматическая легитимация
    • 2. 3. Власть, договор и дар в контексте энергийного символизма" русской культуры

Феномен тоталитаризма в контексте европейской культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Периоды кризиса в развитии общества, как правило, сопровождаются крайне болезненной процедурой «переоценки ценностей», ставящей под сомнение всю предшествующую социокультурную традицию, всю систему аксиологических доминант и духовно-нравственных ориентиров этого общества. Под вопросом оказывается актуальность ценностного диспозитива и, соответственно, его регулятивный статус. Как известно, слова «кризис» и «критика» этимологически родственны и восходят к греческому слову, означавшему «различаю, сужу, выношу приговор». Метафорически кризис можно представить как радикальную самокритику общества, суд над прошлым и настоящим ради будущего. Однако, в пределе такая критика оборачивается утратой национально-культурной идентичности, приводя к нигилистическому отказу от своей культуры как ненастоящей и иллюзорной, к стремлению освободиться от дискредитированного исторического наследства, начать с нуля, взяв за образец иные, кажущиеся более успешными, прагматично-" посюсторонними" и потому более эффективными, ценностные доминанты: отрицание подлинности самого себя есть утверждение подлинности Другого. Если своя культура интерпретируется как неподлинный хаос видимостей (т.е. «симулякр» в терминах современной постмодернистской философии), находящийся вне мирового исторического процесса, то в соответствии с логикой трансфера, Другой наделяется всей полнотой истины, становясь ее — истины — непререкаемым источником.

Концепция тоталитаризма, разрабатывавшаяся западными теоретиками М. Истменом, Х. Арендт, Р. Ароном и др. в 30−50-е гг. была подхвачена учеными, имевшими определяющее влияние на формирование реальной политики США (прежде всего такими, как советник президента США по национальной безопасности З. Бжезинский и профессор Гарварда, один из авторов конституции ФРГ К. Фридрих) и активно использованы в качестве основополагающей идеологической стратегии в «холодной войне» против СССР: отождествление побежденного европейского фашизма с советским коммунизмом, при полном игнорировании фундаментальных различий между этими режимами, преследовало вполне очевидные политические цели.

С конца 80-х гг. концепция тоталитаризма становится чрезвычайно популярной в отечественной исторической и социально-философской науках. Понятие «тоталитаризм» начинает использоваться как ключевой, всеобъясняющий концепт при описании советского периода российской истории, а в некоторых исследованиях и русской культуры в целом: идеологический симулякр стал той точкой идентификации, в которой советское и постсоветское общество уясняло себе свою целостность. При этом либеральное происхождение термина «тоталитаризм» воспринималось как некий трансцендентный гарант значения и научной объективности — только Другой владеет подлинной неидеологизированной правдой о нас самих.

Однако, актуальность настоящей работы не исчерпывается необходимостью выявления и деконструкции сознательно мифогенной системы идеологических и политических составляющих концепции тоталитаризма, системы, обладающей собственной логикой и выполняющей в итоге историческую функцию самооправдания.

Появление концепта «тоталитаризм» в качестве элемента языка западной политической культуры глубоко не случайно и не может быть объяснено лишь идеологической конъюнктурой.

Этот концепт опосредованно отражает сущностные черты базовой аксиологической структуры европейской культурной парадигмы, являясь ее идеальным недифференцированным антиподом, своеобразным «инобытием». Данное обстоятельство придает особую актуальность детальному сравнительно-историческому исследованию глубинных ценностных оснований социально-философских теорий. Такое исследование позволяет наметить путь к подлинному диалогу культурных традиций, лишенному как механического подражания Другому, так и презрительного высокомерия по отношению к нему.

Степень разработанности проблемы.

Проблема «тоталитаризма» стала актуальной для отечественной науки сравнительно недавно, но с конца 80-х гг. ее обсуждение приобретает систематический и концептуальный характер. Появляется целый ряд публикаций по этой теме, проводятся конференции и круглые столы.

Феномен тоталитаризма получает освещение в работах Ю. И. Игрицкого, Н. В. Загладина, Ю. М. Бородая, К. С. Гаджиева, Л. Я. Гозмана, А. М. Эткинда, В. М. Кайтукова, А. Янова, В. С. Библера, М. С. Восленского, М. К. Мамардашвили, Б. Гройса, И. П. Смирнова, А. М. Пятигорского и других. Однако, для большинства этих работ характерен анализ проблемы либо в контексте социально-философской и политологической проблематики, либо в историко-философском срезе. При этом внимание исследователей концентрировалось в основном на либеральной концепции тоталитаризма. Динамика этого понятия в контексте развития современной европейской философии, культурно-исторические и ценностные детерминации различных социально-философских теорий тоталитаризма оставались за пределами рассмотрения. Данная работа представляет собой попытку восполнить существующий пробел в изучении культурно-аксиологического аспекта проблемы.

Методология и источниковедческая база исследования.

Методология исследования базируется на диалектикоматериалистическом понимании взаимоотношения между идеальным и материальным как процесса специфичного для общественно-исторической жизнедеятельности человека, процесса, заключающегося в движении по «спиралеобразной фигуре» (Э.Ильенков), где конец превращения материального в идеальное (т.е. производства материальной жизнедеятельностью общественного человека акта идеализации действительности) становится началом противоположного цикла материализации, опредмечивания идеального. Таким образом, мир духовной культуры (коллективно создаваемый людьми), включая нравственные императивы и ценностные доминанты, как обладающий особой формой объективности, рассматривается диссертантом в рамках диалектико-материалистического дискурса в качестве относительно самостоятельного объекта исследования.

Разработка вопроса типологии интерпретаций концепта «тоталитаризм» в контексте аксиологической проблематики осуществляется на основе сравнительно-исторического, аксиологического, культурологического и семиотического подходов. В диссертации также используются методы анализа, разработанные в социальной психологии, социологии, литературоведении и лингвистике.

Теоретической основой для настоящего исследования послужили работы Н. А. Бенедиктова, Э. В. Ильенкова, А. Ф. Лосева, Ю. М. Лотмана, К. Маркса, Ф. Ф. Нестерова, Ю. С. Степанова, И. П. Смирнова, В. Н. Топорова, Б. А. Успенского и других.

В качестве источников, являющихся в диссертации предметом социально-философского анализа, с одной стороны выступают работы теоретиков либеральной концепции тоталитаризма (Х.Арендт, Р. Арона, Ж. Желева, А. Авторханова, Л. Гозмана, А. Эткинда и других), представителей Франкфуртской школы и экзистенциализма (Т.В.Адорно, Г. Маркузе, Ж. П. Сартра, М. Хоркхаймера), теоретиков постмодернизма (Ж.Деррида, Ж. Делеза, М. Фуко) — с другой стороны — труды мыслителей русской философской традиции: И. А. Ильина, А. Ф. Лосева, П. А. Флоренского, Л. П. Карсавина, И. Л. Солоневича, Л. А. Тихомирова.

Выбор источников обусловлен следующими причинами. Сам термин «тоталитаризм», как уже отмечалось, является продуктом западной философской и политологической мысли и показателен в том отношении, что опосредованно отражает и выявляет наиболее типичные и сущностные черты западно-европейской ценностной структуры именно тогда, когда применяется для описания других культурных традиций.

В русской философии термин «тоталитаризм» употреблялся крайне редко. (В частности, употребление его Н. А. Бердяевым было обусловлено возможно тем, что многие работы мыслителя, вышедшие в эмиграции, были рассчитаны на европейского читателя). Понятия «соборность» А. С. Хомякова, «симфоническая личность» Л. П. Карсавина, «народная монархия» И. Л. Солоневича, «теократическая синархия» П. А. Флоренского, органическая демократия" А. Г. Дугина, «идеократия» Н. С. Трубецкого не являются аналогами «тоталитаризма». За ними вырастает иная система ценностей, специфика и нюансы которой не «прочитываются» при использовании термина «тоталитаризм» .

Сравнительно-исторический анализ двух традиций философского дискурса и стоящих за ними типов ценностного диспозитива позволяет глубже понять особенности каждого из них и очертить границу, разделяющую и, одновременно, связывающую эти диспозитивы, определить те грани и точки перехода, в которых возможны диалог и «со-бытие» культур.

В качестве источников в диссертации активно используются и художественные тексты. Возможность такого использования в исследовании, посвященном философской проблематике имеет методологическое обоснование в понимании текста как коммуникативного события между создателем и читательской аудиторией. Концептуализация литературного текста как места пересечения точек зрения автора и аудитории (могущих не совпадать по своим объемам) противостоит как формальноструктуралистским моделям, центральным пунктом которых была уникальность эстетического, т. е.сосредоточенность на структурных признаках (сигналах), делающих литературный текст собственно литературным, так и вульгарно-социологическому подходу, редуцирующему литературу, по словам П. И. Медведева (М.М.Бахтина) «до роли простой служанки и передатчицы других идеологий.» (Медведев, 1993, с.24).

Таким образом, коммуникативный («диалогический») подход, основы которого были заложены работами М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана, М. В. Нечкиной, позволяет рассматривать контекст не в качестве простого механического отражения, но как органическую часть текста. Возникает проблема художественного текста, который во многом определяет, формирует идеи и представления людей, создает их культурный горизонт и, соответственно, является важнейшим источником реконструкции системы их ценностных ориентаций. При этом вводимые в работу художественные тексты могут быть неинтересными именно с художественной точки зрения.

Именно поэтому в диссертации использовались как произведения «высокой» литературы (А.Белого, А. Блока, В. Брюсова, Ф. Достоевского, Е. Замятина, Ф. Кафки, В. Набокова, Дж. Оруэлла, А. Роб-Грийе, О. Хаксли и др.), так и фольклорные тексты и произведения «массового» искусства (от средневековых «exempla» и «видений», до современного голливудского кинематографа).

Цели и задачи исследования.

Целью диссертационной работы является анализ ценностных оснований различных типов представлений о феномене тоталитаризма, характерных для западноевропейской и русской культурных традиций. Достижение цели предполагает решение следующих задач:

— выявление и определение различных типов философского дискурса в зависимости от интерпретационной стратегии по отношению к понятию «тоталитаризм» ;

— раскрытие общемировоззренческих и аксиологических предпосылок формирования соответствующих представлений о тоталитаризме в «либеральном», «неомарксистском» и «постмодернистском» типах дискурса;

— сравнительно-исторический анализ ценностных структур европейской и русской культурных традиций в контексте социокультурных стереотипов восприятия властных отношений;

— выяснение применимости концепта «тоталитаризм» в качестве элемента универсального метаязыка типологического описания;

— выявление соотношения понятия «тоталитаризм» с одной стороны и понятий «соборность», «синархия», «органическая демократия» с другой в контексте «энергийного символизма» русской культуры.

Научная новизна диссертации определяется совокупностью поставленных задач и полученных результатов исследования. В предлагаемой работе предпринята попытка теоретического обоснования связи между преобладающими в культуре аксиологическими представлениями и смысловым содержанием социально-философских концепций тоталитаризма. Новые научные результаты, полученные в процессе исследования, состоят в следующем:

— выявлены и обоснованы критерии выделения типов интерпретации содержания концепта «тоталитаризм». Изучение изменения семантического объема этого понятия позволило вычленить «либеральный», «неомарксистский» и «постмодернистский» типы дискурса;

— проанализированы различия между ними и генетическая связьвыявлены общие аксиологические и мировоззренческие доминанты;

— установлена связь между ценностными представлениями европейской культуры, содержанием социокультурного стереотипа восприятия власти и теоретическими концепциями «тоталитаризма» в современной западно-европейской философии;

— выявлена идеологическая и пропагандистская компонента этих концепций. Показана внутренняя противоречивость самого понятия «тоталитаризм» и его самодеконструкция в постмодернистской парадигме западной культуры;

— обоснованы своеобразный характер и символическая интерпретация ценностной структуры русской культурной традиции в контексте властных отношений;

— продемонстрирована недостаточная эффективность применения термина «тоталитаризм» для объективного описания русской социополитической традиции.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов диссертации в преподавании курса по философии культуры, социальной философии и политологии, при подготовке семинаров и спецкурсов по аксиологии, культурологии, истории современной западной и русской философии, а также в публичных лекциях, рассчитанных на широкую аудиторию интересующихся философской проблематикой.

Апробация работы.

Результаты исследования нашли отражение в докладах и выступлениях диссертанта на Международной научной конференции «Возрождение России и русская общественная мысль» (Нижний Новгород, 1993 г.) — V Российском симпозиуме историков русской философии «Отечественная философия: русская, российская, всемирная» (Нижний Новгород, 1998 г.) — научно-практической конференции «Десять лет российских реформ: некоторые итоги и новые проблемы» (Нижний Новгород, 2002 г.).

Основные положения диссертации прошли апробацию на уровне статей и тезисов, опубликованных в научных сборниках: «Исторические взгляды И.Л.Солоневича» //Возрождение России и русская общественная мысль. -Н.Новгород, 1993; «Русская монархическая историософия XX века» // Отечественная философия: русская, российская, всемирная. — Н. Новгород, 1998; «Структура ценностей и проблема метаязыка типологического описания культур» // Десять лет российских реформ: некоторые итоги и новые проблемы. — Н. Новгород, 2002; «Власть, договор и дар в контексте „энергийного символизма“ русской культуры» // Вопросы российской всемирной истории. -Арзамас, 2002.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

A. Эткинд, опираясь на традицию европейской либеральной мысли от А. де Токвиля до И. Берлина, выделил ключевое для западной политической культуры понятие «негативной» свободы. Оно окончательно конституируется в эпоху Возрождения и Реформации и утверждает самодостаточность индивида как высшую ценность. Гарантией свободы общества в целом является область, в границах которой каждый человек неприкосновенен (см. Эткинд 2001). Эта область — область PRIVACY — не может быть определена позитивно-содержательно, она — пустая форма, внутри которой человек может действовать без помехи со стороны Другого (других индивидов, общества в целом, государства).

Ценность «позитивной свободы», «позитивных» человеческих прав (таких, как участие в публичной политической жизни, активно артикулируемая и отстаиваемая гражданская позиция, участие в борьбе за осуществление своих прав) состоит в том, что они позволяют защитить высшую ценность, а именно «негативную» свободу индивида. Фундаментальная значимость «негативной» свободы характерна не только для либеральной традиции. Радикально отличный от нее по своим философско-политическим взглядам, Ж.-П.Сартр в своем понимании свободы как «ничто», привносимого в мир человеческой реальностью, парадоксально сближается с либерализмом, придавая «негативной свободе» онтологический статус. Свобода берется Сартром лишь в одном ее измерении, которое схватывает только момент отрицания и не несет в себе никакой конструирующей возможности. Противостоящее «свободе» «в-себе-бытие», несмотря на свою абстрактность оказывается предельно емкой категорией. Под нее подпадает и мир вещей, и общественные предписания, образующие сферу безличного шап" (М.Хайдеггер), и психологические механизмы, прошлое, выливающееся в привычку, и другие «Я», стремящиеся превратить мое «Я» в чистый объект, словом все, что так или иначе препятствует безграничной свободе — «ничто». (Коррелятом непрерывного отрицания, которым связаны «бытие-для-себя» и «бытие-в-себе» на уровне онтологии, является непрерывное отрицание субъектом общей практики серийных отношений, включающих в себя и все виды организации — отсюда анархо-нигилистический пафос сартристского революционизма).

Таким образом, и либеральный дискурс, и революционно-" гошистский" исходят по сути из понятия свободы как чистой негативности. Различие между ними состоит, выражаясь метафорически, в длине окружности, ограничивающей «негативную» свободу. Если для Берлина границы «негативной» свободы поддаются рациональному определению и правовому контролю (достаточно определить те свободы, иначе говоря права, которых субъекта нельзя лишатьту же свободу, которую субъект в этих условиях выберет для себя сам, нельзя определить или контролировать именно потому, что это дело его свободного выбора, только «негативная» свобода, или права человека, мыслима безотносительно к конкретному субъекту), то для Сартра (и западного левацкого радикализма в целом) — объем «негативной» свободы предельно расширяется (а, следовательно, расширяется и объем противостоящей ей сферы «в-себе-бытия»), она постоянно выходит из своих граництем самым, на социально-философском уровне, история превращается в беспрерывную серию бунтов, перманентно отрицающих «практико-инертные ансамбли» .

Концепция тоталитаризма, артикулировавшаяся в пространстве западной культуры, имеет своим аксиологическим фундаментом именно концепт «негативной» свободы. Радикальное, на первый взгляд, несходство между либеральной теорией тоталитаризма, неомарксистской и постмодернистской оказывается не столь радикальным: детальное исследование обнаруживает общий аксиологический диспозитив. Динамика трансформации концепта «тоталитаризм» от либерально-" классического" к постмодернистскому определяется вектором расширения объема понятия свободы — чем «шире» свобода, тем семантический объем концепта «тоталитаризм» больше. Если для либерального дискурса (с его попыткой решить апорию между приватностью и публичностью путем создания баланса между ними, создания детальной правовой системы сдержек и противовесов, гарантирующей неприкосновенность автономных 1осш'ов индивидов) тоталитаризм есть его «иное», идеальный антипод, негативный двойник, являющийся не столько портретом Другого, сколько апофатическим автопортретом, то для «неомарксизма» Франкфуртской школы и экзистенциализма Ж.-П.Сартра бациллами тоталитаризма заражена любая социальность: ничем не сдерживаемая анархистская свобода возможна только в момент разрушения «инертной» социальности, в бесконечном революционном «потлаче». Наконец, в постмодернистской философской парадигме тоталитаризм оказывается «тоталитаризмом» знаков и прежде всего — самого языка. Р. Барт писал, что язык «это обыкновенный фашист, ибо сущность фашизма не в том, чтобы запрещать, а в том, чтобы понуждать, говорить нечто» (Барт 1989, с.549). Согласно Барту в языке неразрывно связано рабство и властьподлинная свобода («.если свободой назвать не только способность ускользать от любой власти, но также способность не подавлять кого бы то ни было» [там же, с.550]) возможна только вне языка. Субъектом такой свободы может быть лишь шизофреник, полностью отказавшийся от любой коммуникации и любого осмысления мира вообще, живущего в бессвязном, фрагментированном «шизомире», где ни одна из команд не может быть понята в качестве безусловной и не вызывающей сомнений в ее необходимости. Стать субъектом свободы, освободиться от «тоталитаризма» значит вовлечься в линию шизофренического ускорения, обрести свое «тело без органов» (Ж.Делез, Ф. Гваттари), которое не нуждается в речи и словах, чтобы быть-в-мире, претерпеть «становление животным» .

Концепт «тоталитаризм» достигает в постструктуралистской мысли своей самодеконструкции, являясь ВСЕМ, становится НИЧЕМ. Его можно уподобить «мане» (т.е. магической силе в первобытных верованиях) в том смысле, в каком ее понимал К. Леви-Строс. Выступая против субстанциалистских трактовок «маны» Леви-Строс предложил рассматривать ее структурно-семантически, как некий особый символический коэффициент, который приписывается тому или иному предмету и сообщает ему магическую эффективность. «Мана», по Леви-Стросу, призвана передавать неопределенное значение, само по себе лишенное смысла, а потому способное принимать какой угодно смысл, имеющее своей единственной функцией заполнить разрыв между означаемым и означающим.

Для русской культуры, ее аксиологических оснований, понятие «негативной свободы» не является ключевым. Более того, «самодовлеющее значение свободы. уходит на задний план, а основное внимание уделяется тому высшему, всеопределяющему началу, от которого и зависит содержание и значение свободы» (Бенедиктов 1998, с.139−140).

Ставшая своеобразным стержнем русского, и во многом определившая советское мировоззрение (определение степени этого влияния — основное направление дальнейшей работы) православно-исихастская парадигма безусловного преодоления, «снятия» индивидуалистических 1осш'ов в любви (которая действует как самоотдача и одновременно как взаимопроникновение и расширение границ личного бытия), в личностно-соборном жертвенном служении абсолютно неконвенциональной святыне-истине (символически воплощающейся в том числе и в государственности) явно не может быть адекватно описана с помощью концепта «тоталитаризм». Теория тоталитаризма как концептуальная схема, «выросшая» на почве западной аксиологической аксиоматики, не позволяет «прочитать» специфику и нюансы иной системы ценностей. Применение термина «тоталитаризм» для объективного описания русской социополитической традиции представляется малоэффективным, поскольку претендующая на универсальность (вследствие забвения собственной историчности) европейская культура возводит свой язык в статус метаязыка, в результате чего из инструмента описания Другого, он превращается в инструмент самоописания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Августин Аврелий. Исповедь.- М.: Ренессанс, СП ИВО — СиД, 1991.
  2. С.С. Золото в системе символов ранневизантийской культуры //Византия. Южные славяне и древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура. М.: Наука, 1973.
  3. С.С. Византия и Русь: два типа духовности //Новый мир. -1988. N 7, N 9.
  4. С.С. Бахтин, смех, христианская культура //Россия. Russica. 6. 1988.
  5. С.С. Иудаистическая мифология //Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х тт. Т.1. М.: Рос. Энциклопедия, 1994.
  6. С.С. Мытарства //Там же. Т.2.
  7. Н.С. Философские проблемы структурного анализа гуманитарных науках. М.: Наука, 1977.
  8. Н.С. Деррида и грамматология //Ж. Деррида. О грамматологии. М.: Ad marginem, 2000.
  9. А. Происхождение парторатии //Октябрь. 1991. N 2.
  10. Н.Н. Русский народ и государство.- М.: Аграф, 1998.
  11. Х. Вирус тоталитаризма //Новое время. 1991. N 11.
  12. Х. Тайная полиция. //Там же. 1992. N 6.
  13. Х. Истоки тоталитаризма. М.: ЦентрКом, 1998.
  14. Арендт Х. Vita activa, или О деятельной жизни. СПб.: Алетейя, 2000.
  15. Р. Демократия и тоталитаризм. М.: Текст, 1993.
  16. Р. Мнимый марксизм. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993.
  17. А.Н. Народные русские сказки не для печати, заветныепословицы и поговорки. М.: Ладомир, 1998.
  18. Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989.
  19. Р. Мифологии. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996.
  20. Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М.: Прогресс — Универс, 1995.
  21. Н.А. Исторический процесс: единство и многообразие. -Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1988.
  22. Н.А., Евстигнеев С. А., Мишин В. А. Ленин: Марксизм и русская идея. Нижний Новгород, 1994.
  23. Н.А. Русские святыни. Очерки русской аксиологии.
  24. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, 1998.
  25. В. О понятии истории //"Художественный журнал". 1995. N7.
  26. В. Московский дневник. М.: Ad marginem, 1997.
  27. Н.А. Судьба России. М.: Изд-во МГУ, 1990.
  28. Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990.
  29. Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. Ч.1. М.: Паломник, 1993.
  30. Бибихин В.В. Nama // Языковая практика и теория языка. М.: Изд-во МГУ, 1973.
  31. В.В. .Вениаминов). Краткие сведения о житии и мысли св. Григория Паламы //Св.Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М.: Канон, 1995.
  32. В. С. На гранях логики культуры. М.: Русское феноменологическое общество, 1997.
  33. М. Короли-чудотворцы. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998.
  34. Х. Страх влияния. Карта перечитывания. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998.
  35. П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971.
  36. . Войны в заливе не было //"Художественный журнал".-1993. N4.
  37. . Система вещей. М.: Рудомино, 1995.
  38. . Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000.
  39. Н.К. Слово в теории языка П.А.Флоренского //Studia Slavica Hungarica, 34,1988. N ¼.
  40. В. Стихотворения. М.: Правда, 1984.
  41. С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994.
  42. М. Протестантская этика. М.: Прогресс, 1973.
  43. .П. Этика преображенного эроса. М.: Республика, 1994.
  44. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988.
  45. К.С. Тоталитаризм как феномен ХХ века //Вопросы философии. 1992. N 2.
  46. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. Сочинения,IV. М.: Соцэкгиз, 1959.
  47. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990.
  48. Дж.К. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 1979.
  49. Гельвеций К.-А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. М.: Соцэкгиз, 1938.
  50. Л. А. Коммуникативная версия исихазма. //А.Ф.Лосев. Миф. Число. Сущность. М.: Мысль, 1993а.
  51. Л.А. Платонизм в зазеркалье ХХ века.//А.Ф.Лосев. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993 В.
  52. Л., Эткинд А. Метафоры или реальность? Психологическийанализ советской истории //Вопросы философии. 1991. N 3.
  53. А.Я. Тоталитаризм ХХ века. М.: Интерпракс, 1992.
  54. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М.: Канон, 1995.
  55. . Утопия и обмен. М.: Знак, 1993.
  56. . Поиск русской национальной идентичности //Россия и Германия: Опыт философского диалога.- М.: Медиум, 1993.
  57. М.Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль X—XVII вв.еков. М.: Изд-во МГУ, 1990.
  58. Л., Панченко А. Чтоб свеча не погасла. Л.: Сов. писатель, 1990.
  59. Л.Н. Историко-философские сочинения князя Н.С.Трубецкого //Трубецкой Н. С. История. Культура. Язык. М.: Прогресс — Универс, 1995.
  60. А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М.: Искусство, 1981.
  61. А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М.: Искусство, 1989.
  62. А.Я. Избранные труды. Т.2. Средневековый мир. М.-СПб.: Университетская книга, 1999.
  63. В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1 Репринт, 1955.
  64. Данте. Божественная комедия. М.: Интерпракс, 1992.
  65. ., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения: Анти-Эдип. М., 1990.
  66. . Представление Захер-Мазоха // Захер-Мазох Л. фон Венера в мехах. М.: Культура, 1992.
  67. . Логика смысла. М.: Издательский Центр «Академия», 1995.
  68. . Ницше. СПб.: Аксиома, Кольна, 1997.
  69. . Различие и повторение.- СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998.
  70. ., Гваттари Ф. Что такое философия? М.: Институт экспериментальной социологии, СПб.: Алетейя, 1998.
  71. Г. История военного искусства. Т.Ш. М.: Воениздат, 1933.
  72. . Позиции. Киев: «Д.Л.», 1996.
  73. . О грамматологии. М.: Ad marginem, 2000.
  74. . Почтовая открытка от Сократа до Фрейда и не только. -Минск: Современный литератор, 2000.
  75. . Письмо и различие. М.: Академический Проект, 2000а.
  76. Д.В., Стяжкин Н. И. Введение в историю западноевро пейской средневековой философии. Тбилиси, 1981.
  77. Ф.М. Полное собрание сочинений. Т.21. Л.: Наука, 1980.
  78. А.Г. Консервативная революция. М.: Арктогея, 1994.
  79. М.А. Власть московских государей: Очерки из истории политических идей древней Руси до XVI в. СПб.: Типография Скороходова, 1889.
  80. II. Сочинения. Т.1. СПб.: имп. Акад. наук, 1901.
  81. В. В лабиринте проклятых вопросов. М.: Советский писатель, 1990.
  82. Жак Деррида в Москве: деконструкция путешествия. М.: РИК «Культура», 1993.
  83. . Фашизм. Тоталитарное государство. М.: Политиздат, 1992.
  84. В.М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов. -М.: Гнозис, 1994.
  85. В.М. Язык и культура в России XVIII века. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996.
  86. Жид А. Подземелья Ватикана. Фальшивомонетчики. Возвращение из СССР. М.: Московский рабочий, 1990.
  87. С. Возвышенный объект идеологии. М.: Изд-во «ХЖ», 1999. 93. Загладин Н. В. Тоталитаризм и демократия: конфликт века //Кентавр. — 1992. N 5−8.
  88. Е. Мы: Романы, повести, рассказы, сказки.- М.: Современник, 1989.
  89. В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М.: ГИЗ, 1924. 100. Зонтаг С. Мысль как страсть. — М.: Гнозис, 1997.
  90. В.В. Происхождение семантического поля славянских слов, обозначающих дар и обмен //Славянское и балканское языкознание. -М.: Наука, 1968.
  91. В.В., Топоров В. Н. Исследование в области славянских древностей. М.: Наука, 1974.
  92. В.В., Топоров В. Н. О языке древнего славянского права //Славянское языкознание. М., 1978.
  93. В.В., Топоров В. Н. О древних славянских этнонимах. //Славянские древности: Этногенез. Киев: Наук. думка, 1980.
  94. В.В., Топоров В. Н. К истокам славянской социальной терминологии //Славянское и балканское языкознание. М.: Наука, 1984.
  95. Иванов Вяч.Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Том I. Знаковые системы. Кино. Поэтика. М.: Языки русской культуры, 1999.
  96. С. А. Византийское юродство. М.: Междунар. отношения, 1994.
  97. Ю. Концепция тоталитаризма. Итоги многолетних дискуссий на Западе //История СССР. 1990. N 6.
  98. Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.
  99. И. А. О монархии и республике//Вопросы философии. -1991. N4−5.
  100. И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. -М.: Интрада, 1996.
  101. И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998.
  102. Иосиф Волоцкий. Послания. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1959.
  103. Дж. Мемуары. М.: СП-ИВО, 1991.
  104. В.М. Эволюция диктата. 1991, б.п.
  105. Э. Масса и власть. М.: Ad marginem, 1997.
  106. Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т.1,2. Сергиев Посад: Тип. Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1909−1912.
  107. Л.П. Религиозно-философские сочинения. Т.1. М.: «Ренессанс», 1992.
  108. Л.П. Основы средневековой религиозности в XII—XIII вв.еках. Т.2. СПб.: Алетейя, 1997.
  109. Кафка Ф.Избранное. М.: Радуга, 1989.
  110. Киприан (Керн). Антропология святого Григория Паламы. М.: Паломник, 1996.
  111. В.О. Соч.: в 8-ми тт. М.: Госполитиздат-Соцэкгиз, 1957.
  112. В.О. Сочинения в девяти томах. М.: Мысль, 1987−1990.
  113. В. История Руси и русского Слова. Современный взгляд. -М.: ЧАРЛИ, 1997.
  114. Р.Дж. Идея истории: Автобиография. М.: Наука, 1980.
  115. П. Общество и государство: неизбежный дуализм. М.: Республика, 1998.
  116. С. Тождество и необходимость. //Новое в зарубежной лингвистике. Вып.13, 1982.
  117. . Теория и история историографии. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998.
  118. Ю. История Византии. СПб.: Алетейя, 1996.
  119. А. Все ли равно как верить? М.: Издательство Братство Святителя Тихона, 1994.
  120. С. Страх и трепет. М.: ТЕРРА-Книжный клуб- Республика, 1998.
  121. . Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда. М.: Русское феноменологическое общество, 1997.
  122. . Семинары. М.: Гнозис, 1998.
  123. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994.
  124. Леви-Строс К. Печальные тропики. Львов: Инициатива- М.: «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
  125. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Прогресс -Академия, 1992.
  126. К.Н. Национальная политика как орудие всемирной революции //Наш современник 1990. N 7.
  127. .- Ф. Состояние постмодерна. М.: Институт экспериментальной социологии- СПб.: Алетейя, 1998.
  128. Х. Русь и норманны. М.: Прогресс, 1985.
  129. А. Археология психоанализа. М.: Прогресс-Академия, 1996.
  130. А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль, 1993.
  131. А.Ф. Миф. Число. Сущность. М.: Мысль, 1993а.
  132. А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993 В.
  133. А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М.: Мол. гвардия, 2000.
  134. В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви.
  135. Догматическое богословие. М.: Центр «СЭИ», 1991.
  136. Ю.М. О понятии географического пространства в русских средневековых текстах //Труды по знаковым системам. Вып. II (УЗ ТГУ. Вып. 181).Тарту, 1965.
  137. Ю.М. Внутри мыслящих миров// Лотман Ю. М. Семиосфера. -СПб.: «Искусство-СПБ», 2000.
  138. М.К. Лекции по античной философии. М.: Аграф, 1997.
  139. М.К., Пятигорский А. М. Символ и сознание. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997.
  140. Н.Б. Шизоанализ //Культурология. ХХ век.- СПб.: Университетская книга, 1997.
  141. К. К еврейскому вопросу. Соч. Т.1
  142. Г. Одномерный человек. М.: REFL — book, 1994.
  143. Г. Эрос и цивилизация. Киев: ИСА, 1995.
  144. И. Краткое известие о Московии в начале XVII в. М.: Соцэкгиз, 1937.
  145. А. Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков. М.-Л.: Соцэкгиз, 1938.
  146. И. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. Введение в изучение. СПб.: Византинороссика, 1997.
  147. А.В. «Ангел истории изумлен."//Михайлов А. В. Языки культуры. М.: Языки русской культуры, 1997.
  148. А.М. «Слово о законе и благодати» Илариона. Киев: Наук. думка, 1984.
  149. М. Общества. Обмен. Личность. М.: Издательская фирма
  150. Ф.Ф. Связь времен: Опыт исторической публицистики. М.: Мол. гвардия, 1984.
  151. Ф. Стихотворение. Философская проза. СПб.: Интербук, 1993. 165. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс// Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. — М.: Искусство, 1991.
  152. Дж. 1984. М.: Мир, 1989.
  153. Р. Россия при старом режиме. М.: Независимая газета, 1993.
  154. А.М. Русская культура в канун петровских реформ //Из истории русской культуры, т. Ш (XVII начало XVIII века). — М.: Школа «Языки русской культуры», 1996.
  155. . Пантеон. Демократия как религиозная проблема //Социо-логос. Выпуск 1. Общество и сфера смысла. М.: Прогресс, 1991.
  156. В.Г. Черты политического строя Древней Руси //Древнерусское государство и его международное значение. М.: Наука, 1965.
  157. В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX—XI вв.еков. -Смоленск: Русич- М.: Гнозис, 1995.
  158. О.Ю. Мифы нации против мифов демократии. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997.
  159. М.Б. История юности Петра I у П.Н.Крекшина //Труды по русской и славянской филологии. Вып.XXXII. Тарту, 1981.
  160. М.Б. Сюжеты и символы Московского царства. -СПб.: Акрополь, 1995.
  161. В.А. Выражение и смысл. М.: Ad marginem, 1995.
  162. В.А. Феноменология тела.- М.: Ad marginem, 1995а.
  163. К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983.
  164. К. Открытое общество и его враги. Т.1.-2. М., 1992.
  165. .Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979.
  166. А. Исторические сочинения о России. М.: Наука, 1983.
  167. А.А. Из записок по теории словесности. Харьков, 1905.
  168. А.А. Символ и миф в народной культуре. М.: Лабиринт, 2000.
  169. А.М. Избранные труды. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996.
  170. В. Сексуальная революция. СПб.: Университетская книга, 1997.
  171. Ранкур Лаферриер Д. Психика Сталина. — М.: Прогресс-Академия, 1996.
  172. А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М.: Политиздат, 1990.
  173. С. Восточная схизма. Византийская теократия. М.: Наука, 1998.
  174. . История западной философии. Т.2. М.: МИФ, 1993.
  175. Роб-Грийе А. Проект революции в Нью-Йорке. М.: Ad marginem, 1996.
  176. В.В. Русская Церковь// Розанов В. В. В темных религиозных лучах. М.: Республика, 1994.
  177. Р. Случайность. Ирония. Солидарность. М.: Русское феноменологическое общество, 1996.
  178. В.П. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. М.: Аграф, 1997.
  179. В.П. Прочь от реальности: Исследования по философии текста. -М.: Аграф, 2000.
  180. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М.: Наука, 1969.
  181. . А. Мир истории. М.: Мол. гвардия, 1987.
  182. .А. Древняя Русь: сказания, былины, летописи. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1962.
  183. Е.А. Древняя Русь и Скандинавия. М.: Наука, 1978.
  184. М.К. Делез //Современная западная философия: Словарь. М.: Политиздат, 1991.
  185. М.К. Телькелизм //Там же.
  186. М.К. Террорологики. Тарту, 1992.
  187. Рыклин М.К. Back in Mockow, sans the USSR.// Жак Деррида в Москве: деконструкция путешествия. М.: РИК «Культура», 1993.
  188. М.К. Революция на обоях. //А.Роб-Грийе. Проект революции в Нью-Йорке. М.: Ad marginem, 1996.
  189. Сад Д-А-Ф де. 120 дней Содома. М.: Центр-ТО, 1992.
  190. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. М.: Республика, 2000.
  191. И.С. Раннее христианство: страницы истории. М.: Политиздат, 1989.
  192. И.П. Бытие и творчество. СПб.: Канун, 1996.
  193. Смирнов И.П. Homo homini philosophus. СПб.: Алетейя, 1999.
  194. И.П. Мегаистория. К исторической типологии культуры. М.: Аграф, 2000.
  195. Средние века. Вып.31,1968.
  196. Современная западная социология. М.: Политиздат, 1991.
  197. З. Структуры субъективности, рисунки на песке и волны времени // Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб.: Рудомино- Университетская книга, 1997.
  198. С.М. История России с дневнейших времен..I-XV.- М.: Соцэкгиз, 1960−1966.
  199. Э.Ю. Прошлое толкует нас: (Очерки по истории философии и культуры). М.: Политиздат, 1991.
  200. И.Л. Народная монархия. М.: Феникс, 1991.
  201. Соссюр Ф. де Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977.
  202. Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опытисследования.- М.: Школа «Языки русской культуры», 1997.
  203. Ю.С. Язык и метод. К современной философии языка. М.: Языки русской культуры, 1998.
  204. А.А. Августин. Жизнь. Учение //Августин. Исповедь. М.: Ренессанс, СП-ИВО-СиД, 1991.
  205. Л.А. Монархическая государственность. СПб.: АО «Комплект», 1992.
  206. А. Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1992.
  207. С.А. Ранние формы религии и их развитие. М.: Наука, 1964.
  208. С.А. Послесловие //Фрэззер Дж. Золотая ветвь. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.
  209. В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Том I. Первый век христианства на Руси. М.: Гнозис-Школа «Языки русской культуры», 1995.
  210. Н.С. Верхи и низы в русской культуре //Пути Евразии. М.: Рус. книга, 1992.
  211. Н.С. История. Культура. Язык. М.: Прогресс — Универс, 1995.
  212. .А. Семиотика искусства. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995.
  213. .А. Избранные труды. Т.1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996.
  214. Л.И. Проблема субъекта исторического творчества в философии Ж.-П. Сартра// Человек и его бытие как проблема современной философии.- М.: Наука, 1978.
  215. П.А. Около Хомякова. Сергиев Посад. 1916.
  216. П.А. Иконостас //Богословские труды. Вып.1Х. М., 1972
  217. П.А. Столп и утверждение истины. Т.1(1), т.1(2). М.: Правда, 1990.
  218. П.А. У водоразделов мысли. Т.2. М.: Правда, 1990.
  219. П.А. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. Генеалогические исследования. Из соловецких писем. Завещание. М.: Московский рабочий, 1992.
  220. Г. Восточные Отцы IV века. М.: МП «Паломник», 1992.
  221. З. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990.
  222. З. Я и Оно. Т.1. Тбилиси: Мерани, 1991.
  223. З. Психология масс и анализ человеческого Я// Фрейд З. Психоанализ и культура. Леонардо да Винчи. СПб.: Алетейя, 1997.
  224. О.М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997.
  225. Дж. Золотая ветвь. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.
  226. М. Слова и вещи. СПб.: А-cad, 1994.
  227. М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. -М.: Касталь, 1996.
  228. М. Археология знания. Киев: Ника-центр, 1996.
  229. М. История безумия в классическую эпоху. СПб.: Рудомино -Университетская книга, 1997.
  230. М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: Ad marginem, 1999.
  231. М. Разговор на проселочной дороге. М.: Высшая школа, 1991.
  232. Ф.А. Дорога к рабству //Вопросы философии. 1992. N 10−12.
  233. Ф. Религиозно-историческое значение Лютера //Социо-логос. Выпуск 1. Общество и сфера смысла. М.: Прогресс, 1991.
  234. И. Слова и поучения на все недели в году. Самара, 1873, т.1
  235. Й. Осень Средневековья: Соч. в 3-х тт. Т.1. М.: Прогресс-Культура, 1995.
  236. М., Адорно Т. В. Диалектика Просвещения. М.,-СПб.: Медиум — Ювента, 1997.
  237. С.С. Диптих безмолвия. М.: Наука, 1991.
  238. С.С. Феноменология аскезы. М.: Наука, 1998. 259. Черепнин Л. В. Общественно-политические отношения в Древней Руси и Русская правда. — М.: Наука, 1965.
  239. Н.Б. Содержание свободы в различных типах мировозз рения: ценностный аспект. Автореферат канд.диссерт. Нижний Новгород, 1996.
  240. К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVII—XIX вв.. М.: Наука, 1967.
  241. Е.А. От англосаксов к англичанам. М.: Наука, 1988.
  242. С.О. У истоков российского абсолютизма: Исследования социально-политической истории времени Ивана Грозного. М.: Прогресс -«Культура», 1996.
  243. К. Политическая теология. М.: КАНОН-пресс-Ц, 2000.
  244. Р. «Третий путь» Г.Маркузе. М.: Международные отношения, 1971.
  245. О. Закат Европы. Т.1. Всемирно-исторические перспективы. -М.: Мысль, 1998.
  246. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998.
  247. Э лиаде М. Космос и история. М.: Прогресс, 1989.
  248. М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994.
  249. М. Мифы, сновидения, мистерии. М.: REFL-book, Киев: Ваклер, 1996.
  250. М. Мефистофель и андрогин. СПб.: Алетейя, 1998. 272. Этимологический словарь славянских языков. Вып.17. — М.: Наука, 1974. 273. Эткинд А. Эрос невозможного. История психоанализа в России. — СПб.: Медуза, 1993.
  251. А. Парадоксы Великого Отказа //Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев: ИСА, 1995.
  252. А. Магические игры на горизонтальной плоскости //Arbor Mundi, вып.2, 1993.
  253. М. Концепция идеологии в «критической теории общества» Франкфуртской школы //Вопросы философии. 1974. N 5.
  254. В.Л., Зализняк А. А. Новгородские грамоты на бересте. М.: Наука, 1993.
  255. А. Истоки автократии //Октябрь. 1991. N 8.
Заполнить форму текущей работой