Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Ежедневные национальные спортивные газеты Испании. 
Особенности и специфика функционирования на современном этапе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Любопытно, что несмотря на все вышеупомянутые особенности испанские национальные спортивные газеты сделаны чрезвычайно профессионально и качественно. Номер любого из изданий насчитывает от 40 до 62 страниц, на которых можно найти подробные анализы, комментарии, статистику, интервью, лучшие фотографии и занимательную инфографику, то есть всё необходимое, чтобы удовлетворить интерес читателя… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ЕЖЕДНЕВНАЯ СПОРТИВНАЯ ПРЕССА В СИСТЕМЕ СМИ ИСПАНИИ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ ГАЗЕТ
    • 1. 1. Место спортивной журналистики в испанской и мировой системе СМИ
    • 1. 2. Испанские национальные ежедневные спортивные газеты как сегмент испанского медиарынка
    • 1. 3. Клубная ангажированность как ключевая особенность испанских спортивных газет
    • 1. 4. Редакционная политика испанских спортивных газет в освещении различных видов спорта
    • 1. 5. Вариативность и эмоциональность подачи материалов в испанских национальных спортивных газетах
    • 1. 6. Лексические и стилистические особенности ежедневной испанской спортивной прессы
  • 2. СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИСПАНСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ ГАЗЕТ В УСЛОВИЯХ МЕНЯЮЩИХСЯ МАССМЕДИА
    • 2. 1. Признаки таблоидов в испанских национальных спортивных газетах
    • 2. 2. Электронные издания испанских национальных ежедневных спортивных газет. Основные особенности и специфика функционирования
    • 2. 3. Испанские спортивные газеты как мультимедийные СМИ
    • 2. 4. Мировая панорама ежедневной спортивной прессы. Сравнительный анализ

Ежедневные национальные спортивные газеты Испании. Особенности и специфика функционирования на современном этапе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Спортивные СМИ во многих странах являются самыми популярными из специализированных средств массовой информации, а в отдельных случаях находятся в числе лидеров национальных массмедиа. Именно такая ситуация наблюдается в Испании, где самой читаемой ежедневной газетой является спортивная «Марка» (Marca), самым популярным интернет-СМИ — её электронное издание, а наибольшие показатели аудитории телеканалов и радиостанций традиционно связаны со спортивными трансляциями и передачами.

Росту значимости спорта в жизни населения Испании в XXI веке способствует ряд факторов. Последнее десятилетие можно считать бенефисом испанских спортсменов: еще никогда представители этой страны не добивались столь выдающихся успехов на мировом уровне. Тем временем политико-экономическая ситуация в Испании оставляет желать много лучшего. В таких условиях спорт отвлекает от насущных проблем и обеспечивает столь необходимыми позитивными эмоциями. Также важно понимать, что выступления сборной Испании в разных видах спорта как ничто другое объединяют испанское общество, страдающее от сепаратизма отдельных регионов, и помогают почувствовать единство народа. Кроме того, при стремительном исчезновении формальных и культурных границ в Европе именно спорт предоставляет редкую возможность для национальной самоидентификации.

В результате спорт сегодня занимает как никогда большое место в СМИ Испании и во многом формирует их образ: последнее время даже в общеполитической прессе редко проходит неделя без спортивных новостей в качестве основных на первой полосе изданий. Если говорить о специализированных СМИ, то наиболее развитыми и популярными в Испании являются национальные ежедневные спортивные газеты.

Актуальность исследования испанских национальных спортивных газет в данный момент связана как с общим увеличением спроса на спортивную информацию в Испании, так и с внутренними процессами, происходящими в данных изданиях. В частности, в условиях ослабления роли печати и изменения медиа именно спортивные газеты этой страны наиболее активно занимаются собственной мультимедиатизацией и повышением конвергентности. Спортивная «Марка» в 2010 году стала первым испанским печатным изданием, представленным также на радио, телевидении и в Интернете. Таким образом, испанские спортивные газеты в условиях сегодняшнего повышения значения их профильной тематики довольно успешно противостоят и экономическому кризису, и кризису печати и, будучи современными влиятельными изданиями, безусловно, заслуживают отдельного пристального изучения.

Степень научной разработанности темы.

Спортивным СМИ посвящено сравнительно мало научных трудов на русском языке. В первую очередь следует упомянуть исследования С.Н. Кузьменко1, В.В. Баранова2, Е.А. Слюсаренко3, Е.А. Алексеева4. Однако по теме национальных ежедневных спортивных газет Испании отсутствует русскоязычная научная литература в принципе. Единственный материал на русском языке представляет собой неподписанную статью в журнале «Топ.

1 Кузьменко С. Н. Освещение олимпийского движения в средствах массовой информации: дис.. канд. филол. наук: 10.01.10 / МГУ им. М. В. Ломоносова. — М., 1997. -204 с. Баранов В. В. Спортивная печать РоссийскойФедерации. Формирование новой системы: 90-е годы: дис. канд. филол. наук: 10.01.10 /МГУ им. М. В. Ломоносова.-М., 2001.-200 с.

3 Слюсаренко Е. А. Специализированные журналы о спорте: типологические и профильные характеристики: дис. канд. филол. наук: 10.01.10 / МГУ им. М. В. Ломоносова — М&bdquo- 2003. — 192 с.

4 Алексеев К. А. Спортивная пресса России XIX — начала XX вв.: историко-типологический анализ: дис. канд. филол. наук: 10.01.10 / СПбГУ — СПб., 2008. — 257 с. футбол"1. Поэтому основными источниками для данного исследования послужили научные статьи и монографии преимущественно на испанском языке, в меньшей степени — на английском, а также интервью с экспертами по изучаемому вопросу из четырех стран (Испании, Франции, Аргентины и России).

Среди научных трудов на испанском языке своим значением выделя.

2 3 ются работы П. Паниагуа и А. Алькобы об истории спортивной прессы,.

А. Берналь4 и М. Гарридо5 о специфике современного развития печатных.

6 1 изданий Испании, X. Кастаньона и X. Паблоса о стилистике текстов спортивных газет.

Чтобы сделать работу более актуальной и доказательной, автор во время двух академических поездок в Испанию взял интервью у журналистов, работающих непосредственно в изучаемых изданиях, а также у экспертов, специализирующихся на данной тематике: у главного редактора самой популярной испанской ежедневной газеты «Марка» О. Кампильо, заместителя главного редактора «Ас» (As) X. Матальянаса, шеф-редактора www.marca.com Э. Контрераса, одного из руководителей «Радио Марка» (Radio Marca) Р. Саукильо, профессора мадридского университета Комп-лутенсе X. Кастро. В Москве было записано интервью с корреспондентом международного информационного агентства ЭФЭ (EFE), освещающим спортивные состязания в России, И. Ортеги, а также с комментирующим.

1 Где же правда? // Топ футбол: спортивный интернет-журнал. 2006. URL: http://top 11 .com.ua/2006/03/3l/print:page, 1, gdezhe pravda.html. (дата обращения: 02.03.2008).

2 Panlagua Р. Cultua у guerra del futbol. — Barcelona: Editorial UOC, 2009.

3 См. напр. Alcoba A. Periodismo deportivo. — Madrid: Sintesis, 2005.

4 Bernal A. Periodismo deportivo y sensacionalismo. Motivos para la reflexion // Imagen, comunicacion y deporte. — Madrid: Vision Libros, 2009.

5 Garrido M. Violencia y sensasionalismo en la comunicacion deportiva // Imagen, comunicacion y deporte. — Madrid: Vision Libros, 2009.

6 Castanon J. El lenguaje periodistico del futbol. — Valladolid: Universidad de Valladolid, 1993.

Pablos J. La red es nuestra. — Barcelona: Editorial Paidos, 2001. чемпионат Испании по футболу на телеканале «НТВ-Плюс Футбол» С. Аку-лининым.

Кроме того, с целью сравнения испанских спортивных газет с лучшими мировыми образцами, были проведены интервью с корреспондентом французской спортивной газеты «Экип» (L'Equipe) А. Роже и аргентинским экспертом в области СМИ Н. Тринчеро.

Теоретическая база исследования.

Теоретическая база исследования состоит из трудов по журналистике, филологии, истории, социологии и психологии как российских, так и иностранных ученых. Следует подчеркнуть особое значение работ.

1 2 отечественных специалистов Е. JL Вартановой и Я. Н. Засурского, М.Я.

Сарафа3 и А. А. Паисовой4, испанских научных деятелей X. Марина5 и.

В. Верду6, английских ученых К. Спаркса7 и.

Э. Бёрд8, французской исследовательницы М. Моро9.

Новизна исследования.

В данном диссертационном исследовании проводится комплексный анализ особенностей редакционной политики испанских национальных.

1 Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. — М.: Аспект Пресс, 2003.

2 См. напр. Засурский Я. Н. СМИ вступают в эпоху мобильной коммуникации. // Вестник Московского университета, серия 10 Журналистика. — 2005. — № 5. — с. 3−6.

3 См. напр. Сараф М. Я. Спорт в культуре XX века (становления и тенденции развития) // Теория и практика физической культуры — 1997. — №. — с. 5 — 12.

4 Паисова А. А. Роль газеты «Эль Пайс» в современных медиапроцессах Испании: Информационная политика в 1996;2001 гг.: дис.. канд. филол. наук / МГУ им.

М. В. Ломоносова. — М., 2005.

5 Marin J. Comunicacion у deporte. Nuevas perspectivas de analisis. — Sevilla: Comunicacion Social, 2005.

6 Verdu V. Apogeo de la vulgaridad // El Pais, 08.06.2003. URL: http://elpais.com/diario/2003/06/08/domingo/1055Q44354 850 215.html (дата обращения: 10.11.2010).

7 Sparks С., Tulloch J. Tabloid Tales. — New York: Rowman & Littlefield Publishers, 2000.

Я. •.

Bird E. Tabloidization: What is it and does it really matter? // The Changing Faces of Journalism: Tabloidization, Technology and Truthiness. — New York: Routledge, 2009.

9 Moreau M. La prensa digital espanola: la configuracion de un nuevo medio// Prensa, impresos, lectura en el mundo Hispanico Contemporaneo. — Bordeaux: Presses Univ de Bordeaux, 2005. спортивных газет на современном этапе их функционирования. Автор объясняет примечательные историко-культурные условия развития и существования данных изданий и выделяет качества, имеющие для них определяющее значение. Тщательным образом анализируются причины популярности спортивных газет в Испании с учетом этнопсихологических, историко-политических и культурологических факторов.

Рассматривая испанские национальные спортивные газеты в международном контексте, автор определяет ряд общих качеств, характерных для лучших мировых ежедневных изданий, а также подчеркивает уникальные свойства, присущие исключительно спортивной прессе Испании.

Особое внимание уделяется проблемам и задачам, стоящим перед испанскими национальными спортивными газетами сегодня. Автор приводит критические мнения некоторых экспертов относительно данных СМИ с собственными комментариями и описывает приоритетные тенденции развития спортивных газет.

Отсутствие в российской науке трудов о ежедневных национальных спортивных газетах Испании позволяет говорить о новизне данного диссертационного исследования.

Объект и предмет исследования.

Объектом диссертационного исследования являются спортивные СМИ Испании. Предмет изучения — ежедневные национальные спортивные газеты Испании на современном этапе их развития. На основе анализа содержания и формы спортивных газет автор выделяет ключевые качества, определяющие характер и своеобразие данного сегмента прессы.

Рамки исследования.

Большая часть данной работы затрагивает XXI век с акцентом на новейший этап развития спортивных газет (с 2009 по 2012 год).

Автор был сконцентрирован на создании общего целостного образа современных испанских национальных спортивных газет.

Эмпирическая основа исследования.

В настоящей работе доскональному анализу были подвергнуты все четыре национальные спортивные газеты Испании — «Марка», «Ас», «Мундо Депортиво» (Mundo Deportivo) и «Спорт» (Sport) — и все их медиапродукты (интернет-сайты, радиостанции и телеверсии). Собственные радиостанции и телеканалы спортивных газет разбираются в контексте национальной системы СМИ, с указанием особенностей и конкурентной среды в данных сферах массмедиа Испании. Кроме того, для выявления общих приемов и тенденций в освещении спорта, характерных для испанской журналистики, были рассмотрены региональные спортивные издания и спортивные рубрики таких значимых общетематических газет страны, как «Эль Пайс» (El Pais), «Эль Мундо» (El Mundo), «Jla Вангуардиа» (La Vanguardia), и ряда других.

Для сравнения испанских спортивных газет с изданиями других стран в качестве основных фигурантов анализа были выбраны лучшие образцы спортивной прессы стран романской языковой группы — итальянская «Ла Гадзетта делло Спорт» (La Gazzetta dello Sport), французская «Экип» и аргентинская «Оле» (Ole).

В общей сложности было проанализировано более двухсот номеров спортивных национальных газет Испании, около сотни номеров общетематических изданий, несколько десятков номеров региональной спортивной прессы и тематической печати других стран.

Цели и задачи исследования.

Целью данного кандидатского исследования было выявление ключевых особенностей испанских национальных спортивных газет, определяющих их образ и характер, а также описание специфики функционирования данных изданий на современном этапе их развития.

Для достижения данной цели было необходимо решить следующие задачи:

• выявить основные особенности редакционной политики испанских национальных спортивных газет;

• определить приоритетные виды спорта, которым уделяется максимальное внимание, и указать соответствующие причины;

• комплексно рассмотреть вопрос «клубной ангажированности» испанских национальных спортивных газет;

• рассмотреть лексико-стилистические особенности испанских национальных спортивных газет;

• осветить проблему таблоидизации испанских национальных спортивных газет;

• оценить, как испанские национальные спортивные газеты меняются в условиях появляющихся технологий и возрастания роли новых медиа;

• проанализировать медиапроекты испанских национальных спортивных газет;

• выявить причины популярности испанских национальных спортивных газет;

• обрисовать мировую панораму ежедневной спортивной прессы и сравнить испанские национальные спортивные газеты с лучшими аналогами из других стран.

Рабочая гипотеза исследования.

Ключевой уникальной особенностью испанских национальных спортивных газет является клубная ангажированность редакционной политики изданий. Также огромное влияние на спортивную прессу Испании оказывает приоритет освещения футбола в ущерб остальным видам спорта, что непосредственно связано с его исключительной популярностью.

Испанские спортивные газеты отличаются чрезвычайной эмоциональностью, категоричностью, тенденцией к славословию и бахвальству — все эти качества изданий отражают испанский национальный характер и лежат в рамках культурных традиций данной страны.

Издательскую и редакционную политику испанских национальных спортивных газет следует считать весьма современной и прогрессивной, так как она ориентирована на развитие мультимедиапроектов и общей конвергентное&tradeизданий.

Методы исследования.

В данной работе сочетаются системный и идеографический подходы к анализу испанских национальных спортивных газет. Автор анализирует и синтезирует эмпирический материал, проводит филологический анализ текстов, систематизирует статистические данные (в том числе предоставленные в редакциях газет) и данные, полученные в ходе открытых (семидирективных) интервью, и использует их для субъектного анализа конкретных изданий и формирования общей картины спортивных массмедиа Испании. Для лучшего понимания уникальных черт испанских спортивных газет проводится сравнительный анализ со спортивной прессой других стран. Все результаты систематизируются для подтверждения гипотезы и формулирования выводов исследования.

Положения, выносимые на защиту.

1. Ключевыми особенностями, определяющими содержание испанских спортивных газет, являются клубная ангажированность и приоритет освещения футбола.

2. Национальные спортивные газеты, издаваемые в Каталонии, в силу социального заказа местного населения проводят более агрессивную и пристрастную редакционную политику, чем их мадридские конкуренты.

3. «Марка» является самой популярной спортивной газетой Испании в первую очередь благодаря системе диверсифицированных региональных изданий.

4. Все испанские национальные спортивные газеты стремятся избегать лексических заимствований из иностранных языков и характеризуются чрезвычайной разговорностью стиля.

5. Материалы испанских национальных спортивных газет отличаются повышенной эмоциональностью и категоричностью.

6. Испанские национальные спортивные газеты активно используют новейшие технологии и проводят современную редакционную политику, ориентированную на повышение конвергентности и мультимедийности изданий.

7. Мультимедийные «сателлиты» испанских спортивных газет имеют большие перспективы и обладают потенциалом спасения самих изданий в будущем.

Научно-практическая значимость исследования.

В российской академической среде данная работа кладет начало изучению спортивных газет Испании, которые по ряду показателей являются одними из лучших в мире и могут во многом послужить примером отечественной специализированной прессе.

Тенденция к повышению количества и значения спортивной информации наблюдается не только в испанских, но и в российских СМИ. К этому есть предпосылки в виде подъема отечественного спорта после некоторого спада, наблюдавшегося на стыке XX и XXI веков, а также повышения общей стабильности внутри страны, дающей возможность больше времени уделять развлечению. Тем не менее уровень освещения спорта и развития соответствующей специализированной прессы несопоставим с испанским. Наряду с описанием особенностей испанских спортивных газет, свойственных лишь изданиям этой страны, в данной работе содержится анализ множества редакционно-политических и издательских приемов испанских спортивных газет, которые вполне могли бы взять на вооружение специализированные и общеполитические ежедневные российские издания.

Кроме того, данное исследование может послужить материалом для проведения спецсеминаров по зарубежной спортивной прессе.

Филологический аспект исследования.

В данной работе разбираются главные лексико-стилистические особенности испанской спортивной прессы. Особое внимание уделяется значению профессиональной спортивной терминологии для языка изучаемых изданий.

Апробация работы.

Существенная часть результатов исследования была апробирована с помощью докладов на международных научных конференциях в 2008;2012 годах и публикаций в изданиях, рецензируемых ВАК, общим объемом 2,15 п. л.

Статьи в рецензируемых научных изданиях.

1. Волков Б. Ю. Электронные издания испанских национальных ежедневных спортивных газет. Основные особенности и специфика функционирования // Меди@льманах. — 2012. — № 4. — 0,65 п. л.

2. Волков Б. Ю. Признаки «массовой печати» в испанских спортивных газетах // www.mediascope. — Выпуск № 2.— 2012 г. URL: http://www.mediascope.ru/node/1069. — 1 п. л.

3. Волков Б. Ю. «Радио Марка» и спортивная тематика в радиовещании Испании // www.mediascope. — Выпуск № 3.— 2011 г. URL: http://www.mediascope.ru/node/890. — 0,5 п. л.

Тезисы докладов.

1. Волков Б. Ю. Таблоидизация испанской спортивной прессы // Материалы Международного молодёжного научного форума «ЛОМОНО.

СОВ-2012″ / Отв. ред. А. И. Андреев, A.B. Андриянов, Е. А. Антипов, К. К. Андреев. [Электронный ресурс] —М.: МАКС Пресс, 2012.

2. Волков Б. Ю. «Радио Марка» и успех темы спорта в современной системе радиовещания Испании // Материалы Международного молодёжного научного форума «JTOMOHOCOB-2011» / Отв. ред. А. И. Андреев, А. В. Андриянов, Е. А. Антипов, М. В. Чистякова. [Электронный ресурс] — М.: МАКС Пресс, 2011.

3. Волков Б. Ю. Интернет-версии испанских спортивных газет как самостоятельные СМИ // Материалы Международного молодёжного научного форума «JIOMOHOCOB-2010» / Отв. ред. И. А. Алешковский, П. Н. Костылев, А. И. Андреев, А. В. Андриянов. [Электронный ресурс] — М.: МАКС Пресс, 2010.

4. Волков Б. Ю. Испанская спортивная пресса как образец для подражания // Материалы докладов XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов» / Отв. ред. И. А. Алешковский, П. Н. Костылев, А. И. Андреев. [Электронный ресурс] — М.: МАКС Пресс, 2009.

Структура исследования.

Данное диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Спортивная тематика в Испании пользуется огромным спросом, и именно спортивные СМИ, программы и трансляции в этой стране традиционно имеют самую большую аудиторию. Спортивные состязания обеспечивают местным телеканалам самые высокие рейтинги, а спортивные радиопередачи пользуются исключительной стабильной популярностью и способны даже в ночное время собирать миллионы слушателей. Однако если говорить о специализированных спортивных СМИ, то наибольших успехов в Испании добились национальные ежедневные спортивные газеты и их электронные версии. Газета «Марка» является самым читаемым ежедневным изданием страны, а её сайт —¦ самым просматриваемым интернет-СМИ. Тем временем «Ас», «Мундо Депортиво» и «Спорт» входят в восьмерку самых популярных испанских ежедневных газет. Нигде в мире ежедневные спортивные издания не имеют такого значения и столь большой аудитории относительно населения страны и общего количества читателей ежедневной прессы.

Несмотря на наличие столь мощных национальных спортивных газет и еще ряда значительных региональных, общеполитические издания также уделяют спорту большое внимание и чрезвычайно часто публикуют спортивные новости и фотографии на первой полосе. Все вышеприведенные данные подчеркивают популярность спорта в Испании, отражающуюся на СМИ этой страны самым непосредственным образом.

Существует несколько причин популярности спортивной прессы у испанцев. Одной из главных следует считать испанский национальный характер, который имеет этнопсихологические и культурологические предпосылки к увлечению спортом. Испанцы склонны к эмоциональным сферам деятельности, располагающим к сопереживанию и пробуждающим азарт1. Кроме того, культ славы и героизма, столь свойственный современному спорту, ложится на благодатную культурную почву Испании, где на протяжении веков пышно прославлялись как святые, так и матадоры. Экспрессивный национальный характер делает увлечение спортом настоящей национальной страстью, а спортивная журналистика становится «при-страстной» как в прямом смысле этого слова, так и в смысле непосредственного отношения к страсти народа.

Кроме того, в условиях испанского регионализма каждая провинция стремится доказать свою уникальность и превосходство, и соревновательная суть современного спорта предоставляет им для этого отличные возможности. Если побеждает «Барселона», то побеждает вся Каталония, если «Бетис» — вся Андалусия, если «Атлетик» из Бильбао — вся Страна Басков.

И наконец, чрезвычайно важен исторический аспект. В эпоху правления Франко (1939;1975) спорт имел повышенное значение. Как и при всех тоталитарных режимах, он, с одной стороны, выполнял дополнительные функции укрепления национального самосознания и являлся способом культивирования патриотического национального духа, а с другой — служил средством отвлечения масс от социально-политических проблем страны. Еще Дж. Оруэлл писал о значении правых авторитарных режимов для повышения популярности спорта: «.не может быть сомнений в том, что увеличение популярности спорта связано с идеей национализма, выражающейся в маниакальной современной привычке идентификации себя с большими центрами силы и взгляде на мир сквозь призму соревновательного престижа». В качестве основного «идеологического» вида спорта Франко выбрал футбол и активно популяризировал его. Не случайно в период с 1955 по 1960 год первые пять Кубков европейских чемпионов, главных клубных.

1 Крысько В. Этническая психология — М.: «Академия», 2002. — С. 203.

2 Orwell G. The Sporting Spirit. URL: http://orwell.ru/library/articles/spirit/english/espirit (дата обращения: 04.02.2012). турниров Старого Света, выиграл мадридский «Реал». Спорт был заложен едва ли не в национальную традицию и, заслужив любовь народа, развивался и завоевывал в дальнейшем всё больше поклонников.

Огромное значение для популярности спорта имеют также современные факторы. Тяжелая политико-экономическая ситуация в Испании и, напротив, чрезвычайно успешные выступления испанских спортсменов в последние годы делают позитивную спортивную информацию предпочтительной для читателей в сравнении с угнетающей финансово-политической. Кроме того, в условиях глобализированного общества спорт является одним из способов национальной самоидентификации. Тот факт, что испанцы входят в число мировых лидеров в спорте, поднимает национальное самосознание, столь страдающее от финансовой депрессии и статуса отстающего государства Евросоюза.

Популярность спорта в Испании создает благоприятные условия для издания спортивных газет, однако ни, скажем, в Бразилии, ни в Аргентине, где степень увлеченности спортом также чрезвычайно высока, нет столь мощных специализированных изданий. Это позволяет предположить, что спрос на испанскую ежедневную спортивную прессу обуславливается в том числе её качеством. И действительно, профессиональное исполнение газет и их прогрессивная медиастратегия, ориентированная на предоставление читателям максимума разнообразной информации всеми современными способами, напрямую влияют на востребованность данных СМИ.

Однако нельзя не упомянуть, что популярность испанских национальных спортивных газет среди прочего обуславливается их весьма конформистской социально ангажированной редакционной политикой, в результате которой издания в большинстве случаев идут на поводу у читателей, предоставляя им в первую очередь ту информацию, которую они хотят получить.

Если говорить о главных отличительных особенностях испанской ежедневной спортивной прессы, то следует выделить очевидное превалирование информации о футболе и клубную ангажированность. Мадридские издания уделяют больше внимания столичной футбольной команде «Реал», а каталонские — «Барселоне». Данная тенденция прослеживается и в региональных спортивных газетах, каждая из которых освещает в первую очередь и в значительно большем объеме новости главной команды того региона, в котором издается.

Причинами данного феномена являются региональный патриотизм и даже сепаратизм отдельных провинций Испании и определяющее значение главного для этой страны вида спорта— футбола. В силу культурно-исторических обстоятельств противостояние клубов «Реал» и «Барселона» имеет настолько принципиальный характер, что для поклонников данных команд объективное освещение событий видится категорически неприемлемым. Поэтому национальные спортивные газеты, издаваемые в двух главных городах страны, приспосабливаются к данным условиям и соответствуют требованиям аудитории в первую очередь своего города и региона. При этом «Марка» за счет политики локальных изданий (переверстанных и подготовленных исходя из интересов местной аудитории), учитывающей региональный патриотизм провинций, достигает наибольшей популярности по всей стране, тогда как абсолютное большинство читателей остальных трех газет приходится на регионы, где расположены их главные редакции.

Следует отметить, что в силу репрессивного исторического опыта «Барселоны» как команды и Каталонии как региона, который эта команда представляет и для которого является «больше, чем просто клубом», национальные спортивные газеты из Каталонии «Мундо Депортиво» и «Спорт» проводят более субъективную, агрессивную и непримиримую редакционную политику, чем мадридские «Ас» и «Марка». Это проявляется в исключительно негативном и ироничном характере статей, связанных со столичным «Реалом», в крайне поверхностном и демонстративно неполном освещении матчей национальной сборной Испании, а также в описании жизни и матчей «Барселоны» в ущерб всем остальным командам и не относящимся к футболу новостям (другим видам спорта первые полосы каталонских газет посвящаются лишь в чрезвычайных ситуациях и лишь в футбольное межсезонье).

Тот факт, что испанские национальные спортивные газеты освещают спорт не исходя из новостной значимости событий, а исходя из предпочтений аудитории, вызывает жесткую критику ряда экспертов. Этот вопрос редакционной политики видится чрезвычайно сложным и неоднозначным. Объем информации о том или ином виде спорта в рассмотренных газетах действительно приблизительно пропорционален популярности данного вида спорта. Однако руководствоваться исключительно информационными факторами газетам не позволяет высокий уровень конкуренции на рынке спортивной информации. Например, финал чемпионата по плаванию интересен читателям испанских газет в сотни раз меньше, чем рядовой матч по футболу. Таким образом, газету, следующую принципу информационной значимости, при существующем предложении изданий на рынке элементарно никто не будет покупать. Подчеркнем, что главный редактор лидера спортивной печати «Марки» О. Кампильо так высказался по этому поводу: «Я не считаю, что мы должны во всем следовать интересам читателей, но и игнорировать их мы не можем, иначе начнут игнорировать нас. Скажу только, что если бы мы на самом деле слепо отражали пропорции популярности различных видов спорта, то, например, информации о футболе было бы еще гораздо больше"1. И действительно, телевизионные рейтинги, по которым можно судить о популярности видов спорта, недвусмысленно указывают на то, что футбол во много раз более востребован, чем все остальные дисциплины.

Тем не менее критики считают повышенное внимание к футболу одним из признаков таблоидизации и относят спортивную прессу к массовой.

1 Кампильо О., главный редактор «Марки» // Интервью автору от 28.09.2011. печати. На вопрос о типологии испанских национальных спортивных газет однозначно ответить довольно сложно, так как они сочетают в себе черты разных типов изданий, однако сама «массовость» данных газет не вызывает сомнений. Спорт в Испании в принципе является массовым увлечением, поэтому и спортивная пресса должна быть «массовой», что предполагает ряд соответствующих качеств — яркий дизайн, превалирование визуальных составляющих над текстовыми и приближенный к разговорному стиль повествования.

Едва ли в Испании была бы возможна серьезная и сдержанная спортивная газета. Это категорически не совпадало бы с отношением самих испанцев к спорту и было бы им совершенно несозвучно.

Между тем эмоциональность и экспрессивность существующих изданий как нельзя лучше соответствует подходу их читателей к спорту. Возможно, именно поэтому национальные спортивные газеты Испании кажутся столь органичными. Примечательно, что издания повторяют те же стереотипы отношения к результатам соревнований, что и читатели. Так, испанская несдержанность и категоричность, равно как и склонность к прославлению и возвеличиванию, присущи как местному населению, так и местным спортивным газетам. Подобное отношение обусловлено этнопсихологическими факторами и, несмотря на то что способно немало шокировать иностранного читателя, лежит в рамках испанской культурной традиции.

Любопытно, что несмотря на все вышеупомянутые особенности испанские национальные спортивные газеты сделаны чрезвычайно профессионально и качественно. Номер любого из изданий насчитывает от 40 до 62 страниц, на которых можно найти подробные анализы, комментарии, статистику, интервью, лучшие фотографии и занимательную инфографику, то есть всё необходимое, чтобы удовлетворить интерес читателя. Забота спортивных газет об аудитории проявляется также в стремлении предоставить самую разнообразную информацию всеми возможными способами и через все виды СМИ. Так, например, спортивные издания периодически выпускают специальные разовые журнальные издания, посвященные тем или иным соревнованиям. На сайтах газет предлагаются самые современные электронные системы для чтения номера традиционного издания на различных планшетах и ридерах. При чтении печатной газеты в электронном виде используемые спортивной прессой современные технологии позволяют процитировать любую статью на собственной странице в социальной сети. Также благодаря им можно посмотреть актуализированную информацию по теме материала или, например, вместо одной фотографии ознакомиться с целой фотосессией или даже видеороликом.

В Испании самыми популярными спортивными СМИ являются электронные издания испанских спортивных газет, которые представляют собой многофункциональные мультимедийные ресурсы. Значение интернет-версий для печатных изданий трудно переоценить, ведь именно они служат газетам платформой для запуска собственных мультимедиапроектов, а также дополнительным источником доходов, получаемых от различных онлайн-сервисов.

Дочерние медиапродукты сегодня играют для газет как имиджевую, так и стратегическую роль. Развитие мультимедийных проектов испанскими национальными спортивными газетами находит большую поддержку у их аудитории, характеризует данные газеты как современные и дальновидные средства массовой информации и несет в себе перспективы спасения печатных изданий в сегодняшние непростые для прессы времена.

Нельзя не отметить, что «Радио Марка» и «Марка ТВ» сегодня существуют уже не только в Интернете, а являются полноценными общедоступными СМИ, которым к тому же удалось стать ведущими специализированными спортивными средствами массовой информации в стране. В итоге «Марка» стала самым первым среди массмедиа «мультибрендом» в Испании, представленным в прессе, электронном издании, на радио и на телевидении. Значение этого факта трудно переоценить.

Как известно, Испания чрезвычайно тяжело переживает мировой финансовый кризис. Для испанской прессы при этом совпали два кризиса — экономический и кризис печати, что ставит вопрос о выживании ежедневных изданий. Национальные спортивные газеты в период с 2008 по конец 2011 года в общей сложности потеряли 265 тысяч экземпляров, что эквивалентно тиражу весьма мощного издания. Тем не менее показательно, что все четыре газеты остаются на плаву и продолжают развиваться. Поскольку в области освещения спорта в печати для этих газет уже нет секретов, то развитие касается в первую очередь работы в сфере издательского бизнеса и мультимедиатизации. Так, «Мундо Депортиво» на собственном сайте запустила видеопрограмму МБ ВТТ и в целом сильно усовершенствовала визуальную составляющую интернет-версии- «Спорт» продолжил развитие сети независимых региональных изданий, выкупив арагонскую «Экипо» и сделав её спортивным приложением к «Эль периодико де Арагон" — «Ас» возлагает большие надежды на «Ас ТВ" — «Марка», следуя принципу «лучшая защита — это нападение», развивает свои продукты во всех видах СМИ и, как уже было отмечено, добивается в этом больших успехов, несмотря на режим жесточайшей экономии и сокращенный до минимума штат сотрудников.

Итак, в сегодняшних тяжелых условиях возрастает значение мультимедиатизации газет, которая делает возможным выживание издания как средства массовой информации за счет его собственных медиасателлитов. И несмотря на то что «Ас ТВ» и «Марка ТВ» пока являются чрезвычайно затратными проектами, со временем они начнут выходить на показатели самоокупаемости и приносить прибыль, как это уже происходит с электронными изданиями и «Радио Марка».

Несмотря на то, что на счету России за всю ее историю гораздо больше спортивных достижений, чем у Испании, уровень ежедневной спортивной прессы двух стран несопоставим: в пиренейском государстве он значительно выше. Главной причиной данного феномена является отсутствие по-настоящему массового увлечения спортом в России, о чем можно судить в том числе по средствам массовой информации, которые отражают реальный спрос на ту или иную тематику. В отечественной общетематической национальной прессе спортивным событиям первые полосы посвящаются лишь в исключительных случаях (например, победа на чемпионате мира по хоккею), спортивные рубрики редко занимают более одной-двух полос, а совокупная читательская аудитория трех национальных спортивных газет («Спорт-экспресса», «Советского спорта» и «Спорта день за днем») уступает по этому показателю испанским изданиям в несколько раз. Едва ли можно кардинально изменить национальный характер русского народа и повлиять на ряд других факторов, которые отражаются на популярности спортивной прессы в стране. Тем не менее можно существенно улучшить качество спортивных изданий за счет использования опыта испанских газет. Автор надеется, что данное диссертационное исследование способно послужить отечественным газетам полезным и достоверным источником информации об испанских национальных ежедневных спортивных изданиях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. А. Спортивная пресса России XIX начала XX вв.: историко-типологический анализ: дис. канд. филол. наук: 10.01.10 / СПбГУ -СПб., 2008.-257 с.
  2. В. В. Спортивная печать Российской Федерации. Формирование новой системы: 90-е годы: дис. канд. филол. наук: 10.01.10 / МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 2001. — 200 с.
  3. В. П. Письма об Испании. Л.: Наука, 1976. — 344 с.
  4. В. С. Лексикология испанского языка. М.: Высшая школа, 2003.- 191 с.
  5. Я.Н. СМИ вступают в эпоху мобильной коммуникации. // Вестник Московского университета, серия 10 Журналистика. 2005. -№ 5.-с. 3−6.
  6. Я.Н. Средства массовой информации России. М.: Аспект-Пресс, 2008.-380 с.
  7. М.А. Социология спорта Смоленск: СГАФКСТ, 2008 — 216 с.
  8. Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества-М.: МГУ, 1999.-301 с.
  9. И. Что такое мультимедиа? // Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А. Г. Качкаевой. — М.: 2010. — 200 с.
  10. В.Г. Этническая психология. — М.: Академия, 2002. 320 с.
  11. С. Н. Освещение олимпийского движения в средствах массовой информации : дис.. канд. филол. наук: 10.01.10/МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1997. — 204 с.
  12. Л.И. Развитие ценностного потенциала физической культуры и спорта на рубеже XXI века // Олимпийское движение и социальные процессы. Краснодар: КГАФК, 1996. — с. 45 — 50.
  13. С. А., Мостов А. Г. Спортивная журналистика СПб.: изд-во Михайлова В. А., 2005. — 223 с.
  14. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс -М.: АСТ, 2005. 272 с.
  15. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды -М.: Весь мир, 1997. 704 с.
  16. А. А. «Эль Пайс» главная ежедневная газета Испании. — М.: Факультет журналистики МГУ, 2001.
  17. А. А. Развитие ведущей испанской газеты «Эль Пайс» в Интернете. М.: Факультет журналистики МГУ, 2004.
  18. А. А. Роль газеты «Эль Пайс» в современных медиапроцессах Испании : Информационная политика в 1996—2001 гг.: дис.. канд. филол. наук: 10.01.10 / МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 2005. — 203 с.
  19. Г. Н. Журналистика Испании. М.: 2002.
  20. Е. А. Специализированные журналы о спорте: типологические и профильные характеристики: дис. канд. филол. наук: 10.01.10 / МГУ им. М. В. Ломоносова М., 2003. — 192 с.
  21. Г. Я. Газетные тексты как отражение важнейших языковых процессов в современном обществе// Журналистика и культура русской речи.- 1996. -№ 1.-С. 13−25.
  22. Г. Я. Лексика газеты: Функциональный аспект. -М.: Высшая школа, 1981.-310 с.
  23. Г. Я. Общие особенности языка газеты. М.: МГУ, 1980. -240 с.
  24. Г. Я. О закономерностях развития языка газеты в XX веке // Вестник Моск. ун-та. Сер 10. Журналистика. М., 2002. — № 2. — С. 39−53.
  25. М.Я. Спорт в культуре XX века (становления и тенденции развития) // Теория и практика физической культуры 1997. — №. — с. 5— 12.
  26. СуникА.Б. Спорт XXI века (Взгляд историка) // Олимпийское движение и социальные процессы. Краснодар: КГАФК, 1996. — с. 139−144.
  27. А. А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. М.: Гендальф. — 256 с.
  28. А. А. Жанры периодической печати. М.: Аспект-Пресс, 2006. — 320 с.
  29. В. С. Специальная лексика в языке газеты. JL: ЛГУ, 1982. — 280 с.
  30. Н. М. Испанская разговорная речь. М.: АСТ, 2002. — 251 с.
  31. Н. М. Испанский речевой этикет. М.: КомКнига, 2006. — 208 с.
  32. Н. М. Современный испанский язык в Испании и странах Латинской Америки. М.: АСТ: Восток — Запад, 2007. — 352 с.
  33. Р. Психология массовых коммуникаций. —М: «Олма-пресс», 2002.-326 с.
  34. Хейзинга И. Homo Ludens. Статьи по истории культуры. М.: Прогресс -Традиция, 1997. -416 с.
  35. Alcoba A. Como hacer periodismo deportivo. Madrid: Thomson Paraninfo S.A., 1993.
  36. Alcoba A. Enciclopedia del deporte. Madrid: Esteban Sanz Martinez, 2001.
  37. Alcoba A. La aventura olimpica. Madrid: Campomanes Libros, 1992.
  38. Alcoba A. La prensa deportiva. Madrid: Universidad Complutense de Madrid, 1999.
  39. Alcoba A. Periodismo deportivo. Madrid: Sintesis, 2005.
  40. Altabella J. Historia de la prensa deportiva madrilena — Madrid: САМ, 1988.
  41. Alzuagaray J. Extranjerismos en el deporte. Barcelona: Hispano-Europea, 1982.
  42. Bahamonte A. El Real Madrid en la Historia de Espana. Madrid: Taurus, 2002.43
Заполнить форму текущей работой