Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности развития малого и среднего бизнеса в условиях формирования рыночной экономики: На примере Республики Таджикистан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кроме того, в последние годы по проблемам малого и среднего предпринимательства было защищены кандидатские диссертации, среди них можно отметить работы: Хакимова З. Д. «Экономическое стимулирование предпринимательства в сельском хозяйстве в условиях рыночной экономики», Бободжановой Н. С. «Экономические основы становления и развития частного предпринимательства в республике Таджикистан» и другие… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы малого и среднего бизнеса в экономике
    • 1. 1. Сущность, формы и типы малого и среднего бизнеса
    • 1. 2. Создание общественной среды для становления и развития малого и среднего бизнеса
    • 1. 3. Приватизация как условие становления и развития малого и среднего бизнеса
    • 1. 4. Роль конкуренции в становлении и развитии малого и среднего бизнеса
  • Глава 2. Оценка современного уровня развития малого и среднего бизнеса в Республике Таджикистан
    • 2. 1. Основные этапы развития малого и среднего бизнеса в условиях формирования рыночной экономики Республики Таджикистан
    • 2. 2. Анализ уровня развития малого и среднего бизнеса и его основных форм
  • Глава 3. Особенности регулирования и государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Республике Таджикистан
    • 3. 1. Особенности регулирования малого и среднего бизнеса
    • 3. 2. Инвестиционная и кредитная поддержка малого и среднего бизнеса
    • 3. 3. Налоговая поддержка малого и среднего бизнеса
    • 3. 4. Перспективы развития малого и среднего бизнеса в Таджикистане

Особенности развития малого и среднего бизнеса в условиях формирования рыночной экономики: На примере Республики Таджикистан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Мировой опыт свидетельствует о том, что малый и средний бизнес в цивилизованных формах является важным условием оздоровления не только экономики, но и всей общественной жизни.

Малый и средний бизнес дает возможность реализовать творческие способности личности, предприимчивость, инициативу, создают конкурентную среду, что позволяет при имеющемся разнообразии форм собственности ликвидировать дефицит многих видов продукции, совершенствовать общественные отношения.

Однако процесс становления малого и среднего бизнеса в различных сферах общественной жизни в Таджикистане идет очень трудно и болезненно. Нередко его сущность деформирована, обретает бюрократический или криминальный характер. Часто предприятия малого и среднего бизнеса не только не дает тех результатов, на которые общество вправе рассчитывать, но и порождает новые трудности в хозяйственной и общественной жизни, новые общественные аномалии.

На наш взгляд, одной из главных причин такого положения дел является отсутствие достаточно стройной и последовательной системы мер общественной, прежде всего государственной, поддержки малого и среднего бизнеса в Таджикистане, современной концепции его становления и развития.

В настоящее время во всех странах с развитой рыночной экономикой идет поиск различных видов общественной и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и новой системы социально-экономического и нормативно-правового ее обеспечения, ориентированных на создание постоянного стимула к новаторству в бизнесе. Традиционные способы и приемы, выработанные десятилетиями развития экономики, -постановка целей, поощрение их достижения с помощью финансовых средств, тщательный контроль за исполнением, иерархическое распределение прав и обязанностей — не всегда оказывают желательное воздействие на предпринимательскую модель поведения. Дело в том, что эти методы успешно использовались (и используются) там, где результаты и последствия хозяйственной деятельности с достаточной мерой точности предсказуемы.

Предпринимательская свобода — понятие емкое. Оно вбирает в себя.

Vufcw* Ч^ e-J/V-^ftк) t-51 такие составляющие деятельности, как творчество, риск, выбор альтернативы, ^ информированность, предпринимательская культура — словом, широкий набор характеристик, который специфицирует предпринимательство как социальный институт.

Анализируя состояние экономики нашей республики после приобретения независимости, можно наблюдать периоды спада, застоя и экономической стабилизации, когда малый и средний бизнес является самой приемлемой формой хозяйственной деятельности, которое получило доминирующее положение на рынке. Оно способно быстро реагировать на изменения происходящие, на рынке и переключаться на производство новых товаров и оказание услуг, оно способно своевременно удовлетворять рыночный спрос и способно выжить в условиях дефицита сырья, капитала, информации и т. д. Но сегодня этот сектор развивается относительно медленно и противоречиво.

Оценка реального состояния дел в сфере малого и среднего бизнеса в Таджикистане весьма затруднен из-за скудного характера и низкой достоверности сведений о деятельности этого сектора экономики.

Малый и средний бизнес сегодня развивается в условиях во многом сохранившихся командно — административных рычагов: пресса традиционных мафиозно-групповых связей, прямых феодальных поборов, использования рыночных механизмов в фискальных целях, акцизных методов налоговой политики и т. д., что деформирует природу малого и среднего бизнеса.

Экономические реформы в Таджикистане предполагают создание условий для развития малого и среднего бизнеса, посредством организации государственной поддержки, приватизации государственной собственности, стимулирования малого и среднего бизнеса, каждая из которых, в свою очередь, включает достаточное количество мероприятий для становления и развития новых экономических отношений.

Поэтому необходимо знание критериев эффективности развития малого и среднего бизнеса, механизма выбора рациональных его форм в процессе удовлетворения общественных потребностей, в связи с чем, и возникла необходимость изучения этого вопроса.

Состояние изученности проблемы. При любой общественно-экономической системе малый и средний бизнес оказывает эффективное воздействие на экономику и социальные процессы. Вместе с тем, предвидеть результаты оказываемого его влияния возможно лишь тогда, когда общество располагает комплексной теорией предпринимательства. Научные методы и научное наследие, касающиеся предпринимательского опыта и предпринимательской деятельности, представляют собой общечеловеческие ценности. Их следует, во-первых, изучать, во-вторых, уметь применять к современной действительности.

На западе, и в целом за рубежом, все названные и целый ряд связанных с ними проблем превратились в стройную теорию предпринимательства.

Следует иметь в виду, что формирование теории предпринимательства прошло почти двухвековой путь.

И, несмотря на это, на сегодняшний день в мире не существует общепринятого, единого определения предпринимательства. Так, известнейшие ученые-экономисты А. Смит и Д. Рикардо рассматривали предпринимательство с точки зрения его роли в увеличении общественного благополучия, развития общественного разделения труда и повышения его производительности.

А.Смит предлагал полную свободу предпринимательства, когда каждый производитель, преследуя свои цели, интересы, стремится к собственной выгоде. При этом, вовсе не возникает хаос и неразбериха. Напротив, ведомые «невидимой рукой Провидения», преследуя свои интересы, люди создают блага и выгоды для общества в целом.

В анализе социально-экономических корней хозяйственных явлений, развития предпринимательства, в описании, систематизации, исследовании рыночного механизма и его взаимозависимостей особенно значителен вклад Л. Вальраса, Т. Госсена, У. Джевонса, Н. Ф. Капара, А. Курно, В. Парето, У. Уэвиля, Ф. Эджуарта и др. В их работах сделаны первые попытки описать конкурирующих предпринимателей-товаровладельцев как замкнутую систему строгих количественных взаимосвязей.

Основная идея этих ученых-экономистов состояла в том, что предпринимательская активность способствует развитию конкуренции, снижению издержек производства, улучшению качества продукции. Все это способствует повышению благосостояния населения в целом.

Современная экономическая теория развивается, в основном, в рамках трех крупных течений, сложившихся в XIX — XX столетиях. Первое течение -«неоклассическое», второе — «теория регулируемого капитализма», третье — «институционализм».

Сторонников неоклассического направления объединяет представление о том, что рыночная экономика будет функционировать наилучшим образом, если предоставить каждому из ее субъектов максимальную экономическую свободу. В этом смысле неоклассики — прямые последователи А.Смита. Они были и остаются защитниками традиционных ценностей капиталистической экономики, выдвигая на передний план частную инициативу и свободу частного предпринимательства, отсутствие государственного ре1улирования экономических процессов и, в том числе, развития предпринимательства.

Становление и развитие теории регулируемого капитализма началось в 30- годах XX века. Ее главная идея состояла в том, что государство должно активно вмешиваться в экономическую жизнь и, в том числе, способствовать развитию и поддержке предпринимательства. Основоположником данного течения является Д.Кейнс. Основные идеи этой теории изложены в его работе «Общая теория занятости, процента и денег», которая опубликована в 1936 г.

Весьма оригинальное третье течение составляет так называемый институционализм. Представители, сторонники этого направления Т. Веблен, Д. Гелбрейт, Д. Коммонс, У. Митчел, Я. Тинберген и др. Они не замыкались на анализе чисто экономических отношений, а призывали учитывать весь комплекс условий и факторов, влияющих на хозяйственную жизнь, развитие предпринимательства. Речь идет об особенностях развития производства в той или иной стране, обусловленных своеобразием хозяйственной организации, нормами поведения социальных групп, стереотипами мышления и массового общественного сознания, обычаями и традициями народа.

Все названные ученые-экономисты в своих работах обосновали актуальность проблемы развития предпринимательства, и утверждали, что предпринимательская активность способствует развитию конкуренции, снижению издержек производства, улучшению качества продукции. Все это способствует повышению благосостояния населения в целом. Однако, эти ученые — экономисты акцентируют свое внимание лишь на одном из сущностных характеристик — конкурентность и при этом упускают из поля зрения другие сущностные характеристики предпринимательства.

Проблемам развития малого и среднего предпринимательства уделяли внимание и экономисты стран Содружества Независимых Государств такие как: В. Афанасьев, Л. Абалкин, А. В. Бусыгин, А. Г. Бусыгин, А. Блинов, Э. Задорожнюк, Б. Ичитовкин, В Крупное, С. Мельников, И. Разумнова, и др. В своих работах они указывают на то, что предпринимательство — это в конечном % счете производство всей массы товаров и услуг для населения, то есть удовлетворение всей гаммы индивидуальных и общественных потребностей. Предприниматель — это тот, кто сводит вместе деньги, материалы, рабочую силу, создавая новый продукт, новый бизнес, производственный процесс или более совершенную организацию дела.

В Таджикистане за последнее время уделяется определенное внимание к проблемам малого и среднего предпринимательства. Среди них можно отметить работы: Г. Абдусамадова, А. Бойматова, С. Исоевой, С. Комилова, А. Назарова, Т. Низомовой, Ф. Фатуллаева, Х. Хамрокулова, С. Хабибова, А. Юсупова, и другие. Они отмечают, что ключевой фигурой современной рыночной экономики, является предприниматель — бизнесмен. Его подстегивает стремление обеспечить себе нормальные условия жизни. Независимо от сферы деятельности и социального статуса нашими бизнесменами движет, прежде всего, стремление к личной свободе и независимости от бюрократической опеке, а если брать шире, и от окружающего мира. Над всем главенствует мечта основать свою «империю», обрести свободу действий, власть и чувство самодостаточности.

Кроме того, в последние годы по проблемам малого и среднего предпринимательства было защищены кандидатские диссертации, среди них можно отметить работы: Хакимова З. Д. «Экономическое стимулирование предпринимательства в сельском хозяйстве в условиях рыночной экономики», Бободжановой Н. С. «Экономические основы становления и развития частного предпринимательства в республике Таджикистан» и другие. Анализируя состояние экономики Таджикистана после приобретения независимости, периодов спада, застоя и экономической стабилизации, в этих работах изучены действующие механизмы экономического стимулирования предпринимательства в сельском хозяйстве, разработаны методический подход по дифференциации ставки земельного налога по кадастровым зонам Республики Таджикистан в зависимости от цены земли, исследованы составляющие процесса развития частного предпринимательства с учетом условий становления рыночных отношений, раскрыто содержание понятия «частное предпринимательство как условия развития экономики, выявлены ее социально — экономическая сущность. Авторы пришли к выводу о том, что предпринимательство в любой отрасли народного хозяйства быстро реагирует на изменения, происходящие на рынке и переключаются на производство новых видов товаров и услуг, оно способно своевременно удовлетворить рыночный спрос и выжить в условиях дефицита сырья, капитала и информации. Но сегодня этот сектор экономики развивается относительно медленно и противоречиво.

Цель и задачи исследования

Современный малый и средний бизнес-это сложнейший сектор нашей экономики, а его развертывание требует целого комплекса мер государственной поддержки, экономических и социальных, прежде всего, которые имеются, но не действуют в должной мере.

Вряд ли можно решить проблему малого и среднего предпринимательства в Таджикистане, без определения приоритетов, разработки крупных программ и проектов, обучающих технологий информационного обеспечения, встраивания малого и среднего бизнеса в один из главных секторов экономики.

Эти и другие проблемы малого и среднего бизнеса автор попытался рассмотреть в своей работе. В данном исследовании сделана попытка решения следующих задач:

— на основе анализа имеющихся теорий исследовать сущность малого и среднего бизнеса как одну из форм экономической активности населения;

— изучить развитие малого и среднего бизнеса, формы ее проявления в рыночной экономике развивающихся стран мира;

— определить цели, задачи малого и среднего бизнеса, механизмы его функционирования в республике Таджикистан;

— раскрыть особенности становления малого и среднего бизнеса в Таджикистане;

— проанализировать государственную поддержку малого и среднего предпринимательства на Западе и рассмотреть их опыт применительно к Таджикистану;

— показать региональные рычаги поддержки малого и среднего предпринимательства;

— сформулировать рекомендации в разрешении проблем, связанных с развитием малого и среднего бизнеса в Таджикистане.

Предметом диссертационного исследования является совокупность экономических отношений, складывающихся в процессе становления и развития малого и среднего бизнеса в Таджикистане, с учетом условий становления и формирования рыночных отношений.

Объектом исследования выступают предприятия малого и среднего бизнеса функционирующие в Республике Таджикистан. Эти предприятия могут возникнуть почти в любом секторе экономики, позволяют вовремя переключать ресурсы, как людские, так и материальные, быстро реагируют на спрос, прокладывают путь к структурной перестройки экономики, поглощают незанятую рабочую силу, развивают и приспосабливают различные виды новейших технологий, увеличивают уровень использования природных ресурсов позволяют уменьшить диспропорцию в доходах и в конечном счете способствуют сокращению масштабов бедности.

Теоретической и методологической основой исследования явились труды, речи, выступления Президента Республики Таджикистан Э. Ш Рахмонова, законодательные и нормативные акты Республики Таджикистан, работы классиков экономической теории, исследования ученых-экономистов разных школ и направлений, труды ученых — экономистов Республики Таджикистан.

Для выяснения сущности рассматриваемой проблемы были использованы статистические сборники Государственного комитете по статистике Республики Таджикистан, материалы Государственного Агентства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства при Правительстве Республики Таджикистан, материалы Государственного Комитета по управлению государственным имуществом Республики Таджикистан, постановления правительства и решения Маджлиси Оли Республики Таджикистан.

Научная новизна диссертационной работы выражается в следующем:

1 — выявлены условия становления и развития малого и среднего бизнеса в республике, главными из которых являются: слаборазвитая правовая база и рыночная инфраструктура, наличие нестабильных финансово — кредитных и страховых отношений, существование неорганизованного рынка, ограниченность стратегического поведения субъектов рынка, высокие темпы инфляции, негативное отношение населения к предпринимательству, отсутствие государственной поддержки;

2 — определены негативные факторы сдерживающие развитие малого и среднего бизнеса, к числу которых относятся: отсутствие широкой информации о наличии ресурсов, недостаточная степень конкурентности и открытости в предоставлении ресурсов, усложненность процедуры регистрации субъектов рынка, нежелание органов исполнительной власти вовлекать ресурсы (прежде всего недвижимость) в хозяйственный оборот;

3 — обоснована теоретическая модель концепции государственной поддержки малого и среднего бизнеса, которая включает: взаимодействие государства и этих сфер на взаимовыгодной основе, создание специальных органов по разработке программ и проектов по поддержке малого и среднего предпринимательства, определение приоритетных направлений поддержки сфер, создание единой системы социального, экономического, финансового, кадрового, нормативно-правового регулирования малого и среднего бизнеса, непрерывного совершенствования деятельности государственного аппарата, повышение их эффективности по управлению и регулированию этих сфер;

4 — предложена программа государственной поддержки малого и среднего бизнеса, главными их которых являются: включение в государственный бюджет программ стимулирования развития этих сфер, увязки этих программ с программами содействия занятости населения и государственных инвестиций, льготное кредитование и налогообложение, государственное финансирование отдельных проектов, упрощение регистрации субъектов малого и среднего предпринимательства, совершенствование системы учета и отчетности данных предприятий, выделение квот на размещение госзаказов на малые и средние предприятия, создание республиканских и региональных подразделений палаты бизнесменов и товаропроизводителей, бизнесфонда, технологического инкубатора, ипотечного банка, тендерного центра, лизинговых фирм, сети мелкооптовой и розничной торговли продукции производственно — технического назначения, информационных структур, позволяющих облегчению процедур заключения контрактов, проведения аудиторских проверок, маркетинговых исследований, биржевых сделок;

5 — определены приоритеты государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, в число которых входят: инновационные проекты, производственная сфера, индивидуальная трудовая деятельность и дехканские хозяйства, которые будут способствовать сокращению безработицы, оттока трудового населения за рубеж, снижения уровня бедности, увеличению налоговых поступлений в бюджет, активизации человеческой творческой деятельности и наращиванию экономического потенциала страны;

6 — выявлены на основе исследования перспективные направления деятельности малого и среднего бизнеса, которыми являются: в промышленности — переработка сельхозпродуктов и нефтепродуктов, производство медикаментов, продуктов машиностроения и металлообработки, игрушекв агробизнесе — животноводство, птицеводство, кролиководство, парниковое хозяйствов строительстве — объекты по обеспечению населения питьевой водой, строительно — монтажные работыв сфере услуг — туризм, транспортное обслуживание, бытовой обслуживание, ремонт мебели, услуги и здравоохранения, шоу — бизнес, фотоуслуги, СТО, компьютерные услуги, рекламав сфере общественного питания — изготовление и реализация национальных блюдв торгово — коммерческой деятельности — реализация продовольственных товаров, медикаменты, ГСМ, зерна и муки, детский одежды, ювелирных изделий, тканей, канцелярских товаров, операций по недвижимости.

Практическая значимость работы состоит в следующем:

— результаты исследования могут быть использованы при совершенствовании государственной политики в области малого и среднего бизнеса;

— реализация, разработанных в диссертации рекомендаций позволит ускорить процесс адаптации предприятий малого и среднего бизнеса к рыночным условиям их функционирования, реализовать потенциальные возможности бизнеса по обеспечению устойчивого экономического развития;

— основные положения диссертации могут быть использованы при определении внешнеэкономической политики предприятий малого и среднего бизнеса, формирование благоприятного инвестиционного климата и привлечения иностранного капитала, а также при совершенствовании законодательной базы;

— содержащиеся в диссертации теоретические обобщения и выводы могут быть использованы при чтении лекций: «Экономика предприятий», «Предпринимательство», «Экономика малого бизнеса», «Экономическая теория» в высших учебных заведениях, а также на курсах по подготовке специалистов для малого и среднего бизнеса.

Публикации. По материалам диссертационного исследования опубликованы четыре работы, общий объем 4,3 п.л.

1.Микроэкономическая система и ее регулирование. Худжанд, 1998, 2,3 п.л. (в соавторстве).

2.0сновные проблемы микроэкономики. Материалы доклада, посвященные 70 — летаю ХГУ им. Б.Гафурова. Худжанд, 2002, ОД п.л.

3. Становление и развитие малого и среднего бизнеса в Республике Таджикистан. Ученые записки ХГУ им. Б.Гафурова. Естественные и экономические науки. Худжанд, 2002, 0,6 п.л.

4. Регулирование и государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Республике Таджикистан. Ученые записки ХГУ им. Б.Гафурова. Естественные и экономические науки. Худжанд, 2003, 1,3 п.л.

Структура диссертации во многом определялась состоянием разработанности проблемы^.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения (выводы и предложения), списка использованной литературы, приложений.

Выводы, сделанные по итогам исследования, позволили нам выработать ряд рекомендаций, направленных на развитие малого и среднего бизнеса:

1 .Разработка и осуществление единой концепции взаимодействия государства, местных органов с бизнесменами. Созданные при Правительстве.

Республики Таджикистан Агентства по поддержке малого и среднего бизнеса, по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, а также их структурные подразделения на местах совместно с субъектами предпринимательства должны способствовать решению задач социально-экономического развития.

2.Совершенствование правовой базы малого и среднего бизнеса, более полный учет интересов бизнесменов в законодательных актах. Обеспечение действительной свободы граждан в выборе сферы приложения своего труда, капитала, защита прав собственности, повышение правового воспитания бизнесменов.

3.

Введение

упрощенной системы регистрации, оформления предпринимательской деятельности, устранение бюрократических подходов в вопросах организации собственного дела.

4.Восстановление нарушенных хозяйственных связей с бывшими республиками СССР в плане экономического сотрудничества и развитие внешнеэкономических связей. Организация совместной деятельности с иностранными партнерами будет способствовать дальнейшему развитию прямых деловых контактов с международными организациями, которые могут не взаимовыгодной основе поддержать субъекты малого и среднего бизнеса финансами, материалами, техникой, технологией.

5.Создание условий для использования малыми и средними предприятиями бездействующих и недогруженных основных фондов путем приватизации и разгосударствления объектов позволит создать новые рабочие места, рационально использовать имеющиеся материально-сырьевые ресурсы.

6.Концентрация ресурсов государственной поддержки для формирования в малом и среднем бизнесе высокотехнологичного, товаропроизводящего и инновационного сектора экономики.

7.Создание условий для развития кооперации малого и среднего бизнеса с крупным производством на основе выделения и приватизации отдельных производств, цехов для организации совместных, частных предприятий.

8.Совершенствование налоговой политики, налоговой системы в целях ее упрощения, необходимо дифференцированно подходить к налогообложению субъектов малого и среднего бизнеса, увязывать ставки налога с конкретным видом деятельности, налоговые льготы предоставлять начинающим бизнесменам, которые заняты производством товаров народного потребления.

9.Частые проверки тормозят развитие предпринимательской деятельности. Поэтому в целях уменьшения числа проверок необходимо соблюдать положения Указа Президента страны от 28 марта 2001 года «О заведении книги регистрации проверок хозяйственных объектов в Республике Таджикистан».

Ю.Совершенствование банковской системы в интересах бизнесменов, реформирование механизма взаимоотношений субъектов малого и среднего бизнеса и банков. Этому будет способствовать снижение процентных ставок за кредит, смягчение банковских требований, ликвидация бюрократизма в банковской системе.

11.В целях увеличения экспортного потенциала Республики Таджикистан необходимо стимулировать производственную деятельность бизнесменов, осуществлять кредитование и страхование экспорта. Создание условий для выхода бизнесменов на внешние рынки, отмена необоснованных ограничений в вопросах экспорта и импорта, стимулирование производства импортозамещающих товаров посредством льготного кредитования и льготного налогообложения, упрощение регистрации и оформления экспортно — импортных отношений будет способствовать развитию малого и среднего бизнеса.

12.Стимулирование частного сектора в деле вложения капитала в развитие приоритетных направлений деятельности. Для развития экономики необходимо привлечь денежную массу, которая находится на руках у населения. Привлечение этих денежных средств в виде вкладов в банки, разрешение вопроса об открытии валютных счетов физическими лицами будет способствовать дальнейшему развитию малого и среднего бизнеса.

13.Совершенствование действующих таможенных правил в целях поддержки бизнесменов, осуществляющих поставки оборудования, технологий, сырья, продовольствия, а также упрощение процедуры таможенного оформления товаров, грузов, защита отечественного потребителя от недоброкачественных товаров, низкопробных изделий.

М.Развитие рыночной инфраструктуры — товарных рынков, финансового рынка, фондовых бирж, торговых домов, посреднических контор, отрасли связи, транспорта, дорог, информационного обеспечения для создания эффективных условий деятельности субъектов малого и среднего бизнеса.

15.Целесобразно создать маркетинговые службы в предпринимательских структурах, обучать бизнесменов маркетингу. Это поможет бизнесменам организовать сбыт товаров, услуг с помощью торговых агентов, рекламы, СМИ, проведение выставок, ярмарок, сервисного обслуживания.

16. Для увеличения числа бизнесменов, занимающихся благотворительной деятельностью, необходимо разработать государственные меры стимулирования бизнесменов (освобождать от налогов, государственные инвестиции, льготное кредитование).

Таким образом, предпринимательство занимает основополагающее место в системе рыночных отношений, следовательно, переход экономики республики к рынку немыслим без становления и развития малого и среднего бизнеса. Несмотря на существующие проблемы в социально — экономическом развитии, бизнес стал реальностью нашей жизни. Он изменил облик и общий уровень экономики, убедительно доказал необходимость своего приоритетного развития, заслужил право поддержки со стороны правительства и общества. Успешное осуществление Программы реформирования экономики и перехода к цивилизованной рыночной экономики во многом будет зависеть от развития малого и среднего бизнеса.

Заключение

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законы Республики Таджикистан- Законодательные акты- Указы Президента Республики Таджикистан- Постановления Маджлиси Оли- Правительства- Программы.
  2. Закон Республики Таджикистан «О предпринимательской деятельности в Республике Таджикистан» Народная газета, 1992,19 февраля.
  3. Закон Республики Таджикистан «Об ограничении монополистической деятельности в развитии конкуренции», 1994.
  4. Закон Республики Таджикистан «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности», 1991.
  5. Указ Президента Республики Таджикистан «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Таджикистан» от 8 апреля 1996,459.
  6. Постановление Правительства Республики Таджикистан «О программе приватизации государственной собственности в Республике Таджикистан на 1996 1997 гт. от 20 мая 1996, № 203.
  7. Указ Президента Республики Таджикистан «О первоочередных мерах по углублению экономических преобразований и ускорению перехода к рыночным отношениям» от 3.12.1997, № 187.
  8. Программа экономических преобразований Республики Таджикистан на 1995−2000 гг. Народная газета, 1995, 19 августа.
  9. Государственная программа поддержки развития малого предпринимательства в Республике Таджикистан. Бизнес и политика. 1998, № 14, апрель.
  10. Л.И. Радикальная реформа: от концепции к практическим действиям. Вопросы экономики. 1990, № 1.
  11. Г. С. Закономерности становления и развития рыночных отношений в Республике Таджикистан. Душанбе, Ирфон, 1995.
  12. Г. С. Таджикистан и рынок. Душанбе, Шарки Озод, 1994.
  13. Г. С., Юсупов А. К. Развитие предпринимательства за рубежом. Душанбе. 1994.
  14. B.C. Актуальные проблемы политической экономии капитализма. М., 1990.
  15. JI. Как преуспеть в малом бизнесе. Перевод с английского. Под редакцией А. В. Гаврилеца, Е. М. Каневского. М., 1993.
  16. А. Разгосударствление и развитие форм собственности.// Вопросы экономики. 1991, № 4.
  17. А. Противоречия в законах собственности, предприятиях и предпринимательской деятельности. Вопросы экономики. 1993, № 1.
  18. Ю.А. Малый бизнес в России: концепция поддержки и социально -экономические технологии реализации. М., 1997.
  19. В. Малое предпринимательство в США. Экономические науки. 1989, № 9.
  20. А.О. Малое предпринимательство и большая политика. Вопросы экономики. 1996, № 7.
  21. А.О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. М., 1998.
  22. О., Оймахмадов М. Асосхои иктисодии сохибкори. Душанбе, Д1111 «АНИС», 1997.
  23. А.А. Асосхои сохибкори. (курси лексияхо). Худжанд, 1996.
  24. А.А. Приватизация государственной собственности основа развития предпринимательства. Материалы областной научно — практической конференции. Худжанд. 2001.
  25. Ф.Э. Современная социальная политика: между планом и рынком. М., Фирма Гардика, 1996.
  26. А.В. Предпринимательство. Основной курс. Учебник в двух книгах. М., Интерпакс, 1994.
  27. Г. Больше свободы предпринимательству. Бизнес УИК.
  28. А.С. Экономика. М., 2000.
  29. Всемирная история экономической мысли. Т.2. М., Мысль, 1989.
  30. Всемирная история экономической мысли. Т. 3. М., Мысль, 1989.
  31. Всемирная история экономической мысли. Т. 4. М., Мысль, 1989.
  32. С. Малый бизнес. Финансовая Россия. 1997, № 10.
  33. Государственная поддержка предпринимательства: формы и методы. М., 1995.
  34. Г. Малый бизнес в Великобритании. Мировая экономика и международные отношения 1992, № 3.
  35. Т., Евсеева И. Роль законодательства и регулирования в становлении малого бизнеса. Вопросы экономики. № 11. 1994.
  36. Ежегодник Республики Таджикистан. Госкомстат РТ. Душанбе. 2003.
  37. Э.Г. Городское мелкое производство в Центральной и Восточной Европе. М., 1991.
  38. Н.Г. Государство и малый бизнес в США. М., 1987.
  39. М.М. Некоторые вопросы реформирования экономики Таджикистана. Душанбе, 1999.
  40. Истоки: вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли. М., 1990. Выпуск 2.
  41. .Н. Малые формы хозяйствования. М., 1991.
  42. Исследовательский отчет о состоянии развития предпринимательской деятельности в г. Худжанде. Ассоциация «Женщина и общество». Худжанд, 2001 г.
  43. Как добиться успеха. Практические советы деловым людям. М., 1991.
  44. Как стать предприимчивым и богатым. Из американских рецептов. М., 1991.
  45. Н.К. Меры по стимулированию экономического роста. Экономика Таджикистана: стратегия развития. 2000. № 1.
  46. Н.К., Назаров Т. Н., Рахимов Р. К. К вопросу о темпах экономического роста в условиях переходной экономики Таджикистана. Экономика Таджикистана: стратегия развития. 2002, № 3.
  47. Н.К., Назаров Т. Н., Рахимов Р. К. Ценное исследование. Экономика Таджикистана: стратегия развития. 2003, № 1.
  48. П. Малые предприятия: сущность и трудности становления. Вопросы экономики. 1991. № 8.
  49. А. Вопросы становления малого бизнеса. М., Республика. 1992.
  50. С. Д. Экономика производственного опыта и ноу хау. ТаджикНИИНТИ. Душанбе, 1993.
  51. С.Д., Низомова Т. Д. Экономика предприятий. Душанбе, 2001.
  52. С.Д., Каюмов Н. К., Нурмухамедов М. Н. Стратегия движения к рыночной экономике. Выпуск 1. Душанбе, 1998.
  53. С.Д., Азбука бизнеса, Душанбе. «ДДМТ-Диловар». 1999.
  54. Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. М., Прогресс, 1990.
  55. Ю.А. ФРГ: мелкие и средние фирмы лидируют. Деловой мир. 1992.
  56. КурноА.О. Исследование математических принципов теории богатства. М., 1938.
  57. Р. Макконнелл., Стенли Л.Брю. Экономикс, т.1. М., Республика, 1992.
  58. Кемпбелл Р.Макконнелл., Стенли Л.Брю. Экономикс, т.2. М., Республика, 1992.
  59. A.M. В творческой лаборатории Карла Маркса. М., 1983.
  60. В.И. Как стать бизнесменом: американский опыт. Минск, 1991.
  61. А.Б., Горенбургов М. А. Малое предпринимательство и бизнес. Санкт-Петербург, 1998.
  62. М.Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство. М., 1996.
  63. Ленинабадская Правда. 2001 год, январь, 23.
  64. К., Энгельс Ф., Капитал. Соч., 2-е изд., т. 23.
  65. Малый бизнес в России: проблемы и перспективы. М., 1996.
  66. Меморандум об экономической политике Правительства РТ на 1999 2000 гг. Экономика Таджикистана. 1999. № 2.
  67. А.А. Предпринимательство. Учебное пособие. Душанбе, 1997.
  68. А.А. Основы агробизнеса. Учебное пособие. Душанбе, 1997.
  69. Т.Н. Таджикистан: некоторые проблемы возрождения экономики в контексте реформ и международного сотрудничества. Экономика Таджикистана: стратегия развития. 2002, № 2.
  70. Т.Д. Проблемы развития малых предприятий в Республике Таджикистан. Экономика Таджикистана: стратегия развития. 2002, № 3.
  71. Т.Д. Малый бизнес. Душанбе, 2001.
  72. М.Н., Комилов С. Д. Экономический кризис: оценка, стратегия преодоления. Душанбе. 1995.
  73. К.О. Опыт организации и развития малого и среднего бизнеса за рубежом. Вестник НИИ экономики. Бишкек, 1997. № 2
  74. А. Налоги и налогообложение. Душанбе, 1994.
  75. А. Совершенствование налоговой политики. Душанбе, 1993.
  76. А. Экономическая теория благосостояния. М., 1925.
  77. Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М., «Экономика и дело». 1991.
  78. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М., Прогресс, 1998.
  79. А.Я. Государство в экономике Японии. М., 1986.
  80. Г. Приватизация, темпы, масштабы, приоритеты. 1992. № 2.
  81. Производительность труда промышленно производственного персонала по предприятиям Согдийской области за 2001 год. Бюллетень. Согдийское областное статагенство. Худжанд 2002 г.
  82. Промышленность РТ за 2000 год. Статистические данные по годовым отчетам. Государственное статагенство при Правительстве РТ. Душанбе. 2001.
  83. Промышленность республики Таджикистан за 2001 год. Статистический сборник. Душанбе, 2002 год.
  84. Производство промышленной продукции в натуральном выражении предприятий. Согдийская область за 2001 год. Согдийское статагенство. Худжанд. 2002
  85. Прогнозное социальное проектирование (Теоретико методологические и методические проблемы). М., 1994.
  86. Программа развития Республики Таджикистан на период до 2015 года. Прогноз института экономических исследований при Министерстве экономики и торговли. Душанбе.
  87. Р.К. Экономические реформы и макроэкономическая стабилизация в РТ. Общество и экономика. 1999. № 10−11.
  88. Э.Ш. Экономическая реформа: веление времени. Душанбе, 1998.
  89. СавченкоВ.Е. Современное предпринимательство. Экономические и организационные основы: проблемы формирования и регулирования. М., Экономика, 1997.
  90. А. Исследования и природе и причинах богатства народов. Т.1. М, 1991.
  91. В. Деловая Япония. М., Мысль, 1997.
  92. Становление рыночной экономики в странах Восточной Европы. М., 1994.
  93. М. Как стать преуспевающим предпринимателем. Душанбе. Такмил. 1992.
  94. Ш. М. Таджикистан на пути экономических преобразований: проблемы становления рыночной инфраструктуры. М., 1997.
  95. П. Экономика. М., Прогресс, 1964.
  96. Словарь иностранных слов. М., Русский язык. 1998.
  97. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. Госстатагенство. 2002.
  98. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. Посвященный 10 летию независимости Республики Таджикистан. Душанбе, 2001.
  99. Социально экономическое положение г. Худжанда за 1 полугодие 2002 года. ТирозиЧахон. 2002,2 ноября.
  100. Сей Ж. Б. Трактат политической экономии. М., 1996.
  101. Социально экономическое положение Республики Таджикистан. 19 951 997 гг. Краткий статистический сборник. Государственное статистическое агентство при Правительстве Таджикистан. Душанбе, 1998.
  102. Современные проблемы хозяйственного (предпринимательского) права. Государство и право. 1996, № 4.
  103. Сравнительный анализ предложений по преодолению кризиса российской экономики и ее глубокому реформированию. М., 1992.
  104. М.Х. Развитие внешнеэкономических связей как основа антикризисного управления промышленностью Таджикистана. НПНЦентр. -Душанбе, 1998.
  105. Ф.А. Общество свободных. М., 1990.
  106. Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. М., Финансы и статистика, 1992.
  107. П., Питере М. Предпринимательство или как завести собственное дело и добиться успеха. М., 1993.
  108. А.А. Курс предпринимательства. М., 1993.
  109. В.В. Как делать бизнес в Европе. М., Прогресс. 1992.
  110. ЧепуринМ.Н., Киселева Е. А. Курс экономической теории. Киров, 1995.
  111. Й.А. Теория экономического развития. М., 1982.
  112. JI. Благосостояние для всех. М., Наука, 1991.
  113. К. Эффективная экономика шведская модель. М., 1991.
  114. Экономика предприятия. Учебник. Под редакцией профессора О. И. Волкова. М., Инфра, 1997.
  115. А.К. Тенденции развития малого предпринимательства в Республике Таджикистан. Тезисы научно теоретической конференции ТГУ ПБП, Худжанд, 1998.
  116. А.К. Социальные аспекты формирования предпринимательского мышления в РТ. // материалы семинара «Фонд реформы в РТ». Душанбе, 25 ноября 1998.
  117. Ю. Среднее и мелкое предпринимательство ФРГ. Мировая экономика и международные отношения. 1990, № 7.
  118. JI. Карьера менеджера. М., 1991.
  119. Н.Н. Регулирование предпринимательской деятельности в ЕС. Мировая экономика и международные отношения. М., 1992, № 2.
  120. Mid land Bank Review. Spring. 1987.
  121. The promotion of self employment. Geneve, ILO, 1990. V. 123 P.
  122. Hobert R., Bink A. The entreprens. N. 4. P. 13. 1982 y.
  123. Распределение предприятий малого бизнеса по регионам республики по состоянию на 1 апреля 2002 года.
  124. Число Число Фонд Выручот Средне
  125. Предпри раб-х 3/пл реал. Месяч. ятий чел. Тыс. сом Прод. опл/тр1. Тыс. сом сом.
  126. Всего по респуб. 1090 12 044 1218,7 11 740,4 33,73 В том числе: г. Душанбе 537 5746 786,1 7122,0 45,60
  127. Согдийская обл. 446 4371 329,8 3217,4 25,15
  128. Хатлонская обл. 40 956 34,9 98,7 12,18
  129. РРП 62 850 63,9 1275,2 25,061. ГБАО 5 121 4,0 27,1 11,02
Заполнить форму текущей работой