Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психофизиологические и психологические особенности юношей-призывников с различным отношением к военной службе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологической основой исследования является системный подход к анализу мозговых механизмов высших психических функций, концепция Л. С. Выготского (1960) и А. Р. Лурия (1963), Б. Ф. Ломова (1975, 1978), принципы психологии и психофизиологии индивидуальных различий (Б.Г. Ананьев, 1955; Н. А. Бернштейн, 1966; П. К. Анохин, 1971; В. М. Русалов, 1979; Л. Н. Собчик, 1995), основные представления… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. ГОДНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ готовность
  • К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ
    • 1. 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРИЗЫВНИКАМ
    • 1. 3. МЕЖПОЛУШАРНАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ЮНОШЕЙ НА ЭТАПЕ ПРИЗЫВА
    • 2. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 2. ПРОГРАММА И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
      • 2. 2. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
      • 2. 2. 2. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
      • 2. 2. 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
    • 3. 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ ЮНОШЕЙ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ
    • 3. 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ ЮНОШЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ ОТНОШЕНИЕМ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ
    • 3. 3. ПОЛИГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ ЮНОШЕЙ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ
    • 3. 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ЮНОШЕЙ-ПРИЗЫВНИКОВ
    • 3. 5. КАТАМНЕСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
    • 3. 6. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТИРОВАННЫХ И ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ ЮНОШЕЙ
  • ВЫВОДЫ

Психофизиологические и психологические особенности юношей-призывников с различным отношением к военной службе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Вопросы призьюа в Вооруженные Силы требуют глубокого научного анализа и практической переработки. Социальная, экономическая, экологическая нестабильность, существование «горячих» точек и связанные с этими факторами стрессы и социально-стрессовые расстройства бесспорно отражаются на формировании готовности к выполнению юношами воинского долга (Ю.А. Александровский, 1993). На современном этапе важными представляются проблемы снижения готовности юношей к службе в Вооруженных Силах, ухудшение адаптации молодых воинов в первые месяцы службы на фоне повышенных информационных, физических и нервно-психических нагрузок, увеличение процента возврата военнослужащих из войск по нервно-психическим заболеваниям (Н.Н. Каменсков, 1987; С. А. Нужин, 1997). При выборе темы исследования решающую роль играла не только актуальность проблемы научного исследования вопросов призыва юношей на военную службу в связи с их практической значимостью, но и отсутствие теоретического обоснования тех или иных паттернов поведения юношей с различным отношением к военной службе на этапе призыва. Вопрос отбора лиц, способных служить в армии, всегда стоял остро перед клиницистами, психологами, психофизиологами. Однако, в комплексной программе по работе с молодежью допризывного и призывного возраста в аспекте регулярного пополнения армии и флота по призыву, важным представляется изучение психофизиологического и психологического обеспечения готовности Вооруженных Сил (М.В. Клишин, 1997). Особое место в таких исследованиях принадлежит дифференциальной психофизиологии и психологии, которые могут способствовать решению задач отбора на военную службу. Однако, анализ и обобщение данных литературы свидетельствует о том, что существующие научные исследования касаются, в основном, психологических методов изучения личности и воинского предназначения допризывной и призывной молодежи (В.В. Куликов, 1987; М. А. Лапицкий и др., 1987). Только в некоторых работах рассматриваются вопросы эмоционально — оценочного отношения юношей к призыву и исследуются их психофизиологические характеристики (С.М. Булатов, И. Ф. Дьяконов 1992; М. В. Лазуткин, A.M. Билый, 1996).

Особый интерес в этом плане представляет изучение функциональной межполушарной асимметрии как интегративного показателя мозговых механизмов в соответствии с разным уровнем готовности к военной службе.

В настоящее время тот факт, что показатели межполушарной функциональной асимметрии взаимосвязаны с индивидуально-психологическими особенностями человека подтвержден многочисленными исследованиями и успешным применением теоретических и практических знаний об асимметрии мозга в прикладных разделах многих наук (В.Г. Ананьев, 1961; А. Р Лурия, 1973; Н. П. Бехтерева, 1974; А. П. Чуприков, 1975; М. Annett, 1978; М. Annett, Ockwell, 1980; Е. Д. Хомская, 1982; Л. С. Выготский, 1985; Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова, 1988; А. В. Черноситов, 1989, 1995). В последнее время появились работы, исследующие нейропсихологические основы различий здоровых людей, которые связаны с разными вариантами парциального доминирования моторных и сенсорных признаков, что определяет различный их вклад в процессы реализации высших психических функций (П.Н. Ермаков, 1985, 1988; С. Спрингер, Т. Дейч, 1988; В. А. Барабанщиков, 1990; В. Н. Кирой, 1991; Е. Д. Хомская и др., 1997). В самом факте неодинакового восприятия сенсорной информации и характера её переработки кроется специализированный вклад этих структур в приспособительные возможности человека к существованию в различных социально-экономических условиях с разными социальными обязанностями (В.П. Леутин, В. Н. Николаева, 1988; В. К. Аршавский 1988). Данные изучения связи функциональной межполушарной асимметрии с индивидуальнопсихологическими свойствами юношей на допризывном и призывном этапах могут не только дополнить представления о психофизиологической диагностике готовности и прогнозировании успешности прохождения военной службы, но и быть необходимыми для проведения психологической военной экспертизы при призыве в Вооруженные Силы.

Таким образом, актуальность темы исследования определяется как практической значимостью оценки на допризывном и призывном этапах готовности юношей к военной службе и успешности её прохождения, так и тем, что проблема психофизиологического состояния мозговых структур, от которых может зависеть готовность юношей к призыву на военную службу далека от своего решения. Кроме того, актуальность исследования связана также с необходимостью разработки подходов, направленных на повышение готовности юношей к военной службе. Однако до настоящего времени эти проблемы остаются далеко не изученными, несмотря на то, что в практическом аспекте такие данные на допризывном этапе могут служить основой своевременного формирования оптимального уровня готовности юношей к призыву и успешности прохождения военной службы. Изучение отношения призывников к военной службе, индивидуальных профилей асимметрии, индивидуально-типологических и личностных особенностей в настоящее время является актуальной проблемой в диагностике готовности к исполнению воинского долга, а нейропсихологический подход к изучению индивидуальных особенностей человека в сочетании с психофизиологическими методами может рассматриваться как новое и приоритетное направление.

Цель работы — исследование психофизиологических и психологических особенностей призывников, различающихся отношением к военной службе.

Предмет исследования — психофизиологические и психологические особенности призывников в период медицинского освидетельствования, а также отношение к службе и мотивы, катамнестические показатели адаптации молодых воинов к военной службе.

Объект исследования. В исследовании приняли участие 805 призывников в возрасте 18−19 лет, состоящие на учете в горвоенкомате г. Шахты. Из них 105 юношей 18- летнего возраста обследовались по полной программе экспериментального исследования.

Основные гипотезы исследования.

1. Юноши в период призыва, на этапе прохождения медицинского освидетельствования, различаются отношением к военной службе, мотивами и готовностью к службе в Вооруженных Силах.

2. Методика полиграфического обследования (кожно-гальваническая реакция (КГР), плетизмографические и дыхательные паттерны) в сочетании с целевыми вопросами может быть использована для определения отношения призывников к военной службе.

3. Группы призывников с разным отношением к военной службе различаются по индивидуальному профилю функциональной межполушарной асимметрии и индивидуально — психологическим особенностям личности.

4. Катамнестические данные в сочетании с психофизиологическим и психологическим обследованием юношей, призванных на военную службу, позволяют выявлять особенности готовых и неготовых к военной службе юношей. Юноши-призывники, различающиеся по индивидуальному профилю, а также индивидуальнопсихологическим особенностям по-разному адаптируются к военной службе.

Цель и гипотезы исследования определили постановку следующих задач:

1. Изучить отношение призывников к военной службе, паттерны поведения во время призыва.

2. Исследовать возможность использования полиграфического обследования в сочетании с целевыми вопросами для определения отношения призывников к военной службе.

3. Изучить психофизиологические и индивидуально-психологические особенности призывников: тип и свойства темперамента, характера, тревожность, агрессивность.

4. Исследовать индивидуальный профиль и особенности функциональной межполушарной асимметрии у призывников с различным отношением к военной службе.

5. Изучить катамнестические данные для выявления готовых и неготовых к военной службе юношей, а также адаптированных и дезадаптированных в условиях военной службы.

6. Изучить распределение типов профиля латеральной организации, являющихся наиболее адекватными требованиям военной службысравнить их с катамнестическими данными.

Методологические и теоретические предпосылки исследования.

Методологической основой исследования является системный подход к анализу мозговых механизмов высших психических функций, концепция Л. С. Выготского (1960) и А. Р. Лурия (1963), Б. Ф. Ломова (1975, 1978), принципы психологии и психофизиологии индивидуальных различий (Б.Г. Ананьев, 1955; Н. А. Бернштейн, 1966; П. К. Анохин, 1971; В. М. Русалов, 1979; Л. Н. Собчик, 1995), основные представления дифференциальной психологии и психофизиологии, изложенные в работах Е. А. Климова (1960), Б. М. Теплова (1961), В. Д. Небылицына (1971), Д. Хэссет (1981), М. И. Дьяченко, JLA. Кандыбович (1985), а также нейропсихологические представления о работе мозга как субстрата психических процессов (Н.П. Бехтерева, 1971, 1980; О. С. Адрианов, 1976, 1980; Е. Д. Хомская, 1987; В. М. Смирнов, Т. Н. Резникова, 1989) и интегративной индивидуальности (B.C. Мерлин, 1986; В. В. Белоус, 1996).

Теоретической основой послужили работы в области психофизиологии и нейропсихологии, и, в частности, положение о том, что функциональная межполушарная асимметрия как фундаментальная закономерность работы мозга может влиять на поведение индивида (Е.Д. Хомская, 1966, 1982; Е. Д. Хомская, К. Скакун, 1985; Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова, 1988; П. Н. Ермаков, 1988), а также ряд исследований, определяющих методологию, актуальные проблемы и задачи военной психофизиологии (В.А. Бодров, 1984; А. А. Боченков, В. И. Шостак, А. Н. Глушко, 1996).

Нормативную базу исследования составляют следующие документы: Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе № 4455−1» (11.02.93) — Федеральный Закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе № 69- ФЗ» (29.04.95) — Положение о военно-врачебной экспертизе № 390 (20.04.95) — Рекомендации по оформлению в военкоматах документов по профессиональному психологическому отбору граждан, подлежащих призыву на военную службу или поступающих на нее по контракту № 315/ 3 / 3470 от 10.11.95. Методические рекомендации «Организация и порядок проведения профессионального психологического отбора в военных комиссариатах Ростовской области (1997).

Методы исследования.

Для диагностики психофизиологических и психологических характеристик обследуемых были использованы следующие методики и тесты. Исследование функциональной межполушарной асимметрии юношей включало использование модернизированного опросника М. Аннет (1970) — пробы и методы определения моторных и сенсорных асимметрий человека (Е.Б. Гурова, 1949; Б. Г. Ананьев, 1955, 1961; А. Р. Лурия, 1962; М.Р. Berman, 1971; R.N. Barnsley, M.S. Rabinovitsch, 1979; T.A. Доброхотова, H.H. Брагина, 1981; L. Demarest, 1981; В. П. Леутин, Е. И. Николаева, 1988; Е. Д. Хомская и др. 1995) — теппинг-тестирование (Е.П. Ильин, 1975; П. Н. Ермаков, 1988) — тест «субъективная минута» (Т.А. Доброхотова, Н. Н. Брагина, 1988).

Регистрация электрической активности кожи, частоты сердечных сокращений, колебаний кровяного давления, частоты дыхания в процессе ответа на целевые вопросы о намерении служить в армии и состоянии здоровья призывников проводилась на 3-канальном компьютерном полиграфе фирмы «Инекс-Полиграф» с полосой пропускания 0,3−30 Гц.

Психологическое тестирование включало применение стандартизированного метода исследования личности (СМИЛ), патохарактерологического диагностического опросника (ПДО), метода цветовых выборов (МЦВ), опросников Спилбергера-Ханина, Айзенка (ЕР1)и Басса-Дарки.

Достоверность полученных результатов обеспечивалась достаточным объемом выборки, стандартизацией процедуры исследования, взаимопересечением и дополнением используемых методов научного исследования и применением стандартных методов статистической обработки данных. Статистическая обработка результатов включала использование компьютерного пакета «Statistica» для вычисления средних, стандартного отклонения, коэффициента корреляции рангов Спирмена и между амплитудой, площадью фазических колебаний КГР на значимые вопросы и уровнем индекса враждебности по опроснику Басса-Дарки.

Научная новизна.

1. Впервые применен комплексный психофизиологический и психологический подход для обследования юношей — призывников на этапе медицинского освидетельствования.

2. Впервые установлена связь между отношением исследуемых к военной службе, латеральными свойствами мозговых структур и индивидуально-психологическими особенностями призывников.

3. Впервые установлено, что полиграфическое обследование может использоваться как дополнительный метод для определения отношения юношей к военной службе на этапе призыва.

4. Впервые изучение связи отношения призывников к военной службе, их психофизиологических и психологических особенностей позволило выявить группу призывников, готовых к военной службе и неготовых к ней, а также — группу юношей, нуждающихся в психокоррекции.

5. Впервые выявлены особенности латеральной организации мозга, типы латерализации, имеющие значения для прогностической оценки готовности к военной службе и адаптации молодых воинов.

Теоретическая и практическая значимость.

Полученные в ходе исследования результаты существенно дополняют представления о мозговых механизмах готовности к военной службе. Выявленные данные о взаимосвязи отношения к военной службе с особенностями функциональной межполушарной асимметрии и индивидуально-психологическими особенностями юношей, подтвержденные катамнестически, позволяют по-новому подойти к психологической подготовке призывников к военной службе на этапах диспансеризации, приписки, призыва.

Использование результатов данного исследования позволяет психологу, а также психиатру военно-врачебной комиссии более точно оценивать психологическую готовность призывников, прогнозировать адаптацию молодых воинов к условиям военной службы.

Методы настоящего исследования могут быть применены в проведении дифференцированной психокоррекции призывников для улучшения нервно — психического состояния, повышения готовности к призыву в армию, улучшения адаптации молодых воинов.

Результаты работы были использованы в школьными и медицинскими психологами при обследовании будущих призывников на этапах диспансеризации и приписки, специалистами военно-врачебной призывной комиссии и при чтении учебного практикума «Экспериментальная психология» студентам 1 курса и семинаров по курсу «Психофизиология» студентам 2 курса дневного отделения факультета психологии Ростовского государственного университета в 1997;1998 годах. Тема диссертационного исследования связана с планом основных научных работ, выполняемых на кафедре психофизиологии и психологии развития факультета психологии по направлению «Психофизиологические механизмы высших психических функций».

Методическая значимость работы заключается в разработке программы экспериментального исследования психофизиологических и психологических особенностей юношей допризывного и призывного возраста, направленного на изучение их готовности к военной службе на этапах диспансеризации, приписки и призьюа.

Положения, выносимые на защиту.

1. Юноши в период призыва, на этапе прохождения медицинского освидетельствования, различаются отношением к военной службе.

2. Методика полиграфического обследования (кожно-гальваническая-реакция (КГР), плетизмографические и дыхательные паттерны) в сочетании с целевыми вопросами может быть использована для определения отношения призывников к военной службе.

3. Призывники, относящиеся к различным группам, отличаются по индивидуальному профилю функциональной межполушарной асимметрии с учетом знака и выраженности моторно-сенсорных асимметрий и по индивидуально-типологическим и личностным свойствам.

4. Психофизиологические и психологические особенности юношей, призванных на военную службу, при сопоставлении с катамнестическими данными позволяют выявлять готовых и неготовых к военной службе юношей, а также адаптированных и дезадаптированных молодых воинов.

Апробация работы.

Материалы диссертации докладывались на Международной студенческой конференции «Ломоносов 96"(Москва, 1996), Второй Всероссийской конференции «Методы психологии» (Ростов-на-Дону, 1997), заседаниях кафедры психофизиологии и психологии развития факультета психологии РГУ (1997, 1998), научных сессиях «Неделя науки РГУ» (Ростов-на-Дону, 1998), Международном Психофизиологическом Конгрессе (Таормина, 1998). По теме диссертационного исследования опубликовано 8 научных работ.

Структура и объем диссертации

.

Работа изложена на 112 страницах машинописного текста, иллюстрирована 30-тью рисунками и 16-тью таблицами. Состоит из введения, трех глав, выводов, и приложения.

Список цитированной литературы включает 268 работ, из них 50 на иностранных языках.

выводы.

1. Юноши в период призыва, на этапе прохождения медицинского освидетельствования, различаются отношением к военной службе:

I группапризывники с положительным отношением к военной службе. В этой группе преобладают мотивы «стать военным» и «выполнить долг». Призывники с отрицательным отношением к военной службе (II гр.) -смирившиеся и не смирившиеся с призывом, но вынужденные идти служить. III группапризывники с отрицательным отношением к военной службе, но получившие отсрочку по различным причинам.

Среди общесоциальных мотивов отрицательного отношения к военной службе преобладают нежелание попасть в зоны вооруженных конфликтов («горячие точки») и неуставные отношения («дедовщина»).

2. Результаты обследования с помощью полиграфа (КГР, плетизмограмма, паттерны дыхания) в сочетании с целевыми вопросами показывают, что данный метод может быть использован для определения отношения к военной службе. Обследуемые различных групп различались (р<=0,05) по психофизиологическим коррелятам тестовых вопросов.

3. Выявлены различия обследуемых призывников по индивидуальному профилю функциональной межполушарной асимметрии с учетом знака и степени выраженности моторно-сенсорных асимметрий по схеме «рука-глаз-ухо». Праворукими являются 80% всех обследованных призывников. Доминирование левосторонних слуховых функций отмечалось вдвое чаще, чем зрительных — соответственно у 25% и 12% юношей.

4. Анализ показателей моторного доминирования у призывников разных групп показал, что среднее значение коэффициента праворукости является наиболее высоким в 1-ой группе (85%) и последовательно снижается по направлению к третьей (76%-И гр.- 70,5%- III гр.).

Ill.

5. Обнаружены существенные различия в выраженности показателей функциональной межполушарной асимметрии и индивидуальнопсихологических свойств призывников различных групп.

I группа призывников характеризовалась в 83% случаев правосторонним профилем ППП (рука-глаз-ухо), ускоренным восприятием субъективного времени и большими значениями коэффициента асимметриипреобладанием 9-ой и 6-ой шкал СМИЛ, конформными и неустойчивыми акцентуациями, эрготропностью, экстраверсией, низким уровнем тревожности, нейротизма и агрессивности.

II группа призывников характеризовалась преобладание вариантов профиля ППЛ, ППП, ПАП, в усредненном профиле СМИЛ характерным являлось повышение 4, 7, 6, 8 шкал, наличие как мотивации достижения успеха, так и мотивации избегания неудач, повышенный уровень нейротизма, сочетание эрготропных и трофотропных тенденций почти в равной степени, высокий индекс враждебности у 48% испытуемых.

III группа призывников отличается уменьшением «чистых правшей» и праворуких, увеличением группы амбидекстров и леворуких, преобладанием в усредненном профиле СМИЛ 9,4,6 шкал с более высокими, чем в усредненном профиле первой группы, показателями. Увеличение сочетания экстраверсии и интроверсии с повышенным нейротизмом, преобладанием трофотропных тенденций и наличием высокого индекса враждебности, индекса агрессивностиу получивших отсрочку по судимости.

6. Для призывников, имеющих отсрочку по судимости и скрывшихся от призыва (входящих в третью группу), характерным оказалось левостороннее доминирование моторной асимметрии в сочетании с левосторонними и симметричными зрительными и слухоречевыми функциями, высоким нейротизмом и тревожностью, повышенным индексом враждебности.

Установлена положительная корреляционная связь между амплитудой, площадью фазических колебаний КГР на значимые вопросы и уровнем индекса враждебности в Ш-ей группе испытуемых: высоким значениям индекса враждебности соответствуют высокие значения амплитуды и площади фазических колебаний КГР на значимые вопросы о намерении служить в Вооруженных Силах и состоянии здоровья призывников (Rs=0,329, р<0,05, п=49).

7. Изучение показателей функциональной межполушарной асимметрии, индивидуально-типологических свойств и полиграфического обследования призывников I и II групп, различающихся отношением к военной службе с учетом катамнестических данных показало, что психофизиологическое и психологическое обследование призывников в период медицинского освидетельствования позволяет выявлять готовых и неготовых к военной службе юношей и прогнозировать их адаптацию и дезадаптацию в условиям военной службы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.С. О принципах организации интегративной деятельности мозга.- М., 1976.
  2. О.С. Узловые вопросы локализации и организации церебральных функций // Современные аспекты учения о локализации церебральных функций.- М., 1980.
  3. О.С. О структурных основах функциональной специализации полушарий мозга человека. Л.: 1985.
  4. В.А. Функциональная организация мозга леворуких детей. В сб. Леворукость у детей и подростков.- МЛ987.
  5. Ю.А. Пограничные психические расстройства.: М. Медицина, 1993.
  6. .Г. Пространственное различение. Л., изд.-во ЛГУ, 1955.
  7. .Г. Теория ощущения . Л., изд-во ЛГУ, 1961.
  8. .Г. Билатеральное регулирование как механизм поведения / Вопросы психологии, 1963-№ 5-с 81−88.
  9. .Г. Избранные психологические труды. В 2-х т.т.1.-М.: Педагогика, 1980.
  10. .Г. Социальные ситуации развития личности и её статус./ Хрестоматия по психологии.- М.: 1987, с. 134−140.
  11. П.К. Кибернетика и интегрированная деятельность мозга. «Вопросы философии» 1966, № 3.
  12. П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: 1968.
  13. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М., Изд-во АН СССР, 1971.
  14. П.К. Механизмы и принципы целенаправленного поведения. М.:1972.
  15. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональной системы. В кн.: Принципы системной организации функций. М.: Наука, 1973, с. 5−61.
  16. П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.-Наука 1980.
  17. В.В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности (к проблеме адаптации человека в приполярных районах северо-востока СССР). Владивосток, 1988.
  18. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии.- М.: Медицина 1979.
  19. В.А. Динамика зрительного восприятия.- М.: Наука* 1990.
  20. В.В. Интегральная индивидуальность : подходы, факты, перспективы.// Психологический журнал. Т.17, № 1, 1996.
  21. В.В., Щебетенко А. И. Человек как интегральная индивидуальность/ Пятигорск, гос. лингвист, ун-т.- Пятигорск, 1996.- 203с.
  22. Ф.Б., Мирошников М. П., Соколова Е. Д. Методика многостороннего исследования личности.- М.: Фолиум, 1994. к
  23. Н.А. Очерки физиологии движений и физиологии активности.- М.: Медицина, 1966.
  24. Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека.-JI., 1971.
  25. Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека.- Л.: Медицина, 2-ое изд. 1974, с 15.
  26. Н.П. Здоровый и больной мозг человека.- Л., 1980.
  27. В.Л., Удалова Г. П. Латерализация полушарного контроля помехоустойчивости.// Физиологический журн. им. Сеченова, 1983, т.69,№ 6.
  28. В.Л. Асимметрия мозга животных. Л., 1985
  29. .А. Основные принципы разработанной системы профессионального психологического отбора военнослужащих. ВМЖ, № 9, 1984.
  30. В.А., Федорук А. Г. Исследование функциональной асимметрии парных органов у лиц летного состава// Авиационная и военно-морская медицина, 1985.
  31. Е.И. К вопросу структуры произвольной реакции- В кн.: Экспериментальная и прикладная психология.- М. 1961.
  32. А. А. Методология и принципы комплексной психологической оценки профессиональной пригодности военных специалистов. ВМЖ № 11, 1994.
  33. А.А., Шостак В. И., Глуппсо А. Н. Актуальные проблемы военной психофизиологии, ВМЖ, № 12,1996.
  34. Н.Н., Доброхотова Т. А. Функциональная асимметрия человека М.: Медицина. 1988 — 287с.
  35. С.М., Дьяконов И. Ф. Психогигиенические аспекты состояния здоровья и личных качеств юношей допризывного возраста. В сб. Методологические и методические проблемы оценки и прогнозирования здоровья военнослужащих. С.-Петербург, 1992.
  36. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. -Киев. Наукова Думка 1989.
  37. О.В. Психологическая устойчивость человека в особых условиях деятельности: оценка и прогноз. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 1992.
  38. Р., Ричарсон Д. Агрессия. Санкт-Петербург.-Питер.1997.
  39. Л.И., Ткаченко С. В., Хазанова Н. С. Нейропсихологические методы исследования в клинике хирургического лечения эпилепсии. Методические рекомендации МЗ РСФСР, Л. 1989.
  40. JI.И., Вукс А.Я и др. Компьютерная психодиагностика и проблемы психопрофилактики состояний психической дезадаптации. / Сб. материалы XII съезда психиатров. М., 1995.
  41. Г. Е. Функциональная асимметрия у больных эндогенными психозами. //Журн. Невроп и псих 1990 № 5, с. 129−140.
  42. Вегетативные расстройства. Клиника, диагностика, лечение. Под.ред.1. A.M. Вейна.-М.: МИА 1998.
  43. A.M., Соловьева А. Д. Лимбико-ретикулярный комплекс и вегетативная регуляция. М.: 1973.
  44. В.И. О правизне и левизне. Изд. Акад. Наук СССР 1940, с!6.
  45. П.О., Дьяконов М. М. и др. Адаптация молодого воина к условиям военной службы и профилактика дезадаптационных расстройств. ВМЖ№ 10, 1988.
  46. Военная психология и педагогика. Под ред. Генерал-полковника, к.в.н.,
  47. B.Ф. Кулакова.-М.: «Совершенство» 1998.
  48. Л.Г., Коновалов В. Ф. Электрографические следовые процессы и память.- М.: Наука, 1976.
  49. Л.С. История развития высших психических функций.-М., изд-во АПН РСФСР, 1960, с 418.
  50. А.Д. Состояние психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях, автореф. канд. дис. Л. 1972. к
  51. А.А., Гамбарян Л. С. Участие базальных ганглиев в механизме афферентного синтеза и принятия решения// Успехи физиолог, наук, т. З, 1972.
  52. Ф.М. Особенности вербальных и невербальных (зрительно-пространственных) функций при различных типах межполушарной асимметрии мозга. Автореф. Канд. дисс.- М. 1992.
  53. А.А., Медведев В.И, Прогнозирование психофизиологических состояний.-М., 1973.
  54. Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена- М., 1971
  55. А.Н. Методы изучения отклоняющегося поведения личности в процессе профессионального психологического отбора военных специалистов. ВМЖ, 2, 1992.
  56. ГодфруаЖ. Что такое психология. т1,2.- М.:Мир 1996.
  57. P.M. Элементы практической психологии. Л.: ЛГУ, 1988.
  58. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы,— М.: 1970.
  59. К.М. Овладение профессиональным мастерством как проблема дифференциальной психологии. В сб. Психофизиологические вопросы становления профессионализма. Вып.1, Изд-во Сов. Россия.-М.:1979.
  60. Е.Б. Роль левшества в семиотике мозговых поражений.// Неврология военного времени.-М., Изд-во АМН СССР, 1949.
  61. А.А., Федорук А. Г. Роль функциональной асимметрии центральной нервной системы в летной деятельности// Космич. биол. и авиакосмич. мед. 1980, № 4.
  62. Г. В. Проблемы причинности в медицине. М.: Медицина, 1965, с. 75.
  63. Н.Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности.- М.: МГУ, 1989.
  64. Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. М.: МГУ, 1992.
  65. Н.Н. Психофизиология. М. 1998.
  66. А.Е. Влияние наследственности и генотипических факторов на проявление леворукости.// Функциональная асимметрия и адаптация человека.- М.1976.
  67. X. Мозг и сознание. М.: Мир. 1971.
  68. А.Г. Влияние хронического физического перенапряжения на организм спортсменов. / Теория и практика физической культуры. 1976, № 3, с. 21−23.
  69. Т.А., Братина Н. Н. Пространственно-временные факторы в организации нервно-психической деятельности/ Вопросы философии, 1975, № 5.
  70. Т.А., Брагина Н. Н. Левши. -М.: Книга. 1994.
  71. В.Н. Экспериментальная психология. М.: Инфра-М. 1997.
  72. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Изд-во БГУ, Минск, 1976.
  73. М.И., Кандыбович Л. А., Пономаренко В. А. Минск, Изд-во «Университетское»., 1985
  74. П.Н. Психомоторная регуляция функционального состояния спортсменов. Методическое письмо, — Ростов-на-Дону: РГУ, 1985.
  75. П.Н. Психомоторная активность и функциональная асимметрия мозга.- Ростов-на-Дону.: РГУ, 1988.
  76. П.Н. Функциональная межполушарная асимметрия мозга в динамике психомоторной активности человека. Дис. докт. биолог, наук.-Ростов-на-Дону., 1988.
  77. П.Н., Харрис Л., Фитцжеральд X. Сравнительная характеристика моторного доминирования у спортсменов СССР и США// Проблемы нейрокибернетики. Ростов-на-Дону, 1989.
  78. Естественнонаучные основы психологии. Под ред. А. А. Смирнов, А. Р. Лурия, В. Д. Небылицын.-М., 1978.
  79. С.В. Оценка некоторых биохимических, гемодинамических и психологических показателей при адаптации лиц молодого возраста к условиям военной службы. Автореферет дис. к.м.н. С.-Петербург, 1988
  80. .В. Патопсихология. -М.: Изд-во МГУ, 1986.
  81. Г. А., Яни С. А. Проблема полиграфа./ Проблемы совершенствования советского законодательства. Труды ВНИИ советского законодательства.- М., 1976 т.6, с 122−136.
  82. Е.П. Дифференциальная психофизиология, её место и роль в изучении личности спортсменов. В сб. Спортивная и возрастная психофизиология. Л. 1974.
  83. Е.П. Некоторые итоги использования теппинг-теста для диагностики силы нервной системы по возбуждению.//Психофизиологические особенности спортивной деятельности.Сб. научн. раб. Л. 1975.
  84. Е.П. Сущность и структура мотива. Психологический журнал т.16, № 2, 1995.
  85. Р.Ю., Финкельберг А. Л., Ильюченок И. Р., Афтанас Л. И. Взаимодействие полушарий мозга у человека: установка, обработка информации, память. Новосибирск.: «Наука». 1989.
  86. .Р. Способности и склонности, психофизиологическое исследование. -Ташкент: Фан 1990.
  87. В.П. Связь тревожности как свойства личности с некоторыми психофизиологическими характеристиками. // Психофизиол. Сб. научн. трудов, Л. 1979.
  88. В.Н. Механизмы формирования функционального состояния мозга человека. -Ростов-на-Дону: РГУ, 1991.
  89. В.Н. Корреляция некоторых латерально-нейропсихологических и психофизиологических показателей у здоровых мужчин. В сб. Леворукость, антропоизометрия и латеральная адаптация. М-Ворошиловград, 1985.
  90. Е.А. Индивидуальные особенности динамики движений в связи с типологическими различиями в последействии тормозного процесса. Сб. «Проблемы психологии личности и психологии труда». Пермь, 1960.
  91. М.В. Прогрессирующая деградация призывного контингента. Независимая газета № 6, 1997.
  92. Т.В. Введение в психологический эксперимент. -М. Изд-во МГУ, 1997.
  93. Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. Л.: Медицина. 1978.
  94. Э.А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие. М.: 1983.
  95. А.А. Адаптация и военная служба// Вестник ПВО, 1973, № 11.
  96. .С. Межполушарное взаимодействие при осуществлении речи у билингвов/ Вопросы психологии -1983, № 6-с 114−120.98.' Котик Б. С. Межполушарное взаимодействие у человека. Ростов-на-Дону, РГУ 1992.
  97. .И. Некоторые тенденции современной психофизиологии// Вопросы психологии № 5, 1986.
  98. Ф. Сущность эмоционального переживания./ Психология эмоций- тексты- М.: 1984.
  99. Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. -М. 1998.
  100. .В. О структуре и задачах военной психофизиологии. ВМЖ № 9, 1984.
  101. Г. А. Функциональная асимметрия мозга и обучение. -Ростов-на-Дону, РГУ 1982.
  102. М.А. Способность к саморегуляции функциональных состояний как прогностический показатель успешности служебной деятельности оперативных сотрудников правоохранительных органов. Дис. канд. психол. наук.- Ростов-на-Дону, 1997.
  103. А.Ф. Очерк науки о характере. Изд-во 2-е С-Пб. 1908.
  104. М.В., Билый A.M. Эмоционально-оценочное отношение к службе в Армии определяется не только личностными особенностями. В сб. Итоговая конференция военно-научного общества курсантов и слушателей академии. С.-Петербург, 1996 т.2.
  105. М.А. и др. Об основных затруднениях при психиатрической экспертизе лиц допризывного и призывного возрастов.// Психиатрические и наркологические аспекты профилактической и лечебно-оздоровительной работы с подростками.: М., 1987.
  106. Н.Д. О психических состояниях человека. -М.: 1964
  107. Леворукость, антропоизометрия и латеральная терапия.- М.Ворошиловград. 1985.
  108. Ш. Леворукость у детей и подростков. Сб. трудов под ред. Г. Н. Сердюковской и А. П. Чуприкова.- М.: 1987.
  109. А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека.-М.: МГУ 1984.
  110. А.Н. Мотивы, эмоции, личность. Психология личности. М.: 1982, с. 71−80.
  111. А.Н. Деятельность, сознание, личность / Психология личности- М.: 1982- с. 20−28.
  112. А.Н. Индивид и личность / Хрестоматия по психологии- М.:1987, с 140−146.
  113. В.П., Николаева В. Н. Психофизиологические механизмы адаптации и функциональная асимметрия мозга. Новосибирск.: Наука1988.
  114. В.П. Психофизиологические механизмы адаптации человека и особенности её нарушений при экспедиционно-вахтовой и традиционной организации труда и функциональная асимметрия мозга: Докт. дисс. Новосибирск 1991, 404с.
  115. Л. А. Функциональная асимметрия глаз// Русский офтальмологический журнал, 1929. т. 9,№ 4.
  116. .Ф. О системном подходе в психологии.- Вопр. психологии, 1975, № 2, с. 31−46.
  117. .Ф. О путях развития психологии.- Вопр. психологии, 1978, № 5, с. 31−44.
  118. В.И., Сурнина О. Е. Субъективные шкалы пространства и времени.- М.: 1991.
  119. А.Р. Экспериментальная психология в судебно-следственном деле. Советское право. 1927, № 2 (26), с 84−100.
  120. А.Р. Высшие корковые функции.-М., 1962.
  121. А.Р. Мозг человека и психические прицессы, т. I. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.
  122. А.Р. Основы нейропсихологии. Изд-во МГУ, 1973.
  123. А.Р. Диагностика следов аффекта. Психология эмоций. Тексты М.: МГУ 1984, с. 228−234.
  124. В.Л., Платонов К. К., Плетенецкий Е. А. Напряженность в полете.- М.: Воениздат, 1969.
  125. Я.А. Высшие зрительные функции. Зрительный гнозис. Л.: 1986.
  126. B.C. Отличительные признаки темперамента. Очерк теории темперамента.- М.: 1964.
  127. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь 1971. V
  128. B.C. Типы зависимости свойств темперамента от свойств нервной системы/ Вопросы психологии № 6,1973.
  129. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности.: М.-1986.
  130. МКБ-10. Классификация психических и поведенческих расстройств. -С.-Петербург, 1994.
  131. В.М., Эзрохи В. Л. Взаимоотношения полушарий мозга АН ГССР, Тбилиси 1986.
  132. В.А. Профили латеральности и некоторые особенности психических процессов (в норме и патологии). Автореф. канд. дисс. М. 1990
  133. В.К. Диэнцефальные нарушения при неврозах и пограничных состояниях.- Л.: Медицина, 1976.
  134. В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды под ред. А. А. Бодалева. М.-Воронеж, 1995.
  135. В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии. // Вопросы психологии, 1971, № 6, с. 13−14, 19−25.
  136. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976.
  137. Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга, под. ред. Е.Д. Хомской- М.: Наука 1986.
  138. Нейропсихология сегодня. Под ред. Е. Д. Хомской. -М.: Изд-во МГУ. 1995.
  139. С.А. Психолог в Армии. Психологический журнал, т. 18,1, 1997.
  140. Общая психодиагностика. Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. Изд-во МГУ, 1987.
  141. И.П. Полное собрание сочинений. ТЗ кн.1 М.-Л. 1951, с. 105.
  142. А.И. Соотношение эмоциональных и когнитивныххарактеристик и их ЭЭГ корреляты. Канд. дис. 1983.4
  143. М.И., Мишеев В. Д. Индивидуальный профиль латеральной психомоторики и девиантное поведение у подростков. / Сб. Леворукость у детей и подростков.- М., 1987.
  144. Патологические нарушения поведения у подростков. Под ред. А. Е. Личко, Л. 1973.
  145. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического использования. Под.ред. А. Е. Личко и Н. Я. Иванова.-Л. 1976.
  146. М.П. Лимбические механизмы переключения. Гиппокамп, миндалина. М.: Наука, 1978.
  147. В.М. Роль психики в обеспечении эмоциональной устойчивости человека/ Психологический журнал-1986
  148. К.К. Вопросы психологии труда.- М. 1970.
  149. Проблемы дифференциальной психофизиологии. Том VI. Отв.ред. В. Д. Небылицын. -М.: Просвещение. 1969.
  150. Проблемы медицинской психологии. Материалы научной конференции.Отв.ред. М. М. Кабанов. Л.: Медицина, 1976.
  151. Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. Под. ред. А. А. Бодалева, Изд-во ЛГУ.- Л. 1976.
  152. Психологическая оценка и прогнозирование профессиональной пригодности военных специалистов.- М.: Воениздат, 1988.
  153. А.Ц. Некоторые психологические вопросы готовности к соревнованиям в спорте.: Л., 1973.
  154. М.М. Значение психологической установки на переработку информации при профессиональном отборе. ВМЖ, № 7, 1984.
  155. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М: Владос. 1995.
  156. Г., Цанкетти А. Ретикулярная формация ствола мозга. М.: 1960.
  157. С.Л. Принципы и пути развития психологии. -М.: 1959.
  158. С.Л. Экспериментальные методики психодиагностики.-М.: 1976.
  159. С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности./ Психология личности-тексты.- М., 1982, с.28- 35.
  160. С.Л. Направленность личности / Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987- с.152−155.
  161. С.Л. Основы общей психологии. -М.: Педагогика. 1989.
  162. В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий.- М.: Наука. 1979.
  163. В.М. О взаимоотношении свойств темперамента и эффективности индивидуальной и совместной деятельности// Психологический журнал, 1984, т. З № 6.
  164. В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности человека/ Психологический журнал 1986 т.7,№ 4, с.23−25.
  165. В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека. Психологический журнал 1989, т.10,№ 1
  166. В.М. Пол и темперамент. Дифференциальная психология. / Психологический журнал, т. 14 № 6,1993.
  167. М.Н. Межполушарная организация эмоционального напряжения у человека/ Механизмы развития стресса. Кишинев, 1987.
  168. С.В., Куличенко В. Ф. Методические рекомендации. Организация и порядок проведения профессионального психологического отбора в военных комиссариатах городов и районов Ростовской области.-Ростов-на-Дону. «Военная наука», 1997.
  169. И.М. Психология поведения. М.- Воронеж, 1995
  170. Э.Г. Доминантность полушарий. Под ред. А. Р. Лурия, МГУ, 1978.
  171. Э.Г., Бодалян Л. О. Роль фактора доминантности в проявлении нарушений психических процессов при эпилепсии.// Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга.-М.: Наука^-1986, с. 33−40.щ
  172. П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты.- М., 1975.
  173. П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981 с 10−55, 140−190.
  174. Ю.А. К вопросу о психопрофилактической направленности психокоррекционных воздействий в подростковом и юношеском возрастах. Психиатрические и наркологические аспекты профилактической и лечебно-оздоровительной работы с подростками. -М.: 1987.
  175. В.М. Стереотаксическая неврология. Л.- 1976.
  176. В.М., Резникова Т. Н. Мозговые механизмы психофизиологических состояний. Л.: Наука, 1989.
  177. Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. Методическое руководство. -МЛ 990.
  178. Л.Н. Метод Цветовых Выборов. Методическое руководство.-М. 1990.
  179. Л.Н. Характер и судьба. Введение в психологию индивиду альности.-М. 1995.
  180. Е.Н. Психофизиология: лекции. М. 1981
  181. С., Дейч Т. Левый мозг, правый мозг. М.: Мир, 1988.
  182. A.M. Психология боевого дежурства и карабельной вахты. М.!972.
  183. .М. Проблемы индивидуальных различий.М.Д961, 535 с.
  184. Т.Н. Функциональная асимметрия головного мозга больных эпилепсией.: Канд. дисс. Л. 1985.
  185. М.Н. Избранные произведения, т.1, М., 1964.
  186. Д.Н. Общее учение об установке. / Хрестоматия по психологии. под.ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1987, с 101−108.
  187. Г. Живой мозг.-М. 1966. Л
  188. А.А. Физиологический покой и лабильность или биологический фактор. Собр. соч. т2, Л. 1961.
  189. А.Г., Доброхотова Т. А. Функциональная асимметрия человека в операторской деятельности./'/ Космическая биология и авиакосмическ. медицина. 1980, т. 14, № 5.
  190. Физиологические особенности положительных и отрицательных эмоциональных состояний. Отв.ред. П. В. Симонов. М: Наука. 1972.
  191. А. О некоторых проблемах комплектования вооруженных сил по призыву. Информ-методич. Сб. № 4 (7) М. ЦВСППИ РФ 1993
  192. ., Пиаже П. Экспериментальная психология. -М.} 1975.
  193. Дж. Долгий путь к мозгу человека. М.: 1985.
  194. Ю.И., Савельев Ю. И. Проблема испытаний на полиграфе: приглашение к дискуссии.// Психологический журнал, т. 17, № 3, 1996.
  195. Е.Д. О регуляции интенсивности произвольных двигательных реакций при поражении лобных долей мозга // Лобные доли и регуляция психических процессов.- М., 1966.
  196. Е.Д. О. роли левого полушария в произвольной регуляции психической деятельности.- Тбилиси, 1982, с 145−146.
  197. Е.Д., Скакун К. Особенности вербальных семантических связей у больных с поражением лобных долей мозга // Вопросы психологии, 1985.- № 2.
  198. Е.Д. Нейропсихология. -М.: Изд-во МГУ. 1987.
  199. Е.Д., Батова Н. Я. Мозг и эмоции.- М.: МГУ, 1992.
  200. Е.Д., Привалова Н. Н., Ениколопова Е. В., Ефимова И. В., Будыка Е. В., Степанова О. Б., Горина И. С. Методы оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. МГУ, 1995.
  201. Е.Д., Ефимова И. В., Будыка Е. В., Ениколопова Е. В. Нейропсихология индивидуальных различий.-М: РПА 1997.
  202. Дж. Введение в психофизиологию. М.: 1981.
  203. А.Я., Аболин Л. М. Исследование эмоциональной устойчивости и психологические средства её формирования. Психологический журнал 1984 т.5 № 4.
  204. А.В. Диалектика межполушарных взаимоотношений в норме и патологии и возможности коррекции патологических состоянии// Проблемы нейрокибернетики. Диагностика и коррекция функциональных состояний. Ростов-на-Дону. 1989, с. 93−100.
  205. А.В. Неспецифическая резистентность к экстремальным воздействиям в зависимости от характера функциональных межполушарных отношений. Дис.докт. биол. наук, Ростов-на-Дону, 1995.
  206. А.В. Функциональная межполушарная асимметрия важнейший фактор неспецифической резистентности.//Архив ncnxiaTpii. Науковый журнал. Выпуск 12−13, 1997. Асиметр1а мозку в HopMi та при патологи. Кшв, 1997.
  207. А.П. Особенности моторного доминирования у психически больных. (Нервно-психические заболевания экзогенно-органической природы).- М.: 1975, с.209−218.
  208. А.П., Козакова С. Е. Клинические особенности неврозов у леворуких детей// Журн. Невропатолог, и психиатрии. 1985, № 10, с. 15 161 521.
  209. Н.И. Введение в психодиагностику личности. Ростов-на-Дону 1996.
  210. В.К. Об изменениях функциональной асимметрии у летчиков-истребителей в процессе полетов//Психофизиологические исследования в практике авиационной медицины.-М. 1976, с. 28−35.
  211. Эмоциональный стресс и пограничные нервно-психические расстройства.- J1., 1977.
  212. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969.
  213. С. Социальная напряженность в ВС РФ: результаты исследований и выводы. Информ-методич. Сборник№ 2(5) М.: ЦВСППИ ВС РФ 1993., с. 14.
  214. Adler A. Understanding human nature. Garden City, N.Y.: 1927.
  215. Annett M. The growth of manual preference and speech// BritJ. Psychology. 1970. V.61, N 4. P. 545−558.
  216. Annett M. A single gene explanation of brainedness and handedness // Neurosci. Lett.- 1978.- Suppl. 1.- 253 p.
  217. Annett M., Ockwell A. Birth order, birth stress and handedness// Cortex.-1980-Yol.l6.N.-p. 181−187.
  218. Atkinson J., Lettven G. Achievement motive and test anxiety complied as motive to approach success and motive to avoid failure (J. of abnormal and social psych., #60, 1960).
  219. Barland G.N., Raskin D.C. Detection of deception. Electrodermal activity in psychological research. N.Y.: Acad. Press, 1973, p 419−477.
  220. Barsley M. Left-handed man in right-handed world. Sir Isaac Pitman &Sons 1970.
  221. Barsley M. Left-handed people. North Holliwood.: Wilshire Book Co, 1979.
  222. Ben-Shakhar G., Liblich J. The dichotomization theory for differential autonomic responsivity reconsidered. Psychophysiology 1982, #20, p 227−281.
  223. Bernstein A.S., Taylor K.W., Weinstein E. The phasic electrodermal response as a differentiated complex reflecting stimulus significance. Psychophysiology, 1975.
  224. Blue G.N. Hippocampal lesion emotional stress// Psychosomatics in essential hypertension// Ed. M. Koster et.al., 1970.
  225. Boyde G.M., Malzman I. Bilateral Asymmetry of skin conductance responses during auditory and visual tasks. 1983.
  226. Broca P. Sur la faculte du langage articule.// Bull. Soc. Anthrop. Paris, 1865. V.6. P. 493−494.
  227. Bryden M.P. Measuring handedness with questionnaires// Neurops-gia, 1977, #15.
  228. Cattel R.W. The scientific analysis of personality//Baltimore: Penguin Books 1965.
  229. Christiaens Z., Bize P.R., Maurin P. Les gauchers au travail / 7-es Lournees nationales de Medicine du Travail. Paris: Masson, 1962.
  230. Conrad K. Uber aphasische Sprachstorungen bei hirnverletzten Linkshandern//Nervenarzt. 1949. Bd.20, Heft 4, S.148−154.
  231. Dax M. Lesions de la moctle gauche de l’encephale coincident avec 1'oubli des signes de la pensee / Gaz. Hebdom. Montpellier. 1836, S. 2−11
  232. Eccles J.C. The neurophysiological basis of mind. Oxford, 1952.
  233. Eccles J.C. The brain and unity conscious experience.// The 19lh Arthur Stanley Eddington memorial lecture. England: Cambridge Univ. Press, 1965.
  234. Eysenck H.J. A model for personality. N.Y. Springer-Verlag 1981.
  235. Fromm E. The art of loving. N.Y.: Harper and Row 1956/1974.
  236. C. & Petrinovich L.F. Left-handedness 1977.
  237. Harrington A. Nineteenth century ideas on hemisphere differences and «duality of mind» // Behav. Brain Sci. 1985. V. 8, N.4. P. 617−659.
  238. Homey K. New ways in psychoanalysis. N.Y.: Norton, 1939.
  239. Jung C.G. The structure of the psyche. Collected works (Vol 8) Princeton, N.J. 1931/1969.
  240. Jung C., Petereson F. Psychological investigations with the galvanometer andplethysmograph in normal and insane individuals. Brain 1907.
  241. Kelley G.A. A theory of personality/ The psychology of personal constructs. N.Y., 1963.
  242. Ketterer M.W., Smith B.D. Bilateral EDA, lateralized cerebral processing. 1977.
  243. Kretschmer E. Korperbau und Character. Berlin. 1921.
  244. Lacroix J.M., Comper P. Lateralization in the electrodermal system as a function of cognitive/ hemispheric manipulations 1979.
  245. Luria A. The nature of human conflicts. N.Y. Liverwright, 1932, p77−127.
  246. Madsen M. Modern theory of motivation. Copenhagen, 1968.
  247. McCurdy H.D. Consciousness and the galvanometer. Psychological Review, 1950.
  248. Murrey H.A. Explorations in personality. 1938
  249. Myslobodsky M.S., Rattok J. Asymmetry of electrodermal activity in man. 1975.
  250. Nauta W.Y.H. Neural associations of the frontal cortex//Acta neurosbiol. Vol. 32, 1972.
  251. Ornstein R. The psychology of consciousness. N.Y., 1986.
  252. Peters M., Durling B. Left-handers and right-handers compared on a motor task// J.Mot.Behav. 1979. V. ll, N2, p. 103−111.
  253. Piazza D.M. The influence of sex and handedness in the hemispheric specialization of verbal and non-verbal tasks. 1980.259. (Ponte L.) Понте Л. Левши- плюсы и минусы.//3а рубежом. 1988. № 51 1564, 16−22 дек.
  254. Reeves W.H. Right cerebral hemispheric function: Behavioral correlates // Int. J. Neurosci. 1983. V. 18, N 3−4. P.227−230.
  255. Rehberg G.L. Kasuistischer Beitrag zur Bedeutung der Rechts- Links-Orientierung fur den Flugzeugfurer // Zschr. Militarmed. 1971. Bd.12. S. 143 146.
  256. Shimizu A., Endo M. Comparison of patterns of handedness between twins and singletons in Japan 1983// Cortex. 1983. V. 19, p.345−352.
  257. Sperry R.W. Brain bisection and mechanisms of consciousness// Brain and conscious experience, p-298−313, Berlin, 1966.
  258. Stellar E. The physiology of motivation, 1954
  259. Syz H. Observations on unreliability of subjective reports of emotional reactions. British Journal of Psychology, 1926−27.
  260. Tarchanoff J. Ueber die galvanischen Erscheinungen an der Haut des Menschen bei Reizung der Sinnesorgane und bei verschiedenen Formen der psychischen Taetigkeit. Pflueger’s Archiv Physiol., 1890.
  261. Trovillo P.V. A history of lie detection. J. of Criminal Law and Criminology. 1939 # 29, 6 p 848−881.
  262. Tucker D.M. Lateral brain function, emotion, and conceptualization. 1981.
Заполнить форму текущей работой