Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Творчество Леонида Андреева и немецкий экспрессионизм

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако многие ученые считают, что следует говорить об экспрессионизме как едином художественном методе. В пользу этого свидетельствуют общие черты и свойства, характерные для художников этого направления: отрицание буржуазной действительности, бунт против нее, обращенность внутрь человека, к «ландшафту» души, выдвижение на первый план интеллекта и эмоций, игнорирование частного — пропаганда… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Экспрессионизм как литературное направление. Основные тенденции развития
    • 1. Исторические, теоретические, философские основы экспрессионизма. Экспрессионизм в литературе
    • 2. Общая характеристика экспрессионизма
    • 3. Экспрессионизм в России
  • Глава II. Экспрессионизм и художественный метод Леонида Андреева
    • 1. Художественный метод Леонида Андреева в критике и литературоведении XX века
    • 2. Новое качество синтеза в творчестве Андреева
    • 3. Развитие экспрессионистских тенденций в творчестве Андреева
    • 4. «Красный смех» как классический образец экспрессионизма в русской литературе
  • Глава III. Андреев и Германия. Типологическая близость андреевского творчества и немецкого экспрессионизма
    • 1. Восприятие творчества Леонида Андреева в Германии в начале
    • XX. века
    • 2. Литературная практика немецкого экспрессионизма
    • 3. Леонид Андреев и Бернгард Келлерман
    • 4. Человек в произведениях Л. Андреева и немецких экспрессионистов

Творчество Леонида Андреева и немецкий экспрессионизм (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вопрос о художественном методе Леонида Андреева интересовал исследователей и критиков с момента появления первых произведений писателя и продолжает быть одним из актуальных аспектов андрееведения в настоящее время. Даже с учетом того, что в современном литературоведении идея синтеза рассматривается как определяющая в литературе серебряного века, опыт Леонида Андреева в умении сочетать в творчестве разные стилевые направления и течения все равно остается явлением уникальным.

В контексте историко — культурной парадигмы творчество Леонида Андреева рассматривалось по-разному с точки зрения его художественного метода. Писателем реалистического направления считали его критики разных поколений: современники — К. Арабажин, В. Львов-Рогачевский, В. Брусянин, В. Боровский, ученые более позднего времени — Л. Афонин, К. Муратова^ Т. Кулова, В. Беззубов, Л. Смирнова и другие. Вернуться к реализму — своему истинному методу — и не претендовать на близость к символизму требовали от писателя Д. Мережковский, 3. Гиппиус. Однако их же современники отмечали в творчестве Андреева ярко выраженные признаки символистской эстетики — А. Блок, В. Брюсов, Д. Овсянико-Куликовский.

В этот же период была отмечена и такая особенность мировидения Андреева и способов его выражения в творчестве, как синтетизм. О сочетании в прозе и драматургии Андреева разных стилевых тенденций писали А. Белый, И. Иоффе, В. Келдыш, Ю. Бабичева, Л. Иезуитова, Е. Михеичева, Л. Коло-баева, Г. Боева, А. Татаринов и другие. По мнению одного из критиков, современника писателя, Андреев «должен быть назван родоначальником какого-то нового течения в литературе» (192, 3).

Хотя экспрессионизм как эстетическое направление сложился в 10-е годы в Германии, наличие ярко выраженной экспрессии и характерных приемов в произведениях Андреева отмечали критики 900-х годов, например, В. Иванов, В. Гофман (Чужой). Позже, в 20-е годы, об экспрессионистском характере рассказов и драм Андреева и о нем самом как о предтече немецкого экспрессионизма писали К. Дрягин, А. Линии, в 30-е — Б. Михайловский. В последние десятилетия экспрессионистский характер отдельных произведений Андреева отмечали А. Дорошевич, И. Московкина, М. Моклица, В. Мес-кин, И. Корецкая и другие исследователи.

Место экспрессионизма в творчестве Андреева и эффективность использования им экспрессионистской поэтики (в «узком» значении — «наука о системе средств выражения в литературных произведениях») можно определить, только рассмотрев вопрос о самом методе, о философских, теоретических, исторических предпосылках его возникновения, об основных принципах и этапах его развития. Теорию экспрессионизма серьезно разрабатывали ученые JI. Зивельчинская, Н. Павлова, Т. Никольская, Н. Недошивин, И. Куликова, А. Тихомиров, Т. Федь. Экспрессионизм в немецком варианте уже в 20-е годы интересовал М. Волчанецкого, Ф. Гюбнер, Н. РадловаЮ. Тынянова, В. Топорова, А. Дранова, Н. Лейтес и других исследователей. Ими рассматривались как философские (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше) основы метода, так и творчество наиболее ярких его представителей — В. Газенклевера, Ф. Верфеля, Г. Кайзера, Б. Келлермана, Г. Мейринка, Г. Тракля, Р. Шикеле, К. Эдшмида.

Рассматривался в литературоведении и вопрос о связях Л. Андреева с западной модернистской литературой, в частности, с экспрессионизмом. В аспекте данной проблемы анализируют произведения Андреева С. Ильев, Л. Иезуитова, Е. Волков, Б. Прутцев, Проблеме «Андреев и немецкий экспрессионизм» посвящены статьи Л. Кен, В. Мескина, кандидатская диссертация М. Румянцева.

В настоящее время активизируется внимание исследователей к творчеству Леонида Андреева, вырабатывается новый подход к нему (статьи В. Келдыша, М. Козьменко, А. Татаринова, О. Вологиной, В. Мескина, монографии Н. Арсентьевой, И. Московкиной, Е. Михеичевой), отличный от большинства трактовок советского времени, когда эволюция Андреева — писателя рассматривалась как «путь от реализма к декадентству» (А. Волков).

На первый план выходит идея синтеза, которая была популярна во времена Андреева. Подтверждение близости творчества Андреева экспрессионизму с одновременным признанием наличия в нем признаков других эстетических систем способствует разработке актуальной сегодня идеи синтеза как основы художественного метода писателя.

Философское, теоретическое обоснование общих принципов экспрессионизма и установление путем анализа художественных текстов связи Андреева с немецкими писателями — экспрессионистами подтверждают как объективную обусловленность литературных процессов, так и их специфику в рамках той или иной национальной культуры. Этим определяется актуальность диссертации, а также тем, что в настоящее время «сравнительное литературоведение выходит на передовой рубеж литературоведческих исследований» (137, 6).

Научная новизна диссертации состоит в том, что законы объективной обусловленности возникновения и бытования художественных систем в разных культурах при неизбежном сохранении ими национальной специфики впервые рассматриваются на материале творчества Леонида Николаевича Андреева и немецких писателей — экспрессионистов. Типологический подход к проблеме способствует тому, что внимание в диссертации сосредоточено на поиске инвариантной модели, а не на случайных сходствах и различиях. В научный обиход вводится ранее не известный материал (например, диссертация М. Беверниса). Перевод цитируемых немецких источников сделан автором диссертации.

Основным материалом исследования являются прозаические произведения Андреева 900-х годов и немецких писателей 10-х годов — Ф. Верфеля, Б. Келлермана, Г. Мейринка, Г. Тракля, К. Эдшмида и других, сопоставительный анализ которых позволил выявить типологическую общность и своеобразие произведений экспрессионистского толка.

Цель диссертации — через исследование специфики «экспрессионистских» произведений Андреева и немецких писателей показать весь спектр содержательных и формальных поисков, которые диктовались как объективными обстоятельствами, так и личными пристрастиями художников.

В соответствии с целью диссертации определены основные задачи исследования:

— дать историческое, философское, теоретическое обоснование экспрессионизму как литературному направлению, определить его основные принципы и признаки;

— обосновать наличие «этапов» развития экспрессионизма: Андреевнемецкие экспрессионисты — русские экспрессионисты 20-х годов;

— дать характеристику немецкому экспрессионизму, рассмотреть творчество наиболее ярких его представителей;

— проанализировать «экспрессионистские» произведения Андреева, определить их место в системе художественного поиска писателя;

— найти общее и индивидуальное в выражении экспрессионистской концепции жизни и использовании экспрессионистских приемов у Андреева и немецких писателей.

Методология и конкретная методика определяются теоретическим аспектом и конкретными задачами исследования. В основе исследования — сравнительно-исторический, историко-функциональный, типологический методы исследования. Методологическую основу работы составляют труды русских и западных ученых по проблемам художественного метода и компаративистики: В. Жирмунского, А. Лосева, Ю. Тынянова, В. Топорова, В. Ванслова, JL Зи-вельчинской, Г. Недошивина, К. Муратовой, А. Тихомирова, М. Беверниса, Р. Дэвиса, Р. Бринкмана, А. Арнольд, В. Паульсена, В. Ворингера, JI. Каранчи, Р. Циглера, а также монографии, научные сборники, словари, статьи, которые помогают ввести в обиход философские, культурологические, эстетические понятия. В диссертации учтены результаты исследований как о немецких экспрессионистах — М. Волчанецкого, Ф. Гюбнера, Г. Риккерта и др., так и об Андрееве, начиная с современников писателя — В. Львова-Рогачевского, В. Брусянина, Д. Овсянико-Куликовского — до ученых нового времени — В. Келдыша, JI. Иезуитовой, И. Московкиной и др.

Научное и практическое значение диссертации состоит в том, что ее материалы и результаты могут послужить основанием для дальнейших научных исследований в области типологических связей, могут быть использованы при разработке лекционных курсов, учебных пособий, спецкурсов как по русской (творчество JI. Н. Андреева, экспрессионизм в России), так и зарубежной (немецкой) литературе, а также по проблемам компаративистики.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В силу объективных обстоятельств и удивительного дара Андреева чутко воспринимать все новое экспрессионизм как литературное направление начал свое развитие в творчестве именно этого русского писателя.

2. В немецкой литературе 1910;х годов экспрессионизм оформился как метод, многолико проявился в разных видах творчества и развивался, взаимодействуя с другими направлениями и методами.

3. Искусство «обостренной выразительности» значительно повлияло на развитие искусства XX века, особенно поэтика экспрессионизма, художественные приемы, способствующие выражению «предельного» состояния личности: отчаяния и понимания бесперспективности жизни.

4. В творчестве Л. Н. Андреева экспрессионистское проявилось в двух направлениях: в стремлении исследовать внутренний мир человека и выразить его с помощью исключительно субъективных чувств и эмоций, гротесково представленных в художественном тексте («Стена», «Красный смех», «Так было-«), и в использовании экспрессионистских приемов в произведениях реалистического плана («Жизнь Василия Фивейского», «Рассказ о семи повешенных», «Губернатор»).

5. В Германии экспрессионизм возник на собственной историко — культурной почве, но «перенял» многие особенности андреевского экспрессионизма, что можно подтвердить, обратившись к произведениям Б. Келлермана, Ф. Верфеля, Г. Мейринка и др.

6. Особенно близки Андреев и немецкие экспрессионисты в концепции человека и в использовании модернистских приемов для выражения этой концепции.

Апробация работы. Основные положения исследования, главы диссертации обсуждались на аспирантских семинарах и на заседаниях кафедры русской литературы XX—XXI вв.еков и истории зарубежной литературы Орловского государственного университета, были представлены в докладах на четырех научных и научно-практических конференциях: «Юбилейная международная конференция по гуманитарным наукам» (Орел, 2001), «Социальное согласие: путь к прогрессу» (Орел, 2002), «Центральная Россия и литература русского зарубежья. К 70-летию присуждения И. А. Бунину Нобелевской премии» (Орел, 2003) «Славянские чтения» (Орел 2003, 2004), изложены в пяти публикациях.

Структура диссертации определяется поставленными задачами. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Объем работы — 212 страниц, список литературы включает в себя 252 наименования в том числе 60 работ на иностранных языках.

Заключение

.

Экспрессионизм — одно из модернистских направлений литературы первой трети XX века — своим появлением обязан ряду объективных обстоятельств: «катастрофической» эпохе (эпохе войн и социальных революций), которая спровоцировала поиск идеала вне реальности, ощущению близости исторических переломов, чувству зависимости от социального, которое пыталась перебороть в себе творческая личностьфилософским теориям, в частности философии субъективного идеализма, согласно которой объектом познания является не действительность, а сознание человека, его личные ощущения и чувстванечто «предельно субъективное», что выводит, однако, на связь с космическим, к «трансцендентальному сознанию» (Ф. Ницше, В. Соловьев, Г. Риккерт) — тенденцией к обновлению «повествовательной нормы», к «изменению языка», усилению экспрессивности произведений искусства, что вызвало интенсивный поиск в области художественных форм.

Разработке теории экспрессионизма, эстетических принципов одного из мощно заявивших о себе модернистских направлений посвящены труды самих экспрессионистов, научные исследования немецких и русских литературоведов, однако единой концепции им создать не удалось. Постулаты метода разнообразно преломлялись, проходя через художественное сознание творческой личности, и принимали соответствующие этому сознанию формы.

Однако многие ученые считают, что следует говорить об экспрессионизме как едином художественном методе. В пользу этого свидетельствуют общие черты и свойства, характерные для художников этого направления: отрицание буржуазной действительности, бунт против нее, обращенность внутрь человека, к «ландшафту» души, выдвижение на первый план интеллекта и эмоций, игнорирование частного — пропаганда «общего и целого», крайне субъективистская позиция автора в творчестве, в поэтике — приемы, с помощью которых достигается необычайная выразительность: вместо единого сюжета — чередование «набросков и отдельных частей», отсутствие полутонов, пренебрежение мотивацией, сочетание разнородных ритмов, схематизм образов, вместо «живого» языка — абстрактно-эмоциональная риторика, широкое использование гиперболы, аллегории, контраста, олицетворения — «сгущенной образности», «заострение» предельно важного в объекте, в результате чего достигался эффект экспрессионистской деформации образа или предмета.

Наиболее благоприятные условия для развития экспрессионизма существовали в Германии 1910;х годов. Эта страна и эта эпоха считаются временем рождения экспрессионизма как метода. Экспрессионизму отдали дань все виды немецкого искусства первой четверти XX века. Выработанные экспрессионистами художественные приемы получили впоследствии широкое распространение за пределами Германии, оказали влияние на творчество многих крупных художников Европы и Америки.

В России черты новой поэтики обнаруживаются в начале XX столетия у символистов, в творчестве которых появляются мотивы, формы, краски, свидетельствующие о поиске особых средств экспрессии для усиления выразительности художественного текста. Сдвиг к «эстетике боли» произошел в России в пору русско-японской войны и первой русской революции. «Болезненную нервность», «взвинченный лиризм», «резкость акцентов», крикливую, риторику, изменившуюся эмоциональную окраску исследователи отмечают в творчестве А. Белого, К. Бальмонта, В. Брюсова. Наиболее полно эти тенденции реализовались в творчестве Л. Н. Андреева.

Как метод, нашедший воплощение в творчестве ряда художников, экспрессионизм заявил о себе в России в 20-е годы. Хотя пришел он в Россию непосредственно из Германии, в нем очень мало осталось от искусства «отчаяния и боли», каким оно было в России 900-х и в Германии 10-х годов. Да и художников такого уровня, как Л. Андреев или Б. Келлерман, у новоявленных экспрессионистов не было. Черты экспрессионистской эстетики, без сомнения, имели место в дооктябрьском творчестве В.Маяковского. Скорее, русский экспрессионизм являл собой синтез модернистских направлений — футуризма, имажинизма, экспрессионизма, символизма, обстоятельно был разработан в теории (книги и статьи И. Соколова, Б. Земенкова, Б. Лапина), проявился в той или иной степени во всех литературных жанрах, но заметный след оставил лишь в драматургии (В. Маяковский, М. Кузмин, А. Пиотровский).

При определении метода, лежащего в основе творчества того или иного художника, необходимо учитывать как общие принципы творческого пересоздания действительности, так и конкретно-индивидуальное претворение этих принципов в произведениях искусства. Леонид Андреев, отразивший в своем творчестве «спор между двумя основными идейно-художественными антагонистами — реализмом и модернизмом» (В. А. Келдыш), не может быть безоговорочно отнесен к одному из известных методов. Его творчество доказывает существование в искусстве XX века пограничных явлений. Это писатель, который «стремился примирить различные эстетические верования, освободив их от односторонности», и это ему вполне удалось. Поэтому творчество Андреева нельзя назвать однозначно реалистическим, символистским, экспрессионистским, но черты каждого из этих методов присутствуют в его творчестве. Критики разных эпох, относившие Андреева и к реалистам, и к символистам, и к романтикам, и, напротив, не признававшие за ним права называться одним из этих имен, только подтверждают точку зрения о «синтетическом» характере его творческого метода.

Именно этой точки зрения придерживаются современные исследователи творчества Андреева (В. А. Келдыш, Л. Геллер, А. В. Татаринов, Г. Н. Боева, И. И. Московкина, Е. А. Михеичева). «Видимо, и сам Леонид Андреев по своей природе нестатичен, его беспокойный дух мятется меж разными средами и стихиями, то сближаясь, то отдаляясь, все время колеблясь между ожиданием любви и братства и чаяниями свободы и одиночества», — пишет М. В. Козьменко, удивительно точно выражая суть андреевского дарования (76, 75).

Экспрессионистские грани творчества Андреева могут рассматриваться только как неотъемлемая часть его эстетической системы, которая складывалась как под влиянием объективных обстоятельств, так и субъективных факторов, продиктованных неординарной личностью художника. Андрееву было присуще острейшее переживание катастрофичности эпохи и драматичности существования отчужденного человека — его одиночества, несвободы, беспо-Ф мощности перед лицом судьбы, внешних обстоятельств. Близок он к экспрессионистам и абстрактным, внеисторическим подходом к социальным проблемам, своей склонностью к решению «вечных» вопросов человеческого бытия в отвлеченном плане. В поисках художественных форм, пригодных для выражения этих экспрессионистских настроений, он обращался к экспрессионистской поэтике, широко используя схематизм образов, условные приемы, драматический («кошмарный») гротеск, совмещение абстрактного с натуралистическим, антиэстетическим.

С точки зрения выраженности экспрессионистских тенденций произведения Андреева можно разделить на два типа: рассказы и пьесы, в которых экс-ф прессионистское миропонимание и приемы преобладают — «Стена», «Ложь»,.

Красный смех", «Так было «, «Жизнь Человека», «Царь Голод», рассказы и пьесы реалистические по содержанию, в которых, однако, используются экспрессионистские элементы стиля — «Жизнь Василия Фивейского», «Рассказ о семи повешенных», «Иуда Искариот и другие» и т. д. В первом случае главным становится не изображение событий, а эмоциональное, чувственное отношение художника к ним, стремление «криком отчаяния разбудить равнодушную толпу», во втором — оставаясь в рамках реалистической концепции жизни, с целью эмоционального воздействия на читателя автор широко использует экспрессионистские приемы: образы — символы (солнце, тьма, красный смех, идиот), раз-ф двоение понятия на бытовое и бытийное (стена, молчание), «ключевое» слово чужой, поцелуй), олицетворение — «оживление» предмета, вещи, детали обстановки, смысловую значимость цвета, портрет и пейзаж, воплощающие «основные начала и основные инстинкты».

В разные периоды творчества Андреева экспрессионистские тенденции проявлялись в нем по-разному, можно говорить об эволюции экспрессионизма в творчестве писателя. Если в раннем творчестве в рассказах реалистического Ф толка он широко использует экспрессионистские приемы, перечисленные ранее, то в прозе 900-х годов для Андреева характерен экспрессионизм «в его зрелом проявлении». В рассказах экспрессионистского толка нашла выражение душа Андреева — экспрессиониста — мятущаяся, страждущая, двойственная. В «Стене», «Так было!», других рассказах герой и автор слились воедино, образ теряет конкретность, достигает крайней степени обобщения, создается, «исходя из общего и целого», игнорируя частное, индивидуальное. Создается тип героя — носителя определенной идеи (авторской идеи), выразить которую можно только с помощью чувств, но не мысли. Отсюда своеобразная композиция (в «отрывках»), жанр дневника, позволяющий автору быть предельно субъективным, «раздвоение» слова на бытовое и бытийное, широкое использование гиперболы, контраста, разных вариантов тропов, особое внимание к детали, выполняющей психологические функции, и т. д.

Проблематику и поэтику экспрессионизма можно изучать на примере рассказа «Красный смех». С одной стороны, произведение рождено действительностью — русско-японской войной, на которой Андреев не был, с другойэта действительность является не предметом изображения, а лишь толчком для создания абстрактных образов, для выражения переполнявших автора чувств. Отталкиваясь от конкретного факта, писатель заставляет задуматься о вечном. Происходит слияние объекта и субъекта действия: нерасторжимо слитыми оказываются герой и война, автор и геройавтор «растворяется» в своих персонажах, доверяет им собственные мысли и чувства. Произведение превращается во взволнованный монолог писателя.

Усиление состояния дискомфорта, которое рождено войной и в котором постоянно пребывает человек, происходит за счет гиперболизации образов: зной градусов «сорок, пятьдесят или больше», в бою гибнут «не менее двух тысяч человек», маска «красного смеха» уравнивает абсолютно всех перед лицом вечности: мужчин и женщин, врачей и пациентов, молодых и старых. В рассказе действуют абстрактные люди, носители общечеловеческих качеств. Принцип «всеохватывающей субъективной интерпретации действительности» становится основным принципом построения текста. Не случайно выбрана и форма повествования — дневник — одна из самых субъективных форм повествования в литературе.

Разрыв связи между предметами и явлениями, между реальностью и человеком отражает и композиция рассказа, который состоит из отрывков, являющих собой отдельные впечатления об ужасах войны (из «отрывков» состоят «Стена», «Ложь», «Так было»). Обрывки фактов, мыслей, чувств создают ощущение бессвязности, раздробленности, и это способствует пониманию мятущейся души героя-автора. Резкая смена рассказчика во второй части подтверждает всеобщий характер безумия, которое настигает всех без исключения. Контраст, который широко использует Андреев, не столько разъединяет, сколько объединяет: автор совмещает разные точки зрения, добиваясь усиления действия приемом контраста (война — мир, клочок голубых обоев — «красная улыбка» смерти), особое внимание уделяется передаче звука и цвета. Усилению экспрессии способствуют языковые приемы: эмоционально окрашенная лексика (ужас, стон, плач, безумие, смерть), преобладание именных частей речи над глаголами, активное использование тропов, обилие повторов, частое употребление местоимений.

Интерес немецких экспрессионистов к России, к русскому авангарду очевиден и объясняется прежде всего сходными историко-культурными ситуациями, в которых оказались Россия и Германия в начале XX века, а также существовавшими русско-немецкими культурными связями. Так, одной из первых в Германии экспрессионистских организаций была группа «Синий всадник», в которую входили русские художники и писатели — В. Кандинский, братья Бур-люки, Н. Гончарова, А. Лентулов и др. Творчество Л. Андреева, ставшего достаточно популярным в Германии в начале 900-х годов, также способствовало развитию экспрессионизма — это подтверждается как фактами биографии писателя, так и оценкой его произведений в немецкой критике.

История немецкого экспрессионизма занимает не более полутора десятков лет (1910;1925) и весьма драматична, достаточно вспомнить, что среди уничтоженных немецкими национал-социалистами литераторов было много экспрессионистов. Немецкие экспрессионисты приходят на смену импрессионистам, выражающим «простое впечатление»: их интересовал «взмах всех эмоций, иступленное движение всех чувств». Экспрессионисты поднимали в творчестве социальные проблемы, стремились поэтически утвердить мощь чувства над грубым материальным миром.

Покаянные мотивы, вызванные ответственностью за войну, которую развязала Германия, нашли выражение в популярном в литературе конфликте между «отцами и детьми». Современное молодое поколение в произведениях Г. Кайзера, Г. Мейринка, Ф. Верфеля, Р. Шикеле противопоставлено мещанскому миру отцов, который не нашел в себе силы дать отпор мировому безумию. Экспрессионисты проповедуют человеческое братство, солидарность людей всех национальностей. Чтобы достичь гармонии, нужно уйти от реальности, от жизни. Путь к идеалу лежит через отказ от материального во имя духовного. «Три ступени совершенства» проходит герой трилогии Ф. Верфеля «Человек из зеркала» — Тамал. Дар любви позволяет Гиллелю, герою другого немецкого писателя — Г. Мейринка («Голем») — переносить тяжкие испытания и облегчать страдания других. Теория «спасения от материального мира» и обретения покоя после смерти сближает немецких экспрессионистов с философией буддизма, которая была весьма популярна в среде русских писателей.

Раздвоение «я» личности, борьба в ней темного и светлого начал, стремление освободиться «от отвратительного привкуса земного», уйти от него даже ценой собственной жизни — эти темы звучат в произведениях немецких экспрессионистов и сближают их с Андреевым. В них также говорит своевольное, иррациональное начало, которое противопоставлено холодным, рассудочным исканиям, порожденным войнами и революциями. Герои экспрессионистов — не люди, а манекены, носители основной авторской идеи.

В области формы немецкие экспрессионисты продолжают поиск, начатый JI. Андреевым, и максимально сближаются с футуристами. Открещиваясь от литературных предшественников, экспрессионисты тем не менее испытали влияние и романтиков, и символистов, и натуралистов.

Сравнение произведений Андреева и немецких экспрессионистов подтверждает существование «перекличек» мыслей, образов, идей, приемов, что дает основание говорить об аллюзиях и реминисценциях андреевского творчества у немецких экспрессионистов. Многие моменты роднят произведения JL Андреева и Б. Келлермана.

Прием противопоставления двух миров: отцы — дети, мужчины — женщины, правда — ложь, жизнь — смерть, война — мир — характерен для творчества обоих художников: «Красный смех», «Жизнь Василия Фивейского» Андреева — «9 ноября», «Туннель» Келлермана. Ареной борьбы темных и светлых сил становится человек, темные и светлые стороны его души. Человек — часть страшного мира, его жертва и одновременно орудие зла, поэтому особенно пронзительно звучит в творчестве обоих писателей тема неприкаянности и одиночества человека. Структура, форма повествования, система рассказчиков, художественные приемы, цвето-звуковые эффекты также сближают произведения русского и немецкого писателей.

Осуществляя поиск основ бытия, стремясь охватить жизнь во всех ее проявлениях, экспрессионисты выдвигают на первый план человека — как субъект, а не как часть мировой системы. Человек представлен у экспрессионистов чрезвычайно многогранно. Провозглашая приоритет индивидуального над общим, экспрессионисты ищут «живого Бога», отвергая догматы церкви. Даром духовного прозрения наделен художник, творец, искусство — «божественный глагол всех народов». Человек постоянно находится между миром Христа и миром дьявола («Тьма» Андреева, «Путь Тьмы» Мейринка). Герой — разрушитель призван доказать, что Тьма не менее могущественна, чем Свет. Многие герои — носители «бездны», «ужаса» — Немовецкий, Фивейский, Елеазар у Андреева, Са-верио у Верфеля, герои К. Штернгейма, Г. Мейринка. Попытка разглядеть за темным, наносным живую душу человека, тема просветления, воскресения также сближают творчество Андреева («Губернатор», «Рассказ о семи повещенных») и немецких писателей («Человек добр» Франка, «Всемирный друг» Верфеля). Таким образом, экспрессионисты продолжают развивать одну их классических тем литературы — тему «маленького человека».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. Я. Сказка о голом короле. Леонид Андреев и его «Анатэма» / Н. Я. Абрамович М., 1910.
  2. Л. Избранное / Л. Андреев — вступ. статья, составление, подготовка текстов и коммент. В. Н. Чувакова. М.: Лаком — книга, 2001.
  3. Л. Письмо Л. Андреева А. М. Питалевой / Л. Андреев // Звезда. -1925.-№ 2 (8).
  4. . Л. Н. Повести и рассказы. В 2 т. / Л. Н. Андреев. Т. 2. М., 1971.
  5. Л. Н. Собрание сочинений. В 6 т. / Л. Н. Андреев — сост. и подгот. текста В. Александрова, В. Чувакова — коммент. В. Чувакова. М.: Худож. лит., 1990−1995. В тексте диссертации ссылки на это, издание даны с указанием тома и страницы.
  6. Л. Н. S.O.S.: Дневник (1914 1919) — Письма (1917 — 1919) — Статьи и интервью (1919) — Воспоминания современников (1918 — 1919) / Л. Н. Андреев- под редакцией Р. Дэвиса и Б. Хеллмана. — М. — Спб.: Atheneum — Феникс, 1994.
  7. И. Ф. Вторая книга отражений / И. Ф. Анненский. // Избранные произведения. Л., 1998.
  8. К. Леонид Андреев. Итоги творчества / К. Арабажин СПб.: Общая польза. 1910.
  9. Ю.Афонин Л. Н. Леонид Андреев / Л. Н. Афонин. Орел, 1959.
  10. П.Бабичева Ю. В. Драматургия Л. Андреева эпохи первой русской революции. / Ю. В. Бабичева Вологда. 1971.
  11. А. Андреев / А. Белый // Критика. Эстетика. Теория символизма. В-2 т.-М., Т. 2, 1994.
  12. А. Апокалипсис в русской поэзии / А. Белый // Весы. 1909. — № 5.
  13. В. И. Леонид Андреев и традиции русского реализма./ В. И. Беззу-бов Таллин: Ээсти раамат, 1984.
  14. В. И. Неизданные письма Леонида Андреева / В. И. Беззубов // Уч. записки Тартуского ун та. — Тарту, вып. 119, 1962.
  15. Г. Н. Идея синтеза в творческих исканиях Л.Н.Андреева: дис.. канд. фил. наук / Г. Н. Боева. Воронеж. 1996.
  16. В. В. Леонид Андреев. Жизнь и творчество / В. В. Брусянин М., 1912.
  17. В. Я. Собрание сочинений. В 2 т. / В. Я. Брюсов. Т. 2 М.: Худож. лит., 1987.
  18. О. Импрессионизм и экспрессионизм в современной Германии. (1890 1921) / О. Вальцель -М., 1922.
  19. В. В. Эстетика романтизма / В. В. Ванслов М.: Искусство, 1980.
  20. В. В. Воспоминания / В. В. Вересаев М.: Правда, 1982.
  21. В. Воспоминания о Л. Андрееве / В. Вересаев // Реквием. Сборник памяти Леонида Андреева. М.: Федерация, 1930.
  22. Ф. Песнь козла / Ф. Верфель // Избранные произведения. М.: Огонек, 1928.
  23. Ф. Человек из зеркала / Ф. Верфель // Избранные произведения. -М., 1922.
  24. В. О свободе воли / В. Виндельбанд. М. СПб., 1904.
  25. Е. Экспрессионисты. / Е. Габрилович // Московский парнас. Сб. второй. -М., 1922.
  26. В. Политический поэт / В. Газенклевер. Перевод А. Луначарского. -М.- П., 1923.
  27. В. Сын / В. Газенклевер. Перевод А. Луначарского. М. — П., 1923. ф 39. Геллер Л. Евгений Замятин: уникальность творческого почерка / Л. Геллер 1. Тамбов: Кредо, 1985.
  28. Гец М. Царство вне пространства / М. Гец М.: Сов писатель, 1966.
  29. А. Г. Книги и люди / А. Г. Горнфельд М., СПб., 1908.
  30. Ф 45. Горький М. Письмо Д. Айзману 17/ 30 января 1907 г. о его пьесе «Кровавыйразлив» / М. Горький // Горький М. Собрание сочинений. В 30 т. Т. 29. М., 1955.
  31. Ф. М. Экспрессионизм в Германии / Ф. Гюбнер // Экспрессионизм. Сб. статей под ред. Е. Браудо и Н. Радлова. — М., 1923.
  32. А. Традиции экспрессионизма в «театре абсурда» и «театре жес-# токости» / А. Дорошевич // Современный зарубежный театр. Очерки. М., 1969.
  33. А. В. Немецкий экспрессионизм и проблема метода: автореф. дис.. канд. филол наук. / А. В. Дранов М., 1980.
  34. К. В. Экспрессионизм в России. (Драматургия Андреева) / К. В. Дря-гин // Труды Вятск. пединст. им. В. Ленина. Т 3., вып. 4, Вятка, 1928.
  35. В. Новая повесть Леонида Андреева / В. Иванов // Весы. 1904. -№ 5.
  36. В. О «Красном смехе» и «правом безумии». / В. Иванов // Весы. -1905. -№ 3.
  37. А. С. Д. Андреевшроцессе обновления русского реализма XX в.: автореф. дис.. канд. филол. наук / А. С. Игнатьева Вологда, 2001.
  38. Л. А. Творчество Л. Андреева (1892 1906) / Л. А. Иезуитова — Л., 1976.
  39. Иоффе И. Культура и стиль / И. Иоффе Л., 1927.
  40. И. Синтетическая история искусств / И. Иоффе Л., 1933.65.Искусство. 1925. — № 2.
  41. К. Остров богов / К. Казак. Перевод А. Луначарского. М. — П., 1923.
  42. Г. Газ / Г. Кайзер // Современный Запад. 1923. — № 1.
  43. В. А. Русский реализм начала XX века / В. А. Келдыш М.: Наука, 1975.
  44. . Девятое ноября / Б. Келлерман Л.: Время, 1934.
  45. . Туннель./ Б. Келлерман Л., 1938.
  46. Кен Л. Н. Леонид Андреев и немецкий экспрессионизм./ Л. Н. Кен // Андреевский сборник. Исследования и материалы. Курск, 1975.
  47. М. В. Неупокоенный дух. / М. В. Козьменко // Л. Н. Андреев. Странная человеческая звезда. М.: Панорама. 1998.
  48. Е.В. Мотивы художественной прозы и драматургии Леонида Андреева: автореф. дис.. канд. филол. наук / Е. В. Корнеева Елец, 2000.
  49. В. Г. Воспоминания. Статьи. Письма / В. Г. Короленко М.: Советская Россия, 1968.
  50. М. Пафос экспрессионизма / М. Кузмин Театр. — 1923. — № 11.
  51. М. Эмоциональность как основной элемент искусства / М. Кузмин -Арена, 1922.
  52. И. С. Экспрессионизм в искусстве / И. С. Куликова М.: Наука, 1978.
  53. Т. К. Творческие искания Леонида Андреева / Т. К. Кулова // Критический реализм XX века и модернизм. М., 1967.
  54. Г. Трагедия импотента / Г. Крыжицкий // Реквием. Памяти Леонида Андреева. -М.: Федерация. 1930.
  55. . Лирика экспрессионизма. / Б. Лапин // Молниянин. М., 1922.
  56. А. М. Театр Леонида Андреева. «Жизнь человека». Баку. 1928.
  57. Т. Немецкий экспрессионизм / История философии. В 3 т. Т.З. М. 1986.
  58. А. Ф. Форма. Стиль. Выражение / А. Ф. Лосев М., 1995.
  59. А. В. О художниках вообще и некоторых художниках в частности. / А. В. Луначарский // Русская мысль: II отделение. 1923. -№ 2.
  60. Львов-Рогачевский В. Л. Андреев / В. Львов-Рогачевский. // Критический этюд с приложением хронологической канвы и библиографического указателя. М.: Русский художник, 1923.
  61. Львов-Рогачевский. В. Мертвое царство (Рассказы Л. Андреева) / В. Львов-Рогачевский // Образование. 1904. — № 11.
  62. О. Э. Письмо о русской поэзии / О. Э. Мандельштам // Словои культура. Статьи. -М., 1987.
  63. Ю. П. Э. Барлах. Пластические произведения / Ю. П. Маркин. -М., 1976.
  64. В. Собрание сочинений. В 6 т. / В. Маяковский, т. 1. М.: Правда, 1973.
  65. Д. С. В обезьяньих лапах (о Леониде Андрееве) / Д. С. Мережковский // В тихом омуте: статьи и исследования разных лет. М.,• 1991.
  66. В. А. Поиск истины (о творчестве Л. Андреева) / В. А. Мескин //Русская словесность. 1993. — № 1.
  67. Г. Голем / Г. Мейринк. Перевод Д. Выгодского. ГИЗ, 1922.
  68. Г. Игра цикад / Г. Мейринк // Современный Запад. 1923. — № 3.
  69. О. На перепутьях реализма и модернизма (О Леониде Андрееве) / О. Михайлов // Страницы русского реализма: заметки о русской литераф туре XX века. М., 1982.
  70. Е. А. Мотив и поступок в рассказах И. А. Бунина и Л. Н. Андреева («Петлистые уши» и «В тумане») / Е. А. Михеичева // Царственная свобода. О творчестве И. А. Бунина. Межвузовский сборник научн. трудов. -Воронеж: Квадрат, 1995.
  71. Е. А. О психологизме Леонида Андреева / Е. А. Михеичева1. М.: МПУ, 1994.
  72. Е. А. Творчество Леонида Андреева: особенности психологизма и жанровые модификации: дис.. д. филол. наук / Е. А. Михеичева -М., 1996.
  73. Н. Д. Выражение авторской позиции в прозе Леонида Андреева конца 1900-х начала 1910-х годов: дис.. канд. фил. наук / Н. Д. 1. Модзолевская-М., 1985.
  74. М. В. Леонид Андреев и Фридрих Ницше: к истокам метода / М. В. Моклица // Эстетика диссонансов. Межвузовский сборник научных трудов. Орёл, 1996.
  75. И. И. Проза Леонида Андреева / И. И. Московкина Харьков, 1994.
  76. К. Д. Реализм нового времени в оценке критики 1910-х годов /
  77. К. Д. Муратова // Судьбы русского реализма начала XX века. Л., 1972.
  78. Г. Проблема экспрессионизма / Г. Недошивин // Экспрессионизм. Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноискусство. Сборник статей.-М., 1966.
  79. Т. Л. К вопросу о русском экспрессионизме / Т. Л. Никольская II Тыняновский сборник: Четвертые тыняновские чтения. Рига, 1990.
  80. Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм / Ф. Ницше //• Сочинения. В 2 т: Т. 1. М., 1997.
  81. Овсянико-Куликовский Д. Н. Заметки о творчестве Леонида Андреева. / Д. Н. Овсянико-Куликовский СПб: Зарницы. — 1909. — № 2.
  82. Н. С. Типология немецкого романа (1900 1945) / Н. С. Павлова -М., 1982
  83. Е.С. Живая книга. (Л.Н.Андреев о романе Б. Келлермана «Туннель» // Эстетика диссонансов. Межвузовский сборник научных трудов. -Орел, 1996
  84. Письма Леонида Андреева. Предисловие и послесловие Г. Чулкова. Л.: Колос, 1924.
  85. Л. Н. Андреева к Вл. И. Немировичу-Данченко и К. С. Станиславскому / Публ. и коммент. Н. Балатовой // Вопросы театра.: Сб. статей и материалов.-М., 1966.
  86. Л. В. Романтические тенденции в критическом реализме нача-# ла века / Л. В. Пожилова // Русский романтизм. М.: Высшая школа. 1974.
  87. М. Молодые всходы / М. Протопопов // Русская мысль. -1902. -№ 3.
  88. . И. Самый европейский писатель / Б. И. Прутцев // Орловский вестник. 1993. — № 27 (70).
  89. Щ 141. Пумпянский Л. В. Контекст / Л. В. Пумпянский М., 1983.
  90. Н. Современное искусство Франции и Германии / Н. Радлов // Современный Запад. 1923. — № 1.
  91. . Сб. памяти Леонида Андреева. М.: Федерация, 1930.
  92. Г. Естествоведение и культуроведение / Г. Риккерт М., 1923.
  93. Г. Философия жизни / Г. Риккерт СПб, 1922.
  94. Русский современник, кн. IV. М. — JI, 1924.
  95. Л. А. Творчество Леонида Андреева. Проблема метода и стиля / Л. А. Смирнова. Учебное пособие. М. 1986.
  96. Современная книга по эстетике. Антология. Сост. М. Райдер. Перевод с англ. под ред. А. Егорова. М., 1957.
  97. И. Бедеккер по экспрессионизму / И. Соколов // Арион. 1998. -№ 1.
  98. В. С. Идея сверхчеловека / В. С. Соловьев // Собрание сочинений. В 2 т. Т. 2.-М., 1990.
  99. В. С. Краткая повесть об антихристе / В. С. Соловьев // Собрание сочинений. В 2 т. Т. 2. М., 1990.
  100. Г. Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX XX веков / Г. Ю. Стернин — М.: Искусство, 1990.
  101. В. Н. Бедекер по экспрессионизму / В. Н. Терехина // Арион. -1998. -№ 1.
  102. А. Экспрессионизм / А. Тихомиров // Модернизм. Анализ и критика основных направлений. М., 1987.
  103. В. Л. Поэзия эпохи перемен / В. Л. Топоров // Сумерки человечества: Лирика немецкого экспрессионизма. М., 1990.
  104. . Г. Стихотворения. Проза. Письма / Г. Тракль. Пер. с нем., сост., коммент. А. Белобратова. Предисл. В. Метлагля. Спб.: «Symposium», 2000.
  105. Л. Кое-что о философии сверхчеловека. / Л. Троцкий // Ницше: pro et contra. СПб., 2001.
  106. Н. Ю. Становление и развитие поэтики экспрессионизма в творчестве Л. Н. Андреева 1898 1908 годов: автореф. дис.. канд. филол. наук. / Н. Ю. Филоненко — Липецк, 2003 .
  107. С. Адриан Пиотровский. Его эпоха, его жизнь в искусстве / С. Цимбал // Адриан Пиотровский: Театр. Кино. Жизнь. Л., 1969.
  108. А. П. Полное собрание сочинений. В 30 т. / А. П. Чехов- т. 19. М.: Наука, 1997.
  109. Ю. Н. О пьесах М. Горького и Л. Андреева эпохи революции 1905- 1907 годов / Ю. Н. Чирва // Русский театр и драматургия эпохи революции 1905 1907 годов.-Л, 1987.
  110. К. И. Л. Андреев большой и маленький / К. И. Чуковский -СПб, 1911.
  111. В. Великолепный очевидец. / В. Шершеневич // Мой век, мои друзья и подруги. М.: Московский рабочий, 1990.
  112. Л. Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше. / Л. Шестов // Ницше: pro et contra. СПб., 2001.
  113. Р. Бенколь, утешитель женщин / Р. Шикеле. М.: Гиз, 1923.
  114. К. Герцогиня / К. Эдшмид. М. — П., 1923.
  115. К. Лес прокаженных / К. Эдшмид. М. — П., 1923.
  116. К. Тимур / К. Эдшмид. М. — П., 1923.
  117. К. Шесть притоков / К. Эдшмид. М. — П., 1923.
  118. К. Юсуф / К. Эдшмид. М. — П., 1923.
  119. . Сб. статей. М. — П., 1923.
  120. Экспрессионизм: Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноискусство. -М., 1966.
  121. Энциклопедический словарь культуры XX века. М.: АГРАФ, 2001.
  122. С. 10. Особенности психологизма в прозе Л. Андреева 1907 -1911 годов / С. Ю. Ясенский // Творчество Леонида Андреева: Исследования и материалы. Курск, 1983.
  123. И. Привет Куприну // Биржевые ведомости. 1914.-3 дек.
  124. Anz Т. Die Modernitat des Expressionismus. Stuttgart: Metzler, 1994.
  125. Arnold A. Prosa des Expressionismus: Herkunfit, Analyse, Inventar. Stuttgart: Kohlhammer, 1972.
  126. Aschheim, Steven A. The Nietysche Legacy in Germany 1890 1990. Berkley — Los — Angeles — Oxford. 1992.
  127. Ball, Hugo. Ein Vergleich von Wortkunst und Bildkunst. Munchen, 1972.
  128. Barlach E. Die echten Sedemunds, 1987.
  129. Becher J.R. Kindheit // Ego und Eros (Hrsg. von K. Otten). Stuttgart: Henry Goverts, 1963.
  130. Benn G. Der Geburtstag // Ego und Eros (Hrsg. von K. Otten). Stuttgart: Henry Goverts, 1963.
  131. Benn, Gottfried. Einleitung // Lyrik des expressionistischen Jahrzehnts. Munchen, 1979.
  132. Bevernis M. Zur Aufnahme Leonid Andreevs in Deutschland. Berlin, 1964.
  133. Brinkmann, Richard. «Abstrakte» Lyrik im Expressionismus und die Moglichkeit. Symbolischer Aussage // Der deutsche Expressionismus. Formen und Gestalten. Gottingen, 1970.
  134. Brinkmann R. Expressionismus: internationale Forschung zu einem internationalen Phanomen. Stuttgart. Metzler, 1980.
  135. Brockington J. Vier Pole expressionistischer Prosa. New-York: Lang, 1987.
  136. Edschmid, Kasimir. Expressionismus in der Dichtung // Expressionismus. Manifeste und Dokumente zur deutschen Literatur 1910 1920. Stuttgart, 1982.
  137. Edschmid K. Uber den dichterischen Expressionismus // Die deutsche Literatur in Text und Darstellung. Stuttgart: Reclam, 1994.
  138. Edschmid K. Uber den Expressionismus in der Literatur und die neue
  139. Dichtung. Berlin: ReiB, 1919.
  140. Eschenbach W. Fritz Mauthner und die Sprachkrise der Jahrhundertwende // www. weltkreis .com.
  141. Expressionismus (Hrsg. von P. Raabe). Olten: Walter, 1965.
  142. Expressionismus als Literatur (Hrsg. von W. Rothe). Bern: Francke, 1969.
  143. Expressionismus. Literatur und Kunst 1910−1923 (Hrsg. von P. Raabe). Marbach: Deutsches Literaturarchiv, 1960.
  144. Expressionismus. Manifeste und Dokumente zur deutschen Literatur 1910 — 1920. Stuttgart, 1989.
  145. Frank L. Der Vater // Anbruch der Gegenwart (Hrsg. von M. Reich-Ranicki). Munchen: Piper, 1971.
  146. Hatvani P. Versuch iiber den Expressionismus // Ich schneide die Zeit aus (Hrsg. von P. Raabe). Munchen: Deutscher Taschenbuch Verlag, 1964.
  147. Heselhaus, Clemens. Die deutsche Lyrik des 20. Jhs. // Deutsche Literatur im zwanzigsten Jahrhunderts. Bern-Munchen, 1967. Bd. 1 Strukturen.
  148. Hohendahl P. Das Bild der burgerlichen Welt im expressionistischen Drama. Heidelberg, 1967.
  149. Hiibner, Friedrich Markus. Der Expressionismus in Deutschland// Theorie des Expressionismus. Stuttgart, 1976.
  150. Jens J. Die expressionistische Novelle. Tubingen: Attempto-Verlag, 1997.
  151. Kaun A. Leonid Andreyev. A critical study / New York, 1924.
  152. Keiser, Georg. Vision und Figur // Expressionismus. Manifeste und Dokumente zur deutschen Literatur 1910 1920. Stuttgart, 1982.
  153. Killy, Walter. Bestand und Bewegung in Dichtungen Georg Trakls // Zur Lyrik Diskussion. Hrsg. Von Reinhold Grimm. Darmstadt, 1974.
  154. Krause F. Sakralisierung unerloster Subjektivitat: zur Problemgeschichte des Zivilisation- und kulturkritischen Expressionismus. Frankfurt&Main: Lang, 2000.
  155. Luther A. Leonid Andrejew, in: Leipziger Tageblatt, Nr. 448 vom 15. September 1919.
  156. Маске, August. Die Masken // Экспрессионизм. Сборник. M., 1986.
  157. Marc F. Bottschaften an den Prinz Jussuf. Miinchen, 1997.
  158. Martens, Gunter. Nietzsches Wirkung im Expressionismus // Nietzsche und die deutsche Literatur. Hrgs. Von Bruno Hillebrand in 2 Bd. Miinchen Tubingen, 1978. Bd. 2: Forschungsergebnisse.
  159. Meidner, Ludwig. Anleitung zum Malen von GroBstadtbildnern // Экспрессионизм. Сборник. M. 1986.
  160. Menschendammerung.- Ein Dokument des Expressionismus. (Hrgs. Von K. Pinthus). Hamburg: Rowohlt, 1969.
  161. Menschheitsdammerung- Symphonie jtingster Lyrilc. Berlin, 1920.
  162. Musil R. Expressionismus // Expressionismus. Der Kampf um eine literarische Bewegung (Hrsg. von P. Raabe). Zurich: Arche, 1987.231. Neues Leben. № 12, 1997.
  163. Paulsen W. Deutsche Literatur des Exspressionismus. Berlin (u.a.): Weidler, 1998.
  164. Paulsen W. Expressionismus und Aktivismus. Eine typologische Untersuchung. Bonn: Goothelf, 1935.
  165. Pechstein, Max. Schopferische Konfession. Heidelberg, 1997.
  166. Pintus, Kurt. Zuvor // Menschendammerung. Leipzig, 1968.
  167. Raabe P. Die Autoren und Bttcher des literarischen Exspressionismus. Stuttgart: Metzler, 1992.
  168. Rickert H. Der Gegenstand der Erlcenntnis. Einfiihrung in die Transzedentalphilosophie. Tubingen, 1904.
  169. Rietzschel Th. Ein sensationeller Fund. Der Koffer aus dem Keller // Kulturchronik. Naqchrichten und Berichte aus der Bundesrepublilc Deutschland. Bonn, 1995. № 5.
  170. Salter Ronald. Georg Heyms Lyrilc. Ein Vergleich von Wortkunst und Bildkunst. Miinchen, 1972.
  171. Schneider К. I. Zerbrochene Formen Wort und Bild im Expressionismus. Hamburg, 1967.
  172. Simmel G. Fragmente und Auftrage. Miinchen, 1923.
  173. Sokel W. Die Prosa des Expressionismus // Expressionismus als Literatur: gesammelte Studien (Hrsg. von W. Rothe). Bern: Francke, 1969.
  174. Sternheim C. Busekow // Sternheim C. Erzalungen. Darmstadt: Luchterhand, 1973.
  175. Sternheim C. Ulrike // Sternheim C. Erzahlungen. Darmstadt: Luchterhand, 1973.
  176. Theorie des Expressionismus (Hrsg. von O.F.Best). Stuttgart. Reclam, 1978.
  177. Verboten und verbrannt. Deutsche Literatur 12 Jahre unterdriickt/ Hrsg. Drews R., Kantorowicz A. Berlin- Miinchen, 1983.
  178. Vietta S., Kemper H.-G. Expressionismus. Miinchen: Wilhelm-Fink, 1994.
  179. Viviani A. Der expressionistische Raum als verfremdete Welt // Zeitschrift fur deutsche Philologie, JVb91, 1972.
  180. Worringer W. Abstraktion und Einfuhlung. Miinchen, 1911.
  181. Zeitschrift fur Slawistik. 1966, Band XI, № 1.
  182. Zenke J. Die deutsche Monologerzahlung im 20. Jahrhundert. Koln, Wien: Bohlau, 1976.
  183. Ziegler R. Briefe von A. E. Krucenych an A. G. Ostrovskij. // Wiener Slawistischer Almanach. 1978. Bd. 1.
Заполнить форму текущей работой