Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Анализ речесубъектной организации текста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Что касается косвенной речи, то с её помощью передан разговор Саши с дедушкой, когда мальчик боится, что бабушка на нем «отыграется» и утопит в ванной, а также момент, когда бабушка дает дедушке «последние указания насчет рефлектора». И в той, и в другой ситуации мы не видим ответных реплик дедушки, что снова позволяет нам судить о том, что дедушка в семье — фигура незначительная. Рассматривая… Читать ещё >

Анализ речесубъектной организации текста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рассматривая речь в данной главе, мы выделяем следующие ее виды: прямая речь героев, косвенная речь, а также собственно-авторская, поскольку повествование, являясь биографическим, ведется от первого лица.

Остановимся подробнее на прямой речи героев. В данной главе мы обнаруживаем реплики бабушки и Саши, а также одну мысль дедушки, оформленную с помощью кавычек. Цель прямой речи в тексте — самовыражение персонажей, это проявляется и в анализируемой главе. Диалоги Саши с бабушкой носят, безусловно, разговорный характер, что проявляется и в употребляемой лексике (сволочь, вынь, отсохла), и в синтаксисе (эллиптические предложения) Саша, ты скоро? При этом речь Саши значительно меньшая по объему в сравнении с бабушкиной: он произносит скупые, односложные фразы, тогда как бабушкина речь — распространенная, очень эмоционально окрашенная и занимает значительную часть текста. На основе сказанного мы можем сделать вывод, что мальчик боится бабушку, способную отругать его за малейшую провинность, поэтому и старается не вступать с ней в продолжительный диалог. О бабушке же на основе её речевой характеристики можно сказать, что она вспыльчива, агрессивна и в какой-то степени неуравновешенна, а также, что, возможно, для нее проявить себя подобным образом (то есть выплескивая свое недовольство на близких людей) есть чуть ли не единственный способ самовыражения и самоутверждения. Также показательна её реплика «Твоя мать тебе ничего не покупает! Я таскаю все на больных ногах!» , где бабушка выставляет себя в роли жертвы, а всю вину перекладывает на дочь. Мы видим в этой фразе и то, как она гордится собственной жертвенностью и великодушием и требует уважения и сочувствия от всех окружающих.

Что касается косвенной речи, то с её помощью передан разговор Саши с дедушкой, когда мальчик боится, что бабушка на нем «отыграется» и утопит в ванной, а также момент, когда бабушка дает дедушке «последние указания насчет рефлектора». И в той, и в другой ситуации мы не видим ответных реплик дедушки, что снова позволяет нам судить о том, что дедушка в семье — фигура незначительная.

Что же касается авторской речи, то она представляет особенный интерес, так как автор одновременно является и главным героем. Очень важно отметить то, что речь Саши наполнена словами, обозначающими мыслительную и перцептивную деятельность (преимущественно глаголами): решил, не знаю, предчувствую, смутно понимал, решил, успокоился, будучи уверенным, с этой мыслью, в моей голове бродили … мысли, не чувствовал, понимаю, почувствовал, показалось, подумав. Такое обилие данных маркеров указывает на некую «детскость» Сашиного мировоззрения, на его активную когнитивную деятельность и любознательность, что характерно для ребенка его возраста и очень важно для его дальнейшего развития.

Стоит сказать также ещё об одном показательном факте. Саша, будто бессознательно, повторяет за бабушкой некоторые слова и даже целые фразы. Как мы упоминали в главе, посвященной анализу номинаций, это говорит о том, что мальчик полностью принял бабушкины установки и воспринимал их как должное, поскольку, очевидно, противоречить ей бесполезно. Саша был настолько запуган бабушкой, что даже подумал, что она способна из-за какого-то пустяка утопить его в ванной. Однако всё это описано с долей юмора и иронией, что мы объясняем опытом взрослого писателя, который взирает на данную ситуацию уже с высоты прожитых лет и не воспринимает ее так серьезно, как в детстве.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой