Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психолого-педагогические условия обучения учащихся в международном пространстве: на примере российских международных школ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки, гипотезы были использованы следующие методы: пилотажное исследование, констатирующий и формирующий эксперименты, количественный и качественный, прямой и сравнительный анализы полученных фактических данных. Был подобран и разработан специальный диагностический инструментарий, обусловленный требованиями российских и международных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЙА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
    • 1. 1. Основные тенденции личностно-ориентированного образования на современном этапе
    • 1. 2. Психолого-педагогические условия, способствующие формированию личности ученика-субъекта в современном образовательном пространстве
  • Выводы по I главе
  • ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ УЧАЩИХСЯ РОССИЙСКОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
    • 2. 1. Психологическая характеристика образовательного пространства российской международной общеобразовательной школы
    • 2. 2. Психолого-педагогические условия обучения учащихся по согласованным российским и международным программам
    • 2. 3. Деятельность школьной психологической службы на основе российских и международных психолого-педагогических технологий
  • Выводы по П главе
  • ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ШКОЛ
    • 3. 1. Цели, задачи и методы исследования эффективности организации психологической службы в международных школах
    • 3. 2. Пилотажное исследование
    • 3. 3. Констатирующий эксперимент
    • 3. 4. Формирующий эксперимент
  • Выводы по Ш главе

Психолого-педагогические условия обучения учащихся в международном пространстве: на примере российских международных школ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Включение российских школ в международное образовательное пространство предъявляет новые обширные требования к личности учащегося, способной к постоянному развитию, обучению, самоорганизации и самовоспитанию.

В связи с этим актуализировался вопрос о разработке российских личностно-ориентированных образовательных программ, методологической основой которых является компетентностный подход. В контексте данной работы компетенции рассматриваются как результаты, которые отражают уровень развития личности в различных сферах жизнедеятельности.

Школы в России, работающие по программам Международного бакалавриата, являются специфическими учреждениями. Они отличаются от российских общеобразовательных школ содержанием-образования (строится на принципе согласования российских и международных образовательных программ) — направленностью на учащихся (системообразующими элементами в программах Международного бакалавриата являются заданная компетентно стная «модель» ученика-субъекта, рассматриваемая как результат обученияорганизующие темы и центральные идеи согласованных программ).

Освоение учащимися российских и международных программ расширяет возможности их дальнейшего обучения, которое они могут продолжить как в российских, так и в международных вузах. В связи с этим в образовательном пространстве международной школы должны быть созданы психолого-педагогические условия, обеспечивающие успешное обучение учащихся не только по российским программам, но и способствующие формированию у них компетенций в соответствии с требованиями международных программ. Содействие в создании и реализации этих условий оказывает психологическая служба, призванная обеспечивать психическое здоровье учащихся в любом типе учебного заведения.

В российском образовании действует организованная система школьной психологической службы, обеспечивающая разные стороны деятельности общеобразовательных учреждений, работающих по российским программам (И.В. Дубровина, A.M. Прихожан, В. В. Рубцов, JI.M. Фридман и др.). Вместе с тем разработкой программы деятельности школьной психологической службы, учитывающей особенности обучения учащихся в условиях согласованных российских и международных программ, в научно-исследовательской практике еще не занимались.

В связи с этим возникает необходимость определить психолого-педагогические условия обучения учащихся в российской международной общеобразовательной школе и с учетом этих условий разработать программу деятельности психологической службы.

Цель исследования — выявление психолого-педагогических условий, способствующих личностному развитию учащихся российских международных общеобразовательных школ.

Объект исследования — личностное развитие учащихся российских международных общеобразовательных школ.

Предмет исследования — психолого-педагогические условия обучения учащихся в российских международных общеобразовательных школах.

Гипотеза исследования.

Результатом обучения в личностно-ориентированном образовании является личность учащихся.

Успешному личностному развитию учащихся российской международной общеобразовательной школы способствуют следующие психолого-педагогические условия:

• личностно-ориентированная направленность согласованных российских и международных образовательных программ, разработанных на основе единых образовательных целей, включающих компетентностную «модель» ученика-субъекта, организующие темы и центральные идеи;

• согласованные российские и международные образовательные программы, ориентированные на формирование у учащихся разных возрастных групп предметных, общеучебных, социальных и духовно-нравственных компетенций;

• взаимодействие субъектов образовательного процесса, которому способствует программа деятельности психологической службы, разработанная на основе современных российских и международных психолого-педагогических технологий.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ сущности личностно-ориентированного образования в российском и международном образовательном пространстве.

2. Определить психолого-педагогические условия, направленные на формирование предметных, общеучебных, социальных и духовно-нравственных компетенций, способствующих развитию личности учащихся в соответствии с требованиями российских и международных программ.

3. Разработать на основе российских и международных психолого-педагогических технологий программу деятельности школьной психологической службы, способствующую эффективному взаимодействию субъектов образовательного процесса.

4. Экспериментально проверить эффективность программы деятельности психологической службы школы, работающей по российским и международным образовательным программам.

Методологической основой исследования являются представления об условиях психического развития детей, об основных характеристиках возрастных периодов детства, о закономерностях становления личности.

А.Г. Асмолов, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин,) — положения, об образовательном пространстве (С.К. Бондырева, Г. К. Селевко) — принципы организации деятельности школьной психологической службы (И.В. Дубровина, A.M. Прихожан, В. В. Рубцов, Л.М. Фридман) — аспекты личностно-ориентированного образования (И.С. Якиманская, С. Eidson, С. Strickland, С. Tomlinson, G. Wiggins, S. Winebrenner)) — концепция понимания как механизма становления самопознания (Е.А. Сорокоумова).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки, гипотезы были использованы следующие методы: пилотажное исследование, констатирующий и формирующий эксперименты, количественный и качественный, прямой и сравнительный анализы полученных фактических данных. Был подобран и разработан специальный диагностический инструментарий, обусловленный требованиями российских и международных программ. Были использованы для исследования уровня развития: интеллектуальной сферы — школьный тест умственного развития (ШТУР-2) — мотивации достижения — тест определения мотивации достижения Т. Элерсасоциальной сферы (коммуникативных умений) — тест «Оценка отношений подростка с классом" — нравственной сферы и активной гражданской позиции — тест ценностных ориентаций М. Рокича (модификация специалистов МЭШ) — специальных и общеучебных умений у учащихся — методика определения уровня сформированности предметных и общеучебных умений и навыков (разработана специалистами МЭШ).

Статистическая обработка данных проводилась с помощью метода математической статистики t-критерия Стьюдента.

Достоверность исследования обеспечивалась применением апробированного инструментариявариативностью экспериментальных процедур, адекватных предмету, цели и задачам исследованиякачественным и количественным анализом эмпирического материала, подтвержденного статистическими расчетамизначительной количественной выборкой учащихся. Для определения статистической значимости полученных результатов применялся пакет программ Excel.

Организация исследования. Эмпирическую базу исследования составили 320 учащихся Московской экономической школы (МЭШ), которые приняли участие в пилотажном исследовании, в ходе которого апробировался диагностический инструментарий, формировалась процедура исследования. В констатирующем эксперименте было обследовано 79 учащихся 8-х классов. В формирующем эксперименте, который проводился в течение трех лет, приняли участие 39 учащихся (в период их обучения в 8−10 классах) — экспериментальная группа (ЭГ) и 40 детей того же возраста составили контрольную группу (КГ).

Исследование проводилось в несколько этапов:

На первом этапе (2002;2003 г. г.) изучался и анализировался отечественный и зарубежный опыт развития личностно-ориентированных образовательных систем, нацеленных на воспитание ученика как субъекта учебной деятельности. На основе полученных данных была сформулирована тема и определены проблема, цель, предмет, гипотеза и задачи исследования.

На втором этапе (2003 г.) проводился констатирующий эксперимент, направленный на выявление соответствия уровня развития личности учащихся требованиям российских и международных программ.

На третьем этапе (2003;2006 г. г.) в ходе формирующего эксперимента были определены психолого-педагогические условия, обеспечивающие согласование российских и международных образовательных программна основе этих условий была разработана программа деятельности психологической службы российской международной школы и апробирована ее эффективность на базе МЭШ.

На четвертом этапе (2007;2008 г. г.) систематизировался эмпирический материал, анализировались полученные результаты, проводилось оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования:

• выделены психолого-педагогические условия обучения учащихся в российском и международном образовательном пространстве (личностно-ориентированная направленность образовательного процесса, согласованные российские и международные образовательные программывзаимодействие субъектов образовательного процесса), которые способствуют формированию личности учащихся, способных к непрерывному обучению;

• описан инновационный подход к организации взаимодействия субъектов образовательного процесса в российской международной школе. Подход заключается в том, что личность учащихся рассматривается как результат обучения, который оценивается на основе единых образовательных целей, включающих компетентностные «модели» учеников-субъектов для каждого класса, организующие темы и центральные идеи согласованных. программ, психолого-педагогический инструментарий и соответствующие этому инструментарию критерии;

• выявлен механизм сочетания российского и международного подходов при разработке программы деятельности психологической службы российской международной школы, который заключается в том, что зоны актуального и ближайшего развития личности учащихся определяются совместно со всеми субъектами образовательного процесса на основании психологического обследования учащихся и их достижений в различных видах деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что раскрыта специфика образовательного пространства школ, работающих по российским и международным образовательным программамвыделены психолого-педагогические условия обучения учащихся в российском и международном образовательном пространствевыявлен механизм сочетания российского и международного подходов при разработке программы деятельности психологической службы российской международной школы. Полученные результаты расширяют представление о характере личностно-ориентированного образования в условиях международного образовательного пространства.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в условиях реального педагогического процесса в образовательных учреждениях, работающих в контексте компетентностного подхода. Разработанные компетентностные «модели» ученика-субъекта, психолого-педагогические технологии и психолого-педагогический диагностический инструментарий позволяют оценивать и отслеживать динамику уровня развития личности учащихся.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Специфика образовательного пространства российской международной общеобразовательной школы обусловлена требованиями российских и международных программ, системообразующим элементом которых является заданная компетентностная «модель» ученика-субъекта, рассматриваемая субъектами образовательного процесса как результат обучения, отражающий уровень развития личности учащихся.

2. Система психолого-педагогических условий, обеспечивающая личностную ориентированность образовательного процесса (создание компетентностных «моделей» ученика-субъекта, определение организующих тем и центральных идей обучения на каждой возрастной ступени образования), способствующая реализации согласованных российских и международных программ (формирование в рамках каждой образовательной области базовых и специализированных учебных курсов, разработка системы оценивания, определение различных форм демонстрации успешности учащихся, взаимодействие всех субъектов образовательного процесса с российскими и зарубежными партнёрами во внешней среде, разработка психолого-педагогической системы работы с родителями), направлена на формирование у учащихся разных возрастных групп предметных, общеучебных, социальных и духовно-нравственных компетенций.

3. Программа деятельности школьной психологической службы, представляющая собой сочетание современных российских и международных технологий (выявление на основе системы психолого-педагогической экспертизы особенностей развития учащихся, разработка психологических портретов ученика и класса, прогнозирование во всех видах психолого-педагогической экспертизы успешности учащихся, проектирование индивидуальных планов развития и оценивание их реализации совместно с учащимися), направлена на эффективное взаимодействие субъектов образовательного процесса, которое способствует личностному развитию учащихся в процессе их обучения по российским и международным образовательным программам.

Апробация и внедрение результатов исследования. Московская экономическая школа — экспериментальная площадка РАО. Результаты исследования докладывались на выездных заседаниях Экспертного совета по экспериментальной работе при Президиуме РАО (2003 и 2008 г. г.)5 на педагогических советах МЭШ, на конференциях и семинарах Ассоциации школ Международного бакалавриата (2006;2008 г. г.), на семинарах Московского городского центра качества образования (2008 г.), на научно-практических конференциях молодых ученых Российской академии образования (2006 и 2007 г. г.), на заседаниях кафедры педагогической психологии Московского психолого-социального института, на международных научно-практических конференциях и семинарах. В рамках программы профессионального роста на базе психологической службы МЭШ с 2002 г. и по настоящее время проводятся занятия, семинары, конференции, в которых принимают участие психологи и педагоги России и других стран мира. «Модели» учеников-субъектов для каждого класса (портреты учащихся разных возрастных групп) одобрены на заседании Бюро Отделения психологии и возрастной физиологии РАО (2003 г.). Программа деятельности психологической службы МЭШ прошла экспертизу и получила положительную оценку в Экспертном совете по экспериментальной работе при Президиуме РАО (2006 г.).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 251 наименование (из них 23 -на иностранном языке), 14 приложений. Диссертация содержит 28 таблиц и 18 рисунков.

Выводы по третьей главе.

В третьей главе диссертационного исследования представлено описание содержания и результаты основных этапов психолого-педагогического эксперимента, предлагается программа деятельности школьной психологической службы, направленная на обеспечение эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Констатирующий эксперимент был направлен на выявление соответствия зоны актуального развития учащихся требованиям российских и международных программ (РМП).

Предварительно проведенный пилотажный эксперимент позволил апробировать модифицированные и специально разработанные методики, определить показатели зоны актуального развития учащихся российской международной школы.

В ходе констатирующего эксперимента было установлено, что испытуемые распределились на три группы. В первую группу «Соответствуют требованиям РМП» вошли учащиеся, у которых высокий или средний уровень развития интеллектуальной сферы (46,8%), мотивации достижения (55,7%), социальной сферы (55,7%), нравственной сферы (17,7%), специальных и общеучебных умений (46,8%). Во вторую группу «Частично соответствуют требованиям РМП» вошли учащиеся, у которых уровень развития интеллектуальной сферы (32,9%), мотивации достижения (16,5%), социальной сферы (0%), нравственной сферы (82,3%), специальных и общеучебных умений (41,8%) ниже среднего.

В третью группу «Не соответствуют требованиям РМП» вошли учащиеся, у которых низкий уровень развития интеллектуальной сферы (20,3%), мотивации достижения (27,8%), социальной сферы (44,3%), нравственной сферы (0%), специальных и общеучебных умений (11,4%).

На основании данных об актуальной зоне развития всех испытуемых были составлены психологические портреты как отдельных учащихся, так и экспериментальной и контрольной групп. Среди учащихся ЭГ и КГ выявлено три группы по уровню соответствия зоны актуального развития требованиям российских и международных программ (РПМ): «Соответствуют требованиям РМП» (43,6%, 55%) — «Частично соответствуют требованиям РМП» (43,6%, 37,5%) — «Не соответствуют требованиям РИМ» (12,5%, 7,5%).

В' ходе формирующего эксперимента были созданы условия, способствующие развитию личности учащихся в соответствии с требованиями российских и международных программ посредством включения в образовательный процесс программы деятельности школьной психологической службы, разработанной на основе сочетания российских и международных психолого-педагогических технологий.

По результатам контрольного среза было< выявлено, что количество испытуемых, у которых развитие отдельных параметров личности соответствует требованиям российских и международных программ, больше среди испытуемых ЭГ (по уровню развития интеллектуальной сферы — на 12,24%, по уровню развития мотивации достижения — на 19,87%, по уровню развития социальной сферы — на 11,92%, по уровню развития духовно-нравственной сферы, — на 17,1%, по уровню развития социальных и общеучебных умений на — 16,92%).

Достоверность в различиях результатов в исходном и итоговом замерах: интеллектуального развития (ШТУР) подтвердилась на уровне 1%- развития социальной сферы «Оценка отношения подростка с классом» подтвердилась на уровне 1%- развития мотивации достижения подтвердилась на уровне 1%- развития специальных и общеучебных компетенций (разработанная специалистами МЭШ) подтвердилась на уровне 5%- развития ценностных ориентаций подтвердилась на уровне 1%.

Полученные данные позволили определить зону актуального развития личности испытуемых на заключительном этапе эксперимента, соотнести ее с требованиями российских и международных программ и составить психологические портреты как отдельных учащихся, так и групп.

Сравнительный анализ психологических портретов КГ и ЭГ показал: среди учащихся ЭГ выявлены две группы по уровню соответствия зоны актуального развития требованиям российских и международных программ (РПМ): «Соответствуют требованиям РМП» (69,2%) — «Частично соответствуют требованиям РМП» (30,8%). Среди них: у 61,6% испытуемых уровень соответствия зоны актуального развития требованиям российских и международных программ совпал с исходныму 38,4% испытуемых исходный уровень соответствия зоны актуального развития повысилсясреди учащихся КГ выявлено три группы по уровню соответствия зоны актуального развития требованиям российских и международных программ (РПМ): «Соответствуют требованиям РМП» (67,5%) — «Частично соответствуют требованиям РМП» (30%) — «Не соответствуют требованиям РПМ» (2,5%). Среди них: у 82,5% испытуемых уровень соответствия зоны актуального развития личности требованиям российских и международных программ совпал с исходныму 17,5% испытуемых исходный уровень повысился.

Сдвиг в результатах исходного и итогового замеров свидетельствует о естественном развитии учащихся и фоновом воздействии на них. Полученные в ходе эксперимента результаты свидетельствуют о том, что программа психологической службы, разработанная на основе сочетания российских и международных технологий, способствует эффективному взаимодействию субъектов образовательного процесса, которое в свою очередь влияет на успешное развитие личности учащихся российской международной школы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Целью проведенного диссертационного исследования явилось выявление психолого-педагогических условий обучения учащихся российской международной общеобразовательной школы, способствующих их личностному развитию.

Анализ исследований этапов^ становления личности учащихся и педагогического воздействия показал, что развитие субъектности личности1 выдвигается в центр всего процесса обучения.

В, личностно-ориентированном образованиивыделяют несколько основных направлений, способствующих формированию субъектов образования: культурологический подход (рассматривает человека в процессе культурного развития) — аксиологический (ценностный) подход (рассматривает обучение как процесс саморазвития и самореализации личности) — психолого-педагогический подход (на первый план в обучении, выделяет субъектный опыт ученика).

На основе разнообразных подходов к характеристике образовательного пространства определены психолого-педагогические условия, способствующие формированию личности ученика-субъекта: раскрытие возможностей учащихся и развитие у них качеств личности, позволяющих им обучаться на протяжении всей жизниразвитие потребности и умений взаимодействия с собой, окружающими людьми, обществом, окружающей средойвоспитание учащихся на примерах идеалов и ценностей различных культур.

Анализ исследований показал, что приоритетным направлением в современном российском и международном образовании становится формирование у учеников различных компетенций, предполагающих овладение определенными знаниями, умениями, навыками, формами, методами мышления и активное применение их в различных сферах деятельности: интеллектуальной, социальной и духовно-нравственной.

В ходе анализа международных программ было выявлено, — что совокупность этих компетенций лежит в основе компетентностной «модели» ученика-субъекта, которая является системообразующим элементом образовательного процесса школ, работающих по национальным и международным программам и отражает их личностно-ориентированную направленность.

Образовательное пространство российской международной' школы представляет собой трехуровневую (макро-, мезо-, микро-) систему взаимодействия субъектов образовательного процесса, содержание которого определяют единые образовательныецели, разработанные длякаждой образовательной ступении каждого класса с учетом возрастных особенностей учащихся.

Основными психолого-педагогическими условиями обучения учащихся в российской международной общеобразовательной школе являются: компетентностные «модели» ученика-субъекта для каждого классасогласованные российские и международные образовательные программы, направленные на формирование компетенций у учащихся разных возрастных группвзаимодействие субъектов образовательного процесса, которое осуществляется на основе программы деятельности психологической службы российской международной школы.

На основе анализа требований российских и международных программ к организации психологической службы на каждом уровне образовательного пространства российской международной школы в деятельности психологической службы выделены основные направления и в соответствии с содержанием этих направлений разработаны психолого-педагогические технологии на основе российских и международных подходов.

На макроуровне основным направлением деятельности психологической службы является психологическое просвещение, которое помимо традиционных технологий включает технологию разработки моделей" ученика-субъекта на каждой образовательной ступени международной школы и каждого класса.

На мезоуровне основными направлениями деятельности психологической. службы являются: психологическая профилактика и психологическое консультирование, которые включают российские и международные технологии: «технологию составления психологического портрета класса (школы)" — «технологию формирования наборов измерителей и форм демонстрации успешности учащихся в соответствии с российскими и международнымиобразовательными программами и возрастными особенностями" — «технологию взаимодействия учащихся и. их родителей с российскими и зарубежными профильными вузами».

На микроуровне основными направлениями деятельности психологической* службы являются: психодиагностика и психологическая профилактика, которые включают российские технологии и международные: «технологию определения соответствия уровня развития учащихся, „модели“ ученика-субъекта каждого класса», «технологию довёдения всей этой информации в доступной форме до всех субъектов образовательного процесса», «технологию разработки индивидуальных планов развития учащихся», «технологию организации многоуровневой (в соответствии с возрастными особенностями) системы поощрения успешности учащихся)».

Для апробации эффективности деятельности психологической службы, разработанной на основании сочетания российских и психолого-педагогических технологий, было проведено экспериментальное исследование, в ходе которого были получены следующие данные.

В ходе констатирующего эксперимента было установлено, что в группу «Соответствуют требованиям РМП» вошли учащиеся, у которых высокий или средний уровень развития интеллектуальной сферы (46,8%), мотивации достижения (55,7%), социальной сферы (55,7%), нравственной сферы (17,7%), специальных и общеучебных умений (46,8%). Во вторую группу «Частично соответствуют требованиям РМП» вошли учащиеся, у которых уровень развития интеллектуальной сферы (32,9%), мотивации достижения (16,5%), социальной сферы (0%), нравственной сферы (82,3%), специальных и общеучебных умений (41,8%) ниже среднего.

В третью группу «Не соответствуют требованиям РМП» вошли s учащиеся, у которых низкий уровень развития интеллектуальной сферы (20,3%), мотивации достижения (27,8%), социальной сферы (44,3%), нравственной сферы (0%), специальных и общеучебных умений (11,4%).

На основании данных о зоне актуального развития всех испытуемых были составлены психологические портреты как отдельных учащихся, так и экспериментальной и контрольной групп. Среди учащихся ЭГ и КГ выявлено три группы по уровню соответствия зоны актуального развития требованиям российских и международных программ (РПМ): «Соответствуют требованиям РМП» (43,6%, 55%) — «Частично соответствуют требованиям РМП» (43,6%, 37,5%) — «Не соответствуют требованиям РПМ» (12,5%, 7,5%).

Для определения результатов формирующей работы был проведен контрольный срез, в ходе которого было выявлено, что количество испытуемых, у которых развитие отдельных параметров личности соответствует требованиям российских и международных программ, больше среди испытуемых ЭГ: по уровню развития интеллектуальной сферы — на 12,24%, по уровню развития мотивации достижения — на 19,87%, по уровню развития социальной сферы — на 11,92%, по уровню развития нравственной сферы — на 17,1%, по уровню развития социальных и общеучебных умений на — 16,92%.

Сравнительный анализ психологических портретов экспериментальной и контрольной групп показал: среди учащихся ЭГ выявлены две группы по уровню соответствия зоны актуального развития требованиям российских и международных программ (РПМ): «Соответствуют требованиям РМП» (69,2%) — «Частично соответствуют требованиям РМП» (30,8%). Среди них: у 61,6% испытуемых уровень соответствия зоны актуального развития требованиям российских и международных программ совпал с исходныму 38,4% испытуемых исходный уровень соответствия зоны актуального развития повысилсясреди учащихся КГ выявлено три группы по уровню соответствия зоны актуального развития требованиям российских и международных программ (РПМ): «Соответствуют требованиям РМП» (67,5%) — «Частично соответствуют требованиям РМП» (30%) — «Не соответствуют требованиям РПМ» (2,5%). Среди них: у 82,5% испытуемых уровень соответствия зоны актуального развития личности требованиям российских и международных программ совпал с исходныму 17,5% испытуемых исходный уровень повысился.

Полученные в ходе эксперимента результаты свидетельствуют о том, что программа психологической службы, включающая психолого-педагогические технологии определения зоны актуального и ближайшего развития учащихся на основе полилога всех субъектов образовательного процесса, учитывает требования российских и международных программ, что способствует успешному развитию личности учащихся в российском и международном образовательном пространстве.

Проведенное исследование не исчерпывает всей глубины и сложности обозначенной проблемы. Перспективы изучения деятельности и организации психологической службы международной школы связаны с исследованием особенностей личности педагогов в контексте компетентностного подхода.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Диалектика человеческой жизни / К. А. Абульханова-Славская. М., 1977.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Типология активности личности в социальной психологии / К. А. Абульханова-Славская // Психология личности и образ жизни / Под ред. Е. В. Шороховой. М., 1987.
  3. , Э. Г., Щукина, А. Н. Словарь методических терминов /
  4. Г. Азимов, А. Н. Щукина. СПб., 1999.
  5. Актуальные проблемы школьной психологической службы. -Ульяновск, 1995.
  6. , Т. И., Антонова, Т. В. Программа «Истоки» / Т. И. Алиева, Т. В. Антонова. М., 2003.
  7. , Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. -Л., 1968.
  8. , Б. Г. О проблемах современного человеческого знания / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 1977.
  9. , Л. И. Методологические проблемы психологии развития / Л. И. Анцыферова // Принцип развития в психологии. М., 1978.
  10. , Л. И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека: (по материалам исследований Лоуренса Колберга и его школы) / Л. И. Анцыферова // Психологический журн. 1991.-Т. 20, № 3.
  11. , А. Г. Личность: психологическая стратегия воспитания / А. Г. Асмолов // Новое педагогическое мышление. М., 1989.
  12. И. Асмолов, А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. М., 1990.
  13. , А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А. Г. Асмолов. М.- Воронеж, 1996.
  14. , А. Г. Психология XXI века и рождение вариативного образовательного пространства России / А. Г. Асмолов // Мир психологии. 1999. — № 1.
  15. , А. Г., Солдатова Г. У. Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий /
  16. А. Г. Асмолов, Г. У. Солдатова. М., 2007.
  17. , Ю. К. О разработке теоретических основ организации психологической службы в советской школе /
  18. Ю. К. Бабанский. Таллин, 1983.
  19. , И. А. Психологическая безопасность в образовании / И. А. Баева. СПб.: Изд-во «Союз», 2002.
  20. , О. А. Теория и практика психологической службы в образовании / О. А. Белобракина. Новосибирск, 2005.
  21. , Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики / Д. А. Белухин. -М.- Воронеж, 1996.
  22. , И. В., Гупта, С. Р., Фигина, Е. Н. Нравственные ценности / И. В. Баранова, С. Р. Гупта, Е. Н. Фигина. М.: Генезис, 2003.
  23. , Г. А. Методологические основы практической психологии / Г. А. Берулава. М.- Воронеж, 2004.
  24. , М. Р. Направления работы школьного психолога / М. Р. Битянова // Школьный психолог. — 1999. № 36.
  25. , М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. М.: Генезис, 2000.
  26. , А. А. Личность и общение / А. А. Бодалев. М., 1995.
  27. , А. А. Психология общения / А. А. Бодалев. М.- Воронеж, 2002.
  28. , Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л. И. Божович. -М., 1968.
  29. , Е. Д. Из опыта организации психолого-педагогического консилиума в школе / Е. Д. Божович // Вопр. психологии. 1983. — № 6.
  30. , Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. М.- Воронеж, 2001.
  31. , Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. Ростов-на-Дону, 2000.
  32. , Е. В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. -2001.-№ 1.
  33. , С. К. Субъекты и субъективные отношения в системе образовательного пространства СНГ / С. К. Бондырева // Мир психологии. 1999. — № 1.
  34. , С. К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства / С. К. Бондырева. -М.- Воронеж, 2003.
  35. , Б. С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. М., 1988.
  36. , А. Л., Цукерман, Н. К. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста / А. Л. Венгер, Н. К. Цукерман. Томск, 1983.
  37. , А. Л., Цукерман, Г. А. Психологическое обследование младших школьников / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. М., 2004.
  38. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1979.
  39. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной. М., 1982.
  40. , Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. / Л. С. Выготский. -М., 1982.-Т. 1.
  41. , Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. / Л. С. Выготский. -М., 1982.-Т. 2.
  42. , Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. / Л. С. Выготский. -М., 1983.-Т. 3.
  43. , Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. / Л. С. Выготский. -М., 1984.-Т. 4.
  44. , Л. С. Психология развития как феномен / Л. С. Выготский. М., 1996.
  45. , Л. С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. — СПб.: Союз, 1997.
  46. , М. Р. Неинтеллектуальные факторы интеллектуальной активности / М. Р. Гинзбург // Психологические исследования познавательной деятельности / Под ред.
  47. О. К. Тихомирова. М., 1979.
  48. , А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А. В. Гоголева. М.- Воронеж, 2003.
  49. , Э. А. Способности и индивидуальность / Э. А. Голубева. -М., 1995.
  50. , К. М. Проблемы дифференциальной психологии / К. М. Гуревич. М.- Воронеж, 1998.
  51. , В. В., Фельдштейн, Д. И., Эльконин, Д. Б. Психологическая служба в СССР / В. В. Давыдов, Д. И. Фельдштейн,
  52. Д. Б. Эльконин // Вопр. психологии. 1979. — № 2.
  53. , В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. М., 1986.
  54. , В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. -М., 1996.
  55. , В. В. Виды обобщения в обучении / В. В. Давыдов. -М., 2000.
  56. , А. Я. Теория интеграции образования / А. Я. Данилюк. Ростов-на-Дону, 2000.
  57. Детский практический психолог в системе народного образования: учебно-тематический план и программа курса / Под ред. Дубровиной И. В., Прихожан А. М. М., 1990.
  58. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога
  59. Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1987.
  60. , Н. П. Наследование биологическое и социальное / Н. П. Дубинин // Коммунист, 1980. № 11.
  61. , И. В., Круглов, Б. С. Первые итоги эксперимента по введению в школах Москвы психолога-педагога / И. В. Дубровина,
  62. Б. С. Круглов // Психологическая служба в школе: Тезисы Всесоюзного симпозиума. Таллинн, 1983.
  63. , И. В., Прихожан, А. М. Положение о школьной психологической службе / И. В. Дубровина, А. М. Прихожан // Вопр. психологии. 1985. — № 2.
  64. , И. В. Школьная психологическая служба / И. В. Дубровина. М., 1991.
  65. , И. В. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте /
  66. И. В. Дубровина. -М., 2001.
  67. , Б. В. Психология личности: норма и патология / Б. В. Зейгарник. М.- Воронеж, 1998.
  68. , И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. М., 2004.
  69. , В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки Российской психологии / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. М., 1994.
  70. , В. П. Размышления о душе и ее воспитании / В. П. Зинченко // Вопросы философии. 2002. — № 2.
  71. , М. В. Справочник организационно-методических и психолого-педагогических материалов / М. В. Ермолаева. М., 1998.
  72. , Е. И. Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентационный подход): Дис.. д-ра пед. наук / Е. И. Казакова. СПб., 1995.
  73. , Е. И. Четыре тенденции и другие проблемы сопровождения / Е. И. Казакова // Школьный психолог. 1998. — № 48.
  74. , У. В., Раудик, В. В. Психологическая служба в школе / У. В. Кала, В. В. Раудик. М., 1986.
  75. , Ф. И. Педагогическое прогнозирование личностного развития ребенка / Ф. И. Кевля. Москва-Вологда, 1999.
  76. Кие, М. Психология подростка. Психосексуальное развитие / М. Кие. М., 1991.
  77. , М. В. Педагогическая технология в учебном процессе / М. В. Кларин. М., 1989.
  78. , М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М. В. Кларин. — М., 1994.
  79. , Н. В. Технологии работы психолога с учителем /1. Н. В. Клюева. М., 2000.
  80. , В. А. Построение модели гуманитарной образовательной среды / В. А. Козырев // Педагог. 1999. — № 7.
  81. , Е. А. Программа психологического сопровождения школьников, их учителей и родителей / Е. А. Козырева. М., 1997.
  82. Ко лесов, Д. В. Биология и психология пола. Современный подросток. Взросление и пол / Д. В. Колесов. М., 2003.
  83. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. М., 1989.
  84. Кон, И. С., Фельдштейн, Д. И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста / И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн // Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1996.
  85. Конвенция о правах ребенка / Советский журнал международного права. 1991. — № 2.
  86. , А. М. Единство образовательного пространства России (как один из ведущих национальных ресурсов) / А. М. Кондаков. СПб., 2004.
  87. , А. М. Отечественное и мировое образовательное пространство: ресурсный подход / А. М. Кондаков. СПб., 2004.
  88. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Электрон, ресурс. Режим доступа: World Wide Web. URL: http //edu.rin.ru/html/775.html.
  89. , И. Б., Шиянов, Е. Н. Философские основания современной педагогики / И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов. Ростов-на-Дону, 1994.
  90. , И. Б., Шиянов, Е. Н. Социализация и воспитание / И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов. Ростов-на-Дону, 1997.
  91. , М. Г. Психологическая служба: нормативные документы в области деятельности практического психолога / М. Г. Кочуров. Киров, 2005.
  92. , В. Н., Гурович, И. Я. Клиническое руководство: Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств / В. Н. Краснов, И. Я. Гурович. М., 2000.
  93. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М, 1985.
  94. , С. В. Учитель и проблемы дисциплины / С. В. Кривцова. М., 2000.
  95. , Б. С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности / Б. С. Круглов // Психологические особенности формирования личности школьника. М., 1983.
  96. , В. А. Психологические особенности младшего школьника / В. А. Крутецкий // Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.
  97. , С. В., Слободяник, Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь / С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник. М., 2003.
  98. И. Ю. Возрастная психология / И. Ю. Кулагина. М., 1999.
  99. , В. С. Этнопедагогика / В. С. Кукушкин. М., 2000.
  100. , Т. Е. Психологические аспекты программы психолого-педагогического сопровождения учащихся (на примере Московской экономической школы) / Т. Е. Куркова // Мир психологии. 2006. — № 3(47).
  101. , Т. Е., Смирнова, С. В. Психолого-социальный портрет класса как один из ресурсов дифференцированного обучения /
  102. Т. Е. Куркова, С. В. Смирнова // Материалы научно-практической конференции молодых ученых «Инновационные и традиционные подходы в образовании школьников». М.: ИСМО РАО, 2006.
  103. , В. А., Менджерицкая, Ю. А., Бреус, Е. Д. Психология затрудненного общения / В. А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бреус. М., 2000.
  104. , Н. С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. -М., 1971.
  105. , Н. С. Способности и одаренность в детские годы / Н. С. Лейтес. М., 1984.
  106. , Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н. С. Лейтес. М.- Воронеж, 1997.
  107. , М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками / М. И. Лисина // Вопросы психологии. 1982. — № 4.
  108. , М. И. Проблема онтогенеза общения / М. И. Лисина. -М., 1986.
  109. , М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. -М.- Воронеж, 1997.
  110. , А. Н. Психологические вопросы сознательности учения. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М., 1975.
  111. , А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. / А. Н. Леонтьев. М., 1983. — Т. 1.
  112. , А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. / А. Н. Леонтьев. М., 1983. — Т.2.
  113. , А. П. Интеграционный потенциал образовательных систем крупнейших регионов мира (типология, сравнительный анализ) / А. П. Лиферов. Рязань: Изд-во РГПУ, 1997.
  114. , А. П. Основные тенденции интеграционных процессов в мировом образовании: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / А. П. Лиферов. М.: МГПУ, 1997.
  115. Личностно-ориентированное консультирование в образовании / Сост. Пахальян В. Э. М.: ПЕРСЭ, 2003.
  116. , В. Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия / В. Я. Ляудис // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / Под ред. А. А. Бодалева, В. Я. Ляудис. -М., 1980.
  117. , А. К. Психология обучения подростка / А. К. Маркова. М.: Знание, 1975.
  118. , А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Маркова. М., 1983.
  119. , А. К., Орлов, А. Б., Фридман, Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А. К. Маркова, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман. М., 1983.
  120. , А. К., Матис, Т. А., Орлов, А. Б. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990.
  121. , Т. Д. История детской психологии / Т. Д. Марциновская. М., 1968.
  122. , Р. К. Психологическое сопровождение адаптации подростков к инновационным условиям обучения: Автореф. дис.. канд. психол. наук / Р. К. Махмутова. Ижевск, 2005.
  123. , Н. А. Проблемы «самоуправления» познавательной деятельностью в развитии личности / Н. А. Менчинская // Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. М., 1975.
  124. , JI. М., Асмаковец, Е.С., Эмоциональная гибкость учителя / Л. М. Митина, Е. С. Асмаковец. М., 2001.
  125. , В. С. Детская психология / В. С. Мухина. М., 1985.
  126. , В. С. Феноменология развития и бытия личности / В. С. Мухина. М.- Воронеж, 1999.
  127. Научно-практические проблемы школьной психологической службы / Под. ред. Ю. К. Бабанского, А. А. Бодалева, И. В. Дубровиной. -М.: Педагогика, 1987.
  128. , В. А., Воскресенская, Н. М. Пути реформирования образования в развитых зарубежных странах / В. А. Мясников,
  129. Н. М. Воскресенская // Мир образования образование в мире. — 2005. — № 3.
  130. , В. Д. Проблемы психологии индивидуальности / В. Д. Небылицын. М.- Воронеж, 2000.
  131. , Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. М., 1995.
  132. , Л. Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. М., 1996.
  133. , Р. В. Справочная книга школьного психолога / Р. В. Овчарова. М., 1996.
  134. , Р. В. Практическая психология в начальной школе /1. Р. В. Овчарова. М., 2001.
  135. , Р. В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова. М., 2001.
  136. , Р. В. Психологическое сопровождение родительства / Р. В. Овчарова. М., 2003.
  137. Организация психологической службы в школе // Методические рекомендации / Под ред. Е. И. Дымова. Курск, 1989.
  138. Одаренные дети: проблемы и перспективы. — Челябинск: Из-во ЧГПИ «Факел», 1995.
  139. , Ю. М. Потребности мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вузов: Автореф. дис.. д-ра псих, наук / Ю. М. Орлов. — М., 1984.
  140. , Ю. М. Восхождение к индивидуальности / Ю. М. Орлов. -М., 1991.
  141. , В. Э. Каким должен или каким может быть психолог, работающий в системе образования? / В. Э. Пахальян // Вопросы психологии. 2002. — № 6.
  142. , В. Э. Психопрофилактика в практической психологии образования / В. Э. Пахальян. М., 2003.
  143. , В. Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст / В. Э. Пахальян. СПб.: Питер, 2006.
  144. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. М., 1998.
  145. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических / Под редакцией Ю. К. Бабанского. М., Просвещение, 1988.
  146. , А. В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. М., 1984.
  147. , А. В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии / А. В. Петровский // Вопросы психологии. -1984. № 4.
  148. , В. А. Личность: феномен субъектности / В. А. Петровский. Ростов-на-Дону, 1993.
  149. , Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. М., 1994.
  150. , К. Н. Такие разные шестилетки / К. Н. Поливанова. М., 2003.
  151. Положение о службе практической психологии в системе МО РФ / Приказ Министерства образования России № 636 от 22 октября 1999 г. Электрон, ресурс. Режим доступа: World Wide Web. inpravo.ru/ date/y1999/page20 .htm.
  152. Психологическая служба в школе (круглый стол) // Вопросы психологии. 1982. — №№-3, 4.
  153. , Т. Д. Психологическая служба в негосударственном образовательном учреждении: Дис. канд. психол. наук / Т. Д. Порошинская. М., 1999.
  154. Психологическая диагностика / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. М.- Воронеж, 2001.
  155. Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М., 1990.
  156. Психология / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Академия, 2004.
  157. Психология. У класс: Учебное пособие / Под ред. И. В. Дубровиной. М.- Воронеж, 2001.
  158. Психология. У1 класс: Учебное пособие / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 2001.
  159. Психология. УП класс: Учебное пособие / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 2002.
  160. Психология. УШ класс: Учебное пособие / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 2002.
  161. Психология детства / Под ред. А. А. Реана. СПб., 2003.
  162. Практикум по возрастной психологии / Под ред. JI. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2001.
  163. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1997.
  164. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В Дубровиной. М., 1991.
  165. , М. Помощь трудным детям / М. Раттер. М., 1987.
  166. , А. А. Психологическая служба школы / А. А. Реан. Спб., 1993.
  167. , А. А., Кудашев, А. Р., Баранов, А. А. Психология адаптации личности / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. СПб., -2002.159. .Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога / Е. И. Рогов. М., 2001. — Кн. 1.
  168. , Е. И. Настольная книга практического психолога / Е. И. Рогов. М., 2001.. — Кн. 2.
  169. , К., Фрейберг, Д. Свобода учиться / К. Роджерс, Д. Фрейберг. М.: Смысл, 2002.
  170. , JI. П. Справочник организационно-методических и психолого-педагогических материалов / JI. П. Ромадина. М., 1998.
  171. Руководство практического психолога: Готовность к школе: развивающие программы: Метод, пособие / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1999.
  172. Рубинштейн, С JI. Принципы и пути развития психологии / С. JI. Рубинштейн. М., 1959.
  173. , В. В., Малых, С. Б., Кобозева, В. Г. Анализ развития службы практической психологии образования Москвы / В. В. Рубцов, С. Б. Малых, В. Г. Кобозева // Психологическая наука и образование. 2002. — № 2.
  174. , В. В. Современные проблемы психологического образования: возрастной подход / В. В. Рубцов // Психология образования: проблемы и перспективы. Материалы первой международной научно-практической конференции. М., 2004.
  175. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под. ред. И. В. Дубровиной. М., 1995.
  176. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995.
  177. , М. Е. Среднестатусный подросток в системе межличностных отношений школьного класса / М. Е. Сачкова. М.- Воронеж, 2002.
  178. , JI. М. Взаимодействие гражданской активности, ответственности и саморегуляции / JI. М. Семенюк // Проблемы психического развития растущего человека. М., 2005.
  179. , JI. М. Психология гражданской активности: особенности, условия развития / JI. М. Семенюк. М.- Воронеж, 2007.
  180. , Н. В. Практический психолог в школе / Н. В. Самоукина. М., 2003.
  181. , Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.
  182. , М. М., Семаго, Н. Я., Ратинова, Н. А., Ситковская, О. Д. Экспертная деятельность психолого-образовательного учреждения /
  183. М. М. Семаго, Н. Я. Семаго, Н. А. Ратинова, О. Д. Ситковская. М.: «Айрис-пресс», 2004.
  184. , М. М., Семаго, Н. Я. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. М., 2005.
  185. , JI. С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам / JI.C. Славина. М., 1958.
  186. , JI. С. Трудные дети / JI. С. Славина. М.- Воронеж, 1998.
  187. , В. И., Цукерман, Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития / В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман. // Вопросы психологии. 1996. — № 5.
  188. , В. И., Шувалов, А.В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей /
  189. В.И. Слободчиков, А. В. Шувалов // Вопросы психологии. 2001. — № 4.
  190. Словарь практического психолога / Сост. Головин С. Ю. -Минск, 1997.
  191. Современный словарь по психологии / Сост. В. В. Юрчук. -Минск, 1998.
  192. , Е. А. Развитие познавательной активности младших школьников через понимание текста / Е. А. Сорокоумова. -Н.Новгород, 1998.
  193. , Е. А. Психология понимания в самосознании младших школьников / Е. А. Сорокоумова. Н. Новгород, 1999.
  194. , Е. А. Возрастная психология / Е. А. Сорокоумова. СПб.: Питер, 2006.
  195. , Е. А. Уроки самопознания в начальной школе /
  196. Е. А. Сорокоумова. М., 2007.
  197. , Е. А. Уроки путешествия в начальной школе / Е. А. Сорокоумова. М., 2007.
  198. , Е. А. Уроки общения в начальной школе / Е. А. Сорокоумова. М., 2007.
  199. , Е. А. Уроки экологии в начальной школе / Е. А. Сорокоумова. М., 2007.
  200. Социально-психологическая и консультативная работа с семьей / Сост. Шнейдер Л. Б. М.- Воронеж, 2004.
  201. Становление психологической службы в образовании. -Кемерово, 1999.
  202. , Т. Ю. Психологическая служба в системе образования / Т. Ю. Студенова. М., 2005.
  203. , Б. М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. -М, 1961.
  204. , Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий / Б. М. Теплов. М.- Воронеж, 2004.
  205. , И. М., Поливанова, Н. И., Ермакова, И. В. Что такое образовательная среда школы и как ее выявить? / И. М. Улановская, Н. И. Поливанова, И. В. Ермакова // Вопросы психологии. 1998. — № 6.
  206. , Ю. П. Психологическое сопровождение личностногоразвития младших школьников в частной школе: Дис. канд.психол. наук / Ю. П. Федорова. Курск, 2003.
  207. , Д. И. Психология становления личности / Д. И. Фельдштейн. М., 1994.
  208. , Д. И. Психология развивающейся личности / Д. И. Фельдштейн. М.- Воронеж, 1996.
  209. , Д. И. Психология взросления / Д. И. Фельдштейн. -М., 1999.
  210. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А. К. Марковой. М., 1986.
  211. , В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М., 1990.
  212. , Jl. М., Кулагина, И. Ю. Психологический справочник учителя / JI. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. М., 1998.
  213. , JI. М. О концепции школьной психологической службы / JI. М. Фридман // Вопросы психологии. 2000. — № 1.
  214. , X. Мотивация и деятельность (перев. с нем.) / Под ред. Б. М. Величковского. М., 1986.
  215. , О. Г. Образование, наука, культура в глобальном информационном пространстве / О. Г. Хомерики. М., 2008.
  216. , О. В., Хухлаев, О. Е., Первушина, И. М. Тропинка к своему Я / О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев, И. М. Первушина. М., 2004.
  217. , Г. А., Поливанова, К. А. Введение в школьную жизнь
  218. А. Г. Цукерман, К. А. Поливанова. М., 2003.
  219. , Т. И. Теоретические основы дошкольной психологической службы: Дис. .д-ра. психол. наук / Т. И. Чиркова. -М., 1999.
  220. , Т.А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении / Т. А. Шилова. -М., 1995.
  221. , В. Д. Способности человека / В. Д. Шадриков. -М.-Воронеж, 1997.
  222. , JI. Б. Основы консультативной психологии /
  223. JI. Б. Шнейдер. М.- Воронеж, 2005.
  224. , Л. Б. Семейная психология / Л. Б. Шнейдер. М., 2007.
  225. , М., Корабелыцикова, Л. Международный бакалавриат: модель, работающая и в России / М. Шнейдер., Л. Корабелыцикова // Экономические стратегии. 2006. № 5−6 (46−48).
  226. , Д. Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. — № 4.
  227. , Д. Б. Введение в детскую психологию / Д. Б. Эльконин // Изб. психол. труды. М., 1989.
  228. , Д. Б. Введение в психологию развития / Б. Д. Эльконин. М., 1996.
  229. , Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. / Д. Б. Эльконин. -М- Воронеж, 2001.
  230. , Э. Детство и общество / Э. Эриксон. СПб., 1996.
  231. , Э. Индентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. М., 1996.
  232. , И. С. О разработке школьной документации, отражающей личностное развитие ученика / И. С. Якиманская // Школа здоровья. 1996. — № 1.
  233. , И. С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1999. — № 3.
  234. , И. С. Проблема контроля и оценки знаний как предмет психолого-педагогического исследования / И. С. Якиманская // Психологические критерии качества знаний школьников / Под ред. И. С. Якиманской. М., 1990.
  235. , И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М., 2000.
  236. , И. С. Технология личностно-ориентированного образования / И. С. Якиманская. М., 2000.
  237. , В. А. Психологическое моделирование образовательных сред / В. А. Ясвин // Психологический журнал. 2000. — № 4.
  238. Accreditation decisions and subsequent procedures. ECIS, 1998.
  239. Bintrim, L. Understanding Learning Differences / L. Bintrim // Educational Leadership. 2001. — № 3.
  240. Drift, C. Special needs in early years settings. / C. Drift. London, 2001.
  241. Diploma Programm. Creativity, action, service. IBO, 2003. Электрон, ресурс. — Режим доступа: World Wide Web. URL: http: // occ.ibo.org/ibis.
  242. DP Candidates with special assessment needs. IBO, 2004. Электрон, ресурс. — Режим доступа: World Wide Web. URL: http: // occ.ibo.org/ibis/documents/general/specificinterest/specialneeds.
  243. IB Learner profile booklet. IBO, 2006. Электрон, ресурс. -Режим доступа: World Wide Web. URL: http: // occ.ibo.org.
  244. Hubbard, L. Success through communication / L. Hubbard. Los Angeles: Bridge Publications, 1987.
  245. Lewis, R., Doorlag, D. Teaching Special Students in General Education Classroom / R. Lewis, D. Doorlag. ASCD, 2006.
  246. Middle Years Programme Areas of Interaction. IBO, 2002. Электрон, ресурс. — Режим доступа: World Wide Web. URL: http: // occ.ibo.org.
  247. Rosen, A., Approaches To Learning The Pupils book. /А. Rosen. -Sigtuna academy, 2000.
  248. Rosen, A. Approaches to Leaning. The Mentor’s guide. /А. Rosen. -Sigtuna academy, 2000.
  249. Programme evaluation self-study questionnaire. Primary Years Programme. Middle Years Programme. Diploma Programme. IBO, 2005. Электрон, ресурс. — Режим доступа: World Wide Web. URL: http: // occ.ibo.org.
  250. Primary Years Programme. Making the PYP happen: a curriculum framework for international primary education. IBO- 2007. Электрон, ресурс. — Режим доступа: World Wide Web. URL: http: // occ.ibo.org.
  251. Programmer standards and practices. IBO, 2005. Электрон, ресурс. — Режим доступа: World Wide Web. URL: http: // occ.ibo.org.
  252. Sagor, R. Motivating Students and Teachers in Era of Standards / R. Sagor.-ASCD, 2003.
  253. Sullo, B. Activating the Desire to Learn / B.Sullo. -ASCD, 2006., •
  254. Hubbard, L. Success through communication / L. Hubbard. Los Angeles, 1980.
  255. Teaching student with particular special educational and learning needs a resource for schools. — IBO, 2004. Электрон, ресурс. — Режим доступа: World Wide Web. URL: http: occ.ibo.org/ ibis/documents/general/speci-ficinterest/specialneeds.
  256. Team visit to the international school of Europ. ECIS, 2002.
  257. Tomlison, C. Reconcilable Difference? Standards-Based Teaching and Differentiation / C. Tomlison // Educational Leadership. 2000. — № 7.
  258. Tomlison, C., Eidson, C. Differentiation in practice. A resource guide for differentiating curriculum / C. Tomlinson, C. Eidson. — ASCD, 2003.
  259. Tomlinson, C., Eidson C. Differentiation in practice. Grades 5−6 /
  260. С. Tomlinson, С. Eidson. ASCD, 2006.
  261. Tomlinson, С. Eidson, С. Differentiation in practice. Grades KG-5 / C. Tomlinson, C. Eidson. ASCD, 2006.
  262. Tomlinson, C., Strickland, C. Differentiation in Practice. Grades 912 / C. Tomlinson, C. Strickland. ASCD, 2006.
  263. Wiggins, G., Understanding by design / G.Wiggins. ASCD, 2003.
  264. Winebrenner, S. Gifted Students Need an Education, Too / S. Winebrenner // Educational Leadership. 2000. — № 1.
  265. Witt, J., Elliott S., Kramer J., Gresham, F. Assessment of Children / J. Witt, S. Elliott, J. Kramer, F. Gresham. WCB, 1994.
Заполнить форму текущей работой