Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование и развитие системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности филиалов (представительств) высших учебных заведений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Активная интеграция России в систему мирового хозяйства обязывает российскую высшую школы учитывать международные тенденции развития системы высшего образования, ключевой из которых является Болонский процесс. Подписание Болонской конвенции Россией влечет за собой модернизацию работы как головных вузов, так и филиалов, основные элементы которой изложены в модели «распределенного университета… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ 8 СИСТЕМЫ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЛИАЛОВ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ) РОССИЙСКИХ ВУЗов
    • 1. 1. Методология и цель исследования в контексте современных 8 тенденций развития высшей школы России
    • 1. 2. Регионализация высшей школы как проявление развития 26 филиальной сети ВУЗов
    • 1. 3. Особенности развития филиальной сети ВУЗов в условиях 35 Болонского процесса
  • ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФРА- 47 СТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЛИАЛОВ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ) ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИИ
    • 2. 1. Децентрализация управления вузом, как следствие развития филиальной сети российских ВУЗов и их инфраструктуры
    • 2. 2. Региональный университет как наиболее приемлемая для регионов 55 форма существования ВУЗа
    • 2. 3. Инфраструктура как обязательное условие конкуренции 67 российских ВУЗов на международном рынке
  • ГЛАВА 3. НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВА- 76 НИЯ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЛИАЛОВ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ) РОССИЙСКИХ ВУЗов
    • 3. 1. Приоритетные направления развития инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности филиалов (представительств) российских вузов
    • 3. 2. Стратегический менеджмент в ВУЗах как обязательный элемент 80 инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности филиалов и представительств российских ВУЗов
    • 3. 3. Программные мероприятия управления системой 89 инфраструктурного обеспечения образовательного предпринимательства филиалов (представительств) ВУЗов в современных экономических условиях России

Формирование и развитие системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности филиалов (представительств) высших учебных заведений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Процессы активных экономических преобразований, становление рыночного хозяйства, тенденции экономической стабильности не могли не отразиться на системе высшего образования.

Характерной чертой функционирования российской системы высшего образования стал повышенный динамизм трансформаций. Децентрализация, автономизация образовательной системы, с одной стороны, и недостаточность федерального финансирования системы высшего образования с начала 1990;х годов, с другой стороны, обусловили региональную экспансию вузов в форме открытия филиалов, как в областных центрах, так и сравнительно небольших городах. Развитие филиалов стало определенной формой адаптации вузов к новым условиям существования, и маркером изменений всей системы высшего образования, связанных с процессами коммерционализации и массовизации высшей школы. Динамичное формирование сети вузовских филиалов в различных субъектах федерации продолжается и сегодня.

Массовизация филиалов и нередко низкое качество предоставляемых ими образовательных услуг обусловили ситуацию, когда данные структурные подразделения стали позиционироваться как преимущественно негативное явление, развитие которого в какой-то степени привело к девальвации вузовских дипломов.

Проблемная ситуация заключается в том, что многие из открывшихся филиалов не имели необходимого аудиторного фонда, материально-технической базы, кадрового потенциала, соответственно, низким было и качество подготовки специалистов в данных филиалах вузов. Указанные проблемы свидетельствуют о проявлении дисфункциональности филиалов на территории региона.

К 2006 г. в России было открыто около двух тысяч филиалов вузов.

Образовательная политика направлена сегодня на сокращение структурных подразделений вузов, на минимизацию и централизацию всей образовательной системы. Однако практические шаги по реформированию высшей школы в данном направлении требуют научного обоснования, тщательного и объективного исследования сложившейся ситуации в области регионального вузовского обучения.

В то же время, в последние годы под влиянием конкуренции и процессов роста экономической культуры и ужесточения требований к качеству подготовки со стороны работодателей привели к вытеснению с рынка образовательных услуг нежизнеспособные филиалы, вынудив прочие повышать качество своих услуг, наращивать материальную базу, формировать гибкую систему и политику управления образовательным процессом. Однако, по сей день открытым остается вопрос о подлинной интеграции филиалов и представительств в экономическую систему регионов: отсутствует звено, эффективно связывающее потребности регионов с вузовской сферой.

Именно поэтому одной из ключевых задач качественного совершенствования процессов регионализации высшей школы является формирование инфраструктуры предпринимательской деятельности филиалов и представительств ВУЗов.

Степень разработанности проблемы. Проблематика развития и функционирования филиалов вузов является частью более общей проблемырегионализации высшего образования в целом.

Широкий круг проблем, связанных с функционированием системы образования, нашел отражение и в работах отечественных ученых. Проблема функционального назначения образования в общественной жизни представлена в работах Г. К. Ашина, С. И. Григорьева, В. И. Жукова, Г. Е. Зборовского, В. Я. Нечаева, A.M. Осипова, М. Н. Руткевича, В. В. Серикова, В. Н. Шубкина и других.

Трудности и противоречия развития российской образовательной системы рассмотрены в работах И. С. Болотина, Э. С. Демиденко, Ф. П. Зиятдиновой, Г. Ф. Красноженовой, О. Н. Крухмалевой, А. А. Овсянникова, Н. Н. Стрекаловой, Н. Д. Сорокиной, JI.JI. Шпак и др.

Особое значение для исследования заявленной проблемы имели вопросы регионализации высшего образования, рассмотренные в трудах В. Д. Батухина, И. И. Борисова, Ю. В. Громыко, А. П. Катровского, A.M. Осипова, В. Е. Третьякова, Г. Ф. Шафранов-Куцева, З. Г. Ярмухаметова и других.

Рассмотрение организационных и правовых основ вузовских филиалов и других структурных подразделений вузов нашло отражение в работах таких авторов, как Т. Г. Владыкина, Л. Б. Елисеева, Н. Р. Кельчевская, Н. Д. Кликунов, А. К. Клюев.

Названные ученые внесли существенный вклад в выявление специфики функционирования как образовательной системы в целом, так и филиалов, отражающих тенденции регионализации высшей школы. Однако, все еще не достаточно исследованной остается проблема инфраструктурного обеспечения функционирования филиалов и представительств ВУЗов.

Цель и задачи исследования

Основной задачей данного исследования явилась разработка комплекса мероприятий, направленных на формирование благоприятной инфраструктуры функционирования представительств и филиалов российских ВУЗов.

Достижение данной цели потребовало решения следующих задач:

— выявление тенденций и специфики регионализации российского высшего образования на примере функционирования представительств и филиалов высших учебных заведений;

— вскрытие проблем развития филиалов и представительств российских ВУЗов в контексте их интеграции в региональную экономическую систему;

— формирование направлений развития инфраструктуры филиалов и представительств с учетом основных стратегий регионализации российской высшей школы;

— построение модели, механизма и алгоритма государственного регулирования процессов формирования инфраструктуры предпринимательской деятельности филиалов и представительств высших учебных заведений.

В качестве объекта исследования выступает специфика регионализации высшего образования в России в виде функционирования филиалов и представительств ВУЗов.

Предметом исследования явилось инфраструктурное обеспечение деятельности представительств и филиалов российских ВУЗов.

Теоретическую основу исследования составили опубликованные в научной литературе труды отечественных и зарубежных экономистов, данные, опубликованные в открытой печати. В исследовании используются методы исторического, институционального, статистического анализа, экспертные оценки специалистов.

Эмпирическую базу исследования составили статистические данные и аналитические документы (справочники, программы, статистические отчеты), а также материалы конгрессов и конференций, посвященных проблемам управления развитием представительств и филиалов российских ВУЗов .

Практическая и теоретическая значимость исследования состоит в возможности применения его результатов в практике управления развитием и функционированием вузовских филиалов в регионе. Выводы, сделанные в ходе диссертационного исследования, могут быть использованы различными субъектами управления образовательной системой для повышения эффективности деятельности филиалов вузов на территории региона.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в рамках учебных дисциплин «Экономика отрасли», «Предпринимательство», «Государственное регулирование экономики» и пр. Выводы, сформулированные в диссертации, применимы при разработке спецкурсов для руководителей и управленческого звена высших учебных заведений.

В качестве элементов научной новизны выступают:

— рассмотрение инфраструктуры предпринимательской деятельности в качестве инструмента управления как развитием системы филиалов и представительств ВУЗов, так и рынком труда как одним из основных рынков факторов производства;

— выявление приоритетных направлений формирования и развития инфраструктуры предпринимательской деятельности филиалов и представительств ВУЗов в разрезе основных стратегий их развития;

— построение принципов развития инфраструктуры функционирования филиалов и представительств, ориентированных прежде всего на эффективную интеграцию последних в экономическую систему регионов.

К результатам, полученным в ходе исследования лично автором, относятся:

— выстроенные модель, механизм и алгоритм формирования развитой инфраструктуры предпринимательской деятельности ВУЗов;

— полученные выводы о тенденциях развития системы филиалов и представительств ВУЗов в России, основанные на многоаспектном анализе процессов регионализации высшей школывыявление комплекса проблем, сдерживающих развитие инфраструктуры предпринимательской деятельности филиалов и представительств ВУЗов, а так же их влияние на развитие региональной экономики.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы получили отражение в опубликованных работах, а также представлены и обсуждены на конференциях различных уровней.

вывод:

— развитие приоритетных стратегий развития филиалов и представительств ВУЗов ставит две ключевые задачи: выработку механизмов стратегического планирования и управления развитием филиала, а так же выработку самого комплекса мероприятий по развитию инфраструктуры филиальной вузовской сети.

3.2. Стратегический менеджмент в ВУЗах как обязательный элемент инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности филиалов и представительств российских ВУЗов.

Ранее мы уже касались вопроса модернизации управления ВУЗом в условиях развития филиальной сети. Модернизация системы управления высшим учебным заведением предполагает формирование ВУЗовской инфраструктуры преобразований. Данные преобразования укладываются в концепцию стратегического менеджмента в ВУЗе, как основного элемента инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности внутренней среды учебного заведения.

Опыт стратегического планирования в российских университетах находится в стадии накопления, первоначального анализа и осмысления. В силу этого обстоятельства ситуация с внедрением стратегического менеджмента в практику деятельности российских вузов характеризуется: отсутствием общепризнанных стандартов и технологий стратегического планирования для таких специфических организаций как вузынедостаточностью информационных массивов по данной проблематике университетского управления;

— отсутствием прецедентов успешно реализованных стратегий развития российского вуза, представленных вузовскому сообществу.

В то же время использование и прямой перенос в вузовское управление хорошо проработанных и подробно освещенных в литературе методов корпоративного и муниципального стратегического управления не эффективно.

Сложность прямого переноса и применения технологий стратегического планирования из муниципального и менеджмента организаций коммерческого сектора в значительной степени обусловили отставание вузов в применении этого управленческого инструментария, наиболее адекватного для решения задач переходного периода к рыночным отношениям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итоги проведенного исследования полученные результаты позволяют сформулировать нам основные положения и выводы работы.

— развитие российской системы высшего образования в ближайшие годы будет развиваться в условиях ужесточения конкуренции между образовательными учреждениями и требований к образовательным услугам высшей школы. Ключевым элементом эффективного развития сети филиалов и представительств российских ВУЗов станет их инфраструктура, позволяющая гибко адаптироваться к рыночным условиям, раскрыть потенциал профессорско-преподавательского состава и наиболее полно удовлетворить спрос на рынке образовательных услуг;

— формирование филиальной сети является конкретным проявлением регионализации высшей школы в России. Создаваемая инфраструктура предпринимательской деятельности ВУЗов призвана не только повысить эффективность хозяйственной деятельности учебных заведений, но и сделать их полноценным элементом региональной экономической системы;

— активная интеграция России в систему мирового хозяйства обязывает российскую высшую школы учитывать международные тенденции развития системы высшего образования, ключевой из которых является Болонский процесс. Подписание Болонской конвенции Россией влечет за собой модернизацию работы как головных вузов, так и филиалов, основные элементы которой изложены в модели «распределенного университета» развитие филиальной сети российских ВУЗов должно сопровождаться децентрализацией функции управления. В свою очередь децентрализация процессов управления являясь сложным и многоаспектным процессом непременно должна иметь соответствующую методическую и методологическую базу, являющуюся неотъемлемым элементом инфраструктуры предпринимательской деятельности головных ВУЗов и их филиалов;

— наиболее приемлемым для регионов вариантом развития филиальной сети российских ВУЗов является концепция построения регионального университета, представляющего собой образовательный, научный и культурный центр региона. Существующие примеры работы региональных университетов в России пока единичны, но они тем не менее демонстрируют потенциал и перспективность данного направления, ключевым аспектом которой является создание развитой инфраструктуры ВУЗа;

— конкурентоспособность филиалов и представительств российских ВУЗов на мировом рынке образовательных услуг в значительной степени определяется уровнем развития инфраструктуры.

— развитие приоритетных стратегий развития филиалов и представительств ВУЗов ставит две ключевые задачи: выработку механизмов стратегического планирования и управления развитием филиала, а так же выработку самого комплекса мероприятий по развитию инфраструктуры филиальной вузовской сети.

— ключевым элементом формирования внутренней инфраструктуры ВУЗа в условиях диверсификации деятельности и развития филиальной сети является выработка системы стратегического менеджмента, которая включает в себя разработку стратегии развития ВУЗа, ее реализацию и снижение рисков стратегии через систему внутренней инфраструктуры ВУЗа. конкретное проявление стратегии развития системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности филиалов и представительств находит свое отражение в программных мероприятиях развития инфраструктуры, охватывающих все аспекты их функционирования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I и II. М.: ИНФРА-М-Норма, 2002.
  2. Налоговый кодекс РФ.-М.:Издательство Омега-JI, 2006.
  3. Федеральный закон от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ &bdquo-О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования»
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании"1. Монографии и статьи
  6. Е.М. Поступление в вуз, как начало формирования индивидуальных социальных практик // Вестник общественного мнения, 2004, № 2
  7. В.Н. Из опыта работы новгородской области по разработке нормативов бюджетного финансирования // Экономика образования, 2000, № 2.
  8. M.JI. Цена результата. Норматив и качество образования // Народное образование, 2002, № 10.
  9. О. Высшее образование и структура российской экономики // Высшее образование в России, 2006, № 5.
  10. О. Н. Агарков Г. А. Налогообложение государственных высших учебных заведений: проблемы и перспективы // Университетское управление: практика и анализ, 2004, № 5−6
  11. С. Об оценке стоимости подготовки специалиста в вузе // Alma Mater. Вестник высшей школы, 2002, № 10.
  12. И. Инструмент коммуникации между вузами и рынком труда // Высшее образование в России, 2006, № 6
  13. Г. А. Привлечение внебюджетных средств образовательных учреждений (факторы и методы планирования) // Российский экономический журнал, 2003, № 2
  14. Г. А. Государственное возвратное субсидирование граждан на образовательные цели: концепция Минобразования России // Российский экономический журнал, 2002, № 2
  15. Г., Романов П. Стипендия от заказчика // Высшее образование в России, 2002, № 2.
  16. Г. А., Красильникова А. В., Чеботаревский Ю. В. Субсидии в сфере образования перспективный инструмент государственной политики // Высшее образование сегодня, 2002, № 6.
  17. Н. Рента для студента // Известия, 03.09.2003
  18. М.В. Определение путей снижения издержек в вузе // Университетское управление: практика и анализ, 2004, № 4.
  19. Д.А. Службы управления экономическими процессами в вузе и применение информационных систем, автоматизирующих их деятельность // Университетское управление, 2006, № 1
  20. С.А. Экономические последствия введения гифо // Университетское управление: практика и анализ, 2005, № 1.
  21. С.А. Оценка экономического положения образовательных учреждений // Университетское управление: практика и анализ, 2004, № 5−6.
  22. , С. А. Системные аспекты образовательной политики и управления образованием // Университетское управление: практика и анализ, 2003, № 3.
  23. С.А. О дополнительном финансировании образования // Университетское управление: практика и анализ, 2003,№ 2
  24. B.C., Беляков С. А. Возможности использования различных моделей совершенствования управления образовательным процессом в высшем учебном заведении // Экономика образования, 2005, № 2.
  25. Л.И. Трансформация функций высшего образования и социальных позиций студенчества// Социс, 2002, № 3.
  26. О.Н., Иванов В. Н., Суворов А. В., Широкова Т. К. Динамика и структура сферы образования России в 90-е годы // Проблемы прогнозирования, 2002, № 4
  27. И. Интеллектуальный капитал // Эксперт, 2002, № 25.
  28. М. Мифы и реальность американского образования // Отечественные записки, 2002, № 1
  29. Ш. З. Образовательная услуга в рыночной экономике // Экономика образования, 2001, № 2.
  30. А.Е. Социально-экономические проблемы развития академической науки России // Экономическая наука современной России, 2000, № 1
  31. Е.Б. К вопросам планирования финансовой деятельности университета // Университетское управление: практика и анализ, 2002, № 4
  32. , А. Б. Роль образовательного комплекса в постиндустриальном обществе // Вопросы экономики, 2002, № 8.
  33. X. Финансовое напряжение: тенденции финансирования высшего образования и политический курс в ситуации ограниченных средств // Университетское управление: практика и анализ, 2003, № 3(26).
  34. И.И. Кредитные технологии в высшей школе как катализатор ее глобализации // Университетское управление, 2006, № 1
  35. A.M. Системный подход к определению концептуальных проблем финансового обеспечении вуза // Университетское управление, 2006, № 1.
  36. А.О. Концепция проектно-ориентированного университета // Университетское управление, 2003, № 3
  37. А.О. Университет как предпринимательская организация // Социологические исследования, 2003, № 4
  38. А.О. О коммерциализации научных исследований и высшего профессионального образования // Вестник РУДН, 1999, № 4.
  39. Л.Д., Дубин Б. В., Леонова А. С. Образование в России: привлекательность, доступность, функции // Вестник общественного мнения, 2004, № 1.
  40. Л.Д. Кризис высшего образования в России: конец советской модели // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 1998, № 4
  41. Н.П., Курбатова М. В. Проблемы становления системы частного инвестирования в высшее профессиональное образование // Университетское управление: практика и анализ, 2003, № 3
  42. Я.Ш. Бенчмаркинг как методология совершенствования управления российскими вузами // Университетское управление: практика и анализ, 2005, № 4
  43. В. Какие нормативы нужны российскому образованию // Экономика образования, 2003, № 1.
  44. Е.Н. Проблемы формирования финансово-экономического механизма высшей школы // Экономика и управление высшей школой: Материалы международной конференции Красногорск, 1992.
  45. В.А. Инвестиции и новые финансовые проекты в образовании // Университетское управление: практика и анализ, 2002, № 1.
  46. В., Федоров И. Модернизация высшего образования: проблемы и пути их решения, 2006, № 1.
  47. Е.Н. Студенты об институте негосударственного высшего образования // Социс, 1999, № 11
  48. Ю.А., Курбатова М. В., Долганов B.C., Морозова Е. А. Новые финансовые инструменты в высшем образовании // Университетское управление, 2004, № 1
  49. СЛ. Реформа финансирования высшего образования в Великобритании // Экономика образования, 2001, № 1
  50. Т. Культурный капитал и доступность высшего образования // Вестник общественного мнения, 2006, № 2
  51. Зарубежный опыт реформ в образовании: Европа, США, Китай, Япония // Высшее образование сегодня, 2001, № 2
  52. В.А. Негосударственный сектор: анализ, прогноз развития // Высшее образование в России, 2004, № 9
  53. И.Б. Об экономической природе современного отечественного образования // Высшее образование в России, 2004, № 9
  54. Н.Р., Шкавро C.J1. Механизм распределения внебюджетных средств, полученных от образовательной деятельности, внутри вуза // Университетское управление: практика и анализ, 2002, № 4.
  55. Н. Р. Шкавро C.JI. Образовательно-промышленные группы как инструмент дополнительного финансирования высшего образования // Университетское управление, 2005, № 6
  56. В. Норматив глазами финансиста // Экономика образования, 2002, № 1.
  57. А.К. Разделение затрат на финансирование высшего образования: проблемы и решения // Университетское управление: практика и анализ, 2002, № 4
  58. T.JI. Государственные именные финансовые обязательства // Университетское управление: практика и анализ, 2002, № 4
  59. T.JI. Модернизация российского образования: проблемы и решения // Отечественные записки, 2002, № 2
  60. Н.Р. Реинжиниринг технологий образования // Образование основа устойчивого развития России: Тезисы Всероссийской научно-практической конференции — Екатеринбург: Издательство УрГЭУ, 1999.
  61. , О. Нормативное финансирование: сфера применения и границы возможностей // Экономика образования, 2003, № 2.
  62. В.М. Нужна ли России „ваучеризация“ высшего образования? // Российский экономический журнал, 2002, № 4
  63. И.Н. Сущность понятия „предпринимательская деятельность“ применительно к коллективу образовательного учреждения // Экономика образования, 2002, № 2.
  64. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Высшее образование сегодня, 2002, № 2.
  65. М.Д. Проблемы высшего образования в оценках населения // Вестник общественного мнения, 2004, № 1
  66. О.В. Современные тенденции в получении образовательных услуг // Социс, 2001, № 9.
  67. Я.П. Образование и реформа // Отечественные записки, 2002, № 2.
  68. Я.П. Реформа образования // Отечественные записки, 2002, № 1.
  69. В.Ж., Беляков С. А. Системные аспекты образовательной политики и управления образованием // Университетское управление, 2003, № 3.
  70. А.Г., Стучевская О. И. Новые процессы в образовании как сигнал о новых процессах в обществе // Вестник общественного мнения, 2004, № 2.
  71. Э.О. Образование с изнанки: опыт пилотажного исследования „теневых“ отношений в вузе // Социологические исследования, 2005, № 10
  72. М. Рынок образовательных услуг: десять лет спустя // Высшее образование в России, 2003, № 1
  73. М.А. К дискуссии о „гифоизации“ отечественного высшего образования // Российский экономический журнал, 2003, № 8.
  74. И.А. Механизм согласования возможностей высшей школы с потребностями региона // Университетское управление, 2003, № 5−6
  75. Н.С. Тенденции развития образовательного потенциала семьи // Мониторинг социально-экономического потенциала семей, 2002, № 2.
  76. В.И. Структура и источники развития сферы образования в США // Экономика образования, 2001, № 1.
  77. Н.А. О соотношении инертности и субъективности в образовании // Социологические исследования, 2002, № 3
  78. Методические рекомендации по расчету потребности учреждения высшего профессионального образования в бюджетных средствах // Университетское управление: практика и анализ, 2002, № 3(22).
  79. Е.А., Долганов B.C., Курбатова М. В., Захаров Ю. А. Новые финансовые инструменты в высшем образовании // Университетское управление: практика и анализ, 2004, № 1
  80. B.JI. Модель финансового управления учебным процессом вуза // Университетское управление: практика и анализ, 2004, № 3.
  81. В. Д., Радченко В. И. Критерии учебной деятельности вуза // Информатика и образование, 2004, № 3.
  82. В. Д., Радченко В. И. Управление устойчивостью функционирования вуза // Университетское управление: практика и анализ, 2003, № 5−6.
  83. М.В. Проблемы оценки эффективности предпринимательской деятельности бюджетных вузов // Университетское управление: практика и анализ, 2003, № 3
  84. Образовательная среда и бизнес-сообщество путь к диалогу // Высшее образование в России, 2006, № 2
  85. Г. П., Кликунов Н. Д. „За и против“ введения „образовательных ваучеров“ в систему высшего образования // Российский экономический журнал, 2002, № 3
  86. Т.В., Ашин Г. К. Перспективы высшего образования в России: реформирование или ликвидация // Общественные науки и современность, 2006, № 6
  87. В. Инвестиционный потенциал образования // Высшее образование в России, 2001, № 2
  88. Экономика образования и проблема выбора в условиях рыхлых предпочтений // Общественные науки и современность, 2004, № 6.
  89. М.И. Экономические основы нормативной базы финансирования общеобразовательной школы // Экономика образования, 2002, № 4.
  90. О.И. О регулировании экономических механизмов в сфере образования // Экономика образования, 2002, № 2.
  91. , Ф. Р. Новый хозяйственный механизм в вузе // Alma Mater. Вестник высшей школы, 1989, № 5.
  92. Г. А. Национальная система финансирования вузов Норвегии // Университетское управление: практика и анализ, 2000, № 4(15).
  93. Т.О., Преображенский Б. Г. Синергетический подход к анализу и синтезу образовательных систем // Университетское управление, 2004, № 3
  94. Р. Управление конкурентоспособностью вуза // Высшее образование в России, 2006, № 9
  95. Л.П. „Теневые“ отклонения в вузе: грани проблемы // Социологические исследования, 2005, № 10
  96. А., Стронгин Р., Грудзинский А. Проектно-ориентированный университет// Высшее образование в России, 2002, № 2.
  97. JI.JI. Реформирование высшей школы: мнение преподавателя // Социологические исследования, 2005, № 8
  98. Ю2.Юревич А. В. Наука и рынок // Общественные науки и современность, 1999, № 1
  99. I Учебники, учебные пособия, лекции, диссертации, авторефераты
  100. ЮЗ.Андрюхина Э. П., Вавилов А. И., Рудник Б. Л. Абанкина Т.В., Рожков И. А. Правовые проблемы модернизации образования М.: ГУ ВЭШ, 2002
  101. Ю4.Багаутдинова Н. Г. Высшая школа сегодня и завтра: пути преодоления кризиса М.: Экономика, 2003
  102. Г. А., Фролов Е. А., Чеботаревский Ю. В. Механизмы стипендиального обеспечения из внебюджетных источников М.: Экономика, 2002
  103. Юб.Балыхин Г. А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект — М.: Экономика, 2003.
  104. М.Е. Экономическая эффективность инвестиций в высшее образование в современной России: тендерный аспект М.: Гелиос АРВ, 2002
  105. С.А. Финансирование системы образования в России -М.: МАКС Пресс, 2006.
  106. С.А. Лекции по экономике образования М.: ГУ ВЭШ, 2002
  107. Ю.Воронин А. А. Экономика образования в новых условиях хозяйствования М.: Научно-исследовательский институт высшего образования, 1999.
  108. Ш. Глазунов А. Т., Гринина П. П., Киуру Е. А. и др. Нормативы подушевого финансирования образовательных программ по группам профессий. Методические рекомендации. — М.: Институт развития профессионального образования, 2001.
  109. А.О. Проектно-ориентированный унверситет. Профессиональная предпринимательская организация ВУЗа Нижний Новгород: Издательство ННГУ, 2004
  110. ПЗ.Дежина И. Г. Вклады международных организаций и фондов в реформирование науки в России М.: Институт экономики переходного периода, 2005
  111. И.Г., Салтыков Б. Г. Механизмы стимулирования коммерциализации исследований и разработок М.: Институт экономики переходного периода, 2004.
  112. А. П. Сухова М.В. Адаптация систем профессионального образования к рыночным условиям СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002
  113. Доступность высшего образования в России / Под ред. Шишкина С. В. —М.: Независимый институт социальной политики, 2004.
  114. И.В. Бюджетное финансирование образования: назначение, состояние, проблемы. М.: НИИВО, 2001.
  115. Н.Р., Прохорова Н. Б., Павлова М. В. Проведение финансового анализа государственного образовательного учреждения -Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2001.
  116. Е. А. Таверньи К. Теория организации и современный университет / Развитие стратегического подхода к управлению в российских университетах Казань: Унипресс, 2001
  117. Я.П., Клячко Т. Д., Беляков С. А. и др. Государственные именные финансовые обязательства. -М.: ГУ-ВШЭ, 2002.
  118. Модели финансирования вузов: анализ и оценка / Под ред. С. А. Белякова М.: ИЭПП, 2005
  119. Модернизация российского образования: документы и материалы / Под ред. Э. Д. Днепрова. — М.: ГУ ВШЭ, 2002.
  120. Модернизация российского образования: ресурсный потенциал и подготовка кадров / Под ред. Т. П. Клячко.-М.: ГУ-ВШЭ, 2002.
  121. Обзор систем высшего образования стран ОЭСР / Отв. ред. М. В. Ларионова. — М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2005.
  122. Образование в Российской Федерации. Статистический сборник. — М.: ГУ-ВШЭ, ЦИСН, 2003.
  123. Образование в Российской Федерации. Статистический ежегодник. —М.: ГУ-ВШЭ, 2005.
  124. А.В., Агранович M.JL, Жарова JI.H. Российское образование в контексте международных показателей: Сопоставительный доклад М.: Аспект-Пресс, 2003
  125. Система финансирования образования: анализ эффективности / С. А. Беляков, Т. JI. Клячко, П. Б. Озерова, М. JI. Агранович — М.: Технопечать, 2003.
  126. , JI. В. Менеджмент и экономика высшего образования — Ташкент: Молния, 2001.
  127. Н.В., Пенчук Е. С., Мальцева Г. И. Организационно-экономический механизм и финансовое регулирование высшего профессионального образования — Новосибирск: СИФБД, 2002.
  128. Финансовая система СССР. Финансирование науки и подготовки кадров / Под ред. Деменцева В. В., Алешина С. М., Слома В. И. — М.: Финансы и статистика, 1982.
  129. Ф.Э. Социология образования: прикладные исследования -М.: Academia, 2001
  130. Экономика высшей школы: опыт, проблемы, пути становления / А. М. Шаммазов, JI. Н. Родионова, JI. И. Ванчухина, др. — Уфа: Полиграфкомбинат, 1998.
  131. Экономика и организация управления вузом. Учебник. / Ю. С. Васильев, В. В. Глухов, М. П. Федоров, А. В. Федотов- Под ред. В. В. Глухова.— СПб.: Издательство &bdquo-Лань», 1999.
  132. Blundell R., Dearden L., Goodman A., Reed H. The returns to higher education in Britain: evidence from a British cohort // The Economic Journal, 2000, Vol. 110.
  133. Bollag В. Student loans: a slippery lifetime // The chronicle of higher education, 2001, December 7.V. 48. № 15.
  134. Burd S. In some federal aid programs not all campuses are treated alike // The chronicle of higher education. Wash, 2000, June 16.
  135. File J., Goedegebuure L. Real-time systems, Reflections on higher education in the Czech Republic, Hungary, Poland and Slovenia, CHEPS (Center for Higher Education Policy Studies). Brno: VUTIUM Press, 2003.
  136. Jongbloed B.W.A., Vossensteyn J. J. Keeping up performances: an international survey of performance-based funding in higher education // Journal of Higher Education Policy and Management, 2001, Vol. 23. № 2.
  137. Healy P. The presidential candidates and higher education // The chronicle of higher education. Wash, 2000, February 25.
  138. Heller D. E. Student price response in higher education. An update to Leslie and Brinkman // Journal of Higher Education. Ohio State University Press, 1997. Vol. 68. № 6.
  139. Vossensteyn J. J. Where in Europe would people like to study? The affordability of higher education in nine Western European countries // Higher Education. 1999. Vol. 37.
  140. Vossensteyn J. J., Huisman J., van der Wende M. Positioneringinstrumenten, Evaluatie NESO en DELTA, Center for Higher Education Policy Studies. Enschede: CHEPS, 2003.
  141. Гибсон, Мартин Бизнес и высшее образование: опыт взаимодействия в Великобритании // Университетское управление, 2004, № 4
  142. Дидрикссон Аксэль Современные тенденции в области финансирования высшего образования в Мексике // Образование в стране и мире, 2006, № 1
  143. Джонстоун, Дональд Брюс Сокращение финансирования высшего образования: стимулы и ограничения диверсификации доходов // Университетское управление, 2002, № 2
  144. Дэз Сесиль, Мелемеестэ Люк де Мощные университеты -университеты платежеспособные? // Образование в стране и мире, 2006, № 1
  145. .Г. Яндхияла Глобальные тенденции и финансирование высшего образования // Образование в стране и мире, 2006, № 1
  146. Уокер Мартин Плачевное состояние европейских университетов // Образование в стране и мире, 2006, № 1
Заполнить форму текущей работой