Социальный маркетинг сберегательных банков
Определена роль и значение внутрибанковского маркетинга как одного из основополагающих факторов ориентации сберегательных банков на клиента. Это нетрадиционный подход к поставленной проблеме, где автором обоснованы следующие позиции: предложение внутренних банковских услуг сотрудникам как внутренним клиентамвнутрифирменная реализация внешней маркетинговой стратегиигенерирование внутреннего… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЕ БАНКИ КАК ОБЪЕКТ МАРКЕТИНГА
- 1. 1. Тенденции развития сберегательных банков в
- России и странах СНГ
- 1. 2. Роль сберегательных банков в национальной экономике
- 1. 3. Зарубежный опыт исследования закономерностей, мотивов и целей образования сбережений населения
- ГЛАВА 2. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО МАРКЕТИНГАСБЕРЕГАТЕЛЬНЫХБАНКОВ
- 2. 1. Особенности и специфика банковского маркетинга
- 2. 2. Внутрибанковский маркетинг как фактор ориентации на клиента
- 2. 2. Л. Цели внутрибанковского маркетинга
- 2. 2. 2. Ориентация на клиента как основная идея маркетинга
- 2. 3. Выработка стратегии совершенствования работы Сберегательных банков как результат реализации банковского маркетинга
- 2. 3. 1. public relations
- 2. 3. 2. Реклама
- 2. 3. 3. Имиджеобразующий фактор
- 2. 3. 4. Повышение роли отделений и Филиалов
- 3. 1. Социальный анализ пользователей системы Интернет
- 3. 1. 1. Оценка количественного состава пользователей
- 3. 1. 2. Демографический профиль пользователей Интернет
- 3. 2. Методы социально-экономического анализа спроса на банковские услуги в системе Интернет
- 3. 2. Л.Развитие Electronic Commerce
- 3. 2. 2. Сегментирование рынка и прогнозы
- 3. 2. 3. Реклама в Интернет
- 3. 3. Социальные аспекты развития банковской системы
Социальный маркетинг сберегательных банков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность данной темы диссертационного исследования определяется спецификой исследования рынка услуг, представляемых сберегательными банками. Комплекс вопросов, связанных с вовлечением накоплений населения в инвестиционную деятельность, относится к числу проблем, имеющих важное практическое значение. По степени доверия населения Сберегательный банк РФ занимает устойчивое лидирующее положение среди финансово-кредитных учреждений, большинство других коммерческих банков также уделяет большое значение работы с населением. В то же время, по различным оценкам, у населения на руках находятся средства, не вовлечённые в хозяйственный оборот, многократно превышающие кредиты, предоставляемые Международным валютным фондом на реформирование промышленности и сельского хозяйства.
Маркетинг как комплексная, равносторонняя и целенаправленная деятельность в области производства и рынка обеспечивает решение конкретных рыночных задач наиболее рациональным путем. В качестве методов изучения рынка, поиска новых идей в производстве и реализации товаров, услуг, глубокого изучения потребностей покупателей, клиентов и их удовлетворения благодаря производству и предложению новых товаров и услуг, а также как средство умелой организации связей производителей и потребителей, постоянного совершенствования системы сбыта маркетинг играет значительную роль в преобразовании всех хозяйственных отношений на рынке.
Маркетинг известен как система управления и организации деятельности компаний, фирм, банков, всесторонне учитывающая происходящие на рынке процессы. Банковский маркетинг в силу его специфики представляет особую отрасль маркетинга. Это внешняя и внутренняя идеология, стратегия, тактика и политика деятельности банка, определяемая конкретной общественно-политической и экономической ситуацией.
В настоящее время в связи с бурным развитием банковской системы, расширением круга выполняемых банками операций, усилением конкуренции, появлением конкурентов в лице небанковских учреждений (страховых, сберегательных, трастовых компаний, пенсионных и паевых инвестиционных фондов и т. д.), частичным оттоком вкладов из банков вследствие развития рынка ценных бумаг весьма актуальной является проблема изучения рынка банковских услуг, освоения их новых видов и привлечения большего количества клиентов. Говоря другими словами, банкам необходимо взять на вооружение концепцию и методы маркетинга, давно используемые промышленными и торговыми компаниями.
Чтобы выжить в конкурентной борьбе банкам предстоит осваивать новые виды услуг, новые, порой неожиданные формы бизнеса, выдвигать на первое место интересы каждого клиента.
Вопросы теории и практики общего и банковского маркетинга находят отражение в работах Б. И. Алёхина, И. Д. Грина, В. Д. Миловидова, М. А. Севрук, В. Т. Севрук, Ф. Котлера, Б. Бермана, И. Н. Горшковой, В. Е. Хруцкого, Дж. Р. Эвенса и других специалистов. Вместе с тем, на наш взгляд, потребность в исследовании деятельности такого важного сектора национальной экономики как сберегательные банки, возрастает. Практика работы банков, специализирующихся на работе с физическими лицами показывает, что для дальнейшего их развития и сохранения клиентов, необходим систематический социально-экономический анализ спроса на банковские услуги, разработка и реализация специальных программ развития банков на основе этого анализа, без чего становится практически невозможным функционирование на финансовом рынке.
Целью данной диссертационной работы является разработка научно-практических рекомендаций по основным принципам организации маркетинговой работы в сберегательных банках.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования решались следующие задачи: изучение опыта западных стран в исследовании потенциала образования сбережений населения, выявление устойчивых закономерностей использования накоплений, использование этого опыта при организации маркетинговых исследований в России. исследование роли сберегательных банков в национальной экономике и тенденций их развитияраскрытие особенностей маркетинга сберегательных банков: выявление факторов повышения эффективности работы сберегательных банков с населением, и разработка направлений дальнейшего развитиясоциальный анализ пользователей всемирных компьютерных сетей с целью разработки методов продвижения услуг сберегательных банков на финансовом рынке;
Теоретической и методологической базой исследования послужили труды российских и зарубежных учёных, законодательные акты и постановления Правительства РФ по вопроса регулирования банковской деятельности, теория и методология социально-экономического анализа.
Предметом исследования является организация социальноэкономического анализа деятельности сберегательных банков.
Объектом исследования выбраны Сберегательный банк РФ, Московский банк СБ РФ, Столичный банк сбережений (СБС-АГРО).
Эмпирической базой диссертации послужили статистические данные Госкомстата и ЦБ, результаты социально-экономических исследований филиалов и отделений Сберегательного банка РФ и СБС-АГРО.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
— выявлены современные тенденции и проблемы развития сберегательных банков как основного института аккумулирования сбережений населенияопределены основные факторы и условия проведения маркетинга сберегательных банковпредложены методы проведения социального маркетингаразработаны предложения в выборе приоритетов в осуществлении стратегии развития сберегательных банковвпервые предпринята попытка разработки и научного обоснования методов социально-экономического анализа спроса на банковские услуги в системе Интернет.
Практическая значимость диссертации. Основные результаты работы могут быть использованы в практической, научно-исследовательской и преподавательской деятельности.
Развитие теории и методологии банковского маркетинга применимо в практической работе сберегательных банков России и СНГ.
В прикладном отношении работа позволяет разработать методику проведения социально-экономического анализа привлечения накоплений населения конкретного банка или его отделения или филиала.
В изменившейся ситуации банковский маркетинг выступает как сочетание конкретных технических приемов работы с новым мышлением банковских служащих.
Введение
маркетинга в систему управления коммерческими сберегательными банками положит началу возникновения системы критериев выработки стратегии и тактики деятельности, а также определению конкретных мер изучения и развития рынка.
Апробация работы. Основные результаты работы депонированы в двух статьях сборников по экономической социологии в ИНИОН РАН, и доложены на научных конференциях МГУ им. М. В. Ломоносова «Ломоносовские чтения», а также использованы при чтении спецкурса «Банковский маркетинг» на социологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова.
Структура работы определена логикой и поставленными задачами. Диссертация состоит из трёх глав, разбитых на параграфы, заключения, списка литературы и приложений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Переход к рыночным отношениям, который в настоящее время является основным направлением стабилизации экономики России, основывается в первую очередь на оздоровлении финансов и перестройке банковской системы, формировании и развитии финансового рынка. Роль же новой банковской системы в продвижении страны к рыночной экономике во многом определяется развитием маркетинга в данной сфере, взаимоотношениями, которые складываются между различными банками, между банками и их клиентами, а также формированием рынка банковских услуг, процентной политикой и другой деятельностью банков.
Внедрение маркетинга в банковскую сферу в России происходит параллельно процессу перехода к рынку всех структур и сфер хозяйства. Это обстоятельство еще более усиливает значение современного маркетинга, направленного не только на активизацию банковской деятельности, но и на ускорение формирования совершенно новой банковской системы, ориентированной на рынок, и на содействие в продвижении к рынку других хозяйственных образований.
Полученные в ходе диссертационного исследования результаты позволяют сделать следующие выводы:
1. Сложившаяся на финансовом рынке России ситуация побуждает банки постоянно совершенствовать свою деятельность на основе долгосрочной стратегии. Чтобы выжить в конкурентной борьбе, банки вынуждены вводить в практику новые виды обслуживания, ставить на первое место интересы акционеров, бороться за каждого клиента. Этим и объясняется объективная необходимость для коммерческих сберегательных банков действовать на рынке на основе теории и практики современного маркетинга.
2. Целями социального маркетинга банков работающих с физическими лицами должны стать формирование и стимулирование спроса на бан.
141 ковские услуги всех социальных групп населения, в первую очередь мелких и средних вкладчиков как основной социальной группы. Результатом реализации социального маркетинга сберегательных банков должно стать обеспечение обоснованности принимаемых управленческих решений и планов работы банка, а также расширение объемов предоставляемых услуг, рыночной доли и прибылей. В основе нового подхода лежит принцип «все для клиента». Очередность приоритетов следующая — в первую очередь прибыль клиента, а затем интересы банка. Ориентация коммерческого банка на клиента является главным фактором, приводящим к успеху. Данный подход особенно важен для нашей страны. Без мобилизации даже мелких и мельчайших сбережений в условиях усиливающейся конкуренции за временно свободные денежные средства кредитные учреждения не могут успешно функционировать.
Определена роль и значение внутрибанковского маркетинга как одного из основополагающих факторов ориентации сберегательных банков на клиента. Это нетрадиционный подход к поставленной проблеме, где автором обоснованы следующие позиции: предложение внутренних банковских услуг сотрудникам как внутренним клиентамвнутрифирменная реализация внешней маркетинговой стратегиигенерирование внутреннего понимания маркетинга, что должно обеспечить понимание и необходимость проведения маркетинговой стратегии каждым сотрудником банка, а не только специализированным маркетинговым отделомспециальная подготовка и сохранение высокомотивированного, ориентированного на клиента, персонала. Определены экономические и психологические факторы ориентации на клиента и факторы ориентации на сотрудников банка.
6. Предложены основные методы выработки стратегии совершенствования работы сберегательных банков на основе социального банковского маркетинга в том числе: формирование общественного мнения (public relations), реклама, имиджеобразующие факторы.
7. Предложено использование всемирной компьютерной сети Интернет в качестве нового метода социального банковского анализа.
Проведён социальный анализ пользователей системы Интернет с целью определения потенциала развития сберегательных банков в плане продвижения новых банковских продуктов и услуг на финансовый рынок.
Список литературы
- Банковское дело. Под редакцией О. И. Лаврушина. Москва: Банковский и биржевой научно-консультационный центр, 1992.
- Бюллетень банковской статистики. Москва: ЦБ РФ, выпуск 11(54) -1997.
- Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. Москва: Дело, 1995.
- Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. Москва: ЗАО «Финпресс», 1997.
- Коробов Ю.И. Банковский маркетинг.// Деньги и кредит, № 9−10, 1994.
- Маркетинг в России и за рубежом. Июль, август 1997. Москва: ЗАО «Финпресс», 1997.
- Уткин Э.А. Банковский маркетинг. Москва: ИНФРА-М. Метаинйюрм, 1994.
- Севрук В.Т. Банковский маркетинг. Москва: Дело ЛТД, 1994.
- Севрук М.А. Система маркетинга, социально-экономический анализ, компьютеризация. М: 1994.
- М.Пайк. Internet в подлиннике: Пер. С англ. Cn6.:BHV — Санкт-Петербург, 1996 .
- И.Роль сберегательных банков в экономике. Ассоциация сберегательных банков. Москва: Центр «Банковские технологии и персонал», 1995.
- Спицын И.О., Спицын Я. О. Маркетинг в банке. Тернопыль: АО «Тарнекс», К.: Центр международного молодежного сотрудничества «Писпайп», 1993.
- Сборник материалов 18-го Всемирного Конгресса сберегательных банков. Ассоциация сберегательных банков. Москва: Центр «Банковские технологии и персонал», 1997.
- Сиголов A. Internet Желтые страницы Internet (русские ресурсы).
- Черкасов В.Е., Плотицына Л. А. Банковские операции: маркетинг, анализ, расчеты: Учебно-практическое пособие. Москва: Метаин<�Ьорм, 1995.
- Сто личный Банк Сбережений. Годовой отчет 1995 г.
- СБС-АГРО. Годовой отчет 1996 г.
- Сберегательный банк РФ. Годовой отчет 1994 г. 1Сберегательный банк РФ. Годовой отчет 1995 г.
- Уатинг Д.П. Осваиваем банковское дело. Москва: Банки и биржи, ЮНИТИ. 1996.
- Международный журнал «Проблемы теории и практики управления» -6/1996 г.
- Международный журнал «Проблемы теории и практики управления" — 1, 2/1997 г.
- Журнал «Деловые люди», № 81, сентябрь, 1997.
- Журнал «Деньги и кредит» № 3, 1994 г.
- Журнал «Деньги и кредит» № 11−12, 1994 г.
- Газета «Финансовые Известия» от 25. 09. 97 г.
- Газета «Сегодня» от 03. 09. 97 г.
- Газета Московского Банка Сбербанка России «Лепта», №№ 3 6, 10,1995.
- Газета Московского Банка Сбербанка России «Лепта», №№ 4−5, 10, 1997.
- Газета Московского Банка Сбербанка России «Сбережения», №№ 11−12,1996.
- Газета Московского Банка Сбербанка России «Сбережения», №№ 1−4, 6, 1997.
- Журнал «Столица» Ш 1−18, 1997.
- Храмцов П.Б. Лабиринт Internet. Практическое руководство. М. «Электроинформ», 1996.-256с.34.Marketing Week, May 1997.
- Heller R. and Willart N. Can You Trust Your Bank? N.Y. Charles Scribner’s Sons, 1977.
- Goldsmith R. A Study of Savings in the United States. Princeton, 1955.
- Projector D. Survey of Financial Characteristics of Consumers. Board of Governors of the Federal Reserve System. Washington, 1966.
- Projector D. Survey of Changes in Family Finances. Board of Governors of the Federal Reserve System. Washington, 1968.
- L’Hardy Ph. et Hoffman G. Epargne des menages et qesstion du patrimoine -enquete 1967. Les collections de Г I.N.S.E.E., serie M, vol. 6, 1970.
- Wirtschaft und Statistik, 1971, № 2.
- Vermogensbestande und Schulden privater Haushalte, 1973.42.Marketing Week, May 1997.
- Thomas E. Miller «Segmenting the Internet, July 1996, American Demographics» электрон, адрес: http*/www. denographics.com**ublications/AD/96AD/9607AD/9607AF64.htm
- Cyber Atlas/Demografics электрон, адрес: http */www/cvberatlas. conn/demographics
- Cyber Atlas/Market Size электрон, адрес: http://www. cyberatlas.com/matket.h 46.8.Cooper & Lybrand L.L.P. (US)-CLS New Media Group электрон, адрес: http://www .colybrand.com/industry/infocom/mediapr.html * .Electronic
- Measurement: Users, Not «Hits» 50.13.Tod Johnson «Getting A True Picture Of What Consumers Are Doing
- Online» электрон, адрес: http://www.npd.com/todsp2.htm 51. Nielsen Media Research-Interactive Services электрон, адрес: http://www.nielsenmedia.com/commercenet/exec.html 52. Site Development электрон, адрес: http*/www.cyberatlas.com/sitebmldings.html
- Internet, № 2,1996, ноябрь. 17. LAN, Журнал сетевых решений, T.2, Ж7,1996 г, ноябрьмлрд. руб. 160 000 140 000 -Ь120 000 100 000 480 000
- О СП СП
- ЕШВЭ Денежные доходы ^¦¦¦Денежные расходы-Денежные доходы с учетом инфляции*-Денежные расходы с учетом инфляции*
- База расчета показателя 1.01.96.млрд. руб. 160 000 140 000 120 014 897 152
- Вклады населения в учреждениях Сбербанка России и коммерческих банков1. Всего1. Я Коммерческие банки
- Сбербанк России -Всего с учетом инфляции*
- Знаете ли Вы. что такое Интернет?1. Да Нет94 б j
- Пользуетесь ли Вы Интернет?
- Имеете доступ к Интернет Пользуетесь Интернет Пользуетесь WWW ! !1 да 1 нет планирую иметь 33 36 5 !52 I 37 29 I 3 ! 1
- Где Вы можете иметь доступ к Интернет? i Дома 1 на работе в МГУ Прочие31 46 в ком п классе 28 в лаборатории 13 (как правило, у родителей на работе или у знакомых) 20
- Дяя каких целей Вы используете Интернет?1. Работа Развлечение e-mail загрузка программ из сета поиск необхо' димой информации «только для взрослых» игры Chat e-mail47 30 51 20 26 26 27
- Где Вы можете иметь доступ к компьютеру?
- Пользуетесь ли Вы Интернет?
- Имеете доступ к Интернет Пользуетесь Интернет Пользуетесь WWW 1ill 1 да • нет | планирую иметь 23 ! 50 24 1 14 4
- Где Вы можете иметь доступ к Интернет?
- Дома на работе в МГУ «Прочие21 15 в хомп классе в лаборатории (как правило, у ро30 1 дителей на работеили у знакомых) 28
- Для каких целей Вы используете Интернет?1. Работа 1 e-mail загрузка программ из сети поиск необходимой информации «только дли взрослых» игры Chat e-mail15 1 34 з ! з 4 7
- Дома на работе В МГУ 55 1 Прочие43 18 в комп. классе 47 1 в лаборатории 1 1 25 :
- Структура денежных доходов и расходов населения России в 1997 г.
- Январь февраль (Март 1 Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь