Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Управление ключевыми компетенциями в системе мер обеспечения конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

ВУЗ является организацией, в рамках которой производится' и реализуется продукция особого рода, отличающаяся не только тем, что это образовательная услуга, товарную форму которой часто сложно и даже в ряде случаев невозможно количественно выразить, а значит, механизм ее рыночной трансакции усложнен, но и тем, что этот продукт (услуга) несет набор положительных экстерналий для общества, которые… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ д > I |
    • 1. 1. Сущность и особенности производства образовательных услуг
    • 1. 2. Рыночные принципы организации системы высшего образования
    • 1. 3. Содержание конкурентоспособности ВУЗа на рынке образовательных услуг
  • 2. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ СТРАТЕГИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗА
    • 2. 1. Стратегии конкурентоспособности ВУЗа в условиях рынка
    • 2. 2. Конкурентоспособность ВУЗа на основе управления его ключевыми компетенциями
  • 3. УПРАВЛЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИЯМИ В СИСТЕМЕ КОНКУРЕНТ-МЕНЕДЖМЕНТА ВУЗА НА ЛОКАЛЬНОМ РЫНКЕ 111 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
    • 3. 1. Ключевые компетенции выпускника как основа построения системы конкур ентменеджмента ВУЗа на локальном рынке 111 образовательных услуг
    • 3. 2. Инструменты управления компетенциями ВУЗа и механизм их реализации (на примере ВИ ЭУиП)

Управление ключевыми компетенциями в системе мер обеспечения конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Формирование рынка образовательных услуг в РФ и набирающие силу процессы глобализации привели к появлению новых подходов, пересматривающих существовавшие ранее концепции экономического механизма функционирования системы отечественного высшего образования. Изменение социально-экономических it" — t ориентиров общества вызвало противоречия между темпами инновационных преобразований в экономике России и практикой подготовки специалистов высшей квалификации, что, в свою очередь, привело к изменению социально-экономических условий функционирования ВУЗов и образовательных парадигм. Подготовка конкурентоспособного специалиста многими учёными связывается с необходимостью разработки новой стратегии высшего профессионального образования, которая предполагает особый управленческий подход, способный обеспечить конкурентоспособные позиции ВУЗа в условиях происходящих изменений на рынке образовательных услуг. Наряду с этим, вступление России в Болонский процесс актуализировало проблему конкурентоспособности российских ВУЗов в условиях интеграции отечественного высшего образования в мировую образовательную систему.

Одним из приоритетных направлений модернизации современного российского образования является внедрение компетентностного подхода, основная идея которого заключается в том, чтобы выпускник обладал набором ключевых компетенций, значимых для его дальнейшей адаптации к требованиям современного рынка труда. Ключевые компетенции выпускника становятся ориентиром системы управления ключевыми компетенциями самого ВУЗа, что будет являться фактором обеспечения его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Всё вышесказанное определяет актуальность применения компетентностного подхода к обеспечению конкурентоспособности высшего учебного заведения, что и послужило причиной выбора темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Диссертационное исследование базируется на методологических и теоретических разработках вопросов управления конкурентоспособностью экономических субъектов вообще и рынка образовательных услуг в частности, представленных в трудах отечественных и зарубежных ученых. Фундаментальную основу исследования экономики системы высшего образования в России составляют труды Петти В., Смита А., Кейнса Дж.М., Коуза Р., Бъюкенена Дж., Шумпетера Й., Беккера Г., Денисона Э., Долана Э., Портера М. В работах таких современных российских ученых, как Аганбегян А., Игонина JL, Полтерович В., Ясин Е., исследуется специфика современного отечественного рынка образовательных услуг и раскрыт механизм его модернизации.

Методологические и теоретические вопросы становления и развития рынка образовательных услуг в условиях трансформирующейся экономики освещены в исследованиях Геворкян Е., Гребнева JL, Глухова В., Егоршина А., Ерошина В., Добрынина А., Дятлова С., Курганского С., Кузьминова Я., Лашко С., Лукашенко М., Нуждина В., Панкрухина А., Пороховского А., Романковой Л., Соболевой И., Ушаковой М., Ченцова А., Чекмарева В.

Проблемы обеспечения конкурентоспособности ВУЗа на рынке образовательных услуг рассматриваются в работах Большакова С., Долятовского В., Кельчевской Н., Костюкова А., Лазарева В., Мазура О., Мохначева С., Романовой И., Рубина Ю., Рябченко Т., Фатхутдинова Р.

Реализация компетентностного подхода в деятельности образовательных учреждений является объектом изучения Болотова В., Глазычева Л., Гребнева Л., Давыдова Ю., Зеера Э., Зимней И., Колесникова Ю., Кузьминова Я., Равена Дж., Серикова В., Хомского Н., Хуторского А.

Теория ключевых компетенций как механизма обеспечения конкурентоспособности экономических субъектов получила развитие в трудах.

Дюрана Т., Ефремова В., Каплана Р., Мак-Грата Р., МакКлеланда Д., Нортона Д., Прахалада К., Рэнделла Р. М., Фаэя JI., Хамела Г. и других авторов.

В то же время, проблема приложения теории ключевых компетенций к обеспечению конкурентоспособности высшего учебного заведения на рынке образовательных услуг вплоть до настоящего времени не получила должного освещения как в отечественной, так и в зарубежной литературе, что обусловило выбор темы диссертационного исследования, постановку его цели и задач.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является критическое обобщение теоретических концепций конкурент-менеджмента организации, и обоснование на этой основе принципов построения и инструментария реализации стратегии конкурентоспособности ВУЗа на рынке образовательных услуг на основе управления ключевыми компетенциями. Для достижения поставленной цели в работе предусматривается решение следующего ряда логически взаимосвязанных задач:

— выявить сущность и особенности производства образовательных услуг;

— исследовать рыночные принципы организации системы высшего образования;

— проанализировать содержание конкурентоспособности ВУЗа на рынке образовательных услуг;

— исследовать стратегии конкурентоспособности ВУЗа и механизм их реализации в условиях рынка;

— обобщить принципы компетентностного подхода как инструмента управления конкурентоспособностью ВУЗа;

— сформулировать алгоритм построения системы конкурент-менеджмента ВУЗа на локальном рынке образовательных услуг на основе ключевых компетенций выпускника;

— разработать инструментарий управления компетенциями ВУЗа и обосновать механизм их реализации на примере ВИ ЭУиП.

Объектом исследования является предпринимательско-сетевой ВУЗ, осуществляющий деятельность на регионально-локальном рынке образовательных услуг.

Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие между субъектами рынка образовательных услуг в процессе построения и реализации стратегии конкурентоспособности ВУЗа на основе управления его ключевыми компетенциями.

Теоретико-методологической основой исследования являются фундаментальные положения экономической теории об объективной обусловленности превращения знания в доминантный фактор устойчивого развития экономики, теории конкуренции, положения, представленные в классических и современных исследованиях зарубежных и отечественных экономистов в области исследования рынка образовательных услуг, обеспечения конкурентоспособности его субъектов, фундаментальные исследования основоположников теории ключевых компетенций, а также труды, базирующиеся на системно-функциональном подходе к изучению закономерностей функционирования системы образования вообще и системы высшего профессионального образования в частности. Их использование позволило комбинировать различные методологические подходы в целях обоснования концепции и общей логики диссертационного исследования.

Инструментарно-методический аппарат исследования. В ходе диссертационного исследования применялась совокупность общенаучных и экономических методов системного анализа в единстве его субъектно-объектного, функционально-структурного, коммуникативного и интегративного аспектов, обеспечивающая возможность применения инструментария экономического исследования к разработке проблемы управления ключевыми компетенциями как инновационного механизма обеспечения конкурентоспособности ВУЗа на рынке образовательных услуг. 6.

В работе использовались диалектический, логический, историко-геиетический, эмпирический методы исследования, также применялись сравнительный, экономико-статистический и институциональный анализ, социологический опрос, табличные и графические способы визуализации статистических данных.

Информационно-эмпирическая база исследования, позволившая обосновать и получить достоверные результаты, сформирована на основе официальных материалов федеральных и региональных органов статистики (в частности Ростовской области), данных Федерального агентства по образованию, экономических показателей и научных обобщений монографических исследований отечественных и зарубежных ученых, экономико-статистических сборников и справочников, аналитических обзоров, информации, опубликованной в сети Интернет, а также материалов первичной отчетности ВУЗов г. Волгодонска.

Нормативно-правовую базу исследования составляют законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств, агентств и ведомств сферы образования РФ, законодательные акты регионального характера, регулирующие отношения в сфере образования.

Рабочая гипотеза исследования базируется на обосновании положения о том, что важнейшим условием повышения эффективности функционирования отечественной системы высшего профессионального образования, обеспечивающей подготовку конкурентоспособных специалистов, соответствующих требованиям инновационной экономики, является формирование конкурентной среды взаимодействия ее основных субъектов, в рамках которой стратегия конкурентоспособности ВУЗа в пределах заданного кластера строится на доведении образовательной услуги до индивидуальных потребностей потребителя, имеющих наивысшую степень спецификации, что становится возможным, если в основу построения конкурент-менеджмента ВУЗа будет положен такой инновационный 7 инструмент менеджмента, как управление ключевыми компетенциями высшего учебного заведения на основе ключевых компетенций выпускника.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Образовательные услуги, как и любой товар, реализуются на рынке, который понимается как совокупность существующих и потенциальных покупателей и продавцов товара. Рынок образовательных услуг, в этом случае, представляет собой рынок, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов (отдельных личностей, домохозяйств, предприятий и организаций, государства) и их предложение различными образовательными учреждениями.

2. Увеличение темпов роста объемов ограниченных ресурсов в сфере образования, набирающие силу процессы глобализации актуализируют проблему конкурентоспособности отечественных специалистов высшей квалификации, обуславливают необходимость повышения эффективности механизма функционирования сферы образования вообще, и системы высшего образования, в частности, на основе внедрения рыночных принципов ее организации и, прежде всего, формирования конкурентной среды функционирования ВУЗов.

3. Отношения конкуренции в сфере высшего образования имеют ряд отличительных характеристик, обуславливаемых не столько особенностями процесса производства образовательных услуг, сколько особой общественной значимостью конечного продукта, создаваемого ВУЗами, альтернативная стоимость которого включает не только явные и неявные издержки функционирования ВУЗа, а также так называемые положительные экстерналии, сопутствующие производству конечного продукта деятельности ВУЗа, которые выпадают из системы рыночных оценок результатов деятельности, а, значит, не воспринимаются ВУЗами как конкурентные преимущества, и могут быть таковыми только в случае использования государственно-административных форм их стимулирования.

4. При господстве административно-государственной формы организации сферы образования в России, эффективные стимулы развития конкурентных отношений в сфере высшего образования могут быть созданы лишь в том случае, если рассматривать данную сферу как часть рыночной экономики, а ВУЗы — как предприятия, производящие частные и общественные блага. В этом формате одной из важнейших задач ВУЗа является отработка технологий обеспечения его конкурентоспособности.

5. Построение эффективной модели конкурентоспособности ВУЗа на основе управления ключевыми компетенциями является возможным в рамках заданного кластера, параметры которого очерчивают качественно однородную среду рынка образовательных услуг, отличающуюся соизмеримостью характеристик предоставляемых образовательных услуг: идентичностью потребностей, удовлетворяемых с их помощьюсоизмеримостью сегментов рынка, для которых предназначены образовательные услугисоизмеримостью фазы жизненного цикла образовательной услугиинновативностью образовательной услуги.

6. На формирование ключевых компетенций высшего учебного заведения оказывают влияние не только факторы его внутренней среды, определяемые возможностями и стратегической архитектурой ВУЗа, но и факторы внешней среды, представленные существующими ключевыми компетенциями конкурентов, сложившимися критериями ценности образовательных услуг у потребителей и барьерами входа на новые рынки, что вызывает необходимость их тщательного анализа в системе конкурентменеджмента ВУЗа.

7. Выявление ключевых компетенций и разработка на их основе стратегии конкурентоспособности наиболее актуальны для предпринимательско-сетевых.

ВУЗов, осуществляющих свою деятельность на локально-территориальных рынках, отличающихся сравнительно узким кругом потенциальных потребителей и значительным числом конкурентов. В этом случае конкурентные преимущества конкретного ВУЗа определяются не столько 9 набором традиционных параметров — материально-техническая база, уровень профессорского преподавательского состава и так далее, сколько свойственными только данному ВУЗу традициями, опытом, навыками, интеллектуальными ресурсами, составляющими его ключевые компетенции и выступающие основой системы конкурент-менеджмента.

8. Значительным потенциалом построения стратегии конкурентных преимуществ ВУЗа обладает технология конкурентменеджмента, реализующая при построении матрицы ключевых компетенций логическую схему «ключевые компетенции ВУЗа на основе ключевых компетенций выпускника», представляющую собой, с содержательной точки зрения, систему управленческих решений по доведению реализуемой ВУЗом образовательно-профессиональной программы до имеющих высокую степень спецификации индивидуальных запросов потребителей образовательной услуги.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в обосновании механизма реализации ключевых компетенций ВУЗа как инструмента обеспечения его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

В процессе исследования сформулирован ряд положений и выводов, обладающих научной новизной:

— углублено представление об особенностях процесса воспроизводства в системе высшего профессионального образования, обусловленных спецификой образовательной услуги ВУЗа, состоящей в низкой степени осязаемости, неотделимости от источника, непостоянстве качества, несохраняемости, качественной и количественной неоднородности конечного продукта деятельности ВУЗа, представляющего собой единство ряда характеристик, часто неподдающихся формализации и кодификации, к которым относятся квалификация выпускника, новые знания и технологии, положительные экстерналии;

— расширено представление о содержании экономического механизма функционирования системы высшего образования как составной части экономики общественного сектора и обосновано, что господство государственно-административных форм взаимодействия субъектов в сфере высшего образования России обусловлено неразвитостью социально-институциональной структуры, обеспечивающей рыночные трансакции по поводу производства и потребления вузовского продукта, что, однако, не является основанием для отрицательной оценки потенциала рыночно-конкурентных принципов организации экономического механизма функционирования сферы образования, в том числе, относительно механизма использования бюджетных ресурсов;

— углублено представление о стоимостной природе конечного продукта деятельности ВУЗа, версификация которого является основой для выработки его конкурентных преимуществ, и обосновано положение о том, что его альтернативная стоимость не может быть сведена к издержкам функционирования ВУЗа, а включает в себя положительные экстерналии, которые выпадают из системы рыночных оценок деятельности ВУЗа, и могут быть интегрированы в систему конкурентных преимуществ ВУЗа только на основе использования экономических инструментов государственного регулирования параметров конкурентной среды системы высшего образования;

— на основе развития идеи коокуренции сформулирована концепция формирования конкурентной стратегии ВУЗа как набора технологий и инструментов конкурентменеджмента, адекватных параметрам соответствующего кластера системы высшего образования и ориентированных на доведение образовательной услуги ВУЗа до индивидуальных особенностей потребителя, имеющих высокую степень спецификации, что особенно важно для предпринимательско-сетевых ВУЗов, которые в этом случае взаимодействуют и конкурируют за получение своего потребителя, а не друг против друга;

— выявлены основные факторы развития системы управления ключевыми компетенциями ВУЗа, к которым относятся совершенствование структуры подготовки кадров за счет расширения профиля их подготовки, совершенствование образовательных технологий, создание подразделений, занимающихся изучением рынка образовательных услуг, создание гибкой системы управления компетенциями для своевременного и адекватного реагирования на изменения внешней среды.

— предложен механизм использования матрицы компетенций, на основе которого ВУЗ получает возможность выявления конкурентной позиции текущих компетенций, определения структуры портфеля компетенций, включая ключевые, и формирования программ развития сбалансированного портфеля компетенций.

Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена развитием теории конкуренции и, прежде всего, углублением методологического подхода к определению ее содержания как коокуренции, раскрытием потенциала компетентностного подхода к управлению конкурентоспособностью организации и выявлении особенностей его реализации в рамках системы высшего образования России как инновационного инструмента обеспечения конкурентоспособности ВУЗа на локальном рынке образовательных услуг.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что полученные в его ходе положения, выводы и рекомендации могут быть использованы федеральными и региональными органами управления системой образования для определения приоритетных направлений совершенствования системы подготовки специалистов и повышения эффективности функционирования экономического механизма сферы образования на основе внедрения рыночных принципов ее организации, администрацией ВУЗа для разработки стратегий конкурентоспособности на основе управления его ключевыми компетенциями.

Изложенные в диссертационной работе теоретические положения и.

12 практические рекомендации также могут быть использованы при разработке учебных и методических пособий, при изучении курсов «Менеджмент», «Экономика образования», «Управление некоммерческими организациями», «Управление качеством услуг», а также в процессе повышения квалификации административно-управленческого и преподавательского состава ВУЗов.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования отражены в двенадцати публикациях общим объемом 4,5 п. л., прошли апробацию на международных, региональных, межрегиональных и межвузовских научно-практических конференциях в гг. Волгодонске, Ростове-на-Дону, Саратове, Челябинске, Чистополе за период 2007;2009гг.

Структура диссертационной работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, иллюстрированных 13 таблицами и 20 рисунками, заключения, списка использованных источников в количестве 176 наименований и 4 приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование теоретических основ и практических механизмов обеспечения конкурентоспособности ВУЗа на основе реализации концепции ключевых компетенций позволяет прийти к следующим выводам:

1. Концентрация значительных ресурсов в сфере образования, с одной стороны, и повышение требований, предъявляемых современной экономикой к качеству подготовки специалистов высшей квалификации, с другой стороны, объективно обуславливают необходимость теоретической разработки и внедрения на практике механизма повышения эффективности функционирования системы высшего образования Российской Федерации и конкурентоспособности отечественных ВУЗов в глобализирующемся мире.

2. Решающим условием перехода отечественной системы высшего образования на инновационную модель развития является внедрение рыночных принципов координации интересов субъектов системы высшего образования, что позволит интегрировать потенциал конкуренции в деятельность ВУЗа и создать предпосылки, стимулирующие ВУЗы к разработке и внедрению инноваций как единственно возможного условия обеспечения их конкурентоспособности.

3. Внедрение рыночных принципов организации системы высшего образования обуславливает необходимость изменения традиционных представлений о сфере образования как об элементе общественного сектора экономики. Деятельность ВУЗа по оказанию образовательных услуг и конечный результат этой деятельности обладают набором специфических свойств, отличающих конечный продукт ВУЗа от традиционных рыночных благ, но это не является основанием для отрицания возможности распространения рыночных принципов координации интересов на сферу образования. Особенность продукта сферы образования и ее общественная значимость говорят не о фиаско рынка, применительно к системе высшего образования, а об отсутствии социально-институциональной структуры.

161 рыночного взаимодействия по поводу производства и присвоения образовательной услуги как общественного блага.

4. Внедрение рыночных принципов в организацию отечественной системы высшего образования не означает исключение государства из этой сферы, а, напротив, предполагает разделение функций между государством и рынком в сфере образования и распространение рыночных принципов на организацию движения бюджетных источников финансирования образования как альтернативы прямых административно-государственных способов распределения бюджетных ресурсов.

5. Только в условиях рыночной модели возможно задействовать потенциал конкуренции для повышения эффективности функционирования ВУЗов, что объективно обуславливает необходимость овладения ВУЗами технологиями разработки и реализации стратегий конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. При этом система конкурент-менеджмента ВУЗа, имея общую логику построения с любой другой бизнес-организацией, обладает рядом отличительных характеристик, которые обуславливаются спецификой образовательной услуги, ее жизненным циклом, иерархией образовательных потребностей потребителя, что приводит к невозможности формализации и кодификации важнейших параметров модели конкурентоспособности ВУЗа.

6. Разработка и реализация стратегии конкурентоспособности ВУЗа является неотъемлемым элементом формирования механизма функционирования системы высшего образования России, в основе которого лежат рыночные принципы взаимодействия ее субъектов.

Реализация этих принципов предъявляет качественно иные требования к построению и содержанию системы менеджмента ВУЗа, которая в этом случае должна не только и даже не столько выполнять функцию трансляции и контроля получаемых извне установок, сколько заниматься генерацией идей конкурентных преимуществ и эффективно управлять ресурсами ВУЗа с целью реализации этих преимуществ. Теорией и практикой менеджмента.

162 накоплен значительный потенциал разработки и реализации конкурентных стратегий бизнеса, что представляет несомненный интерес для ВУЗов и может и должно использоваться ими в организации системы конкурент-менеджмента.

7. ВУЗ является организацией, в рамках которой производится' и реализуется продукция особого рода, отличающаяся не только тем, что это образовательная услуга, товарную форму которой часто сложно и даже в ряде случаев невозможно количественно выразить, а значит, механизм ее рыночной трансакции усложнен, но и тем, что этот продукт (услуга) несет набор положительных экстерналий для общества, которые очевидны и ощутимы, но существуют вне рамок конкретной трансакции и во времени могут существовать бесконечно долго. Все это усложняет разработку и реализацию стратегии конкурентоспособности ВУЗа и требует применения инновационных форм и методов управления, каковыми, являются система управления качеством, бенчмаркинг, основанный на инструментах маркетинга, и аутсорсинг. Применение этих инновационных инструментов позволяет выявить те качества (возможности) ВУЗа как организации, которые отличают его от других ВУЗов и являются часто нематериальными активами, существующими в форме традиций, опыта, накопленных ВУЗом, оригинальных способов управления' его ресурсами, образующих в совокупности с материальными активами матрицу его компетенций, которые не могут использоваться другими ВУЗами. Умение выявлять и управлять этими компетенциями составляет залог успеха ВУЗа в реализации стратегии конкурентных преимуществ.

8. Создание эффективной системы управления ВУЗом на основе развития его ключевых компетенций, в свою очередь, позволит существенно повысить уровень ключевых компетенций выпускников. Таким образом, возникает алгоритм определения стратегии конкурентоспособности ВУЗа, отличный от стратегии конкурентоспособности организаций, относящихся к другим секторам хозяйственной системы: ключевые компетенции.

163 выпускника лежат в основе ключевых компетенций ВУЗа.

9. Содержание системы управления конкурентоспособностью любой организации во многом определяется характеристикой продукции, которая производится этой организацией или конечным результатом ее деятельности. Несмотря на то, что конечный результат (продукт) деятельности ВУЗа не всегда поддается строгой формализации, продолжаются дискуссии на предмет определения конечного продукта ВУЗа и его оценки, большинство специалистов сходятся во мнении, что конечным продуктом ВУЗа можно считать выпускника — специалиста, обладающего набором соответствующих компетенций. Следовательно, компетенции выпускника должны выступать критерием оптимизации ресурсов ВУЗа, что собственно и составляет экономическую основу построения и реализации его стратегии конкурентоспособности.

10. Стратегия конкурентоспособности ВУЗа может быть успешной только в том случае, если ВУЗу удастся сконцентрировать ресурсы на тех участках работы, которые, с одной стороны, вносят решающий вклад в формирование ценности (полезности) образовательных услуги, с другой стороны, являются уникальными, сложно копируемыми и отличают данный ВУЗ от конкурентов. Очевидно, что критерием выделения этих участков работы (способностей, ресурсов ВУЗа) являются компетенции выпускника-специалиста. Иначе говоря, возникает алгоритм построения системы конкурент-менеджмента ВУЗа, когда в основе выявления компетенций ВУЗа лежат компетенции выпускника. Выявление матрицы компетенций и на ее основе ключевых компетенций выпускника, и построение на ее основе системы управления компетенциями ВУЗа является, по нашему мнению, инновационной формой конкурент-менеджмента, в наибольшей степени обеспечивающей конкурентоспособность ВУЗа на локальном рынке образовательных услуг.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т. Практический маркетинг. СПб.: Питер, 1999.
  2. А. X. Экономика, основанная на знаниях // Мировая экономика и международные отношения. — 2008, № 6.
  3. А. И., Горелик О. М., Волохин С. Б. Повышение конкурентоспособности образовательных услуг высшей школы в регионе (на примере Самарской области) // Маркетинг образовательных услуг. М.: МЭСИ, 2002.
  4. Н. Г. Маркетинговые коммуникации в системе экономического образования // Практический маркетинг. 2003, № 3.
  5. О. Перспективы внедрения компетентностного подхода в отечественную систему педагогического образования // Преподаватель: 21 век.-2007, № 1.
  6. В. В. Организационно-экономические инструменты обеспечения конкурентоспособности высшей школы: Дисс.. к. э. н. — М., 2006.
  7. И. П., Хохлов Е. В. Анализ формирования категории конкурентоспособность, как фактора рыночного превосходства экономических объектов // Маркетинг в России и за рубежом. 2005, № 1.
  8. В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003, № 10.
  9. Н. Л. Особенности проявления конкуренции на рынке продукта вузовской деятельности // //Энергия молодых экономике России: Труды V Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Т. 2. — Томск: Изд. ТПУ, 2004.
  10. Ю.Браверман А. Маркетинг в российской экономике переходного периода. М., 1997.
  11. П.Булавенко О. Болонская декларация и структурная перестройка процесса обучения // Народное образование. 2005, № 7.
  12. В. И., Красильников В. Б., Плаксий С. И., Тягунова Т. Н. Оценка качества деятельности образовательного учреждения. — М.: ИКАР, 2005.
  13. Высшее образование в России. Аналитический доклад / под рук. В. JI. Глазычева. М., 2004.
  14. В. В., Сорокин Г. Г. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Образование и общество. — 2006, № 3.
  15. М., Княгинин В. Массовое, гибкое и интернациональное // Эксперт. 2005, № 43.
  16. М., Жуковская В., Трофимова М. Конкурентоспособность в микро-, макро- и мезоуровневом измерениях // Российский экономический журнал. 1998, № 3.
  17. Глобализация и конвергенция образования: технологический аспект / под ред. Ю. Б. Рубина. М.: Маркет ДС корпорейшн, 2004.
  18. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. — Женева: Европейский фонд образования, 1997.
  19. О. П. Всеобщее управление качеством. М.: Радио и связь, 1999.
  20. В. Д., Грузинов В. П. Экономика предприятия. М.: Финансы и статистика, 2004.
  21. Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Известия РАО. 2000, № 2.
  22. Т. В. Бенчмаркинг как инструмент обеспечения конкурентоспособности образовательных услуг ВУЗа. Автореферат дисс.. к.э.н. Казань, 2007.
  23. Даулинг' Г. Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности. М.: ИНФРА-М, 2003.
  24. . Образование: сокрытое сокровище. Париж: ЮНЕСКО, 1996.
  25. Д. и Дж. Большой толковый социологический словарь. М., 1999.
  26. В. А., Рябченко Т. А., Мазур О. А. Конкурентоустойчивость и технология управления развитием ВУЗа на рынке образовательных услуг. Ростов н/Д.: РГЭУ «РИНХ», 2006.
  27. Т. Алхимия компетенций // Хэмел Г. и др. Стратегическая гибкость. СПб.: Питер, 2005.
  28. В. И. Финансово-экономические отношения в образовании // Педагогика. 1999, № 3.
  29. В. С. Концепция стратегического планирования в бизнес-системах. — М.: Финпрес, 2001.
  30. А. И. Эталонная модель профессиональной компетентности менеджера (руководителя). СПб., 2002.
  31. Г. Е. Образование: научные подходы к исследованию // Социологические исследования. 2000, № 6.
  32. Г. Е., Шуклина Е. А. Образование как ресурс информационного общества // Социологические исследования. 2007, № 6.
  33. ЗЗ.Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2003.34.3еер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. -2005, № 4.
  34. И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2003, № 5.
  35. В. Разработка стратегии и тактики маркетинговой деятельности ВУЗов на рынке образовательных услуг и научно-технической продукции: Автореферат дисс.. к.э.н. -М.: РЭА, 1997.
  36. И. М. Об экономической природе современного отечественного образования // Высшее образование в России. 2004, № 9.
  37. А. Н., Ксенофонтова О. JI. Стратегия регионального университета на рынке малых образовательных услуг // Успехи современного естествознания. — 2007, № 8.
  38. В. Парадоксы постиндустриальной экономики // Мировая экономика и международные отношения. 2000, № 3.
  39. Н. Н., Крутий И. А. Вклад высшего образования в развитие человеческого капитала // Труды СГУ. Вып. 87. Гуманитарные науки. Психология и социология образования. 2005.
  40. Р., Нортон Д. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей. М.: Олимп-бизнес, 2004.
  41. В., Прудковский Б. По поводу оценки качества // Высшее образование в России. 1999, № 2.
  42. Н. Р., Оценка экономической устойчивости государственного ВУЗа // Университетское управление. — 2002, № 4.
  43. И. Обновление учебных программ. СПб., 1998.
  44. Г. Б. Становление общества знаний в России: социально-экономические аспекты // Общественные науки и современность. — 2005, № 3.
  45. Н. Д., Шаповалов В. Л. Роль децентрализации, контроллинга и аутсорсинга в эффективном управлении вузом // Университетское управление: практика и анализ. 2004, № 2.
  46. Н., Трунова Н. Россия постиндустриальная:коммерциализация образования // Платное образование. 2006, № 7.168
  47. Компетентностный подход. Реферативный бюллетень. М.: РГГУ, 2005.
  48. С. О. Ключ на старт! // Креативная экономика. 2007, № 1.
  49. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2002.
  50. Ю. В., Круглов В. А. Концепция МГТУ СТАНКИН в области обеспечения качества высшего инженерного образования // Проблемы качества в сфере образования. — 2001, № 1.
  51. С. В., Солонин С. И. Развитие системы управления качеством образования в УГТУ // Университетское управление: практика и анализ. -2000, № 3.
  52. Костюк В. Hi Специфика экономики, основанной на знаниях // Общественные науки и современность. — 2004, № 4.
  53. А. В., Большаков С. Н. Региональные аспекты обеспечения повышения конкурентоспособности образовательных услуг высшей школы // Образование и общество. — 2006, № 3.
  54. Р. Фирма, рынок и право. М.: Новое издательство, 2007.
  55. Кох Р. Стратегия. М.: Эксмо, 2007.
  56. О. В. Современные тенденции в получении образовательных услуг // Социологические исследования. 2001, № 9.
  57. О. JT. Специфика образовательных услуг: маркетинговый аспект // Современные наукоемкие технологии. — 2006, № 2.
  58. Н. В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. М., 2001.
  59. В. А., Мохначев С. А. Конкурентоспособность ВУЗа как объект управления. Екатеринбург: Пригородные вести, 2003.
  60. Ю. Н., Гаврилова В. А. Система инструментов построения инновационной стратегии университета // Экономика региона. — 2007, № 15.
  61. С. И. Глобальное аксиологическое равновесие на рынке образовательных услуг // Финансы и кредит. 2007, № 42.
  62. С. И. Интеграция системы экономического и бизнес-образования России в мировой рынок образовательных услуг. — Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2008.
  63. В. С., Никандров Н. Д., Рыжаков М. В. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика. М., 2002.
  64. М. «Коокуренция» на рынке образовательных услуг // Высшее образование в России. 2006, № 9. — С. 51.
  65. М. Рынок образовательных услуг: десять лет спустя // Высшее образование в России. — 2003, № 1.
  66. И. И., Шапиро В. Д. Управление качеством. М.: Омега-Л, 2005.
  67. В. Л. Экономика знаний: уроки для России // Экономическая наука современной России. 2003, № 1.
  68. Мак-Грат Р. Новая стратегия: конкурентное преимущество из идиосинкразического экспериментирования // Хэмел Г. и др. Стратегическая гибкость. СПб.: Питер, 2005.
  69. С. Изучение конкуренции на карагандинском региональном рынке образовательных услуг ВУЗов // Маркетинг. 1999, № 1.
  70. Маркетинг образовательных услуг в КР (управление интеллектуальным капиталом). — Бишкек: Государственная патентно-техническая библиотека Кыргызской Республики, 2003.
  71. А. К. Психология профессионализма. М., 1996.
  72. Менеджмент, маркетинг и экономика образования / под ред. А. П. Егорпшна. Н. Новгород: НИМБ, 2001.
  73. С. Проблема оценки качества подготовки: компетентностный подход // Высшее образование в России. 2007, № 8.
  74. Миндели Л: Э., Пипия Л: К. Концептуальные аспекты формирования экономики знаний // Проблемы прогнозирования. 2007, № 3.
  75. Э. В., Кричевский М. Л. Качество и конкурентоспособность. — СПб.: Питер, 2004.
  76. Л. М. Психология профессионального развития. М., 1998.
  77. П., Пискунова П., Костин F.- Маркетинг и. конкурентоспособность образовательного учреждения (ВУЗа) // Маркетинг. 1999, № 5.
  78. Г. Никитина Н. Ш. Рейтинговая оценка деятельности г. факультетов как элемент системы мониторинга качества образования в университете // Университетское управление: практика и анализ. — 2003, № 4.
  79. И. Компания создатель знания. — М.: Олимп-Бизнес, 2003.
  80. В. Н: Проблемы управления качеством высшего образования // Проблемы качества в сфере образования. 2001, № 1.
  81. В. Н., Кадамцева F. Г. Стратегия развития высшего образования и обеспечение качества // Высшее образование сегодня. —2003-.№ 4.
  82. А. М., Иванов С. В. Университет как региональная корпорация // Социологические исследования. — 2004, № 11.
  83. Е. В. Маркетинг услуг. СПб.: Питер, 2000.
  84. Н. В., Рыкун А. Ю. Модели стратегии вузов на рынке дополнительных образовательных услуг // Вестник Томского государственного университета. 20032 211.
  85. А. Эффективность экономического образования // Вопросы экономики. 2006,|^4 7.
  86. К., Хамел Г. Ключевая компетенция корпорации // Вестник СПбГУ. Серия «Менеджмент». -2003, вып. 3.
  87. А. И. Современная социология организаций. М., 1995.
  88. Проблемы качества образования. М. — Уфа, 2003.
  89. Д. В., Олейник А. В., Соболев В. С., Степанов С. А. Методические рекомендации по применению стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000−2001 в высших учебных заведениях. СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2003.
  90. Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002.
  91. В. М. Управление развитием негосударственных образовательных учреждений в сфере высшего и дополнительного профессионального образования в регионе. — Дисс.. к.э.н. — М., 2000.
  92. Рейтинг российских университетов // Карьера. — 1998-№ 2.
  93. JT. И. Современные проблемы экономики высшей школы // Педагогика. 2002, № 3.
  94. И. Б. Управление конкурентоспособностью высшего учебного заведения. Ульяновск: Средневолжский научный центр. 2005.
  95. Ю. Б. Теория конкуренции и задачи повышения конкурентоспособности российского образования // Высшее образование в России. 2007, № 1.
  96. Ф., Журавлев А. Конкурентоспособность: образование, информационный потенциал, принятие управленческих решений. — М., 2003.
  97. Е. Н. Развитие системы высшего образования в период рыночных трансформаций: институциональный и кадровый аспекты. -СПб., 2001.
  98. В. Ф., Мамонтов А. Н., Пузанков Д. В. Базисные и индикативные показатели реализации стратегических приоритетов развития университета // Университетское управление. — 2002, № 4.
  99. К. А. Маркетинг образовательных услуг региона // Маркетинг в России и за рубежом. 2003, № 5.
  100. О. В. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 1999, № 1.
  101. Г. Развитие компетенций: этапы внутрикорпоративного обучения // Персонал-Микс. 2005, № 2.
  102. Н. А. Размышления о качестве образования: международный аспект И Высшее образование сегодня. 2004, № 4.
  103. П. М. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации. М.: Олимп—Бизнес, 2000.
  104. Е. И. Институциональная организация производства образовательных услуг. Автореферат дисс.. к.э.н. Кемерово, 2003.
  105. К. И., Кортов С. В. Качество образования: проблемы и задачи изучения внутренней среды ВУЗа // Университетское управление: практика и анализ. — 2003, № 2.
  106. Н. Компетентностный подход: проблемы освоения // Высшее образование в России. 2007, № 6.
  107. Т. Е. Проблемы ценообразования на рынке образовательных услуг // Российское предпринимательство. 2004, № 3.
  108. Стратегии семей в сфере образования. Информационный бюллетень. М.: ГУ-ВШЭ, 2004.
  109. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. — М, 2001.
  110. И. А. Новая экономика и информационные технологии. — М., 2003.
  111. Томпсон" А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации. М.: ИНФРА-М, 2001.
  112. Э. и X. Создание новой цивилизации. Политика Третьей Волны. Новосибирск, 1996.
  113. М. В. Высшее образование как социальный институт трансформирующейся России: эволюция практики управления: Дис. д-ра социол. наук. Орел, 2003.
  114. М. В. Российский рынок образовательных услуг и его специфика// Социально-гуманитарные знания. 2004, № 5.
  115. Р. А. Управление конкурентоспособностью ВУЗа // Высшее образование в России. 2006, № 9.
  116. Фаэй JL, Рэнделл Р. М. Создание ключевых компетенций и их использование // Курс МВА по стратегическому менеджменту. М.: Альпина Паблишер, 2002.
  117. И. Б., Еркович С. П., Коршунов С. В. Высшее профессиональное образование: Мировые тенденции (Социальный и философский аспекты). М.: Изд-во МГТУ им. И. Э. Баумана, 1998.
  118. К., Рендер Б., Рассел Р., Мердик Р. Управление и организация в сфере услуг. СПб.: Питер, 2002.
  119. Г., Прахалад К. Конкурируя за будущее. М.: ИНФРА-М, 2002.
  120. Н. Аспекты теории синтаксиса. М., 1972.
  121. А. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. 2003, № 5.
  122. В. В. Природа и характер экономических отношений в сфере образования // Ярославский педагогический вестник. 2006, № 1.
  123. В. В. Система экономических отношений в сфере образования. Дисс. д. э. н. Кострома, 1997.
  124. А. О бизнесе образовательных услуг // Высшее образование в России. 1999, № 2.
  125. Д. Маркетинговые стратегии ценообразования в ВУЗе // Практический маркетинг. 2002, № 6.
  126. Ф. Э. Социология образования: прикладные исследования. М., 2001.
  127. Г. М., Шелапутина С. В. Менеджмент качества в ВУЗе // Проблемы качества в сфере образования. 2001, № 1.
  128. П. Внебюджетное финансирование и взаимоотношения между высшим образованием, промышленностью и обществом // Высшее образование в Европе. 2003, № 2.
  129. Экономика и организация управления вузом / под ред. В. В. Глухова. СПб.: Лань, 2002.
  130. Энциклопедия профессионального образования. М., 1999.
  131. Andrews К. The Concept of Corporate Strategy. Irwin: Homewood, 1987.
  132. Archer M. The Social Origins of Educational Systems. L., 1985.
  133. Ben-David J., Zloczover A. Universities and Academic Systems in Modern Societies // European Journal of Sociology. 1962, № 3.
  134. Borghans L., Golsteyn B. Skill Transferability, Regret and Mobility. -Bonn: IZA, 2006.
  135. Brannas K. Estimation in a Duration Model for Evaluating Educational Programs // Economic Studies from Umea University. 2000, № 521.
  136. Business Information Systems. Technology, Development and Management / Ed. by Chaffy D. L.: Prentice Hall, 2004.
  137. Card D. The Causal Effect of Education on Earnings // Handbook of Labor Economics. Vol. 3. — Amsterdam: Elsevier Science, 1999.
  138. Clark B. The Higher Education System: Academic Organization in Cross National Perspective. — Berkeley, 1983.
  139. Clark B. R. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. London: IAU PRESS, 1998.
  140. Communication: From Information Society to Knowledge Societies // UNESCO. The New Courier. 2003, № 3.
  141. Crawford R. In the Era of Human Capital: The Emergence of Talent, Intelligence, and Knowledge as the Worldwide Economic Force and What It Means to Managers and Investors. N.Y.: Harper Business, 1991.
  142. Davies В., Ellison L. Strategic Marketing for Schools. London: Pitman Publishing, 1997.
  143. Drucker P. F. The Educational Revolution // Social Change: Sources, Patterns, and Consequences. N.Y., 1973.
  144. Edge R., Laubach Т., Williams J. Learning and shifts in long-run productivity growth // Finance and Economics Discussion Series from Boardof Governors of the Federal Reserve System. 2004, № 21.176
  145. Education and Sociology. An Encyclopedia. N.Y., L.: Routledge Falmer, 2002.
  146. European Commission (DG III IND): First report by the high level Group on benchmarking, 1999.
  147. Evans J. R., Lindsay W. M. The management and control of quality. -N.Y., 2002.-P. 277.
  148. Hutmacher W. Key competencies for Europe // Secondary Education for Europe. Strasburg, 1997.
  149. Ifrim M. Accreditation Norms and Procedures for the Institutions of Higher Education in Romania // International Network for Quality Assurance Agencies in Higher Education. 1992, Issue 3.
  150. Itami H, Roehl T. Mobilizing Invisible Assets. Harvard: Harvard University Press, 1987.
  151. Javidan M. Core competence: what does it mean in practice? // Long range-planning. 1998, № 31.
  152. Kaneko M. Efficiency and Equity in Japanese Higher Education // Higher Education. 2003, № 34.
  153. Kinnell M., MacDougal J. Marketing in the Not-for-Profit Sector. -N.Y.: Butterworth Heinemann, 1997.
  154. Machlup F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States. Princeton: Princeton University Press, 1962.
  155. McClelland D. C. Testing for competence rather than for intelligence // American Psychologist. 1973, № 28.
  156. McGuinness S. Overeducation in the Labour Market // Journal of Economic Surveys. 2006, iss. 3.
  157. McLagan P. A. Models for Excellence. Washington: The American Society for Training and Development, 1983.
  158. Murphy P. C. Benchmarking Academic Research Output in Australia // Assessment and Evaluation in Higher Education. 1995, № 1.
  159. Pritchett L. Where Has All the Education Gone // World Bank Economic Review. 2001, vol. 15.
  160. Quah D. T. Growth and Wealth Creation in the Weightless Knowledge-Based Economy // Economic Papers. — 1998, October.
  161. Rackham N. Major account sales strategy. N.Y.: McGraw-Hill Inc., 1989.
  162. Sargent V. Back to school // Marketing Business. 1993, March.
  163. Schofield A. Benchmarking in Higher Education: an International Review. L.: Commonwealth Higher Education Management Service, 1998.
  164. Selznick P. Leadership in Administration. N.Y.: Harper, 1957.
  165. Slaughter S. Academic capitalism. Politics, Policies, and the Entrepreneurial University. Baltimore: The John Hopkins University Press, 1997.
  166. Spencer L. M., Spencer S. M. Competence at Work: Models for Superior Performance. N. Y.: Wiley, 1993.
  167. Stonehouse G., Hamill J., Campbell D. Global and Transnational Business: Strategy and Management. Chichester: Wiley, 2000.
  168. Timmons J. The Entrepreneurial Mind. Andover: Brick House, 2005.
  169. The Knowledge-Based Economy. Paris, 1996.
  170. While R. W. Motivation reconsidered: The concept of competence. Psychological review. 1959, № 66.
Заполнить форму текущей работой