Формирование готовности будущих специалистов по физической культуре к реализации спортивно ориентированного физического воспитания
Структурно-функциональная^ модель, формирования, готовности будущих специалистов по физической культуре к реализации спортивно ориентированного физического воспитания отражает целостный педагогический процесс, построенный на основе принципов: гуманизации, фундаментализации, активности, проблемности, креативности, коллективности, системности, целостности и имеющий этапный характер реализации… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РЕАЛИЗАЦИИ СПОРТИВНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
- 1. 1. Современное состояние проблемы формирования готовности специалистов по физической культуре к профессиональной деятельности
- 1. 2. Анализ профессиональной деятельности учителя физической культуры-тренера в рамках спортивно ориентированного физического воспитания
- 1. 2. 1. Спортивно ориентированное физическое воспитание как инновационная технология
- 1. 2. 2. Специфика деятельности учителя физической культуры — тренера в рамках спортивно ориентированного физического воспитания
- 1. 3. Структура и содержание готовности будущих специалистов по физической культуре к реализации спортивно ориентированного физического воспитания
- 1. 3. 1. Модель готовности специалистов по физической культуре к реализации спортивно ориентированного физического воспитания
- 2. 1. Методы исследования
- 2. 2. Организация исследования
- 3. 1. Технологические основы формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к реализации спортивно ориентированного физического воспитания
- 3. 2. Организационные основы обеспечения формирования готовности будущих специалистов-по физической культуре к реализации спортивно ориентированного физического воспитания
- 3. 3. Методическое обеспечение формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к реализации спортивно ориентированного физического воспитания
3.4. Оценка и анализ результатов экспериментальной работы по формированию готовности будущих специалистов по физической культуре к реализации спортивно ориентированного физического воспитания (на основе лыжных гонок).
ВЫВОДЫ.
Формирование готовности будущих специалистов по физической культуре к реализации спортивно ориентированного физического воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Подготовка профессиональных кадров в сфере физической культуры и спорта происходит в настоящее время в сложной и многоаспектной социально-экономической обстановке, которая в значительной степени влияет на требования, предъявляемые к выпускнику высшей школы. Специалисты нового поколения должны обладать не только высокими профессионально — педагогическими знаниями, умениями и навыками', но и развитыми способностями к, творческому осмыслению и освоению инновационных проектов, разрабатываемых и внедряемых в практику физического воспитания (В.А. Магин, Л.И. Лубышева):
Одним из таких проектов является спортивно ориентированное физическое воспитание. Под спортизацией В. К. Бальсевичем и Л. И: Лу-бышевой [18, 104] понимается активное использование адаптированных известных технологий спортивной подготовки, соревнований, элементов спорта в образовательном процессе с целью формирования спортивной культуры учащихся. Данная технологияпрошла апробацию в ряде регионов России и доказала свою эффективность, результаты, реализации отражены в трудах Д. Н. Гаврилова, Ю. А. Маркова, Л.Н. Про-гонюк, В. А. Романовича, Д. В. Фонарева и др. [48, 112, 147, 157, 196 и др.], но практика показывает, что дальнейший процесс её распространения неизбежно связан с кадровым потенциалом.
Однако, подготовка специалистов, способных действовать в новых нестандартных условиях профессиональной практики, невозможна в рамках сложившейся системы высшего физкультурного образования.
Так авторами: В. И. Андреевым, В. А. Бодровым, В. К. Реберт, И. Г. Геращенко, И. А. Григорьянц, Г. Л. Драндровым, Ю. Д. Железняком, Л. М. Куликовой, М. М. Кутеповым, Г. Н. Пономаревым отмечается, что до сих пор в педагогическом процессе в вузе в основном используются традиционные методы обучения, которые не способствуют развитию творческих способностей выпускников, аналитических, рефлексивных и других умений [7, 29, 49, 50, 57, 64, 69, 94, 96, 144]. ,.
Таким образом, в настоящее время актуальной становится проблема модернизации профессиональной подготовки кадров [107, 108, 124]. Решение данного вопроса имеет особое значение для вузов, готовящих специалистов по физической культуре. Это связано с тем, что специфика деятельности учителя физической культуры, тренера — преподавателя по виду спорта требует от него проявления не только мыслительного, но и двигательного моторного творчества при решении разнообразных профессионально-педагогических задач (С.Н. Бегидова, 1.
М.Я. Виленский, А. А. Деркач и др.) [25, 40, 61 и др.].
Подготовка специалистов к реализации спортивно ориентированного физического воспитания осложнена еще и с тем, что с одной стороны выпускник должен владеть знаниями в области физической культуры, психологии* и педагогики, с другой иметь хорошую физическую, методическую и теоретическую подготовку в области организации спортивной и оздоровительной тренировки по виду спорта.
Таким образом, есть основания утверждать, что существует противоречие между социальным заказом общества на специалистов, обладающих готовностью к реализации спортивно ориентированного физического воспитания и недостаточной разработанностью технологий ее формирования в процессе обучения в вузе.
Выявленное противоречие определило проблему исследования: каковы теоретические, технологические и организационно — содержательные основы формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к реализации спортивно ориентированного физического воспитания в процессе профессиональной подготовки?
Это обусловило выбор темы исследования: «Формирование готовности будущих специалистов по физической культуре к реализации спортивно ориентированного физического воспитания (на примере лыжных гонок)».
Цель исследования — научно-технологическое обоснование формирования готовности будущих специалистов к реализации спортивно ориентированного физического воспитания в процессе профессиональной подготовки.
Объект исследования — профессиональная подготовка будущих специалистов по физической культуре в.вузе.
Предмет исследования — процесс формирования готовности будущих специалистов в области физической культуры к организации и проведению учебных занятий спортивной направленности.
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что формирование готовности будущих специалистов по физической культуре к реализации спортивно ориентированного физического воспитания в процессе профессиональной подготовки в вузе будет протекать наиболее эффективно и носить управляемый характер, если:
1. Образовательный процесс ориентирован на модель готовности специалиста по физической культуре к реализации спортивно ориентированного физического воспитания;
2. Формирование готовности осуществляется поэтапно, на основе разработанной структурно-функциональной модели, выявленных психолого-педагогических принципах и соблюдением научно-технологических основ сопровождения данного процесса.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования решались следующие задачи:
1. Определить содержание и структуру готовности будущего специалиста по физической культуре к реализации спортивно ориентированного физического воспитания.
2. Выявить критерии и уровни готовности к реализации спортивно ориентированного физического воспитания.
3. Разработать структурно-функциональную модель формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к реализации спортивно ориентированного физического воспитания.
4. Теоретически обосновать и экспериментально апробировать технологическое обеспечение формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к реализации спортивно ориентированного физического воспитания в процессе профессиональной подготовки в вузе.
Методологической основой исследования явились:
— системный подход (В.И: Андреев, В. П. Беспалько, Н. В. Кузьмина, И .Я. Лернер, П. И. Пидкасистый и др.) использование которого, позволило рассматривать педагогическую систему как определённую совокупность взаимосвязанных средств, методов, форм и процессов для создания целенаправленного педагогического влияния на формирование личности будущего специалиста по физической культуре;
— деятелъностный подход (Л.С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев и др.) в соответствии с которым актуализируются требования перевода студента в позицию субъекта познания и общения, обучение его целеполаганию и планированию собственной деятельности;
— личностно-ориептированный подход (Е.В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.), который означает ориентацию педагогического процесса на личность студента — будущего профессионала как цель, результат и главный критерий его эффективности.
Теоретическую основу исследования составили фундаментальные положения концепции развития личности и психологической теории деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов и др.), методология современной педагогики (Н.В. Бондаревская, Н. В. Бордовская, И. Я. Лернер, П. И. Пидкасистый, И. П. Подласый, А. А. Реан, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и др.) — профессионального становления личности педагога (О.А. Абдуллина, В.И. АндреевА.А. Вербицкий, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, Г. И. Хозяинов и др.) — теории физической культуры и спортивной тренировки (В.К. Бальсевич, Ю. Д. Железняк, Л. И. Лубышева, Ю. М. Николаев, Н. Г. Озолин, В. Н. Платонов, Ю: Ф. Курамшин, Д. Хар-ре, Ж. К. Холодов и др.) — концепция спортивно ориентированного физического воспитания (В.К. Бальсевич, Л. И. Лубышева и др.).
Для решения поставленных задач использовалась совокупность методов*, исследования, включающих: теоретико-методологический1 анализ философской, психолого-педагогической* и специальной литературыизучение и обобщение педагогического опытаанализ учебно-методической документациидиагностические методы (анкетирование, беседы, тесты) — педагогические наблюденияметодики психолого-педагогической диагностикиэкспериментальные методы (констатирующий и формирующий педагогические эксперименты) — статистические методы обработки эмпирических данных.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что полученные научные результаты содержат решение проблемы формирования готовности будущих специалистов, по физической^ культуре к реализации спортивно ориентированного физического воспитания: выявлены специфические особенности профессиональной деятельности учителя-тренера в рамках спортивно ориентированного физического воспитанияобоснованы содержание, структура, критерии и уровни готовности специалиста по физической культуре к реализации спортивно ориентированного физического воспитанияразработана структурно-функциональная модель формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к реализации спортивно ориентированного физического воспитания в процессе профессиональной подготовки в вузе- ¦ определены психолого-педагогические принципы и научно-технологические основы формирования готовности будущих специалистов к реализации спортивно ориентированного физического воспитания в процессе профессиональной подготовки в вузе.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что разработанные и представленные направления теоретического, организационного, методического и психолого-педагогического обеспечениям образовательного процесса поформированию готовности будущих специалистов к реализации спортивно ориентированного физического воспитания, нашли своё отражение в разработанном инновационном курсе дисциплины- «Теория и. методика построения' учебно-тренировочного1 процесса по лыжным гонкам в рамках спортивно ориентированного физического воспитания^ школьников», который может быть использован не только в процессе профессиональной подготовки^ вузе, но и системе повышения квалификации учителей физической культуры, тренеров — преподавателей’по лыжным гонкам.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов обеспечены четко выстроенной методологической основой исследования, опорой, на концептуальные положения педагогических и психологических теорий, применением методов исследования, адекватных поставленным целям и задачам, репрезентативностью выборок испытуемых, корректным использованием методов математической статистики для анализа данных, полученных в процессе экспериментального исследования.
Организация, и этапы исследования. Экспериментальной базой исследования являлсяфакультет физической культуры Сургутского государственного университета, общеобразовательные школы г. Сургута, реализующие проект спортивно ориентированного физического воспитания. В целом в разные периоды исследованием было охвачено 132 студента разных курсов и 38 учителей физической культуры общеобразовательных школ г. Сургута и г. Нижневартовска.
Работа проводилась в несколько этапов:
На первом этапе (2001 — 2003 г. г.) — осуществлялся анализ состояния проблемы исследования в педагогической науке и практикеее разработка в философской и психолого-педагогической литературеоп-ределялисьцель, задачи, гипотеза и методы исследования.
На втором этапе (2004 — 2005 г. г.) — в-центре внимания была постановка, и проведение констатирующего эксперимента, осуществлялась" разработка программы и содержания инновационного спецкурса, определялись научно-технологические основы формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к реализации спортивно ориентированного физического воспитания, разрабатывалась^ структурно-функциональная* модель формирования, готовности будущих специалистов по физической культуре к реализации спортивно' ориентированного физического воспитания.
На третьем, завершающем этапе (2006 — 2008 г. г.) — проводился формирующий эксперимент, направленный на формирование готовности студентов — будущих специалистов по физической культуре к реализации спортивно ориентированного физического воспитания, анализировались и обобщались полученные данные, подводился общий-итог работы.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Готовность будущего специалиста по физической' культуре к реализации спортивно ориентированного физического воспитания представляет собой интегративное образование личности, имеющее системную организацию и выступающее как целостное взаимодействие мотивационно-ценностного, интеллектуально-творческого и операционально-технического компонентов.
2. Структурно-функциональная модель формирования готовности будущих специалистов к реализации спортивно ориентированного физического воспитания отражает целостный педагогический процесс, построенный на основе ведущих психолого-педагогических принципах и имеющий этапный характер реализации с последовательным решением специфичных задач.
3. Эффективность формироваш^ готовности будущих специалистов к реализации спортивно ориентированного физического воспитанияобеспечивается: во-первых, подбором адекватных и информативных методов диагностики, что позволяет придать процессу формирования управляемый личностно — ориентированный характерво-вторых, использованием разнообразных форм организацииосвоения содержания разработанного инновационного спецкурсав-третьих, ориентацией на основные положения личностно-ориентированного образования с преимущественным применением активных методов обучения.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты-работы доложены, обсуждены и получили одобрение на Международных (г. Томск, 2002, 2003 г. г., Санкт-Петербург, 2008 г., г. Ставрополь, 2008 г.), Всероссийских (г. Сургут, 2002, 2004, 2007 г. г., г. Ижевск, 2002 г.) — региональных (г. Сургут, 2002 г., г. Челябинск, 2002, 2005 г. г.) — окружных (г. Сургут, 2001, 2002 г. г.) научно — практических конференцияхнашли свое отражение в 15-ти научных публикациях общим объемом 1,54 п.л.
Практические рекомендации и инновационный спецкурс «Теория и методика построения учебно-тренировочного процесса по лыжным гонкам в рамках спортивно ориентированного физического воспитания/ школьников», разработанные автором, апробированы и внедрены в образовательный процесс профессиональной подготовки специалистов по физической культуре в Сургутском государственном университете.
Структура и объем диссертации
Общий объем диссертации составляет 145 страниц машинописного текста. Работа состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы и приложений. Работа содержит 8 таблиц, 10 схем и рисунков, список литературы состоит из 217 источников, из них 1 на иностранном языке.
ВЫВОДЫ.
1. Готовность специалиста по физической культуре к реализации спортивно ориентированного физического воспитания представляет собой интегративное образование личности, имеющее системную организацию и выступающее как целостное взаимодействие мотивационно-ценностного, интеллектуально-творческого и операционально-технического компонентов, успешность формирования которых в процессе профессиональной подготовки в вузе определяется соответствующими' критериями и показателями, характеризующими определенный уровень развития.
2. Критериями готовности будущего специалиста по физической культуре к реализацииспортивно ориентированного физического воспитания выступают: в мотивационно-ценностном компоненте — педагогическая направленность, выраженная в стремлении и желании работать педагогом физической культурысформированная система ценностей в сфере физической культуры и спорта, проявляемая в высокой позитивной оценке физкультурно-спортивной деятельностимотивация стремления к успеху как гарант активной позиции по отношению к инновационным технологиям в сфере физкультурного образования школьниковв интеллектуально — творческом компоненте — сформированная система1 знаний в области физического воспитания и спортивной тренировки по лыжным гонкам, знание методологии спортивно ориентированного физического воспитанияличностная и педагогическая рефлексиянаходящая^ свое отражение в развитых творческих способностяхинтернальный тип локуса контроля как способность к противостоянию конформностив операционально-техническом — практические умения и навыки проектирования и реализации спортивно ориентированного физического воспитания.
3. Степень выраженности выделенных показателей в совокупности определяют уровень развития готовности специалиста по физической культуре к реализации спортивно ориентированного физического воспитания. Всего выделено три уровня: элементарный, потенциальный и высокий. Переход с одной ступени на другую возможен благодаря качественным преобразованиям в содержании структурных компонентов, обусловленных направленным воздействием в процессе профессиональной подготовки в вузе.
4. Структурно-функциональная^ модель, формирования, готовности будущих специалистов по физической культуре к реализации спортивно ориентированного физического воспитания отражает целостный педагогический процесс, построенный на основе принципов: гуманизации, фундаментализации, активности, проблемности, креативности, коллективности, системности, целостности и имеющий этапный характер реализации с последовательным решением специфичных задач: на диагностико-проектировочном этапе — диагностика актуального уровня развития готовности к реализации спортивно ориентированного физического воспитанияпостановка цели и задачпроектирование педагогических условий, подбор методов, средств, педагогических приёмовна формирующем этапе — научно-технологическое обеспечение формирования готовности к реализации спортивно ориентированного физического воспитанияосвоение содержания разработанного спецкурса «Теория и методика построения учебно-тренировочного процесса по лыжным гонкам в рамках спортивно ориентированного физического воспитания школьников" — на оценочно-корректировочном этапе — анализ и самоанализ достигнутых результатов по формированию готовности будущих специалиста по физической культуре к реализации спортивно ориентированного физического воспитания.
5. Эффективность решения задач на каждом из этапов обеспечивается^ во-первых, подбором адекватных и информативных методов? диагностики, что позволяет придать процессу формирования управляемый, личностно-ориентированный: характерво-вторых, использованиемразнообразных форм организации освоения содержания разработанного спецкурса, в том числе, посещение студентами «Мастер-класса» в общеобразовательных школах г. Сургута, реализующих спортивно* ориентированное физическое воспитание, в-третьих, ориентацией на основные положения проблемного и групповогообучения, с преимущественным применением активныхметодов освоениягучебного материла.
6- Результаты педагогического эксперимента подтверждают. эффективность разработанной нами структурно-функциональной модели формирования готовностибудущих специалистов по физической культуре креализацииспортивно ориентированного физического воспитания в вузе. Вэкспериментальнойгруппе по — сравнению > с контрольной, выявлены позитивные сдвиги во всех выделенных нами компонентах.
Мотивационно-ценностный компонентВ ЭГ увеличилось число студентов с преобладанием мотивации успеха на 13,1%, тогда как в КГ показатель, остался прежним:. По методике «Семантический дифферент циал» по окончании эксперимента в ЭГ выявлен существенный рост показателейв оценке понятия физическое воспитание по шкалам «активность» и «организация», также сократилось от 0,82 к 0- 15 среднее расстояние между понятиями физическое воспитание и спорт, что свидетельствует о выравнивании их смысловых значенийотносительно друг друга. Необходимо отметить, что по результатам опроса теста незавершенных предложений в ЭР — 17,5% студентов высказали свое желание работать учителем-тренером, тогда как в КГ таких ответов не зафиксированопо вопросу о выборе между применением старых способов действия или новых — 43,4% опрошенных ЭГ ответили, что они за новые способы решения, в КГ эта цифра составила только 29,1%.
Интеллектуально-творческий компонент. По окончании эксперимента достоверные различия (при р<0,05- %2 набл > %2 крит) между КГ и ЭГ выявлены по результатам компьютерного тестирования знаний. По тесту «Оценка способностей к принятию творческих ответственных решений» средний показатель в ЭГ по шкале «творческий — консервативный» по завершении экспериментальной работы соответствовал уровню — выше среднего, тогда как в. КГ остался прежним — средний уровень.развития. Также можно отметить, что по окончании эксперимента — в ЭГ выявлен рост числа студентов с интернальным типом на 13,0%, в КГ число студентов, с экстернальным типом сократилось на 4,2%.
Операционально-технический компонент. По окончании экспериментальной работы число студентов ЭГ, выполнивших задание по созданию примерных программ по лыжным гонкам для учащихся общеобразовательной школы на среднем и высоком уровне составило 69,6%, в КГ высокий уровень не выявлен, а средний лишь у 33,4%.
В целом по результатам проведенного экспериментального исследования можно отметить, что число студентов ЭГ, достигших высокого уровня готовности составило 21,7%, потенциального — 47,9% и элементарного — 30,4%, в контрольной группе — высокий уровень не выявлен ни у одного из студентов, средний -29,1% и элементарный уровень -70,9% (достоверность различий при р<0,05- х2набл >%2крт).
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
1. При формировании готовности будущих специалистов, по физической культуре к реализации спортивно ориентированного физического воспитания необходимо ориентироваться на выделенные компоненты, что позволит целенаправленно управлять данным процессом.
2. Оценку уровня сформированности у студентов — будущих специалистов готовности к реализации спортивно ориентированного физического воспитания рекомендуется осуществлять на основе предлагаемых критериев.
3. В качестве средств диагностики возможно использование методик, апробированных в ходе исследования и представленных в приложении.
4. Обоснованные в работе направления теоретического, организационного, методического и психолого-педагогического обеспечения формирования готовности будущих специалистов к реализации спортивно ориентированного физического воспитания могут быть использованы в образовательном процессе в вузе, что даст возможность более эффективно-решать, задачи совершенствования профессиональной подготовки студентов" с учетом их индивидуальных особенностей.
5. При проведении" спецкурса «Теория и методика построения учебно-тренировочного процесса пс лыжным гонкам в рамках спортивно ориентированного физического воспитания школьников» необходимо активное стимулирование студентов к самоценности образовательной деятельности (создание ситуаций успеха, применение проблемных методов обучения, создание ситуаций общения (деловые игры, работа в группах)), позволяющих каждому проявлять инициативу.
6. Преподаватель, ведущий спецкурс должен быть компетентен в вопросах применения современных способов активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества будущих специалистов.
Список литературы
- Абдуллина, О. А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки / О. А. Абдуллина // Высшее образование в России. — 1996. № 1. — С. 73 — 78.
- Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1980. — 335 с.
- Авксентьев, Е. Н. Формирование готовности студентов педагогических вузов к физкультурно-спортивной деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. Н. Авксентьев. — Чебоксары, 2004. 22 с.
- Акушев, Г. М. Формирование готовности будущих учителей физической культуры к профессиональному самообразованию: автореф. дис.. канд. пед. наук / F. М. Акушев. — Сургут, 2000. — 22 с.
- Алексеев, Н. А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики / Н. А. Алексеев. — Тюмень: Изд-во ТГУ, 1996. -216с.
- Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001. — 288 с.
- Андреев, В. И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учебное пособие / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2006. — 500 с.
- Андреев, В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. — Казань: Центр инновационных технологий, 2006. 608 с.
- Андрющенко, Л. Б. Спортивно ориентированная технология обучения студентов по предмету «Физическая культура» / Л- Б. Андрющенко // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 2. -С.28 — 30.
- Астратенкова, И. В. Генетическое тестирование младших школьников / И. В. Астратенкова и др. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2008. № 4. — С. 26 — 28.
- Бальсевич, В. К. Интеллектуальный вектор физической культуры- человека^(к проблеме развития физкультурного знания)7 В. К. Баль-ссвич // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 7. — С.37 — 41,
- Бальсевич- В. К. Проект «Каждой школе — спортивную команду» -новое направление спортизации общеобразовательных школ России /
- B. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева// Сб. материалов IV Всерос. науч.-практ. конф: — М., 2007. С. 19 — 24.
- Бальсевич, В. К. Спартианское движение детище России и международное достояние / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Физическая, культура: воспитание, образование, тренировка. — 2001. — № 1. —1. C. 2 3.
- Бальсевич,. В. К. Спортивно- ориентированное физическое воспитание: образовательный- и* социальный- аспекты / Ы К. Бальсевич- Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры- 2003. -№ 5. — С. 19−23.
- Бальсевич, В. К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе / В. К. Бальсевич. М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. — 112 с.
- Бальсевич, В. К. Спортивный вектор формирования здоровья детей и подростков / В. К. Бальсевич // Дети России образованны и здоровы: Сб. материалов III Всерос. науч.- практ. конф. — М., 2005. — С. 13 17.
- Бальсевич, В. К. Физическая культура: молодежь и современность / В- К. Бальсевич, JI. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 4. — С. 2 — 8.
- Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология: учебное пособие / Н. В. Басова. Ростов н/Д: «Феникс», 1999. — 416 с.
- Батаршев, А. В. Диагностика профессионально важных качеств / А. В. Батаршев, И. Ю. Алексеева, Е. В. Майорова. Спб.: Питер, 2007. — 192 с.
- Бауэр, В. Г. Организация педагогического контроля деятельностиспортивных школ: методические рекомендации / В. Г. Бауэр. М.: Советский спорт, 2003. — 32 с.
- Бегидова, С. Н. Теория и практика профессионально творческого развития личности в процессе подготовки специалистов физиче-i ской культуры и спорта: дис.. д-ра. пед. наук / С. Н. Бегидова.
- Майкоп, 2001. 434 с. f 26. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. М., 1995. — 336 с.
- Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В'. П. Беспалько. — М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
- Бодров, В. А. Психологическое исследование проблемы профессионализации личности // Психологическое исследование проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В. А. Бодрова. -М., 1991. 179 с.
- Бондаревская, Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учебное пособие / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. -560 с.
- Бордовская, Н. В. Педагогика: учебник для вузов / Н. В. Бордов-ская, А. А. Реан. СПб.: Питер, 2001. — 304 с.
- Боровков, А. Б. Готовность студентов педагогического вуза к применению технологии длительного отслеживания развития учащихся в ходе образовательного процесса: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. Б. Боровков. — Калуга, 2003. 23 с.
- Бурцев, В. А. Формирование положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. А. Бурцев. Чебоксары, 2007. — 24 с.
- Быстрицкая, Е. В. Проективный подход к построению профессионально-педагогической компетентности специалиста в области физической культуры и спорта / Е. В. Быстрицкая // Теория и практика физической культуры. 2007. — № 11. — С. 50 — 55.
- Быховская, И. М. Образование и культура здоровья / И. М. Бы-ховская // Сб. материалов III Всерос. науч.- практ. конф. — М., 2005. -С. 28 32.
- Вавилова, JI. Н. Современные способы активизации обучения : учебное пособие / JI. Н. Вавилова, Т. С. Панина. М.: Изд. центр «Академия», 2008. — 176 с.
- Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 204 с.
- Вербицкий, А. А. Психолого-педагогические особенности деловой игры как форма знаково-контекстного обучения / А. А. Вербицкий // Игровое моделирование: Методология и практика. М., 1988. — 228 с.
- Виленский, М. Я. Формирование физической культуры личности учителя в процессе его профессиональной подготовки: автореф. дис.. д-ра пед. наук / М. Я. Виленский. М., 1990. — 85 с.
- Водолагина, И. Ю. Формирование готовности студентов педвуза к использованию личностно-ориентированной технологии- развития учащихся (на материале предмета физической культуры): автореф. дис.. канд. пед. наук / И. Ю. Водолагина. Саратов, 2002. — 24 с.
- Воробьева, Е. В. Формирование творчества и воображения в учебной деятельности: монография / Е. В. Воробьева. М.: Физическая культура, 2008. — 240 с.
- Воронцова, М. Э. Рефлексия как средство формирования профессиональной компетентности будущих тренеров / М. Э. Воронцова // Теория и практика физической культуры. 2008. — № 5. — С. 51 — 52.
- Вострокнутов, С. И. Формирование рефлексивных умений у студентов университета в процессе подготовки к воспитательной деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. И. Вострокнутов: -Казань, 1999.- 18 с.
- Вульфов, Б. 3. Педагогическая рефлексия / Б. 3. Вульфов, В. Н.
- Харькин. М. : Изд-во Магистр, 1995. — 112 с.
- Выготский, JL С. Педагогическая психология / JI. С. Выготский. -М.: Педагогика-Пресс, 1999. 536 с.
- Выдрин, В. М. Введение в специальность (опыт и проблемы) / В. М. Выдрин // Теория и практика физической культуры. 1985. -№ 12.-С. 34- 35:
- Геберт, В. К. Развитие педагогического творчества учителей физической культуры в системе повышения квалификации: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. К. Геберт. Чита, 2006^ — 24 с.
- Геращенко, И. Г. Роль инноваций в спортивной педагогике / И. Г. Геращенко, Ю. А. Зубарев, А. И. Шамардин // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 11. — С. 24 — 26, 39 — 42.
- Гибадуллин, М. Р. Эффективность занятий лыжной подготовкой в спортивно-ориентированном воспитании школьников / М. Р. Гибадуллин, В. В. Павлов // Сб. материалов IV Всерос. науч.- практ. конф. М., 2007. — С. 56 — 58
- Громкова, М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности : учебное пособие / М. Т. Громкова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-415 с.
- Гогунов, Е. Н. Профессионально-психологическая компетентность специалиста по физической культуре и споту / Е. Н. Гогунов // Теория и практика физической культуры. 2005. — № 4. — С. 42−44.
- Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта : учебное пособие / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. М.: Изд. центр1. Академия", 2000. 288 с.
- Горлова, Ю. И. Организационно-педагогические условия готовности будущих учителей к преподаванию предмета «Физическая культура» : дис.. канд. пед. наук / Ю. И. Горлова. Курск, 2006. — 153с.
- Горшенина, Я. JI. Педагогическое сопровождение развития коммуникативной компетентности будущего учителя в деятельности кафедры педагогического вуза: автореф. дис.. канд. пед. наук / Я. JI. Горшенина. Омск, 2007. — 25 с.
- Григорьянц, И. А. Актуальные проблемы совершенствования качества1' высшего профессионального образования специалистов по физической культуре и спорту / И. А. Григорьянц // Теория и практика физической культуры. 2007. — № 12. — С. 53 — 58.
- Гуманистический потенциал спорта и пути его реализации: методическое пособие / Сост.: Т. Г. Ольхова, В. А. Стрельцов. Сургут: Изд-во СурГУ, 2003. — 37 с.
- Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. -М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
- Деркач, А. А. Акмеологические основы управленческой деятельности / А. А. Деркач. М.: РАГМ, 2000. — 536 с.
- Деркач, А. А. Психология развития профессионала / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкина, А. К. Маркова. М.: РАГМ, 2000. — 125 с.
- Деркач, А. А. Творчество тренера / А. А. Деркач, А. А. Исаев. -М.: ФиС, 1982.- 239 с.
- Дети России образованны и здоровы: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции г. Москва, 28−29 октября 2005.-М., 2005.-320 с.
- Драндров, Г. JL Формирование готовности студентов факультетов физической культуры к творческому обучению двигательным действиям: дис.. докт. пед. наук / Г. Л. Драндров. Омск, 2002. — 494 с.
- Дурай-Новакова, К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: дис.. д-ра пед. наук / К. М. Дурай-Новакова. М., 1983. — 356 с-
- Дьяченко, М. И: Краткий психологический словарь: личность, образование, самообразование, профессия / М. И. Дьяченко, Л. А. Кан-дыбович. — Мн.: «Хэлтон», 1998. 399 с.
- Дьяченко, М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. — Минск: Изд-во БГУ, 1976.-219 с.
- Загвязинский, В. И. Педагогическое творчество учителя / В. И. Загвязинский- Ml: Педагогика, 1987. — 159 с.
- Закон Российской Федерации- «Об образовании» (по состояникьна 5 июня 2007 года). Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. — 64 с.
- Зволинская, Н. Н. Пути обновления квалификационной характеристики5 специалиста по физической культуре и спорту / Н- Н. Зволинская, В. И. Маслов // Теория и практика физической культуры. -2003. -№ 12. С. 40 — 44.
- Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов / И. А. Зимняя. -М.: Логос, 2001. 384 с.
- Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 512 с.
- Ильин, Е. П. Психология физического воспитания : учебник / Е. П. Ильин. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — 486 с.
- Ильязова, JI. М. Формирование культуры педагогической- деятельности студента в рефлексивно-образовательной среде вуза : автореф. дис.. канд. пед. наук / JI. М. Ильязова. Оренбург, 2005. — 24 с.
- Инновационная образовательная технология спортизированного физического воспитания в общеобразовательной школе / Под ред. JI. Н. Прогонюк. Сургут: Дефис, 2001. — 212 с.
- Инновационное обучение: стратегия и практика: Материалы Первого научно-практического семинара психологов и организаторов школьного образования / Под ред. В. Я. Ляудис. М., 1994. — 203 с.
- Иоакимиди, Ю. А. Методы и средства формирования педагогической установки у будущих специалистов по физической культуре и спорту / Ю. А. Иоакимиди // Теория и практика физической культуры. 2008. — № 7. — С. 57−61.
- Исаев, А. А. Олимпийская педагогика: опыт моделирования психолого-педагогических технологий детско-юношеского спорта / А. А. Исаев. — М.: Физкультура и спорт, 1998. 240 с.
- Исаков, М. Н. Изменение уровня инновационной готовности учителей физической культуры в процессе переподготовки / М. Н. Исаков // Теория и практика физической культуры. 2007. — № 12. -С.71.
- Каган, М. С. Человеческая деятельность / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
- Каргаполов, Е. П. Проблемы построения обобщенной модели специалиста по физической культуре / Е. П. Каргаполов // Теория и практика физической культуры. 1985. — № 1. — С. 42 — 45:
- Каримов, Р. Р. Формирование готовности будущих специалистов физической культуры к педагогической деятельности : автореф. дис.. канд. пед. наук / Р. Р. Каримов. Челябинск, 2004. — 22 с.
- Кострова- Н. Н: Формирование физической культуры школьников на основе спортизации физического воспитания: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. Н. Кострова. — Йошкар-Ола- 2007. — 25 с.
- Кругликов, Г. И. Методика, профессионального обучения с практикумом : учебное пособие / Г. И. Кругликов: М.: Изд. центр «Академия», 2005. — 288 с.
- Кузьмин, А. М. Теоретические аспекты профессионального воспитания студентов / А. М. Кузьмин // Теория и практика физической культуры. 1999. — Л" 10. — С. 19−21.
- Кузьмина, Н. В. Профессионализм педагогической деятельности / Н. В- Кузьмина, А. А. Реан. Рыбинск, 1993. — 137 с.
- Куликова, JI. М. Систематизация непрерывной педагогической практики? студентов вуза физической культуры : дис.. докт. пед. наук / JI. М. Куликова. Челябинск, 2004. — 332.с.
- Куликова, Jli. М. Технология проектирования содержания профессиональной подготовки студентов/ Л. М. Куликова // Теория и практика физической^культуры. — 2008- № 4. — С. 77 — 821
- Кулюткин, Ю. Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя/ Ю. Н. Кулюткин // Вопросы психологии. 1986. -№ 27.-С. 12−30:
- Кутепов, М. М. Технология формирования профессиональныхумений у будущих специалистов в области физической культуры : дис.. канд. пед. наук / М. М. Кутепов. — Нижний Новгород, 2003. — 163 с.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Смысл — Изд. центр «Академия», 2004. — 352 с.
- Лернер, И. Я. Современная дидактика: теория практике / И. Я. Лернер — М., 1994. — 290 с.
- Лубышева, Л. И. Инновационные технологии в профессиональной подготовке спортивного педагога / Л. И. Лубышева, В. А. Магин. — М.: Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2005. 191с.
- Лубышева, Л. И. Муниципальный спорт — основа школьного спорта / Л. И. Лубышева // Физическая культура: воспитание*, образование, тренировка. -2008. № 5. — С. 2 — 8.
- Лубышева, Л. И. Социология физической культуры и спорта : учебное пособие / Л. И. Лубышева. М.: Изд. центр «Академия», 2001.-240 с.
- Лубышева, Л. И. Спортивная культура в школе / Л. И. Лубышева. М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. 174 с.
- Лукьяненко, В. П. Концепция модернизации системы общего среднего физкультурного образования в России / В. П. Лукьяненко. — М.: Советский спорт, 2007. 120 с.
- Ляудис, В. Я. Формирование учебной деятельности студентов / В. Я. Ляудис. М.-: Изд-во Моск. ун-та, 1989. — 240 с.
- Магин, В. А. Контекст модернизации’высшего профессионального образования / В. А. Магин // Теория и практика физической культуры. 2005. -№ 4. — С. 39 — 41. ,
- Магин, В'. А. Модернизация системы профессиональной, подготовки специалистов по физической культуре и спорту на основе инновационных технологий: дис.. докт. пед. наук / В. А. Магин. — М., 2006. 387 с.
- Максименко, М. А. Основы теории и методики физической культуры: учебное пособие / М. А. Максименко. М., 2001. — 319 с.
- Манжелей, И. В. Педагогические модели физического воспитания: учебное пособие / И. В'. Манжелей. М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2005. — 185 с.
- Мануйлова, Е. И. Сотрудничество педагога и психолога при разработке инновационных курсов в школе (на материале школьного курса иностранного языка): учебно-методическое пособие / Е. И. Мануйлова, Л. В. Шибаева. Орел, 2001. — 80 с.
- Марков, Ю. А. Организация и методика физического воспитания мальчиков, 10−13 лет учащихся общеобразовательной школы в учебно-тренировочных группах спортивной гимнастики : автореф: дис.. канд. пед. наук / Ю. А. Марков. — М., 1998. — 23 с.
- Маркова, А. К. Психология профессионализма : учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. К. Маркова. М., 1996. — 310*с.
- Маслов, В. И. Тенденции развития содержания профессионального физкультурного образования (теоретический аспект) / В. И. Маелов, Н. Н. Зволинская // Теория и практика физической культуры. — 1990. -№ 12.-С. 32 34.
- Медведева, JI. Е. Формирование профессиональных умений у студентов физкультурного вуза будущих специалистов — реабилитоло-гов : дис.. канд. пед. наук / JI. Е. Медведева. — Омск, 1999. — 216 с.
- Мижериков, В. А. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие / В. А. Мижериков, М. Н. Ермоленко. М.: Пед. общество России, 2002. — 268 с.
- Митина, JI. М. Психология профессионального развития учителя / JI. М. Митина. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. — 200 с.
- Митина, JI. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) / JI. М. Митина. М.: Дело, 1994. — 204 с.
- Михайлова, Т. А. Профессиональная подготовка будущего учителя физической культуры в процессе педагогической практики / Т. А. Михайлова, JI. М. Кравцова // Теория и практика физической культуры. 2007. — № 10. — С. 17 — 20.
- Мосина, Н. В. Управление формированием профессиональной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту в вузе : автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. В. Мосина. М., 2006.-22 с.
- Мушаков, А. А. Условия и компоненты рефлексии в учебной деятельности / А. А. Мушаков, С. Д. Неверкович // Теория и практика физической культуры. 2008. — № 8. — С. 31 — 34.
- Найн, А. Я. Проблемы развития профессионального образования: региональный аспект / А. Я. Найн, Ф. Н. Клюев. Челябинск: Изд-во Челяб. ин-та разв. проф. образ., 1998. — 264 с.
- Найн, А. Я. Проблемы управления профессиональной подготовкой кадров в условиях рыночных отношений / А. Я. Найн. Челябинск: Транспортное Южно — Уральское отделение, 1991. — 202 с.
- Наталов, Г. Г. С чего начать модернизацию образования? / Г. Г. Наталов // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 4. -С. 2 — 8.
- Неверкович, С. Д. Игровые методы подготовки кадров: учебное пособие / С. Д. Неверкович- Под ред. В. В. Давыдова. М.: Высш. школа, 1995. — 207 с.
- Неверкович, С. Д. Основы обучения и воспитания / С. Д. Неверкович, Г. И. Хозяинов, И. П. Андриади. М.: РИО РГАФК, 1997. -57 с.
- Немов, Р. С. Психологический словарь / Р. С. Немов. М.: Гума-нит. изд. центр «ВЛАДОС», 2007. — 560 с.
- Немудрая, Е. Ю. Формирование инновационных умений у будущего учителя : автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. Ю. Немудрая. -Челябинск, 1999. 23 с.
- Николаев, Ю. М. Общая теория и методология физической культуры как отражение потребности в модернизации физкультурного образования / Ю. М. Николаев // Теория и практика физической культуры. 2004. — № 7. — С. 2 — 10.
- Носенко, Н. П. Развитие личностной готовности студентов к профессиональной деятельности педагога в процессе обучения в вузе физической культуры : автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. П. Носенко. Краснодар, 2006. — 24 с.
- Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: РАН, 1993. — 578 с.
- Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н. Г. Озолин. М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во ACT», 2003. -863 с.
- Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / Под ред. М. В. Булановой-Топорковой. Ростов н/Д: Феникс, 2006. -512с.
- Педагогика профессионального образования: учебное пособие / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.- Под ред. В.А. Сла-тенина. М.: Изд. центр «Академия», 2004. — 368 с.
- Педагогика физической культуры: учебник / М. В. Прохорова, А. А. Сидоров, Б. Д. Синюхин, А. Г. Семенов. М.: Изд-во «Путь»: ТИД «Альянс», 2006. — 288 с.
- Педагогические технологии: учебное пособие / Под общей ред. В. С. Кукушкина. — М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д: Изд. центр „МарТ“, 2006.-336 с.
- Педагогика физической*культуры и спорта: учебник / Под ред. С. Д. Неверковича. — М.: Физическая культура, 2006. — 528 с.
- Песина, О. Н. Формирование готовности преподавателя физического воспитания к оздоровительной деятельности / О. Н. Песина // Теория и практика физической культуры. 2007. — № 5. — С. 72 — 73.
- Пидкасистый, П. И. Искусство преподавания. Первая книга учителя / П. И. Пидкасистый, М. JI. Портнов. М.: Пед. общество России, 1999.-212 с.
- Пидкасистый, П. И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / П. И. Пидкасистый, Л. М. Фридман, М. Г. Гарунов. — М.: Пед. общество России, 1999. 354 с.
- Платонов, К. К. Структура и развитие личности / Отв. ред. А. Д. Глоточкин. М.: Наука, 1986. — 256 с.
- Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практические приложения / В. Н. Платонов. М.: Советский спорт, 2005. — 820 с.
- Подласый, И. П. Педагогика: Новый курс: учебник / И. П. Подла-сый. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 576 с.
- Пономарев, Г. Н. Перспективы развития образовательной деятельности факультетов физической культуры в условиях модернизации образования в России / Г. Н. Пономарев // Теория и практикафизической культуры. 2007. — № 8. — С. 55 — 61.
- Практикум по спортивной психологии / Под ред. И. П. Волкова. -СПб.: Питер, 2002. 288 с.
- Прогонюк, JI. Н. Управление развитием инновационных процессов в общеобразовательной школе (на примере физического воспитания учащихся): автореф? дис.. канд. пед. наук / JI. Н. Прогонюк. -Ml, 1998.-22 с.
- Профессионально педагогическая деятельность по управлению подготовкой в спортивных играх / В. В. Олиференко, В. В. Рыбаков, JI. М. Куликова, Е. А. Волкова. — Челябинск: УралГАФК, 1999. -180с.
- Пряжников, Н. С. Психология труда и человеческого достоинства: учебное пособие / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжников. М.: Изд. центр „Академия“, 2003. — 480 с.
- Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Астрель: ACT: Транзиткнига, 2006. — 479 с.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Г. С. Никифоров, М. А. Дмитриева, JI. Н. Корнеева и др.- Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПб университета, 1991. — 152 с.
- Психология личности: хрестоматия / Ред. состав. Д.Я. Райгород-ский. — Самара: Издательский Дом „БАХРАХ-М“, 2000. — 544 с.
- Путеева, С. В. Формирование профессиональной готовности студентов, заочной формы обучения к педагогической деятельности (на примере факультета физической культуры): дис.. канд. пед. наук / С. В. Путеева. Ставрополь, 2006. — 200 с.
- Рекешева, Ф. М. Условия развития психологической готовности кпрофессиональной деятельности студентов-психологов : автореф. дис. канд. псих, наук / Ф. М. Рекешева. — Астрахань, 2007. — 22 с.
- Решетень, И. Н. Проблемы моделей личности, деятельности и подготовки специалиста по физической культуре и спорту / И. Н. Решетень // Теория и практика физической культуры. 1982. — № 11. -С. 49 — 50.
- Рогов, Е. И. Учитель как объект психологического исследования: пособие для школьных психологов / Е. И. Рогов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 496 с.
- Романович, В. А. Спортивно ориентированное физическое воспитание в Октябрьской школе / В. А. Романович, В. И. Световец. М.: Изд-во АНО НИЦ „Теория и практика физической культуры и спорта“, 2006. — 264 с.
- Сагайдак, С. С. Мотивация деятельности / С. С. Сагайдак. Мн., 2001.-208 с.
- Северухин, Г. Б. К вопросу об управлении учебно-тренировочным процессом в спортивно ориентированном физическом воспитании школьников / Г. Б. Северухин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. — № 5. — С. 5 — 8.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. -256 с.
- Серегин, С. М. Педагогические условия организации жизнедеятельности студентов в гуманизированной среде высшего учебного заведения : автореф. дис.. канд. пед. наук / С. М. Серегин. — Уфа, 2001.-25 с.
- Сериков, В.В. Личностно ориентированное образование / В. В. Сериков // Педагогика. — 1994. — № 5. — С. 16−21.
- Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М.: Изд. корпорация „Логос“, 1999. 272 с.
- Синицын, Д. К. Формирование профессиональных умений будущих специалистов физической культуры в процессе педагогического физкультурно-спортивного совершенствования: на примере бокса: автореф. дис.. канд. пед. наук / Д. К. Синицын. СПб, 2003. — 22 с.
- Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. М.: Изд. центр „Академия“, 2002. — 576 с.
- Сластенин, В. А. Психология и педагогика : учебное пособие / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. М.: Изд. центр „Академия“, 2001. — 480с.
- Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В. А. Мижериков- Под общ. ред. П. И. Пидкасистого. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 448 с.
- Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учебное пособие / С. Д. Смирнов. — М.: Изд. центр „Академия“, 2001. 304 с.
- Соловьёв, Г. М. Некоторые аспекты технологической модели подготовки специалистов по физической культуре в системе дополни1.тельного профессионального образования в вузе / Г. М. Соловьёв, В.
- Спорт в современном обществе / Под ред. В. М. Выдрина. — М.: Физкультура и спорт, 1980. 272 с.
- Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / Сост. и общая ред. И. П. Волков. СПб: Питер, 2002. — 384 с.
- Спортивно ориентированное физическое воспитание: теория и технология: научно-методические рекомендации / Под ред. JI. И. Лубышевой, В. К. Бальсевич. М.: НИЦ „Теория и практика физической культуры и спорта“, 2006. — Т.Н. — 76 с.
- Спортивно ориентированное физическое воспитание: теория и технология: научно-методические рекомендации / Под ред. Л. И. Лубышевой, В. К. Бальсевич. М.: НИЦ „Теория и практика физической культуры и спорта“, 2006. — T.I. — 78 с.
- Станкин, М. И. Спорт и воспитание подростков / М. И. Станкин. — М.: „Физкультура и спорт“, 1983. 104 с.
- Степанова, Г. А. Теория и практика формирования, профессионально-педагогической. готовности студентов к реабилитации детей средствами физической культуры: дис.. докт. пед. наук / Г. А. Степанова. М., 1999. — 314 с.
- Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология : учебник / Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д: „Феникс“, 2003. — 544 с.
- Столяров, В. И. Инновационная спартианская технология духовного и физического оздоровления детей и молодежи : учебное пособие / В. И. Столяров. — М.: „Советский спорт“, 2003. — 336 с.
- Столяров, В. И. Концепция спартианского движения / В. И. Столяров // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2001.'- № 1. С. 4 — 11.
- Суслина, А. 'А. Мотивационное обеспечение учебной деятельности студента вуза: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. А. Суслина. -Калининград, 1999. 21 с.
- Теория и методика физического воспитания: учебник / Б. А. Аш-марин, Ю. А. Виноградов, 3. Н. Вяткин- Под ред. Б. А. Ашмарина. -М.: Просвещение, 1990. 287 с.
- Теория и методика физической культуры: учебник / Под ред. Ю. Ф- Курамшина. М.: Советский спорт, 2004. — 464 с.
- Тер-Ованесян, А. А. Педагогика спорта / А. А. Тер-Ованесян, И. А-. Тер-Ованесян. — Киев: „Здоровье“, 1986. 204 с.
- Тер-Ованесян, А. А. Педагогические основы физического воспитания / А. А. Тер-Ованесян. М.: „Физкультура и спорт“, 1978. -206с.
- Узнадзе, Д. Н. Основные положения теории установки / Д. Н. Узнадзе. Тбилиси: ТГУ, 1961.-215 с.
- Фазлеев, Н. Ш. Проектирование и реализация компетентно ориентированного подхода к профессиональной подготовке педагога по физической культуре и спорту / Н. Ш. Фазлеев // Теория и практика физической культуры. 2006. — № 7. — С. 40 — 44.
- Фазлеев, Н. Ш. Профессиональное образование по физической культуре и спорту: компетентно ориентированный подход / Н. Ш. Фазлеев // Теория и практика физической культуры. 2007. — № 12. -С. 49 — 52.
- Федеральный закон „О физической культуре и спорте в Российской Федерации“: Новая редакция (по состоянию на 15 июня 2008 года). Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. — 46 с.
- Филанковский, В. В. Теория и практика формирования профессиональной готовности учителя физической культуры : дис.. докт. пед. наук / В. В. Филанковский. Ставрополь, 2000. — 456 с.
- Филимонова, С. И. Физическая культура и спорт пространство, формирующее самореализацию личности / С. И. Филимонова. М.: Изд-во „Теория и практика физической культуры“, 2004. — 316 с.
- Филимонова, С. И. Формирование готовности специалиста физической культуры к педагогической самореализации : автореф. дис.канд. пед. наук / С. И. Филимонова. СПб., 1997. — 23 с.
- Филиппов, В. Н. Особенности содержания деятельности» учителя физической культуры в школе / В. Н. Филиппов // Теория и практика физической культуры. 1989. — № 11. — С. 50 — 53.
- Францева, Е. Н. Психологическая готовность к инновациям в профессионально-педагогической деятельности у будущих учителей : автореф. дис.. канд. психол. наук / Е. Н. Францева. Армавир, 2003.-22 с.
- Харре, Д. Учение о тренировке / Д. Харе- Пер. с нем. JI.M. Мирского. М1.: Изд-во «Физкультура и спорт», 1971. — 328 с.
- Хозиев, В. Б. Практикум по общей психологии : учебное пособие / В'. Б. Хозиев. М.: Изд. центр «Академия», 2003. — 272 с.
- Хозяинов, Г. И. Акмеология физической культуры и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. И. Хозяинов, Н. В. Кузьмина, JI. Е. Варфоломеева. М.: Изд. центр «Академия», 2007.-208 с.
- Хозяинов, Г. И. Мастерство педагога в процессе образования и обучения / Г. И. Хозяинов. М.: Изд-во «Физическая культура», 2006. — 224 с.
- Хозяинов, Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя: метод, пособие / Г. И. Хозяинов. М.: «Высшая школа», 1988. — 167 с.
- Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебное пособие / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. — М.: Изд. центр «Академия», 2000. 480 с.
- Чанышева, Г. О коммуникативной компетентности / Г. Чанышева // Высшее образование в России. 2005. — № 2. — С. 148 — 151.
- Черняев, А. А. Понятия и ценности спортивной культуры / А. А. Черняев // Сб. материалов IV Всерос. науч.- практ. конф. М., 2007. -С. 138 — 139.
- Черняева, Е. А. «Спортивная культура» в общеобразовательной школе / Е. А. Черняева // Сб. материалов IV Всерос. науч.- практ. конф. М., 2007. — С. 140 — 142.
- Чичикин, В. Т. Теоретические основы формирования профессиональной готовности специалиста в системе физкультурно-педагогического образования : автореф. дис.докт. пед. наук / В. Т. Чичикин. Н. Новгород, 1995. — 34 с.
- Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека : учебное пособие / В. Д. Шадриков. М.: Изд. корпорация «Логос», 1996. — 320 с.
- Шибаева, Л. В. Методы активного социально-психологического обучения : учебное пособие / Л. В. Шибаева. Сургут: Дефис, 2006. -56 с.
- Шилько, В. Г. Физическое воспитание студентов на основе лично-стно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности / В. Г. Шилько. Томск: Томский государственный университет, 2003. 196 с.
- Шихалева, М. С. Организационно-педагогические условия становления успешной профессиональной деятельности будущего педагога в образовательном процессе вуза : автореф. дис.. канд. пед. наук / М. С. Шихалева. Омск, 2008. — 23 с.
- Шиянов, Е. Н. Развитие личности в обучении : учебное пособие / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. — М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 288 с.
- Шумакова, Н. Ю. Педагогические технологии в системе подготовки специалиста по физической культуре / Н. Ю. Шумакова. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004. 106 с.
- Юрьева, Е. Г. Развитие самоконтроля студентов в условиях сочетания организационных форм процесса обучения в учреждения среднего профессионального образования : автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. Г. Юрьева. Омск, 2008. — 24 с.
- Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: «Сентябрь», 1996. — 96 с.
- Яковлева, Е. Л. Развитие творческого потенциала личности / Е. Л. Яковлева. М.: Изд-во «Феникс», 1997. — 223 с.
- Soil Wolfgang: Sport unterricht Sport unterrihten: Ein Handbuch fur Sportlehrer / Wolfgang Soil. — 2., unverand. Aufl. — Schorndorf: Hoffman, 1997. — 368c.