Анализ морфофункциональных и психофизиологических показателей школьников в классах с различными профилями обучения
В конце учебного года установлены достоверные отличия показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы у школьников, обучающихся в классах различных профилей. У учащихся математических классов частота пульса превысила возрастные нормы и была выше данных в общеобразовательных классах (р<0,05). К концу учебного года выявлено увеличение в 2 раза числа детей с ЧСС и САД выше нормы… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
- 1. 1. Влияние учебной нагрузки на функциональные показатели организма школьников
- 1. 2. Антропометрические и физиометрические показатели -основные критерии адаптации организма учащихся к учебной нагрузке
- 1. 3. Физиологические механизмы умственной работоспособности школьников
- ГЛАВА II. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
- ГЛАВА III. СОБСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 3. 1. Комплексный эколого-гигиенический анализ факторов, влияющих на организм учащихся сравниваемых групп
- 3. 1. 1. Экологическая характеристика окружающей среды в городских микрорайонах проживания школьников
- 3. 1. 2. Особенности организации учебных занятий
- 3. 1. 3. Особенности внешкольной жизни учащихся
- 3. 2. Анализ показателей здоровья школьников из классов различных профилей
- 3. 3. Показатели физического развития школьников
- 3. 3. 1. Сравнительный анализ антропометрических показателей
- 3. 3. 2. Сравнительный анализ физиометрических показателей
- 3. 4. Исследование функциональных показателей сердечно-сосудистой системы
- 3. 5. Сравнительный анализ показателей умственной работоспособности и когнитивных функций у школьников из классов различных профилей
- 3. 6. Состояние психоэмоциональной сферы обследованных учащихся
- 3. 1. Комплексный эколого-гигиенический анализ факторов, влияющих на организм учащихся сравниваемых групп
- ГЛАВА IV. ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
- ВЫВОДЫ
Анализ морфофункциональных и психофизиологических показателей школьников в классах с различными профилями обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых показывают, что физиологические проблемы влияния внутренних и внешних факторов на формирование морфофункционального статуса современных школьников находятся в центре внимания (А.П. Зверяев, 1981; М. В. Антропова, Г. Г. Манке и соавт., 1995; М. К. Акимова, В. Т. Козлова, 1995; Д. И. Зеленская, 1995; Е. В. Соколов, 2002; А. А. Баранов, 2003, 2004; Валеева Э. Р., 2003; Г. Л. Апанасенко, 2004; Величковский Б. Т., 2004; В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева, 2005; И. П. Пономаренко, 2005; Г. Г. Онищенко, 2005; Douglas G., 1976; Dutton D.S., 1985; Holldorssjn М., Runst А.Е., 2000; Bullinger M., 2003). Проблема профилактики и ранней диагностики психосоматических заболеваний у учащихся в последние годы обостряется особенно, так как состояние здоровья современных школьников характеризуется рядом негативных тенденций: замедление физического и психического развития, ухудшение общего здоровья, изменение структуры заболеваемости и т. п. Снизились функциональные возможности молодого организма: мышечная сила уменьшилась на 18%, ЖЕЛ — на 15%, у трети юношей и девушек отмечается задержка полового созревания (А.Г. Хрипкова, 1997; Л. А. Алифанова, 2002; С. Г. Василенко и соавт., 2003; Т. Л. Гигуз, А. Я. Поляков, 2003; А. Я. Соколов и соавт., 2003; Б. Т. Величковский и соавт., 2004; Л. А. Давыденко, 2004; А. С. Калмыкова и соавт., 2004; В. Р. Кучма, В. В. Некрасов, 2004; Г. Г. Онищенко, 2004, 2005; И. К. Рапопорт, 2005; Pennix B.W., Van Tilburg Т., Kriegsman D.M. et al., 1997). Особенно пристального внимания развитие детей и подростков заслуживает в критические периоды жизни, такие как препубертатный и пубертатный, во время которых формирование функциональных и морфологических новообразований происходит гораздо интенсивнее, чем в стабильные возрастные периоды. Сильные воздействия в это время могут привести к выраженным нарушениям процесса развития. 11−15 летние дети относятся к группе риска. Это самый активный период в плане формирования хронической патологии (JI.E. Любомирский, 2000; М. В. Шайхелисманова, Т. А. Аникина и соавт., 2000; А. Г. Сухарев, 2002; В. П. Рыбаков, 2000, 2003).
Отмечается, что среди причин, влияющих на состояние здоровья школьников, 21−27% составляют факторы внутришкольной среды (Г.Г. Они-щенко, 2005). В последнее время в образовательной системе наблюдается интенсификация учебного процесса, появление школ нового типа, классов с различным уровнем учебной нагрузки, что не всегда может способствовать нормальной адаптации к учебной деятельности и сохранению здоровья учащихся (Н.А. Агаджанян, 1995; Н. Н. Овсянникова, 2003; Т. Н. Семенова, 2006). Проблема адаптации учащихся, обучающихся по программам углубленного изучения ряда предметов в школах нового вида не получила должного освещения в работах отечественных и зарубежных авторов. Имеются только некоторые литературные данные о влиянии особенностей учебных нагрузок в классах с разными профилями обучения на морфофункциональные и психофизиологические показатели школьников старшего школьного возраста. Изложенное послужило основанием для настоящего экспериментального исследования, определило его цель и задачи.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: изучить морфофункциональные и психофизиологические показатели школьников 11−12 лет в классах с различными профилями обучения.
ЗАДАЧИ РАБОТЫ:
1. Провести комплексный анализ факторов, влияющих на организм школьников, обучающихся в классах различных профилей.
2. Проанализировать показатели состояния здоровья учащихся в классах с общеобразовательным, гуманитарным и математическим профилями обучения.
3. Исследовать особенности физического развития детей в зависимости от школьных факторов.
4. Изучить функциональные показатели сердечно-сосудистой системы школьников в классах с различными профилями обучения. I.
5. Выявить особенности изменения умственной работоспособности и когнитивных функций у детей 11−12 лет под влиянием профильного обучения.
6. Исследовать влияние особенностей обучения на состояние психоэмоциональной сферы учащихся.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ. В результате проведенных исследований впервые установлены закономерности влияния профильного обучения в гуманитарных и математических классах на формирование мор-фофункциональных и психофизиологических показателей школьников 11−12 лет. Выявлено развитие функционального напряжения сердечно-сосудистой системы к концу учебного года у школьников в классах математического профиля, при отсутствии таковых изменений у сверстников из гуманитарных и общеобразовательных классов. Установлено развитие психоэмоционального напряжения с формированием высокого радикала ситуативной и общей школьной тревожности у учащихся из математических классов. Показано, что профильное обучение оказывает стимулирующее влияние на интеллектуальное развитие детей. Научно обоснованы чувствительные, информативные, адекватные тесты для выявления ранних отклонений в состоянии здоровья школьников в условиях профильного обучения.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ.
1. У детей в возрасте 11−12 лет, независимо от особенностей обучения, процессы адаптации к учебным нагрузкам связаны с онтогенетической закономерностью изменения антропометрических и физиометрических показателей в соответствии с процессом возрастного развития.
2. Дети, обучающиеся в математических классах, имеют менее благоприятную динамику функциональных показателей сердечно-сосудистой системы по сравнению со сверстниками из общеобразовательных и гуманитарных классов.
3. Психофизиологический статус школьников, обучающихся в классах различных профилей, претерпевает изменения в зависимости от особенностей учебной нагрузки.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ.
Положения диссертации, методические подходы к изучению морфо-функциональных и психофизиологических показателей школьников внедрены в практику работы кафедр психофизиологии и клинической психологии Брянского государственного университета, нормальной физиологии Орловского государственного университета.
Результаты и основные положения диссертации, а так же методы исследования используются в научных целях учебно-научным центром «Охраны здоровья детей» при Брянском государственном университете.
По материалам исследования разработано и внедрено в учебно-практическую деятельность методическое пособие «Мониторинг морфо-функционального и психофизиологического статусов школьников».
Полученные в ходе эксперимента данные были использованы для оптимизации функционального состояния учащихся. В этих целях проводились индивидуальные беседы с родителями, школьными учителями, детьми.
По результатам диссертационного исследования разработан комплекс физиолого-гигиенических мероприятий, направленный на предупреждение возникновения функциональных нарушений организма.
АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ. Апробация диссертации проведена на расширенном заседании кафедры психофизиологии и клинической психологии Брянского государственного университета. Результаты исследования доложены и обсуждены на Всероссийской научно-практической конференции «Гуманизация и гуманитаризация образования в школе и вузе» (Орел, 2003) — на научной конференции КГМУ и сессии Центрально-Черноземного научного центра РАМН, посвященной 70-летию КГМУ (Курск, 2005) — на Международной научно-практической конференции «Здоровье и образование в XXI веке» (Москва, 2005, 2006) — на Российском симпозиуме «Закономерности интеграции физиологических функций в норме и их дезинтеграции в патологии» (Курск, 2007) — на XX съезде Физиологического общества им. И. П. Павлова (Москва, 2007).
ПУБЛИКАЦИИ. По теме диссертации опубликовано 13 печатных работ, в том числе 2 в рекомендуемых ВАК изданиях.
СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИССЕРТАЦИИ
Диссертация состоит из введения, обзора литературы, описания материала и методов исследования, результатов исследования и их обсуждения, выводов, практических рекомендаций и списка литературы, включающего 288 источников: из них 206 отечественных и 82 зарубежных. Диссертация изложена на 143 страницах машинописного текста, содержит 20 таблиц, 9 рисунков и 6 приложений.
ВЫВОДЫ.
1. Особенности организации учебного процесса в профильных классах оказывают влияние на формирование морфофункциональных и психофизиологических показателей школьников. У учащихся в классах математического профиля к концу учебного года выявлена тенденция к снижению числа гармонично развитых детей, функциональное напряжение сердечно-сосудистой системы и высокий уровень тревожности по сравнению с динамикой данных показателей у школьников в общеобразовательных и гуманитарных классах.
2. Среди учащихся математических классов выявлено достоверно меньше школьников, имеющих первую группу здоровья. Лучшие показатели здоровья определены у школьников гуманитарных классов, где число детей I группы здоровья составляет 35,5%, что в 1,4 раза больше таковых в общеобразовательных классах, а школьников III группы здоровья в 1,2 раза меньше, чем в группе контроля.
3. Анализ антропометрических и физиометрических показателей школьников не выявил нарушений морфофункционального созревания учащихся в процессе возрастного развития. Средние значения роста, массы тела, мышечной силы ведущей кисти, жизненной емкости легких соответствуют средним возрастно-половым нормативам у учащихся трех групп.
4. В конце учебного года установлены достоверные отличия показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы у школьников, обучающихся в классах различных профилей. У учащихся математических классов частота пульса превысила возрастные нормы и была выше данных в общеобразовательных классах (р<0,05). К концу учебного года выявлено увеличение в 2 раза числа детей с ЧСС и САД выше нормы. При предъявлении функциональной пробы у мальчиков в математических классах зарегистрировано большее число детей с гипертоническим типом реакции на физическую нагрузку (р<0,05). Полученные результаты свидетельствует о напряжении в конце учебного года регуляторных механизмов системы кровообращения у школьников в математических классах.
5. Анализ умственной работоспособности школьников в классах с различными профилями обучения выявил в конце учебного года достоверно более низкие показатели умственной работоспособности: объем работы, подвижность нервных процессов, точность работы у учащихся в математических классах, — что можно рассматривать как проявление утомления у данной группы детей. У учащихся в гуманитарных классах показатели умственной работоспособности были достоверно выше по сравнению с результатами в общеобразовательных классах, что может отражать меньшую степень утомления и более благоприятное функциональное состояние ЦНС у данного контингента учащихся.
6. Профильное обучение оказывает стимулирующее влияние на интеллектуальное развитие детей. Объем кратковременной памяти у школьников гуманитарных классов и у мальчиков математических классов к концу учебного года превышал в 1,2 раза данные учащихся в общеобразовательных классах (р<0,05). В результате проведенного исследования уровня мыслительных процессов были выявлены достоверно более высокая скорость течения мыслительных процессов и точность решения мыслительных задач у школьников в классах с математическим профилем обучения.
7. Исследование состояния психоэмоциональной сферы выявило статистически достоверные различия уровня тревожности среди учащихся в зависимости от особенностей обучения. У школьников в математических классах зарегистрированы более высокие средние значения СТ и число школьников с высоким уровнем СТ в 2,1 раза превышало данные в общеобразовательных классах. Учащиеся с повышенной общей школьной тревожностью в математических классах встречаются в 2 раза чаще по сравнению с показателями в группе контроля. У 8,6% мальчиков в математических классах выявлен высокий уровень общей школьной тревожности, у девочек таковая в 3,3 раза превышает данные в общеобразовательных классах (р<0,05), что можно рассматривать как проявления процесса снижения психической адаптации школьников математических классов к учебным нагрузкам.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Значительная распространенность психосоматических нарушений у детей школьного возраста определяет необходимость в проведении комплекса профилактических мероприятий направленных на предупреждение возникновения функциональных нарушений организма:
1. регулярное проведение профилактических медицинских осмотров с использованием тестов, выявляющих ранние доклинические отклонения в морфофункциональном и психофизиологическом статусах (тесты, оценивающие уровень тревожности и изменения когнитивных функций, проба на дозированную физическую нагрузку, измерение ЖЕЛ);
2. оптимизацию социальных и бытовых условий для исключения их негативного влияния на морфофункциональный и психофизиологический статусы (повышение уровня двигательной активности, занятий утренней гимнастикой, спортом, введение динамических пауз на уроках, организация перемен на открытом воздухе, использование закаливающих и оздоровительных процедур);
3. рационализацию режима дня учащихся (соблюдение гигиенических требований продолжительности ночного сна, времени выполнения домашних заданий, пребывания на свежем воздухе).
Список литературы
- Аболин Л.М., Кобянов В. Д. Переутомление учащихся и пути его предупреждения: Опыт средней школы № 1 г. Камск. Поляны Татарии. // Проблемы аномальных детей и подростков, психокоррекция проблемных де-тей.-Казань.-1997.-С. 12−29.
- Аветисян Л.Р., Кочарова С. Г. Изучение влияния повышенной учебной нагрузки на состояние здоровья учащихся // Гигиена и санитария.-2001.-№ 6.-С. 48−49.
- Агаджанян Н.А. Эколого-физиологические аспекты адаптации организма к экстремальным условиям // Материалы XV съезда всесоюзного физиологического общества им. И. П. Павлова. Кишинев, 1987.-Т.1.-С. 38−39.
- Агаджанян Н.А., Марачев А. Г., Бобков Г. А. Экологическая физиология человека. М., 1998.
- Агаджанян Н.А., Миннибаев Т. Ш., Северин А. Е., Ермакова Н. В., Кузнецова Л. Ю., Силаев А. А. Изучение образа жизни, состояния здоровья и успеваемости студентов при интенсификации образовательного процесса // Гигиена и санитария.-2005.-№ 3.-С. 48−52.
- Адаптация организма подростков к учебной нагрузке / Под ред. Д. В. Колесова. М.: Педагогика, 1987.-148 с.
- Акимова М.К., Козлова В. Т. Обучаемость и здоровье школьника // Школа здоровья.-1995.-Т.2.-№ 2.-С. 21−31.
- Алифанова Л.А. Влияние двигательной активности в процессе академического урока на здоровье и развитие школьников // Педиатрия.-2002.-№ 6.-С. 37−39.
- Алифанова Л.А. Соматофункциональный потенциал школьников в «зависимости от различных режимов двигательной активности // Гигиена исанитария.-2002.-№ 3.-С. 56−58.
- Андреев В.М., Латыпов А. Г., Шатунова Н. В. и др. Состояние функции внешнего дыхания у подростков // Казанский медицинский журнал.-1994.-№ 6.-С. 461−462.
- Антропова М.В. Дифференцированное обучение учащихся I-XI классов, их работоспособность и организация режима учебной деятельности //Физиология человека.-1992.-Т.18.-№ 1.-С. 172−178.
- Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М.: Просвещение, 1968.
- Антропова М.В., Безруких М. М., Бетелиева Т. Г. Нормирование 1 учебной нагрузки школьников. М., 1998.
- Антропова М.В., Бородкина Г. В., Кузнецова Л. М. и др. Умственная работоспособность и состояние здоровья младших школьников, обучающихся по различным педагогическим системам // Физиология человека.-1998.-Т.24.-№ 5.-С. 80−84.
- Антропова М.В., Бородкина П. В., Кузнецова Л. М. и др. Психофизиологические и медицинские аспекты некоторых педагогических инноваций в начальной школе // Школа здоровья.-1998.-Т.5.-№ 2.-С. 65−71.
- Антропова М.В., Манке Г. Г., Бородкина Г. В., Кузнецова JI.M., Параничева Т. М. и др. Оздоровительное значение индивидуально-дифференцированного обучения // Школа здоровья.-1996.-№ 3 .-С. 5−11.
- Антропова М.В., Манке Г. Г., Кузнецова Л. М., Бородкина Г. В. Здоровье школьников: результаты лонгитюдного исследования // Педагогика.-1995.-№ 2.-С. 26−31.
- Апанасенко Г. Л. Диагностика индивидуального здоровья // Гигиена и санитария.-2004.-№ 2.-С. 55−58.
- Апанасенко Г. Л. Индивидуальное здоровье: сущность, механизмы, I проявления // Гигиена и санитария.-2004.-№ 1 .-С. 60−63.
- Артеменков А.А. Изменения вегетативных функций у студентов при адаптации к умственным нагрузкам // Гигиена и санитария.-2007.-№ 1.-С. 62−64.
- Баевский P.M., Берсенева А. П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М., 1997.
- Баранов А.А. Задачи педиатрической науки по охране здоровья детей // Вестник РАМН.-2003.-№ 8.-С. 3−5.
- Баранов А.А. Профилактические технологии в педиатрии: научные и практические проблемы // Педиатрия.-2003.-№ 5.-С. 4−7.
- Баранов А.А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Комплексная оценка со' стояния здоровья детей в возрасте от 3 до 17 лет включительно при профилактических медицинских осмотрах с использованием схемы определения здоровья: Пособие для врачей. М., 2004.
- Бирюкова Н.А. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательных учреждениях // Гигиена и санитария.-2006.-№ 1.-С. 76−77.
- Блинова Н.Г., Литвинова Н. А., Анисова Е. А., Шабашева С. В. Комплексный подход в оценке состояния здоровья и развития субъектов образовательного процесса//Вал еология.-1997.-№ 3.-С. 16−20.
- Бондарь Н.В. О критериях эффективности адаптации сердечно-I сосудистой системы // Материалы международной конференции «Физиология развития человека». М., 2000.-С. 112−114.
- Бунак В.В. Физическое развитие и соматические типы в период роста // Материалы научной конференции по возрастной морфологии, физиологии, биохимии. М.: АПН РСФСР, 1960.-С. 27−32.
- Бурханов А.И. Характеристика внешнего дыхания у школьников 5−7 классов общеобразовательной школы // Гигиена и санитария.-1994.-№ 4.-С. 51−53.
- Бурханов А.И., Хорошева Т. А. Состояние здоровья учащихся школ различного профиля // Гигиена и санитария.-2006.-№ 3.-С. 58−61.
- Бухаринова Ж.В. Физиологическая оценка адаптации школьников 1 к особенностям учебной нагрузки в условиях инновационных педагогических технологий: Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.б.н.: (03.00.13).- Казань, 1998.-22 с.
- Валеева Э.Р. Сравнительный анализ заболеваемости учащихся гимназии и общеобразовательной школы // Гигиена и санитария.-2003.-№ 5.-С. 47−48.
- Величковский Б.Т., Баранов А. А., Кучма В. Р. // Рост и развитие детей и подростков в России // Вестник Российской АМН.-2004.-№ 1.- С. 43−45.
- Ветошева В.И. Значение профилактики в снижении зрительного утомления в процессе учебной деятельности у детей младшего школьного возраста//Гигиена и санитария.-2004.-№ 4.-С. 61−64.
- Вирабова А.Р. Физиолого-гигиеническая оценка личностно-ориентированного обучения детей // Гигиена и санитария.-2006.-№ 1.-С.74.
- Вишневский В.А. Анализ школьного расписания с учетом здоровья детей // Гигиена и санитария.-2005.-№ 1.-С. 43−45.
- Власов В.В. Оценка и укрепление индивидуального здоровья // Гигиена и санитария.-2004.-№ 2.-С. 59−61.
- Волкова Л.Ю., Копытько М. В., Конь И. Я. Физическое развитие школьников Москвы: современное состояние и методы оценки // Гигиена и санитария.-2004.-№ 4.-С. 42−45.
- Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений. Санитарные правила и нормы СанПиН. 2. 42−576−96 // Школа здоровья.- 1998.-№ 2.-С. 6−36.
- Гигуз T.JI., Поляков А. Я., Богачанов Н. Д. Динамика физического развития учащихся школ г. Новосибирска // Гигиена и санитария.-2003.-№ 3.-С. 50−53.
- Гребняк Н.П., Вытрищак С. В. Состояние здоровья детского населения мегаполиса // Гигиена и санитария.-2004.-№ 2.-С. 50−53.
- Гринене Э., Вайткявичус В. Умственная работоспособность старшеклассников на уроках по различным предметам // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1990.-С. 75−76.
- Тромбах С.М. Гигиена учебных занятий в школе. М.: Медгиз, 1959.
- Тромбах С.М. Школа и психическое здоровье учащихся. М., 1988.
- Гуштурова И.В. Особенности центральной и периферической гемодинамики в покое и при физической нагрузке у детей дошкольного возраста: Автореферат дис. канд. мед. наук. Казань, 1996.-18 с.
- Давыденко Л.А. Физическое развитие школьников образовательных учреждений Волгограда // Гигиена и санитария.-2004.-№ 2.-С. 45−47.
- Дмитриев А.Д., Бухаринова Ж. В., Перевозкина С. А. Научно-методические основы формирования физического и психического здоровья детей и молодежи. Екатеринбург, 1996.-Ч.2.-С. 94−95.
- Дубинский Р.А., Боряк В. П., Павлюк М. И., Михайленко Л. В. Организация работы по повышению уровня здоровья в детских коллективах // Педиатрия.-2003.-№ 4.-С. 91−94.
- Дубкова Н.В. Состояние здоровья девочек пубертатного возраста в зависимости от уровня учебной нагрузки и двигательной активности // Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И. И. Мечникова.-2006.-№ 3.-С. 35−39.
- Емельянчик Е.Ю. Влияние активного двигательного режима на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и вегетативной регуляции у дошкольников // Педиатрия.-2003.-№ 2.-С. 4−9.
- Емельянчик Е.Ю., Таранушенко Т. Е., Кириллова Е. П. Динамическое наблюдение школьников, занимающихся по экспериментальной программе физического воспитания //Педиатрия.-2003.-№ 5.-С. 61−65.
- Ефимова С.П. «Школьная зрелость» и ее связь с состоянием здоровья // Физиологические и психологические критерии готовности к обучению в школе (материалы симпозиума). М., 1977.-С. 27−28.
- Жданова JI.A., Руссова Т. В. Роль адаптивных реакций в формировании здоровья школьников // Российский педиатрический журнал.-1999.-№ 2.-С. 52−55.
- Зайцев В.П., Крамской С. И. Здоровье студентов техническоговысшего учебного заведения // Гигиена и санитария.-2003.-№ 2.-С. 46−49.
- Зарытовская Н.В., Калмыкова А.с., Ткачева Н. В., Марочкина Л. И. Особенности физического развития и заболеваемость хроническими болезнями школьников в йоддефицитном регионе // Педиатрия.-2002.-№ 6.-С. 5053.
- Зеленская Д.И. О состоянии детей России: Анализ основных тенденций медико-демографических процессов за последние 50 лет. // Школа здоровья.-1995.-Т.2.-№ 2.-С. 5−12.
- Зорина И.Г. Влияние внутришкольных факторов на умственную работоспособность и состояние здоровья учащихся // Гигиена и санитария.-2006.-№ 6.-С. 48−51.
- Игнатова Л.Ф. Методология мониторинга образовательной среды и здоровья школьников // Гигиена и санитария.-2006.-№ 3.-С.75−79.
- Изаак С.И., Лебединский В. Ю., Гаськова Н. П. Комплексная оценка физического здоровья детей, подростков, молодежи Восточной Сибири // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины.-2004.-№ 4.-С. 18−21.
- Изаак С.И., Панасюк Ш. В. Характеристика физического развития школьников различных регионов России // Гигиена и санитария.-2005.-№ 5.-С. 61−64.
- Казин Э.М., Недоспасова Н. П., Пономарева B.C., Мартюшева Т.С.,
- Масько Е.В., Юпитов А. В. Роль комплексной психологической и физиологической оценки механизмов адаптации в формировании валеологических подходов в системе образования // Валеология.-1998.-№ 4.-С. 14−17.
- Казин Э.М., Олещенко A.M., Левина И. Л., Лотош Е. А., Родина Т. В., Хаертдинова Р. Н. Оценка педагогических инноваций через показатели здоровья учащихся // Валеология.-1998.-№ 4.-С. 33−36.
- Калачева И.О., Карнаухова Е. Н., Мазур А. Г. Психогенные расстройства у детей и подростков (вопросы диагностики и реабилитации) //
- Психиатрия и психофармакотерапия.-2003.-Т.5.-№ 1.-С. 23−25.
- Калмыкова А.С., Евсигнеева Ю. В., Ткачева Н. В., Зарытовская Н. В. Состояние здоровья и особенности физического развития детей дошкольного возраста Ставрополя // Гигиена и санитария.-2004.-№ 3.-С. 55−58.
- Камаев И.А., Павлычева Л. И., Васильева О. Л., Коптева Л. Н. Социально-гигиенические особенности организации учебного процесса и режима дня старшеклассников лицеев // Гигиена и санитария.-2003.-№ 5.-С. 45−48.
- Камилова Р.Т. Влияние социально-гигиенических факторов условий жизни детей школьного возраста на уровень их физического развития // Гигиена и санитария.-2001.-№ 6.-С. 32−35.
- Карпенко Л.З., Егорова Н. Л., Косолапова О. Н. Сравнительная1.оценка учебной нагрузки в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях
- Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI века: Материалы IX Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. М., 2001.-Т.2.-С. 338−340.
- Каташинская Л.И. Динамика показателей развития, функционального состояния и умственной работоспособности средних и старших школьников г. Ишима: Диссертация на соискание ученой степени к.б.н.: (03.00.13). -Тюмень, 1999.-164 с.
- Кирюшин B.A., Лобанов С. П., Стунива Г. И. Динамика психофизиологических показателей у студентов // Гигиена и санитария.-2003.-№ 1.-С. 47−49.
- Кмить Г. В., Рублева Л. В. Основные результаты многолетних исследований функционального состояния миокарда детей // Новые исследова-ния.-2003.-№ 1.-С. 192−199.
- Кольцова М.М. Высшая нервная деятельность детей и подростков // Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. М., 1969,-Глава XIV.-C. 517−553.
- Корытов Л.И., Талалаева В. А., Губина М. И. Некоторые аспектыпсихофизиологической адаптации младших школьников к инновационным педагогическим технологиям // 3-ий съезд физиологов Сибири и Дальнего Востока: тезисы докладов. Новосибирск, 1997.-е. 124.
- Красавина Н.А. Состояние здоровья детей и пути совершенствования амбулаторно-поликлинической помощи на региональном уровне: Автореферат диссертации на соискание ученой степени д.м.н.: (14.00.09., 14.00.33.). Пермь, 2006.- 46 с.
- Крукович Е.В., Лучанинова В. Н. Показатели центральной гемодинамики у подростков приморского края в возрасте 10−17 лет // Гигиена и са-нитария.-2005.-№ 1 .-С. 36−39.
- Кряжев В.Я. О влиянии учебных занятий на высшую нервную деятельность детей младшего школьного возраста. Труды II научной конференции по вопросам возрастной морфологии и физиологии. М., 1955.
- Кувандыкова Д.Э. Особенности состояния опорно-двигательной системы подростков в зависимости от типа учебного заведения // Гигиена и санитария.-2004.-№ 3.-С. 65−67.
- Кузнецова Т.Д. Возрастные особенности дыхания детей и подростков. М.: Медицина, 1986.-127 с.
- Кузнецова Т.Д. Развитие дыхательной функции легких // Физиология развития ребенка. М.: Педагогика, 1983.-С. 115−133.
- Кузнецова Т.Д., Соколов Е. В. Характеристика дыхательной системы // Физиология подростка. М.: Педагогика, 1988.-С. 94−107.
- Куинджи Н.Н. Биоритмические корреляты социальной дееспособности школьников // Здоровый ребенок. Материалы V конгресса педиатров России-М., 1999.-С. 217−218.
- Кульпина Т.И., Батищева Н. А., Тамбиев А. Э., Бабенко Т. Н., Каминский И. И. Анализ состояния здоровья учащихся городской школы // Ва-леология.-1997.-№ 2.-С. 36−39.
- Кусельман А.И., Соловьева И. Л., Черданцев А. П. Состояние здо-, ровья детей, обучающихся по различным школьным программам // Педиатрия.-2002.-№ 6.-С. 53−57.
- Кучма В.Р. Оценка риска влияния факторов окружающей среды на здоровье детей и подростков // Гигиена и санитария.-2002.-№ 6.-С. 51−53.
- Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. М., 2001.
- Кучма В.Р., Милушкина О. Ю. Подходы к оценке уровня санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных учреждений для детей и подростков // Гигиена и санитария.-2004.-№ 3.-С. 47−50.
- Кучма В.Р., Сухарева Л. М., Павлович К. Э. От школьной гигиены к гигиене детей и подростков (К 100-летию I Международного конгресса по школьной гигиене) // Гигиена и санитария.-2004.-№ 5.-С. 82−85.
- Кучма В.Р., Чекрасов В. В. Оценка физического развития как скрининг-тест выявления детей с донозологическим нарушением // Гигиена и са-нитария.-2004.-№ 4.-С. 39−41.
- Кучма B.P., Храмцов П. И., Сотникова Е. Н. Новые подходы к интеграции профилактических и оздоровительных технологий в образовательном процессе // Гигиена и санитария.-2006.-№ 3.-С. 61−64.
- Левина И.Л. Психовегетативные нарушения у детей // Валеология.-1997.-№ 2.-С. 46−49.
- Максимова Т.М., Белов В. Б., Лушкина Н. П., Барабанова Н. А. // Сравнительная оценка здоровья детей по результатам медицинских осмотров и опросов // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории ме-дицины.-2004.-№ 4.-С. 9−14.
- Максимова Т.М., Гаенко О. Н., Белов В. Б. Здоровье детей в условиях социальной дифференциации общества // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины.-2004.-№ 1.-С. 9−14.
- Матвеева Н.А., Кузмичев Ю. Г., Усанова Е. П. Скрининг-тест оценки физического развития школьников // Медицинская сестра.-1991.-№ 12.-С. 10−13.
- Матвеева О.А., Львова Е. А. Модель коррекционно-развивающей работы с детьми 6−12 лет по проблемам школьной дезадаптации: Из опыта работы Центра «Юго-Запад» в Москве. // Журнал практического психолога.-1997.-№ 3.-С. 47−64.
- Матвеева О.А., Львова Е. А. Помощь в адаптации к средней школе: психолого-педагогическое сопровождение V-VI классов // Психологическая наука и образование.-2001.-№ 3.-С. 57−79.
- Матюшонок М.Т., Турик Г. Г., Крюкова А. А. Физиология и гигиена детей и подростков. Минск: Высшая школа, 1975.-288 с.
- Миклашевская Н.Н. и др. Ростовые процессы у детей и подростков. -М.: изд-во МГУ, 1988.
- Минасян С.М., Геворкян Э. С., Ксаджикян Н. Н. Гемодинамические показатели школьников при экзаменационном стрессе // Гигиена и санита-рия.-2005.-№ 5.-С. 46−49.
- Минасян С.М., Геворкян Э. С., Адамян Ц. И., Арзуманян А. Р., Ксаджикян Н. Н. Особенности сердечного ритма у учеников в период контрольных работ// Гигиена и санитария.-2007.-№ 2.-С.60−63.
- Миннибаев Т.Ш., Михеева Л. В., Кузнецова Л. Ю., Смирнова М. А., Силаев А. А., Грачев С. В. Интенсивные формы обучения и здоровье студентов // Вестник Российской АМН.-2001.-№ 12.-С. 42−44.
- Минский И.А. Внутривозрастные особенности физического развития и работоспособности детей и подростков: Автореферат диссертации на соискание ученой степени д.м.н.: (14.00.07). Киев, 1976.
- Минх А.А., Малышева И. Н. Основы общей и спортивной гигиены-М.: Физкультура и спорт, 1972.
- Михайлова Е.В. Состояние здоровья детей в условиях загрязнения атмосферного воздуха // Гигиена и санитария.-2005.-№ 2.-С. 49−51.
- Мокеева М.М., Сетко Н. П. Влияние комплекса факторов окружающей среды на организм учащихся младших классов // Гигиена и санита-рия.-2002.-№ 5.-С. 64−66.
- Норма в медицинской практике: Справочное пособие / Под ред. А. В. Литвинова. М., 2000.
- Нормализация учебной нагрузки школьников: экспериментальные физиолого-гигиенические исследования / Под ред. М. В. Антроповой, В. И. Козлова. М.: Педагогика, 1988. — 158 с.
- Овсянникова Н.Н. Физиологическая адаптация подростков к учебной деятельности в классах с углубленным, нормальным и компенсирующим уровнями обучения: Автореферат диссертации на соискание ученой степеник.б.н.: (03.00.13.). Ярославль, 2003.-е. 22.
- Овчаров В.К., Максимова Т. М. Состояние и динамика здоровья детей раннего возраста // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины.-2002.-№ 2.-С. 3−8.
- Онищенко Г. Г. О санитарно-эпидемиологическом благополучии общеобразовательных учреждений Российской Федерации // Гигиена и сани-тария.-2004.-№ 4.-С. 3−6.
- Опаловская Г. М. Особенности циркадных ритмов вегетативных показателей при умственном и физическом труде // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины.-2001.-№ 11.-С. 489−494.
- Осколкова М.К., Кожанов В. В., Губарева В. В. Определение должных величин АД и показателей физического развития у детей 7−15 лет // Вопросы охраны материнства и детства,-1979.-№ 5.-С. 6−11.
- Павлова Г. В., Тарасова Ю. Г. Физическое развитие и состояние1.здоровья детей рабочих производства пенополиуретанов // Гигиена и санитария.-2001.-№ 4.-С. 37−39.
- Пенкин В.Н. Влияние сиротства на физическое развитие детей // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины.-2003 .-№ 5.-С. 19−21.
- Петрова Р.Ф. Методические указания к самооценке состояния здоровья.-Орел, 1998.-74 с.
- Петрушкин. С.Ф., Козлов В. А. Психофизиология восприятия и памяти. Брянск, 1983.-90 с.
- Поборский А.Н. Оценка степени напряжения регуляторных механизмов у школьников в условиях Севера // Гигиена и санитария.-2001.-№ 4.1. С. 49−51.
- Пономаренко И.П. Риск для здоровья школьников с позиций гигиены // Вестник Российской АМН.-2005.-№ 3.-С. 43−45.
- Потягайло Е.Г., Покровский В. М. Сердечно-дыхательный синхронизм в оценке адаптивной реакции ребенка // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины.-2002.-№ 6.-С. 613−619.
- Потягайло Е.Г., Покровский В. М. Новые подходы к диагностике психоэмоционального стресса у детей // Педиатрия.-2004.-№ 5.-С. 54−55.
- Прахин Е.И., Грицинская B.JI. Характеристика методов оценки физического развития детей // Педиатрия.-2004.-№ 2.-С. 60−62.
- Прусаков В.М., Прусакова А. В., Маторова Н. И. Методические подходы к оценке состояния адаптации школьников в условиях йоддефицита и загрязнения атмосферного воздуха // Гигиена и санитария.-2005.-№ 1 .-С. 4648.
- Прусов П.К. Основные факторы физического развития мальчиков-подростков // Педиатрия.-2004.-№ 3.-С. 96−99.
- Псеунок А.А. Адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы детей, обучающихся по новым образовательным программам // Пе-диатрия.-2005.-№ 6.-С. 77−79.
- Работоспособность и здоровье учащихся при обучении в современной школе (сборник научных трудов) / Под ред. Г. Н. Сердюковской, С. М. Громбаха. М., 1974.
- Работоспособность и состояние здоровья первоклассников детей седьмого года жизни после двухлетнего развивающего обучения // Новые ис-следования.-2003 .-№ 1 .-С. 83−85.
- Рапопорт Ж.Ж. Образ жизни и здоровье детей // Педиатрия-1990.-№ 6.-С. 79−82.
- Рапопорт И.К. Оценка динамики заболеваемости школьников по результатам профилактических медицинских осмотров // Гигиена и санита-рия.-2005.-№ 6.-С. 48−50.
- Рахманов Р.С., Нестеренко А. В. О роли двигательно-активной формы обучения в формировании образа жизни, сохранении и укреплении здоровья школьников // Гигиена и санитария.-2005.-№ 2.-С. 43−45.
- Рост и развитие ребенка / Под ред. Н. Н. Миклашевской. М.: Изд-во Московского университета, 1973.
- Рыбаков В.П. Критические, сенситивные и кризисные периоды онтогенеза // Новые исследования.-2003.-№ 1.-С. 69−73.
- Саввина Н.В. Механизм реализации сохранения и укрепления здоровья детей школьного возраста: Автореферат диссертации на соискание ученой степени д.м.н.: (14.00.09, 14.00.33). Москва, 2006.- 47 с.
- Савилов Е.Д., Жданова С. Н., Савилова Е. Е. Использование адаптационных реакций в качестве критерия оценки состояния здоровья // Гигиена и санитария.-2002.-№ 4.-С. 72−74.
- Самбурова И.П. Возрастная динамика и адаптационные реакциисистемы дыхания девочек в подростковом возрасте: Диссертация на соискание ученой степени к.б.н.: (03.00.13). -М., 1992.-232 с.
- Святогорова М.В., Бачков И. В. Динамика мотивации учения и адаптации к школе в младшем школьном возрасте // Психологическая наука и образование.-2000.-№ 3.-С. 26−30.
- Семенова Т.Н. Динамика показателей физического развития и умственной работоспособности у детей младшего школьного возраста в условиях городской среды: Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.б.н.: (03.00.13.).-Москва, 2006.-е. 20.
- Сердюковская Г. Н. Развитие гигиены детей и подростков в СССР.// Гигиена и санитария.-1982.-№ 9.-С. 23−25.
- Сетко А.Г., Сетко Н. П., Макарова Т. М., Сетко И. М. Особенности адаптированности детей к факторам среды обитания и критерии их оценки // Гигиена и санитария.-2005.-№ 6.-С. 57−59.
- Сивков И.Г. Гигиеническая оценка расписания уроков с помощью ранговой шкалы трудности предметов // Гигиена и санитария.-1979.-№ 4.-С. 77−79.
- Соколов А.Я., Шеверева Ю. Р. Особенности физического развития детей и подростков Магадана // Гигиена и санитария.-2003.-№ 4.-С. 40−42.
- Соколов Е.В. Развитие резервных возможностей дыхательной функции легких у детей школьного возраста // Физиология человека.-2001, Т.27.-№ 6.-С. 13−22.
- Соловьев В.Н. Медико-педагогические аспекты оценки влияния занятий учащихся в спортивных секциях на физическое развитие и умственную работоспособность: Автореферат диссертации на соискание ученой степени к. пед. н.: (13.00.01). Ижевск, 1995−22 с.
- Сонькин В.Д., Букреева Д. П., Васильева P.M. Динамика функционального состояния двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы в процессе работы разной интенсивности у девочек 9−14 лет // Новые иссле-дования.-2003.-№ 1 .-С. 208−218.
- Сперанская Н.И. Учебная адаптация учащихся при переходе из начальной в основную школу: Диссертация на соискание ученой степени к. пед. н.: (13.00.01). Тюмень, 2001.-133 с.
- Спицин А.П. Особенности адаптации студентов младших курсов мед. вузов к учебной деятельности // Гигиена и санитария.-2002.-№ 1.-С. 4750.
- Спицин А.П. Психофизиологическая характеристика адаптации учащихся и студентов к учебной деятельности: Автореферат диссертации на соискание ученой степени д.м.н.: (14.00.17). Киров, 1999.-38 с.
- Степанова М.И., Куинджи Н. Н., Ильин А. Г., Сазанюк З. И., Рапопорт И. К., Звездина И. В., Поленова М. А. Гигиенические проблемы реформирования школьного образования // Гигиена и санитария.-2000.-№ 1.-С. 40−44.
- Сухарев А.Г., Михайлова С. А. Состояние здоровья детского населения в напряженных экологических и социальных условиях // Гигиена и са-нитария.-2004.-№ 1 .-С. 47−51.
- Сухарева JI.M., Рапопорт И. К., Звездина И. В., Ямпольская Ю. А., Прусов П. К. Состояние здоровья и физическая активность современных подростков // Гигиена и санитария.-2002.-№ 3.-С. 52−55.
- Таннер Дж. Рост и конституция человека // Биология человека.1. М., 1979.-С. 336−471.
- Твердохлей В.П., Никоноров А. А. Биохимические аспекты реакции организма на экстремальную физическую нагрузку // Гигиена и санита-рия.-2002.-№ 5.-С. 49−52.
- Тупицин И.О., Безобразова В. Н., Догадкина С. Б. Индивидуальные | особенности развития системы кровообращения школьников / Под ред. И.О.
- Тупицина. М.: ИВФ РАО, 1995.-64 с.
- Узунова А.Н., Лопатина О. В., Неряхина С. В., Зайцева М. Л., Крив-дин В.М., Шарапов А. Р., Шелопут С. Ю. Особенности антропометрических показателей детей старшего школьного возраста г. Челябинск // Педиатрия.-2004.-№ 4.-С. 80−82.
- Урбазаева А.Б., Байрова Т. А. Медико-психологические аспекты школьной дезадаптации // Материалы IV конгресса педиатров России. М., 1998.-С. 5−7.г 182. Ушаков И. Б., Сорокин О. Г. Адаптационный потенциал человека //
- Вестник Российской АМН.-2004.-№ 3.-С. 8−12.
- Физиология развития ребенка (теоретические и прикладные аспекты) / Под ред. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. М.: РАО, 2000.
- Физиология развития ребенка / Под ред. В. И. Козлова, Д. А. Фарбер М.: Педагогика, 1983. — 296 с.
- Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы) / Под ред. А. А. Баранова, JI.A. Щеплягиной. М., 2000.
- Хамаганова Т.Г., Крылов Д. Н., Даниленко О. В., Семке С. Б. Проблемы профилактики нарушений психического здоровья школьников // Гигиена и санитария.-2000.-№ 1.-С. 71−73.
- Хорошева Т.А., Бурханов А. И. Влияние учебного процесса на физическое развитие учащихся начальных классов инновационных школ // Гигиена и санитария.-2004.-№ 4.-С. 57−60.
- Храмцов П.И., Шеменева Г. И. Мониторинг функциональных возможностей организма школьников // Гигиена и санитария.-2003.-№ 5.-С. 5659.
- Хрипкова А.Г. Здоровье школьников // Российская общеобразовательная школа: Проблемы и перспективы. М., 1997.-С. 41−46.
- Хрипкова А.Г., Антропова М. В. Физиолого-гигиенические аспекты учебной нагрузки учащихся в режиме дня. М.: Советская педагогика, 1980.-С. 53−59.
- Хрипкова А.Г., Антропова М. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М., 1990.
- Хрипкова А.Г., Зинченко В. П. Физиологические и психолого-педагогические основы 12-летнего образования // Стандарты и мониторинг в образовании.-2000.-№ 5.-С. 3−8.
- Хрипкова А.Г., Колесов Д. В. Гигиена и здоровье школьника М.: Просвещение, 1988. — 190 с.
- Целыковская Н.Ю. Социально-гигиенические факторы и здоровье детей // Гигиена и санитария.-2001.-№ 2.-С. 58−60.
- Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема: По материалам лонгитюдного исследования, проведенного в школе № 91 г. Москвы. // Вопросы психологии.-2001.-№ 5.-С. 19−34.
- Чалова Л.Г., Городниченко Э. А., Еремчук Г. Н. Адаптационные реакции центральной гемодинамики у школьников в условиях статической мышечной деятельности // Новые исследования.-2002.-№ 2.-С. 25−29.
- Чмиль И.Б., Медведев Л. Н. Возрастная динамика антропометрических показателей детского населения Красноярска // Гигиена и санитария.-2002.-№ 2.-С. 49−54.
- Чтецов В.П. Конституция человека // Итоги науки и техники. М., 1974.-Т.6.-С. 71−99.
- Шарипова Д.Д., Таирова. М.Н., Садыкова Г. А. Режим дня и работоспособность школьников. Ташкент: Укитувчи, 1989. — 90 с.
- Шаршенова А.А., Мажикова Э.Дж. Характеристика функционального состояния сердечно-сосудистой системы у детей из Иссык-Кульского региона // Гигиена и санитария.-2005.-№ 3.-С. 46−48.
- Шаршенова А.А., Мажикова Э.Дж. Возрастные особенности адаптационных механизмов вегетативной нервной системы у детей среднегорья // Педиатрия.-2005.-№ 3.-С. 110−113.
- Шестернина Ж.Г. Адаптация школьниц республики Алтай к воздействию природных-и социально-гигиенических факторов // Гигиена и са-нитария.-2003.-№ 1.-С. 50−54.
- Шпангенберг Ст., Боева Б. Воздействие факторов учебной среды и обучения на состояние здоровья учеников // Гигиена и санитария.-2003.-№ 5,-С. 50−53.
- Яковлева Т.В. Проблемы законодательного регулирования охраны здоровья детей // Педиатрия.-2004.-№ 5.-С. 4−6.
- Ямпольская Ю.А. Физическое развитие школьников Москвы в последние десятилетия //Гигиена и санитария.-2000.-№ 1.-С. 65−68.
- Янсон Ю.А. Оздоровительная направленность физического воспитания школьников // Валеология.-1997.-№ 2.-С. 27−31.
- Almond С. Children are not little adults // Aust Nurs J.-1998.-V.6.-P. 14.
- Amen E.W., Reinison A. // Genet. Psychol.-1954.-V.50.-№ l.-P. 3−41.
- Anderson M., Hornby P., Bozak D. COMPsych: A computerized oft-ware information system // Behavioral Research Methods, instruments, & computers.-1988.-V.20.-P. 243−245.
- Arakawa K. // J. Hypertens.-1993 .-№ 1 l.-P. 223−229.
- Armstrong N. // Kai-Maing Chan et al. Sports and Children.-1998.-P.50.75.
- Aschoff J. Annual rhythms in man // Handbook of Behavioral Neurobiology, V.4: Biological Rhythms / Edited by J. Aschoff. New York: Plenum Press, 198l.-P. 475−487.
- Asdjornsen A., Bryden M. Auditiry attentional shifts in reading-disabled students: quantification of attentional effectional effecniveness by the Attentional Shifts index//Neuropsychologia.-1998.-V.36 (2).-P. 143−148.
- Behr J., Maier K., Degenkolb B. et al. // Am. J. Respir. Crit. Care Med.-1997.-V.156.-P. 1897−1901.
- Behr U., Ketelhut R., Franz I.-W. The affect of weight reduction on blood pressur at rest and during exercise in hypertensive patients // Clin. and. exp. Hypertens.-1990.-V. 12.-№ 3.-P. 443.
- Beisel W.R. // J. Nutr. Immunol.-1991.-№ l.-P. 5−10.
- Berger J. Bioiytmy // Biologicky listy.-1980.-V.45.-№ 3.-P. 161.
- Bernard G.R., Wheeler A.P., Arons M.M. et al. // Chest.-1997.-V.l 12.-P. 164−172.
- Blaire S., Копе H., Haffenberger R. et al. // JAMA.-1989.-V.17.-№ 7.-P. 2395−2401.
- Brook U. Physical heals and behavioral problems in two high schools in Holon, Israel. //Acta Pediatric Hungarica.-1991.-V.31.-№l.-P. 119−129.
- Bullinger M. // EUROHIC: Developing Common Instruments for Health Surveys. Copenhagen, 2003. — P. 1−12.
- Chandra S., Vyas D., Chandra R.K. // Nutr. Res.-1985.-№ 1.-P. 693 699.
- Chiang C.L., Cohen R.D. // Int. J. Epidemiol.-1973.-V.2.-№ 1 .-P. 7−13.
- Christiansen C. // Am. J. Med.-1993.-V.94.-P. 646−650.
- Conway J., Boon N., Vann Jones J. et al. Involment of the baroreceptor reflexes in the changes in blood pressure with sleep and mental arosal // Hyperten-sion.-1983.-V.5.-№ 5.-P. 746.
- Corson S.A., Corson E. Constitutional differentces in physiological adaptation to stress and distress // Psychol. Hum. Adapt proc. 3 rd intern. Sympos. Sci. Found. N.Y.-1975.-N.Y.- London.-1976.-P. 77.
- Coumel P., Leenhardit A. // Ibid.-1991.-V.83.-Suppl.2.-P. 58−70.
- Cravioto J. et al. Nutrition, grown and newrointegrativ development: an experimental and ecologic Studi. Pediatries, 1966.-V38.-P. 319−372.
- Cunningham D.J.C., Petersen E.C., Peto R., Pickering T.G., Sleight P. Comparison of the effect of different types of exercise on the baroreflex reulation of eat // Acta physiol. scand.-1972-V.86-№ 4-P. 444−445.
- Daugs R. Automatizen und Automatisierung in der enschlicen Motoric. In: R. Daugs, K. Blischke (Hrsg.): Aufmerksamkeit und Automatisierung in der Sportmotoric. Sankt Augusnin: Academia.-1993.-P. 32−55.
- Douglas G. Health Sickness and Society. St. Lucia, 1976.
- Dutton D.S. // Med. Care.-1985.-V.23.-P. 142−156.
- EWPHE. //Am. J. Med.-1991.-V.90,№ 3.-P. 1−64.
- Eysenck H.J. The Biological Basis of Personality.-Springfield, 1967.
- Eysenck H.J. The Moudsley Personality Inventory .-London, 1947.
- Finley J.P., Nugent S.T., Hellenbrand W. // Canad. J. Physiol. Pharma-col.-1987.-V.65.-P. 2048−2052.i 237. Gilling, Jean-Marie. Integrer l’enfant handicape a l’ecole I I J.-M.
- Gilling- Pref. de H. Lafay.-2. ed. Rev. et compl.-Paris: Dunod- 2001.-P. 255−258.
- Goble M.M., Nosteller M., Moskowitz W.B. et al. Sex differences in determinants of left ventricular mass in childhood. The medical college of Virginia twin study//Circulation.-1992.-V. 85.-P. 1661−1665.
- Gotzsche P.C., Olsen O. // Lancet.-2000.-V.355.-P. 129−134.
- Graham R. et al. Respiratori muscle fatigue durig and following sprint triathlon in humans //J. of Physiology.-1996.-V.35, № 4.-P. 167−177.
- Guidelines for school and community to promote livelong physical activity among young people // Morbidity and mor ality weekly report.-1997.-V.46, № 6.-P. 125−129.
- Hansen J., Jacobsen Т., Amtorp O. The exercise pressor response to sustained handgrip does not augment blood flow in the contracting forearm skeletal muscle // Acta physiol. scand.-1993.-V.149, № 4.-P. 419−423.
- Holldorssjn M., Runst A.E., Kohler I., Mackenbach J.P.// J. Epidemiol. Commun. Hlth.-2000.-V.56.-P. 200−204.
- Hornby P., & Anderson M. The electronic software information serves and PS software archive for psycholodgy // Behavioral Research Metods, instruments, & Computers.-1994.-26 (I).-P. 57−59.
- Impact cutane de lenvironnement / Bjurlong A. // J.pharm. Beld.-1993.-V.48.-№ 4.-P. 280−284.
- Jacobsen T.N. et al. Skeletal muscle vascular responses in human limbs to isometric exercise // Acta physiol. scand.-1992−146, № 608.-P. 67.
- Jennings G. // J. Hypertens.-1997.-№ 15.-P. 567−569.
- Kahneman D., Teisman A. Changing views of attention and automatic-ity // Varieties of Attention / R. Parasuraman, R. Davies (Eds.) Orlando: Academik Press, 1984.-P. 29−61.
- Kelly G.S.//Alt. Med. Rev.-1998.-V.3, № 2.-P. 114−127.
- Krall J.M. // Manag. Sci.-1972.-V.18, № 12.-P. 744−749.
- Kuh Diana, Wadswortk Michael. Parental height: childhood environment and subseguent aduitt height in a national birth cohort // Int. J. Epidemiol.1989.-№ 3.-P. 663−668.
- Ledesert В., Saurel-Cubizolles M.J., Bourgine M. et al. Risk factors for high blood pressure among workers in French poultry slaughterhouses and canneries//Eur. J. Epidemiol.-1994.-V.10.-№ 5.-P. 609.
- Malik M., Camm A.J. // Clin.Cardiol.-1990.-V.13.-P. 570−576.
- McDaniel M.A. Big-brained people are smarter: A meta-analysis of the relationship between in vivo brain volume and intelligence // Intelligence.-2005.-V.33.-P. 337−346.
- Milworld R.L., Bailey D.A. Seasonal height velocity variation in boys and girls 8−18 years // American J. of Human Biology.-1997.-V.9.-P. 709−715.
- Morton R.H. Modelling human power and endurance. J. Math.Biol., 1990.-V.28.-P. 49−64.
- Myles-Worsley M., Coon H. Genetic and developmental factors in spontaneous selektiv attention: a study of normal twins // Psyhiatry Res.-1997.-V.71 (3).-P. 163−174.
- Nasley J.H., Blaunstein W., Wilson E. Brain activation in the presence damage // Brain and Language.-1980.-V.9, № 1.-P. 47−80.
- Nishiyasu T. et al. Relationship between mean arterial pressur and mus-1 cle cell pH during forearm ischemia after sustained handgrip // Acta physiol.scand.-1994−151,№ 4-P. 143−148.
- Obesity: Preventing and Managing the global epidemic- Report of a WHO Consultation on Obesity Geneva, 1998 (Document WHO/NUT/NCD/98.1).
- Osgood Ch. E., Susi G.E., Tannenbaum P.H. The Measurement of Meaning.-Urbana, 1957.
- Ostween E., Peslin R. Airways impedance during single breaths of forein gases //J. Appl. Physiol.-1991.-V.71, № 5.-P. 1813−1821.
- Ottaway P. Berry // Food Sci. and Technol. Today.-1995.-V.9, № 3.-P. 174−178.
- Pagani M., Lombardi F., Malliani A. // J. Am. Coll. Cardiol.-1993.-V.22.-P. 951−953.
- Pennix B.W., van Tilburg Т., Kriegsman D.M. et al. // Am. J. Epide-miol.-1997.-V.146.-P. 510−519.
- Prohovnic В., Nakansson K., Risberg L. Observation on the functional significance of regional cerebral blood flow in resting normal subjects // Neuropsychologic-1980.-V. 18, № 2.-P. 203−217.
- Prokopes M., Lhotska L. // Cs. Pediat.-1990.-V.45, № 8.-P. 480−485.
- Reid C., Dan A., Dwar E. // J. Hypertens.-1994.-№ 12.-P. 291−301.
- Rushton J.P. Creativity, intelligence and psychoticism // Personality and Individual Differences.-1990.-№ 11.-P. 1291−1298.
- Salmaso J., Langov F.V. Problem in the assessment of and preference // Cortex.-1985.-V. 11.-P. 553.
- Siesjo K., Berntman L., Nillson B. Regulation of microcirculation in the brain // Microvase. Res.-1980.-V.19, № 2.-P. 158−170.
- Skinner J.S., McLellan Т.Н. The transition from acrobik to anacrobic metabolism //Res.Quart.Exerc.Sport.-1980.-V.51.-№l.-P. 234−248.
- Smith G.D. Adverse socioeconomic conditions in childhood and cause specific adult mortality: prospective observational study // BMJ. 1998.-V.316.-P. 1631.
- Snow R.E., Kyllonen P.C., Marshalek B. The topography of ability and learning correlations // Advances in the Psychology of Human Intelligence / Ed. Sternberg R.J.-1984.-V.2.-P. 47−103.
- Starfield В., Riley A.W., Witt W.P., Robertson J. // J. Epidemiol. Commun. Hlth.-2000.-V.56.-P. 354−361.
- Strandenberg Т., Salomaan V., NauKkarinen V. et al. // JAMA.-1991.-V.266.-№ 9.-P. 1225−1229.
- Toselli S., Graziani I., Taraborelli Т., Grispan A., Tarsitany G., Gruppi-oni G. Body composition and blood pressures un school children 6−14 years of age // American J. of Humen Biology.-1997.-V.9.-P. 535−544.
- Ulbricht G. // Emahrungsforschung.-1985.-V.30.-№ 5.-P. 141−142.
- Vallet L.-A. L' assimilation scolaire des enfants issus de immigration et son interpretation: un examen sur donnees francaises // Revue francaise de pedagogie.-1996.-№ 117.-P. 7−28.
- Van der Linden M. W., Van Lindert H., Schellevis F. G., Westert G. P. //Eur. J. Publ. Hlth.-2003.-V.13, № 4.-P. 87−88.
- Vignerova J., Lhotska L., Blana P., and Roth Z. Towth of the Czech child population 0−18 years compared to the World Health Organization Growth Reference // American J. of Human Biology.- 1997.-V.9.-P. 412−418.
- Vue-Desingue Gisele // Combat Natur.-1994.-V.l07.-P. 43−45.
- Weber P. // Ther. Wschr.-1982.-V.32.-№ 3.-P. 1333−1348.
- West F. // Soc. Sci. Med.-1988.-V.27.-P. 291−296.
- Whipp B.J. The control of brecthing in man.-Manchester, 1987.-122 p.
- Whipp B.J. Ventilatori control during exercise in humans // Ann. rev. Physiol.-1983.-V.5.-P. 393−413.
- Wulleman G. La psychologie scolaire en Frandre au seuil du XXI siecle //Psychologie et education.-1996.-№ 27.-P. 57−64
- Yeager K.K., Agostini R., Nattivi A. et al. // Med. Ski. Sports Exer.-1993.-P. 775−777.