Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Анализ морфофункциональных и психофизиологических показателей школьников в классах с различными профилями обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В конце учебного года установлены достоверные отличия показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы у школьников, обучающихся в классах различных профилей. У учащихся математических классов частота пульса превысила возрастные нормы и была выше данных в общеобразовательных классах (р<0,05). К концу учебного года выявлено увеличение в 2 раза числа детей с ЧСС и САД выше нормы… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Влияние учебной нагрузки на функциональные показатели организма школьников
    • 1. 2. Антропометрические и физиометрические показатели -основные критерии адаптации организма учащихся к учебной нагрузке
    • 1. 3. Физиологические механизмы умственной работоспособности школьников
  • ГЛАВА II. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
  • ГЛАВА III. СОБСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 3. 1. Комплексный эколого-гигиенический анализ факторов, влияющих на организм учащихся сравниваемых групп
      • 3. 1. 1. Экологическая характеристика окружающей среды в городских микрорайонах проживания школьников
      • 3. 1. 2. Особенности организации учебных занятий
      • 3. 1. 3. Особенности внешкольной жизни учащихся
    • 3. 2. Анализ показателей здоровья школьников из классов различных профилей
    • 3. 3. Показатели физического развития школьников
      • 3. 3. 1. Сравнительный анализ антропометрических показателей
      • 3. 3. 2. Сравнительный анализ физиометрических показателей
    • 3. 4. Исследование функциональных показателей сердечно-сосудистой системы
    • 3. 5. Сравнительный анализ показателей умственной работоспособности и когнитивных функций у школьников из классов различных профилей
    • 3. 6. Состояние психоэмоциональной сферы обследованных учащихся
  • ГЛАВА IV. ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
  • ВЫВОДЫ

Анализ морфофункциональных и психофизиологических показателей школьников в классах с различными профилями обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых показывают, что физиологические проблемы влияния внутренних и внешних факторов на формирование морфофункционального статуса современных школьников находятся в центре внимания (А.П. Зверяев, 1981; М. В. Антропова, Г. Г. Манке и соавт., 1995; М. К. Акимова, В. Т. Козлова, 1995; Д. И. Зеленская, 1995; Е. В. Соколов, 2002; А. А. Баранов, 2003, 2004; Валеева Э. Р., 2003; Г. Л. Апанасенко, 2004; Величковский Б. Т., 2004; В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева, 2005; И. П. Пономаренко, 2005; Г. Г. Онищенко, 2005; Douglas G., 1976; Dutton D.S., 1985; Holldorssjn М., Runst А.Е., 2000; Bullinger M., 2003). Проблема профилактики и ранней диагностики психосоматических заболеваний у учащихся в последние годы обостряется особенно, так как состояние здоровья современных школьников характеризуется рядом негативных тенденций: замедление физического и психического развития, ухудшение общего здоровья, изменение структуры заболеваемости и т. п. Снизились функциональные возможности молодого организма: мышечная сила уменьшилась на 18%, ЖЕЛ — на 15%, у трети юношей и девушек отмечается задержка полового созревания (А.Г. Хрипкова, 1997; Л. А. Алифанова, 2002; С. Г. Василенко и соавт., 2003; Т. Л. Гигуз, А. Я. Поляков, 2003; А. Я. Соколов и соавт., 2003; Б. Т. Величковский и соавт., 2004; Л. А. Давыденко, 2004; А. С. Калмыкова и соавт., 2004; В. Р. Кучма, В. В. Некрасов, 2004; Г. Г. Онищенко, 2004, 2005; И. К. Рапопорт, 2005; Pennix B.W., Van Tilburg Т., Kriegsman D.M. et al., 1997). Особенно пристального внимания развитие детей и подростков заслуживает в критические периоды жизни, такие как препубертатный и пубертатный, во время которых формирование функциональных и морфологических новообразований происходит гораздо интенсивнее, чем в стабильные возрастные периоды. Сильные воздействия в это время могут привести к выраженным нарушениям процесса развития. 11−15 летние дети относятся к группе риска. Это самый активный период в плане формирования хронической патологии (JI.E. Любомирский, 2000; М. В. Шайхелисманова, Т. А. Аникина и соавт., 2000; А. Г. Сухарев, 2002; В. П. Рыбаков, 2000, 2003).

Отмечается, что среди причин, влияющих на состояние здоровья школьников, 21−27% составляют факторы внутришкольной среды (Г.Г. Они-щенко, 2005). В последнее время в образовательной системе наблюдается интенсификация учебного процесса, появление школ нового типа, классов с различным уровнем учебной нагрузки, что не всегда может способствовать нормальной адаптации к учебной деятельности и сохранению здоровья учащихся (Н.А. Агаджанян, 1995; Н. Н. Овсянникова, 2003; Т. Н. Семенова, 2006). Проблема адаптации учащихся, обучающихся по программам углубленного изучения ряда предметов в школах нового вида не получила должного освещения в работах отечественных и зарубежных авторов. Имеются только некоторые литературные данные о влиянии особенностей учебных нагрузок в классах с разными профилями обучения на морфофункциональные и психофизиологические показатели школьников старшего школьного возраста. Изложенное послужило основанием для настоящего экспериментального исследования, определило его цель и задачи.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: изучить морфофункциональные и психофизиологические показатели школьников 11−12 лет в классах с различными профилями обучения.

ЗАДАЧИ РАБОТЫ:

1. Провести комплексный анализ факторов, влияющих на организм школьников, обучающихся в классах различных профилей.

2. Проанализировать показатели состояния здоровья учащихся в классах с общеобразовательным, гуманитарным и математическим профилями обучения.

3. Исследовать особенности физического развития детей в зависимости от школьных факторов.

4. Изучить функциональные показатели сердечно-сосудистой системы школьников в классах с различными профилями обучения. I.

5. Выявить особенности изменения умственной работоспособности и когнитивных функций у детей 11−12 лет под влиянием профильного обучения.

6. Исследовать влияние особенностей обучения на состояние психоэмоциональной сферы учащихся.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ. В результате проведенных исследований впервые установлены закономерности влияния профильного обучения в гуманитарных и математических классах на формирование мор-фофункциональных и психофизиологических показателей школьников 11−12 лет. Выявлено развитие функционального напряжения сердечно-сосудистой системы к концу учебного года у школьников в классах математического профиля, при отсутствии таковых изменений у сверстников из гуманитарных и общеобразовательных классов. Установлено развитие психоэмоционального напряжения с формированием высокого радикала ситуативной и общей школьной тревожности у учащихся из математических классов. Показано, что профильное обучение оказывает стимулирующее влияние на интеллектуальное развитие детей. Научно обоснованы чувствительные, информативные, адекватные тесты для выявления ранних отклонений в состоянии здоровья школьников в условиях профильного обучения.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ.

1. У детей в возрасте 11−12 лет, независимо от особенностей обучения, процессы адаптации к учебным нагрузкам связаны с онтогенетической закономерностью изменения антропометрических и физиометрических показателей в соответствии с процессом возрастного развития.

2. Дети, обучающиеся в математических классах, имеют менее благоприятную динамику функциональных показателей сердечно-сосудистой системы по сравнению со сверстниками из общеобразовательных и гуманитарных классов.

3. Психофизиологический статус школьников, обучающихся в классах различных профилей, претерпевает изменения в зависимости от особенностей учебной нагрузки.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ.

Положения диссертации, методические подходы к изучению морфо-функциональных и психофизиологических показателей школьников внедрены в практику работы кафедр психофизиологии и клинической психологии Брянского государственного университета, нормальной физиологии Орловского государственного университета.

Результаты и основные положения диссертации, а так же методы исследования используются в научных целях учебно-научным центром «Охраны здоровья детей» при Брянском государственном университете.

По материалам исследования разработано и внедрено в учебно-практическую деятельность методическое пособие «Мониторинг морфо-функционального и психофизиологического статусов школьников».

Полученные в ходе эксперимента данные были использованы для оптимизации функционального состояния учащихся. В этих целях проводились индивидуальные беседы с родителями, школьными учителями, детьми.

По результатам диссертационного исследования разработан комплекс физиолого-гигиенических мероприятий, направленный на предупреждение возникновения функциональных нарушений организма.

АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ. Апробация диссертации проведена на расширенном заседании кафедры психофизиологии и клинической психологии Брянского государственного университета. Результаты исследования доложены и обсуждены на Всероссийской научно-практической конференции «Гуманизация и гуманитаризация образования в школе и вузе» (Орел, 2003) — на научной конференции КГМУ и сессии Центрально-Черноземного научного центра РАМН, посвященной 70-летию КГМУ (Курск, 2005) — на Международной научно-практической конференции «Здоровье и образование в XXI веке» (Москва, 2005, 2006) — на Российском симпозиуме «Закономерности интеграции физиологических функций в норме и их дезинтеграции в патологии» (Курск, 2007) — на XX съезде Физиологического общества им. И. П. Павлова (Москва, 2007).

ПУБЛИКАЦИИ. По теме диссертации опубликовано 13 печатных работ, в том числе 2 в рекомендуемых ВАК изданиях.

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИССЕРТАЦИИ

Диссертация состоит из введения, обзора литературы, описания материала и методов исследования, результатов исследования и их обсуждения, выводов, практических рекомендаций и списка литературы, включающего 288 источников: из них 206 отечественных и 82 зарубежных. Диссертация изложена на 143 страницах машинописного текста, содержит 20 таблиц, 9 рисунков и 6 приложений.

ВЫВОДЫ.

1. Особенности организации учебного процесса в профильных классах оказывают влияние на формирование морфофункциональных и психофизиологических показателей школьников. У учащихся в классах математического профиля к концу учебного года выявлена тенденция к снижению числа гармонично развитых детей, функциональное напряжение сердечно-сосудистой системы и высокий уровень тревожности по сравнению с динамикой данных показателей у школьников в общеобразовательных и гуманитарных классах.

2. Среди учащихся математических классов выявлено достоверно меньше школьников, имеющих первую группу здоровья. Лучшие показатели здоровья определены у школьников гуманитарных классов, где число детей I группы здоровья составляет 35,5%, что в 1,4 раза больше таковых в общеобразовательных классах, а школьников III группы здоровья в 1,2 раза меньше, чем в группе контроля.

3. Анализ антропометрических и физиометрических показателей школьников не выявил нарушений морфофункционального созревания учащихся в процессе возрастного развития. Средние значения роста, массы тела, мышечной силы ведущей кисти, жизненной емкости легких соответствуют средним возрастно-половым нормативам у учащихся трех групп.

4. В конце учебного года установлены достоверные отличия показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы у школьников, обучающихся в классах различных профилей. У учащихся математических классов частота пульса превысила возрастные нормы и была выше данных в общеобразовательных классах (р<0,05). К концу учебного года выявлено увеличение в 2 раза числа детей с ЧСС и САД выше нормы. При предъявлении функциональной пробы у мальчиков в математических классах зарегистрировано большее число детей с гипертоническим типом реакции на физическую нагрузку (р<0,05). Полученные результаты свидетельствует о напряжении в конце учебного года регуляторных механизмов системы кровообращения у школьников в математических классах.

5. Анализ умственной работоспособности школьников в классах с различными профилями обучения выявил в конце учебного года достоверно более низкие показатели умственной работоспособности: объем работы, подвижность нервных процессов, точность работы у учащихся в математических классах, — что можно рассматривать как проявление утомления у данной группы детей. У учащихся в гуманитарных классах показатели умственной работоспособности были достоверно выше по сравнению с результатами в общеобразовательных классах, что может отражать меньшую степень утомления и более благоприятное функциональное состояние ЦНС у данного контингента учащихся.

6. Профильное обучение оказывает стимулирующее влияние на интеллектуальное развитие детей. Объем кратковременной памяти у школьников гуманитарных классов и у мальчиков математических классов к концу учебного года превышал в 1,2 раза данные учащихся в общеобразовательных классах (р<0,05). В результате проведенного исследования уровня мыслительных процессов были выявлены достоверно более высокая скорость течения мыслительных процессов и точность решения мыслительных задач у школьников в классах с математическим профилем обучения.

7. Исследование состояния психоэмоциональной сферы выявило статистически достоверные различия уровня тревожности среди учащихся в зависимости от особенностей обучения. У школьников в математических классах зарегистрированы более высокие средние значения СТ и число школьников с высоким уровнем СТ в 2,1 раза превышало данные в общеобразовательных классах. Учащиеся с повышенной общей школьной тревожностью в математических классах встречаются в 2 раза чаще по сравнению с показателями в группе контроля. У 8,6% мальчиков в математических классах выявлен высокий уровень общей школьной тревожности, у девочек таковая в 3,3 раза превышает данные в общеобразовательных классах (р<0,05), что можно рассматривать как проявления процесса снижения психической адаптации школьников математических классов к учебным нагрузкам.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Значительная распространенность психосоматических нарушений у детей школьного возраста определяет необходимость в проведении комплекса профилактических мероприятий направленных на предупреждение возникновения функциональных нарушений организма:

1. регулярное проведение профилактических медицинских осмотров с использованием тестов, выявляющих ранние доклинические отклонения в морфофункциональном и психофизиологическом статусах (тесты, оценивающие уровень тревожности и изменения когнитивных функций, проба на дозированную физическую нагрузку, измерение ЖЕЛ);

2. оптимизацию социальных и бытовых условий для исключения их негативного влияния на морфофункциональный и психофизиологический статусы (повышение уровня двигательной активности, занятий утренней гимнастикой, спортом, введение динамических пауз на уроках, организация перемен на открытом воздухе, использование закаливающих и оздоровительных процедур);

3. рационализацию режима дня учащихся (соблюдение гигиенических требований продолжительности ночного сна, времени выполнения домашних заданий, пребывания на свежем воздухе).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.М., Кобянов В. Д. Переутомление учащихся и пути его предупреждения: Опыт средней школы № 1 г. Камск. Поляны Татарии. // Проблемы аномальных детей и подростков, психокоррекция проблемных де-тей.-Казань.-1997.-С. 12−29.
  2. Л.Р., Кочарова С. Г. Изучение влияния повышенной учебной нагрузки на состояние здоровья учащихся // Гигиена и санитария.-2001.-№ 6.-С. 48−49.
  3. Н.А. Эколого-физиологические аспекты адаптации организма к экстремальным условиям // Материалы XV съезда всесоюзного физиологического общества им. И. П. Павлова. Кишинев, 1987.-Т.1.-С. 38−39.
  4. Н.А., Марачев А. Г., Бобков Г. А. Экологическая физиология человека. М., 1998.
  5. Н.А., Миннибаев Т. Ш., Северин А. Е., Ермакова Н. В., Кузнецова Л. Ю., Силаев А. А. Изучение образа жизни, состояния здоровья и успеваемости студентов при интенсификации образовательного процесса // Гигиена и санитария.-2005.-№ 3.-С. 48−52.
  6. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке / Под ред. Д. В. Колесова. М.: Педагогика, 1987.-148 с.
  7. М.К., Козлова В. Т. Обучаемость и здоровье школьника // Школа здоровья.-1995.-Т.2.-№ 2.-С. 21−31.
  8. Л.А. Влияние двигательной активности в процессе академического урока на здоровье и развитие школьников // Педиатрия.-2002.-№ 6.-С. 37−39.
  9. Л.А. Соматофункциональный потенциал школьников в «зависимости от различных режимов двигательной активности // Гигиена исанитария.-2002.-№ 3.-С. 56−58.
  10. В.М., Латыпов А. Г., Шатунова Н. В. и др. Состояние функции внешнего дыхания у подростков // Казанский медицинский журнал.-1994.-№ 6.-С. 461−462.
  11. М.В. Дифференцированное обучение учащихся I-XI классов, их работоспособность и организация режима учебной деятельности //Физиология человека.-1992.-Т.18.-№ 1.-С. 172−178.
  12. М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М.: Просвещение, 1968.
  13. М.В., Безруких М. М., Бетелиева Т. Г. Нормирование 1 учебной нагрузки школьников. М., 1998.
  14. М.В., Бородкина Г. В., Кузнецова Л. М. и др. Умственная работоспособность и состояние здоровья младших школьников, обучающихся по различным педагогическим системам // Физиология человека.-1998.-Т.24.-№ 5.-С. 80−84.
  15. М.В., Бородкина П. В., Кузнецова Л. М. и др. Психофизиологические и медицинские аспекты некоторых педагогических инноваций в начальной школе // Школа здоровья.-1998.-Т.5.-№ 2.-С. 65−71.
  16. М.В., Манке Г. Г., Бородкина Г. В., Кузнецова JI.M., Параничева Т. М. и др. Оздоровительное значение индивидуально-дифференцированного обучения // Школа здоровья.-1996.-№ 3 .-С. 5−11.
  17. М.В., Манке Г. Г., Кузнецова Л. М., Бородкина Г. В. Здоровье школьников: результаты лонгитюдного исследования // Педагогика.-1995.-№ 2.-С. 26−31.
  18. Г. Л. Диагностика индивидуального здоровья // Гигиена и санитария.-2004.-№ 2.-С. 55−58.
  19. Г. Л. Индивидуальное здоровье: сущность, механизмы, I проявления // Гигиена и санитария.-2004.-№ 1 .-С. 60−63.
  20. А.А. Изменения вегетативных функций у студентов при адаптации к умственным нагрузкам // Гигиена и санитария.-2007.-№ 1.-С. 62−64.
  21. P.M., Берсенева А. П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М., 1997.
  22. А.А. Задачи педиатрической науки по охране здоровья детей // Вестник РАМН.-2003.-№ 8.-С. 3−5.
  23. А.А. Профилактические технологии в педиатрии: научные и практические проблемы // Педиатрия.-2003.-№ 5.-С. 4−7.
  24. А.А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Комплексная оценка со' стояния здоровья детей в возрасте от 3 до 17 лет включительно при профилактических медицинских осмотрах с использованием схемы определения здоровья: Пособие для врачей. М., 2004.
  25. Н.А. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательных учреждениях // Гигиена и санитария.-2006.-№ 1.-С. 76−77.
  26. Н.Г., Литвинова Н. А., Анисова Е. А., Шабашева С. В. Комплексный подход в оценке состояния здоровья и развития субъектов образовательного процесса//Вал еология.-1997.-№ 3.-С. 16−20.
  27. Н.В. О критериях эффективности адаптации сердечно-I сосудистой системы // Материалы международной конференции «Физиология развития человека». М., 2000.-С. 112−114.
  28. В.В. Физическое развитие и соматические типы в период роста // Материалы научной конференции по возрастной морфологии, физиологии, биохимии. М.: АПН РСФСР, 1960.-С. 27−32.
  29. А.И. Характеристика внешнего дыхания у школьников 5−7 классов общеобразовательной школы // Гигиена и санитария.-1994.-№ 4.-С. 51−53.
  30. А.И., Хорошева Т. А. Состояние здоровья учащихся школ различного профиля // Гигиена и санитария.-2006.-№ 3.-С. 58−61.
  31. .В. Физиологическая оценка адаптации школьников 1 к особенностям учебной нагрузки в условиях инновационных педагогических технологий: Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.б.н.: (03.00.13).- Казань, 1998.-22 с.
  32. Э.Р. Сравнительный анализ заболеваемости учащихся гимназии и общеобразовательной школы // Гигиена и санитария.-2003.-№ 5.-С. 47−48.
  33. .Т., Баранов А. А., Кучма В. Р. // Рост и развитие детей и подростков в России // Вестник Российской АМН.-2004.-№ 1.- С. 43−45.
  34. В.И. Значение профилактики в снижении зрительного утомления в процессе учебной деятельности у детей младшего школьного возраста//Гигиена и санитария.-2004.-№ 4.-С. 61−64.
  35. А.Р. Физиолого-гигиеническая оценка личностно-ориентированного обучения детей // Гигиена и санитария.-2006.-№ 1.-С.74.
  36. В.А. Анализ школьного расписания с учетом здоровья детей // Гигиена и санитария.-2005.-№ 1.-С. 43−45.
  37. В.В. Оценка и укрепление индивидуального здоровья // Гигиена и санитария.-2004.-№ 2.-С. 59−61.
  38. Л.Ю., Копытько М. В., Конь И. Я. Физическое развитие школьников Москвы: современное состояние и методы оценки // Гигиена и санитария.-2004.-№ 4.-С. 42−45.
  39. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений. Санитарные правила и нормы СанПиН. 2. 42−576−96 // Школа здоровья.- 1998.-№ 2.-С. 6−36.
  40. T.JI., Поляков А. Я., Богачанов Н. Д. Динамика физического развития учащихся школ г. Новосибирска // Гигиена и санитария.-2003.-№ 3.-С. 50−53.
  41. Н.П., Вытрищак С. В. Состояние здоровья детского населения мегаполиса // Гигиена и санитария.-2004.-№ 2.-С. 50−53.
  42. Э., Вайткявичус В. Умственная работоспособность старшеклассников на уроках по различным предметам // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1990.-С. 75−76.
  43. С.М. Гигиена учебных занятий в школе. М.: Медгиз, 1959.
  44. С.М. Школа и психическое здоровье учащихся. М., 1988.
  45. И.В. Особенности центральной и периферической гемодинамики в покое и при физической нагрузке у детей дошкольного возраста: Автореферат дис. канд. мед. наук. Казань, 1996.-18 с.
  46. Л.А. Физическое развитие школьников образовательных учреждений Волгограда // Гигиена и санитария.-2004.-№ 2.-С. 45−47.
  47. А.Д., Бухаринова Ж. В., Перевозкина С. А. Научно-методические основы формирования физического и психического здоровья детей и молодежи. Екатеринбург, 1996.-Ч.2.-С. 94−95.
  48. Р.А., Боряк В. П., Павлюк М. И., Михайленко Л. В. Организация работы по повышению уровня здоровья в детских коллективах // Педиатрия.-2003.-№ 4.-С. 91−94.
  49. Н.В. Состояние здоровья девочек пубертатного возраста в зависимости от уровня учебной нагрузки и двигательной активности // Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И. И. Мечникова.-2006.-№ 3.-С. 35−39.
  50. Е.Ю. Влияние активного двигательного режима на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и вегетативной регуляции у дошкольников // Педиатрия.-2003.-№ 2.-С. 4−9.
  51. Е.Ю., Таранушенко Т. Е., Кириллова Е. П. Динамическое наблюдение школьников, занимающихся по экспериментальной программе физического воспитания //Педиатрия.-2003.-№ 5.-С. 61−65.
  52. С.П. «Школьная зрелость» и ее связь с состоянием здоровья // Физиологические и психологические критерии готовности к обучению в школе (материалы симпозиума). М., 1977.-С. 27−28.
  53. JI.A., Руссова Т. В. Роль адаптивных реакций в формировании здоровья школьников // Российский педиатрический журнал.-1999.-№ 2.-С. 52−55.
  54. В.П., Крамской С. И. Здоровье студентов техническоговысшего учебного заведения // Гигиена и санитария.-2003.-№ 2.-С. 46−49.
  55. Н.В., Калмыкова А.с., Ткачева Н. В., Марочкина Л. И. Особенности физического развития и заболеваемость хроническими болезнями школьников в йоддефицитном регионе // Педиатрия.-2002.-№ 6.-С. 5053.
  56. Д.И. О состоянии детей России: Анализ основных тенденций медико-демографических процессов за последние 50 лет. // Школа здоровья.-1995.-Т.2.-№ 2.-С. 5−12.
  57. И.Г. Влияние внутришкольных факторов на умственную работоспособность и состояние здоровья учащихся // Гигиена и санитария.-2006.-№ 6.-С. 48−51.
  58. Л.Ф. Методология мониторинга образовательной среды и здоровья школьников // Гигиена и санитария.-2006.-№ 3.-С.75−79.
  59. С.И., Лебединский В. Ю., Гаськова Н. П. Комплексная оценка физического здоровья детей, подростков, молодежи Восточной Сибири // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины.-2004.-№ 4.-С. 18−21.
  60. С.И., Панасюк Ш. В. Характеристика физического развития школьников различных регионов России // Гигиена и санитария.-2005.-№ 5.-С. 61−64.
  61. Э.М., Недоспасова Н. П., Пономарева B.C., Мартюшева Т.С.,
  62. Е.В., Юпитов А. В. Роль комплексной психологической и физиологической оценки механизмов адаптации в формировании валеологических подходов в системе образования // Валеология.-1998.-№ 4.-С. 14−17.
  63. Э.М., Олещенко A.M., Левина И. Л., Лотош Е. А., Родина Т. В., Хаертдинова Р. Н. Оценка педагогических инноваций через показатели здоровья учащихся // Валеология.-1998.-№ 4.-С. 33−36.
  64. И.О., Карнаухова Е. Н., Мазур А. Г. Психогенные расстройства у детей и подростков (вопросы диагностики и реабилитации) //
  65. Психиатрия и психофармакотерапия.-2003.-Т.5.-№ 1.-С. 23−25.
  66. А.С., Евсигнеева Ю. В., Ткачева Н. В., Зарытовская Н. В. Состояние здоровья и особенности физического развития детей дошкольного возраста Ставрополя // Гигиена и санитария.-2004.-№ 3.-С. 55−58.
  67. И.А., Павлычева Л. И., Васильева О. Л., Коптева Л. Н. Социально-гигиенические особенности организации учебного процесса и режима дня старшеклассников лицеев // Гигиена и санитария.-2003.-№ 5.-С. 45−48.
  68. Р.Т. Влияние социально-гигиенических факторов условий жизни детей школьного возраста на уровень их физического развития // Гигиена и санитария.-2001.-№ 6.-С. 32−35.
  69. Л.З., Егорова Н. Л., Косолапова О. Н. Сравнительная1.оценка учебной нагрузки в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях
  70. Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI века: Материалы IX Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. М., 2001.-Т.2.-С. 338−340.
  71. Л.И. Динамика показателей развития, функционального состояния и умственной работоспособности средних и старших школьников г. Ишима: Диссертация на соискание ученой степени к.б.н.: (03.00.13). -Тюмень, 1999.-164 с.
  72. B.A., Лобанов С. П., Стунива Г. И. Динамика психофизиологических показателей у студентов // Гигиена и санитария.-2003.-№ 1.-С. 47−49.
  73. Г. В., Рублева Л. В. Основные результаты многолетних исследований функционального состояния миокарда детей // Новые исследова-ния.-2003.-№ 1.-С. 192−199.
  74. М.М. Высшая нервная деятельность детей и подростков // Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. М., 1969,-Глава XIV.-C. 517−553.
  75. Л.И., Талалаева В. А., Губина М. И. Некоторые аспектыпсихофизиологической адаптации младших школьников к инновационным педагогическим технологиям // 3-ий съезд физиологов Сибири и Дальнего Востока: тезисы докладов. Новосибирск, 1997.-е. 124.
  76. Н.А. Состояние здоровья детей и пути совершенствования амбулаторно-поликлинической помощи на региональном уровне: Автореферат диссертации на соискание ученой степени д.м.н.: (14.00.09., 14.00.33.). Пермь, 2006.- 46 с.
  77. Е.В., Лучанинова В. Н. Показатели центральной гемодинамики у подростков приморского края в возрасте 10−17 лет // Гигиена и са-нитария.-2005.-№ 1 .-С. 36−39.
  78. В.Я. О влиянии учебных занятий на высшую нервную деятельность детей младшего школьного возраста. Труды II научной конференции по вопросам возрастной морфологии и физиологии. М., 1955.
  79. Д.Э. Особенности состояния опорно-двигательной системы подростков в зависимости от типа учебного заведения // Гигиена и санитария.-2004.-№ 3.-С. 65−67.
  80. Т.Д. Возрастные особенности дыхания детей и подростков. М.: Медицина, 1986.-127 с.
  81. Т.Д. Развитие дыхательной функции легких // Физиология развития ребенка. М.: Педагогика, 1983.-С. 115−133.
  82. Т.Д., Соколов Е. В. Характеристика дыхательной системы // Физиология подростка. М.: Педагогика, 1988.-С. 94−107.
  83. Н.Н. Биоритмические корреляты социальной дееспособности школьников // Здоровый ребенок. Материалы V конгресса педиатров России-М., 1999.-С. 217−218.
  84. Т.И., Батищева Н. А., Тамбиев А. Э., Бабенко Т. Н., Каминский И. И. Анализ состояния здоровья учащихся городской школы // Ва-леология.-1997.-№ 2.-С. 36−39.
  85. А.И., Соловьева И. Л., Черданцев А. П. Состояние здо-, ровья детей, обучающихся по различным школьным программам // Педиатрия.-2002.-№ 6.-С. 53−57.
  86. В.Р. Оценка риска влияния факторов окружающей среды на здоровье детей и подростков // Гигиена и санитария.-2002.-№ 6.-С. 51−53.
  87. В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. М., 2001.
  88. В.Р., Милушкина О. Ю. Подходы к оценке уровня санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных учреждений для детей и подростков // Гигиена и санитария.-2004.-№ 3.-С. 47−50.
  89. В.Р., Сухарева Л. М., Павлович К. Э. От школьной гигиены к гигиене детей и подростков (К 100-летию I Международного конгресса по школьной гигиене) // Гигиена и санитария.-2004.-№ 5.-С. 82−85.
  90. В.Р., Чекрасов В. В. Оценка физического развития как скрининг-тест выявления детей с донозологическим нарушением // Гигиена и са-нитария.-2004.-№ 4.-С. 39−41.
  91. B.P., Храмцов П. И., Сотникова Е. Н. Новые подходы к интеграции профилактических и оздоровительных технологий в образовательном процессе // Гигиена и санитария.-2006.-№ 3.-С. 61−64.
  92. И.Л. Психовегетативные нарушения у детей // Валеология.-1997.-№ 2.-С. 46−49.
  93. Т.М., Белов В. Б., Лушкина Н. П., Барабанова Н. А. // Сравнительная оценка здоровья детей по результатам медицинских осмотров и опросов // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории ме-дицины.-2004.-№ 4.-С. 9−14.
  94. Т.М., Гаенко О. Н., Белов В. Б. Здоровье детей в условиях социальной дифференциации общества // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины.-2004.-№ 1.-С. 9−14.
  95. Н.А., Кузмичев Ю. Г., Усанова Е. П. Скрининг-тест оценки физического развития школьников // Медицинская сестра.-1991.-№ 12.-С. 10−13.
  96. О.А., Львова Е. А. Модель коррекционно-развивающей работы с детьми 6−12 лет по проблемам школьной дезадаптации: Из опыта работы Центра «Юго-Запад» в Москве. // Журнал практического психолога.-1997.-№ 3.-С. 47−64.
  97. О.А., Львова Е. А. Помощь в адаптации к средней школе: психолого-педагогическое сопровождение V-VI классов // Психологическая наука и образование.-2001.-№ 3.-С. 57−79.
  98. М.Т., Турик Г. Г., Крюкова А. А. Физиология и гигиена детей и подростков. Минск: Высшая школа, 1975.-288 с.
  99. Н.Н. и др. Ростовые процессы у детей и подростков. -М.: изд-во МГУ, 1988.
  100. С.М., Геворкян Э. С., Ксаджикян Н. Н. Гемодинамические показатели школьников при экзаменационном стрессе // Гигиена и санита-рия.-2005.-№ 5.-С. 46−49.
  101. С.М., Геворкян Э. С., Адамян Ц. И., Арзуманян А. Р., Ксаджикян Н. Н. Особенности сердечного ритма у учеников в период контрольных работ// Гигиена и санитария.-2007.-№ 2.-С.60−63.
  102. Т.Ш., Михеева Л. В., Кузнецова Л. Ю., Смирнова М. А., Силаев А. А., Грачев С. В. Интенсивные формы обучения и здоровье студентов // Вестник Российской АМН.-2001.-№ 12.-С. 42−44.
  103. И.А. Внутривозрастные особенности физического развития и работоспособности детей и подростков: Автореферат диссертации на соискание ученой степени д.м.н.: (14.00.07). Киев, 1976.
  104. А.А., Малышева И. Н. Основы общей и спортивной гигиены-М.: Физкультура и спорт, 1972.
  105. Е.В. Состояние здоровья детей в условиях загрязнения атмосферного воздуха // Гигиена и санитария.-2005.-№ 2.-С. 49−51.
  106. М.М., Сетко Н. П. Влияние комплекса факторов окружающей среды на организм учащихся младших классов // Гигиена и санита-рия.-2002.-№ 5.-С. 64−66.
  107. Норма в медицинской практике: Справочное пособие / Под ред. А. В. Литвинова. М., 2000.
  108. Нормализация учебной нагрузки школьников: экспериментальные физиолого-гигиенические исследования / Под ред. М. В. Антроповой, В. И. Козлова. М.: Педагогика, 1988. — 158 с.
  109. Н.Н. Физиологическая адаптация подростков к учебной деятельности в классах с углубленным, нормальным и компенсирующим уровнями обучения: Автореферат диссертации на соискание ученой степеник.б.н.: (03.00.13.). Ярославль, 2003.-е. 22.
  110. В.К., Максимова Т. М. Состояние и динамика здоровья детей раннего возраста // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины.-2002.-№ 2.-С. 3−8.
  111. Г. Г. О санитарно-эпидемиологическом благополучии общеобразовательных учреждений Российской Федерации // Гигиена и сани-тария.-2004.-№ 4.-С. 3−6.
  112. Г. М. Особенности циркадных ритмов вегетативных показателей при умственном и физическом труде // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины.-2001.-№ 11.-С. 489−494.
  113. М.К., Кожанов В. В., Губарева В. В. Определение должных величин АД и показателей физического развития у детей 7−15 лет // Вопросы охраны материнства и детства,-1979.-№ 5.-С. 6−11.
  114. Г. В., Тарасова Ю. Г. Физическое развитие и состояние1.здоровья детей рабочих производства пенополиуретанов // Гигиена и санитария.-2001.-№ 4.-С. 37−39.
  115. В.Н. Влияние сиротства на физическое развитие детей // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины.-2003 .-№ 5.-С. 19−21.
  116. Р.Ф. Методические указания к самооценке состояния здоровья.-Орел, 1998.-74 с.
  117. . С.Ф., Козлов В. А. Психофизиология восприятия и памяти. Брянск, 1983.-90 с.
  118. А.Н. Оценка степени напряжения регуляторных механизмов у школьников в условиях Севера // Гигиена и санитария.-2001.-№ 4.1. С. 49−51.
  119. И.П. Риск для здоровья школьников с позиций гигиены // Вестник Российской АМН.-2005.-№ 3.-С. 43−45.
  120. Е.Г., Покровский В. М. Сердечно-дыхательный синхронизм в оценке адаптивной реакции ребенка // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины.-2002.-№ 6.-С. 613−619.
  121. Е.Г., Покровский В. М. Новые подходы к диагностике психоэмоционального стресса у детей // Педиатрия.-2004.-№ 5.-С. 54−55.
  122. Е.И., Грицинская B.JI. Характеристика методов оценки физического развития детей // Педиатрия.-2004.-№ 2.-С. 60−62.
  123. В.М., Прусакова А. В., Маторова Н. И. Методические подходы к оценке состояния адаптации школьников в условиях йоддефицита и загрязнения атмосферного воздуха // Гигиена и санитария.-2005.-№ 1 .-С. 4648.
  124. П.К. Основные факторы физического развития мальчиков-подростков // Педиатрия.-2004.-№ 3.-С. 96−99.
  125. А.А. Адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы детей, обучающихся по новым образовательным программам // Пе-диатрия.-2005.-№ 6.-С. 77−79.
  126. Работоспособность и здоровье учащихся при обучении в современной школе (сборник научных трудов) / Под ред. Г. Н. Сердюковской, С. М. Громбаха. М., 1974.
  127. Работоспособность и состояние здоровья первоклассников детей седьмого года жизни после двухлетнего развивающего обучения // Новые ис-следования.-2003 .-№ 1 .-С. 83−85.
  128. .Ж. Образ жизни и здоровье детей // Педиатрия-1990.-№ 6.-С. 79−82.
  129. И.К. Оценка динамики заболеваемости школьников по результатам профилактических медицинских осмотров // Гигиена и санита-рия.-2005.-№ 6.-С. 48−50.
  130. Р.С., Нестеренко А. В. О роли двигательно-активной формы обучения в формировании образа жизни, сохранении и укреплении здоровья школьников // Гигиена и санитария.-2005.-№ 2.-С. 43−45.
  131. Рост и развитие ребенка / Под ред. Н. Н. Миклашевской. М.: Изд-во Московского университета, 1973.
  132. В.П. Критические, сенситивные и кризисные периоды онтогенеза // Новые исследования.-2003.-№ 1.-С. 69−73.
  133. Н.В. Механизм реализации сохранения и укрепления здоровья детей школьного возраста: Автореферат диссертации на соискание ученой степени д.м.н.: (14.00.09, 14.00.33). Москва, 2006.- 47 с.
  134. Е.Д., Жданова С. Н., Савилова Е. Е. Использование адаптационных реакций в качестве критерия оценки состояния здоровья // Гигиена и санитария.-2002.-№ 4.-С. 72−74.
  135. И.П. Возрастная динамика и адаптационные реакциисистемы дыхания девочек в подростковом возрасте: Диссертация на соискание ученой степени к.б.н.: (03.00.13). -М., 1992.-232 с.
  136. М.В., Бачков И. В. Динамика мотивации учения и адаптации к школе в младшем школьном возрасте // Психологическая наука и образование.-2000.-№ 3.-С. 26−30.
  137. Т.Н. Динамика показателей физического развития и умственной работоспособности у детей младшего школьного возраста в условиях городской среды: Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.б.н.: (03.00.13.).-Москва, 2006.-е. 20.
  138. Г. Н. Развитие гигиены детей и подростков в СССР.// Гигиена и санитария.-1982.-№ 9.-С. 23−25.
  139. А.Г., Сетко Н. П., Макарова Т. М., Сетко И. М. Особенности адаптированности детей к факторам среды обитания и критерии их оценки // Гигиена и санитария.-2005.-№ 6.-С. 57−59.
  140. И.Г. Гигиеническая оценка расписания уроков с помощью ранговой шкалы трудности предметов // Гигиена и санитария.-1979.-№ 4.-С. 77−79.
  141. А.Я., Шеверева Ю. Р. Особенности физического развития детей и подростков Магадана // Гигиена и санитария.-2003.-№ 4.-С. 40−42.
  142. Е.В. Развитие резервных возможностей дыхательной функции легких у детей школьного возраста // Физиология человека.-2001, Т.27.-№ 6.-С. 13−22.
  143. В.Н. Медико-педагогические аспекты оценки влияния занятий учащихся в спортивных секциях на физическое развитие и умственную работоспособность: Автореферат диссертации на соискание ученой степени к. пед. н.: (13.00.01). Ижевск, 1995−22 с.
  144. В.Д., Букреева Д. П., Васильева P.M. Динамика функционального состояния двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы в процессе работы разной интенсивности у девочек 9−14 лет // Новые иссле-дования.-2003.-№ 1 .-С. 208−218.
  145. Н.И. Учебная адаптация учащихся при переходе из начальной в основную школу: Диссертация на соискание ученой степени к. пед. н.: (13.00.01). Тюмень, 2001.-133 с.
  146. А.П. Особенности адаптации студентов младших курсов мед. вузов к учебной деятельности // Гигиена и санитария.-2002.-№ 1.-С. 4750.
  147. А.П. Психофизиологическая характеристика адаптации учащихся и студентов к учебной деятельности: Автореферат диссертации на соискание ученой степени д.м.н.: (14.00.17). Киров, 1999.-38 с.
  148. М.И., Куинджи Н. Н., Ильин А. Г., Сазанюк З. И., Рапопорт И. К., Звездина И. В., Поленова М. А. Гигиенические проблемы реформирования школьного образования // Гигиена и санитария.-2000.-№ 1.-С. 40−44.
  149. А.Г., Михайлова С. А. Состояние здоровья детского населения в напряженных экологических и социальных условиях // Гигиена и са-нитария.-2004.-№ 1 .-С. 47−51.
  150. JI.M., Рапопорт И. К., Звездина И. В., Ямпольская Ю. А., Прусов П. К. Состояние здоровья и физическая активность современных подростков // Гигиена и санитария.-2002.-№ 3.-С. 52−55.
  151. Дж. Рост и конституция человека // Биология человека.1. М., 1979.-С. 336−471.
  152. В.П., Никоноров А. А. Биохимические аспекты реакции организма на экстремальную физическую нагрузку // Гигиена и санита-рия.-2002.-№ 5.-С. 49−52.
  153. И.О., Безобразова В. Н., Догадкина С. Б. Индивидуальные | особенности развития системы кровообращения школьников / Под ред. И.О.
  154. Тупицина. М.: ИВФ РАО, 1995.-64 с.
  155. А.Н., Лопатина О. В., Неряхина С. В., Зайцева М. Л., Крив-дин В.М., Шарапов А. Р., Шелопут С. Ю. Особенности антропометрических показателей детей старшего школьного возраста г. Челябинск // Педиатрия.-2004.-№ 4.-С. 80−82.
  156. А.Б., Байрова Т. А. Медико-психологические аспекты школьной дезадаптации // Материалы IV конгресса педиатров России. М., 1998.-С. 5−7.г 182. Ушаков И. Б., Сорокин О. Г. Адаптационный потенциал человека //
  157. Вестник Российской АМН.-2004.-№ 3.-С. 8−12.
  158. Физиология развития ребенка (теоретические и прикладные аспекты) / Под ред. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. М.: РАО, 2000.
  159. Физиология развития ребенка / Под ред. В. И. Козлова, Д. А. Фарбер М.: Педагогика, 1983. — 296 с.
  160. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы) / Под ред. А. А. Баранова, JI.A. Щеплягиной. М., 2000.
  161. Т.Г., Крылов Д. Н., Даниленко О. В., Семке С. Б. Проблемы профилактики нарушений психического здоровья школьников // Гигиена и санитария.-2000.-№ 1.-С. 71−73.
  162. Т.А., Бурханов А. И. Влияние учебного процесса на физическое развитие учащихся начальных классов инновационных школ // Гигиена и санитария.-2004.-№ 4.-С. 57−60.
  163. П.И., Шеменева Г. И. Мониторинг функциональных возможностей организма школьников // Гигиена и санитария.-2003.-№ 5.-С. 5659.
  164. А.Г. Здоровье школьников // Российская общеобразовательная школа: Проблемы и перспективы. М., 1997.-С. 41−46.
  165. А.Г., Антропова М. В. Физиолого-гигиенические аспекты учебной нагрузки учащихся в режиме дня. М.: Советская педагогика, 1980.-С. 53−59.
  166. А.Г., Антропова М. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М., 1990.
  167. А.Г., Зинченко В. П. Физиологические и психолого-педагогические основы 12-летнего образования // Стандарты и мониторинг в образовании.-2000.-№ 5.-С. 3−8.
  168. А.Г., Колесов Д. В. Гигиена и здоровье школьника М.: Просвещение, 1988. — 190 с.
  169. Н.Ю. Социально-гигиенические факторы и здоровье детей // Гигиена и санитария.-2001.-№ 2.-С. 58−60.
  170. Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема: По материалам лонгитюдного исследования, проведенного в школе № 91 г. Москвы. // Вопросы психологии.-2001.-№ 5.-С. 19−34.
  171. Л.Г., Городниченко Э. А., Еремчук Г. Н. Адаптационные реакции центральной гемодинамики у школьников в условиях статической мышечной деятельности // Новые исследования.-2002.-№ 2.-С. 25−29.
  172. И.Б., Медведев Л. Н. Возрастная динамика антропометрических показателей детского населения Красноярска // Гигиена и санитария.-2002.-№ 2.-С. 49−54.
  173. В.П. Конституция человека // Итоги науки и техники. М., 1974.-Т.6.-С. 71−99.
  174. Д.Д., Таирова. М.Н., Садыкова Г. А. Режим дня и работоспособность школьников. Ташкент: Укитувчи, 1989. — 90 с.
  175. А.А., Мажикова Э.Дж. Характеристика функционального состояния сердечно-сосудистой системы у детей из Иссык-Кульского региона // Гигиена и санитария.-2005.-№ 3.-С. 46−48.
  176. А.А., Мажикова Э.Дж. Возрастные особенности адаптационных механизмов вегетативной нервной системы у детей среднегорья // Педиатрия.-2005.-№ 3.-С. 110−113.
  177. .Г. Адаптация школьниц республики Алтай к воздействию природных-и социально-гигиенических факторов // Гигиена и са-нитария.-2003.-№ 1.-С. 50−54.
  178. Ст., Боева Б. Воздействие факторов учебной среды и обучения на состояние здоровья учеников // Гигиена и санитария.-2003.-№ 5,-С. 50−53.
  179. Т.В. Проблемы законодательного регулирования охраны здоровья детей // Педиатрия.-2004.-№ 5.-С. 4−6.
  180. Ю.А. Физическое развитие школьников Москвы в последние десятилетия //Гигиена и санитария.-2000.-№ 1.-С. 65−68.
  181. Ю.А. Оздоровительная направленность физического воспитания школьников // Валеология.-1997.-№ 2.-С. 27−31.
  182. Almond С. Children are not little adults // Aust Nurs J.-1998.-V.6.-P. 14.
  183. E.W., Reinison A. // Genet. Psychol.-1954.-V.50.-№ l.-P. 3−41.
  184. Anderson M., Hornby P., Bozak D. COMPsych: A computerized oft-ware information system // Behavioral Research Methods, instruments, & computers.-1988.-V.20.-P. 243−245.
  185. K. // J. Hypertens.-1993 .-№ 1 l.-P. 223−229.
  186. N. // Kai-Maing Chan et al. Sports and Children.-1998.-P.50.75.
  187. Aschoff J. Annual rhythms in man // Handbook of Behavioral Neurobiology, V.4: Biological Rhythms / Edited by J. Aschoff. New York: Plenum Press, 198l.-P. 475−487.
  188. Asdjornsen A., Bryden M. Auditiry attentional shifts in reading-disabled students: quantification of attentional effectional effecniveness by the Attentional Shifts index//Neuropsychologia.-1998.-V.36 (2).-P. 143−148.
  189. Behr J., Maier K., Degenkolb B. et al. // Am. J. Respir. Crit. Care Med.-1997.-V.156.-P. 1897−1901.
  190. Behr U., Ketelhut R., Franz I.-W. The affect of weight reduction on blood pressur at rest and during exercise in hypertensive patients // Clin. and. exp. Hypertens.-1990.-V. 12.-№ 3.-P. 443.
  191. W.R. // J. Nutr. Immunol.-1991.-№ l.-P. 5−10.
  192. Berger J. Bioiytmy // Biologicky listy.-1980.-V.45.-№ 3.-P. 161.
  193. Bernard G.R., Wheeler A.P., Arons M.M. et al. // Chest.-1997.-V.l 12.-P. 164−172.
  194. S., Копе H., Haffenberger R. et al. // JAMA.-1989.-V.17.-№ 7.-P. 2395−2401.
  195. Brook U. Physical heals and behavioral problems in two high schools in Holon, Israel. //Acta Pediatric Hungarica.-1991.-V.31.-№l.-P. 119−129.
  196. M. // EUROHIC: Developing Common Instruments for Health Surveys. Copenhagen, 2003. — P. 1−12.
  197. S., Vyas D., Chandra R.K. // Nutr. Res.-1985.-№ 1.-P. 693 699.
  198. C.L., Cohen R.D. // Int. J. Epidemiol.-1973.-V.2.-№ 1 .-P. 7−13.
  199. C. // Am. J. Med.-1993.-V.94.-P. 646−650.
  200. Conway J., Boon N., Vann Jones J. et al. Involment of the baroreceptor reflexes in the changes in blood pressure with sleep and mental arosal // Hyperten-sion.-1983.-V.5.-№ 5.-P. 746.
  201. Corson S.A., Corson E. Constitutional differentces in physiological adaptation to stress and distress // Psychol. Hum. Adapt proc. 3 rd intern. Sympos. Sci. Found. N.Y.-1975.-N.Y.- London.-1976.-P. 77.
  202. P., Leenhardit A. // Ibid.-1991.-V.83.-Suppl.2.-P. 58−70.
  203. Cravioto J. et al. Nutrition, grown and newrointegrativ development: an experimental and ecologic Studi. Pediatries, 1966.-V38.-P. 319−372.
  204. Cunningham D.J.C., Petersen E.C., Peto R., Pickering T.G., Sleight P. Comparison of the effect of different types of exercise on the baroreflex reulation of eat // Acta physiol. scand.-1972-V.86-№ 4-P. 444−445.
  205. Daugs R. Automatizen und Automatisierung in der enschlicen Motoric. In: R. Daugs, K. Blischke (Hrsg.): Aufmerksamkeit und Automatisierung in der Sportmotoric. Sankt Augusnin: Academia.-1993.-P. 32−55.
  206. Douglas G. Health Sickness and Society. St. Lucia, 1976.
  207. D.S. // Med. Care.-1985.-V.23.-P. 142−156.
  208. EWPHE. //Am. J. Med.-1991.-V.90,№ 3.-P. 1−64.
  209. Eysenck H.J. The Biological Basis of Personality.-Springfield, 1967.
  210. Eysenck H.J. The Moudsley Personality Inventory .-London, 1947.
  211. J.P., Nugent S.T., Hellenbrand W. // Canad. J. Physiol. Pharma-col.-1987.-V.65.-P. 2048−2052.i 237. Gilling, Jean-Marie. Integrer l’enfant handicape a l’ecole I I J.-M.
  212. Gilling- Pref. de H. Lafay.-2. ed. Rev. et compl.-Paris: Dunod- 2001.-P. 255−258.
  213. Goble M.M., Nosteller M., Moskowitz W.B. et al. Sex differences in determinants of left ventricular mass in childhood. The medical college of Virginia twin study//Circulation.-1992.-V. 85.-P. 1661−1665.
  214. P.C., Olsen O. // Lancet.-2000.-V.355.-P. 129−134.
  215. Graham R. et al. Respiratori muscle fatigue durig and following sprint triathlon in humans //J. of Physiology.-1996.-V.35, № 4.-P. 167−177.
  216. Guidelines for school and community to promote livelong physical activity among young people // Morbidity and mor ality weekly report.-1997.-V.46, № 6.-P. 125−129.
  217. Hansen J., Jacobsen Т., Amtorp O. The exercise pressor response to sustained handgrip does not augment blood flow in the contracting forearm skeletal muscle // Acta physiol. scand.-1993.-V.149, № 4.-P. 419−423.
  218. Holldorssjn M., Runst A.E., Kohler I., Mackenbach J.P.// J. Epidemiol. Commun. Hlth.-2000.-V.56.-P. 200−204.
  219. P., & Anderson M. The electronic software information serves and PS software archive for psycholodgy // Behavioral Research Metods, instruments, & Computers.-1994.-26 (I).-P. 57−59.
  220. Impact cutane de lenvironnement / Bjurlong A. // J.pharm. Beld.-1993.-V.48.-№ 4.-P. 280−284.
  221. Jacobsen T.N. et al. Skeletal muscle vascular responses in human limbs to isometric exercise // Acta physiol. scand.-1992−146, № 608.-P. 67.
  222. G. // J. Hypertens.-1997.-№ 15.-P. 567−569.
  223. Kahneman D., Teisman A. Changing views of attention and automatic-ity // Varieties of Attention / R. Parasuraman, R. Davies (Eds.) Orlando: Academik Press, 1984.-P. 29−61.
  224. Kelly G.S.//Alt. Med. Rev.-1998.-V.3, № 2.-P. 114−127.
  225. J.M. // Manag. Sci.-1972.-V.18, № 12.-P. 744−749.
  226. Kuh Diana, Wadswortk Michael. Parental height: childhood environment and subseguent aduitt height in a national birth cohort // Int. J. Epidemiol.1989.-№ 3.-P. 663−668.
  227. Ledesert В., Saurel-Cubizolles M.J., Bourgine M. et al. Risk factors for high blood pressure among workers in French poultry slaughterhouses and canneries//Eur. J. Epidemiol.-1994.-V.10.-№ 5.-P. 609.
  228. M., Camm A.J. // Clin.Cardiol.-1990.-V.13.-P. 570−576.
  229. McDaniel M.A. Big-brained people are smarter: A meta-analysis of the relationship between in vivo brain volume and intelligence // Intelligence.-2005.-V.33.-P. 337−346.
  230. Milworld R.L., Bailey D.A. Seasonal height velocity variation in boys and girls 8−18 years // American J. of Human Biology.-1997.-V.9.-P. 709−715.
  231. Morton R.H. Modelling human power and endurance. J. Math.Biol., 1990.-V.28.-P. 49−64.
  232. Myles-Worsley M., Coon H. Genetic and developmental factors in spontaneous selektiv attention: a study of normal twins // Psyhiatry Res.-1997.-V.71 (3).-P. 163−174.
  233. Nasley J.H., Blaunstein W., Wilson E. Brain activation in the presence damage // Brain and Language.-1980.-V.9, № 1.-P. 47−80.
  234. Nishiyasu T. et al. Relationship between mean arterial pressur and mus-1 cle cell pH during forearm ischemia after sustained handgrip // Acta physiol.scand.-1994−151,№ 4-P. 143−148.
  235. Obesity: Preventing and Managing the global epidemic- Report of a WHO Consultation on Obesity Geneva, 1998 (Document WHO/NUT/NCD/98.1).
  236. Osgood Ch. E., Susi G.E., Tannenbaum P.H. The Measurement of Meaning.-Urbana, 1957.
  237. Ostween E., Peslin R. Airways impedance during single breaths of forein gases //J. Appl. Physiol.-1991.-V.71, № 5.-P. 1813−1821.
  238. Ottaway P. Berry // Food Sci. and Technol. Today.-1995.-V.9, № 3.-P. 174−178.
  239. M., Lombardi F., Malliani A. // J. Am. Coll. Cardiol.-1993.-V.22.-P. 951−953.
  240. Pennix B.W., van Tilburg Т., Kriegsman D.M. et al. // Am. J. Epide-miol.-1997.-V.146.-P. 510−519.
  241. Prohovnic В., Nakansson K., Risberg L. Observation on the functional significance of regional cerebral blood flow in resting normal subjects // Neuropsychologic-1980.-V. 18, № 2.-P. 203−217.
  242. M., Lhotska L. // Cs. Pediat.-1990.-V.45, № 8.-P. 480−485.
  243. Reid C., Dan A., Dwar E. // J. Hypertens.-1994.-№ 12.-P. 291−301.
  244. Rushton J.P. Creativity, intelligence and psychoticism // Personality and Individual Differences.-1990.-№ 11.-P. 1291−1298.
  245. Salmaso J., Langov F.V. Problem in the assessment of and preference // Cortex.-1985.-V. 11.-P. 553.
  246. Siesjo K., Berntman L., Nillson B. Regulation of microcirculation in the brain // Microvase. Res.-1980.-V.19, № 2.-P. 158−170.
  247. Skinner J.S., McLellan Т.Н. The transition from acrobik to anacrobic metabolism //Res.Quart.Exerc.Sport.-1980.-V.51.-№l.-P. 234−248.
  248. Smith G.D. Adverse socioeconomic conditions in childhood and cause specific adult mortality: prospective observational study // BMJ. 1998.-V.316.-P. 1631.
  249. Snow R.E., Kyllonen P.C., Marshalek B. The topography of ability and learning correlations // Advances in the Psychology of Human Intelligence / Ed. Sternberg R.J.-1984.-V.2.-P. 47−103.
  250. В., Riley A.W., Witt W.P., Robertson J. // J. Epidemiol. Commun. Hlth.-2000.-V.56.-P. 354−361.
  251. Strandenberg Т., Salomaan V., NauKkarinen V. et al. // JAMA.-1991.-V.266.-№ 9.-P. 1225−1229.
  252. Toselli S., Graziani I., Taraborelli Т., Grispan A., Tarsitany G., Gruppi-oni G. Body composition and blood pressures un school children 6−14 years of age // American J. of Humen Biology.-1997.-V.9.-P. 535−544.
  253. G. // Emahrungsforschung.-1985.-V.30.-№ 5.-P. 141−142.
  254. Vallet L.-A. L' assimilation scolaire des enfants issus de immigration et son interpretation: un examen sur donnees francaises // Revue francaise de pedagogie.-1996.-№ 117.-P. 7−28.
  255. Van der Linden M. W., Van Lindert H., Schellevis F. G., Westert G. P. //Eur. J. Publ. Hlth.-2003.-V.13, № 4.-P. 87−88.
  256. Vignerova J., Lhotska L., Blana P., and Roth Z. Towth of the Czech child population 0−18 years compared to the World Health Organization Growth Reference // American J. of Human Biology.- 1997.-V.9.-P. 412−418.
  257. Vue-Desingue Gisele // Combat Natur.-1994.-V.l07.-P. 43−45.
  258. P. // Ther. Wschr.-1982.-V.32.-№ 3.-P. 1333−1348.
  259. F. // Soc. Sci. Med.-1988.-V.27.-P. 291−296.
  260. Whipp B.J. The control of brecthing in man.-Manchester, 1987.-122 p.
  261. Whipp B.J. Ventilatori control during exercise in humans // Ann. rev. Physiol.-1983.-V.5.-P. 393−413.
  262. Wulleman G. La psychologie scolaire en Frandre au seuil du XXI siecle //Psychologie et education.-1996.-№ 27.-P. 57−64
  263. Yeager K.K., Agostini R., Nattivi A. et al. // Med. Ski. Sports Exer.-1993.-P. 775−777.
Заполнить форму текущей работой