Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Влияние физических упражнений на функциональное состояние и работоспособность детей и подростков с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Детский церебральный паралич характеризуется возникновением существенных изменений со стороны не только опорно-двигательного аппарата и мышечной системы, но и уровнем метаболизма и тесно связанных с ним систем доставки и транспорта кислорода. Для детей имеющих диагноз ДЦП характерно ограничение двигательной активности, которая сопровождается изменениями обмена веществ и снижением функциональных… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
  • ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Общая характеристика детей с детским церебральным параличом
    • 1. 2. Особенности висцеральных систем и психофизиологических функций детей с ДЦП
    • 1. 3. Влияние физических упражнений на организм детей с ДЦП
  • ГЛАВА 2. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 3. 1. Антропометрические характеристики детей и подростков с легкой степенью ДЦП
    • 3. 2. Характеристика вегетативных функций детей и подростков с легкой степенью ДЦП
    • 3. 3. Психоэмоциональный статус и координационные способности детей и подростков с легкой степенью ДЦП
    • 3. 4. Антропометрические характеристики детей и подростков с легкой степенью ДЦП при занятиях физической культурой в динамике учебного года
    • 3. 5. Характеристика вегетативных функций детей и подростков с легкой степенью ДЦП при занятиях физической культурой в динамике учебного года
    • 3. 6. Координационные способности детей и подростков с легкой степенью ДЦП при занятиях физической культурой в динамике учебного года
    • 3. 7. Изменения функционального состояния и физической работоспособности детей 11−12 лет с легкой степенью ДЦП при дополнительных занятиях легкой атлетикой
  • ГЛАВА 4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ВЫВОДЫ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ АФК — адаптивная физическая культура
  • АД — артериальное давление
  • ДАД — диастолическое артериальное давление
  • АДп — пульсовое давление
  • САД — систолическое артериальное давление
  • АДср — среднее гемодинамическое давление- ви — вегетативный индекс- вне — вегетативная нервная система
  • ДК — дыхательный коэффициент
  • ДО — дыхательный объем
  • ДП — двойное произведение- дцп — детский церебральный паралич
  • ДЖЕЛ — должная жизненная емкость легких
  • ДФЖЕЛ — должная форсированная жизненная емкость легких
  • ЖЕЛ — жизненная емкость легких
  • МВД — максимальная вентиляция легких
  • МОД — минутный объем дыхания
  • МОК — минутный объем кровообращения
  • НОДА — нарушения опорно-двигательного аппарата
  • ОПСС — общее периферическое сопротивление
  • ОФВ! — объем форсированного выдоха
  • ОГК — окружность грудной клетки
  • ОДА — опорно-двигательный аппарат
  • РОвд — резервный объем вдоха
  • РОвыд — резервный объем выдоха
  • СИ — сердечный индекс
  • ССС — сердечно-сосудистая система
  • СО систолический объем кровообращения
  • УОК — ударный объем крови
  • УПСС — удельное периферическое сопротивление сосудов
  • ФК — физическая культура
  • ФЖЕЛ — форсированная жизненная емкость легких- цнс — центральная нервная система
  • ЧД — частота дыханий в минуту- чсс — частота сердечных сокращений- эгк — экскурсия грудной клетки
  • У02 — потребление кислорода- усо2 — выделение углекислого газа

Влияние физических упражнений на функциональное состояние и работоспособность детей и подростков с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Негативные тенденции в состоянии здоровья детей за последнее десятилетие приобрели устойчивый характер. Сохраняется рост заболеваемости, увеличивается распространенность хронической патологии, снижается число абсолютно здоровых детей во всех возрастно-половых группах. Доля здоровых детей к окончанию школы не превышает 20−25% (Баранов, Ямпольская, 2003), а по данным некоторых авторов 4% (Потапчук, Дидур, 2001). Среди детей всех возрастов наиболее значительно увеличилось число болезней эндокринной, костно-мышечной системы и соединительной ткани, системы кровообращения, пищеварения, мочевыделения, врождённых пороков развития, анемий, а среди лиц старшего подросткового возрастапсихических расстройств. Многие специалисты рассматривают состояние опорно-двигательного аппарата (ОДА) как критерий показателя здоровья в целом, поскольку эта патология оказывает воздействие на органы и системы всего организма (Гребенникова с соавт., 2009).

В настоящее время отмечается дальнейший рост числа детей с нарушениями функции ОДА, при этом одним из наиболее распространенных заболеваний является детский церебральный паралич (ДЦП) (Барашнев, Рассу, Казанцева, 1984; Хуснутдинова, Эткина, 1997; Лильин, 2003; Rogers, 1994; Stanley, Blair, Alberman, 2000; Winter et al., 2002). Мультифакторность этиологии и сложность патогенеза затрудняет профилактику болезни и эффективность ее лечения. Ранее детские церебральные параличи рассматривали, как заболевание в основном опорно-двигательного аппарата и лечение было направлено, прежде всего, на восстановление двигательных функций, в настоящее время ДЦП рассматривают в совокупности с двигательными, психическими, речевыми и другими нарушениями (Семенов, 2000; Левченко, Приходько, 2001; Ратнер, 2006). Особую группу представляют собой дети и подростки с ДЦП легкой степени тяжести. Данная категория детей находится в пограничном состоянии между нормой и патологией, как правило, эти дети способны самостоятельно передвигаться и полностью себя обслуживать, однако при этом в связи с неправильным перераспределением мышечного тонуса могут формироваться двигательные дефекты, порочные позы, деформации и контрактуры суставов (Бортфельд, Рогачева, 1986).

Несомненно, практический интерес имеет получение данных о функциональных системах организма детей с ДЦП. А также правильная оценка функционального состояния организма и систем человека, обеспечивающих жизнедеятельность организма как единого целого, что является одной из основных задач современной физиологии и медицины (Бадалян с соавт., 1987, 1988; Семенова, 1999; Блюм с соавт., 2004; Козявкин с соавт., 2007).

Детский церебральный паралич характеризуется возникновением существенных изменений со стороны не только опорно-двигательного аппарата и мышечной системы, но и уровнем метаболизма и тесно связанных с ним систем доставки и транспорта кислорода. Для детей имеющих диагноз ДЦП характерно ограничение двигательной активности, которая сопровождается изменениями обмена веществ и снижением функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной системы. В связи с этим особый интерес представляют исследования особенностей функционирования и развития кардиореспираторной системы у детей с ДЦП. Комплексное воздействие на ОДА, регуляцию и метаболизм мышечной системы, включает медикаментозные средства, рефлексотерапию, ортопедическую помощь, физиотерапевтическое лечение, психотерапию и трудотерапию (Гончарова, Гринина, Мерзоева, 1974; Семенова с соавт., 1972, 1976, 1986, 1998; Мастюкова, 1991; Качесов, 2001, 2005; Лильин с соавт., 2005; Бронников, 2010), но вся совокупность этих методов не позволяет расширить двигательный режим детей и привести его к уровню активности здоровых сверстников. Эту функцию выполняет адаптивная физическая культура, которая органически вплетается в двигательный режим школы, сочетая уроки физической культуры, с физкультурно-массовыми мероприятиями и трудотерапией, а также с ортопедическим режимом, медикаментозным лечением, физиотерапевтическими процедурами. Снижение функциональных резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей с церебральными параличами так же может быть частично восстановлено с помощью физических упражнений (Ефименко, Сермеев, 1991; Ипполитова с соавт., 1993; Козявкин, Кочмар, 2003; Милюкова, 2006), применение которых в большей мере определяет конечный результат коррекции и реабилитации двигательных функций. При этом физическое воспитание в специальных школах является важнейшей и неотъемлемой составляющей в становлении личности ребенка, подготовки его к дальнейшей жизни и труду.

Исходя из этого, была определена цель исследования: изучить морфофункциональные особенности детей и подростков 11−16 лет с ДЦП легкой степени и влияние физических упражнений на их координационные способности, изменения кардиореспираторной системы и физическую работоспособность в течение учебного года.

Задачи исследования:

1. Определить особенности физического развития, уровень метаболизма и состояние кардиореспираторной системы у детей и подростков с ДЦП легкой степени.

2. Изучить психоэмоциональный статус и координационные способности детей и подростков 11−16 лет с ДЦП легкой степени.

3. Оценить изменения кардиореспираторной системы, физической работоспособности и координационных способностей у детей и подростков с легкой степенью ДЦП при занятиях физической культурой в динамике учебного года.

4. Определить изменения кардиореспираторной системы и физической работоспособности детей 11−12 лет с ДЦП легкой степени при занятиях легкой атлетикой.

Научная новизна работы. Проведена комплексная оценка психоэмоционального статуса, физического развития, координационных способностей, особенностей метаболизма и физической работоспособности детей и подростков с легкой степенью ДЦП 11−16 лет.

Получены новые данные об изменениях физического развития, возрастных особенностях метаболизма, внешнего дыхания и гемодинамики у детей и подростков с ДЦП легкой степени в динамике учебного года. Установлено, что занятия физической культурой приводят к совершенствованию координационных способностей, повышению резервов кардиореспираторной системы и физической работоспособности у детей и подростков обоего пола с ДЦП легкой степени. Впервые установлено, что занятия легкой атлетикой приводят к снижению реактивности кардиореспираторной системы при стандартных нагрузках, сопровождаются улучшением координационных способностей, повышением физической работоспособности и способности к выполнению динамической работы.

Практическая значимость. Проведенные исследования расширяют возможности использования средств физической культуры для повышения резервов кардиореспираторной системы, физической работоспособности и уровня координационных способностей детей и подростков с ДЦП легкой степени.

Результаты исследования свидетельствуют о высокой эффективности легкоатлетических упражнений для повышения функциональных резервов организма, физической работоспособности и толерантности к динамической работе детей и подростков обоего пола с ДЦП легкой степени в программе реабилитации учащихся коррекционных школ.

По результатам проведенных исследований разработана программа по физической культуре для детей и подростков с ДЦП легкой степени.

Результаты исследований внедрены в учебный процесс ОГОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VI вида № 1 «Улыбка» г. Ульяновска. Полученные данные используются при чтении лекций и проведении практических занятий по курсам «Возрастная физиология», «Частные методики адаптивной физической культуры» и «Физическая реабилитация» на факультете физической культуры и реабилитации Института медицины, экологии и физической культуры ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет».

Основные положения, выносимые на защиту.

1. У детей и подростков обоего пола с ДЦП легкой степени на фоне нарушений координации движений, имеют место повышенный тонус симпатической нервной системы, уровень метаболизма и газообмена, проявления личностной тревожности и нейропсихической напряженности.

2. В годовом цикле занятий адаптивной физической культурой отмечается положительная динамика развития координационных способностей, повышение работоспособности, оптимизация газообмена, функций внешнего дыхания и системной гемодинамики в покое и при физических нагрузках, имеющие возрастные особенности у детей и подростков с ДЦП легкой степени.

3. Дополнительные занятия легкой атлетикой повышают эффективность занятий адаптивной физической культурой, способствуют увеличению толерантности к динамическим нагрузкам, приводят к повышению аэробных возможностей и физической работоспособности у детей с ДЦП легкой степени.

Апробация работы.

Результаты исследования доложены на 2-й Всероссийской конференции «Актуальные вопросы здоровья и среды обитания современного человека» (Ульяновск, 2005), Всероссийской конференции с международным участием «Культура здоровья и безопасность жизнедеятельности» (Балашов, 2006), 41-й научно-практической конференции врачей Ульяновской области (Ульяновск, 2006), I, II конференции молодых ученых медико-биологической секции Поволжской ассоциации государственных университетов (Ульяновск, 2007, 2009), X юбилейной Всероссийской научной конференции с международным участием «Физиологические механизмы адаптации растущего организма» (Казань, 2010), II Международном конгрессе «Нейрореабилитация-2010» (Москва, 2010), III и IV Всероссийской конференции с международным участием «Медико-физиологические проблемы экологии человека» (Ульяновск, 2009,2011).

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 13 работ, в том числе 2 статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

выводы.

1. У мальчиков с ДЦП легкой степени длина, масса тела и окружность грудной клетки соответствуют возрастным нормамдевочки уступают в физическом развитии здоровым сверстницам, при выраженных различиях в старшей возрастной группеу детей и подростков с легкой степенью ДЦП не зависимо от пола наблюдается высокий уровень метаболизма и легочной вентиляции, при вариациях основных показателей гемодинамики в пределах возрастных норм.

2. У мальчиков с ДЦП легкой степени отмечается высокий тонус симпатической нервной системы, личностной тревожности и непродуктивной нейропсихической напряженности, при низких координационных способностях независимо от возрастау девочек с ДЦП легкой степени наблюдается нарушение координационных способностей, преобладает тонус симпатической нервной системы, при высокой личностной и непродуктивной тревожности в младшей группе (11−12 лет), с последующим ее снижением и стабилизацией в пределах аутогенной нормы в старшей возрастной группе (15−16 лет).

3. В годовом цикле занятий адаптивной физической культурой во всех возрастных группах детей и подростков с ДЦП легкой степени отмечается нормализация легочной вентиляции, повышаются функциональные возможности внешнего дыхания, при вариациях системной гемодинамики в пределах возрастных физиологических нормпри стандартных физических нагрузках реактивность кардиореспираторной системы снижается, повышается уровень общей физической работоспособности и толерантность к динамическим нагрузкам, наиболее выраженные в старшей возрастной группе (15−16 лет).

4. В процессе занятий адаптивной физической культурой наибольший прирост координационных способностей отмечается у мальчиков младшей.

11−12 лет) и средней (13−14 лет) возрастных групп, у девочек — в возрасте 1112 лет, без выраженных изменений в старших возрастных группах.

5. При дополнительных занятиях легкой атлетикой отмечается снижение реактивности кардиореспираторной системы при стандартных физических нагрузках, повышение аэробных возможностей и общей физической работоспособности у детей с ДЦП легкой степени не зависимо от пола.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.С. О принципах организации интегративной деятельности мозга. М., 1976. 279 с.
  2. , H.A. Технологические подходы к поэтапному повышению уровня физической подготовленности студентов: учебное пособие. Белгород: БГТУ им. В. Г. Шухова, 2005. 112 с.
  3. Н.М., Бендет Я. А. Физическая активность и сердце. Киев:1. Здоровье, 1984.230 с.
  4. Г. П. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. С.-Пб.: МГП «ПЕТРОПОЛИС», 1992. 123 с.
  5. И.А. Очерки по возрастной физиологии: монография.
  6. М.: Медицина, 1967. 476 с.
  7. И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука, 1982. 270 с.
  8. АуликИ.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. М.: «Медицина», 1990. 192 с.
  9. АшмаринБ.А. Теория и методика физического воспитания. М.: Просвещение, 1990. 287 с.
  10. Л.О., Журба Л. Т., Тимонина О. В. Детские церебральныепараличи. Киев, 1988. 328 с.
  11. Л.О. Детская неврология. М: Медицина, 1984. 576 с.
  12. Л.О., Дунаевская Т. Н., Скворцов И. А. Клинико-электромиографическая характеристика двигательных нарушений при так называемых церебральных параличах // Вестник Академии медицинских наук СССР, 1983. № 6. С. 71 79.
  13. Л.О., Журба Л. Т., Тимонина О. В. Вопросы классификации детских церебральных параличей // Журнал невропатологии и психиатрии. 1987. № 10. С. 1445 1448.
  14. M.B. Физиология дыхания: Методические указания к практическим занятиям по нормальной физиологии. Ульяновск, 2000. 29 с.
  15. A.A., Кучма В. Р., Скоблина H.A. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий. М.: Издатель Научный центрздоровья детей РАМН. 2008. 216 е.: ил.
  16. Ю.И. Болезни нервной системы новорожденных детей.
  17. М.: Медицина, 1971. 179 с.
  18. Ю.И., Руссу Т. С., Казанцева А. Н. Дифференциальный диагноз врожденных и наследственных заболеваний у детей. Кишинев:1. Штиинца, 1984. 214 с.
  19. В.А., Рапопорт JI.A. Диагностика психофизического ифизического здоровья школьников. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2004. 64 с.
  20. A.C. Высшие интегративные системы мозга. JL: Наука, 1981.255 с.
  21. М.М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). М.: Академия, 2009. 416 с.
  22. А.М., Шапитова О. Н. Руководство по реабилитации больных с двигательными нарушениями. М, 1998. 224 с.
  23. H.A., Кубергер М. Б., Болезни сердца и сосудов у детей // Руководство для вра-чей. В 2-х томах. М.: Медицина, 1987. 918 с.
  24. И.Ю. Развитие двигательных возможностей у детей-инвалидов 4−7 лет с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата:автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2008. 24 с.
  25. H.A. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990.496 с.
  26. Биологические особенности подросткового возраста / A.A. Баранов и др. // Проблемы подросткового возраста. М., 2003. С. 5 53.
  27. Е.Э., Блюм Н. Э., Антонов А. Р. К вопросу этиологии и патогенеза ДЦП. М., 2004. 234 с.
  28. В.М. Техника и методика физиотерапевтических процедур. М.: Медицина, 1983. 110 с.
  29. Болезни нервной системы у новорожденных и детей раннего возраста / Ю. А. Якунин и др. М.: Медицина, 1979. 277 с.
  30. С.А., Рогачева Е. И. Лечебная физическая культура и массаж при детском церебральном параличе. Л.: Медицина, Ленинг. отд-е, 1986. 171 с.
  31. Бронников В. А, Кравцов Ю. И. Неспецифические системы мозга в реабилитации детей с ДЦП // Журнал неврологии и психиатрии. 2005. № 6. С. 45−50.
  32. В.А., Абрамова H.A. Высшие психические функции у детей со спастическими формами церебральных параличей // Журнал неврологии и психиатрии. 2004. № 10. С. 9 15.
  33. В.В. Антропометрия. Практический курс. Пособие для университетов. М.: Учпедгиз, 1941. 368 с.
  34. Е.В., Исаев А. П., Сашенков A.A. Спорт и кровообращение: возрастные аспекты: учеб.-метод. пособие для тренеров, преподавателей, врачей, студентов. Челябинск: «Интерполиарт и К», 1998. 64 с.
  35. Вегетативные расстройства / Под ред. Вейн A.M. М.: Медицинское информационное агентство, 2003. 752 с.
  36. П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. М.: Мысль, 1990. 133 с.
  37. Т.С. Возрастные особенности регуляции кровообращения при двигательных нарушениях у детей с церебральными спастическими параличами: автореф. дис.. канд. биол. наук. Краснодар, 1997. 24 с.
  38. Влияние мануальной терапии на тонус мышц у больных со спастическими формами детского церебрального паралича: материалы / В. И. Козявкин и др. Казань, 1992. С. 150.
  39. Возрастная динамика физического развития школьников города / Я. Г. Ковров и др. // Гигиена и санитария. 1981. № 1. С. 78 79.
  40. В.Б., Воронова Н. В., Золотухин В. В. Методы оценки состояния систем кислородообеспечения организма человека. Ростов-на-Дону, 2000. 102 с.
  41. С.Я., Менделевич В. Д. Нервно-психическое развитие недоношенных детей в отдаленные периоды жизни // Неврологический вестник. 2001. Т. XXXIII. Вып. 3 4. С. 84 — 88.
  42. H.H., Медведев М. И., Горбунов A.B. Компьютерная томография в комплексной диагностике при гипоксически-ишемических поражениях головного мозга новорожденных // Российский вестник перинатологии. 2003. № 1. С. 19 25.
  43. Д.Д., Исмагилов М. Ф. Нарушение генетического гомеостаза у больных с различными формами детского церебрального паралича // Неврологический вестник. 2004. Т. XXXVI. Вып. 3 4. С. 6 — 11.
  44. Х.З. Лечение детей и подростков с ортопедическими заболеваниями. М.: Медицина, 1995. 235 с.
  45. Е.З. Измерение роста. // Химия и жизнь. 2011. № 2. С. 20−25.
  46. Э.И. К учению о темпераментах. М.: ООО «Мир Урании», 2006. 224 с.
  47. М. Н., Гринина А. В., Мерзоева И. И. Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями ОДА. Л.: Медицина, 1974. 237 с.
  48. М.Н. Лечебная помощь детям с церебральными параличами: метод, пособие. Ленинград, 1962, 248 с.
  49. Н.Д. Влияние спорта на сердечно-сосудистую систему. М.: Медицина, 1975. 279 с.
  50. Н.Д. Дыхание и тренированность. М.: Медицина, 1976. 192 с.
  51. С.О., Зайцев В. П., Крамской С. И. Здоровьесберегающие технологии в подготовке специалистов: учебно-методич. пособие. Харьков: Коллегиум, 2005. 184 с.
  52. Ю.А. Применение тренажерных устройств в процессе реабилитационных занятий физическими упражнениями детей снарушениями опорно-двигателыюго аппарата: автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1998. 24 с.
  53. В.В., Лятс З. И., Кулахметова Д. У. Состояние сердечнососудистой системы детей, страдающих ДЦП. // Актуальные вопросы сердечно-сосудистых и ревматических заболеваний у детей. Алма-Ата, 1980. С. 113−118.
  54. Гхаеини Саеид. Физическая подготовка детей с диагнозом ДЦП с применением тренажерных устройств и «Тренажера Гросса»: дис.. канд. пед. наук. М., 2006. 149 с.
  55. В.Ю., Шамардин А. И. Методика проведения общероссийского мониторинга физического развития и физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ, сузов, вузов: учебно-метод. пособие. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. 92 с.
  56. Ю.И. Очерки физиологии физических упражнений. М.: Медицина, 1974. 256 с.
  57. A.A. Исследование влияния дозированных физических нагрузок на организм учащихся вспомогательной школы // Дефектология. 1981. № 5. С. 46−50.
  58. А.Ф. Влияние физических нагрузок на умственную работоспособность студентов в условиях завода-втуза // Теория и практика физической культуры. 1971. № 6. С. 59 62.
  59. Т.С. Функциональная анатомия опорно-двигательного аппарата. Смоленск, 1997. 48 с.
  60. В.А., Келлер X., Мураенко Н. М., Тонкова-Ямпольская Р.В. Морфофункциональные константы детского организма. М.: Медицина, 1997. 287 с.
  61. Г. В., Соколов П. Л., Столяров В. И. Комплексное использование иппотерапии и спартианской программы в целях социальной реабилитации и интеграции инвалидов с ДЦП // Спорт, духовные ценности, культура. М., 1997. Вып. 8. С. 130 174.
  62. В.И. Спортивная медиуина: учебник для студ. ВУЗов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 480 с.
  63. В.И., Смирнов В. М. Физиология физического воспитания и спорта. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. 608 с.
  64. С.П. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учеб пособие для студ. высш. и сред, проф. учеб. заведений. М.: Советский спорт, 2004.295 с.
  65. Т.Н., Дворяковская Г. М., Иванов А. П. Особенности центральной и периферической гемодинамики у детей с церебральным параличом // Педиатрия. 1982. № 4. С. 19 22.
  66. Т.Н., Знаменская Г. И., Красина Г. А. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы у детей с церебральными параличами / Актуальные вопросы педиатрии. Таллин, 1980. С. 221 223.
  67. В.А. Лечебная физическая культура: учебное пособие. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. 568 с.
  68. Л.В. Влияние физических упражнений на сердечнососудистую и дыхательную систему для студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья: материалы / Ставрополь: СевКавГТУ, 2008. Т. 2. Общественные науки. С. 194.
  69. H.A., И.А. Скворцов, А. Ф. Неретина Клинико-психологический анализ развития двигательных, перцептивных, интеллектуальных и речевых функций у детей с церебральными параличами // Журнал неврологии и психиатрии. 2000. № 3. Т. 100. С. 19−23.
  70. H.H., Сермеев Б. В. Содержание и методика занятия физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом. М., 1991. 156 с.
  71. И.Н. Психомоторное развитие детей, перенесших критическое состояние в ранний неонатальный период: и др. автореф.. дис. канд. мед. наук. Пермь, 2007. 24 с.
  72. Залялова 3. А. Синдром вегетативной дезадаптации больных детскимцеребральным параличом в позднем резидуальном периоде: автореф. дис.. канд. мед. наук. Казань, 1995. 18 с.
  73. .К. Умственная и физическая работоспособность студентов в условиях различных двигательных режимов // Теория и практика физической культуры. 1972. № 2. С. 46 53.
  74. A.A. Критерии эффективности индивидуальных программ физической реабилитации больных юношеского и зрелого возрастов с последствиями ДЦП: автореф. дис.. канд. пед. наук. Малаховка, 2006. 26 с.
  75. Е.И., Иванов А. П., Дворяковский И. В. Состояние ликвор-динамики, центральной и периферической гемодинамики у детей с детским церебральным параличом // Педиатрия. 1981. № 10. С. 36 38.
  76. Н.Р. Особенности детского организма в норме и патологии: научно-тематический сборник. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1981. 124 с.
  77. М. В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: кн. для родителей. М.: Просвещение, 1993. 64 с.
  78. В.А. Система реабилитации при неврологических двигательных нарушениях: дисс.. докт. мед. наук. Казань, 1996. 347 с.
  79. Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. Киев: Вища школа, 1987.272 с.
  80. P.A. Физиология и патология сердечно-сосудистойсистемы детей и подростков. М.: Медицина, 1973. 328 с.
  81. В .А., Матасов Ю. Т., Овчинникова Т. С. Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях. СПб.: КАРО. 2005.
  82. Карпман B. JL, Белоцерковский З. Б., Гудков И. А. Тестирование вспорте. М.: «ФиС», 1988. 206 с.
  83. В.А. Основы интенсивной реабилитации. ДЦП. Книга 2.1. М.: 2001. 116 с.
  84. В.А. Основы интенсивной реабилитации. ДЦП. С. Петербург, 2005. 112 с.
  85. Н.И. Функциональное состояние сердечно-сосудистойсистемы и физическое развитие детей и подростков с ограниченной двигательной активностью: дис. канд. биол. наук. Казань, 2005. 135 с.
  86. Н.И., Хасанова А. Р. Особенности физического развития функционального состояния сердечно-сосудистой системы детей и подростков с ДЦП // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2007. № 2−3 (9−10). С. 58−61.
  87. В.А., Шумская Т. Н. Возрастные особенности нейровегетативных влияний на деятельность сердца у детей с церебральными спастическими параличами // Вопросы охраны материнства и детства. 1988. № 3.27−30 с.
  88. Клинико-нейрофизиологические и нейропсихофизиологические аспекты спастических форм детского церебрального паралича у детей дошкольного и раннего школьного возраста / В. В. Шпрах и др. // Журнал неврологии и психиатрии, 2007. № 10.С. 13−17.
  89. A.B. Ребёнок с ДЦП. М.: 2001. 333 с.
  90. В.Т. Современные технологии в комплексной физической реабилитации больных детским церебральным параличом. М., 2005. 239 с.
  91. В.И., Кочмар O.A. Методы оценки эффективности медицинской реабилитации в системе интенсивной нейрофизиологической реабилитации // Украинский медицинский часопис. 2003. № 3 (35). С. 61 66.
  92. В .И., Сак H.H., Качмар O.A., Бабадаглы М. А. Основы реабилитации двигательных нарушений по методу Козявкина. Львов: НВФ
  93. УкраТнсыа технолог^'", 2007. 192 с.
  94. Коц Я. М. Спортивная физиология: учебник для институтов физической культуры. М.: Физическая культура и спорт, 1998. 200 с.
  95. А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений. М.: Физкультура и спорт, 1951. 250 с.
  96. А.И., Семенович A.A., Башаркевич H.A. Сердечнососудистая и респираторная системы: учебно-методич. пособие. Минск:1. БДМУ, 2003. 151 с.
  97. С.Ф., Евсеев С. П., Герасимова Г. В. Врачебныйконтроль в адаптивной физической культуре. М.: «Советский спорт», 2003. 184 с.
  98. А.Л. Роль сегментарных нарушений в формировании двигательных расстройств у больных детским церебральным параличом расстройств у больных детским церебральным параличом // Журнал неврологии и психиатрии. 2004. № 2. Т. 104. С. 16 20.
  99. С.П. Самоконтроль школьника при занятиях физической культурой и спортом. Ульяновск: УлГУ, 2000.48 с.
  100. И.Ю. Особенности психического развития больных ДЦП в детском и подростковом возрасте // Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича: сб. научн. тр. М., 1991. С. 21 -44.
  101. И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М.:1. Академия", 2001. 192 с.
  102. В.Д. О нарушениях тонуса и построения движений убольных детскими церебральными параличами в форме спастической диплегии // Невропатол. и психиатрия. 1982. № 10. С. 43 46.
  103. Е.Т., Степанченко О. В. Современные технологии в лечении детских церебральных параличей // Неврологический вестник. 1999. № 2. С. 17.
  104. B.C., Михайленко A.A., Панов А. Г. Клиническая нейрофизиология и патология гипокинезии. Л.: Медицина, 1979. 213 с.
  105. П.К. Введение в теорию «качество жизни спортсменов»: сб. науч. тр. / Спортивная биология и медицина в повышении качестважизни. М.: Советский спорт, 1999. С. 77 86.
  106. П.К. Морфологическая экспертиза адаптационных возможностей и пригодности спортсменов с учетом этапа подготовки инаправленности учебно-тренировочного процесса: дисс.. докт. мед. наук. М., 2001.235 с.
  107. З.Х., Жуховицкий М. С., Дементьева Р. К. Двигательные расстройства при церебральных параличах у детей и методика лечебнойгимнастики. М.: Медицина, 1969. 218 с.
  108. М.В. Физиологические изменения у детей с церебральным параличом в процессе реабилитации: автореф.. дис. канд.биол. наук. Краснодар, 1997. 24 с.
  109. Е.М. Физическое воспитание детей с церебральнымпараличом. М.: Просвещение, 1991. 160 с.
  110. Е.М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М.: Просвещение, 1985. 192 с.
  111. Е.П. Церебральные спастические параличи и ихлечение. Киев: Здоровья, 1968. 197 с.
  112. Е.П. Церебральные спастические параличи и ихлечение. Киев: Здоровья, 1966. 224 с.
  113. С.К. Состояние артериального давления в различных сосудистых областях у детей, страдающих церебральным параличом //
  114. Врачебное дело. 1971. № 8. С. 44 45.
  115. И.Б. Комплексные упражнения творческого характера в абилитации детей с детским церебральным параличом: методическая разработка. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006/ 111 с.
  116. . И. Восстановление статодинамических функций у детей с отдаленными последствиями детского церебрального паралича: автореф. дис. докт. мед. наук. Москва, 2010. 46 с.
  117. .И. Восстановление статодинамических функций у детей с отдаленными последствиями ДЦП // Реабилитационная помощь, 2010. № 2. С. 54−57.
  118. И.В. Оздоровительные эффекты физической культуры испорта. Киев: Здоровье, 1989. 216 с.
  119. Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. 240 с.
  120. Я.В. Ортопедические аспекты коррекции патологии опорно-двигательного аппарата больных детским церебральным параличом: автореф. дис.. канд. мед. наук. Пермь, 2008. 28 с.
  121. М.Н. Детский церебральный паралич М: Медицина, 1979. 246 с.
  122. И.Б. Аэробика и фитнесс. М.: Эксмо, 2002. 384 с.
  123. Л.И., Хапаев Б. А. Анализ суточных профилей «двойного произведения» в оценке эффективности и безопасности антигипертензивных лекарств // Российский кардиологический журнал. 2000.4 (24). С. 52 55.
  124. Л.В., Крылова Е. В., Уланова Е. А. Изучение состояния здоровья человека по функциональным показателям организма: уч.-метод. пособие. Нижний Новгород: ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2007. 64 с.
  125. Парезы и параличи при ортопедической патологии / Е.П.
  126. Меженина и др. Киев: Здоровья, 1983. 112 с.
  127. И.С., Лузинович В. М., Сологубов Е. Г. Регуляция позы и ходьбы при детском церебральном параличе и некоторые способы коррекции. М.: Изд-во «Книжная палата», 1996. 248 с.
  128. М.В., Малахов В. В., Чернышев В. В. Исследование степени эффективности ДЭНС-терапии аппаратом СКЭНАР-032−1 // Медицинский Вестник. Екатеринбург, 2002. Т. 1. Выпуск 3. С. 17 23.
  129. Э.В. Коррекционное значение средств адаптивной физической культуры в восстановлении двигательной функции у детей с сочетанными нарушениями в развитии // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998.№ 2. С. 59 60.
  130. A.A. Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей
  131. С.-Петербург: Речь, 2001. 166 с.
  132. И.Г., Шелякин A.M., Катышева М. В., Богданов О. В. Влияние афферентного притока с двигательного аппарата на высшие психические функции детей, страдающих церебральными параличами // Физиология человека. 1997. № 1. С. 47 49.
  133. И.М. Возрастная анатомия и физиология: учеб. пособие. Минск: Новое знание, 2006. 416 с.
  134. Прогнозирование гемодинамики при длительных анетстезиях (пособие для врачей) / И. Б. Заболотских и др. Краснодар, 2002. 30 с.
  135. A.A. Физиология кровообращения: монография. Майкоп: Издательство АГУ, 2003. 108 с.
  136. А.Ю. Неврология новорожденных: острый период и поздние осложнения. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. 368 с.
  137. Ритм сердца у спортсменов / Под общ. ред. P.M. Баевского и P.E. Мотылянской. М.: ФиС, 1986. 144 с.
  138. Е.И., Лаврова М. С. Лечебная физкультура и массаж при детских церебральных параличах. Л., 1977. 108 с.
  139. М.Ф. Фитнесс, идеальное здоровье. М.: РИПОЛ классик, 1999. 340 с.
  140. В.В. Оздоровительный бег: уч.-метод. пособие. Гродно: ГрГУ, 2001. 90 с.
  141. A.M., Краснова В. Ф. Изменение функции внешнего дыхания у больных ДЦП / Использование лечебной и диагностической техники в медицине. Куйбышев, 1989. С. 191 194.
  142. H.H. Биофизические основы кровообращения и клинические методы изучения гемодинамики. Л.: Медицина, 1974. 307 с.
  143. С. А. Балыкин М.В. Морфофункциональные механизмы адаптации сердца при физической нагрузке: материалы / Ульяновск, 2004. С. 107.
  144. К.А. Восстановительное лечение больных с резидуальной стадией ДЦП. М., 1999. 384 с.
  145. К.А. Детский церебральный паралич как медико-социальная проблема / Ташкент, 1984. С. 52 54.
  146. К.А., Антонова JI.B. Влияние лечебно-нагрузочного костюма JIK «Адели» на электронейромиографическоие характеристики у больных детским церебральным параличом // Журнал неврологии и психиатрии. 1998. № 9. Т. 98. С. 22 25.
  147. К.А., Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах. М.: Медицина, 1976. 183с.
  148. К.А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. М.: Медицина, 1972. 322 с.
  149. К.А., Махмудова И. М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом, М.: ПБОЮЛ, 2005. 240 с.
  150. К.А., Штеренгерц А. Е., Польской В. В. Патогенетическая восстановительная терапия больных детским церебральным параличом. Киев: Здоровье, 1986. 168 с.
  151. , Т.И. Как победить детский церебральный паралич. СПб.: Нева, 1995. 97 с.
  152. P.A., Исмагилов М. Ф. Детский церебральный паралич, этиология и патогенез // Неврологический вестник. 1998. № 2. Т. XXX. Вып. 1.С. 68−71.
  153. Ю.А., Бочкарев Д. Н. Компьютерная программа «Тест Люшера». СПб., 1995. 124 с.
  154. В.Б. Оздоровительные технологии на занятиях легкой атлетикой для подростков 11−14 лет. Новочеркасск, 2007. 58 с.
  155. H.A. Роль перивентрикулярных областей мозга в нейроонтогенезе в норме и при детских церебральных параличах // Альманах «Исцеление». 1999. № 3. С. 38−61.
  156. Современные технологии реабилитации в педиатрии: коллективная монография / Под ред. Е. Т. Лильина. Т. 3. М.: «Московия», 2005. 720 с.
  157. Е.Б., Солодков A.C. Общая физиология: учеб. Пособие / СПБГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 2000. 216 с.
  158. И.А. Прогнозирование реакции сердечно-сосудистой системы во время общей анестезии при длительных абдоминальных операциях у больных различных возрастных групп: автореф.. дис. канд. мед. наук. Ростов-на-Дону, 1999. 22 с.
  159. Ю.И., Чурилов Л. П. Эндокринология подростков. СПб.: ЭЛБИ, 2004. 308 с.
  160. П. В. Виницкая P.C., Люкевич И. А. Введение в функциональную диагностику внешнего дыхания. М.: Транссервис, 1996. 72 с.
  161. Ф.В. Анатомия мышечной системы: учеб. пособие. СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1998. 139 с.
  162. В.В. Реабилитация детей с церебральными параличами // Здоровье, 1990. № 5. С. 26 28.
  163. Д.А., Анисимова И. О. Функциональная организация больших полушарий при выполнении произвольных движений. Возрастной аспект // Физиология человека. 2000. № 5. С. 35 43.
  164. Физиология. Основы и функциональные системы: курс лекций / Под ред. К. В. Судакова. М.: Медицина, 2000. 784 с.
  165. Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата / Под ред. H.A. Гросс. М.: Советский спорт, 2000. 224 с.
  166. Ю.И. Цветовой тест Люшера (метод, руководство). СПб., 1993. 50 с.
  167. Д.С. Заболевания нервной системы у детей. М.: Медицина, 1965, 408 с.
  168. Хирургическая коррекция позы и ходьбы при детском церебральном параличе / A.M. Журавлев и др. Ереван, 1986. 230 с.
  169. .К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: уч. пособие для студ. высших учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 480 с.
  170. Е.Д. Нейропсихология. Спб.: Питер. 2005. 496 с.
  171. А.Г., Антропова М. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.: Просвещение, 1990. 319 е.: ил.
  172. З.А., Эткина Э. И. Социально педагогические проблемы детской инвалидности в связи с церебральным параличом. Уфа, 1997. 126 с.
  173. ЦукерМ.Б. Клиническая невропатология детского возраста. М: Медицина, 1972. 304 с.
  174. Н.Д., Матвеев A.C. К вопросу этиологии эпилепсии и гиперкинезов у больных детским церебральным параличом // Научн. труды Омского мед. ин-та, 1974. № 116. С. 189 192.
  175. И.И. Цветовая психодиагностика. Модификация полного клинического теста Люшера: метод, руководство. СПб.: Речь, 2007. 264 с.
  176. Ю.Н. Физиология человека: учеб. пособие. М.:1. Просвещение, 1981. 240 с.
  177. Ш. Ш., Матдидова А. Т., Тургунова Г. Л. К этиологии и клинике мозжечковой формы детского церебрального паралича / Казань, 1975. С 20−21.
  178. Т.Г., Белова Г. И. Восстановительное лечение и возможности реабилитации ДЦП. Элиста: АПП «Джангар», 1999. 168 с.
  179. Л.Г., Литисевич Л. В. Половое созревание девочек, его роль в спортивной подготовке женщин // Спортивная медицина. 2008. № 2. С. 6−15.
  180. Шейх-Заде Ю.Р., Галенко-Ярошевский П. А. Управляемая фибрилляция предсердий и возможный механизм ее возникновения // Бюл. Экспер. Биол. и Мед. 1997. Т. 104. № 9. С. 261 263.
  181. Л.М., Мамайчук И. И. Детский церебральный паралич. Хрестоматия. М.: «Институт общегуманитарных исследовании», 2003. 520 с.
  182. В.П. Способность к произвольному управлению дыханием у школьников с нарушением сенсорного развития // Теория и практика физической культуры, 2005. № 10. С. 60−63.
  183. Дж., Розенфельд Р. Стресс (природа и лечение). М.:1. Медицина, 1985. 224 с.
  184. М.Б., Правдина-Винарская В.Н. Детские церебральныепараличи и пути их преодоления М.: Медицина, 1993. 86 с.
  185. Эмоции человека в нормальных и стрессорных условиях/ А. И. Яроцкий и др. Гродно: ГрГУ, 2001. 494 с.
  186. И.М. Психический дизонтогенез и психические расстройства детско-подросткового возраста. М.: Медицина, 2005. 208 с.
  187. Astrand P.O., Rodahl К. Textbook of work physiology. N.Y.:
  188. McGrow Hill. 1977. P. 691.
  189. Bax M., Goldstein M., Rosenbaum P., Leviton A., Paneth N., Jacobsson В., Damiano DL. Proposed Definition and Classification of Cerebral
  190. Palsy // Journal of Developmental Medicine and Child Neurology. 2005. № 47. P. 571 -576.
  191. Bax M., Flodmark O., Tydeman C. Definition and classification of cerebral palsy. From syndrome toward disease. // Dev Med Child Neurol Suppl.2007. № 109. P. 39−41.
  192. Beckung E. et al. Probability of Walking in Children with Cerebral
  193. Palsy in Europe // Pediatrics. 2008. № 121. P. 187 192.
  194. Bell K.L., Boyd R.N., Tweedy S.M., Weir K.A., Stevenson R.D., Davies P. S. A prospective, longitudinal study of growth, nutrition and sedentary behaviour in young children with cerebral palsy. // BMC Public Health. 2010. № 10. P. 1−36.
  195. Brown G.T., Burns S.A. The efficacy of neurodevelopmental treatments in children: a systematic review // Br J Occup Ther. 2001. № 64. P. 235 244.
  196. Conde-Agudelo A., Romero R. Antenatal magnesium sulfate for the prevention of cerebral palsy in preterm infants less than 34 weeks' gestation: a systematic review and metaanalysis // Am J Obstet Gynecol. 2009. № 200. P. 595−609.
  197. Darrah J., Fan J.S., Chen L.C., Nunweiler J., Watkins B. Review of the effects of progressive resisted muscle strengthening in children with cerebral palsy: a clinical consensus exercise // Pediatr Phys Ther. 1997. № 9. P. 12 17.
  198. Elliot L., Mancall M. Cerebral Palsy // Pediatric Neurology. 2000,6, № 4. P. 8 30.
  199. Freud S. Die Infantile Cerebrallahmung. In: Nothnagel H. ed.
  200. Specielle Pathologie und Therapie. Bd IX, Teil III Vienna: Holder, 1897. № 1. P. 327.
  201. Gibson CS et al. Neurotropic viruses and cerebral palsy: population based case-control study // BMJ, 2006. № 332. P. 76 80.
  202. Grantham-Mcgregor S., Powell C., Walder S., et al. Nutritional supplementation, psychosocial stimulation, and mental development of stunted children: the Jamaican study. Lancet. 1991. № 338 P. 1 5.
  203. Horn E.M. Basic motor skills instruction for children with neuromotor delays: a critical review//J Spec Educ. 1991.№ 25.P. 168−197.
  204. Tyson J.E., Gilstrap L.C. Hope for Perinatal Prevention of Cerebral Palsy. // JAMA. 2003. № 290. № 20. 2730−1.
  205. Kavcic A., Vodusek D.B. A historical perspective on cerebral palsy as a concept and a diagnosis // European Journal of Neurology. 2005. № 12. P. 582 -587.
  206. Ketelaar M., Vermeer A., Hart H., van Petegem-van Веек E., Helders PJ. Effects of a functional therapy program on motor abilities of children with cerebral palsy // Там Phys. 2001. № 81. P. 1534 1545.
  207. MacKeith R.C., MacKenzie I.C.K, Polani P.E. The Little Club. Memorandum on terminology and classification of cerebral palsy // Cerebral Palsy
  208. Bull. 1959. № 1(5). P. 27−35.
  209. Martin Bax, Clare Tydeman, Olof Flodmark. Clinical and MRI Correlates of Cerebral Palsy The European Cerebral Palsy Study. JAMA, 2006.296. P. 1602−1608.
  210. Michael J.Vincer. Vincer et al. Increasing Prevalence of Cerebral Palsy Among Very Preterm Infants: A Population-Based Study // Pediatrics. 2006.118. 1621 1626.
  211. Miller G. The Cerebral Palsies: causes, consecquences, andmanagement. Cerebral Palsies: An Overview. Boston. 1998. 368 p.
  212. Molnar G.E. Western J Med. 1991. № 154 (5). P. 509 572.
  213. Murphy D.J., Sellers S., MacKenzie I.Z., Yudkin P.L., Johnson A.M.1.ncet. 1995. № 346. P. 1449 1454.
  214. Odding E., Roebroeck M., Stam H. The epidemiology of cerebral palsy: incidence, impairments and risk factors // Disabil Rehabil. 2006. № 28. P. 183−191.
  215. Okumura A., Kato Т., Kuno R. et al. MRI findings in patients with spastic cerebral palsy II: Correlation with type of cerebral palsy // Dev. Med. Child. Neurol. 1997. № 39 (6). P. 369 372.
  216. Pidcock F.S., Graziani Z.J., Stanley C. et al. Neurosonographic features of periventricalar echodensities associated with cerebral palsy in pretern infants. // J. Pediatr. 1990. № 116 (3). P. 417 422.
  217. Prevalence of Cerebral Palsy in 8-Year-Old Chidren in Three Areas of the United States in 2002: A Multiside Collaboration from Pediatrics. 2008. Vol. 121. № 3.
  218. Rimmer J.H. Health promotion for people with disabilities: The emerging paradigm shift from disability prevention to prevention of secondary conditions. Physical Therapy, 1999. № 79. P. 495 502.
  219. Rogers B. Msall M., Owens T. et al. Cystic periventricular leukomalacia and type of cerebral palsy inpreterm infants // J. Pediatrics. 1994. № 125. P. 1−8.
  220. Winter S., Autry A., Boyle C., Yeargin-Allsopp M. Trends in the Prevalence of Cerebral Palsy in a Population Based Study // Pediatrics. 2002. № 6. Vol. 110. P. 1220−1225.
  221. Smart J. Malnutrition, learning, and behavior: 25 years on from the MIT symposium. Proc Nutr Soc. 1993. № 52. P. 189 199.
  222. Stanley F.J., Blair E., Alberman E. How common are the cerebral palsies // Cerbral palsies: epidemiology and casual pathways. London: Mac Keith Press Cambridge University Press, 2000. P. 22 39.
  223. Sterba J.A., Rogers B.T., France A.P., Vokes D.A. Horseback riding in children with cerebral palsy: Effect on gross motor function // Developmental Medicine & Child Neurology, 2002. № 44. P. 301 308.
  224. Stevenson R.D. Use of segmental measures to estimate stature in children with cerebral palsy // Arch Pediatr Adolesc Med. 1995. № 149. P. 658 -662.
  225. Stevenson R.D., Hayes R.P., Cater L.V., et al. Clinical correlates of linear growth in children with cerebral palsy. Dev Med Child Neurol. 1994. № 36. P. 135- 142.
  226. Tyson JE, Gilstrap LC. Hope for perinatal prevention of cerebral palsy. // JAMA. 2003. № 290. P. 2730 2731.
  227. Unger M., Faure M., Frieg A. Strength training in adolescent learners with cerebral palsy: a randomized controlled trial // Clin Rehabil. 2006. P. 469 -477.
  228. Veelken N., Schopf M., Dammann O., Schulte F.J. Neuropediatrics.1993. № 24. P. 74−76.
  229. Vojta V. Fruhe diagnose und Fruhetterapie der ceresralen Beueguungstorungen in Kindes after // J. Normalen Entwiclclund spasen Leischrit Fur Ortopedic. 1972. Bd 110. № 114. P. 450 458.
  230. Whipp B.J., Mahler M. Dynamics of pulmonary gas exchange during exercise // Pulmonary Gas Exchange Organism and Environment. West. Vol. II. N.Y.: Academic Press. 1980. P. 33 — 96.
  231. Wilcken B. et al. Improved neonatal care has reduced prevalence of cerebral palsy in premature babies // Lancet. 2007. № 369. P. 43 50.
  232. Wirling L.M., Uverbrant P. The New. J. of Med. 1994. Vol. 330. № 3. 188−197.
  233. Yamada K. No-To-Hattatsu. 1994. №. 26. P. 411 417.
  234. Yeargin-Allsop M., Braun K.V.N., Doernberg N.S., Benedict R.E., Kirby R.S., Durkin M.S. Prevalence of cerebral palsy in 8-year-old children in three areas of the United States in 2002: a multisite collaboration. // Pediatrics. 2008. № 121. P. 547−554.
  235. Yin R., Reddihough D., Ditchfield M. Child Health // Journal Paediatr. 2000. № 36. P. 139 134.
  236. Yvonne W. Cerebral Palsy in a Term Population: Risk Factors and Neuroimaging Findings // Pediatrics. 2006. № 118. P. 690 697.
Заполнить форму текущей работой