Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Управление производственным процессом

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Контроль — система мер, за счет которых проверяется степень выполнения заданий. Контроль может быть текущим (промежуточным) и окончательным (на завершении работ). Текущий контроль необходим не только для того, чтобы подстегнуть работников к выполнению задания. Он позволяет корректировать управленческие решения, особенно в условиях изменения ситуации. Регулирование — принятие мер, позволяющих… Читать ещё >

Управление производственным процессом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основные принципы и задачи управления

На предприятии недостаточно распределить обязанности, организовать производственный процесс. Производственным процессом необходимо также управлять. Управление — сознательное воздействие человека на различные объекты и протекающие процессы с целью получения желаемых результатов [19, С. 20]. Это определение Б. А. Райзберга («Курс управления экономикой») является, на наш взгляд, наиболее точным из всех имеющихся общих характеристик этого понятия. Остановимся на главных признаках управления:

  • 1. При управлении ставятся определенные, осознанные цели, которых в процессе управленческой деятельности стараются достигнуть (производство продукции, снижение затрат, приобретение оборудования, продажа продукции и пр.).
  • 2. Управлять возможно как объектами, так и процессами (управление социальными процессами, управление шахтой).
  • 3. Возможно управление объектами природы, общества (управление земельными ресурсами, производственным персоналом и пр.).
  • 4. При управлении не только ставятся цели, но и принимаются меры для достижения цели.
  • 5. Управление предполагает наличие более высокого эффекта относительно энергетических затрат на управленческую функцию. Например, управление автомобилем означает, что расходы энергии на эту функцию гораздо меньше результата — движения автомобиля по магистрали.

Существуют более подробные определения категории «Управление», раскрывающие его содержание. По мнению французского управляющего А. Файоля, управлять — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать [19, С. 50]. Широко распространена характеристика управления М. Мэскона: управление — это планирование, организация, мотивация и контроль, необходимые для достижения сформулированных целей. В настоящее время эти элементы управления рассматриваются как его функции. Причем функции управления специалистами по менеджменту постоянно расширяются. Остановимся более подробно на называемых в настоящее время функциях применительно к предприятию. Это организация, нормирование, планирование, координация, мотивация, контроль, регулирование.

  • 1. Организация, как было сказано ранее, — это обеспечение предприятия факторами производства и выполнение при их помощи поставленных задач.
  • 2. Нормирование — разработка научно обоснованных расчетных производственных величин, закладываемых в задания исполнителям. Это могут быть нормы времени, нормы расходов материалов, режимы работы оборудования и пр.
  • 3. Планирование — формулировка четких заданий подразделениям и предприятию в целом на будущий период. Планирование сопровождается прогнозированием (предвидением тенденций развития в будущем) и программированием (программы выполнения плановых заданий).
  • 4. Координация — это обеспечение согласованной, слаженной работы отдельных звеньев и участков в пространстве и во времени. Координация, как было рассмотрено ранее, является целью организации производства.
  • 5. Мотивация — обеспечение заинтересованности исполнителей в выполнении заданий своевременно, с высоким качеством, в нужном количестве. Мотивация может быть как материальная (оплата труда), так и моральная (звания, награды).
  • 6. Контроль — система мер, за счет которых проверяется степень выполнения заданий. Контроль может быть текущим (промежуточным) и окончательным (на завершении работ). Текущий контроль необходим не только для того, чтобы подстегнуть работников к выполнению задания. Он позволяет корректировать управленческие решения, особенно в условиях изменения ситуации.
  • 7. Регулирование — принятие мер, позволяющих выполнить поставленные задачи при изменении параметров внешней и внутренней среды. Это может быть рост цен на ресурсы, отказ покупателей от выполнения контрактов, смена поставщиков и пр. При этом приходится применять комплекс мер, позволяющих преодолеть проблемы.
Управление предприятием — сложная система отношений, которые складываются между субъектами и объектами управления. Выделяются уровни управления (предприятия в целом, цехов, звеньев и пр.). Конкретные объекты управления также позволяют выделить отдельные управленческие направления. Это может быть управление персоналом, управление инвестициями, управление доходами, управление основными и оборотными фондами и пр. В зависимости от задач, стратегических и тактических целей в деятельности могут выделяться разные подходы в управлении предприятием. Рассмотрим наиболее распространенные:
  • 1. Воспроизводственный подход. Главными задачами управления при этом подходе являются сохранение используемых ресурсов, основных и оборотных фондов.
  • 2. Маркетинговый подход. Важнейшей задачей руководство предприятия считает реализацию продукции, производство товаров и услуг, наиболее активно продаваемых на рынке.
  • 3. Нормативный подход. Задачей управления является выполнение заданий и норм по производительности труда, себестоимости продукции и пр.
  • 4. Функциональный подход. Предприятие стремится выполнить заданные функции: производственные, инновационные, социальные. При таком подходе предприятие является аккуратным налогоплательщиком, заботится о своем имидже, не допускает отклонений от стандартов производства и пр.
  • 5. Количественный подход. Предприятие стремится увеличить свои производственные показатели, свой потенциал. Оно считает успешным наращивание объемов производства, расширение номенклатуры.
  • 6. Эффективный подход. Предприятие особо следит за качественными показателями (снижение затрат, рост рентабельности, повышение эффективности использования оборудования и пр.).
  • 7. Стратегический подход. Руководство предприятия волнуют вопросы сохранения предприятия в будущем, его дальнейшего развития.

Любое предприятие использует сразу несколько подходов к управлению, ставит перед собой количественные и качественные задачи. Тем не менее на разных предприятиях могут преобладать те или иные подходы к управлению.

Выделяется также стиль управления. Стиль управления зависит от руководителей предприятия и подразделений. Назовем некоторые из них. Стиль управления условно делят на жесткий (авторитарный), демократичный, ситуационный. При ситуационном управлении главное внимание уделяется текущим проблемам, большая часть времени уходит на решение текущих задач (аварии, поставки, задержки в продажах и т. д.). При авторитарном управлении много внимания уделяется приказам, контролю за исполнением, наказаниям за невыполнение. При этом от исполнителей требуется четкое выполнение своих функций, что связывает инициативу работников. При демократичном стиле управления предоставляются определенные права членам коллектива, поощряется инициатива. В то же время, при демократичном управлении возможно пренебрежительное отношение к приказам руководства, что может привести к срыву задания.

Итак, подведем итоги. Управление — многокомпонентное понятие, раскрывающее особенности реализации поставленных задач на предприятии. У управления предприятием много функции, оно осуществляется на разных уровнях, обеспечивает выполнение разных задач. В данном учебном пособии рассматривается управление объектами предприятия. Указаны основные цели и способы управления основными и оборотными фондами. В последующем будет рассмотрено управление кадрами, доходами, налогами, выручкой, инвестициями, затратами. Ввиду того, что управление в качестве важнейшего элемента включает планирование, заключительные главы издания посвящены бизнес-планированию и бюджетированию.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой