Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методики диагностики профессионально важных качеств тренера

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Опросник «Особенности индивидуального стиля деятельности» разработан в 1956 г. профессором Калифорнийского университета Д. Кейрси. Перевод и адаптация методики осуществлены в 1994 г. Овчинниковым, К. В. Павловым, Владимировой (СПбГУ). Опросник содержит четыре биполярные шкалы, отображающие содержание восьми психологических факторов темперамента (в рамках теоретических представлений Юнга и его… Читать ещё >

Методики диагностики профессионально важных качеств тренера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сложно разделить методы диагностики, дающие возможность оценить профессиональную деятельность тренера, и методы диагностики профессионально важных качеств специалиста в области физической культуры и спорта, позволяющие ему быть успешным в этой области. Но, тем не менее, попробуем описать те методы, с помощью которых тренер сможет оценить имеющиеся у него качества и наметить пути их коррекции, если это окажется необходимым.

Как уже говорилось в гл. 10, деятельность тренера многогранна и требует от специалиста проявления способностей разной направленности. Оценить, насколько быстро и успешно тренер сможет или уже смог адаптироваться к требованиям этой деятельности, можно порекомендовать с помощью многоуровневого личностного опросника (МЛО) «Адаптивность», разработанного А. Г. Маклаковым и С. В. Чермяниным в 1993 г. (табл. 18.2).

Таблица 18.2

Методики диагностики профессионально важных качеств тренера.

Измеряемая характеристика.

Методика.

Информация о методиках.

Способность к адаптации.

МЛО «Адаптивность» (Маклаков, Чермянин).

Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Речь, 2001;

URL: http://psylab.info/ (дата обращения: 01.06.2015).

Стиль профессионального мышления.

Опросник «Стили мышления».

Алексеев А. А., Громова Л. А. Поймите меня правильно. СПб.: Экономическая школа, 1993. URL: http://psylab.info/.

(дата обращения: 01.06.2015).

Профессиональный стресс и синдром выгорания.

Опросник «Оценка стрессогенности профессионально трудных ситуаций» (Водопьянова, Старченкова).

Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009.

Методика стратегии преодоления стрессовых ситуаций (SACS) (Хобфолл).

Опросник «Синдром выгорания» (Рукавишников); опросник «Эмоциональное выгорание» (Бойко); опросник «Оценка профессионального выгорания» (MBI) (Маслач, Джексон, в адаптации Водопьяновой).

Измеряемая характеристика.

Методика.

Информация о методиках.

Самоотношенис. Самоактуализация. Самореализация.

МИС (Пантелеев).

Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентации. 2-е изд. — М.: Смысл, 2000;

URL: http://psylab.info/.

(дата обращения: 01.06.2015).

Опросник личностных ориентаций POI (Шостром); адаптированный вариант — «Самоактуализационный тест» (Алешина, Гозман, Загика, Кроз).

Тест смысложизненных ориентаций.

Индивидуальный стиль деятельности.

Опросник «Особенности индивидуального стиля деятельности» (Кейрси).

Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004;

Практикум по психологии здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Питер, 2005;

URL: http://psylab.info/ (дата обращения: 01.06.2015).

Педагогическое общение.

Анкета «Стили педагогического общения» (Акимов, Илькухин).

Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Диагностика стилей педагогического общения // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.

Сложности в общении.

Опросник диагностики эмоциональных барьеров в межличностном общении (Бойко).

Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.; М.; Харьков; Минск, 2001.

Стиль профессионального мышления.

Опросник «Стили мышления» (Брэмсон, Харрисон).

Алексеев А. А., Громова Л. А. Поймите меня правильно. СПб.: Экономическая школа, 1993; URL: http://psylab.info/.

(дата обращения: 01.06.2015).

Опросник «Адаптивность» разработан сотрудниками Ленинградского государственного университета им. А. С Пушкина Маклаковым и Чермяниным в 1993 г. и предназначен для изучения адаптивных возможностей индивида на основе оценки психофизиологических и социально-психологических характеристик. Опросник состоит из 165 вопросов и имеет четыре структурных уровня, что позволяет получить информацию различного объема и характера: типологические характеристики личности, акцентуации характера; дезадаптационные нарушения — преимущественно астенические и психотические реакции и состояния; коммуникативный потенциал и моральная нормативность; личностный адаптационный потенциал. Опросник принят в качестве стандартизированной методики и рекомендуется к использованию для профессионального психологического отбора и психологического сопровождения учебной и профессиональной деятельности. Результаты тестирования по МЛО могут быть интерпретированы от простейших суждений («годен — не годен») до подробной личностной характеристики. Диагностика адаптивности важна, так как даже после успешной первичной адаптации к профессиональной деятельности тренер на своем профессиональном пути еще неоднократно будет сталкиваться с необходимостью использования своих адаптационных возможностей: смена места работы, новые спортивные группы учеников, смена руководства и пр.

В последние годы одним из приоритетных направлений психологических исследований деятельности человека в экстремальных условиях, в том числе в сфере спорта, становится его стрессоустойчивость. Устойчивость к психологическому стрессу — это способность человека противостоять его отрицательному влиянию на успешность деятельности и организованное поведение.

Профессиональный стресс тренера — это напряженное состояние, возникающее при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью. Разновидности профессионального стресса: информационный, эмоциональный и коммуникативный.

Определяя характер реакции тренера на действие стресс-факторов, особенности его поведения в экстремальных условиях спортивных соревнований, можно помочь тренеру сформировать устойчивую систему противостояния неблагоприятным факторам. При возникновении повышенного нервно-психического напряжения рекомендуется пройти диагностику по опроснику для оценки стрессогенности трудных ситуаций на рабочем месте (табл. 18.2).

Опросник «Оценка стрессогенности профессионально трудных ситуаций», разработаннный в начале 2000;х гг. Н. Е. Водопьяновой и Е. А. Старченковой (СПбГУ), состоит из двух частей: анкеты профессионально трудных ситуаций и шкалы оценки профессионально трудных ситуаций.

На первом этапе с помощью анкетирования определяются типичные профессионально трудные ситуации для конкретных профессиональных групп. С помощью содержательного (качественного) и количественного анализа отбираются шесть наиболее типичных ситуаций (в соответствии с классификацией стрессовых ситуаций Лазаруса: ситуации «потери» (времени, личностных ресурсов, материальных средств); ситуации «угрозы потери» (переживания возможных потерь); ситуации «вызова», в которых «компенсация» меньше, чем личный вклад по эмоциональным, интеллектуальным, физическим и другим затратам.

На втором этапе предлагается произвести оценку отобранных типичных профессионально трудных ситуаций по шести шкальным критериям: частоте возникновения, эмоциональной напряженности (дискомфорту), полезности (значимости), неконтролируемое™, продуктивности, неопределенности и динамике развития ситуации (автономность).

В итоге вычисляется общий индекс стрессогенности, характеризующий высокую, среднюю или низкую уязвимость к стрессовым ситуациям на рабочем месте. Такая информация будет полезна тренеру для понимания собственных реакций на стрессовые ситуации и формирования адекватной системы психологической защиты.

Для еще более углубленного понимания своих реакций на стресс тренеру можно предложить выполнить адаптированную Водопьяновой и Старченковой методику стратегии преодоления стрессовых ситуаций, построенную на основе опросника SACS (Strategic Approach То Coping Scalr), разработанного в 1994 г. одним из ведущих в мире специалистов исследования стресса С. Хобфоллом (Кентский государственный университет, США). В отличие от предыдущих моделей, преодолевающее поведение рассматривается как стратегия поведения, а не как тип поведения. Опросник позволяет установить модели преодолевающего поведения: ассертивные действия; вступление в социальный контакт; поиск социальной поддержки; осторожные действия; импульсивные действия; избегание; манипулятивные (непрямые) действия; асоциальные действия; агрессивные действия. На основе данных этой методики тренер может выработать здоровье сберегающие и профессионально эффективные копинг стратегии реагирования в стрессовых ситуациях.

Проблема профессионального выгорания в спорте стала чрезвычайно интересовать профессионалов в связи с оценкой эффективности человеческой деятельности. Напряженность, свойственная спорту, позволяет рассматривать эмоциональную устойчивость как профессиональное качество личности, препятствующее выгоранию. Профессиональное выгорание представляет собой стресс, который негативно сказывается на работоспособности, самочувствии и межличностных отношениях человека. В соответствии с моделью К. Маслач выгорание является ответной реакцией на профессиональные стрессы, состоящей из трех компонентов: эмоционального истощения, деперсонализации и редукции персональных достижений. Для изучения профессионального выгорания созданы разнообразные методики (см. табл. 18.2).

Методика «Оценка профессионального выгорания» (MBI), разработанная в 1986 г. американскими психологами К. Маслач и С. Джексоном, в адаптации Водопьяновой содержит 22 вопроса о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности, по которым вычисляются три шкалы: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений. Диагностируя выгорание, следует учитывать конкретные значения субшкал (факторов), которые имеют возрастные и гендерные особенности. Для разных профессиональных групп разработаны свои варианты теста, при обследовании тренеров рекомендуется выбирать варианты для учителей и педагогов.

Опросник «Синдром выгорания», разработанный А. Рукавишниковым (Ярославский государственный университет) в 2009 г., позволяет оценивать синдром выгорания по субшкалам: психоэмоциональному истощению, личностному отдалению, профессиональной мотивации. В рекомендуемой литературе представлены бланки, ключи и подробно описаны обработка и интерпретация данных (см. табл. 18.2).

Опросник «Эмоциональное выгорание» разработан В. Бойко (Балтийская педагогическая академия) в 1996 г. и предназначен для оценки эмоционального выгорания как профессиональной деформации личности. Профессиональная деформация может возникнуть при воздействии внешних (хронически напряженная эмоциональная деятельность, дестабилизирующая обстановка и т. д.) и внутренних (эмоциональная ригидность, слабая мотивация эмоциональной отдачи и т. д.) факторов. Уровень эмоционального выгорания оценивается по 12 шкалам, которые группируются в соответствии с тремя фазами: тревожное напряжение, резистенция, истощение. Анализ и интерпретация данных проводится в соответствии с предложенным автором ключом.

Для того чтобы противостоять стрессовым факторам и избежать профессионального выгорания, тренер должен иметь такое профессионально важное качество, как устойчивая положительная самооценка. Подтверждение того, что высокая самооценка помогает спортивным тренерам преодолевать профессиональные стрессы и снижать нервно-психическое напряжение, доказано в исследованиях О. О. Волосатых (рис. 18.2).

Графическое отображение корреляционного анализа стрессоустойчивости тренеров (по О. О. Волосатых).

Рис. 18.2. Графическое отображение корреляционного анализа стрессоустойчивости тренеров (по О. О. Волосатых)1.

Для более детального понимания тренером природы своей самооценки, можно рекомендовать воспользоваться методиками оценки самоотношения, самоактуализации, самореализации.

Многомерный опросник исследования самоотношения (методика исследования самоотношения, МИС) создан С. Р. Пантелеевым (Академия Практической психологии Российского психологического общества) в 1989 г. (см. также гл. 15). Методика предназначена для углубленного изучения сферы самосознания личности, включая когнитивные, динамические, интегральные аспекты. Опросник содержит 110 утверждений, распределенных по девяти шкалам. При анализе данных из девяти шкал выделяют три независимых фактора: самоуважение, аутосимпатию, внутреннюю неустроенность.

Особенности внутренней динамики самосознания, структуры и специфики отношения личности к собственному «Я» оказывают регулирую-[1]

щее влияние практически на все аспекты поведения человека, играя важнейшую роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования и разрешения кризисных ситуаций, что очень важно для профессионального и личностного роста тренера, а также для организации различного рода психокоррекционных и психотерапевтических мероприятий.

Основными методами исследования самоактуализации являются: беседа, наблюдение, тест. Развитие проблемы самоактуализации личности в психологии основывается на концепции самоактуализации Маслоу, согласно которой формирование личности представляет непрерывный выход за пределы самого себя, т. е. постоянный поиск новых возможностей в желании реализовать себя.

Опросник личностных ориентаций Э. Шострома позволяет оценить самоактуализацию как многомерную величину. В 1981 — 1984 гг. на кафедре социальной психологии МГУ Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, М. В. Загика и М. В. Кроз предприняли попытку адаптировать этот тест. В процессе работы методика Шострома претерпела существенные изменения, фактически авторами был создан оригинальный психодиагностический инструмент, который получил название «Самоактуализационный тест» (CAT). Методика была опубликована в 1987 г. CAT измеряет самоактуализацию по двум базовым и ряду дополнительных шкал. Такая структура опросника была предложена Шостромом для POI (Personal Orientation Inventory, опросник личностных ориентаций) и сохранена в данном тесте. Базовыми являются шкалы «компетентности во времени» и «поддержки». Методика предназначена для обследования взрослых (старше 15—17 лет), психически здоровых людей и может быть использована как для индивидуального, так и для группового обследования. Интерпретация результатов исследования производится в соответствии с приведенными в методике шкалами CAT. В зависимости от целей использования тест может быть интерпретирован полностью или частично.

Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) представляет собой адаптированный в 1981 г. К. Муздыбаевым (Институт социально-экономических проблем АН СССР, Ленинград) вариант разработанного в 1964 г. теста «Цель в жизни» (Pwpose in life Test, PIL) Дж. Крамбо и Л. Махолика (Индианский университет, США). Тест включает, наряду с общим показателем осмысленности жизни, пять субшкал, отражающих три смысложизненных ориентации и два аспекта локуса контроля:

  • — цели в жизни;
  • — процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни;
  • — результативность жизни или удовлетворенность самореализацией;
  • — локус контроля — Я (Я — хозяин жизни);
  • — локус контроля — жизнь или управляемость жизни.

Тест рекомендуется проводить, начиная с 18 лет. Данная методика количественно измеряет наличие цели жизни и позволяет тем самым диагностировать степень «экзистенциального вакуума», субъективного ощущения утраты смысла, являющегося следствием «экзистенциальной фрустрации», т. е. неудачи в поиске человеком смысла жизни. При анализе результатов, стоит учитывать, что осмысленность жизни личности не является внутренне однородной структурой.

Индивидуальный стиль деятельности — это индивидуальная система приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и обеспечивает достижение успешных результатов деятельности. Индивидуальный стиль деятельности позволяет людям с различными особенностями НС, с разным характером и темпераментом добиваться одинаковой эффективности при выполнении работы разными способами.

Индивидуальный стиль деятельности тренера (учителя физической культуры) характеризует особенности постановки и способы решения профессиональных задач: планирование и проведение тренировок (уроков), подготовка к соревнованиям и др.

Опросник «Особенности индивидуального стиля деятельности» разработан в 1956 г. профессором Калифорнийского университета Д. Кейрси. Перевод и адаптация методики осуществлены в 1994 г. Овчинниковым, К. В. Павловым, Владимировой (СПбГУ). Опросник содержит четыре биполярные шкалы, отображающие содержание восьми психологических факторов темперамента (в рамках теоретических представлений Юнга и его последователей). К этим факторам (шкалам) относятся: экстраверсия — интроверсия; сенсорика — интуиция; логичность — чувствование; решение — восприятие; планирование — импульсивность. После определения особенностей темперамента, в соответствии с описанием шкал, осуществляется прогнозирование индивидуального стиля деятельности тренера. Авторы подробно описывают, какой стиль деятельности и какие особенности взаимоотношений характерны для людей с разными показателями по шкалам.

Авторы методики просят учесть, что экспресс-диагностика типа темперамента и функционального портрета с помощью опросника является предварительной. Окончательное заключение выдается в случае совпадения результатов при повторном обследовании через полгода. Основное диагностическое значение имеет принадлежность человека к одному из четырех типов темперамента; функциональный портрет служит дополнительной характеристикой. Словесные обозначения портретов условны и диагностического значения не имеют.

Для эффективности организации педагогического процесса тренеру необходимо уметь оценивать особенности своего профессионального общения. Умение общаться — одновременно и естественное качество всякого человека, данное от природы, и непростое искусство, предполагающее постоянное совершенствование. Существует множество методик для оценки особенностей общения (см. табл. 18.2).

Поскольку тренерская деятельность — это педагогическая деятельность, то мы предлагаем один из опросников, оценивающих стили именно педагогического общения. Анкета «Стили педагогического общения» разработана в 1994 г. М. Н. Акимовой и А. А. Илькухиным (Самарский государственный университет) и позволяет диагностировать, какие модели общения сформировались у педагога: дикторская, неконтактная, дифференцированного внимания, гипорефлексивная, гиперрефлексивная, негибкого реагирования, авторитарная, активного взаимодействия. Анализ результатов осуществляется с помощью количественного подсчета данных и отнесения стиля общения педагога к одному из предложенных. Несмотря на простоту теста, полученные результаты достаточно точно отражают сформировавшийся стиль общения.

Опросник диагностики эмоциональных барьеров в межличностном общении, разработанный в 1996 г. Бойко, предназначен для выявления трудностей в общении с целью их устранения. Причинами возникновения сложностей в общении могут являться такие факторы, как неумение управлять эмоциями, неадекватное проявление эмоций, неразвитость эмоций, доминирование негативных эмоций, нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе. Данная методика дает возможность быстро (25 вопросов) оценить свои барьеры в общении, а простота подсчета результатов позволяет тренеру осуществлять диагностику самостоятельно. В компьютерных версиях методика публикуется под названием «Диагностики помех в установлении эмоциональных контактов».

В своей профессиональной деятельности спортивный тренер постоянно сталкивается с различными трудностями: с ситуациями выбора (какую методику подготовки выбрать, какую тактику применять, кого заявить на соревнования и г. д.); ситуациями, требующими быстрого принятия решения (стимулирование спортсмена во время соревнований, реагирование на ход соревнований, оперативные подсказки и т. д.); ситуациями межличностных конфликтов и их разрешения. Для того чтобы быстро и грамотно реагировать в таких ситуациях, тренер должен иметь представление об эффективной работе собственного интеллекта, в частности — стиля мышления. Стиль мышления — это открытая система интеллектуальных стратегий, приемов, навыков и операций, к которой личность предрасположена в силу своих индивидуальных особенностей.

Опросник «Стили мышления» представляет собой русскоязычную адаптированную версию известного опросника InQ (от англ. Intellectual Quotient — интелеллектуальный коэффициент), разработанного американскими психологами Р. Брэмсоном и А. Харрисоном в 1984 г. Перевод и адаптация выполнены санкт-петербургским специалистом А. А. Алексеевым в 1993 г. Опросник предназначен для лиц старше 18 лет. При обследовании определяются: предпочитаемый способ мышления (синтетический, идеалистический, прагматический, аналитический, реалистический), а также манера задавать вопросы и принимать решения. Индивидуальный стиль мышления влияет на способы решения проблем, поведение и личностные особенности человека. У большинства людей смешанные варианты стилей мышления с преобладанием в той или иной степени какого-либо одного (или двух).

Все перечисленные выше методики тренер может выполнить самостоятельно и сделать для себя какие-то выводы, построить программу самосовершенствования и развития профессионально важных качеств на будущее. Но хотелось бы рекомендовать тренерам проводить диагностику в сотрудничестве со спортивным психологом, что повысит шансы правильного восприятия и осмысления полученных результатов. Психолог, имея большой опыт работы с данными методиками, поможет увязать личностные особенности тренера, условия деятельности, преследуемые цели и другие факторы для планирования успешной профессиональной карьеры.

  • [1] См.: Волосатых О. О. Влияние стрессоустойчивости и волевого контроля тренерана личностные качества спортсмена // Теория и практика физической культуры. 2006. № 11.С. 17−19.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой