Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Интернет. 
Социология массовой коммуникации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

XIX — начале XX века. Её смысл заключался в том, что периодическая печать утратила элитарный характер, характерный для более раннего этапа развития, и стала доступной для массовой аудитории. Это было связано не только с коммерциализацией прессы, но также и с демократизацией политических институтов, расширением избирательных прав, повышением грамотности населения. В странах, где сформировались… Читать ещё >

Интернет. Социология массовой коммуникации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Появление интернета означает выход системы массовых коммуникаций на принципиально новый этап. Традиционные электронные СМИ (телевидение, радио) подразумевали однонаправленный характер коммуникации. Интернет делает коммуникацию двусторонней. Его аудитория самым активным образом участвует в информационном обмене, впервые получив возможность свободного выбора и поиска информации (а также её продуцирования и распространения). Интернет создаёт новую информационную среду, его влияние затрагивает и традиционные СМИ, во многом меняя характер их деятельности. Возникает новая область деятельности — сетевая журналистика. Кроме того, любой более или менее квалифицированный пользователь интернета имеет возможность создать собственное «маленькое СМИ».

Интернет зародился в недрах военного ведомства США. Сеть была создана в 1969 году и называлась ARPA — от Advanced Research Projects Agency — Агентство передовых исследований Пентагона. Она соединяла 500 компьютеров, находившихся в военных лабораториях и исследовательских центрах ряда американских университетов. К 1987 году сеть расширилась до 28 000 университетских компьютеров. В начале 90-х был разработан такой важный элемент интернета как World Wide Web (www) — «Всемирная паутина». Через сеть можно «скачивать» документы и программы, она служит основным интерфейсом для деловых операций, объём которых постоянно возрастает.

«Интернет, задуманный как новая технология передачи информации, быстро трансформировался в принципиально новое явление (как это произошло в своё время с „беспроволочным телеграфом“ — радио). Начавшееся в 1990;е годы взрывообразное развитие „мировой паутины“ — глобальной сети компьютеров, связанных между собой посредством новейших коммуникационных технологий — привело к тому, что уже к середине 1990;х миллионы людей получили доступ к невообразимо обширным сетевым информационным ресурсам. С середины 1990;х годов в глобальной компьютерной сети утверждается и русскоязычное Интернет-сообщество. К началу 2000 г. доступ к Сети имели около 200 млн чел. по всему миру»[1].

Ещё в начале 90-х годов доступ к сети имел довольно ограниченный круг пользователей — учёные, специалисты, государственные чиновники, бизнесмены. Однако уже спустя десятилетие количество пользователей интернета исчислялось миллионами. Если говорить о России, то, по данным Фонда «Общественное мнение», весной 2008 года в России насчитывалось 32,7 млн пользователей интернета. Это — 27% всего населения России[2].

Интернет «перетянул» часть аудитории газет и телевидения. Как показывают соответствующие исследования, люди, регулярно пользующиеся интернетом, фактически не смотрят телевизор. Есть и другая любопытная тенденция — совмещённое использование телевидения и интернета. Так, О. Г. Филатова отмечает:

«Статистика свидетельствует, что на Западе активно развивается интерактивное телевидение, которое уже перегнало спутниковое телевидение — более 20 млн семей участвуют в интерактивных шоу, влияют на ход событий в сериалах, разворачивающихся в прямом эфире, а также совершают покупки прямо с экранов телевизоров…

Отчёт, опубликованный исследовательской компанией Dataquest, показывает, что число тех, кто смотрит телевизор и одновременно бродит в сети, выросло с 27 млн в 2001 г. до 48 млн в 2002. Автор отчёта — аналитик Суджата Рамнараян — утверждает, что у большинства этих «тепевеберов» (82%) телевизор служит «фоном» при работе. Другие «телевеберы» используют Интернет для поиска дополнительной информации по темам новостей, а также для общения с другими зрителями и участия в онлайновых опросах во время трансляции телешоу"[3].

Радио оказалось менее затронутым «миграцией» слушателей в Интернет, чем телевидение. Причиной этого является характер радио как дополнительного СМИ, которое слушают в основном в дороге или на отдыхе, т. е. вне дома. Однако радио сегодня также можно слушать в интернете.

Среди пользователей интернета пока преобладают молодые, образованные, достаточно обеспеченные люди. Однако наблюдается тенденция роста и расширения аудитории интернета. В частности, растёт его популярность среди пожилых людей и — по мере удешевления — среди малообеспеченных слоев населения (по крайней мере, в развитых странах).

За короткий срок в сети возникло множество сетевых СМИ, доступных любому пользователю, например новостные сайты или сетевые журналы. Традиционные СМИ вынуждены, были осваивать новую информационную среду. Сегодня практически все традиционные СМИ имеют сетевые варианты. Сетевые СМИ, как правило, имеют форумы, где пользователи могут выказывать своё отношение к опубликованным материалам и вести дискуссии как между собой, так и с авторами публикаций. Эта интерактивность — принципиально новая черта интернет-СМИ.

Интернет — не только среда распространения информации, это среда свободной коммуникации, создания новых сообществ, нередко поверх государственных границ. Это новое глобальное пространство общения, которое отчасти подменяет или служит дополнением к общению «в реальном пространстве». Такие феномены, как блоги, форумы, социальные сети, позволяют говорить о возникновении новой среды общения, меняющей характер социальных связей. Виртуализация человеческих отношений — специфически новая социально-психологическая проблема, порождённая интернетом. Среди обитателей сети формируются собственные иерархии, складываются своя виртуальная групповая культура, свой специфический язык. Высказываются даже опасения, что виртуальное общение подорвёт традиционные языковые нормы.

Развитие интернета создаёт новые возможности и вызовы для бизнеса, определяет необходимость выработки новых маркетинговых стратегий. Интернет — новый и весьма динамичный рынок рекламы, породивший новые стратегии экономического поведения. Всё больше людей совершают разнообразные покупки, оплачивают счёта, ищут и находят работу с помощью интернета.

Политические отношения также получают новый стимул для развития в сторону большей открытости государства по отношению к гражданскому обществу. Создание собственных сайтов как государственными структурами, так и отдельными политическими деятелями позволяет напрямую общаться с людьми, оперативно реагировать на их запросы, предоставлять необходимую информацию, минуя иных информационных посредников. Таким образом, интернет может способствовать укреплению демократии.

С другой стороны, компьютерные технологии, и интернет в том числе, вызывают озабоченность общественности в связи с растущими возможностями контроля и отслеживания личной информации о гражданах со стороны не только государственных структур соответствующего типа, но и коммерческих организаций, а также преступных группировок. Кибер-преступность — новая реальность информационной эпохи, и примером этой преступности можно считать кражу с последующим корыстным использованием личной информации о гражданах.

Ряд исследователей отмечают, что современные общества пережили четыре «коммуникационные революции»[4].

Первая коммуникационная революция происходит в конце.

XIX — начале XX века. Её смысл заключался в том, что периодическая печать утратила элитарный характер, характерный для более раннего этапа развития, и стала доступной для массовой аудитории. Это было связано не только с коммерциализацией прессы, но также и с демократизацией политических институтов, расширением избирательных прав, повышением грамотности населения. В странах, где сформировались диктаторские режимы, широкое распространение прессы было связано не с коммерциализацией, а с потребностями правящих кругов в эффективном механизме пропаганды.

Вторая коммуникационная революция была вызвана появлением радио. Развитие радиовещания в первой половине.

XX века означало возникновение нового и весьма эффективного средства воздействия на массовую аудиторию.

Третья коммуникационная революция была связана с развитием и распространением телевидения, самого массового и влиятельного СМИ XX века, коренным образом повлиявшего на культуру и повседневную жизнь современного общества.

Четвёртая коммуникационная революция происходит на наших глазах — в последней четверти XX — начале XXI века. Её содержанием являются развитие спутникового и кабельного телевидения, а также совершенствование информационных технологий, породившее «информационный взрыв» и приведшее к формированию «информационного общества», главным ресурсом которого является именно информация. В этот период происходит масштабное внедрение цифровых технологий в деятельность средств массовой информации (так называемая дигитализация).

Каждая из коммуникационных революций существенным образом меняла условия существования человека. Изменения в системе массовой коммуникации неизбежно затрагивали и другие социальные институты.

Средства массовой коммуникации давно превратились в структурный элемент современного общества, что и обусловило необходимость социологического изучения этого феномена.

Вопросы[5][6][7][8][9][10][11]

  • [1] Беспалова А. Г., Корнилов Е. А., Коровенский А. П., Лувинский Ю. В., Станько А. И. История мировой журналистики. — М.-Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. — Электроннаяпубликация — http://www.evartist.narod.ru/text8/53.htm
  • [2] http://bd.fom.nj/report/map/bntergum08/intemet/intemet0802/int0802
  • [3] Фшютова О. Г. Интернет как масс-медиа // Актуальные проблемы теории коммуникации. — СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004.С. 240.
  • [4] См., например: Беспалова А. Г., Корнилов Е. А., Короченский А. П., Лучинский Ю. В., Станько А. И. История мировой журналистики. — М.-Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003.
  • [5] Охарактеризуйте сущность и типы коммуникации.
  • [6] Что такое массовая коммуникация? Какие факторы привелик её появлению?
  • [7] Какие функции выполняют институты массовой коммуникации в современном обществе?
  • [8] Охарактеризуйте основные этапы развития средств массовой коммуникации.
  • [9] Какие факторы воздействовали на развитие средств массовой коммуникации в XIX—XX вв.еках?
  • [10] Какие социальные и культурные последствия породило распространение телевидения?
  • [11] В чём специфика интернета как средства массовой коммуникации?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой