Взаимосвязи национальной, организационной и личностной культуры
Как было показано в предыдущем параграфе, разные типы культуры находятся в отношениях взаимного влияния, причем на организационную культуру, как показывают исследования, в наибольшей степени влияет национальная культура. Так, в исследованиях Г. Хофстеде2 показано, что на организационные отношения и организационное поведение (в которых проявляется организационная культура) влияют различия… Читать ещё >
Взаимосвязи национальной, организационной и личностной культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Как было показано в предыдущем параграфе, разные типы культуры находятся в отношениях взаимного влияния, причем на организационную культуру, как показывают исследования, в наибольшей степени влияет национальная культура.
Так, в исследованиях Г. Хофстеде2 показано, что на организационные отношения и организационное поведение (в которых проявляется организационная культура) влияют различия национальных культур, но ряду измерений (табл. 5.6).
Таблица 5.6
Влияние различий национальных культур на организационные отношения и организационное поведение
Измерения национальной культуры. | Характеристики организационных отношений и организационного поведения в зависимости от полюса измерения культуры. | |
Дистанция власти. | Малая Иерархия означает неравенство ролей, основанное на полезности и необходимости; подчиненные ожидают консультаций со стороны руководства; идеальный руководитель — изобретательный демократ. | Большая Иерархия означает существующее неравенство; подчиненные рассчитывают на то, что им скажут, что нужно делать; идеальный руководитель — благосклонный автократ («хороший отец»). |
- 1 Подробнее см.: Коломиец Н. О. Акмеологические условия и факторы развития организационной культуры госслужащего. М., 2001.
- 2 См.: Hofstede G. Masculinity and femininity: The taboo dimension of national cultures. Thousand Oaks; Sage Publications, 1998; Idem. Culture’s consequences: Comparing values, behaviors, institutions and organizations across nations. Thousand Oaks; Sage Publications, 2001; Hofstede G.J., Pedersen P., Hofstede G. Exploring culture: Exercises, stories and synthetic cultures. Intercultural Press, 2002; Hofstede G., Hofstede G.J., Minkov M. Cultures and organizations: Software of the mind. McGraw-Hill, 2010.
Измерения национальной культуры. | Характеристики организационных отношений и организационного поведения в зависимости от полюса измерения культуры. | |
Коллективизм — индивидуализм. | Коллективизм Ценностные стандарты различаются внутри групп и вне их (сепаратизм); другие люди оцениваются как члены их группы; более важны взаимоотношения между людьми, чем задачи; отношения между работодателем и наемным работником строятся на моральной основе. | Индивидуализм Одни и те же ценности применимы ко всем (универсализм); другие люди оцениваются как потенциальные ресурсы; более важны задачи, чем взаимоотношения; отношения между работодателем и наемным работником строятся на основе расчета. |
Фемининность — маскулинность. | Маску линност ь Излишняя самоуверенность высоко ценится; сотрудники согласны работать только за более высокие ставки оплаты труда; фокус на карьерный рост; решительность. | Фемининность Излишняя самоуверенность осмеивается; сотрудники согласны работать за более низкие ставки оплаты труда; фокус на качество жизни; интуиция. |
Избегание неопределенности. | Низкое Неприятие правил (писаных или неписаных); низкий уровень формализации и стандартизации; терпимость к людям с отклоняющимся поведением и идеями. | Высокое Эмоциональная потребность в правилах (писаных или неписаных); высокий уровень формализации и стандартизации; нетерпимость к людям с отклоняющимся поведением и идеями. |
В то же время национальная культура влияет на личностную культуру, которая, в свою очередь, определяет особенности организационного поведения человека, формирует его культуру как члена организации и субъекта профессиональной деятельности. В целом национальная, организационная и личностная культура находятся в сложной взаимосвязи (см. рис. 5.5).
Следует отметить, что члены организации, обладающие высоким социальным и психологическим статусом, демонстрируя своим поведением определенные культурные ценности и нормы, оказывают значительное влияние на субкультуры организации, культуру отдельных ее членов и организационную культуру в целом.