План финансово-хозяйственной деятельности: инструмент управления учреждением
В случае достижения экономии средств, образовавшейся в результате осуществления деятельности учреждения, указанные средства могут быть перераспределены в зависимости от потребности учреждения на иные выплаты, в том числе на выплаты премий работникам учреждения, но с обязательным уточнением плана. При этом перераспределение средств не должно влиять на выполнение показателей объема и качества… Читать ещё >
План финансово-хозяйственной деятельности: инструмент управления учреждением (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
План финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (далее — План) является управленческим документом, содержащим планируемые показатели по доходам и расходам и формируемым с учетом норм, требований, предписаний, касающихся деятельности бюджетного учреждения. Общие требования к порядку составления и утверждения Плана сформулированы в приказе Минфина России от 28.07.2010 № 81 н и направлены на формирование единообразия и упорядочение правового регулирования. План составляется и утверждается в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, в соответствии с требованиями, установленными приказом Минфина России.
При составлении и утверждении Плана каждый участник процесса реализует свои полномочия, перечень которых приведен в табл. 3.1.
Таблица 3.1
Полномочия участников, но составлению и утверждению Плана
Участники процедуры. | Полномочия участников, но составлению и утверждению Плана. | |
бюджетное учреждение. | автономное учреждение. | |
Учреждение. | Подготовка проекта Плана. | |
Учредитель. | Учредитель доводит сведения о субсидиях: | |
в течение одного месяца со дня публикации закона о соответствующем бюджете на следующий финансовый год и плановый период. | до начала следующего финансового года. | |
Утверждение Плана[1] | ||
Наблюдательный совет. | Орган «Наблюдательный совет» нормативными документами функционирования бюджетного учреждения не предусмотрен. | Наблюдательный совет рассматривает проект Плана и дает заключение, копия которого направляется учредителю. |
Руководитель учреждения. | По согласованию с учредителем руководителю учреждения может быть передана функция по утверждению Плана. | Утверждение Плана. |
План в общем виде представляет информацию:
- — о показателях финансового состояния учреждения;
- — доходах учреждения из источников бюджета бюджетной системы (субсидий на выполнение государственного задания, субсидии на цели осуществления капитальных вложений и субсидий на иные цели);
- — доходах учреждения из источников по иной приносящей доход деятельности (собственных доходах);
- — об общих расходах, финансируемых из всех источников.
План состоит из трех разделов, характеристика которых приведена ниже:
- 1) заголовочный раздел — в нем указываются гриф утверждения документа, содержащий наименование должности, подпись и расшифровка лица, уполномоченного утверждать План, дата утверждения; наименование документа; дата составления документа; наименование учреждения; наименование органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя; адрес фактического местонахождения, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и значение кода причины постановки на учет (КПП) учреждения; финансовый год (финансовый год и плановый период), на который представлены содержащиеся в документе сведения; наименование единиц измерения показателей;
- 2) содержательный раздел, включающий в себя текстовую и табличные части;
- 3) оформляющий раздел — содержит подписи должностных лиц, ответственных за сведения, включенные в План.
Остановимся более подробно на содержательном разделе.
В текстовой (описательной) части содержательного раздела указываются:
- — цели деятельности учреждения (подразделения) в соответствии с законами, иными нормативными правовыми (муниципальными) актами и уставом учреждения;
- — виды деятельности учреждения, относящиеся к его основным видам деятельности в соответствии с уставом;
- — перечень услуг (работ), относящихся в соответствии с уставом к основным видам деятельности учреждения, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется за плату;
- — общая балансовая стоимость недвижимого государственного (муниципального) имущества на дату составления Плана (в разрезе стоимости имущества, закрепленного собственником имущества за учреждением на праве оперативного управления; приобретенного учреждением за счет выделенных собственником имущества учреждения средств; приобретенного учреждением за счет доходов, полученных от иной приносящей доход деятельности;
- — общая балансовая стоимость движимого государственного (муниципального) имущества на дату составления Плана, в том числе балансовая стоимость особо ценного движимого имущества;
- — иная информация по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.
Табличная часть представляет собой совокупность таблиц, отражающих данные по:
— показателям нефинансовых и финансовых активов, обязательств на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления Плана (в табл. 3.2 приведены условные значения);
Таблица 3.2
Показатели финансового состояния учреждения
Наименование показателя. | Сумма, тыс. руб. |
Нефинансовые активы, всего. | 46 517,3. |
Из них: недвижимое имущество, всего. | 9432,7. |
В том числе: остаточная стоимость. | 5112,7. |
особо ценное движимое имущество, всего. | 4411,5. |
В том числе: остаточная стоимость. | 2814,1. |
Финансовые активы, всего. | 215,8. |
Из них: дебиторская задолженность по доходам. | 13,5. |
дебиторская задолженность по расходам. | 165,4. |
Обязательства, всего. | 514,0. |
Из них: просроченная кредиторская задолженность. | 1,6. |
— плановым показателям поступлений и выплат учреждения (табл. 3.3).
Планируемые финансовые показатели указываются в рублях с точностью до двух знаков после запятой для последующей сверки планируемых и фактических показателей по итогам финансового года или иного планового периода.
Объемы выплат, связанных с выполнением государственного (муниципального) задания, в пределах общего объема субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания могут рассчитываться и отражаться в Плане финансово-хозяйственной деятельности с превышением нормативных затрат: выплаты могут не соответствовать объему и назначениям нормативных затрат, учтенных при расчете субсидии.
Таблица 3.3
Показатели по поступлениям и выплатам учреждения
Наименование показателя. | Всего, руб/коп. | В том числе, руб/коп. | |
по лицевым счетам, открытым в органах, осуществляющих ведение лицевых счетов учреждений. | по счетам, открытым в кредитных организациях. | ||
Остаток средств[2] | 700 000,00. | 700 000.00. | |
Поступления, всего. | 63 438 500,00. | 63 438 500,00. | ; |
В том числе: субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. | 47 824 200,00. | 47 824 200,00. | |
целевые субсидии. | 3 114 300,00. | 3 114 300,00. | ; |
бюджетные инвестиции. | ; | ||
поступления от оказания учреждением услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения к его основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе. | |||
поступления от иной приносящей доход деятельности. | 12 500 000,00. | 12 500 000,00. | |
Выплаты, всего. | 64 138 500,00. | 64 138 500,00. | |
В том числе: оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда. | 40 387 300,00. | 40 387 300,00. | |
услуги связи. | 379 400,00. | 379 400,00. | |
транспортные услуги. | 815 400,00. | 815 400,00. | |
коммунальные услуги. | 2 711 000,00. | 2 711 000,00. | ; |
арендная плата за пользование имуществом. | |||
услуги по содержанию имущества. | 14 255 400,00. | 14 255 400,00. | ; |
прочие услуги. | 446 700,00. | 446 700,00. | ; |
пособия по социальной помощи населению. | ; | ; | ; |
приобретение основных средств. | 3 716 700,00. | 3 716 700,00. | ; |
приобретение нематериальных активов. | |||
приобретение материальных запасов. | 1 184 700,00. | 1 184 700,00. | |
приобретение ценных бумаг (для государственных (муниципальных) автономных учреждений, а также государственных (муниципальных) бюджетных учреждений в случаях, установленных федеральными законами. | |||
прочие расходы. | 241 900,00. | 241 900,00. | ; |
иные выплаты, не запрещенные законодательством Российской Федерации. | ; | ; | ; |
Остаток средств[3] | |||
Справочно: | |||
Объем публичных обязательств, всего. | |||
Средства во временном распоряжении, всего. |
В случае достижения экономии средств, образовавшейся в результате осуществления деятельности учреждения, указанные средства могут быть перераспределены в зависимости от потребности учреждения на иные выплаты, в том числе на выплаты премий работникам учреждения, но с обязательным уточнением плана. При этом перераспределение средств не должно влиять на выполнение показателей объема и качества государственных услуг, утвержденных в государственном задании.
Плановые показатели по выплатам формируются бюджетным учреждением обязательно с применением кодов операций сектора государственного управления (КОСГУ). Несмотря на подробное изложение различных показателей в Плане, учреждение самостоятельно определяет направление расходования средств, за исключением субсидий на иные цели, и представляет свои предложения учредителю.
Общая сумма расходов бюджетного учреждения на закупки товаров, работ, услуг, отраженная в Плане финансово-хозяйственной деятельности, подлежит детализации в плане закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, формируемом в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе.
При предоставлении учреждению субсидии на иные цели учреждение составляет и представляет органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя, Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению по форме 501 016.
При составлении Сведений по вышеприведенной форме учреждением указываются в графах следующие данные:
- — графа 1 — наименование целевой субсидии с указанием цели, на осуществление которой предоставляется целевая субсидия;
- — графа 2 — аналитический код, присвоенный органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, для учета операций с целевой субсидией;
- — графа 3 — КОСГУ исходя из экономического содержания планируемых поступлений и выплат;
- — графы 4, 5 — неиспользованные на начало текущего финансового года остатки целевых субсидий, на суммы которых подтверждена в установленном порядке потребность в направлении их на те же цели (графа 4 — код субсидии, графа 5 — суммы разрешенного к использованию остатка);
- — графы 6, 7 — суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет, на которые подтверждена в установленном порядке потребность в направлении их на цели, которые были определены в предыдущем году;
- — графа 8 — сумма планируемых на текущий финансовый год поступлений целевых субсидий;
- — графа 9 — сумма планируемых на текущий финансовый год выплат, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии.
Формирование объемов планируемых выплат, указанных в Сведениях, осуществляется в соответствии с нормативным (муниципальным) правовым актом, устанавливающим порядок предоставления целевой субсидии из соответствующего бюджета.
В случае если учреждению предоставляется несколько целевых субсидий, показатели Сведений формируются по каждой целевой субсидии отдельно.
Расширение самостоятельности учреждения влечет за собой увеличение ответственности учреждения; составление Отчета об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности является не только обеспечением публичности и открытости информации о деятельности учреждения, но и инструментом контроля.
Действующим законодательством не утверждены правила по опубликованию выполнения Плана, однако приказом Минфина России от 30.09.2010 № 114н утверждены общие требования к порядку составления и утверждения Отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного имущества (рассматривается в параграфе 10.3 настоящего учебника).
Регистры бухгалтерского учета учреждения, в которых систематизируется полная и достоверная информация о фактическом наличии имущества, его использовании, о принятых учреждением обязательствам, полученных по результатам деятельности финансовых результатах, являются основой составления отчета об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности. Сопоставлением планируемых и фактических данных оценивается, насколько план выполнен, и если отдельные из поставленных целей не достигнуты, то выявляются причины, повлиявшие на невыполнение плановых показателей.
- [1] Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе в установленном им порядке предоставить право утверждать План (План с учетом изменений) руководителю государственного (муниципального) бюджетного учреждения.
- [2] Указывается планируемый остаток средств на начало планируемого года.
- [3] Указывается планируемый остаток средств на конец планируемого года.