Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Study: анализ развития креативности в юношеском возрасте

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

И. К.: «В детстве я сочиняла музыку, пела и аккомпанировала себе, абсолютно везде, не стесняясь. Когда у меня еще не было музыкальных инструментов, но желание бушевало уже вовсю, я закрывалась в ванной комнате, ставила стульчик и в абсолютной темноте пела на весь дом, играя на ванне. Даже находясь в квартире одной, мне никогда не было скучно. В подростковом возрасте мои стремления также были… Читать ещё >

Study: анализ развития креативности в юношеском возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Креативность и становление творческой личноститонкие и сложные для анализа темы, их изучение требует применения столь же тонких методов. На использовании качественных методов — интервью и автобиографических сочинений — было основано исследование развития креативности и профессионального самоопределения, проведенное в 2005;2006 гг. в одном из московских творческих вузов.

Креативность как не только когнитивная или личностная характеристика человека, но развивающаяся в течение человеческой жизни активность требует исследования вопроса, каким образом детский и юношеский опыт связан с формированием креативности.

Для развития креативности выделяют два сенситивных периода (сенситивными называют периоды особой чувствительности к определенного рода воздействиям). Первый из них — этап дошкольного детства — от трех до пяти лет. В это время у ребенка формируется креативность как способ мировосприятия, она еще недифференцированная, в ней нет направленности на какой-то определенный вид деятельности. Это некая «первичная» креативность — общая творческая направленность.

Как свидетельствуют воспоминания наших респондентов, в подавляющем большинстве случаев выбор профессии У будущих музыкантов происходит довольно рано. С дошкольного или младшего школьного возраста у ребят формируется устойчивое стремление к занятиям, связанным с музыкой, и такого рода занятия — инструментальное и вокальное исполнительство, сочинение музыки, танцы, посещение спектаклей, участие в семейных вечерах и школьных концертах — становятся предпочитаемым времяпрепровождением и закладывают основу будущего профессионального выбора.

И. К.: «В детстве я сочиняла музыку, пела и аккомпанировала себе, абсолютно везде, не стесняясь. Когда у меня еще не было музыкальных инструментов, но желание бушевало уже вовсю, я закрывалась в ванной комнате, ставила стульчик и в абсолютной темноте пела на весь дом, играя на ванне. Даже находясь в квартире одной, мне никогда не было скучно. В подростковом возрасте мои стремления также были связаны с любимым занятием — музыкой, как, впрочем, и по сей день, — ничего другого для себя и не представляю» .

О.: «В четыре года я начал заниматься музыкой. Сам маму уговорил отдать меня на скрипку. Мама часто водила меня на концерты классической музыки, да и сам я с 6−7 лет уже играл в музыкальной школе. У нас дома было пианино, потому что и папа, и мама были музыкантами. Я закончил два раза музыкальную школу (по скрипке и по кларнету)… Я с самого детства хотел быть музыкантом» .

Однако при такой общей посылке — раннего выбора профессионального пути — в детских воспоминаниях выделяются и различные черты, позволяющие описать разные «узловые точки» профессионального самоопределения. В качестве факторов, значимых для формирования творческой личности, рассматриваются влияние семьи и обстоятельств. В число этих факторов включаются порядок рождения, ранняя потеря родителей, маргинальность и наличие наставников и ролевых моделей. Другие переменные относятся к опыту индивида в начальной, средней и высшей школе.

Так, многие, хотя и далеко не все, наши респонденты могут описать «первую встречу» с музыкой, яркие впечатления от которой часто оказываются определяющими их дальнейшую жизнь.

А. И.: «Именно с этим зданием (описывается клуб в маленьком городке) связаны мои первые воспоминания о живом концерте. Однажды к нам приехал цыганский коллектив — это меня восхитило: роза алая в волосах, длинные летящие, играющие юбки, бубны, красивые и голосистые девушки… В общем, это было яркое и красочное пятно в моем сознании, да и до сих пор есть» .

Е. М: «Дело было зимой: в нашем клубе проходил большой концерт. Приезжали артисты, звезды эстрады. Мои родители привели меня на этот концерт впервые. Я хорошо помню свои ощущения: мне было очень радостно и весело. Я сидела на коленях у своей тети, и вдруг мне захотелось встать. Тетя меня удерживала, но я все равно вырвалась и пошла уверенным шагом на сцену. По ступенькам я поднялась на сцену и стала танцевать вместе с артистом Александром Барыкиным. Танцуя на сцене, я чувствовала себя свободно и уверенно. Вспоминая этот момент из моей жизни — теперь я понимаю, что моя жизнь обречена быть на сцене» .

По всей видимости, описанные выше примеры могут быть объединены понятием импрессинга.

В связи с успехами в этологии в XX в. стало выясняться огромное значение для развития личности ранних впечатлений: сначала на животных, потом на младенцах и детях выяснилось, что младенческие и детские, подростковые впечатления определяют не только уровень впоследствии достигаемого интеллекта, но и эмоциональную сущность индивида, его ценностные критерии, причем строго стадийно и нередко необратимо. Речь идет о характерном для человека явлении, которое связано с наличием очень четких необратимых стадий формирования стремлений, предпочтений и влечений, и означает, что у человека уже в младенчестве, детстве формируются и фиксируются, зачастую пожизненно, те ценностные критерии и подсознательные решения, которыми он будет руководствоваться, несмотря ни на что.

Так, Софья Ковалевская очень рано проявила блестящие способности к математике, кроме прочего, может быть, и потому, что стены ее детской вместо обоев были оклеены листами из дипломных работ, испещренных математическими формулами, и малышка, засыпая и просыпаясь, подолгу разглядывала эти «письмена» .

Для разных людей импрессингами могут служить разные явления. Как указывает В. П. Эфроимсон, «при всей неизученности и иногда загадочности явления, каковы бы ни были причинно-следственные отношения, вероятно, нет ни одного случая мощнейшего проявления интеллектуальной активности (гениальности) без реализованной стимулирующей системы импрессингов, запускающей «цепную реакцию» «.

Импрессинг иногда пожизненно, но всегда на очень долгий срок определяет многие мотивы деятельности человека, его цели, его ценностную шкалу. Два примера из книги американской исследовательницы Д. Джослин.

Когда у одного мальчика пропала собака и он стал горевать по ней, родители достали ему другого щенка и сказали, что, конечно, пропавший пес незаменим и горе понятно. Но новый щенок все-таки тоже может доставить свои радости — его надо только полюбить, что мальчик и сделал.

Когда у Дженни пропал щенок, к которому она была очень привязана, родители сказали ей, что горевать не надо. Они ей достанут другого щенка. Родители несколько удивились позднее, заметив, что Дженни вовсе не беспокоится из-за того, что ее щенок бегает среди мчащихся машин. На вопрос, почему она так безразлична, Дженни ответила: «Но ведь всегда можно достать другого щепка!». Описывая оба случая, психолог замечает: «Может быть, Дженни когда-нибудь скажет, что всегда можно найти другого мужа» .

Можно ли проследить подобные пожизненно действующие впечатления детства или юности в жизни других людей? Как показывают приведенные примеры детских воспоминаний, это, несомненно, так.

Хотя в течение длительного времени существовало мнение о том, что креативность — свойство, дающееся от рождения, безусловно, что межличностные контакты вносят значительный вклад в ее формирование. Варианты внешних оценок, таких как поощрение, уважение и восхищение творчеством, могут сыграть существенную роль в актуализации способностей индивида. Так, многие наши респонденты вспоминают, с каким удовольствием они выступали в детстве перед родными, на школьных концертах.

И. З.: «Вся семья наблюдала за моими концертами — я пародировала певцов, танцевала с расческой в руке вместо микрофона, меняла костюмы. I к) отчетливей всего я помню лица моих родных, наблюдавших за всем этим действом. Они были счастливы, полны любовью…» .

Рассмотрим значение для личностного развития и актуализации творческого потенциала ребенка трех видов социальных отношений, в которые так или иначе каждый ребенок вступает: отношения с родителями, с учителями, со сверстниками.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой