Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Источники предпринимательского права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С 1 сентября 2014 г. в ГК РФ закреплено расширенное толкование понятия «обычай» (без указания специфической сферы его применения), пришедшего на место обычая делового оборота в качестве источника права (п. 1 ст. 5). Данное изменение касается случаев, когда отношения сторон не урегулированы должным образом нормами права или условиями договора. Ранее обычай делового оборота использовался в качестве… Читать ещё >

Источники предпринимательского права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Система источников каждой страны имеет свои особенности, которые определяются национальными традициями, формой правления, формой национально-государственного устройства, иными факторами.

Нормативный правовой акт — основной источник предпринимательского права РФ. Нормативным правовым актам присущ ряд особенностей.

Они, во-первых, имеют государственный характер. Государство наделяет органы, организации, должностных лиц правом готовить и принимать нормативные правовые акты, г. е. правотворческой компетенцией. Оно же обеспечивает и реализацию принятых нормативных правовых актов, включая и принудительное воздействие на лиц, уклоняющихся от их исполнения. Государственным характером нормативные правовые акты отличаются от нормативных актов общественных организаций (уставы партий, общественнополитических движений).

Во-вторых, нормативные правовые акты принимаются не всеми, а строго определенными сз’бъектами, специально уполномоченными на то государством. При этом каждый субъект правотворческой деятельности связан рамками своей компетенции. Министр, например, может издать нормативный приказ, но не уполномочен на принятие указа или постановления.

В-третьих, указанные акты принимаются с соблюдением определенной процедуры (особенно это относится к законодательным актам), а также требований к содержанию и форме и представляют собой акт-документ.

В-четвертых, они имеют временные, пространственные и субъектные пределы действия.

В-пятых, всегда содержат юридические нормы. Наличие в этих актах юридических норм и делает их нормативными, общеобязательными.

В связи с этим нормативные правовые акты следует отличать от индивидуальных актов.

Индивидуальные правовые акты — это акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных лиц, выражающие решение по конкретному юридическому делу (приговор или решение суда, приказ руководителя предприятия или учреждения и др.). Индивидуальные акты — это акты применения права, поэтому их называют еще правоприменительными. Они имеют, как правило, разовое применение, адресуются конкретным лицам или организациям и обязательны для исполнения только ими.

В отличие от индивидуальных, нормативные правовые акты имеют общеобязательный характер и отличаются неконкретностыо адресата, т. е. обязательны не для отдельного конкретного лица, а для всех субъектов, на которых они распространяются. Действуют нормативные правовые акты относительно долгое время и не исчерпывают себя фактами их применения — применяться они могут бесчисленное множество раз при наличии необходимых для этого предпосылок.

Нормативные правовые акты следует также отличать от интерпретационных актов, т. е. актов разъяснения (толкования) норм права. От нормативно-правовых последние отличаются тем, что не содержат новых юридических норм, а лишь разъясняют существующие.

Нормативный правовой акт — понятие собирательное, оно охватывает самые разнообразные нормативные государственные предписания. Нормативные правовые акты целесообразно классифицировать по трем основаниям: юридической силе, сфере действия и субъектам, их издающим.

Законы являются высшим императивным выражением и воплощением государственной воли российского общества. Этим обусловлена их высшая юридическая сила по сравнению со всеми другими актами (рис. 1.1).

Иерархия источников предпринимательского права РФ.

Рис. 1.1. Иерархия источников предпринимательского права РФ

Конституция РФ закрепляет основополагающие общественные отношения, определяющие способ существования государства, общества, граждан. Конституция является юридической базой всего текущего законодательства. Она разрабатывается и принимастся на основе специальной особо усложненной процедуры. Один из главных юридических признаков конституции — ее верховенство.

Важно знать

Высшая юридическая сила конституции проявляется в том, что:

  • ее нормы всегда имеют перевес над положениями иных законов и подзаконных актов;
  • законы и иные подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в конституции органами и по установленной ею процедуре;
  • нижестоящие по уровню правовые нормы не должны противоречить пи по существу, ни по форме нормам конституции (в противном случае такие нормы должны быть признаны недействительными).

Именно в конституции фиксируются основные права и свободы, принципы общественного и государственного устройства. В конституции находят свое отражение и закрепление те ценности и ценностные ориентиры, которые определяют (или должны определять) общественное и государственное развитие. В конституции фиксируются, таким образом, те начала и принципы, коим обязаны следовать в своей повседневной практической деятельности все субъекты права, начиная от индивида и заканчивая государством.

Конституционные законы (регулируют важнейшие государственно-правовые вопросы — об избирательном праве, избирательной системе, о полномочиях правительств и парламентов, о правовом положении личности, о порядке введения чрезвычайного положения и т. д.) вносят изменения и дополнения в конституцию. Поэтому для их принятия необходимо квалифицированное большинство голосов — не менее 2/3 голосов депутатов парламента.

Федеральные законы, хотя и регулируют важные сферы общественных отношений, но не вносят изменений и дополнений в конституцию. Поэтому для их принятия требуется простое большинство голосов парламентариев (50% плюс 1).

Постановления парламента отличаются от законов тем, что они, как правило, принимаются по частным вопросам, ранее урегулированным законами.

Законодательство субъектов РФ не следует рассматривать как систему нормативных актов, подчиненных общенациональному законодательству. Здесь соотношение полномочий оказывается гораздо более сложным и соответственно гораздо более сложными оказываются взаимоотношения между национальным законодательством и законами субъектов РФ. В тех случаях, когда речь идет об исключительном ведении Российской Федерации, закон субъектов РФ вторгаться в эту сферу не может. В тех случаях, когда речь идет о совместной компетенции, о совместном ведении, возможно конкурирующее законодательство Российской Федерации и субъекта РФ. В этом случае преобладающая роль принадлежит федеральному законодательству, и в случае коллизии должна действовать норма, источником которой является федеральный закон. В то же время установлена исключительная сфера ведения субъекта РФ. Применительно к данной сфере общественных отношений роль самостоятельного источника предпринимательского права выполняет именно региональный закон, закон субъекта РФ.

Указы Президента РФ занимают главенствующее место среди подзаконных актов, ибо Президент, в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. В отличие от закона, который всегда является нормативным правовым актом, указы президента могут носить и ненормативный характер.

Нормативные указы президента — подзаконные акты. Они издаются в пределах, установленных конституцией и законами. Вместе с тем указы характеризуются преобладающей юридической силой по отношению ко всем иным подзаконным актам. Юридическая природа указа президента обусловливается прежде всего тем, что это акт главы государства, являющегося гарантом конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Нормативные указы, как и законы, следует различать в зависимости от того, каким президентом они изданы и на какой территории они действуют. На этом основании указы подразделяются на два вида: указы Президента РФ и указы президентов республик, входящих в состав Российской Федерации.

Наиболее важными среди всех остальных подзаконных актов являются постановления Правительства РФ, советов министров республик, входящих в Российскую Федерацию.

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть и состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя правительства и Федеральных министров. Его акты издаются на основе и во исполнение законов и указов Президента РФ. Они обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации, и им должны соответствовать акты всех нижестоящих органов исполнительной власти.

Нормативные акты исполнительной власти. Все последующие нормативные правовые акты государства издаются на основе, в соответствии и во исполнение законов, т. е. имеют подзаконный характер. Поэтому нормативные правовые акты по юридической силе можно классифицировать на законодательные и подзаконные.

К подзаконным нормативным правовым актам относятся приказы, инструкции, инструктивные письма и постановления министерств и федеральных служб и агентств, республик, входящих в состав Российской Федерации. Данные нормативные акты действуют в пределах их полномочий и носят строго подзаконный характер.

Таким образом, нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти не только республик, но и всех иных субъектов РФ обладают особой юридической силой на своей территории. Они обязательны к исполнению всеми гражданами.

Прецедент — решение высшего суда, которое рассматривается как образец и является обязательным для всех рассматриваемых дел нижестоящими судами при решении аналогичных вопросов в дальнейшем.

Наряду с классическим прецедентом сегодня существует прецедент толкования общепринятых норм закона. Так, Суд Европейского союза, чьи решения являются обязательными и окончательными для всех стран Европейского союза, применяющих европейское право, признает свои решения судебным прецедентом, ссылается на этот прецедент в своих последующих решениях.

23 февраля 1996 г. Российская Федерация подписала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и протоколы к ней, включая и Протокол № 1. 30 марта 1998 г. был принят Федеральный закон о ратификации этой Конвенции. Статья 1 Протокола № 1 предусматривает, что каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. В отличие от большинства других положений Конвенции указанная статья защищает не только физических, но и юридических лиц, в том числе общества и товарищества. Поэтому данное положение, а также решение Европейского суда по правам человека являются важными источниками предпринимательского права. Европейский суд исходит из того, что используемый в ст. 1 Протокола № 1 термин «имущество» относится ко всем «закрепленным правам», которые может доказать заявитель.

Важно знать

В 1982 г. Европейский суд вынес решение по делу «Спорронг и Лонтрот против Швеции», в котором выделил в ст. 1 Протокола № 1, посвященной экономическим правам, три основные нормы. Первая устанавливает правило беспрепятственного пользования имуществом. Вторая определяет порядок возможного отчуждения собственности в публичных интересах. Третья признает за государствами право регулировать использование имущества в соответствии с публичными интересами и принимать в этих целях законы, которые оно считает нужными.

Диапазон прав, гарантированных ст. 1 Протокола № 1, с учетом развития экономических отношений постоянно расширяется.

Фактически Европейский суд перешел от понятия собственности, охраняемой по ст. 1 Протокола № 1, к гораздо более широкому понятию, включающему всю совокупность интересов экономического характера.

Судебная практика России развивается в русле судебных прецедентов Европейского суда. Прецеденты, основанные на применении норм ст. 1 Протоколах" 1, используются Конституционным Судом России при проверке конституционности правовых норм, регулирующих разнообразные имущественные права. Таким образом, сложившиеся в Европе интегрированные правовые представления, являющиеся, по существу, европейским конституционным правом, через решения Конституционного Суда РФ становятся частью российской правовой системы.

Судебная практика Рассматривая дело о проверке конституционности ст. 104 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 г., Конституционный Суд РФ признал, что не только вещные, но и обязательственные по своей природе права кредитора в процедуре банкротства находятся под защитой ст. 35 Конституции РФ, которая, как и ст. 1 Протокола X" 1, устанавливает, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

В Российской Федерации также можно выделить обзоры практики и информационные письма Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

Важно знать Несмотря на то что с февраля 2014 г. полномочия Высшего Арбитражного Суда перешли к Верховному Суду, информационные письма, принятые за период существования Высшего Арбитражного Суда, не потеряли свое значение.

Обычай исторически был первым источником права, регулировавшим отношения в период становления государства. Вообще под обычаем понимается правило поведения, сложившееся на основе постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений. Правовым обычай становится после того, как получает официальное одобрение государства. Дошедшие до нас крупные законодательные памятники прошлого (Законы Ману, Русская Правда) — это сборники правовых обычаев.

Государство к различным обычаям относится по-разному: одни запрещает, другие одобряет и развивает. Более или менее длительное существование правовых обычаев можно ожидать лишь в некоторых сферах правового регулирования, например при регулировании внешней торговли. Известно лишь несколько статей Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, в которых учитывается действие обычаев порта или международных обычаев мореплавания (ст. 134 устанавливает: «Срок, в течение которого груз должен быть погружен на судно, определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения — сроками, обычно принятыми в порту погрузки»). В других актах иногда встречаются ссылки на деловые обыкновения. При этом следует отметить, что содержание обычной нормы не получает прямого текстуального закрепления в законе или ином нормативном акте. Отечественное законодательство допускает использование в юридической практике обычаев. Государство санкционирует лишь те обычаи, которые не противоречат, согласуются с его политикой, с нравственными основами сложившегося образа жизни.

Важно знать

С 1 сентября 2014 г. в ГК РФ закреплено расширенное толкование понятия «обычай» (без указания специфической сферы его применения), пришедшего на место обычая делового оборота в качестве источника права (п. 1 ст. 5). Данное изменение касается случаев, когда отношения сторон не урегулированы должным образом нормами права или условиями договора. Ранее обычай делового оборота использовался в качестве источника нрава в результате его формирования и длительного применения исключительно в предпринимательской деятельности. Новая редакция ГК РФ относит к источникам права обычаи, сформировавшиеся в иных сферах деятельности, например, местный обычай, допускающий свободный сбор грибов или лов рыбы, г. е. и в отношениях между гражданами. Речь идет о неких устоявшихся правилах, применяемых субъектами оборота десятилетиями, однако не закрепленных на законодательном уровне.

Нормы международного права, международные и внутригосударственные договоры. Основой для применения международных актов являются положения ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 ГК РФ.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применению подлежат правила международного договора.

Положения международных договоров применяются к отношениям, возникающим между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта.

Международными договорами признаются соглашения, заключаемые Российской Федерацией с иностранным государством либо с международной организацией в письменной форме и регулируемые международным правом, независимо от того, содержатся ли такие соглашения в одном или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от их конкретного наименования (ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»), Особое значение имеют те многосторонние договоры (конвенции), которые имеют непосредственное отношение к регулированию предпринимательских отношений. Можно выделить Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Венская конвенция).

* * *.

Итак, предпринимательская деятельность, или, что одно и то же, предпринимательство, представляет собой самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Анализ данного определения позволяет прийти к выводу о том, что предпринимательская деятельность характеризуется следующими признаками: 1) получение прибыли как цель и функция предпринимательской деятельности. При этом речь идет не о разовом, а о систематическом, регулярном (в виде промысла) получении прибыли; 2) самостоятельность предпринимателя (организационная и имущественная); 3) предпринимательский риск.

Условием законного осуществления предпринимательской деятельности является ее легализация путем государственной регистрации предпринимателей.

К существенным признакам предпринимательской деятельности в литературе относят: 1) профессионализм деятельности, подтверждаемый дипломом об окончании учебного заведения либо сдачей квалификационных экзаменов; 2) личную имущественную ответственность предпринимателей; 3) новаторский, инновационный характер предпринимательской деятельности.

Основными источниками предпринимательского права являются: Конституция РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, нормы международного права, законодательство субъектов РФ, законы СССР и РСФСР, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, иные нормативные акты исполнительной власти, постановления Конституционного Суда РФ, правовой обычай, судебный прецедент.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой