Правотворческая инициатива граждан
Правотворческая инициатива граждан представляет собой форму прямой демократии, содержанием которой является внесение подготовленного инициативной группой граждан в порядке, предусмотренном федеральным законом и нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, проекта муниципального правового акта на рассмотрение органа или должностного лица местного самоуправления… Читать ещё >
Правотворческая инициатива граждан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Правотворческая инициатива граждан представляет собой форму прямой демократии, содержанием которой является внесение подготовленного инициативной группой граждан в порядке, предусмотренном федеральным законом и нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, проекта муниципального правового акта на рассмотрение органа или должностного лица местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие такого акта.
Эта форма прямой демократии впервые была закреплена в Федеральном законе от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под названием «народной нравотворческой инициативы» (ст. 25). Населению предоставлялось право вносить проекты правовых актов по вопросам местного значения в органы местного самоуправления в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования. Орган местного самоуправления обязан был рассмотреть этот проект на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения обнародовать.
Действующий Закон об общих принципах организации местного самоуправления не только уточнил содержание понятия правотворческой инициативы граждан, но и закрепил основные требования к порядку реализации этой инициативы:
- — минимальная численность инициативной группы граждан — не более 3% от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом;
- — проект муниципального правового акта подлежит обязательному рассмотрению органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта;
- — коллегиальный орган местного самоуправления рассматривает поступивший от граждан проект муниципального правового акта на своем открытом заседании;
- — срок рассмотрения инициативного проекта муниципального правового акта — в течение трех месяцев со дня его внесения;
- — представителям инициативной группы обеспечивается возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта;
- — принятое по результатам рассмотрения проекта решение органа или должностного лица местного самоуправления должно быть мотивированным;
- — решение органа или должностного лица местного самоуправления официально в письменной форме доводится до сведения инициативной группы, внесшей проект муниципального правового акта;
- — при отсутствии нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, регулирующего порядок реализации такой инициативы, граждане вправе действовать в соответствии с положениями ст. 26 Закона об общих принципах организации местного самоуправления.
Правотворческая инициатива граждан как институт прямой демократии пока не получила широкого распространения. Не в последнюю очередь обусловлено эго трудностями с подготовкой проекта муниципального правового акта, отвечающего предъявляемым требованиям; организацией сбора подписей граждан в поддержку именно данного варианта муниципального правового акта; необходимостью сбора большого числа подписей граждан в поддержку правотворческой инициативы (2—3% подписей — это нередко сотни, а то и тысячи человек), т. е. только для того, чтобы соответствующие органы и должностные лица приняли к рассмотрению данную инициативу; отсутствием законодательной регламентации материально-финансового обеспечения реализации правотворческой инициативы. В соответствии с законом органы и должностные лица муниципального образования обязаны лишь рассмотреть правотворческую инициативу граждан, но не обязаны принимать соответствующий муниципальный правовой акт.