Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Заключение. 
Риторика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Решению проблемы установления коммуникативного прагматического взаимодействия способствовали средства интимизации контакта педагога и обучающихся. Сделать слушателей соучастниками эксперимента Н. Тесле и И. П. Павлову, например, помогало широкое употребление личных местоимений «я», «мы». И это при том, что современная стилистика рекомендует в научном стиле прибегать к безличным конструкциям. Как… Читать ещё >

Заключение. Риторика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Итак, после того как на страницах учебника мы рассмотрели некоторые правила организации эффективного речевого взаимодействия, осталось коснуться вопроса, в каких сферах образовательной деятельности наиболее целесообразно их применять.

Сразу оговоримся: мы не склонны заставлять математика излагать учебный материал с изобильным применением стилистических приемов. Специфика языка точных наук такова, что повышенное внимание к красоте фразы, изящности периода будет только отвлекать обучающихся от постижения смысла таблиц, графиков, формул и правил их вывода — содержания дисциплины. Здесь преподавателю можно рекомендовать уделять больше внимания связности и доступности изложения, всячески подчеркивая значение учебного материала для будущей практической деятельности обучающихся.

И все же риторика не уступает место без боя и в точных науках. Роль познавательного интереса в преподавании, как говорится, никто не отменял. Практика выдающихся ученых — Н. Тесла, Д. И. Менделеева, А. Ф. Иоффе — свидетельствует, что они уделяли большое внимание подготовке ученой публики к восприятию своих идей. И здесь им важную помощь оказывала риторика. Причем, чем более революционным было научное знание, тем большее количество риторических вопросов, повторов и градаций находило место во вводной части академической лекции. С использованием цепочек активизирующих внимание вопросов, при поддержке аналогий и примеров излагался материал в основной части. И вновь, но более экономно, чтобы не переутомлять уставших слушателей, речь в заключении расцвечивалась средствами выразительности.

Их пример заставляет задуматься: не потому ли навевают скуку некоторые академические лекции, что в них очень мало действительно нового, «прорывного» материала, авторство которого принадлежало бы преподавателям, его излагающим. Вот и плывут открытые кем-то научные истины в потоке невыразительной, незаинтересованной речи, и нередко в ней же и тонут, не оживотворяя дух и мышление обучающихся. Невозможно ведь без подъема, равнодушно излагать то, к чему, даже на самую малость, имеешь личное отношение. «Каждый день мы возвращаемся к нашей работе в надежде на открытие, — говорил о значении творческого научного труда в одной из своих блестящих лекций Н. Тесла, — в надежде, что один из нас, не важно кто, найдет решение одной из насущных проблем, и каждый новый день мы возвращаемся к нашему труду со все большим рвением; и даже если нас не ждет успех, наш труд не пропал даром, ибо эти старания принесли нам часы невыразимого удовольствия, и мы направили свою энергию на благо человечества». Точно с таким же удовольствием ученый излагал результаты своих открытий слушателям — и не скупился при этом на средства выразительности. Вот фрагмент его лекции о принципах устройства двигателей переменного тока для сотрудников Американского института электроинженеров, прочитанной 16 мая 1888 г.: «Предмет, который я имею удовольствие представить вашему вниманию, — это новая система распределения и передачи энергии переменными токами, имеющая особые преимущества, в особенности, по отношению к двигателям, которые, в чем я уверен, будучи внедренными, покажут превосходное согласование с этими токами и результаты, ранее недостижимые без их использования, результаты, которые особенно желаемы для практики и которые не могут быть получены средствами постоянных токов».

Ученый испытывал искреннее удовольствие от встречи с учебной аудиторией, и это была не пустая этикетная формула. Мы уверены, что если педагоги станут не только передаточным механизмом, но и истинными творцами, открывателями нового знания, то даже в точных науках педагогическая риторика зазвучит с новой силой и будет востребована в образовательной деятельности.

Тем более востребована она в преподавании естественных, общественных, социально-гуманитарных наук. Вот где простирается широкое поле деятельности педагогической риторики! Тут уже не только во вводной и заключительной части, но и, но всему тексту академической лекции могут находить широкое употребление вопросно-ответный комплекс, вводные конструкции, средства выразительности речи. Пример выдающихся ученых в этих областях науки — Ф. Ф. Зелинского, И. II. Павлова, В. О. Ключевского, К. А. Тимирязева — показывает, что на 10 страницах текста вопросительные конструкции использовались ими в среднем от 10 до 30 раз.

Среди языковых приемов, стимулирующих речевой контакт, значительное место принадлежит вводным конструкциям. В лекциях указанных авторов широко представлены вводные слова и словосочетания, выражающие как чувство уверенности или неуверенности в реальном соответствии приводимых данных и фактов («безусловно», «конечно», «бесспорно», «наверное» и т. д.), так и на предположительность, возможность, вероятность (кажется, вероятно, надеюсь и т. д.) высказываемых соображений. Вводные конструкции с успехом служили ученым для инициации внутреннего диалога в сознании обучающихся даже в ходе монологического взаимодействия оратора и аудитории.

Решению проблемы установления коммуникативного прагматического взаимодействия способствовали средства интимизации контакта педагога и обучающихся. Сделать слушателей соучастниками эксперимента Н. Тесле и И. П. Павлову, например, помогало широкое употребление личных местоимений «я», «мы». И это при том, что современная стилистика рекомендует в научном стиле прибегать к безличным конструкциям. Как видим, в случае опоры на собственные исследования, общие правила культуры речи могут подвергаться существенным коррективам с великой пользой для образовательного процесса.

И уже вовсе невозможно обойтись без риторически разработанной речи, учитывающей все нюансы общения с аудиторией и диалога с обучающимися, при решении задач воспитания, которое согласно новому закону об образовании поставлено во главу угла образовательного процесса. Успешная социализация молодого поколения, выработка у него твердых мировоззренческих позиций ныне немыслимы без риторики, начертавшей на своем знамени не изменившийся со времен Аристотеля символ веры — «убеждение».

Хочется напомнить, что за тысячелетия своего существования риторика процветала, только когда не замыкалась в рамки простой технологии речевой деятельности.

Риторика как искусство речи предоставляет огромные возможности для творчества на ниве преподавания и речевого воспитания.

Успехов на этом пути мы и хотим пожелать всем нашим уважаемым читателям!

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой