Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Противоправное использование непубличных атрибутов и символов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Права, обязанности публичных должностных лиц, организаторов и участников публичного мероприятия регламентируют сферу реализации правомочий, установленных ст. 31 Конституции, и могут быть введены только федеральным законом, в соответствии с которым определяются меры властного принуждения к нарушителям (в том числе и санкции, применяемые к указанным публичным должностным лицам, нарушающим… Читать ещё >

Противоправное использование непубличных атрибутов и символов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На стадии подготовки публичного мероприятия, а также при его проведении не допускается использование атрибутов и символов, используемых в экстремистских целях, т. е. в целях пропаганды насильственных действий против государственной власти или совершения иных общественно опасных действий, квалифицируемых в качестве экстремистской деятельности (экстремизма). К экстремистской деятельности, в частности, относится пропаганда и публичное демонстрирование нацистских атрибутов и символов, а также иной символики, используемой в экстремистских целях[1]. К мерам административного пресечения указанной экстремистской деятельности относятся письменные предупреждения, направляемые органом исполнительной власти субъекта РФ или муниципальным органом гражданину или общественному объединению, организующему публичное мероприятие, указывающее на недопустимость использования экстремистской символики[2]. К юридическим предпосылкам вынесения таких предупреждений относится наличие информации, свидетельствующей о возможности совершения правонарушения, т. е. в данном случае организатор публичной акции является лицом, подозреваемым в совершении правонарушения[3]. Независимо от вынесения таких предупреждений использование экстремистской символики может быть пресечено непосредственно при ее применении во время проведения публичного мероприятия. К превентивным правоохранительным действиям в этих случаях относятся приостановление или прекращение общественно-политического мероприятия.

Правовая регламентация проведения публичных мероприятий

Материально-техническое и организационное обеспечение проведения публичного мероприятия регламентируется административным законодательством. Денежные средства, необходимые для изготовления и применения символики, как правило, предоставляются их организатором, при этом используются финансовые средства граждан, политических партий и иных негосударственных отечественных общественных объединений. Использование в указанных целях бюджетных средств допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Правительства РФ или законами субъектов РФ[4].

К источникам правовой регламентации проведения публичных мероприятий относятся федеральные законы, законы субъектов РФ, нормативные правовые акты Президента и Правительства РФ, нормативные правовые акты субъектов РФ, а также правоприменительные акты. Порядок проведения публичного мероприятия определяется его организатором с учетом обязанностей по проведению мероприятий, указанных в уведомлении. При этом организатор обязан соблюдать форму публичного мероприятия, время его начала и окончания, а также иные обязанности, установленные законодательством[5]. К таким обязанностям относится соблюдение рассмотренных выше запретов и ограничений, установленных КоАП РФ, УК РФ, другими федеральными законами. Контроль за их соблюдением обеспечивается организатором мероприятия, уполномоченными им лицами, а также должностными лицами органов внутренних дел (ОВД), органа исполнительной власти (муниципального органа), назначаемыми специально в указанных целях[6]. Такие лица вправе применять меры пресечения по устранению противоправных действий (например, требовать от участников публичного мероприятия прекратить использование запрещенной символики или распространение экстремистских материалов). Несоблюдение требований влечет за собой приостановление проведения общественно-политического мероприятия или прекращение его проведения. Эти меры применяются публичными должностными лицами органа исполнительной власти (муниципального органа) по согласованию с сотрудниками ОВД или при их непосредственном участии[7].

Права, обязанности публичных должностных лиц, организаторов и участников публичного мероприятия регламентируют сферу реализации правомочий, установленных ст. 31 Конституции, и могут быть введены только федеральным законом, в соответствии с которым определяются меры властного принуждения к нарушителям (в том числе и санкции, применяемые к указанным публичным должностным лицам, нарушающим конституционное право граждан на проведение общественно-политических мероприятий, включая и публичные наказания, установленные ст. 5.38 КоАП РФ, ст. 149 УК РФ). Законы субъектов РФ, а также подзаконные акты федеральных органов исполнительной власти определяют методы осуществления прав, обязанностей, запретов и ограничений, установленных соответствующим федеральным законом. В этих целях указами Президента РФ определяется порядок проведения публичных мероприятий на территории Московского Кремля, а постановлениями Правительства РФ регламентируется сфера материально-технического обеспечения проведения общественно-политических мероприятий (например, правила аккумуляции и расходования денежных средств, порядок привлечения средств отечественных инвесторов и бюджетных средств и т. д.)[8].

В правовой регламентации осуществления права граждан на проведение общественно-политических мероприятий особую значимость имеют акты индивидуального применения, которые, в свою очередь, подразделяются на процессуальные и правоохранительные.

К актам процессуального обеспечения относятся письменные уведомления и распоряжения, принимаемые публичными должностными лицами, организаторами и участниками общественно-политического мероприятия в целях его подготовки и проведения, такие как уведомление о проведении мероприятия, документы, выданные организатором и удостоверяющие полномочия участников мероприятия, обеспечивающие его финансирование[9]. Правоприменительные акты публичных органов и их должностных лиц фиксируют осуществление обязанностей, определенных законом (к ним относится, например, документ, подтверждающий получение уведомления организатора общественно-политического мероприятия), устанавливают должностных лиц, контролирующих порядок его проведения (в этих случаях принимаются распоряжения)[10].

К актам процессуального обеспечения, принимаемым организатором общественно-политической акции по согласованию и при непосредственном участии публичных должностных лиц, санкционирующих ее проведение, относится регламент проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, фиксирующий план его проведения с указанием лиц, ответственных за проведение каждого этапа. Регламент включает в себя обязательства, указанные в уведомлении о проведении публичной акции, а также права и обязанности участников общественно-политической акции и публичных должностных лиц, обусловленные изменением места и времени проведения акции. Орган исполнительной власти субъекта РФ, муниципальный орган вправе требовать изменения места и времени проведения акции, а также целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении. Организатор общественно-политической акции должен письменно подтвердить свое согласие с изменениями в регламенте ее проведения, в противном случае публичная акция не может быть проведена[11]. Государственный (муниципальный) орган запрещает проведение публичной акции, выражая свое несогласие с предлагаемыми организатором условиями ее проведения, в случаях, если коллизии не будут устранены до начала проведения акции. Таким образом, удовлетворение указанных публичных требований является решающим условием проведения общественно-политического мероприятия.

Акты процессуального обеспечения принимаются не только публичными органами (их должностными лицами), но и лицами, реализующими правомочия, установленные в ст. 31 Конституции РФ.

Акты публичного санкционирования принимаются публичными должностными лицами в целях пресечения противоправных действий организаторов общественно-политического мероприятия и их участников. К таким актам относится письменное распоряжение о прекращении мероприятия, в котором указываются юридические предпосылки его принятия. Распоряжения всегда принимаются по факту совершенного правонарушения в течение суток после его квалификации; они подтверждают правонарушение и принятую санкцию.

Правоохранительные (административные) акты выносятся должностным лицом ОВД при возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.38 КоАП РФ (нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании). К таким актам относятся протокол об административном правонарушении, протокол об административном задержании и иные процессуальные документы, предусмотренные КоАП РФ. Нарушение должностным лицом органа исполнительной власти или муниципального органа правил проведения публичного мероприятия влечет за собой применение административного наказания, установленного ст. 5.38 КоАП РФ (а в некоторых случаях и меры пресечения в виде административного задержания[12]). К административным правонарушениям, предусмотренным указанной статьей, относится воспрепятствование должностными лицами полиции, органов исполнительной власти или муниципальных органов проведению предварительной агитации, изготовлению или распространению листовок, плакатов, транспарантов и других действий, не противоречащих законодательству РФ и совершаемых в целях подготовки и проведения общественно-политической акции.

Должностные лица органа исполнительной власти субъекта РФ (муниципального органа) вправе отказать в проведении общественно-политической акции, указанной в уведомлении, только при наличии надлежащих правовых предпосылок. К ним относится намерение провести акцию на территориях, непосредственно прилегающих к опасным производственным объектам, на территории пограничной зоны и в других местах, установленных ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» или специально предусмотренных другим федеральным законом[13]. Публичные должностные лица не вправе запрещать проведение общественно-политических акций в других местах. Условия проведения публичной акции, указанные в уведомлении, не нарушающие рассмотренных выше запретов, подлежат удовлетворению, и акция должна быть санкционирована. Должностные лица, отклонившие уведомление о проведении публичной акции вопреки указанным требованиям, незаконно препятствуют ее проведению и являются субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.38 КоАП РФ.

Организатор публичного мероприятия вправе осуществлять действия по проведению акции с момента подачи уведомления (некоторые подготовительные меры, например оповещение возможных участников акции предшествуют такому уведомлению)[14]. К незаконным организационным действиям относится изготовление средств наглядной агитации с призывами к осуществлению экстремистской деятельности или с изображениями экстремистской символики. Такие действия должны быть пресечены организаторами общественно-политического мероприятия (или правоохранительными органами) еще на стадии его подготовки.

Санкции в виде приостановления действия публичного мероприятия и его прекращения применяются к организатору общественно-политической акции (например, к политической партии) независимо от привлечения нарушителя к мерам административной ответственности.

Таким образом, использование экстремистской символики участниками общественно-политической акции, иные экстремистские действия влекут за собой рассмотренные выше меры публичной ответственности, применяемые к организаторам и участникам акций. При этом наряду с уголовными и административными наказаниями к физическим лицам, публичные санкции применяются также к общественным объединениям.

Корпоративная ответственность общественных объединений персонифицируется с противоправными действиями организаторов и участников публичной акции. К общественным объединениям, виновным в совершении экстремистских действий при подготовке собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования либо при их проведении, могут быть применены санкции в виде приостановления деятельности организации или ее ликвидации. Корпоративной ответственности, как правило, предшествует применение меры пресечения в виде предупреждения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности.

Такие предупреждения выносятся органом юстиции либо Генеральным прокурором РФ или подчиненным ему прокурором[15].

Ответственность должностных лиц, препятствующих проведению общественно-политической акции

Публичные должностные лица, запрещающие распространять листовки, демонстрировать плакаты, вести устную пропаганду, предшествующую проведению общественно-политической акции, либо препятствующие ее проведению в местах и во время, указанных в уведомлении, совершают административное правонарушение, предусмотренное ст. 5.38 КоАП РФ[16]. Сотрудники органов внутренних дел — субъекты рассматриваемого проступка — привлекаются в этих случаях к дисциплинарной ответственности. В случае воспрепятствования указанными должностными лицами организации или проведению предвыборной агитации, агитации по проведению референдума такие лица несут административную ответственность на общих основаниях (ст. 2.5 КоАП РФ).

  • [1] Правовые критерии квалификации экстремизма установлены в ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности». Принятие этого Федерального закона было обусловлено исключительно политико-правовыми предпосылками. Уголовная ответственность за совершение противоправных действий, указанных в п. 1 ст. 1 данного Закона, была установлена в гл. 29 УК РФ задолго до вступления Закона в силу. Юридическая потребность для квалификации указанных преступных действий отсутствует.
  • [2] См. ч. 2 ст. 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» .
  • [3] В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» органы внутренних дел письменно предупреждают организаторов любого публичного мероприятия об ответственности за использование экстремистской символики. Применительно к рассматриваемому Федеральному закону предупреждения являются ординарным превентивным действием, осуществляемым в отношении любых лиц — организаторов публичного мероприятия.
  • [4] См. ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Средства материально-технического и организационного обеспечения проведения публичного мероприятия могут быть предоставлены только его организатором, привлечение средств иностранных инвесторов в этих целях не допускается.
  • [5] К источникам правовой регламентации, определяющим статус уведомлений о проведении публичного мероприятия, относится не только Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», но и законы субъектов РФ (ч. 2 ст. 7 указанного Федерального закона).
  • [6] См. п. 3 ч. 1 ст. 12 указанного Федерального закона. Права и обязанности уполномоченного представителя определены в ст. 13 данного Федерального закона.
  • [7] См. ч. 3 и 4 ст. 16 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», ст. 13 и 14, ч. 1 ст. 15, ч. 1 и 2 ст. 17 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» .
  • [8] О нормативных правовых актах, принимаемых в указанных случаях, см. соответственно ч. 4 ст. 8, ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» .
  • [9] О письменном подтверждении прав участников, осуществляющих материально-техническое обеспечение проведения публичного мероприятия, см. ч. 2 ст. 11 указанного Федерального закона.
  • [10] О распоряжениях публичного органа, принимаемых в указанных случаях, см. и. 3 ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» .
  • [11] Обязанности сторон, обусловленные изменениями регламента проведения публичной акции, установлены п. 2 ч. 4 ст. 5, п. 2 ч. 1 ст. 12 указанного Федерального закона.
  • [12] Нет правовых оснований для распространения иммунитета от административной ответственности, установленного ст. 2.5 КоАП РФ в отношении должностных лиц военной и правоохранительной службы, также и на меры административного пресечения, за исключением случаев, прямо предусмотренных КоАП РФ применительно к отдельным из таких должностных лиц (см. ч. 41 ст. 27.3, ч. 2 ст. 27.12, ч. 3 ст. 27.13 КоАП РФ). Иммунитет от административной ответственности, установленный в отношении государственных служащих и иных должностных лиц ч. 2 ст. 1.4 КоАП РФ, в отличие от иммунитета должностных лиц военной и правоохранительной службы, распространяется также и на меры административного пресечения (редкие исключения установлены только в отношении отдельных должностных лиц с особым статусом в случае их административного задержания. См. ч. 42 ст. 27.3 КоАП РФ). Применительно к должностным лицам, указанным в ч. 2 ст. 1.4 КоАП РФ, не может быть возбуждено производство по делу об административном правонарушении и, соответственно, в отношении таких лиц не осуществляются любые правоограничительные меры, установленные КоАП РФ.
  • [13] Публичные акции на территориях памятников истории и культуры проводятся в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Федерации, а применительно к территории Московского Кремля — в соответствии с указами Президента РФ (п. 3 и 4 ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).
  • [14] Предварительная агитация осуществляется с момента подачи уведомления, однако другие организационные мероприятия (например, изготовление средств наглядной агитации) могут предшествовать уведомлению. Во всяком случае, агитация представляет собой частную разновидность организационных мероприятий, применительно к которой и установлены специальные сроки начала ее проведения (п. 2 ст. 4 и ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).
  • [15] Более подробно о содержании корпоративной ответственности см. параграф 15.4.
  • [16] Публичный орган вправе вынести мотивированное письменное решение об отклонении условий проведения общественно-политического мероприятия, указанных в уведомлении. В этом случае организатор мероприятия обязан согласовать условия его проведения и указать их в уведомлении.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой