Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Возрастные особенности развития самосознания и самопознания как необходимого условия саморазвития личности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Новое открытие себя происходит в подростковом возрасте в результате преодоления одного из самых сильных кризисов — кризиса подросткового возраста. Под влиянием полового созревания (объективные признаки взросления), переориентации с детских норм на взрослые, возникновения чувства взрослости как центрального новообразования, т. е. стремления быть и казаться взрослым, происходит открытие внутреннего… Читать ещё >

Возрастные особенности развития самосознания и самопознания как необходимого условия саморазвития личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Человек со своим самосознанием не одинок.

Смотря внутрь себя, он смотрит в глаза Другого или глазами другого.

М. Бахтин

По поводу возникновения самосознания в науке существуют разные точки зрения. Одни ученые считают, что самосознание возникает к двумтрем годам, когда ребенок начинает овладевать речью и оказывается способным осознать себя как субъекта деятельности, пользуясь для этого местоимением «Я». Другие — датируют возникновение самосознания более ранним периодом, когда индивид начинает выделять свое физическое «Я» из окружающего мира. Существует также точка зрения, согласно которой в качестве первоначальной основы самосознания признается положительное самоощущение себя уже в первом полугодии в ходе интимно-личностного общения со взрослыми.

Каждая из приведенных точек зрения имеет свои положительные и отрицательные стороны. При более глубоком анализе представленные взгляды оказываются не противопоставленными, а сопоставленными, они отражают процесс возникновения самосознания на разных уровнях. Самоощущение себя в актах перцепции (восприятия) и движения является основой для развития аналогов самосознания на уровне организма, выделение социального «Я» — для развития самосознания на уровне социального индивида, осознание себя как субъекта деятельности — начало самосознания личности.

Процессуальные аспекты возникновения самосознания описаны в психологии классиком отечественной науки Б. Г. Ананьевым, показавшем динамику перехода от выделения себя из окружающей действительности до формирования представлений о себе как субъекте деятельности [Ананьев, 1980]. Значительную роль в этом процессе играют:

  • -выделение себя из пространства внешнего мира, связанное с развитием зрительного анализатора и «собственного пространства тела» ребенка;
  • -к 11 — 12 месяцам завершаются акты самоотождествления с собственным телом, в результате чего «осознается» и выделяется из окружающей действительности образ физического «Я». Не секрет, что долгое время ребенок играет своими ручками и ножками гак же, как и посторонними предметами. Постепенно, овладевая собственными движениями, начиная пользоваться ручками и ножками по назначению, он осуществляет выделение своего физического «Я»;
  • — отделение собственных действий от предмета действий под влиянием оценочной деятельности взрослых, которое происходит параллельно с элементарным осознанием своих мотивов и желаний;
  • — наконец, осуществляется процесс отделения себя от своих действий, тесно связанное с развитием речи.

В период от года до трех лет ребенок объективно уже становится субъектом своей деятельности и поведения. Он овладевает прямохождением, речью, предметно-манипулятивной деятельностью. У него возникают особые чувства, которые в психологии названы чувствами самолюбия: чувство гордости и чувство стыда как первичные проявления эмоционально-ценностного компонента самосознания. Завершается этот период поистине эпохальным событием, когда ребенок переходит к употреблению местоимения «Я» и начинает впервые утверждаться уже как личность.

Таким образом, где-то к трем годам возникает и осознается система «Я», т. е. ребенок не только становится субъектом деятельности, но и осознает себя как субъекта. К выделению из мира физического «Я» добавляется выделение «Я» социального. Это сопряжено с кризисом трех лет, а саморазвитие осуществляется посредством утверждения заявления о себе: «Я сам», «Я хочу», «Я буду», при этом нередко помощь и поддержка взрослых отвергается, а возможности для самостоятельности, естественно, крайне ограничены. Всем хорошо известны негативные проявления кризиса трех лет: упрямство, негативизм, иногда и детский деспотизм. Как же преодолевается кризис? Ребенок не может сразу стать таким, как взрослый, несмотря на свои желания, поэтому он начинает подражать ему, имитировать его действия, т. е. органически переходит к игровой деятельности, которая на данном этапе в полной мере позволяет возместить невозможность сразу стать взрослым. Активно начинает формироваться механизм идентификации с другими людьми, а также с игровыми ролями и действиями, немаловажную роль выполняют элементарная трудовая деятельность, продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование, а также знакомство с миром человеческой культуры через просмотр фильмов, чтение сказок, рассматривание картинок. Все большее и большее значение приобретают сверстники, в результате чего у ребенка возникает потребность утвердиться не только в глазах взрослых, но и в глазах сверстников, реализовав свою потребность в признании. Поэтому общение со сверстниками, совместные игры с ними являются стимулами для развития самопознания и собственно для саморазвития. К концу дошкольного детства формируется не только оценочная деятельность по отношению к другим людям, но ребенок становится способным и к элементарным самооценкам своих действий, достижений моральных поступков, своих собственных переживаний.

Итак, к концу дошкольного детства ребенок не только становится субъектом деятельности, но и осознает себя как субъекта. Формируется его самосознание, способность к самооценкам своих действий, поступков, переживаний. В то же время, справедливости ради следует отметить, что самооценивание развивается быстрее, чем саморегулирование. Это и понятно: ребенку еще трудно управлять собой, у него лишь появляются элементы произвольности поведения и деятельности. Произвольность, как известно, является достоянием уже младшего школьного возраста. Развивается механизм идентификации, опять же способность к рефлексии отстает, развиваются лишь ее первоначальные основы. В целом следует отметить, что период дошкольного детства — период познания себя во внешнем мире. Внутренний мир интенсивно развивается, но ребенку пока очень трудно открыть его, обнаружить пространство и образы, «населяющие» его. Тем не менее в актах самооценивания ребенок начинает понимать, пусть интуитивно, свою уникальность, неповторимость и отличие от других.

Уже к концу дошкольного возраста у ребенка появляется неудовлетворенность тем положением, которое он занимает, теми видами деятельности, которыми он занимается, теми отношениями, которые у него складываются со взрослыми и сверстниками. Возникает стремление занять новое, более взрослое положение, формируется внутренняя позиция быть школьником. Так возникает кризис семи лет, который разрешается с поступлением ребенка в школу, с приобретением нового статуса.

В младшем школьном возрасте не только расширяются социальные связи ребенка, изменяется отношение к нему со стороны взрослых и сверстников, появляется новая деятельность — учение, которая и становится для него ведущей. В силу этого значительно расширяются возможности для самопознания. Изучая учебные предметы, ребенок не только удовлетворяет свои познавательные потребности, но и вступает в новые отношения с другими, учителем как общественным взрослым. Он учится, опираясь на оценки других, оценивать себя, свои способности и возможности, анализировать свои переживания по поводу успехов и неудач не только в учебной деятельности, по и в других сферах жизни, в частности, в сфере взаимодействия с учителями, родителями, сверстниками. К концу младшего школьного возраста, наряду со способностью действовать в уме, произвольностью деятельности и поведения, появляется рефлексия, которая, как мы помним, является важным механизмом, обеспечивающим самопознание индивида.

Таким образом, к идентификации, которая уже возникла у ребенка в дошкольном возрасте, прибавляется способность к рефлексии, что значительно расширяет возможности для самопознания и подготавливает почву для нового открытия себя, своего внутреннего мира, которое осуществляется в подростковом возрасте. Расширяется сфера самооценивания, складывается первичный образ «Я». Развивается способность к саморегуляции, формируются и осознаются собственные предпочтения, интересы. Это дает (или препятствует) ребенку возможность проявлять новые инициативы, связанные с учением, общением, проведением досуга, т. е. появляются дополнительные средства для саморазвития и самоутверждения как его формы.

Новое открытие себя происходит в подростковом возрасте в результате преодоления одного из самых сильных кризисов — кризиса подросткового возраста. Под влиянием полового созревания (объективные признаки взросления), переориентации с детских норм на взрослые, возникновения чувства взрослости как центрального новообразования, т. е. стремления быть и казаться взрослым, происходит открытие внутреннего мира. В силу этого значительно повышается интерес к себе, своим внутренним качествам и внешнему облику, к своим отношениям с окружающими, прежде всего, со сверстниками, общение с которыми выдвигается на передний план и объективно становится ведущей деятельностью. «Кто Я?», «Какой Я?», «Чем отличаюсь от других?» — вот вопросы, которые подростки постоянно задают себе и пытаются на них ответы. В то же время, как отмечают многие психологи, самопознание связано с настоящим временем, оно чаще всего ограничивается познанием и практической проверкой отдельных своих свойств и качеств, целостное представление о себе, некоторая завершенная «Я-концепция» складываются несколько позже.

Юность — завершающая стадия персонолизации. Главнейшими новообразованиями этого возраста являются развивающееся мировоззрение, образование целостного представления о себе или «Я-концепции», формирование жизненных планов, идут процессы личностного и профессионального самоопределения.

Если подросток только открывает себя в новом качестве, познает отдельные черты и свойства своего характера, экспериментирует над ними, чтобы убедиться в их существовании, то в период ранней юности идет объединительный процесс, в результате которого возникает ощущение самотождественности, целостности и уникальности собственной личности, своего внутреннего мира. Ориентация на будущее приводит к переосмыслению настоящего и определяет главный вектор саморазвития: «Чего я добиваюсь», «Какую профессию выберу», «Какими возможностями и личностными талантами я для этого обладаю». В результате оказываются задействованными все механизмы самопознания и саморазвития, а саморазвитие осуществляется не только в плане самоутверждения, но и чаще в планах самосовершенствования, когда под влиянием будущего переосмысливается настоящее, в результате чего ставятся цели по самосовершенствованию. Достижение этих целей порождает разные по интенсивности чувства самотождественности, самоидентичности и самоуважения. Правда, и здесь нередки «издержки производства» — периоду ранней юности свойственен максимализм, завышенные притязания, завышенные самооценки. Это приводит к неадекватным самопрогнозам как своего будущего, так и своей личности, выражающимся либо в боязни будущего, либо в идеализации его.

К началу самостоятельной трудовой деятельности, разумеется, при благоприятных условиях протекания развития, завершаются процессы личностного созревания, оказываются сформированными все психологические механизмы самопознания и саморазвития: идентификация и рефлексия, способность к самопринятию и самопрогнозированию. Дальнейшее самопознание и саморазвитие индивидуализируются, приобретают черты и особенности, свойственные только данному человеку, определяя его стиль самопознания и стиль саморазвития. Кроме того, принципиально меняются сферы самопознания и саморазвития, на первое место выдвигается познание себя и совершенствование себя в профессиональной деятельности. При благоприятных условиях, если эта профессиональная деятельность есть и воспринимается как сфера самореализации, процесс саморазвития в формах самосовершенствования и самоактуализации проходит интенсивно, эффективно, порождает высокий уровень самоуважения, чувство идентичности с собой и с деятельностью, удовлетворенность собой и своей жизнью. При неблагоприятных условиях — ошибки в выборе профессии, отсутствие работы по душе, разочарование в осуществляемой деятельности — саморазвитие и самопознание могут и блокироваться, и стимулироваться. Многое зависит от уже сложившихся особенностей личности, ее характера, силы воли, стремления действительно найти и реализовать себя в жизни. В силу этого могут возникать сугубо индивидуальные кризисы профессионального становления, специфические барьеры, воспринимаемые как испытания, которые даются человеку его судьбой. Готовность к испытаниям, умение преодолевать возникающие барьеры — показатель зрелости личности и ее способности к самореализации и к самоактуализации.

Кроме профессиональной сферы, существуют и другие, где человек реализует себя; к ним относится, в первую очередь, семья, в рамках которой осуществляются уникальные процессы самопостроения личности, развиваются способности к постановке совместных жизненных целей и ценностей, в конце концов, осуществляются процессы рождения и воспитания собственных детей. Быть мужем, женой, отцом, матерью — новые роли, которые полностью отсутствуют на предшествующих этапах развития. А раз это новые роли и новые позиции, то необходимо постоянно познавать себя в этих качествах и совершенствовать, строить свою личность. Всем известно, что некоторые люди достигают в сфере семейной жизни значимых результатов, другие — терпят фиаско.

Перечень сфер, где реализуется человек, можно продолжить: отношения с людьми, друзьями, досуг, спорт, развлечения и т. д. Каждая из них требует познания себя и своих возможностей, определенного отношения к себе, самоутверждения, самосовершенствования, самореализации.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой