Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Объективный и субъективный смыслы свободы совести

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Это один из основных элементов свободы совести. В условиях свободы вероисповедания жизнь человека (индивидуальная, семейная и общественная) протекает по канонам личной веры, в соответствии с собственным мировоззрением; это возможно при условиях, что закон признает религию частным делом каждого индивида, и никто — ни государство, ни собственное духовенство — не вправе вмешиваться в религиозную… Читать ещё >

Объективный и субъективный смыслы свободы совести (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Свобода совести имеет разные аспекты: моральный, правовой, историко-философский, социологический, политический, религиознотеологический, материалистически-атеистический. В объективном смысле она представлена сводом юридических норм, составляющих законодательство о свободе совести некоторого исторического периода в той или иной конкретной стране. В субъективном смысле свобода совести — это конкретные возможности, права, притязания человека в рамках законодательства о свободе совести. Когда возникает вопрос об отношении человека к религии, то наряду с родовым понятием свободы совести оперируют также более частными (видовыми) понятиями: свобода вероисповедования, свобода религии, религиозая свобода.

Свобода вероисповедания

Это один из основных элементов свободы совести. В условиях свободы вероисповедания жизнь человека (индивидуальная, семейная и общественная) протекает по канонам личной веры, в соответствии с собственным мировоззрением; это возможно при условиях, что закон признает религию частным делом каждого индивида, и никто — ни государство, ни собственное духовенство — не вправе вмешиваться в религиозную жизнь верующего.

Свободу вероисповедания (религии) определяют:

  • 1) как свободную деятельность религиозных объединений различных конфессий, соблюдающих соответствующие законы;
  • 2) индивидуальное право каждого свободно выбирать любую религию, выбирать, иметь, менять, распространять и выражать любые религиозные взгляды, участвовать в религиозных богослужениях и обрядах;
  • 3) право на существование всех религий (свобода религий) и возможность каждой религии беспрепятственно проповедовать свое вероучение.

В древности в большинстве стран вольномыслие приравнивалось к государственной измене и сурово каралось. Как известно, демократия и инквизиция (преследование инакомыслящих) вместе родились в Афинах времен Перикла, о чем свидетельствует решение народа (агоры) казнить Сократа. Так что демократия и несправедливость — вещи вполне совместимые.

Феномен свободы убеждений личности в те далекие времена представлял собою скорее исключение, чем правило, и имел форму веротерпимости по отношению к чужим богам и культам. Политика терпимости к иноверию проводилась, например, в Древней Греции, Римской империи, государствах индуистского, буддийского и раннеисламского исповедований.

Веротерпимости противостоит религиозная нетерпимость личного или коллективного характера, проявляющаяся в быту либо на уровне религиозной догматики. К ней относят разжигание вражды, неуважение, отвращение или резкое осмеивание других людей или групп на почве религиозных верований. Нередко религиозная нетерпимость является показной — прикрывает маскируемые политические или социальные мотивы.

Более высокая по сравнению с веротерпимостью ступень развития свободы убеждений — свобода вероисповедован и й. В 1517 г. Лютер выдвинул тезисы, в которых отрицалась необходимость в католической церковной иерархии и духовенстве. Английский Билль о правах 1689 г. признал за каждым право иметь собственное мнение и следовать своим убеждениям, невзирая на советы окружающих. В Декларации независимости США (1776) на первое место ставится человек с его естественными правами, а на второе — государство, которое обязано обеспечивать исполнение естественных прав гражданина.

Во Франции свобода вероисповедания была провозглашена в ст. 10 Декларации прав человека и гражданина (1789); эта форма свободы юридически обеспечивалась законами об отделении церкви от государства и школы от церкви. В Кодексе Наполеона (1804) вообще нет упоминания о религии, что подчеркивало светский характер Французского государства. Однако закон о свободе вероисповедований, предусматривая возможность беспрепятственного выбора той или иной веры из множества существующих верований, не гарантирует свободы убеждений неверующих граждан.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой