Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Этические проблемы управления персоналом

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В. К. Трофимов указывает, что, выстраивая взаимоотношения в коллективе на принципах этики, важно учитывать гендерный контекст. По его словам, мужчина генетически ориентирован на успех; успех — это и предмет обсуждения, и любимая тема разговора, в том числе в деловой компании. Женщина же, наоборот, не считает собственные успехи достойной темой разговора, она предпочитает обсуждать успехи других… Читать ещё >

Этические проблемы управления персоналом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Деятельность руководителя наполнена межличностными контактами. При этом взаимодействие партнеров по общению может быть осложнено такими факторами, как ролевые, статусные, возрастные, гендерные, культурные, этнические, профессиональные, образовательные и другие различия между сотрудниками или руководителем и сотрудниками, а также комбинация этих различий. Помимо этого, профессиональное взаимодействие может осложняться наличием семейных или дружеских связей.

В результате как у руководителя, так и у сотрудников организации может возникнуть ощущение противоречия между нормами профессионального общения и общекультуриыми нормами, между различными ролевыми уровнями общения, например, деловым и семейным.

Зарубежный опыт[1]

Китайские психологи исследовали этическую составляющую управленческой деятельности руководителей, направленную на поощрение развития дружеских отношений между сотрудниками и реализацию традиционных ценностей китайской культуры. Было обнаружено положительное воздействие подобной управленческой стратегии на поведение подчиненных по отношению к организации, выполнению производственных задач и по отношению к сотрудникам.

Примеры подобных ситуаций — когда подчиненный значительно старше своего руководителя. Или когда в коллективе с теплой, дружеской, даже семейной атмосферой руководитель вынужден принимать решение относительно совершившего оплошность сотрудника, применять ли к нему какие-либо санкции или отнестись попустительски.

Управленческая деятельность часто связана с необходимостью нейтрализовать широкий спектр противоречий, которые могут возникать между сотрудниками и потребителями услуг, между разными должностными и статусными уровнями, между сотрудниками одного уровня, между лицами разной профессиональной принадлежности, а также противоречия, связанные с наличием разных позиций и точек зрения на одни и те же факты и события, разных мотивов взаимодействия.

Неформальные теории

С. А. Смирнов выделяет следующие этические нормы взаимоотношений руководителей с персоналом. Руководителю следует:

  • • обеспечивать работников работой и заработной платой, которые повышают их уровень жизни;
  • • создавать условия труда для работников, нс наносящие ущерба их здоровью и человеческому достоинству;
  • • быть честным в общении со своими работниками и обеспечивать им открытый доступ к информации, ограниченный лишь рамками закона и условиями конкуренции;
  • прислушиваться к предложениям сотрудников и реагировать на них;
  • • в случае возникновения конфликтов участвовать в открытых переговорах с трудовым коллективом;
  • • избегать дискриминационной политики и гарантировать персоналу равные права и возможности;
  • • стимулировать в рамках своего бизнеса использование труда работников с различным профессиональным уровнем на тех участках, где они могут принести наибольшую пользу;
  • • обеспечивать охрану труда во избежание несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

цинских работников, журналистов, ученых, педагогов, психологов, в экономической этике (деловая этика, этика бизнеса, этика менеджмента, бухгалтерская этика). Комплексы общепринятых этических норм в этих профессиях порой закреплены официально, многое из их содержания известно не только специалистам, но и обывателям. Ряд организаций разрабатывает собственные этические кодексы, общие для всех сотрудников, независимо от их профессиональной принадлежности и статуса.

Однако и у представителей одной профессии индивидуальные профессионально-этические представления, понимание, интерпретация и реализация в поведении профессиональных этических кодексов весьма многообразны.

Значимость индивидуального содержания этических представлений подчеркивается С. II. Безносовым, отмечающим, что в каждом трудовом коллективе существуют носители разных норм профессиональной этики и общественной морали. Зачастую это приводит к дискуссиям, а порой — к конфликтам между людьми, по-разному понимающими содержание тех или иных предписываемых требований. В противопоставление нормам права, к которым предъявляется требование непротиворечивости, нормы морали могут оставаться противоречивыми друг другу именно потому, что они плохо осмыслены, нечетко выражены и во многом психологичны.

Неформальные теории

В. К. Трофимов указывает, что, выстраивая взаимоотношения в коллективе на принципах этики, важно учитывать гендерный контекст. По его словам, мужчина генетически ориентирован на успех; успех — это и предмет обсуждения, и любимая тема разговора, в том числе в деловой компании. Женщина же, наоборот, не считает собственные успехи достойной темой разговора, она предпочитает обсуждать успехи других, поскольку хочет на них учиться; это гоже обусловлено генетически, так как женщины ориентированы на выживание. Женщины легче приспосабливаются к условиям работы, к изменению обстоятельств, к методам руководства и т. п. Мужчине и женщине для построения бесконфликтных служебных отношений имеет смысл учитывать генетическую направленность того и другого пола — успешность и приспособляемость.

мышления. При этом на первый план выходит та или иная сторона содержания или проявления этических норм. В частности, преимущественно может осознаваться либо то, что является должным с этической точки зрения, либо то, что является недопустимым, отклоняющимся от этических норм.

В нервом случае этические представления опираются на положительные примеры профессионального поведения, на идеалы и ценности. Их можно назвать направляющими', «уважение», «вежливость», «честность», «должен», «выполнять обязанности».

Во втором случае человек хорошо представляет и осознает отклонения от этических норм. Такие этические представления можно обозначить как сдерживающие. Примеры — «хамство», «обманывать», а также любые высказывания в форме отрицания («не должен», «не разглашать»).

Разные типы этических представлений по-разному организуют профессиональное поведение. «Сдерживающие» позволяют осознавать и не допускать того, что отклоняется от этических норм. «Направляющие» представления служат образцом и положительно оцененным эталоном реализации принципов профессиональной этики. Они позволяют выстраивать собственное профессиональное поведение, приближая его к этому эталону.

Профессиональная этика может быть применена в отношении разных объектов: это могут быть группы лиц или отдельные личности, сотрудники одного ранга, начальник, подчиненный, т. е. те индивиды и структурные единицы организации, с которыми работник реализует межличностное взаимодействие.

Также соблюдение этических норм подразумевается в отношении коллег по профессии как большой условной социальной группе. Это соблюдение интересов и поддержание общественного престижа профессиональной группы, к которой индивид себя относит, — медицинских работников, ученых, бизнесменов, журналистов, педагогов и т. д.

Важнейший адресат осуществления профессиональной этики — лица, которых можно назвать объектами профессиональной деятельности специалиста: клиенты, ученики, пациенты и т. д., на защиту прав и благополучия которых профессиональная этика направлена.

Содержание этических представлений образует явления разного порядка. Во-первых, объективные феномены (действия, поведение, поступки и их последствия): «не навреди», «соблюдать», «игнорировать», «выполнять», «нарушать». Во-вторых, отношения между профессионалом и партнером по профессиональному взаимодействию: «уважать», «относиться», «доброжелательно», «лояльно», «не проявлять предпочтение». В-третьих, индивидуальные этические представления могут содержать ссылку на эмоциональную составляющую профессионального взаимодействия — переживания и чувства. От отношений их отличает ситуативность и отнесенность к конкретным индивидам: «радость», «обида», «оскорблен», «работать с желанием». И в-четвертых, указание на личные качества — характеристики индивидуальности и опыта профессионала: «подготовленный», «образованный», «умение общаться», «хороший специалист», «сдержанный», «склочный».

В качестве источников представлений индивида о профессиональной этике выделяют:

  • • этические кодексы профессий;
  • • своды норм поведения;
  • • правовые нормы;
  • • должностные инструкции в конкретной организации и на конкретной профессиональной позиции;
  • • универсальные общечеловеческие ценности;
  • • светскую и религиозную мораль;
  • • культурные нормы и др.

Этические нормы, сформированные из данных источников могут как взаимодополнять, так и взаимоисключать друг друга. Например, культурные нормы социального взаимодействия в системах «старший — младший» или «мужчина — женщина» могут отличаться от норм делового взаимодействия, когда эти же люди выступают в первую очередь как сотрудники, работники, коллеги, руководители или подчиненные. То есть разные ситуации предполагают выход на первый план разных ролей их участников. Соответствие нормам этики нс только должно осуществляться субъектом по отношению к партнерам по профессиональному взаимодействию, но и ожидается по отношению к себе. На основе этого возникает немало противоречий, обусловленных различиями в представлениях личностей, даже в структуре одной организации, о моделях реализации этического поведения. Собственная личность может восприниматься как объект применения профессиональной этики со стороны других людей.

Таким образом, управленческая деятельность, влияющая не только на эффективность труда, но и на социально-психологическое благополучие сотрудников и общества в целом, сталкивается с необходимостью опоры на нормы профессиональной этики. Профессиональная этика служит для защиты интересов как самого работника, так и потребителей его услуг, а также его партнеров по труду. Профессиональная этика призвана разрешать противоречия неоднозначных профессиональных ситуаций. Этические кодексы созданы в ряде профессий и организаций. Но индивидуальные представления о профессиональной этике отличаются разнообразным содержанием, так как опираются не только на официальные кодексы, а являются результатом их индивидуального осмысления и интерпретации на основе собственного опыта. Разные типы этических представлений по-разному организуют профессиональное поведение — направляя к должному или удерживая от недопустимого.

  • [1] По материалам журнала «Journal of Occupational and Organizational Psychology:
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой