Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Антропоориентированные образовательные учреждения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мнение Юнга таково: даровитость сердца для общественного благополучия полезнее и ценнее, чем прочие дарования. Опасно односторонне развивать даровитость ума, она вовсе не безусловная ценность и становится ею лишь тогда, когда талант применяется с пользой для людей. Кроме того, по его мнению, одаренность не только компенсируется некоторой неполноценностью в другой области, но порой идет рука… Читать ещё >

Антропоориентированные образовательные учреждения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В практике современного образования есть не только отдельные технологии, но и целые воспитательные системы, в которых реализуются многие аспекты антропологоориентированного педагогического процесса. В книге «Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня» (М., 1998) описываются отечественные антропологические образовательные системы, начиная со школы К. Мая, школ С. А. Рачинского, Е. С. Левицкой, В. II. Кащенко и др. до современных школ-комплексов, школы-парка, школы-театра и т. п.

В г. Москве и других городах давно и успешно работают авторские школы Караковского, Тубельского, Ямбурга и др., поиск в этом направлении идет по пути создания гимназий, лицеев, профильных школ, школ для одаренных детей, здоровьесберегающих школ. В школах вводят 10—12-балльную систему оценок, учебный год делится на триместры, а есть школы с шестью учебными промежутками с недельными каникулами после каждого, в школе В. Гармаша младшие школьники пишут перьевыми ручками, стоя за партами-конторками, и т. д.

По поводу антропоориентированности отдельных школ для одаренных детей. В спорах о правомерности селекции детей в школе следует прислушаться к аргументам К. Г. Юнга, который выступал категорически (что ученым не свойственно) против селекции детей и выделения особо одаренных в отдельные классы. Он полагал, что развитие одаренности оказывается несоразмерным степени зрелости личности в целом и зачастую складывается мнение, что творческая личность выросла за счет гуманной.

«Что такое в конечном счете великий ум при моральной неполноценности?».

Мнение Юнга таково: даровитость сердца для общественного благополучия полезнее и ценнее, чем прочие дарования. Опасно односторонне развивать даровитость ума, она вовсе не безусловная ценность и становится ею лишь тогда, когда талант применяется с пользой для людей. Кроме того, по его мнению, одаренность не только компенсируется некоторой неполноценностью в другой области, но порой идет рука об руку даже с патологическим дефектом. Поэтому в особых классах для одаренных возникла бы опасность того, что из ребенка разовьется односторонний продукт. В нормальных же классах он будет, напротив, изнывать от скуки именно на том предмете, где у него превосходство (чтобы не изнывал, школа может изменить позицию одаренного ученика на учительскую, предоставив ему часть учительских полномочий), а на других ему будут напоминать о его отставании, что может производить морально необходимый и полезный эффект.

В г. Новокузнецке разработана теоретически и апробирована на практике аптропоэкологическая модель школы[1].

Аптропоэкологическая модель образования, по замыслу ее создателей, основывается на идеях природосообразности, культуросообразности и теории самоорганизации, которая обеспечивала бы развитие ребенка в соответствии с его задатками и способностями, его интересами и желаниями, его индивидуальным темпом развития и сохранила бы при этом его здоровье. Чтобы образовательное учреждение действительно отвечало своему назначению, необходимо (кроме соответствующей корректировки учебного плана) все его компоненты ориентировать на постижение учащимися многогранных проявлений социоприродной сущности человека, на их приобщение к культуре, как живому воплощению мира человеческих ценностей, к гуманистическому стилю общения и взаимодействия. С этой целью в содержании образования должны реализоваться следующие позиции:

1) антропоэкологический подход во взаимодействии участников образовательного процесса. Установление гармонических отношений человека к окружающей действительности: природе, культуре, социуму.

Реализации в работе администрации, учителей, классных, руководителей, педагога-психолога, педагога-валеолога, школьного врача антропоэкологических подходов: вера в добрые начала, заложенные в ребенке; глубокое знание и понимание физических потребностей ребенка; отсутствие давления на волю ребенка, запрет традиционных форм дисциплинирования и авторитаризма; воспитание чувств и эмоций; гармоничное сочетание умственной и физической активности на уроке; игра как основной вид деятельности в школе и как. потребность детского организма; соответствие предъявляемых требований к индивидуальным возможностям ребенка и др.;

2) гуманитаризация преподавания всех дисциплин. Наука (в том числе математика, естествознание) изучается как феномен культуры в контексте культуры как один из ее элементов. В процессе обучения (на имитационных моделях, путем «мозгового штурма», деловых игр, дискуссий и т. д.) осуществляется гуманитарная и экологическая «экспертиза» замыслов и результатов изучаемых научных исследований, их влияние на ноосферу, обосновывается необходимость профилактики механического переноса в человекознание подходов, таящих опасность воспроизводства технократического мышления.

Содержание образования предполагает обращенность познавательной активности учащихся на себе, углубленную и систематическую личностную рефлексию. Выпускник образовательного учреждения должен понимать и принимать себя, у него необходимо сформировать стойкую и действенную готовность к самовоспитанию, самообразованию и, главное, к саморегуляции, охватывающую регуляцию психических состояний, поведение в стрессовых и конфликтных ситуациях, осознанный мотивированный выбор, оптимизацию условий труда, формирование индивидуального стиля деятельности;

  • 3) экологическая направленность социальной практики учащихся (в том числе производительного труда). Поддержка участия школьников в экологических и гуманитарных акциях (типа «Зеленый патруль», «Голубой патруль», «Милосердие», «Возрождение», реставрация и охрана памятников культуры, защита детства и т. п.), включение их в различные формы непрофессиональной педагогической, экологической, медико-вспомогательной деятельности. Педагогический и ученический коллективы образовательного учреждения совместно с учителями и воспитателями организуют в своем микрорайоне природоохранную деятельность, участвуют в экологическом просвещении;
  • 4) экология поведения и отношений. Образовательное учреждение культивирует диалоговые, партнерские (равносвободные, равноответственные) отношения учителей и учащихся; оно организует их многоуровневое сотрудничество. Поддерживается нросоциальное (помогающее) поведение учащихся и предупреждаются явления психологической изоляции и депривации отдельных школьников. В работе с учащимися исключаются псевдосоревновательныс элементы. Через ученическое самоуправление реализуется тезис: «Ученик, помоги учителю!» с тем, чтобы (как писал Л. С. Выготский) «педагог, подобно китайскому рикше, один не тянул на себе всю тяжесть учебно-воспитательного процесса»;
  • 5) «школа полноценной жизни здесь и сейчас» — создание морально-психологического и санитарно-гигиенического комфорта каждому ученику. Эти задачи достигаются следующими путями.
  • 1. Организация целостного педагогического процесса, основанная на идеях В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили, И. А. Ильина, В. Ф. Шаталова и др.:
    • — исключение методов принуждения к учению и использование лишь таких методов, которые вовлекают детей в общий труд учения, вызывая радостное чувство успеха, движения вперед, развития («победное учение»); «трудная цель»: обеспечивает формирование личной ответственности, веру в возможность преодоления трудностей; «опора» позволяет даже самым слабым ученикам продвигаться в учении); «опережение» обеспечивает своевременное прохождение курса всеми, ускоряет развитие сильных, наиболее способных в данной области учеников; «крупные блоки» помогают усваивать сущностные понятия, связи, увеличить объем усваиваемого материала при резком снижении нагрузки на ученика;
    • — использование групповых, индивидуальных, клубных форм обучения, в том числе с разновозрастным и переменным составом учащихся;
    • — привлечение проектных методов, дискуссий, ролевых и деловых игр, проблемного консультирования и др.
  • 2. Режим работы школы: односменные учебные занятия по базовым дисциплинам; кружки, факультативы, секции и др. — вторая половина дня; 5-дневная рабочая неделя, 6-й день — день консультирования, самообразования, общения, творческих дел и др.; ограниченный — не более 700 учащихся — контингент школы и до 20 учащихся — наполняемость классов; сокращенные уроки).
  • 3. Интерьер школы, ее оформление: чистота всех «уголков» в школе, зеркала в залах, гардеробных и туалетных комнатах, аквариумы, «живые уголки», цветы, сменные выставки собственных картин, рисунков, плакатов, карикатур, поделок; индивидуальное оформление учебных аудиторий, закрепленных за определенным классом; два спортивных зала, залы и студии для занятий музыкой, хореографией, ИЗО и др.
  • 4. Включением учителей, учащихся, родителей в совместную деятельность: «Я строю свою школу»: разработка Устава образовательного учреждения, создание пришкольного участка (теплицы, географической площадки, обсерватории, оборудование кабинетов, оформление интерьера школы и др.).
  • 5. Вовлечение участников педагогического процесса в спортивную, оздоровительную, туристическую работу, в общесгвенно-нолезный труд, сферу социальной помощи, охрану природы и др.
  • 6. «Здоровье ребенка прежде всего» — эта установка должна предопределять любые организационные и методические решения педагогов, выступая в качестве главного основания их гуманитарного мышления и гуманистической профессиональной позиции. Образовательное учреждение принимает на себя ответственность за охрану и укрепление физического и психического здоровья учащихся и учителей. Проведение оздоровительных мероприятий: уроки физкультуры, ритмики и хореографии, предметные занятия на свежем воздухе, дни здоровья, однодневные турпоходы, использование функциональной музыки, соответствующая организация перемен и др. Оборудование кабинета эмоциональной разгрузки для всех участников педагогического процесса. При оценке работы учителя повышенное внимание должно уделяться тому, как он реализует психотерапевтические функции, прогнозирует и устраняет разного рода дидактогенные факторы, травмирующие учащихся (монотония, невротизация из-за игнорирования правил «оценочной безопасности», перегрузки домашними заданиями и т. п.). По мере накопления опыта педагоги будут стремиться проектировать эмоциональную партитуру уроков.
  • 7. Школа творческой самодеятельности.
  • 8. Школа, где учит и учится каждый.
  • 9. Школа целостного восприятия мира.

Создание школьной валеологической службы для осуществления комплексной работы. Проведение со старшеклассниками эколого-валеологических тренингов. Названия некоторых упражнений: «Душевная погода», цель: самонаблюдение, самоанализ эмоциональных состояний, развитие эмпатии, стимулирование воображения; «Идентификация», цель: анализ потребностной сферы учащихся, развитие эмпатии, воображения, идентификация с объектами живой природы; «Предупредительные знаки», цель: развитие эмпатии, воображения, формирование и коррекция нравственных установок, интеллектуальных эмоций и т. п.

  • [1] Подробнее о модели см.: Макареня А. А., Кривых С. В. Педагогическая антропоэкология. Новокузнецк, 2000.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой