Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социальное обеспечение в словацкой республике

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В частности, к основным видам пенсий, выплачиваемых в рамках обязательной пенсионной системы, относятся: пенсия по старости (условиями ее получения являются достижение 62-летнего возраста и уплата в течение 15 лет взносов в рамках обязательного пенсионного страхования); досрочная пенсия по старости; пенсия, выплачиваемая вдовцу или вдове (выплачивается жене либо мужу, если ко дню смерти супруга… Читать ещё >

Социальное обеспечение в словацкой республике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данной главы студенты должны:

знать

  • • общую характеристику системы социального обеспечения Словацкой Республики;
  • • особенности:
    • а) источников права социального обеспечения Словацкой Республики;
    • б) отдельных видов социального обеспечения Словацкой Республики;
  • • законодательство Словацкой Республики о социальном обеспечении;

уметь

  • • анализировать источники права социального обеспечения Словацкой Республики;
  • • осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов о социальном обеспечении в Словацкой Республике;
  • • давать квалифицированные юридические заключения и консультации, но вопросам социального обеспечения в Словацкой Республике;

владеть

  • навыками:
    • а) работы с правовыми актами о социальном обеспечения Словацкой Республики;
    • б) анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами права социального обеспечения Словацкой Республики;
    • в) анализа правоприменительной и правоохранительной практики в сфере социального обеспечения Словацкой Республики;
    • г) разрешения правовых проблем и коллизий;
    • д) работы в команде.

Ключевые термины: виды социального обеспечения по законодательству Словацкой республики.

Термин «социальное обеспечение» в словацкой научной правовой литературе рассматривается как понятие, включающее преимущественно отношения и институты, посредством которых предоставляются социальные гарантии по обеспечению людей в случае отсутствия у них дохода, а также находящихся в ситуации, когда их доход ниже величины прожиточного минимума1.

На сегодняшний день система социального обеспечения Словацкой Республики состоит из четырех основных подсистем: социального страхования, государственной социальной поддержки, социальной помощи и дополнительного социального обеспечения, включая дополнительное пенсионное обеспечение.

Главной формой социального обеспечения выступает, бесспорно, подсистема социального страхования, которая включает шесть видов: страхование на случай временной нетрудоспособности, от несчастных случаев на производстве, по безработице, пенсионное, гарантийное и медицинское. Каждый вид социального страхования имеет свои особенности, закрепленные в законах № 580/2004 «О медицинском страховании» и № 461/2003 «О социальном страховании»[1][2].

Наиболее важную роль во всей системе социального обеспечения Словацкой Республики играет пенсионное обеспечение, основанное на принципах обязательного пенсионного страхования. При этом система пенсионного обеспечения включает обязательную и дополнительную части.

В частности, к основным видам пенсий, выплачиваемых в рамках обязательной пенсионной системы, относятся: пенсия по старости (условиями ее получения являются достижение 62-летнего возраста и уплата в течение 15 лет взносов в рамках обязательного пенсионного страхования); досрочная пенсия по старости; пенсия, выплачиваемая вдовцу или вдове (выплачивается жене либо мужу, если ко дню смерти супруга последний являлся получателем пенсии по старости либо досрочной пенсии по старости); пенсия сироте (выплачивается необеспеченным детям после смерти их родителей или усыновителей, которые ко дню смерти были получателями пенсии по старости либо досрочной пенсии по старости). Наряду с пенсиями по старости данная система направлена на обеспечение пенсиями инвалидов.

В свою очередь, под дополнительным пенсионным обеспечением понимается уплата взносов участниками дополнительного пенсионного обеспечения и работодателями в специально созданный фонд и последующая выплата пенсий в рамках данной системы. Как следствие, человек, уплативший взносы, имеет право на получение следующих видов выплат: доплата к пенсии по старости; доплата к пенсии за выслугу; единовременная выплата; отступное.

Вторым, но значимости после пенсий выступает обеспечение в связи с временной нетрудоспособностью, которое основано, как было указано выше, на системе социального страхования на случай временной нетрудоспособности. На сегодняшний день данный вид социального страхования регламентируется Законом № 461/2003 «О социальном страховании» (далее — Закон о социальном страховании), вступившим в силу с 1 января 2004 г. В соответствии с данным Законом обеспечение при временной нетрудоспособности (§ 33 ст. 38 Закона о социальном страховании) предоставляется лицам, осуществляющим трудовую деятельность, а также лицам, самостоятельно обеспечивающим себя доходом и лицам, добровольно вступившим в отношения по страхованию на случай нетрудоспособности. Каждая из названных категорий имеет свои отличия в части обеспечения денежными выплатами при временной нетрудоспособности. Например, у лиц, работающих по трудовому договору, право на пособие по временной нетрудоспособности возникает на 11-й день с момента ее наступления и до окончания временной нетрудоспособности, либо за период до окончания 52 недель с момента наступления временной нетрудоспособности, либо до момента наступления инвалидности. За первые 10 дней временной нетрудоспособности работник не получает пособия по нетрудоспособности, но обеспечивается за счет финансовых средств своего работодателя (однако из этого правила есть исключения). В отношении лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и лиц, добровольно вступивших в отношения по страхованию на случай нетрудоспособности, право на обеспечение возникает с первого дня нетрудоспособности с предоставлением им минимальных страховых выплат за первые 10 дней нетрудоспособности. По общему правилу размер обеспечения составляет 55% среднего заработка. В то же время в отношении лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, а также лиц, добровольно вступивших в отношения по страхованию, установлен размер, составляющий 25% среднего заработка.

Анализируя институт выплаты пособия по временной нетрудоспособности в связи с необходимостью ухода за членом семьи (§ 39 ст. 43 Закона о социальном страховании), отметим, что к числу членов семьи относятся: ребенок, супруг, супруга, родители супруга (супруги), а также физические лица, осуществляющие заботу о ребенке, в случаях, установленных в Законе. Размер обеспечения по общему правилу составляет 55% общего дневного заработка.

Наряду с этим согласно Закону о социальном страховании у работников появилось право на получение компенсационных пособий за период беременности или материнства до девяти месяцев после родов при переводе на иную работу, так как работа, на которой женщина трудилась до этого, в соответствии с особыми нормами законодательства ей запрещена (§ 44 ст. 47 Закона о социальном страховании).

Таким образом, как в Чешской Республике[3], так и в Словацкой Республике к числу основных видов денежных выплат, но временной нетрудоспособности относятся: пособие по временной нетрудоспособности, пособие по уходу за заболевшим членом семьи, пособие в связи с переводом беременной женщины или женщины в течение девяти месяцев с момента рождения ребенка на более легкую работу, компенсационные выплаты по беременности и родам.

Не обошел стороной законодатель и решение вопросов социального обеспечения лиц, пострадавших в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием.

Правовая регламентация данных отношений осуществляется нормами § 83 ст. 101 Закона о социальном страховании, в соответствии с которой помимо рабочих данные нормы распространяются также на учащихся средней школы и студентов при прохождении ими производственной практики; на физических лиц в случаях, установленных в Законе (например, осуществляющих деятельность в Вооруженных силах либо на государственной гражданской службе, в Добровольной пожарной охране Словацкой Республики и т. д.). К основным видам выплат в системе социального страхования от несчастных случаев относятся:

  • 1) выплаты при наступлении временной нетрудоспособности. Сюда включаются выплаты в связи с несчастным случаем (55% среднего дневного заработка за первые три дня и 25% среднего дневного заработка, начиная с четвертого дня); возмещение расходов, связанных с лечением;
  • 2) выплаты при стойкой утрате трудоспособности, в которые входят: рента при несчастном случае (если в результате несчастного случая произошла утрата трудоспособности более чем на 40%); единовременная компенсация (если размер нетрудоспособности снизился от 10 до 40%); реабилитация, переквалификация;
  • 3) выплаты при наступлении смерти, которые включают в себя: единовременные выплаты; выплаты в рамках содержания наследников; возмещение расходов, связанных с погребением;
  • 4) возмещение за перенесенные страдания.

Достаточно интересным с научной точки зрения представляется опыт использования конструкции гарантийного страхования, т. е. страхования на случай банкротства работодателя и невозможности исполнить им свои социальные обязательства (§ 102 ст. 103 Закона о социальном страховании). В рамках данной системы работник имеет право на получение в том числе следующих выплат: возмещение ущерба в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием; пособий при временной нетрудоспособности работника. Данный механизм может быть успешно применен и в российской правовой системе.

В Словацкой Республике сфера занятости отнесена к социальному обеспечению, что находит закрепление в особом виде страхования — страховании по безработице.

Правовая регламентация данных отношений осуществляется в общем виде нормами § 104 ст. 108 Закона о социальном страховании. При этом основным видом социального обеспечения в данной системе является пособие по безработице, размер которого установлен в процентом отношении к заработку и составляет 50% среднего дневного заработка (§ 108 ст. 108 Закона о социальном страховании). В то же время размер среднего дневного заработка берется из расчета за три года, предшествующих моменту наступления безработицы лица. Важно отметить, что пособие по безработице предоставляется за календарные дни[4].

Наконец, последним видом социального страхования является медицинское страхование, которое регулируется Законами № 580/2004 «О медицинском страховании» и № 95/2002 «О страховании».

Медицинское страхование в Словацкой Республике состоит из двух систем: всеобщей и индивидуальной. При этом первая носит обязательный характер для всех, а вторая — факультативный. При этом главную роль в системе медицинского страхования, безусловно, играет всеобщая система. В рамках данной системы человек имеет право на получение медицинской помощи в полном объеме. Основными видами медицинской помощи являются: профилактические осмотры, неотложная медицинская помощь, медицинские предписания (амбулаторно или путем назначения лекарств) и медицинская помощь (амбулаторное лечение, детское питание, курортное лечение).

Программа всеобщего медицинского страхования распространяется как на работников, так и на лиц, осуществляющих свою деятельность в государственных учреждениях. Наряду с ними в состав лиц, которым предоставляется медицинская помощь в рамках системы всеобщего медицинского страхования, включаются: лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, беженцы, студенты с иным гражданством и обучающиеся в соответствии с международным договором, несовершеннолетние иностранцы, иностранцы, арестованные на территории Словацкой Республики, отбывающие наказание в связи с лишением свободы.

Особое содержание имеет такой институт в праве социального обеспечения Словацкой Республики (и особая форма социального обеспечения), как государственная социальная поддержка.

Основной мерой в рамках системы государственной социальной поддержки выступает пособие на ребенка и надбавка к пособию на ребенка, которые регулируются Законом № 600/2003 «О пособии на ребенка и о внесении изменений и дополнений в Закон № 461/2003 „О социальном страховании“». Пособие на ребенка — это выплата, производимая государством на воспитание и питание малообеспеченного ребенка. В свою очередь, надбавка к пособию на ребенка — это выплата, производимая государством на воспитание и питание малообеспеченного ребенка в ситуации, когда лицо не имеет право на получение бонуса в рамках пособия. При этом под малообеспеченным ребенком понимается лицо, которое обучается в школе либо лицо, в случаях, прямо установленных в законе, до достижения возраста 25 лет.

Следующим видом мер государственной социальной поддержки является пособие при рождении ребенка и надбавка к пособию при рождении ребенка. Данный вид пособия состоит из трех элементов: само пособие при рождении ребенка, надбавка к пособию при рождении ребенка и предоставление пособия родителям, у которых трое и более детей либо у которых двое и более детей, возраст которых более двух лет. Пособие при рождении ребенка носит единовременный характер и предоставляется в целях возмещения затрат, понесенных в связи с рождением ребенка. Размер пособия составляет 151,37 евро. Надбавка к пособию при рождении ребенка выплачивается в тех случаях, когда новорожденный прожил хотя бы 28 дней. Размер надбавки к пособию составляет 678,49 евро. Обращаясь к вопросу о пособиях, выплачиваемых родителям, следует отметить, что они носят периодический (ежегодный) характер и их размер зависит от возраста ребенка: до достижения ребенком возраста 6 лет — 81,99 евро; от 6 до 15 лет — 101,25 евро, свыше 15 лет — 107,55 евро.

Третьим пособием в рамках предоставляемых мер социальной поддержки является пособие, выплачиваемое родителям. Оно предоставляется в целях достойного обеспечения детей в возрасте до трех лет, а в исключительных случаях, установленных в законе, — до шести лет. Размер данного пособия составляет 164,22 евро в месяц.

Четвертый вид пособия — пособие на воспитание детей, которое было введено Законом № 561/2008 «О пособии на воспитание детей», вступившим в силу с 1 января 2009 г. Данное пособие выплачивается в целях надлежащего социального обеспечения детей до трех лет либо в случаях, установленных законом, — на детей до шести лет.

Пятый вид пособия — пособие на возмещение расходов в связи с обеспечением детей. Оно предоставляется родителям, которые являются малообеспеченными либо не имеют возможности полностью обеспечить свою семью1.

Наряду с пособиями на детей в рамках данной системы предоставляются выплаты на питание и пособие на погребение.

Следует отметить, что вопросы обеспечения государственными пособиями на детей в рамках системы государственной социальной поддержки достаточно подробно рассмотрены в словацкой научной литературе[5][6].

Институт мер государственной социальной поддержки необходимо отличать от иного правового явления — государственной социальной помощи, под которой понимается предоставление социального обеспечения в связи с малообеспеченностью. Основные мероприятия по социальной помощи в Словацкой Республике регламентируются рядом нормативных актов: Закон № 599/2003 «О помощи при материальной нужде», Закон № 447/2008 «О денежных выплатах на компенсацию социальных последствий трудной жизненной ситуации», Закон № 448/2008 «О социальных службах» и Закон № 601/2003 «О прожиточном минимуме». Основными формами социальной помощи являются: пособие при малообеспеченное™, надбавка к пособию при малообеспеченное™ и единовременное пособие при малообеспеченное™.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Сформулируйте определение понятия социального обеспечения в Словацкой Республике.
  • 2. В чем заключаются особенности системы социального обеспечения данной страны?
  • 3. Какие основные виды социального обеспечения предоставляются на территории Словацкой Республики?
  • [1] Обзор точек зрения см.: MatlakJan et al. Pravo socialneho zabczpcccnia. Plzen: Ales Cenek, 2009. S. 39—42.
  • [2] Cm.: Matlak Jan et al. Op. cit. S. 43—44.
  • [3] Подробнее см. гл. 27 настоящего учебника.
  • [4] Matlcik Jan et al. Pravo socialneho zabezpecenia. Plzen: Ales Cenek, 2009. S. 190.
  • [5] Matlak Jan et al. Pravo socialneho zabezpecenia. S. 190.
  • [6] См., например: Mackovd Zuzana. Pravo socialneho zabezpecenia. Osobitna cast' — Statne socialne davky s prikladmi. Heureka, 2008.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой