Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности реализации уголовной политики в сфере защиты личности сотрудников правоохранительных органов от преступных посягательств

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К элементам механизма уголовно-правовой охраны относятся нормы уголовного права; уголовно-правовые отношения; уголовная ответственность. Ведущим звеном является система уголовно-правовых норм. Выполнение нормативного требования упорядочивает поступки людей и тем самым обеспечивает решение задачи, поставленной перед уголовным законом, — охрану важнейших социальных ценностей, в том числе жизни… Читать ещё >

Особенности реализации уголовной политики в сфере защиты личности сотрудников правоохранительных органов от преступных посягательств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие и содержание уголовно-правовой защиты сотрудников правоохранительных органов

Под уголовно-правовой охраной следует понимать меры по сохранению интересов, связанных со служебной деятельностью сотрудников правоохранительных органов от преступных посягательств путем определения в уголовном законе опасных для личности, общества и государства деяний, являющихся преступными, и установления за их совершение уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера.

Уголовно-правовая защита — совокупность наказаний и иных уголовно-правовых мер за посягательства на охраняемые уголовным законом общественные отношения, а также на их восстановление, необходимость в котором вызвана нарушением установленного государством уголовно-правового запрета. Она начинает «действовать» после совершения преступления, когда очевидно, что охрана «не сработала», преступление предупредить не удалось и возникает необходимость «включения» механизма уголовной ответственности за нарушение уголовно-правового запрета.

Уголовно-правовую охрану и уголовно-правовую защиту с учетом их содержания теоретически можно представить в качестве самостоятельных, но взаимосвязанных и взаимообусловленных правовых категорий. Уголовно-правовая охрана, наряду со своей прямой «защитительной» функцией, несет в себе возможность предупреждения преступлений как со стороны лица, привлекаемого к уголовной ответственности, так и других лиц. В то же время уголовно-правовая охрана является не только более широким понятием, но и главным в соотношении с понятием уголовно-правовой защиты. Защита, отражая «оборонительный» аспект, — органическая часть охраны, но уголовно-правовой защите подлежит только то, что уголовным законом поставлено под охрану.

Охрана и защита общественных отношений и интересов личности от преступных посягательств имеют свои границы. Уголовно-правовая охрана, как явление более широкое и предшествующее защите, определяется рамками удержания лиц в их стремлении совершить преступление до привлечения к уголовной ответственности за нарушение уголовно-правового запрета. Появление такого запрета в уголовном законе следует считать начальным моментом возникновения для граждан обязанности воздерживаться от совершения преступных действий, а для сотрудников правоохранительных органов — контролировать соблюдение гражданами указанных обязанностей и, следовательно, начальным моментом охраны.

К элементам механизма уголовно-правовой охраны относятся нормы уголовного права; уголовно-правовые отношения; уголовная ответственность. Ведущим звеном является система уголовно-правовых норм. Выполнение нормативного требования упорядочивает поступки людей и тем самым обеспечивает решение задачи, поставленной перед уголовным законом, — охрану важнейших социальных ценностей, в том числе жизни, здоровья, авторитета сотрудников правоохранительных органов, что позволяет им оптимизировать выполнение своих задач. Так, требование ст. 317 УК РФ содержит запрет посягательств на жизнь сотрудника правоохранительных органов, исполняющего обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Ответственность за это деяние направлено на оказание сдерживающего влияния на граждан при контактах с сотрудником правоохранительных органов при исполнении указанных обязанностей и, следовательно, на обеспечение уголовно-правовой охраны нормальной служебной деятельности и безопасности личности сотрудника. Если уголовно-правовой запрет, содержащийся в норме, нарушен, значит, она не выполнила своего главного назначения. В этом случае она призвана возложить ответственность на виновного в соответствии с санкциями соответствующих статей.

Таким образом, основное назначение уголовно-правовых норм — установление запретов, т. е. правил поведения людей, применительно к отдельным ситуациям и формам поведения. Привлечение к уголовной ответственности и назначение наказания — тот правовой механизм, который следует из уголовно-правовой нормы: требование возложить ответственность на лицо, виновное в совершении преступления, производно от требования соблюдения определенных законом правил поведения.

Уголовно-правовые нормы, как уже было отмечено, реализуются через уголовно-правовые отношения. Наиболее распространенным является понимание правоотношения как конкретного общественного отношения, возникающего на основе норм права и в случае наступления предусмотренных нормой фактов, представляющего собой юридическую связь между его субъектами, содержанием которой являются субъективные права и юридические обязанности.

В качестве субъектов названного уголовного правоотношения выступают, с одной стороны, государство в лице сотрудников правоохранительных органов, а с другой — граждане. На граждан возлагается:

  • — обязанность воздерживаться от совершения преступлений;
  • — возможность совершать определенные активные уголовно-правовые действия при наличии предписания, предоставляющего определенные субъективные права на совершение таких действий: необходимая оборона, крайняя необходимость, задержание преступника, действия в условиях обоснованного риска и др.

Этим правам и обязанностям граждан соответствуют права и обязанности правоохранительных органов:

  • — право требовать от граждан правопослушного поведения;
  • — обязанность осуществлять контроль за исполнением гражданами обязанностей по воздержанию от совершения преступлений;
  • — обязанность не применять меры уголовно-правового воздействия к лицам, использующим предоставленные им права на необходимую оборону, задержание преступника, крайнюю необходимость и др.

Правоотношения, возникающие с момента совершения преступления, наполнены содержанием, соответствующим указанному юридическому факту.

Для гражданина (лица, совершившего преступление) это:

  • — обязанность понести наказание за совершение преступления и претерпеть последствия, предусмотренные законом;
  • — право требовать точной оценки совершенного преступления в соответствии с предписаниями закона, а также назначением судом справедливого и строго индивидуализированного наказания, соразмерного опасности и тяжести содеянного.

В свою очередь, государство посредством правоохранительной деятельности:

  • — осуществляет право привлечения преступника к уголовной ответственности, назначения ему наказания и его исполнение;
  • — обеспечивает точную квалификацию совершенного преступления, назначение судом справедливого и строго индивидуализированного наказания.

Действия сотрудников правоохранительных органов осуществляется в сфере государственного управления. Властный характер управленческих отношений, их направленность на изменение поведения людей, использование соответствующих этому содержанию средств и методов придает деятельности сотрудников правоохранительных органов высокую степень конфликтности. Отсюда их высокая «виктимная предрасположенность», т. е. возможность стать жертвой посягательства при исполнении служебных обязанностей или мести за нее. Это повышает возможность причинения вреда лицам, находящимся на государственной службе, в связи с их деятельностью определяет потребность принятия государством мер по охране своих представителей, в том числе мер уголовно-правового характера. В уголовном законе не раскрывается понятие правоохранительных органов. Однако ориентиром в этом плане может служить Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Из содержания ст. 2 Закона следует, что к таким органам относятся органы прокуратуры, внутренних дел, ФСБ, федеральные органы налоговой полиции и таможни.

Законодатель, формируя в уголовном законе запрет посягательств на порядок управления, отражает в отдельных нормах механизм причинения вреда объекту охраны — физическое и психическое воздействие на сотрудников правоохранительных органов. Не случайно в уголовноправовой доктрине среди множества классификаций преступлений против порядка управления существуют и такие, в которых составы преступлений, обособленные по указанному основанию, выделяются в отдельную группу. Это следующие деяния: посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов (ст. 317 УК РФ), применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ), оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ), применение насилия в отношения сотрудника мест лишения свободы или содержания под стражей (ст. 321 УК РФ). Такие важные для государства отношения управления, которые преступник «разрушает», лишая жизни сотрудника правоохранительных органов или представителя власти либо причиняя вред здоровью, или наносит им ущерб при оскорблении в связи с выполнением последним должностных обязанностей, рассматриваются как нуждающиеся в охране, а их нарушение расценивается как преступление против порядка управления. В данном случае имеет место причинение вреда жизни, здоровью, чести и достоинству не частному лицу, а человеку — участнику особо охраняемых отношений. Это приносит вред нормальной деятельности и авторитету органов власти и управления, от имени которых он действует. Уголовно-правовая охрана личности сотрудников правоохранительных органов, подвергающихся преступным посягательствам в процессе исполнения служебных обязанностей, может быть реализована только в рамках общественных отношений управления. Следовательно, объектом уголовно-правовой охраны в составах преступлений рассматриваемого правового института являются общественные отношения, складывающиеся между гражданами и сотрудниками правоохранительных органов, безопасность личности которых в процессе служебной деятельности является обязательным условием сохранения и развития названных отношений.

Реалии становления рыночной экономики, предоставление больших свобод населению объективно повышают степень остроты противоречий. В этих условиях появляется возможность субъективного произвола вследствие ослабления реализации властных функций. В современных условиях представители государственной власти уже не могут, как ранее, рассчитывать на беспрекословное принятие людьми их, даже справедливых, требований. На фоне отмеченных обстоятельств и с учетом чувства тревоги граждан за свое благополучие, уменьшения их доверия к государственным органам выполнение служебных обязанностей в правоохранительной сфере сопряжено с высоким уровнем конфликтости. Наглядным примером сказанному являются статистические данные МВД России о применении насилия в самых опасных формах в отношении исполняющих обязанности сотрудников органов внутренних дел. Так, если в 1995 г. погибли 246 сотрудников, то на рубеже веков число погибших увеличилось в 8 раз. Именно поэтому вопросы обеспечения безопасности представителей власти, должностных лиц правоохранительных органов на рубеже столетий и первом десятилетии нового столетия стоят особенно остро. В правовой и публицистический лексикон достаточно быстро вошел термин «правовая защищенность». С ним связывается наличие нормативно закрепленных возможностей для уверенного и инициативного исполнения указанными лицами возложенных на них обязанностей. Причем такие возможности должны существовать вопреки возникающим препятствиям и опасностям, выступать своеобразным «нейтрализатором» реально существующих посягательств на их личные права, и прежде всего жизнь и здоровье. Таким образом, социальное отражает потребность общества в существовании правового механизма противодействия факторам, мешающим нормальной управленческой деятельности, а также в обеспечении безопасности субъектов, осуществляющих такую деятельность.

В статье 15 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» в качестве основополагающего начала на этом пути отмечается: «Государственному служащему гарантируются:

  • — условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей;
  • — защита его и членов его семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в порядке, установленном федеральным законом".[1]

Положения находят развитие в различных федеральных законах, регламентирующих гарантии правовой защиты государственных служащих, в том числе правоохранительной направленности: Федеральный закон РФ «О полиции», Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральный закон «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации». Содержание гарантий, предоставляемых государственным служащим правоохранительных органов для нормального исполнения ими должностных обязанностей, зависит от условий прохождения ими государственной службы. Вместе с тем в качестве главных элементов этих гарантий можно выделить следующие общие положения:

  • — законность требований указанных лиц и обязательность этих требований для исполнения гражданами;
  • — ответственность граждан, предусмотренная законом за неисполнение ими законных требований, а также за действия, препятствующие исполнению сотрудниками правоохранительных органов своих обязанностей;
  • — защита уголовным законом сотрудников правоохранительных органов, обеспечение неприкосновенности личности, чести и достоинства указанных лиц.

Можно выделить два взаимосвязанных, но тем не менее самостоятельных объекта защиты: нормальная деятельность представителей власти; личность сотрудников правоохранительных органов при исполнении служебных обязанностей. Защита объектов осуществляется различными отраслями российского права, в числе которых наибольшую значимость имеют административное и уголовное право. Административный кодекс содержит нормы, предусматривающие ответственность, например, за злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника полиции, за злостное неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов внутренних дел. Иной механизм причинения вреда отражен в уголовно-правовых нормах главы 32 УК РФ — преступления против порядка управления. Статьи 317—321 УК РФ, отмечая в числе преступных действий посягательства на жизнь, здоровье, телесную неприкосновенность и достоинство соответствующих лиц, переносят акцент защиты на интересы личности, выступающие условием нормальной управленческой деятельности. Нельзя не учитывать, что сфера охраны общественного порядка и общественной безопасности требует большего внимания. Именно вследствие непосредственных контактов субъектов-правоохранителей с правонарушителями проявляется высокая конфликтность служебной деятельности, высокий уровень потенциального и реального насилия со стороны правонарушителей в отношении должностных лиц. Так, согласно проведенным исследованиям, из числа сотрудников различных служб МВД России в большей степени подвержены риску насилия лица, постоянно контактирующие по роду служебной деятельности с населением: сотрудники патрульно-постовой службы — 29%, участковые инспекторы — 27%, сотрудники уголовного розыска — 10%.

В целом система норм УК РФ, направленных на защиту правоохранительных органов, осуществляющих служебную деятельность, создает правовые гарантии безопасности деятельности, охраняет авторитет органов государственной власти и управления, сотрудников правоохранительных органов, что позволяет обеспечить дифференцированный подход к решению вопросов об уголовной ответственности за преступления и индивидуализации наказания за их совершение.

  • [1] СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2990.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой